Крещенные татары кто такие

Кряшены России – самобытный тюркоязычный народ

крещенные татары кто такие

При подготовке Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшены в «Перечне народностей» были отнесены к «неточно обозначенным народностям».

При разработке результатов переписи в виду бытовых особенностей кряшен и в интересах местного управления было признано полезным не относить кряшен к татарам, а учесть эту группу населения отдельно. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшен было 101,4 тысячи человек.

В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен. Официальная наука преимущественно рассматривает их как часть татарского народа; в то же время заметная часть кряшен считает себя отдельным народом. По результатам всероссийской переписи населения 2002 года, кряшены получили статус субэтнической группы. Предлагаем вашему вниманию острую проблемную статью Раиса  Сулейманова “Кряшенское национальное движение на современном этапе”.

Значительная их доля проживает на территории Республики Татарстан (250 тысяч чел.), есть места компактного проживания в , Удмуртии и Челябинской области (этносословная группа кряшен — нагайбаки).

Существующее за ними второе название «крещенные татары» или «татары-кряшены» ими самими отрицается как форма самоидентификации, сами они просят себя так не называть и таковыми не считать. Бытующее стереотипное представление об этногенезе кряшен как о татарах, принявших насильно или добровольно православие после взятия Казани русским царем Иваном Грозным в 1552 году, кряшенскими историками и общественными деятелями легко опровергается и разоблачается.

Однако в советское время в татарской исторической науке было закреплено за ними положение о принятии православия в результате крещения после присоединения Казанского ханства к Московскому царству. Более того, сами кряшены резко против того, чтобы их этноним производить от слова «крещенный».

По-татарски «крещенный» будет «чукынган», а самоназвание кряшен звучит «керэшен», которое ряд кряшенских историков связывают с раннесредневековым тюркским народом — кереитами (IX век), известными тем, что часть их элиты исповедовало распространенное среди тюркских народов несторианское христианство.

Крещеные татарки в национальных костюмах. Фото конца XIX – начала ХХ в.

Вопрос предков кряшен остается дискуссионным и потребует в будущем обязательного обсуждения на специальной научной конференции (на нее обязательно необходимо позвать национал-историков и национал-этнологов из Академии наук Татарстана).

Тем не менее, жесткое закрепление за кряшенами версии об их происхождении только в качестве «жертв насильственной политики Ивана Грозного», укоренившееся в татарской исторической науке, привело к тому, что кряшен татарская национал-общественность считает частью татарского этноса.

Главной проблемой, с которой сталкиваются сегодня кряшены, является запрет на этническое самоопределение

Несмотря на то, что во время Всесоюзной переписи населения 1926 года кряшенам было позволено самоидентифицироваться как отдельный этнос (в итоге себя таковыми записало тогда только в Татарской АССР 99 041 человек), в дальнейшем им было в этом отказано, и во всех переписях до 2002 года кряшены вынуждены были указывать свою национальность как татары.

Однако сами кряшены против подобной идентификация, четко позиционируя себя в качестве самостоятельного этноса. Это особенно нелепо выглядит на фоне того, что исторически сословной группе кряшен — нагайбакам (кряшенам-казакам) решением президента России Бориса Ельцина 1996 года была предоставлена возможность получить статус малочисленного этноса. Сами нагайбаки не отрицают, что они кряшены, однако в отличие от кряшен российским правительством они признаются этносом.

Внутренняя политика этнократии в Татарстане в постсоветский период была направлена на притеснение кряшен и на борьбу с попытками их самоидентификации как отдельного народа

Подобный курс подкреплялся обоснованием «единства татарской нации», когда кряшенам отводилась роль конфессионима (религиозной группы) внутри татарского этноса. Наиболее отчетливо это проявлялось в период организации и проведения всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов, когда региональные СМИ и органы власти в Татарстане стремились максимально затруднить кряшенам указывать в графе «национальность» себя в качестве кряшен, позволялось записываться только татарами.

При этом такой возможностью совершенно спокойно могли воспользоваться (и воспользовались) кряшены, живущие за пределами этой республики и свободные от укоренившихся порой стереотипных представлений о себе лишь как татарах, исповедующих христианство, что навязано в общественном дискурсе татарской этнографической и исторической научными школами.

Логика этнократической элиты Татарстана базировалась на том основании, что предоставление кряшенам права на самоидентификацию будет означать, что численно татарское население республики сократиться как минимум на 250 тысяч человек

В процентном соотношении это нарушит доминирование татар по численности среди всех этнических групп.

А самое главное — даст повод говорить о Татарстане как национальном регионе, в котором титульный этнос не превышает половины численности всего населения субъекта (по переписи 2010 года численность татар в Татарстане составляет 53%; если исходить из того, что кряшен 250 тысяч человек в республике, то их составляет 6% от всего населения; в случае если бы они записались бы как кряшены, а не татары, то численность татар тогда составляла 47%, т.е. меньше половины населения).

Источник: https://posredi.ru/kryasheny-samobytnyj-tyurkoyazychnyj-narod-rossii.html

Кряшенский вопрос получил ответ Института истории почти на тысяче страниц

крещенные татары кто такие

Книга посвящена происхождению, этапам истории и богатой культуре татар-кряшен

19 декабря в Институте истории им. Шигабутдина Марджани состоялась презентация коллективной монографии «История и культура татар-кряшен (XVI—ХХ вв.)». Книга посвящена происхождению, этапам истории и богатой культуре этнической группы татар-кряшен.

Это результат многолетней работы татарстанских ученых, где даны ответы на многие вопросы национальной идентичности, которые так часто становятся поводом для жарких споров.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  День промыт как стекло только этого мало

Когда возникла этническая группа кряшен, как сейчас в Татарстане оценивают роль Николая Ильминского и как отреагировали на книгу сами кряшены — в репортаже «Реального времени».

На сегодняшний день книга «История и культура татар-кряшен (XVI—ХХ вв.)» — самое подробное и обстоятельное исследование из всех, какие были созданы с XIX века.

Долгое время сама тема находилась на периферии научных исследований, но после издания многотомной «Истории татар» институт истории им. Шигабутдина Марджани АН РТ последовательно занимается разными этническими группами татарского народа.

Учитывая, сколько политики было вокруг кряшенского вопроса, появление этой коллективной монографии можно назвать предопределенным.

Капитальный труд — результат многолетней работы Центра изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков, который был создан в рамках Института истории в 2010 году. Над 960-страничным томом работало 17 авторов.

Среди них профессиональные историки, этнографы, демографы, искусствоведы и филологи. Многие материалы впервые были введены в научный оборот, а источниками послужили документы столичных и региональных архивов и музеев.

Главный редактор монографии — директор Института истории АН РТ, доктор исторических наук Рафаэль Хакимов.

Над 960-страничным томом работало 17 авторов

Основа кряшен — татарско-ногайская военно-феодальная элита

Происхождение кряшен — одна из дискуссионных научных тем и известный повод для полемики (не всегда корректной) в интернете. Сторонники удревнения истории кряшен часто обращаются к имени Авраамия Болгарского — почитаемого православной церковью святого XIII века. Согласно этой теории, на Волге еще до завоевания Батыем были тюркские христианские общины.

С противоположной точки зрения говорится, что кряшены — это продукт насильственной христианизации татар разными деятелями, начиная с Ивана Грозного и заканчивая епископом Лукой Конашевичем. Авторы «Истории и культуры татар-кряшен», кажется, избежали крайностей с обеих сторон.

Историю кряшен они начинают после 1552 года, но и не злоупотребляют термином «насильственная христианизация», который давно стал публицистическим клише.

Ответственный редактор книги, заведующий Центром изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Радик Исхаков специально для «Реального времени» изложил позицию авторского коллектива по вопросу происхождения кряшен. По мнению авторов исследования, кряшены — это сложная этнографическая группа, которая сформировалась под влиянием христианско-просветительской деятельности во второй половине XVI века. До этого периода в источниках сведений о существовании кряшен — нет.

Когда территория Казанского края была подчинена России, русскому руководству было важно получить группу лояльного населения, а лояльность проявлялась через принятие царской веры. Во времена первых архипастырей казанских в православие обращали военно-феодальную элиту — служилых татар.

Затем, если кто-то крестился, его тоже переводили в служилое сословие. Среди «новокрещен» были заметны ногайские элементы. Это служилые казаки — мелкопоместные феодалы, которые приходили с Нижнего Поволжья. Поскольку они были кочевниками, у них не успел укорениться ислам, и они легко меняли конфессиональную идентичность.

С конца XVI века в эту группу попадает значительная доля финно-угорского населения Поволжья.

Служилые новокрещены, доказав лояльность царю, активно участвовали в Ливонской войне и освоении Урала, где до сих пор проживает этническая группа нагайбаков.

Нагайбакская семья, начало XX века. Фото scarb.ru

«Кряшены никогда не согласятся, что их насильно крестили»

В презентации книги приняли участие представители кряшен. На трибуну выходили Людмила Белоусова (руководитель исполкома Общественной организации кряшен РТ, редактор газеты «Туганайлар») и профессор Татьяна Дунаева.

Как можно понять из выступлений, Радику Исхакову и его центру удалось наладить совместную работу с кряшенскими общественниками.

Результатами этой работы стали многие значимые для кряшен общественные события: 2016-й — юбилейный год просветителя Василия Тимофеева, предстоящий год — кряшенского поэта Якова Емельянова, конференции в Казани, Заинске и Мамадыше.

Однако в интерпретации исторических событий и национальной идентичности кряшен остаются разногласия. Лозунги, что «кряшены — не татары», в Институте истории не звучали, но была озвучена формула «отдельная этническая группа среди татар». Вспоминали и звучавшие во время переписи 2002 года призывы кряшенам вернуться в ислам. «Когда бы мы ни приняли христианство, кряшены никогда не согласятся, что их насильно крестили», — заметила Татьяна Дунаева.

У кряшен довольно популярны исторические концепции, согласно которым истоки народа ищут в периодах, когда тюркские этнические группы соприкасались с христианством. Это предполагаемое крещение булгарского хана Кубрата, распространение несторианского христианства в Центральной Азии и Монгольской империи.

Представительницы кряшен ссылались на бытовавшее еще в Золотой Орде уйгурское письмо, которое было письменностью древних тюркских и монгольских христиан. «Концепций много, но большинство из них не доказано. Есть ученые в Москве и Санкт-Петербурге, которые изучают христианство у тюркских народов.

Надо расширять географию и «копать глубже», — сказала Людмила Белоусова «Реальному времени».

«Есть ученые в Москве и Санкт-Петербурге, которые изучают христианство у тюркских народов. Надо расширять географию и «копать глубже», — считает Людмила Белоусова

Академически выверенное признание заслуг Ильминского

Коллективная монография о кряшенах примечательна в татарстанской исторической науке еще и тем, что в ней иначе, чем обычно, оценивается роль педагога и миссионера Николая Ивановича Ильминского (1822—1892).

«У нас в историографии сложились определенные штампы об Ильминском. Это связано с его негативной ролью в мусульманском вопросе. Но если оценивать его систему в плане развития просвещения и культуры кряшен, то там совсем другая картина. Ильминский создал для кряшен письменность. У татар-мусульман была арабская письменность, у кряшен ее не было вообще.

Создав письменность и систему образования, Ильминский обеспечил мощную культурную мобилизацию кряшен. Кряшены стали полноценным субъектом мировой цивилизации. У них появилась своя интеллигенция. Конечно, Ильминский преследовал в основном миссионерские цели и достиг их.

Кряшены были номинальными христианами, а за счет богослужения на татарском языке и переводов началось восприятие христианства. Но его система переросла собственные рамки. У кряшен, чувашей и других нерусских крещеных народов благодаря системе Ильминского появилась национальная элита и начала формироваться идеология национализма. Ильминский — отец кряшенской идентичности.

Для кряшен — это апостол и они добиваются, чтобы его причислили к лику святых», — рассказал «Реальному времени» Радик Исхаков.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  4 декабря какой праздник православный

В беседе Исхаков вспомнил исследования американского историка турецкого происхождения Мустафы Туна, которые сравнивали систему Ильминского с деятельностью Исмаила Гаспринского татарским джадидизмом. Хотя система Ильминского была более консервативна, у двух исторических явлений много общего, так как они обеспечили культурную мобилизацию за счет просвещения.

Радику Исхакову и его центру удалось наладить совместную работу с кряшенскими общественниками

Участие в Вилочном восстании помешало кряшенам получить автономию

Автор восьми параграфов книги о кряшенах в ХХ веке Лилия Мухамадеева была на презентации в традиционном кряшенском женском костюме, но факты, которые она осветила, — не из разряда этнографии. В первой половине XX века процветала кряшенская пресса. Было 10 газет и три журнала. Как призналась автор «Реальному времени», современному татарину читать их проще, чем дореволюционную татарскую прессу: кириллица привычнее, меньше арабизмов.

После революции кряшены, имея развитую систему национального образования, периодическую печать и общественное движение, дозрели до идеи автономии. Предполагалось создать ее в Бакалинском районе Башкирии.

Однако активное участие кряшенских деревень в Вилочном восстании 1920 года перечеркнуло эти планы. Затем в рамках сталинской политики укрупнения народов кряшены были причислены к татарам. Уже в ходе переписи 1936—1937 годов их записывали как татар.

Слияние кряшен с татарами было одной из причин латинизации татарского алфавита.

Кряшены дали много героев Великой Отечественной войны: генералы Антонов, Новиков, Карбышев, майор Гаврилов и другие. Григорий Петрович Булатов одним из первых водрузил красное знамя над Рейхстагом.

Казаки-нагайбаки из пос. Париж, начало ХХ в. Фото scarb.ru

Кряшены из Парижа

Три главы монографии посвящены нагайбакам — группе кряшен, которая с 2000 года имеет официальный статус коренного малочисленного народа России. Большинство их проживает в Челябинской области, где есть Нагайбакский район. Населенные пункты этого района носят странные названия — Фершампенуаз, Париж и Лейпциг, это память о том, как нагайбаки участвовали в заграничном походе русской армии в 1813—1814 годах.

Автор одной из нагайбакских глав, младший научный сотрудник Института истории Рустем Аминов рассказал «Реальному времени», что есть четыре версии происхождения нагайбаков: ногайская, арская, калмыцкая и башкирская. Мнения, что эта группа происходит от арских князей, придерживается известный этнолог Дамир Исхаков. Сам Аминов придерживается ногайской теории.

Согласно ей, предки нагайбаков вышли из ногайского населения Казанского ханства — так называемых «гвардейцев Сююмбике». Во второй половине XVII века они оказались на старой закамской засечной черте.

Долгое время жили на территории Бакалинского района Башкирии совместно с другими кряшенами, а затем переселились южнее и были причислены к Оренбургскому казачьему войску.

Песня — кряшенская, а мелодия-то наша общая

Авторы и гости презентации сошлись на том, что книга «История и культура татар-кряшен» на сегодняшний день — главный труд по этой теме, но не предел исследований. Обошлось и без взаимных упреков, которые сопровождают встречу разных позиций по кряшенскому вопросу.

Файзулхак Ислаев вспомнил свою первую встречу с кряшенами

Сторонник единства татар разных конфессий, профессор Российского исламского института Файзулхак Ислаев вспомнил свою первую встречу с кряшенами: «В первый раз я натуральных кряшен увидел в 90-х годах в Тюлячинском районе.

Когда я работал заведующим кафедрой в институте развития образования, нас пригласили на семинар. И на семинаре выступали с кряшенской песней женщина и ее ученик. Я родился далеко, в Пермском крае. Я слушал эту песню и понял, что песня — кряшенская, а мелодия-то наша.

Эту песню у нас в деревне уже не поют, но родители-то пели. И я понял, что это наши общие корни. Совместные корни не только в музыке».

ОбществоИстория

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/84600-tatary-kryasheny-novaya-kniga-instituta-istorii-vyshla-v-kazani

Кряшены — крещёные татары

крещенные татары кто такие

Кряшены — этноконфессиональная группа, входящая в состав татар уральского, волжского регионов. Другое название — крещеные татары, татарлар. Народность начала формироваться в 16-17 веках в процессе христианизации татар Поволжья. В составе кряшен присутствовали представители разных этнических групп, среди которых можно выделить следующие элементы:

  • чувашский
  • ногайско-кыпчакский
  • мордовский
  • мишарский
  • удмуртский
  • марийский

Все они были поделены на несколько различных этнографических групп кряшен:

  1. казанско-татарские
  2. молькеевские
  3. елабужские
  4. чистопольские
  5. нагайбаки

Последние в 2002 году выделились в отдельную национальность. Официально наука рассматривает кряшен как часть татар. Большинство представителей народности считает себя отдельным народом.

Где живут

Народ населяет территории Татарстана, в небольшом количестве проживают в Башкортостане, Удмуртии, Челябинской, Кировской, Самарской областях.

Численность

Во время проведения Всесоюзной переписи населения в 1926 году кряшены числились в «Перечне народностей» как «указанный неточно» народ. Всего их было зафиксировано 101 400 человек. Во время переписи 2002 года народ получил статус «субэтническая группа татар». Всероссийская перепись, проведенная в 2010 году, указала, что на территории Российской Федерации проживает 34 822 кряшена, включая нагайбаков — 45 422.

История

В соответствии с традиционной версией, на происхождение кряшен оказали заметное влияние тюркские, финно-угорские компоненты. Решающее влияние на формирование народа как отдельной общности оказал процесс христианизации татарского народа Поволжья, происходящий с середины 16 по 17 век, и христианизация нерусских народов Поволжья в начале 18 века. В итоге было образовано 5 этнографических групп кряшенов, которые имели специфические отличия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Поп гапон кто это такой

Язык

У народа в процессе формирования появились свои говоры татарского языка, из которых выделяют 4 основных:

  1. говор молькеевских кряшен (западный диалект татарского);
  2. говор заказанских кряшен (средний диалект татарского);
  3. говор чистопольских кряшен (средний диалект татарского);
  4. говор кряшен Нижнего Прикамья (средний диалект татарского).

Основным отличием всех говоров является сохранение старотатарских архаичных слов, небольшое количество фарсизмов, арабизмов.

В царское время народ использовал алфавит Н. Ильминского, который отличался от современного татарского. Разрабатываться он начал с 1862 года, окончательно был сформирован к 1874. В отличие от русского, в нем было 4 дополнительные буквы, которые нужны для передачи звуков татарского языка. Официально алфавит не был утвержден.

В 1930 году, после введения нового тюркского алфавита яналифа, использование алфавита Ильминского было прекращено до 90-х годов 20 века. На нем начали издавать богослужебные книги, литературу общественных кряшенских организаций. В светской жизни сохранилось использование татарского стандартного алфавита.

Практически все кряшены являются двуязычными, владеют русским языком.

Религия

После процесса христианизации у кряшен долгое время не было священников, которые могли на их родном языке объяснить народу основы христианской веры. Отсутствовали понятные переводы Евангелия. В результате подобной религиозной изолированности, кряшены начали развиваться в этой сфере самостоятельно.

Они частично заимствовали исламские обычаи, присутствовали домонотеистические религиозные воззрения. Благодаря переводчику Николаю Ильминскому, жизнь народа стала постепенно приближаться к жизни православных христиан.

Он перевел на язык крещеных татар богослужения, Святое Писание, организовал для них школы, создал кряшенский алфавит, воспитал большое количество представителей кряшенской интеллигенции.

В 1930-х годах 20 века советская власть начала политику укрупнения этносов, объединив кряшен с казанскими татарами. В результате народ лишился автономии, культурные, учебные заведения кряшен начали закрываться. По причине насаждения атеизма, многие лишились возможности исповедовать православие. Сегодня у народа есть священники, церкви.

Молькеевские кряшены помнят о том, что их предки были мусульманского происхождения. В деревнях есть мусульманские кладбища, эти могилы были основным объектом культа. Самая популярная могила Ходжи Хасана, расположенная в селе Хозесаново, могила Мяльки бабая в Молькеево. Вместе с приезжими мусульманами кряшены посещают их во время жертвоприношений, молений, прибегают к помощи мулл.

Еда

Национальное кряшенское блюдо — вареники. Готовят их с начинкой из творога, лука, яйца, сахара, соли. В основу рациона входят мучные, крупяные блюда. Из мяса едят баранину, говядину, гусей, уток, кур, готовят студень (койка), православные едят свинину. В пищу употребляют и кровь животных.

Из молока готовят различные продукты: сметану, творог (сезмэ, эремчек), масло, кислое молоко (катык), сыр «чыгыт». Широко используют кряшены в своей кухне грибы, капусту, овощи. Из первых блюд распространен бульон с кусочками теста.

Основными напитками являются чай, смесь катыка с водой (эйран), пиво (сыра), квас, самогон (кумышка), напитки из меда, в том числе алкогольные.

Одежда

Мужчины носили рубаху-косоворотку, которую подпоясывали узорным поясом из шерсти (азяр). Женщины носили вязаный головной убор белого цвета из хлопчатобумажной ткани (ак калфак), замужние надевали убор (суряке), поверх которого повязывали платок. Старшие женщины носили повязку в виде тюрбана, елабужские кряшенки — монетную повязку.

Женщины использовали много украшений из монет, перевязь через плечо (девет), браслеты, накосники, шейные украшения (челбыры). Мужчины носили войлочные шляпы серого цвета, летом — русскую фуражку. Зимняя верхняя одежда кряшен — тулуп, шуба, азям. Из обуви носили лапти, суконные чулки, редко носили онучи. Позже в эксплуатации кряшен появились русские сапоги, женские туфли.

Всю одежду кряшены шили, украшали сами, редко прибегали к покупке фабричных тканей, которыми в основном, отделывали женские платья.

Жизнь

Основным занятием кряшен издавна было животноводство, пашенное земледелие, выращивали коноплю, лен, из которых изготавливали ткани, одежду.

Жилище

Кряшены строили жилища в один или два этажа, с сенями (ой алды) и избой (ой), трехкамерные избы с печью. Планировка жилища северно-среднерусского типа. У входа ставилась печь, был красный угол «кояш почмак», где размещались иконы, религиозные книги.

У передней стены дома располагалось почетное место (тур), спали на нарах (сэке). Особенностью кряшенской избы была лавка, расположенная вдоль боковой стены, полати над дверью.

Наличники, углы дома, ворота украшали рельефной резьбой зооморфного, геометрического типа.

Культура

Устное творчество кряшен включает различные жанры, основное место в фольклоре занимают семейные, календарные обрядовые песни. Сохранились архаичные обрядовые напевы к Масленице, Святкам, Троице, Петрову дню, другим праздникам. Формульные напевы календарных песен кряшены исполняют многоголосно. Во время хороводов весенне-летнего периода, которые проводились каждый вечер от Троицы до Петрова дня, пели хороводные песни.

Семейно-обрядовый фольклор включает:

  • свадебные песни, в которые входят песни роднящихся семей, песня на увод невесты из родительского дома, плач невесты, застольные песни;
  • гостевые песни.

Песни кряшенов лирические, протяжные, с припевами. Стиль обрядовых напевов схож с традиционным напевом низовых чувашей, южных удмуртов, восточных мари. Исполняет народ и татарские песни, современные, традиционные. С 2001 года в селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан проводится республиканский праздник традиционной культуры кряшен «Питрау кэн».

Традиции

У кряшен древние обряды сохранились дольше, чем у остальных групп татар. Существовали жертвоприношения духам-покровителям (киреметям). На Святки «Нардуган» проводились подворные обходы ряженых, молодежные игры, гадания.

На Масленицу (Май бяйряме) устраивали катание на санях с гор, на второй день Пасхи — обряды общетатарского Сабантуя, угощение кашей (бярмянчек боткасы), подворный сбор крашеных яиц, состязания на майдане (сурян).

На Троицу «Тройча», «Тручин», «Япрак бяйряме» или Петров день «Питрау» устраивали поминки, обряды Джиена, гостевания, молодежные игры. С Пасхи до Петрова дня молодежь устраивала хороводы.

Источник: https://travelask.ru/articles/kryasheny-kreschyonye-tatary

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Что такое правила хорошего тона

Закрыть