Маленькая церковь как называется

Опрос папы Франциска: новое отношение к семье и сексу

маленькая церковь как называется

Роберт Пиготт Обозреватель Би-би-си по вопросам религии

Опрос среди рядовых верующих, часть вопросов которого посвящена сексуальной этике, сигнализирует о возможной смене акцентов Римско-католической церкви.

Католики привыкли получать указания от Ватикана, а не делиться своим мнением.

Но после восхождения на Святой престол папы Франциска пришло ощущение, что он может фундаментальным образом изменить манеру и способ управляется этим огромным институтом – католической церковью – и что он хочет включить в этот процесс «простых» католиков.

Анкета с 39 вопросами была разослана всем католическим епископам и сопровождается инструкциями провести как можно более широкие консультации с верующими. Это — беспрецедентный шаг, сигнализирующий о реформах, которые, возможно, готовит понтифик.

Вопросы касаются щекотливых тем, среди которых: контрацепция, однополые браки, секс вне брака, а также возможность допуска к причастию разведенных и женатых вторым браком.

«Открытость к жизни»

Римско-католическая церковь Англии и Уэльса первой разместила анкету в интернете и рекомендует всем католикам заполнить ее в срок — до 20 декабря.

Знают ли супружеские пары, как морально оценивать различные методы планирования семьи?Один из вопросов анкеты

Полученные ответы, скорее всего, подтвердят то, что епископы уже знают: поведение католиков, в том числе, тех, кто регулярно посещает церковь – а это примерно одна треть всех верующих, – резко расходится с проповедуемой Ватиканом моделью.

Но вместо того чтобы критиковать этих верующих, папа Франциск убежден, что церковь должна их понять – и опрос является одной из попыток приблизить это понимание.

Несколько недель назад понтифик подверг критике католическую церковь за то, что она усиленно пытается заставить людей соблюдать правила поведения, основанные на традиционных религиозных представлениях.

Он назвал это погруженностью «в мелочи и мелочные правила» и одержимостью «передачей разрозненного множества доктрин».

Нет пока никаких признаков того, что папа Франциск планирует основательный пересмотр церковной доктрины, но ясно, что он хочет переключить упор на милосердие и прощение, особенно по отношению к страдающим.

Опрос сам по себе является признанием того, что отношение церкви к католикам, которые не могут – или не хотят – следовать официальным церковным правилам поведения, должно измениться.

Лексику опросника критикуют как неясную и запутанную, но нет никаких сомнений, что опрос затрагивает глубинные основы фундаментальных и часто неудобных проблем, связанных с повседневной жизнью католиков.

Один из разделов анкеты называется «О союзах лиц одного пола». В этом разделе есть вопрос: «Какое пастырское внимание может быть уделено людям, решившим жить в иных типах союза?»

Image caption Папа римский Франциск ждет ответов на опрос к сентябрю будущего года

В другом разделе задаются вопросы о контрацепции – но вместо самого этого слова употребляется выражение «открытость супругов к жизни».

Церковь не принимает искусственной контрацепции, но в анкете есть вопрос относительно того, сознают ли супружеские пары, «как морально оценивать различные методы планирования семьи?»

Истина, однако, в том, что большая часть моральных доктрин церкви не принимается верующими.

«Золотой стандарт»

Папа Франциск не собирается менять учение католической церкви по поводу контрацепции.

Ватикан вовсе не считает, что путь вперед заключается в отказе от фундаментальных церковных ценностей, так называемого «золотого стандарта» для желающих вести праведную жизнь.

Так же как и понимание церковью того, что представляет собой «истинный» брак – союз между мужчиной и женщиной – запрет контрацепции является одним из пунктов католической доктрины, защищенным от реформ.

Но это не значит, что в этом вопросе невозможны изменения в сторону более понимающего и менее осуждающего отношения, за которое ратует Франциск.

Это опасный разрыв для такого института, как церковь. С этим можно справиться двумя способами: либо зажимать его сверху вниз, что чревато риском превратить церковь в маленькую секту, либо, сосредоточив внимание на Иисусе, адаптировать церковное учение так, чтобы католики могли сказать: «Да, это я, это то, во что я верюДжон Уилкинс, католический комментатор

Папа римский показал, что он осознает, как католики, пренебрегающие церковными правилами, уязвлены суровой реакцией церкви.

Например, раньше Ватикан говорил о «глубоко укорененных гомосексуальных тенденциях» как об «объективном отклонении». Новый понтифик заявляет, что он не считает возможным осуждать геев.

Даже без реформирования фундаментальных представлений, опрос может привести к серьезным изменениям в церковной практике. Он поможет укрепить стиль папы Франциска, который уже определяют как попытку примирить идеальные ценности католической церкви с реальными жизнями ее последователей.

Это один из тех случаев, когда изменение стиля может привести к изменению содержания.

Например, в том, что касается «контрацепции», новый стиль может заключаться в призыве к католическим парам быть «открытыми к жизни» в их сексуальных отношениях, предоставив им самим выбирать формы этой открытости.

Повышенные ожидания

Ответы на опрос должны быть переданы католическим епископам до того, как они соберутся в Риме в сентябре будущего года, чтобы на специальном заседании Синода обсудить подход церкви к вопросам семьи и брака.

Затем в 2015 году Синод должен издать новое руководство для католиков по семейным вопросам.

Большинство из членов Синода были избраны в годы правления традиционалистских пап Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, но католический комментатор Джон Уилкинс говорит, что даже традиционалисты сознают пропасть между учением церкви и практикой.

«Это опасный разрыв для такого института, как церковь, – говорит Уилкинс. – С этим можно справиться двумя способами: либо зажимать его сверху вниз, что чревато риском превратить церковь в маленькую секту, либо, сосредоточив внимание на Иисусе, адаптировать церковное учение так, чтобы католики могли сказать: «Да, это я, это то, во что я верю».

Однако в какой-то степени сам факт проводимого папой Франциском опроса, затрагивающего проблемы, обсуждение которых среди католиков ранее не поощрялось, порождает надежды и ожидания. И эти ожидания будет нелегко удовлетворить.

Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2013/11/131115_pope_survey_family

О священном хлебе. просфора, артос, антидор

маленькая церковь как называется

Просфора

Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.

Произнося над согрешившим праотцем нашим Адамом столь же непреложный, сколь и праведный приговор, Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И в этих высочайших словах «хлеб» также означает все нужное и для тела, и для души.

Хлеб – одно из важнейших жертвоприношений Единому Истинному Богу от народа Израилева. Место для хлебного предложения отводилось особое – стол в святилище пред Святая Святых. «И полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно» (Исх. 25, 30). Стол с двенадцатью хлебами предложения, как и кадильный алтарь, находился в святилище Ветхозаветной скинии. В Иерусалимском храме стол был позлащен.

Минули тысячелетия, и мы, православные христиане, сподобились вкушать вышеестественный хлеб Тела Христова в Таинстве Святого Причащения. Однако и этот хлеб дается нам в поте лица: для его вкушения нам необходимо потрудиться в покаянии и посте, а если Бог даст, то и слезы пролить. А ведь и сами же христиане могут стать и становятся хлебом духовным для мира сего.

Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово «просфора» означает «приношение». В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе).

Просфора в нынешней Церкви — это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе.

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NI.KA», означающими «Иисус Христос побеждает». Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский.

В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.

Просфора Антидор

Итак, просфора — это церковный хлеб, употребляемый для Богослужения и поэтому требующий особо благоговейного обращения. Во время совершения проскомидии записки (говоря по-церковному, поминовения) вместе с просфорами передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая — поминая — их, вынимают при этом частицы из просфор.

В определенный момент Божественной Литургии эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия благодать. Просфора, из которой вынута частичка для совершения Евхаристии, освященная в алтаре — большая святыня.

Эта святыня — наша маленькая жертва Господу Богу нашему — приносит вкушающим ее христианам душевное и телесное здравие, просвещение ума.

Агнец Антидор

Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово «антидор» происходит от греческих же слов «анти» — «вместо» и «ди орон» — «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместо дара».

«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться.

Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу.

Многие совсем оставляли Божественную Литургию, а из тех, кто приходил, большей частью не принимали участия в Божественной Вечери.

Первое свидетельство о раздаче частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимиею.

Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых.

Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой.

В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются.

После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. Затем он окропляет артос святой водой. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.

Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое солея в храме

О вкушении просфоры, антидора и артоса

Просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала.

По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.

Нам непременно следует помнить, что все, соприкасающееся со святыней, требует особого, внимательного и аккуратного обращения. Так, бумагу, в которую завернута бывает просфора или артос, следует обязательно сжигать. Дома же мы должны хранить освященный хлеб с подобающей бережностью, в определенном месте.

И все же — прости нас, Господи! — как часто по небрежности, забывчивости или этакой «привычке» к обращению со святынями мы допускаем и неаккуратное их хранение, и неправильное потребление, забываем в Храме.

Если просфору или частичку артоса нельзя потребить (появилась плесень или еще по какой-либо причине) нужно принести ее в Храм и отдать на сжигание.

Издавна существует благочестивая традиция шить для ношения и хранения просфор специальные маленькие сумочки на шнурках или узкой тесьме. Если есть такая сумочка, то пропадает надобность в каких-то временных пакетиках, пропадает опасение, что просфора может быть случайно уронена и проч. Сумочки часто называют «просфорницами» или «просфорничками», изысканно украшают бисером, вышивкой, лентами. Купить их можно в церковных лавках.

Пусть все сказанное выше послужит нам еще одним напоминанием о том, что благоговейная бережность не просто вменяется нам в обязанность. Мы должны воспитывать в себе искреннее желание, благую волю к тому, чтобы и хранить, и потреблять святыню так, как это подобает святыне.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода, во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Просмотров (13096)

Источник: http://tihvinskiy-hram.cerkov.ru/o-svyashhennom-xlebe-prosfora-artos-antidor/

Как называется маленькая церковь – Чем отличается церковь от храма, собора и часовни

маленькая церковь как называется

Понять различия церкви, храма, собора и часовни можно, вернувшись во времена зарождения христианства. Считается, что первое богослужение состоялось в рядовом доме, которое подготовил сам Иисус Христос.

Это он задумал Тайную Вечерю, где шел разговор о вере и царстве на небесах. Там же прошла впервые Литургия – таинство с хлебом и вином (позже ассоциация с телом и кровью Христа). По окончанию все участники собрания с песнопениями взошли на Елеонскую гору.

Христос завещал совершать такие действия, как память о нем. Подобный обряд дошел до наших дней,

После смерти Христа, апостолы выбрали по карте мира места, куда направились проповедовать учение наставника, Им удалось обратить в христианство целые страны.

Первоначально христиане посещали иудейские храмы, но Евхаристию (освящение хлеба и вина для соединения с Богом, причастие для спасения души) проводили в иных помещениях. Сначала это были обычные квартиры, но после начавшегося гонения христиан, церковные общины спустились в катакомбы.

Архитектура храма катакомб до сих пор считается классическим образом православной церкви, поделенной на три помещения: алтарь, центральное большое помещение для молящихся, и третий небольшой зал для людей, пришедших познакомиться с христианской службой или для трапезы. Если храм залегал неглубоко, то в центре вырывался колодец, через который в залы проникал свет. Именно такой храм первые христиане называли церковью.

Когда гонения на христиан закончились, предстала эпоха сооружения наземных храмов. Архитектура их была разнообразной. Здания в виде креста подчеркивали преклонение перед основателем церкви Христом. Круглые сооружения предрекали вечность Церкви. Восьмиугольная форма дома указывала, словно Вифлеемская звезда, на дорогу спасения.

Во всех постройках обязательно выделялась алтарная часть. Композиция завершалась куполом с возносящимся крестом.

От первых христиан дошли два представления: церковь и храм, Однако сегодня они трактуются по-другому, так же, как разделяются по своему назначению все храмовые постройки.

Церковь

Слово Церковь пришло из Греции. Оно звучит, как Кириаке, и переводится — дом Господа. Верующие привыкли называть любое культовое сооружение церковью. В более широком понятии, церковь – община людей, составляющая костяк одного храма. Постоянные прихожане помогают вести службу, входят в состав хора, делают свечи и просвиры, убирают помещение, выбирают направление благотворительности.

Церковь

Храм

Храм (от русских слов Хоромы и Храмина)– здание предназначается для богослужений и проведения обрядов. По назначению они делятся на приходские, соборные, домовые и кладбищенские. Все храмы должны иметь минимум три купола, каждый из которых имеет свой смысл. Центральный купол означает единство Бога, второй купол говорит о единстве божественной и человеческой природы Христа, три купола вместе напоминают о Святой Троице.

Храмы могут достраиваться. Новая часть называется пределом, наделяется куполом и может иметь имя, отличное от основного названия храма. Размещается здание на самых высоких местах, в знаковых для прихожан точках. Единственный алтарь храма ориентирован на восток, в сторону восхода солнца. С увеличением площади здания могут появиться еще алтари.

Вокруг храма обязательно строится ограда с воротами (въезд машин) и калиткой (вход прихожан). Постройка храма начинается с благословение.

Храм

Собор

Происхождение слова собор берет от русского слово собрание. Как правило, это центральный храм городского поселения и монастыря. В крупных городах и религиозных центрах соборов может быть много. Например, в Сергиевой Лавре – Троицкий и Успенский соборы. Санкт-Петербург славится тремя центральными соборами (Смольный, Казанский, Исаакиевский) и несколькими соборами в черте городских монастырей. В Москве только Кремль имеет несколько соборов, главный из которых Успенский.

В кафедральном соборе обязательно есть ложа для патриарха, вторая ложа в русских церквях – царское место. Если здание небольшого размера, то место для высших чинов делают выносным. Главный кафедральный собор России – храм Христа Спасителя.

В соборах обязательно присутствует несколько алтарей. В них ежедневно проводят службы минимум три местных священника или священники других церквей. Полный состав служителей собора насчитывает 12 священников и одного настоятеля (по аналогии — Христос и 12 апостолов).

Богослужения могут проводить высшее духовенство: патриарх, архиепископ, архиерей, при этом их сопровождают различные чины епархии. Существует строгое распределение проведения служб. Два священника не могут служить две Литургии в один день.

Если у церкви есть несколько приделов, то Литургия может проходить в каждом приделе, но проводят богослужение разные священники.

Главным отличием собора от других храмов то, что в нем обязательно хранятся мощи святых. Собор имеет особый статус, благословение на строительство именно собора, он не пересматривается, т.е. появиться на этом месте другой храм вместо собора не может.

Собор

Часовня

Часовня – небольшая одноглавая церковь. Ее может построить любой человек в память о важных событиях или о людях, которых он хочет увековечить. В часовне нет алтаря, поэтому не проводится Литургия.

Здесь верующий в кругу икон и свечей произносит свою молитву. Иногда могут проходить совместные службы. Следят за часовней послушники ближайших монастырей или местные жители. Часовню можно встретить у святых источников, на перекрестке дорог.

Для их строительства не выбирают парадных мест и редко обносят забором.

Часовня

Главные отличия

Все церковные сооружения служат одному – разговору с Богом. Что выберет человек для тайной беседы храм, собор или часовню – роли не играет. Его молитвы услышат в Царстве Небесном. Однако бывают моменты, когда из разнообразия надо выбрать одно. Поэтому еще раз подчеркнем их отличие.

  1. Церковь – здание, где собираются люди, связанные одними религиозными традициями (единоверцы).
  2. Храм – любое сооружение, где проходит богослужение.
  3. Собор – главный храм города и монастыря, где обязательно хранятся мощи святых.
  4. Часовня – для частных или совместных молебен.
  5. На строительство и выбор места церкви, храма и собора надо получить благословение (статус), часовне статус не нужен, она строиться по велению сердца в любой местности.
  6. Ежедневная Литургия проводится только в соборе. В храмах более свободное расписание проведения обрядов, В часовне его совсем нет.
  7. Высшее духовенство проводит службу лишь в соборе.
  8. В соборе – всегда несколько алтарей, в храме алтарь может быть один.
  9. Вокруг церкви, храма, собора есть ограда, часовню, чаще всего, не ограждают
  10. При церкви, храме, соборе закреплен штат духовенства, за часовней нет.

Теперь в различных жизненных ситуациях найдется место, где можно прикоснуться к высокому общению с Богом, получить умиротворение, защиту, благословение.

vchemraznica.ru

Чем отличаются между собой церковь,храм и собор?

Слово Собор происходит от старославянских слов: съезд, собрание. Так обычно называется главный храм в городе или монастыре. Собор рассчитан на ежедневные служения богу как минимум трёх священников. Здесь же проходят богослужение высших духовных лиц: патриарха, архиепископа, архиерея. Слово Храм происходит от старорусских слов: «хоромы» , «храмина» .

Храм представляет собой архитектурное здание или сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов- отправление религиозного культа. Христианский храм называют церковью. Главное отличие собора от церкви и храма- особый статус, единожды присваемый церковному сооружению по причине какого либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря.

Основная разница между храмом и церковью наличие в храме жертвенника или алтаря.

церковь — это община людей с одной верой, храм — это здание, в котором эти люди собираются, собор вот точно не знаю))

Храм это и есть церковь, собор. Церковь меньше, собор больше (по размерам) . Также в соборе может располагаться кафедра Епископа. Тогда он кафедральный.

пышностью отделки!

Как женщина (церковь) отличается от дома в котором живет (храм). Собор это собрание верующих для особо важной задачи. Но есть здания в католическом стиле.

ЦЕРКОВЬ — ТЕЛО ГОСПОДА ХРИСТА . Храм и Собор место где свершается ТАИНСТВО ГОСПОДИВЕ.

19 Не знаете ли, что тела ваши суть== храм ==живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор. 6:19) 1. 1Тим.

3:15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который =========есть Церковь Бога =====живаго, столп и утверждение истины.

5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. (1Пет. 2:5) 5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем== церковь ==прилежно молилась о нем Богу. (Деян. 12:5)

храм и собор -это здания, где проходят богослужения, собор -это большой храм, на 1000 человек и больше, а церковь -это все верующие и Христос, но люди по-простоте называют и храм церковью

Церковь — это здание, в котором отправляется христианский религиозный культ и куда собираются молящиеся. церковь города или монастыря, в которой совершает богослужение высшее духовное лицо, называется собором Слово «церковь» в переводе с греческого языка означает буквально «божий дом» . Первые христиане собирались для исполнения культа в обычных частных домах.

Общественные молельни появились во П-Ш веках. Во все времена и стили (будь то романский, готический, барокко или модерн) архитекторы стремились строить церкви прекрасными и величественными, соразмерно славе всевышнего. Кроме того, это еще и ценные исторические памятники: церковные скульптурные украшения, живопись и витражи являются свидетелями эпохи их создания.

Храм от собора отличается тем что у храма один престол, а собор много престольный (два, три)

храм и собор -это здания, где проходят богослужения, собор -это большой храм, на 1000 человек и больше, а церковь -это все верующие и Христос, но люди по-простоте называют и храм церковью

Церковь- порождение фашизма!!! От куда пытки пошли?? Не от «святой» ли инквизиции???

touch.otvet.mail.ru

Чем отличается храм от церкви

Источник: https://deltodom.ru/raznoe-2/kak-nazyvaetsya-malenkaya-cerkov-chem-otlichaetsya-cerkov-ot-xrama-sobora-i-chasovni.html

Храм Святого Сердца в Барселоне. Испания по-русски — все о жизни в Испании

Барселона обладает множеством культурно-исторических сокровищ, составляющих непреходящую ценность для всего человечества. Здесь находится удивительный монументальный архитектурный комплекс, лицом которого является храм Святого Семейства гениального мастера Антонио Гауди. Город может гордиться и другими не менее грандиозными по красоте и масштабу объектами.

Сегодня мы отправляемся изучать один из них – храм Святого Сердца. Проезжая вдоль побережья, можно заметить, что храм венчает самую высокую точку Барселоны – гору Тибидабо, соединяя ее с небом.

Какие же увлекательные истории и необыкновенные приметы времени хранит в своих стенах этот небесный храм? Отправляемся в увлекательное путешествие сквозь века прямо сейчас!

Путешествие в прошлое

Каждое сооружение имеет свою особенную интересную историю, которую нельзя обойти вниманием. Несколько столетий назад земля на вершине горы Тибидабо пугала людей своей отдаленностью и трудностью подъемов на нее. Но спустя время Католический комитет решил использовать эту землю для возведения величайшего католического храма, месторасположение которого подчеркнуло бы его божественное значение.

В 1886 году выкупленная земля была передана знаменитому меценату Сан Хуану Боско, и в этом же году на вершине горы была построена маленькая часовня, которой суждено было стать прародительницей храма Святого Сердца.

Меценат захотел продолжить популярную в то время традицию по строительству храмов Святого Сердца Иисуса по всему миру, знаменитыми представителями которых являются храмы в Париже (базилика Сакрэ-Кёр) и Риме. Строительство было начато в 1902 году архитектором Энрике Саньером и было завершено его сыном в 1961 году.

Из-за смены архитектора первоначальный проект замысла был немного изменен. Строительство, длившееся больше полувека, не должно нас удивлять, ведь мы знаем, что храм Святого Семейства продолжает возводиться до сих пор.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько начинается служба в церкви

Современная жизнь храма на вершине

После небольшого экскурса в историю пришло время вернуться в настоящее и отправиться на вершину горы Тибидабо. Сделать это можно тремя способами.

  • 1-й: прямым автобусом Т2А с площади Каталонии (остановка находится на углу площади Каталонии и Рамблы, напротив магазина Desigual). Автобус курсирует с 10:15 с перерывом 20 минут каждый день, когда работает парк аттракционов, который тоже расположен на горе Тибидабо. Цена билета: 2,95 евро в одну сторону.
  • 2-й: поездом FGC по линии S1 или S2 до станции Peu del Funicular + фуникулером Вальвидрера до остановки Vallvidrera Superior + автобусом 111 (ходит с интервалом в 30 минут).
  • 3-й: поездом FGC по линии L7 до остановки Av. Tibidabo + туристическим трамваем Tramvia Blau до места остановки фуникулера + фуникулером Тибидабо. Цена билетов: поезд – 2,15 евро в одну сторону; трамвай – 5,5 евро в одну сторону; фуникулер Тибидабо – 4,4 евро в одну сторону.

Заглянуть в храм на минутку не получится, потому что его строение уже снаружи завораживает своей формой и бесконечным числом любопытных деталей. Величественный храм состоит из трех фундаментальных частей.

Нижняя часть – так называемая крипта, или склеп, построенная из коричневого камня с горы Монжуик и сочетающая в себе несколько стилей: романский, неоготический и модернистский. Над криптой располагается здание храма из серо-белого камня.

Его накрывает купол, увенчанный бронзовой статуей Христа с распростертыми миру объятиями, которую создал каталонский скульптор Хосеп Мирет.

С главного фасада крипты на нас смотрят скульптуры Девы Мерсед и святых Георгия и Сантьяго, а с центрального фасада храма – Архангела Михаила и Сан Хуана Боско. Маленькая часовня, с которой начиналось строительство храма, сохранилась и находится рядом со своим величественным собратом. Две круговые лестницы ведут гостей на верхнюю террасу, на которой расположен сам храм. В храм также можно подняться на лифте (стоимость подъема 2 евро).

Сначала зайдем в крипту и оттуда поднимемся в храм. Каждая деталь этого величественного комплекса несет особый смысл, который вам придется разгадывать: барельефы крипты расскажут историю Крестного пути, фрески – историю земной жизни Христа, а витражи несут изображения испанских святых и библейские сцены.

Крипта и храм украшены огромными колоннами, арками, скульптурами и яркой мозаикой. Кусочки яркого стекла складываются в огромные картины, образуя прекрасные витражи. Скульптор Эусеби Арнау при оформлении лаконично совместил базовые формы романского стиля с деталями в стиле барокко и добавил природные мотивы. Солнечный свет, проникая внутрь через рисунки под разным углом, создает внутри невероятно светлую и уютную атмосферу.

На верхней террасе вас встретят скульптуры 12 апостолов, молчаливо наблюдающие за Барселоной с высоты горной вершины. Там же расположена лестница, которая ведет на смотровую площадку у подножия скульптуры Христа. Виды на город, открывающиеся с этой точки, заставят вас замереть от восхищения.

График работы храма

  • С 11:00 до 18:00 – в ноябре, декабре, январе и феврале.
  • С 11:00 до 19:00 – в марте, апреле, мае и октябре.
  • С 11:00 до 20:00 – в июне, июле, августе и сентябре.

Крипта открыта каждый день с 9:00 до 20:00.

Расписание служб, посвященных религиозным праздникам, можно посмотреть на сайте храма.

 

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Источник: https://espanarusa.com/ru/pedia/article/610137

Деревянная Троицкая церковь в Свияжске, Свияжск

ТатарстанСвияжскДеревянная Троицкая церковь в Свияжске

Церковь Святой Троицы — единственный в Среднем Поволжье сохранившийся памятник русского деревянного зодчества XVI в. Во всей России древнее его, пожалуй, лишь деревянная Лазаревская церковь (1390 год) из Муромского монастыря, ныне перенесённая в Кижи.

Построить храм за один день

Храм построили весной 1551 года одновременно со строительством грандиозной деревянной крепости в Свияжске. Крепость строили по приказу Ивана Грозного с целью создания надежного плацдарма для военного похода на Казанское ханство. По легенде, церковь возвели за один день из стройматериалов, привезенных на плотах из Угличских лесов. В тот же день ее освятили.

А поскольку день 17 мая 1551 года пришелся на православный праздник Святой Троицы, то и назвали храм Троицким. Говорят, что царю Ивану было важно отслужить молебен именно в день Святой Троицы перед столь важным делом, как начало строительства нового русского града на Волге и будущим взятием Казани.

Об истории строительства Свияжской крепости вы можете узнать в Музее истории Свияжска.

Троицкая церковь — единственное деревянное строение в Свияжске, сохранившееся со времен крепости Ивана Грозного. Уникальный памятник архитектуры.

Царская молитва

Троицкая церковь стала первым храмом самого первого монастыря во всём Среднем и Нижнем Поволжье. Потому и назвали эту маленькую церковь почтенно – собор. В 1552 году 22-летний царь Иван IV и его воеводы Горбатый-Шуйский, Серебряный и Курбский молились здесь перед последним переходом войска на пути к Казани.

С церкви Святой Троицы и храма Сергия Радонежского началась история подворья Троице-Сергиевой лавры в граде Свияжске и крещение Казанского ханства. Сейчас это место называется Иоанно-Предтеченский монастырь.

Вернуть древний облик

Как все церкви, Троицкий храм имеет трапезную, средний храм и алтарь. C XVII по XX век храм неоднократно обновлялся, постепенно теряя свой древний облик. До недавнего времени храм вообще выглядел, как незатейливый дачный домик.  Впрочем, изначально конструкция храма мало отличалась от традиционной русской избы-пятистенки, которая строились, кстати, без единого гвоздя.

В 2011 в ходе ремонтно-реставрационных работ храму возвратили первоначальный вид. Вернули  Теперь церковь выглядит практически так же, как и в 1551 году. Интерьер сохранился  почти без изменений.

Внутри всё скромно и по-домашнему уютно: массивные бревна стен, широкие половицы, низкие тяжелые двери, деревянные скамейки, прислоненные к стенам трапезной. Долгие годы это был братский храм, где маленькая братия Троице-Сергиева монастыря ежедневно собиралась на долгие молитвы.

В древнерусских церквях обычно ставили такие скамьи, чтобы уставшие молящиеся могли немного отдохнуть.

Царские врата

Удивительно видеть в маленькой деревянной церкви 4-ярусный резной иконостас в стиле барокко. Однако главные сокровища иконостаса Троицкой церкви хранятся сейчас не здесь, а в древнерусском отделе Музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. Главное сокровище из того, что осталось в храме, пожалуй, роскошные царские врата.

Если вы приехали на автомобиле. От парковки на Свияжской дамбе нужно подняться по лестнице на холм пройти 50 метров по Успенской улице вдоль высокой стены Успенского собора и повернуть направо на Троицкую улицу. Пройти по ней еще 400 метров до входа в Иоанно-Предтеченский монастырь. Троицкая церковь — у входа в обитель.

Если вы прибыли на теплоходе. От пристани идти дольше. Оттуда на Троицкую улицу можно пройти разными путями. На всех перекрестках стоят стенды с картой острова — заблудиться невозможно. К тому же самый большой собор монастыря — Скорбященский, виден из любой точки Свияжска.

Добраться до места на автомобиле не получится, потому что Свияжск — пешеходная зона. Выезд автомобилей запрещен. Однако диаметр острова — не более полутора километров. Все достопримечательности — в пешей доступности.

422520, Россия, Республика Татарстан, Зеленодольский район, село Свияжск, ул. Троицкая 55.77032719563, 48.6594978533685

Источник: http://turizm.sputnik.ru/items/derevyannaya-troitskaya-tserkov-v-sviyagske

Псков. Грибница церковного зодчества

Псков, Плесков Дом святой Троицы – еще одно имя города, пришедшее к нам с древних времен.

По преданию, княгиня Ольга, первая православная правительница Руси и псковитянка родом, стоя на противоположном берегу реки Великой, увидела, как три солнечных луча чудесным образом сошлись на высоком холме в одной точке.

«Волею Божиею на сем месте церковь имать быти во имя пресвятые единосущные и животворящия Троицы», – решила княгиня, и вскоре над берегами Псковы и Великой поднялся первый, пока деревянный Троицкий собор.

Дом Святой Троицы

 Троицкий собор и колокольня 

 Этот собор простоял немногим более двухсот лет, пока вместо него в 1137 г. не заложил первый каменный храм призванный псковичами из Новгорода на княжение Всеволод-Гавриил. Судьба этого князя, внука Владимира Мономаха, была трагична.

В Новгороде он правил 15 лет, возвел две каменные церкви и передал их горожанам, но люб новгородцам не стал.

После двух серьезных поражений – от чудских племен в Клину и от Юрия Долгорукого – Всеволода вместе с семьей посадили под домашний арест, а потом изгнали из города.

 Другого князя новгородцы не жаловали, а потом серьезно ограничили в полномочиях, и началась с тех пор на берегах Волхова Новгородская республика, в орбиту которой включили вскоре и Псков.

А Всеволод был радушно принят псковичами, несмотря на недовольство «старшего брата» – Новгорода, и, хотя и правил всего год, полюбился им, а впоследствии – ввиду мироточения его нетленных мощей, свершившихся чудес и при соблюдении положенных условий – был причислен к лику святых.

В соборе, воздвигнутым Всеволодом, крестился с именем Тимофея, легендарный князь Довмонт, ставший на долгие годы верным защитником Пскова, а после кончины также признанный святым.

 Прошло двести лет – и своды храма обрушились. Третий по счету Троицкий собор строил на том же фундаменте зодчий Кирилл в 1365-1367 гг., вскоре после того, как Псков обрел независимость от Новгорода и на 150 лет стал вольной республикой.

Мастер постарался придать ему особенно торжественный вид – пристроенные к основному объему приделы сделали его подобным многоярусному строению, не похожему на новгородские храмы, что, видимо, также ставилось задачей строителю. В 1609 г.

случился пожар, и все, что было внутри храма, сгорело – кроме мощей святых Всеволода-Гавриила и Довмонта.

 Троицкий собор. Южный фасад

 Храм был перестроен в 1682 – 1699 гг., когда о Псковской вольнице и говорить вслух уже было не принято. В архитектуре Москвы цвело «нарышкинское» барокко, уходили в прошлое пирамиды кокошников и ковровое узорочье. Псковский Троицкий собор поднялся на высоком четверике с подклетом – на 78 метров. Величие придают ему широкое «ползучее» крыльцо и пятиглавие, главный барабан которого смещен от центра шестистолпного четверика к востоку. Три апсиды поднимаются до середины высоты четверика.

 Сто лет спустя, чтобы предотвратить разрушение храма от неравномерной осадки, его стены усилили контрфорсами и обнесли боковыми галереями. В нижнем ярусе устроена церковь, освященная в честь Серафима Саровского. Кроме этого, имеются еще три престола: Троицкий, Казанский и Александро-Невский.

 Декор Троицкого собора, как и у всех псковских храмов, скромен. Вертикальное членение стен лопатками завершается двухпролетными арками, отбитыми по горизонтали карнизом.  Барабаны с высокими узкими окнами охватывают колончатые пояса. Над приделами установлены малые главки. Нижний ярус украшен рядом поливных изразцов. На южной стене выполнен барельеф, изображающий святых Кирилла и Мефодия. Окна каждого яруса храма отличаются по форме и высоте. Центральную главу собора покрывает позолота.

 Троицкий собор. Барельеф святым Кириллу и Мефодию

 Колокольня собора была встроена в восточную стену Крома в начале XVIII в. Первоначально она имела четыре яруса и до пожара завершалась шатром. На колокольне установили «немецкие» часы и 16 колоколов. Помещения в нижних ярусах, перекрытых сомкнутыми сводами, использовались для проживания причта. После очередного пожара (1770 г.

) шатер был заменен на традиционное для начала XIX в. завершение со шпилем. В результате череды перестроек XIX-XX вв. сооружение предстает перед нами уже шестиярусным; в трех верхних – ярусах звона – помещены колокола и, под самым шпилем – часы. Вверх, до четвертого яруса, ведет внутристенная лестница, дальше подниматься приходится уже по лестницам деревянным.

Пристройка с западной стороны была сделана уже в 1982 г.

 У стен собора собиралось псковское вече. Здесь утверждали на княжение, вели летопись, заключали и скрепляли крестным целованием договоры с воинственными соседями, хранили городскую казну. Как с именем святой Софии новгородцы, так с именем святой Троицы псковичи шли в бой с непрошеными гостями. Сюда привел с Чудского озера плененных крестоносцев Александр Невский.

 В одной большой серебряной раке здесь хранятся мощи князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, павшего от руки тевтонских рыцарей настоятеля Снетогорского монастыря Иоасафа и юродивого Николая Саллоса, остановившего карающую руку Ивана Грозного. Службы в соборе запретили в 1935 г. Они возобновились в годы немецкой оккупации, и с приходом освободителей уже не прекращались.

Псковские храмы

 Псковское храмовое зодчество – отдельная страница в истории русской архитектуры.

Здесь, как и в Новгороде, сложился свой, самобытный стиль, нашедший отражение в средневековых постройках небольших белокаменных церквей, поднимающихся от псковской земли, по одному из сравнений, подобно белым грибам – приземистые, основательные, как правило – одноглавые.

А над городом, над суровыми стенами неприступного Крома, высится величественный Троицкий собор, который видно отовсюду: из Запсковья, Застенья и Завеличья, с мостов через реки Великую и Пскову, в просветах улиц и даже от подножия монумента «Ледовое побоище», вставшему на горе Соколихе в десятке километров от города.

 Кстати, историческая часть Пскова – это Кремль (Кром и Довмонтов город), Застенье – застроенное пространство между стенами Довмонтова и Окольного городов, Запсковье – застроенный противоположный берег Псковы и Завеличье – также обнесенный стеной Окольного города посад на другом берегу Великой.

 Пять колец защиты города, пять крепостных стен с башнями созданы были за шесть столетий в Пскове – остатки этих укреплений бережно сохраняются. Такая глубоко эшелонированная оборона сделала Псков неприступной твердыней – за почти семь веков ни один завоеватель не смог покорить его.

 Памятник А.С. Пушкину и Арине Родионовне

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое канун в церкви

 На то, чтобы осмотреть все историко-архитектурные памятники старого Пскова, и двух дней будет мало. А не так далеко от города – и Псково-Печерский монастырь, и Пушкиногорье. Не случайно в Летнем саду, на пересечении с Октябрьским проспектом, установлен трогательный памятник поэту и присевшей рядом с ним няне Арине Родионовне.

 В Пскове строили из колотого плитняка – слоистого известняка, из которого складывали и мощные крепостные стены города. В конце XVI в. насчитывалось более 120 храмов, в том числе и тех, что возводил князь Довмонт Псковский.

Строения Довмонтова города дошли до нас только в виде остатков фундаментов и, частично, подземных помещений. Благодаря археологам они очищены от поздних наслоений грунта и законсервированными предстают глазам туристов.

Но не менее 60 псковских церквей стоят и поныне, и во многих ведутся сейчас службы.

 Псковские храмы – небольшие, сродни «кончанским» церквям старшего брата – Великого Новгорода. В старом Пскове насчитывалось шесть районов – «концов», и жители собирали средства на храм всем миром. И строили порой поэтапно.

 Каменное убранство скромно и строго – поребрик, бегунец, иногда – аркатурные пояски. Стены штукатурили, белили снаружи и изнутри, и не расписывали фресками. Фасады завершали щипцами. Подпружные арки поднимали выше сводов, а столбы в нижней части стесывали, чтобы увеличить для прихожан свободное пространство. Приподнятость барабана способствовала лучшему освещению храма. Над окошками барабанов устраивали фронтончатые сандрики. Крыли храмы зачастую тесом.

 «Кончанские» храмы, как правило, четырехстолпные, обнесенные галереями. В них появляются малые приделы для уединенной молитвы, помещения для хранения ценностей, что устраивалось в западных частях строения. Их площадь увеличивается, меняется ритм членения фасадов. Отсюда – асимметрия, различная высота закомар. Такие храмы уже не довлеют над ландшафтом, а органично вписываются в него.

 Эти храмы, несущие в себе простую, и, в то же время, таинственную красоту, пленяли воображение поэтов. Непревзойденный знаток древнерусского зодчества И. Э. Грабарь отмечал их «исключительное очарование: их здания не вычерчены по линейкам, а как бы рисованы от руки. В каждой линии чувствуется свободный, ничем, кроме вдохновения не связанный рисунок, благодаря которому в целом сооружении нет ни одного засушенного места, а все живет и радует глаз». Лучше и не скажешь.

 Завеличье. Иоанно-Предтеченская церковь

 Одна из древнейших построек Пскова – собор Рождества Иоанна Предтечи возрождающегося сейчас Ивановского монастыря в Завеличье. Этот женский монастырь был когда-то усыпальницей псковских княгинь. Возведенный в первой половине XII в. шестистолпный трехглавый храм ниже Никольского собора в Новгороде, с которым его сравнивают, более чем вдвое.

 Согласно традиции, хоры расположены на западной стене, и к ним ведет проложенная в толще стены лестница. Но сами хоры опираются не на своды, а на деревянные балки. Формы столпов разнятся: восточные, отделяющие алтарь, имеют Т-образное сечение, западные – круглые, оставшиеся – восьмигранные.

 Декор практически отсутствует, только аркатура украшает световые барабаны. Средние закомары поднимаются над крайними. Стоит отметить типичные для столетия шлемовидные главы и редко встречающуюся здесь позакомарную кровлю. Двухпролетная арочная звонница с щипцовыми завершениями расположена асимметрично.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

 Другое древнее строение, также относящееся к творениям XII в. – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Одноглавый крестово-купольный храм строили новгородские мастера, а расписывали – в том же веке – греческие живописцы, приглашенные их соотечественником – новгородским и псковским владыкой Нифонтом. По площади сохранности древних фресок собор не имеет аналогов в мире – а все потому, что долго были спрятаны толстым слоем штукатурки.

 Их открыли реставраторы в середине XIX в. Роспись покрывает практически все внутреннее пространство храма, который остается музеем и открыт не каждый день, а только когда позволяет погода, чтобы уберечь древние шедевры от неблагоприятных температурно-влажностных условий. К западной стене храма примыкает высокая двухпролетная звонница с нишами.

 Настенные звонницы – отличительная черта псковского храмового зодчества. Они могут быть двух-, трехпролетными и более, и даже двухъярусными, завершаться щипцами или плоской кровлей, стоять над входом в церковь, над западным щипцом или, в редких случаях, даже отдельно.

Запсковье. Богоявленский храм

 На псковских звонницах было принято раскачивать сам колокол, а не его язык. Несущие элементы звонницы – мощные круглые столбы, стоящие на простых кубических базах. Звонница церкви Богоявления с Запсковья, одной из крупнейших в городе, имеет разную ширину и толщину столбов своих четырех пролетов – это вызвано размерами колоколов храма, возвышающегося над Псковой.

Источник: https://rcmm.ru/arhitektura-i-proektirovanie/45901-pskov-gorod-muzej-pod-otkrytym-nebom-.html

Чем отличается храм, церковь, собор и часовня?

05.12.2018 Часто люди задаются вопросом: чем отличается храм от церкви? А ведь есть еще и другие сооружения, куда ходят православные верующие, например, собор или часовня. В чем их отличие?

Помните, в нашей статье «Какие бывают храмы и как они устроены?» мы писали о том, как выглядят православные храмы снаружи, а также упоминали о прообразе современного храма – походном храме-палатке скинии у древних евреев, устройство которой было дано свыше пророку Моисею.

Походный храм древних евреев — скиния

Первые христиане посещали иудейские храмы. Однако Таинство Евхаристии (освящение хлеба и вина, вкушение Святых даров, чтобы «соединиться с Богом во Христе»), которое заповедовал совершать Господь Иисус Христос на Тайной Вечере, последователи Христа проводили сначала в своих домах, а после, когда начались гонения на христиан, в катакомбах (подземельях).

В 313 году был подписан Миланский эдикт между императорами Константином и Лицинием. Тогда все религии Римской империи, в том числе и христианство, уравнялись в правах, т.е. язычество потеряло роль официальной религии и гонения на христиан прекратились. С этого времени начинается повсеместное строительство христианских сооружений.

Первые христианские храмы строились по типу базилик — прямоугольных зданий с нечетным количеством нефов, отделенных друг от друга колоннами (базилика Сан-Витале, Равенна)

Храм

Итак, начнем с храма.

Слово «храм» произошло от старославянского «хоромы» («храмины»). Слово это обозначало большое, величественное помещение. Сегодня храмом называют строение, где проводятся богослужения, а также совершаются церковные Таинства. В храме служит штат священников и там разрешается проводить литургию (несколько раз в день, если в храме есть несколько престолов).

По своим архитектурным особенностям, храм обычно имеет один или несколько куполов, несколько приделов (они могут пристраиваться к храму), и в каждом приделе есть алтарь. 

Храм святого благоверного Игоря Черниговского в Переделкино

Что такое часовня и чем она отличается от храма?

Часовня и храм — чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!

Что такое часовня и чем она отличается от храма

Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей — Литургии, для которой престол необходим.

Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь — это храм, нет его — часовня.

задача и суть часовни — помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.

Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории — чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.

Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) http://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева

Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?

Построить часовню может, по сути, любой — человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.

А причин, почему не построили храм, может быть несколько:

  1. понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
  2. понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
  3. для данного места храм будет слишком большим сооружением.

Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?

Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого — причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это — тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как — литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).

Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и — просто богобоязненность и уважение к традициям.

Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться богослужения, и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?

Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.

Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью — это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.

Вот в таких случаях строятся часовни.

Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва

Какие есть правила в часовне и для ее создателей?

Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).

  1. освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
  2. на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим — это очевидно. Хотя, сколько их должно быть — на это никаких правил нет — всё решают возможности.

В остальном — часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций.

Церковные здания — это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели.

Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.

Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле

Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года

Православная часовня в Греции. Хороший пример, когда архитектура полностью созвучна времени, но не разрушает собой христианского духа.

Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью — помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное — вытекает прямым образом из этого.

Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно — по целому ряду причин.

Какие службы можно служить в часовне?

Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу — например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или — большая радость).

Реже — другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) — отсюда как раз название часовни.

В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.

Самые маленькие часовни и часовенные столбы

Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:

Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку

Источник: http://uznavay.pro/chto-takoe-chasovnya-i-chem-ona-otlichaetsya-ot-hrama/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как звали иисуса христа

Закрыть