Зачем олеся пошла в церковь

Краткое содержание “Олеси” Куприна

зачем олеся пошла в церковь

Одним из первых крупных произведений Александра Куприна стала повесть «Олеся». Повесть была написана в 1898 году и в том же году опубликована. Сам автор считал это произведение одной из лучших своих работ. «Олеся» 3 раза экранизировалась: в 1915, в 1956 (фильм назывался «Колдунья») и в 1971 годах.

Молодой барин Иван Тимофеевич, от лица которого ведётся повествование, приезжает в небольшой населённый пункт на окраине Волынского Полесья. Барину скучно в глухой деревне после городской жизни. Он пытается подружиться с местными жителями: обучает грамоте своего слугу, занимается лечением. Однако ни одно из этих занятий не сближает «чужака» с населением деревни.

Иван Тимофеевич начинает заниматься охотой. Слуга барина Ярмола рассказывает своему хозяину о том, что в местном лесу живёт колдунья Мануйлиха со своей внучкой, а неожиданно поднявшийся ветер приписывает чёрной магии старой ведьмы. Через несколько дней барин случайно сбивается с пути на охоте. Пытаясь найти обратную дорогу, он выходит на избушку Мануйлихи.

Иван Тимофеевич знакомится с Олесей, внучкой колдуньи. Девушка помогает барину выйти из леса.

Главный герой долго не мог забыть свою новую знакомую. Через некоторое время он возвращается в лес, чтобы найти Олесю. Барин хочет, чтобы девушка погадала ему. Колдунья предвещает главному герою одиночество, желание свести счёты с жизнью и большую любовь с темноволосой женщиной. Однако даже любовь не сможет дать счастья.

Та, которую полюбит Иван Тимофеевич, будет страдать и примет позор. Олеся утверждает, что у барина слишком ленивое сердце, а значит, любить по-настоящему, самоотверженно он не умеет. Главный герой не верит ни в гадания, ни в сверхъестественные силы, которые приписывают Мануйлихе и её внучке.

Единственная цель его прихода в лесную избушку – вновь увидеть юную колдунью.

Иван Тимофеевич и Олеся начинают тайно встречаться, несмотря на протесты Мануйлихи. Главный герой спасает возлюбленную и её бабушку от урядника Евпсихия Африкановича, который пытается выселить «ведьм» из их дома. Иван Тимофеевич подкупает урядника и уговаривает его оставить женщин в покое. Узнав об этом, гордая Олеся обиделась.

Между влюблёнными происходит размолвка. Затем главный герой заболевает. В течение недели он не видится с Олесей. После выздоровления Иван Тимофеевич продолжает встречаться с колдуньей. Молодой барин знает, что ему скоро предстоит возвращение в город и предлагает Олесе обвенчаться и уехать с ним. Девушка не согласна.

Ни одна женщина в её роду не венчалась, ведь душа колдуньи принадлежит Сатане.

Главный герой на некоторое время вынужден уехать в соседнюю деревню. Вернувшись, он узнаёт о том, что возле церкви местные жители избили колдунью. Ей удалось вырваться и убежать в лес. Иван Тимофеевич спешит в лесную избушку, понимая, что крестьяне напали именно на Олесю. Придя домой к любимой, он находит девушку избитой. Олеся решила пойти в церковь, чтобы порадовать Ивана Тимофеевича. Крестьяне же приняли поступок ведьмы как вызов.

Колдунья не должна осквернять своим присутствием святое место. После службы на Олесю напали и избили. Иван Тимофеевич предлагает привести доктора, но девушка отказывается. Молодая колдунья сообщает главному герою, что они с бабушкой скоро переедут, чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев крестьян. Олеся хочет расстаться с Иваном Тимофеевичем, чтобы их роман не навлёк беду на обоих.

Девушка сожалеет только об одном: у неё не будет ребёнка от любимого человека.

Той же ночью в деревне была гроза с градом, из-за которой погиб весь урожай. Ярмола предлагает барину немедленно уехать. Крестьяне уверены, что грозу устроила старая колдунья, чтобы отмстить за внучку. В деревне уже известно о романе Олеси и приезжего барина.

Ивану Тимофеевичу тоже могут устроить расправу. Главный герой решил послушать доброго совета. Перед отъездом Иван Тимофеевич решил навестить Олесю ещё раз. Однако Мануйлиха и её внучка уже успели уехать.

Словно посылая любимому прощальный привет, Олеся оставила в избушке свои красные бусы.

Иван Тимофеевич

Характеристику главному герою даёт сама Олеся. Иван Тимофеевич не проявляет заносчивости по отношению к простым людям, пытаясь стать им другом. Он способен на добро и сочувствие. Тем не менее, как отмечает лесная ведьма, у барина «ленивое сердце». Будучи человеком порядочным, он предлагает Олесе официальный брак. Но при первом же её отказе отступает, не стремясь отстоять свою любовь.

Ко многим действиям Ивана Тимофеевича побуждает скука. Не имея возможности жить той жизнью, которую он вёл в городе, главный герой пытается чем-то себя развлечь. В конце концов, главным развлечением барина становится колдунья.

Иван Тимофеевич отдаёт предпочтение именно этой девушки из-за её непохожести на других деревенских женщин. Она отличается от обычных крестьянок и в то же время не принадлежит тому обществу, к которому привык главный герой.

Роман с ведьмой для Ивана Тимофеевича окутан мистикой, несмотря на то, что он не верит в сверхспособности девушки.

Предложение, которое главный герой делает Олесе, носит чисто символический характер. Вступив в близкие отношения с девушкой, Иван Тимофеевич считает себя обязанным на ней жениться. Однако барин знает заранее: честная бескорыстная Олеся ни за что не согласится стать его женой.

Знакомы ли вы с биографией Александра Куприна – уникального русского писателя первой половины ХХ века, автора таких известных произведений как “Олеся”, “Гранатовый браслет” и “Кадеты”?

Обратите внимание на известное произведение Александра Куприна “Яма”, изображающее тайные и порочные стороны высшего общества, людей, оказавшихся в ловушке собственных страстей и слабостей.

Лесная ведьма

Иван Тимофеевич описывает главную героиню, как красивую и сильную девушку. Несмотря на свою малограмотность, Олеся очень умна. Главный герой отмечает, что молодая колдунья обладала гибким умом и деликатностью, благодаря чему их отношения складывались весьма гармонично.

Барин не верит в сверхъестественные способности своей любимой, приписывая веру в потустороннее неграмотности колдуньи. Олеся уверена, что умеет останавливать кровь заклинанием. Иван Тимофеевич объясняет девушке, что кровь останавливается естественным путём, а не из-за колдовства. По мнению автора, в Олесе действительно есть что-то необычное, однако с магией он это никак не связывает.

В отличие от Ивана Тимофеевича, Олеся не эгоистична в любви. Лесная ведьма прекрасно понимает, что такой девушке, как она, не место в высшем обществе. Барин должен жениться на равной. Олеся, не задумываясь, отказывается от своей любви ради блага её возлюбленного.

Жители деревни ненавидят ведьму за силу, красоту и независимость, которые ей присущи. Любое несчастье (метель, гроза и т. д.) приписывается действиям колдуньи. Девушка не скована религиозными запретами, так как считает, что её душа с самого рождения принадлежит дьяволу, и это нельзя никак исправить. Отсутствие запретов помогает ей быть свободной в любви.

Символы в повести

Автор обращает внимание на главный символ повести «Олеся» только в конце повествования. Им становятся бусы лесной колдуньи. Ярко-красный цвет украшения символизирует независимый характер девушки. Олесю, как и её бусы, трудно не заметить. И причиной этому не красота или сверхъестественные способности, а внутренняя сила и бесстрашие, идущие из самого сердца ведьмы.

Красный цвет как символ
Красный цвет – символ страстной любви, которая захватывает Олесю, делает её ещё смелее и прекраснее. Однако есть у красного цвета и другие значения: кровь, самопожертвование. Любовь заставляет девушку бросить вызов окружающим и пойти в церковь, куда она раньше зайти не решалась, опасаясь «расплаты». Дерзкий поступок привёл к несчастью (крови).

Происшествие заставляет Олесю принять нелёгкое решение – отказаться от самого дорогого ей человека. Дальнейшие отношения между барином и просто лесной девушкой, имеющей славу колдуньи, не могут иметь счастливого финала. Олеся жертвует своими интересами, в первую очередь, ради блага Ивана Тимофеевича.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/olesia.html

Краткое содержание Олеся, Куприн читать

зачем олеся пошла в церковь

>Краткие содержания>Произведения Куприна

Быстрый переход:

Очень краткое содержание (в двух словах)

Краткое содержание (подробно)

Очень краткое содержание (в двух словах)

Барин Иван Тимофеевич, по долгу службы, на 6 месяцев попал в глухую деревушку. Там он охотился с местным жителем Ярмолой. Тот ему рассказал, что недалеко от деревни живёт Мануйлиха, местная ведьма. Однажды, Иван Тимофеевич заблудился, и набрёл на этот дом, где кроме Мануйлихи жила ещё её внучка Олеся, молодая девушка. Он стал часто ходить к ним, из-за чего даже разругался с Ярмолой. Барин много времени проводил с Олесей, и они скоро поняли, что любят друг друга.

Он сделал ей предложение, она была не против, но говорила, что может и так с ним жить. Он решил, что она боится церкви, тогда она, ради него, пошла на службу. Местные бабы, увидев её в церкви, решили побить Олесю. Она с большим трудом сумела от них вырваться, и на прощание пригрозила им бедами. Ночью прошёл сильный град, который побил урожай. Утром Ярмола предупредил Ивана Тимофеевича, что ему грозит опасность из-за ведьмы.

Тот бросился предупредить Олесю с Майнулихой, но они уже уехали в неизвестном направлении.

Краткое содержание (подробно)

­Повествование ведется от лица главного героя — барина Ивана Тимофеевича. Судьба на шесть месяцев забросила его в глухую деревню в Волынской губернии, где он выполнял свои служебные обязанности. В свободное время он охотился в Полесье и собирал народные легенды и предания. На охоту он, как правило, ходил вместе с местным жителем Ярмолой, который рассказывал ему об обычаях и нравах этой области. От нечего делать он обучал парня грамоте, но тот был не самым способным учеником.

Именно от Ярмолы Иван Тимофеевич узнал, что в деревне в верстах десяти от его дома живет настоящая ведьма по имени Мануйлиха. За свои колдовские деяния она была выселена за пределы села. Вскоре представилась такая возможность познакомиться с ней. С наступлением теплоты Иван Тимофеевич отправился с Ярмолой на охоту и заблудился.

В лесу он наткнулся на странную хату, как он полагал лесника. Но внутри он обнаружил только старуху со всеми чертами настоящей ведьмы. Она сначала неприветливо встречала гостя, но, увидев серебряный четвертак, согласилась погадать незнакомцу.

В самый разгар гадания она стала выпроваживать Ивана Тимофеевича, но в дом зашла внучка старухи.

Это была красивая темноволосая девушка лет двадцати-двадцати пяти приветливого и спокойного нрава. Она представилась Олесей и отправилась провожать гостя домой. На просьбу Ивана Тимофеевича навещать их иногда, она ответила утвердительно. Он ей показался добрым человеком. Все первые весенние дни герой думал об Олесе. Как только погода улучшилась, он отправился в гости к колдунье. Ярмола осуждал его. По его мнению, ходить к ведьмам это грех, но Ивана Тимофеевича это не остановило.

Как и в первый раз Мануйлиха была неприветлива, а ее внучка, наоборот, радостно встречала гостя. На просьбу погадать ему, Олеся ответила, что уже один раз раскидывала на него карты. Его ждала большая любовь в этом году со стороны трефовой, а значит темноволосой дамы.

Однако, сам Иван Тимофеевич принесет этой девушке много горя и даже позор. Провожая гостя, Олеся рассказала, что они с бабушкой наделены особым даром гадания и колдовства.

Когда он спросил, откуда они пришли в Полесье, она предпочла не отвечать, так как ее бабушка не любит говорить о своем прошлом.

Иван Тимофеевич всерьез увлекся Олесей. Ему нравился не только ее внешний облик, но и самобытная натура.

Он часто спорил с ней, пытаясь найти научное объяснение ее сверхъестественным способностям, но, несмотря на все разногласия, между ними возникла глубокая симпатия и привязанность. Он стал частым гостем в доме Мануйлихи.

Старуха этому была не особо рада, но подарки гостя и уговоры внучки сделали свое дело. С Ярмолой барин совсем разругался, из-за того, что тому не нравились обе ведьмы. Ему также не нравилось, что они боятся церкви.

Однажды, во время своего очередного визита, Иван Тимофеевич застал Олесю с бабушкой в расстроенных чувствах. Как оказалось, местный урядник велел им уезжать из Полесья, пригрозив пустить по этапу за непослушание.

Несмотря на Олесины попытки переубедить его, он вызвался разрешить эту ситуацию. Иван отправился к уряднику Евпсихию Африкановичу и задобрил его дорогими подарками. Тот обещал оставить женщин в покое.

После этого, Иван Тимофеевич понял, как сильно влюблен в Олесю, но она стала его избегать.

Две недели он провел в лихорадке, затем решил объясниться с ней. Она честно призналась, что тоже его любит, но хочет уйти от судьбы. Ведь по ее гаданию, она будет сильно опозорена из-за любви в нему. Несмотря на дурные предчувствия и недовольство бабушки, которая уговаривала Олесю больше не встречаться с их гостем, отношения молодых развивались и дальше.

К тому времени служба Ивана в Волынской губернии подходила к концу и он решил жениться на Олесе и взять ее с собой. Вначале она отказывалась, говорила, что не хочет мешать карьере молодого барина. Она готова была и без женитьбы следовать за ним куда угодно. Тогда у героя возникло подозрение, не избегает ли его любимая похода в церковь.

Но ради него она готова была перебороть и это суеверие.

Спустя пару дней, до Ивана дошла неприятная весть. Олеся, видимо, желая сделать ему приятное, пошла в церковь. Несмотря на косые взгляды прихожан, она достояла до конца обедни. На улице собрались недовольные люди, желающие побить и вымазать «ведьму» дегтем. Девушке еле удалось вырваться из толпы, но ей вслед полетели камни.

Тогда она остановилась и пригрозила им, что они еще наплачутся за это. Едва услышав это, Иван помчался к Мануйлихе. Та уже проклинала его за несчастья, выпавшие на их долю, а Олеся лежала без памяти, избитая деревенскими бабами. Когда она пришла в себя, то сказала, что им нельзя здесь оставаться.

Они с бабушкой должны уехать, иначе, если что-нибудь произойдет в деревне, все подумают, что это они наслали проклятья.

Иван сожалел о том, что не смог ее защитить и просил не оставлять его, но Олеся была убеждена в том, что им пора исчезнуть. Она даже не сообщила ему точной даты своего отъезда. На прощание она лишь сказала, что сожалеет, что у нее нет от него ребенка.

На село ночью обрушился разрушительный град и люди были недовольны. Теперь они злились не только на Мануйлиху с внучкой, но и на Ивана. Об этом его наутро пришел известить Ярмола. Когда Иван помчался известить любимую о грозящей опасности, изба Мануйлихи была уже пуста.

Никого и ничего там не осталось, кроме Олесиных красных бус, напоминающих о ее великодушной любви.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Олеся, Куприн

Сочинения по произведению Олеся, Куприн

Краткая биография Александра Куприна

Источник: https://www.sdamna5.ru/olesya_kratko

Анализ повести «Олеся» Куприна

зачем олеся пошла в церковь

Александр Куприн написал повесть «Олеся» под впечатлением от поездки по Полесью, услышанных там рассказов, легенд, преданий. В повести использованы черты этнографического очерка: описание местных нравов, фольклорные элементы, диалектная лексика. Давайте проведем краткий анализ повести «Олеся», и посмотрим на некоторые особенности произведения. На нашем сайте вы также можете прочесть краткое содержание «Олеся» Куприна.

Сюжет повести «Олеся»

Повесть «Олеся», анализ которой мы проводим, посвящена истории любви Ивана Тимофеевича и полесской «колдуньи». Взаимоотношения героев раскрывают характеры каждого из них. Повествование ведётся в прошедшем времени, рассказчик Иван Тимофеевич вспоминает события, произошедшие с ним во время поездки в одну из полесских деревень. Там он охотился, лечил крестьян, изучал нравы. Его заинтересовал рассказ о ведьме Мануйлихе, жившей в этих местах.

Однажды во время охоты Иван Тимофеевич забрёл в её избушку. Там рассказчик познакомился с Олесей, внучкой Мануйлихи. Девушка была настолько необычна, что Иван Тимофеевич влюбился в неё, «прекрасная сказка любви» изображается в окружении таинственного леса. Они задумывались о венчании.

Ради любви Олеся решилась пойти в церковь на Троицу, но деревенские бабы выгнали её и избили, так как считали ведьмой. Олеся в сердцах крикнула, что они пожалеют об этом. На следующий день разразилась гроза с градом. Олесе с бабушкой пришлось бежать, иначе их ждала расправа местных жителей. На память о себе она оставила Ивану Тимофеевичу нитку коралловых бус.

Хотя это описание не назвать кратким содержанием, без него, все-таки, трудно себе представить анализ повести «Олеся».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Киево печерская лавра где находится

Черты романтизма в повести «Олеся» Куприна

Произведение имеет ряд особенностей, позволяющих назвать его романтическим. Прежде всего, это противопоставление мира обыденного и мира идеального. Унылая действительность предстаёт в изображении жизни главного героя в далекой деревне, нравов крестьян. Куприн показывает их невежество, грубость и жестокость поступков. Сам Иван Тимофеевич нерешительный и слабовольный человек. Идеал и поэтическая мечта воплощается в образе Олеси и её умиротворённой жизни на лоне природы.

Романтический идеал – мимолётное счастье влюблённых в окружении «пылающих вечерних зорь», запахов ландыша и мёда, «звонкого птичьего гама». Природа отражает возвышенные и прекрасные чувства героев.

В основе романтизма – исключительная личность. Таковой является главная героиня повести – Олеся. Продолжая анализ повести «Олеся», обратимся непосредственно к образу главной героини.

Образ главной героини

Первое появление Олеси в повести необычно. Вначале Иван Тимофеевич, сидя в избе у Мануйлихи, слышит песню, которую напевает Олеся, только потом появляется девушка. «Свежий, сильный и звонкий голос» показывает молодость и красоту Олеси, выросшей в лесу.

Куприн рисует образ Олеси с помощью психологического портрета: оригинальная красота, «неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», блестящие, тёмные глаза, своевольный изгиб губ. Всё это показывает решительный, сильный характер Олеси, в то же время её детскость и доброту.

Неслучайно впервые Олеся появляется, неся в руках птенцов, которые «увязались» за ней. Эта мысль очень важна, когда мы проводим анализ повести «Олеся».

Девушка считает себя настоящей колдуньей. Она умеет гадать на картах, понимает язык птиц, заговаривает и останавливает кровь, показывает ещё много «фокусов» (как называет их Иван Тимофеевич).

Любовь Олеси так же прекрасна, как вечерние и утренние зори, неслучайно спустя много лет для рассказчика образ возлюбленной остаётся неразрывно связанным с июньской свежестью природы. Он отмечает тонкую деликатность и чуткость девушки. Она готова на многое ради любви.

Одним из испытаний стал для «ведьмы» поход в церковь. Она знала, чем это может обернуться для неё, ведь местные жители ненавидели колдуний. Но даже после того как Олеся поплатилась за этот поступок, она ни разу не упрекнула Ивана Тимофеевича.

Анализ повести «Олеся» Куприна показывает, что девушка оказывается смелее и выше мужчины, который никак не может решиться, как ему поступить. Он любит Олесю, но не может представить, что она окажется его женой, хозяйкой светских вечеров.

Колебания героя приводят к тому, что Олеся с бабушкой уезжают, а он всю жизнь вспоминает возлюбленную и упущенное счастье.

Надеемся, что данная статья, в которой был представлен краткий анализ повести «Олеся», поможет вам лучше понять смысл произведения и замысел Куприна. Посетите наш литературный блог — там сотни статей на подобную тематику. Вас также может заинтересовать по теме:

  • Краткое содержание повести «Олеся»
  • Биография Александра Куприна

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-olesya-kuprina

Краткое содержание «Олеся»

Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» была написана в 1898 году. Впервые произведение было опубликовано в газете «Киевлянин». Ведущей темой повести «Олеся» является трагическая любовь паныча Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси. В образе главной героини Куприн воплотил тип «естественного человека», характерного для многих произведений автора.

Читать «Олесю» в кратком содержании по главам вы можете как прямо на сайте, так и сохранив пересказ на ваш компьютер.

Иван Тимофеевич – паныч (молодой барин), писатель, рассказчик, от его лица ведется повествование в повести.

Олеся – молодая девушка 20-25 лет, внучка Мануйлихи, владеющая сверхъестественными способностями.

Ярмола – полесовщик, слуга Ивана Тимофеевича.

Мануйлиха – старая ведьма, бабушка Олеси.

Никита Назарыч Мищенко – конторщик соседнего имения, приказчик.

Евпсихий Африканович – полицейский урядник.

По сюжету произведения судьба забросила рассказчика «на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья» Переброд, где его основным занятием и развлечением становится охота. От скуки герой пробовал лечить местных, а после – обучить грамоте полесовщика Ярмолу.

Глава 2

Как то в непогожий вечер, когда за окнами дул сильный ветер, Ярмола рассказал, что пять лет назад в их деревне жила ведьма Мануйлиха, но ее с внучкой выгнали из села в лес за то, что старуха колдовала. Сейчас они живут возле болота за Ириновским шляхом.

Рассказчику становится любопытно познакомиться с ведьмой, и он просит Ярмолу отвести его к старухе, но полесовщик, сильно рассердившись на героя, отказывается, так как не хочет встречаться с ведьмой.

Глава 3

Вскоре во время охоты, преследуя зайца, рассказчик заблудился. Мужчина вышел к болоту и увидел хату, которую принял за жилье местного лесника – «это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках».

Зайдя в жилище, рассказчик понял, что пришел к местной ведьме – Мануйлихе, внешность которой имела «все черты бабы-яги, как ее изображает народный эпос», ее «выцветшие, когда-то голубые глаза, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». Старуха пыталась как можно быстрее выпроводить рассказчика, но мужчина уговорил ее погадать ему за деньги.

Не успела она закончить гадание, как хату вошла «рослая смеющаяся девушка» с ручными зябликами. «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат»». Это была высокая брюнетка с большими, блестящими, темными глазами, «которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Звали ее Олеся. Девушка объясняет мужчине, как добраться домой и разрешает ему зайти к ним еще как-то.

Глава 4

Весной, «как только немного просохли лесные тропинки», рассказчик снова «отправился в избушку на курьих ножках». Девушка встречает его намного приветливее, чем старая Мануйлиха. Обсуждая с Олесей гадание, мужчина просит погадать ему, но девушка отказывает и признается, что уже раскладывала на него карты.

По гаданию он «человек хотя и добрый, но только слабый», «слову своему не господин», «любит над людьми верх брать» и «больно охоч» к женщинам. Жизнь у него будет невеселой, что он никого «сердцем не полюбит», а тем, кто его будет любить, он «много горя принесет».

А в этом году его ждала «большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы» с темными волосами, которой эта любовь принесет «печаль долгую» и «большой позор». Рассказчик удивлен, так как не верит, что может кому-то «столько неприятностей сделать». Но девушка заверяет его, что, когда ее слова сбудутся, он сам увидит.

Олеся признается, что многие вещи она видит и без карт: например, близкую смерть человека, а способности эти передаются в их роду от матери к дочери.

Глава 5

После ужина Олеся сама вызвалась проводить рассказчика. Девушка рассказывает, что раньше Мануйлиха умела лечить людей, искать клады и много другого. Мужчина, не совсем веря в такие способности, просит Олесю что-то показать из того, что она умеет.

Девушка достала нож, сильно порезала рассказчику руку и тут же заговорила рану, остановив кровь. Затем сказала ему идти впереди себя не оборачиваясь. Олеся наколдовала, чтобы мужчина, пройдя несколько шагов, спотыкался на ровном месте и падал.

Прощаясь, девушка спрашивает имя рассказчика (здесь оно впервые встречается в повести) – Иван Тимофеевич.

Глава 6

С этого дня рассказчик стал частым гостем у Мануйлихи, он много времени проводит вместе с Олесей – они «все сильнее и крепче привязывались друг к другу». Иван Тимофеевич, расспрашивая Олесю о ее способностях, пытался понять их природу. Как-то мужчина сказал девушке, что если она влюбится, то ей нужно будет венчаться в церкви. Олеся ответила, что не посмеет показаться в церкви, ведь «уже от самого рождения» ее «душа продана ему [дьяволу]».

Глава 7

Однажды, придя к Мануйлихе, рассказчик сразу заметил «удрученное настроение духа» старухи и Олеси. Девушка долго отнекивалась, но Мануйлиха не выдержала и сама рассказала мужчине, что вчера к ним приезжал местный урядник и потребовал, чтобы женщины быстро покинули деревню, иначе он отправит их по «этапному порядку». Старуха пыталась откупиться от него, но урядник не захотел брать деньги.

Глава 8

Иван Тимофеевич приглашает урядника, Евпсихия Африкановича, к себе в гости и, угощая его старкой (крепкой водкой), просит оставить Мануйлиху и Олесю в покое. Взамен рассказчику приходится подарить свое ружье.

Глава 9

После случая с урядником в общении Ивана Тимофеевича и Олеси «появилась какая-то непреодолимая неловкая принужденность», их вечерние прогулки прекратились. Рассказчик же все время думал о девушке, но был рядом с ней «робким, неловким и ненаходчивым».

Неожиданно Иван Тимофеевич заболевает – его «шесть дней била неотступная ужасная полесская лихорадка».

Глава 10

Через пять дней после выздоровления Иван Тимофеевич пошел к Мануйлихе. Увидев Олесю, мужчина понял, как она была ему «близка и мила».

На этот раз девушка пошла его провожать и призналась, что была к нему холодна, так как боялась будущего – думала, что можно «уйти от судьбы». Олеся признается Ивану Тимофеевичу в любви, целует его, мужчина говорит, что тоже любит ее.

«И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку». «Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней».

Глава 11

«Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка» любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Однако подошло время рассказчику уезжать из деревни. Мужчина все чаще думает о том, что хотел бы жениться на Олесе.

В середине июня Иван Тимофеевич признается девушке, что скоро уезжает и предлагает стать его женой. Олеся говорит, что это невозможно, так как она необразованная и незаконнорожденная. Рассказчик понимает, что на самом деле девушка боится венчания церкви. Олеся говорит, что ради их любви она готова перебороть себя и назначает встречу в церкви на следующий день.

Глава 12

На следующий день был праздник св. Троицы. Иван Тимофеевич до вечера пробыл по служебным делам в соседнем местечке и опоздал на церковную службу. Вернувшись домой, от конторщика Мищенко, мужчина узнает о том, что днем в деревне была «потеха» – «перебродские дивчата поймали здесь на площади ведьму. Хотели дегтем вымазать, да она вывернулась как-то, утекла».

Как оказалось, Олеся пошла в церковь. Во время службы все на нее оглядывались, а когда девушка вышла, бабы обступили ее и начали всячески оскорблять и осмеивать. Олеся прорвалась через толпу, ей вслед начали бросать камни. Отбежав на безопасное расстояние, Олеся остановилась и, повернувшись к толпе, пообещала, что они все еще за это «наплачутся досыта».

Дослушав конторщика, Иван Тимофеевич быстро поехал в лес.

Глава 13

Приехав к Мануйлихе, рассказчик застал Олесю без сознания. Старуха начала отчитывать мужчину, что это он виноват в случившемся – именно он «подбил» девушку пойти в церковь. Очнувшись, Олеся говорит, что им нужно расстаться, так как ей и бабушке теперь придется покинуть деревню. Прощаясь, девушка признается, что хотела бы от Ивана Тимофеевича ребенка и очень жалеет, что его нет.

Глава 14

Вечером над деревней прошла сильная гроза с градом, который побил у людей жито. Утром Ярмола посоветовал рассказчику как можно быстрее уехать из села, потому что громада, уверенная, что это дело рук колдуньи, с утра «бунтуется», нехорошо упоминая и о самом Иване Тимофеевиче.

Рассказчик торопливо собрался и поехал в лес, чтобы предупредить Мануйлиху и Олесю. Однако их хата была пуста, в ней присутствовал «беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда». Мужчина уже собирался уйти, как увидел нитку дешевых красных бус «известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви».

Даже по краткому пересказу «Олеси» видно, что Куприн смог ввести в традиционно реалистичное повествование (повесть написана в рамках литературного направления неореализм) романтическую героиню – внучку колдуньи Олесю, противопоставляемую в произведении остальным героям.

В отличие от образованного Ивана Тимофеевича, девушка выросла вне общества и цивилизации, но от природы наделена душевным богатством и внутренней красотой, чем и привлекла главного героя.

Трагичная история любви, описанная в повести, вдохновила многих режиссеров – произведение было трижды экранизировано.

После прочтения краткого содержания повести Куприна «Олеся» рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 6475.

Источник: https://obrazovaka.ru/books/kuprin/olesya

Олеся

Повесть Куприна не оставляет равнодушным. В книге переплетаются удивительны чувства с трагической развязкой. Краткое содержание повести «Олеся» показывает, насколько опасной бывает любовь.

Персонажи:

  • Иван Тимофеевич – молодой барин;
  • Ярмола – слуга, полесовщик;
  • Мануйлиха – ведьма;
  • Олеся — внучка ведьмы;
  • Евпсихий Африканович — урядник.
  • Глава 1

    Молодой барин прибыл на 6 месяцев в отдаленное место Волынской губернии, на окраину Полесья. Вначале казалось, что деревенская жизнь будет интересной. Хотелось увидеть природу и познакомится с местными жителями. Паныч хотел изучить фольклор и язык края.

    Наладить отношения не получилось. Крестьяне вели себя сдержано, а при встрече бросались барину в ноги и целовали руки, по привычке со времен польского крепостничества.

    Перечитав доступную литературу, Иван Тимофеевич решил познакомиться с интеллигенцией, но положительного результата не удалось добиться. Следующим занятием, стало лечение больных, но крестьяне не могли рассказать, где конкретно болит, поэтому диагноз установить не получалось.

    Основным делом являлась охота, но лютое время зимы выходы в лес стали невозможными. Паныч стал учить грамоте слугу Ярмолу, который хотел научиться писать свою фамилию, и стать первым грамотным жителем села. Постепенно он делал успехи.

    Краткое содержание повести «Олеся» А. И. Куприна

    Повесть А. И. Куприна «Олеся» была написана в 1898 году. Читать «Олесю» в кратком содержании по главам вы можете на нашем сайте. Ведущей темой повести является трагическая любовь паныча Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси. В образе главной героини Куприн воплотил тип «естественного человека», характерного для многих произведений автора.

    Основные персонажи повести

    Главные герои:

    • Иван Тимофеевич – паныч (молодой барин), писатель, рассказчик, от его лица ведется повествование в повести.
    • Олеся – молодая девушка 20–25 лет, внучка Мануйлихи, владеющая сверхъестественными способностями.

    Другие персонажи:

    • Ярмола – полесовщик, слуга Ивана Тимофеевича.
    • Мануйлиха – старая ведьма, бабушка Олеси.
    • Никита Назарыч Мищенко – конторщик соседнего имения, приказчик.
    • Евпсихий Африканович – полицейский урядник.

    Куприн «Олеся» в сокращении по плану

    Приезд в Полесье

    Действие повести происходит во второй половине XIX века. Главный герой, молодой дворянин Иван Тимофеевич, приезжает по службе в Полесье — в село Переброд в Волынской губернии.

    Знакомство с колдуньями

    Однажды в лесу Иван Тимофеевич знакомится со старухой Мануйлихой. Местные жители считают ее ведьмой. Несколько лет назад они выгнали ее из села. Майнулиха живет в лесу со своей внучкой Олесей. Олеся — красивая и умная 24-летняя девушка. Олеся нравится Ивану Тимофеевичу. Он приходит к ней в гости все чаще.

    Встречи влюбленных

    Олеся и Иван влюбляются друг в друга. Они тайно встречаются в лесу около месяца. Олеся уверена, что эта любовь закончится позором для нее: так ей предсказали карты. Но она готова платить за свое счастье.

    Предложение

    Иван Тимофеевич собирается уезжать в свой город. Он предлагает Олесе выйти за него замуж. Но Олеся не верит в их счастье. Она просит время подумать.

    Посещение церкви

    На следующий день Олеся идет в церковь. Местные жители осуждают Олесю за ее любовь с Иваном. Люди жестоко избивают Олесю. Олеся убегает в лес. Иван мчится к Олесе в избу. Он плачет у ее кровати и просит ее ехать с ним. Но Олеся просит его уезжать без нее и жить своей жизнью.

    Отъезд Олеси

    На следующий день Иван приезжает к Олесе и видит пустую избу. Олеся с бабушкой уже уехали. В избе Иван находит красные бусы, которые Олеся оставила ему на память.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в тамбове

    Короткий пересказ «Олеси» Куприна

    Молодой мужчина-повествователь, которого «судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья», нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте.

    Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт самая настоящая ведьма Мануйлиха, которая невесть откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния.

    Возможность познакомиться с ней появляется быстро: как только потеплело, герой с Яромолой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату. Предположив, что здесь живёт местный лесник, он заходит внутрь и обнаруживает самую настоящую бабу-ягу, которой, конечно же, оказывается Мануйлиха.

    Она встретила героя неприветливо, но, когда он достал серебряный четвертак и попросил старуху погадать, та заметно оживилась. А в самый разгар гадания опять стала выпроваживать незваного гостя — в дом зашла внучка ведьмы, темноволосая красавица «лет двадцати-двадцати пяти», которая показала герою дорогу домой и назвалась Олесей.

    Все первые весенние дни мысли героя не покидал образ Олеси. И, как только просохли лесные тропинки, он отправился в избушку колдуньи. Как и в первый раз, внучка встретила гостя куда приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость попросил Олесю погадать ему, та призналась, что уже однажды раскинула на него карты, и главное, что она ему нагадала — что в этом году «падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы с темными волосами».

    А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесете». Ещё карты рассказали Олесе, что трефовой этой даме герой принесет позор, такой, который хуже смерти Когда Олеся отправилась провожать гостя, она попыталась доказать ему, что ей и её бабке принадлежит настоящий дар колдовства, и провела над ним несколько опытов. Потом герой пытается разузнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся ответила уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом.

    Тогда же герой впервые представляется — его зовут Иван Тимофеевич.

    С этого дня герой стал частым гостем в избушке. Олеся всегда была рада его видеть, хоть и встречала сдержанно. А вот старуха была не особенно довольна, но Ивану удалось задобрить её подарками, сыграло свою роль и заступничество Олеси.

    Ивана очаровывала не только красота Олеси. Его привлёк также её самобытный ум. Множество споров между ними разгоралось, когда Иван пытался научно обосновать Олесино «черное искусство». И, несмотря на разногласия, между ними возникла глубокая привязанность. Тем временем у персонажа испортились отношения с Ярмолой, который изначально не одобрил желания познакомиться с колдуньей. Не нравится ему и то, что обе ведьмы боятся церкви.

    Однажды, когда Иван в очередной раз явился в избу, он застал колдунью и её внучку в расстроенных чувствах: местный урядник приказал им убираться из хаты в двадцать четыре часа и пригрозил пустить их по этапам в случае непослушания.

    Герой вызывается помочь, и старуха не отказывается от предложения, несмотря на Олесино недовольство. Иван пытается упросить урядника не выгонять женщин из дома, на что тот возражает со словами о том, что они — «язва здешних мест». Но, задобрив его угощениями и дорогими подарками, Иван добивается своего.

    Урядник Евпсихий Африканович обещает оставить в покое Мануйлиху и Олесю.

    Но вот отношения Олеси и Ивана с этого времени изменились в худшую сторону, а любых объяснений Олеся старательно избегает. Тут Иван неожиданно и серьезно заболевает — шесть дней его «била ужасная полесская лихорадка». И лишь после выздоровления ему удаётся выяснить отношения с Олесей.

    Которая честно призналась, что избегала встреч с Иваном лишь потому, что хотела уйти от судьбы. Но, поняв, что это невозможно, призналась ему в любви. Иван ответил ей взаимностью. Но Олеся все не могла забыть про своё гадание.

    Но все-таки их любовь, не смотря на дурные предчувствия Ивана и злобу Мануйлихи, развивалась.

    Тем временем служебные обязанности Ивана в Переброде были закончены, и все чаще приходила к нему мысль жениться на Олесе, забрать её с собой. Убедив себя в правильности этого решения, он делает предложение любимой. Но Олеся отказывается, мотивируя отказ тем, что не хочет портить жизнь молодому, образованному барину.

    В итоге она даже предлагает Ивану просто поехать за ним, безо всякой женитьбы. У Ивана возникает подозрение, что её отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это своё суеверие.

    Она назначила ему встречу в церкви на следующий день, в праздник Святой Троицы, а Ивана охватило ужасное предчувствие.

    На следующий день герой не успел вовремя попасть в церковь, задержавшись по служебным делам, а когда вернулся, застал у себя местного конторщика, который рассказал ему о сегодняшней «потехе» — деревенские девки поймали на площади ведьму, которой задали встряску, хотели вымазать дёгтем, но той удалось сбежать. Действительно, Олеся пришла в церковь, отстояла обедню, после чего на нее накинулись деревенские бабы.

    Чудом вырвавшаяся Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её и наплачутся досыта. Но все это подробности Иван смог узнать позже. А пока же он помчался в лес, и застал в хате избитую Олесю без памяти, охваченную лихорадкой, и проклинающую его Мануйлиху. Когда Олеся пришла в себя, она рассказала Ивану о том, что нельзя им больше здесь оставаться, поэтому нужно им проститься.

    На прощание Олеся призналась, что жалеет, что нет у нее ребенка от Ивана.

    Этой же ночью жуткий град обрушился на Переброд. А утром Ярмола, разбудивший Ивана, посоветовал ему убираться из деревни — град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями из мести.

    И озлобленный народ начал уже было про Ивана «кричать недоброе».

    Желая предупредить Олесю о грозящей ей беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной вещью на память об Олесе и её нежной, великодушной любви

    Источник: https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-olesya.html

    Фантастическая ничья в Лиссабоне вывела Шахтёр в следующий этап Лиги Европы. Как это было?

    Бенфика — Шахтер, ответная игра 1\16 финала Лиги Европы 2019\20 в Лиссабоне, фото: artfile.me

    В четверг, 27 февраля, в Лиссабоне на стадионе «Эштадиу да Луш» местная «Бенфика» сыграла с донецким «Шахтёром» в ответной игре 1\16 финала Лиги Европы. Первая встреча в Украине завершилась победой «горняков» 2:1. Вторая 3:3. Таким образом подопечные Луиша Каштру вышли в следующий этап по сумме двух игр (5:4).

    Как это было:

    «Горняки» поблагодарили своих болельщиков. Как и футболисты «Бенфики»! Мы в 1\8 финала! Ура! Ура! Ура!

    90+5 Финальный свисток! «Горняки» добывают ничью, ценой в победу и выходят в 1\8 финала Лиги Европы по сумме двух игр. Слава Богу!

    90+4 «Бенфика» с мячом, но им нужно забивать дважды за минуту

    90+2 Тактическая замена от Луиша Каштру. На поле вместо полузащитника Алана Патрика выходит защитник Давид Хочолава!

    4 минуты добавил арбитр!

    89 Наши с мячом! Ну же, «горняки», еще чуть-чуть!

    88 Еще один штрафной. Осталось продержаться совсем чуть-чуть!

    88 Слава Богу он закончился ничем

    86 Штрафной у штрафной «Шахтера» зарабатывают хозяева.

    85 Удар по воротам «горняков» головой, на месте Андрей Пятов!

    84 Хорошо, организованно смотрится «Шахтер»!

    82 Мяч у «Бенфики». Был.

    79 На поле выходит нападающий «Бенфики» Винисиус. Это последнее усиление «орлов». «Горнякам» нужно продержаться около 15 минут. А хозяева — забить минимум дважды.

    77 Снова наши идут вперед! Угловой у ворот «Бенфики». У мяча вышедший на замену Тете

    74 Еще одна опаснейшая атака «Шахтера». Мяч пролетел над перекладиной ворот «Бенфики»!

    71ГОООООООООООООООООООООЛ! Это просто что-то невероятное! 3:3! «Шахтер» снова забивает. Алан Патрик!

    67 УХХХХ! Удар Тайсона пришелся в стенку. Но в последовавшей атаке Исмаили мощно приложился в крестовину!!!!!!! Откровенно повезло «Бенфике»

    65 Опасный штрафной у ворот «Бенфики»! Это шанс!

    59 Снова началась равная игра на стадионе в Португалии. И наш «Шахтер» по сумме двух игр впереди

    56 Бенфика с мячом. Атакуют.

    49 ГОООООООООООООООООЛ! Молниеностный ответ «горняков». 3:2. Вот это игра!!!!!

    47И снова «Бенфика» забивает. 3:1.

    45 С Богом! Поехали! Игра возобновилась!

    23:05 Команды возвращаются на поле. Скоро всё продолжится. 

    45+2 И вот долгожданный свисток. Перерыв. Отдыхаем. Надеемся. Верим. И дышать не забываем.

    .com/ПРОЩЕ БУДЬ

    2 минуты добавил арбитр из Нидерландов

    45 Наши с мячом

    43 Дальний прессинг включили игроки «Бенфики» и это работает. Осталось чуть-чуть до перерыва. Держимся!

    41 Удар Соузы низом по воротам «Шахтера» после попытки защитника обыграть соперника один в один. Зачем? Слава Богу, Андрей Пятов был на месте

    40 Начали подседать гости. На кураже «Бенфика». Нужно простоять, нужно продержаться еще минут 5 до перерыва. Отдохнут, услышат советы от Луиша Каштру

    39 Наши с мячом. Очень бурная первая сорокапятиминутка.

    36 Угловой у ворот «Шахтера». Очередной. Удар-гол. Навес на Диаса и точный удар головой. Абсолютная ничья по сумме двух игр.

    34-35 Началась равная игра. Сумели уже адаптироваться «горняки». Контратака «Бенфики» 4 в 4.Додо успел вернуться и перехватить мяч, а Пятов выбил надежно за пределы поля

    31завершается свободным ударом от ворот в исполнении воротника «Шахтера» Андрея Пятова

    29-30 Затяжная атака «Бенфики»

    28 Начинают перехватывать инициативу «горняки». Начались фирменные перекаты мяча в короткий пас между игроками «Шахтера». Если ты контролируешь мяч, то тебе не забьют, верно?

    25 «Бенфика» с мячом. Зарабатывают штрафной хозяева поля. Им теперь снова нужно забивать. Но теперь для «Шахтера» это уже не смертельно. 

    22 Додо с мячом, вбросить мяч в игру ему помог сам же тренер Шахтера Луиш Каштру

    19 Футболисты «Бенфики» с мячом, продолжающаяся борьба в центре поля. Но счёт то равный уже. А по сумму двух игр известно кто впереди)

    13 ГОЛ ЗАСЧИТАН! Его приписали Диасу, который боролся с Жуниором Мораесом в своей штрафной

    22:15 Арбитр пошел смотреть VAR на предмет офсайда и нарушения правил.

    12 ГОООООООООООООООООООООЛ! МОРАЙЕСССССС! 

    9Гол. Пицци забил обводящим ударом в дальний угол ворот «Шахтера». Теперь «горнякам» нужно забивать.

    7 Еще один угловой у ворот «Шахтера» и удар с убойной позиции Таарата попал в Исмаили. Опаснейший момент!

    6 А в ответной атаке «Бенфики» мяч оказался уже в руках Пятова

    6 Прострел Исмаили с левого фланга на дальний угол ворот «Бенфики». Увы, там никого из «горняков» не оказалось

    5 Пока борьба в центре поля. Очень насыщенный он у обеих команд.

    4 И снова наши с мячом. Исмаили сбросил мяч с аута.

    2 Череда потерь в центре поля и вот уже первый угловой у ворот «Шахтёра»

    1 «Бенфика» разыграла мяч с центра поля, но наши уже перехватили его

    22:02 (1) С Богом! Поехали! Игра началась!

    22:02 Пятов обменялся эмблемами с капитаном «Бенфики». Оба пожали руки судье. Как много сегодня решит он и как много — VAR? Скоро узнаем!

    21:59 Команды на поле с пацанами. Слушают гимн Лиги Европы и поехали!

    21:57 Команды уже в подтрибунном помещении. Уже вот-вот.

    21:51 Скоро всё начнется!

     .com/Алексей Аверьянов

    21:49 Тем временем одна из параллельных игр Лиги Европы, между Зальцбургом и Айнтрахтом, не состоится из-за угрозы шторма. Водное поло не популярно в Германии? Или это просто повод, а реальная причина — объявленное начало эпидемии коронавируса в ФРГ?

    21:43 Виктора Коваленко нет даже в заявке. И это прискорбно. Надеемся, это только на эту игру. О причинах его отсутствия, кроме туманных слов наставника «Шахтера», ничего пока ясно и не понятно.

    21:39 Сейчас в Лиссабоне комфортная футбольная погода с ясными +15. Ожидается отличный футбол!

    21:34 Появились стартовые составы команд:

    «Бенфика»: Влаходимос — защитники — Т. Тавареш, Диаш, Ферру, Гримальдо — полузащитники — Чикинью, Вайгль, Таарабт, Силва — нападающие Пицци, Соуза.

    На замене у Бруно Лаже: Свилар, Серви, Сеферович, Флорентину, Н. Тавареш, Жота, Винисиус

    «Шахтер»: Пятов — защитники — Додо, Кривцов, Матвиенко, Исмаили — полузащитники Степаненко, Маркос Антонио — Марлос, Алан Патрик, Тайсон — нападающий Мораес.

    В резерве Луиша Каштру: Шевченко, Хочолава, Тете, Коноплянка, Майкон, Болбат, Фернандо

    Перед игрой

    И «горняки» и «орлы» подходят к игре на фоне очень схожих, «трудовых» побед в своих чемпионатах. «Шахтер» одолел «Десну» 1:0, а «Бенфика» с таким же счетом «Жил Висенте». При этом в обеих командах есть травмированные игроки. Для нашей команды это Дентиньо и Монор Соломон, также под вопросом участие Майкона и Виктора Коваленко. 

    У «Бенфики» не сыграют Жардел, Габриэл и возможно начнут со скамейки также Андреас Самарис и Андре Алмейда.

    В активе «Шахтера» — домашняя победа, в активе «Бенфики» — домашние трибуны. Всё решится на поле.

    «Горняки», очевидно, сделали акцент на форсирование формы на февраль\март. И благодаря зимнему отдыху они выглядят предпочтительнее в плане физических кондиций. Однако крайне натужная победа на «Десной» показала, что даже сейчас «Шахтер» не находится в режиме «рвать и метать».

    С другой стороны «горнякам» в сегодняшней встрече нужно не рисковать, а постараться сыграть максимально организованно и дисциплинированно.

    Лиссабонские трибуны очевидно не будут гнать их вперед, как в декабрьской игре с «Аталантой», поэтому можно будет сконцентрироваться на игре от своих ворот. 

    Безусловно сильная сторона «Шахтера» — быстрые контратаки и сегодня у «горняков» могут быть неплохие шансы использовать свою изюминку. Вызов на пресс-конференцию перед игрой атакующего защитника «Шахтера» Исмаили намекает, на кого особенно рассчитывает Луиш Каштру в сегодняшней игре.

    «Бенфика» же, очевидно, будет играть первым номером. Лиссабонцам нужно отыгрываться, забивая как минимум 1 гол и показывать эффектный футбол перед своими трибунами, на чем может прагматично сыграть «Шахтер».

    Стоит отметить, что «Шахтер» сегодня поддерживают не только в Украине, но и в России. Там отметили хороший результат «горняков» после харьковской игры, вспомнив то, как «Бенфика» не пустила в еврокубки питерский «Зенит» Ярослава Ракицкого.

    Источник: https://strana.ua/sport/football/252123-benfika-shakhter-smotret-transljatsiju-matcha-lihi-evropy-na-futbol-1.html

    Как Куприн в love story развенчал народников

    В знаменитой повести «Олеся» часто видят лишь мелодраму. На деле купринский сюжет намного глубже.

    Писатель иронизирует над множеством стереотипов — имперских, этнических, гендерных, религиозных — и жестко полемизирует с «цивилизаторскими» идеями народников. По Куприну, за стремлением «развивать» крестьян стоит страх перед ними.

    Романтическая версия хождения в народ — любовь «просветителя» и «дикарки» — заканчивается крахом. Филолог Алексей Вдовин рассказал, что на самом деле заложено в яркий фрейм love story.

    В оправе мелодрамы

    Экзотическая, колдовская героиня и любовь «в глуши забытого селенья» сбили с толку немало читателей. Даже самые искушенные из них — например, Антон Чехов — не увидели глубины содержания «Олеси». Драматург расценил «загадочное происхождение» девушки как «наивную романтику» и прием «бульварного романа». Были и вовсе разгромные отзывы: повесть сочли «сладкой» и «фальшивой».

    Однако на деле любовная драма — лишь оправа, в которую заключен социально-политический нарратив. Популярный метасюжет love story с «дикаркой» (который, кстати, уже в первой половине XIX века было странно воспринимать наивно-реалистически) позволил писателю проговорить многие идеи и иллюзии его современников. Как показал доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, филолог Алексей Вдовин, «Олеся» шагнула далеко за пределы своего жанра, литературной генеалогии — и читательских ожиданий.

    Ситуация, в которой беллетристика нагружена социально-политическим содержанием, не уникальна. Так, исследования массовой литературы в викторианской Англии доказали, что остросюжетная, фантастическая, детективная, эротическая, «готическая» проза в конце XIX века стали форматами, которые позволяли пережить многие страхи и фантазмы британской империи на пороге модерна.

    За пределами любви, или Распятие иллюзий

    Одна из мишеней Куприна — народничество с его «цивилизаторским» пафосом.

    Столичный гость, рассказчик Иван Тимофеевич, воспроизводит народническую риторику, считает себя просветителем, почти миссионером: «В сущности, в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя. Это у нас в крови, это внедрено нам русской беллетристикой последних десятилетий». Но ход сюжета дискредитирует эти притязания. А вместе с ними — и миф о хождениях в народ как практике, выгодной для обеих сторон: интеллигентов и крестьянства.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое униатская церковь

    Встреча городского «цивилизатора» и полесских «дикарей» (как крестьян, так и «ведьмы» Олеси) заканчивается драматически. Местные жители фактически устраивают Ивану Тимофеевичу публичный суд — своего рода распятие — за любовь к «ведьме» : обступают, не дают проехать, издеваются. «Миссионер» не готов к противоборству с толпой и в итоге уезжает.

    Та же ситуация — публичного «распятия» — была и в юношеском стихотворении Куприна «Сны», написанном во время суда над народовольцами в 1887 году (им грозил смертный приговор). Здесь та же оппозиция — «осужденный» vs «кровожадный народ», «смятенное стадо».

    С Олесей же происходит еще более драматичная история. Стараясь следовать советам «развивателя», она идет в церковь в праздник Троицы (когда крестьяне ждут знамений перед неурожаем), и толпа избивает ее. Единственное спасение для нее — отъезд.

    Провал цивилизации

    Сама идеализация народа, по Куприну, ошибочна. Добираясь до Полесья, рассказчик романтизирует крестьян, приписывает им чистоту нравов. «И уж, наверное, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!», — надеется он.

    Но реальность Переброд развеивает народофильский настрой героя (а в их числе — и комплекс вины перед народом).

    Они оборачиваются отвращением нарратора к крестьянству и его поведению (так, он говорит об «омерзительной привычке» целовать барину руки и стремлении «облобызать сапоги», привитом «веками рабства и насилия»).

    Крестьянство выглядит в повести как темная стихия. Эта мысль отчетливо артикулирована в купринских рассказах «Первенец», «Конокрады», «Болото» и «Мелюзга». Считая народ дикой неуправляемой силой, писатель скептически оценивал итоги земского и народнического движения. Просветить крестьян, по Куприну, сложно. Показателен эпизод с Ярмолой. Единственное, чему Иван Тимофеевич смог его научить, — это чисто механически писать свою фамилию.

    Мимикрия под «чужую»

    Передовой интеллигент неправильно истолковывает и загадку Олеси. Его привлекает тайна, «колдовство», необычность ее «ориентального» облика (темные глаза и волосы, смуглая кожа). Но эта экзотическая красота заставляет в ней видеть, скорее, «дикарку», «чужую», чем «свою». Между тем, Олеся — как раз «своя» для героя. Она лишь внешне напоминает своих литературных предшественниц — femme de la nature, «естественных женщин» с их сильными страстями и цельностью натуры.

    Генеалогию Олеси можно возводить к таким харизматичным, магнетическим героиням, как русалка Ундина из одноименной повести де ла Мотт Фуке, цыганка Земфира («Цыгане» Пушкина), «честная контрабандистка» Ундина и черкешенка Бэла («Герой нашего времени» Лермонтова), Марьяна в «Казаках» Толстого, отчасти и «Ася» Тургенева. В любви к этим ярким и цельным натурам раздвоенные, рефлексирующие главные герои рассчитывали обрести душевную гармонию. По-видимому, так же дело обстоит и с Иваном Тимофеевичем. Только он неверно оценивает меру «чуждости» героини.

    Исследователь называет Олесю «симулякром femme de la nature». Иначе этот феномен можно назвать «свой, мимикрирующий под чужого».

    Гибридная идентичность

    Олеся — чужая прежде всего для местного, украинского населения. «Кацапки чи цыганки» (русские или цыганки), — характеризует Олесю и ее бабку Мануйлиху проводник главного героя Ярмола. Однако автор прямо указывает на географическую «русскость» обеих ведьм. Они переселились в Полесье из Мценска, то есть с Орловщины, а это самая настоящая, «срединная» Россия.

    И все же Куприн играет с читателем, избегает четкого этнического определения. Он наделяет героиню «гибридной идентичностью — и не чисто русской, и тем более не чисто цыганской», отмечает Алексей Вдовин.

    Олеся «вбирает в себя лучшие черты разных национальностей, в первую очередь — русской». Показательно, что в первой публикации повести — в газете «Киевлянин» (1898) — Куприн устами Ярмолы однозначно определил героинь как «кацапок». Лишь при переиздании текста появились «цыгане».

    Это затрудняет идентификацию героини. И Иван Тимофеевич, который судит по внешнему облику Олеси — не типичному ни для русских, ни для украинок, склонен видеть в ней «экзотическую» красавицу.

    В то же время, многие особенности — исконно русское имя Алена, благородство речи, уровень интеллекта — для рассказчика явно отграничивают героиню от местного простонародья. Олеся освоила язык и песни Полесья, но так и не ассимилировалась полностью.

    Охота на «ведьм»

    Повествователь замечает, что влияние местной культуры коснулось бабушки и внучки лишь внешне, а характер, поведение и ментальность остались прежними. Для жителей Переброд Олеся и ее бабка — явные «чужаки», «ведьмы», которых преследуют почти по-средневековому.

    Однако фольклорный ореол «ведьм» кодирует в повести более глубокую инаковость героинь. Они оказались в изоляции среди местного населения и потому, что не православны.

    «Эта чужеродность Олеси христианству, колдовские способности и неназванная причина ее переселения из Мценска, очевидно, и вынудили Куприна позднее внести дополнительную мотивировку, объяснив эти черты возможным цыганским происхождением», — отмечает Вдовин. Но такая мотивировка нужна, пожалуй, рассказчику (он не раз обнаруживает косность и ограниченность). Читательский горизонт намного шире.

    Патриархальный прогрессор

    Иван Тимофеевич разрывается между «критической пытливостью ума» и верой. Он пытается разумными доводами разубедить Олесю в ее вере в проклятие и колдовство и внушить доверие к церкви.

    Алексей Вдовин замечает: «Разговор «развивателя» с Олесей о вере имеет двойное дно, поскольку далее Иван Тимофеевич, вопреки декларируемым им самим принципам рационального мышления, читает героине настоящую проповедь о милости бога». При этом он апеллирует к новозаветной истории (с «раскаянием самой последней женщины» и милосердием к «разбойнику-убийце»), хотя любое сравнение тут странно и неуместно.

    Функция этой проповеди, по мнению исследователя, в том, чтобы «туже стянуть узел конфликта между естественностью, нравственным здоровьем Олеси и книжностью, закомплексованностью и консервативными гендерными представлениями героя».

    В кульминационной сцене спора Олеся, стараясь угодить Ивану Тимофеевичу, спрашивает, был бы он доволен, если бы она пошла в церковь. Но жертвенность героини остается безответной.

    Ее возлюбленный воспроизводит популярный гендерный стереотип — о «разном» общении с Богом у женщин и мужчин: «Я ведь много раз говорил тебе, что мужчина может не верить, сомневаться, даже смеяться, наконец. Но женщина женщина должна быть набожна без рассуждений».

    «Прогрессор» на деле оказывается консерватором, приверженцем патриархальных взглядов.

    Анти-эмансипация

    Консервативный настрой рассказчика всегда оказывается сильнее его передовых деклараций. По сути, все его споры с Олесей говорят о желании заставить ее подчиниться нормам, «воспроизвести гендерные различия, демонстрирующие подчиненное положение женщины».

    В отличие от нарратора, героиня предстает воплощением естественности и эмансипации. Она отвергает идею Ивана сочетаться браком — но не потому, что не верит в этот институт, а потому, что «не хочет связывать любимого человека цепью обязательств, которые нельзя будет разорвать, если он полюбит другую», отмечает исследователь.

    Эти представления о свободной любви отсылают к роману Николая Чернышевского «Что делать?», который стал «катехизисом» для многих народников. Куприн, таким образом, наделяет героиню весьма прогрессивным по тем временам мышлением — увы, не разделяемым ее возлюбленным. Именно отсталость представлений нарратора толкает сюжет к драматической развязке.

    Желание Ивана Тимофеевича «поддержать гендерную асимметри ю» и приводит к фатальному решению Олеси пойти в церковь.

    Запад есть Запад, Восток есть Восток

    Ивану Тимофеевичу присущ «колонизаторский» пафос. Не случайно он воспринимает местное население как «дикарей».

    Уместно сопоставление двух колонизаторских дискурсов — у Киплинга и у Куприна. Во втором случае речь, скорее, идет о внутренней колонизации, в границах империи (Малороссия в ее составе). В одном из исследований точно отмечено сходство репутации и манеры письма двух писателей. Оба стали классиками литературы для подростков, оба служили в имперской армии, герои обоих — и те, кто служит империи, и люди окраин.

    В то же время, хорошо известно, что Куприн критиковал Киплинга за его колониализм и, по контрасту, декларировал внеидеологичность и гуманизм своего творчества. Поэтому любопытно наблюдать, как в его повестях и рассказах о западных окраинах империи текст, якобы свободный от предрассудков, все же пронизан размышлениями о различиях между «своими» и «чужими». Запад есть Запад, Восток есть Восток

    Но у Куприна примечательно и другое. Колониальный настрой Ивана Тимофеевича явно обессмысливается.

    «Куприн выворачивает наизнанку имперский цивилизаторский миф, играя с идентичностью главной героини повести, которая на самом деле является русской , — пишет Вдовин.

    — В такой перспективе демонизация украинских крестьян в повести и любовь героя к якобы местной девушке Олесе может быть прочитана как подсознательный страх перед своим, русским народом, которого интеллигенция на самом деле не знает и боится».

    Мнимая колонизация

    Этот страх проступает в кошмаре, который видит Иван Тимофеевич во время лихорадки. Герою привиделся сложный и бессмысленный спор с Ярмилой.

    «Ситуация спора на равных с неграмотным Ярмолой является для петербургского интеллигента наиболее страшным кошмаром, который только можно вообразить, — комментирует Вдовин. — Противоестественная «выматывающая сила» в этом сне может интерпретироваться как подсознательный страх перед крестьянами простонародьем любой этнической принадлежности».

    Тем самым главный конфликт повести Куприна оказывается «ксенофобским» противостоянием не между «своим» и «чужим», а между «своим» и «своим, мимикрирующим под чужое». Любовная драма помогает жестоко иронизировать над народничеством как очень причудливой «внутренней колонизацией».
    IQ

    Автор исследования:

    Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 октября, 2019 г.

    на IQ.HSE

    Источник: https://iq.hse.ru/news/312033145.html

    Образ и характеристика Мануйлихи в повести Олеся Куприна сочинение

    Мануйлиха бабушка Алёны (Олеси), старая ведьма, обладающая сверхъестественными и магическими способностями. О ее происхождении не известно абсолютно ничего, она пожилая женщина, умудренная не волшебной силой, но и жизненным опытом, полученным за долгое время.

    Она произошла от древнего рода цыган, благодаря чему обучилась искусству гадания и смогла видеть будущее. Она способна без проблем заглядывать в потайные глубины человеческого сердца и распознавать желания. Ее внешность у большинства читателей вызывает прямую ассоциацию с бабой-ягой, представленной в народном эпосе.

    Впалые внутрь щеки, заостренный подбородок, нос с горбинкой, немного свисающий вперед, рот с полным отсутствием зубов, взгляд полный холода и напоминающий зловещую птицу. Ее недружелюбная и ворчливая натура, отчасти закрытый характер добавляют образу завершенности.

    Когда в ее хате первый раз появляется Иван Тимофеевич, она относится к нему холодно, она не рада случайному соседству с мужчиной. Ее отношение не меняется и с течением времени, она все также воспринимает его холодно, а после можно сказать что она искренне его ненавидела и просто терпела присутствие.

    Ее внучка Олеся была полной противоположностью старушки, обладающая прекрасной внешностью, ее характер отличался приветливостью и гостеприимством. Она радушно открывала свой дом гостям и была рада случайным знакомым.

    Несколько лет назад до момента развития событий Мануйлиху вместе с красавицей-внучкой изгоняют с территории поселения, и теперь они вынуждены жить на болотах, скрываясь в не просветной чаще леса. 

    По деревне ходили слухи, что именно бабка-колдунья наложила проклятье на одну женщину, которая отказалась дать ей денег в займы. А через некоторое время погиб ее единственный ребенок. Все подозрения сразу пали на Мануйлиху. Потом жители деревни заметили, что бабка с внучкой избегает походов в церкви и другие святые места. Именно поэтому было принято решение изгнать семейство за пределы небольшого поселения, чтобы обезопасить жителей от вмешательства в их жизнь потусторонних сил.

    Теперь они вынуждены жить вдали от людей, проводить все свое время на болоте, где бедной Олесе не с кем пообщаться. Ей приходится довольствоваться компанией бабки, привыкшей сдерживать собственные чувства и эмоции, чтобы не попасть под давление окружающих людей, которое она чувствует из-за собственного происхождения и способностей.

    Вариант 2

    Повесть «Олеся» была написана Александром Куприным во время его нахождения в Полесье. Автор много времени проводил, общаясь с охотниками-крестьянами, он изучал природу и нравы жителей Волынской губернии. Именно разные мнения, нравы и природа побудили Куприна к написанию ряда повестей, одним из которых стала и поветь «Олеся». В основе повести лежало недопонимание между жителями Полесья друг друга.  

    Одним из второстепенных персонажей повести «Олеся» является Мануйлиха. Мануйлиха — бабушка главной героини Олеси. Автор изображает Мануйлиху как старую ведьму: у неё нос как у Бабы-яги, худые щеки, холодные голубые глаза как у зловещей птицы, беззубая

    Корни Мануйлихи пошли, скорее всего, от цыган, но это не известно. Мануйлиху и её внучку Олесю жители села выгнали подальше от людей несправедливо. Теперь бабушке с внучкой приходится жить в лесу на болотах.

    Мануйлиха не любит людей, она недружелюбна и сердита. Всё произошло из-за того, что Мануйлиху оклеветали. У бабушки Олеси действительно был дар. Она умела исцелять, заговаривать раны, ворожить и предугадывать то, что должно будет случиться

    Однажды у одной из жительниц села умер ребенок, и она в этом обвинила бабушку Олеси. Якобы та навела порчу на неё и её ребёнка. Жители, узнав об этом стали гнать камнями Мануйлиху и её внучку. Вот так они оказались на болотах. У Мануйлихи не было родственников. Она сама растила внучку. Жили они с Олесей бедно.

    Дом Мануйлихи внешне напоминал избушку на курьих ножках. В избе не хватало стёкол на окнах, а внутри избы стояла огромных размеров ободранная печь и по углам висели пучки из трав.

    Когда в их с Олесей дом забрел Иван Тимофеевич, Мануйлиха была настроена враждебно, и каждый раз, когда он приходил, она принимала его холодно.

    В селе также говорили, что Мануйлиха со своей внучкой боятся ходить в церковь, но это было вымыслом. Они боялись появиться там, только из-за крестьян.

    Чиновники хотели  выселить Мануйлиху и её внучку, так как изба принадлежит помещику. На помощь к старухе и внучке приходит Иван Тимофеевич. Он добился того, что чиновники оставляют в покое Мануйлиху и Олесю. Даже после этого Мануйлиха с недоверием относится к Ивану.

    Сочинение про Мануйлиху

    Одно из самых романтичных и нежных произведений в русской литературе является повесть Олеся, которая написана Александром Ивановичем Куприным в 1898 году. Здесь рассказано о самом чистом и великолепном чувстве любви во всем его великолепии.

    Главной героиней является двадцатичетырехлетняя красавица Олеся с необыкновенными чертами лица, которые с первого взгляда привлекали взгляд. У нее огромные глаза, а кожа розовая и смуглая. На фоне простых крестьян она сильно отличается своей натурой. Даже без образования она выглядит умной, так как речи ее обдуманны и уместны. Девушка обладает сверхъестественными способностями, которых она стыдится и стесняется.

    Неотъемлемой частью повести является старая ведьма бабушка Олеси Мануйлиха. Мы видим ее в пожилом возрасте с умением гадать по картам, как настоящая ведьма. Внешне автор описывает ее очень скептически, как колдунью из русского народного фольклора.

    У нее холодные глубокие глаза, во рту совсем нет зубов и подбородок заострен, а взгляд настолько суровый и холодный, что при едином взгляде по телу пробегает легкий холодок. Недружелюбность Мануйлихи очень ярко видна в эпизоде, когда в ее доме появляется Иван Тимофеевич.

    Холодность и ворчливость это то, что мы видим при встрече гостя на пороге дома. В отличие от своей бабушки Олеся всегда была приветлива и рада гостям.

    Последовательное повествование приводит к тому, что мы узнаем о месте жительства Мануйлихи и Олеси. Много лет назад жители выгнали их из собственной деревни, и теперь они жили на болотах в лесах. Причиной стало смерть ребенка одной из жительниц деревни, которая не дала денег взаймы бабке Мануйлихе.

    После этого расползались слухи, что бабушка Олеси колдунья и ведьма. И ведь она на самом деле обладает способностями, благодаря которым может предсказывать смерть только лишь взглянув на человека.

    Окружающие люди говорили, что они боятся даже заходить в церковь и молится богу, но позже выяснится, что бабушка с Олесей боялись местных людей, поэтому боялись куда-нибудь выйти.

    Воспитание Олеси занималась бабушка и несмотря на то, что они жили в глухом лесу девочка выросла с глубокими познаниями человеческой натуры. Какой же женщиной не была старая Мануйлиха, но свою внучку она вырастила с благородством. У девочки богатый внутренний мир и она любознательна. Рассуждает по-взрослому и не стесняется задавать вопросы для познания окружающего мира. В разговорах чувствуется природная мудрость веков.

    Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/obraz-i-harakteristika-manujliha-v-povesti-olesya

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Молитослов
    Сколько церквей в тамбове

    Закрыть