Что такое солея в храме

Устройство православного храма

что такое солея в храме

 По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Средняя часть храма (Святое)

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы.

Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех.

Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения.

Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

Купол

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св.

Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.

«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е.

в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно».

Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.

Иконостас

«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.

В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».

Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник

В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.

Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.

Слово «храм» в церковнославянском языке

В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:

  1. дом (греч. οικία):
    • «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф. 24, 43);
  2. храм (греч. ναός):
    • «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);

Храм набдя́щий име́ния (греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:

  • «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).

Использованные материалы

  • Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 387-388

Статья взята с сайта http://drevo-info.ru

Источник: http://surgut.cerkov.ru/o-sobore/ustrojstvo-xrama/

АМВОН

что такое солея в храме

[греч. ἄμβων — возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христ. храма, предназначенное для чтения Свящ. Писания, пения или возглашения нек-рых богослужебных текстов, произнесения проповедей.

Устройство

Наиболее раннее употребление термина «А.» применительно к христ. богослужению отмечено в Лаодик. 15. Созомен (V в.) называет А. «возвышением [для] чтецов» (βῆμα τῶν ἀναγνωστῶν). Вероятно, первоначально А. устраивался в виде платформы со ступенями и переносным аналоем. Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике. Кон.V — нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул)
Амвон из ц. вмч. Георгия в Фессалонике.

Кон.V — нач. VI в. (Археологический музей. Стамбул)С V-VI вв. А., уже стационарная конструкция внутри визант. церкви, располагается, как правило, около середины храма и приобретает форму либо цилиндрического возвышения с примыкающими к нему с 2 сторон лестницами, как в храмах К-поля, иногда с поднятой на колонках средней частью, либо полукруглого в плане сооружения, включавшего небольшие лестницы. А.

делали из мрамора и украшали резьбой, скульптурами, мозаикой. От алтаря к нему вела солея, часто ограждавшаяся решетками. По описанию Павла Силенциария (ок. 563), А., созданный св. имп. Юстинианом для храма св. Софии в К-поле (532-537), осенял киворий на 8 колоннах, увенчанный крестом. C XV в. в греч. церквах А. может иметь форму беседки или балкона, подвешенного к северо-зап.

столбу, или может отсутствовать вовсе.

В северосир. и месопотамских храмах VI-XIV вв. А. называлось обращенное к алтарю полукруглое возвышение со скамьей и креслом по оси и с киворием посредине (см. сирийский амвон).

А. зап. храмов первоначально не отличались от визант. С XI в. здесь появляются двойные А. (напр., в ц. Сан-Клементе в Риме), расположенные по сторонам наоса: сев.- для чтения апостольских Деяний и Посланий, юж.- для чтения Евангелия. А.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь относится к эко

устраивали отдельно стоящими, пристроенными к стене или столбу в главном нефе, в редких случаях — к внешней стене в виде кафедры-балкона для обращения к широкой аудитории на площади (напр., А. работы Донателло и Микелоццо из собора в Прато, Италия, 1434-1438). В католич. и протестант. храмах А.

обычно заменяется пульпитом (лат. pulpitum — помост).

На Руси в ср. века существовала практика устроения А., подобного визант.,- в виде башенки с лестницами. Из письменных источников известно об А., находившихся в соборных храмах Владимира (XII в.), Суздаля (XIII в.), Москвы (XV в.), Новгорода (XVI в.), Твери (XVI в.), Вологды (XVII в.). По сообщению церковного историка архидиак. Павла Алеппского, в XVII в. на Украине А.

устраивались в центре храма в виде круглого или восьмиугольного помоста, обитого красным сукном, с 2 ступенями. В наст. время в практике РПЦ подобный тип А. используется за архиерейским богослужением и называется архиерейским А., или облачальным местом, или рундуком; в Чиновнике архиерейского священнослужения (1982) он неправильно назван кафедрой (Т. 1. С. 53). К XVII в. А. визант. типа, уже не имевшие соответствия в греч.

церковной практике, стали уничтожаться. После XVII в. А. в РПЦ обычно называют примыкающий к солее полукруглый выступ.

Богослужебное использование

А., возвышавшийся в центре визант. храма (наряду со св. престолом и горним местом), был одним из главных архитектурных сооружений, не только организовывавших литургическое пространство храма, но и повлиявших на возникновение многих особенностей богослужения визант. обряда. Типикон Великой ц., древние визант. Евхологии, трактат «О церемониях византийского двора» (De cerimoniis aulae byzantinae) имп. Константина VII Багрянородного, Чиновник новгородского Софийского собора и др.

источники содержат подробное описание того, какое место А. занимал в богослужении визант. и рус. кафедральных соборов. С А. (или его ступеней) произносились ектении, читалось Евангелие, пелись антифоны литургии, Трисвятое, прокимны. аллилуиарии, такие важнейшие песнопения, как тропари Пасхи «    », на поклонение Кресту «  », великого водоосвящения «  ». Совершив литургию и выходя из храма, уже находясь за А., епископ или священник читал заамвонную молитву, служившую отпустом для народа.

На А. архиерей воздвигал св. Крест в праздник Воздвижения Креста, с А. протодиакон возглашал синодик Недели Православия, К-польский Патриарх читал в Великую пятницу традиц. поучение оглашаемым, на А. совершался чин венчания на царство визант. императоров и царей слав. гос-в (Goar, Mateos, Голубцов, Арранц). Типикон Великой ц. определяет петь утреню важнейших праздников «на амвоне» (греч. ἐν τῷ ἄμβωνι — Mateos. T. 2. P. 309). Обычай проповедовать с А. можно возводить к свт.

Иоанну Златоусту (Сократ).

Свт. Герман К-польский (VIII в.) писал, что «амвон служит образом камня у святого гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел при двери гроба, возвещая мироносицам воскресение Господа». Автор приписываемого свт.

Софронию Иерусалимскому комментария на литургию (XI в.) добавляет, что ступени А. знаменуют «лестницу Иакова». Восхождение на А. свт. Герман связывает со словами «     » (Ис 40. 9 ), к-рые впосл.

вошли в состав ирмоса 5-й песни канона Недели ваий, используемого в качестве стиха при восшествии архиерея на А.

В совр. рус. церковной практике, различающей архиерейский А. и А. перед царскими вратами, первый используется только за архиерейским богослужением: здесь епископ облачается перед литургией, на этот А. ставится кафедра, на к-рой архиерей сидит до малого входа, отсюда протодиакон читает Евангелие.

Со второго — полукруглого выступа солеи у царских врат — произносят ектении, читают Евангелие (при иерейском служении), Апостол (если читающий — диакон или имеющий хиротесию чтец), отсюда проповедуют, обращаясь к прихожанам,- т. о., функционально эта часть солеи соответствует древнему визант. А.

Источник: http://www.pravenc.ru/text/114332.html

Устройство старообрядческого храма. Средняя часть

что такое солея в храме

Для молитвы и стояния верующих во время богослужения отведена средняя часть старообрядческого храма. Она отделяется от алтаря иконостасом, т.е. стеной и перегородкой, с установленным на ней св. иконами.
 

Иконостас и Царские врата

Посредине иконостаса устроены Царския врата с изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и Евангелистов. Врата называются Царскими, потому что на литургии в священных Дарах через них Сам Царь царствующих и Господь господствующих приходит «заклатися и датися в снедь верным».

Во вратах помещается икона Благовещения, что указывает на то, что Пресвятая Дева Мария стала для нас дверью в Царство Божие. На вратах помещаются четыре иконы евангелистов, указывающие в своих книгах путь к небу. За Царскими вратами привешивается завеса.

По правую и левую сторону Царских врат помещаются иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, далее — иконы храмовых праздников; за ними — северные и южные двери с изображением святых ангелов или святых архидиаконов.

Далее помещаются иконы особо чтимых в данной местности святых.
 

Солея

Солея. Перед иконостасом старообрядческого храма обыкновенно расположено пространство, возвышающееся несколькими ступенями от церковного пола и составляющее продолжение алтарного помоста. Оно называется солеею (возвышением). На нем находятся подсвечники перед иконами. Средина солеи пред Царскими вратами, где во время богослужения диакон возглашает ектении и Евангелие, называется амвоном (с греческого языка — восхождение).

Солея старообрядческого храма

Общий вид средней части старообрядческого храма

Края солеи (южный и северный) где стоят клирики (чтецы и певцы), называются клиросами. Солея назначена для лиц, участвующих в совершении богослужения.
 

Хоругви

У клиросов ставятся хоругви (иконы в виде знамени, прикрепленные к длинной рукоятке). Хоругви — знамена, изображающие победное знамя Церкви Христовой, которая постоянно воюет с врагами человеческого спасения. Ставятся они поэтому впереди верующих, как воинов Христовых. Впереди идут эти церковные знамена и во время крестных ходов.

Крестный ход на Рогожском. Хоругви впереди

В древней Руси хоругви служили воинскими знаменами. Эта традиция была ненадолго восстановлена в годы гражданской войны, когда старообрядческие отряды Белой Армии возглавлялись знаменами с изображением Христа Спасителя.

Источник: https://ruvera.ru/middle_part

Мебельная мастерская: церковная мебель, иконостасы, киоты, аналои

sh: 1: —format=html: not found

Наша мастерская занимается изготовление церковной мебели любой сложности от эконом вариантов до полностью резной мебели с сусальным золотом. Широкий спектр пород дерева, шпона, цветов, позволяет разнообразит линейку производимой продукции.

Стандартные изделия мебельной мастерской

Большой опыт работы позволил нам разработать стандартную линейку изделий, у которых можно заменить цвет и породу дерева. В эту линию входят: аналои, клиросные аналои, престолы, жертвенники и чехлы. Прайс лист на стандартные изделия вы можете запросить со страницы контакты.

Сроки изготовления изделий

Срок изготовления зависит от объема заказов, наличия резьбы, наличия сусального золота. Средний срок заказа 60 дней.

Последние работы 2015 год

Нестандартные изделия мебельной мастерской

Как правило церковная мебель предполагает нестандартные решения и подбор мебели к стилю храма. Наша мебельная матерская готова выполнить ряд работ для достижения нужного результата.

Этапы работы:

1. Эскиз от руки или 3д эскиз и примерный расчет стоимости в нескольких материалах.

2. 3д проект с внесенными корректировками и пожеланиями рисуется до полного утверждения.

3. Утверждение проекта и резьбы.

4. Утверждение цвета.

5. Заключение договора. Предоплата по договору 50% от стоимости заказа.

6. Конструкторские чертежи.

7. Производство изделия.

8. Доставка и установка изделия. Оплата оставшейся стоимости изделия.

Пример работы по этапам резного изделия здесь.

Возможно вы искали: Аналой, Киот, иконостас, печатные иконы, резные иконы, свечную лавку

Источник: http://ikonostas-mebel.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=81&Itemid=63

Устройство православного храма — все, что вы хотели знать

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Мария Городова

«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех.

Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом.

И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме.

Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой.

Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез.

Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи.

Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов.

Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры.

Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему.

Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год. Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей.

Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон.

В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу.

Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему церковь не платит налоги

Зачем мы ходим в храм?

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.

Главное место храма

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные.

Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру.

Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии.

Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»).

И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия.

А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора.

Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю»?

Женщина и святая святых

От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас — лицо храма

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых.

С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы.

Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания».

Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение.

На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя.

И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм.

В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/ustroystvo-pravoslavnogo-hrama-vse-chto-vy-hoteli-znat

От земли до святая святых: Как устроен православный храм

Внутреннее устройство православного храма, куда в нем можно заходить, а куда нельзя, знают не все. Про алтарь, амвон, паникадило и отличие кафедрального собора в Благовещенске от обычного храма рассказал настоятель прихода Святой Живоначальной Троицы священник Евгений Семерня.

Крест и ковчегПравославные храмы, церкви, соборы при всем своем многообразии похожи по устройству. Если смотреть сверху, то они обычно либо имеют форму креста, либо напоминают ковчег. Число куполов символично. В православной традиции один купол означает единого Бога, два — божественную и человеческую природу Христа, три — Троицу, четыре — евангелистов, пять — евангелистов и Христа, семь — церковные таинства, двенадцать — апостолов.

Земля и Небо

Когда вы подниметесь по крыльцу Благовещенского кафедрального собора, то первое, куда попадете, войдя в дверь, — это паперть. За ней — притвор, где чаще всего находятся церковные лавки. Эта часть храма символизирует Землю.

После притвора — основная часть храма, где обычно и находятся прихожане, проводятся службы и проповеди. Она символизирует небо. В Благовещенском кафедральном соборе в основной части имеется кафедра — возвышение для правящего архиерея. Именно поэтому собор и называется кафедральным — самым главным на территории Благовещенской епархии. В основной части храма находится и то, ради чего многие сюда приходят — подсвечники.

Чтобы не перепутать, надо запомнить: на круглых ставятся свечи за здравие, а на квадратных (канунниках) — за упокой. Также в основной части располагаются иконы, частицы мощей, которым могут молиться прихожане. В правой части Благовещенского кафедрального собора находится главная православная святыня Приамурья — Албазинская икона, а в левой — икона святителя Иннокентия.

В основной части храма вверху, над головами прихожан, паникадило — центральная люстра, где могут быть как свечи, так и электрические лампы.

Иконостас

Основная часть храма «упирается» в стену, которая называется иконостасом. Перед ним имеется возвышение (солея) с круглым выступом (амвоном), с которого читаются проповеди.

В иконостасе есть специальные главные двери, расположенные по центру — Царские врата. Через них могут входить только священнослужители — диаконы, священники и архиерей.  В левой и правой частях иконостасов есть еще две двери в алтарь (диаконские), которыми ходят пономари (помогают в алтаре священникам во время богослужения), чтецы, иподьяконы (помогают на архиерейском богослужении). Также через них при крещении заносят и выносят мальчиков-младенцев.

На иконостасе справа от Царских врат располагается икона Спасителя — Иисуса Христа, слева — икона Божьей Матери. Справа от Спасителя можно увидеть икону, «рассказывающую» о том, в честь кого или какого события освящен храм. Например, в Благовещенском кафедральном соборе — это икона Благовещения Божьей Матери.

Иконостас имеет несколько ярусов, каждый из них — со своей тематикой. Кстати, в Благовещенском кафедральном соборе иконостас не случайно голубого цвета: в православии он символизирует Богородицу.

Святая святых

За иконостасом самая главная часть храма. Это алтарь, символизирующий то, что выше неба — Святая святых, куда ведут Царские врата. Сюда простым прихожанам заходить уже нельзя.

В алтаре находится Престол —  он выглядит как стол, на нем совершается самое главное богослужение — евхаристия Тело и Кровь Иисуса Христа.

На Престоле лежат Евангелие, кресты, антиминс (плат с мощами) и дарохранительница (в ней хранятся запасные дары). К Престолу могут прикасаться только священнослужители и священники — начиная с дьяконства.  За ним располагается Горнее место — возвышение.

Слева от Престола находится другой стол — жертвенник, где заготавливаются дары перед божественной литургией.

В некоторых больших соборах освящается не один главный Престол — есть еще Пределы, которые имеют свои отдельно освященные Престолы и жертвенники. Когда-то в кафедральном соборе было два Предела, посвященных святителю Иннокентию и Иоанну Златоусту, у каждого из них — свой купол. Плюс купол на колокольной башне. В итоге исторически сложилось так, что у Благовещенского кафедрального собора в общей сложности восемь куполов, из которых основных — пять.

Культурное место

Есть в храме и другие помещения, куда простому прихожанину попасть довольно трудно (потому что вход нередко на замке), да и не нужно. Например, «служебные». Может быть место для хора. Кроме того, по лестнице можно подняться к колоколам.

— В первую очередь, в храм не рекомендуется заходить в пьяном виде, — рассказывает священник Евгений Семерня о правилах поведения в церкви. — Должно быть благоговейное отношение к святыне, понимание, что люди сюда приходят помолиться Богу, поделиться своими трудностями и проблемами. Громкие разговоры, смех — не приветствуются. Если есть желание произвести съемку богослужения — можно получить на это благословение настоятеля храма.

Кафедральный собор — это не только место, где проходят богослужения и молятся люди, но и культурный объект, куда приходят немало туристов, в том числе — жители Поднебесной. Для них работает экскурсовод, который знает китайский язык — эта девушка является прихожанкой.

Источник: http://blaginform.ru/ot-zemli-do-svyataya-svyatyx-kak-ustroen-pravoslavnyj-xram/

Как устроен православный храм

«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех.

Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом.

И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна

Мария Городова: Ощущение собственной безгрешности ведет к падению

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме.

Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой.

Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез.

Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи.

Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов.

Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  До какого часа работает церковь

Экскурсия по храму • Михаило-Архангельский Харлампиевский храм. Русская Православная Церковь. Иркутская епархия. г. Иркутск

Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. Центральная часть храма представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне.

Как правило, в центре храма на аналое (подставке) лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви – один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи. В наше время он имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм.

Главный светильник храма (люстра) называется паникадилом. Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 10о и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров.

Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря. Перед иконостасом расположена солея – возвышение для священнослужителей.

Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном.

Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например Малый и Великий Входы на Литургии; с амвона произносится отпуст – заключительное благословение в конце каждого богослужения.

Правую и левую стороны солеи образуют клиросы – места, где обычно размещаются хоры. Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах.

В центре нижнего яруса иконостаса располагаются двери, в русской традиции называемые Царскими вратами. С северной и южной сторон иконостаса расположены две боковые двери. Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные двери и возвращается через Царские врата. Диакон тоже выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми.

Внутри православный храм разделяется на три части:

1) притвор,

2) храм, где стоят молящиеся,

3) алтарь (передняя часть), где служат священники.

Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, проходит в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.

Устройство алтаря

Алтарь от средней части церкви отделяет иконостас. В алтарь могут входить только священнослужители и лица мужского пола, участвующие в богослужениях. Алтарь означает Небо, где обитает Бог, а храм – землю.

Самое важное место в алтаре – Престол – особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней – белою из полотна, и верхней – из парчи. Считается, что на Престоле невидимо присутствует Сам Христос, и поэтому касаться его могут только священники.

На Престоле всегда находятся Антиминс, Напрестольное Евангелие, Крест, Дарохранительница, Дароносица, возвышающаяся посреди него.

Антиминс – главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века служба (Литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя.

Недаром само название антиминс переводится с греческого как «вместопрестолие». Обычно антиминс завернут в другой плат – илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу. Место за престолом у восточной специально делается немного возвышенным, называется «Горним местом» и считается самым святым местом даже на алтаре.

Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для Причастия.

Для их торжественного приготовления во время Проскомидии (первой части Литургии) на жертвеннике находятся: потир, дискос, звездица, копие, лжица, губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для Причастия накрывает покровом.

Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой – воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металлические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Семисвечник – светильник с семью лампадами. По традиции Русской Церкви ставится в алтаре с восточной стороны Престола.

Дарохранительница — это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся Святые Дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

Потир — святая Чаша, в которую вливается вино с водою, претворяемые в Кровь Христову.

Звездица — две дуги, соединенные крестом, которые ставятся на дискос, чтобы покров не касался частиц просфор (звездица — символ звезды вифлеемской).

Лжица — ложечка для причащения верующих.

Копие — острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на Кресте).

Дискос — блюдо на подставке для Тела Христова.

Как устроен иконостас

Иконостас – образ Церкви Небесной, он раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре. Двери в центре иконостаса, напротив Святого Престола, называются Царскими вратами, потому что через них на Литургии входит Царь Славы, Господь Иисус Христос, через них выносят для Причащения Святые Дары.

На Царских вратах помещается икона Благовещения Пресвятой Богородицы (12), потому что Дева Мария первой удостоилась получить от Архангела Гавриила (3) радостную весть о том, что для людей откроются двери Царства Небесного через Рождество от Девы Спасителя мира.

Здесь же изображаются Евангелисты (13-16), проповедавшие миру эту радостную весть.

Над Царскими вратами изображена Тайная вечеря (11). По правую сторону от Царских врат -икона Спасителя, по левую – Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя обычно стоит икона праздника или святого, в честь которого освящен престол храма.

Во втором ряду икон иконостаса изображены двенадцать главных праздников: Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения (или Богоявления) Господня, Входа Господня во Иерусалим (Вербное воскресение), Преображения Господня, Вознесения Господня, Святой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и Воздвижения Честнаго Креста.

В третьем ряду иконостаса иконы святых Апостолов (2, 7), а в центре – над Царскими вратами – Господь наш Иисус Христос с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей (5). В четвертом ряду – если он есть – святые пророки.

В пятом – святые праотцы, то есть ветхозаветные праведники. Верх иконостаса увенчивается Крестом, знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою.

Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует о том, с кем мы, христиане, находимся в духовном общении, с кем составляем единую Церковь Христову.

Вдоль иконостаса идет возвышение, называемое солеёй. На солее верующие причащаются Святых Даров. Середина солеи несколько выступает полукругом в среднюю часть храма и называется амвоном (восхождением). Отсюда диакон возглашает прошения от всех предстоящих, читает Евангелие, а священник говорит проповеди. Амвон символизирует камень у гроба Господня, который отвалил Ангел и с которого возвестил женам-мироносицам о Воскресении Господа Иисуса Христа.

В нашем Харлампиевском храме на первом этаже находятся два иконостаса: один из них в приделе Архангела Михаила, а другой – в приделе священномученика Харалампия. Оба иконостаса имеют два ряда икон. Каким образом они устроены вы можете увидеть на картинке.

1 – Святитель Василий Великий
2 – Апостол Павел
3 – Архангел Гавриил
4 – Божия Матерь
5 – Иоанн Креститель
6 – Архангел Михаил
7 – Апостол Петр
8 – Святитель Иоанн Златоуст
9 – Святители Иннокентий и Софроний, епископы Иркутские
10 – Святитель Иннокентий, митрополит Московский
11 – Тайная вечеря
12 – Благовещение Пресвятой Богородицы
13 – Апостол-евангелист Иоанн Богослов
14 – Апостол-евангелист Лука
15 – Апостол-евангелист Марк
16 – Апостол-евангелист Матфей
17 – Святой Благоверный князь Александр Невский
18 – Священномученик Харалампий
19 – Хоругви

Источник: https://harlamp.ru/glavnaya/o-hrame/jekskursija-po-hramu/

Алтарь. Инфографика — Православный журнал

Вы можете скачать и распечатать этот материал в формате А3.

Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.

Горнее место

— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.

Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).

Святой престол

— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.

Семисвечник

 — особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.

Запрестольный крест

— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места ­— у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.

Жертвенник

— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.

Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.

Царские врата — символизируют двери Рая.

Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.

Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.

Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.

Вы можете скачать и распечатать этот материал в формате А3.

(21

Источник: https://foma.ru/altar-infografika.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Синагога что это такое

Закрыть