Что делают в церкви

Что люди делают в храме и что заказать

что делают в церкви

Заходят люди в храм, потому как Господь их призывает, но дальше часто почему-то тупик Что делать? Наверное, что-то нужно заказать А как молиться? И что говорить? Свечку купить и поставить? Или что-то еще? И тревога появляется у одних, входящих в храм, тяжелая голова без эмоций у других и истеричная суетливость у третьих Переполняют чувства многих людей, но ведь что-то придает им и необыкновенное спокойствие

Кто-то и вовсе в храм-то и не заходит, думает, мол, а что они там вообще делают? Кланяются, молятся — ясное дело, грехи замаливают. Даже как-то странно все это, пусть замаливают, мне лично и так хорошо! А ведь сам элементарных вопросов решить не может, потому что без Бога, да с сигаретой в зубах, одурманенным умом и затуманенными глазами человек не способен творить, потому что так он теряет подобие Господа и приобретает бесовские черты.

Понимание – вот чего человеку не хватало всю его жизнь, ах, «если бы молодость знала, если бы старость могла» Как многое в этих словах на самом деле заложено!

И именно понимание простых фундаментальных вещей — вот, что хочется донести читателю этого проекта.

Самое главное – понять, что в храме, разумеется, можно помолиться, но не зачитать молитву или как-то ее выполнить формально, важно обратиться к Богу, как к отцу, к Божией Матери, как к матери, к Святым, как к хорошим надежным друзьям Господа. Вот что самое главное на молитве, когда она идет от чистого сердца.

И в храме грехи не замаливают, в храме просят у Бога простить, подать, благодарят его, и он на таинстве Исповеди прощает. Поэтому понятие «замаливать грехи» вообще неверное. Отношения с Богом основаны на взаимодоверии, они должны быть подобны отношениям с отцом. И в корне ошибочно потребительское мнение о храме: пойду туда что-то замаливать и уйду с чувством выполненного долга.

Зашли в Храм что дальше

Конечно же, когда нет службы, то самостоятельно молиться тяжело, опыта нет, вокруг много икон, непонятно и неясно многое. Но ничего страшного, немного потерпите, скоро освоитесь.

У нас проходят бесплатные экскурсии по храму

Было бы хорошо, если вы обратитесь к нам, в нашем храме можно бесплатно договориться со священником об экскурсии по храму, на которой можно узнать много интересного и которая будет отличным толчком для самостоятельного духовного роста, потому что вы непременно получите ответы на волнующие Вас вопросы.

Если же Вы не сможете попасть к нам, я бы рекомендовал Вам следующее

Присмотреться к расписанию богослужений понравившегося храма, прийти в храм минут за 30 до начала богослужения. Это очень хорошее и стабильное начало, только важно прийти перед службой, а лучше завести себе правило – ходить в храм каждое воскресенье. Зайти, осмотреться. Можно купить свечи в лавке и поставить их перед иконами Спасителя, Божией Матери, Святых, Всех Святых.

При этом на иконе, если образ Вам не знаком, будет на церковнославянском написано имя святого, и Вы можете помолиться своими словами или так: «Отче (Имя святого), моли Бога о нас или обо мне». Божией матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас, помогай нам». Спасителю: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Перед образом всех Святых: «Все Святые, молите Бога о нас».

Далее начнется служба. Это прекрасное время для молитвы. Что-то будет не понятно, но Ваше дело – пытаться услышать. Безусловно, многое будет зависеть от священника (громкость, дикция), но вы услышите разные прошения многократные, их слушайте, так и помолитесь.

Итак, как и что можно заказать в храме:

Подробно можно ознакомиться с описанием различных треб в соответствующем разделе нашего сайта, но кое-что отметим здесь.

Самая сильная и значимая заказная молитва — «сугубая обедня с выниманием частиц», это значит, что в определенный момент богослужения, когда священник поминает живых и мертвых, из просфоры будут вынуты частицы за каждое имя, с добавлением сугубого прошения.

На сугубой ектении (сразу после чтения Евангелия) на литургии вновь имена будут поминаться, уже во всеуслышание, далее в конце литургии после причащения людей вынутые частицы ссыпаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию и молитвами святых твоих». Она может подаваться как о здравии, так и о упокоении.

Если Вы закажете обедню с выниманием частиц единожды, имена, указанные в записке, будут помянуты на одной службе.

«Обедня»

— отличается от сугубой обедни тем, что не читается сугубая молитва при поминании и не возглашается имя во всеуслышание на ектении.

«Сорокоуст»

– эта та же обедня, только при заказывании сорокоуста поминать будут указанные в записке имена 40 дней.

Записка–«проскомидия»

называется так потому, что поминовение совершается на самое первой части литургии под названием «проскомидия» и имена поминаются именно на ней.

Но существуют службы, которые служатся только по живым или только по усопшим. Например: «молебны» служатся только по живым.

Молебны (молебное пение)

бывают разные, но наиболее востребованные из их числа — Благодарственные, О путешествующих, О болящих, На всякое доброе прошение, к молебнам может быть присоединено освящение воды, чтение канона, акафист.

«Заупокойная лития», «панихида» — служится только по усопшим

Здесь можно только добавить, что лития – коротенькая служба по усопшим, а панихида служится с чтением канона, т.е. представляет собой более продолжительное заупокойное богослужение.

Во время Великого Поста в будни служат литургию преждеосвященных даров, она отличается от привычной литургии. Поминовения на таких богослужениях называются «Постной запиской».

Таким образом, на самом деле ничего сложного в понимании вышеописанного нет, но важно понять, что, заказав молитву в храме, Вы не должны опускать и домашнюю молитву, потому как молитва за родственников, друзей, близких людей необычайно богоугодна.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит  помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/pravoslavnaya-vera/chto-lyudi-delayut-v-khrame-i-chto-zakazat/

Что делать, если умер близкий вам человек

что делают в церкви

В христианстве не часто употребляют слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Более употребимые слова – успение, преставление. Успение – это сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием.

Для христиан смерть — лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан — это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

Если у вас случилось горе ‑ умер близкий человек, придите в любой храм и обратитесь к священнослужителю. Батюшка поможет Вам разобраться с неясными вопросами, подскажет как нужно молиться о усопшем, объяснит, каким образом можно заказать поминание.

После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если это возможно, сделайте все сами. Если же слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните усопшего, вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Смерть нужно принять. Почитайте Псалтырь о упокоении новопреставленного.

В церкви закажите отпевание умершего. Лучше чтобы гроб был простым. Дорогой гроб иногда служит как бы искуплением вины родных по отношению к умершему, что в корне не верно. Если есть такое чувство, лучше его успокоить участием в отпевании, погребении, милостынями с обязательными молитвами об упокоении.

В Русской Православной Церкви принято хоронить умерших в земле, а не подвергать кремации. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, придите в храм и поговорите со священнослужителем. Наверняка батюшка разрешит Ваш недоуменный вопрос. Как правило, в таких случаях служат панихиду.

После погребения чаще старайтесь посещать кладбище. Если Вы являетесь православным христианином и усопший был крещен, то на могиле нужно поставить крест, а не какой-нибудь языческий символ в виде памятника. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о смысле смерти и жизни будущего века. У могилы усопшего проще сосредоточиться на памяти о нем, помолиться о упокоении.

Не забывайте, что умершему особенно нужны наши молитвы и примирение с ним. Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем была для нее земля. В эти три дня нужно быть особенно внимательными.

Нужно более обычного молиться, быть сосредоточенным мыслью на всей многосложности отношений с усопшим.

Как говорит приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, необходимо развязать все узелки в душе, нужно быть в состоянии сказать усопшему из самой глубины сердца и всего своего существа: «Прости меня!» и сказать также: «Я прощаю тебя, иди в мире».

Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами просто думай об умерших, это поможет и им и тебе».

Особенно действенны молитвы за умерших, творимые во время Божественной литургии. Вы подаете записку о упокоении души с именами тех, за кого просите священника помолиться. Во время проскомидии священник вынимает частицы из просфор и молится об упокоении усопших. Это самое большое, что мы можем сделать для умерших дорогих нам людей.

Никогда не теряйте уверенности в том, что смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она – начало, а не конец; что смерть – величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.

Какие существуют виды молитв о умерших?

Самое первое поминовение усопшего, это чтение канона об исходе души сразу после смерти. Затем над телом умершего человека как можно дольше (в идеале до погребения) читают Псалтирь.

Следующая служба, это отпевание, которое совершается один раз, непосредственно перед погребением. Как правило, отпевание совершается или в церкви, или на кладбище над телом покойного. В случае, если тело усопшего по каким то причинам отсутствует, как исключение, может быть совершено заочное отпевание. Но этот вопрос, в любом случае, следует согласовать со священником.

Также существуют и другие молитвословия. К ним относится панихида — небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.)

Главное же  моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных).

На проскомидии из просфор вынимаются частицы о  упокоении, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу с молитвой священнослужителя: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, молитвами святых Твоих».

Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Часто за усопшего заказывают сорокоуст. Это поминание умерших за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Такое поминовение можно заказать на полгода, на год и даже вечное. Вечное поминание — это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.

Обязательно нужно молиться об усопших в особые для души, разлучившейся с телом, дни. Это 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти. В эти дни, а также в годовщину смерти нужно обязательно прийти в храм и помолиться за усопшего (заказать поминовение за Литургией, заказать панихиду), исповедаться, причаститься во время Литургии.

Как молиться за человека, если он был не крещен?

О некрещеном человеке можно молиться только самим — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминовение, не пишут имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, крещеных людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Длительность ношения траура?

В православной традиции молятся о усопшем как о новопреставленном в течение года. Это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой

Свт. Феофан Затворник, наш соотечественник и подвижник XIX века, однажды сказал: «Давайте плакать о почившем Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни. И когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

что делать с вещами умершего?

Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду или другие вещи еще до сорокового дня. Именно в это время он нуждается в особой помощи.

Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня. Сжигание вещей умершего Церковью отвергается, так как это противоречит заповеди о любви к ближнему и является чистым язычеством.

Исключение могут составить истлевшие ил испорченные вещи или другие предметы обихода, а так же случаи смерти от инфекционных заболеваний. Если возникают сомнения, всегда можно проконсультироваться со священнослужителем.

Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить, покаяться, измениться к лучшему, воспользуемся этой возможностью. Так как, когда умрем нам самим уже будет невозможно что-то исправить.

(223247)

Источник: http://soborkld.ru/chto-delat-esli-umer-blizkij-vam-chelovek/

Правила поведения и посещения православной церкви для мужчин и женщин

что делают в церкви

Храм — это место спокойствия и общения с Господом. Люди приходят в Церковь для молитв, поклонения Господу, исповедания и причащения, а также для слушания Слово Божьего. Те, кто посещают богослужения регулярно, знают правила поведения в православном храме.

Те, кто приходит только на праздники часто теряются, ведь они не знают, что существуют рекомендации и правила, которых стоит придерживаться. Это необходимо для того, чтобы посещение церкви прошло правильно и человек никому не мешал.

Как правильно вести себя в храме

Правила поведения в православном храме — это свод рекомендаций, знания которых и выполнение поможет отстоять службу правильно, не помешав никому и получив от нее максимальную пользу. Это не значит, что за невыполнение кого-то пункта человека изгонят из церкви без права на возвращение, но исполнение этих рекомендаций позволит провести это время в благоговении и почтении перед Господом.

О детях в храме:

Как правильно вести себя в церкви

Все люди приходят в церковь как к спокойному безопасному месту, где можно поклониться и в спокойствии помолиться, поэтому не надо никому мешать там.

  1. Приходить на богослужении надо за 5-10 минут до начала, чтобы после начала пения не протискиваться сквозь толпу и не мешать никому.
  2. Раньше окончания уходить с богослужения не стоит. Если уйти надо раньше, лучше всего стать где-то в стороне, чтобы уйти можно было незаметно, никому не мешая.
  3. По приходу, надо перекреститься у Царских врат и поклониться, и только потом проходить на свое место. Стоять у прохода к вратам запрещено.
  4. Во время службы нельзя ходить по помещению. Прикладываться к иконам и зажигать свечи надо либо до или после богослужения, либо в отведенное священником для этого время. Обычно это происходит после елеопомазания или в конце богослужения.

Кроме этого, есть рекомендации по поведению во время службы:

  • здороваться следует молчаливым поклоном, а не за руку;
  • разговаривать во время службы запрещено;
  • не стоит оглядываться вокруг, шептаться или рассматривать окружающих — скромная молитва и внимательное слушание Слова Божьего — вот что должно занимать человека на службе в храме;
  • присесть на лавку можно только в том случае, если здоровье человека сильно ослаблено. В противных же случаях надо стоять всю службу;
  • даже больные люди стоят во время чтения Евангелия и в важных местах литургии;
  • во время каждения храма надо отступить в сторону и не мешать священнику передвигаться по церкви;
  • при каждении людей, стоит опустить голову;
  • склоняют голову и во время закрытия/открытия Царских ворот, в ответ на приветствие священника «Мир вам!», благословения народа;
  • следует кланяться во время освящения Св. Даров (в это время звучит молитва «Тебе поем»), если же в церкви много людей можно просто низко склонить голову, чтобы не мешать окружающим;
  • в дни праздников и по воскресеньям, вместо низких поклонов совершают поясные;
  • свечи зажигают одной рукой от других свечей, ставить их надо ровно;
  • если в храме много людей, а служитель затушил одну свечу и поставил другую — это не страшно, Господь уже увидел молитвенное горение того человека;
  • в храме следует активно участвовать в служении — молится и петь от души, искренне, следить за ходом службы;
  • креститься и кланяться со всеми вместе — во время славословия Св. Троице и Иисусу, возглашений «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», в начале молитвы и в конце;
  • перед иконой поклониться и отходя от нее повторить поклон;
  • креститься нельзя поспешно или невнимательно — это осознанное действие и благоговейное.

Совет! Не надо осуждать людей вокруг или комментировать их действия по незнанию — надо смотреть на свое сердце и просить Господа мудрости.

Каждый человек грешен, поэтому смотреть стоит только за собой. А если кто-то осуждающе выразился, не следует обращать внимание на такого человека — принять его со смирением и мудростью и не разжигать в храме склоку.

Правила во время богослужения

С началом службы стоит отложить все дела позади и сосредоточиться на богослужении. Служба длиться до 3-х часов и с непривычки это может быть сложно, ведь всю ее необходимо стоять на ногах.

Правила поведения в православном храме

Для тех прихожан, которые не могут выстоять всю службу, предусмотрены лавочки. Никто не будет осуждать, ведь искренне молиться с чистым сердцем можно и сидя. Однако если Царские врата открыты, то надо встать, чтобы выразить благоговение.

Нельзя стоять спиной к алтарю, конечно, при выходе по-другому не получиться, но делать это вызывающе не стоит.

Важно! задача прихожанина — участвовать в ходе служения, ведь это напитывает духовного человека и дает силы противостоять миру за пределами Церкви.

Поэтому во время богослужения молиться со всеми вместе, креститься и кланяться, а для этого надо следить за ходом служения.

 

Все действия в церкви стоит совершать неторопливо, медленно и с почтением: неспешно ставить свечи, не толкаться в очереди к иконам. Это время, уделенное для Бога, поэтому надо постараться провести его с почтением и благоговением.

Правила причастия

Совершать причастие рекомендуется каждое воскресенье, для этого в субботу надо прийти на исповедь к священнику. В день Причастия нельзя есть и пить с 12 часов ночи, исключения можно сделать только по состоянию здоровья и для беременных женщин. Перед причастием также необходимо помириться с близкими, попросить прощение у тех, кого возможно обидели и попросить у Господа прощение за все прегрешения, прочесть молитвенное правило. Также положен специальный пост. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое скит в монастыре

Причастие в православном храме

Причастие совершается после исповеди и разрешительной молитвы священника, исключение составляют только дети до 7 лет — они могут причащаться просто так. Процесс принятия причастия такой:

  1. После объявления Причастие, надо медленно, не торопясь подойти к Святому Причащению.
  2. Дожидаясь своей очереди, не надо толкаться или размахивать руками — это святое таинство.
  3. Причастившись, надо поцеловать Чашу и отойти.
  4. Выпить запивку, стоящую рядом на столике.
  5. Приложиться к Кресту у священника и перекреститься.

Совет! Ходить в храм надо каждое воскресенье, а также по праздникам. Детей необходимо приучать к посещению церкви регулярно.

Во время Божественной литургии можно подавать священнику записки о здравии близких и об упокоении мертвых. Подать их можно там же, где и купить свечи перед началом службы.

Общие правила

Внешний вид важен для всех. Церковная служба обязывает человека выглядит опрятно и достойно, не вводя никого в соблазн и искушение. Приходить в церковь надо в одежде, которая считается соответствующей полу человека: мужчины в брюках, женщины в юбках.

Как должна одеваться женщина в храм

Неприемлемы для церкви:

  • купальник;
  • спортивная одежда;
  • слишком открытая одежда, яркая и блестящая для похода на дискотеку и прочие вызывающие вещи.

Нескромная одежда вызывает осуждение и соблазн у окружающих. Человек приходит в храм для общения и почитания Господа, а не для показа мод. Строгая одежда обязывает вести человека достойно и почтенно.

Не надо на службу выливать на себя пузырек духов — в помещении обычно душно и кому-то может стать плохо от парфюма. Надо отказаться от приторных и резких запахов и ограничиться принятием душа и нанесением дезодоранта.

Макияж должен быть незаметным, недопустима и одежда с нехристианскими символами.

Крестное знамение

Креститься надо неторопливо, вместе со всеми.

Осенить себя крестным знамением просто:

  • соединить вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки;
  • оставшиеся два сложить и прижать к ладони;
  • правой рукой последовательно дотронуться до лба, центра живота, правого и левого плеча.

Крестным знамением осеняют себя во время чтения Евангелия, благословения священником, славословия Троицы и Христа, провозглашений, причащения и поклонения иконам, а также во время каждения.

Крестное знамение

Для женщин

Для женщин в храме действует больше правил:

  • одевать только юбки;
  • покрывать голову;
  • не носить одежды, которая оголяет поясницу, слишком обтягивает тело или открывает плечи;
  • откровенное декольте также неприемлемо;
  • не надо накладывать слишком броский откровенный макияж — ограничиться можно тушью и карандашом для бровей;
  • не надо наносить резкий парфюм;
  • во время менструаций не стоит подходить к алтарю, лучше всего будет остаться ближе к выходу;
  • стоять в левой части здания;
  • после родов также стоит стоять ближе к выходу, а на 40 день священник совершает над женщиной очистительную молитву.

Еще о церковных правилах:

Идя в церковь необходимо осознавать, для чего туда вообще ходить? Наносить боевую раскраску и искать женихов или общаться и поклоняться Господу, который видит душу. Вызывающая одежда и макияж признак нескромности.

Внешний вид женщины в церкви

Для мужчин

Для мужчин правила проще, но они также существуют:

  • не носить в здании церкви шапку — ее надо снять перед входом;
  • иметь опрятный и приличный вид;
  • отказаться от спортивной или рабочей одежды;
  • быть побритым;
  • отказаться от джинс, открытых маек или прозрачной одежды (майки-сеточки);
  • не курить и не пить перед посещением храма 5-6 часов;
  • лучше всего надеть классический костюм или брюки с рубашкой;
  • вести себя скромно и почтительно;
  • останавливаться в правой части здания.

Внимание! Мужчины подходят к причастию первыми, после них могут подойти женщины, и только потом дети. Их задача — почтительно и уважительно относиться к священнослужителям, не шептаться и не обсуждать окружающих женщин.

Правила посещения храма важны, поскольку это не просто собрание общины или коммуны, а собрание верующих. Люди, не посещающие богослужения, обычно внимательно следят за тем, как православные ходят в храм, как ведут себя на богослужении.

Однако самой большой проблемой остается осуждение молодых людей, которые впервые приходят в церковь. Независимо от их вида и поведения, надо проявить снисхождение к ним и не говорить грубо или читать лекции — мягко исправить и помочь советом, это будет правильно.

Как правильно вести себя в Православном храме

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravila-povedeniya-v-hrame-dlya-muzhchin-i-zhenshhin.html

Правила поведения в храме и церковный этикет

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев ~ «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9).

Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим.

Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.

И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Источник: http://kolpino-orthodoxy.ru/id=25

Впервые в храме | Милосердие.ru

Вы пришли в храм и не знаете, как себя вести, как молиться, как подойти с вопросом к священнику, как поставить свечу, можно ли в храме сидеть. Что делать?

Прежде всего, не стесняться своего незнания. Большинство прихожан и даже многие священники выросли в нецерковных семьях. Когда-то они точно так же переступили порог храма. Знание, за которым приходит интуитивное чувство допустимого и запретного в доме Божием, придет постепенно. Главное – вести себя вежливо и естественно, не смущаясь, если вас поправят.

Священник Виктор Мальшаков, настоятель храма святого праведного алексия Московского в Вешняках:
Главное для человека, впервые пришедшего в храм, – помнить, что он пришел сюда в гости к Богу. И все остальные люди в храме: и прихожане, и свечницы, и охранники, и даже священники – они тоже здесь гости, хозяин же здесь – Господь.

Нужно помнить, что ты пришел к Отцу, который давно тебя ждет. У человека, пришедшего в храм, много вопросов, прежде всего, касающихся духовной жизни. С такими вопросами нужно обращаться к священнику.

На вопросы же о том, как и куда ставить свечи, как правильно написать и подать записки о упокоении и о здравии, куда можно и куда нельзя ходить в храме, ответит работник за церковной стойкой, ящиком.

Сейчас большинство таких работников (как правило, это женщины-свечницы, которые чистят подсвечники и убирают огарки) прошли обучение на специальных курсах и помогут впервые пришедшему в храм человеку советом (если это в их компетенции) или направят к священнику. Не стоит бояться или стесняться обращаться к священнику – не боимся же мы врачей. Само слово священнослужитель – тот, кто служит Богу в священном сане.

Пришедшему в храм нужно стараться не смутить окружающих, не помешать их молитвенному настрою. Если человек опоздал на службу, то его задача к месту, где он будет молиться, прокрасться тихо, как мышка. Ведь человек «врастает» в молитву, и любое движение нарушает молитвенную атмосферу храма. В молитве нужно избегать внешнего ажиотажного проявления своих чувств.

«ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 6). Здесь под «комнатой» подразумевается внутренний мир человека. Нужно помнить, что истинная добродетель – скромна.

Если вдруг по каким-то обстоятельствам нужно уйти до окончания богослужения, то лучше заранее стать где-то поближе к выходу, чем выбираться потом из гущи людей или идти через весь храм. Когда время будет поджимать – перекреститься и тихонько уйти.

Для тех, кто в храме впервые, все службы пока равны и неразличимы, поэтому хотелось бы особо сказать о необходимости бывать именно на Божественной литургии. Это богослужение, как правило, совершается утром. литургия – это нерв нашей христианской жизни. Кто не участвует в таинстве Евхаристии, которое совершается на этой службе, тот не имеет жизни вечной. да и весь мир стоит ради литургии

Как поставить свечу?

Свеча – это символ нашего горения в молитве Богу. Свечи ставят в специальные подсвечники, которые стоят под образами. В центре подсвечников обычно находится лампада. Зажигать от нее свечу неправильно. Ставить свечку или передавать ее допускается любой рукой.

Если вы хотите поставить свечу, а все ячейки в подсвечнике заняты, можно положить свою свечу на подсвечник: помолитесь, перекреститесь и поклонитесь иконе. Церковные служащие сами поставят вашу свечу в свободную ячейку. также не нужно протискиваться к иконе, если вокруг много народа.

Передайте свечу (любой рукой, необязательно правой) и скажите, к какой иконе ее нужно поставить. Не беспокойтесь, если свечница погасила вашу свечу до того, как та сгорела. От этого не зависит, будет ли Богом принята ваша молитва. Отметим, что во время определенных моментов богослужения (например, чтения шести покаянных псалмов на утрени) полагается тушить свечи.

Свечи за упокой ставят на специальном столике с Распятием. Он называется «канун», «канунник». Как правило, рядом с ним стоит стол для приношения вашего пожертвования – продуктов для поминовения усопших.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Великий храм мормонов где находится

Как подойти к священнику?

У священников принято брать благословение. Подходя к нему, сложите руки лодочкой. правая поверх левой. Когда батюшка вас перекрестит, поцелуйте его правую руку в знак благоговения перед той Божией благодатью, которую вам преподал священник. К священнику принято обращаться «батюшка» или по имени (например, «отец Виктор»). К епископу – «владыка».

У диакона благословение не берут, но обращаются к нему «отец диакон» или по имени («отец андрей»). Обращение «святой отец» уместно лишь в мексиканских сериалах. В Православной Церкви Святые Отцы – это святые учители Церкви.

Отличить епископа, священника и диакона, когда они не в облачении, легко: у епископа на груди панагия (овальная икона), у священника – крест, а диакон не носит поверх рясы креста.

Как подавать записки?

Церковная записка нужна для того, чтобы священник помянул на литургии или на молебне тех, за кого вы просите помолиться. Сверху записки рисуется православный восьмиконечный крест. Затем пишется, о чем нужно помолиться: «О здравии», либо «О упокоении».

Потом пишутся имена в родительном падеже. По традиции, в начале пишутся имена священнослужителей. В записке можно писать имена только крещеных православных людей.

Имена принято писать в церковной форме, которая может отличаться от разговорной (например, «Иоанна» вместо «Ивана», «Георгия» вместо «Юрия»).

Когда нужно вести себя особенно благоговейно?

Во время литургии есть моменты, когда нужно быть особенно внимательным в молитве, нельзя ходить, ставить свечи и разговаривать. Это чтение апостола и Евангелия, пение «херувимской песни» и Евхаристический канон (от «Верую» до «Отче наш»).

Можно ли в православном храме сидеть?

Молиться в храме положено стоя, но по причине немощи, болезни или сильного утомления можно присесть. Часто вдоль стен для этого устанавливают специальные скамейки, а в монастырях – особые откидные сиденья с подлокотниками (стасидии).

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, говорил: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». Но и потакать себе не стоит. Во время чтения Евангелия и в особо важные моменты литургии нужно стоять.

В некоторых Поместных Православных Церквах, в Греции и на Ближнем Востоке, в храме установлены скамейки. Там во время службы нужно садиться и вставать вместе с прихожанами.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/vpervye-v-hrame/

Сретение Господне 2020 — главные традиции, приметы и запреты

В 2020 году Сретение Господне выпадает на субботу

В эту субботу, 15 февраля, православные и греко-католики отмечают Сретение Господне. Это один из 12 самых важных церковных праздников. У слова «Сретение» есть два значения. В переводе со старославянского это означает «встреча» и «радость».

В Евангелие от Луки написано, что сретение — это встреча праведника Симеона с младенцем Иисусом Христом. Почему праздник Сретения так почитаем? Все просто. Это была не просто встреча в храме.

Это была радостная встреча всего человечества в лице старца Симеона с Богом. 

Сретение Господне: что нельзя делать в этот день

Православные в дни святых праздников не делают следующего:

не ругаются;

не прибираются – традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берет начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно: чтобы собрать новообращенных христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания;

не стирают;

не работают в огороде;

не моются – однако душ принять в святые дни никем не возбраняется. С логической точки зрения толкование этого запрета таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – то есть работы достаточно много.

Как поздравить со Сретением Господним на словах и в анимированных открытках

Кроме того, на Сретение не советуют отправляться в дальнюю дорогу: она может кончиться плохо.

Многие интересуются: «Можно ли вязать в церковные праздники?» Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

В общем и целом, как и в любой двунадесятый праздник, в день Сретения Господня нежелательно работать. Исключением являются те случаи, когда работу необходимо выполнять во благо других людей.

Зато непременно стоит посетить церковь, так как в день Сретения Господня в храме совершается особое торжественное богослужение и служится молебен. Из церкви домой стоит захватить сретенские свечи, так как свечи в этот день освящаются специальным чином. Эти свечи нужно бережно хранить в течении целого года.

Так называемые Сретенские свечи зажигают в особо тяжелые минуты жизни при молитвенном обращении к Богу. Это могут быть болезни или жизненные трудности и неурядицы. Сретенская свеча наполнена глубоким смыслом и освящает сердца Святым Духом.

В течение же года свечу зажигали в таких случаях:

  • если над домом бушевала страшная непогода,
  • если рядом начинался пожар или другой природный катаклизм,
  • если возникали сложности в родах,
  • если человека «поймала черная болезнь» (эпилепсия),
  • если человек умирал (с этой свечей, считалось, покойный сможет спокойнее и проще покинуть мир живых).
  • Вторая важная традиция на Сретение — освящение воды.

Сретенскую воду из церкви ценили наравне с крещенской. По самой древней традиции, воду не носили святить в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.

  • для лечения ран и внутренних болезней,
  • от сглаза и ведьмовских чар,
  • кропили ею воинов перед боем и чумаков перед походом,
  • в начале сезона пасечники кропили ею ульи,
  • этой же водой окропляли домашний скот во время первого выгона на пастбище после зимы.

Икона «Сретение Господне»

Молитва на Сретение к Господу Иисусу Христу

Господи Иисусе Христе, Единородный Сыне и Слове Божий, древле во пророцех Виденный, якоже зерцалом в гаданий, в последок же дний сих плотию от Пресвятыя Девы Марии нетленно рожденный и в четыредесятный день сей во Святилище во Сретение всему миру от Тоя, яко Младенец руконосим, явленный и во объятиях праведнаго Симеона во спасение всем сущим от Адама носимый!

Коль преславно и пресветло Твое на руку Богоматери во храм Господень принесение и от святаго старца Божественное сретение Твое! Днесь небеса веселятся и радуется земля, яко видена быша шествия Твоя, Боже, шествия Бога нашего Царя, Иже во Святем. Древле Моисей восходит видети славу Твою, но не возможе увидити Лица Твоего, зане явил еси ему точию задняя Своя.

В пресветлый же день сей Сретения Твоего Ты явил еси Себе человеком во святилище, сияя неизреченным Светом Божества, да вкупе с Симеоном видят Тя лицем к лицу и руками да осяжут Тя, и восприемши во объятия своя, да познают Ти Бога во плоти пришедша.

Сего ради прославляем неизреченное снисхождение и велие человеколюбие Твое, яко пришествием Твоим даровал еси ныне небесную радость падшему древле роду человечу: Ты бо праведным судом Своим изгнал еси прародители наши из рая сладости в мир сей, ныне же помиловал еси нас и паки отверзл нам райския обители и обратил еси плач наш на радость, да падший Адам к тому уже да не стыдится Тебе за преслушание и да не будет скрыватися Лица Твоего, Тобою призываемый, яко Ты пришел еси ныне, да возьмеши на Себе грех его, да омыеши его Своею Кровию и да облечеши его нага суща в ризу спасения и одежду веселия и украсиши его, яко невесту красотою.

Нам же всем Божественное Твое Сретение воспоминающим, сподоби с мудрыми девами изыти на Сретение Твое, Небесному Жениху нашему, с горящими светильниками веры, любви и чистоты, да улицезрим очами веры Божественное Лице Твое, да восприимем Тя в душевныя объятия своя, и да понесем Тя в сердце своем во вся дни Живота своего, да будеши нам в Бога и мы в людие Твои.

В последний же и Страшный день Пришествия Твоего, егда вси святии изыдут на последнее и великое Сретение Твое на воздусе, сподоби и нам усрети Тя, да тако всегда с Господом будем.

Слава Милосердию Твоему, Слава Царствию Твоему, Слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче, яко Твое есть Царство, и Сила, и Слава со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва на Сретение к Пресвятой Богородице

О, Пресвятая, Небесною чистотою Сияющия Дево, Кроткая голубице, Нескверная Агнице, миру Благая Помощнице, Мати Христа Бога нашего!

Ты еси начало, средина и конец нынешния радости нашея, яко из Тебе возсия Солнце Правды Христос Бог наш и Того принесла еси на святых объятиях Своих в четыредесятный день сей во Святилище на сретение наше и на радость и спасение всему миру.

Сего ради и ублажаем и прославляем Тя, яко Ты еси Скиние Бога с человеки Богословом Предзримая, Ею же Бог вселися с нами, да мы людие Его будем?

Ты еси Дверь Небесная Иезекиилем Предреченная, Еюже отверзошася паки нам входы в райския обители. Ты еси Лествице Высокая, Иаковом Предвидимая, Еюже сниде Бог на землю и Мосте, преводяй сущия от земли на небо. Темже молим Тя, взирающе, яко пошла еси во Святилище, носящи Огнь Небесный рукама Своима Бога, Благодатная.

Огнем молитвы Твоея попали огнь страстей наших, да избавимся вечнаго огня геенскаго.

Во Святилище пришла еси очищения ради законного, очищения не требующая, яко Дева Чистая и сим научи нас како подобает нам хранити себе в целомудрии и чистоте и с каковым смирением подобает нам провождати подвиг девства, памятуя, како Ты, превыше Херувим Сущая, стала еси на месте нечистых жен.

Ты, о, Мати Пресвятая, Сама сущи Боговместимый храм Божий принесла еси в церковь законную Превожделеннаго сына Твоего, Христа Бога нашего, сподоби и нам паче всего на земли любити храмы Сына Твоего, посещати я во вся дни живота нашего, зрети тамо красоту Господню, яко лучше един день приметатися во дворех Господних, паче неже жити в селениих грешничих. Наипаче же даруй нам, Пречистая, яко же Симеону, неосужденно носити Сына Твоего и Бога нашего в сердечных объятиях Своих, егда причастницы будем Пречистаго Тела и Крови Его, и помози нам тогда сугубо хранити себе во святыне и страхе Божиим, да не растлим храм плоти нашея.

И тако выну сретаюше, о Богомати, Сына Твоего в сердцах и душах наших, да сподобимся молитвами Твоими достигнути и блаженнаго онаго Сретения Господня на воздусе, егда со всеми святыми выну будем славити и воспевати Пресвятое Имя Его со Отцем и Святым Духом и Твое милостивое предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Народные приметы

В народе этот день считали днем первой встречи весны (вторая встреча приходится на Сороки, третья — на Благовещенье). Сретенские морозы считались последними, после них крестьяне не решались пускаться в дальний путь на санях. Этот день был одним из самых больших праздников весны.

В северо-западной Руси праздник был известен под названием Громниц. В этот день было принято приносить в церковь для освещения свечи. Потом во время грозы (и, соответственно, грома) их зажигали, чтобы отогнать беду. Громницы (так называли сами свечи) давали также в руки умирающим, чтобы к нему не смогла подойти нечистая сила. Также в этот день иногда поджигали друг другу волосы — это считалось верным средством от головной боли.

В Сретенье особо заботились о домашней птице. Например, начинали кормить кур овсом, приговаривая: «Корми кур овсом — летом будешь с яйцом». И наоборот: «Если птица напьется воды (то есть не поест) — наберутся хозяева беды».

С этим праздником связано множество поговорок. Например, говорили:

«Сретенье — зима с летом встретились»;

«Солнце на лето, зима на мороз»;

«У дня больше света, у ночи меньше стужи»;

«Зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотенья только потеет».

Не меньше было и примет на погоду. Считалось, что если метет снег — будет поздняя весна. На это уже указывало небо с множеством белых звезд.

По погоде на Сретенье судили об урожае трав: бросали поперек дороги палку и наблюдали — если снег заметет ее, то травы будет мало. А вот если в этот день тихо и солнечно, то уродится лен. Капель предвещала урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев.

Источник: https://vesti.ua/strana/224922-sretene-hospodne-chto-za-prazdnik-i-chto-nelzja-delat-v-etot-den

Что можно и что нельзя в Церкви? — Православный журнал

протоиерей Алексей Митюшин

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

Фото Владмира Ештокина

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещенным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?

Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое апостольская церковь

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.

Источник: https://foma.ru/chto-mozhno-i-chto-nelzya-v-tserkvi.html

Медовый спас в Украине: что святить в церкви на Маковея

Маковей или Медовый Спас 2019 открывает целую череду летних праздников Спасов, названных в честь Христа Спасителя и посвященных чествованию Господа Бога. Ежегодно он отмечается 14 августа и в 2019 году приходится на среду – самую середину рабочей недели.

14 августа православные христиане празднуют Медовый Спас 2019 / фото УНИАН

Сегодня, 14 августа, православные христиане празднуют Медовый Спас 2019. Именно сейчас соты в ульях заполнены медом до основания, и самое время собирать медовый урожай.

Существует еще одно название праздника 14 августа – Маковея. Христиане во время служения в храме в этот день вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но к празднику урожая Маккавеи отношения не имеют. Просто с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой вкусной начинкой.

Так же 14 августа начинается очередной многодневный пост – Успенский пост, который продлится до 28 августа.

Медовый спас 2019: что святить в церкви

Что святить 14 августа, чтобы быть здоровым весь год и привлечь удачу, издавна знали наши предки. Женщины накануне праздника собирали васильки и бархатцы, освящали их на праздничной службе и затем добавляли в воду при купании. Такое снадобье защищало от болезней, а отвар бархатцев помогал при желтухе.

Медовый Спас 2019: дата, традиции, что категорически нельзя делать в этот праздник

Главные продукты, которые святят в церкви на Маковея, – это мак, мед и вода. Также в этот день в церковь традиционно несут освящать букеты-обереги. Такой букет называли маковейчик. В него входят полевые травы и цветы: калина, подсолнечник, ноготки, душица, мята, донник, колоски овса, ласковец, полынь и обязательно маковые головки.

Выбрасывать маковейки нельзя. Наоборот, их нужно хранить в доме, желательно возле икон, как оберег. Даже сегодня священным маком осыпали дом и скот, чтобы зло обходило хозяйство десятой дорогой.

Интересно, что в такой букет, к примеру, на Житомирщине, кладут еще морковь, початки кукурузы, горох, фасоль и укроп. Жители Черкасщины в храмы с маковейками не ходят, они святят венок из цветов и колосьев со свечой. На Подолье же верующие приносят в церковь снопы из трав и овощей, с которыми после службы обходят дома, дворы и огороды.

Еще в этот день освящают мед, полезной вкуснятиной от пчел щедро угощаются, а для гостей готовят пироги, вареники, пряники, а также шулики – печеные коржи, которые ломают и заливают медом и растертым маком.

Спас 14 августа еще называют Водным. Все потому, что в этот день целебные свойства приписывают и воде. В колодцы и реки бросают немножко зелья, которое перед тем посвятили в церкви.

14 августа в церковь традиционно несут освящать букеты-обереги / фото УНИАН

Маковея 2019: традиции и символы

В разных областях и даже в соседних деревнях полный перечень зелья для маковейчиков отличался. Впрочем, основа букета везде одинакова. Наши предки приписывали магические свойства каждому растению:

маковки – спасовки, оберег и символ церкви.

калина – девичье счастье,

подсолнечник – солнце и тепло,

рута и ноготки – спасение от болезней,

душица  — родственные связи, сила рода,

овес – достаток, хороший урожай,

мята – мир и согласие,

милостивцы – ласка и взаимопонимание,

горечавка – приворотная трава,

полынь – от нечисти.

Маковейчики нужно освятить в церкви и хранить целый год. На Рождество он может выполнить роль дидуха, а на Пасху – станет украшением для освященной ивовой лозы.

Маковейским маком осыпали углы в доме – от ведьмовских чар и сглаза, а сами маковые головки клали под подушку – от кошмаров и мигрени. Также мак рассыпали на огороде – на урожай, а цветы из маковейчика женщины вплетали в волосы – чтобы не выпадали.

Главные продукты, которые святят в церкви на Маковея, – это мак, мед и вода / фото УНИАН

Чего нельзя делать на Маковея

Первое и самое важное правило, подходящее для всех религиозных праздников — не ссориться. Сложно это назвать исключительной особенностью Маковея, но в этот день просто не хочется конфликтовать — выпечка, сладости, цветы, поздравления — это не способствует ссорам.

Успенский пост 2019 – что можно и нельзя есть: питание по дням

По православным традициям, в Медовый спас брали «выходной» и не занимались работами в огородах и на полях. Это можно объяснить еще тем, что август — ленивый месяц для сельскохозяйственных работ. В последний месяц лета уже нет большого наплыва работы, все ждут сбора урожая — можно позволить и отдохнуть денек. 

Наши предки готовились заранее к празднику и занимались домашними делами заранее. Потому что еще один запрет дня — уборка в доме.

В Медовый Спас нельзя желать кому-либо зла, и не только потому, что оно может вернуться к вам. Поскольку на этот день приходится начало поста, существуют и запреты в еде. Так, можно употреблять только невареную растительную пищу – сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед или хлеб.

Маковея 2019: что нельзя делать (видео)

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.unian.net/lite/holidays/10648716-medovyy-spas-v-ukraine-chto-svyatit-v-cerkvi-na-makoveya.html

Христианство — не религия единоличников, или Что делать, если в церкви толкаются и мешают молиться

«Братья и сёстры!», — привычно обращается с амвона священник, и мы с вами настраиваемся на предстоящую проповедь. Обращение это не режет слух, кажется правильным, естественным и логичным. Ну а кто ж мы — самые настоящие братья во Христе, разве нет?

Вроде братья А вроде и нет? Продолжая сегодня разговор о центре жизни православных — Иисусе Христе и Его Литургии, поразмыслим над очень важным вопросом. Евхаристия — это Таинство собрания.

«Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них», — говорит Спаситель. Слова эти самым прямым образом относятся и к Литургии. «Вы — Тело Христово, а порознь — члены», — напоминает апостол Павел.

Это он о том, что Церковь — не кирпичное здание, не юридическая организация, а великое чудо соединения во Христе верующих.

Вот с разных сторон спешат к храму люди. Каждый думает о своём: кто-то мечтает о предстоящем отпуске, кто-то судорожно вспоминает, выключил ли газ под борщом, заранее сваренным к обеду. И все эти люди, перекрестившись перед дверьми, входят в храм. А потом (да, именно так и положено — к уже собравшемуся народу) в церковь вступает священник. Он без них — голова без тела, они без него — тело без головы. А вместе — Церковь. Начинается служба.

И здесь, на Литургии священник становится Христом, народ — Телом Христовым. Здесь, в церкви, верующие возносятся в то самое Царствие Божие, верующие становятся святыми — не потому, что мы упорной борьбой избавились от страстей, а потому, что Господь нас так сильно любит, что создал на земле Церковь — «народ святой, царское священство, род избранный».

Да, нам ещё долгими трудами возрастать в святости, но это было бы не возможно, если бы она уже не была в нас с того самого дня, как Крещением мы вошли в Церковь.

Радостная обязанность христиан

Таинство собрания Это первый акт Божественной литургии, то, без чего она состояться не может. В одиночку священнику служить нельзя. И наоборот: собери хоть тысячу искренне верующих христиан, если нет среди них батюшки или владыки — никакой Литургии не получится. Но вот беда — понять и осознать, что мы действительно братья и сёстры, да что там — ещё ближе друг к другу — понять этого мы зачастую не можем

Собраться в воскресенье в храме и явить собой Церковь — вот радостная обязанность христиан. Соединиться с Господом, друг с другом, с ангелами и святыми, с усопшими — вот ликующий призыв колокольного звона. Стать «народом святым», как херувимы воспевать на Небе славу Триединому Богу — вот однозначный смысл литургического пения. А мы?

Глоток свежей воды или скучная «обязаловка»?

Мы Мы много чего. И спим, и опаздываем, и стоим бездумно, и не причащаемся Тела и Крови Христовых. Конечно, в первую очередь от недопонимания. Всё-таки, многие из нас ещё вчера, кажется, в храм заглядывали только при большой беде, чтобы поставить три свечки Матроне («точно поможет, я тебе зуб даю»).

И норма бывать на воскресных службах для потихоньку «воцерковляющихся» (слово, всё-таки, меткое и верное) — норма эта сначала показалась жестокой (единственный выходной ведь, а спать когда?), странной (ну пришёл, постоял, а дальше?), неудобоносимой (люди толкаются, и парафин душит — плохо мне!), необязательной (да я сегодня дома помолюсь лучше)

А потом? Спросите у тех, кто причащается по воскресеньям, и они расскажут! Расскажут, что Литургия для них — глоток свежей воды после шестидневного странствия по пустыне. Расскажут, что Пасха без Причастия — не Пасха. Расскажут, что восклицание Давида «Один день во дворах Твоих лучше тысячи» — не высокопарная выдумка, а самая настоящая правда.

О трупах в холодильнике

Поистине, как говорил отец Александр Шмеман, даже пищу нашу мы храним в холодильнике, иначе она испортится, как труп. Жизнь без иной пищи — Хлеба Небесного, Таин Христовых — не жизнь. Они так и называются — Животворящие. И тело, и душу, и дух оживляют.

Посмотрите на святых — худые вроде, постятся вечно — а какие титаны! Святой Иоанн Кронштадтский — ему почти восемьдесят, а он спит два часа в сутки — и не от бессонницы, как мы, а потому что после целого дня трудов ложится за полночь, и встаёт в три утра.

И целый день как белка в колесе — и служит, и проповедует, и больных навещает, и милостыню раздаёт Причащается каждый день. Говорит, силы дают ему именно Они — Страшные Животворящие Тайны.

Отойдите, пожалуйста, вы мне мешаете

Но вернёмся к первому условию Литургии — собранию. Удивительно, как много может дать внимательное отношение к этому. Вот сейчас мы ходим в церковь часто поодиночке, а приходя, друг на друга смотрим иной раз как на преграду, заслоняющую вид служащего в алтаре священника — и только. Но мы же братья и сёстры? Как так? Мы, скажем больше — ближе, чем братья и сёстры.

Помните, как радостно было узнать, что поскольку Господь соединил мужа и жену «в плоть едину», между ними нулевая степень родства, они — одно тело, что они ближе друг к другу, чем мать и сын, чем брат и сестра Но вдумайтесь только в уже упомянутые выше слова святого Павла: «Вы — Тело Христово».

И мы, благодатью Святого Духа, — являя Церковь, становимся таинственным единым Телом.

Быть может, потому и сказал Христос: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах», ибо в вечной Литургии Небесного Иерусалима все мы, дай Господи, будем соединены так тесно, что и помыслить трудно.

Ты грешишь — и я грешу, вместе мы грешим

Есть такая мысль у богословов, что христиане, насколько тесно связаны, настолько и зависят друг от друга. То есть грешу я — как часть Тела Христова, а другим членам Тела Христова спасаться становится тяжелее. И наоборот, заставлю я себя вечером помолиться — и кому-то за стенкой аналогичное решение дастся легче.

Отец Андрей Ткачёв приводит такой пример: какой-нибудь монах в пустыне, о котором никто и слыхом не слыхивал, воюет всю жизнь с легионом бесов — а в городе неподалёку люди живут мирнее и спокойнее, и молиться им легче, и дела добрые делать — ибо тёмные силы брошены туда, в пустыню, к подвижнику — и войско ада в городке проигрывает.

Пример упрощённый, но понятный.

Надо запомнить: христианство — это не религия единоличников. Тут ты в ответе за всех, и твоя жизнь, твоё спасение — не только личное, но и зависит от принадлежности твоей к Церкви, которая и есть — спасение.

Помните святого Серафима Саровского с его «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя»? От меня, от вас, читающих эти строки — зависят тысячи душ.

По выражению того же протопресвитера Александра Шмемана, «как бы yзко и огpаниченно в своих возможностях ни было наше собственное сyществование, каждый из нас несет на себе ответственность за какyю-то кpошечнyю частицy Цаpствия Hебесного».

Огромное здание рушится по кирпичику

К какому высокому и бесконечно счастливому служению призван человек! Помните, юношами мы мечтали спасти мир, и горько плакали, осознавая, что это невозможно? Но вот — «стяжи дух мирен, и тогда тысячи людей спасутся вокруг тебя».

Стяжи дух мирен, яви окружающим Бога, стань проводником Его Света, стань подобным Ему — и люди побегут к тебе, по острым камням рванут в пещеру пустынника, поедут в Псков на перекладных к старцу Иоанну Крестьянкину, не будут давать прохода другому Иоанну в Кронштадте Начаток этого почти совершенного мира, света и радости способны, обязаны являть и мы с вами — грешники, мнящие себя «воцерковлёнными», мы, которые только-только начали подниматься по ступенькам Любви. И свет, который горит в нас — черпать масло для него, поддерживать слабый огонёк мы просто обязаны на Божественной Литургии.

Огромное здание рушится по кирпичику, каждым своим грехом мы корёжим себя, а потом падаем наземь, отрываясь от Церкви, и за нами, не удержавшись, падают новые и новые кирпичи Мы откатываемся всё дальше и дальше, но — о чудо! — когда возопием громким голосом, зарыдаем, как Адам у запертых райских ворот, когда с поникшей головой прильнём под епитрахиль, а потом, бия себя в грудь, как мытарь, соберёмся с такими же, как мы, в храме, и воспоём песнь херувимскую, и «Верую во Святую Церковь» споём, и в вечном свете Сионской горницы вместе с апостолами и Самим Христом соединимся Животворящими Телом и Кровью — вот тогда вновь вернёмся в Дом Отчий и снова станем Церковью. Снова засветим — как можем пока, но засветим, не собой засветим — а Христом. Церковь для того и есть в мире, чтобы являть падшему человечеству истинную цель — Царствие Божие. И поодиночке мы — прах; не соединившись с Богом, ангелами, святыми — пыль. Как говаривал отец Константин Кожевников, песчинка мы — цвета даже не разглядишь, а когда соединимся с таинственным Телом Христовым — начинаем сверкать золотом.

Оглянитесь

Придя в воскресенье в храм, оглянитесь. Мы собрались в Церковь. Мы — братья и сёстры. Скоро, совсем скоро, Христос сквозь затворённые двери придёт к нам, чтобы обнять с Креста своих любимых чад, собранных воедино. «Нас же всех, от единого Хлеба и единой Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие», — попросим мы у Бога, и радостно воскликнем: «Христос посреди нас». И есть, и будет, братья и сёстры! 

Источник: https://tatmitropolia.ru/all_publications/publication/?id=60072

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Кто убил бориса и глеба

Закрыть