Кто написал ночь перед рождеством

Характеристика героя Чёрт, Ночь перед Рождеством, Гоголь. Образ персонажа Чёрт

кто написал ночь перед рождеством

>Характеристики героев Ночь перед Рождеством

Быстрый переход:

Краткая характеристика (в двух словах)

Подробная характеристика

Характеристика в цитатах

­

Краткая характеристика (в двух словах)

Чёрт — один из главных персонажей, сказочный герой, который очень не любил кузнеца Вакулу за написанную тем картину в церкви. Ему оставался один день на земле, и он украл месяц, чтобы Чуб, отец возлюбленной кузнеца Оксаны, остался дома, а когда тот заявится к ней, думая, что отца нет дома, Чуб побьёт его.

Но его план не сработал, Чуб всё равно ушёл, а сам он случайно попал в мешок, спрятавшись в него у ведьмы Солохи, матери Вакулы. Кузнец, возвратившись домой, решил прибраться, взял этот мешок и отправился выкидывать, но после посещения Пацюка выяснил, кто в мешке.

Чёрт пытался уговорить кузнеца продать ему душу за любовь Оксаны, но Вакула, обманул его, а потом и заставил отвезти в Петербург за черевиками для Оксаны. По возвращении из Петербурга, тот выпорол бедного чёрта.

Подробная характеристика

Черт показан писателем в образе очень хитрого и умного­ проказника. По сюжету произведения «Ночь перед рождеством»,­ ему осталась всего одна ночь, когда он мог «шататься» по белому свету и учить добрых людей своим грешным делам.

Этот герой наделен чертами, свойственными человеку: он очень хитрый, изобретательный, коварный, умный и трусливый. Слыша выражение «Чертовски красив», «Умен, как черт», сразу же вспоминается эта повесть.

­ Яркий пример выражении человеческих чувств чертом — это его общение с ведьмой, которой он нашептывал ласковые слова на ушко, а после ухаживал за Солохой, целуя её руку. Мы его воспринимаем не как выдуманного и сказочного героя, а как настоящего.

Черт очень мстительный, и как только появляется такая возможность это сделать, он сразу же радуется и начинает действовать. Он очень хочет отомстить кузнецу Вакуле, который нарисовал картину, не понравившуюся черту. В этом произведении чёрт является ярким представителем нечистой силы, то есть злым духом.

Писатель пользуется в описании народными легендами, в которых­ бесы могут перевоплощаться (имеют рога, хвост, покрыты шерстью, с копытами и т.д.), насылать ураганы и метель. Это мы и видим и на страницах повести, где повествуется о черте. Автором объясняются все поступки черта, он наделил его каким то особым обаянием, так что читая произведение, он уже не вызывает ни у кого ни страха, ни чувства отвращения.

Ну, и как любой трус,­ негодяй, враг рода человеческого, он, естественно, в итоге все же будет побежден добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.

Характеристика в цитатах

Выглядел, как и положено чёрту — страшненько

Досаднее всего то, что он верно воображает себя красавцем, между тем как фигура — взглянуть совестно

Рожа мерзость мерзостью

узинькая мордочка, оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком

ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке

у него висел хвост, такой острый и длинный

козлиной бороде под мордой

небольшим рожкам, торчавшим на голове

был не белее трубочиста

Его главная задача была обучать грехам людей

выучивать грехам добрых людей

­

Ему оставалась последняя ночь на земле

Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете

которому последняя ночь осталась шататься по белому свету

Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу

Он ненавидел кузнеца Вакулу и хотел отомстить ему за картину, где тот нарисовал чёрта

который черту был противнее проповедей отца Кондрата

в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа: испуганный черт метался­ во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем, чем ни попало

и с той поры черт поклялся мстить кузнецу

выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу

Чёрт решил украсть месяц, чтобы отец возлюбленной кузнеца Оксаны Чуб никуда не вышел из дома, а когда туда явится кузнец, Чуб его побил бы

для этого решился украсть месяц, в той надежде, что старый Чуб ленив и не легок на подъем

вдруг схватил он обеими руками месяц наконец, поспешно спрятал в карман

богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутю А между тем его дочка, красавица на всем селе, останется дома, а к дочке наверное­ придет кузнец

Чёрт любил мать Вакулы — ведьму Солоху

Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему­ женскому роду

В тот день он зашёл к ней в гости

спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу. Черт таким же порядком отправился вслед за нею

Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал

Им помешал Голова

вдруг послышался голос дюжего Головы. Солоха побежала отворить дверь, а проворный черт влез в лежавший мешок

Когда Вакула пришёл домой, то решил выкинуть мешки, в том числе и с чёртом. После встречи с Оксаной, которая опять сказала ему про­ черевики, он бросил все мешки, кроме того, что с чёртом и решил пойти к Пацюку, чтобы тот свёл его с чертом, и он продал ему душу

При этом черт, который долго лежал без всякого движения, запрыгал в мешке от радости

Пацюк сказал Вакуле, где найти чёрта

Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами

Вскоре чёрт пытался заключить сделку с Вакулой

Как только кузнец опустил мешок, он выскочил из него и сел верхом ему на шею

черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал: «Это я — твой друг; все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько­ хочешь, — пискнул он ему в левое ухо. — Оксана будет сегодня же наша»

Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец!

Но кузнец Вакула обманул чёрта

Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост

При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок

Он заставил чёрта везти его в Петербург к царице за черевиками

Вези меня сей же час на себе! слышишь, неси как птица!

— Куда? — произнес печальный черт

— В Петембург, прямо к царице! — и кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух

Добыв черевики, они быстро вернулись

Еще быстрее в остальное время ночи несся черт с кузнецом назад

­

На прощание Вакула побил его

отвесил он ему три удара, и бедный черт припустил бежать

см. также:
Характеристики главных героев произведения Ночь перед Рождеством, Гоголь

Краткое содержание Ночь перед Рождеством, Гоголь

Сочинения по произведению Ночь перед Рождеством, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Источник: https://www.sdamna5.ru/chert

Сочинение по повести Ночь перед Рождеством Гоголя рассуждение

кто написал ночь перед рождеством

Данная повесть Гоголя является лучшей работой в его молодые годы, то есть в ранее творчество. В произведении «Ночь перед Рождеством» можно встретить много юмора, а также украинских традиций. Автор красиво сумел совместить юмор с мистикой.

Данная повесть без сомнений относится к украинской тематике. Так, как Гоголь жил в селе под Полтавой, он сумел впитать в себя множество украинских традиций. С детства он узнал об украинских мистических историях и незабываемом юморе.

Эта повесть входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор описывает замечательную украинскую деревушку, которая празднует Рождество. Много снега, заснеженные тропки и дороги.

Это время, когда народ развлекается, но по ночам и не только, волю себе дают и мистические силы.

Главным героем является Вакула. Этот человек довольно талантлив, он кузнец, но еще и художник. Когда герой занимался росписью церкви, то там он нарисовал черта. Это изображение очень не понравилось настоящему черту, который летал возле Диканьки. От теперь Вакула для черта враг номер один. Хотя герой вовсе и не боится черта, а спокойно посрамляет его.

В итоге черт был подчинен Вакуле, герой одолел мистического героя. Автор указывает читателю на то, что в Украине были такие традиции, которые приравнивали кузнецов к людям, которые могут устанавливать контакт с нечистой силой. Еще встреча с чертом могла быть вызвана тем, что мать Вакулы, летала с этим же чертом по небу.

Также на этот счет намекал и Пузатый Пацюк, который напоминал Вакуле о черте за спиной.

Вакула борется с чертом. Он победил его и к тому же заставил нечистого работать на него. Герой хочет исполнить желание Оксаны, которая захотела черевики императрицы. Вакуле нелегко, он не хочет сотрудничать с «нечистью», но ничего не остается, только черт может ему помочь. У Вакулы просто нет выбора, кроме как использовать черта в своих целях.   

Потом главный герой произведения исчезает. Жители деревни словно похоронили Вакулу, он для них умер. Все твердят, что молодой кузнец, возможно, лишился разума или хуже, повесился. Но, резко и внезапно Вакула снова появляется на хуторе.

Он летал с чертом за черевичками и достал их. Подарок нравится Оксане и ее отцу Чубу. Девушка соглашается выйти замуж за Вакулу. Но, теперь Оксане и черевички не нужны. Она согласилась не из-за них. Девушка сильно испугалась, когда Вакула пропал.

Девушка поняла, что нужно ценить тех людей, которые просто рядом.

Вариант 2

Это мистическая сказка. Рождество – это время чудес, время невероятных историй. Действие происходит в обычной украинской деревеньке. Накануне Рождества девчата колядуют. Они ходят по хатам, поют и танцуют. А люди дают им угощения.

А вот молодой парень Вакула, по совместительству кузнец в этой деревне, занят другими мыслями. Любимая девушка Оксана отказывается выходить за него замуж. Она согласна лишь в том случае, если он достанет черевички, которые носит царица.

Но как добраться до Петербурга, во дворец, к царице? А его мать Солоха, вдова, по совместительству ведьма, гонит самогон, поэтому, к ней захаживают местные мужики. Как и положено, ведьма водит дружбу с чёртом. Вот только они двоём решили пропустить по рюмашке, как в дверь постучали.

В деревне не знают, что Солоха-ведьма и что, она водит дружбу с чёртом, но мужики знают, что у неё самый лучший самогон. Поэтому, она прячет чёрта в пустой мешок из-под угля. Затем к ней на огонёк приходят местный староста, ещё по очереди парочка казаков. И она всех их прячет в мешки по двое. Только чёрт сидит в маленьком мешке один.

И тут домой приходит кузнец Вакула. Он видит стоящие в доме мешки и решает навести дома порядок перед Рождеством. Кузнец, силы ему не занимать, вытаскивает мешки на улицу. А сам продолжает думать над словами Оксаны. Он случайно обронил фразу про чёрта, который только и может ему помочь. Тот мигом выскочил из мешка и оседлал Вакулу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что у ангела над головой

У чёрта к Вакуле претензия по поводу того, что кузнец нарисовал его на стене местной церкви. Но Вакула изловчился и оседлал чёрта. И приказал ему лететь в Петербург. Мешки он бросает посреди дороги, где их и находят девчата. Они решают посмотреть, что наколядовал удачливый Вакула.

Девушки притаскивают мешки в хату и развязывают их. Каково же было их удивление, когда из мешков появляются не еда, а местные здоровые мужики. Они потрясены вероломством Солохи. Каждый их них думал, что именно он ей нравится больше других. А она обманула их всех.

Кто-то пускает слух, что Вакула то ли утопился, то ли повесился. Слух доходит до Оксаны. И она начинает корить себя за то, что отказала кузнецу. Второго такого парня в деревне нет. А кузнец прилетел на чёрте к дворцу царицы. Теперь ему надо попасть внутрь.

Тут ему попадаются земляки. Казаки собираются на приём к царице. Вакула уговаривает взять их собой. Чёрта он опять садит в мешок. Князь Потёмкин обещал познакомить царицу Екатерину Вторую с народом. Вот и пригласили казаков.

Вакула откровенно разглядывает убранство дворца. Когда царица спрашивает у казаков, есть ли у них какие просьбы, Вакула осмелился и попросил туфельки с её ножек для Оксаны. Царица заулыбалась и приказала дать Вакуле туфельки. Он хотел ещё побеседовать с ней, но чёрт в мешке стал шевелиться.

Вакула покидает дворец, садится верхом на чёрта и возвращается домой. Даёт чёрту хорошего пинка, и отправляется к Оксане. Конечно, девушка согласна выйти замуж за Вакулу и без черевичек. А с ними и подавно. Мораль сказки-повести – если любишь человека, нет необходимости испытывать его.

Сочинение на тему Ночь перед Рождеством Гоголя (5, 6 класс)

Повесть великого русского писателя Н.В.Гоголя, которая называется «Ночь перед Рождеством», является одним из ярчайших и наиболее знаменитых его ранних произведений. Произведение уникально и обладает харизмой, ведь содержит как мистические, так и юмористические краски.

Николай Васильевич еще ребенком жил на Украине и вобрал в себя многообразие и богатство местного фольклора, выплеснув его в свой цикл произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Снежные поля украинских плодородных степей, окружающие место действия его повести, возможно, до сих пор помнят самого писателя, проводившего время в подобных деревнях и хуторах.

Главный герой картины – кузнец Вакула. Он знаменит не только искусством работы с металлом, но и своими художественными навыками. Так, расписывая церковь, Вакула изображает поверженного в ходе битвы с Добром рогатого черта. Нечистый обиделся на кузнеца за изображение и тот затаил на Вакулу обиду, превратившись в злейшего врага.

История взаимоотношения черта и Вакулы комична. Православный христианин не боится бросить вызов нечистой силе. Недаром в народе считалось, что именно кузнецы могут наладить с нечистью контакт, что говорит о предрасположенности их встречи.

Побеждая черта, Вакула заставляет его поработать на христианина. Они отправляются в Санкт-Петербург, чтобы попросить у Екатерины Великой черевички для своей возлюбленной – Оксаны.

Именно гордость и высокомерие девушки заставляют влюбленного молодца вступать в сотрудничество с темными силами.

Исчезнув из деревни, кузнец будто бы умирает для каждого жителя хутора, по которому начинают ходить слухи о самоубийстве влюбленного и отвергнутого кузнеца. Однако, внезапно вернувшийся из Петербурга кузнец снова будто воскресает, предъявляя Оксане доказательства его любви и свою состоятельность – черевички самой императрицы.

Такое возвращение способно растопить душу любой девушки и Оксана соглашается стать женой Вакулы. Только осознав, что без кузнеца ей будет трудно жить, она начинает ценить его общество. Теперь ей не нужны даже подарки и она готова вступить в брак по любви. Только отсутствие близких людей показывает для нас их важность и значимость.

5 класс

← О чем грустит Гоголь в Ревизоре← Чичиков у Плюшкина анализ эпизода, визита в поэме Мертвые души ГогольДобро и зло в повести Ночь перед Рождеством →Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире →

  • Сочинение рассуждение на тему Талант 9, 11 класс ОГЭ 15.3 ЕГЭКаждый человек индивидуален. У каждого есть свои предпочтения, желания и потребности. С детства родители закладывают в нас самые лучшие качества, стараются сделать нас хорошими
  • Сочинение 4 июня День народного единстваЕжегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?
  • Сочинение по картине Ромадина Керженец 6, 7 классВ изобразительном искусстве 19 века есть большое количество художников, которые преподнесли миру свои работу. Но хочется остановиться на Николае Михайловиче Ромадине. Он работал в жанре реалистичного пейзажа.
  • Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума ГрибоедоваКомедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.
  • Сочинение анализ Облако в штанах МаяковскогоПоэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить?

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/povest-noch-pered-rozhdestvom

Спектакль «Ночь перед Рождеством»

кто написал ночь перед рождеством

Уважаемые зрители! По всем вопросам, связанным с приобретением билетов на нашем сайте, Вы можете обратиться в контактный центр компании ООО «МДТЗК» (нашего билетного партнера) по тел. 937-77-37 с 9:00 до 21:00.

Автор идеи – художественный руководитель театра «Русская песня», народная артистка России Надежда БабкинаИсполнительный продюсер – Антон СобянинРежиссер – Нина ЧусоваМузыкальная редакция и оригинальная музыка – Михаил БроннерХудожник – заслуженный деятель искусств России Павел КаплевичХореограф – заслуженный деятель искусств России Николай Андросов

Хормейстеры – Наталья Волгина, Петр Ключников

Действующие лица и исполнители:

Солоха, Царица – народная артистка России Надежда БабкинаКузнец Вакула – Виктор Добронравов / Глеб МатвейчукЧуб, пожилой казак – народный артист России Фёдор Добронравов / заслуженный артист России Сергей КолесниковОксана, его дочь – Светлана РассказоваДьяк Осип Никифорович – Александр ВарнаевПанас, Чубов кум – Павел АрламовЧёрт – Сергей Астахов, Юрий Катаев

Голова – Дмитрий Морозов

В спектакле заняты:

Вокальный ансамбль «Русская песня» п/р Надежды Бабкиной,Ансамбль танца «Русские сезоны» п/р Николая Андросова,

Балет «Живая планета»

Если пасмурная погода навевает на вас флюиды печали, а поездки в солнечную Аризону в ближайшем будущем как-то не предвидится, мы уже сейчас приглашаем вас в поистине сказочное путешествие! Милости просим в незабываемую звёздную ночь – «Ночь перед Рождеством»!

Ослепительные звёзды русского неба и театра «Русская песня» бесследно развеют вашу печаль, ведь в этот вечер режиссёр-постановщик спектакля, знаменитая и совершенно непредсказуемая Нина Чусова, приготовила зрителям драгоценные россыпи сюрпризов.

Вас ждёт волшебное сценическое действо, насыщенное блистательным актёрским исполнением, захватывающим сюжетом, дивными мелодиями русского и украинского фольклора, многоцветной световой палитрой, виртуозными вокальными и хореографическими партитурами ансамблей «Русская песня» и «Русские сезоны», а также балета «Живая планета».

Вам предстоит пережить историю любви кузнеца Вакулы, рискнувшего ради капризной красавицы Оксаны связаться с чертом и не проиграть в этом поединке.

Увидеть, как самая медийная звезда российской фольклорной сцены Надежда Бабкина в роли Солохи верхом на метле вылетает ночью собирать звезды в рукав, а потом как она же, но в роли Императрицы, щедро одаривает Вакулу черевичками! Вам предстоит подпасть под обаяние сердцееда Сергея Астахова, почувствовать неотразимую магию Федора Добронравова и Глеба Матвейчука Словом, у вас есть счастливая возможность погрузиться в чарующую атмосферу сияющей рождественской ночи, свершившегося чуда, народного юмора и приключений – и уже никогда не расставаться с нею!

Обращаем Ваше внимание, что в программе возможны изменения.

Организатор: ГБУК г. Москвы МГАТ «Русская песня» под руководством Н.Г. Бабкиной

Источник: https://folkteatr.ru/plays/spektakl-noch-pered-rozhdestvom/

В гостях у сказки. «ночь перед рождеством»: про любовь или про черевички? | журнал для настоящих пап

В наше время Рождество Христово весьма популярно и у людей, далёких от Церкви – многим нравится красивый праздничный антураж, близки многим и народные обычаи, часто совсем не христианские по своей сути. Вот и в позапрошлом веке великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь описал в своей сказке «Ночь перед Рождеством» далеко не благочестивую жизнь украинского села. Шоу-индустрия предлагает нам по сей день различные интерпретации этой истории, приглядимся же этой сказки.

Центральный сюжет «Ночи перед Рождеством» – история любви смекалистого кузнеца Вакулы и капризной Оксаны. Но постойте! Действительно ли это история любви? Сказка заканчивается хэппи-эндом, т. е. Вакула и Оксана поженились. Можно предположить, что в будущем их отношения стали более глубокими, такими, которые уже можно и любовью назвать. Но вот есть ли любовь в истории, которую поведал нам Николай Васильевич Гоголь?

Фигура из серии: Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1954г., скульптор: Воробьев Б.Я., художник: Лупанова Е.Н.

Есть влюблённость на грани помешательства со стороны Вакулы и желание потомить влюблённого юношу со стороны Оксаны. Увы, именно эти страсти у нас давно уже принято ассоциировать с любовью. А массовая культура это представление о любви активно тиражирует.

Только вот в жизни хэппи-энды встречаются далеко не так часто, как в сказках и романтических историях.

И отношения, строящиеся не на взаимном уважении и спокойном интересе друг к дружке, а на всяких «испытаниях чувств на прочность», как правило, выходят людям боком.

Но вернёмся к Вакуле и Оксане. Оксана – первая на селе красавица, и ей Вакула нравится, но ещё больше нравится ей мучить его своими капризами. Вакула страдает, его чувство начинает напоминать навязчивую идею Оксана же в довершение заявляет, что выйдет за Вакулу замуж, лишь если он добудет ей черевики, т. е. туфли такие же, как у царицы. Что, понятное дело, сделать простому деревенскому парню из Малороссии невозможно.

Сюжет, в котором потенциальная невеста делает условием свадьбы выполнение потенциальным женихом некой по всем признакам непосильной задачи, не нов Его даже и строго сказочным нельзя назвать.

И вот тут голос разума начинает звучать в помутнённом сознании хлопца: «Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит, — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с неё никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как переводится имя настя

Однако ненадолго хватает Вакулы, ибо «в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!» Всё в нем волновалось, и он думал только об одной Оксане».

Что ж дальше? А дальше отчаявшийся кузнец именно к злому духу за помощью и обращается. Чёрт тут же и является, Вакула готов ему за услугу отдать свою душу, однако улучив момент, умудряется оседлать чёрта за просто так, испугав крестным знаменьем.

Чёрт же доставляет кузнеца прямиком в Петербург к царице, которая дарит Вакуле черевики для невесты.

Вернувшись в родную Диканьку Вакула охаживает на прощание чёрта хворостиной, потом невредимый душой и телом отправляется свататься А Оксана, решившая, что Вакула пропал, уже и сама рада встрече с кузнецом, уж и без черевичек готова замуж за него выйти.

Чем ближе сказка к хэппи-энду, тем сомнительнее эта история – даже с поправкой на её сказочность.

Хотя в житиях святых и встречаются упоминания о том, как подвижники использовали бесов в своих целях, не вредя при этом своим душам, гораздо чаще мы можем встретить поучения о нежелательности какого-либо общения с падшими духами.

Вспомним также, что согласно каноническим Евангелиям Господь наш Иисус Христос даже правдивых свидетельств от бесов не принимал. Вакула же, хоть и парень хороший, на святого подвижника всё же никак не тянет.

Что же касается хэппи-энда, то и он всё-таки тоже сомнителен – ещё неизвестно, каким испытаниям впоследствии захочет подвергнуть Вакулу Оксана уже в качестве жены, если ещё до сватовства она не считала зазорным выкидывать этакие фортели.

Во времена, когда жили герои этой сказки, супругам было сложнее, чем теперь, шантажировать друг дружку разводом, но вот современный человек запросто может годами угрожать разрывом своему супругу или супруге, если тот или та не выдержат очередного «квеста».

Так вот, не стану утверждать, что и безумно влюблённый, и испытующий действуют всегда по прямому наущению нечистой силы, но рискну объявить их состояние помрачённым. Увы, как я уже говорил, многие из нас учились любви именно на таких примерах

Вспоминаю рассказ одного священника: «В молодости я решил для себя, что если признаюсь девушке в любви, а она ответит: «Я подумаю», то сразу же заберу свои слова назад».

Объяснение батюшка дал простое: если человек не отвечает взаимностью, то и нет смысла этой взаимности добиваться. Не стоит начинать отношения, если они изначально строятся на унижении.

Всё просто: если девушка не отвечает вам взаимностью, не интересуется вами, значит, это не ваша девушка. То же самое можно (и нужно) сказать и влюблённой девушке, которой не отвечает взаимностью юноша.

Было бы неплохо разъяснять школьникам на уроках ОБЖ: не тратьте время и силы на людей, которым вы не нужны. Отойдите – без обид, злости. Пожелайте человеку всего доброго. И ступайте своей дорогой, ищите своих, тех, кого вам не нужно будет добиваться.

Здоровый прагматизм не отменяет искренней влюблённости, он только не даёт этой влюблённости превратиться в безумную страсть. А то, что при отсутствии безумных страстей жизнь скучна – это ложь, клевета на человека и на окружающий его мир. (Особо оговоримся: речь идёт именно о начале отношений. Когда рушатся отношения уже сложившиеся, за них надо бороться.

Есть всё-таки принципиальная разница между уже построенным домом и домом, которого ещё нет даже в проекте.)

Ну а что же до истории, рассказанной Николаем Васильевичем Гоголем, то любая сказка – своего рода зеркало, и посмотрев вот в это, самым лучшим будет отвернуться от всевозможных суеверий и по мере приближения Рождества Христова думать в первую очередь об истинном смысле этого праздника, о пришествии в мир Спасителя, а не о блестящей мишуре и «черевичках».

Ну и да, по-настоящему хороша та рождественская сказка, в которой говорится о Христе.

Источник: https://rusbatya.ru/v-gostyah-u-skazki-noch-pered-rozhdestvom-pro-lyubov-ili-pro-cherevichki/

Мистика «Ночи перед Рождеством». Травма дублера и ведьма со сломанным носом

Александр Роу был не первым, кто задумал экранизировать Гоголя — первым был Владислав Старевич. В 1913 году он справился с задачей блестяще. Его «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли в тридцатку лучших кинофильмов мира!

Особенно сложные моменты — например, черта, который садился Вакуле в карман, или вареники, влетавшие в рот Пацюку, автор тогда прорисовал, соединив кино и мультипликацию. Роу повторят его не стал.

Адаптировав гоголевскую рождественскую сказку в сценарий для кинофильма, режиссер уже наметил актеров на некоторые роли. Например, что Солоху сыграет восхитительная Людмила Хитяева, сомнений не было.

Та была еще совсем молодой, а Солоха все-таки имела взрослого сына, хоть и считалась ведьмой и должна была сохранить красоту. Чтобы сделать актрисе настоящий «украинский» зад, на нее надевали по нескольку широких юбок. К тому же Хитяева весь фильм наклоняет голову так, чтобы образовывался второй подбородок — для пущего колорита.

Утвержденная на роль еще в декабре, она была отпущена Александром Роу на каникулы — отдохнуть перед съемками и дождаться, когда соберут весь актерский состав.

Вдохновленная освободившимся временем, Людмила Ивановна немедленно отправилась с сыном на лыжную прогулку.

Тот уже уверенно катался и выбрал крутую горку, Людмила же давненько так спортивно не отдыхала. На крутом повороте со всего размаху врезалась в дерево! Актрису доставили в больницу, оказали первую помощь, но операцию не назначили. Сломанный нос срастался с характерной горбинкой

Навещавший актрису в больнице Роу, хоть и сопереживал одной из главных героинь, но потирал руки: теперь у его Солохи настоящий ведьмин нос!

Оксана

Само провидение вмешалось и в жизнь Оксаны. Кастинги шли в нескольких городах, в том числе и на Украине. Отсмотрели около пяти тысяч кандидаток, когда в один из очередных дней отбора по коридору пробежала студентка второго курса студии при театре Ивана Франко Людочка Мызникова.

Сегодня она вспоминает: опешила, когда прямо в коридоре кто-то прокричал вслед: «А вот и наша Оксана!». Знала, что пробовалось огромное количество девчонок, а сама еще и в павильон не зашла.

До сих пор доподлинно неизвестно, кто же с такой уверенностью предрек актрисе успех, только на ее украинский адрес скоро пришли известия о том, что Людмила утверждена, ее ждут в Москве.

Молоденькая, еще ни разу не покидавшая дом, девушка легко приходила в состояние печали.

В кино сняты ее подлинные слезы, только плакала она не по Вакуле, а по дому и родителям, которых надолго оставила.

С актером, который сыграл жениха Оксаны, Юрием Тавровым, актриса даже не смогла подружиться. Говорит, что человеком он был закрытым, а на остальные вопросы прячет глаза. Что уж там произошло между главными героями — не понятно.

Известно, что он так и не стал актером. В последние годы жизни работал на заводе, а точную дату смерти и место, где похоронен, до сих пор не знают даже бывшие коллеги.

Несмотря на то, что фильм стал любимым, «Оксана» тоже не получила больше ни одной яркой роли. Снималась, конечно, но призванием выбрала другую специальность — окончила филологический факультет местного вуза.

Людмила говорит, что по совету Роу, не хотела размениваться на мелочи, которые посыпались на нее после выхода кинофильма, ждала серьезный сценарий.

Следующую интересную роль — от того же режиссера, она получила, когда была беременна. Александр Роу видел ее в образе Варвары в своей сказке «Варвара-краса длинная коса», но из-за семейных обстоятельств девушка отказалась.

Диканька на Кольском полуострове

Снимать сначала хотели в реальном селе Диканька, на Полтавщине. Но пока суть да дело, настал март. Снег в теплой Украине уже сошел, поэтому всю съемочную группу решено было вывезти на Кольский полуостров, в город Кировск. В его окрестностях декораторы быстро возвели целую деревеньку — поставили мазанки и церквушку.

В массовке снимались местные жители. За два рубля в день им предложено было кататься на санках, хохотать и играть в снежки. Многие тогда бросали работу и шли в массовку не для заработка, а ради искусства.

А вот колядки в кино звучат настоящие, украинские. Чтобы соблюсти достоверность, Роу не позволил русским актерам петь аутентичные малороссийские рождественские песни, поэтому колядующие ребята только открывают рот. Украинский хор же был записан на пленку, которая звучала из машин, стоящих за кадром.

Мистика

Георгий Милляр, которому к тому времени уже исполнилось 68 лет, каждый раз, надевая специальное трико с хвостом и уходя на грим, просил у Бога прощения за свое «хулиганство». Однако хулиганство пришлось отрабатывать.

Больше всего сложных трюков выполняет именно черт. Для пируэтов в подвешенном виде был приглашен дублер, который на первых же съемках получил травму.

Дожидаться из столицы нового было уже некогда. Так и пришлось Милляру самому выполнять все элементы.

Актер вошел в роль так, что вертелся на своем «небе», даже когда камеры выключались, а под занавес съемок так разошелся, что лично вылезал из проруби в тридцатиградусный мороз, хотя изначально Роу планировал снять эту сцену в тепленькой водичке в павильоне.

Сцену с дьяком, которого сыграл Сергей Мартинсон, долго не могли снять.

Каждый раз, когда худой и пластичный актер, подрагивая всем телом и гнусавя: «А что это у вас здесь, божественная Солоооооха?», протягивал костлявые пальцы к шее Хитяевой, съемочная группа просто не могла сдержать хохот! Пришлось переснимать несколько дублей, пока все успокоились.

Знаменитая сцена, где в рот колдуна Пацюка сами собой влетают вареники, делалась просто: на самом деле он их высокохудожественно выплевывает! Все остальное сделала обратная перемотка.

Первый просмотр снятой картины Роу устроил для жителей поселка, где его и снимали, а также ближайших населенных пунктов и города Кировска. Пришедших зрителей ждал сюрприз: у входа их встречали актеры, переодетые в чертей, которые забрасывали нарядных гостей снежками.

Источник: https://www.goodhouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/mistika-nochi-pered-rozhdestvom-travma-dublera-i-vedma-so-slomannym-nosom/

Три секрета «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Знаменитый сборник Николая Гоголя почти перешел в разряд литературы для подростков. В этом ему помогли и милые экранизации, среди которых есть и мультфильмы, и изучение повестей сборника в средней школе. Но на самом деле «Вечера» до сих пор остаются загадкой для многих читателей. Мы решили раскрыть некоторые тайны сборника.

Загадка названия

«Это что за невидаль: “Вечера на хуторе близ Диканьки”? Что это за “Вечера”? И швырнул в свет какой-то пасичник! Слава Богу! еще мало ободрали гусей на перья и извели тряпья на бумагу! Еще мало народу, всякого звания и сброду, вымарало пальцы в чернилах! Дернула же охота и пасичника потащиться вслед за другими! Право, печатной бумаги развелось столько, что не придумаешь скоро, что бы такое завернуть в нее».

В самом деле, что это за вечера? И почему именно близ Диканьки? Озаглавив сборник таким образом, Гоголь поставил свое произведение в ряд «вечерниц» — сказов, поведанных кем-то на закате дня. Традиция таких историй уходит в фольклор, а в литературе она появилась в конце XVIII — начале XIX века. Вечер как мистическое пограничное время интересовал многих писателей.

У самого Гоголя, помимо названия всего сборника, слова «вечер» и «ночь» встречаются и в подзаголовках: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством».

Вписывая свою книгу в фольклорную традицию, автор подчеркнул и ее неоднородность: так, действие повестей разворачивается в разные эпохи: XIX век — «Сорочинская ярмарка» и «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», XVIII — «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», XVII — «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть».

Николай Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки

Что же касается Диканьки, тот тут мнения исследователей расходятся. Прагматики уверены, что таким образом Гоголь хотел угодить своему влиятельному земляку, министру внутренних дел Виктору Павловичу Кочубею, родившемуся в Диканьке. Но существует и другая легенда о рождении самого писателя. После смерти двух сыновей мать Николая Васильевича, Мария Ивановна, ездила на молебен в диканьковскую церковь Святого Николая.

Именно поэтому ее следующий ребенок (оставшийся, между прочим, в живых) получил имя Николай. Писатель всегда вспоминал о диканьковской церкви в тяжелых жизненных ситуациях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Святой спиридон тримифунтский ему молятся когда

Летом 1845 года, в один из кризисных периодов своей жизни, Гоголь писал матери: «Прошу вас отправить обо мне молебен не только в нашей церкви, но даже, если можно, и в Диканьке, в церкви Святого Николая, которого вы всегда так умоляли о предстательстве за меня».

Нагнать жути как Данте и Льюис! 

Говоря о материале, послужившем для сюжетной канвы книги, исследователи постоянно подчеркивают ее связь с южной мифологией и фольклором. Находясь в Петербурге, Гоголь действительно писал матери и сестрам о том, чтобы они помогли собрать ему малороссийские истории, народные поверья, описания обрядов и украинского народного костюма.

Гоголь Н.В. Мертвые души. Избранное. (серая)

Однако литературоведы подчеркивают связь гоголевских текстов с традицией готического романа. Очень ярко она проявляется на примере одной из самых жутких повестей цикла — «Страшной мести», которую сравнивали и с романом Горация Уолпола «Замок Отранто», и с гофмановскими «Эликсирами сатаны».

Конечно, ни роман Уолпола, ни произведение Гофмана, переведенные на русский язык уже после выхода «Вечеров», молодой Гоголь не читал, зато мог познакомиться с романом Мэттью Грегори Льюиса «Монах».

Тут вам и повторение мотива родовой тайны, и инцест, и удивительно похожая тема покаяния героев-злодеев: и Амбросио у Льюиса, и колдун у Гоголя до конца надеются на божье милосердие.

Конец страшной мести и вовсе можно рассматривать как русскую рецепцию «Монаха». В обоих произведениях героев сбрасывают в пропасть, где они подвергается страшным мучениям. В последних строчках «Страшной мести» появляется отсылка не только к Льюису, но и к «Божественной комедии» Данте. Посмертные муки колдуна напоминают страдания грешников в девятом круге Ада:

«и доныне стоит на Карпате на коне дивный рыцарь, и видит, как в бездонном провале грызут мертвецы мертвеца, и чует, как лежащий под землею мертвец растет, гложет в страшных муках свои кости и страшно трясет всю землю»

Новгородская повесть в южнорусских легендах

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты.

Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».

Одна из самых знаменитых частей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — «Ночь перед Рождеством» — является одновременно и самой многослойной. Тут отражены и традиции украинского вертепа, которые восходят к европейскому народному театру, и житийная история, появившаяся в XII веке в Новгороде. Но обо всем по порядку.

Представления украинского вертепа имели четкую структуру и определенную систему персонажей, почти полностью представленных в гоголевской повести: баба — Солоха, казак — Вакула, дьяк, Голова, кузнец, красавица — Оксана, царица и кум. За каждым из них закреплены определенные характеристики.

Так, казак всегда благородный, красавица — гордая и капризная, баба сварливая и хитрая, дьяк похотливый, а царица справедливая.

Из основных персонажей в гоголевской повести отсутствуют только Христос и Богородица, но если вспомнить, что справиться с чертом Вакуле помогает крестная сила, то незримо они присутствуют и здесь.

Кстати, про черта. Сюжет полетов на демоне придумал отнюдь не Гоголь. Писатель подсмотрел его в «Повести о путешествии Иоанна Новгородского на бесе». Первый русский укротитель чертей за одну ночь успел добраться до Иерусалима, поклониться святым мощам и вернуться обратно в свою келью. Правда, потом бес отомстил Иоанну за унижение. Возможно поэтому Вакула благоразумно выпорол своего пленника, чтобы тому было неповадно пакостничать впредь.

Источник: https://eksmo.ru/articles/tri-sekreta-vecherov-na-khutore-bliz-dikanki-ID15299831/

Ночь перед Рождеством

быль-колядка в 2-х действиях

На сюжет повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством», опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», в разное время было написано множество музыкальных произведений. Выдающийся русский композитор Николай Римский-Корсаков написал по мотивам повести известную одноимённую оперу, которую сам назвал «былью-колядкой».

Снабдил он её и эпиграфом: «Сказка-складка, песня-быль». Тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка оперы пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими обрядами.

Римский-Корсаков внёс в гоголевский сюжет славянско-мифологические поверья, связанные с нарождением солнца после зимнего солнцестояния. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм.

Намёки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.

Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 28 ноября 1895 года.

О спектакле:

Постановка 2007 года.

Режиссёр-постановщик Ольга Маликова в своём художественном решении объединила все сцены оперы одним местом действия – украинской хатой, где жители села Диканька рассказывают красивую историю о рождении любви. Ведь благодатная сила любви способна преодолеть тёмные силы зла и творить чудеса.

Краткое содержание

«Сказка – складка, песня – быль»

Поздним вечеров собрались парубки и дивчины на «вечерицу», где столько будет рассказано «всякой всячины». Жители села Диканька с радостью покажут зрителям историю, что случилась в канун прошлого Рождества.В последнюю ночь перед Рождеством Солоха по древнему обычаю начинает творить коляду. Тут появляется Чёрт. Он страшно зол на Вакулу, сына Солохи, который «намедни на смех намалевал в притворе, будто Чёрта поленьями и прутьями гоняют».

Решив насолить ему, Чёрт уговаривает Солоху украсть месяц со звездами и поднять метель.Тогда Чуб не слезет с печи, останется дома, и Вакула не сможет навестить его дочку Оксану. Солоха согласна. Чуб ей милее всех Диканьских казаков – он вдов и богат, она не прочь прибрать к рукам его добро. Чёрт с Солохой, сговорившись, поднимают метель. Из шинка вываливается подгулявший Панас и направляется к хате Чуба. Выходит и сам Чуб и зовёт Панаса с собой на кутью к Дьяку.

Ведь там их ждёт на шафране настоянная горилка. И Вакуле не спится, в сомнении бродит он вокруг Чубовой хаты – любит ли его Оксана, первая красавица на селе? Проплутав в темноте, не найдя хаты Дьяка, Чуб возвращается домой. Но и своей хаты ему не найти. Тогда Чуб решает навестить Солоху. Отбросив все сомнения, Вакула решает объясниться с Оксаной. Метель прекращается, опять становится светло. Прихорашиваясь перед зеркалом, Оксана любуется собой.

Незаметно вошедший Вакула восхищён её красотой. Но не так просто завладеть сердцем красавицы. Она говорит Вакуле, будто скучает и ждёт подруг, чтобы поколядовать – «парубки придут, порасскажут славные сказки». А вот и они! Одна из девушек, Одарка, в новых черевичках. Оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок.

В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички Оксана при всех даёт слово – «коль достанет он черевички, что носит сама царица – тогда она выйдет за него замуж». Замерзнув на холоде, Солоха с Чёртом согреваются в хате, поют и пляшут. Неожиданно раздаётся громкий стук. Солоха едва успевает спрятать Чёрта в мешок, как входит Голова. Он был зван на кутью к Дьяку, но, увидев свет в хате Солохи, решил скоротать вечер с ней. Только он выпил чарку горилки – опять стук.

Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания прерывает громкий стук в дверь. Это Чуб. Наскоро спрятав Дьяка в последний мешок, Солоха ласково встречает желанного гостя, однако неожиданно возвращается домой Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк. Вакула хочет вынести из хаты мешки, ведь «завтра праздник». Но мешки оказываются очень тяжелыми.

Упрямый кузнец всё же взваливает мешки на спину и выносит их из хаты. Вакула с мешками направляется к кузнице. В Светлую ночь девушки и парубки гуляют. Затеваются игры, шутки с ряженными. Веселится и Оксана. Увидев Вакулу, она опять повторяет ему: «Достань черевички, кузнец, – выйду за тебя замуж». «Прощай, Оксана!» – Вакула не хочет больше, чтобы гордая девица морочила его, он решает покинуть село.

Все смущены: не наложит ли кузнец на себя руки с горя? Баба с фиолетовым носом и Баба с обыкновенным носом бегут разнести по селу сплетню: одна – что кузнец повесился, другая – что «в прорубь кинулся сердешный». Да и Оксана встревожена – а вдруг он с горя влюбится в другую и станет её называть первой красавицей! Но тут она замечает оставленные Вакулой мешки. Молодежь развязывает их. Один за другим вылезают из мешков сконфуженные поклонники Солохи – Чуб, Голова и Дьяк.

«Ай да Солоха, баба-плут, баба-бес!» – безудержным смехом заливается над ними толпа. Захватив с собой только небольшой мешок, Вакула отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. Молва идёт, что тот знает всех чертей. Кузнец просит Пацюка указать ему дорогу к Чёрту – только он может помочь его горю. «Тому недалеко ходить, у кого Чёрт за плечами» – невозмутимо отвечает Пацюк.

В недоумении Вакула видит, как из его мешка выскакивает Чёрт, который готов помочь кузнецу, если тот продаст свою душу. Согласившись написать расписку кровью, Вакула вдруг хватает Чёрта за хвост и достаёт крест. Под угрозой крестного знамения Чёрт обещает кузнецу сделать всё, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к царице. Молодежь предлагает зрителям послушать, как играет диканьский оркестр.

Но тут опять появляются ряженые и разгоняют их – они сейчас исполнят бесовскую колядку. Среди нечисти – Пацюк и Солоха. Увидев Вакулу с Чёртом, они пытаются преградить дорогу кузнецу, но тот крепко держит в руке крест. Звучат фанфары, бегают-суетятся жители Диканьки – ведь сейчас надо будет играть Петербург и саму Царицу! Стройно вышагивают полонез «придворные» дивчины с запорожцами. Появляется Царица.

Вакула падает ей в ноги: «Если б жинке моей довелось черевички такие надеть!» Царице нравится смелая речь кузнеца. Она дарит ему свои самые дорогие черевички. Мчится обратно на Чёрте Вакула, в руках у него – драгоценная ноша для Оксаны. Светает. Выходят девушки, выкатывая колесо с Рождественской звездой. Это солнечный символ, который несет с собой плодородие земли, свет и жизнь. Слышится колокольный звон – в мир приходят Рождество и Любовь.

Грустно Оксане – она уже поняла, что нет такого парубка чтоб так любил её, как Вакула. Ещё и две бабы с утра пораньше трещат Чубу, что кузнец повесился и утонул. Подравшись в споре, бабы убегают. Чуб тоже плетется домой. Оксана остается одна. Она и не замечает Вакулу, который наконец-то слышит, что она его «полюбила». Не нужны больше красавице черевички, она и без них готова выйти замуж за кузнеца. Соглашается на это и Чуб – не может он забыть вероломную Солоху, да и подарки Вакулы – пояс цветной и шапка из смушек – так хороши!

Чуб зазывает диканьковцев – скоро будет свадьба! Все рады возвращению Вакулы.

Сми о спектакле:

Источник: http://www.theatre-vrn.ru/repertoire/opera/noch-pered-rozhdestvom/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
21 июля какой православный праздник

Закрыть