Какой князь заложил десятинную церковь в киеве

Десятинная церковь, Киев

какой князь заложил десятинную церковь в киеве

На территории детинца, возникшего в древние времена на Старокиевской горе, переплелись эпохи и веры. В самом начале христианских времен здесь появилась Десятинная церковь – первый каменный храм Киевской Руси. Сейчас недалеко от этого места возвышается монументальное здание Национального музея истории Украины.

И хотя Десятинная церковь до наших дней не сохранилась, это место и сейчас хранит дух истории и память о прошлых временах, которые далеко не всегда были благосклонны как к сооружениям, так и к людям.

Сейчас остатки фундамента Десятинной церкви, которая была расположена во времена Владимира у бывших городских ворот, являются памятником национального значения.

История храма

Десятинная церковь считалась чуть ли не восьмым чудом света. Построенная сразу после крещения Руси, она славилась грандиозным видом. И хотя до сих пор  ученые не пришли к согласию относительно всех деталей храма, точно известно, что Десятинная церковь имела несколько бань, крестообразную форму, ее окружали галереи. Были здесь мраморные украшения, фрески, иконы, мозаики. При освящении ей дали имя Пресвятой Богородицы.

Церковь в Верхнем городе

Место для строительства церкви выбрали не случайно: здесь в языческие времена сторонники Перуна принесли в жертву ранних христиан-варягов Феодора и Иоанна. Поэтому кровь первомучеников Руси освятила место будущей святыни.

Заложив церковь, Владимир Святославович сделал ее центром укрепленной территории и расширил свой град в несколько раз, ведь раньше этот участок был за пределами оборонительных фортификационных сооружений. Впоследствии вокруг Десятинной церкви выросли новые княжеские дворцы и усадьбы знати, а также несколько церквей. Позже прах Владимира Святославовича, а еще его бабушки – равноапостольной княгини Ольги, а также жены Владимира, византийской царевны Анны, были похоронены в этом храме.

Десятинную церковь русичи уважали наравне с Софийским собором и Михайловским Златоверхим монастырем, возведенными чуть позже. Но чего греха таить – во времена княжеских междоусобиц и борьбы за престол ее не раз грабили, как и другие святые места.

Батый и Десятинная церковь

В декабре 1240 года войско хана Батыя ворвалось в Киев. Последний бой шел именно вокруг стен Десятинной церкви. Внутри помещения пытались спрятаться многие киевляне. Постройке в то время было уже почти два с половиной века, ее своды не выдержали и обвалились, похоронив под обломками людей.

В год празднования тысячелетия крещения Руси был установлен каменный крест в память о погибших, стоит он напротив стен бывшего алтаря.

Другие церкви на месте Десятинной

После того, как город оправился от монголо-татарского надругательства, среди руин Десятинной церкви возвели новую небольшую церквушку святого Николая, которая простояла почти до середины 17 века.

Митрополит Киевский Петр Могила решил разобрать старый храм и начал строить новый, на который завещал немалые собственные средства. Церковь, построенную как память о разрушенных святынях, назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 

В 19 веке, во время господства Российской империи, специалисты в очередной раз провели раскопки фундаментов домонгольской Десятинной церкви. После этого началось системное исследование остатков киевской старины.

Церковь Рождества Богородицы разобрали и построили новую, по проекту петербургского архитектора Стасова. Иконостас составили из копий икон Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Стиль у нового здания был имперский, византийско-московский, ничуть не напоминающий первоначальный вид храма 10 века.

А вот ликвидировали новую Десятинную церковь во времена советской власти. На территории бывшего Верхнего города планировали построить новый правительственно-административный центр.

Интересный факт

В 1837 году несколько кирпичей Десятинной церкви были торжественно заложены в фундамент Киевского университета. Это своеобразный символ продолжения просветительской деятельности князя Владимира Святославовича.

Как доехать

Доехать до Десятинной церкви можно на метро до станции «Золотые ворота» (зеленая ветка), дальше по улице Владимирской пешком (1 километр), или на метро до станции «Майдан Независимости», после по Михайловской вверх.

Вам также может быть интересно

Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/1995_desyatinnaya-cerkov.htm

Великий ориентир для Руси

какой князь заложил десятинную церковь в киеве

Оксана СЛИПУШКО, доктор филологических наук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко

9 февраля, 2017 — 14:27

Главный редактор газеты «День» Лариса Ившина в предисловии к книге «Сила м’якого знака» (2015) пишет: «Так же, как УПА в свое время была армией без государства, так и украинская история сегодня — без государства, лишена механизмов государственной защиты» (с. 6.). Хотя «идентичность таит в себе значительно больший энергетический ресурс. Именно история является мощнейшим источником украинской идентичности» (с. 6).

В целом эта книга — учебник по национальной идентичности не только для чиновников, но и каждого гражданина, в частности студентов, того поколения, которое завтра будет возводить новое здание на фундаменте Ярослава Мудрого. Эта историческая идентичность проявляется по-разному в разные эпохи. Выразителями ее проявлений выступают преимущественно личности, те, которые творят историю.

Таким был и остается Ярослав Мудрый, актуализация наследия которого и вопрос о том, когда и каким способом он заложил свой государственный и духовный фундаменты, остается открытым.

О наследии Ярослава блестяще говорит первая декларация государственной христианской Руси «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Дата написания произведения является дискуссионной, о чем скажем позже. Здесь опять призовем в свидетели летописца. Авторы и редакторы «Повести временных лет», очевидно, были знакомы с текстом проповеди Иллариона, поэтому не могли обойти факт ее написания.

Тем более, что отдельные отрывки летописи тесно перекликаются с проповедью, что дало основание некоторым исследователям говорить о Никоне как авторе обоих произведений. «Слово о Законе и Благодати» засвидетельствовало не только утверждение государственности Руси, но и ее высокий духовный и книжный уровень.

Статус Киева как центра такой Руси фиксируется в летописи под 1037 годом, где говорится, что «заложил Ярослав город большой Киев, у этого города есть Золотые ворота. Заложил и церковь митрополичью в честь святой Софии, премудрости Божьей». Дальше идет панегирик князю как книжному человеку и слово похвальное книге как путеводителю на жизненном пути. Именно таким путеводителем развития для Руси и русичей стало «Слово о Законе и Благодати».

Поэтому допускаем, что проповедь-декларация была написана именно в 1037 году. Поскольку много летописных заметок составили современники, то очевидным является то, что статья возникла под влиянием произведения Иллариона.

Сказано под этим годом и о любви князя Ярослава к книгам, который «много переписывал их и собрал в церкви святой Софии, которую сам создал». Кроме того, именно 1037 год является наиболее очевидной датой освящения Святой Софии. В любом случае считаем, что даты написания «Слова о Законе и Благодати» и освящения Храма Премудрости тесно между собой связаны. Как видим, здесь упоминается София и как центр собрания книг.

Летописец не мог писать так о только заложенном храме, а как о месте уже обжитом книгами и мудростью — месте большой духовной силы. И выросла София там, где когда-то киеворусские войска победили печенегов и те исчезли как исторический феномен. С. Крымский отмечает, что официальной датой основания Софии является 1037 год, но это «скорее всего, дата освящения храма» (Эффект высокого неба // Сила м’якого знака. — К., 2015. — С. 28).

Он очень точно определил суть проблемы датирования, закладки и освящения храма. Ведь в Софии есть фрески и с 1018 года. Допускаем, что Ярослав заложил Софию в 1017 году — именно тогда, когда сел на киевский стол. Как когда-то материализацией власти Владимира стала Десятинная церковь, так Ярослава — София. Владимир заложил Десятинную церковь в 988 году, в год его крещения Руси (после Аскольдова), это было начало новой христианской эпохи.

Ярослав не мог не продолжить отцовскую традицию. Он в год своего восхождения на киевский стол заложил Софию, ознаменовав этим начало своей эпохи.

Теперь к дате 1037 год как времени освящения Софии и написания «Слова о Законе и Благодати» привязывается еще одна дата — 20-летие правления Ярослава в Киеве. Именно в 20-ю годовщину своего восхождения на большой киевский стол Ярослав освятил Софию — на этой торжественной церемонии будущий митрополит Илларион прочитал свое «Слово о Законе и Благодати». Бесспорно, что такая проповедь-декларация могла быть написана к какому-то моменту. И таковым стал год 1037-й.

Эпоха Ярослава Мудрого стала золотым веком в истории Киеворусского государства.

Это был взлет политических и экономических основ, международной политики и дипломатии, централизации колоссальных территорий Руси, церкви, книжности, духовности, новой христианской личности. Каждое достижение государства Ярослава Мудрого — актуально.

Начало его княжения и утверждения при власти (1019) перекликаются с современной Украиной. И эпоха великого государственника ожидает нового прочтения в 2017— 2019 гг.

Илларион — кто ты?

Кем же был тот, кто написал произведение, которое заявило о Руси не только у себя, но и тогдашней просвещенной христианской Европе? Известно, что сначала Илларион был пресвитером церкви Святых Апостолов в селе Берестове. Эту маленькую церковь на окраине тогдашнего Киева посещал Ярослав Мудрый. Очевидно, что Илларион был его духовником.

А еще недалеко от Берестова над Днепром Илларион выкопал себе маленькую пещерку, где впоследствии поселился основатель Киево-Печерского монастыря Антоний. Почему великий князь выбрал именно Иллариона в свои сподвижники? Существует легенда, что Илларион был внебрачным сыном Владимира Великого, то есть кровным братом князя. Однако наиболее очевидным является то, что Ярослава в Илларионе привлекал ум.

Илларион принадлежал к тем людям, которые были собраны князем для переводов и переписывания книг при Софийском соборе. Историк Н. Никитенко отмечает, что Илларион был современником не только Антония, но и еще князя Владимира: «Ничего не мешает допустить, что Илларион — современник Владимира, которого он называет «каган наш», был из тех детей «нарочитой чади», которых князь сразу же после крещения Руси отдал на учение книжное».

По мнению немецкого церковного историка Г. Подскальски, Илларион учился в Византии, в частности на Афоне или в Константинополе. Ведь Илларион имел блестящее образование и глубокий ум. Поэтому и смог стать главным представителем политики великого киевского князя Ярослава Мудрого, его советником и единомышленником. Ярослав положил начало формированию Софийского кружка книжников, первым и главным представителем которого был Илларион. В 1048 г.

он возглавлял киеворусское посольство во Францию, которое вело переговоры о сватовстве французского короля к дочери Ярослава Мудрого Анны. Миссия была успешна, и в 1051 г. Анна стала женой французского монарха.

И в этом же, 1051, году Ярослав Мудрый впервые в истории Руси поставил на должность митрополита русина по происхождению — Иллариона. Вероятно, уже в это время Иллариону абсолютно доверял князь. Летописец называет его «муж благ, книжен и постник».

По поводу того, что назначение Иллариона было осуществлено иначе, чем всех других митрополитов, то есть незаконно, без согласия константинопольского патриарха, свидетельств нет.

Зато есть сведения о том, что Ярослав сразу после свадьбы Анны попросил своего зятя и свата во Франции обратиться к византийскому императору Константину ІХ, чтобы тот посодействовал назначению на должность митрополита именно русина Иллариона.

Законность избрания Иллариона летописец засвидетельствовал своими словами, что сам «Бог князю вложи в сердце» поставить его митрополитом. Данных о деятельности Иллариона как митрополита очень мало. Известно, что он освятил храм святого Георгия, построенный в Киеве Ярославом Мудрым. Вместе с Ярославом они провели определенную реформу византийского канонического права, составили первый сборник законов «Правда Руська».

В 1054 г. умер Ярослав Мудрый. Наиболее вероятн, что Илларион после смерти Ярослава оставил Киев, а вскоре вернулся и жил под именем Никона в Киево-Печерском монастыре. «Степенна книга» ХV в. называет Иллариона «святым», но документальных свидетельств об этом не сохранилось.

«СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ»: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕКТОР РУСИ

Фактически в проповеди-декларации Иллариона представлен главный политический вектор Руси — Европа. Не Византия, не Рим, а Европа в целом, в которой Русь независима и самодостаточна. Хотя в то время христианство было еще единым, но тенденции к расколу из-за борьбы Константинополя и Рима уже были четкими. Оставалось лишь 17 лет до официального раскола.

Бесспорно, Руси был ближе православный тип христианства, ведь приняли мы его через Болгарию из Византии. Однако здесь присутствует и тип западноевропейского мышления. В сущности, Илларион мыслит в контексте единой универсальной христианской доктрины. Он осмыслил на примере истории Руси все мировое историческое цивилизационное развитие.

История человечества была представлена киеворусским книжником в событиях его государства, в том, как здесь изменялась вера. Это возвеличивание Отчизны, которая вошла в круг европейских народов как равноправный член.

Фактически своим произведением Илларион развил идею Руси как христианского автократического государства, которое учреждается на единстве духовной и светской власти.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится покровский монастырь

По нашему мнению, произведение Иллариона было написано в 1037 г., до назначения его на должность митрополита. Создавалось «Слово о Законе и Благодати» по случаю освящения Софийского собора и было произнесено во время этой торжественной государственного значения акции.

Главным для Иллариона является поиск ответа на глобальный вопрос: какова роль предназначена Руси в истории христианской цивилизации? Для духовного развития государства имело решающее значение понимание Илларионом свободы воли, что противоречило античному (языческому) культу «сильной личности».

«Новый человек» Иллариона был свободен в выборе пути, который мог вести и к спасению, и к падению. Так впервые была поставленная проблема выбора. Человек мог выбрать как призыв Благодати к праведности, так и сатанинский призыв к искушению. Под Благодатью, таким образом, выступает Божественная сила, которая указывает путь к добру.

Человек свободен как в выборе пути, так и в ответственности. Примером такого свободного выбора является князь Владимир, который окрестил Русь, побуждаемый голосом Всевышнего и «добрым смыслом и добрым умом». Морально обусловленная свобода воли и единство всех племен и наций — это стимул к выходу из рабства Закона к Истине.

В философии античного мыслителя Платона гармонию творили Разум, Мужество и Рассудительность, а у Иллариона ее составляют Благодать, Свобода воли и Совесть. Это был поразительный шаг вперед, прорыв в философской мысли средневековой Европы, который осуществил киеворусский мыслитель Илларион.

В 2017 году исполняется 980 лет со времени написания «Слова о Законе и Благодати» — со времени выбора Украиной-Русью европейского вектора и официального его провозглашения в государственном документе.

Источник: http://m.day.kyiv.ua/ru/article/istoriya-i-ya/velikiy-orientir-dlya-rusi

Святой равноапостольный князь Владимир — день памяти 28.07

какой князь заложил десятинную церковь в киеве

Елизавета Киктенко

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: http://moyhram.org/news/1712/

История Десятинной церкви в Киеве

  • Tweet
  • Share0
  • Pinterest0
  • LinkedIn0
  • ontakte

Десятинная церковь была первым каменным храмом не только в Киеве, но и на всей Руси. Построенная в 988 году она просуществовала несколько столетий. Это было огромное и роскошное, по тем временам, сооружение. Однако о подлинной истории Десятинной церкви в Киеве мы сегодня знаем немного. Давайте постараемся отделить факты от легенд и вспомним историю первого каменного храма Киевской Руси.

История Десятинной церкви

Церковь была расположена на Старокиевской горе. Ее построили в первые годы после Крещения Руси князем Владимиром. На строительство была выделена десятая часть княжеских доходов, отсюда и пошло название — Десятинная церковь. Она была сооружена на месте, где несколькими десятилетиями ранее толпа язычников расправилась с парой первых киевских христиан.

Десятинная церковь была освящена в 996 году. Ее строили из местного камня, она имела форму креста. За свою историю, церковь пережила несколько пожаров, в том числе в 1018 и 1204 году. После пожаров внутреннее убранство церкви скрупулезно восстанавливали. Именно благодаря Десятинной церкви Киев стал духовным центром Руси.

Интересные факты

Церковь была освящена два раза — первый раз по окончанию строительства, и второй раз в 1039 году при правлении Ярослава Мудрого. Причины повторного освящения Десятинной церкви неизвестны.

Храм был разрушен во время осады Киева войсками хана Батыя в 1240 году. Внутри пытались укрыться последние защитники Киева, здесь же они и погибли.

В Десятинной церкви традиционно хоронили князей, а после ее разрушения хоронить княжеские семьи стали в Софийском соборе. По образу и подобию Десятинной церкви были построены многие другие храмы Киевской Руси.

Дальнейшая судьба

Новая Десятинная церковь, построенная в 1842 году

Первые раскопки на Старокиевской горе начались в середине 17-го века. Был обнаружен фундамент древнего храма, останки гробницы князя Владимира и его жены Анны. Раскопки спонсировал Петр Могила, и он же завещал тысячу золотых на восстановление древней церкви. Планировалось построить новую Десятинную церковь на древнем фундаменте.

Сначала здесь построили небольшую церковь в 1646 году. И только в 19-ом веке, после окончания всех раскопок на Старокиевской горе, была сооружена новая Десятинная церковь.

Ее заложили на старинном фундаменте, но не старались сделать похожей на оригинальное сооружение, так что это был по сути новый храм. При строительстве была разрушена часть оригинальных фундаментов Х века. Работы начали в 1828 и закончили в 1842 году.

Однако простояла она относительно недолго. В 1928 году коммунисты снесли новую Десятинную церковь.

Сегодня от древнего храма остался лишь фундамент. Около него было найдено несколько кладов и древних захоронений, так что Старокиевская гора, на которой стояла Десятинная церковь, является одним из самых исторических мест Киева. Сегодня фундамент Десятинной церкви считается древним памятником.

  • Tweet
  • Share0
  • Pinterest0
  • LinkedIn0
  • ontakte

Источник: https://www.kievtoyou.com/istoriya-desyatinnoj-cerkvi-v-kieve/

Этот день в истории: 1158 год. 8 апреля князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире

8 апреля 2010, 13:24 — REGNUM

Успенский собор во Владимире и его колокольня. Рисунок 1801 года

1158 год. 8 апреля князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире

«Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве после пира у какого-то Петрила, 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли.

Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня, привезенного водою из Болгарии. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской.

С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Владимир, бывший до того времени только пригородом, главным городом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече.

Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя.

Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство.

На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы: Андрей из подражания Киеву дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга и сверх того город Гороховец и села. Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов.

Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, сменной живописью и обильною позолотою, он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви».

Цитируется по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Астрель, 2006

История в лицах

Русская летопись:

В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . ѯ҃s ❙— [6666 (1158)] Заложи Андрѣи кнѧзь в Володимери цр҃квь камену ст҃ую Бц҃ю . мс̑цѧ . априлѧ . въ . и҃ . в дн҃ь ст҃аго апс̑ла Родиѡна . во вторник̑ . и да єи много имѣньӕ . и свободъı купленъıӕ . и з даньми . и села лѣпшаӕ . и десѧтинъı в стадѣхъ своихъ . и торгъ . десѧтъıи .

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь относится к суррогатному материнству

и городъ заложи болии . Том же лѣт̑ . приде Леѡнъ на єпс̑пью . Ростову. На ту же зиму . въıгна Изѧслава Двд҃вича ис Къıєва . Мстиславъ Изѧславичь . а сам̑ сѣде Къıєвѣ. а Изѧславъ бѣжа в Гомъи . и ѿтолѣ прогнаша и в Вѧтичѣ . Тоє же веснъı вда Мьстиславъ Ростиславу Къıѥвъ подъ собою .

а сам̑ иде Володимерю

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1927

Мир в это время

В 1158 году к власти в Кастилии приходит король Альфонс VIII

Король Кастилии Альфонс VIII. Миниатюра XIII века

«Альфонс VIII — rороль Кастилии (Испания), правивший в 1158—1214 гг. Сын Санчо Ш и Бланки Наваррской. Ж.: С 1177 г. Элеонора, дочь короля Англии Генриха II (род. 1161 г. Умер 1214 г.). Род 1155 г. Умер 6 окт. 1214 г.

Когда отец умер, Альфонс еще не достиг совершеннолетия. За опеку над ним и регентство началась упорная война между родами Кастро и Лара, продолжавшаяся семь лет. Кастро позвали на помощь дядю Альфонса Фердинанда II Леонского. После того как Альфонс подрос, он в сопровождении граждан Авилы и нескольких верных дворян отправился в объезд по кастильским городам, домогаясь признания своих прав.

Когда он в 1166 г. прибыл в Толедо, то был восторженно принят народом. Ряды его сторонников росли. Он стал отвоевывать крепости, которые еще находились в руках фамилий Лара и Кастро, короля Леона и сеньоров, объявивших себя независимыми. Эта война, имевшая целью восстановление порядка и прежних границ кастильского королевства, закончилась только в 1180 г. заключением мира с Фердинандом.

Между тем Альфонс не забывал о главном — о необходимости вести войну с маврами. С помощью короля Арагона Альфонса II он захватил город Куэнку. После этого в течение полутора десятков лет кастильцы совершали дерзкие походы в Андалусию. В 1195 г. правитель альмохадов Якуб Альмансор собрал в Африке все свои силы и выступил против Альфонса. В жестокой битве при Аларкосе 1 июля 1195 г. кастильцы были наголову разбиты.

Со времен битвы при Хересе, отдавшей Испанию под владычество мусульман, христиане не подвергались такому великому поражению. Мавры овладели почти всей Новой Кастилией, осадили Толедо, но не смогли его взять. Только трудности перехода через Гвадарраму, ущелья которой были защищены замками и через которую нельзя было провозить достаточного количества съестных припасов, помешали мусульманам дойти до Астурийских гор.

При таком бедственном положении Леон и Кастилия все-таки не прекратили своего междоусобия. В то время, когда Якуб осаждал Толедо, Мадрид, Куэнку и другие города, началась война с Леоном и Наваррой. Альфонс не потерял присутствия духа.

Он заключил перемирие с маврами, укрепил союз с королем Арагона и три года боролся против своего двоюродного брата Альфонса Леонского. Война завершилась миром и браком леонского короля с дочерью Альфонса VIII Беренгалой (1197 г.).

После этого Альфонс отправился в поход против короля Наварры и завоевал в этой кампании земли в Алаве и провинцию Гилускоа, которая признала его своим сеньором в 1200 г.

В 1198 г. истек срок перемирия с маврами, и возобновилась война с ними на южной границе. Успеху кастильцев способствовали сильные междоусобные войны, начавшиеся среди мавров после смерти Якуба Альмансора. Новый эмир аль-Наср только в мае 1211 г. смог высадиться в Тарифе. С ним была огромная армия. Однако христиане, ожидавшие этого вторжения, сумели хорошо к нему приготовиться.

Повинуясь призыву папы Иннокентия III, рыцари всех военных орденов, а также многие светские рыцари из Южной Франции стали под знамена королей Кастильского и Арагонского. Еще никогда у испанских мусульман не было такого многочисленного войска. Впрочем, мусульмане все равно были сильнее их и числом и дисциплиной.

Ошибкой аль-Насра было то, что он не пошел сразу на врага, а изнурил свое войско многомесячной и бесплодной осадой горной крепости Сальватиерры. Наконец, он выступил против Альфонса и загородил проходы Сьер-ры-Морены. Один пастух указал испанцам тропинку, по которой им удалось обойти опасный проход Лозы и выйти на обширное плоскогорье Новас де-Толоса, где они могли свободно развернуться. Здесь 16 июня 1212 г.

произошла великая битва, окончательно решившая судьбу Испании. Долгое время неясно было, кто победит. Только после того как в рядах мавров произошло замешательство — их андалусские подданные повернули строй и бежали, христиане стали теснить. Увидев, что битва проиграна, эмир бежал. На поле боя осталось, по свидетельствам испанских хронистов, до 100 тысяч убитых. В руки победителей досталась несметная добыча.

Это поражение погубило державу альмогадов и окончательно сломило могущество мусульман в Испании. Через два года после этой славной победы Альфонс умер».

Цитируется по: Рыжов К.В. Все монархи мира. Западная Европа. Энциклопедия. М.: Вече, 2001

Материал предоставлен АНО «Руниверс»

Источник: https://regnum.ru/news/1271543.html

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

РусАрх — Каргер М.К. Древний Киев: очерки по истории материальнойкультуры древнерусского города. Т. 2. М.-Л., 1961

РусАрх Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры

О БИБЛИОТЕКЕ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ

КОНТАКТЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

НА СТРАНИЦУ АВТОРА

Источник: КаргерМ.К. Древний Киев: очерки по истории материальной культуры древнерусскогогорода. Т. 2. М.-Л.,1961. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступепроизведено: www.myslenedrevo.com.ua. Все права сохранены.

Номера страниц проставленыв квадратных скобках в конце страниц.

Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2019 г

М.К. Каргер

ДРЕВНИЙ КИЕВ:

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕРУССКОГОГОРОДА

ТОМ 2

 Также см. Том 1

Аннотация

Монография М.К.Каргера «Древний Киев» т. II посвященапамятникам монументального зодчества Киева Х-XIII вв. Большая часть памятниковКиева подвергнута автором новым архитектурно-археологическим исследованиям, врезультате которых удалось выяснить или уточнить их первоначальный облик.Значительная группа памятников открыта раскопками автора вновь. Обильныйиллюстративный материал дает исчерпывающее представление об архитектурныхпамятниках Киева.

Книга рассчитана на научных работников и подготовленныхчитателей, интересующихся вопросами истории культуры.

Предисловие

До XV в.зодчество было главной летописью человечества.

В. Гюго.

Археологическиеисследования значительно обогатили наши представления о разнообразныхархитектурных памятниках древнего Киева. От большей части этих памятников донаших дней сохранились только незначительные остатки нижних частей стен, а чащелишь фундаменты, скрытые под многовековыми напластованиями. Эти остатки древнихпостроек стали достоянием исторической науки в результате археологическихраскопок.

Нужно такжеиметь в виду, что и те сооружения древнейшей поры русского зодчества, которыесохранились в Киеве и его пригородах доныне и бережно охраняются Советскимгосударством как исторические памятники, представляют обычно весьма сложныекомплексы, первоначальное, древнейшее ядро которых нередко бывает скрыто подразновременными, значительно более поздними реставрациями и перестройками. Длятого чтобы восстановить хотя бы теоретически первоначальный облик этих древнихсооружений, нужны кропотливые археологические исследования.

Значительныйинтерес к руинам древних архитектурных памятников Киева был характерной чертойнаиболее раннего этапа археологических исследований, развернувшихся в Киеве ещев начале прошлого века. Археологическими исследованиями архитектурныхсооружений занимались К.Лохвицкий, Н.Е.Ефимов, А.С.Анненков, А.И.Ставровский,позже – П.А.Лашкарев, В.В.Хвойка.

К сожалению,большая часть этих исследований проводилась на крайне низком методическомуровне, не обеспечивавшем самых минимальных требований к раскопкам такого рода.Образцовые в отношении методики раскопки архитектурных памятников Д.В.Милеева иП.П.Покрышкина значительно обогатили наши знания в области древнего зодчестваКиева.

Археологическиеисследования древних архитектурных памятников Киева наряду с изучением массовыхжилищ горожан, городского ремесла и проблем древнейшей истории города занимали крупноеместо в работах Киевской экспедиции АН СССР и АН УССР (1938-1952 гг.). [с. 5]

Раскопкамипоследних лет удалось открыть много новых, ранее неизвестных памятниковкиевского зодчества – руины храма в усадьбе Художественного института,развалины большого храма Зарубского монастыря, мощную крепостную стену,ограждавшую в XI в. двор киевского митрополита.

Исключительнояркие новые материалы для характеристики архитектурного облика памятникаполучены в результате многолетних археологических работ внутри Киевской Софии.

Киевскойархеологической экспедиции не раз приходилось ставить в число своих задачнаряду с раскопками новых, незатронутых более ранними исследованиями, раскопкии таких памятников, которые уже были объектами археологических исследований, новследствие недостаточной методической подготовленности исследователей иливынужденной ограниченности их задач нуждались в повторном или дополнительномизучении. Необходимость повторных раскопок открытых в XIX и начале XX в.развалин некоторых киевских дворцов, древних храмов и крепостных сооруженийсовершенно очевидна каждому, кто знаком с методикой раскопок и характеромдокументации их в работах К.Лохвицкого, А.Турчаниновой, А.И.Ставровского и дажевнесшего очень много в дело изучения древнего Киева В.В.Хвойки.

Чтопостановка подобных задач может вознаградить совершенно неожиданнымирезультатами, доказывают итоги наших повторных раскопок развалин Десятиннойцеркви, уже дважды до этого подвергавшихся раскопкам (К.Лохвицким в 1824 г. и Н.Е.Ефимовым в 1826 г.

), повторные раскопкивосточной части Выдубицкого собора, раскопанной в 1916 г. В.П.Песчанским иА.Д.Эртелем, повторные раскопки открытых П.А.Лашкаревым в 1878 г.

развалин храма наВознесенском спуске, руин храма-мавзолея Бориса и Глеба в Вышгороде и рядадругих.

Памятникидревнего зодчества Киева – оборонительные сооружения, дворцы, храмы –рассматриваются в настоящем исследовании как наиболее выразительные документы«монументальной истории» города, в первую очередь как важнейшие компонентыградостроительства Х-XIII вв.

Это пониманиеархитектурных памятников для истории города отнюдь не следует путать с темотношением к ним, которое ограничивается рассмотрением древних зданий лишь вкачестве наиболее устойчивых вех в изучении «исторической топографии».

Автор пыталсятакже показать памятники древнего зодчества Киева в качестве немых участниковкрупных исторических событий, составлявших яркую, но полную внутреннихпротиворечий историю древнейшей столицы Русского государства. [с. 6]

Памятникикиевского зодчества
конца X – начала XI в.

приидоша изГрек в Киев к самодержавному христолюбну Владимиру мудрий мастеры, иже искуснибяху созидати каменных церквей и полат, с ними же и каменосечцы и прочииделатели.

Степеннаякнига

1.Письменные свидетельства

РазвалиныДесятинной церкви в Киеве уже более ста лет привлекают к себе вниманиеисследователей культуры и искусства Киевской Руси. Древнейший памятниккаменного зодчества и монументальной живописи на Руси, Десятинная церковь вместес тем представляла крупнейший центр древнего Владимирова города, вокругкоторого била ключом яркая, беспокойная жизнь столицы Киевской Руси в эпоху еерасцвета.

Окруженнаякняжескими дворцами, холопскими ремесленными мастерскими, Бабиным торжком, Десятиннаяцерковь была в Х – начале XI в. крупнейшей и несомненно наиболее пышнооформленной постройкой Владимирова города.

Эта ролькрупного городского центра несколько уменьшилась в 30-х годах XI в. послерасширения городской территории при Ярославе и, в частности, после постройки вновом городе Софийского собора и княжеских Реоргиевского и Ирининскогомонастырей. Но и тогда роль Десятинной церкви все еще оставалась оченьзначительной.

Летописцысообщают о постройке церкви и о ее дальнейшей судьбе немногочисленные факты:

«В лето 6497.Посемь же Володимер живяше в законе хре[с. 9]стьянсте, помысли создати церковьпресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от Грек. И наченшю же здати, ияко сконча зижа, украси ю иконами, и поручи ю Настасу Корсунянину и попыКорсуньскыя пристави служити в ней, вдав ту все еже бе взял в Корсуни: иконы, исъсуды, и кресты» [Лавр. лет. 6497 (989) г.; под темже годом о закладке храма сообщает Лет. Авр. Однако то же известие повторено вэтой летописи еще раз под 6500 (992) г.].

Источник: http://rusarch.ru/karger4.htm

Андреевский спуск

Киев, станция метро Контрактовая площадь

#место #улица #площадь #район города

Андреевский спуск, Андріївський узвіз, по-украински, часто сравнивают с московским Арбатом. Улица весьма любима туристами за живописный вид, старинные дома и несколько крупных музеев. Очаровательное впечатление не портят даже полчища продавцов сувениров, занявших мощеные тротуары.

Церкви и храмы

Исторически улица соединяла Верхний город, административный центр Киева, с Подолом. Свое название она получила в честь украшающей ее Андреевской церкви работы Бартоломео Расстрелли.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в казани

Императрица Елизавета Петровна повелела своему любимому архитектору поставить храм на том месте, где, по преданию, апостолом Андреем Первозванным в ходе его путешествия на север был воздвигнут крест.

В проекте пышной церкви Растрелли была по-своему переосмыслена традиционная архитектура украинских крестово-купольных церквей. Неподалеку обнесенная изгородью площадка отмечает руины еще одной церкви — Десятинной.

Церковь эта еще древнее, чем может показаться на первый взгляд, — она стала первой каменной церковью на территории Древнерусского государства. В 989 году князь Владимир повелел заложить храм и отдавать в его пользу десятую часть всего дохода — отсюда и название.

По преданию церковь рухнула в 1240 году, не выдержав веса людей, укрывающихся в ней от татаро-монголов. В XIX веке на месте Десятинной церкви был воздвигнут новый храм, но долго он не простоял — в 1928 году от него, как и от многих других киевских церквей, избавилось молодое советское государство. В настоящее время Московский и Киевский патриархаты Украинской православной церкви ведут над руинами ожесточенные споры, выясняя, нужно ли отстаивать исторический памятник заново.

Дух прошедших лет

Музеи Андреевского спуска привлекают не меньше внимания туристов, чем его церкви. У подножия спуска расположен Музей одной улицы, рассказывающий об истории этого места и о пестром собрании его выдающихся обитателей. Бесконечно атмосферный музей полон старинных вещей, открыток и свидетельств прошлых лет.

Чуть левее стоит дом-музей Михаила Булгакова, — самого, пожалуй, известного жителя Андреевского спуска, написавшего здесь свой первый роман «Белая гвардия». По замыслу создателей музея, «Дом Турбиных» должен был стать своеобразной альтернативной вселенной, населенной героями книг писателя.

В 1905 году у Андреевского спуска открыли канатную дорогу, функционирующую и по сей день. Поднимающимся наверх туристам открывается отличный вид на город и Днепр. Ну и исследовать красоты крутой улицы гораздо приятнее сверху вниз.

Популярные направления перелетов в Киев:

Борисполь — 32 кмЧернигов — 130 кмВинница — 194 км

Источник: https://www.ozon.travel/guides/Andreevskiy-Spusk--aTl6J0t/

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.

И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.

В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».

Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.

Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.

Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.

: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html

Мать городов. Если у Украины и есть сердце, то находится оно именно здесь — в городе над Днепром

За полторы тысячи лет существования Киев вряд ли хотя бы половину этого времени был столицей нашей страны. Но если у Украины и есть сердце, то находится оно именно здесь — в прекрасном городе над Днепром

Среди множества эзотерических учений есть теория о сакральной геометрии и, в частности, о «священном пространстве Киева». Поклонники этой теории верят, что ландшафт нашей столицы уникальный, энергетически сильный. Самые отъявленные фанаты видят в карте Киева сходство с лицом человека — некий лик, который вырезали на поверхности земли сама природа и высшие силы. Всё это, конечно, вымыслы талантливых экстрасенсов.

Но мы и без них знаем, что Киев — особенный, удивительный город, наше украинское место силы, живое, несмотря на всю его древность. Можно по-разному объяснять этот феномен — сакральной геометрией, схождением ангела Господня или гигантским магнитом, зарытым под киевскими холмами. Факт в том, что какие бы ни были перипетии украинской истории, где бы ни заседала очередная власть, статус столицы вновь и вновь возвращался Киеву.

И, будем надеяться, останется с этим прекрасным городом надолго.

Откуда есть пошла

Датой основания Киева считается 482 год, когда, по легенде, здесь обосновались князья Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Однако наука предоставляет гораздо более ошеломительные данные, чем легенды. Местность, на которой расположился Киев, была обжита намного раньше — как минимум в 25 ст. до н. э.

, на нынешнем Подоле, около Кирилловской церкви. Именно там в седую древность находилась Кирилловская стоянка эпохи позднего палеолита.

Её остатки в 1893 году раскопал знаменитый археолог Викентий Хвойка, который нашёл пепел от кострищ, кости мамонтов и других животных, каменные орудия и даже клыки с выбитым на них орнаментом.

Киевские князья селились не в подольских низинах, а на холмах, возвышающихся над Днепром. Сердце старого города — Старокиевская гора, или Киевица.

По сравнению с нынешним городом территория древнерусского Киева миниатюрна — это участок между Майданом Независимости, Золотыми воротами, Львовской площадью, Пейзажной аллеей, Андреевской церковью и Владимирской горкой.

Историки и археологи разделяют несколько этапов разрастания древнего города: первым был город Кия, существовавший с V по X вв. на пятачке в районе Десятинной церкви. При князе Владимире, крестителе Руси, он расширился до Михайловской площади — это второй этап.

Третий, «город Ярослава», — Киев расцвета древнерусской истории, который распространился уже на всю гору. «Заложил Ярослав город великий, у того же града — Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины», — писал Нестор Летописец в «Повести временных лет».

Князь Ярослав Мудрый не зря носил своё прозвище — он не только построил храмы, но и написал один из первых правовых документов Киевской Руси, «Правду Ярослава», способствовал распространению письменности и грамоты, о чём свидетельствуют многочисленные берестяные документы. Они были типичным в то время способом переписки и фиксирования бытовых событий — это, к примеру, школьные упражнения, приглашения в гости, перечни хозяйственных дел и записи о долгах.

Князь Ярослав Мудрый был также и автором так называемого лествичного права — правил наследования, которые впоследствии привели к усобицам и ослаблению Руси. По лествичному праву наследником князя был его старший сын, который садился на престол в главном городе, в данном случае в Киеве, а все младшие занимали более мелкие города.

Когда старший сын умирал, его престол занимал брат, и все остальные перемещались, как по лестнице, по городам. При этой системе представители правящих родов непрестанно ждали и прикладывали усилия, чтобы со старшим князем что-нибудь случилось и очередь наследования подвинулась. Киев, конечно же, был самым желанным для княжеских семей, ведь город не ограничивался теремами на горе.

Это был богатый и большой по раннесредневековым меркам город — на Подоле раскинулись торгово-ремесленные кварталы, в районе Почтовой площади были порт, административные здания и склады.

Через Днепр шёл знаменитый торговый путь «из варяг в греки», и киевские торговцы этим пользовались — возили в Константинополь хлеб, ремесленные изделия, рабов, меха, мёд, а из Византии — дорогие вина, пряности, фрукты, ткани и другие предметы роскоши.

Старокиевские древности

Германский епископ Титмар Мерзенбургский, живший в XI в., написал хронику, в которой упоминал о Киеве так: «В этом большом городе, являющемся столицей того королевства, имеется более четырёхсот церквей и восемь рынков, народу же — неведомое множество».

Сейчас мы можем лишь представлять, какими были княжеские палаты или жилища горожан в те времена. Но всё же следы древнерусской истории сохранились в прекрасном соборе Святой Софии. Он даёт представление в первую очередь о художественном стиле и византийской иконографии времён Ярослава Мудрого.

Самое большое богатство собора — это, конечно, мозаики, выполненные из смальты. По оценкам экспертов, палитра мозаик насчитывает 177 оттенков (из них только зелёного цвета 36 оттенков), многие из которых сейчас не могут воссоздать. О том, какими были люди в Киевской Руси, свидетельствуют граффити на стенах собора — их открыто уже более семи тысяч.

Среди них есть и автограф Владимира Мономаха, и записи об ожидании конца света, и признания в грехах, к примеру: «Блуд вчинив у святий день».

Источник: https://focus.ua/beautiful/434685-mat_gorodov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Что такое спас нерукотворный

Закрыть