Как католическая церковь боролась с реформацией

Борьба Католической церкви с еретиками

как католическая церковь боролась с реформацией

Во времена Средневековья католическая церковь занимала доминирующую позицию в жизни общества. Воле Папе Римского повиновались представители всех классов: от королей до крестьян.

Церковь обладала не только неограниченной властью, но и бессметным количеством владений и значительными богатствами.

Служители католической церкви умело навязывали обществу комплекс неполноценности и ничтожности перед Богом: именно с этой целью началось активное строительство знаменитых соборов, которые впечатляли своей грандиозностью и величественностью.

Католические священники ревностно проповедовали своей пастве учение о том, что надо жить в бедности, так как это единственный способ получить божественную благодать, сами же купались в роскоши, проводили дорогие церковные обряды и активно собирали десятину с населения.

Как церковь боролась с еретиками?

Несмотря на деспотическую политику церкви, среди представителей крестьян и горожан появлялось все больше людей, которые ставили под сомнение верность ее учений. Они обвиняли духовенство в праздности, в отказе от бедности, и в непомерной трате денег. Католическое духовенство молниеносно отреагировало на религиозные бунтарства, и ответила суровыми репрессиями, которые несколько веков будоражили всю Европу.

Для борьбы католической церкви с еретиками была создана Инквизиция – тайный церковный суд, который на основе анонимных доносов, расправлялся с «посланниками дьявола на земле». Судебный процесс сопровождался длительными жестокими, ужасающими пытками и заканчивался смертной казнью человека.

Судопроизводство характеризовался отсутствием процедуры следствия. Зачастую судьи и обвинители даже не знали имени подсудимого, а обозначали их, как обвиняемый номер один, номер два, номер три и т.д.

Средневековая инквизиция всегда делегировала светским властям полномочие казнить еретиков, однако всегда контролировала то, чтобы приговор был приведен в исполнение.

Инквизиция и публичные сожжения

Смертная казнь проводилась путем публичного сожжения. Сожжение подозреваемых в ереси людей носили массовый характер.

И если на первоначальной стадии жертвами святой инквизиции становились люди, которые были не согласны с классическими учениями церкви, то со временем категории отступников увеличивались в геометрической прогрессии. Привлекательные девушки и женщины обвинялись в колдовстве и порочных связях с дьяволом.

Младенцы, родившиеся с физическими недостатками, считались детьми сатаны. И тех, и других ожидала неминуемая смертная участь. Семьи еретиков разорялись, их имущество пополам делили между собой государственное казначейство и духовенство. 

Жертвами Инквизиционных процессов стали также научные деятели, первые астрономы, химики, физики, взгляды которых кардинальным образом расходились с учением церкви. Так знаменитый астроном Галилео Галилей смог избежать смерти на костре, только после того, как публично отрекся от учений Коперника.

Согласно подсчетам, огонь священной Инквизиции унес жизни более 12 миллионов жителей Европы, 98% из которых были невиновными.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Крестовые походы: причины и последствия
Следующая тема:   Франция: долгий путь к единству: Капетинги, Людовик VI, Филипп II

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/katolicheskaya-cerkov-v-borbe-s-eretikami

500 лет Реформации: что нужно знать — 10 коротких тезисов

как католическая церковь боролась с реформацией

Александр Кан обозреватель по вопросам культуры

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В честь 500-летия на главной площади города Виттенберг, у того самого собора, к двери которого Мартин Лютер прикрепил свои исторические тезисы, установлен памятник инициатору Реформации

100-летие Русской революции кажется безоговорочно важнейшим юбилеем 2017 года. Однако для Европы и Америки, для западной, да и для мировой истории в целом не менее, а, возможно, и более важным выступает другой юбилей: 500-летие раскола западного христианства и возникновения протестантизма.

Начавшаяся ровно полтысячелетия назад Реформация расколола до тех пор единую католическую церковь и положила начало длившимся века ожесточенным разрушительным войнам на европейском континенте.

Реформация породила не только бесчисленный сонм новых протестантских конфессий, но и заложила основу для новой протестантской этики.

С этой этикой неразрывно связано становление новой экономической системы — рыночного капитализма, а также нового политического миропорядка — буржуазной демократии.

Реформация, хоть и породила протестантизм, но ему не тождественна, и потому в наш короткий обзор мы включили факты не столько из истории протестантизма, сколько о том, что непосредственно связано с породившим его конкретным историческим событием — Реформацией 1517 года.

1.Начало

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Гравюра 1518 года, изображающая Мартина Лютера, бросающего в огонь писания своего оппонента Иоганна Тетцеля

Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главному в те времена средству массовой информации) в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами.

Формальным поводом для обнародования тезисов был протест против торговли индульгенциями.

На самом деле этот документ был выражением растущего недовольства официальным католицизмом, погрязшим в роскоши и коррупции. Лютер предлагал вернуться к истокам раннего христианства.

До него реформаторские настроения высказывали Ян Гус, Пьер Вальдо и живший еще в XIV веке Джон Уиклиф. Все они подверглись гонениям и проклятию со стороны официального католицизма и стали мучениками — предтечами Реформации.

2.Происхождение названия

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Ранние реформаторы. Второй слева — Мартин Лютер. Гравюра XVIII века

В момент обнародования своих тезисов ни Лютер, ни его сподвижники еще не назывались протестантами. Самого Лютера папа римский Лев X и император Карл V провозгласили еретиком и объявили вне закона. Тем не менее, число его сторонников в Германии росло.

В 1529 году Карл запретил распространение Реформации и заявил, что расправится с «ересью» Лютера. Однако ставшие к тому времени на сторону Лютера пятеро князей и 14 городов объявили официальный протест.

Именно с тех пор приверженцев возникшего двенадцатью годами ранее движения Реформации стали называть протестантами.

3.Причины

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Переведенная Лютером на немецкий язык Библия, издание 1642 года

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько таинств в православной церкви

Причин появления и стремительного распространения Реформации множество. из них — рост торговли и переход к денежной экономике, что привело к появлению крепнущего среднего класса, категорически недовольного тотальным господством традиционно укорененного в феодализме и не отвечавшего требованиям дня католицизма.

И хотя сами 95 тезисов Лютер написал на латыни, распространению нового религиозного течения в огромной степени способствовали сделанные им в 1522 году перевод Нового, а в 1534 году — Ветхого заветов на понятный простым прихожанам немецкий язык.

4.Печатный станок

Правообладатель иллюстрации Hutton Archive Image caption Изобретатель печатного станка Иоганн Гутенберг

Но даже новые, понятные переводы не смогли бы захватить умы огромных масс людей без сделанного Иоганном Гутенбергом несколькими десятилетиями раньше, но получившим широкое распространение только во времена Лютера печатного станка. Без этого революционного изобретения идеи Реформации и протестантизма остались бы уделом небольшой группы образованных монахов.

К тому же это совпало со стремительным ростом грамотности. Если раньше люди, чтобы ознакомиться с Писанием, должны были идти в церковь и слушать его в переложении с латыни в версии священника, то теперь они могли держать реформаторский перевод Лютера у себя дома.

5.Контрреформация

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Противостоять сдержанности и лаконизму протестантских богослужений Ватикан решил еще большей пышностью своих ритуалов

Официальная католическая церковь сдаваться без боя, тем не менее, была не намерена.

Тридентский собор — XIX Вселенский собор католической церкви, проходивший в течение 18 лет, с 1545 по 1563 год, в итальянском городе Тренте (Триденте) — был собран специально для противостояния Реформации. На нем была сформулирована политика контрреформации.

Еще пятью годами раньше, в 1540 году, Игнасио Лойола основал «Общество Иисуса» — будущий орден иезуитов, главной целью которого также была борьба с Реформацией.

Борьбу эту Ватикан собирался вести по принципу «клин клином вышибают»: противостоять сдержанности, скромности и лаконизму протестантских богослужений он был намерен еще большей роскошью и музыкальной, живописной и архитектурной изощренностью католицизма.

6.Разветвленное дерево

Правообладатель иллюстрации AFP/Getty Images Image caption 100-метровая Стена Реформации в Женеве с изображениями отцов-реформаторов.

Слева направо: Гильом Фарель, сподвижник Кальвина; Жан Кальвин, основатель кальвинизма; Теодор Беза, швейцарский реформатор, тоже сподвижник Кальвина; Джон Нокс, основатель пресвитерианской церкви

Ни одна другая крупная ветвь христианства не породила такого многообразия разветвлений, отдельных протестантских конфессий, церквей и общин, различия между которыми зачастую понятны лишь специалистам.

Наряду с лютеранами — главной и самой старой разновидностью протестантизма, получившей свое название от самого Мартина Лютера, — существуют еще кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

Особый интерес среди них представляют англикане. Возникновение этой ветви протестантизма сыграло огромную роль в истории Великобритании и достойно отдельного упоминания.

7.Англиканство

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Церемония вступления в должность главы англиканской церкви, 105-го архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. Кентерберийский собор, 21 марта 2013 года

Причиной возникновения англиканства — во всяком случае, на поверхности — стали не глубинные разногласия экономического, философского или религиозного свойства, как это было в Германии, а сумасбродство капризного короля.

К середине 1520-х годов Генрих VIII чувствовал неуклонно нарастающее раздражение неспособностью первой из шести его жен, Екатерины Арагонской, родить ему наследника-сына. В рамках католичества развод был невозможен — папа никогда бы его не утвердил.

Воспользовавшись растущей популярностью проникших с континента реформаторских идей, король расторг отношения с Ватиканом и провозгласил себя главой вновь образованной протестантской Церкви Англии.

На самом деле стремительный рост буржуазии в Англии делал появление реформаторских идей неизбежным. Британский монарх и по сей день остается официальной главой Церкви Англии.

В то же время появившиеся за столетия существования Британской империи многочисленные англиканские общины в бывших колониях существуют и управляются независимо от Церкви Англии. Главой 80 миллионов англикан в мире выступает архиепископ Кентерберийский.

8.Протестантские войны

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Экуменическое единство христианских конфессий — знак того, что религиозные войны среди христиан остались в прошлом.

Слева направо: католический архиепископ Райнхард Маркс, протестантский епископ Иоганн Фридрих и митрополит Греческой православной церкви Василис на Втором экуменическом соборе в Мюнхене, 13 мая 2010 года.

Характерные для того времени религиозная нетерпимость и жестокость нравов сделали войны между сторонниками традиционного католицизма и приверженцами Реформации неизбежными.

Самая известная из них — Тридцатилетняя война 1618-1648 гг., начавшаяся в Германии и охватившая со временем практически всю Европу.

Суть войны состояла в попытке стоящего во главе Священной Римской империи королевского дома Габсбургов противостоять реформаторским настроениям протестантских немецких князей. В ходе войны погибло 25-40% всего населения Германии.

Не менее известны и Гугенотские войны конца XVI века во Франции с их Варфоломеевской ночью и памятной поклонникам Дюма осадой Ла-Рошели.

9.Иконоборчество

Image caption В 1549 году толпа, во главе которой была группа радикальных протестантских проповедников, уничтожила интерьер собора Святого Павла в Лондоне

Своеобразным проявлением религиозных войн стало движение иконоборчества.

Основываясь на одной из Десяти заповедей (не сотвори себе кумира), некоторые протестантские реформаторы, в том числе основатель кальвинизма Жан Кальвин, стали настаивать на устранении всех религиозных образов.

Самые рьяные из них ринулись уничтожать не только иконы, но и живопись, скульптуры, гобелены и другие произведения искусства с изображением Бога, Девы Марии или святых, вернув таким образом к жизни существовавшую еще в Византии VIII-IX веков традицию иконоборчества.

Самым значительным его эпизодом стало так называемое Иконоборческое восстание во Фландрии в августе 1566 года. Был нанесен ущерб более чем пяти тысячам церквей и монастырей. Восстание утихло только после приостановления действия инквизиции и легализации кальвинизма.

10. Протестантизм в России

Правообладатель иллюстрации TASS Image caption Музей Немецкой слободы в Москве и его директор Григорий Стриженов

Оставшись после раскола христианской церкви 1054 года за пределами католицизма, Россия не могла быть затронута теми бурями, которые привнесла в христианский мир Западной Европы Реформация. Однако уже в ходе Ливонской войны (1558-1583) на территории России оказались многие населенные протестантами земли.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится святогорский монастырь

Впоследствии во многих городах России появились так называемые «немецкие слободы», где без какого бы то ни было притеснения и вмешательства властей жили поселившиеся здесь протестанты и действовали протестантские церкви.

С протестантским влиянием находившегося под очевидным очарованием по большей части реформистской Северной Европы многие связывают и деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

По различным данным, сегодня число протестантов в России составляет 2,5-3 миллиона человек.

В стране действует около 10 тысяч протестантских приходов; при этом лишь 4,4 тысячи из них официально зарегистрированы минюстом. Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы (более 1,5 млн верующих). Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, баптисты, адвентисты и евангельские христиане.

Также действуют общины методистов, пресвитериан, реформаторов, меннонитов, англикан, Армии Спасения, перфекционистов, реставрационистов, квакеров и другие.

.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-41741336

Распространение Реформации в Европе. урок. Всеобщая история 7 Класс

как католическая церковь боролась с реформацией

В результате распространения Реформации (движения за обновление церкви, подробнее: Распространение Реформации в Европе) в Европе, помимо лютеранства, возникли новые религиозные течения и церкви. В частности, кальвинизм (кальвинистская церковь). Ответом на Реформацию стала Контрреформация – церковно-политическое движение, целью которого было недопущение распространения протестантских идей и восстановление главенствующего положения католицизма в европейских странах.

Предыстория

Причины возникновения новых направлений в протестантизме

Отсутствие у протестантов единого контролирующего центра, подобного папству.

Предпосылки возникновения Контрреформации

  • Нежелание католиков мириться с Реформацией.
  • Потеря Римом источников дохода – церковной десятины и пр. на охваченных Реформацией территориях.

События

1534 г. – учрежден орден иезуитов (Общество Иисуса). Контрреформация сопровождалась укреплением церковной организации, повышением уровня подготовки духовенства, созданием новых эффективных учреждений. Одно из них – основанный Игнатием Лойолой орден иезуитов. Цель ордена – защита и распространение католицизма. 

1542 г. – в Риме учрежден верховный инквизиторский трибунал.

1545–1563 гг. – Тридентский собор. Закрепил догматы католической церкви, укрепил власть папы римского, привел к усилению гонений на протестантов, расширению деятельности инквизиции.

1553 г. – в Женеве сожжен Мигель Сервет.

1559 г. – в Риме был издан индекс запрещенных книг.

1600 г. – в Риме по обвинению в ереси сожжен Джордано Бруно.

Участники

Жан Кальвин (1509–1564) – лидер Реформации, фактический правитель Женевы («женевский папа»), основатель кальвинизма. Ядро учения Кальвина – идея предопределения. Согласно этой теории, одни души изначально предопределены к спасению, другие – к гибели.

Способность к продуктивному труду и добродетели, с точки зрения кальвинизма – знак спасения. Это связано с тем, что человек трактуется как орудие бога. Если он делает добрые поступки, если он способен трудиться, значит, им руководит бог, на нем лежит благодать божья.

Таким образом, кальвинистское учение поощряет человека к труду, деловой активности и оправдывает успех в мирских делах.

Мигель Сервет (1511–1553) – испанский богослов и врач, первая жертва протестантского фанатизма.

Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ.

Игнатий Лойола (1491–1556) – испанский дворянин, богослов, основатель ордена иезуитов.

Заключение

Протестантизм подорвал монополию католической церкви в Европе. Несмотря на усилия Контрреформации, папе римскому перестали подчиняться Англия, Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Швейцария, северогерманские земли и прибалтийские земли. Светская власть в протестантских странах приобрела большую свободу и самостоятельность. Были созданы национальные церкви.

Такие особенности протестантизма, как необходимость индивидуального общения с богом без посредников, самостоятельное чтение Священного писания, а также личная ответственность за спасение своей души, способствовали развитию индивидуализма. Необходимость самостоятельного чтения Библии привела к повышению уровня грамотности в протестантских странах.

Борьба католиков и протестантов привела к религиозным войнам во Франции (см. урок «Религиозные войны и укрепление монархии во Франции»).

Реформация, начавшись в Германии, вскоре охватила Нидерланды, Англию, Скандинавию, Францию, Швейцарию. Не везде она проводилась по лютеранскому образцу. Появились другие протестантские течения. Так, в Швейцарии возник кальвинизм (направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином).

Организация кальвинисткой церкви отличалась как от католической, так и от лютеранской. Со временем сторонники Кальвина появились во многих странах: в Англии (там они назывались пуританами), в Нидерландах, во Франции. Позднее эмигранты перенесли религиозное учение Кальвина в Новый Свет. Протестантизм нанес сильный удар по позициям католической церкви.

Политика Рима, призванная остановить распространение протестантских учений, получила название «контрреформация». Ее поддержали Испания, Франция, а также часть германских и итальянских земель. Контрреформация состояла из различных по своему характеру мер: от попыток сдержанной реформации католичества до силовых методов борьбы с протестантизмом.

В 1534 году был основан орден иезуитов, главной целью которого было укрепление позиций католической церкви по всему миру. В отличие от средневековых монахов, иезуиты жили в миру.

Они участвовали в общественно-политической жизни, оказывая влияние в интересах католической церкви: входили в доверие к государям, высокопоставленным чиновникам и вельможам, убеждая их проводить политику в интересах Папы Римского. Иезуиты открывали школы, которые отличались в XVI–XVII вв. высоким уровнем образования.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropeyskie-gosudarstva-v-xvi-xvii-vv-reformatsiya-i-absolyutizm/rasprostranenie-reformatsii-v-evrope

Борьба католической церкви с реформацией

В XVI веке вслед за Германией реформация охватывает и другие европейские страны: Англию, Скандинавию и др. Здесь реформацию осуществили сами короли. Они закрыли монастыри, отняли у церкви её земли, раздали их дворянам. Церковь в этих странах перестала подчиняться римскому папе; её главой стал король.

Реформация произошла также в Швейцарии. Здесь особенно сильна была буржуазия. Поэтому не князья, как в Германии, и не короли, как в иных- странах, а буржуазия оказалась во главе реформации.

Смелой швейцарской буржуазии, вождём которой был Кальвин, удалось осуществить то, чего не смогла сделать трусливая немецкая буржуазия: полностью подчинить себе церковь. Кальвинистская церковь управлялась выборными старейшинами из числа самых именитых горожан.

Эта церковь благословляла богачей. Её проповедники учили, что богатому и удачливому бог покровительствует, а бедняков и неудачников он отвергает.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мужской монастырь как называется

Сторонников реформации,протестовавших против власти папы, называли протестантами. Среди них возникли, как мы видим, два главных течения:

  • лютеранство и
  • кальвинизм.

Лютеранство, помимо Северной Германии, стало господствовать в таких странах, как Швеция, Норвегия, Дания; кальвинизм распространился в Нидерландах и Франции. Много протестантов появилось в Англии.

Так в XVI веке раскололась и ослабла католическая церковь. И хотя протестантская церковь была далека от бедняков и служила буржуазии, ослабление католицизма сильно испугало папу римского и его сторонников. 

Борьба папства против реформации

Силы католической церкви были далеко ещё не сломлены- Она по-прежнему господствовала реформации. в Испании и её колониях, в Португалии, Италии, Польше, Франции, Южной Германии. Оправившись от полученных ударов, католическая церковь перешла в контрнаступление против реформации. С новой силой задымились костры инквизиции. В Риме был учреждён центральный

инквизиционный суд, который разбирал дела наиболее опасных для церкви еретиков. Был составлен список запрещённых книг, за чтение которых людям грозило предание суду инквизиции. Этот список существует и пополняется римскими папами и ныне. В него папы вносят в первую очередь произведения передовых учёных и писателей, подрывающие религию, развивающие науку, защищающие интересы трудящихся.

Наконец, для борьбы с реформацией католической церковью была создана боевая монашеская организация — орден иезуитов (от латинского слова «Иезус» — Иисус). Иезуиты не были похожи на других монахов. Они не жили в монастырях, не носили специальной одежды. Внешне они ничем не отличались от обычных людей. Иезуиты стремились войти в доверие королей, знати, богачей и простых людей, чтобы тайно направлять их деятельность в интересах католической церкви.

Иезуиты не брезговали ничем. «Цель оправдывает средства» гласил их девиз. Они широко использовали обман и предательство, подкуп и клевету, шпионаж и тайные убийства. Глава иезуитов («генерал ордена») обладал неограниченной властью и подчинялся лишь одному папе. Среди иезуитов царили строжайшая дисциплина и беспрекословное послушание. «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное, мы должны немедленно признать это» — таково было правило иезуитов.

Орден иезуитов был очень богат. Иезуитам принадлежали огромные земли, промышленные предприятия, корабли. Члены ордена занимались ростовщичеством, выманивали у богачей завещания в пользу ордена. Богатства иезуитов использовались ими для пропаганды католицизма, подкупа нужных людей и содержания наёмных убийц.

Чтобы завербовать церкви большее число приверженцев, иезуиты создавали свои школы. Воспитанники этих школ на всю жизнь становились послушными рабами церкви.

Иезуиты помогали католическим государствам в борьбе против других стран. В начале XVII века они были организаторами и участниками нападения польских феодалов на Русское государство. Во Франции они убили в начале XVII века короля, который провозгласил равноправие католиков и протестантов. В Южной Америке иезуиты захватили целую страну — Парагвай и сделали её оплотом колониального гнёта, закрепощали индейцев, жестоко подавляли их восстания.

Орден иезуитов существует и поныне. В наше время иезуиты — верные слуги империализма и реакции, злейшие враги коммунизма.

Варфоломеевская ночь

в Одним из самых чёрных дел католической церкви было массовое убийство французских протестантов (их называли «гугенотами»), известное под названием Варфоломеевской ночи.

Во Франции католическая церковь сохранила своё господство, но её положение сильно пошатнулось. Среди горожан распространялось протестантское учение. Многие феодалы, недовольные сильной властью короля, тоже перешли в протестантство.

Королевское правительство поддерживало католическую церковь и искало случая, чтобы расправиться с гугенотами. В 1572 году в Париж съехалось много гугенотов на свадьбу принца, их вождя, с сестрой короля. Католики решили воспользоваться этим и разом покончить с «еретиками».

В ночь на 24 августа (под праздник «святого Варфоломея») зазвонили колокола всех парижских церквей. Это был условный сигнал.

Вооружённые католики напали на ничего не подозревавших гугенотов, на домах которых еще накануне были нарисованы мелом кресты. Началась страшная резня. Гугенотов рубили алебардами, пронзали шпагами, выбрасывали из окон, топили в Сене.

В последующие дни резня перебросилась в провинцию. За две недели во Франции было убито несколько десятков тысяч человек.

Римский папа пришёл в восторг, узнав о Варфоломеевской ночи. Он велел служить благодарственные молебны, палить из пушек и зажечь в Риме праздничную иллюминацию. По его приказу в память об этой резне была выбита медаль с надписью «Убийство гугенотов».

Такими методами католическая церковь пыталась упрочить свое пошатнувшееся положение.

Приложение — варфоломеевская ночь в описании французского историка

Избиение гугенотов, начавшееся в Лувре , распространилось по всему городу; придворные и солдаты, зачинщики кровавого дела, покончив с дворянами-протестантами, с которыми они пировали накануне, перешли к убийству других: городского начальства, судей, ремесленников, подозреваемых в ереси.

Тут было общее предательство. Один выдавал своего соседа, другой — врага или родственника от которого ждал наследства.

  1. Одних убивали в их жилищах, заставляя отдать сперва всё имущество как бы для спасения жизни;
  2. других тащили в тюрьмы;
  3. но большую часть последних убивали на улицах, бросая трупы в реку.

Представьте себе улицы, вымощенные трупами; оглушительный шум, проклятия убийц, вопли жертв, неумолкаемый грохот пистолетных выстрелов; треск выламываемых дверей и окон, из которых выбрасываются обезглавленные трупы, падающие на улицу с каким-то странным свистом; телеги, нагруженные награбленной добычей и мертвецами, которых спешат бросить в реку, когда со всех сторон струятся кровавые потоки. Утончённый придворный так же спокойно убивал и грабил, как и бродяга. Принцы и сам король воспользовались десятой частью награбленного у богатых ювелиров. Вельможи оканчивали свои судебные процессы ударом кинжала.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-srednikh-vekov-golin-kuzmenko-lojberg/390-borba-katolicheskoj-tserkvi-s-reformatsiej.html

урок | Rīgas Purvciema vidusskola

Распространение Реформации в Европе Европейские государства в XVI-XVII вв.

: реформация и абсолютизм

В результате распространения Реформации (движения за обновление церкви, подробнее: Распространение Реформации в Европе) в Европе, помимо лютеранства, возникли новые религиозные течения и церкви. В частности, кальвинизм (кальвинистская церковь).

Ответом на Реформацию стала Контрреформация – церковно-политическое движение, целью которого было недопущение распространения протестантских идей и восстановление главенствующего положения католицизма в европейских странах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Пни что это такое

Закрыть