Почему люди не ходят в церковь

Почему недостаточно только верить в Бога и при этом не ходить в храм?

почему люди не ходят в церковь

В среде тех, кто считает себя православными христианами, иногда встречается такое мнение, что можно верить в Бога «в душе», и этого достаточно. Можно не ходить в храм, не участвовать в Таинствах, не признавать священство. Достаточно лишь признавать существование Бога, и не обременять себя никакими обрядами и формами. Допустимо ли такое отношение для православного человека?

Что подразумевается под верой в душе

Ошибочное мнение, что можно быть верующим христианином вне участия в церковной жизни, базируется на правильном тезисе о том, что Бог находится в душе у человека. Безусловно, вездесущий Господь не нуждается в специальных зданиях или местах, Ему действительно можно молиться где угодно. Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человеку. И вот почему.

Без покаяния человек не сможет по-настоящему вместить Бога в свою душу

Для того чтобы на самом деле в душе у человека поселился Господь, нужно очень много потрудиться. Многие святые жизнь положили на то, чтобы достичь такого единения. Совершенно невозможно представить, что у обычного человека, ведущего мирскую жизнь, вдруг ни с того ни с сего, без особых усилий, в душе поселится Господь.

Важно! На самом деле, под «верой в душе» обычно скрывается попытка самооправдания собственной лени, нежелания что-либо менять в своей жизни, исправляться.

Совершенно очевидно, что при серьезном отношении к вере и Богу придется признавать, что человек живет далеко не так, как заповедовал Христос. Для понимания этого факта достаточно внимательно прочесть Евангелие и сравнить собственную жизнь с эталоном.

После такого сравнения, которое всегда будет не в пользу привычного образа жизни, открывается два пути. Первый — это следовать за Христом, согласно Его вероучения. Это сложный и тернистый путь, наполненный ежедневным кропотливым трудом по очищению своей души. Второй — это признать существование Бога как такового, но из-за нежелания менять привычный устой жизни, попытаться найти компромисс.

Компромисс заключается в том, что человек вроде бы как и не отрицает Бога, соглашается с Евангелием, но ищет способ оставить свой привычный и комфортный образ жизни. Менять свою жизнь в корне очень тяжело и сложно, и решается на такое далеко не каждый. Гораздо проще спрятаться за условным признанием Бога и думать, что этого достаточно для того, чтобы быть верующим.

Но суть православия заключается в том, что вера без дел мертва. Все христианство основывается на опыте покаяния, а покаяние с греческого языка переводится как «перемена ума». И без этой перемены, без глубокого анализа и изменения повседневной жизни человек никак не сможет по-настоящему вместить Бога в свою душу.

Читайте о церковной жизни:

Зачем нам нужен храм

Представим себе ситуацию, что человек открыл для себя существование Бога, решил начать христианскую жизнь. Что ему делать с этим решением? Конечно, можно начать с того, что по максимуму отказаться от греховных привычек, которые были в жизни. Это очень важный и нужный этап, но недостаточный.

Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человекуВажно! Нужно понимать разницу между церковью, как зданием, где собираются верующие люди, и Церковью, как Домом Божиим.

Последнее понятие установлено самим Иисусом Христом, о чем мы видим подтверждение в Евангелии от Матфея, где говорится о том, что на камне будет основана Церковь Христова и врата ада не одолеют ее.

В этом тексте речь идет не о здании храма, а о Церкви как собрании верующих, как хранительнице христианства, Доме Божьем. Если в самом Евангелии сказано, что Церковь основана Господом, то почему верующие люди допускают сомнения в этом?

Многих новоначальных христиан отпугивает сложность и непонятность всего происходящего на церковных богослужениях. Церковнословянский язык кажется совершенно неразборчивым, а смысл следования службы — неясным. Но стоит человеку влиться в церковную жизнь, как от раза к разу он начнет все больше понимать происходящее. К тому же сейчас доступно множество литературы, поясняющей суть богослужения и вообще внешней атрибутики православной веры.

Что же касается внутреннего наполнения, то главное, что дарит нам церковь — это Святое Причастие. Невозможно, будучи вне храма, приобщаться Святых Христовых Тайн. А ведь в то же время мы четко видим в Евангелии от Иоанна прямой призыв делать это постоянно — «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Суть этих слов в том, что соединиться с Господом можно только через установленную им же Евхаристию, Святое Причастие. А оно невозможно вне церкви.

Почему Причастие имеет такое большое значение? Потому что Господь не только Создатель и Творец всего, но он еще и Спаситель. И пришел он спасти людей путем вочеловечевания, то есть, приняв в Себя человеческий лик и плоть. И Евхаристия — это то Таинство, которое позволяет нам физически соприкоснуться с тем самым Богом, который 2000 лет назад ходил по нашей земле.

В церкви верующие люди причащаются Тела и Крови Христовых

Духовное значение Причастия огромно и переоценить его сложно. Как еда является пищей для нашего тела, так и Причастие является пищей для нашей души. Если мы перестанем кормить тело, оно будет болеть и усыхать. То же самое происходит и с нашей душой, когда мы лишаем ее духовной пищи.

Важно! Нужно помнить, что преемственность благодати православная церковь несет от самих апостолов. Это означает, что за все 2000 лет христианства можно проследить, как передавалась благодать через рукоположение от апостолов до нынешних предстоятелей нашей церкви.

Отрицая церковь, человек отрицает и само христианство, потому что Господь входит в наши души не просто так, а через принятие Таинств, через исповедь и покаяние.

Читайте о подготовке к Таинству Причастия:

Почему многие христиане сегодня не хотят ходить в храм

Еще столетие назад ходить в храм в воскресные и праздничные дни было абсолютно естественным занятием, не вызывавшим множества вопросов. Помимо веры, в народе существовала еще и традиция, которая приучала всех чтить основы христианства.

Годы советской власти и безбожия не прошли даром, и наш народ отвык от походов в храм. Там остались самые стойкие и те, кто точно понимали, зачем пришли. Но общая масса людей потеряла навык хождения в храм, а следом за этим потеряла и веру.

Божественная литургия в православном храме

Сегодня ситуация меняется и храмы заполняются людьми, которые уже осознанно приходят к Богу. Но к сожалению, далеко не все там остаются.

Многих отталкивает внешний формализм, который действительно присутствует в современных храмах. Это беда нашего времени, но не это суть христианства. И если вы идете именно к Богу, вам будет все равно, на какой машине приехал священник и какие он носит часы.

А если уж это так принципиально важно — можно поехать в глубинку, в маленький поселковый храм, куда батюшка приезжает на велосипеде. Эти внешние вещи вообще не играют никакой роли для спасения души конкретного человека, но могут очень отвлекать и затмевать главное.

Более того, начинающие христиане часто думают, что вот они придут в храм и встретят там только хороших, светлых, ласковых и добрых людей. А на практике выходит, что там тебя толкнут, там обругают, там замечание какое-то сделают. И человек уходит, разобидевшись на весь мир.

Важно! По словам святых отцов, храм — это место сборища не святых людей, а кающихся грешников.

Нужно различать грехи каждого отдельного человека и учение Православной Церкви.

Когда кто-то грешит (будь то злобная старушка со свечами или нерадивый священник), ответ за это будет держать только он сам. Точно так же и мы должны приходить в храм и смотреть на себя, на свои грехи, а не на марку автомобиля настоятеля.

Каждый будет держать ответ перед Господом только за свои поступки и мысли, поэтому совершенно бессмысленно пенять на других, когда свои грехи терзают душу.

Один московский священник привел такую аналогию: если вам нагрубили в булочной, вы же не перестанете в принципе покупать хлеб? Вы просто найдете другую булочную. Этот простой пример применим и к церкви — в ней мы можем приобщиться Хлеба вечной жизни, которым является Христос. И если мы по своей глупости лишаем себя такого великого Дара, потому что кто-то в храме ведет себя неподобающим образом, то кому хуже мы делаем? Только себе.

Если Бог в сердце, зачем ходить в Церковь? Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pochemu-nedostatochno-tolko-verit-v-boga-i-pri-etom-ne-hodit-v-hram.html

Почему люди боятся заходить в церковь?

почему люди не ходят в церковь
Артём Перлик

Источник: blog.predanie.ru

Греховная сумка через плечо

Давно замечаю, что человек, приходя в храм, почти никогда не встречает тотчас традицию Духа, а вступает в пространство неврозов и комплексов, а также карикатурно понимаемого идеала. Несоответствие внешнего и внутреннего и непонимание сути, как правило, приводят к лицемерию либо к пути усвоения формы вместо пути Встречи. И нужно большое желание подлинности, чтобы среди всего этого отыскать Церковь Духа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Георгиевский собор где находится

Вспоминаю одну свою подругу, которая впервые приехала в некий провинциальный монастырь. Было утро. Студентка зашла в храм и обрадовалась литургии. Как вдруг одна монахиня подскочила к ней и зашипела:

– Как ты можешь носить сумку через плечо? Разве ты не знаешь, какой это грех?

Хотя девушка ходила в храм всего несколько месяцев и была склонна всем доверять, она почувствовала в словах монахини что-то не то. Подруга позвонила мне, и я объяснил, что она столкнулась с обыкновенной глупостью. Но среди новичков в Церкви есть большое количество тех, кто видит «что-то не то», но им некому объяснить: сложность людских отношений неважна, главное – найти здесь и узнать высокую традицию Духа.

Игра в христианство

Одна мудрая и высокообразованная русская монахиня, принявшая постриг в 1994 году и через 12 лет иноческой жизни переехавшая в обитель в Греции, говорила, что 1990-е годы в России были временем невиданного воодушевления. Тысячи молодых людей приходили в храмы и монастыри, где из руин отстраивали обители, часто не имея даже хлеба досыта.

У них было много сил, вдохновения, желания, но совершенно не было наставников, которые могли бы явить им дух благодатной традиции. И эти энтузиасты начинали играть в христианство, изображая из себя аскетов и пустынников в меру своей фантазии.

Такая игра приводила к тому, что эти люди заменяли Бога формой и формализмом и даже, бывало, теряли свойственные всякому нормальному светскому человеку добродетели.

Плоды этой игры есть в российских храмах и монастырях и теперь, как и сама игра. Выражается это в неприязни ко всему «ненашему», неприязни к мировой культуре и красоте, неумении видеть разнообразность выражения Бога в людях, сведении христианской жизни к храмовому пространству вместо освящения своих мыслей, дел и трудов.

Еще характерные черты: уверенность, что мы предназначены к страданию (хотя Христос завещал всегда радоваться); подозрительное отношение к радости и улыбке; колоссальное засилье формализма – когда человек вместо подлинного роста в Боге и доброте изображает некие добродетели; уверенность, что мучить других «для смирения» – это хорошо; отказ от умножения красоты, хотя это одно из назначений человека в бытии.

Глядя на все это, можно понять, отчего Кьеркегор сказал: «Нет ереси опаснее для души, чем игра в христианство».

И лишь тех, кто не удовлетворился формой и по-настоящему желал Духа, Господь какими-то чудесными путями привел к настоящим учителям, которые и вправду могли указать другим Путь

Что скажет Марья Алексевна!

Христианство – это возможность жить Богом. Когда мы встречаем такого человека, то видим, что вокруг него расцветает земля. Чтобы понять христианство, нужно обязательно увидеть христиан, хоть они и редко встречаются.

И это не преувеличение: там, где христианин прошел, целый день будут говорить только о нем — с возмущением или восторгом.

Потому что Дух Святой не дает никому оставаться нейтральными, но, сияя из сердца тех, кто Его достоин, Он ужасает умников и формалистов, одновременно вдохновляя и радуя стремящихся к подлинности и свету Господню.

Христианину естественно видеть во всем красоту и замечать отблески Фаворского света в том, что прекрасно. Мало тех, кто это умеет. Как-то я разговаривал со знакомым и рассказал ему об английском святом — короле Альфреде Великом.

– А наш Димитрий Донской не хуже, – в ответ насупился он.

Я понял, что говорить дальше бесполезно, ведь зрение этого христианина настолько дробно, нецелостно, что даже святых он меряет по принципу «свой» и «чужой». Это потому, что вера многими воспринимается как лозунг, плакат времен соцреализма, но не как жизнь с Богом.

В таком восприятии, конечно, важен не факт красоты, а вещи совершенно посторонние, внешние, сводящиеся в конечном итоге грибоедовскому: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?». В роли Марьи Алексевны могут выступать и знакомые формалисты, и соседи, и всевозможные предрассудки, и старушка у подсвечника, и вообще все, что угодно.

Потому-то на красоту всегда маленький спрос даже в храмах, ведь на приходе мы чаще сталкиваемся с ложностью отношений, чем с традицией Духа.

Потому нам так важно касаться всего, в чем есть небесная красота: литургии, Евангелия, дружбы, любви, деятельной доброты, природы, поэзии, музыки и вообще всего, на чем лежит отпечаток Славы Господней.

Слишком важно знать лично тех, кто видит мир в его пасхальном сиянии, то есть, по мысли отцов Добротолюбия, видит его правильно. И тогда мы не станем ужасаться, встречая многочисленные искажения.

Монахи должны знать физику

Вспоминаю своего знакомого церковного сторожа из тех же девяностых. Он окончил филологический факультет, но, уверовав, сжег свою библиотеку. И не только сжег, но и всех нас подстрекал сделать то же самое, говоря, что книги — это что-то мирское, ненужное.

Он, конечно, не знал, как святые отцы древности ценили книгу и знания, не знал имен святых поэтов, прославляемых Церковью, не знал колоссальной образованности подвижников, не знал, что современные старцы, такие как Софроний (Сахаров) и Дионисий (Каламбокас) отправляют своих монахов и учеников в лучшие учебные заведения мира.

Потому что считают, что чем лучше монахи будут знать физику, химию или математику, тем больше у них будет поводов восхищаться Творцом и Его премудростью и реализовывать себя как людей, познающих мир и умножающих красоту. Словом, этот сторож не знал ничего, но был абсолютно уверен, что поступает правильно, когда на манер брэдбериевских пожарных предавал книги огню.

Архимандрит Софроний (Сахаров)

Потом он, впрочем, ушел из Церкви, и это было закономерно: ведь на самом деле он был не в Церкви, а был в своей карикатуре духовной жизни, которая казалась ему истиной.

И все, кто живет в подобных карикатурах, боятся настоящего христианства и боятся того, как Господь проявляет Себя в культуре.

Сказка — ложь, и намека в ней нет

Вспоминаю еще одну историю о другом подобном стороже, выпускнике экономического факультета, который всерьез уверял меня, что сказка «Золушка» вредоносна, и ее необходимо запретить для всеобщего блага.

– Чем же она тебе помешала? – удивился я.

И он стал объяснять, что в сказке действуют Фея Крестная.

– Ну и что тут такого? – переспросил я.

– Так ведь фей не бывает! – многозначительно заметил он, – а значит, она никакая не фея, а ведьма.

– Конечно, не бывает фей, – ответил ему я, – а бывают только валенки да рубли, да капуста

Разговаривал я и с одним угрюмым семинаристом, который тоже ополчился на сказки. Особенно его возмущал «Властелин колец» Толкина. И он долго и нудно объяснял мне, что в его храме есть молодая девушка-толкинистка, которая вместо того, чтобы усердно ходить на службы и внимать наставлениям семинариста, а также встречаться с ним (она ему нравилась), ездит постоянно на какие-то непонятные ему игры.

Много гневного сказал он о ней, и чем больше он говорил, тем больше я понимал, что эта девушка ищет подлинности, и никто в храме не сумел показать ей традицию Духа, и только сказочник Джон Толкин сделал это. Потом я узнал уже от этой самой девушки, что Толкин помогал ей глубже понять христианство и находить в нем ту красоту, ради встречи с которой существует и мир, и Церковь.

Не камни, но люди

Как-то я вел занятия для группы психически больных людей и их родителей. Рассказывал одну древнюю английскую христианскую легенду, а потом читал стихотворение Киплинга «Рождественская служба в Се́лси». Если на легенде больным было концентрироваться трудно, то поэзия их очаровала. Они замерли и в буквальном смысле слова внимали свету, наполнявшему стихи. Редко кто из здоровых людей ощущает до такой степени, что, касаясь высокого искусства, мы прикасаемся к Богу

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что делают в церкви

Рембрандт. Художник в мастерской

У Рембрандта есть полотно, которое называется «Художник в мастерской». Композиционно выстроено оно так, что сюжет самого́ полотна мы не видим, но от холста художника идет свет. Рембрандт говорит этим, что само искусство светоносно. Но чтобы воспринимать эту светоносность, человеку нужна чуткость к Духу, к благодати. Такая чуткость, как была у этих больных людей.

Поэзия дает человеку жить глубиной и так уйти от всеобщего скольжения по поверхности бытия. Поэзия есть прививка против мира «взрослых серьезных людей», мира ложных человеческих отношений — в противоположность миру Господню, где все красота, мудрость и свет.

Подлинная красота искусства в соединении с красотой мироздания и звучащей в красоте благодатью растит человека так, что он становится тем, кем и был изначально задуман, — христианином, подлинно живущим по Духу.

И лишь понимая это, лишь открыв мир и жизнь как великий повод для благодарности и ликования, где наше блаженное дело – умножать красоту и добро, мы, по слову Джона Рескина:

«День за днем, усилие за усилием при помощи искусства, мысли, доброй воли, действительно воздвигнем Церковь, о которой не скажут: „Смотри, какие здесь камни“, но скажут: „Смотри, какие здесь люди“».



Источник: https://nenadoada.ru/kak_byt_khristianinom/pochemu_lyudi_boyatsya_zakhodit_v_tserkov/

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

почему люди не ходят в церковь

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Кожухово протоиерей Алексей Митюшин ответил на наиболее распространенные вопросы.

Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещеным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещеным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещеный человек прикасаться к святыням?

Некрещеный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещеному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещеным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится монастырь серафима саровского

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. Для участия в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990-х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

В храме плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться в церкви во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.

Можно ли беременным ходить в церковь?

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Можно ли ходить в церковь во время месячных? Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь в критические дни?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщинам нельзя приступать к таинству причащения ицеловать иконы.

священник Алексей МИТЮШИН

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1190259

Православных россиян всё больше, в церковь ходят меньше

Image caption Количество людей, посещающих церковь чаще раза в месяц, не превышает восьми процентов

Социологи «Левада-центра» обнародовали результаты опроса об отношении жителей России к религии. За последние 10 лет число людей, причисляющих себя к православным верующим, выросло на 12%.

В то же время количество людей, не считающих себя верующими, значительно сократилось с 2002 года — с 32% до 19%.

Тем не менее эксперты не склонны рассматривать эти результаты как знак возросшей религиозности россиян.

Несмотря на увеличение числа православных людей, тех, кто посещает религиозные богослужения чаще раза в год, за тот же период не стало больше.

Напротив, их число сократилось за последние шесть лет — с 37% до 31.

Все ли верующие верят?

«Люди провозглашают себя православными. Это скорее декларация. На деле, как мы видим, на службы они не ходят, посты не соблюдают. Люди, которые относят себя к исламу, иудаизму, как правило, следуют ритуалам. А среди православных тех, кто соблюдает все предписания религии, остается около 14%», — объясняет руководитель пресс-службы «Левада-центра» Олег Савельев.

«У нас в другом исследовании были немного другие вопросы, например — «верите ли вы в загробную жизнь». Так вот действительно глубоко верующих очень мало. В основном это такая декларация», — добавляет Савельев.

Доклад, представленный в прошлом году «Левада-центром», свидетельствовал, что около 60% православных не относят себя к религиозным людям.

Более того, около 30% людей, причисляющих себя к православным, вообще полагают, что Бога нет, говорится в сообщении на сайте аналитического центра.

По мнению политолога Дмитрия Андреева, те, кто считают себя православными, зачастую подменяют православие как вероисповедание — православной культурой, которая для большинства россиян является родной, системообразующей».

Сходной позиции придерживается и сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском Центре Карнеги Алексей Малашенко.

«В этом исследовании очень хитро поставлен вопрос: «Считаете ли вы себя верующим человеком? Если считаете, то какую религию вы исповедуете». Получается, что одно непременно подразумевает другое. И тут православие — первое что приходит на ум, поскольку это часть русской традиции», — говорит Малашенко.

Патриотизм и вера

Эксперты отмечают, что россияне в целом относятся к религии как к части государства, и соответственно к православию — как к элементу патриотизма.

По мнению Савельева, на отношение россиян к религии влияет и государственная политика, и поведение первых лиц государства.

«Как раньше на мавзолее Ленина ранг официальных лиц можно было вычислить по тому, как далеко они стояли от генсека, сейчас — по тому, как далеко они стоят от патриарха на пасхальной службе», — рассказывает Савельев.

Дмитрий Андреев также отметил, что православие фактически превратилось в государственную религию, а православные праздники воспринимаются как государственные.

В прошлом году руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-Центра» Борис Дубин указывал, что одной из причин причисления себя к православным может быть простое нежелание людей чувствовать себя «во вне» основной массы людей.

Именно на их позицию может влиять активная поддержка РПЦ со стороны местных властей и первых лиц государства. При этом количество воцерковленных людей с годами останется приблизительно одинаковым — чуть больше 10 процентов.

Слияние структур

Патриарх Кирилл поддержал кандидатуру Владимира Путина на президентских выборах 2012 года, заявив, что Путин имеет наибольшие шансы реализовать свое кандидатство в реальную должность.

Тогда же патриарх призвал верующих проявлять заботу о судьбе Отечества не на митингах, а в молитве, что многие наблюдатели расценили как выпад против акций «За честные выборы».

Со своей стороны власти также всячески поддерживают РПЦ.

Президент и премьер-министр ежегодно присутствуют на пасхальной службе в храме Христа Спасителя, которая транслируется по федеральным каналам.

В прошлом месяце депутат Елена Мизулина выступила с предложением вписать в конституцию, что православие является основой национальной и культурной самобытности России.

Летом 2013 года Владимир Путин подписал закон об оскорблении чувств верующих, предполагающий наказание до трех лет лишения свободы.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2013/12/131224_russia_religion_polls

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Реинкарнация что это такое

Закрыть