Как называются окна в церкви

Все церкви Суздаля

как называются окна в церкви

Суздаль | Достопримечательности Суздаля | Церкви

Сколько церквей в Суздале? Практически все туристы посетившие город, отмечают уникально высокую концентрацию храмов на весьма скромной территории. Но в своих отзывах никогда не называют точного количества, ограничиваясь лишь округленными цифрами, порой совершенно фантастическими.

Удивительно, но не называют точное число храмов Суздаля даже местные жители. Посетители нашего сайта могут легко ответить на этот вопрос, самостоятельно подсчитав количество церквей, расположенных в черте города.

При подсчете необходимо учесть ряд замечаний, указанных в конце данной страницы.

Храмы расположенные в посаде

Посад — бывшая торгово-ремесленная часть Суздаля и второй после кремля важнейший сегмент города. Посад сформировался в XII веке напротив кремля, вдоль реки Каменки. Он тоже имеет свою земляную крепость. Центр Суздальского посада — Торговая площадь, а планировочную основу его составили дороги, ведущие из кремля: на юг — во Владимир, на север — к Ростову, и на восток — в Кидекшу и Нижний Новгород.

Замечательный ансамбль каменных посадских храмов в Суздале складывается в XVII-XVIII веках. Понемногу богатеющее «третье сословие» по своему вкусу осваивает и обустраивает городское пространство.

Двухстолпные и бесстолпные, кубические, ярусные и «клетские», пятиглавые и одноглавые — эти церкви представляют собой бесконечное разнообразие объемов, силуэтов, форм, декоративных приемов. В пару к холодному «летнему» храму строятся теплые «зимние» (трапезные) церкви, которые в XVIII веке также заменяются каменными.

Обязательной частью архитектурного ансамбля становится колокольня, часто с необычным, вогнутым шатром-«дудкой», характерной только для суздальского края.

Посадские храмы Суздаля с трудом поддаются классификации даже по такому общему признаку, как композиция: слишком уж индивидуален облик каждого микроансамбля, но несомненна и обратная связь между ними. Общим кажется разве что природное чувство красоты и меры суздальских зодчих.

Воскресенская и Казанская церкви

Источник: http://www.photosuzdal.ru/churches.htm

Как называются башни московского Кремля

как называются окна в церкви

У Московского Кремля 20 башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни есть своё имя и своя история. Не досталось имён только двум башням, их так и называют Первая Безымянная и Вторая Безымянная. За ними идёт Петровская башня, а вот у самой крайней правой башни сразу два имени.

В наше время её называют Москворецкой, а когда-то звали Беклемишевской по фамилии человека, рядом с двором которого её заложили. Как-то получалось, что враги чаще всего наступали со стороны Москва-реки, и Москворецкой башне приходилось первой вставать на защиту. Поэтому она такая грозная и с таким количеством бойниц.

Её высота 46,2 м.

Первой башней, которая была заложена при строительстве Кремля, была Тайницкая. Тайницкая башня названа так потому, что от неё к реке вёл тайный подземный ход. Предназначался он для того, чтобы можно было брать воду в случае если крепость осадят враги. Высота Тайницкой 01 башни 38,4 м.

Боровицкие ворота и башня

Боровицкие ворота и башня находятся на самом высоком холме, откуда и пошла вся Москва. Эта башня стоит у Боровицкого холма, на котором давным-давно рос сосновый бор. От него и произошло её название. Высота башни со звездой 54,05 м.

Беклемишевская башня

БЕКЛЕМИШЕВСКАЯ (Москворецкая) башня находится в юго-восточном углу Кремля. Ее построил итальянский архитектор Марко Фрязин в 1487-1488 годах. К башне примыкал двор боярина Беклемишева, за что она и получила свое название. Двор Беклемишева вместе с башней при Василии III служил тюрьмой для опальных бояр. Нынешнее название – «Москворецкая» – взято от расположенного рядом Москворецкого моста.

Башня находилась на стыке Москвы-реки со рвом, поэтому при атаке врага она первой принимала на себя удар. С этим связано и архитектурное решение башни высокий цилиндр поставлен на скошенный белокаменный цоколь и отделен от него полукруглым валиком. Гладь цилиндра прорезают узкие, редко расставленные окна. Завершают башню машикули с боевой площадкой, которая была выше примыкающих стен. В подвале башни существовал тайник-слух для предупреждения подкопа.

В 1680 году башню украсил восьмерик, несущий высокий узкий шатер с двумя рядами слухов, который смягчил ее суровость. В 1707 году, ожидая возможного наступления шведов, Петр I приказал у ее подножия устроить бастионы и расширить бойницы для установки более мощных орудий. Во время нашествия Наполеона башня пострадала и затем ремонтировалась. В 1917 году при обстреле пострадал верх башни, который был восстановлен к 1920 году.

В 1949 году, при реставрации, в прежнем виде были восстановлены бойницы. Эта одна из немногих кремлевских башен, которая радикально не перестраивалась.

Благовещенская башня

По легенде в этой башне раньше хранилась чудотворная икона «Благовещение», а также 1731 г. к этой башне пристроили церковь Благовещения. Скорее всего, название башни связано с одним из этих фактов. В 17 в. для прохода прачек к Москве-реке возле башни были сделаны ворота, названные Портомойными. В 1831 году их заложили, а в советское время разобрали и церковь Благовещения. Высота Благовещенской башни с флюгером 32,45 м.

Водовозная башня

Названа так из-за машины, которая была здесь когда-то. Она поднимала воду из колодца, устроенного внизу на самый верх башни в большой бак. Оттуда по свинцовым трубам вода текла в царский дворец в Кремле. Таким образом в старину в Кремле был организован свой водопровод. Он работал долгое время, но потом машину разобрали и увезли в другой город – Санкт-Петербург. Там её использовали для устройства фонтанов. Высота Водовзводной башни со звездой 61,45 м.

Оружейная башня

Стоявшая когда-то на берегу речки Неглинной, теперь заключенной в подземную трубу, получила название по находящейся рядом Оружейной палате. Когда-то рядом с ней располагались старинные оружейные мастерские. Ещё в них делали драгоценную посуду и украшения.

Древние мастерские дали название не только башне, но и замечательному музею, расположенному рядом за кремлёвской стеной – Оружейной палате. Здесь собраны многие кремлёвские сокровища и просто очень древние вещи. Например, шлемы и кольчуги древнерусских ратников.

Высота Оружейной башни 32,65 м.

Комендантская башня

Источник: https://places.moscow/interesting/kak-nazyvayutsya-bashni-moskovskogo-kremlya/kak-nazyvayutsya-bashni-moskovskogo-kremlya.html

Символика и устройство православного храма

как называются окна в церкви

Православный храм в исторически сложившихся формах означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза).

Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм — область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор — область земного бытия.

Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями, храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.

Внешний вид храма [1]

После вознесения Иисуса Христа на небо апостолы и первые христиане в Иерусалиме, по примеру Спасителя, пребывали в храме, прославляли и благословляли Бога (Лк. 24, 53. Деян. 2, 46), посещали синагоги евреев — а с другой стороны, составляли свои собственные христианские собрания по частным домам (Деян. 5,42). Вне и дальше Иерусалима христиане совершали богослужение в своих домовых храмах.

Из-за начавшихся гонений, богослужебные собрания христиан становились все более тайными. Для молитвы вообще и в особенности для совершения Таинства причащения христиане собирались в домах богатых единоверцев. Здесь для молитвы обыкновенно отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом».

По внешнему виду «икосы» представляли продолговатые (иногда двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; среднее пространство икоса иногда бывало выше и шире боковых. Во время гонений христиане собирались для молитвы даже в подземные церкви, устраивавшиеся в так называемых катакомбах (о чем скажем впоследствии).

В тех же местах и в те же периоды, когда не было гонений, христиане могли строить и строили собственные отдельные храмы (с конца II и начала III века), впрочем, иногда снова разрушавшиеся по капризу гонителей.

Когда же, по воле св. равноапостольного царя Константина (в начале IV в.), окончательно прекратились гонения на христиан, то христианские храмы появились повсеместно и составили не только необходимую принадлежность христианского богослужения, не только лучшее украшение каждого города и селения, но национальное сокровище и святыню каждого государства.

Открытые христианские храмы с III-VI вв. приняли определенную внешнюю и внутреннюю форму или вид, а именно: несколько напоминающую корабль форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне.

Внутреннее пространство этого четырехугольника разделялось рядами колонн на три, а иногда и на пять отделений, называемых «нефами». Каждое из боковых отделений (нефов) также оканчивалось полукруглым выступом, или апсидой.

Средний неф был выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся, впрочем, иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны входа находилось преддверие, называвшееся «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо). Обилие света и воздуха замечается внутри.

Отличительными чертами плана и архитектуры такого христианского храма являются, начиная с IV века: разделение на нефы, апсиды, притвор, обилие света, внутренние колонны. Весь такой храм носит название церковной базилики или продольного храма.

Еще одна причина, по которой христиане стали строить свои храмы в виде продолговатого четырехугольника (разделенного на части, с апсидами), заключалась в почитании ими катакомб и находящихся в них церквей.

Катакомбами называются подземелья, в которых христиане во времена гонения, в первые три века, хоронили своих умерших, скрывались от преследований и совершали богослужение. По своему устройству катакомбы представляют сеть переплетающихся коридоров или галерей, на протяжении которых встречаются более или менее обширные комнаты.

Идя по одному из коридоров, можно встретить другой коридор, пересекающий путь, и тогда перед путником являются три дороги: прямо, направо и налево. И по какому бы направлению не идти дальше, расположение коридоров одно и то же. После нескольких шагов по коридору встречается новый коридор или целая комната, от которой ведет несколько новых путей.

Путешествуя по этим коридорам более или менее продолжительное время, можно незаметно для себя, перейти в следующий нижний этаж. Коридоры узки и низки, комнаты же, встречающиеся на пути, различной величины: малые, средние и большие. Первые носят название «кубикул », вторые — «крипт», а третьи — «капелл».

Кубикулы (от слова cubiculum — постель), являлись погребальными склепами, а крипты и капеллы — подземными церквами. Здесь-то во время гонений христиане совершали богослужение. Крипты могли вместить до 70-80 молящихся, а капеллы гораздо большее количество — до 150 человек.

Применительно к потребностям христианского богослужения, передняя часть крипт предназначалась для духовенства, а остальные для мирян. В глубине крипты находилась полукруглая апсида, отделенная низкою решеткою. В этой апсиде устраивалась гробница мученика, служившая престолом для совершения Св. Евхаристии. По сторонам такого престола-гробницы шли места для епископа, пресвитеров. Средняя часть в крипте не имела специальных приспособлений.

Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним расположением. Крипты состоят большею частью из одного помещения (комнаты), а капеллы имеют их несколько. В криптах нет отдельных алтарей, в капеллах они есть; в криптах женщины и мужчины молились вместе, а в капеллах для женщин было особое помещение. В передней части крипт и капелл пол изредка устраивался выше остальной части подземных Церквей.

В стенах устраивались углубления для погребения умерших, а сами стены украшались священными изображениями.

Из описания различных крипт и капелл видно, что те и другие имели форму четырехугольника с продолговатыми выступами, а иногда и с колоннами для поддержания потолка.

Священное воспоминание об этих подземных храмах, о горнице, в которой Иисус Христос совершил Свою Тайную Вечерю, и об икосах, бывших первыми христианскими храмами, (по форме продолговатыми), и возможно было причиною того, что христиане могли безбоязненно, не опасаясь разлада с церковной древностью и духом христианской веры, строить по этому же продольному образцу и свои храмы. Но несомненно, базилика потому была усвоена для христианского храма, что она являлась пока единственно подходящей формой. Базиличный стиль господствовал до V в. затем сменился «византийским», но после XV в. снова распространяется в бывшей Византийской империи, обедневшей под властью турок, не приобретя, однако, ни величия, ни ценности древнехристианской базилики.

Базиличный вид христианских храмов был древнейшим, но не единственным. Когда архитектурные вкусы изменились и искусство архитектуры шагнуло вперед, изменился и внешний вид храмов. После прекращения гонений на христиан и перенесения при Константине Великом столицы греческой империи из Рима в Византию (324 г.), здесь усилилась строительная деятельность. В это время образовался так называемый византийский стиль храмов.

Отличительными чертами византийского стиля являются «свод» и «купол». Начало куполообразных сооружений, т.е. таких, потолки которых не плоски и покатисты, а круглы, относится ко временам дохристианским. Обширное применение своду дано было в римских банях (или термах); но самое блестящее развитие купол получил постепенно в храмах Византии.

В начале IV века купол был еще низок, покрывал собою всю вершину здания, и опирался прямо на стены здания, не имел окон, но потом купол становится выше и устанавливается на особых столбах.

Стенки купола для облегчения тяжести не делаются сплошными, а прерываются легкими столбиками; между ними устраиваются окна. Весь купол напоминает широкий свод небесный, место невидимого пребывания Господа.

С внешней и внутренней стороны купол украшается колонками с художественными верхушками или капителями и др. украшениями; вместо одного купола на храме устраивается иногда несколько куполов.

Планы византийских храмов были следующие: в виде круга, в виде равностороннего креста, в виде прямоугольника, близкого к квадрату. Квадратная форма сделалась обычной и наиболее распространенной в Византии.

Поэтому обычная постройка византийских храмов представляется в виде четырех массивных столбов, поставленных на прямоугольнике и соединенных вверху арками, на которых покоится свод и купол.

Такой вид с VI века стал господствующим и остался таким до конца Византийской империи (до половины XV в.), сменившись, как сказано, вторичным базиличным стилем.

Внутреннее пространство византийского храма разделялось, как и в базилике, на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. Алтарь отделялся от средней части невысокой колоннадой с карнизом, заменяющей современный иконостас. Внутри богатых храмов находились в изобилии мозаичные и живописные изображения.

Блеск разнообразных мраморов, мозаики, золота, живописи, — все было направлено к тому, чтобы возвысить душу молящегося христианина. Скульптура составляла здесь довольно редкое явление. Наиболее блестящий расцвет византийский стиль вообще и византийский купол в частности нашел в Константинопольском храме Св.

Софии.

Византийский стиль применен был при постройке не только храмов в самой Византии или Константинополе, но и в других важных городах Греции (Афинах, Солуни, на Афоне), в Армении, в Сербии и даже в городах Западной Римской империи, особенно в Равенне и Венеции. Памятником византийской архитектуры в Венеции является храм Св. Марка.

Источник: http://www.wco.ru/biblio/books/hram2/H03-T.htm

10 храмов Рима, которые обязательно нужно посетить | Поездка в Рим — все о Риме и еще больше об Италии

Рим – особенный город, имеющий прямое отношение к зарождению современной цивилизации. Его историческое наследие бесценно, кроме того, в сердце итальянской столицы располагается Святой Престол Католической церкви – Ватикан.

Потребовалось бы несколько жизней на то, чтобы прикоснуться ко всем достопримечательностям вечного города, туристы же, как правило, пытаются посмотреть Рим за 2-3 дня.

Предлагаем вниманию путешественников подборку из 10 наиболее интересных храмов, которые обязательно нужно посетить в Риме.

1 — Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Главный католический храм расположен на территории государства Ватикан. К созданию собора причастны Рафаэль, Микеланджело и другие гении эпохи Ренессанса. Среди шедевров – великолепная мраморная «Пьета», статуя и трон Св. Петра. Собор огромен, его фасады и внутренний интерьер украшены изображениями Христа и святых. С вершины купола открывается вид на площадь и панорама Рима.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему беременным нельзя ходить в церковь

Собор открыт с 7-00 до 18-00 зимой и до 19-00 летом. Подъём на смотровую площадку – с 8-00 до 16-45 зимой и до 17-45 летом.

Вход в собор бесплатный, обычно образуется большая очередь, которая двигается быстро. При входе посетители проходят металлоискатель и проверку сумок. Не следует брать с собой больших рюкзаков. Необходимо соблюдать элементарные правила, действующие в любой христианской церкви: прикрывать руки и ноги, мужчинам снимать шляпы, женщинам – покрывать головы платками.

В шортах, майках и мини-юбках вас просто не пустят – это Ватикан!
Входные билеты на купол стоят € 6 при подъёме пешком на высоту 551 ступеней, € 8 при подъёме на высоту 230 ступеней на лифте (остальная часть пути – пешком). Подъём весьма трудный, не рекомендуется пожилым людям и туристам с маленькими детьми (назад повернуть не получится, т.к.

лестница очень узкая).

Не покидайте Ватикан, не увидев Сикстинской капеллы.

Адрес: Piazza di San Pietro, 00120, Città del Vaticano. Станции метро: Ottaviano и Cipro.

2 — Сикстинская капелла Ватикана (Cappella Sistina)

«Драгоценная шкатулка» Ватикана, бывшая домовая церковь. Помещение украшено фресками Боттичелли, Пинтуриккьо, свод расписан Микеланджело. В настоящее время Сикстинская капелла входит в число музеев Ватикана. В роскошном помещении собираются ватиканские Конклавы для выбора верховного понтифика.

Часы работы с понедельника по субботу с 9-00 до 18-00 (вход не позднее 16-00), последнее воскресенье каждого месяца – с 9-00 до 14-00 (вход не позднее 12-30). Заказать экскурсию в капеллу и другие музеи Ватикана можно по этой ссылке.

Вход € 16. Фотографировать запрещено.

Адрес: Citta del Vaticano 1, 00120. Станция метро Ottaviano.

3 — Пантеон

Уникальный древнейший языческий храм, посвящённый всем римским божествам. Впоследствии передан христианской церкви и освящен по имя Santa Maria (Святой Марии) и Martires (Мучеников). Здание построено без окон, в куполе имеется отверстие – круг диаметром 9 м, символизирующий единство всех святых. Через это единственное «окно» проникает гигантский световой луч. В римском Пантеоне погребён Рафаэль. Подробнее про Пантеон читайте в этой статье.

Доступ в храм свободный, открыт с 9-00 до 16-00 зимой и до 18-00 летом, по воскресеньям до 13-00.

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186. Станция метро Barberini.

4 — Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore)

Раннехристианский храм находится недалеко от вокзала Термини, на холме Эсквилин. Одна из четырёх Великих римских базилик и из семи паломнических католических церквей. Древняя постройка отлично сохранилась.

В интерьере храма прекрасные мозаики V века, потолок покрыт золотом, привезённым на кораблях Колумба. В соборе хранятся подлинные ясли Младенца Иисуса. Три капеллы (Сикстинская, Сфорца и Паолинская (Боргезе)) привлекают туристов роскошью убранства, а паломников – папскими захоронениями.

Паолинская капелла предназначена только для молитвы, здесь запрещено делать фото.

Базилика открыта ежедневно с 7-00 до 19-00. Вход свободный.

У входа продаются билеты на экскурсии в папские залы и исторический музей (€ 4), который открыт с 9-00 до 18-30.

Адрес: Piazza di Santa Maria Maggiore 42 | Via Liberiana, 27, 00185. Станция метро Termini.

5 — Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)

Небольшая церковь капуцинов находится рядом с фонтаном Треви. За скромным кирпичным фасадом хранятся полотна Караваджо и Гвидо Рини. Главной достопримечательностью храма является крипта, включающая 6 небольших помещений.

Стены оформлены причудливыми узорами в стиле барокко, составленными из костей четырёх тысяч монахов, потолки украшены люстрами из человеческих позвонков, из черепов устроены альковы для скелетов. Останки монахов перенесены со старого кладбища капуцинов и использованы для декорирования крипты в 18 веке.

Это место по праву считается одним из самых таинственных и мистических мест Рима.

Крипта открывается ежедневно в 9-00 и закрывается в 19-00 (посетителей перестают запускать в 18-30). Вход стоит € 6.

Адрес: Via Veneto 27, 00187. Станция метро Barberini.

6 — Латеранская базилика (Basilica di San Giovanni in Laterano, Archibasilica Sanctissimi Salvatoris)

Главный кафедральный собор мира – Basilica maior, Великий храм, освящённый в честь Христа Спасителя в 324 году. В соборе хранится несколько ценных реликвий, в нишах центрального нефа можно увидеть статуи 12 апостолов.

Храм открыт для посещения с 7-00 до 18-30, музей базилики с 10-00 до 17-30, вход бесплатный.

Адрес: Piazza di Porta San Giovanni, 4, 00184. Станция метро S. Giovanni.

7 — Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Ещё один из четырёх патриарших храмов «Вечного города». Огромная величественная базилика находится на окраине города, зато рядом с метро. Церковь привлекает много паломников, т.к. под её сводами покоятся мощи апостола Павла. Перед фасадом роскошная территория, ухоженный зелёный сквер. Храм действующий, туристов здесь бывает немного.

Открыт с 7-00 до 19-00, вход свободный.

Адрес: Via Ostiense, 186, 00146. Станция метро Basilica di San Paolo. Автобусы: 23; 128; 670; 761; 766; 769; 770; C6.

8 — Иль Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù)

Стоит пройти небольшое расстояние пешком от площади Венеции, чтобы увидеть архитектурный шедевр эпохи Возрождения, невероятную «объёмную» роспись потолка, фрески флорентийских мастеров 16 века, статуи 12 апостолов, иконы XIV и XVII веков. Соборная церковь с аскетичным фасадом и ярким внутренним декором принадлежит ордену иезуитов.

Церковь открыта ежедневно с 7-00 до 12-30 и с 16-00 до 19-45, вход бесплатный.

Адрес: Piazza del Gesu | Via degli Astalli, 16, 00186. Станции метро Colosseo, Cavour.

9 — Базилика Санта Кроче-ин-Джерусалемме (Santa Croce in Gerusalemme)

Базилика привлекает внимание замысловато украшенным фасадом с гербом Папы Римского и множеством статуй. В капелле храма хранятся христианские реликвии: остатки Животворящего Креста, шипы Тернового Венца, один из гвоздей с распятия Христа, перст святого апостола Фомы, мощи Антониетты Мео, шестилетней девочки, самой юной святой христианского мира. Церковь является объектом паломничества христиан. Также здесь проводят очень интересные авторские экскурсии. 

Часы работы: с 10-00 до 12-00 и с 16-00 до 18-00. Вход бесплатный.

Адрес: Piazza di Santa Croce in Gerusalemme, 12, 00141. Станции метро: S. Giovanni и Manzoni.

10 — Санта Мария ин Монтесанто и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria in Montesanto e Santa Maria dei Miracoli)

Архитектурный ансамбль эпохи Возрождения, расположенный на южной стороне Пьяцца дель Пополо. Церкви-близнецы невероятно похожи, однако между ними немало различий в деталях.

В церкви Санта Мария деи Мираколи можно увидеть великолепные фрески, лепнину, скульптуры кардиналов, на алтаре чудотворный образ Богородицы.

В малой базилике Санта-Мария-ин-Монтесанто – «церкви художников» постройки 17 века – располагается «Месса деятелей искусства». Обратите внимание на запрестольный образ Девы Марии Монтесанто. Создание иконы относят к 15 веку, есть легенда, что она написана ребёнком – девочкой 11 лет.

Часы работы: с 10-00 до 12-00 и с 17-00 до 20-00 (по субботам только с 10-00 до 12-00, по воскресеньям с 11-00 до 13-30). Вход свободный.

Адрес: Piazza del Popolo, Via del Babuino 198. Станция метро Flaminio.

11 — Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin)

Небольшая уютная базилика хорошо известна поклонникам творчества Одри Хепберн по классике римского кинематографа «Римские каникулы». Туристы стремятся запустить руку в «уста правды». Согласно поверью, нечестный человек подвергается большому риску: божество способно лишить лгуна пальцев.

Средневековая постройка интересна также оригинальной архитектурной формой, фресками XI века. В капелле храма находятся мощи Святого Валентина, покровителя всех влюблённых.

Церковь открыта для туристов с 9-00 до 17-00 зимой и до 18-00 летом. Вход свободный. Не пугайтесь, если увидите очередь – вероятно, это японские и китайские туристы выстроились, чтобы подойти к «устам истины» и доказать чистоту свои помыслов.

Адрес: Piazza della Bocca della Verità, 18 | 00186. Станция метро Circo Massimo.

Не старайтесь увидеть всё интересное и красивое за одну поездку. Знакомство с архитектурным и художественным наследием прошлого – достойный повод для новых римских вояжей.

Источник: https://rim10.ru/10-khramov-rima-kotorye-obyazatelno-nuzhno-posetit

Православное наследие Иркутска

  • Интервью взяла: Алёна МАХНЁВА

Ирина Калинина – известный иркутский историк архитектуры, автор многочисленных статей по истории культового зодчества и монографии о церквях Иркутской епархии. А ещё – иркутянка «чуть ли не в седьмом поколении», как она сама говорит. Воспользовавшись небольшим потеплением, мы пригласили Ирину Васильевну прогуляться по Иркутску и попросили рассказать о самых интересных храмах.

С героиней сегодняшних прогулок мы встречаемся возле её дома на улице Декабрьских событий и под плавным февральским снегом двигаемся в сторону первого пункта нашего маршрута – Входо-Иерусалимской церкви. О себе Ирина Калинина говорит скромно: «Я исследователь».

– Как  возник ваш интерес к православным храмам?

– С этой темой работаю с 1980 года. Тогда была открыта большая правительственная программа по инвентаризации памятников архитектуры, и мы – группа архитекторов и историков – начали ездить по области.

В этих экспедициях меня и «зацепили» церковные постройки. Даже в том ужасном состоянии было видно, что это богатейшее наследие.

Я начала собирать материал в экспедициях, затем в архиве: никто в деревнях уже не помнил, как называется церковь, когда построена. Так зародилась мысль сделать книгу. 

– Вы работаете только с православными церквями?

– Занимаюсь и культовыми постройками, и жилыми – любыми, если это памятник архитектуры. Но православные храмы – моя тема. 

Когда я только занялась культовой архитектурой, мне казалось, что моя работа похожа на то, что делают 

археологи: находить то, что уже никогда не восстановить. Сейчас храмы возрождаются, и возникает схожее ощущение с деревянным Иркутском: он как бы уходит – нужно скорее его зафиксировать. 

Мы движемся в потоке машин по Байкальской

– В современном городе с точки зрения архитектуры ни один объект не обладает той ролью, которая была у храма как у градостроительной единицы, – задумчиво глядя в окно машины, говорит наш гид. – Иркутск 19 или начала 20 века – это в основном одно-, двухэтажная застройка и более 30 храмов, которые возвышались над домами.

Посмотрите на сегодняшний город: нет зданий, которые бы занимали доминирующие места и могли бы «держать» весь город, быть акцентами, которые «собирают» вокруг себя пространство. Старый Иркутск был очень интересным за счёт этого единства малоэтажной застройки и композиционных акцентов.

У города был от этого необычный, динамичный, очень красивый силуэт. 

– Такая застройка давала городу что-то ещё, кроме красоты?

– Человек, находясь в любой точке города, видел храм. Сейчас на улице нас окружает одна реклама. Раньше горожанин видел то, что отвлекало от сиюминутного, давало повод думать если не о возвышенном, то вообще о жизни. 

– В современном городе вообще нет таких ориентиров?

– Их пытаются создавать, но город уже застроен, в нём очень сложно что-то изменять. 

Сейчас мы с вами подъедем на точку, с которой всегда снимали старый Иркутск. 

Однако панорама Иркутска нового не вызывает желания ею любоваться, поэтому мы обращаемся к тихому белоснежному храму с синими главками.

– В 18 веке храмы возводили «по подобию» и «на манер», а с 1800 года выходят правительственные указы, и всё стали строить только по проектам.

Первая церковь, деревянная, стояла не здесь, а в парке, её снесли, поскольку она обветшала, и вторая Входо-Иерусалимская церковь, каменная, выстроена уже по проекту профессиональным архитектором. Всё здесь просчитано, выверено и сначала вычерчено на бумаге, такие постройки обычно пропорциональные.

Это один из немногих оставшихся у нас образцов классицизма. У церкви сначала был один придел, а справа и слева были колоннады, и стенки между колоннами не было. Но хоронят-то каждый день, даже по нескольку раз в день, поэтому кладбищенской церкви были необходимы ещё приделы для совершения похоронных обрядов.

Этот храм невозможно было даже закрыть на ремонт, чтобы побелить, а от свечей много копоти. Сейчас, когда верха восстановили, она стала хорошо считываться в городской панораме. Архитектор рассчитал, что именно в этой точке церковь будет замыкать перспективу.

– Кто её автор?

– Томский архитектор Деев. В интерьере уже работал иркутский архитектор Васильев. Вообще, мы очень мало знаем о людях, проектировавших наши храмы. В архивных документах в первую очередь мы находим имена жертвователей, на чьи средства был построен храм. Обычно это были иркутские купцы.

– Что для вас в этой церкви кажется самым интересным?

– Красиво! – улыбается Ирина Калинина, ещё раз окинув взглядом здание. – Место замечательное: самый центр города, но здесь мы попадаем в пространство, несколько отвлечённое от суеты, в этом её необычность. 

– Она всегда была такого цвета? 

– В классицизме были чётко прописаны требования к постройке, в том числе и цвета: стены могли быть «дикого» серого, жёлтого, зелёного, охры, но все цвета очень разбелённые, и белая отделка деталей. 

Следующая остановка – у Крестовоздвиженской церкви

В советское время сохранившиеся церкви красили одинаково, чтобы обезличить, а русскому зодчеству присущи яркость, праздничность и даже некоторая пряничность, говорит Ирина Калинина

– Она уникальна и по архитектуре, и по истории, – говорит Ирина Калинина. – В советское время ей повезло: в здании устроили антирелигиозный музей, поэтому сохранились все иконостасы, иконы, в подвалах была складирована утварь из других иркутских храмов.

Самое интересное – сохранились подлинные кресты. Их во всех храмах снимали в первую очередь, и сейчас при реставрации восстановить крест бывает очень сложно: он же на большой высоте и на старых фотографиях обычно растворяется в небе.

На главном алтаре был крест с трубящим ангелом – большая редкость.  

В конце 17 века, когда Иркутск был ещё совсем маленьким,  здесь хотели создать женский монастырь, но город начал так быстро расти, что в начале 18 века тут уже появились обывательские постройки. Некомфортно женскому монастырю, конечно. Поставили просто приходскую церковь, сначала деревянную, а в середине века заменили на каменную. 

Архитектура всегда тектонична, то есть призвана обеспечить психологическое спокойствие, чтобы человеку не казалось, что ему на голову упадёт потолок. Есть ряд приёмов: например, лопатка на углах стен всегда утолщается. Мы этого не замечаем, но, входя, чувствуем: это крепкий дом.

Здесь же, кажется, безумство какое-то: всё сделано наоборот, вся лопатка «изъедена» декором, она не несёт нагрузку. Человек приходит молиться, он эмоционально уже напряжён, и такой необычный вид сооружения помогает отрешиться от мирского.

Это самый выдающийся памятник сибирского барокко. 

– Почему в сибирском барокко нет барочных «завитушек»?

– Элементы декора заимствованы из местного прикладного искусства. К приходу русских здесь жили народности, которые не строили крупных сооружений, каменная пластика не была отработана,  но они занимались кузнечным мастерством, вышивали бисером и так далее. Отсюда эти геометрические элементы. Обратите внимание на пластику стен: видны разные этапы строительства. 

Ещё один образец этого стиля – Троицкая церковь. Давайте проедем к ней, остановившись около Михаило-Архангельской, которая больше известна как Харлампиевская. Это название пошло в народ из-за Харлампиевского придела. Эту церковь часто называют морской, хотя это не совсем правильно.

Дело в том, что первую деревянную церковь строили на средства человека, который занимался добычей морских котиков. Следующие жертвователи тоже были купцами, которые занимались морским промыслом. На самом деле морской храм – это воинский храм, закреплённый за морским ведомством.

Рядом с нами обычная приходская церковь. 

Ещё одна версия, почему он мог стать «морским». В архитектуре есть термин «построено кораблём»: на одной линии храм и трапезная, корпус сплошной, как у корабля. К тому же элементы над окнами – картуши – напоминают свитки с морских или географических карт. 

Таких храмов у нас было достаточно много на Урале и в Сибири. Они строились без чертежей, «на манер» и «по подобию». 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое отчитка в церкви

– Сколько времени требовалось на строительство церкви?

– Примерно от пяти до двадцати лет.

Перед началом строительства должны были быть представлены все документы: достаточно ли средств, кто строит, зачем – обязательно должен быть приход не менее ста человек мужского пола или в общем 400 душ, который будет содержать храм в приличном виде.

Сейчас в городе много пустых участков, которые отведены, но на них ничего не строят. С церковной постройкой такого никогда не было, к строительству приступали только после получения всех гарантий её жизненной необходимости, возможности сооружения и дальнейшего функционирования

– Но ведь купец мог разориться.

Мы уже двигаемся дальше по улице 5-й Армии

– Деньги на церковь он клал в банк до начала строительства. Когда строился кафедральный собор, Кузнецов, знаменитый меценат, завещал 250 тысяч рублей, безумные деньги по тем временам. И всё равно совет решил, что этих денег недостаточно для строительства кафедрального храма епархии.

Их положили в банк и только через 15 лет, когда начисленные проценты и дополнительные вложения почти удвоили сумму, приступили к строительству. Единственный раз, когда приостанавливалось строительство церкви, – во время известного опустошительного пожара 1879 года. Когда Иркутск сгорел, кафедральный собор был возведён на два уровня окон.

Архиепископ Вениамин приостановил строительство, поскольку нужны были рабочие руки и материал, чтобы восстановить людям жильё. Но в цокольном этаже собора работы продолжались. 

– Насколько меньше храмов стало в Иркутске за последние сто лет?

– Больше чем в два с половиной раза. Точную цифру сложно сказать. Например, деревянная Петропавловская церковь около вокзала на улице Гоголя в настоящий момент отсутствует. Но она значится как памятник архитектуры, остались проектные и обмерные чертежи.

И сейчас место её освятили, на нём будет восстановлен храм. Как считать? Физически он утрачен, но может быть восстановлен. Владимирская церковь – ныне гимназия на пересечении улиц Рабочей и Декабрьских событий. Как храм она утрачена, но как здание существует.

 

Я делала подсчёт: по области было около пятисот храмов, ориентировочно на 2000 год сохранилась примерно одна пятая. Почти все они имели значительные утраты и перестройки, были и просто руины. Из этой одной пятой с верхами – не более 30 храмов. 

Останавливаемся у Троицкой. 

– Смотрите, какая она необычная по сравнению с другими церквями. Храм очень широкий, восьмерик на четверике, массивный. Архитектура церкви тоже относится к сибирскому барокко, потому что здесь соединились древнерусские элементы и сибирские.

На лопатке снова те же «выгрызенные» углы, зубчики, геометрический орнамент, но тут он сочетается уже с «кудрями» над окнами, сами окна – углублённые, ступеньками – называются перспективные – приём, характерный для сибирского барокко. Архитектура церкви замечательная.

Свет через окошки в самом верху, как мне рассказывал один реставратор, падает очень интересно: когда солнце движется, освещает определённые углы здания, где иконы висели.

Налюбовавшись Троицкой церковью, двигаемся к последней точке нашего маршрута – первой из иркутских церквей. Идём мимо Вечного огня и останавливаемся у белой стены Спасской церкви.

– Представьте: 1670 год, острог. Здесь проходит граница города. Вот он, маленький пятачок, несколько сот саженей в одну сторону, несколько – в другую.

Никто не знает, будут нам враждебны местные племена или нет, будут набеги или нет, Спасская церковь была встроена в южную стену острога и её нижний этаж, конечно, не мог иметь окон, какие мы видим сейчас. Его стены были глухими, без окон, без дверей, существующие окна растесали позже.

Вход был сначала из острога, по каменной лестнице на втором этаже. А первый этаж изначально – не храм, а низенькие сводчатые кладовые. Позже эти помещения освободили, переделали в храм: нижний – Никольский, верхний – Спасский. 

На прощание эксперт напомнила, что мы осмотрели лишь часть иркутских храмов.

Источник: http://www.vsp.ru/2012/02/24/pravoslavnoe-nasledie-irkutska/

Все архитектурные термины

(греч. Abax — доска) — верхняя плита капители. В классических архитектурных ордерах абак обычно имеет квадратные очертания с прямыми (в дорическом и ионическом ордерах) или вогнутыми (в коринфском ордере) краями.

Акант, аканф

(греч. akanJoV) — декоративная форма, восходящая к рисунку листьев травянистого растения акант; этот мотив, возникший в античном искусстве, лежит в основе орнамента или предопределяет конфигурацию коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев; акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Акведук

(лат. Aquaeductus, от aqua – вода и duco – веду) – водовод (канал, труба) для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Акведуком называют также часть водовода в виде арочного моста над оврагом, рекой, дорогой, в котором стенки и днище лотка или трубы являются несущими пролетными конструкциями.

Акротерий

(греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)

Алтарь

(лат. – altaria, от altus – высокий) – жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально – место для жертвоприношений на открытом воздухе. В древней Греции и Риме – отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами.

В христианских храмах алтарем называют стол (“престол”), на котором совершалось священное таинство, в католических так называются также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. появились переносные алтари-складни с живописью на створках.

В обиходе алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах (с XIV-XV вв.) – иконостасом.

Амфипростиль

(греч. amfiprostulos, от amfi — с обеих сторон, и prostulos — имеющий колонны с передней стороны) — тип древнегреческого храма, прямоугольного в плане и имеющего колонные портики на торцовых фасадах; продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.

Амфитеатр

(от греч. amfiqeatron) –
1. Древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений).

Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров).

Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Крупнейший амфитеатр – Колизей в Риме.
2. Места для зрителей в закрытых помещениях, расположенные дугообразными незамкнутыми ярусами (в театрах, кинотеатрах, аудиториях) или вокруг круглой арены (в цирке).

Ансамбль

(франц. Ensemble – совокупность, стройное целое) — группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения.

Антаблемент

(франц. Entablement, от table – стол, доска) — верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, — составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть – карниз. Встречается неполный антаблемент (без фриза). Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Антефикс

(лат. Antefix, от ante – спереди и fixus – прикрепленный) — украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты или щита с рельефом). Обычно помещалось по краям кровли вдоль продольной стороны античного храма.

Анты

(лат. Antae) – выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах, тип которых получил название “храм в антах”.

Анфилада

(франц. Enfilade, от enfiler – нанизывать на нитку) – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Апсида, абсида

Источник: http://archinews.ru/glossary-all/

Патриархаты начинают большую войну

Последствия дипломатической катастрофы, которую претерпел Патриарх Кирилл в Стамбуле 31 августа , не заставили себя долго ждать.

Константинопольский Патриарх сделал последний шаг на пути отторжения Киевской митрополии от Москвы: назначил своих экзархов в Киев, которые соберут учредительный Собор автокефальной Украинской Церкви.

Московский Синод пригрозил в ответ новым глобальным расколом христианского мира, который на самом деле обернется лишь изоляцией Московской патриархии от этого мира.

46-летние украинские архиереи из Америки назначены Константинопольским (Вселенским) Патриархом Варфоломеем его экзархами в Киеве. Соответствующее решение, принятое еще 31 августа, как только высокий московский гость со своей бесчисленной охраной покинул резиденцию Патриарха на Фанаре, было опубликовано под вечер 7 сентября.

Экзархами стали архиепископ Памфилийский Даниил (Зелинский), управляющий Западной епархией Украинской Православной Церкви в США Константинопольского патриархата, и епископ Эдмонтонский Иларион (Рудник), управляющий также Западной епархией, но уже Украинской Православной Церкви Канады в составе Константинопольского патриархата.

Оба иерарха родились на западной Украине, а епископ Иларион был к тому же греко-католиком. Церкви украинских эмигрантов, которые они представляют, были приняты в Константинопольский патриархат в середине 1990-х, а ранее считались «раскольническими».

Московская патриархия тогда, более 20 лет назад, выразила сдержанный протест против поступка Константинопольского патриархата, который, как теперь выясняется, был совершен с дальним прицелом на Киев.

Слово «экзарх» по-разному понимается в Москве и в Константинополе. В состав РПЦ входит Белорусский экзархат, он представляет собой объединение епархий на территории Республики Беларусь во главе с первым епископом этой страны в сане митрополита, который имеет звание «патриаршего экзарха».

Когда-то, до 1990 года, подобный экзархат РПЦ имела и на Украине. То есть это административная, руководящая должность. Однако в Константинополе экзархами чаще всего называются личные представители-посланники Патриарха, направляемые в ту или иную страну или епархию с особыми поручениями.

В нашем случае задачей экзархов является подготовка учредительного Собора автокефальной Украинской Церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября. На Соборе состоится «воссоединение» с Константинопольским патриархатом двух церковных юрисдикций, которые ныне считаются «раскольническими» — УПЦ КП (более 5 000 приходов) и УАПЦ (более 1 000 приходов).

В Соборе также примут участие епископы УПЦ Московского патриархата, которые поддерживают идею украинской автокефалии, то есть полной церковной независимости (УПЦ МП, напомним, принадлежит более 12 000 приходов на Украине).

Председательство экзархов придаст Собору каноническую легитимность, после чего вновь собранная из трех частей Украинская Церковь и получит Томос об автокефалии от Константинопольского патриархата.

Твердая историческая почва

Патриарх Варфоломей честно описал этот сценарий Патриарху Кириллу на встрече с глазу на глаз 31 августа.

Со своей стороны, Кирилл пригрозил глобальным расколом православного мира и разными «контрсанкциями» (которые на российском политическом жаргоне называются «бомбежкой Воронежа»), после чего затаился. Его пресс-секретарь о.

Александр Волков даже объявил утром 7 сентября, что Московская патриархия «берет паузу» и не будет ничего предпринимать против Константинополя. Видимо, поверили, что угрозы на Варфоломея подействовали.

Патриарх Константинопольский Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Елена Пальм

Но они не подействовали, и торжественно объявленная «пауза» продлилась всего несколько часов. Как только стало известно о назначении экзархов, Отдел внешних церковных связей подконтрольной Москве УПЦ МП разразился гневным заявлением о «канонической агрессии» на незыблемую «каноническую территорию» Московского патриархата.

Дело в том, что оба патриархата — Московский и Константинопольский — считают Украину, то есть древнюю Киевскую митрополию, своей. Москва привычно ссылается на акт Вселенского Патриарха Дионисия IV от 1686 года, который разрешал Московскому Патриарху совершать поставление на кафедру Киевских митрополитов. Москва считает, что тем самым Константинополь отрекся от Киевской митрополии и передал ее Москве.

Но Константинополь ни от чего не отрекался: он временно, по причинам военно-политического характера, делегировал своему московскому собрату лишь одно из своих прав в отношении Киевской митрополии, но саму эту митрополию под юрисдикцию Москвы не передавал. В течение XVIII и XIX веков напоминать об этом не было смысла — Российская империя крепко контролировала территорию, которую она тогда называла Малороссией, а Церковь в той империи была государственным учреждением.

Но как только Российская империя пала, в начале 1920-х, Константинополь возобновил свою юрисдикцию над Киевской митрополией, точнее — над той ее частью, которая осталась в свободном мире. Это были западные епархии Киевской митрополии (Волынская, Белостоцкая, Холмская и др.), оказавшиеся на территории Польши. В 1924 году они получили автокефалию от Константинопольской Церкви и ныне известны как Польская Православная Церковь.

В 1941—42 годах, по мере продвижения немцев на восток, юрисдикция этой Церкви распространилась на всю Украину — так возникла Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), с 1944 года находящаяся в эмиграции. Именно ее принял Константинополь под свой омофор в 1990-е.

Теперь, после 4 лет войны на востоке Украины, Москва вновь полностью утратила контроль над Украиной, поэтому Константинополь вынужден действовать в той логике, которую он неизменно демонстрировал в 1920-е, 40-е и 90-е годы. Упрекнуть его в какой-то непоследовательности или «вероломной агрессии» нельзя — Киевская митрополия никогда в полной мере не передавалась Московской Церкви.

Священная война

Утром 8 сентября появилось заявление Священного Синода РПЦ — и это фактически объявление войны в православном мире. Война может быть умеренной — «гражданской», если РПЦ и дальше будет признавать Константинопольский патриархат православным и не порывать с ним канонического общения, осуждая лишь его «вторжение» в Украину.

А может быть и радикальной — межконфессинальной, если РПЦ объявит Константинополь и все остальные поместные православные Церкви отпавшими в ересь, «предателями» и «врагами православия».

Источник: https://novayagazeta.ru/articles/2018/09/10/77779-patriarhaty-nachinayut-bolshuyu-voynu

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в суздале

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.  Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Церковь в скале

Церковь в скале в Хельсинки — уникальная достопримечательность Финляндии, которой нет аналогов во всем мире. Освящена была в 1969 году через год после начала строительства. Здесь проводят концерты инструментальной музыки, мессы под звуки органа и даже аккомпанемент тяжелого рока.

Во время строительства храма был сохранен ландшафт в прежнем виде. Церковь Темппелиаукио иногда называют бункером из-за ее широких каменных стен и необычного входа.

Внешне лютеранский приходской храм выглядит неординарно: массивные каменные стены, сферический зеленый купол и прямоугольный продолговатый вход.

Строительство церкви на этом месте было запланировано еще в 1930-е годы, но из-за начавшейся вскоре войны стройка была заморожена. В 60-е годы объявили конкурс на лучший проект церкви. Братья архитекторы Тимо и Туомио Суомалайнены выдвинули уникальную идею создания храма в простом, грубом и весьма необычном стиле.

В итоге церковь Темппелиаукио была построена именно таким образом и представляла собой воронку в скале. Из 67 предлагаемых проект братьев оказался самым интересным. В скалу, которая находилась на месте будущего строения, заложили взрывчатку, а получившуюся выемку накрыли большим сферическим куполом.

Из-за этого постройка выглядела как НЛО, приземлившееся в Хельсинки.

Храм был построен всего за 1 год в 1968 году, а освящен годом позже, после чего стал действующим. На строительство было затрачено приблизительно 650 000 евро. Сюда завезли уникальный орган, созданный мастером Вейкко Виртаненом, который состоит из 3001 трубы, 54 регистров и 4 мануалов.

В 2006 году тут провели первую неординарную мессу под аккомпанемент тяжелого рока, которая носит название металлической мессы.

Архитектура

Rock Church находится прямо посреди жилого массива города Хельсинки на Храмовой площади внутри гранитной скалы.

Размер церкви в проекте Тимо и Туомио Суомалайненов был на четверть больше, но в целях экономии храм соорудили более компактным. В этой достопримечательности скала выполняет роль стен, что сделало уникальным интерьер помещения. Освещение здесь естественное. И только пол имеет не первозданный вид — его выполнили из бетона.

Высота потолка в церкви Темппелиаукио в Хельсинки составляет 12 метров. Но визуально он кажется еще выше. Центральная часть купола не пропускает цвет, сам он сделан из меди, а в нем расположилось 180 окон, которые примыкают к необработанным гранитным стенам.

Купол пропускает солнечные лучи, поэтому в церкви всегда светло. В темное время суток включается яркая иллюминация, из-за чего снаружи постройка становится похожей на НЛО.

Акустические особенности здания уникальны по своей сути. Музыкант Мстислав Ростропович отметил, что в церкви в скале самая лучшая акустика в мире. Колоколов внутри и в окрестностях нет, а их звук просто записан и звучит из динамиков перед началом службы. Из-за отличной акустики храм в наше время используют также для концертов классической, органной, рок-музыки.

Интерьер церкви достаточно простой. Здесь находится постамент с крестом, орган, к стене примыкает подставка для свеч. Лавки для посетителей направлены на постамент. Церковь рассчитана на 750 человек. При большом количестве людей из-за хорошей акустики бывает очень шумно.

В помещении храма время от времени проводят концерты живой музыки. Чаще всего это инструментальная музыка, органная, но также бывают и рок концерты. На многие из них можно попасть бесплатно. Концертные программы проводят в основном в летний период. Мероприятия бывают не ежедневно.

Практически в любое время турист услышит органную музыку, попав в церковь Темппелиаукио в скале во время службы.

Язык богослужений — финский и английский. Они проводятся в выходные и праздничные дни. Во время песнопения при лютеранской литургии принято подпевать хору. В церкви можно оставить пожертвование.

экскурсия внутри церкви в скале

Часы работы церкви в скале

Режим работы церкви Темппелиаукио не фиксированный, он меняется в зависимости от прихода, сезона, дней календаря.

Летом церковь в скале принимает посетителей с 10:00 до 17:45 ежедневно, кроме воскресенья. В воскресенье она открывается в 11:00 и работает до 17:45. В зимнее время года церковь в скале можно посещать с 10:00 до 17:00 с понедельника по субботу, в воскресенье — с 12:00 до 14:45 и с 15:45 до 17:00.

Перед посещением уточняйте график работы по телефону.

Лютеранская церковь, созданная в скале, располагается в городе Хельсинки, поэтому добраться до нее можно без проблем на общественном транспорте: трамвае, автобусе, метро.

На трамвае № 1, 2 нужно доехать до остановки «Sammonkatu», которая находится в 2 минутах ходьбы от достопримечательности.

В пешей доступности расположена автобусная остановка «Kauppakorkeakoulut». Сюда направляются автобусы с маршрутами № 14, 18, 18N, 37, 39, 39B, 39N, 41, 42, 69, 70, 108N.

Ближайшая станция метро «Ruoholahti» расположена почти в 2 километрах от объекта, поэтому далее добираться нужно будет пешком или на такси.

В городе есть много служб такси, в которых насчитывается около 2000 автомобилей. Популярными сервисами являются Taksi Helsinki Oy и Uber. Такси можно заказать по телефону или в приложении. 1 км пути обойдется минимум в 1 евро. Расплатиться можно картой или наличными.

Церковь в скале в Финляндии: панорама внутри

Нашли неточность? Сообщите нам. Смотреть отзывы на

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/finland/city/helsinki/temples/2551

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма

Гедехтнискирхе была разрушена во время войны, но ее решили не сносить, а сохранить в виде руин. Теперь церковь хранит память не только о кайзере Вильгельме, но и о том, что не должно повториться

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche), фото Simon Baldwin

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche или Гедехтнискирхе — Gedächtniskirche) является одним из исторических символов Берлина и любимой церковью местных жителей. 

Строительство церкви

Церковь строилась с 1891 до 1895 года в ознаменование первого немецкого кайзера Вильгельма I по распоряжению его внука Вильгельма II, который стал последним кайзером Германии. Сооружение и отделка здания проводились по проекту архитектора Франца Швехтена в неороманском стиле.

Церковь в 1890-1905 гг.

Мемориальная церковь на протяжении длительного времени считалась самой высокой постройкой Берлина, ее высота была 113 метров.

Церковь в 1954 г., фото Brodde

23 ноября 1943 года в результате налета авиации союзнических войск Мемориальная церковь была разрушена.  После окончания войны встал вопрос о строительстве нового храма вместо утраченного. Но берлинцы были против. Издательства газет получили столько гневных писем протеста, что решено было реконструировать старую церковь.

В 1961 году архитектор Эгон Айерманн отреставрировал храм, сохранив часть руин. Эти развалины, в сочетании с новой церковью напоминают потомкам об ужасах войны.

Церковь сегодня

«Пудреница», «помада» и «полый зуб», фото Schrottie

Сегодня Мемориальная церковь кайзера Вильгельма — это необычное сочетание старого и современного, разрушенного и реставрируемого. Вместе старое и  2 новых здания создают уникальный ансамбль.

Новые строения, восьмиугольный неф и колокольню, берлинцы называют «пудреница и помада». В «пудренице» очень красивые витражные синие окна, создающие уникальную атмосферу и необычный дизайн вокруг стилизованной фигуры вознесшегося Христа. Скульптура выполнена из цинка и меди Карлом Хемметером, ее высота — 4,6 м, вес почти 600 кг. Отсюда другое название — «синяя церковь». Руины жители Берлина называют «полый зуб», визуально очень даже походит.

Сталинградская Мадонна, фото sailko

В церкви хранится Сталинградская Мадонна, нарисованная немецким врачом и священником Куртом Ройбером на обратной стороне карты Советского Союза в 1942 году в окружении под Сталинградом.

Выставка в старой части храма, фото jfriese

В старой части храма открыта выставка об истории церкви. На стенах — мозаичные картины и барельефы, рассказывающие о династии Гогенцоллернов. Представлены подарки: крест, подаренный Русской Православной церковью; крест от англичан, выкованный из гвоздей, собранных на руинах собора города Ковентри, разрушенного во время бомбардировки немцами в 1940 году.

Как добраться

Ехать на метро U1 или U9 до станции Kurfürstendamm.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Отели со скидкой здесь

Источник: https://holidaygid.ru/kaiser-wilhelm-gedachtniskirche/

Топ 10 церквей Франции

В начале 13-го века, это римско-католический собор был возведен в городе Бурж, столице провинции Берри.

Построенный во французском готическом стиле, Буржский собор стоит в месте религиозного значения, начиная, по крайней мере с третьего века, именно здесь, в римском городе Аварикум нашли защиту первые христиане среди галлов.

 Сегодня собор имеет современный дизайн и великолепный фасад с ошеломляющей затейливой резьбой и украшениями. Удивительно, но большая часть витражей осталось оригинальной, многие из них с изображением истории из Ветхого и Нового Заветов.

2. Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором. Собор построен из песчаника, который придает ему розовый оттенок. Несмотря на то что значительные его части возведены в романском стиле, он считается одним из лучших примеров высокой, или поздней, готической архитектуры. В соборе Страсбурга до сих пор продолжаются католические церковные службы, которые вы можете посетить. 

Участок, на котором стоит Страсбургский собор первоначально был занят римским храмом, затем романской церковью, которая была построена в 1015 году, а затем разрушена в результате пожара. Настоящий Собор был завершен в 1284 году.

Уникальный, не имеющий аналогов, шпиль Страсбургского собора был самым высоким в христианском мире в течение четырех столетий. 

3. Монолитная церковь Сен-Жан (Monolithic Church of Saint-Jean)

Обтер-сюр-Дрон, это маленький и живописный городок, с традиционной архитектурой и причудливыми домами в регионе Нувель-Аквитания на юго-западе Франции. Сам по себе городок является уникальной достопримечательностью Франции, но центром притяжения без сомнения является церковь Сен-Жан, вырезанная почти полностью из известняка в скале. Построенная в 7-м веке и значительно расширенная в 12-м веке, церковь имеет сводчатый неф, крестильный бассейн и десятки древних гробов. 

4. Руанский собор (Rouen Cathedral)

Руанский собор, это римско — католический готический собор в Руане, Нормандия. Руан иногда называют городом тысячи шпилей, потому что он является домом для многих церквей. Тем не менее, одна выделяется среди остальных: Кафедральный собор Руана. Этот огромный, возвышающийся собор является самым высоким во всей Франции. 

Строительство нынешнего здания началось в 12-м веке. На земле на которой возвышается собор, похоронен предводитель викингов, Ролло, основатель герцогства Нормандии, он был крещен здесь в 915 году и похоронен в 932 году.

5. Базилика Сакре-Кер (Sacre-Coeur)

Источник: http://xn--h1aqbff.xn--p1ai/top-10/top-10-cerkvey-francii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как отметить день рождения ребенка

Закрыть