На что похожи купола церквей

Купола православных храмов

на что похожи купола церквей

При удивительном многообразии видов православных храмов все они имеют одну общую деталь ‑ купол, увенчанный православным крестом. Тем не менее, если присмотреться, то можно заметить, что и эта неотъемлемая деталь православных храмов и церквей имеет разные формы и цвета.

Является ли это разнообразие лишь плодом фантазии архитекторов, либо имеет какое-то более важное, символическое значение? Для начала, немного углубимся в историю купола.

Это сложное архитектурное сооружение начали строить еще в пятом тысячелетии до нашей эры, однако в строительстве христианских храмов начали использовать примерно во II веке после Рождества Христова.

Формы куполов православных храмов имеют разные названия: шлемовидная, грушевидная, шатровая, сферическая, купол-луковица, купол-зонтик, овальный купол. Неискушенному в архитектурных деталях человеку сложно бывает отличить их, поэтому каждая разновидность имеет свое подробное описание. Безусловно, формы куполов православных храмов и церквей отличаются не просто так ‑ каждая из них имеет смысловую нагрузку.

Виды православных храмов и их отличия по куполам

Одна из самых распространенных форм куполов православных храмов ‑ луковица. Он имеет выпуклую форму и вытянутый верх, заостряющийся на конце. Купол-луковица повторяет изгибы свечи и символизирует горячую молитву к Богу. Также на многих православных храмах и церквях можно видеть шлемовидный купол, который действительно очень похож на шлем былинного богатыря и призван напоминать христианам о постоянной духовной брани, которую они ведут в течение всей жизни.

Сферический православный купол пришел из Византии и означает вечность. Он не имеет плавного перехода от основания к узкой верхушке и похож на шар, увенчанный крестом. Купола-зонтики могут быть любой из уже перечисленных форм, но их отличие заключается в том, что они разделены на сегменты ребрами, исходящими из основания, и спускающимися к низу купола.

На других видах православных храмов можно встретить купола грушевидной формы, похожие на шлемовидные и луковки. Шатровые купола ‑ уникальная, присущая только России архитектурная форма. Ее появление было продиктовано технической простотой возведения ‑ добиться плавных форм, используя деревянные и каменные материалы, было очень непросто. Шатровые купола напоминают готические шпили католических соборов.

Символика православных храмов и церквей и цвета куполов

Современный православный паломник, открыв в интернете карту православных храмов, может заранее посмотреть, как выглядит церковь, в которую он собирается совершить паломничество.

Многие люди при этом задаются вопросом: почему православные купола соборов и церквей имеют не только разную форму, но и разный цвет.

Раньше было принято считать, что цвет православных куполов говорит о финансовом состоянии монастыря или храма ‑ мол, те, которые побогаче, могут позволить себе позолоту, а кто победнее ‑ красят купола краской в целях экономии. Это, конечно, не так.

Цвет купола на православном храме или церкви говорит о том, в честь кого освящен главный престол.

Видите золотые купола ‑ можете быть уверены, что перед Вами православный собор в честь Иисуса Христа, синие или голубые ‑ храм Пресвятой Богородицы, зеленые ‑ в честь Троицы или святых.

В черный, характерный для русского севера, цвет, купола чаще всего красили в монастырях, поскольку черный ‑ это цвет монашества. Серебряными или серыми куполами венчают православные храмы и церкви в честь святых угодников Божиих.

Источник: https://www.sudba.info/kupola-pravoslavnyx-xramov/

Что означают цвета и формы куполов на православных храмах

на что похожи купола церквей

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:

  1. Луковичные купола. Они отличаются выпуклой формой, напоминающую луковицу, с заостренной вершиной. Именно такими главами венчается большинство православных храмов, например храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Купола-луковицы встречаются также в Индии и некоторых странах Среднего Востока.
  2. Шлемовидные купола. Названы так, потому что похожи на форму древнерусского шлема. Ширина таких куполов не больше их основания. На русские земли они были занесены из культурной и религиозной архитектуры Византийской империи и со временем стали заменяться на луковичные. Сегодня шлемовидные главы можно наблюдать на Успенском соборе в Москве.
  3. Сферические купола — тоже родом из Византии. В отличие от луковичных и шлемовидных глав, верхушка сферических не вытянута сильно вверх. Такую форму имеет одиночный купол Храма Успенья Богородицы в Киеве.
  4. Полигональные купола – образованы несколькими гранями. В противоположность другим главам с плавными переходами, у полигональных куполов имеются углы. Самый известный представитель с купольной конструкцией такой формы — собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
  5. Купол-блюдце — самый низкий из куполов, напоминает сферический купол в урезанном виде. Больше всего характерен для мечетей Индии, Ирана, Пакистана, использовался в древности при возведения некоторых византийских храмов.

Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Каких форм бывают купола храмов

Православный храм — это отображение неба на земле, человека и ковчега. Форма куполов бывает самой разнообразной — овал, луковица, парус или зонт.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Хотя самые ранние каменные церкви на Руси имели купола византийского (парусного) стиля, но позднее они почти полностью были вытеснены куполами-луковицами.

 Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, установлены на барабане, а их высота обычно превышает ширину. Хотя самые ранние сохранившиеся постройки с таким типом купола относятся к XVI веку, иллюстрации из исторических хроник свидетельствуют, что они появились уже не позднее конца XIII века. Как и шатры, купола первоначально использовались только в деревянных церквях и стали применяться в каменной архитектуре гораздо позже.

Но и тогда они изготовлялись из дерева или металла и устанавливались на каменный барабан.

Овальная форма, напоминающая куриное яйцо, произошла от античного стиля барокко, ставшего популярным в XVII—XVIII веках, и само название происходит от латинского слова ovum, означающего яйцо; Форма купола в виде зонта позволяет архитекторам расположить витражи между рёбрами на основании купола. Заполнение пространства между рёбрами расположено в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Купол овальной формы с элементами зонта можно увидеть в Исаакиевском и Казанском соборах Санкт-Петербурга и других православных храмах грандиозного масштаба.

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева. Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое всенощное бдение в церкви

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных — наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема — символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма — символ пламени свечи

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Источник: https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/kupol-cerkvi-vidy-formy-znachenie-cveta-i-kolichestva.html

Церковные купола. Формы куполов. Цвет куполов. Количество куполов

на что похожи купола церквей

В ясный солнечный день кресты и купола храмов как будто горят – так ярко играет солнце в их позолоте. Купол православного храма похож на пламя горящей свечи, недаром наши предки даже в самые трудные времена старались золотить кресты и купола. Как ты уже знаешь, в православном храме нет случайных деталей. И купол стал венчать церковное здание неспроста – он символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и надежды верующих.

Формы куполов

Формы куполов, цвет и их количество тоже имеют символический смысл.

– Шлемовидная форма напоминает о духовной брани – войне, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

– Форма луковицы (самая популярная в России) – символ пламени свечи, в молитвенном горении устремленном в Небеса.

– Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Василия Блаженного в Москве или Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге свидетельствует о необычайной красоте Царства Небесного.

Наша отечественная «луковица» – как бы огненный язык, увенчанный крестом. При взгляде на наш московский Иван Великий кажется, что мы имеем перед собою как бы гигантскую свечу, горящую к небу над Москвою.

А многоглавые кремлевские соборы и многоглавые церкви – как бы огромные многосвешники.

Когда смотришь издали при ярком солнечном освещении на старинный русский монастырь или город, со множеством возвышающихся над ним храмов, кажется, что он весь горит многоцветными огнями. «Жаром горят», как говорится в народе.

Князь Е. Н. Трубецкой, религиозный философ

Цвет куполов

По цвету купола часто можно определить, кому посвящен храм.

Золото – символ Небесной Славы. Золотые купола бывают у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года). 

Синие купола со звездами и голубые купола венчают храмы, посвященные Пресвятой Богородице. Звезда напоминает о рождении Христа, а голубой цвет – символ Божией Матери.

Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа.

Серебряные или зеленые купола бывают у храмов, посвященным святым.

Количество куполов

Разное количество куполов у храмового здания зависит от того, кому эти храмы посвящены.

Один купол символизирует Единого Бога. Два купола соответствуют двойной природе (двойному естеству) Иисуса Христа – Божественной и человеческой. Три купола символизируют Святую Троицу.

Четыре – Четвероевангелие, а также четыре стороны света.

Пять – самое распространенное число, где средний возвышается над четырьмя другими, символизируют Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь куполов – семь Таинств Церкви, а также семь Вселенских Соборов.

Девять куполов – число ангельских чинов.

Тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Что выше купола

Купол православного храма заканчивается восьмиконечным православным крестом. Нередко под крестом можно видеть полумесяц. Такой крест имеет несколько символических значений.

Полумесяц – это:

– люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа;

– чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово;

– корабль церковный, ведомый Кормщиком-Христом;

– якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Искупителя мира;

– древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.

Источник: https://chudo-udo.info/zakon-bozhij/6327-tserkovnye-kupola-formy-kupolov

Купол церкви, виды церковных куполов, почему купола церквей разного цвета, количество куполов и их значение, что означает цвет куполов на православных храмах, из чего делают маковки церквей

Кликабельно

Даже не имея никакого отношения к религии, мне все равно интересно знать, что обозначает тот или иной символ. Вот для вас интересные сведения о том, почему делают купола разных цветов на храмах и какой символ несет в себе число куполов православных храмов.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божиеи шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском.

Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.

И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.

В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Протестантская церковь что это

Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.

Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.

Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.

: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html

Сколько должно быть куполов и какого они цвета в христианских храмах

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. 

Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

Форма храма

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.

Храмы в форме круга, как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа.

Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века.

Цвет купола

Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам/

Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.

На фото  в начале статьи — Новомосковский Свято-Троицкий собор. Запорожские казаки начали строить Троицкую церковь еще в 1773 году, за два года до разрушения Екатериной II их Сечи, а завершили через пять лет. Построена вся из дерева, на кирпичном фундаменте, без единого гвоздя.

Источник: http://profidom.com.ua/stati/arkhitektura/17128-skolko-dolzhno-byt-kupolov-i-kakogo-oni-tsveta-v-khristianskikh-khramakh

40 самых высоких колоколен: Красота, которая окрыляет

Сверкающие в солнечных лучах золотые купола и плывущий над землей колокольный звон Вот от чего замирает в величественном трепете душа православного человека. Мы представляем обзор самых высоких красивейших православных колоколен.​

Архитектор: Н.М. Чагин

Церковь Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.

Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над редокрестием сооружался купол.

Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века. Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.

Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя.

В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.

Петропавловский собор — 122,5 метра

Источник: https://rosphoto.com/best-of-the-best/40_samyh_vysokih_pravoslavnyh_kolokolen-3499

Изготовление куполов

По собственной технологии предприятие изготавливает «золотые» и цветные купола церквей из нержавеющей стали (вакуумное ионно-плазменное покрытие нитрид титана), без применения черного металла и дерева, что делает их несгораемыми, не требует покраски (не поддается коррозии и обладает эстетичным внешним видом), минимальные требования к уходу во время эксплуатации, устойчивость к царапинам и к коррозии при повреждении, и срок эксплуатации практически неограниченным.

Поясной купол

Поясной купол состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим, в самом верху сходясь к центру. Примером такого купола является сокровищница Атрея.

Купол-луковица

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на Среднем Востоке. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви. Такие купола имеют больший диаметр, чем основание, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину.

Овальный купол

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Само название происходит от латинского слова ovum, означающего яйцо.

Чаще всего овальные купола связывают с именами архитекторов Бернини и Борромини, однако первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант’Андреа-ин-Виа-Фламина (называемой также Сант’Андреа-дель-Виньола).

Строительство было заказано папой Юлием III в 1552 году и окончено в следующем году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.

Полигональный купол

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, возведённый Филиппо Брунеллески.Парусный купол

Парусный купол

Также называемые византийскими куполами, парусные купола представляют из себя парус, основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырех углах и поддуваемый снизу.

Большой купол-блюдце

Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное — сектор окружности (то есть её часть). Купола-блюдца ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют такую форму.Купола-блюдца приобрели попрулярность в XVIII веке, и остаются популярными по сей день.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Александро свирский монастырь где находится

Зачастую они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, распологаясь в пространстве чердачных помещений. В этом случае купол оказывается не виден снаружи, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто, такие купола украшают орнаментами или фресками.Такие купола иногда использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей. Большинство мечетий Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.

Купол-зонтик

Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра. Центральный купол Софийского собора построен по такой схеме, что позволило архитектору расположить витражи между рёбрами на основании купола. Главный купол собора Святого Петра также имеет такую форму.

Источник: http://www.tehnovak.com/?page_id=135

10 храмов Рима, которые обязательно нужно посетить | Поездка в Рим — все о Риме и еще больше об Италии

Рим – особенный город, имеющий прямое отношение к зарождению современной цивилизации. Его историческое наследие бесценно, кроме того, в сердце итальянской столицы располагается Святой Престол Католической церкви – Ватикан.

Потребовалось бы несколько жизней на то, чтобы прикоснуться ко всем достопримечательностям вечного города, туристы же, как правило, пытаются посмотреть Рим за 2-3 дня.

Предлагаем вниманию путешественников подборку из 10 наиболее интересных храмов, которые обязательно нужно посетить в Риме.

1 — Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Главный католический храм расположен на территории государства Ватикан. К созданию собора причастны Рафаэль, Микеланджело и другие гении эпохи Ренессанса. Среди шедевров – великолепная мраморная «Пьета», статуя и трон Св. Петра. Собор огромен, его фасады и внутренний интерьер украшены изображениями Христа и святых. С вершины купола открывается вид на площадь и панорама Рима.

Собор открыт с 7-00 до 18-00 зимой и до 19-00 летом. Подъём на смотровую площадку – с 8-00 до 16-45 зимой и до 17-45 летом.

Вход в собор бесплатный, обычно образуется большая очередь, которая двигается быстро. При входе посетители проходят металлоискатель и проверку сумок. Не следует брать с собой больших рюкзаков. Необходимо соблюдать элементарные правила, действующие в любой христианской церкви: прикрывать руки и ноги, мужчинам снимать шляпы, женщинам – покрывать головы платками.

В шортах, майках и мини-юбках вас просто не пустят – это Ватикан!
Входные билеты на купол стоят € 6 при подъёме пешком на высоту 551 ступеней, € 8 при подъёме на высоту 230 ступеней на лифте (остальная часть пути – пешком). Подъём весьма трудный, не рекомендуется пожилым людям и туристам с маленькими детьми (назад повернуть не получится, т.к.

лестница очень узкая).

Не покидайте Ватикан, не увидев Сикстинской капеллы.

Адрес: Piazza di San Pietro, 00120, Città del Vaticano. Станции метро: Ottaviano и Cipro.

2 — Сикстинская капелла Ватикана (Cappella Sistina)

«Драгоценная шкатулка» Ватикана, бывшая домовая церковь. Помещение украшено фресками Боттичелли, Пинтуриккьо, свод расписан Микеланджело. В настоящее время Сикстинская капелла входит в число музеев Ватикана. В роскошном помещении собираются ватиканские Конклавы для выбора верховного понтифика.

Часы работы с понедельника по субботу с 9-00 до 18-00 (вход не позднее 16-00), последнее воскресенье каждого месяца – с 9-00 до 14-00 (вход не позднее 12-30). Заказать экскурсию в капеллу и другие музеи Ватикана можно по этой ссылке.

Вход € 16. Фотографировать запрещено.

Адрес: Citta del Vaticano 1, 00120. Станция метро Ottaviano.

3 — Пантеон

Уникальный древнейший языческий храм, посвящённый всем римским божествам. Впоследствии передан христианской церкви и освящен по имя Santa Maria (Святой Марии) и Martires (Мучеников). Здание построено без окон, в куполе имеется отверстие – круг диаметром 9 м, символизирующий единство всех святых. Через это единственное «окно» проникает гигантский световой луч. В римском Пантеоне погребён Рафаэль. Подробнее про Пантеон читайте в этой статье.

Доступ в храм свободный, открыт с 9-00 до 16-00 зимой и до 18-00 летом, по воскресеньям до 13-00.

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186. Станция метро Barberini.

4 — Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore)

Раннехристианский храм находится недалеко от вокзала Термини, на холме Эсквилин. Одна из четырёх Великих римских базилик и из семи паломнических католических церквей. Древняя постройка отлично сохранилась.

В интерьере храма прекрасные мозаики V века, потолок покрыт золотом, привезённым на кораблях Колумба. В соборе хранятся подлинные ясли Младенца Иисуса. Три капеллы (Сикстинская, Сфорца и Паолинская (Боргезе)) привлекают туристов роскошью убранства, а паломников – папскими захоронениями.

Паолинская капелла предназначена только для молитвы, здесь запрещено делать фото.

Базилика открыта ежедневно с 7-00 до 19-00. Вход свободный.

У входа продаются билеты на экскурсии в папские залы и исторический музей (€ 4), который открыт с 9-00 до 18-30.

Адрес: Piazza di Santa Maria Maggiore 42 | Via Liberiana, 27, 00185. Станция метро Termini.

5 — Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)

Небольшая церковь капуцинов находится рядом с фонтаном Треви. За скромным кирпичным фасадом хранятся полотна Караваджо и Гвидо Рини. Главной достопримечательностью храма является крипта, включающая 6 небольших помещений.

Стены оформлены причудливыми узорами в стиле барокко, составленными из костей четырёх тысяч монахов, потолки украшены люстрами из человеческих позвонков, из черепов устроены альковы для скелетов. Останки монахов перенесены со старого кладбища капуцинов и использованы для декорирования крипты в 18 веке.

Это место по праву считается одним из самых таинственных и мистических мест Рима.

Крипта открывается ежедневно в 9-00 и закрывается в 19-00 (посетителей перестают запускать в 18-30). Вход стоит € 6.

Адрес: Via Veneto 27, 00187. Станция метро Barberini.

6 — Латеранская базилика (Basilica di San Giovanni in Laterano, Archibasilica Sanctissimi Salvatoris)

Главный кафедральный собор мира – Basilica maior, Великий храм, освящённый в честь Христа Спасителя в 324 году. В соборе хранится несколько ценных реликвий, в нишах центрального нефа можно увидеть статуи 12 апостолов.

Храм открыт для посещения с 7-00 до 18-30, музей базилики с 10-00 до 17-30, вход бесплатный.

Адрес: Piazza di Porta San Giovanni, 4, 00184. Станция метро S. Giovanni.

7 — Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Ещё один из четырёх патриарших храмов «Вечного города». Огромная величественная базилика находится на окраине города, зато рядом с метро. Церковь привлекает много паломников, т.к. под её сводами покоятся мощи апостола Павла. Перед фасадом роскошная территория, ухоженный зелёный сквер. Храм действующий, туристов здесь бывает немного.

Открыт с 7-00 до 19-00, вход свободный.

Адрес: Via Ostiense, 186, 00146. Станция метро Basilica di San Paolo. Автобусы: 23; 128; 670; 761; 766; 769; 770; C6.

8 — Иль Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù)

Стоит пройти небольшое расстояние пешком от площади Венеции, чтобы увидеть архитектурный шедевр эпохи Возрождения, невероятную «объёмную» роспись потолка, фрески флорентийских мастеров 16 века, статуи 12 апостолов, иконы XIV и XVII веков. Соборная церковь с аскетичным фасадом и ярким внутренним декором принадлежит ордену иезуитов.

Церковь открыта ежедневно с 7-00 до 12-30 и с 16-00 до 19-45, вход бесплатный.

Адрес: Piazza del Gesu | Via degli Astalli, 16, 00186. Станции метро Colosseo, Cavour.

9 — Базилика Санта Кроче-ин-Джерусалемме (Santa Croce in Gerusalemme)

Базилика привлекает внимание замысловато украшенным фасадом с гербом Папы Римского и множеством статуй. В капелле храма хранятся христианские реликвии: остатки Животворящего Креста, шипы Тернового Венца, один из гвоздей с распятия Христа, перст святого апостола Фомы, мощи Антониетты Мео, шестилетней девочки, самой юной святой христианского мира. Церковь является объектом паломничества христиан. Также здесь проводят очень интересные авторские экскурсии. 

Часы работы: с 10-00 до 12-00 и с 16-00 до 18-00. Вход бесплатный.

Адрес: Piazza di Santa Croce in Gerusalemme, 12, 00141. Станции метро: S. Giovanni и Manzoni.

10 — Санта Мария ин Монтесанто и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria in Montesanto e Santa Maria dei Miracoli)

Архитектурный ансамбль эпохи Возрождения, расположенный на южной стороне Пьяцца дель Пополо. Церкви-близнецы невероятно похожи, однако между ними немало различий в деталях.

В церкви Санта Мария деи Мираколи можно увидеть великолепные фрески, лепнину, скульптуры кардиналов, на алтаре чудотворный образ Богородицы.

В малой базилике Санта-Мария-ин-Монтесанто – «церкви художников» постройки 17 века – располагается «Месса деятелей искусства». Обратите внимание на запрестольный образ Девы Марии Монтесанто. Создание иконы относят к 15 веку, есть легенда, что она написана ребёнком – девочкой 11 лет.

Часы работы: с 10-00 до 12-00 и с 17-00 до 20-00 (по субботам только с 10-00 до 12-00, по воскресеньям с 11-00 до 13-30). Вход свободный.

Адрес: Piazza del Popolo, Via del Babuino 198. Станция метро Flaminio.

11 — Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin)

Небольшая уютная базилика хорошо известна поклонникам творчества Одри Хепберн по классике римского кинематографа «Римские каникулы». Туристы стремятся запустить руку в «уста правды». Согласно поверью, нечестный человек подвергается большому риску: божество способно лишить лгуна пальцев.

Средневековая постройка интересна также оригинальной архитектурной формой, фресками XI века. В капелле храма находятся мощи Святого Валентина, покровителя всех влюблённых.

Церковь открыта для туристов с 9-00 до 17-00 зимой и до 18-00 летом. Вход свободный. Не пугайтесь, если увидите очередь – вероятно, это японские и китайские туристы выстроились, чтобы подойти к «устам истины» и доказать чистоту свои помыслов.

Адрес: Piazza della Bocca della Verità, 18 | 00186. Станция метро Circo Massimo.

Не старайтесь увидеть всё интересное и красивое за одну поездку. Знакомство с архитектурным и художественным наследием прошлого – достойный повод для новых римских вояжей.

Источник: https://rim10.ru/10-khramov-rima-kotorye-obyazatelno-nuzhno-posetit

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Автокефальная церковь что это

Закрыть