Что такое амвон в храме

Амвон

что такое амвон в храме

Амвон новгородского Софийского собора 1533 года  является подлинным шедевром резьбы по дереву эпохи архиепископа Макария и единственным, сохранившимся из числа подобных древнерусских памятников средневековой пластики. Традиция использования амвона в богослужебной практике восходит к раннему Средневековью. Амвоном в Восточной Церкви именовалась возвышенная платформа в храме, предназначенная для чтения Св.

Писания, произнесения проповеди и литургического пения, коронации императора. Согласно символическому толкованию христианского храма, амвон обозначал «камень у св. Гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел, возвещая мироносицам воскресение Господа». Этому толкованию отвечал декор византийских памятников: изображение креста, хризмы, павлина, виноградной лозы.

Воздвижению Креста на Голгофе соответствует воздвижение креста на амвоне. Вместе с принятием христианства Русь получила от Византии уже сложившийся церковный обряд, связанный с ним. Нахождение на амвоне уподоблялось ангельскому служению и требовало от восходящих особого духовного состояния.

Идея духовного восхождения к идеальному Граду, Храму, Небесному Иерусалиму, и возвышенного служения — центральная тема эстетического и символического замысла софийского амвона.

Новгородский амвон представляет собой круглое в плане архитектурное сооружение. В трех верхних ярусах первоначально располагались иконы с изображениями святых. Нижний ярус-основание образуют фигуры, размещенные по кругу. Роскошь орнаментального убора верхних ярусов амвона гармонирует с живописно-пластическим совершенством нижнего регистра, в котором, возможно, находились образы святых.

Скульптура новгородского амвона — это целый художественный ансамбль в составе двенадцати резных фигур (сохранилось одиннадцать). В числе участников создания резного амвона ‒ «анбонный мастер» Григорий. Архитектурная композиция амвона замкнута в круг. Скульптура размещается по окружности цоколя. Пропорции изображений чуть вытянуты. 

Каждая отдельная фигура помещается в ограниченное пространство между двумя колонками, которые становятся для нее условной рамой или киотом. Лики всех фигур решены в условно-иконной манере, мастер очерчивает рот, глаза овальной формы, морщины на лбу или под глазами. В выражении лиц преобладает отстраненность, что соответствует великой сакральной значимости несомой на руках святыни.

Почти на всех фигурах надеты плащи, завязанные узлом, скрепленные пряжками или перекинутые через плечо. Именно в деталях, в графике развивающихся складок мастер легко отступает от жесткой схемы, и его ремесло становится подлинным искусством. Силуэтность, ритмическая монотонность — черты, определяющие художественное своеобразие скульптуры.

Звонкие цвета (розовый, светло-зеленый, желтый), активное использование пробелов, яркие орнаменты одеяний свидетельствуют о том, каким нарядным был памятник в своем первоначальном виде.

С окончанием средневекового периода, в конце XVII — начале XVIII века строительство стационарных амвонов на Руси прекратилось.

Памятник был найден в середине XIX века на хорах Софийского собора. В 1860 поступил в Императорскую Академию художеств, в 1897 передан в собрание Русского музея.

Комплексная реставрация выполнена в 2013–2016 гг. в секторе реставрации резных икон и деревянной скульптуры ГРМ. Реставрационная группа: В. Я. Чмеленко, Ж.А. Максименко, А. В. Кондратьева, В. В. Копяков, К. С. Чарыкова, Н. С. Туркин.

  Лекция «Амвон как наследие святителя Макария. Открытия — реставрации — консервации»

Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ikonopis/amvon/index.php

Амвон в храме

что такое амвон в храме

Определения из сканвордов слова АМВОН

  • Трибуна для проподей
  • трибуна — у лектора, а что у батюшки
  • «Трибуна» для чтения Священного Писания
  • в зале трибуна, а что в церкви
  • в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
  • в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
  • возвышен. в церкви
  • возвышение в храме
  • возвышение в храме перед Царскими Вратами
  • возвышение в церкви
  • возвышение для проповедника
  • возвышение для чтения Священного Писания
  • возвышение перед алтарем
  • возвышение перед алтарем в православной церкви
  • возвышение проповедника
  • возвышение у алтаря
  • возвышение, подмостки
  • возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
  • возвышенная площадка перед иконостасом
  • выступ солеи перед средней частью иноностаса
  • кафедра перед алтарем
  • м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени
  • площадка в храме
  • подмостки (устар.)
  • подмостки в церкви
  • скажите по-гречески «возвышение»
  • трибуна
  • трибуна для проповеди
  • трибуна для чтения пастве
  • трибуна праведника
  • трибуна проповедника
  • трибуна, проповедь
  • у лектора -трибуна, а что у батюшки
  • храм
  • церковная «трибуна» для проповедей
  • церковное возвышение
  • «Трибуна» для чтен. Священ. Писания
  • кафедра проповедника
  • возвышен. для чтен. Священ. Писания
  • Возвишение в церкви
  • «Трибуна» в церкви
  • площадка перед иконостасом
  • Трибуна перед алтарем
  • церковная трибуна
  • у лектора трибуна, а что у батюшки

амвон

возвышение в церкви

Альтернативные описания

• выступ солеи перед средней частью иноностаса.

• в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей

• в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди

• возвышение для проповедника

• возвышение перед алтарем в православной церкви

• возвышение, подмостки

• возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди

• трибуна праведника

• возвышение в храме перед Царскими Вратами

• возвышенная площадка перед иконостасом

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На что похожи купола церквей

• скажите по-гречески «возвышение»

• возвышение в храме

• трибуна проповедника

• трибуна для проповеди

• трибуна, проповедь

• возвышение перед алтарем

• трибуна

• у лектора -трибуна, а что у батюшки?

• возвышен. в церкви

• возвышение у алтаря

• храм

• церковная «трибуна» для проповедей

• церковное возвышение

• в зале трибуна, а что в церкви?

• трибуна для чтения пастве

• кафедра перед алтарем

• возвышение проповедника

• площадка в храме

• возвышение для чтения Священного Писания

• подмостки в церкви

• «трибуна» для чтения Священного Писания

• Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди

• Четырёхугольное возвышение в центре храма, перед алтарем

• «Трибуна» для чтения Священного Писания

• в зале трибуна, а что в церкви

• выступ солеи перед средней частью иноностаса

• м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени

• подмостки (устар.)

• скажите по-гречески «возвышение»

• у лектора -трибуна, а что у батюшки

• церковная «трибуна» для проповедей

• у лектора трибуна, а что у батюшки?

• «Трибуна» для чтен. Священ. Писания

• «трибуна» для чтен. Священ. Писания

Православная церковь

Архиерейский амвон в русском православном храме

До XVII века в православии использовали амвоны византийского типа. На Руси они известны с XII века. Единственный сохранившийся русский амвон данного типа происходит из новгородского Софийского собора и хранится в Русском музее.

После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления, и название «амвон» перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами. Именно на этом амвоне происходят самые торжественные богослужебные входы и выходы.

Архиерейский амвон

Образом древнего амвона в Русской церкви в настоящее время является невысокий помост в центре храма, используемый при архиерейском богослужении. Он называется архиерейским амвоном, восходницей, облачальным местом или рундуком.

В случаях, предусмотренных типиконом, на архиерейском амвоне может устанавливаться седалище — кафедра. По этой причине иногда ошибочно архиерейский амвон называют кафедрой. На архиерейском амвоне епископ находится до входа в алтарь, на нём же происходит его облачение.

С архиерейского амвона протодиакон читает Евангелие.

Ссылки

  • Статья «Амвон» на сайте Русской православной церкви. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  • Архиерейский амвон (статья в Энциклопедии Православия) (недоступная ссылка). Архивировано 19 января 2008 года.
  • Иллюстрированный словарь церковных православных терминов — внутреннее устройство и убранство храма. Архивировано 30 ноября 2012 года.

Алтарь

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.

Амбон

Амбо́н:

Амбон (остров) — остров в Юго-Восточной Азии.

Амбон (город) — административный центр провинции Молукка, Индонезия.

Амбон (сражение) — сражение Второй мировой войны, часть Голландско-Ост-Индской операции

Амьенский собор

Собор Амьенской Богоматери (фр. Cathédrale Notre-Dame d’Amiens) — кафедральный собор католической епископии с центром в пикардийском городе Амьен (Амьенской епархии). По своему объёму (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции.

Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арцтовский (антарктическая станция)

Польская антарктическая станция им. Генриха Арцтовского (польск. Polska Stacja Antarktyczna im. Henryka Arctowskiego, кратко Арцтовский, англ. Arctowski) — польская круглогодичная антарктическая станция, расположенная в Заливе Адмиралтейства на Острове Короля Георга в архипелаге Южных Шетландских островов. Открыта 26 февраля 1977 года. Была названа в честь Генриха Арцтовского, исследователя Антарктики.

Баптистерий православных

Баптистерий православных (итал. Battistero degli Ortodossi), иначе Баптистерий Неона (итал. Battistero Neoniano) — баптистерий в Равенне, древнейшее сохранившееся здание города. Один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики.

Благовещенский собор (Александрия)

Кафедральный соборный храм Благовещения Богородицы (греч. Ιερός Καθεδρικός Ναός Ευαγγελισμού της Θεοτόκου) — главный храм Александрийской православной церкви и кафедра Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки, расположенный на площади Тахрир в городе Александрия в Египте. Построен в 1847—1857 годах. Костяк прихожан Благовещенского собора составляет греческая община Египта.

По архитектуре храм представляет собой трёхнефную базилику. Длина собора — 41,80 м, ширина — 23,6 м, высота — 32,4 м. По мнению Дональда Рида, собор был построен в «неоготическом, а не нео-византийском стиле».

Общая площадь составляет 1115,23 кв. м. Мраморный иконостас, патриарший трон, седилия и амвон были сделаны Иаковосом Варутисом из Константинополя. Двери, окна, скамьи, балдахин и другие скульптурные детали были выполнены Георгиосом Филиппидисом. Золочение иконостаса, престола и амвона был выполнено Михаилом Ларозасом. Позолоту нефа сделали братья Иордану. Иконы были созданы в Египте и Константинополе, окна — в Париже, часы — в Лондоне, а паникадила — в России.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится святогорский монастырь

Иоанн VI (папа римский)

Иоанн VI (лат. Johannes PP. VI; 655 — 11 января 705) — Папа Римский с 30 октября 701 года по 11 января 705 года.

Кафедра (возвышение для оратора)

Кафедра — трибуна, возвышенное место в церквях, синагогах и мечетях, с которого духовное лицо читает проповедь.

Крымский (Усть-Донецкий район)

Крымский — хутор в Усть-Донецком районе Ростовской области.

Является административным центром Крымского сельского поселения.

Палоско

Палоско (итал. Palosco) — коммуна в Италии, располагается в регионе Ломбардия, подчиняется административному центру Бергамо.

Источник: https://karavay35.ru/amvon-v-hrame/

Храм — древо

что такое амвон в храме

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Устройство храма

Православный храм

По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы.

Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех.

Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения.

Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св.

Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.

«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь относится к эко

в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно».

Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.

«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.

В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».

Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник

В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.

Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.

Слово «храм» в церковнославянском языке

В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:

  1. дом (греч.

    οικία):

    • «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф.

      24, 43);

  2. храм (греч. ναός):
    • «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);

Храм набдя́щий име́ния (греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:

  • «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).

Использованные материалы

  • Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 387-388

Источник: https://drevo-info.ru/articles/138.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Место где родился иисус

Закрыть