Георгиевский собор где находится

Георгиевский собор — режимный объект?

георгиевский собор где находится

Одинцовцы обеспокоены тем, что Георгиевский собор отгородился от людей. Помимо забора на прилегающей территории, здесь появились замки на калитках.

В редакцию «Одинцово-ИНФО» поступают сообщения от жителей города:

Помимо забора, огораживающего довольно обширную часть территории вокруг Георгиевского собора, где раньше можно было вечером погулять с ребенком, теперь появились замки на калитках. В 21:00 уже всё закрыто, как на режимном объекте.

Неужели служители церкви так боятся своих прихожан? А ещё там находится тревожная кнопка вызова полиции, которая ранее была общедоступной, а теперь находится взаперти.

***

Раньше можно было срезать угол, пройти, полюбоваться садом, а сейчас бредёшь с электрички домой, как собака подзаборная, вдоль машин. Они ведь забор от самого края тротуара поставили, а это довольно неприятно. Выглядит по-жлобски с их стороны.

Георгиевский собор — визитная карточка города, одна из главных достопримечательностей Одинцово. Здание любят фотографировать и демонстрировать в соцсетях.

Прилегающая к собору территория площадью более гектара, была одним из немногих хорошо благоустроенных и удобных мест для прогулок в Одинцово, где катастрофически не хватает парков. Но в последнее время всё изменилось.

И речь не только о комфортном отдыхе, но и о безопасности, так как тревожная кнопка вызова полиции осталась по ту сторона остроконечного забора.

Теперь территория визитной карточки города огорожена стальным забором с литьём и остроконечными пиками. По оценкам экспертов, к которым обратилась редакция «Одинцово-ИНФО», стоимость такого ограждения не менее 5000000 рублей.

Парковка не для прихожан

Стоит отметить, что собор построен на обочине Можайского шоссе, на оживленном перекрёстке с круговым движением. Мест для стоянки очень мало, автомобили часто припаркованы с нарушениями, в том числе и на «круговой развязке» на пересечении Можайского шоссе и улицы Маршала Неделина, которая прославилась после рейда видеоблогера Евгения ШИРМАНОВА.

На территории собора есть большая парковка, вместимостью не менее 100 автомобилей. Но она служебная, простых прихожан туда не пускают.

Парковка на заднем дворе собора

Парковка на внутренней территории свободна, но въезд закрыт

Как будет решаться проблема?

Журналисты «Одинцово-ИНФО» направили вопросы по ситуации в пресс-службы одинцовского благочиния. Ольга ВИНТЕР дала только по одному вопросу:

Кнопка безопасности будет перенесена в ближайшее время, возможно сегодня.

Поведение одинцовского благочиния нередко становится объектом критики. Помимо конфликтов, связанных с планами по строительству религиозных сооружений в черте города, в частности в «Новой Трёхгорке» и 8-м микрорайоне, прихожане регулярно жалуются на высокую стоимость церковных обрядов и утвари в Гребневской церкви и соборе Георгия Победоносца.

45.90.32.83

Источник: https://odintsovo.info/news/?id=59166

Георгиевский собор (Россия — Золотое Кольцо, Юрьев-Польский) — вОтпуск.ру

георгиевский собор где находится

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском — уникальный памятник домонгольского зодчества. Это удивительный пример узорчатой белокаменной резьбы и одновременно — исторической загадки: в процессе реставрации XV века каменные плиты были перепутаны, и теперь каждый может попробовать свои силы в восстановлении изначальной картины. Собор сейчас является филиалом Юрьев-Польского музея-заповедника.

Князь Святослав и его крест

Первую церковь во имя св. Георгия, своего покровителя, поставил здесь в 1152 году Юрий Долгорукий при самом основании города. Новый каменный храм был построен в 1230-1234 годах перед самым монгольским нашествием.

Ученые спорят, был ли он основан на месте старого и использовал его фундаменты или просто находился где-то рядом. Строителем был Святослав Владимирович, владимирский князь, сын Всеволода Большое Гнездо. Летописи говорят, что он сам был «мастером».

Видимо князь лично руководил зодчими и принимал участие в постройке как минимум двух соборов: Георгиевского в Юрьеве и собора Рождества Богородицы в Суздале.

Среди убранства собора выделяют «крест Святослава» — резной белокаменный крест, который сначала был вделан в стену, а потом перенесен внутрь. Некоторые считают, что он был сделан за несколько лет до строительства храма и находился неподалеку, потом его вставили в стену, а уже потом поместили внутрь.

На его основании указано имя Святослава как строителя храма. В Георгиевском соборе этот князь и был похоронен. Для его усыпальницы к храму было пристроен отдельный придел — Троицкий. Святослав был канонизирован. Его захоронение и его крест почитались местными жителями, как чудотворные. Погребение князя было найдено при реставрации в 1991 году и сейчас находится в другом храме Юрьева-Польского — в Покровском. Недавно в городе появился памятник святому князю Святославу.

Считается, что московский Успенский собор строился именно по образцу Георгиевского храма в Юрьеве-Польском.

История собора после восстановления

Собор благополучно простоял до XV века, но потом стены не выдержали и обрушились. По заданию великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, но немного поменял свой облик: заново были собраны куски каменной резьбы, заново сделан купол. В целом строение стало более приземистым и массивным, чем первоначально.

В XVIII веке к храму была пристроена колокольня, в XIX — расширены Троицкий придел и новая ризница. В 1827 году собор был заново расписан, часть этих росписей сохранилась. Она была создана крепостной артелью под руководством Тимофея Медведева — крестьянина села Тейково. Росписи выполнены в академическом стиле: например, «Тайная вечеря» в алтаре является копией «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

В самом конце XIX века, на фоне волны интереса к древнерусскому зодчеству и распространившегося в архитектуре неорусского стиля, появились идеи о восстановлении изначального облика храма и очищении его от позднейших пристроек. Инициатором этого стал тогдашний настоятель Георгиевского собора протоирей Александр (Знаменский).

Он был депутатом Государственной Думы от Владимирской губернии, организовал общество трезвости в Юрьеве-Польском. При нем рядом с Георгиевским собором вместо Троицкого придела был поставлен новый Троицкий храм. После революции настоятель принял обновленчество.

Его приход просуществовал до 1923 года, после чего был ликвидирован, и дальнейшие следы настоятеля теряются.

Окончательное возвращение исторического облика храма произошло уже в 1930-х годах после его закрытия. Руководили реставрацией И. Грабарь и П. Барановский. Колокольня и Троицкий придел были разобраны. Заложенный портал Троицкого собора сохранился. После этого храм еще раз несколько раз реставрировался уже в советское время.

Существует множество исследований, посвящённых этому зданию — П. Барановский, например, занимался этим более тридцати лет. Есть как минимум пять разных убедительных реконструкции его первоначального вида. Одна из первых принадлежит архитектору П.

Сухову — она была создана в 1930-е годы, после работы И. Грабаря и П. Барановского. Другая создана известным советским архитектором-реставратором Н. Ворониным — он производил исследования здесь уже в 1960-е годы. Самая поздняя по времени — реконструкция С.

Заграевского, начала XXI века, с использованием новейших исследований.

Загадки белокаменной резьбы

На данный момент богатейшая белокаменная резьба храма, представляет собой неправильно собранный пазл из различных фрагментов. Храм восстанавливался после обрушения в 1471 году знаменитым архитектором Василием Ермолиным. Это был выходец из богатого московского купечества. Именно он при Иване III занимался обновлением и перестройкой белокаменного кремля.

Под его руководством строились и украшались резьбой Фроловские ворота Московского кремля — некоторые исследователи даже считают, что он не только был руководителем работ, но и скульптором, и резчиком. В любом случае, этот человек хорошо понимал красоту белокаменных украшений.

Когда ему поступило задание восстановить Георгиевский храм, он постарался не просто отстроить стены, но собрать все уцелевшие фрагменты декора и по возможности расставить их по своим местам.

И вот именно это ему удалось не вполне. У В. Ермолина, видимо, не было ни планов, ни рисунков первоначального вида резьбы, и поэтому собирать фрагменты пришлось наугад, руководствуясь размерами плит и здравым смыслом. Словом, это был настоящий пазл, и сейчас в некоторых местах достаточно заметно, что он собран неверно — особенно по южной стене, с которой и началось обрушение.

Элементы декора: лица, фигуры животных, орнаменты — размещены на ней хаотично. Лучше всего сохранилась северная стена. Часть белокаменных камней с резьбой были найдены уже в советское время при раскопках, и они составляют сейчас экспозицию внутри храма.

Там же можно увидеть и фрагменты резьбы других знаменитых белокаменных домонгольских соборов — Дмитриевского во Владимире и Рождественского в Суздале, и фоторассказ о них.

Существует несколько разных вариантов реконструкции первоначального расположения всех этих фигур. В XIX веке полагали, что собор был украшен резьбой полностью, позднейшие конструкторы считают, что узорчатым был только нижний пояс. Есть разные мнения о том, как именно выполнялись каменные узоры.

Такие работы обычно делаются не в одиночку, традиционно считается, что здесь можно увидеть «почерки» 11 строителей, но среди них можно выделить «главного» — самого искусного. Считается, что он был автором сюжета «Спас Нерукотворный» на северной стене над входом. Там сохранились также остатки какой-то надписи, вероятно, подписи автора рельефа.

Буквы чаще всего читаются как «баку». Скорее всего, это была часть имени Аввакум. Особенностью декора храма является «ковровый орнамент» — все пространство между выделенными более выпукло сюжетными композициями занято орнаментом.

Работа велась в два этапа: основные композиции вырезались на отдельных плитах и вставлялись в стену, а потом уже по готовой стене создавался этот рельефный узор.

Сюжеты резьбы

Сюжеты резьбы отчасти схожи с другими резными храмами этого периода. Они укладываются в общую концепцию «княжеских» храмов, которые подчеркивают божественность власти. Здесь, например, встречается любимый средневековый сюжет — Вознесение Александра Македонского.

Легенда говорит, что однажды Александр попытался взлететь на небеса на двух огромных птицах, но это ему не удалось.

При этом фигура взлетающего на птицах или грифонах великого завоевателя стала образом идеального правителя, который часто встречается в искусстве на Руси и в Западной Европе.

На эту же концепцию работает обилие львов — символов власти и силы. На северном парадном фасаде, обращенном к городу, изображен Георгий Победоносец в виде стоящего вооруженного воина, который словно охраняет храм и весь город. На его щите вырезан барс — геральдический символ владимирских князей.

На южном фасаде основным сюжетом было «Преображение» — часть камней из него по-прежнему находится на фасаде, а часть — внутри, потому что в XV веке они не были найдены. На западной стене угадываются «Троица» и «Семь отроков небесных». Даже фантастические звери, украшающие собор, не являются просто плодом полуязыческой фантазии. Например, кентавры-китоврасы здесь одеты в русские доспехи и явно изображены как княжеские телохранители.

На данный момент, по мнению исследователей, собор по-прежнему нуждается в реставрации. В отличие от, например, Дмитровского собора, большая часть резьбы которого является копией XIX века, резьба Георгиевского собора — подлинная. Мягкий известняк требует особых условий сохранения. Сейчас ведется работа по внесению этого храма в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Собор не является действующим, в нем расположена музейная экспозиция.

Интересные факты

  • Этот собор считается самым последним каменным зданием, возведенным на Руси до татаро-монгольского нашествия.
  • На северной стене собора в числе прочих орнаментов можно увидеть даже слона. Разглядеть его непросто, но он там есть.
  • В последнее время снова распространилась вера в чудотворность Святославова креста. Во Владимире, Суздале и самом Юрьеве-Польском рассказывают об исцелениях, которые от него происходят.

На заметку

  • Местоположение. Владимирская область, Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, стр. 4.
  • Как добраться: автобусом и м. Щелковская или поездом с Ярославского вокзала, электричкой с Курского вокзала до Владимира, далее автобусом.
  • Официальный сайт: http://yp-muzeum.ru
  • Время работы. 9:00-17:00
  • Стоимость билетов. Взрослый 50 руб., льготный — 20 руб.

Источник: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1750

Георгиевский собор — рассмотреть вечность через суету

георгиевский собор где находится

26 Ноября, 19:34

Храм, о котором сегодня пойдет речь, по сути является памятником одному из величайших эпох в нашей истории – царствованию Алексея Михайловича «Тишайшего», вобравшему в себя и церковный раскол, и переход запорожских казаков под руку московского царя, две войны с Польшей и бунт Степана Разина.

Георгиевский храм один из самых древних в городе

Первое достоверное описание его относится к 1685 году, но тот храм, который мы видим сегодня был построен к 1701 году. Его строителем по городскому преданию был земский староста Иван Кириллович Коробов.

Первое, что бросается в глаза — перед нами так называемый шатровый храм. Храмы такого типа строились во все периоды русской истории, но особенно много их относится к XVI-XVII вв.

В храмовой архитектуре эта эпоха отразилась богатством декоративных элементов, многообразием стилей, среди которых самым любимым был придуманный русскими зодчими.

Он подразумевал центральный шатровый купол, как бы возводящий наши глаза к небу, собирал вокруг себя множество куполов поменьше, напоминая нам о библейском образе Доброго Пастыря.

В одном здании, построенном в виде «полукорабля», два храма — верхний и нижний. В нижнем освящены три предела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко.

Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена без отступления от древнего письма. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Главной святыней храма является чудотворная икона Божьей Матери Калужская

Обретена она была в 1748 году в селе Тинькове, недалеко от Калуги, в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово, когда явила свою чудотворную силу во время ссоры двух крестьянок, наводивших порядок на чердаке.

В течение года православные отмечают четыре праздника в честь калужской иконы Богородицы – 31 июля в память избавления от холеры 1898 года, 15 сентября — в благодарность за избавление Калуги от чумы 1771 года, 25 октября, в день освобождения Калуги от французов и в первое воскресенье Петровского поста. К слову сказать, ни одна икона Богородицы не имеет столько праздников в году, сколько Калужская.

Служители Георгиевского храма

В конце XIX века, во время своего визита в Калугу, в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В память об этом, в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Новоиерусалимский монастырь где находится

В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994). В 1926 году, после закрытия Троицкого собора, Георгиевский храм становится кафедральным.

Здесь служил священномученик Августин (Беляев), расстрелянный 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области.

Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев, староста Тащина, член церковного совета Филатова, регент Виноградов, Сухов, певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе с владыкой Августином.

После ареста владыки и священнослужителей, службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

В сентябре 1990 г. при соборе была открыта воскресная школа — первая в Калужской епархии после многолетнего перерыва.

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

Сегодня, когда кафедральным снова стал Троицкий собор, Георгиевский храм остается архиерейским подворьем и одной из самых узнаваемых церквей Калуги, местом, в котором можно одновременно разглядеть и вековую древность и нынешний день. И то, что остается неизменным. Закрывавшийся всего на несколько месяцев, Георгиевский собор словно напоминает нам о том, что через нашу суету всегда можно рассмотреть вечность.

Источник: https://nikatv.ru/territoriya-strannikov/publikacii/georgievskiy-sobor--rassmotret-vechnost-cherez-suetu

Свято-Юрьев мужской монастырь

Церковь в честь воздвижения Честнаго и животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский собор) находится на северовосточном углу обители, и сторонами северной и восточной выдаётся за черту монастырских зданий. В 1760 г. здесь была построена каменная церковь с деревянным осмериком и оставалась не освященной до 1810г., когда пожар уничтожил все деревянные строения.

На месте этой безъименной церкви, и на том же самом основании, сооружен в 1823 – м году  Воздвиженский храм, усердием настоятеля монастыря, Архимандрита Фотия, и в 1826 – м году освящен.

Эта каменная церковь с просторными внизу помещениями с купольным посередине объёмом, имеет вид квадрата, с пятью главами, которые с момента строения и до настоящего времени имеют «золотые» звезды на синем фоне куполов. Размеры храма в длину и ширину около 20 – ти метров, в высоту – около 30 – ти метров.

До захвата власти большевиками собор, как и другие храмы, имел богатое убранство с крашеными стенами и с сюжетной росписью на них. Можно отметить крест над царскими вратами из самшита, обделанный перламутром. Этот крест был пожалован Государем Императором Александром I, которому он был прислан с горы Афон. На стенах висели иконы, замечательные по древности.

В советское время в храме был устроен клуб, затем почта. С70 – х по 80 – е годы здесь располагался музей, а в подцерковном помещении – картинная галерея. С начала 90 – х годов, при передаче монастыря Епархии, в Крестовоздвиженском соборе возобновилось Богослужение и в настоящее время он является основным монастырским храмом.

Интерьеры Крестовоздвиженского собора:

Церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

За многовековую историю Юрьев монастырь особенно часто страдал от пожаров. И возрождение монастыря в XIX веке при Архимандрите Фотии началось с пожара. По этой причине и была выстроена церковь в честь иконы Божией матери «Неопалимая Купина», которая считается охранительницей от пожаров. Она заложена 4 – го сентября 1828 года, а освящена 20 –го августа 1831- го года.

Величиной церковь в длину, в ширину и высоту до главы по 10 метров. Церковь находится посередине Южного корпуса, который был предназначен для проживания больных и престарелых монахов.   О. Фотием была составлена и особая служба в честь этой иконы. Старанием отдельного благодетеля и братией монастыря в начале 90-х годов, церковь отремонтирована и в ней началось богослужение.

Интересно, что в момент завершения ремонтных работ, Архиепископу Новгородскому и Старорусскому Льву (настоятелю Свято-Юрьева монастыря) была передана металлическая икона, которая явила себя в г. Юже Ивановской области. Она была обнаружена в огне, при горении дров в печи мужчиной по имени Георгий (Юрий). Что явно указывает на промысел Божий.

В настоящее время церковь является основным местом для чтения братского правила и восхваления образа Пресвятой Богородицы.

Виды церкви Неопалимой Купины:

Георгиевский собор.

Собор св. великомученика Георгия, главный храм древнего Юрьева монастыря, был построен в 1119 году повелением выдающегося русского военачальника и правителя князя Мстислава Великого, Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына.

https://www.youtube.com/watch?v=S5C6P9pBnDg

Мстислава св. князя Всеволода-Гаврила, княжившего тогда в Новгороде. Известны не только имена основателей главного храма Юрьева, князей Мстислава и Всеволода, но и имя его строителя, великого русского архитектора мастера Петра.

Спустя одиннадцать лет, 12 июля 1130 года, на память первоверховных Апостолов Петра и Павла новый огромный каменный собор, увенчанный тремя куполами, был освящен при новгородском епископе Иоанне Попьяне и игумене Исайе, его предшественник Кириак умер за два года до освящения храма.

Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении.

Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг.

), но тогда, в 1130 году храм был еще лучше — он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие повторяющее форму сводов — позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.

Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его характер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела- Благовещения и святых Бориса и Глеба.

Незадолго до освящения собора, около 1130, года стены его были расписаны, к сожалению, древняя фресковая живопись почти полностью утрачена, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора.

С конца XII века Георгиевский собор монастыря служил местом последнего упокоения не только настоятелей обители, но и русских князей, новгородских посадников, и некоторых святителей. В 1198 году в соборе были похоронены два рано умерших сына князя Ярослава Владимировича — Изяслав, крестник преподобного Варлаама Хутынского, и его брат Ростислав.

В Юрьевом монастыре принял монашеский постриг знаменитый посадник Новгорода Мирошка Нездинич, новый инок был погребен в соборе в 1203 году, вскоре, в 1207 году здесь же похоронили его сына Дмитра Мирошкинича. В 1233 года в соборе был погребен юный князь Феодор Ярославич, старший брат святого Александра Невского.

Позже, в 1224 года в Юрьевом монастыре умерла мать Феодора и Александра св. княгиня Феодосия Мстиславна,

перед смертью она приняла в обители иночество под именем Ефросиния, княгиню похоронили у южной стены собора, подле могилы старшего сына. Мощи св. князя Феодора были обретены в 1614 г. и перенесены в св. Софию.В январе 1786 года древний монастырь святого Георгия обрел великую святыню, сюда, по благословению митрополита Гавриила (Петрова), были перенесены мощи св. архиепископа Новгородского Феоктиста из находящегося неподалеку упраздненного Благовещенского монастыря.

В 30-е годы XIX в. при архимандрите Фотии, благодаря помощи графини А.А.Орловой Юрьев монастырь переживает новый расцвет. Несомненно, особое внимание настоятель уделял Георгиевскому собору, но оно оказалось гибельным для росписи XIIв.

, фрески были почти полностью сбиты со стен собора, фрагменты древних изображений послужили материалом для подсыпки при планировке территории обители, частично же были выброшены. Стены собора расписали заново, тогда же был выполнен роскошный семи ярусный иконостас, в состав которого, наряду с новыми, вошли и древнейшие иконы Георгиевского собора.

Иконы с почтением одели в драгоценные серебряные позолоченные ризы, сверкавшие множеством драгоценных камней.

Стенопись Георгиевского собора, созданная по воле архимандрита Фотия, не сохранилась так же, как и бесценные фрески 1130 года. В 1898 г.

в Георгиевском соборе вновь начались ремонтные работы, фотиевская живопись была сбита и заменена новой, более соответствующей по представлениям своего времени древнему интерьеру соборного храма Юрьевской обители. Для росписи пригласили артель одного из самых известных тогда в России иконописцев М.Н.

Сафонова. В 1902 году, незадолго до потрясшей Россию революционной катастрофы, Георгиевский собор после поновления освятил Архиепископ Новгородский и Старорусский Гурий.

В 1920 г. Юрьев монастырь был закрыт, вскоре прекратились богослужения в Георгиевском соборе. Древний храм вновь обрел жизни после возвращения Юрьева монастыря Русской Церкви в 1991 г.

Виды Горгиевского собора:

| История | Храмы | Праздники | Современность | Фотоальбом | Скит

Адрес монастыря:

173010, В. Новгород, Юрьево, монастырь

тел. (8162) 77-30-20

e-mail:
st_georg@mail.ru

Адрес епархии:

173000, В. Новгород,
ул. Славная, 12

тел. (8162) 63-54-13;
факс (8162) 63-33-42.

Идея проекта, материал:

о. Пантелеймон.

Специалист по PR молодёжного отдела епархии:

Александр Чаусов.

Реализация проекта:

Студия Андрея Миллера

Использование материалов сайта в коммерческих целях не благословляется

Источник: http://georg.orthodoxy.ru/hramy.htm

Калужский георгиевский собор — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Калужский Свято-Георгиевский собор

Калужский соборный храм в честь великомученика Георгия «за верхом»

  • Престольные праздники:
    • в дни празднования икон Божией Матери: Калужской — во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; 18/31 июля; 2/15 сентября и 12/25 октября; «Утоли моя печали» — 25 января/7 февраля;
    • в праздники Воздвижения Креста Господня — 14/27 сентября и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня — 1/14 августа; в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную;
    • на Рождество Иоанна Крестителя 24 июня/ 7 июля.

История

Окончание постройки нынешнего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру.

В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области.

Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф.

, Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников.

После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоанникий (Дмитриев). Вскоре о.

Иоанникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М.

Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К.

Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен.

Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский.

В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения [1].

В сентябре 1990 г. при соборе была открыта воскресная школа — первая в Калужской епархии после многолетнего перерыва. До 1918 г. при Георгиевском храме действовала церковноприходская школа. Она находилась в здании рядом с собором, построенном в XVIII в. на средства, собранные духовенством (ул. Георгиевская, 12). Это здание было запрошено епархией еще в 1976 г. В настоящее время передана только часть помещений церковноприходской школы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Отец власий боровский монастырь как попасть

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

До революции храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. XX в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» сохранил статус собора.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память о этом в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию».

В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (Лазор) (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

Описание храма

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью.

Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны.

После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами.

Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг.

Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г.

Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в.

Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него.

В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма.

И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом.

На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены.

Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

Святыни

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери.

Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранились: напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых.

Использованные материалы

[1]  постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3932.html

Георгиевский собор

С 2009 года при Георгиевском Соборе действует воскресная школа. Учителями и наставниками детей являются опытные педагоги, большинство из которых закончилимиссионерско-катехизаторские курсы.

Директором воскресной школы ныне является клирик Георгиевского собора священник Александр Красильников.

Деятельность воскресной школы начиналась с трех групп. Сейчас школа разрослась до 8 детских групп, включающих дошкольную, основную и старшую ступени,действует 1 группа для взрослых, 2 кружка рукоделия, детско-юношеский хор, клуб любителей истории отечества, православный киноклуб. Регулярно совершаются паломнические поездки. Учащиеся приобщаются к культурному наследию нашего Отечества, изучают жизнь своих предков и подвиг Новомучеников и Исповедников одинцовской земли.

I. Дошкольная ступень воскресной школы

Дети в младшую группу набираются с 3,5 лет. В этом отделении действует 3 группы. Каждый педагог ведет свою группу на протяжении трех лет. Малыши приобщаются к Храму через игру, рисование, сказки, т.е.

те доступные для них средства, через которые малышам можно донести: Бог совсем рядом, Он всегда рядом с тобой, Бог создал для тебя этот прекрасный мир, в котором так здорово жить, любить маму, папу, не обижать других. На занятия малыши приходят вместе со своими родителями, ведь в этом возрасте родители – самые важные, главные люди для своих детей.

Именно через родителей, через семью ребенок впитывает чувства, отношения, впечатления – то, что в дальнейшем станет основой его мировоззрения.

Учебная программа строится по программе «Добрый мир» (православная культура для малышей).Все занятия для дошкольников дополнены авторскими тематическими уроками рисования, которые проводит опытный педагог дошкольник с 40-летним стажем.

II. Средняя ступень Воскресной школы

На этой ступени занимаются ребята с 7 до 13 лет. В этом отделении действует 4 группы. В этом возрасте основным занятием детей является учеба в школе, ребята стремятся к освоению новых знаний, в Воскресную школу они приходят с родителями. На занятиях дети узнают основные понятия о храме и поведении в нем, Богослужении, Священном Писании, церковных праздниках, начинают открывать для себя удивительный церковнославянский язык, погружаются в удивительную атмосферу древних повествований.

Занятия на данной ступени ведутся по учебно-методической программе «Вертоград».

С этого возраста ребята начинаютзаниматься в театральном кружке готовить спектакли на такие праздники как Рождество Христово, Благовещение, Пасха, День славянской письменности, Деньнародного единства, День матери, День Победы.

Каждый год на праздники Богоявления и в Светлую Пасхальную неделю воспитанники воскресной школы посещают отделение Одинцовской ЦРБ. Ребята поют песнопения, раздают духовную литературу и подарки, неся Свет Христов, тепло своей души идобро другим людям.

Наиболее достойные ученики к празднику Рождества Христова получают благословение на помощь в Алтаре Георгиевского Собора г. Одинцово.

III. Старшая ступень воскресной школы для детей

В этом отделении действует 2 группы, девочки и мальчики занимаются отдельно. Ребята в подростковом возрасте посещают беседы со священником.

Воспитанники обсуждают Евангельские повествования, говорят на нравственные темы, затрагивают волнующие школьников общественные и личные проблемы, смотрят и обсуждают различные фильмы.

Задачей священника является передача своего опыта и актуализация для ребят тех знаний, которые дети получили на предыдущих ступенях. В этом возрасте подростки перепроверяют на личном опыте и определяют жизненные приоритеты для будущей жизни.

Детские кружки при воскресной школе

1. Детско-юношеский хор. Многие воспитанники воскресной школы поют на регулярных «детских» Литургиях. Службы проходят в Иоанно-Предтеченским приделе, на нижнем ярусе Собора, где и находятся помещения Воскресной школы. Для участия в богослужении и концертах, посвященных значимым для православной культуры праздникам, ребята регулярно участвуют в хоровых спевках и изучают сольфеджио.Действуют две подготовительные группы для хора: «Кнопочки» и «Звездочки».

2. Кружок гитары. Воспитанники воскресной школы готовят гитарные выступления для внутренних концертов в воскресной школе.

3. Кружок народного творчества (работает детское и взрослое отделение).

На Рождество, на Вербное воскресение и на праздник Святой Троицы силами кружка народного творчества проводятся ярмарки. Желающим передать свои работы можно позвонить: 8-916-619-77-94 Ирина.

4. Кружок журналистики. Ребята готовят выпуски приходской газеты «Росток».

5. Клуб любителей истории отечества

Источник: https://www.odinblag.ru/georgievskiy

Юрьев-Польский. Собор Георгия Победоносца

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (Россия, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, Музейный пер.)

Храм создан по заказу князя Святослава Всеволодовича в 1230—1234 гг. артелью мастеров во главе с главным мастером Бакуном. Четырехстолпный одноглавый с тремя притворами белокаменный храм. Собор снизу доверху был покрыт резьбой растительного характера. В аркатурном фризе — крупные фигуры святых. Во втором ярусе — библейские и евангельские композиции, изображения святых, а также зооморфные рельефы. В XV в. собор обрушился и в 1471 г.

был собран В. Д. Ермолиным с искажением первоначального вида.  Высотные пропорции снижены, позакомарное покрытие заменено четырехскатным, рельефы перепутаны. Белокаменная резная алтарная преграда внутри не восстановлена. Древние стены с резьбой сохранились до верхней границы аркатурного фриза (исключая капители).

Троицкий придел (у северо-восточного угла), в котором находилась усыпальница князя Святослава (виден заложенный аркосолий), разобран. 

Описание собора Георгия Победоносца в Юрьеве-Польском

В аркатурном фризе северного фасада помещены рельефы с фигурами целителей и патрональных святых — Пантелеймона, Дмитрия Солунского, Георгия Каппадокийского, Федора Стратилата и других. На угловой капители представлены (в профиль) княжеские дружинники.

Северный притвор сохранился с незначительными переделками (вместо рельефа князя Святослава в замок внешней килевидной арки вставлен рельеф из барабана собора). Патрональный рельеф св. Георгия над порталом дан в патрицианском изводе и с гербовидным щитом (лев). Ниже — два рельефа с изображением Спаса Нерукотворного. Еще ниже — рельефы львов (охранителей входа).

На резной тяге архивольта в круглых медальонах — Богоматерь Знамение и шесть пророков. Ближайшие к Богоматери — Давид и Соломон.  По бокам входа — резные «древа жизни». На углах — пилястры с рельефами зверей и Сиринов в круглых рамках.

Рельеф князя Святослава определяется как портретное изображение князя Святослава Всеволодовича (строителя собора) благодаря своему положению (выше патронального рельефа св. Георгия; ныне — внутри собора) и сходству с изображением его брата Юрия на суздальской пелене. 

Южный притвор над порталом имеет рельеф Богоматери Оранты — в качестве покровительницы владимирских князей. По бокам входа — рельефы барсов (традиционная княжеская эмблема). Ниже — стилизованные «древа жизни», почти аналогичные «древам» северного притвора. На угловых пилястрах — тоже птицы и звери, кроме того, оригинальный рельеф кентавра в кафтане и шапочке, которого Н. П. Кондаков сравнил с «доезжачим в княжеской свите». Рельефы южной стены все перепутаны. Среди них выделяются крупные рельефы святителей, первоначально входившие в алтарную преграду собора. На юго-восточном углу — скопление переложенных в 1471 г. рельефов зооморфного характера: дракон, грифон, лев и несколько Сиринов. Виден фрагмент фриза из львиных и человеческих масок. Среди других рельефов — ангелы из композиции «Вознесение Христа», а также рельефы святых в круглых рамках и ангела из композиции «Три отрока в пещи огненной». Лев — рельеф у западного портала — служил и охранителем входа и княжеской эмблемой. По сравнению с львами предшествующей владимиро-суздальской скульптуры отличается большей плоскостью рельефа и вместе с тем повышенной живописностью. Особенно примечателен древовидный хвост. Апсиды собора не имеют ни резьбы, ни колончатого фриза. Есть основание считать, что они — плод работы В. Д. Ермолина. Арочный карнизный поясок — дань древней владимиро-суздальской (Кидекша, Переславль-Залесский) традиции. Внутри собора находятся рельефы: «Распятие» — композиция из нескольких камней, не вошедшая в кладку В. Д. Ермолина 1471 г., и Малый деисус, а также консоли в виде мужских и женских голов. Первоначально «Распятие» находилось в центральной закомаре северного фасада. Под ним располагался камень с резной надписью о постановке креста князем Святославом, откуда «Распятие» получило название «Святославова креста». Поникшая голова распятого Христа по тонкости резьбы и проникновенности образа — лучшая часть всей скульптуры Георгиевского собора, вполне в духе дученто. Слева Христа — Богоматерь и три святые жены. Справа — Иоанн и сотник Лонгин. Малый деисус входил в декор западной стены западного притвора. При строительстве в XIX в. у стены западного притвора колокольни (ныне не существующей) был вынут из кладки стены и перенесен внутрь собора. Фигуры деисуса отличаются большей проработанностью резьбы, нежели фасадные рельефы. Консоли в виде мужских и женских голов входили в декор верхних частей собора. Характеризуются сильно выраженной трехмерностью. Складки на лбу напоминают немецкую (прирейнскую) скульптуру — Вагнер.
В настоящее время Георгиевский собор в Юрьеве-Польском вне служб используется государственным музеем как экспозиция с платным входом по билетам.

Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 398 — 399

Схема проезда

Юрьев-Польский. Собор Георгия Победоносца

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/yp_sobor_georgiya.html

Храм Святого Георгия Победоносца в городе Краснодар

В богоборческие времена большую часть церквей закрывали или разрушали. Единственный, в котором на протяжении всех лет не прекращалась молитва в Краснодаре – Свято-Георгиевский храм. Он относится к одному из пяти уцелевших каменных «красавцев» дореволюционного времени.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Расположение
  • История
  • Архитектура и святыни
  • Как добираться?
  • Контакты

Где находится Храм Святого Георгия на карте?

Его местоположения – центр Краснодара, рядом с Кооперативным институтом, Четырехклассным городским училищем. На карте это район пересечения улиц Северная и Митрофана Седина.

История появления

История собора началась более 100 лет назад, когда Екатеринодар (сейчас г. Краснодар) перестал быть военным южным форпостом. С июня 1867 г. он становится гражданским и заселяется переселенцами с центральной части России. В это время и появился на северной окраине города монастырский скит.

Устроили его благочестивые паломники и монахи крымского Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря. Сначала службы проходили в молельном доме, но спустя несколько лет на подворье заложили храм. Строительство началось в 1895 г. В связи с финансовыми трудностями на возведение понадобилось 8 лет. К концу 1903 г. церковь была полностью отстроена. Освятили ее в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Александро свирский монастырь где находится

В период от начала XX века и до Великой Отечественной войны история сохранила мало сведений о жизни храма. Но, вероятно, сильна была молитва подвижников по сооруженной ими (тогда еще) монастырской церкви. Ведь много потрясений видели ее стены. Известно то, что она оставалась единственной действующей в городе. В годы лихолетья (богоборчества) здесь проходили богослужения, и сюда приезжали помолиться со всех районов Краснодара.

Многое тут менялось и преобразовывалось стараниями настоятеля о. Виктора (Подгорного), который с 1985 г. здесь нес свое служение. На территории построили здание, в котором находилась воскресная школа и класс для занятия детского церковного хора. Там же разместилась библиотека, просфорня, трапезная и церковная лавка.

При батюшке была произведена роспись алтарных стен и свода. Под руководством о. Виктора был произведен ремонт цокольного этажа, где совершалось таинство крещения. Более 20 лет посвятил батюшка этому сакральному комплексу, в апреле 2006 г. он отошел к Господу.

Архитектура и внутреннее убранство, современность

Свято-Георгиевский храм в Краснодаре ныне является памятником архитектуры, об этом свидетельствует табличка, размещенная возле входа.

Замысловатая архитектура собора и сегодня привлекает внимание жителей и гостей города. Построен он в византийском стиле. Украшает его 11 куполов, 5 из которых завершают центральный участок, четыре по ее бокам, одна над колокольней и одна над входом.

Купола-луковички выкрашены в пронзительный голубой цвет и символически отображают небесную чистоту и непорочность. Внешние стены оригинально выложены из керамического кирпича. Красная кирпичная кладка символизирует цвет, посвященный мученикам за веру Христову, к которым относится и свт. Георгий Победоносец.

Вход в храм идет с двух сторон через колокольню соединенную с ним. Собор имеет три придела: центральный – в честь св. Георгия Победоносца, северный – преп. Марии Египетской и Маркелла, южный – иконы Богородицы «Феодоровской».

В течение последних нескольких лет тут проводились ремонтные и реставрационные работы. Был обновлен иконостас и произведена роспись стен. Канонические изображения на евангельские и библейские сюжеты теперь возводят ум и сердце прихожан к горнему миру. Под главным куполом обращает на себя внимание двухъярусное паникадило. Между свечами ламп главного светильника размещены небольшие иконы, которые придают ему необычность.

Святыни храма

Многие паломники приезжают в Краснодар, в храм Георгия Победоносца, чтобы приложится к святыням. Здесь находятся:

  • два ковчега-мощевика с частицами более 70 святых;
  • две храмовых иконы Георгия Победоносца с мощевиками;
  • часть печати с Гроба Господня.

В 2012 г. Краснодар посетила великая радость – сюда торжественно были доставлены 2 святыни – образ свт. Спиридона Тримифунтского (написанный на острове Корфу) и башмачок с его ноги.

Священники храма, где покоятся мощи Божьего угодника, один раз в год переоблачают святого. Снятые башмачки рассылают по епархиям различных православных государств. Греки рассказывают о чуде – стирании подошв и стаптывании башмачков святителя.

Свидетельствует это о том, что он, как и при жизни, ходит по земле и помогает людям.

Святителя Спиридона, как и Николая Чудотворца, почитают во всей России. Теперь горожане могут в любое время приложится к святыням.

Храм сегодня

Менялись гражданские власти, переименовывались епархии, а «корабль небесный» – храм св. Георгия Победоносца – принимал и принимает к себе ищущих спасения среди бурь и штормов житейского океана. Сейчас в штате собора 6 священников, протодиакон и диакон, настоятель – протоиерей Илья Быстров.

Как добраться (доехать)?

Храм приблизительно равноудален от трех остановок городского транспорта в Краснодаре – «ул. Янковского», «ул. Коммунаров» и «ул. Седина». Здесь останавливаются многие рейсы автобусов, маршруток и троллейбусов.

Пешком от центра города вы сможете дойти до прихода таким образом:

Контактная информация

  • Адрес: улица Седина, 170, Краснодар, Россия.

Источник: https://yugarf.ru/svyato-georgievskiy-hram-v-krasnodare/

Георгиевский собор Юрьева монастыря в Великом Новгороде

Недалеко от Новгорода, близ озера Ильмень, расположен самый древний памятник православной культуры — Свято-Юрьев монастырь, основанный в XI веке Ярославом Мудрым и носящим его имя — Георгий, данное князю при крещении. Изначально обитель был главным духовным центром на Руси, однако, со временем, утратив этот статус, остался только лишь одной из старейших мужских обителей.

История обители

Некоторое время, благодаря своему статусу духовного центра Юрьев монастырь именовался Юрьевской Лаврой. Дело в том, что с XII века сам монастырь и Георгиевский собор, служили как усыпальница для княжеского рода. Так, в соборе погребены оба сына Ярослава Мудрого и брат Александра Невского — Федор Ярославич.

Георгиевский собор Новгородского мужского Юрьева монастыря

Впервые о Георгиевском соборе, как о главном храме Юрьева монастыря, стало известно в начале XII века, в этот период храм был еще деревянным. Однако спустя несколько лет, по повелению князя Мстислава, Георгиевский собор был облачен в каменные одежды.

Важно! Уникальность архитектуры храма проявляется в том, что он создан рукой известного благодаря сохранившимся летописям, на Руси мастера по имени Петр, который также является архитектором церкви Благовещения на Городище.

Испытания

Купола Георгиевского собора вот уже более 900 лет украшают один из живописных пейзажей берегов озера Ильмень. Известно, что возведение собора шло на протяжении 11 лет, а за всю свою историю собор несколько раз был разорен и страдал от пожаров, однако, сохранился до нашего времени в своем первозданном виде.

похожие статьи:

Летописи содержат информацию о том, что один из самых страшных пожаров случился в обители в 1386 году, когда в Новгород вошли войска Дмитрия Донского. Самое страшное, что Георгиевский собор был подожжен не войском московского князя, а своими же новгородцами, желающими помешать москвичам сделать храмы своими базами.

Однако одно из самых тяжелых испытаний случилось с Георгиевским храмом в начале XVII века, когда для помощи царю — Василию Шуйскому был вызван отряд из Швеции под началом Якоба Делагарди.

Нарушив договор, шведское войско оккупировало Новгород и около 7 лет держало его в осаде.

Лишь в 1617 году, когда был подписан Столбовский мир, настал конец русско-шведским военным действиям, но, к сожалению, к этому времени Георгиевский храм был уже настолько разгромлен, что следовало возрождать его буквально из пепла.

Интерьер Георгиевского храма Юрьева монастыря

Секуляризационная реформа Екатерины Великой, совершенная в 1764 году, нанесла довольно сильный ущерб монастырю, лишив его всех доходов. Постепенно как сам монастырь, так и его главный — Георгиевский храм приходили в упадок. После нескольких пожаров в соборе сгорела большая часть внутреннего убранства, выполненного из дуба, стены храма дали глубокие трещины и стала протекать крыша.

В начале XIX века в соборе была начата реконструкция, которую, согласно историческим данным, связывают с приходом в монастырь архимандрита Фотия.

Советский период

Революция 1917 года принесла в храм новое разорение, лишь малую часть церковной утвари и имущества удалось спасти и передать в музеи. В период Великой Отечественной войны в купольной башне фашистами был устроен пункт наблюдения, в холодное время года здесь жгли костры, что наносило сильнейший урон обители.

Ещё интересные статьи о православии:

В годы советской власти на территории монастыря располагались и профтехучилище, и художественные мастерские, некоторые постройки были отданы под жилье семьям. Характерно, что в это время был уничтожен монастырский сад, храмы утратили не только иконостас, но даже и купола.

Лишь к концу 1991 года, по возвращении обители Русской православной церкви, начался процесс восстановления монастыря и его храмового комплекса.

Современное состояние

Искусствоведы с сожалением отмечают тот факт, что Георгиевский храм постепенно, год за годом, уходит под землю. На сегодняшний день под землей находится уже около метра храмовых стен. Приходят в упадок и фрески, расположенные некогда на его наружных стенах и в настенных нишах. Но, несмотря на такие изменения, храм по-прежнему имеет величественный вид, напоминая собой, по мнению ученых, богатыря, стоящего в дозоре.

Роспись стен собора Георгия Победоносца

Сегодня Георгиевский собор окружен каменными стенами, постепенно вокруг храма появились некоторые монастырские помещения. С 1995 года в обители начались большие реставрационные работы, с этого времени, по приезду в монастырь архимандрита, архиепископа и братии, в храме стали проводиться богослужения. Также постепенно заработала иконописная мастерская, и стало вестись хозяйство.

Важно! В 1992 году Юрьевскую обитель включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, таким образом, добавив маршрут в новгородскую святую землю во многие туристические программы.

В последнее время увеличились паломнические туры в обитель, а также частыми посетителями обители и особенно древнейшего Георгиевского храма, становятся дети, обучающиеся в воскресных школах. Это говорит о том, что духовная составляющая становится главенствующей в сравнении с туристической.

Описание архитектуры

Георгиевский собор масштабами сравнивают часто с Софийским храмом Новгородского Кремля, хотя он и несколько превосходит его по размерам. Георгиевский храм выстроен в строгом, лаконичном стиле. В его основание положен фундамент крестообразной формы, что вроде бы должно придавать собору тяжеловесность, но собор выглядит при этом как высокий, стремящийся ввысь, куб, украшенный тремя алтарными выступами — апсидами. Центральный купол собора украшают две главы небольшого размера.

Храм имеет два придела:

Стоит отдельно сказать о довольно внушительных размерах Георгиевского собора, так его длина составляет 27 метров, а ширина около 18 метров, высота храма — 32 метра. Собор отличает, кроме того, уникальная кладка, состоящая из чередования каменных блоков и кирпича.

Святыни

Сегодня многочисленные туристы и паломники, посещающие Георгиевский собор, могут помолиться у святынь, хранящихся и почитаемых в храме:

  • мощам святого Феоктиста Новгородского, которые переданы и хранятся в соборе с XVIII века;
  • куску скалы, к которому была некогда прикована царская дочь, спасенная великомучеником Георгием;
  • вышитой золотой нитью плащанице князя Дмитрия Шемяки.

Икона Георгия Победоносца из Георгиевского собора Юрьева монастыря

Также в храме можно увидеть иконописный лик матери Александра Невского, которая также упокоена в этом храме.

Как добраться

Георгиевский собор находится по адресу — город Великий Новгород, микрорайон Юрьево, Юрьевское шоссе, 10.

Добраться до него можно автобусом № 7 или 7″а«, отходящим ежедневно от вокзала. Проехать следует до конечной остановки «Юрьево».

Автомобилем можно добраться до монастыря, следуя по улице Троицкая, переходящей после в Юрьевское шоссе. Самостоятельная дорога займет не более 15-20 минут.

Расписание богослужений

Георгиевский собор открыт ежедневно для посещений. Единственный день, когда обитель закрыта для посещений — среда. Богослужения проходят дважды в день: братский молебен — 7.45, литургия — 8.00, вечерняя служба в 18.00. В праздничные дни и по воскресеньям литургия начинается в 8.00 и вечерняя служба в 18.00.

Совет! Изменения в расписании богослужений следует узнавать непосредственно в Юрьевом монастыре либо на сайте обители.

В престольные праздники проходят торжественные праздничные богослужения. Так, для Георгиевского собора главным праздником является 6 мая — день, посвященный памяти великомученика Георгия Победоносца.

Свято-Юрьев монастырь в Великом Новгороде

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/georgievskij-sobor-yureva-monastyrya.html

Георгиевский собор в Одинцово — описываем во всех подробностях

Новый двухэтажный кирпичный храм, крупнейший в Одинцовском районе: пятикупольная шестистолпная постройка в русском стиле с колокольней. Построен в центре города по инициативе главы района А. Г. Гладышева к 50-летию Одинцово, освящён 9 сент. 2007. Вверху Георгиевский храм с Сергиевским и Никольским приделами, внизу Иверский с Александро-Свирским и Татьянинским, в полуподвале крестильная Предтеченская церковь.

Общая информация

С 2009 года при Георгиевском Соборе действует воскресная школа. Учителями и наставниками детей являются опытные педагоги, большинство из которых закончилимиссионерско-катехизаторские курсы.

Директором воскресной школы ныне является клирик Георгиевского собора священник Александр Красильников.

Деятельность воскресной школы начиналась с трех групп. Сейчас школа разрослась до 8 детских групп, включающих дошкольную, основную и старшую ступени,действует 1 группа для взрослых, 2 кружка рукоделия, детско-юношеский хор, клуб любителей истории отечества, православный киноклуб. Регулярно совершаются паломнические поездки. Учащиеся приобщаются к культурному наследию нашего Отечества, изучают жизнь своих предков и подвиг Новомучеников и Исповедников одинцовской земли.

История постройки

Идея о строительстве городского собора была предложена митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием главе Одинцовской районной администрации Гладышеву А. Г. Предложение нашло поддержку и у властей города, и у его жителей. Разработку проекта храма взял на себя главный архитектор Одинцовского района Ганкин Валентин Григорьевич. Рабочие процессы по строительству курировал Панов Михаил Михайлович.

В 2004 году в начале августа состоялась закладка будущего храма под предводительством митрополита Ювеналия.

Следует отметить, что активное участие в возведении церкви в честь Георгия Победоносца принимали многие жители города, предприниматели, представители городской и районной администрации.

Интерьер Георгиевского собора в Одинцово

Через три года строительство благополучно окончили, и в сентябре прошел чин освящения Георгиевского храма. Действо совершал митрополит Ювеналий в сослужении с несколькими епископами.

Когда освящение было окончено, в храме прошла Божественная литургия, которую возглавил прибывший в храм патриарх Алексий II. Затем он объявил, что по просьбе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, церкви, освященной в честь святого мученика Георгия Победоносца, присваивается статус собора.

Архитектура

Двухэтажный кирпичный собор, пятикупольная шестистолпная постройка в русском стиле с колокольней. Высота колокольни — 72 метра, общий вес колоколов — 18,5 тонн. Собор имеет два этажа, не считая цокольного. Семь алтарей: по три из них расположены в первом и втором этажах, а седьмой находится в цокольном.

Нижний этаж, где находится крестильный храм, проектировал и строил архитектор Андрей Альбертович Анисимов. Иконы нижнего придела написаны также в мастерской Анисимова. На этом этаже всё сделано в византийском стиле из натурального белого камня. Иконостас среднего этажа собора исполнен в стиле Дионисия. Верхний этаж исполнен в стилях барокко и ампир.

Полы делались мастерами из Индии (камень, так же был привезён из Индии). Иконостас верхнего этажа собора проектировался и создавался мастерами в Палехе. Витражи на окнах третьего этажа — это авторская работа. Они изготовлены по уникальной методике восстановления — это настоящий сплав, а не рисованные картины, как может показаться на первый взгляд.

При соборе имеется воскресная школа для детей и взрослых. Существуют различные кружки для маленьких прихожан: вышивания, бисероплетения, рисования, пения. На большие праздники силами родителей и учеников воскресной школы ставятся сценки и спектакли.

Настоятели

Сан и имяРодилсяГоды настоятельства
Архимандрит Нестор (Жиляев)  —
Священник Игорь Нагайцев, благочинный церквей Одинцовского округа Московской (областной) епархии с

Деятельность прихода

Собор относится к Одинцовскому благочинию и является самым большим в Московской епархии. К храму прилегает территория площадью в один гектар. Двор собора всегда чист и ухожен, по периметру установлен литой железный забор.

Сегодня собор является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения. Здесь организована воскресная школа для детей и взрослых.

Богослужение в храме Георгия Победоносца

Кроме того, для всех желающих работают кружки по рисованию, бисероплетению, вышиванию и пению. В праздничные дни по инициативе прихожан разыгрываются мини-представления.

Святыни и престольные праздники

Помимо списков с афонских образов, в Георгиевском храме пребывают частицы мощей таких святых, как Георгий Победоносец, Александр Свирский, Пантелеймон Целитель, Антоний Оптинский, Татиана Римская и др.

Внимание! Престольные праздники отмечаются в дни памяти великомученика Георгия Победоносца: 23 ноября, 6 мая, 9 декабря, 16 ноября.

Как добраться

Собор вмч. Георгия Победоносца находится по адресу: Россия, Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 57.

На сегодняшний день храм стал одной из главных религиозных достопримечательностей города. Величественное здание выглядит очень нарядно и торжественно. Для всех жителей Одинцово открытие церкви стало важным и радостным событием.

Собор великомученика Георгия Победоносца в Одинцово

информация о храме:

Полное название: Георгиевский собор — Собор Георгия Победоносца в Одинцово, Одинцово

Обиходное название: Георгиевский собор

Адрес: Московская обл., г. Одинцово, Можайское ш., 57

Координаты: 55.674412°N 37.274546°E

Епархия: РПЦ МП

Первое упоминание 2004

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Алтарь что это такое

Закрыть