Часы в церкви что это такое

Расписание — БРЯНСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

часы в церкви что это такое

Воскресенье:

7:00 — Божественная Литургия (храме в честь Воскресения Христова, исповедь — 6:45). Панихида, молебен (примерно 8:15)

9:00 — Божественная Литургия (для детей, Кафедральный Собор, исповедь — 8:55)

10:00 — Божественная Литургия (Кафедральный Собор, исповедь — 9:35)

11:45 — евангельская беседа (Кафедральный Собор, нижний ярус)

Понедельник, вторник, четверг (изменения на время Великого поста):

8:00 — Часы. Изобразительны. Вечерня

16:30 — Утреня

Среда, пятница:

8:00 — Исповедь. Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

16:30 — Утреня

Суббота (Кафедральный Собор):

8:35 — Исповедь. Часы

9:00 — Божественная Литургия. Панихида, молебен (примерно 10:00)

17:00 — Исповедь. Всенощное бдение

***

Если в какой день случается праздник, расписание Литургий может меняться. Поэтому приходить на Вечернее богослужение очень важно.

***

Каждый понедельник по окончании Божественной Литургии совершается молебное пение Божией Матери перед иконой Ее «Неупиваемая Чаша», во время которого мы молимся за тех, кто находится во власти какой-либо страсти: алкоголизм, наркомания и др

Каждое воскресение в 9:00 в нижнем ярусе Собора совершается Божественная Литургия для детей. Во время Литургии дети стоят перед алтарем, т.е. им все хорошо видно, священник попутно рассказывает о происходящем, в конце Литургии дети причащаются. После Литургии дети пьют чай со сладостями, затем, под руководством ребят из православной молодежки, занимаются творчеством (лепят, рисуют, вырезают и пр.). 

Также в течении года совершается Божественная Литургия с пояснениями, во время которой делаются паузы, там, где это возможно, и священник объясняет смысл и значение происходящего (до и после паузы) на богослужении. О времени и дне такого богослужения будет сообщаться заранее.

Источник: http://sobor-bryansk.pravorg.ru/raspisanie-bogosluzhenij/

Служба в церкви: расписание, время начала и во сколько заканчивается, кому читают молитвы в будние дни — Точка Веры

часы в церкви что это такое

Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь.

Одни ходят в Божий дом для того, чтобы помолиться, другие — поставить свечу за здравие либо за упокой умершей души, третьи — чтобы просто посидеть и насладиться благодатной атмосферой, а четвёртые – причаститься и исповедаться. Однако большая часть православных христиан посещают храмы, чтобы послушать проповеди батюшки и отстоять службу.

Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь

Во сколько начинается служба в церкви

Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб. Особенно это касается заутрений, которые осуществляются в будние дни.

Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб

Также стоит сказать, что есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается. Это Великий Пасхальный пост (сюда не включена пятница и среда) и период страстной седмицы до четверга.

Есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается

В православной Церкви есть конкретное время, которое отводится на утреннюю службу. Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня. Чтобы успеть, батюшки начинают богослужение не позднее 9 утра.

Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня

Тогда на вопрос о том, во сколько начинается и заканчивается в церкви утренняя служба, примерно такой: через 9 часов после наступления полуночи.

 

Что касается больших храмов, то там, по праздничным дням и в воскресенье, литургия может проводиться 2 раз. В первый раз она начинается рано утром, примерно, в 6 часов. Таким образом, человек, которому нужно на работу, сможет успеть отстоять службу (если торжество выпало на будний день), принять обряд Причастия и исповедаться в согрешениях перед батюшкой.

Вторая, как правило, осуществляется до 9 часов утра. Особенное значение имеет литургия, которая проводится архиереем. Здесь богослужение может начаться ещё позже – в 9-30.

: Вечерняя служба в церкви: время

Какие службы проводятся в церкви

Помимо утренней службы, в соборах осуществляются и другие – дневные и вечерние. Раньше их насчитывалось 9. Проводились они по отдельности. Но позже Церковь решили внести некоторые изменения, поскольку, в силу занятости, многие прихожане не имели возможности такое количество времени находиться в храме.

Особенно почитается Церковью вечернее богослужение

Источник: https://achair-city.ru/vera/sluzhba-v-tserkvi-raspisanie-vremya-nachala-i-vo-skolko-zakanchivaetsya-komu-chitayut-molitvy-v-budnie-dni.html

Изучаем чинопоследование часов

часы в церкви что это такое

Мы открываем рубрику «Церковная школа». Когда мы слышим это название, то сразу же представляем себе детей, идущих на занятия в воскресную школу. Между тем учиться в ней может и должен каждый христианин. На страницах нашей газеты «Церковная жизнь» священнослужители и сотрудники Покровской епархии будут вести уроки на различные темы, интересующие верующего человека. Сегодня урок литургики ведет священник Алексий Савин, клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска.

Рад приветствовать вас в церковной школе. Сегодня мы поговорим о богослужении. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Эта наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и включает в себя множество разделов: история и развитие богослужения, устройство храма, творчество церковных песнотворцев, богослужебные книги и т.д.

Многие задают такой вопрос: нужно ли вообще христианам, не состоящим в церковном клире, изучать богослужение, его последовательность, особенности и историю. Например, всеми нами любимый преподобный Серафим советовал изучить последование службы, чтобы потом умом следить за ее ходом. На церковные службы Прохор (имя святого до принятия монашества) являлся прежде всех, выстаивая неподвижно все богослужение, как бы оно ни было продолжительно.

Тема нашего урока сегодня — чинопоследования часов, входящих в суточный круг богослужений. В наши дни часы занимают немного времени и присоединяются к вечернему богослужению или к Литургии. Их не воспринимают как отдельное богослужение, а порой не считают даже нужным на них присутствовать. Между тем эта часть нашего суточного круга важна, насыщенна и интересна, как и все остальные.

История вопроса

Свое название часы получили вследствие строгого смыслового и хронологического соотнесения с определенным временем суток. Римские сутки начинались в полночь и в полночь заканчивались. День (в узком значении) продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь, соответственно, с 6 часов вечера до 6 часов утра.

Римляне евангельских времен для военной караульной службы делили ночь на четыре стражи (вигилии), по три часа в каждой страже.

День также был разделен на четыре дневные стражи, или тричасия, именуемые обобщенно «часами»: первый час (с 6 до 9 часов утра), третий час (с 9 часов утра до полудня), шестой час (от полудня до 15 часов), девятый час (от 15 до 18 часов), (ср.: Мк. 15, 33; Деян. 2, 15; 3, 1; 10, 3).

Богослужебные часы посвящены преимущественно воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени — тричасия, или стражи, с которыми они совмещены хронологически в рамках дневного цикла.

В первый час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него.

В третий час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2).

В шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле.

В девятый час — последние слова Господа и его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер.

По свидетельству святителя Климента Александрийского, христиане отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. Об этом же говорится в 34-й главе Апостольских постановлений (II–III века). Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш». В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня.

В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому.

По Уставу

Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени (по окончании вечернего богослужения), третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней. На службе первого часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, третьего — 16, 24 и 50, шестого — 53, 54 и 90, девятого — 83, 84, 85. Различают часы великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели. На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами. На шестом часе читается паремия (отрывок из Священного Писания). В конце каждого часа читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.

Великие часы служатся в Великую Пятницу и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. Царскими они стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Чинопоследование этих часов имеет свои особенности. Все часы читаются вместе перед Евангелием на аналое. Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На них не читаются псалмы, другие молитвы. Вместо них поются пасхальные песнопения: тропарь Пасхи, «Воскресение Христово видевшее» и др.

Вседневные часы совершаются во все остальные дни года.

Правила поведения

На чинопоследовании часов не поются особенные песнопения, не совершается торжественных шествий. Поэтому часто прихожане задают вопрос: можно ли во время чтения часов ходить по храму, ставить свечки, важно ли не пропустить их чтение или можно и нужно сосредоточиться на основной службе Литургии или вечернего богослужения? И можно ли уходить с первого часа?

Однако нужно помнить, что каждое богослужение важно. Поэтому если нам приходится выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, нужно просить у Бога прощения. Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености — вычеркивал.

Но еще в первые века христиане старались освящать молитвой третий, шестой и девятый часы, в книге Деяний мы читаем, как апостолы молятся в часы шестой и девятый (Деян. 3, 1; 10, 9), соблюдают третий час (Деян. 2, 1–15).

И для нас, современных христиан, ничего, в сущности, не изменилось, нам также необходимо освящать молитвой свое пребывание на этой земле. Нельзя считать чтение часов чем-то второстепенным, во время их чтения нужно постараться не отвлекаться на написание записок, покупку свечей.

Это нужно сделать заранее, чтобы вспомнить события Евангельской истории и, не отвлекаясь, помолиться Богу словами псалмов.

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/35

Что происходит в алтаре, когда читают часы?

В алтаре во время чтения часов (третьего, шестого и часто девятого) происходит Проскомидия. 

Проскомидия (от греч. «принесение») – это первая часть Литургии, совершаемая при закрытом алтаре, вполголоса, при чтении третьего, шестого (иногда девятого) часов. Во время проскомидии совершается приготовление хлеба (греч. Просфора, т. е. «приношение») и вина для Евхаристии. Как правило, для проскомидии требуются пять просфор, в память пяти тысяч, насыщенных пятью хлебами), а также напоминания о том, какое духовное насыщение ожидает всех нас в Таинстве Евхаристии.

Для собственно Причащения требуется одна просфора – Агнец, поскольку

«мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17).

Священник копием трижды делает на большой (агничной) просфоре изображение креста, далее вырезает кубообразную середину — Агнец, который полагается на дискос. Священник крестообразно надрезает Агнец с нижней стороны  (символизируя жертву Агнца Божия – Иисуса Христа) и правую его сторону (как ребро Спасителя, Ин. 19, 34). В чашу изливается вино, смешанное с водою.

Из второй («богородичной») просфоры священник вынимает частицу в честь Божией Матери, и полагает ее по правую сторону от Агнца.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил храм василия блаженного

Из третьей «девятичинной» вынимается девять частиц в честь святых, эти частицы полагаются по левую сторону от Агнца, по три в ряд.

Из четвертой вынимаются частицы за живых, полагаются ниже Агнца.

Из пятой вынимаются частицы за умерших, и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Одновременно прочитываются «записки» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих.

В завершение проскомидии иерей благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, покрывает дискос и потир двумя небольшими и одним большим покровцами («воздухом»), кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

История Проскомидии

Из истории: по описанию, данному в труде «Евхаристия» (проф. арх Киприан (Керн), ранее (до XI-XII вв.) обряд был иным, более простым, например, хлеб полагался на дискос нетронутым, Агнец не вынимали, само преломление происходило прямо перед Евхаристией, читалась только молитва предложения.

Постепенно процесс усложняется: упоминания о начертании креста, прободении, вынимании Агнца и иных действиях появляются у Николая Кавасилы (ХIV в.). В ХV в. в списках появляются упоминания о надрезывании вынутого Агнца и более сложном полагании на дискос. Когда появились дополнительные, кроме агничной просфоры, установить трудно, но можно Афоно-Есфигменовский Илитарий (ХIV в.

) содержит уже очень подробный порядок, включающий Божию Матерь, святого Иоанна Предтечу, пророков и апостолов, святых и богоносных отцов, священномучеников, целителей и бессребреников, преподобных мужей и жен, a за ними живых и усопших христиан и, наконец, самих священнодействующих, а также с влиянием поместных церквей вводится понимание новых святых.

Требовалось увеличение числа проскомидийных просфор, и по сей день их число может увеличиваться до семи (при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной)

В чем смысл проскомидии

Смысл Проскомидии не просто в том, чтобы подготовить все для Евхаристии. Каждый предмет напоминает нам одновременно о Рождестве и о Распятии.

Дискос – и Вифлеемский Вертеп и Голгофа, звездица — не только вифлеемская звезда, но и крест, покровцы — одновременно рождественские и погребальные пелены Спасителя; потир — Чаша Тайной Вечери, приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием — прободение ребер Спасителя.

Все частицы в единстве – это Церковь Божия, сочетающая в себе Божию Матерь, ангелов, всех святых, всех верующих (живых и упокоившихся). Каждение — осенение Святым Духом.

Проскомидия – это воплощение Рождества и Распятия. Священник приносит жертву – Агнца, а все мы участвует в этом.

За каждое имя, упомянутое в «записочке», вынимается частичка из просфоры и рядом со вей Небесной Церковью встает множество частичек Церкви Земной, даже тех, кто далеко от Христа и Церкви, предал Его. Но пока есть люди, которые молятся за них, их, как расслабленного, приносят к ногам Христа.

В итоге Проскомидии все мы вместе, Небесная и Земная Церковь, пребываем в едином Христе, и ожидаем, чтобы омыться Его Кровью, оправдаться его Жертвой. Господь в покое, во гробе, и иерей кадит храм  ладаном, тем самым, который принесли волхвы принесли в дар Новорожденному.

По время каждения алтаря иерей читает пасхальный тропарь, который напоминает о том, что Проскомидия и начало Литургии соответствуют концу нашей жизни на земле и вхождению в Царствие Небесное. Поэтому после того как священник покадил церковные сосуды, он подходит к Царским Вратам и открывает завесу в ознаменование пришествия Господня и нашего спасения.

Источник: http://iksha-hram.ru/katexizaciya/chto-proisxodit-v-altare-kogda-chitayut-chasy/

Общее расписание богослужений

Расписание праздничных богослужений на ближайшую неделю представлено в календаре. (Оно уточняется в конце предыдущей недели.)

Повседневные

6:00 Братский молебен, Полунощница (совершаются, если служба накануне вечером не является Всенощным бдением).

7:00 3-й и 6-й Часы, Божественная литургия.
17:00 9-й Час, Вечерня, Утреня, 1-й Час.

Великим постом, в храме Св. Отцов:

6:00 Братский молебен, Полунощница, Часы, Изобразительны, Вечерня.
В среду и пятницу, а также в дни, когда накануне было полиелейное богослужение, Вечерня совершается в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.

16:30 Повечерие, Утреня, 1-й Час — с воскресенья по четверг. В пятницу вечером начало вечернего богослужения в 17:00.

В субботу

6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.

17:00 Всенощное бдение в Троицком соборе.

В воскресенье

6:45 Часы, Божественная литургия в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 8:45 Часы, Божественная литургия в Троицком соборе.

17:00 9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

В дни больших праздников

Накануне праздничного дня в 17:00 в Троицком соборе совершается Всенощное бдение. В самый день праздника бывает одна или две Литургии — это указано в отдельном расписаниии праздничных богослужений. Братский молебен и Полунощница в день праздника не совершаются.

Молебны и акафисты

Акафисты, совершаемые с третьей недели по Пятидесятнице до недели Праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым): – благоверному князю Даниилу Московскому – по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе; – преподобноисповеднику Георгию Даниловскому – каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу) – в Покровском храме; – иконе Божией Матери «Троеручица» и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно – по пятницам в 17:00 в Троицком соборе.

Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Заказные молебны, акафисты и панихиды

По будням в Покровском храме:

9:30 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому, по окончании — заказная панихида.
13:30 заказные молебны.

По воскресеньям и большим праздникам когда в монастыре совершается две Литургии, в Покровском храме:

По окончании поздней Литургии, примерно в 11:00-11:30 — водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому.

Заказные молебны и панихиды не совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.

Краткий молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00 кроме дней когда в монастыре служится Всенощное бдение.

Молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица» в храме прп. Серафима Саровского совершается по вторникам и пятницам в 10:00.

Таинство исповеди:

С понедельника по пятницу — в 7:00 в храме Св. Отцов.

Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.

По субботам:7:00 — в храме Св. Отцов; 8:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи;

17:00 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

По воскресеньям и большим праздникам:
6:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Накануне больших праздников, когда совершается Всенощное бдение с Литией, — в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Таинство Освящения елея – Соборование

Совершается только во время Великого поста кроме первой седмицы по четвергам в 17:00 в Троицком соборе.

На Страстной седмице — в Великий вторник.

Беседа со священником

Ежедневно в приемной братского корпуса можно задать вопросы и поговорить со священником.
Время приема: на буднях 9:00-17:00; в воскресные и дни больших праздников, когда в монастыре совершаются две Литургии, 12:00-17:00.

В монастыре не совершаются:

Крещение, Венчание, Отпевание.

Заказать молитвы о здравии и упокоении

В храмах монастыря за свечным ящиком и в иконных лавках, а также через интернет, можно заказать следующие молитвы:

Записка на ЛитургиюМолебен прп. князю Даниилу МосковскомуМолебен с акафистомМолебенПанихидаСорокоустНа полгодаНа 1 годНа 2 года

На 5 лет

Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязанской области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».) На одно имя принимаются заказы на 40 дней, полгода, год.

Заказ молитв возможен только при личном обращении. Принимаются имена только православных христиан. Имена лиц, сознательно окончивших жизнь самоубийством, не принимаются.

Tweet

Четверг, 19 Март, 17:00Соборование — Троицкий собор
Пятница, 20 Март, 17:00Заупокойное богослужение — Троицкий собор
Суббота, 21 Март, Поминовение усопших
Суббота, 21 Март, 06:30Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи
Суббота, 21 Март, 06:45Часы, Литургия, Панихида — Храм Св. Отцов
Суббота, 21 Март, 08:45Часы, Литургия, Панихида — Троицкий собор
Суббота, 21 Март, 17:00Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи
Суббота, 21 Март, 17:00Всенощное бдение — Троицкий собор
Воскресенье, 22 Март, 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Воскресенье, 22 Март, Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Воскресенье, 22 Март, 06:30Исповедь — храм Рождества прор. Иоанна Предтечи
Воскресенье, 22 Март, 06:45Часы, Литургия — храм Св. Отцов
Воскресенье, 22 Март, 08:45Часы, Литургия — Троицкий собор
Понедельник, 23 Март, Седмица 4-я Великого поста

 

Источник: http://msdm.ru/raspisanie-bogosluzhenij

Божественная литургия в церкви

Слово «Литургия» впервые появилось в Греции и означало дело, сделанное совместно. При проведении Божественного служения совершается Таинство Причащения, когда после покаяния и исповеди православные причащаются Телу и Крови Иисуса через принятие кусочков просфоры и виноградного вина.

Христианские основы Евхаристии

Две тысячи лет тому назад Христос на Тайной вечере оставил заповедь, принимать причастие в память о Нем, вкушая хлеб и вино. Современные христиане приобщаются Его Крови через это таинство, совершаемое во время Божественной Литургии.

Божественная литургия – самое важное богослужение

В прежние времена Великое богослужение называлось обедней, католики проводят причастие на мессе.

Первые христиане в иудейском обществе воспринимались, как секта, поэтому подвергались гонению. Неся евангелие Христа в мир, рассказывая о значении Евхаристии, ученики Иисуса постоянно подвергались нападкам общества, поэтому часто их богослужения проходили под покровом тайны.

После служений язычникам апостол Павел отстоял предложение допускать к причастию новообращенных язычников без соблюдения закона Моисея об обрезании. На первых служениях практически ежедневно читались псалмы, говорились проповеди, пелись молитвы, и все служения заканчивались воспоминаем о Тайной Вечере. На общих молитвах христиане каждый день преломляли хлеб и принимали вино, вспоминая о земной жизни Спасителя.

Читайте о Православной Церкви:

Позже это действие назовут Евхаристией, которая является центральной частью Божественного служения. В отличие от иудеев, христиане:

  • отказалась от кровавых жертв, приняв единую и последнюю жертву, Божьего Агнца, Иисуса Христа;
  • могут рукополагать любого человека на земле, принявшего христианство, а не только Аароновых потомков;
  • местом служения выбирают весь мир;
  • молитвенные богослужения могут проводить как днем, так и ночью;
  • ввели часы по время служения.

Богослужебные часы

Молитвы, время чтения которых определяется временем суток, называется часами. Во время этих молитв, которые длятся всего четверть часа, от присутствующих требуется максимальная концентрация внимания, чтобы отвлечься от мирской суеты и почувствовать Божье присутствие во всей полноте.

Богослужебные Часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное

После часов, которые начинаются в шесть вечера, идет обычное богослужение.

Божественное служение начинается с вечерни и повечерни, которые начинаются в 17.00 и 21.00 соответственно.

Ночное служение заканчивается полунощной, после чего следует утреня, начинается в 7 часов утра, на ней звучит молитва Первого часа. Третий час читается в 9 утра, Шестой — 12.00, заканчивает дневные молитвы Девятый час в 15 часов. Божественная Литургия служится с Третьего по Девятый час, хотя каждый храм имеет свое расписание.

В расписание молитвенных часов вносят свои коррективы посты, праздники и особые даты. Например, перед Святым Воскресением ночное бдение объединяет такие богослужения, как вечерня, повечерие и полунощница.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется буддийский храм

Важно! Божественная Литургия и Евхаристия не проводятся в Великую Пятницу.

Читайте о других днях Страстной Седмицы:

  • Великий Понедельник
  • Великая Среда
  • Великий Четверг

Последовательность проведения Божественной Литургии

Таинство причастия в православии называется Евхаристией, богослужение, на котором совершается Причастие, и есть Литургия. Это слово на греческом языке состоит из двух составляющих, первая означает общественная, произошла от части слова «литос», вторая — «эргос» в переводе означает служба.

Литургия, как правило, совершается до обеда и состоит из трех частей:

  • Проскомидии;
  • Литургии оглашенных;
  • Литургии верных.

Истоки великого служения начались в раннем христианстве, изменения произошли в самой церкви, но неизменными остались как основа, так и символика.

Предметы для проведения Литургии

Богослужения, во время которых совершается Евхаристия, проходят практически ежедневно, исключение составляют некоторые дни во время Поста Великого, Рождественского, в среду и пятницу недели, предшествующей Пасхальному воздержанию и несколько дней, о них можно узнать в расписании храма.

Во время великого богослужения вспоминается жизнь Спасителя, начиная от Благовещения до Его Воскрешения.

Проскомидия

Во время чтения заздравной и заупокойной молитвы двери алтаря закрыты, за ними иерей готовит хлеб и виноградное вино для Евхаристии.

Когда Великие Дары готовы, читается Третий и Шестой час, вспоминая все пророчества из Старого завета о рождении Мессии и само Рождество Иисуса. Во время Проскомидии вспоминаются ушедшие к Богу Святые, пророки и апостолы.

Литургия оглашенных

Необычность названия этого богослужения исходит из того, что к нему допускались не только люди, принявшие православие через Крещение, но и те, кто готовится это сделать, оглашенные. Это часть Божественного служения призвана подготовить присутствующих к принятию Святых Даров.

Антифонное пение начинает вторую часть службы пением «Единородный сын», далее священники выносят евангелие, после чего продолжаются пения, прокимен и начинается проповедь.

Литургия оглашенных

Хор поет «Аллилуйя» и стихи из Псалтыря, после чего снова читается проповедь, которую завершает ектения — молитвенное прошение. В этой части служение отличается от остальных двух тем, что на каждый стих звучит «Аминь» или «Господи, помилуй», после чего верующие накладывают на себя крестное знамение.

На заметку! Ранее оглашенные покидали храм, в настоящее время они остаются на месте, но только, как наблюдатели, а не участники.

Литургия верных

Херувимская песня звучит перед Великим ходом, открывающим третью часть Божественной Литургии. Открыв Царские Ворота алтаря, диакон, читая псалом 50, делает обход:

  • престола;
  • алтаря;
  • иконостаса;
  • священника;
  • прихожан.

Святые дары переносятся на престол, после чего Царские врата закрываются и читают «Символ веры».

Анафора, читаемая далее, является основной частью Литургии. Это евхаристическая молитва, в которой вспоминается Тайная вечеря, призывается Дух Святой и звучит ходатайственное прошение за живущих и ушедших в Небеса. Во время анафоры происходит божественное превращение хлеба и вина в Святые Дары — Тело Господнее и Его Кровь.

Анафора представляет собой евхаристическую молитву, читаемую священником

Причащение начинается после прочтения Господней молитвы «Отче наш». Христиане перед принятием Причастия три дня должны проводить в посте. Божественная Литургия является символом воспроизведения жизни Спасителя на земле, каждое действие великого богослужения имеет свое значение.

После Евхаристии диаконом произносится краткая ектения с благодарением Всевышнего за Причастие, после чего отпускают прихожан с миром по домам.

Разновидности Литургий сообразно византийского обряда

Православные богослужения насчитывают 5 великих литургий, в настоящее время проводится только три из них. Как классический вариант, описанный выше, проводится богослужение, основанное Иоанном Златоустом.

Десять раз в течение года совершается Литургия Василия Великого, отличающаяся более длинными молитвами.

Во время Великого поста звучит Литургия Преждеосвященных Даров, написанная Григорием Двоесловом. На этой службе отсутствует Проскомидия, Евхаристия совершается ранее освященным хлебом и вином.

Ряд приходов Православной церкви за рубежом проводят Великое богослужение Иакова, отличительной чертой которого являются некоторые перестановки в анафоре.

Апостол Марк составил Литургию, которая получила свое почитание только 2007 году на Архиерейском Синоде Православной церкви, она совершается в некоторых зарубежных русских храмах.

Пояснение Божественной Литургии

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/bozhestvennaya-liturgiya-v-tserkvi.html

Церковь святого Петра в Цюрихе — самая старая и самая величественная церковь Цюриха

Адрес: Швейцария, г. Цюрих
Координаты: 47°22'16.0″N 8°32'26.7″E

: 

Краткое описание

Строительство и история

Интересные факты о первой протестантской церкви

Церковь Святого Петра на карте

Краткое описание

В каком бы месте бизнес-столицы Швейцарии Цюриха не находился ее гость, он всегда сможет увидеть и сориентироваться в городе по башне церкви Святого Петра с острым шпилем.

Общий вид на церковь

Высота храма Цюриха – далеко не главная его особенность. Церковь Святого Петра в Цюрихе – это еще и самая старая церковь города, которая на протяжении всей своей истории неоднократно перестраивалась и реконструировалась.

Этот величественный Евангелистко-реформистский храм к которому всегда с особым уважением и благоговением относились коренные жители, возвышается на небольшой и узкой улице под названием «Шлиссель-гассе».

Большинство туристов, желающих посмотреть на эту одну из главных достопримечательностей не только Цюриха, но и всей Швейцарии, добираются до Церкви Святого Петра на общественном транспорте: проехать на автомобиле по миниатюрным улочкам старого квартала практически невозможно. От реки, по разным берегам которой стоят Фраумюнстер и Гроссмюнстер, до церкви Святого Петра ходят сразу два трамвая: №4 и №15.

Церковь Святого Петра считается одним из немногих мест, куда постоянно направляются группы паломников, состоящие из протестантов. Правда, путешественнику или бизнесмену, прибывшему в город с деловым визитом, следует обязательно выкроить полтора часа для осмотра этого памятника архитектуры и истории.

Перед посещением храма необходимо захватить с собой фотоаппарат, чтобы сделать на память снимки на фоне не только старейшей церкви Швейцарии, но и самых огромных часов во всей Европе.

Именно в этом протестантском храме ведут отсчет времени часы, занесенные в книгу рекордов Гиннеса, как самые большие в Старом Свете: диаметр часов, которые коренные жители Цюриха еще в далекие времена прозвали «Толстый Петр», составляет девять (!) метров. Только стрелка, отсчитывающая минуты, имеет длину чуть более четырех метров.

Говорить о точности этих часов, наверное, будет лишним, ведь речь в данном материале идет о достопримечательностях Швейцарии, страны, в которой к времени относятся с величайшим почтением.

Вид на северный фасад церкви

Церковь Святого Петра строительство и история

По сохранившимся до наших дней документам, можно сделать определенный вывод: первое упоминание о церкви, названной в честь Святого Петра, относится к 857-му году.

Была она построена по приказу Людвига II Немецкого, того самого монарха, у которого была дочь, проповедующая христианскую веру.

Именно для нее Людвиг II возвел на территории современного Цюриха несколько храмов, и именно его дочь стала первой аббатисой женского монастыря Фраумюнстер, получившего практически сразу после его основания безграничную власть над городом и окрестностями.

В том, что ранний храм был построен по приказу Людвига II Немецкого, никто не сомневается, однако существуют доказательства, что на месте церкви Святого Петра еще задолго до ее появления стояло небольшое фортификационное сооружение с часовней.

Руины древнейшей крепости были найдены в результате многочисленных археологических раскопок, проводимых учеными на территории церкви Святого Петра.

Эти факты говорят лишь об одном — место, где сейчас возвышается храм с остроконечным шпилем, задолго до его основания имело стратегически важное назначение.

Как бы там ни было, современные историки привыкли опираться на официальные данные, а не на предположения археологов. В Швейцарии сохранилось огромное количество документов, по которым можно с уверенностью говорить о дате того или иного события. Естественно, такие летописи велись во многих странах Европы, однако только Швейцария практически всегда поддерживала нейтралитет и не участвовала во многих разрушительных и кровопролитных войнах.

Церковная башня

Благодаря этому древнейшие архивы, в которых хранятся бесценные летописи, датируемые еще 6-8 веками, остались в полной сохранности. Именно в этих летописях четко обозначена дата окончания строительства церкви Святого Петра и даже описан ее внешний вид.

В 857-м году храм, построенный в честь одного из апостолов Христа, имел высоту чуть менее 10 метров.

Довольно скромное сооружение, если сравнить его с женским монастырем Фраумюнстер, который был построен несколько позднее все тем же королем Людвигом II Немецким.

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/416-tcerkov-sviatogo-petra-v-tciurikhe

Георгиевский собор

С 2009 года при Георгиевском Соборе действует воскресная школа. Учителями и наставниками детей являются опытные педагоги, большинство из которых закончилимиссионерско-катехизаторские курсы.

Директором воскресной школы ныне является клирик Георгиевского собора священник Александр Красильников.

Деятельность воскресной школы начиналась с трех групп. Сейчас школа разрослась до 8 детских групп, включающих дошкольную, основную и старшую ступени,действует 1 группа для взрослых, 2 кружка рукоделия, детско-юношеский хор, клуб любителей истории отечества, православный киноклуб. Регулярно совершаются паломнические поездки. Учащиеся приобщаются к культурному наследию нашего Отечества, изучают жизнь своих предков и подвиг Новомучеников и Исповедников одинцовской земли.

I. Дошкольная ступень воскресной школы

Дети в младшую группу набираются с 3,5 лет. В этом отделении действует 3 группы. Каждый педагог ведет свою группу на протяжении трех лет. Малыши приобщаются к Храму через игру, рисование, сказки, т.е.

те доступные для них средства, через которые малышам можно донести: Бог совсем рядом, Он всегда рядом с тобой, Бог создал для тебя этот прекрасный мир, в котором так здорово жить, любить маму, папу, не обижать других. На занятия малыши приходят вместе со своими родителями, ведь в этом возрасте родители – самые важные, главные люди для своих детей.

Именно через родителей, через семью ребенок впитывает чувства, отношения, впечатления – то, что в дальнейшем станет основой его мировоззрения.

Учебная программа строится по программе «Добрый мир» (православная культура для малышей).Все занятия для дошкольников дополнены авторскими тематическими уроками рисования, которые проводит опытный педагог дошкольник с 40-летним стажем.

II. Средняя ступень Воскресной школы

На этой ступени занимаются ребята с 7 до 13 лет. В этом отделении действует 4 группы. В этом возрасте основным занятием детей является учеба в школе, ребята стремятся к освоению новых знаний, в Воскресную школу они приходят с родителями. На занятиях дети узнают основные понятия о храме и поведении в нем, Богослужении, Священном Писании, церковных праздниках, начинают открывать для себя удивительный церковнославянский язык, погружаются в удивительную атмосферу древних повествований.

Занятия на данной ступени ведутся по учебно-методической программе «Вертоград».

С этого возраста ребята начинаютзаниматься в театральном кружке готовить спектакли на такие праздники как Рождество Христово, Благовещение, Пасха, День славянской письменности, Деньнародного единства, День матери, День Победы.

Каждый год на праздники Богоявления и в Светлую Пасхальную неделю воспитанники воскресной школы посещают отделение Одинцовской ЦРБ. Ребята поют песнопения, раздают духовную литературу и подарки, неся Свет Христов, тепло своей души идобро другим людям.

Наиболее достойные ученики к празднику Рождества Христова получают благословение на помощь в Алтаре Георгиевского Собора г. Одинцово.

III. Старшая ступень воскресной школы для детей

В этом отделении действует 2 группы, девочки и мальчики занимаются отдельно. Ребята в подростковом возрасте посещают беседы со священником.

Воспитанники обсуждают Евангельские повествования, говорят на нравственные темы, затрагивают волнующие школьников общественные и личные проблемы, смотрят и обсуждают различные фильмы.

Задачей священника является передача своего опыта и актуализация для ребят тех знаний, которые дети получили на предыдущих ступенях. В этом возрасте подростки перепроверяют на личном опыте и определяют жизненные приоритеты для будущей жизни.

Детские кружки при воскресной школе

1. Детско-юношеский хор. Многие воспитанники воскресной школы поют на регулярных «детских» Литургиях. Службы проходят в Иоанно-Предтеченским приделе, на нижнем ярусе Собора, где и находятся помещения Воскресной школы. Для участия в богослужении и концертах, посвященных значимым для православной культуры праздникам, ребята регулярно участвуют в хоровых спевках и изучают сольфеджио.Действуют две подготовительные группы для хора: «Кнопочки» и «Звездочки».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как церковь относится к эко

2. Кружок гитары. Воспитанники воскресной школы готовят гитарные выступления для внутренних концертов в воскресной школе.

3. Кружок народного творчества (работает детское и взрослое отделение).

На Рождество, на Вербное воскресение и на праздник Святой Троицы силами кружка народного творчества проводятся ярмарки. Желающим передать свои работы можно позвонить: 8-916-619-77-94 Ирина.

4. Кружок журналистики. Ребята готовят выпуски приходской газеты «Росток».

5. Клуб любителей истории отечества

Источник: https://www.odinblag.ru/georgievskiy

Часы (церковная служба). Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Входят в суточный богослужебный круг (совершаются один раз каждый день).

  • Первый час (соответствует нашим 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается множество событий: непрестанное славословие ангелов, изгнание из рая Адама и Евы, ночную молитву Господа Иисуса Христа, Его страдания на суде Каиафы, Страшный суд. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в апостольские времена.
  • Третий час (9 часов утра) — воспоминаются произошедшие в это время суток Суд Пилата и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов.
  • Шесты́й час (12 часов — полдень) — воспоминается грехопадение прародителей и пригвождение Иисуса Христа ко кресту.
  • Девятый час (3 часа дня) — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.

Последование (неизменяемая основа) вседневных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: тропари и кондаки — в Октоихе, Минее и Триоди.

Солнечные часы VII века, на циферблате которых день разделен на канонические часы Rosser1954, Public Domain

Службы часов совершаются каждый день и потому называются вседневными или обычными службами. Каждый час имеет также своё почасие (междочасие); в современной практике эти междочасия совершаются только в будние дни Рождественского, Петрова и Успенского постов.

Ради удобства совершение часов соединяется с другими богослужениями, именно: 1-й час с утреней, 3-й и 6-й с Литургией, 9-й с вечернею.

Чин вседневных часов:

  1. Благословение священника (возглас) — только перед Третьим и Девятым часами,
  2. Обычное начало — только перед Третьим и Девятым часами,
  3. Приидите, поклонимся,
  4. Три псалма (1-й час: 5, 89, 100; 3-й час: 16, 24, 50; 6-й час: 53, 54, 90; 9-й час: 83, 84, 85),
  5. Слава: и ныне:,
  6. Аллилуйя,
  7. Господи помилуй — трижды, Слава:
  8. Тропарь случившегося праздника или святого (или тропарь, Слава: второй тропарь),
  9. И ныне: Богородичен часа,
  10. Стихи (один стих) часа,
  11. Трисвятое по Отче наш, возглас священника,
  12. Кондак праздника или святого,
  13. Господи помилуй — 40 раз,
  14. Иже на всякое время — эта молитва читается не только на часах, но и на вседневной полунощнице и на повечерии (Великом и Малом),
  15. Господи помилуй (трижды), Слава: и ныне,
  16. Честнейшую херувим,
  17. Именем Господним благослови, отче. — При архиерейском служении, в соборах, в ставропигиальных монастырях и храмах, где настоятелем является архиерей, произносится: «Именем Господним Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыко благослови»,
  18. Возглас священника,
  19. Молитва часа (на Первом часе читается священником, после чего хор поёт: Взбранной Воеводе. Иерей: «Слава Тебе Христе Боже — Упование наше, слава Тебе», хор: Слава: И ныне: «Благослови». Иерей творит отпуст. Хор поёт либо Многолетие, «Исполла эти деспота», «Утверждение на Тя надеющихся,», либо «Господи помилуй» — трижды и «Утверждение на Тя надеющихся,»).

Великопостные

Последование (неизменяемая основа) великопостных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: кафизмы — в Псалтири, прокимны, паремии и иногда тропари с кондаками — в Триоди Постной, при вычитке используется богослужебное Евангелие.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.

  1. На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник, в Великий вторник и в Великую среду),
  2. На каждом часе троекратно (с двумя стихами) поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами,
  3. На первом часе после богородична часа стихи часа, поются стихи часа с повторами: «Стопы моя направи по Словеси Твоему:», последний стих — трижды,
  4. На шестом часе тропарь пророчества, прокимены, паремия,
  5. На третьем, шестом и девятом часах может торжественно вычитываться Евангелие,
  6. Вместо кондаков святым — седмичные тропари и богородичны,
  7. В конце каждого часа положена молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с великими (земными) и поясными поклонами,
  8. Все часы (в приходской практике первый час иногда отрывается) совершаются вместе — один за другим — перед изобразительными.

Великие (Царские)

  • Последование царских часов накануне Рождества Христова и Богоявления целиком находится в Минее под соответствующими датами.
  • Последование царских часов Страстной Пятницы целиком находится в Триоди Постной.

Название «царские» эти часы получили только на Руси.

Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».

В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал император Византии.

Совершаются при открытых Царских вратах на средине храма накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники 24 декабря (6 января) и 5 (18) января, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних.

Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству (или страстям Христовым) читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.

Последование Царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Монахи и семинаристы на клиросе в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилл, США) RassaphoreGeorge, CC0 1.0

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.

Пасхальные часы

Исполняются в период от Пасхи до утра светлой субботы перед Фоминым воскресеньем. Пасхальные часы заменяют собою не только обычные (вседневные/трехпсалмные часы), но также повечерие, полунощницу, молитвы на сон грядущим и молитвы утренние.

Пасхальные часы полностью поются. Они не содержат в себе никаких псалмов и не отличаются друг от друга по составу песнопений, прославляющих праздник Пасхи. Последование и полные тексты пасхальных часов находятся в Триоди Цветной.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/religions/1020-chasy-cerkovnaya-sluzhba/

Часы

См. раздел БОГОСЛУЖЕНИЯ

Часы́ – краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня.

Вседневные Часы

Службы часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней  (во многих приходских храмах он не совершается).

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три: 1-й час: Пс.5, 89, 100; 3-й час: Пс.16, 24, 50; 6-й час: Пс.53, 54, 90; 9-й час: Пс.83, 84, 85.), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки.

***

Великопостные Часы

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности.

а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь.

б) На каждом часе троекратно поется постoвой тропарь часа, с земными поклонами.

в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.

г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с великими (земными) поклонами.

д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

***

Великие (царские) Часы

Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Они составлены Кириллом Александрийским (IV в., Египет) и состоят из иных псалмов, нежели обычные часы:

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом): 1-й час: Пс.5, 2, 21; 3-й час: Пс.34, 108, 50; 6-й час: Пс.53, 139, 90; 9-й час: Пс.68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

***

Часы пасхальные

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (состоящего из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни). 

В дни Светлой (пасхальной) седмицы поются в храме вместо чтения Вседневных Часов, Повечерия и Полунощницы. Также заменяют собой утреннее и вечернее молитвенное правило. 

Пасхальные Часы не имеют изменяемых молитвословий и не содержит псалмов.

  • Часы пасхальные. Текст и видео
  • . Пасхальные часы

Источник: https://azbyka.ru/chasy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Успение пресвятой богородицы что это

Закрыть