Когда крестили русь дата

1030 лет православия: как Россия несет этот крест

когда крестили русь дата

Сегодня Русская православная церковь празднует 1030-летие со дня крещения Руси. Дата — 28 июля — выбрана условная, считается, что в этот день преставился равноапостольный князь Владимир (по юлианскому календарю — 15 июля), который и принял христианство как государственную религию. Кстати, 28 июля день памяти князя празднуют не только православные, но и Римско-католическая церковь, поскольку святой считается покровителем русских и украинских католиков.

Как Перуна жезлами колотили

Не только дата, но даже год крещения Руси вызывает споры среди исследователей. Известно, что христианство стало распространяться в стране с X века, причем Владимир был не первым правителем, официально принявшим эту религию.

Киевская княгиня Ольга еще в 957 году (иногда предлагаются и другие даты этого события) крестилась и была наречена Еленой. А вот ее сын Святослав оставался убежденным язычником, объясняя это тем, что христианин не будет пользоваться уважением у дружинников, тоже язычников. Зато внук Ольги — киевский князь Владимир — сделал выбор в пользу христианства как единой религии для всей страны.

Процесс выбора веры князем красочнее всего описан в «Повести временных лет». Сочинение это во многом литературное, в описании иностранных посланцев летописец отразил многие стереотипы того времени, и отрывок, описывающий «испытание веры», не является фактически точным. Тем не менее, история красивая и известна нам со школьной скамьи.

Первыми к князю пришли волжские болгары, рассказавшие ему о прелестях ислама.

Среди плюсов новой веры они особо выделили возможность наслаждаться красавицами в загробной жизни.

«Даст Магомет каждому по 70 красивых жен и изберет одну из них красивейшую и возложит на нее красоту всех. Здесь же можно невозбранно предаваться блуду. Здесь же кто беден был, тот будет беден и там», — передает слова послов автор «Повести».

И все бы хорошо, да только не понравилось Владимиру, который «и сам любил блуд и жен», обрезание и запрет на свинину и вино.

Затем явилось посольство из Рима, предлагая христианство по западному образцу. Иностранцы успели рассказать немногое об их вере, потому что князь заявил: «идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Неудачным оказался и визит для хазарских евреев, которые предложили веру в «Бога Авраама. Исаака и Иакова».

«Где же земля ваша? Ответили: в Иерусалиме но разгневался Бог и отдал землю нашу христианам. Сказал Владимир: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям, или и нам того же хотите?», –– так иудеи тоже ушли от князя ни с чем.

Наконец, от греков к князю явился «философ», который, судя по всему, был замечательным оратором, потому что поразил Владимира своими обстоятельными ответами на все его вопросы о новой религии. Так было выбрано восточно-византийское направление христианства.

После того, как князь сам принял христианство, он начал распространять новую религию на подконтрольных ему землях. Но сначала было необходимо разделаться с прошлыми языческими богами.

Владимир «повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей

Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр»,

— так описывает это «Повесть временных лет».

О древнем и далеком от нас периоде крещения Руси со временем сложились многие стереотипы и мифы. Так, один из самых известных — насаждение новой веры происходило насильственно, исключительно «огнем и мечом».

Ведущий научный сотрудник НИУ ВШЭ, доктор филологических наук Федор Успенский считает, что языческие капища и идолы стали разрушаться, когда христианство укрепилось на Руси. Однако вначале князья отдельных земель предпочитали действовать тоньше.

«Например, правитель договаривался со своим населением о том, что они примут крещение, а взамен сулил им какие-то привилегии и выгоды. Судя по источникам, были и агрессивные методы насаждения, например, разрушались ведические капища. Но не с этого начинали, поскольку политика только кнута никогда не срабатывала», — рассказал специалист «Газете.Ru».

Согласно другому мифу, принятие христианства разрушило языческую письменность и высокий уровень культуры. Однако Успенский уверен, что письменная культура и грамотность стали развиваться на Руси именно с принятием христианства.

«Версия о том, что существовала какая-то загадочная дохристианская письменность, на которой все было уже сказано, — это, конечно, чистой воды мифология.

Наоборот, есть подозрение, что незадолго до принятия христианства на Руси ослабел интерес к язычеству.

Население еще не приняло христианство, люди еще были язычниками, но их культурная традиция уже обесценивалась для них самих», — считает он.

Как японец Московию посетил

В 1054 году православная и католическая церкви предали друг друга анафеме. Это взаимное официальное неприятие длилось тысячелетиями, пока в 1965 году церкви не сняли отлучения друг с друга.

Именно в XI веке начинается жесткое отделение двух ветвей христианства. При князе Владимире этого не было, поэтому Федор Успенский говорит о том, что во времена крещения Руси западное (сейчас римско-католическое) и восточное (православное) христианство были единой церковью.

«Владимир не выбирает православие в пику католицизму, как это кажется в XXI веке, он выбирает восточно-византийское направление, византийскую версию христианства, а не западноевропейскую, которые очень незначительно, но все-таки отличаются друг от друга в практике обрядов», — пояснил эксперт.

Враждебность между католиками и православными в России особенно обострилась в начале XVII века в связи со Смутным временем и интервенцией польских завоевателей. Деятельность католической церкви на Руси в то время официально была запрещена, также как и совершение христианских таинств по католическому обряду. За нарушение этих правил следовали серьезные наказания.

В 1600 году в Москву прибыло посольство от персидского шаха, направлявшееся в Ватикан. В его составе был католический монах Николай Мело. У 50-летнего Мело за плечами был большой опыт миссионерской деятельности. Так, он проповедовал христианство на Филиппинах, где обратил в веру молодого японца и дал тому имя Николай. С тех пор он сопровождал Мело во многих его поездках.

Считается, что японец-католик Николай стал первым в истории японцем, посетившим Русь.

Кстати, Мело и его ученика подробно расспрашивали о жизни в Японии, Мексики и на Филиппинах, чтобы дополнить сведения о Западном полушарии.

К сожалению, до Ватикана им добраться не удалось. Николай Мело жил в доме придворного врача Бориса Годунова итальянца Паоло Цитадини. Там он крестил по католическому обряду дочь Цитадини, и когда об этом узнал Годунов, монаха вместе с его учеником японцем сослали в Соловецкий монастырь, где они жили следующие шесть лет.

Когда к власти пришел Лжедмитрий I, он приказал освободить Мело и японца, однако, пока они ехали в Москву, их схватили люди Василия Шуйского и вновь сослали, на этот раз в Ростов. Еще несколько лет неприкаянные католики переходили из одного русского города в другой, пока в 1611 году японца Николая не казнили в Нижнем Новгороде.

Католические источники утверждают, что это произошло из-за его отказа перейти в православие. Мело был арестован два или три года спустя в Астрахани и сожжен на костре. Кстати, перед этим он успел основать и освятить в городе домовую католическую церковь.

При Петре I, взявшем курс на сближение России с Европой, к католикам стали относиться гораздо терпимее. Царь часто приглашал иностранных специалистов из разных областей, и они образовывали целые поселения, сохраняя свою католическую веру.

В 1694 году в Немецкой слободе Москвы, где традиционно селились «немцы», как в то время называли всех иностранцев, построили первую католическую часовню. Вскоре католические церкви появились в Санкт-Петербурге и Астрахани.

При Петре I католикам, проживающим в России, разрешили жениться на православных девушках.

Правда, перед браком они обязаны были подписать документ, в котором обещали, что жена не будет переходить в католицизм, а их общие дети будут крещены в православии. Этот порядок сохранялся в России и в XIX веке.

Как каменщик нашел свой последний заказ

До 1905 года в Российской империи властями официально преследовались так называемые раскольники, приверженцы старообрядчества. Раскол в православной церкви произошел в 1653 году, когда патриарх Никон провозгласил церковную реформу.

Богослужения стали совершаться по современным на тот момент греческим образцам. Например, крестные ходы стали проводить в обратном направлении: против движения солнца и часовой стрелки, креститься стали тремя пальцами, а говорить «аллилуйя» во время пения в честь Святой троицы стали трижды, а не дважды — теперь это называлось трегубой аллилуйя, а не сугубой.

Часть православных не согласилась с нововведениями, и вскоре всех, кто крестится двумя перстами, провозгласили раскольниками и еретиками, со старообрядчеством началась настоящая борьба.

Самым массовым и продолжительным протестом против церковной реформы Никона стало вооруженное сопротивление монахов Соловецкого монастыря, которое вошло в историю как «Соловецкое сидение».

В течение восьми лет монахи монастыря оказывали сопротивление стрельцам. При этом в первые годы обе стороны надеялись на мирное разрешение конфликта: правительство запрещало обстреливать монастырь, а монахи продолжали по традиции молиться за здравие поддерживающего реформы Никона царя Алексея Михайловича.

В 1673 году монастырские стены начали обстреливать из пушек, в ответ монахи объявили царя «иродом» и перестали молиться за него.

Спустя три года монастырь пал в результате предательства одного из монахов. Чернец Феоктист сообщил воеводе, как можно проникнуть в обитель.

По сообщению старообрядческой книги «История об отцах и страдальцах соловецких», после занятия монастыря войсками непокорных монахов четвертовали, жгли живьем, топили в прорубях, заживо замораживали в ледяной воде, подвешивали на крюках за ребра.

При Петре I старообрядцев перестали преследовать так жестоко, однако они до сих пор обязаны были платить двойные налоги, а за совершение обрядов по старому образцу полагалась смертная казнь.

Примечательно, что в XIX веке многие богатейшие купцы и некоторые предприниматели были старообрядцами. Этот факт снова несколько смягчил отношение властей к еретикам. В 1874 году для старообрядцев даже был введен гражданский брак, который считался законным супружеством, однако не был освящен церковью. Таким образом, дети старообрядцев перестали считаться незаконнорожденными.

Однако даже после этих послаблений многие раскольники предпочитали скрывать свою веру от общества, поскольку к ним все равно относились с подозрением, запрещали строить свои церкви и открыто проповедовать свою версию православного христианства.

В конце XIX века произошла история, которую власти постарались замолчать, поскольку понимали, что инцидент — следствие политики по угнетению старообрядцев.

Раскольник, каменщик по профессии Михаил Ковалев, проживавший близ Тирасполя, заживо закопал 25 человек. Сделано это было, чтобы избежать всероссийской переписи населения 1897 года,

поскольку семья Ковалевых и его соседи-старообрядцы были уверены, что участвовать в переписи, значит принять на себя печать Антихриста.

Вначале Ковалев заложил кирпичом погреб, в который по своей воле после того, как отпели над собой «чин погребения», зашли девять человек, в том числе жена каменщика и две дочери. Сами себя они заложить не могли, поскольку самоубийство считалось грехом, поэтому Ковалев взял это на себя. Меньше чем через неделю таким способом он «спас» от переписи еще шестерых человек. 12 февраля 1897 года он закопал родную сестру. В ночь на 28 февраля закопал мать и брата.

Ковалева довольно скоро поймали, но не решились предать суду, чтобы не раздувать скандал. Николай II по просьбе министра юстиции лично разрешил прекратить уголовное преследование и сослать Ковалева в один из православных монастырей. Через семь лет, в 1905 году он благополучно покинул свою тюрьму и вновь стал свободным старообрядцем, повторно женился и родил троих сыновей.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2018/07/27/11874157.shtml

В каком году произошло крещение руси?

когда крестили русь дата

Православие на нашей земле установилось после крещения Руси. Объединение разрозненных восточнославянских племен, появление городов вынуждали искать новые цементирующие идеи, которыми языческая вера, в силу своего многобожия, не располагала.

Прежняя религия оказалась к моменту крещения Руси в кризисе, поскольку разрешать растущие в государстве протесты, политические трудности, возникающие во взаимоотношениях с племенами, она не могла. Помимо этого, язычество тормозило начавшийся процесс объединения государства, делала невозможными укрепление связей со странами, где христианская вера являлась единой религией.

Но кроме этого, в христианстве светская власть преобладала над церковной. Таким образом, монотеистическая религия и ее ценности предопределили выбор и одержали победу над язычеством.

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве.

Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял.

Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции.

После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением.

Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии.

Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь.

В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Кто крестил Русь в 988

После возвращения из Херсонеса в родной Киев вместе с корсунскими и греческими священниками, Владимир повелел сжигать языческие требища, рубить деревянных идолов. Киевляне плакали, видя как Перуна, после надруганий, сбросили в Днепр. Далее последовало принудительное обращение в православие всех жителей Киева.

Над согнанными к берегу Днепра и рыдающими людьми независимо от возраста, византийские священники провели обряд крещения и благословили всех. Тех же, кто противился, князь объявил своими личными врагами. После крещения киевлян, обряд крещения был проведен во всех остальных городах и селах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда именины у виктории

Это был важный момент в истории, Крещение Руси, картинки передают нам всю торжественность.

В каком году владимир великий крестил русь

Фото с сайта picua.org

Как повествует летописец, год крещения Руси 988. и сопровождалось это событие «радостью большой». В этом описании процесса крещения летописец преувеличил, ведь киевляне оказывали противодействие, долго еще почитая языческих богов.

Жителей Новгорода, например, крестили только через год, и, как утверждает летописец, в «злой сече», а почти через столетие здесь возникали очаги языческой реакции.

А на остальной территории Киевской Руси христианство устанавливалось медленно, преодолевая народные протесты и возмущения.

Православная церковь и государство проводили попытки установить год крещения Руси, дату события. Руководитель Синода в 1888 году внес предложение о праздновании 900 даты со дня крещения Руси, потому именно 988 год официально признан годом, когда киевляне впервые приняли христианство. Дата крещения, которую установили историки, а именно 28 июля, – это день памяти святого Владимира.

Крещение Руси: причины и последствия

Являясь отражением процесса установления феодализма в Древнерусском государстве, введение христианства и принятие нового христианского мировоззрения повлияло на дальнейшее развитие литературы, искусства, культуры в целом. Достижения национальной культуры, которые имели место в древнерусском государстве Х века, привели к возникновению мощного государственного образования – Киевской Руси.

Плюсы и минусы крещения Руси

Дальнейшему развитию Киевской Руси способствовали идеи христианской идеологической системы и нового вероучения:

  1. Благодаря новой вере, в государстве стал разлагаться родовой уклад и развивались феодальные отношения.
  2. Самодержавное и могучее государство было невозможно создать без надежной опоры на православие.
  3. Международный авторитет страны возрос после принятия православия. Киевская Русь вошла в круг самых могущественных Европейских держав.
  4. Власть правителя дана ему от Бога. Такую мысль несет христианство. Это и служило усилению центральной власти князя.
  5. Развитие письменности стало возможным после создания азбуки славян Кириллом и Мефодием, когда они были направлены с миссией на земли Киевской Руси. Начало школьному образованию положил именно Владимир, предлагая знатным мужам отдавать их детей на учение книжное. Появление «книжных людей» повлекло за собой создание первых памяток русской «книжности».
  6. Распространение и утверждение единой идеологии среди разноплеменного населения объединяло их в единую древнерусскую народность.

Негативные явления:

  1. Влияние Византии, как цивилизующего начала, к моменту принятия христианства стало затухать.
  2. Богатая мировая культура была недоступной для большей части населения Киевской Руси.
  3. Новая религия не защищала представителей из низких социальных слоев.

Фото с сайта picua.org

В вопросе престолонаследия в Киевской Руси не было выработано единой системы. Потому каждый новый правитель рисковал столкнуться в неравной битве с очередным претендентом. Реальная власть верховного правителя часто подвергалась сомнениям.

Христианство же несло утверждение о том, что в небесном царстве существует строгая система подчинения и эта система распространяется на царство земное.

Начинаясь как религия угнетенных, христианство стало провозглашать власть земного правителя как божественную волю.

Решение о крещении Руси было прогрессивным явлением, после которого началось церковное строительство. Киев стал духовным центром распространения христианства и деятельности православной церкви. Древнерусские зодчие начали возводить храмы, что способствовало развитию монументальной и станковой живописи. Таким образом, выступая частью средневековой цивилизации, культура Киевской Руси, формирование общественной мысли происходило на базе идеологии христианства.

Язычество со своим пантеоном богов формировало в сознании людей разрозненность и хаос. Каждый идол, которого наделяли человеческими качествами, был равноправным вершителем судеб. Будучи безгранично своевольными, идолы внушали страх человеку перед явлениями природы и стихиями.

Придя на смену старой веры, христианство принесло с собой новое мироощущение в души людей: мир перестал быть враждебным, а природа стала дружественной к нему.

Христианство с его единобожием раскрыло перед язычниками монистическую Вселенную, где все связано одной первопричиной, одной духовной сущностью.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/v-kakom-godu-proizoshlo-kreshhenie-rusi.html

Когда на самом деле крестили Русь? Обе даты – условные

когда крестили русь дата
Крещение Руси

В эти выходные в Киеве будут праздновать 1030-летие Крещения Руси: на протяжении субботы-воскресенья различные христианские церкви проведут торжественные литургии, крестные ходы, молебны.

В канун торжеств предстоятель УГКЦ патриарх Святослав (Шевчук) заявил, что в этом году к празднованиям УПЦ КП и УПЦ МП присоединится и УГКЦ. Из его интервью рядовые украинцы узнали и о том, что существуют две даты празднования Крещения Руси – 28 июля и 14 августа.

Чтобы разобраться в том, какая же из этих дат – настоящая, журналист ИA ZIK обратился к проректору по научной работе Украинского католического университета, доктору исторических наук Игорю Скочилясу.

Празднование юбилея Крещения Руси – традиция модерна

Последние годы Украина с особым интересом воспринимает эту дату, которая является очень символичной – Крещение Руси. Событие, которое, к сожалению, приобретает политическую окраску, различные манипуляции, инструментализации.

Если говорить с исторической перспективы, то нужно четко осознавать, что в целом празднование юбилея Крещения Руси – изобретенная современная традиция. Это традиция, которая не имеет ни средневековой, ни ранней традиции, и она зародилась лишь в новое время.

Нет никаких источников, которые бы подтверждали публичное или литургическое чествование этого события до конца XIX века. То есть, другими словами, оно не было вписано в церковные календари или месяцесловы и не было известно, например, в могилянскую эпоху, во времена славного реформатора Православной Церкви в Украине Петра Могилы.

Этому есть объяснение, потому что если мы говорим о потере государственности, упадке Киевской Руси, когда украинские земли оказались в разных государствах, в частности, Речи Посполитой, и не было государственных институтов, которые бы заботились об этой исторически-эклезиальной памяти.

Если говорить о формировании традиции, то первое официальное празднование Крещения Руси произошло только в 1888 г. как официальная политическая событие в Российской империи. Тогда впервые в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве были организованы помпезные торжества.

Если говорить о западноукраинских землях, Греко-католической церкви, то она «нашла» эту традицию с десятилетним опозданием – в 1898 г. были организованы многолюдные празднования. Наибольшие же торжества в Галичине произошли в 1938 г.

, и во многих местностях до сих пор сохранились символические кресты, установленные по случаю этих празднеств.

Две даты Крещения Руси

Что касается даты, то нужно четко осознавать, что они – условные, символические, потому что мы имеем хлопоты с источниками, в частности летописями, которые очень изредка и неохотно прибегали к хронологической сетке.

Поэтому многие события, зафиксированные в источниках, – условные, и до сих пор историки в Украине и других странах дискутируют над датой Крещения Руси и не имеют единого мнения по этому поводу.

То есть мы должны понимать, что этот вопрос или дата поминовения смерти князя Владимира Великого являются дискуссионными и по ним до сих пор нет консенсуса.

Когда же мы говорим о конкретных датах – 28 июля и 14 августа, то так же есть разночтения относительно того, когда именно праздновать Крещение Руси. Первая дата связана с введением на Руси между 1249 и 1263 годами почитания Владимира Святославича как святого равноапостольного князя. Киевская митрополия определила день его чествования на 15 июля по старому стилю (28 июля по новому).

Этот день – в определенной степени символический, хотя одновременно и канонический, и дату Крещения Руси позже, уже в XIX в., привязали к дате смерти крестителя Руси. По другой традиции – 1 августа (14 августа), то она появилась, видимо, позднее в российском имперском контексте, и она была гипотетически связана с крещением в этот день киевлян в реке Почайне в 988 году. Эта дата была канонизирована Русской синодальной Церковью и Российской империей в 1888 г.

, когда было решено объединить эти даты и таким образом торжественно отмечать эту дату как День Крещения Руси.

Источник: https://zik.ua/ru/news/2018/07/27/kogda_na_samom_dele_krestyly_rus_obe_dati__uslovnie_1374767

Крещение Руси и Крестный ход: в чем особенность праздника в 2019 году

Крещение Руси и Крестный ход: в чем особенность праздника в 2019 году / Униан

Крестный ход по случаю Крещения Руси 2019 традиционно пройдет дважды: один Крестный ход в Киеве проведет бывшая УПЦ Московского патриархата, второй, Украинский крестный ход, – новая Православная церковь Украины. Причем для ПЦУ это будет первый крестный ход.

Крещение Киевской Руси в 2019 году Украина празднует в 1031-й раз. Дата не круглая, но православных верующих все равно крайне важная.

Крещение Руси: кратко

Крещение Руси: год. Если говорить о том, когда было Крещение Руси – точнее, в каком году было Крещение Руси – то здесь историки однозначны: крестили Киевскую Русь в 988 году.

Крещение Руси: дата. А вот точной даты Крещения Руси нет. Предположительно это было 14 августа. Но так как точных доказательств нет, то отмечают Крещение Руси в день смерти Владимира Великого – 28 июля.

Кто крестил Русь. Как можно догадаться из предыдущего абзаца, креститель Руси – князь Владимир, поэтому и праздник установлен в день его памяти.

Когда и сколько празднуют Крещение в 2019 году и когда в этом году крестить ребенкаКак происходило крещение Руси. Сначала в Херсонесе крестился сам князь Владимир. Причем при крещении он получил имя Василия, но в памяти предков так навсегда и остался Владимиром. После крестились княжьи дети и подданные. А вот с женами-язычницами князю пришлось попрощаться. На смену им пришла христианка-византийка Анна.

Народ попроще крестили в Днепре. Именно этот момент чаще всего изображают на картинках. Причем многих крестили силком, особенно «на местах», в языческих деревнях и селах, огнем и мечом «помогая» простому люду обрести веру.

Первые православные храмы на Руси. Строить их начала еще бабка Владимира, княгиня Ольга. А первый православный храм в Киеве, который построил сам Владимир – это старинная Десятинная церковь, которую он построил на месте языческого капища.

Крещение Руси: причины. Причины, с точки зрения властей, были куда как важные:

  • политические: нужна была поддержка христианской Византии. Самой Византии важно было расширить свое влияние и обрести союзника военного;
  • дипломатические: в те времена контакты на принципе единой веры строились не только с Византией, но и с остальными христианскими странами Западной Европы. Аналогию можно провести с современной Ассоциацией с ЕС;
  • культурные: например, христианские богослужения разрешается совершать на родном языке;
  • вера в единого Бога способствовала консолидации феодальных княжеств X века вокруг великого князя и административного центра в Киеве, заодно уменьшая религиозные распри из-за веры разных городов в разных богов.

Когда День Владимира и что подарить

Крестный ход 2019: Киев

Крестный ход 2019 в Киеве УПЦ МП традиционно пройдет 27 июля.

Начало Крестного хода по улицам Киева намечено на 13:30 (после завершения молебна на Владимирской горке, которое запланировано на 13:00). В Крестном ходе УПЦ МП в 2019 году пронесут 5 чудотворных икон:

  • Почаевская икона Пресвятой Богородицы;
  • икона Божией Матери Зимненская;
  • Святогорский образ Богородицы;
  • Касперовская икона Божией Матери;
  • икона Успение Богородицы из Киево-Печерской лавры.

Завершится Крестный ход 2019 года в Киево-Печерской лавре, где сразу же по прибытию паломников начнется торжественное всенощное бдение.

На следующий день, 28 июля, в 9:00 пройдет торжественная Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Все желающие в этот день могут исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Крестный ход 2019 в Киеве ПЦУ проводит 28 июля (ранее в этот день крестный ход проводила УПЦ КП).

Начало Крестного хода запланировано на 08:30 с территории Софийского собора. Начнется всё с божественной литургии. Само шествие, которое возглавит митрополит Киевский и всея Украины Епифаний, стартует в 10:30.

Маршрут крестного хода ПЦУ:

  • от Софии Киевской через Владимирский проезд,
  • на Михайловскую площадь,
  • потом на улицу Трехсвятительскую к парку Владимирская горка.

Возле памятника святому равноапостольному князю Владимиру в 11:00 священники совершат молебен, посвященный Крещению Украины-Руси.

Крестный ход: правила

Проводится Крестный ход во славу Божию, а не человеческую – поэтому не благословляются и не поощряются:

  • политическая реклама и агитация;
  • строжайше запрещаются национальная рознь, исключительность и нетерпимость.

Крестный ход всегда движется пешком.

Источник: https://glavred.info/ukraine/10087499-kreshchenie-rusi-i-krestnyy-hod-v-chem-osobennost-prazdnika-v-2019-godu.html

Крещение Руси

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску.

Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в.

для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам.

Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией.

Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III.

По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение.

Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Последствия крещения Руси

В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе.

Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастыри св.

Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей — Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры.

Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными татаро-монгольскими завоевателями. Церковь характеризовала это бедствие как наказание за грехи, за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм.

Они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, которые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г.

приняли ислам, это отношение не изменилось.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/kreshchenie-rusi.html

День Крещения Руси 28 июля. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 июля ежегодно отмечается День Крещения Руси — памятная дата, установленная в РФ в честь «важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». Официально праздник утвержден поправками в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года, подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 31 мая 2010 года.

Учреждение праздника

В православном церковном календаре 28 июля (15 по юлианскому календарю) является днем памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. В этот день в церквях совершаются торжественные богослужения, проходят крестные ходы, проводятся праздничные концерты и выставки, посвященные событиям церковной истории.

В июне 2008 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) от имени Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день памяти святого Владимира в число государственных памятных дат.

В августе 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин поручили Министерству культуры разработать соответствующий законопроект. В мае 2010 года он был подписан главой государства.

История Крещения Руси

Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория города Севастополь). По другим источникам, Владимир был крещен в Киеве или в одной из своих резиденций близ него.

После принятия христианства Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие капища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства.

В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других центрах Руси (в частности, в Новгороде) установлены епископские кафедры. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей.

В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.

По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти.

Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус.

Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах.

История празднования

На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события. Одним из инициаторов государственных торжеств был обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. По всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.

31 декабря 1929 года Архиерейский синод Русской зарубежной церкви постановил в день памяти святого равноапостольного князя Владимира особенно отмечать значение православной культуры «в церковной и государственной жизни русского государства».

В 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В годы перестройки произошла либерализация политики советской власти по отношению к православной церкви, накануне юбилея ей были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле.

29 апреля 1988 года состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с патриархом Пименом (Извековым) и постоянными членами Синода РПЦ. В советской прессе впервые появились статьи по истории православия, не связанные с атеистической пропагандой. Церкви значительно облегчили издательскую и просветительскую деятельность.

В результате в 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни СССР.

Празднование за рубежом

На Украине День крещения Киевской Руси — Украины отмечается ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был установлен 25 июля 2008 года указом Виктора Ющенко, президента страны (2005-2010). В Белоруссии в день памяти святого князя Владимира 28 июля проходят торжественные церковные и общественные мероприятия (официального статуса день не имеет).

Источник: https://tass.ru/info/5407995

Крещение Руси: история праздника и программа мероприятий | Факты ICTV

День крещения Руси-Украины стал государственным праздником в 2008 году, когда третий президент Виктор Ющенко подписал указ его праздновании. Факты ICTV предлагают вспомнить о выдающемся событии в истории Украины.

Роль князя Владимира в крещении Руси

28 июля считается днем ​​смерти Владимира (980-1015), а само крещение наиболее вероятно состоялось 14 августа (по новому стилю) 988 года. Этот процесс был длительным, ведь князю для объединения земель и усиления власти необходимо было изменение религии.

Согласно Повести временных лет, Владимир еще до крещения прошел испытания верой. Волжские болгары предлагали ему принять ислам, гонцы из Рима — католичество, а хазарские евреи — иудаизм.

Однако князь Владимир выбрал православие. Решающим было путешествие в Константинополь. К тому же его бабушка — княгиня Ольга — была православной христианкой. Ее окрестили в столице Византии еще в 955 году.

Крещение князя Владимира состоялось в Херсонесе. Здесь он построил церковь в честь святого Василия, имя которого он получил при крещении. Вернувшись в Киев, князь крестил своих сыновей и подданных, а также разогнал своих языческих жен.

По его приказу были уничтожены алтари и статуи древних богов. Массовое крещение населения произошло в Днепре.

Если крещение киевлян прошло более-менее без насилия, то в других княжествах воеводы крестили людей мечом и огнем.

Читайте: Церковные праздники – календарь на 2019 год

После крещения на Руси начали строить христианские храмы. А на древнем капище была построена церковь святого Василия, а позже — Десятинная церковь.

Что было до Владимира

Крещение Руси князем Владимиром было лишь продолжением длительного процесса христианизации украинских земель. Различные источники указывают на то, что христианство появилось здесь задолго до крещения Владимира — еще в I веке, когда в Киеве находился апостол Андрей Первозванный.

Есть также данные о первых христианах-мучениках в Крыму, в частности, о гибели одного из первых Римских архиереев Папы Климента І.

Более того, в летописях говорится о крещении князя Аскольда в 860 году во время похода на Константинополь, который якобы даже пытался крестить киевлян, но в 882 году его убили.

Однако христианские общины в Киеве остались, о чем свидетельствует договор Руси с Константинополем, заключенный при князе Игоре в 941 году.

Новый подъем христианства на Руси начался при святой княгине Ольге, которая признана также равноапостольной.

Программа мероприятий ко Дню крещения Руси

На центральных улицах столицы в честь праздника пройдут молебни и крестные ходы.

28 июля свой первый крестный ход проведет Православная церковь Украины во главе с митрополитом Епифанием. Он начнется с молебна в 8.30 в Софии Киевской и пройдет к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру.

Также на празднование 1031-летия крещения Украины-Руси в Киев привезут мощи святого апостола Андрея Первозванного и частичку древа Креста Господнего.

Они будут находиться 28 июля в Святой Софии во время торжественной божественной литургии, после которой их возьмут с собой в крестный ход.

29 июля мощи снова будут на территории Михайловского Златоверхого монастыря. В его кафедральном соборе до 18.00 все желающие смогут поклониться и помолиться у святыни.

Украинская православная церковь Московского патриархата также проведет свой крестный ход. 27 июля в 13.00на Владимирской горке состоится торжественный молебен, который возглавит предстоятель УПЦ МП Онуфрий.

После завершения молебна состоится крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской лавры.

28 июля в 9:00 состоится торжественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры, которую проведет предстоятель УПЦ МП Онуфрий.

Напомним, ранее митрополит Епифаний анонсировал реформы в ПЦУ.

Источник: https://fakty.com.ua/ru/ukraine/20190728-hreshhennya-rusi-istoriya-svyata-i-programa-zahodiv/

День крещения Киевской Руси – Украины: дата и история

День крещения Киевской Руси – Украины – это очередной летний праздник государственного значения. Он посвящен годовщине Крещения Руси и ежегодно отмечается 28 июля. Многие, когда слышал слово Крещение, то сразу возникает ассоциация с январским крещением, которое происходит 19 января

История праздника Крещение Руси

Согласно церковной истории 28 июля 1015 года – дата смерти Владимира Святославовича. Но конкретной даты массового крещения не было задокументировано. Есть определённые догадки, что это произошло 14 августа 988 года.

Для людей, которые хоть мало-мальски интересуются историей уже известно, что пойти на этот шаг Великий князь Владимир решился согласно политическим соображениям, так как ему необходимо было объединить в единое целое враждующие земли и сделать всё возможное для укрепления власти.

Перед Владимиром стал выбор какую веру принять: мусульманство, иудейскую веру, католицизм или православие. Именно на православии он и остановил свой выбор. Определиться князю с выбором помогли ряд событий: объяснение о важности православия византийского священника, поездка в Константинополь, необходимость укрепить дипломатические и взаимовыгодны отношения с Византией, а также большим плюсом в выборе православия стало православная вера его мудрой бабушки – княгини Ольги.

Определившись с своим выбором в пользу православия князь Владимир первым делом отправился в Херсонес, где сам прошёл обряд крещения. Принял для себя новое имя Василий. Окрестил детей и ближайших подданных, женился на жительнице Византии – Анне и прогнал свои жён-язычниц.

До принятия православия господствовало язычество и избавиться от него оказалось не так просто ка было сразу задумано. Для принятия массового крещения людей отправили к Днепру. Где в некоторых воеводствах для принятия православия людей заставляли это делать с помощью огня и меча. После принятия православия возник вопрос о необходимости сооружения православных храмов. Первый из таких храмов был построен в Киеве на месте языческого капища.

Что дало Крещение?

После принятия крещения большое значение начали придавать образованности населения. Так, старшое поколение обзаводилось специальной литературой и проводило книжное обучение для желающих и детей и взрослых. При чём эта забота была на государственном уровне, при которой издавались специальные книги позволяющие доступно начать изучать богословие. И это был не единственный плюс принятия христианства Владимиром.

Так, на пике глубокой христианской веры стало более лояльное отношение богатых людей к бедным и нуждающимся. После принятия христианства князь Владимир стал и сам внимательнее к страждущим и стал заботиться о больных и нищих людях. Практиковалось даже такое, что нуждающимся в назначенном месте и времени раздавалось еда и питьё. Тем, кто очень нуждался в деньгах, то им время от времени помогали и материально.

А тем беднякам, которые не могли появиться в назначенное время за едой и водой, то им привозили продукты в места их проживания.

Да и до принятия христианства, нищие слои общества назывались ни как иначе, как смердами. А вот после принятия христианства, их никогда так не называли. Самых бедных и нуждающихся людей стали называть крестьянами.

Добавьте Вести.ua в список ваших источников

Источник: https://vesti.ua/strana/344888-den-kreshchenija-kievskoj-rusi-ukrainy-data-i-istorija

День Крещения Киевской Руси: Все, что нужно знать верующим

День Крещения Руси отмечают ежегодно 28 июля

112.ua

В этом году в воскресенье, 28 июля, в Украине отмечают 1031-ю годовщину Крещения Киевской Руси. Этот праздник имеет богатую историю и свои традиции. Обычно ко Дню Крещения Руси устраивают крестный ход и проводятся торжественные богослужения. Но обо всем по порядку.

По сути

В Украине праздник официально называется День Крещения Киевской Руси – Украины. Это государственный праздник, который был учрежден 25 июля 2008 года указом третьего президента Украины Виктора Ющенко. Отмечается ежегодно 28 июля.

Дата выбрана не случайно. По преданиям, именно в этот день в 988 году князь Владимир принял новую веру и вернулся в Киев, чтобы окрестить народ Руси. К слову, точную дату крещения так и не установили, ее отметили лишь предположительно. Это 14 августа (по старому стилю или 27 июля по новому) 988 года.

Экскурс в историю

Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. Позже та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев.

Некоторые источники утверждают, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Другие же заверяют, что первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).

Также отмечается, что первым правителем Киевской Руси, который официально принял христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Также сообщается, что симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь Ярополк Святославич, который был убит варягами по приказу своего брата Владимира Великого, который в будущем и крестил Русь.

Из открытых источников

Известно, что князь Владимир решил крестить Русь из политических соображений, в первую очередь надеясь этим шагом объединить враждующие земли и укрепить собственную власть.

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «Испытание вер». Тогда киевскому князю поступали предложения принять мусульманство, иудейскую веру, католичество, однако он остановил свой выбор на христианстве.

Впоследствии Владимир крестился в Херсонесе, приняв новое имя – Василий. Также он окрестил детей и подданных и женился на царевне Анне из Византии.

Массовое крещение народа произошло в Днепре. При этом не все были согласны отказываться от язычества, но их «убеждали». Иногда с помощью оружия.

Как отмечают День Крещения Руси в Украине

В Украинской православной церкви (Московского патриархата) заявили, что планируют проведение торжеств по случаю Дня Крещения Киевской Руси.

Так, 27 июля на Владимирской горке в Киеве провели молебен, после чего прошел крестный ход с чудотворными иконами и мощами святых. 

На 28 июля в 09:00 состоится торжественная Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.

День Крещения Руси: молебен на Владимирской горке orthodox

В Поместной православной церкви Украины также анонсировали ряд мероприятий к празднику.

«Провести 27-28 июля 2019 общецерковные празднования 1031-й годовщины Крещения Руси-Украины: 27 июля днем — Всенощное бдение в Михайловском Златоверхом соборе Киева; 28 июля утром — Божественная литургия в Малой (Теплой) Софии, крестный ход к памятнику св. равноапостольному кн. Владимиру и молебен», – говорится в сообщении ПЦУ.

К слову, это будет первый крестный ход для ПЦУ, а проведет его, как ожидается предстоятель Поместной православной церкви Украины митрополит Епифаний. 

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/den-kreshheniya-kievskoy-rusi-vse-chto-nuzhno-znat-veruyushhim-501213.html

Принятие христианства на Руси и её значение

К X веку древнеславянские языческие верования не имели высокого уровня развития. Русичи легко примешивали к своим суеверия неславянских соседей и легко поддавались посторонним влияниям. В ситуации окончательного оформления Древнерусского государства требовался более мощный духовный стержень. Христианская вера оказалась близкой по духу восточным славянам, вдобавок она стала могучим фактором единения разноплемённых территорий Киевской Руси.

Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века

Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.

Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.

Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий

В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции.

В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства.

Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.

Предпосылки принятия Русью христианства

Кризис родового строя восточных славян создал ряд предпосылок для переформатирования духовного и социально-политического пространства древнерусской цивилизации

Категория предпосылокСущностное содержание
Духовные Переворот духовного сознания в среде восточных славян, связанный со становлением высокого уровня государственности в Киевской Руси.
Социальные Необходимость подведения общего фундамента под социально-культурное единство религиозно разобщённых племён восточных славян.
Политические Усиление роли молодого восточнославянского государства на международной политической арене средневековой Европы.
Экономические Развитие торговых и технологических связей с более развитыми странами.

Причины принятия новой религии

Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства

Внутренняя необходимостьМеждународные условия
Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром
Обоснование божественным промыслом общественного расслоения Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации
Поднятие авторитета киевских властей Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы
Разрушение пережитков родового строя Введение Киева в круг общеевропейской политики
Сильное влияние православной общины Киева Укрепление международного авторитета Киевской Руси

Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе).

Легендарный византийский выбор князя Владимира

Заняв киевский престол, князь Владимир решил укрепить свою политическую и военную власть в духовной жизни.

Он подумал, что проблему можно было решить путём объединения всех языческих верований Киевской Руси, созданием пантеона богов во главе с грозным Перуном.

Однако, в условиях развитых феодальных отношений, даже обновлённое язычество не могло объединить древнерусское общество и укрепить власть князя. Стало ясно: вопрос надо решать кардинально, взяв за основу религию одного из успешных соседних государств.

В «Повести временных лет» есть легендарный рассказ о том, как князь Владимир, подходящую для себя и всей Руси религию подбирал. Рассматривались три варианта: хазарский иудаизм, ислам Волжской Булгарии и христианство (римского или византийского обрядов). Согласно летописному повествованию выбор был непростым и даже занятным. В конце концов чаша весов склонилась в пользу Константинополя. Возможно потому, что степень враждебности во взаимоотношениях с этим государством была самой наименьшей.

Трудность заключалась в том, что у Византии был свой взгляд на крещение Руси. В Константинополе считали, что приняв византийский обряд, русский князь должен стать вассалом императора. Для Владимира это было категорически неприемлемо. Он считал, что крещение должно было превратить Русь в дружественное, но при этом полностью суверенное государство.

Процесс принятия христианства

Владимиру помогли неурядицы 986 году. В Византийской империи. Император Василий III попросил помощи у князя Владимира, взамен на согласие крещения по «сценарию Киева». Владимир должен был получить в жёны сестру самого императора и значительную каноническую самостоятельность церкви. Однако после усмирения мятежников в Византии, император стал затягивать исполнение обещаний.

Князь Владимир вынужденно совершил поход на Корсунь. Василий III вынужден был исполнить обещанные условия. Владимир и его дружина приняли крещение ещё в Корсуни. По возвращении в Киев он провёл вторую реформу религии. По его приказанию киевляне в 988 г. окунулись в воды Днепра, а священники – греки совершили над ними обрядовые действия.

Распространение Православия на Руси

В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание.

Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси.

Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.

Значение принятия Христианства

Категория значения
Политическое
  • Укрепление всевозможных контактов с Византией.
  • Усиление власти киевского князя над племенами.
Международное
  • Повышение авторитета Руси в международных отношениях.
  • Сплочение восточнославянских племён на территориях Древней Руси.
Духовное
  • Изменились народный быт и нравы.
  • Появились письменность, образование и искусство.
Нравственное
  • Введение единобожия.
  • Получило распространение Христианское милосердие.

Последствия принятия христианства

Гуманизация общества стала важнейшим последствием принятия Древней Русью Христианства.

Влияние Христианствапоследствий
Церковь признавала всякую власть от Бога Упрочение власти киевских князей
Вера сплачивала племена восточных славян Формировалась единая древнерусская народность
Появление канонического единения с христианским миром Повышение роли Древней Руси в международных отношениях
Культурный феномен Христианства Появление на Руси письменности и искусства, распространение грамотности
Внедрение христианской морали
  • Смягчение нравов (отмена «кровавых жертвоприношений»).
  • Укрепление нравственных основ семьи.

Принятие древней Русью христианской религии было грандиозным шагом развития цивилизации восточного славянства. Благодаря этому шагу произошли значительные изменения в развитии этносов, политики, культуры, экономики и общества средневековой России.

Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm

День Крещения Руси. Почему Владимир стал Красным Солнышком

По всей стране 28 июля будут отмечать День крещения Руси. С 2010 года эта дата является государственным праздником, так как значение данного исторического события огромно.

Многие помнят, что Русь крестил князь Владимир. Сначала он послал гонцов в разные страны с заданием изучить местную веру и порядки, а потом из всех религий выбрал именно христианство. Ему стали близки все обряды и всей душой он полюбил богослужебное пение.

Как принял крещение князь Владимир?

Князь был крещен в 988 году в Корсуни (ныне район Херсонес на территории Севастополя) и, пожалуй, самая известная фраза, сказанная после принятия Таинства Крещения: «Я был зверь, а стал человек». Об этом говорится в древнейшей русской летописи, дошедшей до наших дней, — «Повести временных лет».

Уже в 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.

В православии князь Владимир приравнен к лику святых, как святой равноапостольный. Это высокое звание, так как его заслуга перед обществом бесценна и схожа с подвигами апостолов, котором приходилось нести веру православную в чужие земли.

В народе же он был известен, как Владимир – Красно Солнышко. По основной версии историков такое прозвище он получил за щедрость и заботу о простом люде, широкую просветительскую деятельность, огромное количество сражений и громких побед.

Как отмечают День крещения Руси?

День крещения Руси закреплен в законодательстве Российской Федерации «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». В 2010 году представители различных конфессий России поддержали решение Государственной Думы придать Дню крещения Руси государственный статус.

А вообще на государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события. Одним из инициаторов государственных торжеств был обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. По всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.

Почти сто лет спустя, в 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить в 1988 году 1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре.

Тогда же в советской прессе впервые появились статьи по истории православия, не связанные с атеистической пропагандой.

В результате в 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни, а в Великом Новгороде на территории Софийского собора установили памятник.

Будут ли торжества в Барнауле?

В Барнауле ежегодно отмечают День крещения Руси службой под открытым небом. На площадке около часовни во имя святого равноапостольного князя Владимира (район Речного вокзала) собираются миряне и духовенство. Так будет и в 2019 году.

Начало Божественной литургии у часовни на площади имени Баварина в 8:30. После праздничного богослужения в честь воспоминания Крещения Руси будет совершен молебен по особому чину.

Источник: https://www.ap22.ru/paper/Den-Krescheniya-Rusi-Pochemu-Vladimir-stal-Krasnym-Solnyshkom.html

День крещения Руси 2018: история праздника, программа мероприятий

День крещения Руси, один из самых главных церковных праздников в России и в Украине, отмечают 28 июля – он стал важной вехой в истории Киевской Руси, повлияв на ее дальнейшее культурно-историческое развитие

Православная вера пришла в Киевскую Русь в 988 году, но официально праздник Крещения Руси начали отмечать только в XXI веке – в 2018году россияне отмечают праздник в девятый раз, а украинцы – в одиннадцатый.

День крещения Руси был учрежден президентом России в мае 2010 года, пополнив список государственных памятных дат страны. А событие «О Дне крещения Киевской Руси — Украины» указом президента страны установлен в июле 2008 года.

Креститель Руси

Дата празднования выбрана не случайна – 28 июля православная церковь поминает киевского князя Владимира Святославовича (около 960–1015) – крестителя Руси, которого историки назвали великим, церковь — Святым и равноапостольным, а народ — Красное Солнышко.

Владимир был сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ключницы его матери – княгини Ольги, ставшей христианкой вместе с ней в Константинополе. После возвращения на родину Ольга решила передать веру своим потомкам.

photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Владимирской горке в Киеве

Самостоятельно править князь Владимир начал с 17-18 лет и пришел к власти после междоусобной войны со своими братьями Ярополком и Олегом. Житие повествует, что молодой Владимир, который в первые годы правления был яростным язычником, предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают.

Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Но Господь готовил ему иное поприще.

Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» повествует, что в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии.

Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Константинополе, который называли Царьградом.

Внук княгини Ольги по преданию был впечатлен рассказами посланников, вернувшихся из Константинополя. Однако Владимир не сразу принял христианство.

Греческое лукавство

В августе 987 года Варда Фока — византийский военачальник, предводитель восстания против Василия II, провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь.

Император Василий обратился за помощью к князю Владимиру, который в награду за военную помощь просил руки сестры византийского правителя — Анны.

Константинополь вынужден был согласиться, хотя это было неслыханной дерзостью для византийцев — принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан, не говоря уже о язычниках.

Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны.

photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Икона Святого равноапостольного князя Владимира

С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки не торопились выполнить свою часть уговора, и возмущенный греческим лукавством князь Владимир захватил «Корсунь, град греческий», древний Херсонес (ныне территория города Севастополя), требуя у правителей Византии отдать ему в жены царевну Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь.

Византийские императоры — Василий II и Константин VIII вынуждены были согласится, но требовали, чтобы до бракосочетания с Анной Владимир принял крещение.

Крещение Руси

Киевский князь крестился в Корсуни вместе со своей дружиной. После этого состоялся обряд бракосочетания Владимира и царевны Анны. Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но был исцелен сразу после крещения и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!»

После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц, а возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, князь крестил своих сыновей от предыдущих жен. Вслед за ними крестились многие бояре.

По приказу Владимира в Киеве разрушили им же некогда возведенное капище — идолы были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра для крещения. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку богатый или бедный, нищий или раб, будет мне враг».

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии.

Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Дольше всех славянских племен оставалось в язычестве племя вятичей. Их просветителем в ХII веке был преподобный Кукша, Печерский инок, принявший у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Как празднуют в России

В этот день по всей стране проходит множество культурных и церковных мероприятий, в том числе и массовые крещения. Считается, что, если в этот день совершить таинство крещения, на человека снизойдет Божье благословение и защита.

photo: Sputnik / Oleg Makarov

Икона, написанная к юбилейным торжествам в Киеве по случаю 1000-летия крещения Руси

В День Крещения Руси волна колокольного звона прокатится по всем храмам и монашеским обителям Русской православной церкви. Колокольный звон прозвучит в полдень по местному времени в рамках акции «Слава Тебе, Боже!» в каждом храме и монастыре Русской православной церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Впервые единовременный перезвон объединил православные храмы и монастыри России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана в 2012 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170727/236780275/Den-kreshhenija-Rusi-2017-istorija-prazdnika-programma-meroprijatij.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Кто написал картину утро в сосновом лесу

Закрыть