Где находится спас на крови

Санкт-Петербург храм Спаса на Крови

где находится спас на крови

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Храм Спаса на Крови Санкт-Петербурга имеет официальное наименование Собор Воскресения Христова. Загадочное название означает: «Спас» сокращенное от Спасителя, а «на крови», потому что строение находится на месте кровопролития.

Это неповторимое строение красивейших и праздничных церквей России привлекает своим очарованием и неповторимой загадочностью туристов и граждан России. Долгое время в период Советской власти строение было в полном забвении.

В настоящее время это музей, а в субботу и воскресенье проходят богослужения.

История храма

Царь Александр второй умирает в результате теракта на него в 1981 году. По приказу сына на месте покушения на отца была возведена церковь, где проходили службы по убитому. Позже принимается решение о воздвижении строения храма и объявляется конкурс на лучшего градостроителя, в котором участвовали самые знаменитые русские зодчие. В результате трех попыток был выбран архитектор храма спаса на крови Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Храм строили на пожертвования всех граждан Российской империи, и длилось строительство двадцать четыре года. Стены и колокольни украшены гербами из мозаики в честь губерний и уездов, которые внесли деньги на воздвижение храма. На основном кресте была установлена золотая корона, в честь того, что значительный вклад внесла императорская семья.

Жители Петербурга любят называть собор «заговоренный». Во время советской власти здание неоднократно вносилось в списки сооружений подлежащих ликвидации. Сразу после революции в здание была заложена взрывчатка, но разрушение так и не произошло. Храм был разграблен, а стены с мозаичной росписью повреждены. В начале сороковых годов прошлого столетия было принято решение взорвать храм, но началась война, и руководству коммунистической партии было уже не до собора.

Во время Великой отечественной войны в здании был морг. Но сам собор не пострадал от обстрелов. После войны в нем было овощехранилище и склад театральных декораций. В семидесятые годы объект передали музею «Исаакиевский собор» и в настоящее время он открыт для посетителей.

Архитектурный стиль

Храм в Питере Спас на Крови — строение русского зодчества конца 19 столетия. Здание опирается на четыре столпа и отличается от других строений церквей строгостью соотношений и сплетением цветовых комбинаций. В центральной части высится шатер в форме восьми граней, а по сторонам пять куполов луковичной формы.

Основной шатер меньше окружающих, что создает вид устремление его вверх. Купола покрыты золотой ювелирной эмалью на медных пластинках, при этом узоры разнообразные. Строение имеет девять разных по размеру куполов. Именно эта композиция делает собор похожим на строение церкви Василия Блаженного в Москве.

Восточную часть украшают золоченые купола, на западе колокольня как символическая часть места гибели царя, которая немного врезается в канал набережной. В ее укреплении на канале применили не деревянные опоры, а бетон. Поэтому в соборе нет главного входа, а устроены крыльца притворы в виде терема.

В архитектурном ансамбле использованы символические значения. Например, высота центрального купола 81 метр, что означает год гибели царя, а глава колокольни высотой 63 метра количество прожитых лет императора.

Храм привлекает внимание красотой и числом украшений:

  • наличники,
  • кокошники,
  • изразцы,
  • цветная черепица.

Внутреннее украшение поистине уникальное в мозаичном исполнении великими художниками того времени. В оформлении участвовали больше тридцати художников, оно длилось десять лет. Живопись выполнена по эскизам Васнецова, Харламова, Рябушкина, Новоскольцева.

Использована большая коллекция самоцветов. Это мозаичная композиция крупнейшая в Европе занимает территорию храма более 7000 квадратных метров. Все узоры выполнены одним мозаичным покрытием и орнаментом на высокохудожественном уровне и восхищают своим единством.

Иконостас был изготовлен в итальянской мастерской Италии из мрамора разных цветов и украшен крестами из горного хрусталя. Иконы чеканились из серебра и оформлялись мозаикой.

В соборе хранится композиция места, где был убит царь. Это фрагмент решетки, тротуарные плитки, булыжник с мостовой. В стеклянном хранилище макет собора.

Как добраться до храма Спас на Крови

Где находится храм Спаса на Крови? Он находится по адресу: наб. Грибоедова, 2A, Санкт-Петербург.Доехать можно на метро, станция прос. Невский. Выход к каналу им. Грибоедова.

Режим работы храма Спаса на Крови:

  • каждый день 10:30 — 18:00;
  • вечерние программы 18:00 — 22:30.

Вход платный.

В Храме Спаса на Крови богослужения проходят по субботам, воскресеньям и двунадесятым праздникам в 08.00. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии.

Источник: https://ikona-i-molitva.info/sankt-peterburg-xram-spasa-na-krovi/

Храм Спаса на крови – символ памяти и покаяния российского народа

где находится спас на крови

Застройка центральной части Санкт-Петербурга проводилась в XVII-XVIII веках. Здания возводились в стиле классицизма, ампира и модерна. Очень необычно среди этой архитектурной роскоши смотрится Храм Спаса на крови с яркими куполами, арками и кокошниками.

Храм в традициях русского зодчества напоминает собор Василия Блаженного. Фото этого яркого сооружения, краткое описание его истории присутствуют на всех туристических проспектах города.

Где находится Храм Спаса на крови

Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2, Санкт-Петербург, Россия.

Как добраться:

  • метро – станция «Невский проспект».

История создания Храма Спаса на крови

01.03.1881 года на Александра II совершили покушение народовольцы. Ранение, полученное монархом, было смертельно. 2 марта на чрезвычайном собрании Гордумы поступило предложение поставить на месте покушения часовню, но Александр III решил, что его отец достоин того, чтобы его память увековечили строительством храма. Часовню все-таки поставили на время, пока строился собор.

Предыстория

XIX столетие, особенно его вторая половина, было не самое простое время для Российской империи. В стране было множество проблем. Страна была ослаблена Крымской войной и ухудшением экономического положения. Чтобы изменить ситуацию Александр II провел ряд реформ. Самая известная – отмена крепостного права. Свободу получили более 20 миллионов крестьян. Народ называл Александра II «царь-освободитель».

Остальные реформы должны были ускорить развитие страны, но из-за ряда ошибок видимого улучшения не наступило. В это время активизировались революционеры всех мастей, в том числе и радикально настроенные.

«Народная воля» — революционная организация, которая применяла террор для достижения своих целей. Члены организации вынесли смертельный приговор царю и другим руководителям государства. Народовольцы считали, что убийство российского руководства активизирует народ, который свергнет царизм и Россия станет свободной республикой.

Народовольцами было совершено несколько покушений на царя. Александр не пострадал, но эти теракты привели к гибели случайных людей, оказавшихся на месте покушения.

Очередной теракт 01.03.1881 года был тщательно подготовлен. Народоволец Русаков бросил в карету Александра бомбу. Были смертельно ранены несколько человек из свиты императора. Царь не пострадал, но покинуть место покушения отказался.

Охранник с помощью прохожих задержал одного из нападавших и доложил, что преступник задержан. В этот момент другой террорист бросил под ноги Александру еще одну бомбу. Клубы дыма рассеялись, окровавленный император неподвижно лежал на мостовой.

Царь был жив, но в этот же день в 16.35 Александр II умер.

Сын и преемник Александр III распорядился построить храм на месте, где пролилась кровь отца.

Убийство царя не привело к народным бунтам и свержению самодержавия, как рассчитывали народовольцы. Жестокий теракт вызвал обратную реакцию. Цареубийство потрясло Россию.

На место убийства нескончаемым потоком шли люди, которые молились за Александра и других погибших. Православные считали, что царь принял смерть за грехи всего народа и усматривали в происшедшем схожесть с евангельскими событиями.

Идея увековечить царя-мученика была поддержана всеми слоями населения.

Строительство храма

Строительство храма, достойного увековечить царя-реформатора продолжалось двадцать четыре года. Пока не начали строить храм, на месте убийства установили часовню за частные средства. 17 апреля 1881 года часовню освятили. Ежедневно проходила панихида. Через 2 года часовню убрали и на этом месте начали возводить Спас на крови.

Было проведено два конкурса для выбора проекта. На первый представили 26 работ, на второй 31, участие приняли самые опытные специалисты того времени, но ни одна из представленных работ не понравилась Александру III.

Проект, который одобрил царь, появился несколько позже. Его разработали архитектор Парланд и архимандрит Игнатий. После небольшой доработки 1 мая 1887 года царь окончательно утвердил проект.

. При возведении фундамента, впервые в Петербурге не стали использовать сваи. Фундамент сделали цельным.

Храм в торжественной обстановке заложили осенью 1883 года. Была создана комиссия для контроля строительства. В комиссию входили опытные архитекторы, которые следили за работами, консультировали и вносили необходимые изменения в проект. В августе 1897 года храм освятили. Это событие могло произойти на 10 лет раньше, но масштабные мозаичные работы заняли очень много времени.

При возведении храма использовались передовые технологии того времени. В собор было проведено электричество, его освещали почти 1700 электросветильников. Кроме того были установлены два паровых котла. На строительство потратили 4 миллиона 600 тысяч рублей.

Советские времена

Храм содержали за счет государственной казны. Войти в храм можно было только при наличии пропуска, он не был местом для массовых посещений. Здесь проводились службы памяти Александра III, и каждый день звучали проповеди.

По понятным причинам, после революции в 1917 году храм перестали финансировать. П. Липорский – настоятель Спаса, призвал горожан поддержать храм. Желающие записывались в список прихожан и финансово поддерживали существование собора.

В 1923 году храм стал принадлежать Петроградской епархии.

В 1930 году храм закрыли. Через год комиссия по религии приняла решение о снесении Спаса на крови, но практическое решение отложили. В 1938 году эта тема снова обсуждалась, и решение об уничтожении Спаса было принято. До начала войны сделать это не успели, а потом надо было решать совсем другие проблемы.

В трудный блокадный период помещение Спаса использовали как морг. Тела умерших от голода и холода горожан свозили со всего Ленинграда. В послевоенные годы Малый театр, который арендовал помещение, хранил здесь театральные декорации.

. Во время ВОВ немецкий снаряд попал в купол, но не разорвался. Он обнаружился в 1961 году. И достать его было непросто.

Про собор вспомнили в 60-х, он попал под государственную защиту и начался новый этап в истории этого сооружения. В 1970 году в храме решили открыть музей, входящий в комплекс «Исаакиевский собор».

Сооружение пребывало в довольно плачевном состоянии и требовало ремонта, к которому приступили в 70-е годы. Долгое время велись подготовительные работы. С начала 80-х до 1997 года проводилась реставрация.

В 1997 году храм принял первых посетителей в качестве музея.

Храм сегодня

Более 70 лет в храме не проводились службы, первую литургию провели 23.05.2004.

Сегодня Спас на крови посещают миллионы туристов из всех уголков планеты. Это наиболее посещаемый туристический объект Санкт-Петербурга. Здесь проводятся экскурсии, посетителей знакомят с историей и особенностями архитектуры этого необычного для северной столицы собора.

Каждое воскресенье проводятся службы. Все желающие могут прийти в 07.30.

Архитектура

Храм выглядит празднично и ярко. Необычная для Санкт-Петербурга архитектура делает Спас узнаваемым. Вряд ли этот храм можно перепутать с другим питерским сооружением.

Фасад

Храм представляет собой сборный образ российского православного сооружения по образцу московских и ярославских соборов XVI-XVII веков. На фасад нанесены надписи, в которых перечисляются достижения Российской империи в годы правления Александра III.

Храм декорируют вырезанные наличники, черепица разных цветов, кокошники. Основа храма – пятиглавый четверик. Пять глав, всего их 9, декорированы разноцветной эмалью. По данным Википедии высота сооружения – 81 м, одновременно храм вмещает более 1 500 человек. Центральная глава имеет 8 вытянутых окон. Заметный элемент – колокольня с куполом.

Для декорирования фасада использовали множество материалов – красный кирпич, разноцветный мрамор, гранит, медь с позолотой и разноцветную мозаику. Весь фасад украшен узорами. Гармонично сочетаются кокошники, белоснежные арки и красный кирпич.

Внутреннее оформление

Внутри храм – произведение мозаичного искусства. Полотнами из цветного стекла декорировано 7 065 кв.м. Для мозаики использовали эскизы трех десятков художников, среди них Васнецов и другие менее известные, но не менее талантливые живописцы. Мозаичная отделка Спаса одна из самых масштабных на Европейском континенте. Мозаичные полотна нанесены на стены, потолочное пространство и пилоны. Мастера по мозаике изобразили с помощью цветного стекла библейские сюжеты.

Стены, выложенные мозаикой, прекрасно гармонируют с плитами из мрамора, которыми выложен пол. Мрамор использовали для изготовления резного иконостаса.

Основное место храма – часть мостовой с кровью Александра II. Это место осталось нетронутым, оно огорожено и накрыто шатром из яшмы.

Внешнее и внутреннее оформление храма подчеркивают монументальность и основную задачу этого сооружения – память народа России о царе-мученике.

Интересные факты

  • Туристический портал TripAdvisor проводил опрос о популярности достопримечательностей среди зарубежных туристов. Спас на Крови занял 8 место.
  • В Петербурге популярна легенда об иконе, хранящейся в храме. Якобы на ней проступают годы, имеющие огромное значение в истории России. Четко видны год революции, начала ВОВ и смерти Сталина. Есть и другие цифры, их видно плохо, но они становятся четче с приближением новой даты.
  • Собор реставрировали 14 лет, весь фасад покрывали строительные леса. В Петербурге шутили, что после демонтажа лесов советская власть закончится. Шутки шутками, а леса убрали в 1991 году, в августе этого года СССР перестал существовать.
  • Рассказывают, что кресты храма прятали в канале Грибоедова. Когда шли реставрационные работы, к строителям подошел незнакомый человек и рассказал, где их надо искать. Вызвали водолазов и нашли кресты в указанном месте.

Часы работы

Экскурсии проводятся ежедневно, кроме среды, с 10.30 – 18.00.

В летний период с 10.30 – 22.30.

Цены на билеты

  • Полный – 250 рублей.
  • Ученики и пенсионеры – 50 руб.
  • Тематические и вечерние экскурсии – 400 руб.

Что посмотреть рядом

  • Русский музей расположен в Михайловском дворце, в 300 м от Спаса. Музей работает с конца XIX столетия. Здесь собрана уникальная коллекция живописи и скульптуры русских мастеров с XII по XX век. По отзывам туристов, музей интересен как коллекцией, так и зданием, в котором расположен.
  • Музей художественного камня находится на расстоянии 100 м от храма. Музей занимает помещение часовни 1907 года. Экспозиция знакомит с камнями, изделиями из этого материала, мастерами, которые создавали произведения искусств из этого непростого материала.
  • Музей-квартира Пушкина, расположенный в 500 м от Спаса на крови, хранит подлинные вещи поэта. В этой квартире Семья Александра Сергеевича жила с 1836 года. Среди экспонатов личные вещи и мебель, портреты. Экскурсовод расскажет о последних месяцах жизни великого поэта.

Храм Спаса на крови – уникальный памятник в лучших традициях русского зодчества. Сегодня его ежегодно посещают миллионы туристов. Путешествие в Санкт-Петербург обязательно должно включать в программу экскурсию в этот удивительно красивый храм.

Источник: https://puteshestvovat.com/khram-spasa-na-krovi-saint-petersburg

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

где находится спас на крови

Ин. название: англ. Church of the Savior on Blood

  • 02 августа 2018

Храм Воскресения Христова, более известный под названием Храм Спаса на Крови — православный собор, построенный в Санкт-Петербурге на месте убийства царя Александра II.

В настоящее время это действующий храм (проводятся отдельные богослужения) и одна из самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мощи николая чудотворца в турции где находятся

История

1 марта 1881 году император  Александр II был смертельно ранен в результате нападения революционеров-народовольцев. Место ранения на набережной Екатерининского канала сразу приобрело особое, святое значение, и было огорожено в тот же вечер.

Уже на следующий день депутаты городской Думы обратились к императору Александру III с просьбой увековечить память отца строительством церкви или часовни. Император провозгласил решение возвести на месте гибели Александра II храм-памятник. На время его строительства была поставлена временная часовня.

В том же, 1881 году, был объявлен конкурс на лучший проект храма. Победителем стал русский архитектор Альфред Парланд. Строительство собора по его проекту было завершено в 1907 г.

В годы советской власти с 1930 года храм использовался властями как склад, что нанесло серьезный ущерб его декоративному убранству. В 1970 году решено провести реставрацию Спаса на Крови и сделать его филиалом музея «Исаакиевский собор». С 1997 года после завершения реставрации собор вновь открыт для посетителей.

Храм Воскресения Христова — уникальный памятник русского мозаичного искусства. Разноцветные мозаики и мозаичные панно покрывают полностью стены, своды и купола храма. В нем представлено самое большое в Европе собрание мозаики общей площадью 7050 квадратных метров.

Панно выполнены по рисункам Васнецова, Нестерова и других русских художников. В мозаичной технике также созданы иконы «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель», украшающие иконостас.

В западной части храма есть место, на котором было совершено трагическое покушение на царя Александра II. Под сенью (покровом) над местом гибели хранятся части мостовой и ограждения, на которые упал истекающий кровью император.

Стоимость посещения Спаса на Крови:

  • 250 рублей — для взрослых с 10:00 до 18:00 (вход прекращается в 17:30), круглый год;
  • 400 рублей — для взрослых с 18:00 до 22:30 (кассы закрываются в 22:00), вечернее время доступно с 1 мая по 30 сентября;
  • 50 рублей — стоимость льготного посещения для детей с 7 до 18 лет, пенсионеров, курсантов, студентов и аспирантов РФ, в дневное время круглый год;
  • бесплатно — дети до 7 лет.

Можно также взять в аренду аудиогид за 200 рублей. Цены приведены по состоянию на февраль 2017 года.

Сотрудниками музея проводятся экскурсии на русском и иностранных языках, различные программы в дневное и вечернее время. Стоимость экскурсий и особенности бронирования для групп уточняйте на официальном сайте собора.

Входные билеты можно приобрести заранее через сайт музея. В день посещения распечатанные ваучеры необходимо обменять на билеты в кассе №1 Музея Спас на Крови или в терминалах по продаже билетов, расположенных рядом с павильонами касс. Это избавит Вас от необходимости стоять в очереди в кассу. Льготные билеты через интернет не продаются!

Как добраться до храма Спас на Крови

Добраться до храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге можно на метро, ближайшая станция — «Невский проспект». Выход — на канал Грибоедова.

Также в этом направлении следуют маршруты автобусов №3, 7, 22, 27, троллейбусов №1, 5, 7, 10, 11, 22.

Храм Спаса на Крови входит в маршрут двухэтажного экскурсионного автобуса Hop on Hop off, на котором за полтора часа можно увидеть все основные достопримечательности города.

Источник: https://byvali.ru/russia/sankt-peterburg/dostoprimechatelnosti/hram-spasa-na-krovi

Спас-на-крови | Санкт-Петербург Центр

Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2http://www.spas-na-krovi.ru/

Инициатором возведения памятного строения стала Городская дума Санкт-Петербурга, предложившая построить часовню на месте ранения царя.

Эту идею поддержал сын погибшего  императора, Александр ІІІ, и уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня, спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа. В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора.

На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года..

Создание храма

В конкурсе проектов храма принимали участие лучшие архитекторы Петербурга, однако, при рассмотрении работ, лучшего найти не удалось.

28 апреля 1882 года комиссия приступила к рассмотрению работ второго конкурса. Среди всех очень отличалась совместная работа архимандрита Игнатия, настоятеля Троице-Сергиевой пустоши и архитектора Альфреда Александровича Парланда. Несмотря на победу, проекту, под влиянием Александра ІІІ, было суждено неоднократно меняться. Окончательное одобрение проект получил лишь в 1887 году.

Собор был заложен 6 октября 1883 года в присутствии императора Александра ІІІ и императрицы Марии Федоровны. Первый камень был возложен самим императором. Строительство собора было растянуто почти на два с половиной десятилетия, на что было потрачено более 4,6 миллиона рублей. Кроме всего прочего, темпам строительства мешала близость канала. При строительстве храма впервые в России был использован фундамент вместо традиционных свай.

Год за годом возводились и, одновременно, украшались стены храма. К 1894 году были сомкнуты своды купола, а в 1896 – выполнены металлические каркасы девяти глав собора. Спустя год, в 1897 году состоялась установка креста на центральную главу храма.

Высота установленного креста составляла 4,5 метра. В течение последующих десяти лет велись отделка и мозаичные работы. Высота центральной шатровой главы составила 81 метр. Место трагедии было выделено колокольней, высота которой равнялась 62,5 метра.

Интерьер собора

Интерьер собора – это великолепное сочетание мозаичного и каменного убранства. Площадь, которую покрывают мозаичные работы, равна 7 тыс. квадратным метрам. Храм является неоспоримым рекордсменом Европы по количеству мозаик.

Большинство мозаичных работ были выполнены мозаичной мастерской Александра Александровича Фролова. Мозаичные произведения были строго продуманы. Так, в центральной части представлен земной путь Спасителя: от рождения младенца до чудес и исцелений.

Над алтарем расположен образ «Спас в силах», выполненный по эскизам Николая Николаевича Харламова.

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м.

Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Федоровны.

Послереволюционные перемены

После революции 1917 года финансирование храма царской семьей было прекращено. В связи с этим храму Воскресения приходилось выживать на скудные пожертвования прихожан. Как и другие прекрасные строения царского периода, храм был разграблен и лишен большинства своих уникальных ценностей.

Более того, в 1922 году «экспертами» новой власти сооружение было признано «не представляющим художественной и архитектурной ценности», что привело к еще большему разграблению и упадку храма. Дошло до того, что храм, как «не представляющий ценности», решено было снести, к чему были проведены соответствующие приготовления.

Этому событию помешала другая трагедия – война.

Уничтожение памятника архитектуры продолжалось вплоть до 1968 года, когда инспекция по охране памятников взяла его под свою охрану.

Восстановление храма

Восстановление храма Воскресения продолжалось более 27 лет и завершилось в 1997 году. Кресты, купола, черепицу, фасады  — все это долгие годы реставрировали ленинградские мастера-реставраторы. Работы по восстановлению мозаики на площади 7 тыс. кв. метров продолжались 14 лет.

19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса «Исаакиевский собор».

Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящен и в нем состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.

Спас на Крови Санкт Петербург что нужно знать перед визитом

Всем привет!

Знаете ли Вы, что известный во всем мире Собор Спас на крови скрывает множество загадок и таинственных исторических событий? Я хотел бы поделиться с читателями интереснейшими сведениями об этой удивительной достопримечательности Северной столицы.

Спас на крови Санкт Петербург преподносит на ладони каждому туристу и жителю города, а те, в свою очередь, не устают восторгаться величием этого памятника культуры. Позвольте рассказать мне о возведении этого Собора, о том, как с ним связан великий император Александр II, раскрыть таинственный занавес некоторых загадок строения. Также я поделюсь всей необходимой информацией, которую нужно знать, чтоб посетить Спас на крови.

Спас на крови, как символ гибели российского императора

Этот Собор, на первый взгляд, как будто кукольный, как будто только что сошел с открытки. Но на самом деле – это символ смерти и трагического восьмого покушения на Александра II. На заре 1 марта 1881 года российский император проезжал около Екатерининского канала (сегодня это канал Грибоедова, где находится Спас на крови в наши дни), когда в карету царя неизвестный кинул какой-то сверток. Произошел взрыв, однако осколки никого не зацепили.

Император с облегчением вздохнул, казалось бы, восьмая по счету угроза жизни была позади. Он выбрался из транспорта и подошел к лежавшему на снегу раненному юноше. Это был некий Рысаков, принадлежавший к течению народовольцев. В эту минуту к Александру II подбежал второй парень, Гриневицкий, которому удалось кинуть вторую бомбу прямо в царя.

Интересно то, что Александру II ранее пророчили, что роковым для царя станет именно восьмое покушение.  Я уверен, что известие о гибели императора потрясло всю Россию, и уже на следующий день сын убитого, наследник престола Александр III, приказал возвести храм на месте гибели отца.

Долгих 24 года строители работали над созданием шедеврального Спаса на крови. Вырос храм только в 1907 году.

Интересно узнать, что выстроен особенный придел, на том же месте, где скончался император. В этом приделе осталась брусчатка, где погиб монарх. Знаменитые художники Васнецов и Нестеров украсили более, чем 7 тысяч квадратных метров пространства собора мозаичными фресками.

Убранство Спаса на крови

Возможно, Вам покажется, что Спас на крови имеет общие сходства с московским собором Василия Блаженного? Спешу заверить Вас, что эта мысль может возникнуть лишь после первого, мимолетного взгляда на сооружения.

Архитектор отталкивался от всех приемов отечественного церковного зодчества, а в результате ему удалось создать некий собирательный образ православного храма.  Пестрый колорит, обильная лепка и детали, щедрость в палитре используемых материалов – все это делает собор уникальным.

Несмотря на то, что храм возводили как память о трагическом событии, незнающий человек никогда такого не сказал бы. Убедиться в том, что я не обманываю, Вы можете, глядя на фото собора.

Внимание приковывают различные кокошники, изразцы и пояски, по-настоящему праздничное убранство глав и крестов. Мне, как и другому человеку, хоть раз увидевшему Спас на крови, так и хочется потрогать этот пряничный домик в центре Петербурга.

Легенды и мифы вокруг живописного собора

Я сам не единожды слышал различные рассказы, которые таинственной аурой окутывают Спас на крови. Хотелось бы поделиться некоторыми из них.

  1. История гласит, что в этом храме храниться священная икона, в которой зашифрованы все значимые даты для России: Год Октябрьской революции, начало Второй мировой войны, смерть Сталина и другие знаменательные события. Поговаривают, что на иконе можно рассмотреть и другие даты, которые предвещают важные повороты судьбы для государства.
  2. Вторая легенда не настолько древняя. Всем известно, что во время правления советской власти, к Спасу на крови относились неподобающе, варварским способом превратив святыню в обычный склад. В 70-х годах взялись за реставрацию храма, в последствии здесь должен был расположиться музей керамики. Соответственно, вокруг собора построили леса, но реставрация тянулась не одно десятилетие, некоторые считали, что она уже никогда не будет завершена. Тогда люди поговаривали, что советская власть будет править до того времени, пока будут стоять леса вокруг храма. Возможно, это совпадение, но в 1991 году конструкцию разобрали, а в августе того же года Союз был развален. Я не верю в совпадения. А Вы?
  3. Во время блокады в Петербурге тела погибших людей хранили именно в этом соборе. За время войны ни один снаряд не попал в Спас на крови. Даже после страшных событий, уже в эпоху Хрущева, когда храм хотели снести как м множество других церквей в округе, это место обошли стороной. Говорят, что этот объект «заговоренный», освященный кровью умерших местных жителей, которая образно и буквально пропитала каждую стену здания.

Верить или нет этим легендам – это дело каждого. В любом случае, это создает определенную атмосферу для посещения культурного наследия города.

Посещение Спаса на крови

Для того, чтобы очаровываться этим собором, не достаточно просто послушать восторженные отзывы посетителей. Я считаю, что каждый хотя бы единожды в жизни должен «встретиться» со Спасом на крови лично.

Туристу легко сориентироваться, так как это место отмечено на карте, как одна из величайших достопримечательностей города. Не секрет и как добраться к месту, ведь каждый житель Петербурга любезно подскажет правильную дорогу.

Расположен Спас на крови на канале Грибоедова. Чтоб туда доехать, нужно выходить на станции метро «Гостиный двор» или «Невский проспект». Вам необходимо пройти вдоль канала, на котором часто располагаются различные картинные выставки. Сориентироваться на местности легко – маяком для желающих увидеть собор послужат его величественные купола.

Информация для посетителей

Часы работы: 10:30 – 18:00
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная канала Грибоедова 2Б, корп А. (проехать до станции Невский проспект.
Цена билета: Посмотреть внешнее убранство – бесплатное удовольствие. Также здесь возможна экскурсия внутри.  За вход следует заплатить 250 рублей.

Кстати, с 1 мая по 30 сентября в вечернее время (с 18:00 до 22:30) здесь действует экскурсия «Спас на крови в белые ночи». Такое удовольствие стоит 400 рублей. Пенсионеры, школьники и студенты могут пройти по льготным билетам — 50 рублей.

Официальный сайт:

Источник: http://samivkrym.ru/sobor-spas-na-krovi-samyj-zagadochnyj-sobor-sankt-peterburga.html

Спас-на-Крови – величественный храм-памятник

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2
Строительство: 1883 — 1907 годы
Архитектор: Альфред Александрович Парланд
Координаты: 59°56'24.1″N 30°19'43.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Цареубийство

История строительства

Судьба собора в XX веке

Архитектурные особенности

Внутреннее убранство

Полезная информация для туристов

Как добраться

Храм Спаса на Крови на карте

 

Рядом с зеленым Михайловским садом, возле канала Грибоедова находится один из примечательных памятников отечественной архитектуры. Необычный храм-музей появился в конце XIX века по воле российского царя Александра III. В питерский собор приходит много туристов. Их привлекают многоцветный декор фасадов и красивые мозаики, которые украшают интерьеры храма.

Общий вид храма Спаса на Крови

Цареубийство

Покушение на императора произошло 1 марта 1881 года. Днем царский кортеж проезжал из Михайловского дворца по набережной Екатерининского канала. Народоволец Николай Рысаков бросил под ноги лошадям бомбу, раздался сильный взрыв, но царь не пострадал.

Когда он вышел из кареты и подошел к раненому казаку, еще один нападающий Игнатий Гриневицкий метнул другую бомбу. Второй взрыв смертельно ранил императора. Государь умер в тот же день в апартаментах Зимнего дворца. Через две недели тело царя погребли в Петропавловском соборе.

Вид храма Спаса на Крови с набережной канала Грибоедова

История строительства

На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет.

Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор.

По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.

Специальная комиссия провела конкурс архитектурных проектов, и его выиграл профессор Академии художеств Альфред Александрович Парланд. Талантливый зодчий имел шотландские корни — предки Парланда приехали в Россию в конце XVIII века.

Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как открыть свою церковь

Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год.

Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество.

В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.

Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.

Судьба собора в XX веке

С приходом новой власти в 1917 году деньги на храм больше не поступали. Через 11 лет, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, уникальный памятник архитектуры решено было разобрать. Однако осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война.

К городу подступали немецкие войска, работы по сносу отложили. Когда началась блокада, собор стали использовать как морг, и сюда свозили умерших от голода и болезней жителей Ленинграда, а в послевоенные годы Малый оперный театр хранил в здании собора свои декорации и реквизит.

Статус памятника храм получил в 1968 году. Чтобы открыть собор для публики, его пришлось тщательно реставрировать. Здание на долгое время окружили строительными лесами.

Вид на соборные купола

В ходе работ строители обнаружили неразорвавшуюся немецкую авиабомбу, которая застряла в своде. Пришлось вызывать саперов, чтобы они избавили людей от смертельной опасности. Жители города и туристы смогли увидеть великолепный собор через 90 лет после освящения — в 1997 году.

Архитектурные особенности

Спас-на-крови выделяется среди соборов и храмов Санкт-Петербурга. Высокий трехапсидный храм — архитектурная доминанта исторической части города. Он поднимается над набережной на 81 м. Это число означает год гибели царя.

Питерская церковь чем-то похожа на знаменитый Покровский собор, который украшает Красную площадь в Москве. Несмотря на то, что собор посвящен трагическому событию, выглядит он очень празднично, поражая всех яркостью и пестротой отделки. В Санкт-Петербурге бывает много дождливых дней, но даже в непогоду оригинальный храм смотрится нарядно и торжественно.

Вид на храм Спаса на Крови со стороны Михайловского сада

Здание вытянуто с востока на запад перпендикулярно линии канала и имеет ассиметричную форму. К четверику примыкают три абсиды, над которыми возвышаются позолоченные главки. С запада красуется высокая двухъярусная колокольня. Вся постройка декорирована кирпичным узорочьем, которым славятся русские храмы XVII века.

Массивный цоколь облицован сердобольским гранитом, а в нишах находятся 25 досок из темно-красного гранита, на которых записаны главные реформы царя Александра II. Это преобразования в государственном устройстве, которые император провел с 1855 по 1881 годы.

На фасадах размещены разноцветные мозаичные композиции – распятие, пояски, наличники и кокошники площадью 400 кв. м. Одно из главных украшений – выложенные мозаикой гербы российских губерний, уездов и городов. Они смотрятся очень эффектно и привлекают внимание к наружной отделке. Высокий восьмигранный шатер окружают четыре луковичные купола, покрытые цветной черепицей, медью и смальтой.

Внутреннее убранство

Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.

На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.

Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.

В храме находится особая святыня — фрагмент мостовой, где произошло покушение на государя. Над памятным местом нависает изящная резная сень, которую поддерживают стройные колонны из алтайской яшмы серо-фиолетового цвета. у она украшена крестом из прозрачного горного хрусталя, а с внутренней стороны выложена звездами, сделанными из топазов. Здесь, под толстым стеклом хранятся мемориальные реликвии – старые булыжники и кованые решетки с набережной канала.

Своды собора

Полезная информация для туристов

В наши дни храм входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Он открыт в любой день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. С конца апреля по конец сентября по собору проводят вечерние экскурсии с 18:00 до 22:30.

Детей до 7 лет пускают бесплатно. Билеты для взрослых стоят 350 рублей. Для детей от 7 до 18 лет, студентов и пенсионеров — 100 рублей. Тематические экскурсии о мозаиках и наружном убранстве собора проводят за 400 рублей. Посетители могут доплатить 200 рублей и воспользоваться аудиогидом на русском, английском и других языках.

Престол собора освящен в честь Воскресения Христова. С 2004 года по воскресеньям и в праздничные дни в храме проходят церковные службы, и на них собирается много верующих. Чтобы не оказаться в плотной толпе туристов и иметь возможность полюбоваться мозаиками без спешки, лучше приходить к открытию.

Внутренний интерьер храма Спаса на Крови

Как добраться

Собор стоит в центральной части города, и до него легко дойти пешком от станции метро «Невский проспект». Выйдите к каналу Грибоедова и пройдите 500 м до храма.

достопримечательности

← СОБОРЫ И ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Казань Владимир Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/1034-khram-spasa-na-krovi-istoriya-opisanie-foto

Спас-на-Крови

1 марта 1881 года в столичном Санкт-Петербурге произошло событие, которое явилось своеобразной чертой, разделивший исторические эпохи.

До этого момента «право» свергать, убивать, душить и заточать самодержцев относилось исключительно к «властной элите».

Приближенные сановники играли главные роли в смене власти.

Екатерина получила престол на штыках Преображенского полка. Петр второй сумел получить право на трон с позволения Меншикова и Остермана.

Анну Иоанновну назначил царицей Тайный совет, Император-младенец Иван Четвертый был убит в тюрьме. Елизавета получила титул от графа Воронцова и лейб-медика Лестока, организовавших переворот. П

Петр Третий был свергнут и убит гвардейцами во главе с графом Орловым, Павел Первый убит в своем замке. Николай Первый сумел взойти на престол, лишь отправив на эшафот декабристов

Со времен Петра лишь один, повторим – один император пришел к трону и ушел из жизни без насилия и убийств!

Но все это были «придворные разборки».

Ни одно из тех событий не было отмечено на высочайшем уровне. Не «запечатлено в истории». Ни одно

И вот, 1 марта 1881 года в традиционный многовековой ритм «элитного междусобойчика» вмешивается безродный студент

Народоволец Гриневицкий бросает в карету царя бомбу, которая смертельно ранит Александра Второго.

Уже на следующий день, на месте гибели, начали возводить временную часовню, которая простояла там в течении двух лет.

За это время в губерниях были собраны пожертвования на строительство храма на месте гибели «любимого народом» царя.

В массовое сознание ввели термин: Царь – Освободитель. Ведь именно он отменил на Руси крепостное право

На самом деле первый этап отмены крепостничества был сделан Александром Первым еще в 1803 году, а в прибалтийских губерниях Эстляндия, Курляндия, Лифляндия оно было отменено ещё в 1819 году.

Кстати, накануне «великого освобождения» в России 64% населения были свободными.

Спас на Крови возводили долго, 24 года.

При строительстве использовались уникальные технологии. Например, чтобы при наводнениях вода из канала не подмывала здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Конструкция стоит на бетонном основании. Рискованная диковинка для 19 века

Под колокольню в канал Грибоедова вогнали восьмиметровый выступ. Кроме того, храм освещали более полутора тысяч электрических лампочек.

Спас на Крови не был приходским, в нем проводились только службы в память об убиенном императоре.

Все это служило только одной задаче: попытаться спасти не столько идеологию помазанника божьего, сколько право элиты решать вопросы власти в келейном кругу.

Но это была тщетная попытка

После Октябрьской революции собор закрыли, а в 1938 году решили разобрать.

К счастью для Истории, уничтожить Спас на Крови помешала Великая Отечественная война.

Во время Блокады в нём помещался морг, а позже – склад декораций Малого оперного театра.

Отреставрировали и вновь открыли его только в 1997 году.

Высота собора составляет 81 метр, символизируя год, в котором было совершено убийство императора.

Вмещает он более полутора тысяч человек.

Хотя собор и был построен в память о трагических событиях, его внешний вид притягивает взгляд и поражает красотой и яркостью расцветки.

Спас-на-Крови очень напоминает храм Василия Блаженного в Москве и на фоне строгой и сдержанной архитектуры Петербурга смотрится как игрушка.

Главное украшение – выполненные из мозаики гербы российских городов и губерний, а также 20 гранитных мемориальных досок, на которых золотом выписаны основные реформы, произведенные императором.

Благодаря тому, что массовое посещение не планировалось, его внутреннее убранство поражает своим великолепием. Как снаружи, так и внутри, при оформлении интерьеров была использована мозаика.

Общая площадь мозаичных полотен, украшающих внешние фасады , составляет более 400 квадратных метров. Внутри мозаика почти полностью покрывает стены и своды.

Мозаичные полотна выполнены мастерами трех гранильных фабрик по оригинальным полотнам великих русских художников.

Внутри сохранили фрагмент решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пролилась кровь смертельно раненного императора. Реликвии защищены сенью, поддерживаемой яшмовыми колоннами, а на ее вершине – топазовое распятие.

Сегодня собор принадлежит государству, поэтому здесь нет ограничений на фотосъемку, а экскурсии проводятся с утра до вечера.

Работает великолепная ночная подсветка, благодаря которой совершить экскурсию к Спасу приятно даже глубокой ночью.

Адрес:

Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 2-б

Как добраться:

Метро Гостиный двор (выход на канал Грибоедова).

Выйти из метро, повернуть направо по набережной. Собор будет виден впереди сразу.

чтобы войти внутрь, нужно обогнуть его по кругу. Вход находится со стороны Ново-Конюшенного моста.

Источник: https://arina-tour.ru/spb/tour/spas-na-krovi.htm

Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге: величественный Храм-Памятник

Когда гуляешь по Невскому проспекту, то собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, открывающийся взгляду в глубине набережной канала Грибоедова, заставляет еще и еще раз остановиться. Есть что-то в нем притягательное.

Так было не один раз, когда судьба забрасывала меня в северную столицу. Но еще ни разу не удавалось заглянуть внутрь. И вот в этот раз многолетняя мечта осуществилась! И мне удалось побывать внутри этого чудесного храма-памятника. И надо сказать, что внутреннее убранство собора столь же восхитительно, как и внешнее. Но обо всем по-порядку.

Страшное место

Шла последняя четверть XIX века, уже отменили крепостное право и провели серию «великих реформ». Инициатором тех масштабных преобразований стал император Александр II.

Казалось бы, результатом реформ должно было стать не только ускорение экономического развития страны, но также улучшение общественного благополучия и сплочение подданных вокруг своего монарха.

Однако в действительности последствия реформ не только не остановили, но еще более стимулировали революционное движение, передовым отрядом которого в то время были народники. Они ратовали за свержение монархии и социализм.

Поскольку монархия не шла ни на какие демократические уступки, то революционеры пошли по пути ужесточения методов борьбы с властью. Закономерным итогом этого стало провозглашение индивидуального террора как главного метода действия, а целью — физическое устранение монарха.

В конце 1870-х годов была создана революционная организация «Народная воля» и по стране прокатилась серия политических убийств. Началась охота на царя. Первые два покушения не дали результата, третье же завершилось убийством Александра II. Произошло это 1 марта 1881 года на Екатерининском канале, который сейчас носит имя А.С. Грибоедова, в том месте, где сейчас стоит церковь Спаса-на-Крови.

В этот день царь направлялся в Зимний дворец из Манежа. У него была назначена важная встреча, и Александр II торопился. Руководительница покушения народоволка Софья Перовская расставила четырех бомбистов у поворота от набережной Екатерининского канала на набережную Мойки. Они должны были бросить снаряды в царскую карету по ее сигналу – взмаху платка.

Когда экипаж поравнялся с первым из террористов Николаем Рысаковым, тот кинул приготовленную бомбу. Однако царь не только не был убит, но даже не пострадал. Он вышел из кареты, чтобы увидеть человека, желавшего его смерти. И в этот самый момент был смертельно ранен вторым участником покушения: Игнатием Гриневицким, который остался незамеченным охраной.

Террорист фактически взорвал себя вместе с царем. Одновременно с ними погибли казак А.Малеичев и случайный прохожий – 14-летний мальчик Коля Захаров, служивший в мясной лавке и относивший заказ покупателю. И еще 17 человек были ранены.

Александра II отвезли в Зимний, где он вскоре умер. Гриневицкого доставили в Конюшенный госпиталь, где он скончался почти одновременно с человеком, которого убил. Остальные террористы – первомартовцы были схвачены и вскоре после суда повешены.

Храм-памятник

По древней русской традиции на месте знаковых событий возводятся храмы. Совсем недавно нам удалось побывать в одном из них, который находится в Екатеринбурге на месте Ипатьевского дома, где в 1918 году была расстреляна царская семья Николая II.

И вот теперь, в Питере мы снова стоим возле храма Спаса-на-Крови. Его полное название Собор Воскресения Христова на Крови.

А решение об увековечении памяти убитого царя и возведения на месте его гибели храма-памятника было принято в 1883 году. Так имена Александр и Спас-на-Крови оказались неразрывно связанными.

Строительство собора длилось 24 года, и он был освящен 19 августа 1907 года. На этой церемонии присутствовал другой император: Николай II, который через десятилетие повторит мученический подвиг своего царственного предшественника Александра II.

Драматические годы

До революции Спас-на-Крови был действующим храмом со своим приходом. После событий 1917 года, установления советской власти и провозглашения государственного атеизма финансирование прихода прекратилось. Но, несмотря на это, службы здесь проводились до 1930 года, когда было принято решение храм закрыть. Постановили, что памятники «царского режима» теперь никому не нужны  и собор следует разобрать.

История Воскресенского собора далее складывалась драматично. До войны его разрушить не успели, но в годы блокады он был превращен в морг. Сюда привозили умерших от голода.

После войны в соборе располагался склад для декораций Малого оперного театра.

В начале 1960-х годов Спас-на-Крови опять чуть было не погиб. Теперь причина была в немецком 150-килограммовом фугасном снаряде, который, не разорвавшись, застрял в перекрытии одного из куполов. Его обнаружили совершенно случайно в 1961 году.

Фактически один из самых необычных памятников Ленинграда находился под угрозой взрыва в течение 18 лет. Операция по извлечению фугаса и его вывозу на Пулковские высоты, где он был взорван, вошла в историю саперного дела.

За более чем 50 лет бездействия храма и отсутствия в нем отопления внутреннее убранство оказалось на грани гибели. Особенно разрушительными были годы блокады Ленинграда и складирования здесь театральных декораций.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как исповедоваться в церкви в первый раз

Вновь для посетителей храм-памятник открылся 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения. А первая литургия была отслужена лишь 23 мая 2004 года.

Архитектура собора

Этот собор необычен для Петербурга – имперской столицы России. Ее стройная, парадная и немного чопорная архитектура явно тяготеет к европейскому стилю. Это не случайно, ведь Петр I – основатель города «прорубил окно в Европу» и вывел нашу страну в число основных мировых держав.

И вдруг в этом самом европейском городе России возводится собор в традиционном стиле. На первый взгляд Питер и Спас-на-Крови кажутся не сочетаемыми друг с другом. Но это не так. Новый император Александр III, по велению которого и был возведен храм, был ярым русофилом, считавшим интересы своей страны более важными по сравнению с международными делами.

Спас-на-Крови в СПб  – это затейливая игра резных пилястр, наличников и кокошников, ярких главок 9 живописно скомпонованных куполов, узорчатой каменной резьбы, что вызывают прямую ассоциацию с Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Интересно, что проектировали это сооружение два человека. Первый – Альфред Парланд, русский шотландец, второй – Игнатий Малышев, священник и настоятель Троице-Сергиевой пустыни. Сочетание европейского рационализма, который привнес в Спас-на-Крови архитектор Парланд, и русского религиозного чувства, вероятно, позволили возвести столь необычный памятник.

Внутреннее убранство храма

Когда мы вошли внутрь храма, то первое что увидели – это часть решетки Екатерининского канала и кусочек мостовой в том месте, где упал сраженный бомбой царь.

Она находится ниже уровня пола

и над ней возведен небольшой купол и горит лампада. Общая высота сооружения 14 метров.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II выполнена из драгоценных и поделочных камней: родонита, яшмы и змеевика. Удивительно, что на создание такой богатой отделки сени было потрачено почти столько же средств, сколько на создание всего остального храма.

На мраморном полу располагается более 45 мозаичных «ковров», каждый из которых имеет свой оригинальный узор.

Общая площадь этого драгоценного покрытия более 600 кв.м.

Самое поражающее, что есть в Спасе-на-Крови внутри — это великолепные мозаики, в числе авторов которых были В.Васнецов и М.Нестеров.

Они покрывают все стены от пола до потолка. Просто дух захватывает от такой красоты!

Как нам было рассказано, мозаика в храме имеет площадь более 7 тысяч кв.м.

Мозаичные картины можно рассматривать бесконечно. Все евангельские сюжеты выглядят удивительно живо.

И даже под куполами храма сверху на нас смотрят удивительно живые глаза с мозаичных икон.

И еще одной достопримечательностью Собора Спаса-на-Крови, безусловно, является его резной иконостас.

Кажется, что он деревянный, но на самом деле изготовлен из цветного итальянского мрамора. Его оттенки подобраны настолько точно, что даже вблизи очень трудно поверить, что это не резьба по дереву, настолько естественны цвета и тонко выполнена работа.

Над резными кокошниками (над вратами) со временем будут установлены 3 креста из горного хрусталя, похожие на те, которые были здесь  до революции. В настоящее время идут работы по их воссозданию.

Царские врата удивляют . По бокам располагаются по 3 резных колоны, каждая из которых имеет свой неповторимый узор.

Киоты на иконостасах украшены удивительными цветочными узорами из яшмы.

Свет, проникающий через многочисленные окна, отражается в кусочках цветной слюды, из которой составлены мозаичные панно, и это создает не трагичное, а очень светлое настроение.

Спас на крови – это не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь.

Украшение Петербурга

Сейчас Спас-на-Крови – это один из самых посещаемых музеев города. Практически, любые экскурсионные программы включают эту достопримечательность к обязательному посещению для туристов.

Но проще всего, конечно, сделать это самостоятельно. Как добраться до Спаса-на-Крови? Очень просто!

Нужно доехать на метро до станции «Невский проспект» и выйти на канал Грибоедова. Небольшая прогулка по его набережной и Вы — у цели. Точный адрес собора: набережная канала Грибоедова, д. 2-А.

Храм-музей работает ежедневно (кроме среды) с 10.30 до 22.30. Стоимость билета 250 руб. (данные на лето 2015 года). Также здесь есть музей камня, в который можно попасть за 100 руб. Во второй музей мы не пошли: мало было времени, да еще остались яркие впечатления от авторской коллекции камней в Екатеринбурге, где мы побывали 2 месяца назад.

Время пребывания в храме неограниченно. Можно воспользоваться аудиогидом (за 100 руб.) и ходить самостоятельно.  Мы же решили воспользоваться услугами экскурсовода. Его стоимость включена в билет. По мере формирования группы посетителей возле входа, к ней «прикрепляется» экскурсовод, который водит по храму и рассказывает об истории и архитектуре.

Не стоит забывать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – это не только памятник, но и действующий храм. Для тех, кто планирует его посещение нужно знать, что во время службы экскурсии не проводятся. А те, кто хочет бесплатно попасть внутрь, наоборот, могут узнать расписание богослужений.

На карте места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где уже удалось побывать.

Поделитесь в комментариях, в каких храмах-памятниках вы бывали и какие из них запомнились больше всего.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/sobor-spasa-na-krovi-v-sankt-peterburge-hram-pamyatnik/

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови.

На набережной канала Грибоедова — в самом сердце Санкт-Петербурга, возвышается необыкновенной красоты храм, сияя золотом куполов, с пестрыми главками на башенках. Даже ненастные серые дни, столь частые для Северной столицы, не в силах приглушить его яркий аккорд.

Презрев условности градостроительства, он разрывает четкие границы набережной и нависает над водной гладью на фоне строгих классических зданий. Как будто спущенный с небес — стоит на русской земле затейливый и нарядный русский терем.

Историческая справка

Собор Воскресения Христова, или как его называет народ – Храм Спаса на Крови, возведен в знак памяти императора Александра II, получившего смертельное ранение на этом месте от рук террористов 1 марта 1881 года.

Храм Спаса на Крови с высоты птичьего полета.

Александр II вошел в русскую историю как реформатор и освободитель.

Вступая на престол страны с разваленной экономикой, ослабленной Крымской войной, он вынужден был проводить преобразования во всех областях, начиная с отмены крепостного права и заканчивая земской, военной, судебной, народного образования реформами.

Ложась на плечи граждан тяжелым бременем прогрессивные и необходимые по своей сути перемены, создавали великую державу, поднимали международный престиж России, и одновременно вызывали недовольство во всех слоях населения.

Не случайно этот период характеризуется усилением революционного движения.

Считая самодержавие главным злом для России, и полагая, что убийство царя поможет свергнуть власть монархии и установить республиканское правление, члены небольшой, но активной организации «Народная воля» избрали террор главным методом борьбы.

Началась настоящая «царская охота», покушения следовали одно за другим, усиливались репрессии, предлагались уступки, жандармы сбивались с ног, но ничто не смогло остановить народовольцев.

Выполнение тщательно подготовленного, имевшего ряд запасных вариантов теракта ускорил арест руководителя организации А. И. Желябова.

Карета императора, возвращавшегося после развода караулов из Манежа по воскресным дням, всегда ехала на большой скорости, но притормаживала при повороте на Екатерининский (Грибоедова) канал. Этим обстоятельством и воспользовались заговорщики.

По сигналу Софьи Перовской, которая с противоположной стороны канала руководила операцией, первую бомбу бросил революционер Н. Рысаков.

От взрыва император не пострадал, он вышел из кареты, чтобы дать распоряжение о помощи раненым. Тогда второй народоволец И. Гриневицкий появился из укрытия и метнул снаряд прямо ему под ноги. Взрывной волной они оба были отброшены к ограде, упали на камни мостовой.

Императора, истекавшего кровью, на санях перевезли во дворец. Ранение оказалось смертельным. Гриневицкий, не приходя в сознание, также скончался от ран в госпитале тем же вечером.

Остальные участники были арестованы, пятеро лидеров по решению суда повешены через месяц после событий, другие приговорены к вечной каторге.

На месте трагедии по инициативе Городской думы вскоре установили часовню, которая простояла до начала строительства собора в 1883 году, так как новый император Александр III желал увековечить память отца возведением храма. Был объявлен конкурс. Большинство конкурсных проектов, выполненных лучшими петербургскими архитекторами, представляли византийский стиль.

Император отверг их все.

Он заявил два условия, которые должны быть соблюдены: храм нужно построить в русском стиле XVII столетия и отдельным пределом внутри церкви оформить место, где пролилась августейшая кровь.

По замыслу монарха сооружение должно было служить метафорой приобщения Петербурга к старомосковской Руси — к той эпохе, когда первые Романовы взошли на престол. Новый храм задумывался не только как мемориальный памятник Александру II, но должен был символизировать российское самодержавие в целом.

Высочайшее одобрение получил проект, представленный на второй тур конкурса от двух авторов. Один из них — архимандрит Игнатий (И. В. Малышев), до пострига учился в Академии художеств. Для разработки проекта он обратился к архитектору А. А.

Парланду, которого хорошо знал по совместным работам при возведении церкви в Троице-Сергиевой пустыни (мужской монастырь), настоятелем которой являлся. После доработок, существенно изменивших облик храма, окончательный вариант был утвержден в 1887 году.

К строительным работам приступили гораздо раньше.

Архимандриту Игнатию также принадлежала идея освятить храм во имя Воскресения Христова. Посвящение несло глубокий смысл преодоления смерти и проводило параллель между кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Такое толкование объясняет, почему храм, возведенный на месте трагических событий в память об убитом императоре, имеет светлый праздничный вид.

Храм Спаса на Крови.

Лучше всего это выразил в стихотворении «1 марта 1881 года» замечательный русский поэт А. А. Фет, описывая Христа на Голгофе:

« Он крест и свой венец терновый

Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:

Что было кровь, то стало храм,

И место страшного злодейства —

Святыней вековечной нам».

Архитектура храма Воскресения Христова

Архитектура православного однопрестольного собора относится к позднему этапу «русского стиля» конца XIX века. Она вобрала лучшее из арсенала зодчества допетровской Руси и очень напоминает московский храм Василия Блаженного – один из символов России.

Храм Спаса на Крови.

Вместе с тем, архитектор А. А. Парланд создал оригинальную композицию, в основе которой четверик, увенчанный пятиглавием. Техника покрытия пяти узорных глав эмалью и ее рецептура аналогов не имеет. Эту уникальную работу выполнили на фабрике Постникова. Массивный купол колокольни и три маленькие луковки над алтарными апсидами сверкают позолотой.

Чтобы место, обагренное кровью, оказалось внутри собора, набережную пришлось достраивать. Храм выходит за ее пределы вглубь канала на 8 метров.

Храм Спаса на Крови и канал Грибоедова.

Впервые здание в Петербурге строится не на сваях. Под мощную путиловскую плиту фундамента собора заложено бетонное основание. Но это не единственное техническое новшество. Здесь были установлены паровые котлы и калориферы, защита от молнии, собор освещали более полутора тысяч электрических ламп. Во внешней отделке использовался красный кирпич, гранит и мрамор, различные виды полудрагоценных камней.

Колокольня возвышается непосредственно над местом трагедии и в ее отделке многократно прослеживается мемориальный характер сооружения.

Высокий крест на золотом куполе венчает императорская корона, мозаичная икона Александра Невского, покровителя Александра II, расположена над окном, в кокошниках других окон просматриваются лики небесных ангелов семьи Романовых.

Летопись, повествующая о деяниях царя-реформатора, высечена на двадцати досках из красного гранита. Над входами – двуглавые орлы, мозаичные панно «Страсти Христовы» по эскизам В. М. Васнецова.

https://www.youtube.com/watch?v=bjEUvs-QEg4

Потрясенные гибелью императора граждане по всей стране собирали средства на строительство храма-памятника. Этот факт отражают изображения гербов городов и губерний, укрывающие нижнюю часть фасада.

Главной святыней собора является своеобразная реликвия — участок булыжной мостовой с гранитными плитами тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала, где принял смерть император Александр II. Над ними — необычайной красоты сооружение. На колоннах из фиолетовой алтайской яшмы возвышается сень с крестом, усыпанным топазами. По установленной традиции рядом с памятным местом служат панихиды.

Неповторимый интерьер собора создан сочетанием каменного и мозаичного убранства и поражает великолепием. Своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром, площадь которого превышает 7 тыс. кв. метров. Картины на евангелистские сюжеты представляют настоящий музей мозаики. Центральное место отведено иконам «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем» по эскизам В. М. Васнецова.

Интерьер храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Живописные эскизы священных изображений и орнаментов создавали 32 художника, с диапазоном творческой манеры от канонов академизма до стилистики модерна, среди них В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

Большую часть мозаик выполнила частная мастерская Фролова, использовавшая технику набора «обратным» способом, что отлично подходит для масштабных композиций. Прототипом подобного письма служили фрески ярославских храмов XVII века.

Создание мозаики храма ознаменовало новый этап в российском мозаичном искусстве.

Интерьер храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Шедевром камнерезного мастерства является одноярусный иконостас, выполненный по рисунку А. А. Парланда из итальянского мрамора фирмой Нуови. Тонкие переходы темно-красного цвета к светлому тону создают легкость, а виртуозная резьба поражает разнообразием. Пол храма площадью 600 квадратных метров выложен прекрасным цветным узором из мраморной плитки, изготовленной на той же фирме по рисунку архитектора, но собирали его на месте русские мастера.

Интересные факты, вымыслы и легенды

История храма, входящего в десятку лучших достопримечательностей мира, наполнена интересными фактами с оттенком мистики, что привлекает туристов не меньше, чем великолепие его архитектурных достоинств. Приведем лишь некоторые, наиболее значимые на наш взгляд:

  • Пропорции храма символичны: самый высокий купол – 81 м, высота колокольни 62,5 м, что соответствует дате гибели (1881 год) и возрасту Александра II (погиб на 63 году жизни).
  • С 30-х годов сложилось поверье о неразрушимости храма. Много раз его собирались снести, но исполнение решения откладывалось. Взорвать его планировали летом 1941 года, рассказывают, что уже просверлили стены и заложили взрывчатку, но осуществить замысел помешала война – подрывников призвали на фронт.
  • В купол колокольни во время войны попал немецкий фугас весом в полтора центнера, но не разорвался. Обнаружили его случайно, в 60-х годах. В ходе операции снаряд извлекли и обезвредили в районе Пулковских высот. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, спасая храм. Никто не пострадал.
  • В народе прошел слух о том, что храм «заговоренный», а охраняют его символы «крестов в круге», украшающие кокошники окон, что это древний защитный знак. И, действительно, постановление о сносе собора, который мешал строительству транспортной магистрали в годы правления Н. С. Хрущева, чудесным образом отменили. Храм снова выстоял!
  • Наконец, его передали как филиал государственному музею «Исаакиевский собор» и в 1970 году начали реконструкцию, «надели» строительные леса. Шли годы. Храм продолжал стоять в «лесах». В конце 80-х стали поговаривать (шутка или пророчество), что когда снимут леса с храма, советская власть падет. Леса демонтировали летом 1991 года
  • Существует легенда о том, что кресты с куполов собора жители города спрятали от большевиков на дне канала, а когда началась реставрация – сообщили об этом. Бригада водолазов подняла святыни, и они возвратились на свои места.

По завершении реставрационных работ в 1997 году храм вновь был открыт для посетителей, а в 2004 году в нем отслужили литургию, которая восстановила православную сущность.

Сегодня храм Спаса на Крови – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, действующий храм и одновременно музей, в котором проводятся тематические экскурсии. Здание собора Воскресения Христова является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Где находится и как добраться

Источник: https://spbguidebook.ru/xram-spasa-na-krovi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как жить по библии

Закрыть