Что находится в алтаре

Престол в православном храме. Инфографика — Православный журнал

что находится в алтаре

Общие характеристики

Высота: 1 метр

дерево, железо, мрамор

  • На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

  • Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

  • Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

(греч. «обертка»)

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Фото Юлии Маковейчук

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен
с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Фото Юлии Маковейчук

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

г) Ножки деревянного престола соединяются с доской-трапезой воскомастихом — расплавленной смесью воска, мас­тики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ладана, символизирующих погребение Спасителя.

Источник: https://foma.ru/prestol-v-pravoslavnom-hrame-infografika.html

Почему женщин не пускают в алтарь?

что находится в алтаре

Почему священники не допускают женщин в алтарь? Почему в церкви есть запрещенные для женщин места? Женщина что, хуже мужчины? – отвечает архимандрит Алипий (Светличный).

Итак, женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым

Как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу!  Не чтила бы сонм святых жен и дев.

Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником. Богословие видит в нас людей! Людей, которые идут ко спасению, или людей, которые обрекают себя на гибель. Только такое деление.

Толкуя 15-е Правило Халкидонского собора, Вальсамон пишет: «То, о чем говорится в настоящем правиле, совершенно вышло из употребления; ибо ныне не рукополагают диаконис, хотя некоторые подвижницы не в собственном смысле и называются диаконисами; потому что есть правило, определяющее, чтобы женщины не входили во святый алтарь. Итак, та, которая не может входить во святый алтарь, каким образом будет исполнять обязанности диаконов?» Вот мы и споткнулись! Оказывается, есть правило, определяющее, чтобы женщины в алтарь не входили Вот, кажется, и начинается дискриминация

Поищем такое правило, чтобы понять, почему же женщинам не подобает входить в священный алтарь

Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».

Так вот, в чем дело! Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь! Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора: «Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный  подарок на церковь.

Давайте постараемся понять: почему мирян не пускает Правило в алтарь

Думаю, что и искать поясняющих правил не надо: и так ясно! Святилище необходимо для того, чтобы в нем священнодействовали. Его отделили от пространства храма для того, чтобы это место было не только особо свято, но и чтобы не допускать в нем бесчиние и толчею, какая бывает в случае большого количества людей в церкви, особенно на праздники.

В алтаре должно быть сосредоточие молитвы и исключительный порядок. Это особенно важно в виду того, что на святой трапезе Чаша с Божественной Кровью! На трапезе — Агнец Божий в виде Хлеба! Никто никого не должен подтолкнуть по неосторожности, но во всем внимание и благоговение.

Если же в алтарь станут входить миряне, то алтарь станет местом проходным, и вскоре начнется беспорядок и неудобство при священнодействии!

И сегодня можно видеть, как досаждают подчас миряне священникам, вышедшим по какому-либо делу из алтаря. Каждому надо что-то сказать, спросить, какую-то записку сунуть с множеством объяснений, а то и подарок всучить, а порой замечание или жалобу с возмущением высказать. Некоторые пытаются свои обычаи заводить на месте своего стояния И все это может войти в алтарь!

Потому вполне мудрое решение было Святых отцов о том, что в алтаре должны находиться только служащие Святым Тайнам!

Впрочем, время внесло правки в Соборные постановления, и сегодня мы можем видеть некоторых мирян в алтаре. Но с какой целью они там?

Разве праздношатающихся? Нет — прислуживающих. Поскольку в Кормчей книге написано, что священник не смеет приступать к служению Литургии, если нет у него прислуживающего пономаря

И тут мы вдруг сталкиваемся с еще одной странностью. В женских монастырях можно видеть монахинь в алтаре! И именно с той же целью им позволено входить в алтарь — они прислуживают во время службы!

Так значит, женщин Церковь все-таки не считает ниже мужчин!

Просто, во всем должна быть мера, и во всем должен быть смысл и порядок в Церкви Божией.

И если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значить что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!

Источник: https://pravlife.org/ru/content/pochemu-zhenshchin-ne-puskayut-v-altar

Что находится в алтаре православной церкви

что находится в алтаре

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православные верующие часто посещают церковь или храм для того, чтобы поклонится перед святыми. Но мало кто знает, как он утроен. Он состоит из нескольких частей: алтарь с солеей, притвор, храм.

Каждая из частей несет в себе особый смысл и имеет свою цель. Одной из самых загадочных мест является алтарь в православной церкви. Именно в нем происходит таинство Евхаристии. Так как эта часть храма в основном закрыта от глаз прихожан многих верующих интересует, что находится в нем. Попробуем в этом разобраться более детально.

Что значит понятие «алтарь»

Алтарь — в переводе с латинского языка означает высокий. В древние времена его называли словом «бима», который переводится как возвышенный жертвенник. Из него ораторы произносили разные речи, суды, раздавали разные награды.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Все святые православной церкви, список

История этой части храма начинается еще в те древние времена, когда в катакомбных храмах под землей ставилась каменная гробница святого. На этой гробнице проводились таинства Евхаристии – преображение хлеба и вина в кровь и тело Христа.

Спустя некоторое время алтарь начал значительно отличатся от других частей храма.

Что в нем находится 

Если рассматривать строение алтаря из внутренней части, то вот что находится в алтаре православной церкви:

  • престол,
  • семисвечник,
  • жертвенник,
  • сосудохранилище,
  • ризница.

Престол находится в центре алтаря. На нем проводятся Литургии. Он является символом Гроба Господнего. Тысячи паломников стекаются в Иерусалим чтобы посетить храм Гроба Господня в Израиле для укрепления веры своей и придания сил.

Современный семисвечник сегодня выполняет роль светильника. На нем находится семь лампад, которые зажигают во время проведения богослужения. Он символизирует Горнее место.

Справа от него располагается жертвенник. На нем совершается проскомидия в церкви. А справа от престола находится сосудохранилице и ризница. Здесь хранят священные сосуды во время, когда не проходит служба.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Как уйти в монастырь

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-naxoditsya-v-altare-pravoslavnoj-cerkvi/

Алтарь в православной Церкви

Алтарь — это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

Он состоит из:

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме — в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге — особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли «Святая святых».

Жертвенник

Жертвенник — это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол — это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний – индитией, что в переводе с греческого означает – «одеваю». Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

— Храм Христа Спасителя

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра — это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и  в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии — священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое амвон в храме

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/altar-v-pravoslavnoy-tserkvi/

Что такое алтарь в церкви — Благочестие

Алтарь – это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь – это символ Престола Господня.

Он состоит из:

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый.

Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме – в нашем материале.

Алтарь в православном храме

  • Что такое алтарь в церкви
  • История появления
  • Значение и устройство

С латинского термин «алтарь» можно перевести как «возвышенный жертвенник». Он занимает восточную часть церковного строения и считается самым важным местом Божьего дома. В алтаре, который иногда именуют святилищем, располагается Престол, где проводят ритуал евхаристии, жертвенный стол (предложение) и епископская кафедра, на которой восседает архиерей.

Что такое алтарь в церкви

Внутреннее пространство христианской церкви разделено на три части:

  1. Притвор.
  2. Середину.
  3. Алтарное помещение.

Алтарь – это главная часть храма, символ Престола Господня

Чтобы войти в любой православный храм нужно подняться по ступеням на паперть (площадку). В притворе совершается обручение, обряд литии, читается молебен родильниц и чин оглашения. Эту западную часть церкви также именуют трапезной.

В среднем пространстве Божьего дома во время церковных служений стоят прихожане и участвуют в службах. Оно отделено от алтарной части иконостасом, который выступает прообразом полноценности Небесной обители.

Алтарь является прообразом Небесной обители, он символично повторяет ту знаменитую горницу, где прошла Тайная вечеря. Здесь всегда соблюдается особенная чистота и святость, сюда позволительно входить только священнослужителям, показывающим мирянам пример смиреной праведности.

На заметку! В католицизме алтарем именуют сам Престол, где совершается Таинство Причастия, а также картину, размещенную выше трапезы.

История появления

История возвышенного жертвенника начинается в период раннего христианства, когда первые последователи Спасителя были вынуждены прятаться от гонений в темных катакомбах. Последователи Мессии строили подземные храмы, а в передней их части, отгороженной невысокой решеткой или небольшими колоннами, устанавливался саркофаг из камня.

Здесь хранились чудотворные останки великомученика, отдавшего жизнь за Господа. На этой гробнице христиане проводили обряды Евхаристии (Причастия), то есть претворяли священные хлеб и вино в тело и кровь Мессии.

  • Уже с древних времен алтарь устанавливали на подиуме, который возвышался над остальными элементами церковного строения. Изначально он состоял из Престола, находящегося в самом её центре, епископского трона и Горнего места (особых скамей). Стол-жертвенник (предложение) и церковная ризница, где хранились сосуды для ритуалов, находились в приделах по сторонам от алтаря.
  • Спустя время жертвенник стали помещать с левой стороны от Горнего места, что способствовало изменению названий отдельных церковных объектов. Престол стали называть трапезой, предложение, предназначенное для приготовления Святых Даров, — жертвенником, а епископское седалище — Горним местом.

В алтаре располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения

  • По старинной традиции в алтарной стене на востоке устаивается апсида (полукружие). Сегодня в центре алтаря помещают Священный Престол. К средней части апсиды примыкает возвышенность, где обыкновенно устанавливается кресло епископа, знаменующее трон Вседержителя. Именно поэтому оно называется Горним местом, которое обязательно освящается во время церковных служений. Проходя рядом, миряне и священники совершают поклон и крестное знамение, здесь всегда возжигается свеча.
  • В первые годы христианства в помещение алтаря не разрешалось входить никому из обыкновенных прихожан (особенно женщинам), это обусловливалось его божественной и чистой святостью. Чуть позже для инокинь монастырей сделали исключение, им разрешалось совершать здесь работы по уборке и возжиганию лампады. Впоследствии, право на вход, после благословения архиерея, получили иподиаконы, чтецы и алтарники, которые также занимались тем, что приводили святилище в надлежащий для богослужений вид.

На заметку! Со времен дореволюционной России в отечественных церквях часто разрешали присутствовать в алтарном помещении известным и уважаемым гражданам. Президент РФ В. Путин неоднократно ступал в пространство жертвенника во время богослужений, как и многие лица, вложившие в создание храма финансы и усилия.

Читайте о храме:

Значение и устройство

Алтарное пространство, где проходит ритуал Причастия, знаменуют собой чистую и устланную горницу, в которой состоялась знаковая Тайная вечеря. В Служебнике этот возвышенный жертвенник часто называют святилищем, так как древние христианские Учители Церкви использовали это именование в своих богословских трактатах. Употребление термина «Святая Святых» в отношении к алтарю сближает новозаветный жертвенник с ветхозаветным, а также связывает их нескончаемой божественностью.

Основное назначение алтаря – проведение различных религиозных обрядов

Святилище символизирует Небесную обитель, где извечно пребывает Господь.

  • В его центре располагается Престол (трапеза), считающаяся главной святыней церковного строения. Этот стол покрыт красивой тканью, под ним находятся чудотворные останки какого-либо святого. Здесь совершают Литургию и Причастие. На трапезе находится евангельский крест, предназначенный для освящения прихожан. На ткани, называемой антиминс, изображается положение Христа во Гроб. Специальная губка, завернутая в этот платок, предназначается для сбора частиц причастной пищи.
  • В алтарном помещении находится дарохранительница, имеющая форму небольшой часовни, а также лампада, несколько подсвечников, мирница с освященным елеем.
  • За Священной трапезой находится семисвечник, являющийся обязательным атрибутом православного богослужения. Изначально древние христиане использовали только две свечи, олицетворяющие божественную и человеческую природу Бога. О символизме семисвечника можно узнать из книги, написанной И. Богословом. Автор говорит о 7 Божьих духах, 7 Таинствах, 7 церквях, 7 чашах Господнего Гнева, 7 громах, 7 печатях и 7 ангельских трубах. Рядом располагается деревянный запрестольный крест с изображением Распятия.
  • В алтаре находится жертвенник, слева от Священного Престола. Это церковное сооружение часто называют предложением, по размерам он практически сходен с трапезой, имеет ту же высоту. На жертвеннике хранятся Святые Чаша и Потир, куда наливается вода или вино. Здесь же находится дискос, на который ставится причастный хлеб, символизирующий тело Божьего Сына. С помощью особой металлической палочки (копия) вынимают остатки пищи во время Проскомидии. Этот предмет символизирует копье, пронзившее тело Спасителя.
  • Справа от Священной трапезы расположена ризница, то есть место, где церковнослужители одеваются и хранят одежды для проведения богослужений. Здесь также лежит церковная утварь и религиозные книги.
  • Между трапезной и алтарем находится Горнее место, оно представлено в виде возвышения.

На заметку! Жертвенный алтарь принято устанавливать в восточной части Божьего дома. Подобная традиция появилась в древности, когда было принято при строительстве ориентироваться на первые лучи солнца. Получается, что возвышенный жертвенник первым принимает на себя солнечный свет.

о том, как устроен алтарь православного храма

Май 12, 2019 14:52 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/altar-v-hrame.html

Алтарь как символ в религии

Определение 1

Алтарем принято называть жертвенник, или его верхнюю часть, приспособление для сжигания жертвы. В первоначальном значении алтарь определяется как сооружение, предназначенное для жертвоприношений.

Принято считать, что алтари зародились в религии древних язычников. В данном случае алтарь был изготовлен из природных материалов, таких как камень, глина или земля. Расположены такие сооружения были в местах взаимодействий язычников с божеством, например, на полянах, в роще или у ручья. Позже, перекочевав в Древнюю Грецию, алтарь приобретает вид здания (храма). Римский архитектор Витрувий ввел ориентацию алтаря на восток.

У язычников алтарь совмещался с камнем, на котором производились жертвы (так было принято у некоторых семитов и в античном мире). Алтарь в язычестве, как правило, располагается под открытым небом, но были и исключения. Например, в некоторых «закрытых» храмах Скандинавии алтарь находился под общей кровлей с капищем, местом для установки языческих идолов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Одним из наиболее знаменитых и хорошо сохранившихся алтарей эллинистического периода является «Пергамский алтарь», построенный в первой половине II века до нашей эры. Основной тематикой изображений алтаря является битва богов с гигантами. На сегодняшний день алтарь находится в берлинском Пергамском музее, который был построен специально для размещения этого алтаря. Известно, что в данный момент проходит реставрация сооружения.

Ученые считают, что строительство Пергамского алтаря было посвящено Зевсу. В связи с малым количеством сохранившихся записей о его принадлежности этот тезис нередко подвергается сомнению. Специалисты обращают внимание на ритмичность событий и энергию в изображениях алтаря. На всех скульптурах можно прочитать атмосферу стремительного натиска богов и отчаянного сопротивления гигантов. Что примечательно, эффект битвы помогают создать обилие деталей и фон происходящих действий.

Рисунок 1. Алтарь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одной из главных особенностей Пергамского алтаря является сущность передачи психологии настроения изображенных живых существ. По выражению лиц можно совершенно точно определить восторг или трагизм обречённых гигантов. Сцены смерти наполнены скорбью и отчаянием.

При этом, лица олимпийских богов не характеризуются спокойствием: их мускулы находятся в напряжении, а брови нахмурены.

Как свойственно подобным скульптурам Древней Греции, все участники действий прекрасны лицом и своими пропорциями, сцен, которые бы вызвали отвращение у зрителя нет.

Рисунок 2. Пергамский Алтарь Зевса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Алтарь в христианской церкви

В православном мире алтарем называют возвышенность в восточной части христианского храма. Она предназначена для священнослужителей и, как правило, отделена от основной части зала иконостасом.

В центре алтаря располагается квадратный или прямоугольный стол, на котором обычно находится ткань со вшитыми частицами мощей какого-либо мученика, а также богослужебное Евангелие и напрестольный крест.

Под престолом обычно находится часть святых мощей, это есть ничто иное, как проявление христианских традиций в совершении литургии на гробницах мучеников.

Восточная стена христианского алтаря, в соответствии с древними традициями, устраивается в виде полукружия, называемого апсидой. В центральной ее части располагается образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Иисуса Христа. Под этим образом предусматривается специальная возвышенность, которая является образом небесного престола. Нередко на этой возвышенности устраивают место для архиерея, а по бокам от него – сиденья для священников.

За престолом перед возвышенностью обычно ставят семисвечник, который имеет вид разветвляющегося столпа с семью лампадами.

Северо-восточная часть алтаря характеризуется наличием жертвенника. Жертвенник представляет собой стол для совершения части своеобразного обряда, заключающегося в приготовлении смеси из хлеба и вина, имеющей ритуальное значение.

У западной стены христианского алтаря устанавливается кресло с откидным сидением для настоятеля храма.

У северной или южной стены алтаря может быть предусмотрена емкость для умывания и кадильная ниша, в которой хранится и готовится к использованию кадило.

Замечание 1

Примечательно, что в одном христианском храме возможно сосуществование нескольких алтарей и престолов. Однако, при этом позволено на одном престоле служить литургию только один раз в день. По канонам Восточных Церквей, в алтари дозволено входить только священнослужителям, а также при совершении крещения. На практике делается исключение для помогающих в помещении алтарников, для женских монастырей алтарники могут быть заменены монахинями преклонного возраста.

Алтарь в буддизме

Буддийский алтарь располагается в самом высоком месте храма и состоит из целой композиции объектов, символизирующих тело, речь и ум Будды. Из них формируется базовый алтарь:

  • статуя Будды или бодхисаттвы представляет тело Будды и помещается в центре алтаря;
  • сакральный текст, представляющий речь Будды и завернутый в желтую или красную ткань, располагается слева от Будды;
  • ступа, размещенная с правого бока от Будды, символизирует ум Будды.

Примечательно, что вместо каждого из этих объектов могут использоваться их изображения. В оформлении алтаря могут быть использованы изображения будд, лам, бодхисаттв или учителя. Вокруг него могут быть размещены идамы и защитники.

В буддийском алтаре существует вторая группа объектов, относящаяся к дарам. В качестве этих вещей обычно используют семь чаш для даров Будде и бодхисаттвам. Эти чаши должны быть расположены в одну линию и содержать такие компоненты, как:

  • питьевая вода;
  • вода для умывания;
  • рис и цветы;
  • рис и благовония;
  • свеча;
  • ароматизированная вода;
  • рис и еда.

Третья группа объектов буддийского алтаря являет собой ряд предметов, используемых во время особых ритуалов. К этим объектам обычно относят тормы, колокольчики и хрустальные шары.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/altar_kak_simvol_v_religii/

Алтарь. Культура — Путеводитель по Израилю

На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом.

В центре алтарной части храма находится престол в виде квадрата, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие.

Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах.

В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии.

В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

В греческих Церквах святой алтарь называют греч. ἰερòν Βῆμα.

По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения.

На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15 правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.

Таким образом, алтарь восточной церковной традиции наследует свойства Адитума языческих храмов.

В россии

В дореволюционной России, в принципе, как и сейчас, в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан.

Президенты В.В. Путин и Д.А. Медведев неоднократно присутствовали в алтарях во время богослужения, как и другие видные церковные ктиторы.

В 2001 г., по сведениям некоторых СМИ, президент Путин причащался в алтаре Храма Христа Спасителя за Пасхальной литургией (официальные церковные источники этого не подтверждают).

Согласно церковному праву принимать Святые Тайны в алтаре могут только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (постановления Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14).

Однако в современной практике в исключительных ситуациях (например, в Великий четверг) в алтаре причащаются и миряне. В частности, такого права удостаиваются студенты некоторых духовных учебных заведений, но не на регулярной основе.

На Западе

На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием.

Часто алтарем называется также алтарный образ или алтарная композиция — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная над престолом (напр., «Гентский алтарь» Яна ван Эйка).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как католическая церковь боролась с реформацией

Источник: https://guide-israel.ru/culture/39370-altar/

Алтарь в православной церкви: его внешнее и внутреннее устройство

Православные верующие зачастую приходят в храмы и церкви для того, чтобы преклониться пред святыми иконами, помолиться им о здоровье близких людей, покаяться и т.д. Но мало кому известно, как устроены святые места, какие важные части в нем существуют, и какова их значимость. Храмовые строения, как правило, состоят их трёх важнейших частей — это алтарь с солеей, притвор и собственно сам храм.

Что представляет собой алтарь

Алтарь — это третья храмовая часть, располагающаяся в восточной стороне. Считается, что именно алтарь — это символ рая, духовного неба и места, в котором пребывает Господь. Будучи основной частью церкви, ее могут посещать исключительно мужчины (священники, иподиаконы и чтецы). Помимо этого, посетить право алтарь имеют мужчины, которые благословлены на это церковным настоятелем или архиереем.

Что касается женщин, то они не могут входить в эту часть храма. Буквально несколько столетий назад это место было открыто для посещения диаконисами, занимающимися подготовкой оглашенных женщин. Сейчас же алтарь служит местом для совершения служений и треб священнослужителями мужского пола.

Алтарь состоит из нескольких основных частей:

  • святой престол;
  • дарохранительница;
  • алавастр (мирница);
  • семисвечник;
  • запрестольный крест;
  • жертвенник;
  • святая чаша;
  • дискос;
  • копие;
  • дикирий, трикирий;
  • рипида;
  • ризница;
  • горнее место.

Алтарные стены могут покрываться различными фресками, изображающими библейские сюжеты, Спасителя, Богородицу, святых и т.д. Чтобы понять всю значимость алтаря, стоит подробнее познакомиться с назначением каждого элемента.

Святой престол

Основным местом, занимающим центральную часть алтаря, является Святой Престол, считающийся местом пребывания Господа. Представляет он собой просторный стол, который покрыт парчой.

Под церковным Святым престолом располагаются нетленные останки какого-то святого.

Данная традиция сохранилась до нашего времени с периода первых гонений христиан, совершающих богослужения в подземных лазах, где располагались гробы скончавшихся верующих собратьев. Кладут часть нетленных мощей перед началом службы в храме.

Помимо стационарных Святых престолов встречаются и передвижные варианты, использующиеся при выездных службах. Их применяют в местах, где невозможно возвести церковь, при выполнении святых таинств, во время военных действий и при длительных путешествиях.

Главное назначение Святого престола — это совершение литургии, именно здесь готовится всё необходимое для причастия. Помимо святых мощей, здесь располагаются и другие предметы для богослужений:

  • крест для благословления верующих, пришедших в храм;
  • святое евангелие;
  • антиминс — отрез ткани, который был освящен, на нем изображается погребение Иисуса Христа;
  • илитон, располагающийся внутри антиминса, именно здесь устанавливаются мощи святых;
  • антимисная губка, предназначенная для сбора рассыпавшихся крошек от причастного хлеба.

Дарохранительница, мирница и дароносица

В дарохранительнице имеется лампадка. Тут же располагается два подсвечника, в которых устанавливается по одной свече, находящиеся по правую и левую сторону. Сама дарохранительница представляет собой конструкцию в форме небольшой церкви или гробницы. Возле хранительницы даров располагается мирница, в которой хранится Святой Миро.

Не меньшее значение имеет дароносица, предназначенная для сохранения и ношения святых даров. Ее используют, если необходимо причастить православных христиан, не способных самостоятельно посетить храм из-за физического недомогания.

Семисвечник и запрестольный крест

Позади престола располагается подсвечник под семь свечей, носящий название семисвечник, с высокой ножкой. Стоит отметить, что несколько веков назад данного алтарного элемента не было.

В древние времена священнослужители зажигали только две свечки, символизирующие природу Иисуса Христа — божественную и человеческую. Позднее в молитвенных домах начали появляться подсвечники под семь свечей. Сейчас же без этого элемента не обходится ни одно богослужение.

О семисвечниках можно найти упоминания в Ветхом Завете, где рассказывается о размещении его в алтаре иудейского храма.

Этот элемент весьма символичен, что описывается подробно в Новом Завете, а именно книге Откровение, которая была написана Святым Иоанном Богословом. Священное писание гласит, что семисвечник — это символ семи божественных духов, семи церковных таинств, семи соборов, такого же количества чаш божественного гнева, громов, печатей таинственного писания, труб ангелов.

Недалеко от семисвечника располагается запрестольный крест с изображением распятого Сына Божьего. Он имеет достаточно большие размеры, выполняется зачастую из дерева.

Прочие богослужебные предметы

В алтаре представлены и другие важные предметы для совершения богослужений — это кадило (кадильница), дикирий, трикирий, рипида.

Дикирий представляет собой подсвечник с двумя свечками, символизирующими две природы Сына Божьего. Трикирий — это подсвечник, куда устанавливается три свечи, являющиеся символом трех лиц Святой Троицы. Чаще всего они применяются священнослужителями, патриархами и митрополитами во время благословения людей, посетивших храм.

Рипида (чаще всего в алтаре их два) — это круг на длинном шесте, выполненный из металла. Когда христианство только устанавливалось, их изготавливали из павлиньих перьев. Ими отгоняли насекомых, слетающихся на Священное причастие. Сейчас же рипида имеет духовную символику и говорит о присутствии ангелов около тела Иисуса Христа.

Ризница — еще один важный алтарный элемент, располагающийся по правую престольную сторону. Именно здесь священники переодеваются, здесь же хранятся одежды для богослужений. Помимо этого, в ризнице хранятся священные книги, различная церковная утварь.

Горнее место находится между престолом и алтарной стеной с восточной стороны. Оно стало элементом алтаря много веков назад, и представляет собой возвышенность, где ранее располагалось архиепископское кресло (трон).

Источник: https://vseikony.ru/news/svyatye-mesta/altar-v-pravoslavnoy-tserkvi/

Символика архитектуры православного храма

Православный храм в исторически сложившихся формах означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного.

Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм — область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия.

На Руси была разработана символика троичности (трёхчастного деления) архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался нартекс (притвор, преддверие), символизирующий землю.

Верхняя зона “небо” – включала в себя купола, своды верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид; здесь находились изображения Христа, Богоматери и ангелов.

Вторая зона – паруса (или тромпы) и верхние части стен, на которых помещали изображения ангелов и апостолов.

Третья зона – более низкие своды и нижние части стен. На столбах располагали строгие фигуры святых мучеников и воинов – “столпов церкви”, подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.

Владимирский собор. Киев

Почему же женщинам не подобает входить в священный алтарь

Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».

Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь!

Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора:«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

Позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный  подарок на церковь.

Почему мирян не пускает Правило в алтарь

Думаю, что и искать поясняющих правил не надо: и так ясно! Святилище необходимо для того, чтобы в нем священнодействовали. Его отделили от пространства храма для того, чтобы это место было не только особо свято, но и чтобы не допускать в нем бесчиние и толчею, какая бывает в случае большого количества людей в церкви, особенно на праздники.

В алтаре должно быть сосредоточие молитвы и исключительный порядок. Это особенно важно в виду того, что на святой трапезе Чаша с Божественной Кровью! На трапезе — Агнец Божий в виде Хлеба! Никто никого не должен подтолкнуть по неосторожности, но во всем внимание и благоговение.

Если же в алтарь станут входить миряне, то алтарь станет местом проходным, и вскоре начнется беспорядок и неудобство при священнодействии!

И сегодня можно видеть, как досаждают подчас миряне священникам, вышедшим по какому-либо делу из алтаря. Каждому надо что-то сказать, спросить, какую-то записку сунуть с множеством объяснений, а то и подарок всучить, а порой замечание или жалобу с возмущением высказать. Некоторые пытаются свои обычаи заводить на месте своего стояния И все это может войти в алтарь!

Вполне мудрое решение было Святых отцов о том, что в алтаре должны находиться только служащие Святым Тайнам!

Коронация императора Николая II в Успенском соборе. Валентин Серов. 1896г.

Впрочем, время внесло правки в Соборные постановления, и сегодня мы можем видеть некоторых мирян в алтаре. Но с какой целью они там?

Разве праздношатающихся? Нет — прислуживающих. Поскольку в Кормчей книге написано, что священник не смеет приступать к служению Литургии, если нет у него прислуживающего пономаря

И тут мы вдруг сталкиваемся с еще одной странностью. В женских монастырях можно видеть монахинь в алтаре! И именно с той же целью им позволено входить в алтарь — они прислуживают во время службы! Так значит, женщин Церковь все-таки не считает ниже мужчин!

Просто, во всем должна быть мера, и во всем должен быть смысл и порядок в Церкви Божией.

И если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значит, что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!

Архимандрит Алипий (Светличный)

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1191719

Экскурсия по алтарю: церковный престол и жертвенник. Церковная утварь

«Проводит» экскурсию по алтарю митрополит Антоний Сурожский: «Когда открываются Царские врата, мы видим квадратный стол, который называется престолом, потому что на нем восседает Бог, и дальше, в глубине алтаря – икону Воскресения Христова. В некоторых храмах стоят другие иконы; но в любом случае они говорят о том же: эта икона нам являет, чем может стать человек, если он станет подобным Христу Спасителю.

Церковный престол и жертвенник

Но первое, что мы видим, это престол. На престоле лежит Евангелие, которое представляет собой не только слово Христово, но и личность Христа. Это Благая Весть о том, что Бог пришел в мир, стал человеком, и что спасение теперь внутри человеческого рода, а не где-то за его пределами. Лежит там и крест, который говорит о том, какой ценой наше спасение нам дается.

Под Евангелием лежит антиминс – красный плат с частицей святых мощей, то есть частицей костей одного из древних святых. Иногда мы знаем, чьи кости, чьи мощи, иногда и не знаем; но первое поколение христиан совершало Божественную литургию на могилах мучеников. Когда храм постоянный, когда престол окончательно поставлен, то в самом престоле, под верхней доской, в маленьком ковчеге лежат тоже мощи какого-нибудь святого, но все службы совершаются на открытом антиминсе.

Слово антиминс значит – то, что заменяет собой престол, на случай, если это простой стол, если там мощей нет. Кроме того, на престоле стоит дарохранительница – маленький ковчежец, в котором хранятся Святые Дары: освященный хлеб, обмокнутый в святое, освященное вино, – Тело и Кровь Христовы, хранящиеся там с Великого Четверга (неделе, предшествующей Пасхе) до Великого Четверга или дальше, для того чтобы иметь возможность в любой момент причастить больного.

Вот это основные вещи, находящиеся на престоле. Кроме того, там стоит семисвечник и еще две свечи».

Церковный престол и все, что находится на нем, свято. Прикасаться к нему могут лишь люди, рукоположенные в священный сан, – епископы, священники или диаконы.

Престол называется так потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь, Царь, Владыка Церкви. На Престоле в особом ковчежце полагается частица святых мощей в память обычая совершать Евхаристию (во время гонений на христиан в катакомбах и даже после) на гробах мучеников и в знак того, что Церковь утверждена на Крови Христовой, а через Него – и на крови мучеников.

Антиминс – шелковый или льняной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображено положение тела Иисуса Христа во гроб, четыре евангелиста и орудия страданий Спасителя.

Антиминс обычно находится на престоле свернутым, в особом плате – илитоне и разворачивается только в определенный момент во время Литургии.

Такой порядок действий сохранился еще со времен гонений на христиан, когда для предохранения святыни от поругания принято было не устраивать престолов, а держать только шелковые платы, освященные архиереем.

Напрестольное Евангелие кладется на Престол поверх антиминса, чтобы его могли видеть все. На Литургии и некоторых службах его выносят из алтаря для чтения и поклонения. С древних пор напрестольное Евангелие принято украшать драгоценными – золотыми или серебряными – окладами.

Напрестольным крестом священник благословляет верующих, освящает воду во время праздника Богоявления и на молебнах.

Дарохранительница выглядит как маленький храм или часовня с выдвижным ящичком (он называется «ковчег»), имеющим подобие гроба, в котором хранятся запасные Дары. Перед дарохранительницей обычно зажигается лампада.

На Престоле помещается и дароносица – небольшой сосуд в виде часовенки с дверцей и крестом наверху. Внутри дароносицы есть ящичек, приспособленный для хранения частиц Святых Даров, маленькая чаша, ложечка – лжица, иногда сосуд для вина. В дароносицах священники на груди переносят Святые Дары на дом для причащения больных. Как правило, дароносицы помещаются в специально сшитые для них мешочки.

В алтаре находятся также святой жертвенник, Горнее место, запрестольная икона, крест и семисвечник.

Жертвенником называется второй «стол» слева от Престола. Здесь содержатся сосуды, которые будут употребляться во время Литургии. Здесь же приготовляется вещество для святой Евхаристии. На жертвеннике обязательно укрепляется крест с распятием и ставится лампада. Рядом обычно находится столик для просфор и записок, поданных верующими о здравии и упокоении.

Справа от Престола напротив жертвенника находится ризница, в которой хранятся облачения (богослужебные одежды) духовенства, а также богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы. Так как за этими предметами обычно присматривает диакон, то и отделение это носит еще одно название – «диаконник».

Горним местом (в переводе со славянского «возвышенным») называется пространство между Престолом и восточной (самой дальней) стеной алтаря. Во время архиерейской службы здесь стоит кресло, на котором может сидеть только епископ.

На стульях или скамьях, стоящих рядом с креслом архиерея, в некоторые моменты службы сидят служащие священники. Архиерей символизирует Самого Господа, священники – апостолов, а стоящие рядом диаконы в блестящих одеждах – Ангелов.

Над Горним местом всегда находится запрестольная икона.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что заказывают по усопшим в церкви

Запрестольная икона находится на стене за Престолом. Обычно на ней изображается Иисус Христос, Святая Троица или Божия Матерь.

За Престолом прямо перед Горним местом помещается семисвечник. Это особый светильник из семи ветвей, на которых укреплены семь лампад, их зажигают во время богослужения. Символизируют эти лампады семь таинств Православной Церкви.

Придел

Когда к храму пристраивали («приделывали») дополнительное помещение с алтарем, его называли приделом. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого праздника или святого. В этом случае все алтари, кроме главного, называются приделами.

Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в большие праздники или по воскресеньям) в одном храме можно было совершать несколько литургий. В Православной Церкви принято совершать не более одной Литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной Литургии в день). В храме, содержащем несколько приделов, можно совершать Литургию несколько раз в день, по числу приделов.

Когда в одном храме несколько алтарей, значит под одной крышей как бы собранны несколько храмов. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

И хотя приделы одного храма освящаются в честь разных лиц или событий, но весь храм в целом обычно получает название от главного, центрального алтаря. Однако иногда народная молва закрепляет за храмом название не главного, а одного из боковых приделов, если он освящен в память особо почитаемого святого.

Святые сосуды и церковная утварь

Для совершения таинств и треб священники нужны специальные сосуды и церковная утварь.

Для совершении Литургии требуются дискос, потир, копие, лжица. Прикасаться к ним не имеют права никто, кроме священнослужителей. Исключение – момент Причастия, когда верующие, принимают Святые Тайны со лжицы и целуют потом края Потира.

При совершении Таинства Крещения нужны купель, мирница. При венчании – венцы и ковшик.

Ди́скос – это круглое металлическое блюдо или тарелка на подставке. Во время богослужения на него кладется Агнец – вырезанная особым образом средняя часть большой служебной просфоры. Во время совершения Божественной Литургии именно на дискосе хлеб Агнца претворяется в истинное Тело Христово. Дискос символизирует то блюдо, с которого во время Тайной Вечери Господь раздавал Своим ученикам хлеб, претворенный в Тело Свое.

Поти́р или чаша – сосуд на высокой подставке, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой. В потире во время Литургии совершается претворение вина в истинную Кровь Христову. В потир опускаются частицы Агнца, претворенного в Тело Христово, а затем его выносят для причащения верующих.

Чаша означает таинственно Пресвятую Деву Марию, в Которой помещался Невместимый Бог до Своего Рождества. Также потир символизирует и святую чашу, которую Спаситель дал Своим ученикам на Тайной Вечери.

Копие́ – плоский нож в виде треугольного наконечника копья, с деревянной или костяной ручкой. Нужен для вырезания Агнца из большой богослужебной просфоры и частиц из других просфор. Оно напоминает о том копье, которым один из римских воинов пронзил ребра Спасителя, желая удостовериться в Его смерти на кресте.

Звезди́ца состоит из двух металлических широких дуг, соединенных между собой крест-накрест. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем к месту рождения Богомладенца, звездица ставится на дискос для того, чтобы предохранить Агнец и частицы от смещения, когда дискос накрывается покровами.

Лжи́ца — небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки, с IV века употребляющаяся для причащения мирян. Также как дискос, потир и звездица, лжица изготавливается из драгоценных металлов или из металлов, которые не окисляются.

Малые покровцы́ и общий покро́в (возду́х). Дискос и потир после совершения проскомидии – каждый в отдельности – покрываются малыми покровцами. А затем оба вместе – общим покровом.

Покровы и воздух напоминают о времени рождения Спасителя, когда его уложили в ясли, как обычного младенца. Покровы и воздух – это символические младенческие пелены Иисуса Христа.

Но в то же время покровы – это и великолепная одежда славы Христа Вседержителя, поэтому они делаются из парчи и украшаются шитьем. В середине всех покровов изображается Крест.

Малые покровцы по форме похожи на крест. Их плотной негнущейся серединой накрывается верх чаши (первым покровцем) и звездица на дискосе (вторым). Четыре конца мягко спадают вниз, таким образом покрывая сосуды с четырех сторон.

Большой покров – воздух – делается мягким. Он прямоугольной формы и больше малых покровцев, потому что должен накрывать оба сосуда, стоящие рядом.

Чаша для освящения воды – большая чаша на низкой круглой подставке с тремя подсвечниками по краю. Три горящих свечи символизируют огонь благодати Святой Троицы. Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет душевные и телесные силы.

Купе́ль — сосуд наподобие большой чаши для освящения воды, в котором крестят младенцев.

Мирни́ца — четырехугольный ящик, в котором помещаются предметы, необходимые для совершения таинств Крещения и Миропомазания: сосуды со святым миром и елеем, губка для осушения и ножницы для пострижения волос новокрещенного.

Венцы́ – специальные короны с крестиками наверху, употребляются при венчании.

Кропи́ло – кисточка для окропления святой водой. В древности кропило делали из тонких ветвей растения, называемого «иссопом».

Кади́ло – сосуд на цепочках для каждения (воскурения благовонного дыма – фимиама). Он состоит из двух полукруглых чашечек, накрывающих одна другую. В нижнюю часть кадила кладут разожженные древесные угли, на них – кусочки ладана, который, нагреваясь и испаряясь, распространяет благоуханный дым.

Ладан – это древесная ароматическая смола. Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древности, задолго до появления христианства. Каждение перед святым Престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним.

Каждение, обращенное к молящимся, – это пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно кадильному дыму, чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

Светильники – подсвечники, лампады, люстры и фонари (употребляются во время крестных ходов) – тоже считаются церковной утварью. Но о них нужно рассказать подробнее.

Источник: https://chudo-udo.info/zakon-bozhij/6343-ekskursiya-po-altaryu-tserkovnyj-prestol-i-zhertvennik-tserkovnaya-utvar

В каком случае женщины могут заходить в алтарь — русь матушка

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения).

В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день.

Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. 

Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. 

Полный иконостас имеет пять рядов. 

— Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. — Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. — Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление».

В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский).

В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. — В четвертом ряду — иконы святых пророков,

— в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. 

Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами.

Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери.

Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников. На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолие, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. 

На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице.

Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами.

Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

Жертвенник

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии.

На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор. Прикасаться к престолу и жертвеннику могут только священнослужители.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). 

Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

Почему женщины не могут заходить в алтарь

Алтарь – это святая святых христианского храма. Он расположен в восточной части храма, и именно там совершается главное таинство христианства – Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову.

Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви – алтарники и чтецы.

Алтарник, кстати говоря, так называется именно потому, что имеет особое разрешение («благословение») входить в алтарь.

Обычно это человек, который занимается уборкой и прислуживает священнику во время церковных таинств и обрядов.

Помимо священников и других церковнослужителей входить в алтарь, согласно все тем же правилам, может царь, поскольку он является помазанником Божиим.

Но и помазанник входит в священное место не когда вздумается, а лишь для того, чтобы принести дар Богу. Для этого император снимал оружие, оставлял знаки царского достоинства и вступал в алтарь как простой смертный.

Принеся дары, он тут же покидал святая святых и присоединялся к другим молящимся.

Объясняются эти строгости очень просто: в алтаре происходит величайшее таинство, здесь должна сохраняться обстановка благоговения и порядка, а при большом стечении народа, да еще если войти может каждый желающий, ни о каком благоговении, разумеется, речь не идет.

Все люди, имеющие разрешение входить в алтарь, являются мужчинами. Женщин в это святое место не допускают, однако отнюдь не потому, что женщина «хуже» мужчины, как считают некоторые. 

У женщины, объясняют церковные авторитеты, в силу ее природы, независимо от ее воли, бывает «течение месячных кровей». А в храме ни в коем случае нельзя проливать кровь. Если такое произойдет, то храм следует освятить снова. 

Особенно это касается алтаря, где происходит таинство Евхаристии. Здесь вообще чья-либо кровь, кроме крови Христовой, просто немыслима. Даже если кто-то из священников или диаконов, алтарников, поранит, например, палец, он должен немедленно выйти из алтаря, чтобы не осквернить его ненароком пролитием своей крови.

Впрочем, во всяком правиле есть исключения. В древней церкви существовали диаконисы – женщины, которые несли церковное служение. В случае надобности они могли войти в алтарь.

В советское время, когда в храмах категорически не хватало людей, священники иногда благословляли стареньких прихожанок быть алтарницами, чтобы было кому помочь или прибраться в алтаре.

И в наши дни в женских монастырях старые монахини тоже иногда выполняют функции алтарниц.

  • Социум
  • Гражданское общество
  • Религия

Источник: https://eparhia-birsk.ru/istoriya/v-kakom-sluchae-zhenshhiny-mogut-zahodit-v-altar.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов