Сколько церквей в иркутске

Кирха преткновения или Как поссорились иркутские лютеране

сколько церквей в иркутске

Существуют они достаточно давно, к примеру приход Святой Марии в Иркутске зарегистрирован в 1992 году. И все это время лютеране не высказывали никаких претензий по поводу восстановления кирхи на ее прежнем месте — там, где сейчас стоит памятник Ленину.

Но около года назад в Иркутске появился третий лютеранский приход Вознесения Господня, который и вышел с инициативой вернуть кирху. Они обращались к властям, мэру, теперь собирают подписи через Интернет.

В петиции говорится: «Воссоздание евангелистическо-лютеранской кирхи Вознесения Господня на ее прежнем месте необходимо как памятника архитектуры и ценного элемента историко-градостроительной среды нашего города Иркутска — столицы Восточной Сибири». 

Создатели петиции уверены, что храм должен быть построен именно на том месте, где «изначально насадил его Господь» — на пересечении улиц Карла Маркса и Ленина, где он располагался с середины XVIII века и действовал до 1937 года, затем был закрыт и в 1952 году разрушен. Сегодня на этом месте стоит памятник В.И.Ленину.

Через руководителя прихода Ольгу Федорову удалось узнать, что непосредственным вдохновителем кампании по восстановлению храма является Игорь Князев, епископ Северо-Европейского духовного округа Евангелическо-Лютеранской церкви Аугсбургского вероисповедания

Нынешним летом епископ приезжал в Иркутск, встречался с представителями общественности, местными политиками, провел несколько богослужений, читал лекции. Судя по его интернет-дневнику в «Живом журнале», идея возвращения разрушенного в советские годы храма родилась у него несколько лет назад. По его словам, это должно стать одной из главных задач возрождаемой лютеранской общины в Иркутске.

— Я автор петиции и инициатор этого процесса, — подтвердил епископ обозревателю «Пятницы». — Считаю, что кирха должна быть восстановлена, а задача властей в том, чтобы найти архитектурное и пространственное решение, позволяющее это восстановление.

Может, не точно на этом месте, можно как-то сдвинуть площадку, оставить памятник, если уж он так дорог иркутянам. Хотя ничего не помешало на месте шпиля, который был не менее дорог горожанам, восстановить памятник Александру III.

Поэтому я считаю, что тут нужны диалог и совместная работа всех участников процесса: верующих, власти, общественности и пр. Нужны общественные слушания, обсуждения, цель которых найти варианты восстановления кирхи.

В принципе, идея имеет право на существование. К тому же из слов епископа следует, что он не настаивает именно на сносе памятника Ленину. А ведь многие развернули ситуацию именно в том русле, что лютеране покушаются на Ильича. Но если не сносить, то почему, в самом деле, не восстановить лютеранский храм? Ничего крамольного в этом намерении нет.

И раньше можно было услышать в разговорах патриотов Иркутска: «Какая красивая была кирха, хорошо было бы ее вернуть!» Пока голоса известных и авторитетных горожан в пользу кирхи практически не слышны. Но кто знает, что будет в будущем.

Возможно, не сейчас, но когда-нибудь это и случится, ведь восстановили памятник императору и часовню на площади Кирова.

Так что вопрос о судьбе кирхи вполне правомочен, так сказать, в порядке обсуждения. И вообще, по Сети ходит много разных петиций и обращений.

Но дело приняло совершенно неожиданный поворот в связи с реакцией настоятеля другого, более «старого» лютеранского прихода

Отец Альберт дал несколько комментариев, в которых выразил недоумение по поводу предложения епископа.

— Они зарегистрировались в прошлом году и уже хотят гектар земли в центре города. Я считаю, что всему есть свое время и место. Нельзя разрушать и восстанавливать в ущерб чему-то. Мы никакого отношения к петиции не имеем.

Отец Альберт также обратил внимание, что епископ Игорь Князев проявляет большую активность на политической ниве, и это обстоятельство несколько настораживает. Да, действительно, Игорь Князев окончил Московскую школу гражданского просвещения, имеет специальность политолога. Однако в России нет закона, запрещающего духовным лицам заниматься политическими исследованиями.

В свою очередь епископ Князев, узнав о реакции отца Альберта, в долгу не остался, разразившись в его адрес резкой отповедью. В своем статусе в социальной сети «Фейсбук» он назвал его разными нехорошими словами, обвинив в попытках сорвать работу по восстановлению храма.

Очень жаль, что все так случилось. Прискорбно, что лютеране не смогли договориться по-хорошему, решить проблемы и противоречия в своем кругу, не вынося их в публичное поле. И дело уже не столько в кирхе и памятнике, сколько в скандальной пене, которая поднялась в связи с этим.

Наконец, последнее. В судьбе кирхи есть еще одна заинтересованная сторона — иркутские коммунисты, ведь вопрос возвращения кирхи — это и вопрос о судьбе памятника основателю партии

Естественно, коммунисты категорически против любых атак на памятник и намерены публично высказаться по этому поводу во время мероприятий, приуроченных к дню смерти вождя, 21 января. Об этом «Пятнице» сообщил Владимир Петрович Аксенов, секретарь по информационно-пропагандистской работе Иркутского обкома КПРФ.

— Это опасная затея, — считает коммунист, — и мы знаем, к чему это может привести. Не думаю, что в Иркутске дойдет до сноса памятника. У людей есть понимание, что нельзя играть с такими вещами. Вон в Киренске какие-то вандалы разрушили памятник Ленину, местная администрация его за свой счет восстановила, а вандалов нашли и наказали.

  • Лютеранская община появилась в нашем городе в 1725 году. К ней принадлежали многие генерал-губернаторы Иркутска немецкого происхождения. До революции 1917 года лютеранская церковь была второй по численности после православной. В настоящее время в Приангарье проживает несколько сотен приверженцев лютеранской церкви — потомков высланных в Сибирь немцев, финнов, литовцев и т. д., но есть и представители других национальностей.

Источник: http://baik-info.ru/kirha-pretknoveniya-ili-kak-possorilis-irkutskie-lyuterane

Храмы Иркутска утраченные

сколько церквей в иркутске

Большинство разрушенных церквей связаны с новой политической направленностью 1920-30 годов. В эти годы создается Союз воинствующих безбожников массовая атеистическая организация, существовавшая в СССР в 1925-47 годах (до июня 1929 «Союз безбожников») и возглавлявшаяся известным большевиком Е.М. Ярославским.

Инициировала работу по пропаганде атеизма, созданию антирелигиозных выставок и музеев, выпуск антирелигиозной периодики и литературы («Антирелигиозный учебник», газета и журнал «Безбожник» и т. п.). Активно поддерживала антицерковную политику Советского государства, направленную на закрытие и снос храмов (Церквей закрытие и разрушение), на ликвидацию духовенства.

При поддержке государственных структур, партийных и комсомольских органов первичные организации (ячейки) СВБ создавались на предприятиях и в учреждениях, в колхозах и учебных заведениях. Согласно официальной статистике к 1940 чл. СВБ было 3 млн. чел. В 1947 функции СВБ были переданы тогда же организованному Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний, в последствии общество «Знание».

В Иркутске в январе 1921 года в соборе Вознесенского монастыря были вскрыты мощи св.Иннокентия, выставлены для всеобщего обозрения, а затем увезены из Иркутска.

Утраченные православные храмы г. Иркутска

1. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. 1875-1894 гг. Каменный. Пл. Кирова (пл. Тихвинская). Взорван в 1932 году.

2. Церковь св. мученицы царицы Александры. 1910-1914 гг. Каменная. Угол ул. Партизанской и ул. Трилиссера (угол ул. Большой Блиновской и ул. 3-й Иерусалимской) Снесена в 1960-е годы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находятся мощи тихона задонского

3. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 1888-1890 гг. Каменная. Угол ул. К. Маркса и ул. Володарского (угол ул. Большой и ул. Благовещенской). Снесена в 1930-е годы.

4. Церковь св. Иннокентия, епископа Иркутского. 1905-1906 гг. Деревянная. Иркутск II (ст. Иннокентьевская). Закрыта в 1934 году. Не сохранилась.

5. Церковь св. Иннокентия епископа Иркутского (Глазковская). Деревянная. 1913-1915 гг. Ул. Профсоюзная (ул. Александровская). Снесена в 1950-е годы.

6. Церковь Святителя Николая Чудотворца. 1819-1822. Каменная. Ул. Кузьмихинская (с. Кузьмиха). Снесена в 1970-е годы.

7. Церковь Святителя Николая Чудотворца (нагорная). 1910 г. Деревянная. Ул. Омулевского, 33-а (ул. Омулевская).

8. Церковь свв. Апостолов Петра и Павла. 1910; 1918-1920 гг. Деревянная. Ул. Гоголя, 42 (ул. Гоголевская). Закрыта в 1929 году. Не сохранилась.

9. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческая). 1907 год. Деревянная. Ул. Байкальская (ул. Русиновская). Закрыта в 1935 году. В 1960-е годы здание снесли.

10. Церковь свв. Прокопия и Иоанна, Устюжских Чудотворцев. Каменная. 1740-е-1767 гг. Ул. Бограда (ул. Чудотворская).

11. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. 1754 — 1773 гг. Пл. Кирова (пл. Тихвинская). Каменная. Снесена в 1930-е годы.

12. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. 1835 — 1847 гг. Каменная. Пл. Декабристов (пл. Успенская). Снесена.

Церкви Вознесенского монастыря

1. Собор Вознесения Господня. 1863-1873 гг. Каменный. Снесен в 1930-е годы.

2. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. 1795-1809; перестроена в 1837-1840 гг. Каменная. Снесена в 1932 году.

3. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. 1691-1692 гг. Деревянная. Разрушена в 1930-е годы.

Лютеранская церковь

На месте которого сейчас стоит памятник В.И.Ленину — здание евангелическо-лютеранской церкви. Первая в Иркутске лютеранская церковь была деревянной. Ее построили в 1826 году на углу Спасской и Савинской улиц недалеко от конторы Российско-Американской компании. С этого времени Спасскую улицу стали именовать Спасо-Лютеранской.

В пожаре 1879 года сгорело деревянное здание лютеранской церкви. Возобновили постройку в середине 80-х годов ХIХ века, но уже в камне и отвели участок земли на новом месте — на перекрещении главных улиц города Большой и Амурской. Работа была закончена в октябре 1885, автор проекта — архитектор Г.В.Розен.

Кирха была закрыта в 1919 году, позднее занята под общежитие студентов пединститута. Библиотека, находившаяся в двух больших шкафах на хорах, по распоряжению директора института свезена в утиль Полностью разобрана церковь была в 1952 году перед открытием памятника В.И.Ленину (сентябрь 1952).

Часовня Спасителя

Часовня Спасителя была заложена 30 августа 1866 года. В тот же день, спустя четыре года, она была торжественно освящена в память сохранения жизни императора Александра II 4 апреля 1866 года.

Часовня установлена по плану и рисунку поручика Н.Н.Порохова, иконостас, иконы и другие принадлежности выписаны из С.-Петербурга. Постройка обошлась городу в 45 500 рублей. В 20-х годах нашего века ее разобрали, еще позднее здесь был поставлен памятник В.И.Ленину из гранита.

Часовня Святителя Иннокентия

Часовня Святителя Иннокентия установлена для увековечивания имени иркутского чудотворца. На месте часовни в своё время располагался дом, в котором останавливался епископ Иннокентий (Иоанн Кульчицкий) во время приездов в город из Вознесенского монастыря. Сооружение начато 17 сентября 1868 г.

, когда состоялась ее закладка архиепископом Иркутским и Нерчинским Парфением. Освящение 16 января 1877 г. совершил архиепископ Вениамин. Это торжество совпало с празднованием в городе 150-летнего юбилея Иркутской епархии. Ныне на месте часовни расположено административное здание ОАО «Иркутскэнерго».

Часовня Иверской Божией Матери

Часовня Иверской Божией Матери была установлена в 1891-1892. Построена по проекту архитектора В. А. Кудельского на средства иркутского промышленника и мецената А. М. Сибирякова. Часовня Иверской Божией Матери располагалась на Ивановской площади у мелочного базара.

Источник: http://irkipedia.ru/content/hramy_irkutska_utrachennye

Крестовоздвиженская церковь

сколько церквей в иркутске

Триста лет назад на окраине Иркутска, на Крестовской горе, у начала Заморского тракта, началось строительство большого храма. Работа кипела практически день и ночь, здесь трудились множество иркутян самых разных сословий и иногородние зодчие.

По задумке новая церковь должна была стать одной из самых больших в молодом городе — двухэтажная, с несколькими приделами и алтарями. Место для возведения выбрали не случайно — эту живописную гору на окраине города иркутяне полюбили давно.

Практически с самого основания Иркутска на ней установили большой крест, возле которого часто останавливались путники, да и сами горожане приезжали сюда поклониться.

Крестовоздвиженский храм. Е. Лансерье, 1904 год.

Причины установки креста у иркутских летописцев называются различные. В одних источниках сказано: крест на горе поставили в 1690 году, обозначив тем самым место будущего женского монастыря.

В архивных записях сохранились упоминания о том, что митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), повелев возвести храм на этой горе, указал назвать его Троице-Сергиевским: «внизу во имя преподобного Сергия, вверху во имя Святой Троицы, с тем предложением, чтобы основать при ней женскую обитель».

Но позже от этого намерения, видимо, отказались, тем более что в 1693 году уже был построен знаменитый на всю Сибирь Знаменский монастырь.

— По другой версии, крест, подобный этому, устанавливался на окраине каждого города, — замечает старший научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея, хранитель фотофонда Вера Кузнецова. — Чтобы путник мог помолиться и попросить благословения перед дальней дорогой.

Сегодня даже именитые историки не могут установить точную дату окончания строительства храма. Но большинство источников указывает на то, что все работы завершили к 1719 году — аккурат к десятилетнему юбилею великой победы под Полтавой.

В 1720 году церковь освятили в честь Святой Троицы. Но памятливые на свои традиции иркутяне упорно не хотели называть новый храм по «имени», данному ему при освящении. В народе церковь именовали Крестовской в память о названии горы, позже она стала Крестовоздвиженской.

Спустя пару десятилетий храм стал разрушаться, его периодически латали и перестраивали, но о полном восстановлении речи не шло. Ситуация осложнялась еще и тем, что к двадцатым годам 18 столетия государственная политика в отношении строительства церквей, часовен и обителей изменилась.

Профессор Александр Дулов в своих трудах упоминает: вышел специальный императорский указ о том, чтобы «лишние церкви не строить». Для того чтобы приступить к постройке храма, требовалось доставить челобитную или прошение в Священный Синод.

Никогда не любивший духовенство Петр Первый в своем государевом указе заключил: «небрежение славе божьей в лишних церквях и в множестве попов».

Сибирское кружево с восточным орнаментом

В 1747 году на Крестовской горе случился крупный пожар, ветхое здание церкви выгорело практически до основания. В этом же году посадский Иван Филиппович Амосов подал прошение о возведении нового храма — каменного. Этого человека в Иркутске весьма уважали, своего положения и богатства он достиг исключительно смекалкой и трудом.

Прошение Амосова одобрили быстро, но строительство, разумеется, должно было осуществляться только за счет средств благотворителей. Вскоре к Амосову присоединились и другие состоятельные горожане — Захарий Щегорин, Федор Щербаков и купец Стефан Дудоровский. А вот имена архитекторов и авторов проекта затерялись в глубине времен.

Есть, правда, несколько предположений, что строители нового каменного храма на Крестовской горе были выходцами из Великого Устюга, но документальных подтверждений этой теории у историков, увы, не сохранилось.

Завершилось строительство невероятно быстро. Храм возвели всего за 11 лет, что для постройки таких размеров — фактический рекорд. Он получился в несколько раз больше своего деревянного предшественника: основной четверик венчался несколькими восьмериками. Дальше шла широкая трапезная с двумя отдельными и довольно большими приделами, которые получили название Успенского и Крестовоздвиженского. Плюс — высокая колокольня с западной стороны храма.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое солея в храме

В 1758 году по повелению Преосвященного Софрония, епископа Иркутского и Нерчинского, новая церковь была освящена под старым названием — Троицкая. В 1779 году к храму пристроили северный теплый придел, все остальные были холодными и не отапливались.

Что интересно: на то десятилетие, в которое возводилось каменное здание Крестовоздвиженского храма, пришелся настоящий бум строительства храмов в Иркутске. В эти годы было построено сразу 13 пышных и больших церквей, будто искупление за петровскую эпоху, когда всё храмовое строительство было прекращено.

И всё же Крестовоздвиженская церковь отличается от всех своих «современниц», она уникальна.

Чего стоили только одни слюдяные окна-витражи, которые прослужили церкви до 20 столетия! Внешний фасад здания, сложенный из кирпича, оформлен в стиле барокко — это самый актуальный стиль для второй половины 18 века.

Но мастера, строившие храм, не просто скопировали орнамент с богатых церквей западной части России, но и сделали его оригинальным, привнеся некоторые узоры из монгольских и бурятских мотивов.

«Виртуозность отделки храма при достаточно скудных средствах просто поразительна. Наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковер, с своеобразным привкусом соседнего Востока», — писал в своих заметках академик Игорь Эммануилович Грабарь. В самом деле, если присмотреться, можно легко различить среди каменного кружева по фасаду церкви и множество восточных символов.

Музей и памятник

Иркутяне полюбили диковинный храм, который буквально парил над городом. Здесь крестились и венчались многие известные горожане. Например, в апреле 1851 года здесь состоялось венчание легендарного адмирала Геннадия Невельского с племянницей тогдашнего иркутского губернатора Екатериной Ельчаниновой. Через девять лет, в 1860 году, к храму достроили закрытое крыльцо, которое спроектировал известный архитектор Владислав Кудельский.

В 1860 году главный придел храма переосвятили, наконец-то закрепив за церковью официально название Крестовоздвиженской, или церкви в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а один из её приделов, напротив, стал называться Троицким. Пришлось это делать из-за того, что в Иркутске к тому времени построили новую церковь, получившую название Троицкой.

В фотофонде краеведческого музея сохранилось несколько уникальных фотографий Крестовоздвиженского храма. В 1912 году его занесли в каталог Императорской Археологической комиссии, куда собирались все интересные «памятники старины» России.

Фото для каталога делал сам Николай Исцеленнов — тогда студент Высшего Художественного училища, а после — иммигрант и известный на всю Европу архитектор православных храмов.

Его фотографии входят в число особо ценных экспонатов в фондах, которыми музей по праву гордится.

Даже после Гражданской войны новая советская власть признала ценность храма — в 1925 году он был отнесен к памятникам архитектуры высшей категории. Вот только в 1933 году по постановлению Советов богослужения всё же были прекращены, и в церкви решили обустроить Антирелигиозный музей. Поэтому в Крестовоздвиженский храм стали свозить церковную утварь и иконы практически со всех церквей города.

— Не все, конечно, всё самое ценное было конфисковано советской властью, — уточняет Вера Кузнецова. — Некоторые особо ценные иконы, правда, прихожане церквей сохранили.

Через несколько лет, к середине 1930-х, в Крестовоздвиженском храме даже установили первые стенды будущего Антирелигиозного музея, вот только открыть его не успели — началась Великая Отечественная война и отношение к религии вновь поменялось.

В 1943 году богослужения в храме с позволения властей снова возобновили. И на пять лет, до 1948 года и открытия Знаменской церкви, Крестовоздвиженский храм стал соборным храмом Иркутска. Потихоньку стали возвращаться в родные стены и уникальные иконы.

В 1986 году церковь закрыли на реставрацию, которая продолжалась долгих 10 лет. За это время в храме провели капитальный ремонт, обновили фасады и внутреннее убранство. Последний масштабный ремонт проводился в церкви год назад — появились и узорчатые своды, и тяжелые великолепные люстры, и яркие изображения святых на окнах. Сейчас храм является памятником архитектуры федерального значения, он охраняется фондом ЮНЕСКО. Но сегодня, к сожалению, основные приделы храма закрыты для прихожан.

— Увы и ах, но денег на их ремонт пока не хватило, — вздыхает настоятель храма отец Сергий, — Бог даст, сыщем средства.

Бог слушает

Но самое главное в Крестовоздвиженском храме это даже не его уникальная архитектура или убранство, всё дело в особой духовности. «Сами подумайте, здесь же богослужения практически не прекращались даже в самые темные для православия времена, поэтому здесь всё и пропитано этой духовностью, а проще — близостью Бога», — рассуждает отец Сергий.

У настоятеля даже есть удивительная история. Однажды в церковь буквально влетел взволнованный молодой мужчина и стал метаться по храму от иконы к иконе. Заметив странного прихожанина, отец Сергий подошел к нему. Оказалось, парню только что сообщили, что у его жены начались роды.

Событие вроде бы счастливое. Да только супруга весила 40 килограммов, а сын получился очень крупным. Прогнозы медиков оказались неутешительными, 50 на 50: или жена, или малыш. О том, что роды переживут оба, медики говорили как-то не слишком уверенно.

Вот мужчина и бросил всё и при первом же звонке из роддома побежал в храм

Отец Сергий

Отец Сергий вместе с трясущимся парнем отслужил молебен, причем в процессе пришлось обучать несведущего, как и что делать. Потом батюшка уговорил пойти попить чаю, побеседовать. После нескольких часов чаепития вновь раздалась трель сотового телефона. «Родила, здоровый, я — тоже», — отчиталась жена.

— Представляете, сама смогла позвонить после таких родов, да и спокойна была, здорова, это ли не чудо, — радуется отец Сергий.

Возможно, дело в иконах, их здесь порядка 650 штук, 400 из них — уникальные и с особенной художественной ценностью. Сказать, которая из них самая ценная или значимая, пока не могут даже специалисты. «Пока еще тоже средства копим на проведение исследования и реставрацию икон, даже не знаю, наши специалисты будут это дело производить или иногородние», — поясняет батюшка.

В храме сохранился иконостас, датированный серединой 18 столетия, единственный в своем роде. Его покрывает мелкая орнаментальная резьба, создающая эффект, известный под названием «золотая кожа». Особым почетом среди прихожан пользуется и келейная икона Преосвященного Софрония, которого иркутяне особо почитают. Её нашли в ризнице Крестовоздвиженского храма почти случайно около века назад, с тех пор прихожане считают своим долгом поклониться ей и попросить благословения.

Хотя прихожан в храме немного, как и в других церквях Иркутска. Религия нынче в моде, но народ к Богу прийти не торопится. «Это всё потому, что правду потеряли», — вздыхает отец Сергий. Такое универсальное понятие, как «правда», по словам батюшки, на самом деле термин абсолютный, правда — она одна, Божья. Та, что зиждется на заповедях. И вся сила опять же, если верить отцу Сергию, в той самой «правде» — почти цитата из «Брата», конечно, но у священника есть своя теория.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько начинается служба в церкви

— Молодежи всё равно много приходит, даже несмотря на то, что прихожан мало, — подводит итог настоятель Крестовоздвиженского храма. — Помыкаются, помыкаются, поищут «свою правду», как и я когда-то, а потом вот и приходят. Церковь же это как школа, где учат слову Божьему. Его правде, в которой весь смысл жизни. Если ты не готов, то и иди себе бога ради, насильно-то мил не будешь. Захочешь — придешь. А Бог — он вечный и терпеливый, он подождет.

За помощь в подготовке публикации выражаем благодарность сотрудникам Иркутского областного краеведческого музея и Иркутской епархии.

Источник: https://www.irk.ru/news/articles/20160609/alphabet/

Отпевание

Отпевание – это народное название церковной службы (чинопоследование), совершаемой над телом православного во отпущение грехов и прощении. Отпевание назначают на 3-й день после кончины перед погребением на кладбище или кремацией.

Смысл отпевания

Отпевание – важный момент в обряде погребения христианина. Цель отпевания – проводить человека в мир иной, помочь снять груз грехов с души и освободить её от земного тлена, дабы душа предстала перед Богом смиренной и очищенной. Молятся о том, чтобы душа покойного прошла испытания, с которыми она столкнется на пути к Господу. Отпевая усопшего, мы совершаем для него благое дело.Отпевание освобождает усопшего только от тех грехов, в которых он покаялся на исповеди.

Отпевание в церкви: Что необходимо

Покойный должен быть крещен по православному обряду и исповедаться перед смертью.

Что необходимо для обряда отпевания

Чтобы провести отпевание, нужно договориться заранее о проведении службы со священником выбранного храма – приходского или при кладбище. Лучше сделать это после того, как получено печальное известие, так как время и место совершения обряда могут быть заняты.

Заказать отпевание покойного в церкви можно при наличии медицинского свидетельства о смерти или гербового свидетельства о смерти.

Когда нельзя заказать отпевание

По Уставу Церкви нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры, относившихся к Церкви и вере с насмешкой или враждой.

Не отпевают некрещеных и самоубийц (только если человек был психически болен, есть медицинские справки и разрешение епархии).

Возможно ли отпевание при кремации?

Раньше нельзя было отпевать тех, кого кремировали. Сейчас православная церковь, принимая во внимание актуальность кремации (особенно в городах), признала отпевание кремируемых допустимым.

Для отпевания нужно иметь:

Соболезнование

Отправить онлайн

Отправить онлайн

Для отпевания в церковной лавке нужно иметь:

  • нательный крест;
  • иконка;
  • листок с разрешительной молитвой;
  • погребальное покрывало;
  • венчик погребальный;
  • свечи.

Все ритуальные предметы (кроме свечей), внося тело в храм, кладут в гроб.

Как отпевают

В храм гроб вносят без крышки. На лоб усопшего кладут ленту с ликами Господа и святых(венчик), который символизирует венец жизни земной и награду за тяготы.

Прощающиеся стоят с зажженными свечами, священник читает псалмы, поются тропари и погребальные стихиры, читается св. Писание. Затем провозглашается свидетельство о прощении всех грехов, в которых усопший покаялся. После заключительной молитвы, листок с текстом вкладывается в руки покойного, затем священник произносит особую «разрешительную молитву».

Затем все прощаются с усопшим: подходят к нему, прикасаются губами к иконе на груди покойного и венчику, говорят последнее «прости», кланяются. На тело кладется покрывало, гроб накрывают крышкой.

Сколько длится отпевание в церкви

Точно рассчитать, сколько длится отпевание в церкви вряд ли возможно, так как длительность ритуала зависит от разных обстоятельств. В среднем обряд занимает от 35 до 50 минут.

Отпевание дома

Когда нет возможности провести обряд отпевания в храме, приглашают священника домой, в некоторых ситуациях проводят заочное отпевание (например, когда нет останков умершего).

Отпевание в морге

Если по уважительным причинам нет возможности организовать отпевание покойного в храме или дома, допускается отпевание покойного в морге. Заказывать отпевание умершего человека при морге нужно внимательно, так как нередки случаи, когда службу проводят псевдо-священниками, не имеющими отношения к Русской православной церкви.

Заочное отпевание покойника

Прежде заочное отпевание разрешалось только при условии отсутствия останков для предания их земле – например, когда человек сгорел в пожаре, бесследно утонул, исчез при землетрясении и иных стихийных бедствиях, был похоронен по морскому обряду и т. д.

Практика заочного обряда отпевания широко распространилась во времена СССР. Тогда множество храмов было закрыто или разрушено, и провести обряд было негде. Верующим людям не оставалось другой возможности, как просить о заочном отпевании.

Во многих местах проживания по-прежнему нет церквей, поэтому перевозить тело к месту отпевания зачастую невозможно – слишком далеко и дорого. Поэтому церковь идет навстречу нуждам верующих и в ряде случаев разрешает провести заочный обряд отпевания.

Порядок проведения заочного отпевания:

  • Поехать в церковь и договориться о проведении обряда.
  • Получить венчик, листок с разрешительной молитвой, землю.
  • Венчик возложить на чело покойного, листок с молитвой вложить в правую руку, а землей посыпать тело крестом: сначала голову и ноги, потом правое плечо и левое.

    Сколько стоит отпевание покойника

    Какой-либо цены на отпевание Церковь не требует и не может требовать – отпевание в церкви совершается бесплатно. Приветствуются добровольные пожертвования, при условии, что они принесены с чистым сердцем.

    Церковный ритуал совершается только по велению сердца и веры и не может быть платным. Ищите – всегда можно найти храм, где за отпевание не просят деньги.

    Если у вас нет денег, помните: священник не откажет вам в просьбе провести отпевание без оплаты. Если вы все же увидели церковный прейскурант с фразой «Отпевание покойника. Стоимость услуги», лучше не проводить службу там, где берут плату за службу перед Господом.

    Средние цены на отпевание в Москве

    По устоявшейся традиции на отпевание делают посильное добровольное пожертвование – обычно в сумме 2-5 тыс. рублей.

    Помощь в организации обряда отпевания от Ritual.ru

    Городская похоронная служба Ritual.ru поможет вам организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 80 000 погребений с отпеванием. Мы хорошо знаем особенности и возможности храмов Москвы и Подмосковья и всегда сможем организовать службу (в том числе заочную) умершего близкого.

    Источник: https://ritual.ru/ritualnie-uslugi/otpevanie/

    Расписание

    08.30 –Утреннее богослужение. Исповедь. 

    17.00 – Вечернее богослужение. Чтение Канона Андрея Критского.

     Вторник

    08.30 – Утреннее богослужение. Исповедь. 

    17.00 – Вечернее богослужение. Чтение Канона Андрея Критского.

     Среда

    08.30 – Утреннее богослужение. Исповедь. 

    17.00 – Вечернее богослужение. Чтение Канона Андрея Критского.

    Четверг

    08.30 – Утреннее богослужение. Исповедь. 

    17.00 – Вечернее богослужение. Чтение Канона Андрея Критского.

    Пятница

    08.30 – Литургия Преждеосвященных Даров.

    17.00 – Вечернее богослужение.

    Суббота

    08.30 – Исповедь. Литургия. Панихида.

    17.00 –Вечернее богослужение. Исповедь.

    Воскресенье

    08.30 – Исповедь. Литургия. Молебен.

    16.00 –Вечернее богослужение. Исповедь.

    15.00 Акафист пред иконою Божьей Матери, именуемой «Неупиваемая чаша».

    16.00 Собрание для зависимых людей от пьянства, наркомании и табакокурения в цоколе храма.

    Уважаемые прихожане!

    Заказная обедня (с просфорой) заказывается заблаговременно:

    вечером накануне литургии, либо в день совершения литургии до 09.00

    Желающим причастить детей необходимо приходить не позднее 09.30

    Детей во время поста причащают только в субботу и воскресенье.

    Уточнить расписание богослужений можно в свечной лавке тел. 22-49-80.

    В воскресенье в храме до 15.00 находится дежурный священник, к которому вы можете обратиться с вопросами.

    Источник: http://hramvera.ru/raspisanie-bogosluzhenij/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Молитослов
    Обида что это такое

    Закрыть