Саровский монастырь где находится

15 января: Преподобный Серафим Саровский

саровский монастырь где находится

«Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».

Преподобный Серафим Саровский

1 августа 2015 года исполнится 112 лет со дня канонизации преподобного Серафима Саровского.

Если говорить в художественных терминах, то, без преувеличения, святого Серафима Саровского можно сравнить с «золотым сечением» русского Православия, если в музыкальных – с камертоном Истины. Однако для многих верующих святой батюшка Серафим – близкий, родной, любимый святой покровитель Руси и заступник наших грешных душ.

Преподобный Серафим Саровский своей жизнью доказывает, что путь ко спасению, как полноводная река: то стремительно сносит все наносное, очищает берега, то, как исповедь, испытывает мутными водами искушений, то затихает в безмолвии поста, умиротворяет, как сердечная молитва – это живительная вода, без которой невозможно исцелить свою душу.

Попробуем осознать то духовное богатство, которое оставил нам преподобный Серафим Саровский.

Житие преподобного Серафима Саровского

Серафим в переводе с древнееврейского означает «пламенный». Пламенной и неугасимой была вера преподобного Серафима Саровского. Огненным столпом идет он впереди своей паствы, указывая нам истинный путь. Сколько испытаний, жизненных мытарств пришлось преодолеть святому за 79 лет жизни: тридцать лет отшельничества, три года столпничества, подвиг безмолвия, затворничество, гонения.

Родился святой Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин) 19 июля 1754 года в Курске, в купеческой семье. Мальчику Прохору чудесным образом удалось избежать смерти после падения с колокольни собора, который начинал строить отец, а после его смерти – мать Прохора. Еще одно чудо было явлено, когда мальчик исцелился от иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

В юности Прохор решил посвятить свою жизнь Богу. Взяв благословение матери, юноша отправился в паломничество в Киев, на поклонение Печерским угодникам. Там схимонах старец Досифей благословил его и направил в Саровскую пустынь.

Прохор по кратковременному возвращению домой отправился в Саров, где его приняли послушником. В пустыни Прохор с ревностью и усердием исполнял все указания. Через два года Прохор сильно заболел водянкой, братия ухаживала за ним, но силы покидали отрока.

Прохору явилась Царица Небесная в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей – от рода нашего».

Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. На месте явления была построена больничная церковь.

Через восемь лет послушничества Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха. Тогда же он испросил благословения и ушел в пустынную келлию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу.

Там он вел очень аскетичный образ жизни, ограничивал себя во всем мирском: ел один раз в день, трудился на своем огороде и небольшой пасеке и много молился. К иеромонаху стали приходить миряне за советом и духовным наставлением.

Вскоре преподобный Серафим полностью отказался от общения с людьми, нередко в его жилище наведывались дикие звери, он кормил с руки медведей.

«И 47 лет прожил он в различных подвигах отшельничества, молчальничества, затвора. Но на этом пути встретилось ему второе иовлево искушение: когда он уже был лишен всего, перед ним встал вопрос о сохранении своей жизни, об избежании страдания.

На него напали разбойники, он был вооружен топором, он мог защититься – но он не захотел спасти свою жизнь никакой ценой, а отдал ее еще раз Богу. И эту жертву Бог принял; он был избит, изранен, и кровь его осталась на его одежде, кусочек которой мы можем здесь созерцать.

Он остался верен Богу до крови, жизнь его – сохранил Господь» (Митрополит Антоний (Сурожский) о Серафиме Саровском).

Скончался святой преподобный Серафим Саровский 2 января 1833 года, в молитвенном положении перед образом

Молитвы святому Серафиму Саровскому

Тропарь преподобного Серафима, глас 4-й:

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима, глас 2-й:

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Молитва вторая преподобному Серафиму Саровскому

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Молитва третья преподобному Серафиму Саровскому

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих.

Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства.

Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския.

На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Монастырь преподобного Серафима Саровского

Дивеевская обитель – любимое детище и последнее пристанище святого Серафима Саровского, место поклонения его мощам, монастырь, в котором завещал похоронить себя сам преподобный.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы расположен в Нижегородской епархии Русской православной церкви. Сюда стекаются толпы паломников за утешением, исцелением, поклониться подвигу великого старца, пройтись по святой Канавке и помолиться Царице Небесной о своих родных и близких.

Монастырь возник во второй половине XVIII века. Первым строением стала Казанская церковь. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:

«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»

На протяжении более ста лет сначала община, а затем монастырь (1861 г.) разрастался землями и новыми храмами благодаря помощи местных жителей, помещиков и самоотверженности игумений.

В 1917 году в нем проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек. 21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Часть сестер с игуменьей перебрались в Муром, в дом у стен Благовещенского монастыря.

Возрождение обители началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря. 31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. 20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Начались масштабные восстановительные работы, было освящено семь храмов. Сейчас в обители проживает более 400 насельниц.

Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре — одна из главных святынь монастыря. 25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом. Канавка была создана в последние годы жизни преподобного Серафима.

Он очень торопился с устройством этой канавки – дорожки, по которой прошла Богородица. Канавку вдоль тропы, по указанию Царицы Небесной, должны были копать только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Последний участок Канавки был передан монастырю лишь в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

С молитвой на устах и четками в руках идут по Святой Канавке паломники, по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам. 

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/16423

История дивеевского серафима саровского монастырь: адрес, как доехать — Архангел

саровский монастырь где находится

07.03.2019

Адрес обители: Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с.Дивеево. Координаты: Latitude: 55.0399 и Longitude: 43.2463 Телефоны: монастырской канцелярии 8(83134)30015 и паломнического центра 8(83134)43445. Центр – здание в два этажа напротив западных ворот рядом с Казанским собором. В нем можно получить консультацию по поводу ночлега, питания и др. вопросам.

Село Дивеево, расположенное в южной части Нижегородской области, уже два столетия остается местом паломничества для множества людей. Их цель – посещение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, одного из четырех мест, находящихся под особым покровительством Пресвятой Богородицы.

Считается, что каждый день она осеняет обитель своим присутствием и ночь, проведенная в ней, подарит благословение Божьей Матери.

Как добраться до Дивеево

На автомобиле из Москвы: – М-7 по направлению на Владимир, через Муром, Навашино и Кулебаки. Расстояние около 500км. – М-7 через Владимир на Нижний Новгород, далее через г. Арзамас (весь путь почти 600км).

На поезде: 

– из Москвы (Казанский вокзал) до ст.Арзамас-2. Поезда ежедневные. – до Арзамас-2 идут поезда из разных городов, от Казани до Улан-Уде. Междугородние автобусы или поезд до Нижнего Новгорода. Далее 180 км рейсовыми автобусами от городского автовокзала (ул. Лядова, тел. справочной 8831433-55-98) до с.Дивеево. Расписание автобуса: понедельник-пятница 6.30, 14.25, 15.25. Суббота-воскресенье 7.

00, 14.25, 15.25. Автобусом или поездом до Арзамаса (ст. Арзамас-2), далее 65 км рейсовым автобусом от автовокзала (тел. 8314741814) с 5.30 до 17.30. Можно воспользоваться такси или вечерним монастырским автобусом, прибывающим на ж/д вокзал Арзамас-2 в 20.30. От вокзала Арзамас-1 прямых маршрутов в Дивеево нет. Не стоит включать в свой маршрут Саров, самый близкий из городов остается закрытым.

От некоторых храмов в разных городах несколько раз в год отправляются организованные группы паломников, к которым можно присоединиться.

Где остановиться

В этом выбор путешественника ограничен только финансовыми возможностями – от съема комнаты в частном секторе села и монастырской гостиницы до номеров отелей (примерно от 2тыс.руб.) и гостевых домов (1500-3000), которых много в Дивеево.

Аренда дома или просторных апартаментов обойдется в несколько раз дороже. В недалеко расположенной “Дивеевской слободе” (гостиничном комплексе) кроме проживания с питанием предлагают баню, бильярд и охраняемую парковку. Комплекс составляют стилизованные под старину красивые бревенчатые дома.

Предложения о сдаче недорогого жилья можно посмотреть на ВК, группа “Дивное Дивеево”.

Чтобы попасть в монастырскую гостиницу следует заранее обратиться в монастырский паломнический центр. Пребывание в ней и питание оплачивается трудом – так называемым послушанием.

Паломники-трудники выполняют порученную работу, от помощи на кухне, в коренном цеху (чистка овощей), в трапезных до уборки храмов, территории, ухода за садом и Святой Канавкой.

Многих привлекает возможность оказать посильную помощь обители.

Дивеевский “общепит”

В селе несложно выбрать заведение с подходящим меню для разных вкусов и бюджета. Наибольшее разнообразие ждет посетителей ресторана и кафе в “Дивеевской слободе”. В “Охотничьем домике” подают запеченных кур, поросят и даже баранов, целиком зажаренных на вертеле.

Есть там и традиционные шашлыки. В ресторане “Малиновый звон” и “Раздолье” имеется отдельное детское меню, специально для маленьких гостей. Цены там не ниже столичных. В “Пельменной” специализируются на традиционных блюдах русской домашней кухни.

Кроме обязательных вареников и пельменей разных сортов можно заказать супы, разные блюда из рыбы и мяса. Есть в меню много постных блюд. В гостевых домах постояльцам предлагаются завтраки, а по желанию и трехразовое питание.

В некоторых есть общая кухня, где можно приготовить что-то “на скорую руку”, закупив продукты в сельском «Магните» и на рынке.

В кафе, блинной и чайной, расположенных в обители, меню более скромное, да и посетителей всегда много.

Полезные советы

Дресс-код Вход на территорию монастыря разрешен только в строгой одежде (для женщин платок, длинная юбка, для мужчин – брюки, рубашка). Декольте, шорты, мини-юбки не допускаются, женщины в брюках тоже. Если в вашем багаже не оказалось подходящих вещей, то их можно приобрести в лавках у монастыря. Для маленьких девочек исключений не делают, платок обязателен.

Разрешение на фотосъемку

Его можно получить в паломническом центре и в самом монастыре (свечная лавка, где записывают требы). Там же выдают талоны на бесплатный обед в трапезной.

Послушание

Если в монастыре к вам обратились с просьбой выполнить поручение, а по каким-то причинам вы к этому не готовы, то отказ будет принят абсолютно нормально. Любая помощь в работе принимается с благодарностью. Считается, что за труды на благо монастыря преподобный Серафим обязательно вознаграждает.

Парковка

Она имеется рядом с монастырем. Если на стоянке не оказалось свободных мест, можно оставить автомобиль рядом с ближайшими домами. Их жители оказывают такую услугу за скромное вознаграждение.

Из истории обители

Небольшое село, появившееся в середине VI века, своим названием обязано мурзе Дивею, своему первому хозяину. Эти земли были пожалованием Ивана Грозного и дополняли княжеский титул. Через них проходили пути паломников, шедших к святым местам. Через два столетия в селении выстроят небольшую бревенчатую церковь (Св.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Великий храм мормонов где находится

Николая Чудотворца), место посещаемое странниками. Обитель будет основана позже, примерно в 1760 годах овдовевшей помещицей Агафьей Семеновной Мельгуновой. Кончина супруга оттолкнет ее от мирских радостей и приведет к принятию пострига.

Монахиня Александра соберет оставленное ей имущество, чтобы заложить в Дивеево церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Один из приделов храма был освящен во имя первомученика архидьякона Стефана, другой – Николая Чудотворца. Сохранились слова Серафима Саровского предрекавшего храму великую судьбу.

Помещица Жданова пожертвует обширный участок рядом с церковью для строительства обители. Маленькая монашеская община сначала состояла из матушки Александры и всего четырех послушниц.Она получила название в честь Казанской Божьей Матери. Монахини соблюдали всю строгость Саровского устава.

Через несколько лет Серафим Саровский даст свое благословение на создание Мельничной общины. Через 16 лет их объединят в Серафимо-Дивеевскую общину. Монастырский статус будет дан в 1861 году, руководство доверено матушке Марии (Е.А.Ушаковой). Монастырь процветал и в 1917 году в нем постоянно жили почти 1500 послушниц и более 260 монахинь.

Но начавшаяся революция едва не уничтожила обитель – через два года на территории организуют трудовую артель. Но монастырь просуществует до 1927 года. Знаменитую на всю Россию Казанскую церковь закроют спустя десять лет.

Вернуться к жизни Свято-Дивеевскому монастырю удастся лишь в конце восьмидесятых годов. Еще одно важное событие произойдет летом 1991 – перенесение мощей Серафима Саровского долгое время считавшихся утраченными.

Святые места Дивеевской обители

Первым обычно называют один из двух соборов – Троицы Живоначальной
Его строительство было начато в 1848, закончено в 1875 году. Автором проекта храма был А.И. Резанов, ученик создателя русско-византийского стиля храмового зодчества К.А.Тона.

Хотя собор закладывали после кончины преподобного, но сбылось его предсказание, сделанное монахиням о грандиозности и великолепии будущего храма. Он превзошел Саровскую обитель. Колокольню из пяти ярусов пристроили позже (конец XIX – начало XX вв.).  Паломники стремятся побывать там из-за раки с мощами Св.

Серафима Саровского. К ним всегда стоит очередь, особенно длинная в праздничные дни и по выходным.Приложиться к святым мощам: как правильно

Нужно подойти к раке, сделать два поклона перекрестившись, затем приложиться и, поклонившись, отойти.

Спасо-Преображенский собор
Он был построен позже, уже в 1916 году. Бурные события тех лет не позволили освятить новый храм, в нем не проводилось богослужений. Его использовали сначала как стрелковый тир, затем гараж и склад.

Прекрасное здание постепенно ветшало, пока не было передано обители. Освящение состоялось только в начале девяностых годов. С того времени это действующий храм, в котором можно побывать на службе.

В нем сохраняются два ковчега с мощами (блаженной Паши (Параскевы) Саровской и преподобной Марфы Дивеевской).

Казанская Какими величественными не казались бы соборы, но история Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря началась со скромной церкви иконы Казанской Божьей матери.

В 1773-1779 годах шло строительство большого трехпрестольного храма заменившего маленькую деревянную церковь. Один из его пределов был зимним, два других – летними. За ходом работ присматривала и первая настоятельница – матушка Александра.

Именно ей удалось тогда выкопать первый из источников.

Преподобный Серафим благословил пристройку еще двух церквей (Рождества Богородицы и Рождества Христова) при храме. В церкви Рождества Христова, освященной вновь уже в 1991, можно видеть старинные фрески, прекрасно сохранившиеся до нашего времени.

Святая Канавка Уникальной святыней Дивеевского монастыря считают Святую Канавку, вырытую монахинями по завету преподобного Серафима. Он открыл свое видение в ноябре 1823 года – Богородица указала ему место для будущего монастыря. Обитель должна быть обязательно окружена земляным валом, канавой и насыпать его должны монахини.

Закончить долгую работу удалось перед смертью старца в 1833. Канавка, проложенная по пути Пресвятой Богородицы, обегала обитель, очерчивая семиугольник и как бы отделяя его от мирской суеты.

Но через несколько лет после кончины преподобного отношение к Канавке стало почти пренебрежительным – перестали поддерживать в чистоте, ходили и ездили через нее, часть строений возводилось снаружи. Только через двадцать лет вспомнили о словах и заветах Святого Серафима, и Канавка была очищена. Ежевечерне по ней проходили молящиеся сестры.

А слава о необыкновенном месте разошлась по стране. Даже растущая тут трава считалась чудотворной, исцеляющей хвори. Осень1927 года стала роковой для святой обители – монахинь вышлют по поселениям и лагерям, а здания займут под разные цели. После закрытия монастыря Канавка была засыпана, через нее были проложены трубы коммуникаций.

Восстанавливать ее первозданный вид начали лишь летом 1997 года. Благоустройство завершилось к июлю 2006 года. Сегодня, как и столетия назад, люди проходят по Канавке, читая сто пятьдесят раз молитву “Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою..”. По преданию, просьба молящегося обязательно будет услышана.

В церковной лавке продается “Богородичное правило” – небольшая книжечка с этой молитвой.

Пустынька Блаженной Параскевы (Паши) Саровской Дом, превращенный в музей – одно их мест, посетить которые интересно любителям отечественной истории. Блаженная Паша (мирское имя Ирина Ивановна) вела отшельническую жизнь, погрузившись в молитвы и благочестивые труды на благо обители.

Родившаяся в крестьянской семье и много пережившая, она получила благословение старца Серафима и прожила сначала в вырытой ею пещере, а затем в маленьком домике-келье в Дивеево более 30 лет. Ей приписывали необычную способность предвидеть будущее. Могилу блаженной Параскевы можно увидеть у Троицкого собора.

Музей совсем небольшой, всего три маленьких зала. Один из них полностью посвящен жизни Серафима Саровского. Кроме сохранившихся старых фото и документов тут хранится вышитый руками последней российской царицы Александры Федоровны покров. Этот дар предназначался для украшения ковчега с мощами святого.

Здесь же посетители увидят точно воссозданный фрагмент кельи преподобного. Мебель в ней некогда сделана самим старцем. Другой зал оформлен так, как было при его блаженной хозяйке – со всей обстановкой, куклами, столом с чайным прибором и собранием старинных икон.

В третьем коллекция монашеской одежды, праздничный наряд Прасковьи Ивановны, портреты, фотографии и много личных вещей игумений – основательниц монастыря и его попечителей. В пустыньке монахини читают неусыпаемую Псалтирь, как это было до революции.

Источник: https://arh-angel.ru/drugoe/istoriya-diveevskogo-serafima-sarovskogo-monastyr-adres-kak-doehat.html

Мощи серафима саровского

саровский монастырь где находится

В том чудотворном месте, где находятся мощи Серафима Саровского, верующие прихожане обретают успокоение и надежду на благополучие. Останки преподобного совершают те же чудеса, что творил и сам святой еще при жизни. Сегодня православный человек может помолиться мощам Серафима в мужском Саровском монастыре, построенном в Нижегородской области.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Краткая биография преподобного

Имя этого святого прославлено на всей территории православного мира. Он увидел свет в середине июля 1759 г. В Курске.

  • В 1786 г. Серафим принял монашество и поклялся в вечной верности Всевышнему Отцу. Шесть лет он провел в ежедневных молитвах, часто забывая о сне и пище.
  • Когда Серафиму исполнилось 39, его рукоположили в почетный сан иеромонаха. А через год он оставил обитель и уединенно молился Богу о спасении заблудших душ.
  • В 1807 г. преподобный принял обет молчания, старался ни с кем не вступать в диалог. Такую аскезу он совершал десять лет, после чего возвратился из уединения в родной монастырь.
  • Святой старец покинул бренный мир в 1833 г., находясь в молитвенной позе перед аналоем.

Читайте о святом:

  • Праздник Серафима Саровского 1 августа
  • Серафимо-Саровский монастырь в Воронежской области
  • Икона преподобного Серафима Саровского

Мощи Серафима Саровского более недели простояли в храме, но не испустили и малейшего запаха гниения. После ритуала отпевания тело святого предали земле рядом с собором, оно находилось здесь 70 лет, до 1903 г.

На заметку! Преподобный наставлял: чем чаще причащаешься перед святыми образами, тем ближе становишься к спасению. Даже самый закоренелый в грехах человек постепенно избавится от тьмы невежества и искупит все пороки, если станет каждодневно молить Господа о даровании исцеления.

Месторасположение и помощь останков

Святой лично предсказал нахождение его останков. Он добавил, что христианская община утратит их.

В первой половине XX века все святые мощи вскрывались во времена большевистских гонений на религию. Множество останков предали поруганию, поэтому священство прятало их в своих квартирах. Мощам Серафима Саровского удалось избежать плачевной участи. В благоприятное время их разместили в московском Страстном храме.

Знаменитая келья 1867 года постройки, в которой провел последние мгновения жизни преподобный старец, вошла в состав храма Пресвятой Троицы. В этой монашеской обители хранятся личные вещи Серафима Саровского: мантия, суконная шапочка, крест, лестовки из кожи, Евангелие, часть камня и скамейка.

Рака с мощами Серафима Саровского. Дивеевская обитель

Как добраться

Сегодня мощи святого Серафима располагаются на территории Саровского монастыря, находящемуся в Нижегородской области. Часть останков преподобного хранится в церкви Георгия Победоносца и внутри Спасо-Преображенской обители.

Мощную энергетику святых мощей православный подвижник ощутит в монастыре, в котором похоронили преподобного старца.

Множество людей утверждает, что настоящее исцеление приходит только здесь, в Дивеево. Добраться сюда из Москвы можно за шесть часов, если использовать личный транспорт. Часто на место погребения собираются православные паломники, которые берут с собою всех желающих.

В чем помогают мощи

К чудодейственным останкам обращаются в различных жизненных ситуациях. Серафим выслушивает каждого человека и помогает вне зависимости от порочности.

  • У мощей искренне ищут духовного наставления.
  • Многие православные люди обращаются к телу Серафима Саровского с просьбами об исцелении тяжелых недугов.
  • Святые останки помогают нерешительным людям с определением жизненного пути.
  • Существует мнение, что искренняя молитва перед святыми мощами Серафима поможет женщине понести плод.

Молитва Серафиму Саровскому:

  • Молитвенное правило Серафиму Саровскому для мирян
  • Молитва Серафиму Саровскому на торговлю
  • Молитвы святому Чудотворцу Серафиму Саровскому

Святые мощи преподобного старца, находящиеся в Дивеево и Москве, привлекают колоссальное количество людей, стремящихся найти духовное просвещение и исцеление от болезней.

Важно! Останки Серафима Саровского обладают огромной силой и оказывают поддержку любому человеку, искренне желающему найти спасение.

Такое могущество обретается только людьми, жизнь отдавшими молитвам и бескорыстному служению Всемогущему Творцу.

О перенесении мощей Серафима Саровского

Найдена келья Серафима Саровского

Остатки кельи преподобного Серафима Саровского обнаружили строители, которые разбирали металлические конструкции в соборе Саровского монастыря. Под завалами строительного мусора отчетливо видна старая кладка фундамента. Это место пока не расчищают, опасаясь, что верующие разберут остатки кельи святого Серафима по кирпичу.Небольшое жизненное пространство — здесь три с половиной на три с половиной метра — выглядело аскетично.

По описанию церковных историков, убранство кельи — это икона, перед которой всегда горела лампада, камень, на котором сидел Серафим Саровский и сундук. Постели не было. По обыкновению, Серафим спал на полу, прижавшись спиной к стене.Перед кельей стоял гроб, сделанный руками самого старца. Он напоминал ему о смерти, к которой Серафим Саровский усердно готовился. Здесь в 1833 году он отошел в мир иной. После его кончины келья становится мемориальной.

Сохранилась одна из ее фотографий. Верующие приходят сюда узнать о жизни Серафима Саровского и помолиться перед его иконой. В 1903 году старца причислили к лику святых и построили над его кельей храм. Это была первая церковь, названная в честь нового прославленного святого.После революции монастырь закрыли, а храм переделали в драматический театр. Спектакли играли здесь месяц назад. Внутри еще висит хрустальная театральная люстра, но храм уже передан церкви.

Его должны отреставрировать к августу следующего года, когда будет отмечаться 100-летие со дня канонизации Серафима Саровского. К этому времени восстановят и главную святыню храма — келью старца.«Преподобный Серафим Саровский — это один из величайших последних святых Русской Православной церкви. В начале XIX века он, пожалуй, был единственный человек, который повторял подвиги древних святых, святых первых веков христианства.

То есть молчание, затворничество, постничество, причем такие подвиги, о которых люди его времени, времени эпохи Просвещения читали только в книгах», — рассказывает настоятель Саровского храма Всех Святых иерей Герман Здоров.На этом месте в несколько километрах от монастыря Серафим Саровский — в миру Прохор Машнин — провел в одиночестве и молитве 15 лет. Верующие считают это место особым и приходят сюда за святой водой.

За свой молитвенный подвиг преподобный Серафим был награжден наперсным крестом в честь победы над французами в войне 1812 года. Об этом не записано в житии. Новые исторические сведения о биографии старца нашли сотрудники местного музея.«Анализируя те документы, которые найдены в архивах, и юридическую литературу, которая регламентировала жизнь россиян, я пришел к выводу, что преподобный Серафим Саровский родился в Курске в 1754 году, то есть на 5 лет ранее принятой даты.

И это некоторым образом позволяет пересмотреть его биографию с некоторых исторических позиций», — говорит научный сотрудник музея «Саровская пустынь» Валентин Степашкин.

Церковь вносит изменения в православный календарь, по которому уже через год должно состояться 250-летие со дня рождения Серафима Саровского. В женском Серафимо-Дивеевском монастыре тоже готовятся к будущим торжествам. Здесь хранятся мощи святого старца.

Долгие годы они считались потерянными и только недавно, найдены в дальних запасниках ленинградского музея истории религии. Сейчас к ним выстраивается очередь паломников.

Таким же местом поклонения в ближайшее время может стать и найденная келья Серафима Саровского.

Камень, на котором молился Серафим Саровский: история и место нахождения

Камни Серафима Саровского в наши дни можно увидеть в Царском ските. Здесь расположена группа валунов, которые постепенно увеличиваются в размерах. Они являются объектом преклонения паломников. Интересно, что известный монах молился не на них. Настоящие камни Саровского имеют крайне интересную историю.

История камня Серафима Саровского

Камнем Серафима Саровского называют валун, на котором известный отшельник, стоя на коленях, молился в течение 1000 ночей. Считается, что благодаря этому он приобрел целительную силу и способен очистить душу и тело паломника через прикосновения.

Когда монах стал отшельником, он поселился в старой келье в городе Сарове Нижегородской области. Там в Дальней пустыньке в лесу он нашел большой валун, на котором молился по ночам. Днем он переходил на каменную глыбу, которая располагалась в келье, чтобы паломники не отвлекали от общения с богом.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Школа Света (@shkola_sveta) 13 Май 2019 в 10:29 PDT

Досоветский период

После смерти батюшки святыню раскололи на отдельные части. Существует легенда о том, что после кончины отшельник явился во снах Молотилову. Он попросил развести рядом с валуном огонь, что помещик и приказал сделать. Как только пламя коснулось каменной глыбы, она рассыпалась на множество осколков.

Части знаменитого валуна разобрали желающие прикоснуться к святыне. Люди верили, что, если осколок опустить в воду, то жидкость станет священной. Самая большая часть святыни была подарена митрополитом Арзамасским Николаем Саровскому церковному приходу.

В 1980 г. на место, где лежал камень отца Серафима, поставили похожий валун, на котором имелись углубления, напоминающие следы от коленей.

Малый камень, на котором батюшка молился в келье, был направлен в Преображенскую церковь.

Советский период и разрушение святыни

Во времена советской власти второй валун был скинут бульдозером в глубокий ров. Часовни, которые верующие построили в святом месте, были разрушены.

Несмотря ни на что, место, где стояла каменная глыба, сохранилось. Верующие там поставили небольшой деревянный крест.

В это время был утерян и малый камень. После утери святынь место паломничества было временно закрыто.

Постсоветский период

В 1990 г. члены исторического объединения «Саровская пустошь» познакомились с матушкой Серафимой. Возили продукты и лекарства, за что старушка благодарила их, рассказывая истории города Сарова и святых мест.

Однажды она упомянула о том, что у нее во дворе хранится большой подлинный каменный осколок места преклонения батюшки Серафима и разрешила отколоть от реликвии несколько кусочков. Крупный осколок был отравлен в музей, а другие части забрали себе члены исторического общества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое отчитка в церкви

Историки решили восстановить место паломничества, и нашли в лесу похожий камень, который перевезли на нужный участок. Вскоре на валуне возвели скульптуру молящегося отца Саровского.

Пока место поклонения было закрыто для паломничества, люди перенесли благоговение на похожие валуны, находящиеся в Царском ските. Там находятся святыни, наиболее почитаемые из которых Малый медведь и Большой медведь.

Несмотря на то, что на камнях не молился сам Серафим, о них ходит несколько легенд. По одной из них, на валунах стояли на коленях другие монахи, стараясь повторить подвиг знаменитого батюшки. По другой версии, Большой медведь – это окаменевший зверь, который превратился в глыбу от тоски по другу Серафиму.

К просмотру новостной сюжет по теме:

Где находится достопримечательность и как доехать

Источник: https://iskra-m.ru/2019/12/moshhi-serafima-sarovskogo/

Серафимо-Саровский мужской монастырь в Воронежской области

Один из самых молодых монастырей России расположен в Грибановском районе Воронежской области недалеко от села Новомакаровка. Его история насчитывает не более двадцати лет и посвящен монастырь преподобному Серафиму Саровскому.

История основания обители

Монастырь прп. Серафима Саровского в Воронежской области был построен на месте, где некогда располагалась усадьба генерала Соловцова. От самой усадьбы ничего не осталось, однако, сохранился роскошный парк со старыми липами и большой пруд.

Серафимо-Саровский монастырь в Грибановке, Воронежская область

В 1995 году этот участок земли был передан Воронежской епархии и с этого времени началось строительство монастыря.

  1. Первоначально насельники жили в вагончиках и строили храм.
  2. В 1998 году освящена церковь в честь прп. Серафима Саровского.
  3. В 2004 году освящен храм в честь Царственных Страстотерпцев.

Интересный факт! Икона страстотерпца царя Николая не раз мироточила и благоухала. В память об этих славных чудесах и был построен храм Страстотерпцев.

В Серафимо-Саровском монастыре Воронежской области почитают преподобного. Несколько лет назад здесь была построена изба, точная копия той, в которой жил прп. Серафим Саровский в пустыни. Она также, как и та, находится в сосновом бору. Внутри этой келии часть камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей.

Внутри кельи Серафима Саровского

В подобии Дивеевского монастыря и Серафимо-Саровская обитель обнесена канавкой, в ознаменование защиты монастыря Божие Матерью.

похожие статьи:

Здесь также имеется три источника, купание в них приносит пользу как духовному, так и телесному здоровью.

Описание

В настоящее время на территории монастыря расположено три храма:

  • прп. Серафима Саровского;
  • Введенский храм;
  • храм в честь св. Царственных Страстотерпцев.

Помимо храмов, обитель располагает келейным корпусом, пасекой. Имеется также пруд с рыбой и сад.

Святыни

Несмотря на то что Серафимо-Саровский мужской монастырь Воронежской области ещё довольно молод, в нем сосредоточено немало святынь:

Также обитель располагает такими реликвиями, как часть мантии и епитрахили преподобного Серафима Саровского, часть облачения преподобного Серафима Вырицкого, поздравление с Пасхой писанное рукой последней императрицей Всероссийской Александрой Федоровной и её царственными детьми.

Иконостас храма Серафима Саровского

В монастыре хранится мантия иеромонаха из Оптиной пустыни Василия (Рослякова) убитого в Пасхальную ночь 1993 года вместе с двумя иноками. Именно эта мантия была на нём в момент убийства, на ней сохранились следы его крови.

Престольные праздники

В Серафимо-Саровском мужском монастыре Воронежской области несколько храмов, поэтому и престольных праздников в течение года немало:

Деятельность монастыря и расписание богослужений

Монастырь принимает паломников, обеспечивает их питанием и ночлегом, при необходимости окажут и первую медицинскую помощь. Также в обители ждут трудников, т. е. тех, кто желает потрудиться во славу Божию и на пользу обители, работы в монастырском хозяйстве всегда много.

Расписание богослужений в будние дни, такое:

  • 17.00 вечерняя служба;
  • 7.30 литургия.

Церковь Царственных Страстотерпцев в Серафимо-Саровском монастыре

В воскресенье, праздничные дни литургия начинается в 8.40. Кроме того в течение недели в 15.00 читается акафист:

Интересный факт! Традиционно православный монастырь обнесен оградой. В Серафимо-Саровской обители её нет, со всех сторон его окружают просто высокие деревья.

Поездка в Дивеево: посещение святых мест

Этот маршрут рассказывает, как посетить село Дивеево и провести день в одной из наиболее известных российских обителей — в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре и его окрестностях.

  • Дивеево находится в 180 километрах от Нижнего Новгорода и примерно в 480 километрах от Москвы. Поэтому, если вы живете в одном из этих городов, на всю поездку вам потребуется, минимум, пару дней.
  • Серафимо-Дивеевская обитель действующая, поэтому не забывайте, что при ее посещении нужно будет соблюдать некоторые правила. Женщины должны быть в юбках, а волосы придется убрать под платок. Мужчинам же, напротив, не стоит ничем покрывать голову. Одежда нужна пристойная: она не должна слишком открывать тело, руки или ноги. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить и шуметь.
  • Особенно если вы путешествуете на собственной машине, возьмите с собой еду. Хоть в Дивеево и много кафе, качество блюд и ассортимент оставляет желать лучшего.

Если вы не на машине, то удобнее всего ехать в монастырь на автобусе из города Арзамас. Поэтому сначала вам нужно будет добраться до этого города (не важно, до станции Арзамас-1 или Арзамас-2), а потом доехать на общественном транспорте до автовокзала, расположенного в самом центре. Автобусы ходят примерно раз в час. дорога займет около полутора часов.

На автомобиле из Москвы вам нужно ехать через Балашиху и держать направление на Владимир, но перед этим городом свернуть на Муром, потом через Ардатов ехать до села Дивеево.

Что посмотреть в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

Туристам, чтобы все успеть, лучше оказаться в монастыре утром.

Если вы едете в монастырь как паломник, будет правильнее так рассчитать время, чтобы прибыть вечером, чтобы успеть на вечернюю службу. Вам нужно сразу обратиться в паломнический центр, который находится в желтом двухэтажном здании напротив западных ворот, у Казанского собора. Там вам помогут с ночлегом и выдадут талоны, по которым можно будет бесплатно поужинать в трапезной.

Если вы в этом монастыре первый раз, то рекомендуем купить экскурсию. Сделать это можно, обратившись в паломнический центр монастыря.

Осматривая Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, вы можете посетить Троицкий, Преображенский и Казанский соборы, храм Рождества Богородицы, которые открыты с 8-00 до 16-00 (летом — до 17-00) с перерывом на уборку храма с 12-00 до 13-00. Сложнее всего попасть в Троицкий собор, потому что на вход в него обычно стоит очередь из желающих приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского. Особенно много людей утром, поэтому лучше посетить этот храм последним.

Экскурсия по Дивееву

Затем можно пройти Святой Канавке. Преподобный Серафим Саровский говорил, что сама Богородица каждый день проходит по пути, обозначенному Канавкой, поэтому паломники следуют по очерченному неправильному кругу один или три раза, читая молитвы. Канавка находится за главной площадью монастыря, за Преображенским собором. У начала канавки стоит указатель, а рядом множество лавок, поэтому найти ее нетрудно.

Если пройти еще дальше, то за Канавкой на улице Первомайской можно посетить домик блаженной Параскевы Ивановны (юродивой Паши Саровской). Экспозиция этого небольшого дома-музея рассказывает о дивеевских блаженных, о жизни монастыря и о Серафиме Саровском. Среди экспонатов вы увидите подлинные вещи насельниц и воссозданный фрагмент кельи преподобного.

Если вы проголодались, рекомендуем вернуться к обители. На территории монастыря находятся несколько кафе, где удастся купить чай, кофе, монастырскую выпечку и горячие обеды. Чайная, блинная и кафе с горячими обедами открыты с 9-00 до 17-00, кафе в Доме паломника — с 9-00 до 20-00.

Есть кафе и на улицах села, но в выходные дни многие из них часто бывают закрыты на спецобслуживание для туристических групп. К тому же выбор блюд в таких заведениях очень скуден, а качество пищи устраивает далеко не всегда.

Что посмотреть в окрестностях Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

После знакомства с монастырем стоит осмотреть и его окрестности. Всего в селе Дивеево пять источников, все они находятся в пешей доступности от монастыря. Сначала отправимся к самым далеким.

Дом паломника, который вы уже видели, расположен на Октябрьской улице. Если встать спиной к монастырю и пойти по этой улице направо, то метров через 50 вы окажетесь на перекрестке с улицей Труда. Далее идите по улице Труда, и примерно метров через 800 она выведет вас к источникам. Если вы на машине, то в это место можно доехать, а рядом с ключами находится парковка.

Чуть правее вы увидите источник Казанской Божией Матери, а левее рядом с ним — источник святого Пантелеймона, а еще далее направо — источник иконы Божией Матери «Умиление» (вы не запутаетесь и не заблудитесь, потому что везде есть указатели). Температура воды во всех этих ключах около 3-5 градусов.

При источниках есть купальни, в которых можно окунуться. Делать это принято трижды, погружаясь с головой и осеняя себя крестным знаменьем. Женщины при этом обычно надевают рубашки, подобные крестильным. У этих источников можно набрать святой воды.

Если вы забыли взять с собой бутылку — не беда: пустая тара продается в лавках, расположенных поблизости.

В праздничные дни у источников может выстраиваться очередь из желающих окунуться в святую воду, потому что одновременно в купальне могут находиться только по 5-10 человек.

Возвращайтесь по улице Труда к монастырю, но не сворачивайте к нему, а, когда эта улица упрется в Октябрьскую, продолжите идти по ней. Примерно через 400 метров сверните направо в переулок Голикова, и еще через 100 метров вы окажетесь у источника преподобной Александры Дивеевской. На этом ключе построена одна небольшая купель (на 4-6 человек), поэтому мужчинам и женщинам приходится погружаться в воду поочередно.

Примерно в двухстах метрах от этого источника находится еще один — источник Иверской иконы Божией Матери. Чтобы дойти до него, вам нужно следовать вдоль реки Вичкинза, и вскоре вы увидите его купель.

Если вы путешествуете на машине, то вам не составит труда посетить еще один ключ — наиболее почитаемый источник преподобного Серафима Саровского в поселке Цыгановка примерно в 12 км от Дивеево. Этот населенный пункт находится рядом с Саровом. Из Дивеево нужно ехать по Октябрьской улице по направлению на Саров, проехать Яковлевку, Хвощево, но потом не сворачивать к Сарову, и следующим поселком на пути будет Цыгановка.

Нужно продолжать ехать по той же дороге через этот населенный пункт, никуда с нее не сворачивая, и вскоре она выведет вас к берегу реки Сатис и еще через пару сотен метров — к источнику. У источника есть автостоянка, где можно оставить машину. Вам же предстоит перейти по стилизованному под старинный деревянному мосту на другой берег реки. Там, в живописном месте, построены несколько купелей и домиков, где можно переодеться.

Вода из источника Серафима Саровского поступает в небольшое искусственное озеро. Паломники могут погружаться в воду или в купелях, или непосредственно в этот водоем — для этого там построены удобные сходни.

У этого источника мы закончим наше знакомство с Дивеево.

Если вы не успеваете вернуться домой, то у вас есть несколько вариантов для ночлега. Во-первых, можно обратиться в паломническую службу: у монастыря есть паломнические дома, где очень бюджетно или даже бесплатно, но в довольно спартанских условиях можно провести ночь в одной комнате с несколькими посторонними людьми.

Также по всему Дивееву и окрестным селам вы встретите множество мини-отелей и гостевых домов. Условия там в основном простые, сервис непритязательный, но и цены обычно невысокие, хотя в последнее время аппетит владельцев разгорается, и они просят все больше денег за ночевку.

Можно договориться о том, чтобы снять комнату или кровать в частном секторе — предложений достаточно.

И если вы остались в Дивеево на ночь, на следующий день можно потратить несколько часов на осмотр Сарова.

Источник: http://turizm.sputnik.ru/routes/poezdka-v-diveevo

Паломничество к святыням

В Мордовии немало духовных святынь, о которых говорят, что они являются не только истоком российской духовности, но и земным зеркалом рая. Подобного скопления православных обителей рядом нигде нет. Отдохнуть от суеты большого города, прикоснувшись к национальным святыням, приглашают многочисленные паломнические маршруты.

Это отличная возможность приобщиться к великой православной культуре, ее богатому пошлому и настоящему. Здесь можно увидеть сияние золотых куполов и стройные белокаменные колокольни, лицезреть всенародно чтимые иконы и окунуться в кристально чистые источники.

В прошлом на территории мордовского края насчитывалось 642 православных храма и 14 монастырей. И сегодня среди святых для православных россиян мест выделяются как интереснейшие достопримечательности наиболее известные монастыри Мордовии.

Поражают своей красотой и величественностью старинные монастырские ансамбли — Санаксарский монастырь близ Темникова и Макаровский погост в пригороде Саранска.

Иоанно-Богословский мужской монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь расположен в 5 км от Саранска в пригородном селе Макаровка. В начале XVIII века в имении богатейших помещиков Полянских начал создаваться культовый комплекс. В 1702 году была построена церковь во имя Михаила Архангела, в 1704 году во имя Иоанна Богослова, а в 1720-30-е годы надвратная колокольня.

Во второй половине XVIII века усадьба расширяется: строятся мужская и женская богадельни, барский дом, флигели, управа, скотный двор, риги и мосты. Расширяются и благоустраиваются парк и пруды. В 1800-е годы была возведена церковь в честь Знамения Божьей Матери. Сегодня Макаровский погост является великолепно сохранившимся, первоклассным памятником русского градостроительства XVIII — начала XIX века.

В уникальном ансамбле синтезировались черты декоративной архитектуры конца XVII и петровский рационализм XVIII века. В 1994 году в Макаровском погосте был учрежден Иоанно-Богословский мужской монастырь. В основу его духовной и хозяйственной деятельности положен устав Троице-Сергиевой лавры. Служба ведется в Иоанно-Богословской (летней) и Архангельской (зимней) церквах.

Усадебный дом Полянских используется как келейный корпус. Рядом с монастырем имеются два чтимых источника.

Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина — православная обитель с удивительным именем Санаксар. Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель.

Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в период с 1765 по 1820-е годы. Главный вход — 52-х метровая надвратная церковь (1776).

В центре монастыря — соборная церковь в честь Рождества Богородицы (1774), в юго-восточной части — одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Ансамбль Санаксарского монастыря — один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII — начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью.

Главные святыни монастыря — мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Среди пригородных монастырей внимание паломников привлекает Спасо-Преображенский мужской монастырь близ Краснослободска. Монастырь был основан в 1655 году. Ансамбль, сложившийся к концу XVIII века, расположен в 7 км южнее города на правом берегу Мокши. Окруженный с севера и востока сосновым бором, он обращен на Мокшу.

Юго-западный угол замыкает одноглавая зимняя Успенская церковь (1816), в центре западной части надвратная колокольня с церковью. В настоящее время доминантой ансамбля является высокая трехъярусная колокольня (1855). Доминирующий среди живописного природного ландшафта ансамбль является интересным памятником, в котором использованы градостроительные принципы русского классицизма.

В монастыре имеются чудотворная икона Казанской Божьей Матери и чтимая икона Божьей Матери Боголюбская.

Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь

Замечательным примером городского монастыря является Свято-Ольгинский женский монастырь в Инсаре. Монастырь был основан в конце 1900-х годов и выстроен в неорусском стиле. Комплекс включает церковь во имя св. кн.

Ольги (1900), двухэтажные главный и хозяйственный корпуса, дом настоятеля и шатровую часовню. В центре комплекса — дворик, с востока к зданиям примыкает монастырский сад. Размещенная в северном углу комплекса церковь выделяется своим многоглавым силуэтом.

В 1998 году после многолетнего перерыва в комплексе вновь был открыт женский монастырь.

Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь

Монастырь был основан в 1864 году, он располагается в живописной холмистой местности в 35 км от Саранска и в 5 км от Рузаевки. Основные здания монастыря — церкви, келии, архиерейские покои, жилые здания, трапезная, больница, гостиницы строились на рубеже XIX-XX веков в неорусском стиле. Монументальный пятиглавый Успенский собор (1890) поражает спокойным величием и нарядностью белокаменных фасадов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой алтарник в церкви

Зимняя Вознесенская церковь (1893) близка по духу архитектуре собора, но по размерам она скромнее. В 1997 году в священных стенах вновь разместился женский монастырь. Сегодня он является одним из самых почитаемых монастырей Мордовии. В монастыре три источники, освященные в честь св. преп. Серафима Саровского, угодника Николая Мирликийского и великомученицы Параскевы.

Вода из третьего источника направлена в купальню.

Кафедральный Свято-Федоровский Собор

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СВЯТО-ФЕДОРОВСКИЙ СОБОР. Главный православный храм республики, кафедральный собор Саранской епархии расположен в центре города неподалеку от старинной Иоанно-Богословской церкви. Величественный пятиглавый собор возвышается на Соборной площади, он обращен на реку Саранку и нижнюю часть городского центра.

Главный православный храм Республики Мордовия посвящен адмиралу Федору Ушакову. Крестообразное в плане здание площадью 900 кв. м вмещает 3 тыс. человек. Высота центрального купола с крестом — 54 м.

Собор имеет заглубленный нижний этаж, где располагаются Спасо-Преображенская церковь с крестильной, трапезная, воскресная школа, покои настоятеля и служебные помещения. На верхнем ярусе собора размещена обзорная площадка, откуда видны главные достопримечательности городского центра.

Архитектурное решение собора воплощает стиль державной власти. Его облик ассоциируется с эпохой и деяниями легендарного адмирала. Собор был освящен 6 августа 2006 года патриархом Алексием Вторым.

Саровская пустынь 

Одним из самых уникальных мест нашего Отечества, которое известно далеко за пределами России, является город Саров, расположенный на границе Республики Мордовия и Нижегородской области в 40 км от Темникова. Русские монахи, пришедшие в XVII веке в восточную Мещеру, обосновались в глухом месте — на холме при слиянии рек Сатис и Саровы.

Здесь они застали остатки древнего мордовского городища, центра Пургасовой волости, завоеванной Золотой Ордой. В местных легендах его называли Сараклыч, резиденцией хана Бехана. В 1706 году была освящена первая деревянная церковь Саровской Успенской пустыни.

Ее насельниками был написан строгий монастырский устав, который со второй половины XVIII века разносился саровскими монахами по многим российским обителям. Саровская пустынь прославилась как «Академия монашества». К началу XIX века сформировался исключительный по красоте облик Саровской пустыни.

Ее образ создавала не только величественная архитектура, но и окружавший ансамбль девственный сосновый лес. Монастырский комплекс составили колокольня, два собора — летний Успенский и зимний храм Пресвятой Богородицы, построенные в барочном и классицистическом стилях столичными зодчими.

Наивысшее почитание не только в пустыни, но и по всей России снискал иеромонах Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин (1759-1833). Он прошел долгий путь духовного возвышения: через 15-летнее отшельничество в лесу, молчальничество, строгий пост, моление на камне, затвор в монастырской келье.

После выхода из затвора в возрасте 66 лет отец Серафим стал обитать в деревянной келье за пределами монастыря. В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован церковью. После долгого перерыва в 1991 году в Сарове была возрождена православная жизнь, и мощи преп. Серафима были вновь обретены.

Экскурсанты могут ознакомиться с легендарной историей монастыря, духовным подвигом отца Серафима в музее «Саровская пустынь».

Источник: https://union-travel.ru/palomnichestvo-k-svyatynyam

Дивеево за один день: главные достопримечательности

Дивеево — небольшое село Нижегородской области, основанное еще в 1559 году. Одна из распространенных версий его названия гласит, что название селу дал ногайский мурза Дивей. Он был первым владельцем этих мест. Спустя почти два века его потомки приняли христианство. А на территории Дивеево стали появляться православные общины, церкви, святыни.

Сегодня Дивеево — один из христианских паломнических центров. Село известно тем, что здесь была обитель преподобного Серафима Саровского.

Добраться до Дивеево можно на машине или автобусе из Арзамаса. Сюда не ходят поезда, а ближайший аэропорт находится под Нижним Новгородом.

Адрес: пос. Прибрежный, 30 км от Дивеево

История скита началась в 1860 году, когда император Александр II подарил Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю земельные угодья. Монахини обустроили на этом месте скит. Его назвали Царским в благодарность императору за щедрость.

Тогда скит состоял из деревянной церкви, келий и хозяйственных построек. От былой красоты осталось несколько полуразрушенных домиков и рукотворная аллея — Богородичная тропка. При монастыре была традиция: когда монашка принимала постриг, она сажала деревце сосны.

Существует легенда, что среди монахинь скита были и члены царской семьи. Однако документальных подтверждений этому нет.

Царский скит известен еще и тем, что в отдалении от него находятся «Серафимовы камни»: большой и малые валуны. На этом месте молился Серафим Саровский.

Местные утверждают, что камни не подлинные: большой разобрали на части и развезли по монастырям, а маленькие никогда и не были молитвенным местом Серафима. Они стали пристанищем для верующих из города Сарова, закрытого в 1947 году.

У «малых» камней есть целебный источник.

Дом Галактионовых

Адрес: Дивеево, ул. Советская, 5

Этот дом был построен в начале ХХ века. Принадлежал сестрам Галактионовым — монахине Серафимо-Дивеевской женской обители Михаиле и ее сестре Екатерине.

В доме жили благотворители этого монастыря. Он сохранился до наших дней в первозданным виде.

В настоящее время в доме живут послушницы. Посещение практически невозможно.

Дом Долгинцевой

Еще один особняк начала ХХ века — построен рядом с домом Галактионовых. Он принадлежал богатому человеку — Федору Васиьевичу Долгинцеву, почетному гражданину Москвы.

Федор Васильевич переехал в Дивеево из Москвы и поселился в этом доме со своей дочерью Софьей. Долгие годы он был благотворителем Серафимо-Дивеевского монастыря. Незадолго до смерти он тайно принял постриг.

В доме осталась жить его дочь, ставшая послушницей монастыря и принявшая имя Серафима.

В 1927 году схимонахиня Серафима переехала в Муром, а в апреле 32-го была арестована советскими властями за монашескую деятельность. У нее забрали находившиеся на хранении святыни и приговорили к 3 годам ссылки в Казахстане. Однако дальнейшая судьба Софьи Долгинцевой неизвестна.

Домик Блаженной Паши Саровской

Адрес:

Источник: https://kudarf.ru/pfo/nizhegorodskaya-oblast/diveevo-dostoprimechatelnosti.html

Дивеевский монастырь — эпицентр святынь Нижегородской области

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — место особенно любимое многими паломниками России. Именно здесь покоятся святые мощи чудотворца Серафима Саровского. Сам же монастырь почитается как четвертый земной Удел Пресвятой Богородицы после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры.

Верующие рассказывают о чудесах и невероятных исцелениях, которые случались с ними после молитв Серафиму Саровскому. А для православного человека побывать в Дивеевском монастыре, да к тому же приложиться к святым мощам, — огромная удача.

История Серафимо-Дивеевского монастыря начинается в середине XVI века. Сорок с лишним лет руководила Дивеевской обителью игумения Мария Ушакова, и при ней монастырь стал процветающим. В 1927 году монастырь был закрыт и разорен. Только через шестьдесят лет началось его возрождение. Летом 1991 года в Дивеево принесли мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они постоянно находятся в Троицком соборе.

Территория монастыря буквально «усыпана» святынями, памятниками, сквериками, которые имеют особое значение для православных верующих. Главным здесь считается Троицкий собор.

Троицкий собор

В 30-х годах XIX века преподобный Серафим поручил купить участок земли восточнее Казанской церкви и завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства.

Преподобный говорил: «Собор-то какой у нас будет! Диво!» Строительство храма началось только в 1865 году. Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы.

Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет. В течение десяти лет храм был отстроен.

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. Ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе.

В советское время в Троицком соборе располагался склад. В октябре 1989 года его вновь передали церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей радуге был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились.
30 июля 1991 года в Троицком соборе торжественно установили раку со святыми мощами преподобного Серафима. Ежедневно у мощей преподобного Серафима служится ему акафист.

Преображенский собор

Еще один красивейший собор монастыря, Преображенский, выстроен рядом с Троицким.

Собор заложили 10 июня 1907 года чуть южнее, напротив начала святой Канавки. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Анатолия Ефимовича Антонова. Изнутри весь собор был расписан фресками. Расписывали сами сестры, они же создали все иконы.

В советское время здесь устроили гараж, потом тир. Стекла повыбивали, сорвали двери, входные ступени разрушились и поросли травой. В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, его восстановление продолжалось несколько лет.

Благовещенский собор

В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре началось строительство собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

На этом месте в 1846 году находилась Тихвинская церковь. После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте построили кирпичную столовую школы-интерната.

В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. Только спустя почти 50 лет здесь подготовили место для строительства собора и утвердили архитектурный проект.

Часовня преподобного Серафима Саровского

В 2003 году, когда шла подготовка к празднованию 100-летия прославления в лике святых преподобного Серафима, были обнаружены фундаменты мельницы 1826 года.

По старинным фотографиям и описаниям в дни подготовки к торжествам, посвященным 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, был воссоздан исторический облик часовни. 31 августа 2004 года Преосвященный Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский, освятил часовню в честь преподобного Серафима.

Колокольня

Колокольню начали строить в 1893 году, а первые колокола подняли на нее в октябре 1901 года.

Когда колокольня была почти отстроена, новый архитектор решил, что она имеет опасный наклон, который, кстати, можно заметить и сейчас. Однако позже наклон сочли даже полезным, ведь колокольня поставлена на горке. Строительство колокольни завершилось в 1901 году, незадолго до прославления преподобного Серафима.

Колокольня пятиярусная, ее высота с кровлей и крестом — 70,3 метра. В советское время с нее сбросили купола и крест. На колокольню установили телевизионный ретранслятор, а врата приспособили под гараж.

Освободили колокольню в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена. Самый большой колокол на ней весит пять тонн. На Перловском электромеханическом заводе были изготовлены часы, которые установили на колокольне к празднику 100-летия прославления преподобного Серафима.

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни. Серафим Саровский очень торопился с ее устройством по той дорожке, по которой прошла Царица Небесная.

«Тут у меня, — говорил батюшка, — и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит». Рыли сестры Канавку и зимой и летом не переставая, до самой кончины Серафима.

Огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но останавливаться преподобный не велел.

Однажды, уже после смерти Серафима Саровского, одна из стариц вышла из кельи и вдруг увидела батюшку, который копал Канавку в белом балахоне. В испуге и радости она рассказала об этом остальным. Прибежавшие сестры увидели батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка остались лежать перед ними на вскопанной земле.

Сейчас верующие снимают обувь перед тем, как взойти на святую Канавку, и медленно, с молитвой, проходят ее в горе, несчастье и болезни. Причем одни проходят один раз, другие три раза подряд, стараясь непременно прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Берут и землю с Канавки, вспоминая слова преподобного: «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление, и будет нам она вместо золота!»

Памятник царской семье

1 августа 2017 года на территории монастыря торжественно открыли памятник семье последнего российского императора Николая II. Известно, что в Дивеево царская семья приезжала с просьбой даровать наследника. Спустя полтора года после посещения обители Александра Федоровна родила мальчика — цесаревича Алексея.

Бронзовый памятник представляет собой 3,5-метровую композицию весом более одной тонны. Стоимость проекта оценивается в более чем 16 миллионов рублей. 
Рядом с архитектурной композицией посадили саженцы сакуры.

Куда ни глянет православный человек на территории Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, он всюду столкнется со святыней. На официальном сайте монастыря люди время от времени рассказывают о чудесных исцелениях и изменениях в своей жизни после посещения этого места.

Напомним, тысячи паломников почтили память Серафима Саровского 1 августа.

Источник: https://www.vgoroden.ru/mesta/mesto/diveevskiy-monastyr-epicentr-svyatyn-nizhegorodskoy-oblasti

Карта Памятных мест преподобного Серафима Саровского — Православный журнал

В России же есть область, особенно связанная с преподобным Серафимом — это Нижегородская область.

Почти два с половиной века прошло с тех пор, как девятнадцатилетний курянин Прохор Мошнин пришел искать строгого жития в Успенский монастырь на реке Саровке.

Здесь, в своей келье, иеромонах Серафим в 1833 году отошел ко Господу: братия нашли его коленопреклоненным у образа Божией Матери, перед которым он молился всю свою жизнь. Но любовь пламенного старца – столь мощный очаг, что искры его не погасли с уходом батюшки в мир иной.

Они светят без преувеличения всему миру, и особенным светом – на Нижегородчине, осоленной подвигом Саровского чудотворца. На нашей карте отмечены места, в которых сегодня живет память батюшки Серафима.

Свято-Троицкий женский монастырь в Дивееве

Главное детище преподобного – знаменитый Свято-Троицкий женский монастырь в Дивееве. В первые дни августа ежегодно он становится центром Серафимовских торжеств, на которые собираются и церковные иерархи, и миряне из всех уголков Земли. История этой обители, называемой Четвертым земным уделом Пресвятой Богородицы, известна каждому.

Дивеевским сестрам батюшка Серафим любил повторять, указуя на свою келейную икону «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти преподобного икона действительно стала Верховной Игуменьей монастыря, а настоятельницы считаются как бы ее наместницами.

Сейчас образ пребывает в Москве, а для Дивеевской обители создана копия, которая приняла на себя чудотворные свойства.

Свято-Троицкий монастырь пострадал в годы гонений, но пришла пора его нового расцвета. Паломники стремятся сюда, чтобы поклониться святым мощам угодника Божия, увидеть его личные вещи, пройтись по Святой Канавке, вырытой по велению батюшки Серафима, которому явилась с указанием Божия Матерь. В последние годы внутри Канавки растет величественный Благовещенский собор, рождение которого предсказал чудотворец дивеевским сестрам.

Город Саров

Главное средоточие мест, связанных с преподобным Серафимом, – закрытый город Саров. В Успенской пустыни, где подвизался старец, возник первый из посвященных ему храмов. Он устроен над помещением братского корпуса, где располагалась келья преподобного Серафима. Заложен в 1897 году архитектором А. С.

Каминским, освящен в 1903-м, в год канонизации батюшки, в присутствии царской семьи. В советское время в здании находился городской драмтеатр. В 2003 году, накануне 100-летия прославления преподобного, Серафимовский храм освятил Святейший Патриарх Алексий II.

По этому случаю из Дивеевского монастыря крестным ходом в Саров перенесли честные мощи чудотворца, которые после торжеств вернулись обратно.

В пяти верстах от Саровской обители, на Дальней пустыньке, старец устроил еще одну келью – для пустынножительства и уединенной молитвы. С ней связан эпизод жития преподобного, известный как «Моление на камне».

Здесь старец в течение 1000 ночей молился перед иконой Пресвятой Троицы, закрепленной на дереве. Здесь же можно поклониться памятнику преподобному Серафиму скульптора В. Клыкова, созданному в 1991 году и освященному Святейшим Патриархом Алексием II.

Неподалеку сохранился колодец, вырытый, по преданию, батюшкой для полива небольшого огородика.

По дороге от Успенского монастыря к Дальней пустыньке, на берегу Саровки, располагалась Ближняя пустынька. Ближняя пустынка — это последние годы жизни после выхода из затвора в 1825 году. Это то место, куда к нему приходили тысячи людей за исцелением и наставлением. Здесь был источник, в котором в 1903 году искупались Царь с Царицей. На этом месте сейчас действует храм Святого Духа.

Гимназия им. Преподобного Серафима в городе Дзержинске

К западу от Нижнего Новгорода в 1930 году был основан промышленный город Дзержинск. В последние два десятилетия «столица химии» постепенно обретает связь с православием. Так, к маю 2016 года должен принять верующих новый Серафимовский храм.

Кроме того, в Дзержинске открыта православная гимназия имени преподобного Серафима, в мае 2015 года состоялся первый выпуск ее воспитанников.

Серафимо-Понетаевский монастырь Шатковского района

Один из самых крупных дореволюционных монастырей Нижегородчины, связанных с именем Саровского чудотворца, действовал в селе Понетаевка Шатковского района. Пахотные земли, леса и поля для Серафимо-Понетаевского монастыря жаловал государь Александр II. В 1925 году обитель закрыли.

До недавнего времени в корпусах Понетаевского монастыря располагался психоневрологический интернат для душевнобольных, пациентов окормляли сестры из Дивеева. Ныне эти земли имеют статус скита Серафимо-Дивеевского монастыря.

Два года назад здесь была освящена архиерейским чином первая из восстановленных церквей – Серафимовская, затем – храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость», где духовную помощь оказывают пациентам психоневрологического интерната.

Источник: https://foma.ru/karta-pamyatnyix-mest-prepodobnogo-serafima-sarovskogo.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Во сколько лет мария родила иисуса

Закрыть