Как причаститься в церкви взрослому

Подготовка взрослых к причащению

как причаститься в церкви взрослому

Дорогой читатель, в данной статье хочу помочь Вам разобраться, как взрослому человеку необходимо подготовиться к таинству Причащения Святых Христовых Таин и Исповеди.

Важна, прежде всего, духовная подготовка

Прежде всего, чтобы причаститься, Вам заранее нужно выбрать храм, посмотреть его расписание и скоординировать свои действия в соответствии с этим графиком.

На нашем сайте есть информация, посвященная рассказу о таинствах исповеди и причастия, в данном же разделе мы не будем рассматривать смысл таинств, а лишь остановимся на вопросе, как подготавливаться к таинству взрослым (подготовке детей к причастию будет отведена специальная статья).

Параллельно готовиться к исповеди

Для того, чтобы причаститься нужно подготовиться параллельно к исповеди, подготовка к исповеди – очень важный аспект, его рассматривал на нашем сайте в соответствующем разделе.

Важно подходить к Таинству с пониманием

Взрослые и дети должны подходить к таинствам с пониманием, что они исповедуют грехи перед Богом, а после причащаются Тела и Крови Христовых, получая при этом большую пользу и Божественную благодать, соединяясь с Христом и вкушая самого Христа.

К принятию тайн должен каждый себя приготовлять, кроме:

  • младенцев до 7 лет (включительно),
  • при смерти лежащих взрослых и детей любого возраста,
  • больных, а равно и беременных в нездоровом состоянии – их причащают особым чином без должной подготовки на дому или в храме.

Подготовка ко причастию заключается в подготовке телесной, духовной и молитвенной:

Краткая схема подготовки: пост от трех до семи дней – накануне вечером посещение службы в храме – дома молитвы – утром на исповедь – и в конце службы причастие.

Поститься от 3 до 7 дней (судите по своему состоянию: кто-то сможет только три дня, а кто-то все семь). Обычно 7 дней постятся те, кто редко причащается и пропускает посты. 3 дня постятся те, кто причащается регулярно. Под постом подразумевается пост телесный и духовный.

Это означает: не есть пищу животного происхождения, не участвовать в пьянках и торжествах, проводить дни более спокойно, без суеты, почаще политься, не иметь отношений с мужем или женой,  не курить, больше думать о грехах и Боге. В момент причастия быть в женской чистоте.

Накануне причастия

Накануне причащения прийти в храм на вечернее богослужение, как правило, оно происходит в 17-00.

Важно не растрачиваться и не терять внимания

После богослужения нежелательно слушать музыку, смотреть телевизор — это отвлекает от соответствующего настроя. Рекомендуется спокойно провести время, желательно отдохнуть, погулять, побыть с семьей, избегать ссор и споров.

Вечером перед причастием

Подготовка к исповеди происходит накануне вечером после службы. Важно сосредоточиться, вспомнить, осознать и выписать все свои грехи на листок бумаги.

Если с пониманием грехов возникнут сложности, можно почитать соответствующую литературу или ознакомиться с основными грехами и их определениями на нашем сайте.

Вспомнить нужно не только те грехи, которые Вы совершаете каждый день, но и те, которые совершали ранее и еще не исповедовали, этим может быть, например, тот факт, что в школе Вы дразнили или обижали кого-то или воровали и так далее.

Перед сном

За полтора часа до привычного ритма отхода ко сну открываем молитвослов (это книга со сборником молитв) и начинаем читать, но не просто читать, а молиться, пытаясь вникнуть в смысл читаемого и произносимого – конечно, сначала может быть тяжело, я Вас прекрасно понимаю.

Хорошо, если священник Вам заранее показал, как и в каком ритме читается молитва, а в каком – канон. Когда христианин понимает эти нюансы, ему молиться будет не так тяжело и тоскливо.

А позже, когда текст и метод чтения будут известны, каноны будут просто пролетать с великой душевной радостью.

Молитвенная подготовка не является формальностью, это очень важно:

  1. «Молитвы на сон грядущий»

  2. Канон «Спасителю»

  3. Канон «Ангелу Хранителю»

  4. Канон «Божией Матери»

  5. Канон «Ко святому причащению»

Затем ложимся спать.

День причастия:

Встаем примерно в 6-00.

Открываем молитвослов, находим:

  1. Утренние молитвы — читаем

  2. Молитвы «Ко святому причащению» без Канона читаем (Канон вычитали вчера вечером).

Натощак

Далее: натощак, почистив зубы, убравшись, спокойно, заранее выходим из дома в храм, не суетимся, если едем на машине, никого не подрезаем, если обидели домашних чем-то, просим прощения и идем в храм.

В храм, несмотря ни на что, идем, даже если кто-то испортил настроение или облила машина, пробили колесо и так далее

Заходим в храм, осматриваемся, можем помолиться у любой понравившейся иконы.

Затем нужно встать и ждать исповеди, по окончании исповеди начнется литургия, которую внимательно слушаем, очень скоро, если Вы будете ходить в храм каждое воскресенье, от богослужения Вы будете получать необыкновенную Божественную радость, спокойствие, в связи с тем, что в литургии заложен необыкновенный смысл и молитва.

А в причастии сокрыта необычайная благодать. После причастия каждый старается меньше грешить, решает исправляться и сохранять в себе благодать. Ощущение благодати сохраняется у всех по-разному, в среднем от 1 до 4 дней, в зависимости от стиля жизни и характера.

После причащения обязательно читаем благодарственные молитвы

После причащения с радостью и искренней благодарностью Богу читаем молитвы «Благодарственные по Святому Причащению». Не плюем и не кушаем семечки или фисташки ближайшие 2 часа, чтобы случайно не выплюнуть частичку вкушенных даров. День стараемся провести без суеты, ругательств, дабы сохранить в себе освящающую силу Божественной Благодати.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/tainstva-tserkvi/tainstvo-evkharistii-prichashcheniya/podgotovka-k-prichashcheniyu/podgotovka-vzroslykh-k-prichashcheniyu/

Первое причастие ребенка после крещения

как причаститься в церкви взрослому

  Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой.

Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно.

Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения. Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо.

Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление.

Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

  Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами.

В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни.

Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения

  Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению.

Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках.

Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Мощи андрея первозванного где находятся

Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения

  Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих.

Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения.

К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, — чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

  Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

  Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите».

Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни.

Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни. 

Источник: https://kreshchenie.ru/articles/pervoe-prichastie-rebenka-posle-kreshcheniya/

Как правильно исповедоваться и причащаться

как причаститься в церкви взрослому

Человек, который верит в Бога, знает, что исповедь является открытой формой признания Господу, в каждом своем грехе с наличием желания того, чтобы Господь простил его. Когда есть чувства, что на душе тяжело, или пришлось поступить не лучшим образом, и теперь надо проводить время в страданиях, мучаясь угрызениями совести, надо побывать в церкви и исповедаться.

После того как вы исповедуетесь, покаетесь в своих грехах, Вы почувствуете, что словно душа освободится от чего-то. Угрызения совести останутся позади. Вы чувствуете себя окрыленными, ваша совесть чиста перед Богом и людьми.

Это действительно очень драгоценное чувство!  Для того, чтобы в процессе исповеди она исцелилась, надо иметь понятие о том, как правильно исповедоваться и причащаться.

Как правильно исповедоваться и причащаться

Для того, чтобы исповедаться необходимо:

  • осознания того, что совершен грешный поступок, искренности сердечного раскаяния в собственных деяниях,
  • наличие желания оставить грех и, не повторять его, присутствие веры в Господа и надежды на то, что он даст добро на свершение им милосердия,
  • веры в то, что тайная исповедь обладает силой очищения и снятия с помощью священных молитв чистосердечного исповедания грехов.

Как должна выглядеть исповедь

Её нужно провести искренно, зная, как правильно исповедоваться и причащаться.
В ходе её надо раскрыть сердце, которое переполняет горькое раскаяние за грешные деяния, что сделаны. Много кто полагает, что исповедь оставляет все на прежних местах: они не ощущают расположения к благословению, и в ближайшем времени опять совершат те же грешные деяния, в которых пришлось покаяться. Причиной этому является несерьезный подход к исповеди.

В первую очередь надо иметь понятие, что исповедь не будет выглядеть как перечисление каждого своего греха, так как Бог их знает. Он ожидает от человека не такого. Надо искренне раскаяться и иметь желание стать чище, чтобы далее такого не делать.

Только имея такие чувства, можно получать то, что ожидается от исповеди. Бог сможет простить все, и у людей появится опять чистая совесть.

Действия при исповеди

Тот, кому ни разу не приходилось исповедаться, не имеют понятия, как это выполнить по правилам. Церкви и храмы проводят исповеди для всех, на которых можно бывать всем желающим. Священные служители могут исповедовать каждого, кто пришел, при этом назвав каждый грех, который человек может совершить более часто, зная, как правильно исповедоваться.

Делают это с той целью, чтобы припомнить человеку о тех поступках, о которых они, вероятно, не думают. Когда любой приходит для исповеди, которую проводят индивидуально, то непременно должен назвать и те деяния, что припомнились в ходе исповеди для всех.

При этом вид формы, в которой они будут озвучены, не имеет значения. Она может быть выражена одним словом, к примеру, “прелюбодействие” или в виде предложения. Надо делать, как покажется лучше, изливать душу перед Богом, не думать о том. что подумает священник, не стоит стыдиться назвать грех!

Как быть, если забыл назвать грех на исповеди?

Очень часто случается, что мы забываем во время исповеди покаяться в том или ином грехе, который нас тревожит. В этом нет ничего страшного. Так случается довольно часто у многих людей, потому что во время исповеди все мы очень переживаем и волнуемся, это всем нам свойственно. Вы просто снова подойдите к священнику и скажите, что есть поступок, который тревожит, в котором вы хотите покаяться, но забыли из-за волнения.

В этом нет ничего страшного. Очень часто прихожане записывают свои грехи и на исповеди читают с листика. Это очень удобно, вы ничего не упустите из того, что хотели сказать. Этот список с грехами вы можете написать заранее дома. Но очень важно, чтобы исповедь не стала для вас формальностью, простым отчетом о “проделанной работе”.

Когда есть подготовка к серьёзному исповеданию, но ранее этого не приходилось делать, то в первую очередь идет этап с исповедью генерального плана, которая представляет раскаяние, в течение нескольких часов, когда надо вспомнить о деяниях, начиная возрастом в шесть лет. Затем, как пройдет первая исповедь, на дальнейших, люди не должны вспоминать о тех грешных поступках, в которых уже раскаялись, при условии, если они снова не сотворили этот же грех!

Любое дальнейшее исповедание является раскаянием в совершенных последних действиях. Для того чтобы исповедь произошла более быстро, и осталось время, чтобы могли исповедаться остальные, можно на бумажном листе сделать перечень всех листов, а когда идет исповедь индивидуально, прочитать.

Исповедь и причастие: как к ним подготовиться

Исповедаться можно всегда, не обязательно это делать перед причастием. На любом Богослужении вы можете поисповедоваться ,всегда, когда того желает душа. К таинству причастия нужно готовить себя намного серьезней.

Перед причастием нужно обязательно соблюдать пост, минимум три дня. В течении недели читать акафисты Господу, Богородице, и Ангелу Хранителю, при желании можно и Николаю Чудотворцу и другим святым.

Накануне причастия, нужно обязательно побывать на вечернем Богослужении, а также вычитать молитвы перед святым таинством Причащения.

В них входят три канона  (Покаянный Спасителю, Божьей Матери и Ангелу Хранителю), молитвы на сон грядущим, и правило ко причастию читать все это необходимо!

Утром в день причастия нельзя ничего не пить не есть. Также утром нужно прочитать утренние молитвы и молитвы ко причастию. Вас священник обязательно спросит на исповеди: “готовились ли Вы ко причастию, читали ли Вы молитвы  ко причастию, соблюдали пост?”

Также очень важно при подготовке ко причастию воздерживаться от супружеских обязательств, не курить, не сквернословить, вообщем нужно подобающе готовиться к этому святому таинству! Ведь вы готовитесь принять Тело и Кровь самого Господа! Вы должны с трепетом и благоговением подходить к Чаше Христовой! Стоя перед Чашей, руки на груди складывайте крестообразно и громко называйте свое имя. На литургию приходите вовремя, не опаздывайте! Это считается неуважением к Богу!

Главным, когда проходит исповедь, является проявление искренности в чувствах одновременно с горьким раскаянием и надеждой в то, что Господь сможет понять и дать прощение. Исповедаться надо все время. Сказать, что в течение одного раза о каждом своем грехе и думать, что посещать исповедания более не надо, является неверной позицией. Мир переполняют грехи, и даже, не имею желания на это, человек грешит часто. Поэтому стоит исповедаться как можно более часто.

Подойти к исповеди серьёзней. Когда надо избавиться от дурных мыслей или несущественных грешных поступков сделанного на почве бытового характера, то в них можно раскаиваться дома. За каждый совершенный грех всегда просите Господа простить вас! Не надо таить личных грешных деяний. Даже когда они покажутся очень срамными, признаваться в них необходимо, по-иному совершается ещё одно грешное деяние, когда будет скрыт от Господа ход мыслей и желание обмануть Всевышнего.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие исполины в библии

Источник: https://liveinorthodoxy.com/kak-pravilno-ispovedovatsya-i-prichashhatsya/

Причастие — Храм пророка Божия Илии в Головино

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь — не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим как причаститься в церкви. После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу — неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека — выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.

Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий.

Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя.

Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку — нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать молитвы к причастию – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.

Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.

Источник: http://xramgolovino.ru/prichastie/

Современная практика Причащения Святых Христовых Таин в день Святой Пасхи

Мнение священнослужителей: Можно ли причащаться в Пасху? Казалось бы, вопрос странный и для обсуждения в официальном церковном издании не подходящий. Если причащаться нельзя, то для чего же совершается литургия? Почему нужно уклоняться от величайшего Таинства в самый великий Праздник?

***

Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский:

— В середине 80-х годов, будучи студентом Московских духовных школ, а потом послушником и насельником Троице-Сергиевой лавры, я помню, что народ почти не причащался на Пасху. Одна из причин связана с тем трудным положением, в котором находилась Церковь в годы советской власти.

Но та власть пала, и ситуация резко изменилась: в Троице-Сергиевой лавре уже многие годы и на Пасху, и на Светлой седмице очень много причастников. Это правильная, грамотная традиция. То, что сегодня еще остались храмы, где не причащают на Пасху, это пережитки прошлого.

Будем молиться, чтобы милостивый Господь исправил ситуацию.

О причащении на светлой седмице

В 66-м правиле VI Вселенского Собора сказано: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Митрополит Вострский Тимофей, Иерусалимский Патриархат:

— Что касается причащения на Светлой седмице, мы придерживаемся того, что неделя, следующая за Пасхой, представляет собой один пасхальный день. Так говорит сама Церковь, это видно и в службах этой седмицы.

Поэтому наш Патриарх Феофил благословил всем, кто соблюдал весь Великий пост до Великой субботы, на Светлой седмице причащаться без поста. Единственное, вечером перед причащением всем рекомендуется воздержаться от скоромного, от мяса.

А если днем человек вкушал мясо и молоко, это нормально.

Вопрос о причащении без поста в другие сплошные седмицы у нас оставляется на рассмотрение духовника. Вообще, Иерусалимская Церковь — за частое причащение. Наши прихожане причащаются каждое воскресенье. И это правильно. Причастие препятствует человеку грешить.

Смотрите — он в воскресенье причастился, и затем старается хотя бы два-три дня удержать в себе благодать. «Как, я же принял в себя Христа! Я не могу Его оскорблять». Потом наступает середина недели, и он помнит, что в воскресенье пойдет на Причастие — нужно готовиться, поститься, сохранять чистоту в делах и мыслях.

Так формируется правильная христианская жизнь, так мы стараемся быть со Христом.

Высокопреосвященный Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский:

— Другой вопрос на Светлой Седмице связан с постом, с исповедью. Духовники Троице-Сергиевой лавры благословляют всегда так: пост ослабляется, но ближе к вечеру перед Причастием необходимо от скоромной пищи воздерживаться, и можно причащаться. Если чувствуете, что ваша совесть смущается, нужно пойти к священнику и исповедоваться.

Церковный вестник № 9 (334) май, 2006

Что такое причастие

Даже те, кто представляет себе, что такое причастие, не всегда понимают, зачем оно нужно. Вот крещение принять — это да, это ясно: таинство посвящения. А обряд причащения в православной церкви зачем? Что означает?

Эти и другие вопросы не нужно держать в себе. Мало исполнять церковные правила в храме, важно ещё и понимать, в чём смысл причастия и других таинств. Только тогда мы можем говорить, что действительно живём по вере, а не механически исполняем непонятные нам ритуалы.

Причастие — это таинство христианской Церкви. Его также называют «причащение» — то есть присоединение частицы. Понимать можно двояко:

  • Человек через ритуал становится частицей Церкви Христа;
  • Человек употребляет частицу благодати, впуская её в себя.

Суть таинства следующая: люди употребляют хлеб и вино, но называют их при этом плоть и кровь Христова. Так они воспроизводят события Тайной вечери — праздничного пасхального ужина, проведённого перед арестом и казнью Мессии.

Вот как описано это событие в Евангелии от Луки:

«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается»

Причастие — это память о Тайной вечери (на фото «Тайная вечеря» кисти Да Винчи)

Некоторые детали этой сцены подвергаются критике. Например, много вопросов вызывает вино.

15 разных слов в Библии переведены просто как «вино».

Дело в том, что напиток, который в синодальном переводе везде назван «вино», в оригинальном тексте имел 10 еврейских и 5 греческих названий, так что открытым остаётся вопрос о том, что пили апостолы — вино, свежеотжатый виноградный сок или нечто другое.

Но церковные традиции установились до того, как лингвисты начали исследования, и сохраняются по сегодняшний день.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как выбрать имя по святцам

Коротко о том, зачем нужно причащаться, — для спасения

О том, зачем нужно причащаться, говорит святитель Кирилл Александрийский:

«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».

Также об этом говорит в Новом Завете и сам Иисус Христос:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»

По крайней мере, православие считает, что эти строки говорят о необходимости для христиан причащаться. Есть и альтернативные представления о том, что Христос говорил аллегорически, когда называл себя хлебом жизни, и не подразумевал ничего, связанного с питанием:

«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет»

О такой точке зрения интересно знать, но она — вне рамок этой статьи.

Таинство причастия

Причащаться могут крещённые взрослые люди, которых благословил священник

Участие в церковных таинствах имеет свой алгоритм. Нельзя причащаться тем, кто не был крещён. Крещение — это вход в православную Церковь. Только после него можно участвовать в других таинствах.

В причастии нельзя участвовать ребёнку — только взрослому. Обычно допускают с 7–10 лет, но срок может быть сдвинут в любую сторону по решению священника.

Подготовка, или список того, что нужно для причастия

Подготовка к причастию — это процесс последовательного очищения человека. Тот должен быть достаточно чист, чтобы пройти через таинство. К верующему предъявляют следующие требования:

Пост. Категорически нельзя употреблять продукты животного происхождения. Тут нужно быть внимательными: желатин и сычуг присутствуют во многих товарах. Ограничение касается также яиц и молочных продуктов. Подходящим считается трёхдневный пост.

При этом надо понимать, как правильно поститься. Пост — это не диета, а самодисциплина. Не есть мясо и глушить шампанское с конфетами — это неправильный подход. Нужна умеренность и спокойное отношение к праздной жизни.

Участие в вечернем богослужении. Для тех, кто не может, делаются исключения. Но традиция требует присутствовать вечером в церкви.

Исповедь. Это таинство нужно не для описания человеком всех своих грехов, а для искреннего раскаяния. Исповедь — это не формальность. Желание действительно измениться — вот, что нужно для причастия.

Священник принимает исповедь, это обязательное таинство перед причастием

Молитвенное правило. Это проследование молитв на утро и вечер. Его стоит согласовать со священником, а потом читать до дня, когда можно причаститься.

К причастию не допускают бесноватых и тех, на ком епитимия

Православная церковь мало изучила вопрос одержимости, не имеет однозначного отношения к тому, полезно ли заниматься отчикой, но вот на счёт одного у неё строгое мнение — допускать бесноватых к причастию нельзя.

Человеку сперва надлежит справиться со своей проблемой, и только потом он может участвовать в таинстве.

А ещё есть люди, на которых наложили церковные санкции — епитимию. Им нельзя участвовать в церковных таинствах некоторое время.

Пренебрегать правилами подготовки к причащению нельзя

Святые отцы предупреждают, что все очищающие этапы важны для человека. В противном случае ему не только не будет пользы от причащения, но и он с большой вероятностью нанесёт себе вред. Даже священник, который его причастил, может пострадать. Так об этом пишет преподобный Симеон Новый Богослов:

«Горе причащающемуся, потому что, причащаясь после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец, и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его бесстыдство и дерзость, как пишет Свя тое Евангелие об Иуде, что, как только причастился он поданного ему Христом Господом хлеба сей Божественной Вечери, тотчас по хлебе тогда вниде в онь сатана (Ин. 13, 27). Горе священнику, причащающему его, что удостаивает причастия недостойного и преподает Пречистое Тело и Честную Кровь Христа Спасителя тому, кто недостоин даже преступать порога храма Божия, с кем запрещено вместе вкушать и простую пищу всякому христианину

Причастие проходит после Евхаристии (Божественной литургии)

Евхаристия переводится как «благодарение». Иначе она называется — Божественная литургия. И вот в конце этой службы проводится причастие.

Рассказывает протоиерей Александр Ильяшенко:

«Причащаться можно в любой день, когда служится Божественная Литургия. Как правило, в течение года Литургия служится ежедневно за исключением периода Великого Поста. Великим Постом (до Страстной Седмицы) обычно не совершается Литургия в понедельник, вторник и четверг.

Причащаться православным христианам нужно регулярно, например раз в месяц. Накануне надо исповедоваться в храме у священника. Частота исповеди и причащения, равно как и остальные вопросы духовной жизни, индивидуальны для каждого человека.

Поэтому Вам необходимо обсудить этот вопрос в личной беседе со священником».

Причастию предшествует Божественная литургия

Сперва происходит преосуществление (т.е. превращение) вина и хлеба в кровь и тело Христовы.

Затем священник выходит к людям и даёт им употребить эти продукты, говоря:

«Причащается раб Божий (имя) Честнáго и Святаго Тела и Крóве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную».

Первое причастие в православии не имеет никаких особенностей

Ребёнка допускают к причастию не раньше семилетнего возраста. Важно, чтобы к моменту таинства он осознавал, в чём его суть. Это забота родителей. Просто так вести сына или дочь на причастие нет смысла. Он уже был крещён в лоне православной Церкви, получил от родителей нужное воспитание. А дальше уже ребёнок должен сам, как личность, решать вопросы своей духовной жизни.

Дети должны понимать, что такое причастие, чтобы пройти через него

Задача родителей — сформировать правильное отношение, объяснить, что к чему.

Также мать и отец могут проконсультироваться у священника на счёт более щадящей подготовки своего чада к таинству. Священник имеет право снизить требования на первый раз, если посчитает это необходимым.

Употребление плоти и крови Христовых не имеет ничего общего с людоедством

Есть такой полушутливый вопрос: а могу ли я пройти святое причастие, если я вегетарианец? Понятно, что человек, его задавший, подходит к делу с юмором, но сомнения эти ведь не на пустом месте возникли.

Увы, есть недобросовестные священники, которые бросаются в крайности, обвиняют, мол, вегетарианец — это идеология, вы не можете быть православным и вегетарианцем. Это, конечно, чушь.

На самом деле, когда речь заходит о плоти и крови Христовых, не нужно понимать это буквально. В таинстве причастия нет никаких элементов тела Иисуса, которые мы бы ели.

Мозаика с изображением Тайной вечери

Причастие — это аллегория. В таинстве есть сакральный духовный смысл, есть акт волеизъявления, благодать, но нет никакой гастрономии! Очень хорошо на эту тему высказался протоиерей Евгений (Горячев):

 «Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе».

Далее отец Евгений поясняет, что речь идёт не о мёртвом мясе, а о духовном акте, если так понятнее, можно сказать, энергетическом:

«На Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа».

Когда мы, чтобы объяснить, как проходит причастие, называем это энергетическим актом, обывателю всё сразу становится понятно. Но тогда уже могут возмутиться хранители православных канонов — не по-православному говорить об энергиях.

Лучше употребить нейтральный термин: благодать Божья, Дух Святой. Именно Ему мы позволяем этому войти в нашу жизнь через причастие.

Источник: https://hranitel.club/1023-chto-takoe-prichastie

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Какой океан самый опасный

Закрыть