Что такое скит в монастыре

Черниговский скит

что такое скит в монастыре

Черниговский скит (в документах XIX века также Пещерное отделение Гефсиманского скита) — скит Троице-Сергиевой Лавры в 3 км в северо-востоку от Лавры, на северном берегу восточного залива верхнего Скитского (Корбушинского) пруда.

На противоположном берегу располагался Гефсиманский скит, от которого до наших дней дошла лишь ограда с башенками и к которому в XIX веке он был приписан. Гефсиманский скит, в свою очередь, был приписан к Лавре.

На данный момент, на территории бывшего Гефсиманского скита располагается военная часть 51105 (ЦФТИ — Центральный Физико-технический институт 12 Главного Управления Министерства Обороны Российской Федерации), а также интернат.

Уникален Черниговский скит. Здесь хранилась чудотворная икона Черниговской Богоматери. Незабываемо посещение подземного храма. Спустившись в него, почувствовав холод монашеских келий, вы еще больше ощутите себя причастным к великой истории России, откроете ее неизвестные страницы.

Здесь жили и творили мыслители и общественные деятели — Николай Бердяев и Василий Розанов, Павел Флоренский и Александр Мень. Черпали вдохновение писатели Л.Н.Толстой, А.И.Куприн, М.М. Пришвин, произведения которых вошли в золотой фонд русской литературы. Не одну страницу вписали в историю государства дворянские роды князей Трубецких, Голицыных и Урусовых.

История

Гефсиманский скит был основан в 1843—1844 годах. Уже в 1845 на месте будущего Черниговского скита, в Исаковской роще, появляются деревянные кельи монахов Гефсиманского скита, склонных к особенно строгому уединению. В 1847 известный московский юродивый Филиппушка (1802—1868), одно время живший при лавре, переселяется в Исаковскую рощу.

Именно этот год обычно называют датой основания Черниговского скита. Спросив разрешение на «копание погребка», Филиппушка начинает строить себе подземную келью, наподобие пещер Киево-Печерской лавры.

Пещеры сооружались до 1851 года, пока не стали включать в себя пещерный храм во имя Бесплотных Сил — бревенчатую полуземлянку, верхняя часть которой выступала над землёй, имела окна и была завершена фигурной кровлей — и подземные ходы с маленькими пещерками.

27 сентября 1851 г. митрополит Филарет освятил подземную церковь в честь Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.

В 1852 году в пещерную церковь Александрой Григорьевной Филипповой была пожертвована икона Черниговской Божьей Матери. По легенде эта икона в 1869 исцелила парализованную крестьянку, после чего явила более 100 чудес и исцелений. По названию иконы скит в 1890-е годы получил своё имя.

В том же 1852 году в скит приходит Василий Ильич Меркулов, в 1857 он становится послушником, а в 1866 принимает монашеский постриг под именем Варнава. Он приобретает широкую известность, к нему за советом и благословением приходят паломники со всей России, в январе 1905 года его посетил Николай II.

Варнава умер 17 февраля (2 марта) 1906 года, в 1995 году канонизирован.

В 1856—1857 годах строится надпещерная деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, и святого Василия Парийского, расширяется пещерная церковь. Но наиболее активное строительство в скиту ведётся в последние десятилетия XIX века.

В 1921 скит был закрыт, братия переведена в Гефсиманский скит, закрытый в 1924 году. На территории Черниговского скита размещалась тюрьма, позже интернаты для инвалидов и склады.

В 1990 году он возрождён как приписанный к лавре мужской монастырь, однако по состоянию на 2007 год большую часть скита (кроме пещерного и Черниговского храмов, колокольни, южного келейного корпуса и кельи отца Варнавы) занимает интернат для детей-инвалидов.

В скиту в 2006 году проживало 25 насельников. К 2009 году их число сократилось до 10.

Архитектура

Интерьер пещерной церквиКомпозиционным центром архитектурного ансамбля скита служит Черниговский храм (1886—1889). Под ним помещается пещерная церковь, построенная в 1851. В 1856—1857 годах сооружается просторная трапезная пещерного храма со сводчатым потолком, так что первоначальная церковь 1851 года превращается в алтарь. Пещерная церковь к настоящему времени полностью восстановлена.

Решение о строительстве нового, уже каменного, надпещерного храма вместо обветшавшей деревянной церкви было принято в 1886. Автором проекта и руководителем работ утверждён архитектор Н. В. Султанов. Вчерне Черниговский храм был завершён в 1889, в 1893 состоялось освещение главного престола, отделка завершена лишь в 1897 году. Примечательно, что весь период строительства пещерная церковь оставалась действующей. В Черниговском храме по состоянию на 2007 год ведутся восстановительные работы.

Южный келейный корпус построен между 1861—1865 годами, в 1870 достроен второй этаж.

После строительства в 1889 году вдоль западной ограды двухэтажного трапезного корпуса все новые сооружения в скиту выдерживаются в псевдорусском стиле, в стилевом единстве с Черниговским храмом. В 1894 году строится ограда скита, а в 1895 году А. А.

Латковым напротив восточного фасада Черниговского храма возводится пятиярусная колокольня, по высоте почти равная лаврской. В 1904 вдоль восточной ограды сооружается келейный корпус.

Контакты

Официальный сайт — http://skit-chernigovsky.ru/

Телефоны для заявок (на экскурсии, соборование и таинства): 8 (496) 540-32-68

Источник: http://www.sergiev-posad.ru/tyrizm/attraction/monasteries/?ID=17556

Соловки Энциклопедия

что такое скит в монастыре

Свято-Сергиевский скит основан в XIX веке на острове Большая Муксалма. При архимандрите Феофане по проекту архитектора Г. Кармина был построен храм во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского (1873-76). Храм напоминал церковь Савватиевского скита: четырехскатная кровля с главой. С западной стороны от храма находилась шатровая колокольня.

На острове Большая Муксалма находилась деревянная часовня во имя священномученика Власия (1829), которого почитали как особого покровителя скотоводства. Она была переименована в честь Рождества Христова и перенесена на остров Малая Муксалма. На восточном берегу острова на горе Фавор в конце XVIII века была сооружена часовня во имя Преображения Господня.

Скит Свято-Сергиевский

Соловецкий монастырь.Скит Свято-Сергиевский. 1999.

Все храмы и часовни Соловецкого монастыря, принадлежащие скиту, были полностью уничтожены коммунистами. Cохранившиеся постройки скита не пригодны для проживания.

Сохранившиеся постройки скита относятся к началу XX века, когда архимандрит Иоанникий по проекту архитектора Вуколова построил Сергиевский корпус — деревянный двухэтажный дом (1900). В корпусе проживали монахи и гости. Позднее было возведено каменное здание с хозяйственными погребами (1901-05) и скотным двором. Свято-Сергиевский скит был одним из самых густонаселенных — в это время там находились 13 монахов и около 20 работников.

Монастырская ферма на острове Большая Муксалма была устроена в XVI веке при игумене Филиппе. Здесь находились обширные луга, которые служили пастбищами для монастырского стада.

Долгое время продовольствие доставляли в монастырь на карбасах по морю. Валунная дамба длиной 1220 м, получившая название «Каменный мост», сооружена в 1865-71 годах. Руководил строительством этого уникального гидротехнического сооружения монах Феоктист.

Свято-Сергиевский Скит в 1999 году

Фото А.Будовского: «а одна комната просто была как из «Сталкера».»

«Сергиевский корпус, построен в 1900 году. Каменный жилой корпус с хозяйственными погребами, построен в 1901-1905 годах. Впервые на Большую Муксалму я попал 7 лет назад, уже ближе к концу дня. Сергиевский скит при низком северном солнце производил тягостное впечатление.

(Это был единственный раз когда мне посчастливилось бывать там в солнечную погоду, забегая вперёд скажу что в пасмурный день там ещё более не по себе). Особенно угнетал каменный корпус. Со времён лагеря там сохранились решётки на окнах, и двери с «намордниками» — отверстиями для подачи еды заключённым.

Через пустые глазницы окон проглядывала сохранившаяся со старых времён лепнина на потолке. Не отпускало ощущение что мы попали в Зону. В некоторых бывших кельях-камерах на полу валялись непонятного назначения металлические детали, а одна комната просто была как из «Сталкера». Там на стене даже весел венок из колючей проволоки. В другой камере было чисто, стояла кровать.

Всё время казалось что за нами кто-то следит. Позднее я слышал и читал рассказы о водящихся тут привидениях. Одну из легенд расскажу в следующем посте, где рассказ пойдёт о посещении Большой Муксалмы в 2002 и 2003 годах». (Алексей Будовский. Путепроводные заметки для очень неторопливых. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 3. «Большая Муксалма». Глава 1.

«Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006)

Источник: http://www.solovki.ca/monastery/skit_sergievski.php

«Монахам нужны тишина и уединение»

что такое скит в монастыре

Митрополит Феофан благословил строительство монашеского скита

В двадцати километрах от Раифского монастыря началось строительство скита, куда будут уезжать насельники обители, чтобы помолиться и пожить в уединении. В Казанской митрополии это первый прецедент, нужный и важный для монашеской жизни. И, как всегда, Раифская обитель выступает первой. Впрочем, скит — не единственная новость в Раифе. Подробности — в материале «Реального времени».

Как пояснил наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил, скит — одна из форм монашеской жизни, существующая с древних времен. «Монашество началось в Египте с отшельничества, основателем были Павел Фивейский и Антоний Великий, это были подвижники, которые жили отдельно друг от друга в пустыне», — рассказал игумен Гавриил. Кроме отшельничества, существуют еще две формы монашеской жизни — в скиту и в монастыре.

Устройство скитов — это обычная монастырская практика, она характерна, например, для московских обителей, где многолюдно и много паломников. Люди должны приезжать в обители и как паломники, и как туристы, это нормально. Но при этом насельникам обителей нужно уединение для молитв, для этого и устраиваются скиты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему церковь не платит налоги

«В принципе, Раифа так и начиналась, основатель обители старец Филарет, который постригался в монахи в Чудовом монастыре Москвы, затем перешел в Спасский, тоже искал уединения.

Поэтому он и пришел в Казань, а затем на берегу Раифского озера начал искать место, где можно поселиться. Он нашел такое место для созерцательной жизни.

Сейчас, когда Раифа стала для многих любимым духовным центром, мы получили благословение от митрополита Казанского и Татарстанского Феофана на строительство скита», — рассказал игумен Гавриил.

В пасхальные дни раифские монахи отслужили молебен Николаю Чудотворцу и совершили крестный ход на кладбище

«Мы приобрели небольшой участок земли»

Скит строится в 23 километрах от Раифской обители, почти на границе с Марий Эл. Совсем рядом — два марийских поселка. Это село Никольское, там есть небольшая часовня и православное кладбище.

В пасхальные дни раифские монахи отслужили молебен Николаю Чудотворцу и совершили крестный ход на кладбище. В округе много православных верующих, которые тоже приняли участие в богослужении.

Так что место, где будет стоять скит, с одной стороны — тихое и уединенное, а с другой — туда будут приходить верующие.

Раифские монахи будут жить в скиту по «вахтовому методу»: находиться в Раифе, потом на некоторое время уезжать в Никольское, сменяя друг друга — пожить в тишине, поработать, помолиться, почитать. Территория скита будет поделена на две зоны. На одну смогут попадать миряне, вторая, закрытая, только для монахов.

Игумен Гавриил рассказал, что в принятом недавно Священным Синодом документе «О монастырях и монашествующих» предусмотрено несколько видов проживания. Во-первых, для желающих предоставлять возможность проживания в скиту.

Во-вторых, во всех монастырях предусмотреть так называемую «братскую территорию», которую не посещают паломники. То есть часть монастырских территорий будут открыты только для братии обители.

Но в Раифе сделать такую территорию технически невозможно — с двух сторон монастырь окружает озеро, с третьей — пстройки спецучилища. Поэтому строительство скита — вопрос насущный.

«Нам поставлена задача владыкой Феофаном налаживать монашескую жизнь, а монашеская жизнь — это жизнь внутренняя. Поэтому и нужны тишина и уединение», — говорит игумен Гавриил.

В скиту предполагается небольшое подсобное хозяйство — теплица, огород. Уже есть небольшая пасека, 10 ульев, и к осени ждут первый мед

«Все будет в древнерусском стиле»

Участок земли под скит равен 10 гектарам. В Никольском всего 17 дворов, семь принадлежат очень пожилым местным жителям, остальные дачники. Место тихое и уединенное, на несколько километров в округе нет жилья — леса и поля.

Сейчас уже построено несколько временных домиков, где живут приезжающие монахи. Скоро вырастет забор — частокол в древнерусском стиле. Часовня в скиту маленькая — 3 на 4 метра, так что вот-вот начнется строительство деревянного храма. Церковь будет освящена в честь Николая Чудотворца. Храм будет напоминать Троицкую церковь на Свияжске. Начнется и строительство деревянного братского корпуса. Сруб храма планируется сделать зимой, он должен «выстояться» и дать усадку.

«Все будет деревянным, тем более, что рядом Марий Эл, там много древесины, и многие люди уже согласились нам помогать», — рассказывает игумен Гавриил.

Кроме этого, в скиту предполагается небольшое подсобное хозяйство — теплица, огород, среди послушников Раифской обители есть выпускник сельскохозяйственного вуза, который с удовольствием начал всем этим заниматься. Уже есть небольшая пасека, 10 ульев, и к осени ждут первый мед.

Финансирует строительство скита сам монастырь, и помогают неравнодушные люди, жертвуют и деньги, и стройматериалы.

Часовня в скиту маленькая — 3 на 4 метра, так что вот-вот начнется строительство деревянного храма

«Первый зал музея откроем в начале лета»

Еще одна из новостей — в начале лета откроются первый зал музея Раифской обители и смотровая площадка. Полностью музей откроется к 4 сентября, к престольному празднику обители — дню почитания Грузинской иконы Богородицы. Музей разместится в угловой левой башне со стороны озера.

На первом этаже, помимо артефактов, можно будет увидеть большой макет обители, пол первого зала будет выполнен в виде карты Татарстанской митрополии, а на потолке будут транслировать десятиминутный фильм о Раифе. Созданием музея занимается мастерская дизайна Сергея Насекина, научное руководство осуществляет Елена Карташева.

А на берегу озера, возле Дома паломника, совсем скоро откроется монастырское кафе, где на лоне природы можно будет недорого, но вкусно пообедать. Пища будет монастырская — овощи, рыба, пирожки, блины, чай с травами из вкусной раифской воды. Кстати, кафе насельники обители строят сами.

ОбществоКультураИстория Татарстан Татарстанская митрополия Казанская и Татарстанская епархия

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/139793-v-raifskom-monastyre-naselnikam-pomogut-pozhit-v-tishine

Скит в честь Рождества святого Иоанна Предчети

Определить языкАзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский АзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

Звуковая функция ограничена 200 символами

Мы вконтакте

В гостях нашего скита журналист Наталья Рогова

(выдержка из статьи «Время и Люди» Арзамасская Правда №12 от 16.02.2018 г., фото автора)

Здесь вечный труд, молитва и покой

День, когда я посетила скит в Новой Слободе, выдался на радость слегка морозным и солнечным. Картина, которая открылась при въезде, завораживала своей красотой: на белоснежной поляне в окружении деревьев стоял деревянный храм, который своей верхушкой тянулся прямо в безоблачное голубое небо к золотистым лучам солнца.И вокруг, казалось бы, бесконечная тишина, но прервали ее гостеприимно встречающие меня насельницы да лай собак, которые чужаков здесь видят не часто.

Скит в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, который относится к Свято-Николаевскому женскому монастырю, мало кто из туристов посещает. Возможно, из-за плохих дорог, которые ведут в Новую Слободу. Хотя эта обитель Бога известна многим: мирские люди знают, что живут здесь люди монашествующие, у которых достаточно большое хозяйство, где в помощниках трудятся братья, что это скит, где пристанище и помощь могут найти нуждающиеся.

В свободную минуту насельницы читают душеполезную литературу

ГОСПОДЬ ПРИВЕЛ

В одной из религиозных книг я прочитала: «для преуспевших в молитве полезно быть в уединении, вдали от соблазнов, где меньше всякого рода попечений и больше возможностей посвятить себя Богу». Точно сказано, ведь именно в скиту вся жизнь пронизана богообщением. А для этого нужно укрепиться в вере, преодолеть грех в самом себе с помощью молитв, постов и трудов.

И для шести насельниц, которые проживают здесь, это — не самоцель, это путь к стяжанию благодати Божией.
У каждой из них своя история о том, как они сюда попали. Но каждая говорит: «Господь привел». А привел он сестер из разных уголков страны: кроме арзамасских, нижегородских, есть насельницы из Москвы, Крыма.

А еще здесь во славу Божию работают и три трудницы, а также братья — люди хоть и мирские, но в храм ходят, посты соблюдают, причащаются (некрещенным сестры помогают подготовиться к таинству крещения) и, что немаловажно, помогают братья матушкам по хозяйству. Самой младшей, находящейся в скиту, сестре — 31 год, самой старшей — 71.

На вопрос, хотели бы они вернуться в мирскую жизнь, без раздумий отвечают: «Нет».

Богослужения в скиту совершаются раз в неделю, службы здесь проводят батюшки из монастыря. Монашествующие молятся обязательно утром и вечером, а кто-то ночью, как и полагается в данном случае отшельницам. На службе только насельницы, трудницы, братья, проживающие в скиту, и жители деревни (в основном пожилые).

В хозяйстве — коровы и бычки

СЫТНО, ТЕПЛО, УЮТНО

Надо сказать, что день насельниц проходит не только в молитвенных трудах. Их послушания в скиту связаны с хозяйственной деятельностью: кто-то трудится в трапезной, кто-то коров доит, кто-то вышивает. Монашествующие обрабатывают огород, имеют теплицы, где в основном выращивают огурцы, помидоры, перец.

В скиту есть своя ферма, где сегодня четыре дойные коровы, телочки и бычки (к лету ожидается пополнение кормилиц). Насельницы сами делают сметану, творог, сыр, в их хозяйстве также куры и коза.

Так что питаются насельницы и братья всем домашним и натуральным, даже постная пища со своих угодий по-особенному вкусная.

Братья помогают сестрам по хозяйству

Живут насельницы теплых домах, у каждой своя келья. При храме есть библиотека, а такими благами цивилизации, как телевизор, интернет, они не пользуются. Но что происходит в стране и мире знают от сестер Николаевского монастыря, а потому всегда молятся и за упокоение погибших в терактах и за мир между Россией и Украиной.

Созданы хорошие условия и для братьев: помимо того, что за труды их хорошо кормят, сестры в случае необходимости оказывают медицинскую помощь (лекарства сюда доставляются сестрами Николаевского монастыря). Живут мужчины на окраине в братском кирпичном доме.
Есть в скиту еще очень важные обитатели: кошки и собаки. Первые живут в теплом сарае, у вторых — у каждой своя будка. В общем, все в тепле и сытости.

 Для нас, людей мирских, молитва — это чаще прошение. На вопрос, что насельницы просят у Бога, услышала немудреный жизненный ответ: «Чтобы здоровье было в трудах жить, чтобы коровы не болели, чтобы помощников хватало в скиту». А ведь действительно, здесь не хватает рабочих рук. Только удивляешься, как уже немолодые насельницы все успевают делать. Видимо, действительно с Божьей помощью.

Братья в основном мужской работой занимаются, а вот по хозяйству требуются женские руки. Может потому здесь рады каждому, кто ищет молитвы и трудов во славу Божию.

«СОКРУШЕННОЕ И СМИРЕННОЕ СЕРДЦЕ»

В окрестностях Арзамаса, вблизи деревни Марьевки есть родник с целебной водой. За ней сюда едут из близлежащих населенных пунктов. Территория родника обустроена, здесь всегда чистота и порядок. А обеспечивают его именно насельницы скита из Новой Слободы, которые ухаживают за священной территорией.

 Общаясь с монашествующими, понимаешь, насколько истинная и глубокая их любовь ко всему тому, что их окружает, ко всему тому, что они делают. У них свои вечные ценности, которые известны каждому из нас, только далеко не все мы ценим, что имеем. Матушки дают напутствие — все есть, только живи, молись, соблюдай Божьи заповеди, не отчаивайся и иди вперед.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему беременным нельзя ходить в церковь

 А напоследок хочется сказать в целом о впечатлении, которое на меня произвел день, проведенный в скиту. Здесь дух безмолвия — ни суеты, ни шума, все звуки приглушенные: и шелест старого леса, и речь насельниц, и собственные шаги. Испытываешь ощущение радости от присутствия на намоленном месте, от благодарности к Всевышнему, который привел меня в этот святой скит.

А еще признательность к сестрам, которые меня здесь встретили, чьи молитвы обладают особой силой — силой покаяния, силой радости христианского и монашеского жительства, к которой они стремятся. «Сокрушенное и смиренное сердце, которое не уничижит Господь».

Архив

Архив Выберите месяц Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Июль 2015 Январь 2015 Апрель 2014 Март 2014 Ноябрь 2013 Май 2013 Июнь 2012 Апрель 2012 Июнь 2010 Апрель 2009

Подать требы онлайн

Уважаемые братья и сёстры! Спешим сообщить вам, требы (церковные записки) теперь можно подать в онлайн режиме ( У кого нету возможности посетить наш монастырь). 

Православный календарь

21 марта (8 марта ст.ст.)
Суббота 3-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших.
28 марта (15 марта ст.ст.)
Суббота 4-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших.

Источник: https://nicola-arzamas.ru/skit-v-chest-rozhdestva-svyatogo-ioanna-predcheti.html

Что такое скит

Если говорить об общем значении этого понятия, скитом принято называть поселение монахов, расположенное в значительном отдалении от поселков и городов. В Православии скитом традиционно называют общежитие иноков, расположенное в некотором отдалении от монастыря.

Первые скиты

Первые скитские поселения зародились в одно время со становлением христианства как новой религии, они были первыми поселениями монахов. Первые христианские подвижники часто выбирали для жизни глухую, пустынную местность, чтобы мирские дела и заботы не становились преградой для самоотверженного служения Богу.

Скит святой Анны на горе Афон

Первые христиане часто подвергались гонениям, поэтому богослужения приходилось проводить в тайных храмах, а сами монахи и священнослужители жили в отдаленных местах. Распространение скитского движения тесно связано с возникновением отшельничества.

Важно! Понятие «скит» происходит от названия Скитской пустыни.

Именно первые скиты стали прообразом современных монастырей. В них сформировался уклад монашеской жизни, который позже стал основой жизненного уклада любой обители. Сейчас монастыри и скиты имеют некоторые различия. Например, монахи, живущие в скиту, берут на себя дополнительные обеты. К ним можно отнести обет затворничества, строгий пост, усиленное молитвенное правило.

Афонские скиты

На Афоне скитом называют отдельный монашеский поселок, подчиняющийся какому-то монастырю. Обычно такой поселок состоит из калив.

Интересно знать! Каливой на Афоне называют хижину, в которой живут монахи. Чаще всего в ней живет от трех до шести иноков. Каждая калива считается отдельной единицей и живет по собственному распорядку. Несколько калив, расположенных вместе, образуют скит.

Кроме того, на Афоне существует такое понятие, как общежительные скиты. По сути, они абсолютно ничем не отличаются от обычных монастырей, разве что они подчиняются одной из обителей.

Православные скиты России

Когда речь заходит о скитском движении в России, чаще всего это ассоциируется с аскетизмом и старообрядчеством.

Старообрядческие скиты возникли в России после того, как определенная часть духовенства не приняли церковную реформу, принятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян.

Старообрядческий скит в Челябинской области

В старообрядчестве скит был общепринятым названием. Так называли и маленькие монастыри, и большие монастырские поселения. Классическим примером такой обители можно считать Комаровский скит. Современники первых старообрядческих скитов описывают их как солидные строения.

Монастырское подворье состояло из нескольких келий общежительного типа, храмов и добротных хозяйственных построек. Часто все здания были соединены между собой тайными ходами. Однако скитские поселения далеко не всегда следует связывать со старообрядческим движением. Скиты часто основывали отшельники, стремившиеся к аскетическому образу жизни.

Важно знать! Под словом аскетизм в Православии обычно подразумевают строгий уклад жизни, сопряженный с добровольным отказом от различных бытовых и материальных благ.

Если говорить об отшельническом образе жизни, в первую очередь вспоминаются скиты Соловецких островов и острова Валаам.

Андреевский скит

Андреевский скит считается образцом классического древнерусского зодчества севера России. Впервые церковные постройки на этом месте возникли еще в XIV веке, со временем церковное подворье увеличивалось и расширялось.

Свято-Андреевский скит Соловецкого монастыря

В определенный исторический период скит выполнял функцию таможни — иноки проверяли иностранные суда, чтобы купцы не ввозили в Россию запрещенные товары, и чтобы в страну не въезжали люди, страдающие от заразных болезней. В советскую эпоху в скиту располагался штрафной изолятор для женщин. С начала 90-х годов прошлого века монашеская жизнь в обители была возобновлена.

Никольский скит

Монастырь был построен на острове Конд по приказу императора Николая II. Всего за 4 года на пустынном острове был построен большой храм и все монастырские постройки, было обустроено подворье, проведены хорошие дороги, были созданы все условия для ведения хозяйства. В Советское время монастырь был полностью разрушен.

Свято-Вознесенский скит

Монастырь был построен на Секирной горе. Изначально на вершине горы был построен одноглавый храм, который по совместительству был и маяком, указывающим путь морякам и рыболовам. В Советские времена в здании храма был штрафной изолятор, а у подножия горы производились расстрелы.

Свято-Вознесенский скит в Архангельской области

Богослужения в храме возобновились в 1992 году, а полноценная монашеская жизнь на острове была возобновлена в 2003 году.

Свято-Троицкий скит

Монастырь был построен на острове Анзер, куда удалялись отшельники для того, чтобы получить опыт пустынножительства. Позже здесь располагались солеварни и рыболовное хозяйство. С давних времен обитель была местом массового паломничества верующих.

Свято-Троицкий Анзерский скит в Архангельской области

Сергиевский скит

Поселение было основано на острове Большая Муксалма еще в XVI веке. Проживающие там иноки преимущественно занимались сельским хозяйством. После того, как к власти пришли большевики, монастырь находился в запустении, многие постройки обветшали или были разрушены. С 2003 года в монастыре начали селиться новые насельники. Недавно там начались реставрационные работы.

Скит Всех Святых

Скит Всех Святых — самое большое монастырское подворье на Валааме. Полагают, что он был построен на том месте, где ранее стояла келья Александра Свирского — там были построены храм, трапезная и шесть келейных зданий.

Скит Всех Святых Валаамского монастыря

Женщины могли попасть сюда лишь в престольные праздники в составе крестного хода. С 40-х годов работа монастыря была прекращена. В наши дни храмовый комплекс и монастырское хозяйство были полностью восстановлены.

Не менее известен и Воскресенский скит, расположенный на берегу Никоновской бухты, в том месте, где Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Серафимо-Знаменский скит

Обитель, расположенная на юге Подмосковья, известна всем христианам, как место, в котором действительно царит Вера, Надежда и истинная Любовь. Монастырь пережил множество испытаний и тяжкие времена, но сейчас духовная жизнь в его стенах возрождается.

Серафимо-Знаменский скит в Домодедово

Покровский скит

Скит расположен в глухом лесу Ленинградской области. Монахини, живущие в обители, научились совмещать служение Богу и социальную деятельность — они помогают людям, страдающим от наркозависимости.

Скит и приписной храм

В середине 90-х годов на безлюдном участке земли, где теперь находится монастырский скит, были только руины небольшого храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы и полузаросшее деревенское кладбище вокруг него – всё, что напоминало о существовавшем здесь некогда селении Горошково.

Деревянная Покровская церковь в селе Горошково была построена в 1764 году, в 1804 она сгорела. Владелец села обер-полицеймейстер А.Д.

Балашев с благословения епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта в 1806 – 1811 годах построил в селе новую каменную Покровскую церковь в стиле классицизма с приделом во имя святого благоверного князя Александра Невского. В конце XIX века церковь уже имела лишь один престол.

В 1935 году ее закрыли. Последний настоятель игумен Гедеон (Черкалов) был расстрелян в Бутово в 1939 году. В 1996 году Покровская церковь передана монастырю.

Непочатый край работы и суровые условия жизни стали серьезным испытанием терпения и стойкости сестер. Прежде заброшенная местность ныне неузнаваемо преобразилась. Выросли многочисленные хозяйственные и жилые постройки, раскинулись садовые и огородные насаждения, среди высоких цветущих трав виднеются домики монастырской пасеки.

На холме, среди зелени деревьев, белеет нарядный, отреставрированный храм, в котором днем и ночью совершается молитва по заведенному здесь с первых дней особо строгому уставу. Перед восходом солнца сестры расходятся из церкви для краткого отдыха, затем их ждут различные послушания: уход за скотиной, пчельник, сад, заготовка дров, возделывание земли, приготовление пищи и многие другие хозяйственные заботы.

В сенокосную пору работ прибавляется, но молитва дает сестрам силы и мужество.

В воскресные и праздничные дни в храме совершается Божественная Литургия. Это всегда радость для насельниц скита и жителей окрестных деревень.

(1831)

В нескольких километрах от Горошкова в селе Каменки восстановлен еще один вверенный попечению монастыря храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь несколько раз перестраивалась. 29 августа 1829 года она сгорела вместе со всем селом. В воспоминаниях М.В. Толстого описывается духовный подвиг Каменского священника отца Алексия Минервина.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему люди уходят в монастырь

Когда во время Литургии загорелось село и дом священника, отец Алексий не прервал службы и покинул церковь лишь тогда, когда загорелись ее стены, «вынес Священные Дары из объятого пламенем села, поставил их на большом камне, подостлав антиминс, причастился и докончил Литургию. Между тем имущество его сгорело дотла, а все церковное сохранилось».

Причт Казанской церкви, помещица села Каменки П.Н. Толстая и крестьяне просили разрешения у епископа Владимирского Парфения, построить в селе каменную трехпрестольную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами Усекновения главы Иоанна Крестителя и святителя Николая Чудотворца. Она была завершена в 1830 – 1831 годах.

Многое, нужное для работ, как объяснял настоятель отец Алексий, неизвестно откуда взялось, по пословице «церковь сама себя строит». Впоследствии настоятель поступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и принял монашество с именем Аверкий. С приходом советской власти в 1932 году храм был закрыт.

Покровскому Хотькову монастырю церковь Казанской иконы Божией Матери была передана в 2000 году. Богослужения здесь совершаются по воскресным дням, собирая на молитву жителей села Каменки, городов Сергиева Посада, Хотькова и других окрестных населенных пунктов.

Источник: https://khotkovmonastery.ru/monastery/skit-and-temple

Гефсиманский скит и его пещеры

Скит – это небольшая обитель, которую строили вдали от крупного и многолюдного монастыря для уединения отшельников. Нередко скиты со временем вырастали до размеров настоящих монастырей, и от них потом «отпочковывались» новые скиты. Подобная судьба сложилась у Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. В статье вы узнаете, почему основатели скита дали ему библейское имя, кем был юродивый Филиппушка, и в чем особенность местного святого источника.

Урочище Корбуха

Идея строительства скита Троице-Сергиевой обители, куда монахи могли бы удаляться из многолюдной от нескончаемого потока паломников лавры, появилась в 1840-е годы. Задумка принадлежала известному церковному деятелю митрополиту Филарету Дроздову и тогдашнему настоятелю лавры Антонию Медведеву. Изначально они не предполагали создание пещер, ставших сегодня отличительной чертой скита.

Архимандрит Антоний хотел построить скит в трех километрах от основного монастыря в урочище Корбуха у старого оврага, заполненного водой. На Корбухе в XVIII веке находился увеселительный дом, в котором проводили время императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая во время своих визитов в Сергиев монастырь.

Со временем надобность в этой царской резиденции отпала, дом пришел в ветхость, а сады заросли диким кустарником.

В книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем», изданной монахами Троице-Сергиевой лавры в 1899 году, приведен отрывок из письма митрополита Филарета, в котором он сомневается насчет выбора места для скита. «Корбуха не довольно безмолвна, если шум тростника, как заметил некто из отцов, не благоприятствует безмолвию, не больше ли многое слышимое из Посада и от близлежащей дороги?» – задавался вопросом Филарет Дроздов.

Сомнения развеял визит другого иерарха с тем же именем – Филарета Амфитеатрова из Киева. Однажды он гостил в Троицкой лавре, а напоследок попросил архимандрита Антония показать место, где тот задумал строить скит. Приехав в урочище Корбуха, киевский гость, наоборот, похвалил выбор места и вспомнил, что в годы преподавания в духовной академии, он уединялся в этих рощах и готовился к лекциям.

Филарет Дроздов считал своего киевского тезку человеком высокой духовной жизни, поэтому решил довериться выбору гостя.

Примерно в восьми километрах от урочища находилось село Подсосеньи, где стояла старая деревянная церковь Успения Богородицы. В церкви, которую построили вскоре после снятия знаменитой осады Троице-Сергиева монастыря в Смутное время, давно не шли службы.

Местный священник даже просил у церковного начальства разрешения распилить лишнюю церковь на дрова, чтобы отапливать ими зимой новый каменный храм. Антоний и Филарет решили поступить по-другому.

Они повелели взять Успенскую церковь из этого села и перенести на Корбуху.

Подмосковная Гефсимания

Перенос Успенской церкви из села Подсосеньи на Корбуху считается началом истории скита, который получил имя Гефсиманского. Таким названием митрополит Филарет Дроздов хотел символически связать подмосковную обитель со святыми местами Палестины. Эта идея была не нова. В конце XVIII века предшественник Филарета митрополит Платон Левшин уже строил недалеко от Троице-Сергиевой лавры свою палестинскую модель – Вифанию.

В этом селении согласно Библии жил Лазарь, которого Иисус воскресил из мертвых незадолго до распятия в Иерусалиме. В подмосковной Вифании был построен и свой Фавор – прямо в церкви было сделано подобие холма, на котором расположился алтарь. Это должно было символизировать библейскую гору, упоминаемую в Евангелии.

Наиболее известная попытка перенести географию «Святой земли» в окрестности Москвы была предпринята еще в XVII веке патриархом Никоном при строительстве знаменитого Нового Иерусалима на реке Истре.

Гефсимания – это место, где Иуда предал Христа, приведя с собой ночью стражников и солдат. Здесь же жила и скончалась мать Иисуса. Согласно древнему христианскому преданию, на третий день после своего успения Богородица была воскрешена Богом и взята на небо.

Когда опоздавший на похороны апостол Фома, прибыл спустя три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб Марии, чтобы последний раз взглянуть на нее, тела в могильной пещере не оказалось. В этой связи главный праздник в подмосковном Гефсиманском скиту праздновался не на Успение 28 августа, а через три дня после него в день «взятия на небо» Богородицы.

В обители совершалась редкая восточная служба, которую долгое время пели православные христиане только в Иерусалиме. Текст богослужения был специально привезен Филарету из Палестины, и митрополит лично участвовал в его переводе на церковно-славянский язык.

Юродивый Филиппушка с голубком

Появление пещер на другой стороне пруда Гефсиманского скита связано с деятельностью другой неординарной церковной фигуры того времени – юродивого Филиппа Хорева. Он происходил из крестьян Владимирской губернии и прославился подвигом юродства: ходил и зимой и летом босым, спал на голой земле и делал несуразные вещи. Однажды, увидев, как сосед мазал колеса своей телеги дегтем, юродивый вымазал также и свои босые ноги.

Когда односельчане стали смеяться и спрашивать про ноги, Филипп отвечал: «Так они быстрее бегать будут». Скитаясь по заброшенным каменоломням и дорогам, он, в конце концов, окончательно ушел странствовать и стал известен во многих городах как «юродивый Филиппушка с голубком». Юродивый всегда брал с собой тяжелый железный посох с медной фигуркой голубя на рукоятке. Много раз Филиппа арестовывали за бродяжничество без документов.

В таких случаях он доставал из кармана две игральные карты трефовой масти, которые пытался предъявлять полицейским вместо паспорта.

После 10 лет скитаний и юродства Филипп взял благословение у митрополита Филарета Дроздова стать монахом. Митрополит определил его в свой строящийся Гефсиманский скит. Однако Филипп вскоре попросил церковное начальство разрешения перебраться из скита через овраг в необитаемую лесную сторожку.

Там он стал рыть «погребок», который превратился со временем в систему подземных коридоров и помещений. В пещеры к Филиппу постепенно стекались монахи из-за оврага из Гефсиманского скита. Видя это, митрополит Филарет стал даже беспокоиться, что все монахи из его Гефсиманского скита переберутся к Филиппу за овраг на новое место. Опасения иерарха оказались пророческими.

Совсем рядом с Гефсиманским скитом параллельно рос и отстраивался, по сути, полноценный второй монастырь – Черниговский скит, возникший на месте пещер, вырытых Филиппом. В советские годы первоначальный Гефсиманский скит был почти полностью разрушен, а пещерный Черниговский, напротив, особо не пострадал.

Сегодня, приехав в скит, можно увидеть пятиглавый собор и высокую колокольню именно второго Черниговского скита, а от первого Гефсиманского скита осталась только часть стены.

Устройство пещер

Пещеры, вырытые юродивым Филиппом, хорошо сохранились до наших дней в подклете массивного кирпичного Черниговского храма. Эта церковь была построена намного позже, но первоначальные пещеры оказались как бы внутри собора. Попасть в подземелье можно с экскурсией, в сопровождении сотрудника скита или монаха.

Система подземных помещений строится вокруг так называемой «средней пещеры», где, как и во времена Филиппа, находится церковь архангела Михаила. Вправо и влево от алтаря подземной церкви уходят узкие коридоры с кельями отшельников – небольшими пещерками не больше двух с половиной метров в ширину. Во времена Филиппа в скиту насчитывалось 14 пещерников, каждый из которых должен был сам рыть себе свою келью.

Отопления в пещерах не было, а построенная позже печь могла согревать только пространство средней пещеры с храмом. В одной из пещер сегодня расположена часовня, где покоятся останки их основателя – схимонаха Филиппа. На сегодняшний день он не канонизирован церковью, но многие верующие молятся у его могилы, как святому.

В конце своей жизни Филипп переселился из пещер в еще один скит – Боголюбовскую киновию, которая стала уже третьим по счету монастырем в округе. Кстати, отреставрированная церковь киновии хорошо видна со стороны часовни-купальни над святым источником.

Колодец с водой появился в скиту во времена Филиппа. В наше время воду из источника берут как внутри самих пещер, так и с внешней стороны монастыря на улице, где недавно был сделан отвод той же самой воды к деревянной часовне.

В бревенчатом срубе у пруда можно взять воду из кранов или окунуться в специально оборудованных купальнях. Впрочем, слово «окунуться» в данном случае не вполне уместно, потому что купальни устроены так, что вода из пещерного колодца падает сверху.

Под этот своеобразный «водопад» нужно становиться как под душ.

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/gefsimanskiy-skit-i-ego-peshchery-/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Причастие в церкви что это

Закрыть