Почему люди уходят в монастырь

5 самых глупых поводов уйти в монастырь

почему люди уходят в монастырь

Православие и Мир Яндекс.Дзен

Монашество формально не входит в число церковных Таинств, но по сути им и является: в постриге человек дает обеты и меняется, вплоть до смены имени. В какой-то степени (очень осторожно) монашество можно назвать вторым Крещением. К сожалению, как некоторые крестятся без осознания истинного смысла этого Таинства, так и монашество зачастую понимают в корне неверно.

1. «Монахи спасутся вероятнее, чем миряне»

Наивное и совершенно ошибочное представление, будто монашество само по себе делает человека ближе к Царствию Небесному. Известная история об Александрийском сапожнике, который простым семейным благочестием преуспел в стяжании спасения больше, чем монах-пустынник, свидетельствует, что миряне ничем не греховнее монахов. Монашество – это образ жизни и, так сказать, нацеленность на спасение.

А вот судимы за свои грехи монахи будут гораздо сильнее, чем миряне. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на иллюстрацию к «Лествице» преподобного Иоанна: лестница, по которой карабкаются монахи, а их ангелы пытаются поддерживать, а бесы – столкнуть вниз. Чем выше заберешься – тем сильнее падение.

2. В монашество – за карьерой?

Как ни странной, есть люди, которые стремятся сделать в монашестве церковную карьеру. Мужчины хотят стать настоятелями, а затем архиереями, женщины – игумениями. Не будем считать их обыкновенными честолюбцами: чаще всего в таких случаях искатель монашества надеется принести пользу Церкви, построить что-то новое, сломать несовершенные порядки и так далее.

В чем ошибка?

Во-первых, жизнь церковного карьериста просто невероятна скучна – ни рыба, ни мясо, ни вкуса, ни запаха. Либо человек становится плохим монахом, нарушающим обеты; либо он становится монахом подневольным, вынужденным жить совершенно не близкой ему жизнью в ожидании заветного епископства.

Митрополит Иларион (Алфеев) пишет более жестко: «Нередко такие люди уже в зрелом возрасте оказываются перед ситуацией, когда понимают, что их желание недостижимо, что они «выпали из обоймы» или так и не вошли в ту «обойму», которая поставляет кадры для архиерейского служения. И наступает страшнейший кризис.

Человек понимает, что он погубил свою жизнь, лишившись многого ради иллюзии».

Во-вторых, Церковь не нужно спасать, в ней нужно спасаться. То есть пытаться защитить Церковь как свою религиозную общину, преодолевать какие-то трудности – вполне достойное дело. Но делать это надо на своем месте, не рваться куда-то. Это и есть то самое христианское смирение, без которого спастись невозможно.

3. Монах по послушанию

Принимать судьбоносные решения по послушанию – нельзя! Пожалуй, ничего нельзя добавить к словам «отца современного монашества» святителя Игнатия (Брянчанинова):

«Прекрасно ваше желание – находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец, только перед духоносцем может быть явна душа ученика, только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им.

В этом смысле завещавает и апостол: не делайтесь рабами человеков (Кор. 7, 23). Он повелевает самое служение господам совершать духовно, а не в характер человекоугодников, но в характере рабов Христовых, творя волю Божию в наружном служении человекам (Ефес. 6, 6).

У людей ли я ныне ищу благоволения, — говорит, — или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

Не знаете ли, кому отдаём себя как рабы в послушание — человеку плотского мудрования или Богу — кому как рабы отдаёмся в послушание: или греху и плотскому мудрованию в смерть, или в послушание правде Божией и во спасение (Рим 6, 1)».

Действительно, мы не можем прозреть, насколько стоящий перед нами старец «духоносен». Даже лучший из старцев может оказаться в прелести, просто ошибиться, не понять человека. Поэтому советы мудрых священников стоит слушать, но относиться к ним трезво. Самые опытные духовники – только люди.

4. В монастырь – от несчастной любви!

«Я больше никого не полюблю!» — рыдает двадцатилетняя девушка или сорокалетняя женщина после разрыва с сердечным другом или даже мужем. И уходит трудиться в удаленной обители.

Хорошо, если в монастыре настоятель/ница с опытом, и послушание затянется на несколько лет – а там и героиня остынет. Плохо, если в монастыре ее примут с распростертыми объятиями, через два месяца она напишет прошение на постриг, которое тут же будет исполнено – чтобы помочь сестре справиться со страстями.

Еще через несколько месяцев или недель в сердце начинающей монахини утихнет любовный ураган, и она с ужасом задастся вопросом: «Кто я? Что я здесь делаю?!» — в лучшем случае, она уйдет из монастыря. В худшем – загонит себя в тяжелейшую депрессию или иное психическое расстройство.

5. «О, как прекрасно монашество!»

У меня нет образования, не сложились крепкие социальные и дружеские связи, семьи тоже нет, работа нелюбимая А может у меня даже есть образование, друзья и любимая работа, но — о! Длинные одежды! Четки до полу! Струящаяся с клобука наметка! Ночные бдения и скромные труды! Как это прекрасно, не сравнить с этим уродливым миром.

А попробую-ка я себя в монастыре!

Нет, дорогой друг. Так в монастырь не уходят. В миру тоже красиво и прекрасно. И труды могут быть не менее скромные, и молитва не менее глубокая. А в монашестве могут быть послушания на коровнике, в канцелярии, в трапезной – физически или интеллектуально тяжелые, скучные, раздражающие, лишающие не то что молитвы – обычного здоровья.

Единственный смысл монашества – желание полностью и безоговорочно посвятить себя Христу. Страх, что в суете дней отдалишься от Него, и радость от того, что можешь быть рядом с Ним.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/5-samyh-glupyh-povodov-uyti-v-monastyr

Труд, молитвы, аскетизм. Как уйти в монастырь и что тебя там ждёт

почему люди уходят в монастырь

Наверняка ты видел в интернете выступления тибетских монахов. Они разбивают плиты об голову, их протыкают мечами — всякое такое опасное. В России же монах представляется как бородатая фигура в рясе, сидящая за столом под свечёй с пером в руке. Но современные монахи выполняют несколько иные функции. Знают ли желающие к ним присоединиться о том, как сейчас проходит жизнь в монастыре?

Почему люди уходят в монастырь

Чаще всего уход в монастырь связывают с неудачами в жизни, с желанием отречься от привычного бытия, которое переламывает некоторых пополам. Такой путь многие связывают с избавлением от тяжёлой жизни: они уходят в монастырь с надеждой обрести покой, найти себя и отказаться от всех радостей и обид обычной жизни.

Но есть и те, кто считает это просто новым шагом, а не шагом от безысходности. Монахи, которые долгое время провели в монастыре, говорят, что это не окончание, а начало чего-то нового и прекрасного. Но где начинается прекрасное новое, всегда заканчивается что-то приятное старое.

Причины для человека должны быть очень весомыми, чтобы навсегда отказаться от Netflix и разливного пива.

Но есть вещи, из-за которых тебя могут не взять туда.

Если ты надеешься скрыться в монастыре от долгов или преступного прошлого, то не стоит искать спасения в этом месте. Твои секреты могут раскрыться, и тогда тебя попросят уйти.

Изгнанный монах — это интересное жизненное амплуа, но не нужно занимать место человека, который пришёл туда с благими намерениями, а не из-за чувства страха.

Если у тебя есть дети, больные или нуждающиеся в опеке родители, то твой уход может им навредить, а этого служители монастыря стараются избегать.

Твои намерения будут тогда не чисты, и это попросту безответственно и низко. Если у тебя есть муж или жена, то и развод нужно оформить до того, как ты придёшь ко дверям монастыря.

Может быть, в твоей жизни произошло какое-то событие, вызвавшее сильное эмоциональное потрясение: смерть близких, большие неудачи на работе, развод. Тогда твоё внезапное желание отказаться от обычной жизнь будет, скорее, чем-то вроде слепого импульсивного порыва, о котором ты можешь пожалеть. В такой ситуации тебе посоветуют подождать с этим решением и хорошенько подумать. Возможно, когда эмоции сойдут, ты посчитаешь, что не стоит принимать такие серьёзные решения.

Там не надо ломать голову, где заработать денег, как получить повышение, решать проблемы других людей и сталкиваться с большим миром, который не всегда бывает ласков.

Но и жизнь в монастыре не связана с постоянным отдыхом в тишине, разглядыванием листиков и цветочков, рассуждениями о человеческой душе и философскими мыслями. Это большое заблуждение.

Чаще всего люди, желающие избавиться от ненужных им обязанностей, сталкиваются с тем, что в монастыре им приходится трудиться больше, чем они это делали в своей обычной жизни. Так чем же занимаются монахи в монастырях?

Что там делают?

Если ты думаешь, что основная забота людей, обитающих в монастыре, — это молитвы, то я тебе скажу, что это не совсем так. Да, они много времени тратят на духовное совершенствование, но больше они работают на благо монастыря.

Смысл пребывания там в том, чтобы ты забыл свою прошлую жизнь, отказался от своей воли, своего «я». Если ты загнал себя в угол в обычной жизни или пришёл к тому, что тебе нужно иное, то само собой от такой воли лучше отказаться — свою работу она уже сделала.

А упорный физический труд способствуют забвению.

Если ты сомневаешься, что готов отдать свою жизнь в руки священнослужителей, то можешь активировать своеобразный пробный период — трудничество.

По сути, ты будешь наёмным рабочим на территории монастыря. Молиться и выполнять духовные процессы не обязательно.

Ты будешь там жить и питаться, взамен тебе предстоит постоянно работать.

Выполняя поручения, ты сможешь понять, готов ли перейти на следующий уровень: справляться с таким объёмом трудовой деятельности, который будет с тобой до конца жизни, и в итоге перейти от физического труда к духовному.

Дальше, если будешь ещё полон решимости, ты можешь стать послушником. Для этого тебе нужно прожить некоторое время в монастыре и получить разрешение на это «повышение». Теперь слово «задачи» для тебя трансформируется в «послушания» — так называется любая работа в монастыре.

Твоё мирское имя ещё остаётся при тебе, но ты уже получишь разрешение носить некоторые атрибуты православной веры. Начинаешь привыкать к полному распорядку дня в монастыре и принимать все особенности такой жизни, но ещё без принятия монашеских обетов.

Стоит сказать, что в этот период твоё общение с внешним миром практически прекращается.

Если твой испытательный срок пройден успешно (обычно это около 5 лет), то ты можешь просить разрешения на постриг в монахи. То есть тебя символично обреют, дадут новое имя, ты примешь обет и наденешь рясу. Теперь до самой смерти ты будешь жить в стенах монастыря, трудиться и молиться. Просто ешь, молись, люби (работай).

Из этого всего можно выделить основные плюсы и минусы ухода в монастырь.

Что плохо:

  • Много работать и много молиться практически без выходных. Будь готов, что такая монотонность будет сопровождать тебя до конца жизни. И это тяжело не только морально, но и физически;
  • Строгий распорядок. Жизнь монахов регламентирована и расписана по часам. За любое непослушание тебя будет ждать наказание. Начальство здесь даже строже обычного. Например, за провинность могут отправить на грязную работу;
  • Забудь о своих навыках и специальности. Даже если ты суперпрограммист и стажировался в Google, то здесь тебя всё равно будут ждать кухня, огород и скотный двор;
  • Ты никто. Тебе придётся отречься от самого себя. Про радости обычной жизни тоже забудь. Если твоё эго к этому не готово, то возвращайся домой.

Но есть и плюсы:

  • У тебя появятся мудрые наставник и «коллеги». Людям, проведшим многие годы в монастыре, есть что рассказать. Сами они уже ответили на почти все вопросы, на которые ты только ищешь ответы;
  • Отказ от себя — это не всегда плохо. Ты мог загнать жизнь в самое тёмное место. Ты уже сам себе не друг. Иногда лучше уметь расставаться даже с самим собой. Не зря людей, которые хотят избавиться от любых зависимостей, учат отказу от своего сознания и приучают ко многим действиям, которые производятся на уровне подсознания;
  • Самосовершенствование. Несмотря на плотный график и многие заботы, у тебя будет ещё и своё время, когда ты, измождённый после трудного дня, можешь подумать над своим становлением. Потому что мирские заботы тут не будут тревожить твою голову;
  • Духовное развитие. Если ты религиозный человек, то, конечно же, здешний ритм жизни может открыть для тебя многое. Для кого-то Библия содержит ответы на все вопросы. Может, и тебе она откроет что-то новое.

Как попасть в монастырь?

Особо сложным этот процесс не выглядит, но тут многое будет зависеть от твоих личных качеств, так как тебе придётся пообщаться со священнослужителями для принятия окончательного решения. А они с такими новенькими паломниками часто имеют дело.

Для начала требуется получить благословение от своего духовника. Если ты регулярно ходишь в церковь и у тебя там есть человек, с которым ты часто беседуешь на религиозные темы, то этот пункт можно миновать безболезненно. А если ты придёшь первый раз и скажешь, что внезапно решил обратиться к служению Богу, то будь готов к определённой доли скепсиса. Так что походи перед этим на службы, присмотрись.

Далее придётся покататься по монастырям, чтобы посмотреть на них, на жизнь, которая там кипит, и пообщаться с настоятелем. Естественно, он принимает такие решения.

Он тебя будет спрашивать о причинах твоего решения, о твоей жизни, расскажет, от чего предстоит отказаться, чтобы убедиться, готов ли ты к этому. Врать здесь не имеет смысла — тебя ждет не сладкая жизнь, если ты попадёшь внутрь.

Так что если вопросы настоятеля вызовут сомнения в тебе, то попробуй повернуть свою жизнь в нужное русло, не прибегая к таким радикальным мерам.

Если имеются проблемы с выбором монастыря, то я просто советую посмотреть на монастырь Шулдан в Крыму. Это очень красиво.

Учти, что от всего имущества тебе придётся избавиться: продать или раздарить. Ну а если ты счастливый обладатель ничего, то тебе будет очень легко. Советую также начать готовиться к жизни в монастыре заранее. И не только привыкнуть к жёсткому графику, но и приучить себя к постной еде, тратить минимум денег и быть готовым к тому, что все эти земные блага исчезнут навсегда.

Источник: https://royalcheese.ru/city/trud-molitvy-asketizm-kak-ujti-v-monastyr-i-chto-tebya-tam-zhdyot/

Почему люди уходят в монастырь?

почему люди уходят в монастырь

Что заставляет молодых, полных сил людей покидать общество, отрекаться от житейских радостей и в полном расцвете сил уходить в монастырь, когда казалось только жить да жить? Ведь священные заповеди можно соблюдать где и когда угодно или здесь кроются более глубокие причины?

Понятны мотивы тех, кого судьба-злодейка придавила и другого выхода нет, но бегут от мирской суеты также люди успешные, богатые, из знатных семей, получившие прекрасное образование, с привлекательной внешностью.

Зов сердца

Монастырь – не темница, где постоянно скорбят и плачут. В монашеской среде много молодых, активных, жизнерадостных, успешных людей, желающих оставаться чистыми, не замаранными социумом, деньгами, плотскими удовольствиями и др. страстями. Их душа требует большего. Она не может смириться с неудовлетворённостью духовных поисков, её не прельщают земные идеалы. В ней сокрыта жгучая потребность служить Богу, людям, добру, высоким идеалам.

Монахи – это войско Христово, непрестанно воюющее со своими страстями во имя Царства Небесного.

В старину, православные христиане отдавали своих отпрысков в монахи, служивших молитвенниками для всего их Рода. Таких детей готовили к монашеству с раннего детства, воспитывая в них возвышенное чувство долга и беззаветную любовь к Богу.

Жизнь в монастыре для таких подвижников, сродни духовному призыву Бога к уединённому пути послушника, отрёкшегося от мира (Промысел Божий).

Словами не передать ту громадную радость, счастье человека, обретшего веру в сокровищнице души своей, огонь которой воспламеняет сердце и разум совершенно измениться, посвятить себя высокому служению отрекшись от себя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что находится в алтаре

Монах даёт 3 обета:

  1. Обет целомудрия – отречение от семейной жизни и любых плотских отношений.
  2. Обет послушания – отречение от собственной воли, подчинение духовному отцу, ведущего инока по духовному пути.
  3. Обет не стяжания – полное отречение от личной собственности, забота о потребностях монашеского братства, обители, близких.

Служение Всеблагому Творцу избавит от суеты, мирских забот, смятения, но этот крест нести намного тяжелее. Смирение, кротость, снисхождение, предпочтение молитве другим развлечениям помогут обрести духовную свободу, ведут к преображению души и счастью.

Человек раскрывает сердце перед Богом, преисполненное величайшей благодарностью, блаженством, духовным восторгом за дарованную жизнь. Отречение от себя освобождает дух монаха, который сияет в его взгляде светом, не здешнего Солнца, горит огнём духовным.

Уход от проблем

Если человек уходит в монастырь необдуманно, то его ждут сильные разочарования. Путь монаха – достойный и высокий выбор, но требующий большой ответственности, осознания потребности жить во имя Бога и любви. В обитель не примут людей, связанных семейными узами, имеющих малолетних детей. Заблуждается тот, кто думает, что жизнь в монастыре спасёт от неудач и трудностей.

Бегство от себя, от навалившихся проблем не спасёт от кризиса личности. Нужно вовремя остановиться и задуматься, что привело к ухудшению жизненных обстоятельств. Нужно отмотать события в обратной последовательности и внимательно проанализировать хронологию, непредвзято разобрать причины.

Сердце подскажет, где были совершены ошибки. Монастырь никуда не денется, а собственная жизнь уходит и в ней нужно разбираться самому. Не думайте, что со смертью ошибки, грехи, обиды, страхи исчезнут. Нет, они перейдут на ваших детей в виде негативной кармы, которую им придётся отрабатывать.

Пространство не терпит пустоты.

Когда поворачиваешься к проблеме лицом, разбиваешь её на мелкие составляющие и поэтапно решаешь, то на поверку всегда оказывается, что её величина преувеличена собственными домыслами и страхом. Жизнь на Земле устроена так, чтобы человечество непрерывно развивалось. Живя в условиях, где всего в достатке, не зная горя и лишений, люди начинают деградировать, т. к. им не к чему стремиться.

Создатель нас безмерно любит и непрерывно одаривает испытаниями, чтобы мы росли, эволюционировали духовно в со-Творцов, светочей жизни. Поэтому не бегите от себя, а займитесь лучше работой над ошибками, меняйтесь сами и мир вокруг станет приветливым, светлым, радостным. Другого пути к счастью нет.

Духовный путь развития.

Никита Пономарь 1955 год назад Хожу отбрасываю тень с лицом нахала. Пользователю можно задать вопрос

Думаю, будет разумнее если на этот вопрос ответят сами монахи и целибатники. Отправил запросы экспертам, м б ответят. Было бы интересно почитать. Я лишь попытаюсь описать типажи из которых можно понять причины их ухода. Я никого не очерняю и никого не превозношу, пишу то, как вижу и как думаю.

  • Социофоб и по совместительству религиозный фанатик, у которого не сложилось с личной жизнью, возможно, что и не могло сложиться изначально. Нельзя критиковать таких людей лишь по той причине, что они такие, но с другой стороны это хорошо, что они ушли от общества. Не надоедают обществу и им самим комфортно. Такие монахи и монахини, резкие, колкие, никогда не улыбаются и по большому счету я бы даже описал их как агрессивных. С другой стороны, попытавшись их понять, может быть эта неблагосклонность понятна. Он ушел от мира, а я и мои коллеги (люди из мира) пришли к нему в зону комфорта и у него из-за этого дискомфорт. Ну это моя догадка, я уж не знаю, что у него в голове творится, да и желания большого нет.
  • Радикальный альтруист у которого мирская (светская) жизнь не сложилась. Да, бывают такие примеры в жизни. Они на оборот улыбчивые, постоянно кипят в работе (к слову, если кто-то думает, что в монастырях монахи лясы точат и только молятся — это не правда, у них очень много работ, которые называются послушаниями), даже могут поднять настроение хорошими беззлобными шутками. Очень пацифистичные люди, мухи не обидят. Таких, к сожалению меньше. Впрочем, думаю, именно такой типаж к счастью остается в обществе, т е в миру, в больше степени. Я такими людьми восхищаюсь, т к таким людям действительно тяжело. Мало того, что они ушли от общества, так еще вынуждены терпеть выходки других монахов по разряду муштры и банальной человеческой тупости. Однако, они все-равно остаются на позитиве, летают в облаках и эти пиявки им вреда причинить не способны. Хотя, думаю, они все-равно подвержены обидам, как любой человек.
  • Самые обычные люди, как и вы. Просто у них в жизни произошла какая-то беда, к примеру, супруг\супруга погиб(ла) в автокатастрофе, или не нашли себя в жизни обычной, стали замкнутыми, или проблемы с репродуктивной деятельностью\либидо и им просто в миру делать нечего.
  • Церковь — пристанище для юродивых, по этому, в монастыре есть люди с самыми разными психическими заболеваниями. Я не имею ввиду, что все монахи душевно больные, я лишь пишу, что есть и такие. Конечно, они выбрали не лучший способ терапии, но думаю такие вещи и не лечатся, а человек все-равно хочет наполнить свою жизнь смыслом, вот нашел этот смысл в религии.
  • Люди, которые можно сказать уже прожили свою жизнь, отпраздновали юбилей в 50 копеек и в силу своих религиозных рвений решили посвятить свою оставшуюся жизнь религии на старости лет. Ну не хочет человек в дом для пенсионеров, имеет на это право.
  • Сейчас конечно таких монахов уже нет, т к социокультурные взаимоотношения изменились, но раньше были монахи, которые были вынуждены стать монахами что бы сохранить себе жизнь, к примеру. В средневековой истории таких примеров полно.
  • Церковные карьеристы. Видите ли, если человек монах, это не значит что он хороший человек и уж тем более что он хороший монах. Как правило, такие в монастырях и не задерживаются, но монахами являются.
  • По глупости. Это вариант для людей начиная от молодых совсем заканчивая ну порядка возраста около 45. Возраст, когда человек может творить\трудиться\жить семейной жизнью, уделять свое существование другим людям, но ставит на себе крест, разочаровывается и уходит сходить с ума в одиночку. Фактически можно задать вопрос «Почему люди уходят в тоталитарные секты?» мотивы будут весьма схожими в данном случае. Именно таких людей, думаю, нужно отговаривать и спасать от такой участи.

Может что-то упустил, что вспомнил, то написал. В завершение хочу отметить, что если человек монах, то это не основание для того, что бы им восхищаться. Вы понятия не имеете что у него творится в голове, почему он стал монахом и что сделал в мирской жизни. Вообще официальное мнение Церкви (по крайней мере православных Церквей, думаю, что и римо-католической тоже) таково, что монашеская жизнь ни разу более святой ни является, чем жизнь обычного мирянина.

Это как в тибетской пословице, которая гуляет по интернету «Легко быть святым, сидя на горе Тайшань. Гораздо сложнее оставаться святым, сидя на базаре» — вот это весьма в тему. Жить в обществе куда сложнее, тут громадное множество проблем и искушений. У монаха, может быть, только один единственный дискомфорт в отсутствии того, что у него нет своей женщины, отсюда у него вырастает столько психозов.

У человека семейного проблем столько, что нужно терпеть свою же женщину, воспитывать детей и постоянно следить за собой, что бы его комплексы не терпела его жена и его же дети, а еще работа, назойливые родители и т. д. Сумасшедший круг проблем, который в монастыре просто отсутствует. К слову монастырь это впринципе не лучшее место. Любое место это главным образом люди, а эти люди ушли от общества, а вы это общество пытаетесь им принести к ним же в монастырь.

Так вот, когда мне впаривают, что кто-то хочет пожить в монастыре аля помедитировать\помолиться\подумать о жизни мне становится смешно. По моему, лучший способ помедитировать и разрядить весь накопившийся шлак в жизни — это кружка пава с лучшим другом за разговором о жизни или рыбалка, к примеру. Ну а ходить в Церковь молиться никто не запрещает, не при коммунистах же живем. Ну и еще, однозначно можно отметить, что человек в монастырь уходит не из-за хорошей жизни.

Так что монахов счастливыми людьми я называть не стал бы, впрочем, я не отрицаю того, что монахи могут обрести свое собственное счастье в монастыре.

Источник: https://iskra-m.ru/2019/11/pochemu-lyudi-uhodyat-v-monastyr/

Кто такой монах и почему уходят в монастырь?

Кто такой монах и зачем люди уходят в монастырь? Какие у монахов обеты и какие бывают виды (степени) монашества? Кто такие послушники? Когда монашество возникло в христианстве и почему оно возникло? Рассказываем.

Монах — кто это?

Монах — это тот, кто отдал свою жизнь служению Богу. Это не его выбор — а призвание. Многие в монастырь уходят, и лишь малая часть в итоге становится монахами, поскольку монашество это не умение, которое ты можешь освоить, а судьба.

Монах не прекращает жить на земле, не прекращает заниматься какой-либо работой для монастыря или для людей (это называется послушание), но каждая минута его жизни продиктована служению Богу, а не земным идеям, целям или идеалам.

Отныне он стремится жить подобно ангелу, а не человеку. Единственный стержень и смысл его жизни — молитва.

Чем монашеское призвание отличается от выбора?

Представим: в мире нет монастырей. Но окажутся люди, которые все равно будут стараться жить по-монашески — видя, что деньги это пыль; жить безбрачно и чисто, но не от «комплексов», а по пониманию вещей; жить — преумножая любовь.

Монашеские обеты

Монах дает обеты безбрачия, послушания и нестяжания.

Обет безбрачия

В своем глубоком смысле этот обет означает не просто отказ иметь жену (или мужа, если это монахиня), сколько понимание: пол больше не имеет значения, его больше нет. Монах ушел от мира, а вне мира — только души.

Обет послушания

Монах отказывается от своих желаний. Воля и силы воли остаются при нем, но отныне они направлены на молитву и желание постоянно сопребывать со Господом.

В монастыре этот обет образуется в форме беспрекословного послушания настоятелю. И это не раболепие и покорность, а радость и мир, поскольку в отречении от эго обретается настоящая свобода.

Обет нестяжания

Если человек становится монахом, из вещей ему уже ничего не принадлежит — даже шариковая ручка. И не потому что это запрещено (хотя, это запрещено), а потому что не нужно.

Душа, познавшая хотя бы раз Господа, соприкоснувшаяся хотя бы раз с Величием Духа Святого, теряет интерес ко всему земному. Все земное меркнет, как для юноши, влюбившегося в девушку, теряют значимость большинство обстоятельств.

Здесь, в монастыре, все вещи становятся ненужными, а в руках остаются только те, которые нужны по-необходимости: книги, телефон. Да и это — собственность не монаха, а монастыря.

Степени монашества

Монашеский путь имеет несколько степеней, но если говорить в самых общих чертах, то этапа три (если не два):

  • Подготовка (трудник, послушник)
  • Монашество
  • Схимонашество (правильнее — схима)

Подготовка к монашеству может растянуться на несколько лет — бывали случаи, когда человек оставался послушником почти всю жизнь.

Пострижение в монахи наступает только тогда, когда настоятель монастыря безоговорочно убежден, что монашество — действительно призвание для этого человека, а не его эмоциональный или ситуативный выбор. Назад пути уже не будет: возвращение «в мир» равноценно, если можно сказать, самоубийству.

От настоятеля требуется большой опыт и духовная мудрость, чтобы понять — пришел момент для пострижения или нужно ждать еще, «проверять» человека. Послушник при этом, — разумеется, — может быть уверен, что для монашества создан, но пройдут годы, первоначальный духовный «пыл» спадет, и жизнь в монастыре станет для него не освобождением от мира, а горем.

Пострижение в схиму — это высшая степень монашества — «равноангельская». Она подразумевает, что монах освобождается от всех внешних послушаний (иными словами, уходит «в затвор», хотя для этого можно и не быть схимонахом), и его единственным и непрестанным деланием становится молитва. В русской традиции в схиму, как правило, постригают самых великовозрастных монахов.

Послушания в монастыре

Монастырь — большая семья. Она живет не только духовной жизнью (хотя, это основное), но и тем, без чего жизни на земле быть не может: хозяйством, пропитанием, жильем.

Послушания — это те дела и та работа, которую делают монахи в свободное от богослужений и молитвы время.

В послушании соединяются две цели:

  • Чисто хозяйственная: монастырь нужно держать в порядке, монахов нужно кормить, это должен кто-то делать.
  • Воспитательная: молиться денно и нощно это не умение, а Дар, который обретают единицы. Свободное от молитвы время станет бездельем. А безделье — худший враг человека и еще более худший для монаха.

Задача настоятеля монастыря — видеть и понимать: кого на какое послушание лучше направить: кто справится со столярными и хозяйственными работами, кто — c уходом за участком, кто — с готовкой пищи; кому можно доверить организационные работы, а кого, возможно, — от послушания освободить вообще.

У этого монаха послушание, возможно, — следить за монастырским скотом.

Молитва в монастыре

При всей обязательности, которую послушания имеют в монастыре, они для монахов не главное. Главное делание иноков — это молитва.

Молитва в монастыре присутствует в трех формах:

  1. Богослужения
  2. Молитва в келье
  3. Молитва во время послушаний и всего остального времени

В большинстве монастырей любое послушание к началу богослужения должно быть остановлено — даже, если оно не закончено. Монах должен присутствовать на службе. Исключения могут быть для слабых здоровьем.

В некоторых монастырях такой строгости нет. Например, если братия в обители небольшая и на каждого монаха в течение недели ложится слишком много. В таком случае, монах по благословению настоятеля может пропустить ту или иную службу. Но лишь для того, чтобы молиться в другой форме: за каким-либо делом или келейно.

Келейная молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально.

Что касается молитвы во время послушаний и во все остальное время, то под этим подразумевается, что монах ни секунды жизни старается не проводить в пустом созерцании или праздномыслии. И постоянно, — за работой или в любую минуту бодрствования, — читает про себя какую-либо молитву — чаще всего, молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).

Монашество на Святой горе Афон отличается строгим уставом. Мало сна, строгий пост, непрестанная молитва.

Когда возникло монашество в христианстве

Монашество возникло лишь в IV веке, в то время как множество святых было и до этого. Это главный довод против тех, кто считает, что быть монахом — «лучше», чем жить в миру.

Иисус Христос присутствовал на бракосочетании в Кане Галилейской и тем самым благословил семейную жизнь. И то, и то монастырь — только разный по форме. И там, и там можно пасть; и там, и там — обрести жизнь Вечную.

Монашество — это любовь к Богу, а любовь к Богу это не одежды, а образ жизни и мысли.

Как возникло монашество? Люди начали уходить в пустыню, поскольку понимали, что конкретно их мир «тянет» вниз и они уходят тем самым от своего призвания.

Основателем монашества считается преподобный Антоний Великий. В пустыню уходили и до него, но только ему своей святостью удалось собрать вокруг себя большую братию. Из явления как бы «случайного» монашество с тех пор стало неотъемлемой частью христианской традиции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в оренбурге

На Руси родоначальником монашества считается преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.), основатель Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Антоний Великий

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/kto-takoy-monah-i-pochemu-lyudi-uhodyat-v-monastyir/

Монашество: мифы и реальность

В православной среде монашество всегда остается образом Церкви, где до сих пор возможно осуществление первохристианского идеала, где все общее и каждый занимает свое место, где послушание пронизано взаимной любовью.

Наверно, почти каждый помнит те ощущения, когда впервые посетил монастырь Один только вид монашествующих вызывает восхищение, а у кого-то сгоряча вдруг сразу возникает желание встать на путь избранных.

Хорошо ли это? И насколько правильно мы понимаем этот путь? Поговорим о распространенных мифах монастырской жизни.

Миф 1. В монастырь уходят от проблем

Если кто-то надеется в монастыре не иметь скорбей, он ошибается. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что есть три причины, по которым стоит идти в монастырь.

Это может быть желание достичь Царства Небесного, когда человек, подобно евангельскому собирателю жемчужин, поймёт, что ничего более ценного нет и за Царство Небесное он согласен отдать всё. Это может быть яркое, жгучее осознание своей греховности и желание в покаянии оплакивать перед Богом свои грехи.

Это может быть любовь к Богу, готовность отдать Ему всю свою жизнь, пойти за Ним куда бы то ни было. Именно поэтому уходить в монастырь от проблем не стоит. Человек, который по такой причине принял монашество, либо столкнётся с непреодолимым кризисом своего отношения к монашеству, либо монахом станет только внешне.

Бывает, вы скажете, Господь через различные обстоятельства ведёт человека к монашеству. Но если проблемы толкают человека к монашеству как к некоему красивому виртуальному самоубийству, театральному жесту, то не будет из такого человека настоящего монаха.

Миф 2. Психически больного человека лучше отдать в монастырь

Конечно, очевидно, что монашество избирают те люди, которые сознательно решили свою жизнь посвятить служению Богу и Церкви, а, значит, пребывают в сознательности разума, в духовном и душевном здравии, которые могут сами за себя принять решение. При некоторых монастырях могут быть лечебницы, окормляемые ими, и в них могут содержаться люди с разными заболеваниями. Но опять нахождение в этих больницах – не монашество. Откуда берет свои корни этот миф сказать сложно.

Возможно, такое мнение сформировалось из чтения художественной литературы и просмотра кинофильмов, где часто отсутствуют достоверные образы православных иноков. По поводу лечения психически больных людей разумно обращаться к квалифицированным врачам.

Если нравственное сознание при всех помутнениях рассудка у человека сохраняется, то нет никаких препятствий к тому, чтобы пригласить священника домой для приобщения к Таинствам Церкви, если сам человек не может по недугу выходить из дома.

Миф 3. Из-за отказа монахов от рождения детей усиливается демографический кризис

Рассуждения на эту тему сегодня все чаще можно встретить в Интернете. При этом люди, распространяющие этот миф порой просто не понимают суть монашества. Многие раннехристианские мученицы, например, вмц. Екатерина, прпмц. Феврония, мц. Пелагия, шли на смерть, чтобы сохранить девство. Не пожелают нарушить данные обеты и ныне живущие монахи.

Настоящая причина демографической проблемы, конечно же, не в институте монашества. За один год от абортов погибает детей больше, чем можно насчитать насельников монастырей по всей России.

Протоиерей Максим Козлов высказал мнение на этот счет: «Если бы люди руководствовались принципом, что ребенок – это живой человек, дар Божий, то никакой демографической проблемы у нас бы не было».

Миф 4. У монахов печальные лица, значит, они несчастны

Такое впечатление обычно сразу развеивается, когда люди поближе узнают монашескую жизнь, например, начинают работать трудниками при монастырях. Как и все прочие люди, в том числе люди в миру, монахи и монахини бывают разные – веселые и печальные, бодрые и усталые. Другое дело, что монахи стараются воздерживаться и от безудержного веселья (что не исключает обычной радости), от легкомысленных шуток, равно как и от раздражительности и грубости.

«Монахи – это самые радостные и счастливые люди! Миряне ломают голову о том, как прокормить семью, купить одежду – масса суетных и хлопотных житейских попечений. Монах же выполняет небольшую возложенную на него работу: молится Господу и исполняет послушание. Он постоянно пытается выполнить завещание апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес.

5, 16-18)», – утверждает наместник киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря архимандрит Иона (Черепанов).

Миф 5. Если у меня нет спутника жизни, значит нужно уйти в монастырь

Возможно, например, православной девушке лет за 35, у которой никогда не было достойного кандидата на то, чтобы стать спутником жизни, у которой и у самой не было расположения ни к одному человеку противоположного пола, может быть и можно задуматься о монастыре. Но принимать такое решение сгоряча, поспешно не стоит.

Уже в юном возрасте нужно ориентироваться на жизнь в браке или в монашеском постриге. Но если человек не решился ни на один из этих подвигов, то пусть он живёт чисто, по-христиански, исполняя свой долг православного человека. Жизнь человека мистична, и если Богу угодно, Он всё укажет в своё время.

Тем более, понять монашескую жизнь и по-настоящему захотеть жить ею может только тот, кто, имея глубокую веру, не один год прежде жил церковной жизнью. Недостаточно иногда ходить в храм, соблюдать православные обычаи, которым учила бабушка. Недостаточна вера только как культурно-историческая традиция.

Она должна быть живой – наполнять всю жизнь человека, все ее проявления без исключения.

Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=9936

«Если я скажу, что никто из монахов не поддается соблазну, вы ведь не поверите »

На Житомирщине есть уникальный женско-мужской(!) монастырь. Здесь вот уже почти полвека 40 братьев и 46 сестер вместе молятся, трапезничают и трудятся

Не раз приходилось слышать, как человек в сердцах бросает: «Надоело все! Уйду в монастырь!» Причем женщины обычно в шутку грозятся уйти в мужскую обитель, а мужчины, наоборот, в женскую. Корреспондент «ФАКТОВ» нашла монастырь, в котором монахи и монахини живут вместе.

В гости в Свято-Георгиевский Городницкий ставропигиальный монастырь я приехала в праздник Вознесения Господня. Монастырь находится за высокой стеной, как бы отгороженный от всего окружающего мира. Во дворе идеальная чистота, на клумбах — цветы. У стен храма — надгробия.

Хоронят монахов и монахинь тоже рядом.

Слов «не умею» или «не буду» в монастыре не существует

На утренней службе монахи и монахини молятся вместе. В черных одеждах не все. Я замечаю мужчин в серых рясах. Оказывается, цвет зависит от чина монаха. После совместной молитвы обитатели монастыря отправляются на общую трапезу. Сегодня на обед подают красный борщ и пюре с жареной рыбой. Отобедав, каждый идет выполнять свое послушание.

— День у нас обычно начинается в половине пятого утра со звона на молитву, — рассказывает архимандрит Георгий.  — Потом литургия до полдесятого, завтрак, послушания и снова молитва. Затем обед, молитва, послушания, ужин и снова молитва. Молитва сопровождает любое дело и не прекращается даже в минуты отдыха. Мы молимся не только за себя, но и за ближних, за весь мир

В монастыре царит солдатская дисциплина, все расписано по часам. Каждый живущий в обители, в зависимости от срока своего пребывания, здоровья или таланта, должен выполнять каждодневное послушание. Слово «послушание» звучит странно для обычного человека. А как раз в этом понятии скрыт один из основных принципов монастырской жизни: будь послушным, ничего(!) не делай по своей воле. Надо слушаться духовного наставника, матушек, братьев, старших по чину.

Сразу после утренней службы решается, кому сегодня стирать, кому мести двор, кому в огороде работать, за скотом ухаживать или обед готовить. Слов «не умею» или «не буду» в монастыре не существует. Смиренно выполнять все послушания — первое правило монашеского устава. По этому поводу даже есть притча, которая передает суть монастырского бытия.

Один молодой монах пришел учиться к старцу. Наставник велел монаху высадить рассаду капусты. Старец показал, как это нужно сделать: взял растение и зарыл его листьями в землю, а корнями наружу. Молодой монах решил, что тот выжил из ума, и посадил все правильно — корешками вниз. На следующий день вся рассада завяла, кроме той, что была посажена старцем.

«Богу нужна не капуста, а послушание», — объяснил чудо наставник.

— В нашу обитель приходят люди разных возрастов и социального положения, — продолжает архимандрит.  — Если говорить о препятствиях, то не может поступить в монастырь человек, связанный семейными узами или имеющий маленьких детей. Преградой может стать преклонный возраст. Человек должен прийти в монастырь осознанно. Жизнь в обители — это постоянная молитва, исполнение послушания, участие в богослужениях.

Монашеский постриг происходит не сразу: поначалу женщины и мужчины являются послушниками. Новому обитателю монастыря дается возможность оценить свои силы, убедиться в том, что он действительно хочет оставить мир и посвятить жизнь Богу. Роль послушника такова: слушать старших по чину, не прекословить, не роптать, не раздражаться, не обижаться, терпеть. Это очень сложно и поначалу кажется даже невозможным.

Однако если научишься, сможешь жить в монастыре.

Не менее года он или она проверяют свои силы. Многие не выдерживают. Это и понятно, потому что прятаться в монастыре от самого себя — дело пустое. Случайные люди, которые не понимают, зачем идут в монастырь, тут не задерживаются. Старец Оптиной пустыни Амвросий правильно сказал: «Если бы люди знали, как тяжело в монастыре, туда бы никто не шел. Но если бы знали, что за это будет награда, все бы пошли!» В монастырь приходят не жить, а спасаться.

«Сестры работают в поле, пекут хлеб, ухаживают за скотиной. Братья трудятся на пасеке или на строительстве»

— Скажите, как случилось, что в вашем монастыре есть и женщины, и мужчины?

— В 1744 году в селе Городница построили деревянную церковь Святого Георгия. Спустя сто лет при храме открылась женская монашеская община. В 1914 году женский монастырь преобразовали в мужской, а всех здешних монахинь перевели в другую обитель. В 20-х годах прошлого века наш монастырь, как и многие другие, подвергся разорению.

В конце 70-х обитель тайно возобновила свою работу. Причем поселились здесь одновременно мужская и женская общины. Живут тут братья и сестры доныне. В 1994 году монастырь получил ставропигию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира.

Сегодня Свято-Георгиевский Городницкий ставропигиальный монастырь насчитывает 40 братьев и 46 сестер, а также десяток послушников и послушниц.

— Как распределяется работа между братьями и сестрами в монастыре?

— Сестры работают в поле, пекут хлеб, ухаживают за скотиной. У нас десять гектаров земли, 14 коров, телята, сто кур. Братья трудятся на пасеке или на строительстве. Есть тут собственный хоздвор с различной техникой: два трактора, грузовая машина, сеялка, микроавтобус, легковой автомобиль. Но основной долг братьев — богослужение, и не только на территории монастыря. Они ездят в другие села, проводят обряды крещения, венчания, погребения.

— Есть ли преимущества в том, что монастырь женско-мужской?

— Понимаете, нет исключительно женских или мужских монастырей. Судите сами: любой обряд может провести только священник мужского пола. Поэтому в женских монастырях служат мужчины, которые совершают все таинства. В мужских монастырях также есть женщины, которые исполняют ту или иную работу.

Правда, они считаются мирскими и получают за свой труд деньги. В нашем монастыре живут и женщины, и мужчины. Благодаря этому нам не нужно нанимать работников. Мы вместе трудимся, молимся. Как и в каждой семье, бывают разногласия, ссоры. Но к концу дня каждый старается получить прощение у своего обидчика.

В Библии сказано, что к заходу солнца все должны примириться.

— В монастыре много красивых девушек. Насколько велик соблазн?

— Если я скажу, что у нас такого нет и быть не может, вы ведь не поверите Все мы живые люди, хотя и верующие, и у нас бывают соблазны. Во искупление вины нужно сделать от 100 до 300 поклонов. Для того чтобы неповадно было грешить. Брат и сестра могут отбывать наказание рядом.

— Лично вас часто наказывали?

— Бывало.

— У вас здесь большое хозяйство, что-то остается на продажу?

— Сбываем, особенно во время поста, когда скоромного есть нельзя. Местное население любит покупать наши молоко, сыр, сметану, яйца. Мед, правда, не продаем, оставляем для собственных нужд.

В Городницкий монастырь отовсюду приезжают паломники, чтобы поклониться чудотворной иконе Богородицы «Утоли мои печали» и ощутить на себе Божью благодать. В монастыре есть электричество, вода, много религиозной литературы, но нет телевизора и радио.

Люди стремятся найти в обители покой и утешение, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. Матушка Вонифатия пришла в монастырь тридцать лет назад, после того как разошлась со своим мужем. Прежде она работала в одном из львовских институтов.

Однажды узнала, что муж изменяет ей с подругой, и не смогла простить двойную измену. Женщина говорит, что Господь призвал служить ему. Она подождала, пока вырастет сын, несколько лет пробыла в обители послушницей, потом приняла постриг.

Вот уже двадцать семь лет матушка работает в монастыре звонарем.

— В молодости любила играть на гитаре, — признается матушка Вонифатия.  — А потом пригодилось мое увлечение музыкой. Ведь звонить в колокола непросто, нужно иметь слух. Вы не удивляйтесь, до меня звонарем здесь тоже женщина служила! Но это не основное мое занятие, потому как исполняю все, что скажут: работаю в поле, пеку просфорки, вышиваю, работаю на ферме. Когда идут строительные работы, я белю, крашу.

Словом, делаю все, что велят. Никогда не знаю, на какую работу Бог благословит меня завтра. Когда сердце полно любви к Богу, всякий труд кажется легким и благодатным. У нас все хорошо. Настоятель монастыря архиепископ Александр делает для этого все возможное. К примеру, закончили строительство новых келий с удобствами. Все братья живут по одному, сестры, правда, в основном по две.

Раньше жили втроем и даже вчетвером в одной комнате

Между тем не всегда в монастырь уходят от несчастной любви или жизненных неудач.

— В мирской жизни я работал телохранителем VIP-персон, — рассказывает 37-летний иеромонах Ювеналий.  — Поверьте, имел все, чего только может пожелать человек. Был достаток, но не было радости. Меня не утешали обеды в дорогом ресторане, отдых на лучших курортах мира.

Однажды понял, что произошел разрыв тела с душой, и захотелось умиротворения. В 1993 году пошел в монастырь. Первые годы жизни здесь дались очень трудно. Я не хотел беспрекословно подчиняться, выполнять все послушания. Не выдержал и в 1998 году покинул монастырь. Устроился на прежнюю работу.

Однако прожил мирской жизнью только четыре года и вернулся в обитель. Понял, что мне ничто не заменит братства.

Иеромонах рассказал также, что нашел в монастыре душевный покой, однако не избавился от проблем с обувью.

— При росте 2 метра 4 сантиметра у меня 50-й размер ноги, — сокрушается Ювеналий.  — Несколько лет назад, когда я лежал в больнице, прочитал в газете «ФАКТЫ» о Леониде Стаднике, у которого рост 2 метра 57 сантиметров и 63-й размер обуви. В конце статьи был номер его мобильного телефона. Я позвонил Лене и сказал: «Привет. Тебе звонит твой младший брат». «Но у меня нет младшего брата», — возразил Стадник.

«Теперь будет», — заверил я и поведал Лене о своих проблемах. Он с большим интересом выслушал, сказал, что никто меня так не поймет, как он, и предложил свою помощь. Оказывается, Стаднику сердобольные граждане то и дело предлагают обувь, но она ему мала. Вот уже несколько лет Леня отдает всю присланную ему обувь мне. Вчера снова звонил. «Приезжай, — говорит, — мне прислали туфли 52-го размера.

На меня малы, а тебе как раз впору будут».

Прощаясь, иеромонах Ювеналий и архимандрит Георгий благословили меня и пожелали добра. Теперь я знаю, что есть место, где ежедневно, ежеминутно молятся обо всех нас и просят Бога простить все наши грехи.

Источник: https://fakty.ua/13475-esli-ya-skazhu-chto-nikto-iz-monahov-ne-poddaetsya-soblaznu-vy-ved-ne-poverite

Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие оглашенные в православной церкви

Для чего уходят в монастырь

Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков — подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм, но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника, который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения.

Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях.

И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон — всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие — это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое — обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание — отсечение своей воли перед всеми — старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/uhod-v-monastyr-muzhchine-ili-zhenshchine.html

Уйду в монастырь: как живут монахини в Бобруйске

«С меня довольно — ухожу в монастырь». Такие слова нередко можно услышать от людей, уставших от городской суеты или разочаровавшихся в любви. Кто-то говорит это в шутку, кто-то всерьез. Однако те и другие вряд ли осознают, что такое монастырь и для чего он нужен. Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева проверила это на личном опыте, побывав вженском монастыре в честь Святых Жен Мироносиц в Бобруйске.

Много званых, но мало избранных

Находится монастырь в тихом и спокойном месте. От центра города сюда идти пешком минут 20. Располагается прямо на территории Бобруйской крепости. Под кельи отданы бывшие военные части. Здания построены в 1820-1830 годах и являются памятниками архитектуры. При ремонте удалось сохранить их исторический внешний вид.

Sputnik Егор Литвин

Монашеские кельи располагаются в зданиях бывших военных частей Бобруйской крепости

Монастырь немноголюден. Средний возраст находящихся здесь женщин, или, как их принято называть, сестер, — от 54 до 73 лет. В процессе общения с ними узнаем, что сюда обращаются не только те, кто воспитывался в религиозной семье. Приходят и люди с непростыми судьбами.

«Сюда их ведет Бог. Делает это для их спасения. Мы принимаем всех пожить, посмотреть, смогут ли здесь остаться. Монашеская жизнь не для всех. Некоторые не выдерживают и уходят. Много званых, но мало избранных. Этот путь не для каждого», — говорят сестры.

Sputnik Егор Литвин

В Женском монастыре в честь Святых Жен Мироносиц в Бобруйске

По словам собеседниц, за последние полгода сюда приходили четыре бобруйчанки. К сожалению, им не хватило терпения и выдержки, чтобы остаться здесь.

Преддверие рая

Сразу монахинями не становятся. Прежде нужно пройти долгий путь. Поступившая в монастырь сперва становится трудницей и в любой момент может уйти отсюда, что не будет считаться грехом. Если этого не произошло, ее одевают в послушницы. То есть шьют для нее монашескую форму. Сестра должна убирать за собой, читать молитвы, выполнять послушания, но самое главное — заниматься спасением своей души.

Настоятельница монастыря, игуменья Раиса, отмечает: монастырь считается преддверием рая, где человек должен очистить душу. Любая женщина приходит сюда из мира, где жила по другим правилам. А отойти от них крайне сложно.

«Не всем легко дается отказ от своеволия. Ведь в монастыре во всем нужно слушаться настоятельницу. Также идет внутренняя борьба: человек борется с соблазнами», — говорит собеседница Sputnik.

В статусе послушницы можно пробыть и три года, и десять лет. Все зависит от того, насколько изменилось состояние ее души. А это видно по поступкам, отмечает настоятельница.

Sputnik Егор Литвин

Монастырь считается преддверием рая, где человек должен очистить душу

«Для послушницы важно смирение, терпение, послушание и кротость», — поясняет она.

Следующий шаг — инокиня. Сестра принимает постриг, после чего у нее меняется монашеская форма, она читает больше молитв. В этом статусе может пробыть сколько угодно времени. Игуменья Раиса рассказывает об инокине, которой уже 70 лет, а постриг в монахини она до сих пор не приняла.

Постриг в монахини происходит, когда сестра становится духовно готовой. Во время этого таинства она дает три обета: нестяжания, целомудрия и послушания.

Правящий архиерей, который проводит чин пострига, дает монахине новое имя, о котором до этого момента она не знает. Волосы ей постригают крестообразно, как при таинстве крещения младенца. Монахиня складывает их в салфетку и хранит всю свою жизнь.

А когда умирает, ее хоронят вместе с ней. Также в руки покойной кладут постригальный крест и свечу, которые держала при постриге.

«Сестры, прошедшие все искушения в монастыре, испытав духовную брань, принимают монашеский постриг — малый ангельский образ. Принимая постриг, становятся невестами Христовыми», — отмечают в монастыре.

Беседа с Богом

В монастыре принят четкий распорядок дня. В 6:00 в храме начинается чтение монашеского правила, затем следует Божественная Литургия, на которой присутствуют также паломники и горожане. После — трапеза. Готовят еду повар и дежурные сестры. Питаются в монастыре достаточно скромно. В непостные дни употребляют рыбные и молочные продукты, яйца, растительную пищу.

Sputnik Егор Литвин

Внутреннее убранство келий скромное, но уютное

После трапезы служатся молебны, акафисты, панихиды. Затем наступает время для послушаний. Сестры занимаются рукоделием, в летнее время работают на огороде, в теплицах и цветнике. Делают заготовки на зиму. Также помогают в швейной мастерской.

Здесь шьют монашеские одежды и все, что нужно для убранства храмов и обустройства келий. Форма у послушницы, инокини, монахини и схимонахини разная. Но у всех она черного цвета.

Как поясняют сестры, это одежда покаяния, которая символизирует их умирание для мира.

В 17:00 начинается вечернее богослужение, которое длится до 20:00. После чего сестры ужинают, и начинается чтение вечернего правила. Перед сном снова молитва. Отбой в 22:00.

В монастыре есть телевизор. Иногда сестры просматривают духовные программы по православному каналу «Союз».

Sputnik Егор Литвин

Одежду для сестер шьет мирская женщина Нина

У каждой сестры — отдельная келья. Интерьер здесь достаточно скромный. Из мебели стоят кровать, шкаф, стол и стул. Есть иконостас. Вход в келью разрешен только по благословению настоятельницы. Считается, что это личное пространство сестры, в котором она ведет молитвенную беседу с Богом.

По зову сердца

В монастырь приходят люди с разными судьбами. Инокиня Наталья рассказывает, что всю жизнь была достаточно религиозным человеком. Почти 20 лет несла послушание на клиросе в храме. С годами желание уединиться и служить Господу росло. Когда двое сыновей Натальи стали взрослыми, она приняла решение уйти в монастырь.

«При постриге в иночество я просила Матерь Божию взять моих сыновей под покров. Верю в то, что она управит их жизнь во благо», — говорит собеседница.

Инокиня отмечает: находясь в монастыре, человек вымаливает и спасает весь свой род — родственников живых и ушедших в мир иной.

«Если человек спасает в монастыре свою душу, то души его родных тоже спасаются», — добавляет она.

У инокини Инны в миру остался сын. Собеседница рассказывает:

«Всю жизнь проработала на стройке. В церковь ходила, как и все. Когда мне было 52 года, решила уйти в монастырь. Сыну к тому моменту было 33 года. Можно было о нем не беспокоиться. Таков был зов моего сердца».

Затянувшаяся стройка

Между тем, монахиням приходится не только заботиться о своих душах, но и решать бытовые вопросы. Пожалуй, самая большая проблема для монастыря сегодня — затянувшаяся стройка храмов.

Sputnik Егор Литвин

Уже два года монастырь не получает пожертвований, отчего не может достроить два своих храма

Один из них назван в честь Святого Благоверного князя Александра Невского с приделом в честь Святителя Николая. Уже три года здание стоит без крыши и окон.

«Скоро оно начнет разваливаться. Продолжить строительство храма не можем, потому что нет пожертвований. Последние два года наш расчетный счет пуст», — говорит игуменья Раиса.

Не достроен храм в честь первомученика и архидиакона Стефана с двумя купелями в честь великомученика и целителя Пантелеймона и архангела Рафаила. Планируется строительство третьего храма и четырех часовен.

Sputnik Егор Литвин

В монастырском храме хранится почти 150 частиц мощей святых

Монахини просят откликнуться всех неравнодушных и отмечают: монастырь уникален. В его домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» хранятся около 150 частиц мощей.

Они принадлежат Святому Апостолу Андрею Первозванному, Преподобной Матроне Московской, Святому Благоверного князю Александру Невскому, Святителю Николаю и другим. Есть две иконы «Скоропослушница».

Одна привезена из Дохиарской обители на Афоне, вторая написана в монастыре в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме.

«Когда мощи святых доставляют в Беларусь, люди готовы выстоять в часовых очередях. А у нас они хранятся в свободном доступе. Мечтаем разместить их в своих новых храмах», — говорят собеседницы.

Источник: https://sputnik.by/religion/20170213/1027426864/ujti-v-monastyr-kak-zhivut-monahini-v-bobrujske.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Перфекционизм что это такое

Закрыть