Кто такие оглашенные в православной церкви

Оглашенные. Кто есть кто — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

кто такие оглашенные в православной церкви

Оглаше́нныеНаписание «оглашённые» здесь является неправильнымкатехуме́ны

греч. κατηχουμενος

В ранней церкви

Термин «оглашенный» (катехумен) впервые встречается у Климента Александрийского. Первое подробное описание катехумената в христианских общинах принадлежит Ипполиту Римскому.

Прошедших первое собеседование со священником зачисляли в группу подготовки (иногда катехуменов первого этапа называли «audientes», слушающие, иногда «novicioli», новиции). По свидетельству Тертуллиана, новиции могли слушать слово Божие во время богослужений, но не имели права участвовать в молитве верных.

По окончании первого периода подготовки проходило второе собеседование, оглашенный зачислялся в число «избранных» (electi).

Избранные могли участвовать в литургии вплоть до начала евхаристической молитвы; на них возлагались те же обязанности, что и на крещёных членов общины: они постились, участвовали во внелитургических общинных молитвах и ночных бдениях.

Общая продолжительность оглашения составляла в среднем 3 года, однако срок мог быть сокращён или, наоборот, продлён в случае совершения катехуменом тяжких грехов.

Относительно статуса оглашенного по отношению к крещённому, а также об их посмертной судьбе (в случае если оглашенный до смерти не успевает креститься) существовали различные мнения. Так Иоанн Златоуст в своей беседе на Евангелие от Иоанна писал:

«Оглашенный чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, ни одного и того же отца, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них разделено. У одного все на земле; у другого – на небесах. У этого царь – Христос; у того – грех и дьявол. У этого пища – Христос; у того – гниль и тление. Да и одежда у этого – Владыка ангелов; у того – дело червей. У этого город – небо; у того – земля».

Святитель Амвросий Медиоланский, напротив, считал, что желания оглашенного принять крещение уже достаточно, чтобы считать его христианином. Так, говоря о императоре Валентиниане II, не успевшем креститься до своей смерти, он указывал:

«Достаточно, что он желал крещения, а искреннее желание крещения не менее действительно, чем и само крещение. Если ему не удалось принять крещения от человеческих рук, то его крестил Сам Христос».

В культуре

Что кричишь, как оглашенный! — «оглашенный» употреблено в значении человека, ведущего себя бессмысленно, бестолково, шумно. Когда в прежние времена оглашенных спрашивали в храме, веруют ли они в Христа, они громко, радостно кричали.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/33097-oglashennye/

Литургия верных

кто такие оглашенные в православной церкви
На одном из предыдущих уроков в нашей церковной школе мы знакомили учеников с Литургией оглашенных — второй частью Литургии. Сегодня мы продолжаем говорить о главном христианском богослужении. О Литургии верных начинает рассказывать настоятель храма в честь Покрова Божией Матери с. Приволжское священник Артемий Добрынин.

Чтением Святого Евангелия заканчивается Литургия оглашенных и начинается Литургия верных.

Она так называется потому, что в древности во время этой части могли молиться только те, кто уже принял Святое Крещение. У многих может возникнуть вопрос: «А почему оглашенные не допускались до молитвы на Литургии верных?». Потому что для человека, «не приобщенного благодати, не рожденного свыше, чье сердце не пережило духовного переворота от встречи с Богом», сокрыта духовная составляющая богослужения.

И оно может показаться лишь красочным театральным действом, но не священнодейством.

Молитвы оглашенных

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Евхаристия называется Таинством — ибо то, во что мы верим, отлично от того, что мы видим, ибо видим одно, а веруем в другое Когда я слышу упоминание о Теле Христовом, я понимаю сказанное в одном смысле, а неверующий — в другом».

Вот почему перед началом этой части Литургии возглашается ектения, во время которой закрываются Царские врата, и священник творит молитву об оглашенных, испрашивая у Бога милостей для готовящихся к Крещению.

Причем если в первом прошении мы призываем помолиться самих оглашенных, то во втором верные призываются молиться об оглашенных.

Эти молитвы имеют отношение именно к оглашенным. Часто приходится наблюдать, как при возгласе диакона «Оглашеннии, главы ваша Господеви преклоните» стоящие в храме крещеные люди наклоняют головы. Может быть, для смирения это и хорошо, но с точки зрения богослужения — бессмысленно.

Молитва заканчивается возгласом: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Во время произнесения возгласа священник начертывает губкой (небольшая губка для сбора крошек) крест над антиминсом.

За возгласом «Да и тии с нами славят» диакон предлагает некрещеным покинуть молитвенное собрание. Так было в древней Церкви, сейчас такой традиции не сохранилось: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этим начинается главная часть — Литургия верных.

Священник читает первую молитву верных (молитва приводится в переводе на русский язык): «Благодарим Тебя, Господи, Боже небесных сил, сподобивший нас предстать перед святым Твоим жертвенником и припасть к доброте Твоей, прося прощения наших грехов и грехов всех верующих в Тебя.

Приими, Боже, молитву нашу, соделай нас достойными приносить Тебе молитвы и просьбы и Саму Евхаристическую Жертву о всех людях Твоих. И укрепи нас, которых Ты поставил на это служение, в силе Духа Святого, неосужденно, непреткновенно, с чистой нашей совестью, призывать Тебя во всякое время и на всяком месте.

Да будешь Ты, внимая нам, милостив к нам, по великой Твоей благости».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Александро свирский монастырь где находится

Далее следует вторая ектения верных. Она похожа по своим прошениям на мирную ектению, но несколько сокращена. В этот момент священник также творит молитву. Характерно, что священник говорит не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе».

Это подчеркивает особый соборный характер евхаристической молитвы. Ведь только то евхаристическое приношение раскрывает всю глубину церковной молитвы, которое является выражением соборной полноты и которое совершается не втайне от молящихся, a «единеми усты и единем сердцем».

Херувимская песнь

После возгласа «Яко да под державою» певцы начинают пение Херувимской песни: «Иже Херувимы тайно образующе (т. е. мы, которые таинственно изображаем Херувимов) и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех (т. е. всяческих) подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

«Ангельскими невидимо дориносима чинми» — в древности, триумфально возвращаясь домой, победители несли своего полководца или наиболее отличившихся героев на копьях, положенных на плечи. Здесь используется тот же образ: мы переносим хлеб и вино, которые станут Телом и Кровью Господа, а Ангелы невидимо сопровождают нас, неся Господа как бы на своих крыльях.

Певцы поют первую часть Херувимской песни только до входа, а когда иерей войдет в алтарь, певчие заканчивают: «Яко да Царя всех».

Во время пения священник читает соответствующую молитву, а диакон совершает каждение (молитва приводится в переводе на русский язык): «Никто из связанных плотскими похотями и удовольствиями недостоин приступать, приближаться к Тебе или служить Тебе, Царю Славы, ибо служение Тебе страшно даже для небесных ангельских Сил.

Но Ты, по несказанной и безмерной Своей любви к человеку, став Человеком и Первосвященником нашим, заповедал нам это богослужение (Божественную литургию) и принесение бескровной Жертвы. Ты Один — Господь Бог наш — владычествуешь надо всем, что на небе и на земле, Ты — носимый по небу Херувимами на троне, Ты — Господин Серафимов и Царь Израиля, единственный Святой и обитающий во Святых.

Тебя Одного, благого и внимающего мольбам, прошу, обрати Свой взор на меня, грешного и непотребного раба Твоего. Очисти мою душу и сердце от нечистой совести и удостой меня силою Святого Духа, облеченного благодатью священства, предстать Святому Твоему престолу и совершить священнодействие Пречистого Твоего Тела и Честной Драгоценной Твоей Крови.

К Тебе припадаю, преклонив свою голову, и молю Тебя: не отвернись от меня, не извергни из числа детей Твоих, но позволь, чтобы через меня, ленивого и грешного, были принесены Тебе Дары сии. Ибо Ты — приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Составление этой молитвы приписывается святителю Василию Великому. Как уже указано выше, во время чтения этой молитвы и совершения каждения певцы поют Херувимскую песнь. Составлена она и введена в употребление в VI веке во время царствования Юстина II. Она является подготовкой всего молитвенного собрания к перенесению Даров с жертвенника на престол.

Диакон заканчивает каждение, и эту же песнь произносят сами священнослужители в алтаре вполголоса, причем священник говорит первую часть молитвы, a диакон ее заканчивает.

Великий вход

После прочтения священнослужителями Херувимской песни они идут к жертвеннику. Иерей кадит Дары, диакон обращается к нему со словами: «Возми, владыко». Священник берет возду/х, которым покрыты оба святых сосуда, и полагает его на левое плечо диакона со словами «Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа» (т. е. поднимите руки ваши к святыне) (Пс. 133, 2).

Диакон стоит справа от жертвенника на одном колене, держа в правой руке принятое им от иерея кадило так, чтобы оно спускалось y него позади плеча. Священник передает дискос диакону со словами (по русской практике) «диаконство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков». Диакон, принимая дискос, целует его (т. е. покров на нем), целует руку священника и со словами «священство твое да помянет Господь» поднимает дискос на свою голову.

Поднявшись с колена, он отходит, чтобы начать процессию Великого входа, в которой он пойдет впереди священника. Священник же берет в свои руки Чашу и следует за диаконом через северные двери. Впереди них идут свещеносцы. Уже на ходу диакон начинает возгласно поминовение, которое продолжает за ним и священник; выйдя из алтаря, они останавливаются на солее лицом к народу и стоят так, пока не закончат поминать всех.

Диакон, закончив свое поминовение, обычно отходит в алтарь через царские двери и становится y правого переднего угла святого престола на колено, держа все так же святой дискос на голове и ожидая входа в алтарь иерея, который и снимет с головы дискос и поставит его на престол. Войдя после поминовения в алтарь вслед за диаконом и помянув один другого согласно предписанию служебника, священник поставляет на престол Святую Чашу.

Затем, произнося тропарь Великой Пятницы «Благообразный Иосиф, с древа снем» равно как и тропари «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником» и «Яко Живоносец, яко рая краснейший», иерей снимает с головы диакона святой дискос и поставляет его рядом с Чашею, слева от нее.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называются окна в церкви

Священник снимает с сосудов оба покровца и полагает их по предписанию служебника «на единей стране святой трапезы». Воздух он снимает с плеча диакона и, окадив его, т. е. обернув им кадило, чтобы окутать воздух клубами кадильного дыма, священник покрывает воздухом оба святых сосуда.

Покрывая воздухом, он снова читает тропарь «Благообразный Иосиф». После этого он принимает кадильницу от диакона, кадит Святые Дары с заключительными словами 50-го псалма, отдает ему кадильницу и говорит: «Помяни мя, брате и сослужителю».

Диакон отвечает: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем».

Наклонив голову и держа орарь, диакон обращается к священнику: «Помолися о мне, владыко святый». Священник отвечает словами архангельского приветствия Божией Матери: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк. 1, 35). Диакон продолжает: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего (Рим. 8, 26).

Помяни мя, владыко святый». Священник отвечает: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков». При этом священник благословляет диакона. Этот последний отвечает: «Аминь», целует руку иерея и престол и выходит из алтаря северными дверями для произнесения просительной ектении.

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/738

Руководство обретшим веру. оглашенные

кто такие оглашенные в православной церкви

«Помолитесь, оглашенные, Господу», – каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы – ектений – говорит: – «Оглашенные, изыдите!» Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С. И. Ожегова дает понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно».

Разве место таким в храме?Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам».

Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла словаВ древней Церкви крестили не всех подряд.

Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему, как царю и Богу!» Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет.

В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения – Таинстве Евхаристии – вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее «литургия оглашенных».

Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.Сейчас порядки изменились.

Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить.

Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».

Что же касается выхода из храма – здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещеному человеку надо усвоить лично для себя: пока еще я не имею права участвовать в Евхаристии, а значит, должен уйти.

Как готовиться ко Святому Причащению

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвой, постом, христиански смиренным поведением и настроением, а также исповедью.
Молитва домашняя и церковная. Желающий достойно причаститься Святых Христовых Тайн должен по крайней мере за 3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе.

Дома прочесть каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу хранителю, а также Последование ко Святому Причащению.
Пост. С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте – и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.
Исповедь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему после церкви хочется спать

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам, смиренно испросить у всех прощения.

На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо, или рассказывать о чужих грехах.
Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до 7 лет, не может быть допущен ко Святому Причащению.

Есть добрый обычай – после исповеди и до Святого Причащения не есть, не пить и не курить. Безусловно это запрещается после полуночи. К Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

У святой чаши

Эта история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря. Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ.
«Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает. Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.
«Ядущий и пиющий недостойно суд себе яст и пиет» (1Кор. 11:29) – вразумляет нас апостол Павел.

Уставом издавна определены требования, исполнение которых помогает причастникам достойно принять Святые Дары. Это и пост от 1 до 7 дней, и воздержание от супружеской близости на это время и чтение многих молитв, и посещение богослужений – каждому в меру сил и его духовного опыта. Обязательно исповедаться перед Причастием.
Но вот все исполнено. Заканчивается литургия, и причастник готов соединиться со Христом. Отверзаются Царские врата.

«Со страхом Божиим и верою приступите» – провозглашает диакон. Вера и страх Божий – вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике
Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения.

Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару.
Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они:
Перед Чашей надо сделать земной поклон.

Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее;
Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно, не разнимая рук;
Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной;
Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные.

Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться;
Женщинам перед Причастием нужно стереть губную помаду;
Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя.

Принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово;
Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника;
У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары;
Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать;
Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день – страшный грех;
Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении, если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там.

Священник Константин Слепинин

Источник: http://kavkazskaya-hram.cerkov.ru/novonachalnim/azy-pravoslaviya-rukovodstvo-obretshim-veru-oglashennye/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как правильно носить кольцо спаси и сохрани

Закрыть