Когда праздновали новый год до петра 1

10 фактов про Новый год, елки и Снегурочку, которых вы не знали

когда праздновали новый год до петра 1

Перед Новым годом «Комсомолка» расспросила о том, как этот праздник отмечали в разные времена, почему елку вешали вверх ногами, о возрасте Снегурочки и о многих других интересных фактах профессора Московского государственного института культуры Елену Дзякович и доцента Московского гуманитарного университета Анну Кожаринову.

1. Месопотамия — родина Нового года

Историки утверждают, что традиция празднования Нового года зародились в Месопотамии более 4 тысяч лет назад. Следом еще до наступления новой эры к празднованию подключился Древний Рим.

Поначалу верховный жрец Рима самолично решал, когда наступит новый год, имея право удлинить или укоротить год по своему желанию. Потом римский Новый год приурочили к 1 марта.

А в 153 году до нашей эры римляне стали его отмечать 1 января, совмещая с выборами нового консула – он принимал в этот день присягу.

2. Новогодние подарки — изобретение римлян

Это древние римляне сформулировали идею: как встретишь Новый год, так его и проведешь! Поэтому они старались веселиться, дарили друг другу подарки: сначала вкусную еду, а позже и деньги. Светоний писал, что император Октавиан Август, например, каждый Новый год получал от заинтересованных сограждан сундук с деньгами.

3. Новогодние каникулы ввел Петр I

До 1492 года на Руси новый год, как и поначалу у древних римлян, тоже наступал в марте. Затем его перенесли на сентябрь – это было удобно и логично: ты поработал, собрал урожай, есть что отпраздновать и, главное чем — закрома полные.

Но Петр I, великий унификатор вся Руси, повелел своим указом перейти на общеевропейское летоисчисление и праздновать новолетие с «1 генваря 1700 года». Указ этот читался на лобном месте — каждые полчаса дьяки сменяли друг друга и произносили текст много-много раз, чтоб никто не говорил потом, что не слышал.

«Уклонистам» грозили смертной казнью. Теперь в новый Новый год всем положено было целых семь дней шумно веселиться, стрелять «из небольших пушечек, буде у кого есть, из мушкетов и иного мелкого ружья, ракетов и поджигания смоляных бочек». Ну а боярам к тому же надо было бриться, пить, курить, танцевать с дамами «минуветы».

Кстати, историки говорят, что петровские вечеринки, хоть и поражали своим размахом иноземцев, но все же уступают нынешним корпоративам.

4. Откуда на Руси новогодние елки пошли

Новогодняя елка – это тоже нововведение Петра, которое он «срисовал» в Европе (если углубиться в века, то елка — это сакральное дерево древних кельтов и германцев, которые прямо в лесу вешали на нее цветные тряпочки, пугая так злых духов).

Хотя царь велел ставить елки только на улице, все равно народ страшно злился – ну где это видано, поклоняться, как немчура, вечнозеленым колючкам! Да к тому же русичи издавна елку не очень-то любили, считали деревом мрачноватым, с ней был связан культ предков.

Кстати, Петр ни разу не указал, что это должна быть именно елка, наоборот, допускались варианты: «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». И при Петре елки не украшали – они сами были украшением. После его смерти новогодние елки ставить перестали. Помешал их «негативный имидж», как сказали бы современные маркетологи.

Лишь владельцы кабаков продолжали украшать «языческим древом» крыши своих заведений, причем эти елки стояли там круглый год, служа указателем. Кабаки стали называть «елками», а выражение «идти под елку» означало идти в кабак. Хвоя осыпалась, елки становились палками и выражение «елки-палки» стало означать крайнюю досаду.

5. Зачем елки висели на потолке

В средневековой Европе наряжали-украшали совсем по-другому. До Лютера (да и потом иногда тоже)  елка даже не стояла привычно на полу, а висела вверх тормашками под потолком. В этом не было какого-то тайного смысла, кроме чисто карнавального веселья и прикола.

На перевернутое и подвешенное деревце цепляли всякие сласти, в назначенный час открывались двери и в комнату врывались дети. Они с визгом подпрыгивали и обдирали елку как липку.

так что идеи современных дизайнеров, предлагающих новаторски подвесить ели к потолку, никакое не ноу-хау, а, можно сказать, старинный обычай.

6. Рождественскую елку придумал Лютер

В Европе елка стала рождественской на 300 лет раньше, чем на Руси (новогодней она была издавна). По легенде, это сделал Мартин Лютер, основатель протестантизма. Чтобы как-то сблизить тотемное дерево с христанством, он сказал своей пастве украсить верхушки праздничных елок Вифлеемской звездой, а на ветки поместить свечи.

7. Как елка переехала в дом

Новогодние празднества возродились при Екатерине II. А первую «государственную елку» организовал в конце 1830-х годов император Николай I. С улицы в русские дома елка переехала в 1840-м году – первыми ее принесли домой проживавшие в Петербурге немцы.

Причем они поставили елочку заранее, уже на католическое Рождество и простояло деревце до самого Крещения. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать елки (теперь уже рождественско-новогодние) в своих домах. Зажиточные люди вешали на елку перстни, ленты, серьги и бусы.

Смекнувшие выгоду крестьяне стали устраивать елочные базары именно тогда. Из столицы империи эта традиция разошлась по всей стране.

8. Елочные игрушки появились из-зи неурожая яблок

У нас в России елки стали украшать в середине ХIХ века. Сначала лакомствами: конфетами, орехами в яркой обертке, пряниками, яблоками, а кто победнее – кусочками сахара, овощами и хлебным мякишем в тряпочке поярче.

На ветках горели свечки, на верхушке – звезда. А блестящие шары появились сравнительно недавно — примерно сто лет назад. Говорят, что первый елочный шар появился из-за неурожая яблок.

Запасы фруктов к зиме кончились и находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули шары!

А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

9. Запрет и амнистия елок

Сразу после революции большевикам было не до елок. Но в 1918-м они все же запретили праздновать Новый год, считая это «буржуазной прихотью». Хотя Ленин с Крупской елочку у себя в Горках все-таки ставили (правда, на Рождество). До 1936 года новогодняя елка «ушла в подполье»: только в некоторых семьях решались устраивать ее и делали это тайно, потому что поплатиться за такое нарушение можно было очень жестоко.

А дальше произошла такая история. Сталин в близком кругу намекнул соратникам: новогоднюю елку советским детям неплохо было бы вернуть. Пусть, мол, кто-то выступит с инициативой, а я разрешу.  Сказано — сделано.

Партийный деятель Павел Постышев пишет в «Правду» письмо про «Новый год – хороший праздник», его публикуют и – ура! — в 1936 году буквально за два дня в продаже появились елочные украшения с портретами вождя и в Колонном зале Дома Союзов устроили первую в СССР елку для детей и молодежи. Кроме того, всем педагогам быстро вручили пособие «Елка в детском саду». А Кремлевская, главная елка страны впервые зажглась в 1954 году.

Рождественскую звезду заменили на красную пятиконечную, а украшения стали отражать планы на ближайшую пятилетку – сначала делались в виде танков, самолетов, тракторов, кораблей, паровозов, при Хрущеве в виде кукурузы и прочих репок с морковками, а потом на елках появились ультрамодные серебристые спутники, ракеты и космонавты.

10. Снегуочка — бабушка Деда Мороза

Наш Дед Мороз – счастливчик! Ни у Санта-Клауса (он же Святой Николай), ни у финского Йоллупукки, ни у итальянского Бабо Наттале, ни у других его новогодних коллег нет такой симпатичной и молодой помощницы, как Снегурочка. Мы привыкли считать её внучкой Деда Мороза .

Но, если копнуть поглубже, Снегурка Деду Морозу приходится бабушкой! Или даже пра-пра-бабушкой. Мы все знаем Снегурочку по пьесе-сказке Островского, куда она пришла из фольклора. Но в самых старых сказках ее, оказывается, зовут Кострома, которую, как и Масленицу, сжигают на костре.

А обе они, и Кострома, и  Масленица, не что иное, как древняя аграрная богиня славян. Вот такая родословная у нашей Снегурочки. Сам Дед Мороз гораздо младше своей «внучки».

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник: https://www.kp.ru/daily/26322.4/3202808/

Новый год, история появления празднования Нового года

когда праздновали новый год до петра 1

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово.

А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды.

Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси — один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год.

Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, — последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси.

Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.

Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами.

Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление.

Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».

 Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится храм святой софии

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Новый год при советской власти. Смена календаря

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете «Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!».

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах.

31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей стране», — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

Старый Новый год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь).

Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца.

Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью.

Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на «Новоюлианский» календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. «Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни», — сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

Источник: https://www.russianelka.ru/winrus/novyij-god/istoriya-vozniknoveniya-novogo-goda/

Первый в России светский праздник: зачем Петр I перенес Новый год

когда праздновали новый год до петра 1

2019-12-20T06:39

https://cdn2.img.crimea.ria.ru/images//society/20191220/1117774301/Pervyy-v-Rossii-svetskiy-prazdnik-zachem-PetrIperenes-Novyy-god.html

https://cdn2.img.crimea.ria.ru/images//111777/42/1117774265.jpg

РИА Новости Крым

https://crimea.ria.ru/i/ria_logo-blue.png

РИА Новости Крым

https://crimea.ria.ru/i/ria_logo-blue.png

СИМФЕРОПОЛЬ, 18 дек — РИА Новости Крым. Решение Петра I перенести Новый год на 1 января долгое время не одобрялось в народе: украшение дворов еловыми ветками, костры, стрельба из орудий, веселье и обильные застолья воспринимались как директива.

Зачем 320 лет назад государь в корне изменил традиции, рассказали РИА Новости Крым эксперты.

Почему 1 января?

До 1699 года в Российском государстве встречали новый год с наступлением осени. Эта традиция пришла из Византии.

Однако после посещения Петром I Европы 20 декабря был принят указ о переносе празднования. Так в последние дни перед наступлением XVIII века в России перенесли точку отсчета сотворения мира, руководствуясь античными, а вслед за ними и европейскими образцами.

«1 января ассоциировалось не с каким-либо природным явлением, например, осенним или весенним солнцестоянием, равноденствием. Дата была выбрана, потому что традиционно в этот день в Древнем Риме избранные на год консулы приступали к исполнению своих обязанностей», — поясняет крымский историк Игорь Спивак.

К слову, в Крыму первоянварский новый год начали отмечать в 1783 году после присоединения полуострова к Российской империи Екатериной II.

Однако некоторые исследователи убеждены, что часть христиан могла отмечать начало года в этот день и в период Крымского ханства как вассала Османской империи.

«Я почти уверен, что в крупных городах какие-то общины наверняка праздновали светский Новый год», — считает доцент кафедры культурологии Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Синичкин.

То бороды бреет, то Новый год переносит

Увидев, как ярко европейцы отмечают Новый год, Петр I решил внести праздник и в свое государство. Царю понравилось обилие ярких нарядов, фейерверки и яркие традиции, потому что, считает Синичкин, «он был человеком эмоциональным и взрывным, падким на новенькое».

«Во время посещения Европы ему больше всего понравились китайские фейерверки. Он понимал, что подобное в России организовать не выйдет, поэтому приказал стрелять из ружей и жечь костры во дворах для создания праздничного настроения», — рассказывает историк.

Люди не сразу приняли нововведения.

«В то время у Петра начал складываться образ сумасброда, который то бороды бреет, то платья меняет на европейский лад, то несколько войн затеял. Это уже потом его деятельность была высоко оценена и поддержана соотечественниками», — говорит эксперт.

Несмотря на указания, в Российской империи Рождество всегда было важнее Нового года: в близком к современному формате его начали отмечать только в начале ХХ века.

А начиная с 1929 года празднование Рождества было и вовсе отменено, а Новый год стал будним рабочим днем. Выходным и праздничным его вновь объявили уже в 1947 году.

Источник: https://crimea.ria.ru/society/20191220/1117774301/Pervyy-v-Rossii-svetskiy-prazdnik-zachem-PetrIperenes-Novyy-god.html

История Нового года в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. В преддверии наступления нового, 2017-ого года редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории новогоднего праздника в России.

Возникновение праздника

После принятия христианства и до 1700 г. в России действовала византийская система летоисчисления (совпадает с юлианским календарем) — «от сотворения мира» или от 5508 года до н.э. Наступление нового года отмечали в марте, а с XV века — 1 сентября. В этот день на соборной площади Московского Кремля проходила торжественная церемония «О начатии нового лета» и церковная служба с участием царя, патриарха, представителей духовенства, знати, служивых людей и др.

29 и 30 декабря (19, 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Петр I издал два именных указа о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 г. «от сотворения мира» таким образом стал 1699 г.

) и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. При этом григорианский календарь, на который перешли многие страны Европы, царь вводить не стал.

Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, празднуя Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства.

Ель как символ Рождества и Нового года

Указом от 30 декабря 1699 г. Петр I повелел украшать главные улицы Москвы, а также дома знати хвойными деревьями и ветками, а остальным жителям столицы — поставить «по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей». За образец предлагалось использовать ели, установленные в Гостином дворе. Этот обычай царь перенял у живших в Немецкой слободе (ныне — район Лефортово) европейцев.

Горожане должны были поздравлять друг друга, жечь костры на улицах, стрелять из ружей и мушкетов, запускать ракеты. На Красной площади, где проходило главное торжество, по указу царя был организован фейерверк, пушечные и ружейные салюты. Праздник Нового года продолжался семь дней.

Тогда же возникла традиция устраивать маскарады и народные гуляния. При Елизавете I в моду вошли придворные балы по образцу европейских.

Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. в Санкт-Петербурге в здании Екатерининского (ныне — Московского) вокзала. Позднее общественные елки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их проводили в здании Благородного собрания в Охотном ряду (ныне — Дом Союзов). Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей.

Ели наряжали и устанавливали на Рождество 25 декабря, и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Новогодние торжества воспринимались лишь как дополнение к рождественским. Первые елочные игрушки были связаны с христианской тематикой (фигурки ангелов и пр.).

В качестве украшений использовали также свечи, сладости, фрукты, орехи и др. Макушку елки венчала, как правило, звезда (символ вифлеемской звезды). Позднее из Германии стали привозить стеклянные елочные игрушки.

В конце XIX века было налажено российское производство стеклянных шаров и бус — на заводе, основанном близ Клина князем Александром Меньшиковым, правнуком фаворита Петра I.

Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать елки на Рождество.

Праздник после Октябрьской революции

После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

24 января 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком) принял декрет о введении в России западноевропейского григорианского календаря (декрет подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января). Согласно документу, следующий день после 31 января 1918 г.

предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток. Русская православная церковь не признала эти новшества и сохранила свое летоисчисление по юлианскому календарю. Поэтому православное Рождество стали отмечать не 25 декабря (по юлианскому календарю), а 7 января.

14 января появился новый неофициальный праздник, получивший название «старый Новый год».

В первые советские годы традиция рождественских и новогодних праздников сохранялась. Для детей государственных и партийных деятелей елки проводили в Большом Кремлевском Дворце. Однако в середине 1920-х гг. в стране была развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками.

24 сентября 1929 г. постановлением Совнаркома празднование Рождества было запрещено. Тогда же появились предложения перенести встречу Нового года с 1 января на 7 ноября (День Октябрьской революции).

Этого делать не стали, но официальные новогодние торжества были отменены как «буржуазные» и «поповские пережитки».

Возрождение праздника в советские годы

28 декабря 1935 г. в «Правде» была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и 2-го секретаря ЦК КП (б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».

В ней автор предложил положить конец «неправильному осуждению елки»: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

На следующий день в «Правде» было опубликовано постановление секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева о проведении 1 января комсомольцами и пионерами елок в школах, детских клубах и детских домах — «весело и без занудства».

1 января 1936 г. «Правда» разместила на первой полосе фотографию Иосифа Сталина с поздравлением «С Новым годом, товарищи, с новыми победами под знаменем Ленина — Сталина!». В том же году впервые по радио прозвучало новогоднее поздравление председателя ЦИК СССР Михаила Калинина. Его речь была посвящена событиям на фронтах Великой Отечественной войны.

В том же году в Колонном зале Дома Союзов была организована елка для детей и молодежи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж — Дед Мороз (в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави), спустя год вместе с ним елку вела Снегурочка.

В новогоднюю ночь 1944 г. в СССР впервые прозвучал государственный гимн, текст для которого написали Сергей Михалков и Эль-Регистан (настоящее имя Габриэль Уреклян), музыку — Александр Александров.

С 1954 г. новогодний праздник для детей и молодежи проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца. С 1962 г. его стали проводить в Кремлевском Дворце съездов (ныне — Государственный Кремлевский Дворец).

На первую кремлевскую елку были отобраны лучшие школьники и студенты страны. Трансляция велась по радио, а в газетах были опубликованы подробные репортажи. С тех пор праздник в Кремле стали называть «главной елкой страны». С середины 1960-х гг.

он проходит в форме сказочного представления.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сделать чтобы все было хорошо

С 1970-х гг. появилась традиция ежегодных телевизионных новогодних обращений руководителей государства к советскому народу. Впервые такое обращение прозвучало по центральному телевидению 31 декабря 1970 г. от генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

В СССР атрибуты праздника изменились. Вифлеемскую елочную звезду сменила пятиконечная красная, восковые свечи — электрические гирлянды. Вместо золоченых орехов, фруктов и рождественских персонажей появились кремлевские башни, дирижабли, фигурки космонавтов, спутники, снопы пшеницы, початки кукурузы и др.

Новый год в России

Впервые живую ель на Соборной площади Кремля установили в декабре 1996 г. по инициативе президента РФ Бориса Ельцина (в 2001-2004 гг. из-за сильных морозов ее заменяли на искусственную).

Главное новогоднее представление — Общероссийская елка, которую также называют «президентской», проводится в Государственном Кремлевском Дворце. Ежегодно ее посещают более 5 тыс. детей со всех регионов страны.

Среди них — победители конкурсов и олимпиад, воспитанники детских домов и интернатов, дети, чьи родители погибли в «горячих точках», и др.

В новогоднюю ночь президент РФ обращается к жителям страны с поздравлением. После выступления главы государства телевидение и радио ровно в полночь транслируют бой курантов Спасской башни Кремля, знаменующий начало нового года. Затем звучит государственный гимн страны.

Праздничные выходные дни

Даты официальных новогодних праздников в России неоднократно менялись. 1 января стал праздничным выходным днем только в 1948 г., в соответствии с указом Президиума Верховного совета СССР от 23 декабря 1947 г. Рождество 7 января получило статус праздничного нерабочего дня спустя 43 года по постановлению Верховного совета РСФСР от 27 декабря 1990 г.

25 сентября 1992 г. были приняты поправки в Кодекс законов о труде РСФСР, согласно которым нерабочим днем наряду с 1-м и 7-м января стало 2-е января. Эти праздники были сохранены и в Трудовом кодексе РФ (принят 30 декабря 2001 г., вступил в силу 1 февраля 2002 г.).

29 декабря 2004 г. в статью 112 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, согласно которым новогодние каникулы длились с 1-е по 5-е января включительно, 6-е января было рабочим днем, а Рождество — выходным. Однако фактически 6-е число также было нерабочим, так как на него переносили выходные (субботу или воскресенье), совпадающие с новогодними праздниками.

С 2013 г. официальные новогодние каникулы длятся с 1 по 8 января, в соответствии с изменениями в Трудовой кодекс РФ от 23 апреля 2012 г. Совпадающие с этими праздниками выходные дни решением правительства РФ могут быть перенесены на другие даты. Как правило, их присоединяют к майским праздничным дням.

Источник: https://tass.ru/info/867396

Старый Новый год: как его праздновать

Какой еще старый Новый год? — наверняка воскликнет кто-то из читателей. Одни при этом схватятся за кошелек, другие — за печень, третьи за голову: сколько можно гулять, да еще и в понедельник?! «Вслух.ру» рассказывает о празднике: откуда появилась такая формулировка и стоит ли устраивать свою «Иронию судьбы» в этот день.

Почему так назвали — старый Новый год?

Немного истории. 30 декабря 1699 года указом Петра I в России было перенесено начало года с 1 сентября на 1 января по юлианскому календарю.

И так продолжалось до 1918 года, когда указом Ленина страна перешла на григорианский календарь, по которому мы сейчас и живем. Юлианский остался «старым стилем»; ночь с 13 на 14 января — это как раз Новый год по-старому.

Само словосочетание «старый Новый год» является ярким примером оксюморона, то есть образным сочетанием противоречащих друг другу понятий.

Праздновать дважды Новый год стали из-за другой традиции: этот праздник отмечается после Рождества, у христиан оно — 7 января. Кроме того, в православной церкви на григорианский Новый год приходится рождественский пост, исключающий обильные застолья и увеселения.

Традиция встречать старый Новый год сохранилась не только в бывших странах СНГ, но и в Сербии, Черногории, Македонии, некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии. Популярность Старого Нового года растет: ведь кто не рад дополнительному празднику?

Традиции и обычаи в старый Новый год

По давней традиции, в староновогоднюю ночь отмечается Васильев вечер – он же «щедрый». В этот день было принято накрывать богатый стол.  Понимаем, что на яства многие уже смотреть не могут: не все переварили новогодние салаты. Однако на ужин рекомендуют приготовить пироги и блины, поросенок или блюдо из свинины, кутью.

На Старый Новый год к ужину садились всей семьей, очень важно, чтобы все были в чистой одежде. А после ужина было принято у всех просить прощение за возможные обиды, чтобы встретить Новый год в согласии. Приглашали гостей и сами ходили поздравить родных и друзей. Устраивать пьянку, конечно, совсем не обязательно.

Популярные гадания на старый Новый год

Во время празднования старого Нового года продолжаются Святки. Считалось, что с вечера 13 января при гаданиях открывались все «карты» судьбы, поэтому ритуалы в этот день — самые правдивые. Вот несколько популярных способов.

На жениха. В полночь нужно выйти из дома и через плечо кинуть туфельку, сапожок или ботинок. Если носок покажет в противоположную от двери дома сторону – появится жених.

На бумажках написать мужские имена, несколько оставить пустыми. Положить в мешок, мешок — под подушку. Утром 14 января, не вставая с постели, вытянуть один из листков. Другой вариант — залить листки водой и посмотреть, какой первый всплывет.

На желание. На закрытую книгу укладывают левую ладонь. Вслух задают вопрос, затем наугад открывают страницы и читают 1-2 строчки под ладонью.

На будущее. Зажечь свечку, подождать, когда воск оплавится. Вылить его в стакан с водой. Посмотреть на получившуюся фигурку. Вот что они могут означать: кольцо — замужество, колыбель — появление ребенка, дерево — благополучие, ключ — перспективное заманчивое предложение, звезда — осуществление задуманных планов, дом — переезд и т.д.

В крупу положить четыре кольца: золотое, серебряное, с бриллиантами или другими драгоценными камнями и пластмассовое. Закрыть глаза и захватить горсть с кольцом. Первые три предвещают достаток. Четвертое может сигнализировать о том, что в этом году придется потуже затянуть пояс.

Взять свою цепочку, потереть между ладонями, бросить на стол и посмотреть на узор. Ровная линия – к удаче, геометрические фигуры — к признанию в любви, бантик — замужество, кольцо — неприятности.

И, конечно, старый известный способ — по пельменям или вареникам. Их нужно слепить заранее, вложив разные начинки. Попадется монетка – к богатству, кольцо – быть свадьбе, фасолинка или косточка вишни – к пополнению в семье, изюм или курага – к любовному роману, лавровый листочек — к карьерному росту.

Приметы на старый Новый год

Существовало множество суеверий, которые касались перехода из одного года в другой. Считалось, если с утра первым придет мужчина, то год будет удачным, богатым и урожайным, а если женщина – голодным и засушливым.

Необходимо было отдать все долги и не давать взаймы, якобы это могло привести к бедности. В новый период нельзя было входить непрощенным или не простившим.

На праздничный стол не готовили птицу или рыбу – чтобы счастье не улетело или не уплыло. А вот свинина, конина и говядина сулили «навести» приплод и «нарыть» добро.

Были и другие приметы. Надетая на изнанку одежда – к глобальным изменениям в жизни в лучшую сторону. Умывшийся первым будет здоровым предстоящий год. Также считалось, что это отличный день для начала собственного дела или признания в любви. Старый Новый год поможет в делах и принесет успех.

Что еще сделать на старый Новый год

Посмотреть любимые фильмы, которые в праздники не успели. Можно включить одноименную комедию — «Старый Новый год».

С учетом названия праздника вспомнить все то хорошее, что принес прошлый год и поблагодарить его за это. Подумать о том, чего хотелось бы добиться в наступившем. Можно даже составить план.

И, конечно, в такую хорошую погоду актуально отправиться на горки, катки, вечерние прогулки в компании, с кем хотели отметить праздник.

Источник: https://vsluh.ru/news/review/349990

Новый год: история возникновения

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово.

А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды.

Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января ( 1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Старый Новый год 

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить фен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь).

Новый стиль – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца.

Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью.

Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

8. Елочные игрушки появились из-за неурожая яблок

У нас в России елки стали украшать в середине ХIХ века. Сначала лакомствами: конфетами, орехами в яркой обертке, пряниками, яблоками, а кто победнее – кусочками сахара, овощами и хлебным мякишем в тряпочке поярче.

На ветках горели свечки, на верхушке – звезда. А блестящие шары появились сравнительно недавно — примерно сто лет назад. Говорят, что первый елочный шар появился из-за неурожая яблок.

Запасы фруктов к зиме кончились и находчивые стеклодувы маленького городка в Баварии на замену круглым яблокам выдули шары!

А в 1870-х годах в Америке простой телеграфист догадался заменить пожароопасные свечи на электрические гирлянды.

Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество — Православный журнал

В русском летоисчислении Рождество Христово соперничает с иным событием — Сотворением мира. В наши дни государство предпочитает отсчитывать годы по-европейски, от Рождества. По древнему восточнохристианскому правилу череда лет восходит к Сотворению. Сегодня им руководствуются лишь некоторые общины староверов, но когда-то его соблюдала вся Россия.

В русском календаре «толкаются» два праздника: православное Рождество и светский Новый год. Притом Новый год празднуется по принятому государством григорианскому календарю, а Рождество — по церковному, юлианскому.

Откуда взялось это двоение, общеизвестно. Оно восходит ко временам Петра I — во всем, за исключением григорианского календаря, введенного в 1918 году.

Но мало кто задумывался над тем, почему царь Петр Алексеевич решился на столь серьезную перемену.

Прихоть или неизбежность?

Обычно в объяснение говорят: «России пришла пора войти в Европу. А для того чтобы нас там лучше воспринимали, следовало сбрить бороды, надеть парики, камзолы, треуголки, перейти на европейское летосчисление и убрать еще дюжину иных вопиющих отличий. Изменения накапливались на протяжении многих десятилетий, пока царь Петр, наконец, не сделал решительный шаг»

Когда этот монарх создавал новые заводы, строил военный флот, приглашал из западных стран инженеров, фабричных мастеров, одаренных ученых, он предпринимал меры, насущно необходимые и давно назревшие. Но так ли назрела та самая календарная реформа? А заодно с нею бритье бород, скажем, или ношение париков? Вела ли к тому Россию сама историческая неизбежность, или эти «преобразования» были пустой прихотью венценосной особы?
Вопрос непростой.

Европейских специалистов на службу к российским государям приглашали со времен Аристотеля Фиораванти. Царь Алексей Михайлович любил устраивать фейерверки, а его сын царь Федор Алексеевич пристрастился к польской одежде. Народ смотрел на «огненные потехи» с интересом, хоть и опасался пожара. Дворяне сами, первыми, еще до монаршего позволения, завели моду на европейское платье.

Петр, сын первого из названных царей и младший брат второго, сызмальства пристрастился к бытовым радостям европейского образца. Он обожал посещать Немецкую слободу, а те же фейерверки научился устраивать самостоятельно. Но при всей приязни к вещам и затеям московских «немцев» Петр дальше этого не шел. Он провел на троне 11 лет, прежде чем взялся за реформу календаря и прочие радикальные перемены.

Что его подтолкнуло?

Скорее всего, участие в Великом посольстве.

Амстердамские приключения

В 1697 году царь Петр Алексеевич отправился в большое путешествие по европейским странам, вошедшее в историю под названием Великого посольства. Государь ехал инкогнито, под именем Петра Михайлова. Руководили посольскими делами генералы Франц Лефорт и Федор Головин, а также думный дьяк Прокопий Возницын. Старшинство закреплялось за Лефортом — другом и соратником Петра, проводником царя по буйным пирушкам и прочим радостям Немецкой слободы.

Царь Петр попробовал европейскую жизнь в качестве частного лица. Он плотничал на голландских верфях, упражнялся в искусстве гравировки, изучал артиллерийские науки в Германии, а искусство кораблестроения — в Англии. Государь овладел множеством ремесел и специальностей. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему на кресте полумесяц

Сам монарх любил европейские изящные вещицы и разного рода раритеты. Он приобрел расписную посуду из Дельфта, французские шпалеры, китайские фарфоровые сосуды и экзотические фрукты; купленную мартышку он повсюду носил на плече. Позднее царь отправлял из России в Европу сотни и тысяч русских для обучения полезным профессиям.

Знакомство с Европой породило у Петра Алексеевича беззаветную любовь к ней, продолжавшуюся на протяжении всей его жизни

Так вот, время «зимних вакаций» с 1697 года на 1698-й российский монарх провел в Голландии. Рождество 1697 года Петр Алексеевич отпраздновал со свитой в Амстердаме. А вслед за ним — Новый год, который, как и в Германии, отмечали здесь давно, пышно, с большим размахом.

Город каналов. Любимые фейерверки повсюду и везде. Их отражения в воде. Шум, музыка, затейливо наряженные деревья. Лодочки. Пиры. А вслед за тем — большое путешествие под парусами в Англию.

Очень приятно, очень красиво, не правда ли? Как тут не впечатлиться до глубины души, особенно если тебе всего-то двадцать пять
Царь чувствовал себя не только державной особой, но и путешественником, открывающим новый мир.

Сердце его пылало желанием перенести всю затейливость европейских празднеств на подвластную ему землю. А вместе с ними многое другое, что казалось ему правильным и приятным.

Невиданный праздник

По окончании Великого посольства Петр I развернул широкую программу европеизации России.

Дворянство должно было облачиться в европейскую одежду (мода ли на нее, нет ли моды, а приказ на то имеется!), жить в домах, выстроенных европейскими архитекторами, питаться, отмечать торжества и воспитывать потомство в европейских традициях, получать на службе должности и чины с европейскими названиями. Именно тогда в русский быт вошли поездки на учебу в Европу, кофе, табак, парики, треуголки, балы (при Петре I их нередко заменяли шумные попойки, называемые ассамблеями).

Календарная реформа стоит в одном ряду со всем этим. Петр провел ее через год после возвращения из Европы, и невозможно отделаться от впечатления, что перед мысленным взором его все еще стояли ёлочки, лодочки, пылающие шутихи на фоне вечернего неба и их отражения в амстердамских каналах. Пусть в Москве станет так же! Жаль, негде каналы вырыть, всюду домишки понаставлены

Но к русскому православному Рождеству с его древними традициями западные «новины» приписать было трудновато. Совсем недавно отгремел в Подмосковье страшный стрелецкий бунт. Петр имел основания всерьез опасаться, что попытка перенести амстердамское Рождество на московские кривые улочки вновь поднимет людей на большой выплеск «волюшки». К тому же, Патриарх посмотрит косо — святейший Адриан хоть и ветх годами, но к нарушениям устоев строг

А вот перенести Голландию на Русь под предлогом введения нового, доселе невиданного праздника — идея, которую в наши дни назвали бы «политтехнологически грамотной».

Образцовая елка

Новолетие у нас в старину отмечали 1 сентября. Так повелось еще от начала Московского государства — с XV века. 1 сентября называли Семеновым днем или днем Семена-летопроводца — по имени преп.

Симеона Столпника, память которого выпадает на первый день осени. Вся страна знала: минет год 7207-й от Сотворения мира и начнется год 7208-й.

А в Германии, Швеции и трепетно любимой Петром Голландии вот уже восемь месяцев как идет-тянется 1699 год от Рождества Христова. Европа в ту пору начинала год с 1 января.

Итак, Россия встречает новый, 7208 год, и это был самый короткий год в истории нашей страны.

Три с половиной месяца спустя, в декабре, появляется указ, прервавший его течение: «Известно Великому Государю [стало], не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, [таких] как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый век. И для того доброго и полезного дела указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах (центральных ведомствах) и во всяких делах и крепостях (документах) с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых перед вороты учинить украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых»

Украшения следовало изготовлять по образцам, которые специально для такого случая выставили на Гостином дворе и у аптеки. Тем, кто победнее, дозволялось при воротах или на крыше своего дома поставить деревце. Нет денег на деревце — подойдут несколько ветвей елового лапника. И пусть стоят всю неделю!

Конечно, Петр не мог обойтись без большой «огненной затеи» — царь испытывал от нее детский восторг. А потому он учредил особый новогодний фейерверк и пушечный салют на Красной площади. Одновременно в домах знати, дворян и купцов предписывалось палить из малых пушчонок и ружей, пускать пороховые ракеты, а по ночам с 1 по 7 января жечь костры и смоляные бочки.

Русская столица не стала Амстердамом. Климат, понимаете ли, не тот. Не пустишь ведь лодочки по январскому тяжелому льду Москвы-реки! Вот когда восстанет из чухонских болот Санкт-Петербург, там — да, царь и каналы получит, и лодки, и совершеннейшую Голландию во всем, кроме языка Зато теперь, под звуки канонады, вдыхая ароматы свежей хвои, Петр Алексеевич каждую зиму мог мысленно оживлять весь восторг амстердамских ночей, пережитых в Великом посольстве.

Забыли и вспомнили

Летосчисление от Сотворения мира исчезло у нас далеко не сразу. В официальных государственных бумагах два разных счета лет путались еще долго. Однако к концу Петровского царствования старый счет помнила только Церковь. Европейский вариант — «от Рождества Христова» — возобладал.

С празднованием Нового года вышло иначе. Все-таки этот праздник выглядел у нас как нечто совершенно ненужное, как блистательная государева прихоть. Скончался Петр — и скоро все забыли о новогодних торжествах. И елочки пропали, и стрельба из ружей, и «смоляные бочки». Не всем нужна Голландия посреди России. Другие государи — другие причуды!

Лишь в середине XIX века у нас вновь стали отмечать Новый год. Но уже не как свистопляску огней и буйство грома, а как тихий детский праздник, заново введенный с легкой руки немецких принцесс, становившихся российскими императрицами.

Иначе говоря, его повторно «импортировали» из Западной Европы. Скромный Новый год «детского формата» ни в какое сравнение не шел с Рождеством — оно первенствовало до 1920-х годов, когда его запретили большевики.

«Новолетие» мыслилось тогда как часть рождественских празднеств, как один из районов большого города.

***
Вновь празднование Нового года реанимировал Совет народных комиссаров особым декретом от 1936 года. Но это уже «совсем другая история», и царь Петр Алексеевич не имеет к ней никакого отношения

Фото 1 — Указ Петра I о праздновании Нового года

Изображение 3 — Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. В.И. Суриков, 1900

Источник: https://foma.ru/kak-v-rossii-nachali-tolkatsya-novyij-god-i-rozhdestvo.html

Почему Новый год так и не удалось воцерковить

Перенеся празднование Нового года на 1 января, Петр I создал абсолютно светский праздник, воцерковить который так и не удалось. О том, как менялось отношение православных к этому дню, рассказывает Александр Кравецкий.

Новый год – праздник, который очень сложно вписать в церковный календарь. И это не случайно. Январский Новый год в России учреждался как чисто светский праздник, не соотносимый с церковным календарем. Как известно, 20 декабря 1699-го Петр I подписал указ «О праздновании Нового года».

Согласно этому указу с 1 января 1700 года в государственном делопроизводстве вводилось летоисчисление от Рождества Христова, а началом года было объявлено 1 января. Это было непривычно.

Ведь если считать от сотворения мира, то 1 января 1700 года все еще продолжался 7208 год, начавшийся 1 сентября.

Поскольку император имел обыкновение предписывать своим подданным, как следует правильно развлекаться, этот указ довольно подробно объяснял правила новогоднего веселья.

Горожанам предписывалось украшать ворота домов еловыми и можжевеловыми ветками, причем богатые должны были подражать убранству московского Гостиного двора, который был предложен в качестве образца, а бедные повесить хотя бы одну ветку.

С 1 по 7 января жители города обеспечивали праздничное освещение, фейерверки и иллюминацию. Людей знатных и военных обязывали салютовать из ружей и мушкетов, жечь костры, ставить на столбах горящие бочки со смолой и т. д.

Почтовая марка 1989 г. / Каток у Смольного института в Петербурге, 1890-е. Автор — Карл Булла

Январский Новый год со всеми своими кострами, ветками и украшениями был частью новой культурной политики Петра. Он стал первым абсолютно светским праздником, никоим образом не соотносимым с церковным календарем.

При этом Русская Церковь продолжала считать началом года 1 сентября, отчасти сохраняя и счет лет от сотворения мира. (Здесь, наверное, стоит напомнить, что, перейдя на январский Новый год, Россия продолжала жить по юлианскому календарю.

Гражданское новолетие праздновалось после Рождества и, соответственно, после окончания поста.)

Отвлечь людей от ночного новогоднего разгула

С переходом на январский Новый год связаны два изменения в порядке совершения богослужения. Был упразднен совершаемый 1 сентября «Чин летопроводства» (то есть проводов уходящего года). При этом появилось новое «Молебное пение на Новый год», которое совершалось уже 1 января после литургии. Его составил епископ Рязанский Гавриил (Бужинский). В храмах, где служили не каждый день, этот молебен совершался раз в несколько лет.

Лишь к середине XIX века в больших городах празднование Нового года начало приобретать популярность. Это было чисто светское празднование, веселое и пьяное, совершаемое, как и сейчас, в ночь на 1 января.

Популярность такого заведомо нецерковного праздника вызывала смущение у многих, поэтому стали предприниматься попытки каким-то образом «воцерковить» этот праздник.

В 1894 году в Санкт-Петербурге и Армавире новогодний молебен был совершен не утром 1 января, а в ночь с 31 декабря на 1 января.

Таким образом церковные власти рассчитывали отвлечь людей от ночного новогоднего разгула. Причины, по которым новогодний молебен стали совершать в полночь, четко сформулированы в составленной Серафимом Булгаковым «Настольной книге священнослужителя»:

«Там, где в полночь под Новый год царит разгул, весьма благотворно именно в то время призвать к молитве встречающих в греховном бодрствовании новый год. Нельзя не согласиться с мнением некоторых, что в совершении молебствования в полночь под Новый год пастырская практика нашла верное и надежнейшее средство для противодействия греховной встрече Нового года».

Практика совершения новогоднего молебна в полночь существовала только в некоторых больших городах и имела характер эксперимента. В сельской местности ночного молебна не было, поскольку Новый год здесь никто не отмечал.

На Поместном Соборе 1917-18 гг. этот вопрос встал вновь. Богослужебному отделу Собора было поручено отредактировать или пересмотреть существующий чин новогоднего молебна. При обсуждении этого вопроса священником Василием Прилуцким было высказано радикальное предложение восстановить исключенный Петром I «Чин летопроводства», который в древней церковной практике сопровождался крестным ходом.

Совершать этот чин предлагалось не 1 сентября, как это происходило в Древней Руси, а на гражданский новый год. Но восстанавливать громоздкий древний чин показалось слишком сложным делом. В итоге все ограничилось пересмотром уже существующего молебна и добавлением туда новой молитвы на Новый год.

Однако из-за революционных событий возможности напечатать исправленный вариант новогоднего молебна уже не было. Поэтому все оставили как есть, ограничившись лишь введением в богослужебную практику одной новой молитвы.

Главный советский праздник

Послереволюционная история праздника определялась тем, что с 1918 года Советская Россия перешла на григорианский календарь. Новый год – гражданский праздник, поэтому никаких причин для того, чтобы отмечать его по старому стилю, не было. Однако в этом случае празднование приходилось на 1 января, в то время как Рождество отмечалось 7 января, то есть Новый год попадал на Рождественский пост. В результате верующие предпочитали праздновать его по старому стилю, то есть после Рождества.

Возникла парадоксальная ситуация, когда дата этого светского по своей идее праздника стала определяться церковным календарем. В результате Новый год вошел в число тех праздников, с которыми власти начали борьбу. В течение некоторого времени празднование Нового года было признаком нелояльности по отношению к господствующей идеологии.

Лишь в середине 30-х годов, когда антибуржуазный пафос первых лет революции несколько поутих, большевики решили, что Новый год вполне может стать пролетарским праздником. 28 декабря 1934 года газета «Правда» опубликовала заметку, которая называлась «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В этой статье предлагалось возродить празднование Нового года.

«В дореволюционное время, – писала «Правда», – буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?

Комсомольцы, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка!»

Таким образом Новый год, елка и детский праздник были реабилитированы. Атеистическое государство теперь делало ставку на светский характер этого праздника. Прогрессивный и оптимистичный Новый год должен был противостоять «реакционному» Рождеству. При этом Новый год пользовался очень большой популярностью. Это было связано с тем, что он был единственным советским праздником, не связанным с идеологией. В этот день люди имели полное право просто веселиться.

Церковная практика тех лет на гражданское новолетие особенно не реагировала. По умолчанию верующие пытались воздерживаться от излишнего веселья во время Рождественского поста. В 1984 году в третьем томе Требника было вновь напечатано «Молебное пение на Новый год». Как и до революции, время совершения этого молебна не было оговорено и его можно было совершать как в полночь, так и первого января.

В постсоветское время вопрос о праздновании Нового года вновь стал активно обсуждаться. При этом никаких разумных решений не напрашивается. Созданную Петром I инерцию светского праздника едва ли удастся преодолеть. Приходится просто мириться с тем, что в этот день гражданский и церковный календарь требуют вести себя по-разному. И каждый сам решает для себя, какой традиции он будет следовать.

Источник: https://www.pravmir.ru/pochemu-novyiy-god-tak-i-ne-udalos-votserkovit/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Что такое знаменный распев

Закрыть