Как правильно креститься в церкви перед иконой

Как правильно креститься? (видео)

как правильно креститься в церкви перед иконой

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному.

На Западе – всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно – не крестом полностью, а только чело, уста и сердце.

Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях.

Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень – вера во Христа.

Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Возрождение древнерусской богослужебной традиции

: Как освятить икону в церкви или дома?

✝ Историческая справка о перстознамении

Православные крестятся, сложив воедино три пальца – большой, указательный и средний. Но так было не всегда. Изначально верующие осеняли себя одним пальцем, поочередно касаясь лба, груди и губ.

С развитием христианства перстознамение превратилось в сложение нескольких пальцев, можно было увидеть людей, крестящихся полной ладонью.

Приверженцы православной ветви христианства касались лба, левого плеча, после правого и пупа. Во второй половине XVI века пуп сменился на грудь, означая сердце.

Столетием позже написали «Скрижаль», в которой говорилось о едином перстосложении из трех пальцев; осенять себя следовало, начиная со лба, далее переходя к животу и плечам. Все, кто делал иначе, признавались еретиками.

Через десятки лет церковь пришла к равенству обоих видов крещения – двумя и тремя пальцами.

Современный обряд моления подразумевает крещение тремя пальцами, однако, священники иногда используют комбинацию из указательного и большого. Это объясняется каноническим изображением Христа на иконах – на его правой руке подняты два пальца.

Что значит благословение священника

Это означает, что вам посылают помощь Божию. Пальцы благословляющего священника (другие служащие церкви — диаконы чтецы не могут благословлять, только священники и архиереи) сложены в особом жесте именословного благословения, ниспосылающего благодать и использующегося с древности в Православной Церкви и сегодня.

Перед каждый важным делом стоит попросить благословения у священника (например, приобрести автомобиль, купить квартиру, поехать в путешествие, выйти замуж, поступить на новую работу). Лучше, если это будет ваш духовник — священник, у которого вы регулярно исповедуетесь (если он есть). Если же вы еще не исповедовались и не причащались, но задумались об этом в связи с важными событиями вашей жизни — расскажите об этом любому дежурному священнику в любом храме.

Этот же жест используется на иконах — обычно им благословляет Христос.

  • Значение жеста благословения на иконе и в жизни — помощь именем Иисуса Христа.
  • Пальцы правой руки священника при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец — буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец — две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.

Правое или левое плечо

Как креститься православным — направо или налево? Православная вера пришла на русскую землю из Византии, поэтому мы придерживаемся византийских канонов и в крестном знамении. Это значит, что осенять необходимо:

  • лоб;
  • проекцию пупка;
  • правое плечо;
  • левое плечо.

В крестном знамении сокрыт сакральный символизм, отступать от которого нельзя. Отцы церкви дают прямое указание о правильном наложении креста, чтобы привлечь благодать небес своими действиями. Никто не может запретить человеку осенять себя крестом как угодно, но божья благодать при таких действиях не спустится.

После осенения крестом необходимо сделать поклон в пояс, выражая благодарность Христу за спасение.

Символизм креста:

  • лоб — мы освящаем разум;
  • живот — мы освящаем свою жизнь;
  • плечи — освящаем свое тело.

Почему нужно касаться сначала правой стороны тела? Потому что она символизирует лучшие качества человека. За правым плечом находится ангел хранитель, а рай расположен с правой стороны от человека. Когда человек осеняет перстами правое плечо, а затем левое, он выражает просьбу принять его в райскую обитель.

Как креститься — слева или справа

Многие люди задаются вопросом: как правильно крестится: слева или справа? И почему именно так? Дело в том, что правое плечо – место спасенных верующих, а левое – место для погибших грешников.

Считается, что с правой стороны находится обетование святых душ – Рай, с левой стороны – место пребывания чистилища и ада, в которых живет нечисть (бесы, черти) и погубленные грешные души. Поэтому, крестясь, человек просит Всевышнего принять его в число спасенных душ, избавить от вечных мучений погибающих грешников.

Крестное знамение имеет необъяснимую силу, это защитный символ, который нужно подкрепить молитвой при входе, пребывании и выходе из дома Божьего. В кресте заключена вся важность православной веры, смысл христианства.

Глубина веры православного не имеет границ. Молиться нужно от чистого сердца, соблюдая все правила Церковного Устава. Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно читать и знать правила поведения в церкви — тихо, без шума, благовейно, уважительно, без осквернения, уважать святость храма.  Подходя к воротам церкви, ее дверям, верующие останавливаются, трижды совершают поклон. В простые дни – земные поклоны, в субботу, воскресение и праздники — поясные поклоны.

Молиться, креститься и совершать поклон надо не спеша, без суеты, желательно одновременно с другими верующими, рядом стоящими. Сложенную десницу (правую руку) полагают на лоб для просветления ума, на живот – для укрощения воюющего на дух плоти, на правое и левое плечо – для освящения нашей житейской деятельности.

Согласно канонам Церковного Устава, крестное знамение и поклоны нужно совершать и после каждого краткого прошения и молитвословия. Осеняют и крестным знамением при возглашениях: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». При пении и чтении стихира и молитвословий креститься не нужно, только поклоны «помолимся», «поклонимся», «припадем».

Особенное внимание верующий направляет при чтении или пении молитвы «Символ Веры». При вознесении слов Силою Честного и Животворящего Креста, чтении Апостола, Евангелия — принято осенять себя крестом, без поклона.

При осенении священнослужителем верующих в храме Крестом, Святым Евангелием, Святой Чашей или образом, все крестятся, преклоняют голову.

Главное, чтобы верующий крестился в начале и в конце молитвы, перед храмом Господним, перед прикладыванием к кресту, к ионам и святым мощам, не забывал про себя произносить краткую молитву.

Крестясь, верующий должен выразить всю глубину своей истинности к своему Создателю:

  • утвердить веру в Пресвятую Троицу;
  • провозгласить свое желание жить с вечными заповедями Божьими;
  • выразить свое желание приобщится к святой благодати Господа (как напоминание каждому о том принятии мученической смерти Иисуса Христа ради искупления грехов человечества).

Актуально, чтобы христианин носил на груди крестик. Это обязанность, честь и заслуга каждого верующего. Крест стал спасением для каждого человека и является самым сильным оружием против злых сил. С того момента, когда Христос умер на Кресте, непобедимая сила Господа передалась Кресту навеки. Каждый, кто с верой крестится, получит от Господа великую силу, побуждение на добрые дела, защиту от недругов.

Без крестного знамения не совершают ни одной молитвы, поэтому с самого детства нужно научить своих детей правильно креститься в церкви, в мирной жизни (при совершении различных молитв). Важно проследить, чтобы дети крестились правильно, без спешки, правильно сложенным троеперстием.

В противном случае, неправильно крестясь, верующий совершает кощунство, неуважение к своему Творцу. Проходя мимо церковного храма, следует остановиться, трижды перекрестится и поклонится храму.

Таким образом, вы воздаете славу Вечному Богу Иисусу Христу и подтверждаете обществу, что вы исповедуете православную веру в своем житии.

Правильное перстосложение

Приятно знаменование тремя перстами: указательным, средним и большим, сложенными в щепотку. Оставшиеся два пальца прижаты к ладони, символизируя единение в Иисусе божественного и человеческого.

Триединое перстосложение легко запомнить по символическому определению. Три перста означают Отца, Сына Его и Святого Духа.

Как перекрестить ребенка

Что меняется, когда мы осеняем крестом другого? Меняется расположение сторон — правое и левое. Во время осенения необходимо коснуться правого плеча, а затем левого. При этом наша рука сначала идет налево, а потом направо. Однако это правило действует, если человек повернут к нам лицом.

Если мы осеняем крестом того, кто повернут к нам спиной, движение руки идет справа налево. То есть, мы совершаем такие движения, как будто крестимся сами. Важно помнить одно правило: сначала пальцы должны коснуться правого плеча.

Животворящий Крест Христов — защита от диавола, колдовского воздействия, любой опасности

В современном мире многие люди могут пытаться навредить вам с помощью колдовских чар — экстрасенсов,»целителей». Проклятие не будет иметь своей силы, если человек, которому желают зла, воцерковлен, верит в Бога, ходит в храм, посещает церковные богослужения и причащается Христовых Таин.

Знание или предположение о существовании проклятия — не повод для отчаяния. Закажите молебен о снятии проклятия и обращайтесь к Богу в особой молитве ежедневно.

Вы можете навредить себе сами, если часто сквернословите и материтесь. Зачастую люди даже не знают, что черными словами портят свою судьбу.

Если вы предполагаете темное воздействие, порчу в своей жизни, в первую очередь, нужно обратиться за помощью ко Господу с помощью молитвы и крестного знамения. Нужно в ближайшее время посетить храм, побеседовать со священником и, если вы верите в существование Бога и помощь Его — принять Святое Крещение. Священник расскажет вам, как жить церковной жизнью

Чтение молитвы не требует выполнения никаких обрядов или ритуалов. Нужно просто с искренней верой просить Господа о защите, лучше в уединении и тишине, перед иконами Вседержителя Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения).

Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех.

Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека – веру и любовь ко Христу.

Сильная молитва — обращение к Всемогущей Крестной Силе Господа

Частицы Животворящего Креста сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.

В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.

Источник: https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/kak-pravil-no-krestit-sya-pravoslavnym-v-cerkvi-i-doma.html

Как правильно креститься в церкви перед иконой — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

как правильно креститься в церкви перед иконой

31.10.2019

Церковные таинства всегда возвышенны и символичны. И неудивительно – ведь они призваны очистить душу от ежедневной суеты и сиюминутных проблем, приблизить человека к Господу, напомнить верующим о великой жертве Спасителя, принявшего смерть ради спасения рода людского.

Однако священнодействия обладают подобной силой лишь тогда, когда они выполняются с благоговением и трепетом, а также в соответствии со всеми церковными канонами.

Даже самый простой сакральный акт не может превращаться в рутинную и привычную процедуру, совершаемую почти механично – он должен быть осмысленным и прочувствованным.

Этому научит Вас наша статья – в ней рассказано, как правильно креститься православным христианам и творить молитву!

Божественные славословия – история, виды, особенности

Каждый христианин обязан стремиться к максимально полному единению с Богом, и лучшим подспорьем в этом является молитва. Катехизис называет её «возношением ума и сердца к Творцу».

Кроме того, произнося икосы, тропари и кондаки, человек ощущает близость не только со Спасителем, но и с другими членами церкви – небесными (апостолами, подвижниками и мучениками) и земными (патриархами, митрополитами, архиереями, настоятелем прихода и его паствой).

Таким образом молитвенная связь пронизывает пространство и время, позволяя почувствовать милосердную поддержку и защиту высших сил.

Молитвы очень разнообразны. Они бывают хвалебными (то есть воспевают Творца и его непостижимый промысел), благодарственными, покаянными, просительными. Человек может взывать к Господу, умоляя об избавлении от соблазнов, даровании духовных и земных благ, указании правильного пути, исцелении болезней, разрешении личностных либо профессиональных проблем.

В православии признают только уставные молитвы, написанные отцами церкви.

Считается, что Ефрема Сирина, Макария Египетского, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца, Иоанна Златоуста и Василия Великого вдохновлял Святой Дух – именно благодаря божественному внушению им удалось выразить в словах кондаков и тропарей высочайшую любовь к Спасителю и преклонение перед Его волей. Поэтому те, кто внимательно и усердно читают составленные преподобными богословами тексты, обретают сердечный настрой, родственный их духовному горению.

Сборник молитв, или молитвослов, должен быть настольной книгой каждого христианина.

таких пособий разнится от выпуска к выпуску, но чаще всего в них входят утреннее и вечернее правила, акафисты Иисусу Христу, Деве Марии, архиепископу Мир Ликийских Николаю и ангелу-хранителю, канон покаянный и молебный ко святой Богородице, а также последование перед причастием. Что же являют собой эти тексты, подсказывающие Вам, как правильно молиться?

  • Акафист (от греческого «Ακάθιστος Ύμνος» – «неседальная песнь») – это хвалебный гимн, величающий Господа, Небесную Царицу, ангелов или святых. Его отличительная черта – хайретизмы, то есть ряд возгласов, начинающихся словом «Радуйся!». Кроме них, в подобную молитву входят 12 двойных песен – последовательно чередующиеся кондаки (в них кратко излагается история и значение восхваляемого события, мнение церкви об одной из Божьих тайн или догматические положения жития чтимого святого) и икосы (они более подробно раскрывают начатую в первой части тему).
  • Канон – это сложное произведение из многих строф, посвящённое какому-либо празднику, памяти мученика, Божьей Матери или Спасителю. Изначально в качестве канона применяли только девять Библейских песен, но после XVII ст. этот обычай изменился. Сейчас такие молитвы состоят из 9 частей, в каждой из которых есть ирмос (первая строфа, прославляющая священные лица либо Господни чудотворения) и 4-6 тропарей (краткое песнопение, описывающее символику праздника или призывающее Бога и Его посланников на помощь христианам). Как правило, в подобных текстах идёт речь о прощении грехов – «врачевании язв духовных».

Как совершать молитвенное правило в своём жилище – советы и рекомендации

Склоняясь перед Творцом, Вы не должны отдаваться посторонним мыслям и заботам. И если достичь такого сосредоточения в церкви просто – там ему способствует сама обстановка – то правильно молиться дома довольно трудно. Представленное здесь руководство поможет Вам в этом нелёгком деле!

Вы можете беседовать с Господом уединённо или же в присутствии всей семьи. Однако общая молитва считается более торжественной, поэтому она традиционно творится в начале праздничной трапезы. В остальное же время каждый домочадец обязан читать икосы и тропари в своей комнате, перед личной иконой.

Приступая к молитвенному правилу, необходимо осенить себя крестным знамением и совершить несколько поясных или земных поклонов.

Те, кто по каким-либо причинам не способны этого сделать, должны просто постоять в тишине, ожидая, пока утихнут отвлечённые мысли и успокоятся эмоции.

Согласно учению Феофана Затворника, в сердце обращающегося к Творцу христианина могут присутствовать лишь вера, самоуничижение и благоговейный страх.

В наставлениях этого мудрого старца есть и советы по чтению молитв. Вот их краткая суть:

  1. в древности люди взывали к Богу, воспевая Ему хвалу. Поэтому и сейчас кондаки и тропари следует произносить степенно и как бы нараспев, а не спешно и невнятно. Это не только красиво звучит, но и позволяет вдуматься в каждое слово, воспроизвести в сознании соответствующую ему мысль и чувство;
  2. чтобы бороться с соблазном быстрого чтения, нужно полагать себе на молитвенное правило не определённое количество икосов и гимнов, а точный отрезок времени – 15 минут, полчаса или час, и не заботиться, сколько молитв Вы успеете произнести. Также избегайте соблазна постоянно посматривать на хронометр, постарайтесь вообще удалить его из поля зрения – тогда мысль не будет забегать вперёд;
  3. молитвослов стоит перечитывать не только утром или вечером, но и во всякую праздную минуту. Восстанавливая в памяти святые слова, обдумывая их значение и символику, Вы сможете более тонко и глубоко сопереживать описанным событиям, принимать их ближе к сердцу, избавитесь от равнодушия и формальности;
  4. нельзя творить молитвы без перерыва – обязательно оставьте время для личного воззвания к Господу. Это лучше делать в середине либо в конце правила, но можно и тогда, когда Вы ощутите потребность в подобном священнодействии.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда правила княгиня ольга

Беседа с Иисусом Христом заканчивается благодарением Спасителю, сокрушением о своём несовершенстве и невнимательности, просьбой о покровительстве и заступничестве.

Но даже после этих слов нельзя сразу же переключаться на обыденные проблемы – сперва стоит постоять и поразмыслить о том, что Вы чувствовали, запечатлеть в душе эти эмоции и переживания.

Преподобный Никодим учит: «Не думай, что, совершив правило, ты избавился от обязательств к Богу Пред всяким делом необходимо испрашивать у Творца сил для следования Его воле».

Молитва по соглашению – что это?

В православной церкви так называют духовную практику, когда несколько людей исполняют одинаковые молитвенные правила в одно и то же время, хоть бы этих христиан и разделяли тысячи километров.

Подобным образом поступали в тех случаях, когда какой-то человек мучился от болезни, лишений, преследований, несправедливости или других жизненных трудностей, и чувствовал себя неспособным справиться с посланными Господом испытаниями. Тогда он находил единомышленников, которые принимали на себя подвиг молитвы за страдальца.

При этом, склоняясь перед иконами, люди просили не об абстрактном благополучии, а о вполне конкретных вещах – выздоровлении, приумножении средств, прекращении бытовых либо рабочих конфликтов.

Как выглядит такое священнодействие? Как правило, верующие договариваются о совместном чтении Псалтири, по одной кафизме в день. После этого люди произносят саму молитву, при необходимости добавляя к ней различные прошения. Кроме того, по соглашению можно изучать Евангелие, творить акафисты и каноны, заздравные и заупокойные гимны, в конце называя имя того человека, о душе которого пекутся.

Подобные молитвы приносят великую пользу. Но, чтобы избежать искушений при их чтении, следует предварительно взять благословение у священника – лучше, если это настоятель прихода.

Опишите ему ситуацию, в которой Вы оказались, назовите причины, что сподвигли Вас на совместную беседу с Господом, и не забудьте перечислить тех, кто будет помогать Вам в этом деле.

Если Ваш пастырь одобрил такое начинание, смело приступайте к чтению святых текстов!

Как правильно креститься в церкви и дома?

Ещё одно важное сакральное действие – крестное знамение. Совершая его, христианин уподобляет себя Распятию, на котором казнили Иисуса Христа, и подтверждает свою веру в Господа. А ещё этот жест олицетворяет божественное заступничество, очищает душу и напоминает о покаянии. К сожалению, далеко не всем известно, что символизирует и каким бывает этот ритуал.

Прежде всего, проследите за положением пальцев. Большой, указательный и средний должны быть сложены вместе и соприкасаться кончиками, а безымянный и мизинец – плотно прижиматься к ладони.

Троеперстное знамение воплощает нераздельное единство Святой Троицы, а остальные пальцы служат метафорическим изображением того, как Творец сошёл с небес на землю.

Кроме того, они напоминают о дуалистичной природе Спасителя – одновременно божественной и человеческой.

Совершая крестное знамение, христиане подносят руку ко лбу, символически освящая ум, а затем к чреву (область солнечного сплетения), чтобы осенить сердце, чувства и намерения.

А вот после этого многие теряются, не зная, как правильно креститься православным – справа налево или слева направо. В восточной традиции люди сначала прикасаются к плечу десницы (т.е.

правому) – считается, что тогда верующий приобщается непосредственно к Господней благодати. Кроме того, такое движение олицетворяет путь от греха к спасению и победу над дьяволом.

Крестясь, про себя либо вслух необходимо произносить основную христианскую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!». Она прославляет Творца, знаменует поклонение Ему и Его почитание, напоминает о том, что в жизни верующих нет других идолов и богов.

Делать поклон разрешается лишь после того, как Вы произнесли последнее слово молитвы. Это позволит Вам не совершить невольного кощунства – попирания наложенного на себя креста.

Все жесты должны быть спокойными и неспешными, не допускается размахивание руками, раскачивание из стороны в сторону, рывки либо резкие наклоны.

Вот как Иоанн Златоуст отозвался о тех, кто поступает подобным образом: «Тем неистовым маханием лишь бесы тешатся».

Крестное знамение везде и всегда сопровождает верующих. В частности, православные крестятся:

  • перед, после и во время молитвы;
  • входя и выходя из храма, а также во время богослужения;
  • склоняясь перед образами, Распятием, мощами и другими реликвиями;
  • перед и после трапезы;
  • ложась спать и просыпаясь;
  • начиная какое-либо дело или же заканчивая его;
  • выходя на улицу и входя в дом;
  • в знак благодарности за избавление от опасности, угрозы, конфликта;
  • крестным знамением также осеняют всё, с чем предстоит соприкоснуться – одежду, еду, лекарства;
  • добродетельные родители обязательно крестят своих детей, пока те не могут делать этого самостоятельно. Кроме того, крестное знамение является необходимой частью материнского или отцовского благословения.

Источник: https://simanskia.ru/ikony/kak-pravilno-krestitsya-v-tserkvi-pered-ikonoj.html

Как правильно и как неправильно молиться: 12 правил от протоиерея Павла Великанова — Православный журнал

как правильно креститься в церкви перед иконой

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.  Какое-то время назад  к нам пришел  интересный вопрос «Как отличить лжемолитву от настоящей?» (читать письмо).

На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов — настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала Богослов.ru.

1. У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди.

Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви.

Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви».

Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

2. Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких.

Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру.

Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

3. Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной. Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

4. Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание.

Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым.

Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

5. В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению.

В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы.

Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

6. Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза

Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.

7. Молиться лучше перед святыми иконами

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления.

В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

8. У молитвы должен быть адресат

Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении.

Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого.

К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.

9. Молитва не может ставить условий Богу

Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека.

Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом.

Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.

10. В молитве не может быть радости за чужие беды

Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние. Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина. К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.

11. Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим.

Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

12. Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически.

А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной.

Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

На заставке фрагмент фото Санкт-Петербургской Духовной академии/Flickr/СС BY 2.0

Источник: https://foma.ru/kak-pravilno-i-kak-nepravilno-molitsya.html

Как правильно креститься и молиться. Памятка из монастыря Мурома

Как правильно креститься? Мы никогда не задумывались на эту тему.  Пока инок Спасо-Преображенского монастыря города Мурома не указал нам на то, что мы неправильно осеняем себя крестным знамением. В монастырской церкви Сергия Радонежского для православных христиан есть памятка о том, как правильно крестится.

На добрую память и в назидание, инок вручил нам памятку, напечатанную на простом листе формата А-4. Копия нечёткая, некоторые места читать очень трудно, последний абзац текста и вовсе прочитать невозможно.

Тем не менее, многое, написанное в наставлении, например, как правильно креститься, мы считаем очень полезным. С некоторыми выводами не совсем согласны, но судить о них не смеем.
Мы приводим наставления почти целиком, за исключением последнего абзаца. Прочитать его не представляется возможным.

В перепечатке текста мы сохранили оригинальную орфографию и пунктуацию. Авторские примечания выделили цветом и курсивом.

Первая сторона листа. Как правильно креститься

«Вся сила в крестном знамении. Крест есть символ победы над диаволом! И не только. При правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы накладываем на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело.

Кровь подаваемая сердцем проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного, всё сгорает!
Поэтому, чем больше мы крестимся, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом значение Креста».


Слова Блаженной Пелагеи Рязанской (1890-1966)

Креститься нужно не спеша, благоговейно, со страхом и с небольшим пристукиванием, чтобы тело ощущало. Этого пристука очень боится диавол.– Икона есть живой человек. Когда молишься перед иконой, надо смотреть на образ, изображённый на ней.– Голова чуть приподнята. Смотреть на икону.– Пока не наложишь крестное знамение, взгляд от иконы не отводить.– Страшно накладывать крестное знамение с опущенной головой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что можно есть в пост перед исповедью

– Правильно поставить ноги – пятки вместе, сохранить благодать.– Молясь или находясь в храме, в землю смотреть нельзя.– Страшный грех держать руки на животе или за спиной.– В Церкви нужно молиться, креститься, поклоны ложить. Оплакивать грехи.– Кто в церкви не молится, не крестится и не делает поклоны – тот истукан.– Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается.

– Опускаем руку, и только затем делаем поклон!

– Шептать молитву нельзя – бес шепотом молится! Молятся вслух или про себя. Если про себя, тогда молитва идёт от сердца!

+ Мизинец и безымянный палец туго прижать к ладони. Сын Божий ради нашего спасения приклонив небеса сошёл на землю, принял на Себя естество человеческое и таким образом в Нем были слитно соединены два естества – Божие и человеческое. Ладонь – земля.
Схимонахиня Сепфола говорила, что крепко пальцы прижимать надо, чтобы не было пространства между ладошкой и последними двумя, чтобы враг не пробежал в душу и сердце.

+ Правильно сложить три первых пальца – кончики пальцев равны. Очень важно кончики указательного среднего и большого пальцев выровнять – равенство Лиц Божественных, как бы берём щепотку соли со стола.Три перста – это Пресвятая Троица. Большой палец не сгибаем! (как на рисунке)!

+ Правой рукой накладываем трехперстие на Чело – центр лба с пристуком. Бог Троица пребывает на небе /Во Имя Отца/ Нужно не просто касаться чела, а крепко прижать соединенные в трехперстие персты к челу. Блаженная Пелагея говорила, что нужно пристукивать, как бы мячиком, чтобы почувствовало тело.

+ Затем ведём прямую линию на небольшом расстоянии от тела до пуповины – чуть выше пупка на 1-2 см и также твердо касаемся соединенными перстами чрева. /..и Сына..

/ Если наложить на грудь, то крест будет перевернутый!
Сие символизирует сошествие на землю и воплощение Христа. Из чрева Богоматери родился Спаситель. Пуповина символизирует главу праотца Адама.

Нижний рог Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос, находился над главой Адама. И Кровь Христа, стекая из ран, омыла в лице Адама всё Человечество.

+ Далее десницу наносим на плечевой сустав правой, а затем левой рук. /..и Святаго Духа/ На сустав, а не в ямку! И спереди, а не сверху! Опускаем руку /Аминь./ И с опущенной рукой делаем поклон. Если мы одновременно и крестимся и кланяемся, то Крест ломается, бросается под ноги и попирается (тяжкий грех)!
Праведные станут по правую руку на страшном суде, а грешники станут по левую сторону.

Не ленитесь дотягивать руку до суставов, переносите руку по прямой, все перпендикулярно с пристуком От этого зависит здоровье, познание истины, спасение, помощь и сила в жестоких мучениях и легкая смерть.

Блаженной Пелагеей Рязанской было сказано крестнику (р.Петру) ехать в Киев в пещере Киево-Печерской Лавры найти мощи св.преп.Спиридона и посмотреть на кисть его руки (троеперстное сложение), что он и сделал. Это перстосложение сохраняется до сего времени. Поезжайте и убедитесь! Об этом говорится в акафисте преподобным отцам Киево-Печерской Лавры.

Кондак 6 «Акафист всем преподобным отцам Киево-Печерским»

Проповедницей нам является честная десница твоя, Спиридоне богоприятне, ею же православных чад твоих поучаеши, како персты слагати подобает во изображение креста святаго на челе, уста же расколоучителей заграждаеши, яве обличая их неправое учение о перстосложении; сим бо образом осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу. Ему же предстоя молися, да угасит безмерно горящую пещь страстей наших, да дарует нам истинное усердие славословити Его непрестанно во псалмех и пениих духовных в сей жизни и в будущей да сподобит нас пети Ему: Аллилуиа.

В памятке кондак приведён не полностью, до слов “осенив себе крестным знамением отошел еси ко Христу”. Мы полностью привели кондак.
Последнее предложение первого листа памятки прочитать не смогли.

Поясной поклон

Встав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неё. Поля Захаровская многократно всех предупреждала о том, чтобы с поникшей головой не крестились! В лик иконы нужно смотреть прямо! И чтобы не начинал поклонов, пока руку вниз не опустишь, а то ведь – Крест ломается! Пятки вместе (сохранить благодать).

Поясной поклон совершается поклонением тела до пояса, голова чуть приподнята (прижимается к спине, так молились монахи у преп. Сергия Радонежского), смотреть на икону, голову не опускать вниз, смотреть в пол нельзя (тяжкий грех, т.к.под землей Находится ад и смотреть в него значит жаждать его).

Это действие очень ВАЖНОЕ и означает «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» – сл.бл.дев.Пелагеи Рязанской. Опускать тело надо помедленнее, достигнув пояса (тело находится параллельно пола, голова прижимается к спине) возвращаться в прямое положение надо побыстрее.

Молящийся должен стоять прямо, не расставляя ног, чтобы сохранить благодать. Наши предки говорили: «ног не расставляй, а то бес проскочит». Часто в храмах можно наблюдать, что молящиеся совершают поясной поклон простым шейным киванием, что является ошибкой.

Пропала Россия без земных поклонов

Миряне совершают З.П. (земные поклоны) стоя на коленях (на ноги не встают). Земной поклон – самая высокая перед Богом молитва. Выше ничего нет. Встав перед иконой или другой Святыней сначала перекреститься, не отводя взгляда от неё. Пятки вместе (сохранить благодать). Затем христианин склоняет колени или вместе или сначала правое, затем левое. Пятки вместе.

Руки кладем на пол, ладони рядом друг с другом, головой (челом) касаемся только ладоней (тыльной) стороны. И быстро поднимаем голову. Поднимаемся с правого колена, затем с левого.Распространенная ошибка – руки ставят на пол слишком широко и касаются челом пола. Ладонь символизирует землю – отсюда и название: земной поклон. Чело – это небо, поэтому лбом касаться земли нельзя, а касаться тыльной стороны ладоней.

Существует ошибка христиан – челом примыкают к земле и остаются в таком положении.

Что недопустимо! Человек уподобляется при таком молении злым духам, демонам, таким положением они показывают что мы никогда не покоримся Богу (тяжкий перед богом грех). Распространено на Троицу на трех коленопреклоненных молитвах. «на троицу вся россия идет в ад»- изречение блаж.Пелагеи Захаровсой, ног не расставляй, пяточки вместе.

Земной поклон в 25 раз Дороже поясного. В годовые праздники и воскресные дни, молитва Богу принимается особой любовью. Серафим Саровский почил в день воскресный, стоя на коленях, т.е.он молился на коленях в воскресный день. Ночной поклон выше дневного поклона в 40 раз (с 23.30 до 03.

00) в любое время года и хоть три поклона перед сном надо делать каждый день с молитвой. Запомните, что ТРИ или более З.П. делаются строго обязательно: перед Иконами Пресвятой Троицы, Спасителя, Животворящего Креста и Божией Матери, Плащаницами Спасителя, Божией Матери, исповедью и Причастием, перед Мощами Угодников Божих.

Нельзя находиться в церкви с короткими рукавами, т.к. у воинов забивавших гвозди в Тело Спасителя были засучены рукава.

Женщинам коротко стриженым, в брюках, крашеным нельзя подходить к мощам и заходить в церковь. Только за одно ношение брюк женщины пойдут в ад – схим.Нила. За косу Богородица будет вытаскивать женщин из ада! А если коротко стриженая? Недопустимо ношение шорт как мужчинам, так и женщинам.

Нельзя сжигать (кремировать) тела усопших, т.к. это даже не грех, а само служение сатане. Худо будет всему роду.

Недопустимо нахождение идолов и собак в доме. Уходит благодать и оскверняются иконы. Человек не допускается до причастия. После собак дом нужно освятить. Жабы с монетами – мамона (грех суеверия и сребролюбия). Велико кормить голубей за усопших и за живых. Даже можно помочь самоубийцам! Пелагея предупреждала, что читать 15 Кафизму нельзя ((Пс.

105, 106, 107, особенно 108). Принесёт великие беды. При чтении Псалтири 15 Кафизма заменяется на 20 Кафизму (т.е. 20 Кафизма читается 2 раза). Наивысшая по усопшим 20 Кафизма.Поля запрещала смотреть телевизор, говоря, что это чудовище оказывает страшное воздействие на человека, губит народ. Телевизор – икона антихриста.

Через телевизор он является в каждый дом.

Последний абзац прочитать не представляется возможным. Надеемся, что самые важные сведения находятся в начале памятки.
Подробнее о встрече и иноком Спасо-Преображенского монастыря г.Мурома.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://kraeved1147.ru/pravilno-krestitsa/

Как правильно креститься в церкви перед иконой

Оказавшись внутри таких православных мест, как храмы, соборы и монастыри, религиозно верующие люди с почтением начинают совершать различные ритуальные обряды. Однако их условия выполнения и последовательный порядок действий, который должен соблюдаться в соответствие с главными религиозными канонами, может быть знаком не каждому человеку.

Правила крещения

Данный ритуал предполагает осуществление телесного движения правой рукой, которое необходимо совершать в строгой последовательности.  Во время крещения, верующий условно изображает на себе крест, на котором был распят Иисус Христос. Именно он является священным  и чудотворным знамением.

  И для того, чтобы людям, которые пришли в религиозное место за помощью, удалось привлечь к своему вниманию Божественную Благодать, им необходимо научиться правильно креститься в церкви перед иконой. Данный навык прост в освоении и не требует каких-либо сложных технических и  координационных элементов.

Он включает в себя следующие действия:

Сложение пальцев. Три основных пальца правой руки, а именно: большой, безымянный и указательный, необходимо заранее сложить в один пучок. Такое обозначение символизирует о неразделимой вере в Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Далее, сложенные вместе три пальца, олицетворяющие Троицу следует приложить по очередь, к четырем основным частям тела. Сначала они касаются лба, затем живота, и после этого, переходят с правого плеча на левое.  Данное движение нужно выполнить три раза

Во время крещения, очень важно мысленно стараться повторять священную фразу «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.»

После завершения крещения, верующий делает поклон перед иконой.

Правильное крещение православных перед иконой в церкви необходимо соблюдать всегда.

Оно должно использоваться в ряде случаев:

  • перед началом чтения молитвы и после её окончания;
  • находясь у входа в церковный храм;
  • для того, чтобы чистить свою душу от имеющихся грехов;
  • в любой момент времени, когда человеку требуется особая помощь.

Особенности молитвы

Православные верующие воспринимают молитву как условный мост, позволяющий соединить два мира: земной и духовный.

Именно во время её прочтения, между верующими  и Богом устанавливается связь, во время которой душа человека оказывается полностью услышанной.

Стоя перед иконой, православные христиане молятся  о помощи, прося Бога оказать всяческую поддержку и благополучие в текущих сложных ситуациях. Также, во время молитвы перед иконой, люди могут покаются о различных противоправных или каких-либо других грешных поступков, которые оказались совершенными в определенный промежуток времени.

Таким образом, молитвы пред иконами Божией Матери и другими религиозными святынями, условно подразделяются на следующие виды:

  • хвалебные;
  • благодарственные;
  • покаянные;
  • прощения.

Для того, чтобы правильно молиться дома перед иконой верующему необходимо заранее подготовиться.

Если молитву сложно осуществлять по памяти, то в качестве подсказки, можно использовать молитвуслов.  Во время  молитвы очень важно, чтобы каждое прочитанное слово было хорошо понятным и пропущенным сквозь своё внутреннее состояние.

Перед началом молитвы и после её завершения обязательно следует использовать крестное знамение.

Если дома отсутствуют православные иконы, проводить религиозный ритуал можно также перед окном или любым определенным местом, представляя при этом образ святыни.

Молитва перед иконой в церкви, может быть коллективной или же индивидуальной. Первый вариант предполагает осуществление данного религиозного ритуала совместно с группой людей, которая в точности повторяет слова молитвы за батюшкой. При индивидуальной молитве, верующий произносит в слух или про себя слова, находясь прямо перед выбранной им иконой.

Осуществлять молитву в церквях следует только стоя. Запрещается опускаться на колени.

Необходимо помнить, что для каждого священного образа, которые удалось изобразить иконописцами, существует своя отдельная молитва. Особенно это касается молитв 45 иконам богородицы.

Смысл молитв

Прочтение молитв имеет очень важное значение для нормализации человеческой психики и духовного развития в целом.

Она помогает снять стресс, успокоить свои нервы, очистить душу и настроиться на позитивный лад.

Одна из самых старинных и распространенных молитв, которая знакома многим верующим, называется  Отче наш. Её слова звучат следующим образом:

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/kak-pravilno-krestitsya-v-tserkvi-pered-ikonoy/

В каком случае надо креститься у дверей храма — русь матушка

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его.

Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу.

Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, —  которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»

Крестное знамение — это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

  • Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.
  • «Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».
  • Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения.

Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проходит обряд крещения

см также: Как правильно вести себя в храме?

см также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Церковной жизни

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

  1. Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
  2. И еще в Фейсбуке!
  3. Присоединяйтесь! 

Источник: https://eparhia-birsk.ru/istoriya/v-kakom-sluchae-nado-krestitsya-u-dverej-hrama.html

Крестное знамение

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

 К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это — высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение — это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту — «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» — говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата».

О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели.

Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить — нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас — главное в нашей жизни.

Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20).

Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством.

Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние — когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.

И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота — трудно словами передать, потому что это — отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено — это тоже видно, и вызывает отторжение и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека.

В первом случае это плод духовного труда, во втором — скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8).

Как он — ничтожество, которое не может жить и не живет, — мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему — через грех. Вот почему он называется князем мира сего — мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой.

Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти.

Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе — Крестной жертве.

В статье использованы источники:

Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» http://predanie.ru/serafim-slobodskoy-protoierey/zakon-bozhiy/chitat/

Источник: http://hramvera.ru/krestnoe-znamenie/

Как правильно креститься перед иконой и в церкви

Придя в церковь, можно заметить, что многие из посетителей крестятся совершенно неправильно или с ошибками. Многие не дотягивают пальцы до живота, а кто-то выбирает неправильное направление. Многие размахивают руками. Стоит отметить, что креститься нужно по правилам. В данной статье мы расскажем, как это делать и не грешить.

Как правильно нужно креститься православным христианам — справа налево или слева направо и какой рукой, через какое плечо: инструкция

Троеперстие – это способ креститься у православных. Нужно изначально верно складывать пальчики и в нужном направлении совершать движения ладонью.

Инструкция:

  • Сложите вместе большой, средний и указательный пальчики
  • При этом безымянный пальчик и мизинчик прижмите к ладошке
  • Теперь прижмите ладонь к лобной кости и опустите чуть выше пупка
  • Далее, перемещайте троеперстие справа налево

Как правильно нужно креститься православным христианам — справа налево или слева направо и какой рукой, через какое плечо: инструкция

Почему православные крестятся тремя пальцами и как правильно держать пальцы, когда крестишься?

Изначально крестились только двумя пальцами, но все поменялось в 13 веке. В 17 веке троеперстие было задокументированно. Хотя на некоторых старинных иконах можно увидеть два пальца.

Три пальчика означают Святую Троицу. Это Отец, Сын и святой дух. Именно три зажатых пальца показывают почтение к Троице. При этом безымянный и мизинец, прижаты к ладони. Эти пальчики означают Божескую благодать и просят Господа помочь.

Почему православные крестятся тремя пальцами и как правильно держать пальцы, когда крестишься?

Что нужно говорить, когда крестишься?

Это некий ритуал, который поможет вам очиститься. Ведь когда прикасаешься ко лбу, очищаешь голову, потом внутренние органы и все тело.

Слова и порядок произношения:

  • Прикладывая троеперстие колбу, говорим: «Во имя Отца»
  • Затем опускаем руку к животу: «И Сына»
  • Перекрещиваем правое и левое плечо, проговариваем: «И Святого Духа»

Как правильно и сколько раз креститься перед входом в церковь, храм?

При вхождении в храм, необходимо стоять лицом к входу и перекреститься один раз, произнеся нужные слова. После этого осуществляется достаточно низкий поклон. Снова нужно перекреститься и поклониться и еще раз. Таким образом, вы креститесь и поклоняетесь трижды.

Как правильно и сколько раз креститься перед входом в церковь, храм?

Как правильно и сколько раз креститься в церкви перед иконой?

Перед иконой стоит креститься один раз, только подойдя к ней. После этого ставится свеча и произносится молитва.

Как правильно и когда нужно креститься православным христианам в церкви на службе, литургии и когда нужно кланяться?

Это достаточно сложно, так как существует масса правил. Если вы нечасто бываете в храме, то креститься стоит тогда, когда это делают священнослужители. Много внимания стоит уделить поклонению.

Существует два вида поклонов:

  1. Поясной поклон используется обычно после молитв. Самая большая часть земных поклонов делается во время Великого Поста. Земной поклон означает падение человека во грехе, а потом восстание, это своеобразное прощение грешника по великой милости Господа.
  2. Как правильно и когда нужно креститься православным христианам в церкви на службе, литургии и когда нужно кланяться?

Когда нужно креститься во время молитвы дома?

Обычно молитва произносится перед иконами. Как только вы встали перед иконой, перекреститесь. После этого прочтите молитву и снова перекреститесь. Обязательно осуществите малый поклон.

Как правильно креститься православным христианам перед входом на кладбище?

Вообще сразу при входе на кладбище стоит перекреститься трижды. После того как будете уходить, снова перекреститесь трижды. Этот ритуал проделывается, чтобы попросить Господа о слухе. Таким образом, умершие могут слышать, что вы им говорите.

Зачем крестятся и как правильно креститься на могиле усопшего?

Необходимо прийти к могиле и читать усиленную молитву. Стоит попросить прощения у усопшего. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Далее, приберите на могиле и вспомните хорошими словами усопшего. Не нужно пить на могиле и оставлять водку с хлебом. Это пережитки язычничества.

Кроме того, из-за таких «гостинцев», бездомные часто топчутся на могиле и тревожат усопшего. Сейчас никто не оставляет такие «гостинцы». Касательно конфет и печенья в поминальные дни, то их тоже лучше раздать знакомым и попросить помянуть.

Если вы оставите пакет на могиле, то там будут топтаться бездомные.

Процедура простая. Необходимо трижды окунуться в воду и перекреститься. После этого произносится «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Погружение осуществляется с головой. Не стоит надевать купальник, лучше всего это делать в сорочке. Считается, что выставлять свои телеса нехорошо.

Нужно ли креститься, проходя, проезжая мимо церкви, храма?

Да, проходя или проезжая мимо церкви, обязательно стоит креститься. Таким образом, вы показываете свою веру.

Зачем люди крестятся на перекрестке?

С перекрестками связано много поверий и различных примет. Именно в этих местах маги оставляют свои вещи. Соответственно на перекрестках ничего нельзя подбирать. Чтобы не накликать на себя беду, верующие часто крестятся на перекрестках. Но это вовсе необязательно.

Можно ли креститься сидя?

В церкви спокойно относятся к старикам и немощным. Их не заставляют стоять во время службы. Если у вас проблемы со здоровьем, то можно сидеть во время службы и крестится не вставая. Но все же, вы показываете свое повиновение Христу, когда стоите всю службу.

Можно ли не креститься, но быть верующим?

Да, главное что внутри вас есть Вера. Поэтому можно и не креститься, но верить в Бога. Но все же, принято считать, что верующий человек должен посещать церковь и креститься.

Как видите, лучше быть верующим и молиться по-своему, нежели ходить в церковь и совершать все на автомате. Вера должна жить внутри вас.

Источник: https://fakt777.ru/2018/11/kak-pravilno-krestitsya-pered-ikonoj-i-v-tserkvi.html

Как правильно креститься православным христианам?

Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься.

Как правильно креститься — перстосложение

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

  1. Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  2. Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  3. Полагаем персты на правое плечо.
  4. Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны.

Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Православная семья: российские традиции

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах.

Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого.

Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу.

Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
9 дней после смерти что делать родственникам

Закрыть