Мужской монастырь как называется

Что такое монастырь и зачем он нужен?

мужской монастырь как называется

Что такое монастырь и зачем монастыри строятся? Из чего складывается жизнь монастырей и кто в них живет? Кто такой трудник и чем он отличается от послушника? Сколько сейчас монастырей в Москве и России? Рассказываем всё основное, что надо знать о монастырях и их устроении.

Что такое монастырь?

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

Монастыри могут располагаться где угодно (в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах).

Монастыри могут быть разного размера: от крошечного подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где братия может насчитывать сотни иноков.

Монастыри могут быть мужскими и женскими. Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние признаки, архитектуру и формы, но всех их объединяет одно: это место, где собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие в миру всё — вещи, привязанности, земные притязания, — оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя, тем самым, себя новых.

Для монахов монастырь — ограда и опора в их Новой жизни, которая в идеале должна быть равноангельской.

См. также: Почему люди уходят в монастырь и кто такие монахи?

Для «мирян» монастырь — это возможность соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь, построенную не по принципам и устремления бытия светского, но по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Ведь, что такое монастырь по сути? Это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

Как живут в монастыре?

Порядок жизни (иными словами — устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию.

При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

  • Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные — они могут продолжаться до полудня.
  • После утренней службы: завтрак, трапеза
  • Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания — такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву — и так далее).
  • В середине дня: трапеза (обед), затем — продолжение послушаний.
  • Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
  • После вечерней службы — трапеза, короткий отдых
  • Перед сном — общее или келейное молитвенное правило.

Кто живет в монастыре?

Те, кто живут в монастырях, называются насельникам монастыря. Это:

Собственно монахи

В отличие от дореволюционного времени, сейчас нет правил — сколько должно быть или не быть монахов в монастыре. Все определяет жизнь.

Монахи — «духовный костяк» любого монастыря. О том, какие степени монашества бывают и вообще про монашество мы писали вот здесь.

Послушники

Кто такие послушники? Это люди, которые готовятся стать монахами, но по мнению настоятеля еще не готовы к этому. При этом, монастырь уже несет духовную ответственность за послушника.

Монахи со Святой горы Афон, первая половина XX века. Второй слева: преподобный Силуан Афонский.

Трудники

Кто такие трудники? Грубо говоря, те же послушники, только в самом начале пути. Они так же живут со всеми, так же исполняют послушания, трудятся.

Трудник на момент прихода в монастырь точно так же уверен, что предназначен для монашества, но, как показывает, практика: раз уж не всякий послушник в конце концов становится монахом, то среди трудников этот процент еще меньше. Первое вдохновение проходит, и человек уже понимает, что имел о монашестве или своих силах совсем неверное представление — и возвращается в мир. Или идет пробовать себя в другую обитель.

Гости, паломники

Это еще более «временные» для монастыря «постояльцы». Хотя бывали случаи, что именно из случайного «гостя», который оказывался в монастыре по нужде, — или паломника, — в итоге рождался монах.

Какие постройки бывают в монастырях?

По сути, единственное, что в монастыре должно быть обязательно — это хотя бы один храм и домик, где будут жить монахи. Комната, в которой живет монах, называется келлия.

В остальном, все зависит от размера монастыря и места его расположения.

Маленький монастырь святого Георгия в болгарском Помории.

Но давайте возьмем «усредненное» представление о монастыре. В нем могли бы быть такие постройки и сооружения.

  • Собственно территория (она огорожена. На Руси раньше монастыри еще играли роль крепостей, а потому их стены были каменными, крепкими и высокими. Например, Свято-Троицкая Сергиевая Лавра несколько месяцев удерживала осаду поляков, и те так и не смогли ее взять).
  • Центральный храм (собор). Место, где проходят либо главные, либо за малым исключением все богослужения.
  • Еще один храм (в крупных монастырях их может быть два, три или сколько угодно). Как правило, используется редко — в дни самых крупных праздников и в иные значимые для монастыря дни.
  • Братский корпус. Это дом, где располагаются келлии — комнаты монахов и послушников.
  • Трапезная (столовая). Иногда располагается в жилом, братском, корпусе.
  • Гостевой дом. Может быть, совсем маленьким, а может быть большим многоэтажным корпусом. Бывают отдельные гостевые домики для монахов и архиереев с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка — свечки, иконы, книжки, церковная утварь на продажу.
  • Другие здания. В них может располагаться все, что угодно — от воскресной школы, до монастырского издательства.

Болгария. Поморие. Монастырь св. Георгия Победоносца. Типичная территория небольшого монастыря. Справа — братский корпус.

Сколько монастырей в России?

Число православных монастырей в России постоянно растет. Сейчас их больше 800. В 1986 году их было меньше двадцати.

Главным монастырем России является Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Один из старейших монастырей России — Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

Сколько монастырей сейчас в Москве?

На август 2017 года на территории Москвы находятся 15 действующих монастырей: восемь мужских и семь женских.

Список монастырей Москвы на Википедии

Еще на территории столицы находятся семь Подворий — как бы «духовных посольств» монастырей: в них так же есть своя небольшая братия, службы по монастырскому чину. Призвание Подворий — нести в суетливый город монастырский Дух.

Например, недалеко от метро «Цветной Бульвар» или «Сухаревская» располагается Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Москва. Иоанно-Богословский женский монастырь возле станции метро Китай Город.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/chto-takoe-monastyir-i-zachem-monastyiri-nuzhnyi/

Московский сретенский монастырь — древо

мужской монастырь как называется

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Общий вид Московского Сретенского монастыря по Большой Лубянке. В центре кадра надвратная колокольня, правее — Никольская церковь. Слева от ворот виден вход во Владимирскую часовню. На заднем плане — главы Сретенского собора. 1881 год

Московский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.

По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы.

Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в.

называлась «Встретенской»).

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители.

В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.

В XVIII веке в обители производили значительный ремонт и перестройки. Хорошо сохранились фрески 1707 года — последний шедевр древнерусского искусства в Москве.

В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре. Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.

После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник.

В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий епископ Антонин (Грановский).

Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.

В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД.

На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь.

В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.

В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.

Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru

В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.

В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.

Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям.

При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение».

В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас — времени Александра I.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находятся мощи матроны

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV — XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова».
В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Использованные материалы

[1]  Исследователи называют разные года основания: 1379, 1395, 1397.

[2]  У Строева — его фамилия Иванов, но правильная — Уваров, См. Мартынов А.А. Московские колокола // Русский архив. 1896, №2, с. 555-556, http://www.pravoslavie.ru/31362.html

[3]  Иоанн (Лудищев), иером., «Сретенский монастырь в 1759–1771 годы», портал Православие.Ru, 22 января 2010, http://www.pravoslavie.ru/33669.html

[4]  Алла И. Осипова, «Архимандрит Виктор (Саврасов) – строитель и настоятель Московского Сретенского монастыря (1853–1859, 1872–1880)», портал Православие.Ru, 30 января 2014, http://www.pravoslavie.ru/67954.html

[5]  Иоанн (Лудищев), иером.,»Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)». Часть 1, портал Православие.Ru, 2 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31770.html

[6]  Иоанн (Лудищев), иером.,»Архимандрит Серафим (Богоявленский) – настоятель Сретенского монастыря (1884–1890)». Часть 2, портал Православие.Ru, 3 сентября 2009, http://www.pravoslavie.ru/31793.html

[7]  Осипова А.И., «Московский Сретенский монастырь в период настоятельства архимандрита Димитрия (Ключарева): 1891–1904», портал Православие.Ru, 25 октября 2011, http://www.pravoslavie.ru/49450.html#_ftn8

[8]  Иоанн (Лудищев), иером., «Архимандрит Сергий (Плаксин) — последний Наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты», портал Православие.Ru, 11 ноября 2014, http://www.pravoslavie.ru/sm/75028.htm

[9]  «Назначен и.о. наместника Сретенского ставропигиального монастыря», официальный сайт Русской Православной Церкви, 19 мая 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5206672.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17241.html

Монастырские правила

мужской монастырь как называется

              Посещая монастырь соблюдайте следующие правила:

  1. не нарушайте тишину, громко не разговаривайте, не кричите;
  2. соблюдайте чистоту, не мусорите, берегите чужой труд;
  3. одевайтесь благопристойно:— женщины должны быть в юбках и платках, в одежде с рукавами,— мужчины в брюках и рубашках с длинным рукавом, а в храм Божий прилично приходить в костюмах,

    — в шортах и майках приходить в монастырь недопустимо!!!

  4. приезжая с маленькими детьми не оставляйте их без присмотра, следите, чтобы дети не бегали и не шумели.

     В монастыре запрещается:

  1. слушать мирскую музыку;
  2. курить и распивать спиртные напитки;
  3. женщинам приходить в храм и прикладываться к святыне с накрашенными губами;
  4. ходить по монашеским корпусам и заводить праздные разговоры с братией обители;
  5. дарить или передавать братии монастыря вещи, деньги, литературу (книги, брошюры, листовки) без благословения  игумена.

По всем вопросам обращайтесь к игумену и священникам монастыря.

съемка и фото в монастыре для дальнейшего использования в СМИ (публикациях и т.д.) — только с благословения игумена. Для личного использования разрешается снимать храмы и здания только снаружи. Фотосъемка внутри храмов и помещений, а также насельников обители запрещена, исключение лишь для крещения.

Свадебные процессии в монастырь не допускаются.

Перед входом: Подходя к храму, православные люди троекратно совершают крестное знамение и поясной поклон. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие, поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является греховным деянием.

В обители: Пребывая в монастыре, необходимо помнить, что монашеская жизнь имеет целью молитвенную сосредоточенность, поэтому должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него.

Паломникам оставшимся на ночлег необходимо соблюдать распорядок, установленный священноначалием монастыря: запрещены ночные выходы из гостиницы без благословения, а также необходимо соблюдение тишины, чтобы у других была возможность для чтения молитвенного правила и отдыха.

Территория монастыря открыта для посетителей с 8 часов утра. В 20:00 монастырские ворота запираются на ночь. Исключение делается только для ночных служб в дни великих праздников, на Рождество Христово и Пасху.

В Храме: Посещение монастырских богослужений является для паломника наградой за труды путешествия и великим духовным утешением.

Придя в храм помолиться, не торопитесь. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой. Вы сможете сосредоточенно произнести про себя те слова, ради которых пришли.

Может быть, вначале лучше поставить свечи перед иконами тех святых, кому вы хотите помолиться или к которым хотите приложиться. Тогда вы почувствуете то необходимое духовное настроение, в котором будет легко совершать молитву.

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. Недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.

Внешний вид: Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, ибо тесно сопряжен с внутренним состоянием. Внешний вид паломников должен быть достаточно приличен для посещения богослужения. Вся одежда должна быть чистая и опрятная.

Женщинам запрещается находиться на территории монастыря в открытой одежде, шортах или брюках, с непокрытой головой. Волосы должны быть под платком. Не приветствуется косметика, которая оставляет следы на священных предметах при лобзании их.

Не допускается приходить в храм надушенным сильными, вызывающими ароматами. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты.

В монастырской привратной при входе женщины на время посещения обители могут получить платок и юбку, надеваемую поверх имеющейся одежды.

Паломникам мужского пола также не желательно ношение открытой одежды. Мужчины надевают брюки, рубашку с длинными рукавами.

Просим соблюдать эти требования и в гостинице.

Обращение к духовенству: Если вам нужно подойти к священнику, вы можете спросить церковных служителей, пришел ли священник, который вам нужен, и где его найти. Если священник находится в алтаре, вы можете попросить церковнослужителя, чтобы его позвали.

Когда вы подойдете к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить вас. Для этого сложите ладони крестом (правую на левую, ладонями вверх) и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Благословляя, священник складывает пальцы так, что они изображают греческие буквы IС ХС — что означает Иисус Христос.

Получив благословение, поцелуйте руку священника, как невидимую руку самого Господа Иисуса Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если вы хотите поговорить со священником или исповедаться, то спросите, когда он сможет это сделать. Желательно договориться об этом заранее.

Отдельное замечание: если на шее у вас висит фотоаппарат (хотя при обращении к священнику сумки, аппаратуру лучше отставить в сторону), ваши сложенные крестом руки (когда вы испрашиваете благословения) должны быть над аппаратом. Если вы невоцерковленный человек и для вас непривычна обстановка в монастыре, держитесь скромно, просто, вежливо и предупредительно. В случае необходимости вас мягко поправят и порекомендуют правильный образ поведения.

Обращение к наместнику монастыря при желании получить разрешение на осмотр закрытых в данный момент территорий монастыря, на фото- или видеосъемку и по другим вопросам — см. «Обращение к духовенству». О встрече с наместником, который традиционно является самым занятым человеком в монастыре, лучше договориться заранее, обратившись через вратарника или по телефону наместника.

Если наместник в обители по каким-то причинам отсутствует, необходимо обращаться к старшему иеромонаху монастыря.

Советы паломнику: Ни одно доброе дело не обходится без искушений. А паломничество — дело доброе и спасительное для души.

Ведь мы едем на богомолье не только, чтобы взять что-то от святыни, но и для того, чтобы оставить там груз наших грехов, отдать Господу сокровище нашего смирения и молитвы, попросить о помощи нашим близким, любимым, оставшимся дома Часто мы везём к святыне и собственные духовные болезни. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» — сказал Господь (Мк. 2:17).

Но в наших силах предупредить большинство проблем, которые могут возникнуть в дороге. И для этого просим вас, братья и сестры, внимательно изучить и со всей строгостью придерживаться правил благочестивого поведения в паломнической поездке. Это поможет нам сохранить во время поездки мир и избежать всех неприятных ситуаций.

Накануне должным образом подготовиться к паломничеству:

  • желательно получить благословение священника, молитвенно настроиться на паломничество;
  • быть одетым строго по-православному;
  • явиться на место сбора группы в точно установленное время. В случае неявки иди опоздания паломника, во избежание срыва графика поездки группа имеет право уехать не дожидаясь опоздавших.

Во время посадки в автобус:

  • для сохранения в поездке благоприятного, молитвенного настроения в автобус не допускаются люди, находящиеся в нетрезвом состоянии, в грязной одежде, сквернословящие и в любой другой форме нарушающие принципы православного поведения;
  • организация посадки паломников производится только старшим группы. Он имеет право в целях разрешения конфликтных ситуаций пересадить пассажиров;
  • передние места в автобусе резервируются для сотрудников паломнической службы, водителей и сопровождающего группу духовенства. В первую очередь в автобус приглашаются и рассаживаются инвалиды, беременные женщины, немощные люди, паломники с детьми;

В период поездки:

  • выполнять общепринятые правила поведения в православных обителях, храмах и в общественных местах;
  • паломнику в поездке не благословляется агитировать, пропагандировать религиозную неперпимость, шовинизм, нациоанализм, а также комментировать действия государственных лидеров и иерархов Русской Православной Церкви;
  • паломнику недопустимо вступать в прения со старшим группы и сопровождающим паломников духовенством, призывать изменить маршрут поездки, график, пункт прибытия автобуса и т.п., так как только старший группы несёт ответственость за доставку паломников по маршруту и обратно;
  • в процессе движения автобуса или другого транспортного средства действуют общепринятые правила перевозки пассажиров, исключающие хождение по салону автобуса, сон на полу, препятствие работе водителя и экскурсовода, покою других пассажиров и т.п. В случае несоблюдения паломниками данных правил водитель и старший группы имеют право прервать поездку до нормализации ситауции;
  • за жизнь и здоровье детей сопровождающие их родители несут полную ответственность во время всего маршрута;
  • слабовидящие, глухонемые, немощные должны совершать поездку только под присмотром сопровождающих;
  • не допускается распитие спиртных напитков, игра в карты и другие азартные игры, грубость и нецензурная брань, а также любые другие проявления неправославного поведения паломников. В случае неоднократного игнорирования паломником установленного порядка общественного поведения и дисциплины руководитель поездки имеет право отстранить его от поездки без материальной компенсации.

Источник: http://krestovayapustin.cerkov.ru/pravila-povedeniya-v-monastyre/

Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.

Для чего уходят в монастырь

Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков — подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм, но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника, который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Исаакиевский собор как добраться

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения.

Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях.

И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон — всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие — это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое — обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание — отсечение своей воли перед всеми — старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/uhod-v-monastyr-muzhchine-ili-zhenshchine.html

Оранский Богородицкий мужской монастырь

Акафист Пресвятой и Животворящей Троице Кондак 1 Пред­ве́ч­ный Ца­рю́ ве­ко́в и Го́с­по­ди, всея́ тва́­ри ви́­ди­мыя и неви́димыя Соде́телю, Ему́­же, в Тро́­ице Свя­те́й сла́вимому Бо́­гу, вся́ко коле́но покланя́ется не­бе́с­ных, зем­ны́х и пре­ис­по́д­них: те́м­же и мы, я́ко креще́ннии в Трисвято́е и́мя Твое́, а́ще и недосто́йнии, хва­ле́б­ное сие́ дерза́ем при­нес­ти́ Те­бе́ пе́­ние: Ты же, я́ко Тво­ре́ц, Промысли́тель и []

Март 30, 2019

✓ СЛОВО преподобного Феодора, игумена Студийского, на поклонение честному и животворящему кресту среди святой Четыредесятницы:  Настоящий день есть день радости и веселия, поелику ныне предлагается нам знамение радости — святейшее древо. О, драгоценнейший дар! Это не — древо познания добра и зла, подобное эдемскому, нет, сие древо самым делом — благолепное и прекрасное, ибо древо []

Октябрь 8, 2018

АКАФИСТ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ ИОАННУ БОГОСЛОВУ Кондак 1 Избранный от мрежей рыбарских на проповедь Евангелиа, и от ловли рыб на уловление человеков во свет истиннаго боговедения, о, великий Апостоле, учениче, друже и наперсниче Христов, моли Единаго Истиннаго Человеколюбца, Егоже ты серафимскою любовию возлюбил еси, да помилует нас, ищущих твоего к Нему предстательства, и зовущих []

Март 3, 2018

На второй седмице Великого поста, 3 марта (н.ст) 2018 года, в Родительскую поминальную субботу , милостью Господней, молитвенным предстательством Пресвятой Богородицы, была совершена первая Божественная Литургия после 80 -ти летнего запустения храма в честь
“Рождества Христова” в с. Хвощевка, Богородского района.

Июнь 4, 2017

Источник: http://xn--80aqfjcdbfm.xn--p1ai/

Раифский монастырь — крупнейший храмовый комплекс рядом с Казанью

В 1613 году на берегу окруженного лесами Сумского (Раифского) озера поселился монах-отшельник по имени Филарет. Первое время в уединенной келье-хижине жил Филарет в одиночестве, все свое время посвящая молитвам и общению с Богом.

Лишь черемисы (предки современного марийского народа), приходя на берег лесного озера в определенные дни с целью совершения своих языческих жертвоприношений, нарушали уединение Филарета. Вполне вероятно, что именно черемисы разнесли по окрестностям весть о монахе-отшельнике.

Так, рядом с Филаретом стали селиться другие монахи, и возникло новое монашеское поселение.

Монастырь в наши дни

В 1918 году обитель была закрыта. С 1930-х годов на ее территории размещалась тюрьма для политических заключенных, позже — колония для малолетних преступников. В 1991 году первой в Казанской епархии Раифа была возрождена. В течение 1990-х годов был отреставрирован ее архитектурный ансамбль и восстановлена полноценная монашеская жизнь.

Сейчас в монастыре проживает около 60 послушников. Он привлекает как паломников, так и туристов со всей страны и даже за ее пределами. Многие приезжают в Раифу ради святого источника, другие — получить душевное спокойствие. На Крещение в монастырь приезжают желающие окунуться в прорубь.

История названия

В 1661 году митрополитом Казанским и Свияжским Лаврентием монастырь был освящен в честь монахов-мучеников, убитых в IV веке на берегу Красного моря недалеко от горы Синай и Раифской пустыни варварами-язычниками и назван Раифским. В христианские каноны монахи-мученики вошли как «Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные». В народе монастырь чаще называют просто Раифой.

Архитектурный ансамбль и достопримечательности

До пожара 1689 года, уничтожившего практически все строения Раифы, она была деревянной. Современный архитектурный ансамбль сложился на рубеже XVII-XVIII веков:

    • Церковь во имя Преподобных отцов, в Раифе и Синае избиенных – старейший храм обители;
    • Собор во имя Святой и Животворящей Троицы – главный храм на территории обители;
    • Софийская церковь – одна из самых маленьких в Европе (одновременно в церкви могут находиться максимум 7 человек);
    • Собор во имя Грузинской иконы Божией Матери – храм, в котором хранится главная святыня Раифы – список с чудотворной Грузинской иконой Божией Матери.
    • Надвратная церковь Архистратига Божия Михаила с 60-метровой колокольней, называемой «Раифская свеча» — самая узнаваемая постройка Раифского монастыря.

Особую живописность архитектурному ансамблю обители придает природное окружение: сосновый лес и озеро.

Подворье Раифского монастыря находится в Казани, в центре города, по адресу Московская, 39. На подворье живут учащиеся в Казани воспитанники.

Интересные факты. Чудеса Раифского монастыря

  • Раифский Богородицкий мужской монастырь знаменит своими неквакающими лягушками, живущими в Сумском озере. По легенде, монахи обители однажды попросили Бога заставить лягушек замолчать, так как их кваканье мешало им петь, и лягушки действительно замолчали. Примечательно то, что на территории Раифы замолкали и любые другие лягушки, привозимые сюда ради эксперимента и развенчания мифа, которые заливались кваканьем, как только их увозили от стен обители.
  • С 1994 года при монастыре действует приют для детей сирот, в котором воспитываются мальчики в возрасте от 8 до 18 лет;
  • Далеко за пределами обители известен монастырский хор — квартет «Притча»;
  • На берегу Раифского озера находится памятник Казанскому Коту. Другой памятник Коту находится на главной пешеходной улице Баумана;
  • На территории монастырского комплекса находится множество статуй, выполненных послушником Владимиром Савельевым;
  • С 2001 года Раифа на собственные средства и средства, собранные в ходе пожертвований, издает газету «Раифский вестник» и детское приложение к газете «Светлячок».

Чудотворная Грузинская икона Божией матери

святыня обители – список с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. В 1622 году персидский шах Аббас напал на Грузию.

В качестве одного из военных трофеев шах забрал с собой и вскоре выставил на продажу на одном из восточных рынков Грузинскую икону Божией Матери. Вскоре икона была куплена приказчиком ярославского купца Георгия Лыткина Стефаном Лазаревым.

У купца было видение, что у его приказчика есть чудотворная икона, которую нужно передать в Красногорский монастырь Архангельской губернии, что Георгий Лыткин и сделал.

Чудеса исцеления начались сразу же при внесении иконы в обитель – например, исцелился уже много лет ничего не видевший монах Питирим. В дальнейшем многие молящиеся у иконы получали исцеление. По православной традиции с чудотворной иконы были сделаны многочисленные списки (копии), один из которых был доставлен в храм. 

Расписание богослужений

Раифский мужской монастырь является действующим, здесь ежедневно совершаются богослужения. Утренняя молитва в будни начинается в 7:00, вечерняя — в 15:30 и 20:00. В воскресные и праздничные дни богослужения происходят в 7:30, 15:30 и 20:00. 

Адрес, как добраться. Где остановиться

Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника в 30 километрах от Казани, недалеко от города Зеленодольск и всегда открыт для туристов и паломников. Из Казани до Раифы добраться можно на автобусах №552 и №554 от Северного вокзала, из Зеленодольска — автобусом №405. Координаты места: 55.901451, 48.730545.

Остановиться на ночлег можно в гостинице «Дом паломника», принадлежащей обители. В отеле находятся 25 номеров, плата за проживание чисто символическая — от 500 рублей. Забронировать номер в гостинице или узнать более подробную информацию можно по телефону (843) 713-48-78.

Экскурсия в Раифский монастырь

Посетить монастырский комплекс можно как самостоятельно, так и во время загородной экскурсии.

Источник: https://kazantravel.ru/attractions/raifskiy-monastyr/

10 самых известных монастырей России

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит.

В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями.

Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых.

Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами.

Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое канун в церкви

В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере.

Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок.

Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета.

За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован.

Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником.

Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св.

Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса.

Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани.

Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая.

Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского.

Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца). За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения.

Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия. При нем обитель стала известной, как никогда ранее.

Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

Источник: https://putidorogi-nn.ru/samoe-samoe/693-10-samykh-izvestnykh-monastyrej-rossii

Монастыри Карелии

Север России всегда был славен своими монастырями и православными святынями. Здесь, в глухих краях болот и лесов стойко держались иноки, охраняя свой покой и незыблемость веры. Здесь страницы истории православия обагрились кровью.

Среди паломников Карелия считается если не Вифлеемом, то уж местностью, которую обязательно нужно посетить, точно. Монастырей и святых мест здесь довольно много. Мы расскажем кратко обо всех действующих на данный момент монастырях карельской епархии. Более полную информацию мы разместили по ссылкам, чтобы вам было удобней и проще найти нужные сведения и выбрать, куда отправиться.

Валаамский мужской монастырь Один из самых известных и древних в Карелии. Он настолько древен, что кажется, был на карельской земле всегда. Ученые точно даже не знают точной даты основания. Кто-то говорит о временах крещения Руси. Кто-то полагает, что основана обитель все же позже.

Бытует мнение также, что монастырь существовал уже в годы распространения христианского учения на Руси.

Основателями обители считают преподобных Сергия и Германа, греческих иноков. За долгую свою историю обитель видела все — и мир, покой и благоденствие, и кровь, огонь и боль.

Не один раз разрушали монастырь на святом острове, как называют Валаам в народе, но он каждый раз возрождался с поистине христианским смирением. И красота монастыря только приумножается с годами.

Подробнее об этом потрясающем по красоте и духовной силе острове читайте здесь.

Соловецкий ставропигиальный Спасо-Преображенский мужской монастырь

Устроен в 14 веке на одном из островов Соловецкого архипелага. Прибыли тогда на остров двое — Саввватий и Герман, которых именуют преподобными. Они водрузили на острове крест и устроили себе кельи. С той поры и ведет отсчет невероятная, исполненная чудес и трагедий история монастыря.

Несмотря на свой более чем почтенный возраст монастырь н Соловках выглядит по-прежнему величаво и свежо. Белокаменный, окруженный зеленым и синим — водой и травами.

Паломники говорят о том, что на Соловках потрясающе дышится, а в душе и теле появляется невероятная легкость. А ведь история монастыря полна страшными страницами. Видимо, место для возведения обители и правда было выбрано не случайно.

Впрочем, рассказать обо всем в двух-трех абзацах невозможно. Поэтому — читайте вот по этой ссылке всю важную, полезную и интересную информацию.

Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь

Расположен в Прионежском районе u0014 всего 80 км от столицы Карелии. Основа, что примечательно, в 16 веке не приезжими монахами, а вепсом из Шокши (вепсы u0014 это не религия, а народность). Когда-то монастырь был великолепен u0014 белокаменные строения, крепкие, благолепные Сейчас, к сожалению, на приведение в порядок всего этого былого великолепия денег нет, поэтому от монастыря в старом виде остались только руины. Насельники монастыря живут в Шелтозеро.

Однако и то, что от Ионо-Яшезерской обители осталось, выглядит достаточно внушительно, представить, как выглядел монастырь в лучшие времена, будет легко. Наименее душераздирающе выглядит монастырь летом, утопающий в зелени, глядящий на залитую солнцем воду. И даже прорастающие сквозь просевшие крыши молоденькие робкие деревца выглядят не инородно, а как-то гармонично. Так и должно быть u0014 природа примирилась с вторжением и простила своих детей. Более подробно о монастыре читайте здесь.

Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Располагается в Олонецком районе. Монахи облюбовали эти глухие тогда места еще в самом начале 16 века. История обители на берегу озера Важего была многотрудной и многострадальной. Что только не случалось u0014 от набегов польских разбойников до всепожирающих пожаров. В храмовых стенах были и спортзалы, и психбольница

Но сейчас монастырь потихоньку приводится в порядок и восстанавливается. Конечно, еще не все работы закончены, тем не менее, в монастыре уже ведутся службы.

Больше об истории и о святынях u0014 по ссылке.

Корнилие-Палеостровский мужской монастырь

Расположен в Медвежьегорском районе на острове Палем. Обитель u0014 еще древней, чем те, о которых сказано выше u0014 15 век! История монастыря u0014 мрачная и трагичная. По нынешним временам u0014 не история, а сценарий для триллера. Начать с того, что преподобный Корнелий, который основал монастырь, был отправлен в Карелию для просвещения здешних язычников, которые крепко держались за старых богов.

Продолжить можно тем, что в обители как величайшую ценность хранят вериги Корнелия. Для тех, кто не знал, но всегда хотел узнать, что такое вериги u0014 это железные цепи и оковы, которые на голом теле носили христианские аскеты.

А еще в Корнелие-Палеостровском монастыре, который старообрядцы захватывали аж два раза, произошло одно из самых массовых самоссожений.

Монастырь прославился своей строгостью и аскетизмом. Выглядит он сейчас соответствующе u0014 более чем скромные деревянные строения окружают руины каменного братского корпуса. Но монахи собираются восстановить и его тоже.

Остров не велик, кроме тех, кто живет в монастыре, людей на нем нет. Да и монахов u0014 всего несколько человек. Глухо, пустынно, тихо. Но у отцов можно получить ответы на многие вопросы. Тишина и суровость жизни способствуют, видимо, оттачиванию мысли до бритвенной остроты.

Интересные подробности u0014 здесь.

Муромский Успенский мужской монастырь

Появился в Пудожском районе, страшно сказать, в 14 веке. И до сих пор действует. Одна из древнейших обителей в Карелии имеет историю тоже сложную. Но интересна, пожалуй, не этим. Жизнь в монастыре u0014 чрезвычайной строгости и уединенности. Малочисленные монахи всеми силами стараются восстановить былое великолепие. Когда-то именно здесь была возведена первая в Поморье церковь во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской.

А еще тут сам преподобный Лазарь построил церковь воскрешения Лазаря. Деревянную, в лучших традициях скупого на эмоции северного зодчества. Правда, это строение в середине 20 века, разобрав по бревнышку, увезли на остров Кижи. Но на территории монастыря строится копия церкви, которая должна повторить облик предшественницы.

Добраться до монастыря u0014 чрезвычайно трудно. Но это того стоит. Здесь красиво, величественно и очень спокойно. О том, как добраться, u0014 читайте здесь.

Никольский Адриано-Андрусовский мужской монастырь

Тоже расположен в Олонецком районе. Пустынь основали в 16 веке. Место для этого выбрали полностью соответствующее слову «пустынь» — каменистый полуостров на Ладоге.

Говорят, когда преподобный Адриан со товарищи пришел на Ладогу, чтобы строить монастырь, терпел он гонения от местного атамана разбойничьей шайки, и долго просил разрешить братии продолжить труды по устройству обители. Наконец атаман смилостивился. И когда сам он был побежден более удачливым разбойником, увидел, лежа в лодке, связанный цепями, лицо Адриана, который рассказал, что все монахи молятся за него, чтобы атаман освободился. И тут же разбойник увидел, что цепей на нем нет. Не теряя времени бежал он в монастырь, где просил Адриана принять его. Закончил свою жизнь атаман уже в братии, раскаявшись. Примечательно, что согласно легенде, тот атаман, что его победил, также пришел в монастырь и принял постриг. Нарекли его Киприаном Стороженским.

В годы советской власти монастырь был разрушен, но сейчас восстанавливается. О святынях его, а также о том, как были обретены мощи преподобного Адриана, можно узнать вот тут.

Свято-Ильинская Водлозерская пустынь

Тоже мужской монастырь. Находится, что примечательно, в Пудожском районе, на территории Водлозерского национального парка, на острове Малый Колгостров. Одна из самых молодых обителей, учреждена в 2006 году. Но это не значит, что там нет ни истории, ни своих реликвий. Богослыжения совершаются в храме Илии Пророка на Ильинском погосте. Храм был построен в 18 веке на месте более древней церкви.

А на соседнем острове отреставрирована часовня Покрова Пресвятой Богородицы, 18 века.

Несмотря на молодость, пустынь очень популярна среди путешественников. Здесь хорошо, тихо и покойно. И удивительно легко.

Подробнее о пустыни и о знаменитом Ильинском погосте, потрясающем месте u0014 по ссылке.

Сяндемский Успенский женский монастырь

Единственная женская обитель Карелии. Кстати, изначально, в 16 веке, монастырь был мужским. Женским он стал через четыре века.

Обитель не раз подвергалась опустошениям. Во время советской власти от церквей и храмов не осталось даже фундаментов. Но обитель, как феникс из пепла, возрождается. Там даже собираются строить каменный Успенский храм u0014 по сохранившимся фото церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла.

Насельницы молятся за тех, о ком просят паломники. Говорят, здесь, в монастыре, очень легко молиться, легко освободить душу. Монахини считают, это потому что место намоленное. А еще говорят, что от монахинь здешних исходит не то, чтобы свет, конечноНо таким успокоением, мудростью и добротой от них веет, что и миряне расправляют плечи и глядят в северное небо свободней и мягче.

О том, как добраться с пустынь, и о том, на что стоит обратить внимание, u0014 читайте здесь.

Кемский Благовещенский монастырь во имя Новомучеников и Исповедников Российских

Уникален в своем роде. Расположена обитель в Кеми, она тоже молода и стоит на месте разрушенного Благовещенского собора, на руины которого можно посмотреть.

Место выбрано не случайно. В Кеми было некогда расположено управление СЛОН u0014 северных лагерей особого назначения. Обитель принимает паломников, идущих путем ссыльных u0014 на Соловки.

Братия старается восстановить прежние святые строения. В монастыре мироточит несколько икон u0014 это ли не чудо?

Больше о чудесах монастыря u0014 вот тут.

Источник: https://www.alem-tour.ru/monastyri-karelii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Секулярный мир что это такое

Закрыть