На что существует церковь

Как Церковь относится к инопланетянам?

на что существует церковь

сайт Горловской и Славянской епархии

Если инопланетяне всё-таки существуют — как относиться к ним человеку верующему? Что делать, если встретил на своём пути представителя внеземной цивилизации? Возможно ли, что где-то во вселенной существуют такие же люди, которые верят в то же, что и мы? Отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.

Церковь к инопланетянам не относится

Честно говоря, я не знаю, как на эту тему можно говорить серьёзно, потому что все научные, а вернее, псевдонаучные наработки по вопросу общения с инопланетными существами на поверку оказываются пустым местом. Как Церковь относится к инопланетянам? — да никак.

Священное Писание ничего не говорит нам о сотворении жизни на каких-то других планетах, кроме нашей. Оно рассказывает о сотворении видимого и невидимого мира. Невидимый — это мир ангелов и духов злобы поднебесных, которые от ангелов отпали.

Видимый — тот, в котором мы с вами живём.

Как отбиться от «инопланетянина»

Мне понравилось, как на подобный вопрос лет десять назад ответил известный священник и миссионер протоиерей Артемий Владимиров. Дети спросили, что он скажет, если встретит инопланетянина.

Отец Артемий ответил, что ничего не скажет, поскольку там, где появляются батюшки, инопланетяне исчезают, потому что не любят священнических бород. Дело в том, что в христианстве есть довольно твёрдое убеждение в том, что НЛО — это бесы.

С этой точки зрения отец Артемий абсолютно прав: общаться с такими «инопланетянами» — дело вредное, и если доведётся встретиться с одним из них — перекрестите его, и он исчезнет. А если не исчезнет, можете бить его прямо промеж рог.

Контакты со внеземными цивилизациями и официальная наука

Когда мы видим какие-то передачи или фильмы о пришельцах и тому подобном, то на поверку это всё оказывается вымыслом.

Когда говорят, что был получен ответ на отправленный в космос сигнал, это не имеет отношения к правде, поскольку на протяжении многих лет таких ответов не было.

Ещё я заметил, что в русскоязычном интернете очень мало информации о всевозможных контактах с инопланетянами и тому подобном. Думаю, такая ситуация сложилась потому, что серьёзные учёные такие «контакты» не рассматривают, поскольку рассматривать нечего.

Всевозможные теории о том, что где-то есть планета, где живут люди, у которых тоже есть христианство, любопытны только как теории. В любом случае, на сегодняшний день всё это остаётся областью домыслов и фантастики. Начиная с 1960-х годов эта тема набирала актуальность, что неудивительно: с момента выхода человека в космос люди стали интересоваться вселенной и её тайнами.

Одиноко во вселенной

Думаю, если бы другие цивилизации существовали, то это было бы оговорено Спасителем, апостолами или святыми. Мы ничего не можем сказать об этом, поскольку не знаем даже о природе ангельского мира. Рассуждать и философствовать можно о чём угодно, но в этих размышлениях надо на что-то опираться, а нам опираться не на что.

Человеку сложно представить, что в огромной вселенной больше нет никого, кроме жителей Земли. От этого возникает ощущение одиночества, очень тяжело переносимого. Человеку это ощущение знакомо, и оно малоприятно. Бывает ведь, что и среди людей мы чувствуем себя одиноко.

Одиночество тяготит, и потому не исключено, что отчасти и по этой причине возникают слухи и домыслы об инопланетянах.

Люди порой думают: как здорово было бы, если бы кто-то пришёл и научил нас, как жить без войны. Каждый был бы рад обрести друга-трансформера, но вряд ли захотел бы пережить нашествие чужих. Нам не хватает общения и друзей, и оттого мы порой хотим найти кого-то извне, кто принял бы нас. С другой стороны — Тот, Кто учил жить без войны, уже приходил, и какова была Его участь?

Подтверждения существования инопланетян у серьёзных учёных пока что нет, то, что преподносится как доказательства, — фейки. Как бы ни старались уфологии подогревать наш интерес, пока им похвастаться нечем. Если бы что-то действительно подтвердилось на уровне серьёзной науки, представляете, какой это был бы фурор?

Не одиночество, а уникальность и ценность

То, что мы одни на нашем маленьком шарике во всей необъятной вселенной — это и страшно, но и удивительно, и здорово. Это показывает, какая мы ценность в глазах Божьих. «Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» (Пс. 143:3) — можем воскликнуть мы вслед за псалмопевцем Давидом.

Господь показывает нам: посмотрите, как велик мир, а человеческая душа дороже всего для Бога. Как ты, человек, распоряжаешься ей? Бог переживает о тебе — переживаешь ли ты о себе? Мы привыкли думать, что Бог нас наказывает, но забываем, что Он нас любит, всегда рядом и ищет, за что нас помиловать.

Только обращаясь к Нему за помощью, мы можем изменить что-то в себе.

Недавно я перечитывал евангельскую притчу о благоразумном рабе. «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:45-51).

В этой притче ничего не говорится о том, как жил этот раб и как вёл себя на протяжении всего периода служения. Сказано, что блажен тот, которого хозяин, придя, найдёт поступающим хорошо.

Иначе говоря — в чём Господь застанет нас, в том и судить будет. Бог каждый день даёт нам шанс исправить свою жизнь к лучшему, и только от нас зависит, воспользуемся мы им или нет.

Мне бы очень хотелось, чтобы размышления о бесконечности вселенной и нашем в ней одиночестве привели нас в итоге к этим мыслям.

Записала Екатерина Щербакова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-cerkov-otnositsya-k-inoplanetyanam

Храм

на что существует церковь

Наш приход существует с 1991 г., с того момента, как настоятель храма о. Димитрий Садовский получил послушание: восстановление этого храма.

При нашем храме существует воскресная школа.

Так же на нашем приходе существует общество трезвости, куда страждущие алкоголизмом, наркоманией, игроманией, а так же их родственники могут обратиться за помощью.

На нашем сайте Вы можете посмотреть расписание Богослужений на предстоящую неделю, ознакомиться с историей нашего храма, посмотреть фотографии из жизни нашего прихода. Если Вы имеете желание послужить ради Христа на благо нашего прихода и ближним, то мы с радостью примем Вашу помощь.

Посещая храм Божий и желая приступить к Церковным Таинствам, имейте благоговение перед Этой Святыней.

Недопустимым является посещение храма в нетрезвом виде. Кроме этого, необходимо иметь нательный крест и приличную одежду.Неприличной для посещения храма является одежда, оголяющая тело (короткая юбка, шорты, обтягивающие брюки с заниженной талией, декольте, короткие топики).

Дорогие братья и сестры! Мы очень рады, что Господь привёл Вас в храм Божий. Но просим иметь уважение к молящимся и не искушать людей своим внешним видом.

Для всех желающих принять Святое Крещение или окрестить своих младенцев в нашем храме, каждую субботу в 15:30 проводятся огласительные беседы, цель которых: подготовка к Таинству Святого Крещения.

    На беседах Вы ознакомитесь: с основами православной веры, правилами христианской жизни, условиями, при соблюдении которых принимается Крещение.

Время Крещения: суббота в 12:00
В случае необходимости дата и время Крещения могут быть согласованы со священиком после бесед.

фото Ольга Никулочкина

Если Вы впервые в храме или недавно стали ходить в Церковь, в недостаточной мере владеет информацией о Богослужении, поведении в храме, то можете обратиться за помощью к приходским консультнтам.Приходская консультативная служба работает в притворе храмаКаждое воскресенье с 7:00 до 12:00

В дни церковных праздников с 08:00 до 11:00

При храме существует библиотека.График работы:Воскресенье с 9-30 до 10-00 (после ранней литургии),

       с 12-00 до 13-00 (после поздней литургии)

Если Вы не имеете возможности придти и записаться в библиотеку (по причине инвалидности), мы сами приедем к Вам и поможем решить этот вопрос. Точно так же обстоит дело с доставкой и обменом книг. Просьбы и пожелания направляйте на адрес нашего электронного почтового ящика: hram@iverskaya.ru

Библиотека включает следующие разделы:

  • Священное Писание
  • Исследования по Священному Писанию
  • История Церкви
  • История России
  • Догматическое богословие
  • Сравнительное богословие
  • Нравственное богословие
  • Сектоведение
  • Русская религиозно-философская мысль
  • Наука и религия
  • Литургика
  • Педагогика
  • Патрология
  • Художественная литература (для взрослых)
  • Художественная литература (для детей)
  • Духовная литература (для детей)
  • Закон Божий
  • Жития святых
  • Православная периодика

Ниже приведён полезный материал для воцерковления

  • Последование Божественной литургии свт. Иоанна Златоустаго Скачать.
  • ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН СВ. АНДРЕЯ КРИТСКОГОв переводе митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), читаемыйВ ПЕРВУЮ СЕДМИЦУ ВЕЛИКОГО ПОСТА Скачать.
  • ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН СВ. АНДРЕЯ КРИТСКОГОв переводе митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), читаемыйВ СРЕДУ ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Скачать.

Дорогие братья и сестры! Если Вы имеете желание послужить ради Христа на благо нашего прихода, — не откладывайте эту добрую мысль на потом. На свечном ящике нашего храмаВы можете попросить анкету, которая поможет Вам выбрать посильное служение, либо скопировать нижеприведённую форму и, заполнив, отправить на наш адрес электронной почты hramiversky@yandex.ru

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое амвон в храме

Мы уверены, что каждый из Вас сможет найти дело, которое ему по силам и по душе, и время потрудиться во Славу Божию.

Будем помнить, что вера без дел мертва, но даже самая малая лепта не будет забыта у Господа!

Скачать анкету

Для прихожан по вескресеньям после поздней литургии в деревянном доме проводятся просветительские беседы с чаепитием. На беседах обсуждаются вопросы на темы внутриприходской церковной жизни, духовной, обсуждаются вопросы по теме богослужения и церковной истории. Беседы проводит настоятель храма протоиерей Димитрий Садовский. Приглашаются все желающие.

Станьте соавтором проекта
«Православные святыни Рыбинской епархии»

     Страна без истории – просто территория. Каждый регион впитывает в себя жизнь своих

жителей и становится носителем духа этой жизни. Духовная история края – это кирпичик в

истории России, формирующий понятие «Святая Русь».

     К сожалению, наша память имеет свойство стираться, именно поэтому её нужно сохранять

и охранять, чтобы передать нашим потомкам. Это тот фундамент, с которого и будет строиться

современная Россия.

     В жизни есть много дел, делающие нашу страну успешной. Рыбинская епархия,

Администрация Рыбинского муниципального района и фонд «Православные святыни»

приглашают всех, неравнодушных к родному краю людей, присоединиться к одному из них – к

созданию полного и достоверного каталога «Православные святыни Рыбинской епархии».

     Каждый из Вас может стать участником большого и важного проекта, работая

самостоятельно или в обществе единомышленников.

1. Вы можете присоединиться к проекту в качестве автора текстов.

2. Нам нужны редакторы и корректоры, знакомые с историей православия и родного края.

3. Если Вы фотограф или просто любите фотографировать, то нам очень нужны ваши

качественные снимки православных святынь.

4. Мы ищем видеооператоров, которые смогут снять небольшие фильмы о храмах и

монастырях.

5. Для записи звонниц храмов мы нуждаемся в людях, умеющих записывать звук.

6. Вы можете стать волонтёром проекта и потратить своё время на краеведческую работу став

православным журналистом.

7. Нам требуются знающие данную тематику переводчики, носители языков: английский,

немецкий, французский, итальянский, испанский, украинский, белорусский, румынский,

болгарский, греческий, македонский, сербский, грузинский, армянский.

8. Мы ищем опытных “скучающих” программистов и верстальщиков для работы над порталом

и создания мобильных приложений.

9. Мы готовы сделать выгодные предложения для меценатов проекта.

10. Будем благодарны за Ваши советы и рекомендации к тем, кто может поддержать наш

проект словом и делом.

     Я уверен, что информацию, затрагивающую сердца, могут передать только те, кто любит

свою малую Родину, свою Россию.

     Наш проект получил поддержку в Министерстве культуры РФ в лице В. Р. Мединского, в

Патриаршем совете по культуре в лице Епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), в

Синодальном информационном отделе Русской Православной Церки в лице В. В. Кипшидзе,

в Рыбинской Епархии в лице Епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина, в Центре

Всемирного наследия в лице его руководителя Ю. Н. Гусева, в Российском научно-

исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва в

лице заместителя директора С. В. Житенёва, в Российском комитете Международного Совета

музеев в лице исполнительного директора А. М. Гнедовского, в общественном международном

фонде славянской письменности и культуры в лице генерального директора А. В. Бочкарёва и

другие.

Присоединяйтесь к большому и важному делу. Мы ждём вас.

     Пишите на почту 9099053011@bk.ru, звоните по телефонам .909.905.3011 (фонд

«Православные святыни»), .906.527.2524 (отдел РОиК Рыбинской епархии).

Дорогие друзья!

Спешим сообщить, что возобновились занятия в ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

По вторинкам
с 16:00 до 17:30.

А так же ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

по воскресеньям после поздней литургии в 13:00

Источник: http://www.iverskaya.ru/

Церковный рейд: армянская апостольская церковь «Сурб Хач»

на что существует церковь

О том, что в городе существует армянская апостольская церковь, многие даже не догадываются — неприметный храм расположился в Постниковом овраге по соседству с городским зоопарком.

Но место стоит того, чтобы его найти: за высоким кирпичным забором скрываются стены цвета трюфеля, молодые виноградники во дворе и зеленеющая ухоженная лужайка. Увидеть их могут прихожане любой национальности.

«Большая Деревня» выяснила у настоятеля церкви «Сурб Хач», священника отца Киракоса Агосяна, чем отличаются армянская и русская церкви, как прихожан созывают на богослужения по смс, почему свечи нужно ставить в песок и как православные бабушки учат армян креститься.

Особенности армянской церкви

В 301 году Армения стала первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков русская и армянская церкви сохраняют добрососедские отношения, несмотря на конфессиональные различия.

Оба института исповедуют во Христе одно лицо и две природы — человеческую и божественную. Но в русской православной церкви, как объяснил отец Каракос, эта природа разделена, в армянской — соединена, но не смешана. «Когда Иисус плакал, он делал это как человек.

Когда творил чудо — это был уже Бог», — поясняет настоятель.

Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?

В Самару отец Киракос по распределению прибыл из Кишинёва

Если не брать в расчет различия в архитектурном облике, которые диктуют национальные особенности, резких расхождений у двух церквей нет.

В армянской так же проводят богослужения, отмечают Пасху и Рождество, устраивают обряды вроде крещения или венчания. Впрочем, прихожане, привыкшие к обилию икон и свечей, здесь растеряются.

Религиозных изображений совсем немного, а свечи ставят в песок, для которого выделена только одна площадка.

Каракос Агосян объясняет: «Не имеет значения, куда ставить свечку: ты общаешься с Богом и он понимает. Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?». По словам настоятеля, использование песка тоже не носит символического характера — это просто удобно: «Есть законы, которые обязательно нужно сохранить, а есть обычаи, которые для каждой церкви свои».

Появление храма в Самаре

Стены храма выкрашены в тон, гармонирующий с отделкой из национального камня туф

Прихожане жаловались, что бабульки в православных церквях пытались переучить армян креститься

Первый молитвенный дом армян, с конца XIX века располагавшийся на Садовой, 97, был ликвидирован в советский период — по понятным причинам. Церковь «Сурб Хач» («Святой крест» — прим. ред.) открылась в Самаре 17 ноября 2003 года после четырёхлетнего строительства. Храм возвели на деньги прихожан. Главным меценатом выступил руководитель армянской общины, бизнесмен Артур Мартиросян.

До этого религиозным самарским армянам приходилось ходить в русские храмы. Прихожане часто жаловались: бабульки в православных церквях пытались переучить их креститься на свой лад (армяне крестятся слева направо — прим. ред.).

Тем не менее, отмечает священник, до сих пор люди из общины и он сам ходят в православную церковь, ровно, как и наоборот — русские прихожане и священнослужители приходят поставить свечку в армянский храм.

Работать в полную силу новое место начало 1 апреля 2004 года. К этому времени в город перебрался и сам настоятель. В Самару Киракоса Агосяна перенаправили из Кишинева по решению каталикоса: священнослужителей распределяют в Армении, в религиозной столице страны — Эчмиадзине, где находится главный собор армянской церкви.

Язык здешних писаний и богослужений — староармянский

Сегодняшняя диаспора, по словам настоятеля, насчитывает в Самаре не более пятнадцати тысяч человек. В церковь приходит 30-40% от их числа. Первое время, отмечает он, о появлении «своего» храма многие армяне не знали — даже на праздничные богослужения приходило 3-4 человека.

С каждым годом ситуация улучшается. Этому во многом способствует отлаженное взаимодействие церкви с прихожанами: о дате и времени начала богослужений оповещают через смс-рассылку или в сообществах вконтакте и фейсбуке.

Русские иконы и армянские камни

Небольшая, но уютная церковь «Сурб Хач» вмещает около двухсот человек. Стены выкрашены в цвет трюфеля, чтобы гармонировать с отделкой из камня туф. Горная порода встречается только в Армении, и потому является одним из национальных символов. Чтобы чувствовать себя за границей комфортнее, армяне используют туф для отделки не только церквей, но и домов.

Большая часть икон и изображений в Сурб Хач — русские

Минималистичное оформление подчеркивает небольшое количество икон. «Для каждого народа церковь, как ребенок для родителей, — самая хорошая и красивая. Наши предки сделали так, чтобы картинок было немного.

Прихожане не должны отвлекаться на золотистые иконки» — объясняет священник. При этом большая часть изображений в «Сурб Хач» — русские.

Заменить их на национальные символы планируют после окончания реставрации церкви, которая стартовала в начале апреля: уже заказано четырнадцать армянских икон.

Большая часть изображений и икон в церкви — русские

После ремонта внешний вид храма изменится. Стены покрасят в светлые тона. По словам настоятеля, эти перемены несут не только эстетику. В 2015 исполнилось сто лет со времен армянского геноцида — в церкви решили, что до этого года здание будет темным в знак скорби, а после его перекрасят.

Сохранить язык и обыграть в футбол

Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину

Армянская церковь всегда сопровождается эпитетом «национальная». Ее цель — сохранить культурные ценности своего народа.

«Церковь объединяет, причем не только в Армении — это особенно нужно за границей. Мы думаем не только о духовном, но и о том, чтобы сохранить родной язык. Россия для нас — вторая родина, но и первую мы забывать не должны.

Многие молодые люди сегодня не говорят на армянском, а значит, родной язык не будут знать ни их дети, ни внуки. Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину», — отмечает отец Киракос Агосян.

Богослужения в церкви проходят на староармянском языке, на нем же слева от алтаря начертан «Отче наш».

Храм рассчитан на 200 прихожан

Представители местной молодежной общины дважды брали кубок по межконфессиональному футболу

Чтобы родившиеся в России дети росли билингвами и не забывали корни, при церкви существует воскресная школа. В обучают армянскому языку и истории родной страны 50 детей. Также местная малышня поет в хоре и занимается в танцевальном ансамбле «Варага». Нейминг кружка не случаен: Варага — название горы в западной Армении.

Представители молодежной общины — двукратные чемпионы по межконфессиональному футболу. За кубок в городе борются православные, католики, мусульмане и баптисты. Ближайшая религиозная игра с мячом пройдет 11 июня в МТЛ «Арена».

Каменная память

Проникнуться национальным колоритом можно, даже не заходя в церковь. На территории зеленеет лужайка и стоят хачкары — армянские памятники в виде стелы с резным изображением креста. Еще до окончания возведения церкви, в 2001 году, здесь появился первый из них — посвященный1700-летию принятия христианства армянами и символизирующий дружбу русского и армянского народов.

Сразу два монумента посвящены трагическим событиям, о которых здесь помнит каждый. Первый — память о геноциде и Спитакском землетрясении 1988 года, унесшем жизни 25000 армян, — даровала семья благотворителей из числа прихожан.

Сейчас памятник находится на реставрации. Еще один хачкар в прошлом году привезли из Армении — там из туфа изготовили крест в честь полутора миллионов человек, погибших во время геноцида.

Все они, объясняет отец Киракос, лишились жизни за веру и родину, а потому за них молятся, как за святых мучеников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил храм василия блаженного

Один из памятников изготовлен в память о войне в Арцахе

Не забывают армяне и об еще одном «кровавом» событии, крайне болезненном для всего народа. Перед входом в церковь расположена статуя в память о войне в Арцахе, известной как Карабахский конфликт между армянским и азербайджанским народом.

Соседство с зоопарком не мешает. Это наш Ноев ковчег

Также на лужайке стоит деревянная беседка. В теплое время в ней собираются священнослужители и прихожане: читают Библию, обсуждают религиозные вопросы и насущные проблемы церкви. Рядом с беседкой разбили виноградник: первые небольшие гроздья собрали уже в прошлом году. Вскоре, рассказывает настоятель, на территории появится отдельное здание воскресной школы: по утвержденному проекту, в ней будет один этаж с классами и конференц-залом.

Школа расположится под боком у Самарского зоопарка. Такое соседство, по словам здешних служителей, церкви не мешает: «Мы считаем, что это наш Ноев ковчег» — объясняют они.

Подпишитесь на наш Instagram — только важные новости и красивые фото Самары

Источник: https://bigvill.ru/city/13550-tserkovnyj-rejd-armyanskaya-apostolskaya-tserkov-surb-hach/

Правила поведения в храме и церковный этикет

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев ~ «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9).

Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим.

Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.

И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что заказывают по усопшим в церкви

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Источник: http://kolpino-orthodoxy.ru/id=25

Стать

МОСКВА 12 июн — РИА Новости, Артем Буденный. Церковь существует на пожертвования — так заповедано в Библии. Но, зайдя в храм, мы зачастую видим ценники: на молебны, панихиды, свечи и иконы. Так где в Церкви пожертвования, а где — бизнес?

«Питается от жертвы»

Церковь питается от жертвы прихожан, говорят священники.

«Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования», — сказано в Священном писании.

Основной доход православного прихода составляют пожертвования крупных благотворителей, компаний и обычных прихожан. Тем более что с точки зрения Церкви все, что вы оплачиваете в храме — будь то требы, свечи или книги, — это пожертвование.

«Эти деньги идут не на развитие коммерческой деятельности, а на нужды, на жизнедеятельность храма и общины. Бенефициар тут — весь приход, вся паства», — объясняет протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, завкафедрой богословия Московской духовной академии и семинарии.

Та же логика отражена и в законодательстве. Приходы оформляются как религиозные организации (подвид некоммерческой организации). Благодаря этому статусу они не платят некоторые налоги, в том числе с отраженных в отчетности пожертвований, например, за освящение квартир или поминовение людей, указанных в подаваемых прихожанами записках о здравии или упокоении.

Слово «прибыль» в Церкви считают неуместным, однако призывают покупать свечи и прочие предметы, связанные с православными обрядами, именно в храме, ведь если человек пытается сэкономить и покупает все это на стороне, то доход получают те, кто торгует этим в коммерческих интересах.

«Молитвой не торгуем»

Но пожертвование должно быть добровольным, безвозмездным, а главное — посильным. Почему же тогда в церковных лавках цены на все, что там продается, — фиксированные?

«Сейчас принято говорить «сумма пожертвования». Фарисейство, конечно, с одной стороны. Но с другой — напоминание о сути: это все же жертва, а не купля-продажа», — считает архимандрит Филипп (Симонов), профессор МГУ, доктор экономических наук, начальник управления Счетной палаты России. По его словам, Церковь «не продает «товары и услуги», но осуществляет религиозные обряды, не подпадающие под определение «услуги».

Однако если у предметов, например, свечей или книг, есть себестоимость, и условной жертвой становится надбавка к ней, то у поминовения, молитвы себестоимости, кроме «трудочасов» читающих молитву — нет. Кроме того, «продажа» таинств вообще считается грехом. И тем не менее бывает, что у прихожан отказываются принять поминальные записки бесплатно или если у них не хватает денег, чтобы заплатить указанную цену.

«Никаких прейскурантов в церкви быть не должно — ни на таинства, ни на обряды, ни на поминовения, — заявил митрополит Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. — Могут быть только указания на рекомендуемые пожертвования для тех людей, которые хотят, чтобы им обозначили, какая сумма обычно жертвуется в том или ином случае. Но это не прейскурант, не обязаловка».

По его словам, «ни один архиерей не вправе отказать ни одному человеку в совершении таинства или в поминовении, если этот человек не может или не хочет внести пожертвование».

Откупиться жертвой

Впрочем, жертва это или покупка — зависит от нашего к этому отношения, уверен архимандрит Филипп. «Если вы жертвуете — это жертва, если покупаете — товар, — считает он. — Причем большинство сейчас стремятся ограничиться именно жертвой деньгами. Когда в церковь идут «свечку поставить», а не Богу помолиться».

Вот только принцип «ты мне — я тебе» там не работает. И даже если вы именно жертвуете, а не «откупаетесь», — никто не гарантирует, что эта жертва будет принята. «Все зависит от вашего внутреннего расположения: если вы «веселыми ногами» пришли в храм и от души что-то принесли — хоть 20 копеек, — честь вам и хвала. Если же вы потом всю ночь промаялись, жалея о содеянном, это вряд ли жертва», — предупреждает отец Филипп.

А для людей недоверчивых закон предусматривает возможность убедиться, что его пожертвование использовано «по назначению»: «Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества». То есть жертвователь может спросить отчет, на что и как были потрачены его средства. Именно так зачастую происходит с пожертвованиями на строительство храмов: предоставляется детальный отчет об израсходованных средствах.

Учет и контроль

Контролирует ли сама приходская община, на что тратятся пожертвования? «В разных поместных Церквах это решается по-разному — в зависимости от законов и традиций. За границей есть приходы, где решения финансового плана принимаются приходским советом, который владеет информацией о всех доходах храма. Этот же совет назначает зарплату священникам», — объясняет протоиерей Павел Великанов.

А вот самому жертвователю прежде всего надо задать вопрос себе: зачем ему учет и контроль в отношении его жертвы, считает архимандрит Филипп. «Напоминаю, по поводу жертвы в Евангелии сказано: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая», — говорит он.

«А священноначалию надлежит руководствоваться законодательством о бухучете и отчетности, решая, в каких пределах расходовать собранные пожертвования с целью закупки, например, оборудования и материалов для содержания и ремонта помещений, эксплуатации транспортных средств, равно как и на выплату заработной платы, от которой в перспективе зависит и пенсия, — вплоть до разработки и утверждения соответствующих согласованных с госорганами указаний для юрлиц, составляющих данную централизованную религиозную организацию», — поясняет отец Филипп.

Стать «соучастником жертвы»

«Во всех религиях жертва всегда являлась ключевым действием. В христианстве главная жертва, вокруг которой живет Церковь, — жертва Иисуса Христа. Бог сам отдает в жертву своего Сына, чтобы разрешить те проблемы, которые люди сами разрешить не в состоянии», — рассказывает протоиерей Павел Великанов.

По мнению священника, люди не могут принести Богу ничего большего, чем Он сам принес в качестве жертвы, но они могут стать соучастниками этой его жертвы. «В Церкви все, что связано с жертвенностью, направлено на деятельную любовь. В чем она проявляется? В том, что мы в чем-то себя ограничиваем и за счет этого получаем возможность поделиться с другими людьми временем, средствами, вниманием, словами, заботой — чем угодно», — говорит отец Павел.

Но главное, жертва — это от любви. «Даже простое общение людей друг с другом, когда оно не преследует каких-то деловых целей, какой-то выгоды, — это жертва. Мы отдаем часть времени, сил, интеллекта, душевной теплоты другому человеку, не ожидая, что он нам каким-то образом это вернет», — полагает священник.

Сейчас в храмах действуют программы помощи бездомным, детям, инвалидам, можно узнать, кому конкретно сейчас нужна помощь. «При многих приходах организуются клубы взаимопомощи, люди начинают выстраивать горизонтальные связи. И такое превращение прихода в живую общину, в живую семью — одна из самых лучших форм христианской жертвы», — уверен он.

Источник: https://ria.ru/20190612/1555484448.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как узнать своего небесного покровителя

Закрыть