Сколько церквей в суздале

Собор, в трех эпохах сложенный

сколько церквей в суздале

Город считается неофициальной столицей Золотого кольца, исходя из наиболее полного комплекса услуг, предлагаемых туристам: памятники истории и архитектуры, экскурсионное и гостиничное обслуживание, традиционное питание, сувениры.

В наши дни сюда приезжают покататься на тройках, встретить Новый год, проводить зиму, отпраздновать Масленицу, летом — побывать на Празднике Огурца или дне города, побродить по торгу, погрузиться в мир увлекательных экспозиций множества музеев.

И хотя весь туристический Суздаль можно свести к одной-единственной большой улице, проходящей через город от кремля до Спасо-Евфимиева монастыря, на самом деле — это целый мир, в котором сошлись эпохи древних русских князей, Смутного времени, церковной реформы XVII века. Монастырские стены помнят царственных монахинь, узников Екатерины Великой и ГУЛАГа. А улица носит имя Ленина и соединяет Владимир с Иваново, откуда дальше можно доехать до Костромы, Плеса, Ярославля.

В суздальской архитектуре можно встретить элементы древнего белокаменного зодчества, русского узорочья и нарышкинского барокко, полюбоваться изяществом классических храмов и шедеврами средневекового крепостного строительства.

На противоположном берегу реки Каменки устроен музей зодчества деревянного, здесь и крестьянские избы, перевезенные из разных деревень, и ветряная мельница, и рубленые церкви. Купеческие дома традиционно двухэтажные: первый, где размещались лавка и склад, каменный, второй, жилой — в дереве.

И не то, чтобы к концу тысячелетия в России камня не хватало, а помнили с давних пор: дерево — материал живой, оно «дышит», и жить в нем полезней.

Ансамбль Лазаревской и «тёплой» Антипиевской церквей с шатровой колокольней

В посадских храмах купеческого Суздаля изумляют неповторимые, словно вогнутые, шатры колоколен. «Шатер дудкой» — называют его порой. Полагают, что таким образом зодчие старались обойти запрет патриарха Никона на строительство шатровых храмов, полюбившихся на Руси.

Видимо, эту уловку не сразу, но все же заметили, и подобных завершений в русском храмовом строительстве, кроме как на суздальской земле, практически нигде больше не встречаешь. Но говоря о неповторимости архитектурного ансамбля заповедного города, начинать нужно, конечно, с Рождественского собора.

Правда, первоначально он был посвящен не Рождеству, а Успению Пресвятой Богородицы.

Древнее древнего

Пять синих глав суздальского Богородице-Рождественского собора, украшенные золотыми шестилучевыми звездами, поднимаются над невысокими зубчатыми стенами кремля.

Внук Ярослава Мудрого, князь Владимир Мономах, получив во владение Суздаль, окружил поселение полуторакилометровым земляным валом со рвом, заполненным водой, дубовыми крепостными стенами и башнями и построил на месте уже существовавшей чуть ли не со времен крестителя Руси деревянной церкви каменный собор из плинфы — пришедшего из Византии плоского и тонкого (от 2,5 до 4 см толщиной) кирпича на известковом растворе-цемянке. Существование деревянного храма, предшествующего древнему каменному — вот доказательство еще более внушительного возраста города.

Вскоре Ростово-Суздальское княжество становится уделом Юрия Долгорукого, пожалуй, самого выдающегося градостроителя Древней Руси. Князь в 1125 г.

переносит свою столицу из Ростова в Суздаль, а для своей резиденции выбирает небольшую деревню неподалеку, Кидекшу, где, по преданию, встречались первые православные святые, братья-князья Борис и Глеб, вызванные отцом, Великим князем Владимиром, в Киев.

В Кидекше, подальше от строптивых бояр, князь Юрий построил укрепления и белокаменный Борисоглебский храм. От этого дошедшего до нас небольшого строения и начинается история белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси.

Ученые спорят: перестраивал ли основатель Москвы Рождественский собор в Суздале, используя для стен бутовый камень, или нет — поэтому можно говорить о двух версиях. От постройки начала XII в. остался только фундамент. В 1225 году по решению Юрия (Георгия) Всеволодовича, Великого князя Владимирского, на этом фундаменте был выстроен также трехглавый, но уже белокаменный шестистолпный храм.

Русские мастера, перенимая приемы византийцев, стремились совершенствовать их, вносить что-то свое, постепенно утверждаясь в строительстве шестистолпных, и менее сложных четырехстолпных храмов, ставших самыми распространенными на Руси. Удельные князья, к тому же, уже не могли позволить себе столичной пышности, однако храмы этого периода не столько бросают вызов окружающему миру, сколько органично вписываются в него.

Закомары храмов Владимиро-Суздальской Руси, в отличие от киевских, черниговских, новгородских, смоленских располагаются на одном уровне, словно отказываясь от пирамидального силуэта строений в византийском стиле. Уходят в прошлое «утопленные ряды» плинфы.

Зато белокаменные фасады богато украшает каменная резьба, полуколонны, и, конечно, аркатурно-колончатые пояса. На реконструкции академика С. В. Заграевского Мономахов Успенский собор увенчан тремя шлемовидными куполами, а рисунок стен явно расчерчен под плинфу.

Возведение собора  XIII в. велось под руководством и духовным окормлением владимирского, суздальского и переславского епископа Симона, а завершение росписи и внешнего украшения стен — его преемника, Митрофана, принявшего в феврале 1238 г.

мученическую кончину в Успенском соборе Владимира при взятии города Батыем. Митрофан, как считает историк и писатель В. В.

Каргалов, стремился постепенно уйти от использования искусными владимирскими камнерезами в храмовом строительстве изображений славянских мифологических животных, считая это богопротивным.

Однако, подобно тому, как умело вписывали в родной природный ландшафт белокаменные храмы русские зодчие, так и церковь при возведении их избегала яростного тотального искоренения традиций, шедших еще с языческих времен, не уступая ни на шаг в незыблемости устоев христианской веры. И появлялись на стенах белокаменных православных храмов изображения львов и грифонов, на щитах Мономашичей и знаменах Романовых.

Лев, впрочем, зверь на Руси не такой уж и диковинный, по преданию, последнего царя зверей добыл в южно-русской степи Владимир Мономах. Изображение хищника украсило червленые щиты его дружины.

А в православном искусстве лев символизирует Христа, и не только своей силой, царственностью и благородством, а еще и тем, что, как думали в старину, спит с открытыми глазами и все видит. Сокол — символ княжеской власти, позднее эта птица высокого полета стала гербом города.

Собор посвящен Богородице, и появление каменных масок в виде женских ликов на фасадах также не случайно.

Стены собора сложены преимущественно из туфовых плит, из которых выступают белокаменные, украшенные резьбой, элементы и узорчатые порталы. Контраст грубоватого туфа и покрытого резьбой белого камня усиливал впечатление от строгого и торжественного облика храма.

Узкие лопатки, членящие фасад, не совпадают с осями внутренних столбов и, пересекаемые орнаментальным поясом, выполняют лишь декоративное назначение. Так же зодчие отнеслись и к роли аркатурно-колончатого пояса, размещение которого на фасаде не соответствует уровню расположения хор, как это встречается в ранних крестово-купольных храмов.

Исследователи считают, что каменной резьбой по относительно мягкому белому камню храм был украшен щедро — она есть даже на поребрике.

Южная и северная стены разбиты на четыре прясла, закомары, соответствующие рукавам сводов, образующих крест с куполом в центре, несколько шире и выше. Три прясла под закомарами — в западной части собора, три апсиды — в восточной.

Внутренние стены были отделаны разноцветным мрамором и украшены фресками, небольшая часть которых дошла до наших дней, как и нижняя часть стен храма. После многих реконструкций фресковая живопись собора восстановлена в ростово-суздальских традициях, где преобладание синего цвета связано с образом неба и вечности.

До появления в XVII веке иконостаса работы Григория Зиновьева и других мастеров школы Симона Ушакова алтарь отделялся белокаменной преградой.

Удивительным по красоте украшением собора стали «Златые врата», установленные в северной, западной и южной сторонах собора. Северные были похищены при разграблении монастыря захватчиками, но южные и западные сохранились и славятся на весь мир.

Ранее предполагалось, что «Златые врата» вывезены из Херсонеса, но, в том числе и после обнаружения на них древних русских надписей — например, «Адам рыльцем землю копая», ученые считают, что этот шедевр, выполненный в технике «огненного золочения», создан владимирскими и суздальскими мастерами при Юрии Всеволодовиче.

Двустворчатые врата разбиты сеткой покрытых орнаментом валиков с полушариями-умбонами в перекрестье на клейма с изображением сцен из Священного Писания и святых покровителей владимирских князей и епископов. В нижних рядах присутствуют также львиные фигуры. Семь рядов клейм, по два в ряду.

Пол собора покрыли цветной майоликовой плиткой, ступая на которую под расписанные своды и слыша голоса певчих, верующие испытывали благоговение и радость. Собор — впервые — был призван принимать в своих стенах большое количество горожан, а не только княжеской семьи и приближенных или монастырской братии.

После Орды 

Суздаль был взят монголо-татарами с ходу. Всадники Батыя, совершив стремительный бросок от стен осажденного Владимира, перебили немногочисленную стражу, разграбили и сожгли город.

Языки пламени лизали белоснежные стены храма, оставляя на нем полосы черной копоти, подобные ударам плетей, которыми подгоняли победители угоняемых в Орду зодчих, резчиков по камню, златокузнецов. В своем культурном развитии Русь была отброшена назад на столетия.

Когда много лет спустя в новой столице государства, Москве, задумали строить каменный Успенский собор, пришлось призвать из фряжских земель Аристотеля Фиораванти. Монументальные соборы в стране давно уже строить было некому и не на что.

В 1445 г. в Суздале рухнул верхний ярус собора. Потом были разорительные набеги Казани — и восстановление началось только в 1528 г.  Строили из кирпича, предварительно разобрав порушенные стены до аркатурно-колончатого пояса. В 1530 г. храм был заново освящен и переименован из Успенского в Богородице-Рождественский собор.

Прошло еще несколько десятилетий — и собор вновь разграбили захватчики из воинства пана Лисовского, антигероя Смутного времени. Интересно, что в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля на противоположном конце города находится усыпальница Дмитрия Пожарского.

Но даже легендарный князь не всегда мог справиться с быстрыми, неуловимыми «лисовчиками», уже в 1617 году совершившими практически безнаказанный грабительский рейд по всем окружающим Москву городам.

Новая роспись покрыла стены собора в только 30-х годах XVII века.

Итак, в XVI веке Богородице-Рождественский собор принял современный вид. Его строение включает в себя элементы эпохи Владимира Мономаха (фундамент XI века), Юрия Всеволодовича (нижняя часть стен, XIII век) и Василия III, отца Ивана Грозного (верхний ярус, XVI век). Последнее строительство велось уже из кирпича. На этот раз над позакомарной кровлей поднялись пять глав на высоких барабанах; в основании центрального выложен декоративный ряд кокошников. Барабаны прорезаны щелевидными окнами.

Крытые оловом купола сильно пострадали в очередном пожаре, и в 1750 году над храмом поднялись большие луковичные главы. Центральная, наиболее крупная глава собора, подобно пылающей восковой свече, словно сплывает вниз.

По этой характерной особенности суздальский собор уверенно отличается от всех известных допетровских храмов.

Каменные гробницы собора хранят останки представителей княжеских и боярских родов — сыновей Юрия Долгорукого, Шуйских, Нагих, Бельских  У стен собора собирался народ — здесь зачитывались царские указы и обсуждались внутригородские дела.

Напротив собора высится шатровая колокольня, построенная в 1635 г. и входящая в состав ансамбля архиерейских палат, где разместились коллекции Владимиро-Суздальского историко-художественного музея-заповедника, в том числе экспозиция уникальных икон, церковных книг, утвари и других произведений замечательных русских мастеров.

Три основных колокола отбивали каждый час, а маленький колокол — каждую минуту. Циферблат часов на колокольне размечен не римскими, и не арабскими, а славянскими цифрами, о существовании которых мало кто знает. А применялись они вплоть до конца XVII века.

Со всех сторон город окружали монастыри — сторОжи, некогда их было десять, осталось пять.

Когда-то главный город туристического маршрута «Золотое кольцо» считался одним из духовных центров страны. Сегодня Суздаль ассоциируется исключительно с «Женитьбой Бальзаминова», медовухой и ресторанами-трапезными. 

Евгений ШАПОЧКИН

Источник: https://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/42496-sobor-v-treh-epohah-slozhennyy.html

Монастыри Суздаля

сколько церквей в суздале

Старинный Суздаль хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет.

Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы.

В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони.

Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого.

Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Покровский женский монастырь

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю. Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой князь заложил десятинную церковь в киеве

Первой знатной узницей обители стала Соломония — жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии — Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола.

В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Александровский мужской монастырь

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Возле дороги, ведущей на Кидекшу, на восточной окраине города с XIII века стоит Васильевская обитель. Времена, когда ее создали, были неспокойными, и монастырь построили как форпост оборонительных сооружений города. По преданию, эта обитель возникла на месте, где до нее стоял первый дубовый храм Суздаля, в которой Владимир Красное Солнышко крестил горожан.

Как самостоятельный монастырь, обитель просуществовала до 60-х годов XVIII века. А позже, когда многие монастырские территории были ликвидированы, ее приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю. Сегодня почти весь монастырский комплекс принадлежит мужской монашеской общине.

Паломники и туристы приезжают сюда, чтобы увидеть необычный Васильевский собор, сооруженный в 1660-е годы. Раньше этот храм был трехглавым, а сегодня его венчает одна главка.

Оформление фасадов собора настолько лаконично и сурово, что храм скорее напоминает старинную крепость.

Кроме него, на территории монастыря сохранились трапезная церковь Сретения, каменная ограда, Святые ворота и некоторые другие постройки, которые сейчас занимают монахи. С монастырской колокольни прекрасно видны живописные суздальские просторы.

Территория обители расположена на Васильевской улице.

← Владимирская область Суздаль Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Казань

Источник: https://putidorogi-nn.ru/samoe-samoe/731-monastyri-suzdalya

На Новогодние праздники в зимний Суздаль. Интересные факты

сколько церквей в суздале

В эти новогодние каникулы мы отправились по самому, наверное, классическому маршруту Золотого кольца: Владимир, Суздаль, Боголюбово и усадьба Храповицкого. Суздаль в этой компании и вовсе самый посещаемый и туристический город.

Правда погода оказалась слишком зимней – мороз в 30 градусов периодически загонял нас в теплые кафе или музеи, нов целом сделал поездку лишь увлекательнее.

О том, как добраться до Суздаля из Москвы уже было подробно рассказано на блоге, поэтому останавливаться на этом моменте не буду.

Достопримечательноти Суздаля

Суздаль – город хоть и не велик, но по всему видно – центр Золотого кольца. Нет такого агентства или туристического бюро, специализирующегося на Золотом кольце, которое не предложило бы поездку в этот город.  И стоит отметить, что местные жители используют статус туристического центра по полной.

С другой стороны город действительно богат на древности. Одних храмов тут Действительно, а сколько их тут? Попробуйте задать этот вопрос всезнайкам Google или Яндекс и узнаете, что их очень много. В действительности никто не знает, сколько их на самом деле. Много, огромное количество и т.д., но только не точная цифра.

Город, однако, знаменит не только изобилием церквей и древностей, но и развлечениями для туриста. Катание на санях, дегустация медовухи и суздальских настоек, музеи. Это далеко не полный перечень. Не обделен город и деятелями искусства. Именно в Суздале снимали знаменитую комедию “Женитьба Бальзаминова”.

Город стараются сохранить в первозданном виде, не застраивая его современными особняками.

Петропавловская церковь

Начнем мы прогулку, а если точнее, пробежку (учитывая погоду) с Петропавловской церкви и расположенной рядом с ней Николаевсой церковью. Именно с этой Никольской церкви вошла в суздальский обиход традиция возводить рядом с холодными, летними храмами их зимних «напарниц».

Зимняя церковь значительно меньше пятиглавой Петропавловской и это понятно – так легче протопить помещение. Петропавловская церковь возведена монахинями для посадского люда вдоль когда-то существовавшей здесь Никольской слободы. Интересно, что на другой стороне реки есть Вознесенская церковь, которая похожа на Петропавловскую как две капли воды.

Это не заметно при первом взгляде, так как в советские годы Петропавловскую церковь лишили колокольни. На самом деле это так называемый принцип силуэтности, который придает гармонии общему плану и которого старались придерживаться древние зодчие.

Покровский монастырь

История этого монастыря имеет массу интересных, мрачных и трагических страниц. Пользовался популярностью монастырь у Великого князя Василия III, Иван Грозный посещал монастырь перед дальними походами. Но более всего прославились эти стены своей страшной ролью в судьбе опальных цариц и боярынь. Покровский монастырь стал местом пожизненного заточения этих неугодных при дворе женщин.

Среди них Инокиня Софья (великая княгиня московская Соломония Сабурова) — жена Василия III, Царица Анна Васильчикова — очередная жена Ивана Грозного, Инокиня Елена (царица Мария Буйносова-Ростовская) — жена Василия Шуйского, Инокиня Елена (царица Евдокия Лопухина) — жена Петра I. И это лишь список царских особ, а прочих хоть и знатных, но менее известных побывало здесь бесчисленное множество. В общем, монастырь долгое время служил местом заточения известных при дворе дам.

Впрочем, в те времена постриг в монахини и ссылка в монастырь была по сути равносильна тюремному заключению.

Однако мрачные события происходили в монастыре и после революции, когда функцию обители он потерял. В 1930 годах монастырь был передан в ведение ЧК, а на воротах появилась табличка«Бюро особого назначения». Советские спецслужбы использовали монастырь также в качестве тюрьмы, теперь здесь сидели не знатные персоны, а микробиологи.

По одной из версий на территории бывшей обители разрабатывали биологическое оружие. Здесь же в 1935 году ученые-микробиологи Борис Эльберт и Николай Гайский создали первую в мире вакцину против туляремии – смертоносной для человека инфекции, переносящаяся грызунами.

Однако после закрытия лагеря все записи и пробирки с препаратами были утеряны.

Монастырская трапезная

Если на просторах Суздаля встретите вот такой деревянный домик, знайте, это монастырская трапезная, где можно вкусно и недорого поесть. Правда меню здесь весьма аскетичное – без мясных блюд, в а в дни православных постов и вовсе скудное.

Торговые ряды

Неотъемлемая часть любого российского города – торговые ряды. Длинные здания с чередой парных колонн вы можете встретить и в Костроме и в Кашине и в Ростове Великом и в Новгороде. В Суздале в былые времена торговые ряды использовались в основном для торговли зерном, оттого площадь получила название “Хлебная”.

Сегодня торговые ряды также используются по прямому назначению: торговля. Здесь можно купить сувениры, перекусить, найти упряжку для прогулки по городу “с ветерком”.

Обычно кучер выполняет роль экскурсовода, хотя стоит иметь в виду, что далеко не все здесь могут похвастать хорошими знаниями в истории города и стоит задуматься о том, чтобы найти действительно квалифицированного гида заранее.

Из экскурсий в окрестностях Суздаля можно порекомендовать гончарную мастерскую Дымова. Там и мастер-классы по гончарному делу и купить можно изделия

Где остановиться в Суздале

Вопрос актуальный особенно в праздничные дни вроде новогодних каникул или майских праздников. Наплыв туристов в это время в Суздаль (и не только) зашкаливает все мыслимые пределы. Так что придется потрудиться, чтобы найти подходящий ночлег. И тут ссылок на конкретные места не будет, потому что лучше в Суздале не останавливаться.

Город небольшой, а туристов много, каждая гостиница или мини-отель пытаются не просто заработать (что нормально) на туристах, а натурально ободрать. Без преувеличения – ночь в приличном отеле вам обойдется почти как в Питере, Москве или Париже. Поэтому целесообразнее организовать ночлег во Владимире. Это тоже туристический город, но город большой, не все здесь заточено только лишь “под туриста”.

О нашей поездке в этот город читайте в статье “Открывая Владимир”.

Ну а про то, как в Суздале мы побывали летом, читайте в статье “Суздальские зарисовки”.

Источник: https://fototravels.info/winter-suzdal/

Монастыри Суздаля: 5 мест, где можно побывать

Суздаль находится во Владимирской области России. Этот старинный город хранит в себе довольно много памятников русского зодчества, среди них огромное место занимает действующие монастыри, которые стоят на этой земле более 700 лет.

Борисоглебовская церковь старинного города Суздаля — православный храм на берегу реки Каменки

Более подробно мы рассмотрим другие святые места города — это монастыри  Суздаля.

Покровский женский монастырь — стоит на берегу реки Каменки города Суздаля

Покровский монастырь расположен на правом берегу реки Каменки с северной части Суздаля. Стоит женский монастырь с середины 14 века. Его основал князь Андрей Константинович.

Покровский монастырь расположен на правом берегу реки Каменки с северной части Суздаля

На самом деле в истории монастыря много тайн и загадок. Женский монастырь прославился местом заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали свои наказания княгини и царицы, а также дочери самых влиятельных людей русского государства.

Основал Покровский монастырь города Суздаля — князь Андрей Константинович

Отправляли сюда женщин по тем причинам, что они становились неугодными правящему государю. Специально, для каких женщин строили келлии, а хоронили их в подземном склепе под монастырским храмом.

Первой узницей этой обители стала — Соломония, это была жена великого князя московского Василия III. Василий третий отправил ее в монастырь, потому что объявил ее бесплотной, и там ее постригли в монахини.

Также в этом месте доживали свои дни дочери племянницы Ивана третьего, супруги Василия Шуйского и многие другие княжны. Много людей в настоящее время пытаются приехать в это место для того, чтобы увидеть древний русский город. А также побывать на территории монастыря, на котором находится красивый собор Покрова и высокая шатровая колокольня.

Покровский храм,  который находится на территории монастырской обители в Суздале. Храм был возведен еще в XVI веке на деньги, которые были подарены князем Василием третьим

Храм был возведен еще в XVI веке на деньги, которые были подарены князем Василием третьим.

В настоящее время сохранились святые ворота с Надвратной церковью Благовещения, и Зачатьевская трапезная церковь, которые стоят еще с самой постройки. Только когда сам побываешь в этом месте, сможешь ощутить всю широту и красоту русских православных монастырей.

Александровский монастырь — был построен в 1240 году Александром Невским

Александровский монастырь — мужской монастырь, который был построен еще в 1240 году князем Александром Невским. Эта обитель очень долгое время находилась под покровительством московских князей, и очень часто ее называли «большой лаврой».

Александровский монастырь — мужской монастырь, который был построен еще в 1240 году князем Александром Невским

В настоящее время сохранились два надгробия второй половины 14 века.

Именно эти надписи свидетельствуют о том, что здесь, на этом месте были упокоены  княгини Мария и Агриппина. С самого момента как монастырь был основан, жизнь не затихала в нем до 1764 года.

Указом императрицы Екатерины второй, обитель упразднили, и  сделали ее обычным приходским храмом. На территории монастыря находится монашеская община.

Самый древний архитектурный памятник, находящийся на территории обители — это храм Вознесения Господня, который был построен еще в конце XVII века на средства матери Петра первого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мощи святой екатерины где находятся

Самый древний архитектурный памятник, находящийся на территории обители — это храм Вознесения Господня, который был построен еще в конце XVII века на средства матери Петра первого

Васильевский монастырь, расположенный на восточной окраине города — построили в самые неспокойные времена

В настоящее время его называют Свято-Васильевским монастырем. Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города и был построен в 13 веке. Монастырь был построен в самые неспокойные времена.

Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города и был построен в 13 веке. Монастырь был построен в самые неспокойные времена

Предание гласит, что обитель была построена на том месте, где стоял самый первый храм города Суздаля. В нем, знаменитый Владимир Красное Солнышко крестил всех горожан.

Предание гласит, что Васильевская обитель была построена на том месте, где стоял самый первый храм города Суздаля. В этом храме, знаменитый Владимир Красное Солнышко крестил всех горожан

Как самостоятельная обитель — монастырь просуществовал до 18 века.

Чуть позднее его приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю. Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть, знаменитый Васильевский собор, который был построен 1660 году. Этот храм раньше был трехглавым, а в настоящее время его венчает всего одна главка.

Этот храм довольно сильно напоминает большую старинную крепость.

Знаменитый Васильевский собор был построен 1660 году. Этот храм раньше был трехглавым, а в настоящее время его венчает всего одна главка. На вид храм довольно сильно напоминает большую старинную крепость

Также на территории монастыря можно увидеть сохранившуюся в наше время Трапезную церковь Сретения Господня, каменную ограду, а также святые ворота и многие другие постройки. Также на территории монастыря стоит большая колокольня, с которой можно увидеть все живописные просторы города.

Спасо-Евфимиев монастырь — был построен Борисом Константиновичем в середине 14 века

Спасо-Евфимиев монастырь был построен Борисом Константиновичем в середине 14 века. Монастырь построен на Побережье Каменки, и именно оттуда монастырь открывается как на ладони.

Спасо-Евфимиев монастырь был построен Борисом Константиновичем в середине 14 века

Обитель была названа в честь его настоятеля — преподобного Евфимия, который почитается в настоящее время всеми Суздальцами. Компания Юнеско внесла эту обитель, в список всемирного наследия, так как во всем мире нет таких архитектурных уникальных памятников русского зодчества, как эта обитель.

Спасо-Ефимиева обитель была названа в честь его настоятеля — преподобного Евфимия, который почитается в настоящее время всеми Суздальцами

В самом начале, после постройки монастыря, он выполнял функцию крепости, которая должна была защищать город от врагов. А со времен Екатерины второй, этот монастырь использовали как тюрьму. По преданиям здесь провели свои последние дни — декабрист Федор Шаховский, а также несколько лидеров церковных сект.

В 1923 году, здесь отбывали наказание православные священники и противники советской власти. Чуть позднее в стенах монастыря содержали военнопленных. Во многих документах указано, что в 1943 году в этой обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс.

Уже после окончания войны, монастырь решили отдать под воспитательную трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников.

Но, в конце 1960 годов монастырь решили отреставрировать и открыть в нем музей. Самый большой и главный храм обители — это Спасо-Преображенский собор, который был возведен в 16 веке.

Самый большой и главный храм обители — это Спасо-Преображенский собор, который был возведен в 16 веке

Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть эти уникальные фрески на стенах сохранившегося собора. Авторами этих уникальных фресок — такие знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Также в этом месте захоронен князь Дмитрий Пожарский.

На территории Спасо-Ефмимиева монастыря находится место захоронения Дмитрия Пожарского

К знаменитым памятникам архитектуры относят и Благовещенскую церковь. Здесь приезжие могут побывать в старом тюремном корпусе, который стоит еще со времен Екатерины второй, в нем содержались заключенные.

Самый старинный женский монастырь Суздаля — Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь — самая старинная обитель на Суздальской земле. Обитель была создана в 1207 году. На самом деле этому монастырю принадлежат и многие другие рекорды, это то, что храмы стоят на самой высокой точке древнего города.

Ризоположенский монастырь — самая старинная обитель на Суздальской земле. Обитель была создана в 1207 году

Здесь также находится самая большая колокольня, которая имеет высоту 72 метра, именно благодаря этому монастырь виден отовсюду. Высокое здание было построено в стиле классицизма, в 1819 году, после окончания войны с войсками наполеона.

История обители очень сильно переплетается с жизнью преподобной Евфросинии Суздальской. Это довольно известная святая, которая прославилась как монахиня-подвижница и целительница. По преданиям, именно благодаря молитвам Ефросинии, монастырь не тронули армии хана Батыя.

История Ризоположенской обители очень сильно переплетается с жизнью преподобной Евфросинии Суздальской.

Это довольно известная святая, которая прославилась как монахиня-подвижница и целительница

В самом начале все постройки были сделаны из дерева, но позднее первым каменным храмом на территории обители — стал Ризоположенский собор. В 1923 году монастырь закрыли.

С него сняли все колокола и отправили на переплавку. Даже несмотря на это, этот храм  остается памятником архитектуры. Чуть позднее здесь расположили электростанцию.

Только в 1969 году закончились реставрационные работы храма, ему вернули первоначальную форму. С 1999 года территорию монастыря возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Каждый монастырь города Суздаля по-своему красив и неповторим. Их  строили великие люди, именно так они оставили свой отпечаток в истории государства Российского.

На территории Суздаля есть также действующие церкви и храмы

Внутри суздальских храмов и церквей — старинные настенные росписи, иконы, а также во многих храмах выставлены довольно редкие музейные коллекции.

Сколько храмов в Суздале?

Всего в городе находится 4 храма. Все храмы в настоящее время действующие. Сколько церквей?  Церквей более 10.

Это, например — Борисоглебская церковь, Ильинская церковь, Надвратная Благовещенская церковь, Трапезная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, Воскресенская церковь, Тихвинская церковь и многие другие.  Все церкви в настоящее время действуют.

Тихвинская церковь города Суздаль. Единственное здание, которое сохранилось от Андреевского монастыря 13 века. В статье не упомянут, потому что сейчас его не существует

Источник: https://hranitel.club/1099-monastyri-suzdalya

Суздаль разрушенный — Путешествия на TJ

Непарадная сторона города множества церквей.

В моем предыдущем посте, где я описывал итальянскую глубинку, мне посоветовали съездить в деревню за 100 километров от Москвы. Замечание справедливое, поэтому вот рассказ о том, что происходит в нескольких километрах от Суздаля, города множества церквей.

Чтобы никого не оскорбить и ничего не пропагандировать, сразу оговорюсь: я ни за, ни против строительства храмов. Церкви бывают красивые и нет, новые и разрушенные. Других различий я не вижу.

Кибол

Я достаточно часто бываю в Суздале, разумеется, пью медовуху, катаюсь по реке и каждый раз удивляюсь, насколько это приятное место. Но там, где кончается лоск туристического города Золотого кольца, начинается российская глубинка, по-своему живописная и по-своему печальная.

Мы выезжаем из Суздаля на север, где находится наша конечная точка, и сворачиваем по пути в небольшой поселок Кибол, существующий на карте с XVI века. В советскую эпоху здесь был колхоз, животноводческая ферма, конный двор и две ветряные мельницы, но со временем было решено, что содержать здешние 50 дворов — гиблое дело, и мельницы и фермы пошли под снос. По данным на 2010 год, в Киболе проживали 5 мужчин и 3 женщины, сложно сказать, сколько человек там осталось сейчас.

В Кибол мы заезжаем, чтобы поснимать местную церковь, вернее, полторы церкви. Еще издалека виднеются купола и колокольня храма Флора и Лавра, сооруженного в 1803 году. Когда-то это большая церковь в стиле барокко с пятиглавием и колокольней. Странно, что построили её построен в таком небольшом селе.

Как снаружи, так и внутри церковь Флора и Лавра представляет собой грустное зрелище. От фресок и штукатурки мало что осталось, под куполом свили гнезда птицы, а стены, кажется, вот-вот рухнут.

Несмотря на это, в небольших нишах внутри стоят иконы и свечки, а в воздухе чувствуется еле уловимый запах воска, — оставшиеся несколько жителей Кибола все-таки сюда ходят.

На лужайке за храмом пасутся козочки. Что касается людей, за всё время, что мы провели в Киболе, мы не встретили ни одного человека. Правда, через дорогу от церкви стоят деревенские дома, во дворе которых время от времени кричат дети.

Слева от собора — остатки Никольской церкви, еще более ранней постройки. Она появилась в Киболе в 1750 году, но сейчас от неё сохранился лишь один этаж, который обвалился наполовину и порос травой. Издалека, со стороны дороги, кажется, что это просто холмик.

Подобные места вызывают смешанные чувства. С одной стороны, всё это невероятно грустно. Когда-то здесь был красивый храм, а теперь лишь облезлые стены. С другой, лишившись налета помпезности, здание становится частью здешней полудикой природы. Птицы летают над куполом, трава растёт на крыше — в этом что-то есть.

Выходные в Суздале и Кидекше: турпоездка на два дня

Белокаменные монастыри, древнерусское зодчество, деревянные избы, резные наличники, хмельная медовуха и чай из самовара: что можно успеть увидеть и попробовать за два дня в Суздале и Кидекше.

День 1. Суздаль: монастыри и медовуха

Суздаль — город небольшой, и по его центру удобно передвигаться пешком. Неподалеку от кремля, где начинается наш маршрут, на улице Виноградова, расположена платная автостоянка. А бесплатные парковки есть на Красной площади, за зданием администрации и позади Торговых рядов, в районе улицы Теремки. Маршрут, общая протяженность которого — около семи километров, рассчитан на целый день, поэтому позаботьтесь об удобной обуви.

Суздальский кремль — образчик древнерусского зодчества. Он был основан в X веке. Загляните в величественный Богородице-Рождественский собор, который считается старейшим зданием в городе. Внутри сохранились Златые врата — уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров и фрагменты фресок XIII столетия.

От кремля по Кремлевской улице дойдите до Торговой площади, мимо Пятницкой и Успенскойцерквей, которые будут по левую руку. Загляните ненадолго в «Русскую чайную» (улица Кремлевская, 10г).

Здесь можно выпить чай из самовара, заказав в качестве десерта сушки, баранки, варенье или сухофрукты. Впрочем, интересны не столько угощения, сколько само место: с патефонами, жостовскими подносами и павлопосадскими платками на стенах, глиняной посудой и расписными самоварами.

Перед Торговыми рядами обратите внимание на Казанскую и Воскресенскую церкви. Внутри последней сохранились фрески первой половины XVIII века. А на прилегающей к Воскресенской церкви колокольне располагается смотровая площадка, с которой открывается панорама исторического центра города (подняться также можно из Казанской церкви, если Воскресенская закрыта). Надолго у Торговых рядов задерживаться не стоит: сюда мы еще вернемся.

Далее поверните налево — и по улице Ленина двигайтесь до основанного в 1207 году Ризоположенского монастыря. Ныне он находится на реставрации. На 72-метровой колокольне также расположена смотровая площадка, откуда открываются живописные виды на исторический центр Суздаля.

От Ризоположенского монастыря спускайтесь вниз к Покровскому монастырю. В прошлом обитель служила местом заточения представительниц знатных родов, среди которых — жена Ивана IV Анна Васильчикова, жена Василия III Соломония Сабурова, жена Петра I Евдокия Лопухина, дочь Бориса Годунова Ксения и многие другие.

В Покровском монастыре можно пообедать — в местной трапезной. В меню — блюда простые, но сытные и вкусные: есть супы, салаты, выпечка, в частности пирожки с капустой, грибами, картошкой и вареньем. Летом особой популярностью пользуется картофель с белыми груздями и жульен из судака. Цены в трапезной ниже среднего.

Далее по мосту через Каменку прогуляйтесь до Спасо-Евфимиева мужского монастыря. Он был основан в середине XVI века. Обитель известна как самая жестокая на территории Российской империи тюрьма, в которой содержались «безумствующие колодники», или политические преступники.

В Успенской трапезной церкви открыта экспозиция музея наивного искусства с крупнейшей в стране коллекцией произведений «наивистов», а внутри Спасо-Преображенского собора сохранились фрески XVI века. У монастыря расположена одна из лучших городских смотровых площадок — на высоком берегу Каменки.

С нее открываются панорама Покровского монастыря, которая фигурирует в эпизоде кинокартины «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.

Обратите внимание на расположенные напротив Спасо-Евфимиева монастыря Симеоновскую (слева) и «парную» летнюю Смоленскую (справа) церкви.

Выйдя из Спасо-Евфимиева монастыря, поверните направо — и двигайтесь по центральной улице Ленина, мимо деревянных домов с резными наличниками и парка 950-летия Суздаля, до Торговой площади.

Миновав Ризоположенский монастырь, обратите внимание на Лазоревскую и Антипиевскую церкви, которые будут от вас по правую руку. А перед Торговыми рядами — на Крестоникольскую церковь.

Вернувшись к Торговой площади, прогуляйтесь вдоль сувенирных лавок, где продают домашнюю медовуху, квас, мед, брусничное варенье, моченую клюкву, домашние пирожки с капустой, грибами и картошкой, а еще — текстиль, керамику и деревянные предметы. У Торговых рядов обратите внимание на прекрасно сохранившуюся старинную брусчатку — такую, по которой даже шагать трудно. Ходить по ней и правда лучше аккуратно и не спеша, особенно в дождливую погоду.

После долгих прогулок по городу настало время для дегустации медовухи — традиционного суздальского аттракциона. Вход в дегустационный зал, расположенный в Торговых рядах, находится  со стороны реки Каменки. Ориентируйтесь на ресторан «Суворов».

Во время дегустации вы сможете попробовать и медовуху с хмелем, и с мятой, и с пряностями, и с хреном, и с липовым цветом, и еще с десятком разных вкусов. Для чистоты эксперимента после дегустации (а впрочем, если душа просит, то и до нее), попробуйте медовуху не промышленного производства, а ту, которую продают суздальские бабушки.

Заводская медовуха существенно отличается по вкусу от натуральной — как, к примеру, магазинный квас отличается от домашнего хлебного.

На ужин отправляйте в ресторан «Харчевня»(Ленина, 73), расположенный рядом с Антипиевской церковью. Он считается одним из лучших в Суздале. Готовят здесь просто, но с душой, хиты — щи, солянка, блины с икрой, картошку с грибами и мясо по-славянски. Цены чуть ниже среднего.

День 2. Кидекша и музей деревянного зодчества

На следующий день отправляйтесь в Кидекшу — село, расположенное в пяти километрах к востоку от центра Суздаля, в устье реки Каменки, при впадении ее в Нерль. Позавтракать, правда, лучше в Суздале и плотно: в Кидекше хороших ресторанов нет.

По пути в село расположен «Трактир на Васильевской» (ул. Васильевская, д. 34в). Работает с 10 утра. Попросите посадить вас за видовой столик — на веранде, с видом на Васильевский монастырь. Обслуживание здесь быстрое, поэтому много времени не потеряете.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто стоял во главе христианской церкви

В трактире принимают карты и есть wi-fi.

доминанта Кидекши — аскетичный на первый взгляд храм Бориса и Глеба, один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси. Церковь была построена при Юрии Долгоруком, в середине XII века. В то время река Каменка была глубже и шире — настолько, что являлась одной из важнейших судоходных артерий суздальской земли.

До нас храм Бориса и Глеба дошел не в первозданном виде: он не раз перестраивался, последний раз — в XVIII веке. Простота линий и лаконичность форм церкви объясняют ее происхождение: по одной из версий, она была центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. Других дворцовых строений в Кидекше, впрочем, не сохранилось. Внутри Борисоглебского храма сохранились фрагменты фрески XII века — с изображением святых.

Ныне церковь является музеем и охраняется ЮНЕСКО. Ниже храма, под обрывом, бьет родник.

Совсем рядом с храмом расположена церковь Архидиакона Стефана, которая была построена в 1780 году. Обратите внимание на изящно декорированные Святые ворота, а также шатровую колокольню.

Осмотрев архитектурный комплекс Кидекши, дойдите до моста через Нерль. Отсюда открывается живописная панорама древнего села, устья Каменки, а также окрестностей Кидекши.

Прогуляйтесь по улице Центральная. улица Кидекши — историческая дорога, в древние времена соединявшая Суздаль и Городец. Ее возраст — более восьми сотен лет.

К обеду возвращайтесь в Суздаль. Следующий пункт программы — музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Перекусить по пути можно в ресторане «Пушкарь» (ул. Ленина, 45). В меню — оригинальные блюда русской кухни: пельмени из кабана, оленина под соусом, фаршированная щука, домашние настойки и мороженое собственного приготовления. В ресторане есть специальное детское меню, с интересной подачей. Цены чуть выше среднего.

В суздальском музее деревянного зодчества и крестьянского быта под открытым небом можно провести несколько часов — заглядывая в деревянные избы и рассматривая предметы быта прошлых столетий. Дома здесь собраны с окрестных деревень и областей. Музей похож на настоящую русскую деревню, разве что жители — ряженые. Есть даже скотный двор — с гусями и козами. Не бойтесь задавать сотрудникам музея вопросы — они с удовольствием на них ответят.

На ужин отправляйтесь в ресторан «Улей»(ул. Ленина, 45), расположенный на территории гостиничного комплекса «Пушкарская слобода». Интерьер здесь выдержан в русском стиле. Готовят вкусно, с душой и с претензией. Хиты места — холодец, селедка, лосятина и салат «Таежный». По вечерам играет живая музыка. Цены здесь выше среднего.

После ужина прогуляйтесь по уютным улочкам Суздаля. Город сохранил свое древнерусское очарование: дома здесь преимущественно деревянные и двухэтажные. Строить здания выше трех этажей в Суздале запрещено. Здесь приятно заглядывать в окна: в каждом втором доме с резными наличниками — милейшие герани и фиалки на подоконнике. Впору почувствовать себя героем кинофильма «Женитьба Бальзаминова», который и снимали в Суздале в 1960-х годах.

Источник: http://turizm.sputnik.ru/routes/vihodnie-v-suzdale-i-kidekshe

Все церкви Суздаля

Суздаль | Достопримечательности Суздаля | Церкви

Сколько церквей в Суздале? Практически все туристы посетившие город, отмечают уникально высокую концентрацию храмов на весьма скромной территории. Но в своих отзывах никогда не называют точного количества, ограничиваясь лишь округленными цифрами, порой совершенно фантастическими.

Удивительно, но не называют точное число храмов Суздаля даже местные жители. Посетители нашего сайта могут легко ответить на этот вопрос, самостоятельно подсчитав количество церквей, расположенных в черте города.

При подсчете необходимо учесть ряд замечаний, указанных в конце данной страницы.

Храмы расположенные в посаде

Посад — бывшая торгово-ремесленная часть Суздаля и второй после кремля важнейший сегмент города. Посад сформировался в XII веке напротив кремля, вдоль реки Каменки. Он тоже имеет свою земляную крепость. Центр Суздальского посада — Торговая площадь, а планировочную основу его составили дороги, ведущие из кремля: на юг — во Владимир, на север — к Ростову, и на восток — в Кидекшу и Нижний Новгород.

Замечательный ансамбль каменных посадских храмов в Суздале складывается в XVII-XVIII веках. Понемногу богатеющее «третье сословие» по своему вкусу осваивает и обустраивает городское пространство.

Двухстолпные и бесстолпные, кубические, ярусные и «клетские», пятиглавые и одноглавые — эти церкви представляют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов. В пару к холодному «летнему» храму строятся теплые «зимние» (трапезные) церкви, которые в XVIII веке также заменяются каменными.

Обязательной частью архитектурного ансамбля становится колокольня, часто с необычным, вогнутым шатром-«дудкой», характерной только для суздальского края.

Посадские храмы Суздаля с трудом поддаются классификации даже по такому общему признаку, как композиция: слишком уж индивидуален облик каждого микроансамбля, но несомненна и обратная связь между ними. Общим кажется разве что природное чувство красоты и меры суздальских зодчих.

Воскресенская и Казанская церкви

Источник: http://www.photosuzdal.ru/churches.htm

Как много церквей в Суздале? Церкви и монастыри Суздаля

Сколько церквей в Суздале, не скажет даже тот, кто бывал в этом городе не раз. В историческом районе храмы, колокольни и монастырские постройки встречаются буквально на каждом шагу. Согласно некоторым источникам, первая церковь здесь появилась в 999 году. Активное строительство пришлось на 16 век. Ответ на вопрос о том, сколько церквей и монастырей в Суздале, содержится в это статье.

История города

Суздаль впервые упоминается в летописи 1024 года. За четверть века до начала строительства крепостных сооружений на территории будущего города воздвигли деревянную церковь. Сколько в Суздале храмов было к началу 12 столетия, неизвестно. Но именно в это время город осадили булгары. Местные жители смогли защитить его. Чуть позже Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества.

В 1637 году на город совершили налет татары. Спустя семь лет случился пожар, уничтоживший часть построек. О том, сколько в Суздале церквей осталось к концу 17 века, сложно сказать. Сохранились храмы, основанные еще в Средневековье, но они, как правило, не раз реставрировались. Деревянные, построенные во времена Ивана Грозного, не уцелели.

Известно, что в 16 веке город стал одним из религиозных центров русского государства. Тогда здесь было одиннадцать монастырей. Сколько в Суздале церквей построено было в 16 столетии? Вероятно, только монастырских не менее одиннадцати.

Сколько в Суздале церквей, монастырей и храмов было разрушено в советское время? На этот вопрос есть точный ответ. В двадцатые годы было уничтожено 15 храмов.

После распада СССР белокаменные памятники Суздаля вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004-м населенный пункт получил статус городского поселения.

Суздаль входит в Золотое кольцо. Это один из самых интересных городов Владимирской области. Здесь проходили съемки таких фильмов, как «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Юность Петра», «Братья Карамазовы», «Царь».

Суздальский кремль

Никольская, Успенская, Рождества Христова – храмы, расположенные на территории главного архитектурного ансамбля города. Первая была построена в 18 века. Точная дата основания Никольской церкви не известна. Это один из первых храмов, возведенных после пожара, который произошел в 1719-м. Церковь построена из белого камня, состоит из основной части, колокольни и трапезной.

Успенская церковь построена в 17 веке. После пожара была реставрирована. До революции церковь мела шатровую колокольню. Капитальную реставрацию провели в конце 50-х годов. Основная часть постройки выдержана в нарышкинском стиле.

Церковь Рождества Христова построена в 1775-м. Расположена в юго-восточной части кремля. В 19 столетии к ней пристроили паперть. Храм напоминает жилую постройку.

Спасо-Евфимиев монастырь

Обитель расположена на правом берегу Каменки. Основана в 1352 году. Первоначальные деревянные постройки не сохранились. Спасо-Преображенский собор – главный храм монастыря. Относится он к концу 16 столетия. В архитектурный ансамбль входит еще три церкви – Благовещенская надвратная, Никольская, Успенская.

Александровский монастырь

Обитель основана в 1240 году, но спустя 500 лет упразднена (вследствие реформы, проведенной Екатериной Великой). Богослужения возобновились в 2006 году. К Александровскому монастырю относится Вознесенская церковь.

Ризоположенский монастырь

Это одна из старейших религиозных построек в России. Первая деревянная церковь, конечно же, не дошла до наших дней. Древнейшая постройка на территории монастыря – Ризоположенский собор. Этот храм возведен в начале 16 века. В 1882-м была построена Сретенская трапезная церковь.

Васильевский монастырь

Архитектурный ансамбль расположен в восточной части Суздаля. Монастырь был основан в 13 веке на пути из кремля в город Кидекшу. Собор Василия Великого возвели в 60-е годы 16 века, отреставрировали в 1961 году.

Торговая площадь

Эта достопримечательность находится в центре города и входит во все туристические маршруты по Суздалю. Торговые ряды были построены в начале 19 века. Этот ансамбль стал первым архитектурным комплексом в стиле ампир. На площади находится семь церквей.

Другие храмы

На правом берег реки Каменки, в той части города, которая называется Заречной стороной, расположено девять церквей. Большая часть из них основана в 18 столетии. Две церкви – в 16 веке.

К памятникам слободы Скучилихи относятся храмы Смоленской иконы Божьей матери и Симеона Столпника. Еще пять сооружений находятся в Посаде.

Итак, сколько церквей в Суздале? Количество храмов, расположенных у монастырей, – 12. За пределами обителей – 23. То есть всего в Суздале 35 церкви и 5 монастырей. Кроме того, более десяти православных храмов расположено в окрестностях города.

Источник: https://autogear.ru/article/389/678/skolko-tserkvey-v-suzdale-tserkvi-i-monastyiri-suzdalya/

Что делали в уцелевших церквях в СССР

В рамках антирелигиозной кампании большевики закрыли, разрушили и разобрали на кирпичи десятки тысяч храмов. Если до революции в России насчитывалось 54 тысячи действующих храма и больше тысячи монастырей, то к началу Перестройки их число сократилось до 6893 и 15 соответственно.

Уцелевшие храмы были закрыты и использовались совсем для других целей: многие были перестроены под дома культуры, кружки для пионеров, в некоторых монастырях и вовсе размещали тюрьмы и отделения ГУЛАГа.

Склад

Большинство храмов, которые не были разрушены, были приспособлены именно под хозяйственные нужды: использовались как складские помещения для различных фабрик, где хранили зерно, муку, сахар.

Ленинградцы знали, что во время блокады немецкая авиация использовала высокий Исаакиевский Собор как ориентир и не бомбила его. Поэтому в храм свезли ценные экспонаты из других музеев. А вот еще до войны, в 1930-х, в храме был запущен маятник Фуко.

От сноса церковь Спаса на Крови в Петербурге парадоксальным образом спасла война — местным властям было просто не до нее. В годы блокады здесь обустроили морг и свозили тела погибших от голода местных жителей. А вот после войны церковь отдали под склад декораций Малому Оперному Театру.

Под книгохранилище Библиотеки имени Ленина в 1943 году была отдана Церковь Папы Римского Климента в Москве. Кстати, книги были вывезены отсюда лишь в 2008 году!

Казарма

В крымском Храме Воскресения Христова в Форосе в годы Второй мировой войны базировался отряд советской армии. Здание серьезно пострадало от фашистских налетов. После войны его хотели снести совсем, но он чудом уцелел и после Перестройки был отдан РПЦ и вновь стал действующим.

Пожарное депо и автовокзал

В 1930-ые годы власти запретили звонить в колокола Церкви Воскресения Христова и Михаила Архангела в городе Касимов Рязанской области — громкий звук якобы мешал занятиям в местных учебных учреждениях.

В 1940-е колокольню и вовсе снесли, а храм приспособили под пожарное депо. По современному виду постройки невозможно догадаться, что когда-то это была церковь.

В советское время ее неоднократно перестраивали, в итоге превратили в автовокзал, который действует тут и до сих пор. 

Фабрика

Некоторые церкви были переданы фабрикам, но не только как складские помещения: в них было организовано производство. Например, Церковь Петра и Павла в Суздале была использована под хлебопекарню.

Похожая судьба была у Благовещенской церкви в Костроме – ее отдали под хлебозавод, а вернули Православной церкви лишь в 2000-ые.

Московская Церковь Бориса и Глеба в Дегунине в 1941 году была переоборудована в амбулаторию. В 1960-х в храме расположились цеха трикотажной фабрики, а во время перестройки здание арендовал под гараж научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза». Сейчас здание возвращено Православной церкви, в нем ведется служба.  

Еще один московский храм — Церковь Рождества Христова в Черкизове — использовался в разное время под мельницу, склад и даже мебельный магазин. Но в 1990-х был восстановлен и снова передан Православной церкви.

А вот помещения Воскресенского монастыря в Торжке до сих пор занимает швейная фабрика.

Планетарий

Пожалуй, один из самых необычных функций досталась Николо-Кремлёвская церковь во Владимире. В 1962 году здесь был открыт планетарий, для которого специально изготовили пластиковый купол. Несмотря на планы местных властей перенести планетарий в новое здание, он до сих пор действует именно в церкви. Причем считается важным образовательным учреждением: здесь проходят занятия по астрономии, лекции и викторины.

Музей

Многие коммунисты все же понимали культурно-историческую значимость самых известных храмов. Их сохраняли и устраивали там музеи. Государство брало здания под охрану, реставрировало их, поэтому такие церкви дошли до наших дней в хорошем состоянии и часто даже лучше сохранились, чем те, что были все эти годы в ведении РПЦ.

Одним из первых советская власть принялась музеефицировать Храм Василия Блаженного — самый узнаваемый символ Москвы — в нем открыли историко-архитектурный музей.

Согласно легендам, в 1930-е советские чиновники несколько раз поднимали вопрос о сносе церкви — то в рамках проекта реконструкции Красной Площади, то потому что он якобы мешал автомобильному движению. Однако Сталин лично не позволил уничтожить храм.

Кстати, собор до сих пор формально является частью Государственного Исторического музея.

В Казанском соборе на Невском проспекте в Санкт-Петербурге в 1932 году открыли Музей истории религии и атеизма, а в начале войны проводили патриотические выставки, посвященные великим полководцам прошлого. Однако вскоре храм попал под немецкий обстрел, в куполе были пробоины, обвалились некоторые перекрытия и храм-музей закрыли совсем.

Тюрьма

Во многих крупных монастырях и до революции содержали узников (в основном политических преступников) — тому способствовали часто отдаленное положение, неприступность крепостей и толстые стены в сводах которых оборудовали камеры. Советская власть также пользовалась “удобствами” монастырей для тюрем и лагерей.  В самих храмах и скитах строили нары и тысячами заточали там заключенных.

Самый известный пример — Соловецкий монастырь. Правда, в общей сложности  со времен Ивана Грозного и до конца 19 века на Соловках было около 500 узников, а за время соловецкого лагеря, а затем тюрьмы особого назначения — около 200 тысяч.

Кроме Соловецкого под лагерь был приспособлен, например, Новоспасский монастырь (позже здесь базировалось хозяйственное управление НКВД и женский исправительный дом) и Спасо-Андроников монастырь (потом здесь расположилась колония для беспризорников и отделения наркомата обороны).

Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/176-orthodox-churches-soviet-times

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Кто такой митрополит алексий

Закрыть