Как делать пятничный намаз

Превратит ли Эрдоган главную христианскую святыню в мечеть?

как делать пятничный намаз

В конце марта в Турции в очередной раз заговорили о возможности возвращения мечети в собор Святой Софии. Этот вопрос остается для страны такой же «вечной» темой, как для России — дальнейшая судьба Мавзолея. О том, что происходит в здании, где в настоящее время располагается музей, рассказывает историк Роман Ягупов

Владимир Смирнов/ТАСС

В конце марта глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил о возможном превращении собора Святой Софии в мечеть. Это вызвало резкую реакцию правительства Греции и неоднозначный отклик христиан по всему миру. Однако в контексте внутренней политики Турции заявление выглядит логичным и последовательным.

Сообщение о возможном изменении статуса собора прозвучало 23 марта 2019 года. «Наш народ много лет хотел видеть Святую Софию мечетью. Называть ее музеем — это очень большая неправда», — отметил Эрдоган в интервью турецкому телевидению.

Он сравнил собор Святой Софии с мечетями Сулейманийе и Султанахмет и подчеркнул, что туристы не платят денег за осмотр этих памятников османского зодчества. По словам президента Турции, в стране есть явный запрос на превращение Святой Софии в мечеть, однако точного времени для этого он не назвал.

28 марта глава турецкого государства снова повторил те же самые слова: Святая София перестанет быть музеем.

Это не первая и наверняка не последняя попытка изменить статус храма, который за 1500 лет существования видел много разных правителей и их изменений.

История вопроса

Собор Святой Софии — христианский храм, который император Восточной Римской империи (Византии) Юстиниан I воздвиг на месте базилики Феодосия, разрушенной во время городского восстания «Ника». Храм строили зодчие Исидор из Милета и Амфимий из Тралл по госзаказу за рекордно короткие сроки (527–532).

Согласно легенде, войдя в готовый храм, Юстиниан воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон», — указывая на свое превосходство над строителем Первого храма в Иерусалиме.

Однако превосходство долго не продержалось: уже через 20 лет, во время очередного землетрясения, наскоро построенный купол храма рухнул, и византийским зодчим пришлось начинать работы по восстановлению собора.

Как часто бывает с объектами госзаказа, реконструкция затянулась. Следующие полторы тысячи лет главный храм (а затем мечеть) постоянно ремонтировали, дополняли и обновляли.

После победы иконопочитателей над иконоборцами над алтарем появилось мозаичное изображение Девы Марии, а позже стены второго этажа украсились мозаичными портретами императоров. Все византийское и османское время Святая София была местом власти: именно здесь короновались императоры.

После падения города в 1453 году султан Мехмед II Фатих превратил церковь в мечеть. Здесь молились султаны и совершались пятничные намазы, на которые собирался весь османский двор. Во все времена в храм пускали гостей города — и его служители за умеренную плату водили людей по ярусам и рассказывали легенды.

Ситуация изменилась в 1923 году, когда империи на Босфоре все-таки пришел конец. Основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк прогнал из Святой Софии мусульман и превратил ее в главный музей страны, которым она и остается по сей день.

Новый «падишах»

Реджеп Тайип Эрдоган хорошо знаком с собором Святой Софии. Выходец из бедного района Касимпаша, расположенного в получасе ходьбы от исторического центра, президент Турции в юности работал разносчиком лимонада и хорошо изучил физическую и духовную географию Стамбула, а в 1994–1998 году решал многие проблемы города на посту мэра.

Во время управления Эрдогана Стамбулом в нем появились сотни новых мечетей, увеличилась громкость динамиков, передающих исламский призыв на молитву — эзан, а на азиатском берегу Босфора выросла мечеть с шестью минаретами, спорящая за звание главной мечети города с мечетью Султанахмет.

Все это вместе со специфическим методами правления позволило оппонентам с издевкой называть его падишахом — и в этом есть доля истины.

Иногда Реджеп Тайип Эрдоган действительно ведет себя как великие правители прошлого. В 2018 году автор этих слов видел, как турецкий президент в одной машине с мигалкой и с двумя мотоциклистами приехал на площадь между Святой Софией и Голубой мечетью. Он немного пообщался с прохожими и отправился в сторону дворца османских султанов.

Наблюдающие за этой сценой турки дружно решили, что он пошел в Святую Софию на молитву, так же как это делали императоры Византии и султаны Османской империи до него. Они оказались правы: Эрдоган прибыл в храм на открытие фестиваля исламского искусства и действительно произнес мусульманскую молитву. Во Втором Риме свято место пусто не бывает.

Особенно это верно для Турции, где правитель обязан соответствовать своим подданным, 97,8 процента которых считают себя мусульманами.

Мусульманская демократия

Современная Турция — демократическая страна. Президент и парламент избираются на открытых выборах, которые проходят при рекордной — 80 процентов — явке избирателей. Так было далеко не всегда. Во второй половине XX века власть в Турции оспаривали разные силы, однако заправляли всем военные, финансово и идеологически связанные с США.

Участие Турции в НАТО было принципиально важным для Америки, которая с оговорками поддерживала вмешательство военных во внутреннюю жизнь страны. Это вмешательство выражалось в переворотах 1960-го, 1971-го и 1983 годов. Во время переворотов на улицы городов выезжали броневики и танки, а оппоненты власти либо погибали, либо отправлялись укреплять турецкую систему власти на Западном Кавказе.

Больше всего доставалось исламистам, курдам и левым. И если крайне левых в Турции было и остается не очень много (это часть интеллигенции и людей с высшим образованием, число которых в стране не превышает 15 процентов), то исламизм, аккуратный и лояльный к американцам, к концу 1980-х годов стал доминирующей политической силой.

Исламисты в Турции боролись за реальную демократию, и именно ее победа привела к власти Реджепа Тайипа Эрдогана.

Получив власть, исламисты начали аккуратную и постепенную отмену ограничений для верующих. Женщинам на работе разрешили носить платок, за который раньше могли уволить. Государство расширило систему религиозных школ и дало добро на массовое обновление и строительство новых мечетей.

В некоторых случаях из исторических зданий изгнали музеи и открыли их для богослужения, в других случаях — провели реставрацию сомнительного качества. Судьба знаковых христианских зданий, таких как собор Святой Софии в Стамбуле или монастырь Хора в западной части города, оказалась в центре внимания международных медиа.

Журналисты и христиане опасались, что на волне растущих симпатий к исламу турецкое государство отдаст верующим исторические здания.

Со Святой Софией этого не произошло — она осталась музеем. Однако, еще до окончательной победы исламистов, в 1991 году для мусульман открыли одну из пристроек в восточной части комплекса. Юго-восточная пристройка к храму действительно является мечетью, в которой службы проходят с 1991 года.

У этой мечети есть свой имам и кади. В последние несколько лет эзан — призыв на молитву — звучит здесь с четырех минаретов Великой Церкви, и эти минареты по пятницам подсвечивают.

Так, формально оставаясь музеем, Святая София выглядит как мечеть, а в рамках отдельно пристройки — и функционирует как мечеть

Новые правила музея

Несмотря на декларируемую нейтральность, Святая София становится все более и более исламской. Это видно невооруженным взглядом. Пять лет назад турист мог зайти в алтарную часть, над которой расположена мозаичная икона Богородицы и под которой, по легенде, висела на цепи императорская корона.

Теперь этого сделать нельзя: на месте одного из главных алтарей христианского мира расположен реконструированный османский михраб — ниша, указывающая направление на Мекку. Стекла в алтарной части заменили на витражи Османской эпохи, а доступ в нее закрыли. Специальный охранник с утра до вечера следит, чтобы туристы не забрели за пределы огороженного пространства, ходить по которому можно только сотрудникам музея и знаменитому айясофийскому коту.

Изменения произошли и в других частях здания. Там, где раньше можно было свободно ходить, появились странные молитвенные помосты, на которых нет молящихся. Выделенный кругами из мрамора «пуп земли», священное место, на котором короновали императоров в поздней Византии, окружили специальным барьером.

В южной части Святой Софии появились огороженные помещения с постоянно действующей экспозицией исламского искусства, включающей реконструкцию библиотеки, которая находилась там в эпоху османских султанов. В соседнем помещении, за загородкой долгое время экспонировались огромные четки с зерном в размер человеческой головы, а сейчас выставлены книги османского периода.

В 2018 году на выходе из храма, под знаменитой мозаикой с изображением императоров Константина и Юстиниана, были установлены столбы с буквами арабского алфавита. Наконец уже в новом, 2019 году на металлоискателях появилось объявление, которое на плохом английском предупреждает посетителей музея об опасностях нарушения «священной священности священной святыни» (sacred sacrality of the sacred sanctuary).

В последний год остроты в сложившуюся ситуацию добавила реконструкция, из-за которой множество помещений оказались закрытыми для туристов.

Осенью 2018 года посетители лишились возможности наблюдать русские, латинские и норвежские граффити на юго-восточной галерее (где чисто теоретически могли стоять послы князя Владимира), а зимой 2019 года турецкие реставраторы сделали гостям Стамбула настоящий «подарок»: на католическое и православное Рождество они закрыли главные «светские» мозаики храма — портреты императрицы Зои и ее супруга Константина Мономаха, а также портрет Иоанна Комнина, его супруги императрицы Ирины-Пирошки (она была венгеркой по происхождению) и их сына Алексея. Таким образом, гости города остались без мозаик — зато с большим количеством ограждений.

Администрация музея внимательно следит за сохранностью установленных преград. Количество охранников, которые следят за режимом внутри Святой Софии, в последнее время увеличилось вдвое — настолько же, насколько количество турецких гидов, которые рассказывают туристам о доблестях османских султанов.

Подготовка этих гидов оставляет желать лучшего, и это видно при описании ими сложных объектов, например, закрепленного на стене храма эдикта местного собора, состоявшегося в правление императора Мануила Комнина (1166).

Этот эдикт, представляющий собой несколько огромных каменных таблиц с надписью на греческом, описывает сложные отношения между двумя персонами Святой Троицы — Отцом и Сыном, в которых Сын был одновременно меньше и равен Отцу.

Византийский император сформулировал эдикт в архаичных терминах, подчеркнув свою преемственность по отношению к Юстиниану. В присутствии друзей автора один из гидов с улыбкой рассказал клиентам, что вероучительный текст объяснял византийцам, как именно делать детей.

Так, шаг за шагом, основанный Ататюрком музей превращается в мечеть. Назвать главного инициатора этого процесса крайне сложно — однако кажется, что речь идет не о силе вещей, а о вполне конкретном сочетании обстоятельств, характерных для турецкой республики.

Падишах в демократии

Важно еще и то, что в Турции при Эрдогане выросло поколение людей, для которых ислам является важной частью идентичности страны, ее неотъемлемым элементом. В восприятии этих людей Святая София является исламским местом просто по факту своей принадлежности Турции.

И если число сторонников высказывания «русский значит православный» в России весьма невелико, то количество людей, считающих, что «турок значит мусульманин», существенно. Эти люди постепенно и верно проталкивают проекты, которые переформатируют старые пространства. Они превращают музеи в очаги пропаганды.

И если раньше это был рассказ о модернизации Турции Ататюрком, то сейчас это рассказ о великой Османской империи, которую турки потеряли.

Конструирование воображаемого прошлого является психологической защитой от обстоятельств настоящего. В современной Турции идет информационный переворот. Некогда единое турецкое общество переживает вторую волну урбанизации, раскалывается и дробится на группировки по интересам и направлениям развития. В этих условиях партии власти особенно важно заново сформулировать платформу, на которой стоят ее сторонники.

Источник: https://snob.ru/entry/174824/

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

как делать пятничный намаз

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха , и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов.

Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне).

Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

 8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

 2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

 4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

 6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

 7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

 Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия.

Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки».

Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть.

Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр).

В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним.

Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл.

Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

  1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».

6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам».

С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую».

«Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы».

Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43117

244. Кому вменяется пятничная молитва, и с кого он спадает?

как делать пятничный намаз

1. Муслим. 

2. Разумный. Т.е обладающий разумом, не умалишенный.

3. Совершеннолетний.  Где-то 14-15, учитывая разногласия.

4. Свободный. Здесь речь не идет о заключенных под стражу, речь идет о рабах.

5. Мужчина. Женщина не обязана делать аль-Джуму’а, но если женщина совершила пятничную молитву, то с нее, по единогласному мнению, спадает обеденная молитва. Единогласие передал Ибн аль-Мунзир.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Помазание на вечерней службе что это значит

6. Местный житель. Т.е. чтобы он не был путником.

7. Имеющий возможность. Т.е он не должен быть больным, или дряхлым стариком. Иди человеком, опасающийся реального зульма правителя, которые разыскивает его, или слепой, у которого нет поводыря.

С кого спадает джуму’а (пятничный) джама’ат намаз (в мечети)

1. Болезнь. Температура, или отравления, или он под капельницей или что-то еще, из-за чего он не может выйти, или может, но это очень сложно удается.

2. Резкое и сильное желание в туалет непосредственно прямо перед аль-Джуму’а и аль-Джама’а. Как к примеру отравление или слабительное, и это при том, что он позаботился об за ранее.

3. Положили на стол еду. Этот пункт касается только аль-Джама’а. Т.е так получилось, что положили на стол, как это бывает в гостях или где-то еще. Сюда можно отнести полой акт тоже, который попал в тот момент, когда дали азана, как сказал имам ан-Науауи, так как тяга к этому сильнее, чем тяге к еде, положенной на стол.

4. Страх потери имущества. Как это бывает при охране имущества, оставив охрану которого есть вероятность потеря имущество, как страх ограбления и т.д.

5. Плохая погода. Как сильный дождь, ураган, град и т.д.

6. Угроза жизни. Он не может пойти в мечеть, так как в селе появились какие-то звери, или же его разыскивают бандиты и хотят расправиться с ним, или нечто подобное.

7. Имам читает слишком долго. Данный пункт касается аль-Джама’а. Если в этой мечети имам читает слишком долго, то пусть идет  в другую мечеть, где имам не читает слишком долго.

8. Проспал или забыл. Кто проспал или забыл аль-Джуму’а и аль-Джама’а, после того, как он сделал все причины, то на нем нет греха иншаАлла.

9. Если поел лук или чеснок. Данный пункт касается аль-Джама’а. От кого сильно пахнет, пусть не приближается к мечетям. Это также касается общества, пусть тот, от кого сильный запах, не появляется в обществе. Но запрещено употреблять лук или чеснок специально, чтобы не явится на джамаат. Но если запах исходит по причин болезни, то должен ли такой тоже остерегаться мечетей? Это вопрос разногласия.

10. Если он далеко за городом. Данный пункт в большей мере касается аль-Джуму’а. Т.е он где-то в горах, в пустыне или в лесу, где но не слышит призыв, и это при том, что он еще не мусафир (путник). Но а если он в своем населенном пункте или находится там, где есть мечеть, то он обязан явиться на аль-Джуму’а. Это передается от Са’ида ибн аль-Мусайиба, Малика и Ал-Лейса бин Са’да.

11. Должность. Пример: Ребенок истекает кровью, здесь он должен быстро среагировать и провести операцию. Или человек попал в аварию, требуется срочная госпитализация, а машины скорой помощи именно в этот раз закончились, тут он вынужден отправиться на помощь. Или он пограничник, охраняет свою родину, и сегодня именно его смена. Если он оставит пост, то возможны проникновения террористов и бандитов.

Или он работает в службе спасения, тонет корабль, сегодня пятницы, замены нет, здесь придется ему отлучится на помощь! Или он в такой работе, в которой сильно нуждается, уволившись с которой он просо пропадет, так как находится в чужой стране и их могут депортировать по причине безработицы. И тому подобные примеры.
См.

Фетва имама Мухаммада бин Салиха Ибн ‘Усеймина и «Марказу аль-Фатауа» во главе с ‘АбдуЛлой аш-Шанкъити.

≡ По поводу тюрьмы есть разногласие. Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб: 

ولهذا لا تقام الجمعة في السجن ، وإن كان فيه أربعون ، ولا يعلم في ذلك خلافٌ بين العلماء ، وممن قاله : الحسن ، وابن سيرين ، والنخعي ، والثوري ، ومالك ، وأحمد  وإسحاق وغيرهم

«И по этому пятничную молитву не выполняют в тюрьме, даже если их сорок человек, и не известно в этом вопросе разногласия среди ученых. Об этом говорил аль-Хасан, Ибн Сирин, ан-Наха’и, ас-Саури, Малик, Ахмад, Исхакъ и другие».
См. «Аль-Фатх» 6/145.

Источник: https://ar-rad.ru/244-komu-vmenyaetsya-pyatnichnaya-molitva-i-s-kogo-on-spadaet/html

Джума-намаз: правила совершения пятничной молитвы в исламе

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России и других стран СНГ.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада.

Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.

), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/pyatnichnaya-molitva-i-eye-nyuansy/

Нужно ли продление перерыва для пятничного намаза? Мнения кыргызстанцев

Депутат Жогорку Кенеша предлагает продлить обеденный перерыв, но с возможностью отработать потраченное время вечером.

БИШКЕК, 25 фев — Sputnik. Кыргызстанцы неоднозначно отнеслись к возможному продлению обеденного перерыва из-за пятничного намаза.

На пленарном заседании на прошлой неделе депутат Жогорку Кенеша Бакыт Торобаев выступил с инициативой внести изменения в Трудовой кодекс и продлить на один час обеденный перерыв для удобства совершения пятничного намаза. 

Законотворчество 

Парламентарий рассказал корреспонденту Sputnik Кыргызстан, что инициатива появилась в связи с многочисленными обращениями граждан. 

«Те, кто ходит на пятничный намаз по пятницам, оставляют работу или приходят с опозданием. Это приводит к недопониманию между сотрудниками и работодателями. В большинстве предприятий обеденный перерыв с 12.00 до 13.00, а пятничный намаз начинается в 13.30 и длится полчаса. Поэтому необходимо внести изменения в Трудовой кодекс и продлить обеденный перерыв с 12.00 до 14.00. Но предлагаю перенести добавленный час на вечернее время или на любое другое», — сказал Торобаев.

По его мнению, изменения не будут иметь отношения к госслужащим, в том числе и к депутатам. 

«85 процентов жителей страны — мусульмане, и поэтому эта инициатива защищает интересы большинства», — считает парламентарий.

Известный своей религиозностью экс-депутат Турсунбай Бакир уулу считает, что если эта инициатива не будет иметь отношения к госслужащим, то и нет необходимости ее реализовывать.

«Я еще в 1996 году выступал с инициативой объявить пятницу выходным. Но законопроект не одобрили. Этот проект закона поддерживаю, однако обеденный перерыв нужно определить не с 12.00 до 13.00, а с 12.30 до 13.30. С другой стороны, если этот законопроект не будет относиться к госслужащим, то и нет смысла идти на такой шаг», — сказал бывший парламентарий.

Что думает ДУМК?

По мнению заместителя муфтия Кыргызстана Акима Эргешова, такой закон был бы удобен кыргызстанцам.

«Совершающих пятничный намаз действительно много в силу того, что большинство жителей страны мусульмане. Но так как намаз проводится в рабочее время, это обстоятельство влияет на работу людей. Поэтому полностью поддерживаю эту инициативу. Но на основе «принципа гибкости» в Трудовом кодексе можно продлить обеденный перерыв на один час и перенести его на вечернее время», — говорит Эргешов.

Он добавил, что даже в случае принятия этой нормы ответственные учреждения — врачи, учителя и другие — должны работать по-прежнему.

Официальное мнение

В пресс-службе Министерства труда и социального развития пояснили, что этот законопроект может остаться лишь инициативой. 

«Пока трудно говорить однозначно. Данный вопрос требует тщательного изучения и проработки. К тому же провести этот проект закона будет сложно. Но если он будет принят, то подчиняться ему должны все жители страны. Сейчас по закону на обед выделяется 60 минут, эта норма осталась еще со времен СССР», — пояснили в Минсоцтруда.

Де-юре

Известный правозащитник Рита Карасартова заявила, что она против такого нововведения. 

«Я считаю, что необходимости продления обеденного перерыва до 14.00 нет, не вижу смысла. И я лично против законопроекта», — сказала Карасартова.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда именины у василия

Президент правового центра «Вигенс» Владимир Плужник пояснил, что для изменения этой нормы должно быть юридическое обоснование, основанное на биологических параметрах человека.

«Норма рабочего времени за день рассчитана и внесена в Трудовой кодекс КР именно на основании этого параметра и никак не связана с другими. Значит, тому, кто выдвигает эту законодательную инициативу, необходимо доказать, что человек именно в пятницу устает больше на работе, чем в обычные дни», — сказал Плужник.

Иначе, отметил юрист, принятые изменения могут быть оспорены в судебном порядке как незаконные.

Мнение работников

Владелец одного из магазинов по продаже компьютеров предприниматель Элзар Абылкасымов считает, что данная инициатива нуждается в поддержке. 

«Большинство моих сотрудников посещают пятничный намаз. Не могу сказать, что в обеденный перерыв у меня идет активная торговля. Лично я не против продления обеденного перерыва на один час», — сказал Абылкасымов. 

Юрист одного из столичных банков Бахтияр Шаршеев отметил, что многие его коллеги одобряют продление пятничного перерыва.

«В нашем офисе многие сотрудники совершают жума-намаз. И по пятницам нам приходится отпрашиваться у руководства. Если закон заработает, то всем будет удобно. А в посещениях мечети думаю, ничего плохого нет. К тому же рабочее время можно отработать позже», — сказал Шаршеев.

Пятница в мусульманских странах считается выходным днем. Например, в Арабских Эмиратах, Иране и Бахрейне. А вот в Турции и Пакистане это день считается рабочим.

Источник: https://ru.sputnik.kg/opinion/20160225/1022668989.html

Как совершать джума/жума/пятничный намаз

БисмиЛлах, альхамдулиЛлах.

Часто приходится встречать, что братья и сёстры в Исламе задаются вопросом о правильности, условиях, правилах совершения пятничной молитвы. АльхамдулиЛлах, это радует, есть желание выполнять этот обязательный акт поклонения (для мужчин) и, с соизволения Аллаха, постараюсь помочь разобраться “простым языком” в этом несложном вопросе. 

Для кого джума (жума) намаз обязателен?

От Тарикъа ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы, является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребенка и больного». Абу Дауд 1067, аль-Хаким 1/321. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Раджаб, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 4/483, “Фатхуль-Бари” 5/327, “Иршад аль-факъих” 1/190, «Сахих аль-джами’» 3111.

Довольно ясный по содержанию хадис. Стоит отметить, что для тех мусульман, для которых пятничная молитва не обязательна, делают обычные 4 ракаата зухр (полуденной_ молитвы. Однако они могу участвовать в пятничной молитве и тогда с них, как и с других, кто сделал её, снимается обязанность совершения обязательной полуденной молитвы. Не установлено, чтобы на мусульманина ложилось совершение и пятничной и полуденной молитвы в один день. Поэтому нельзя этого делать.

Обычное время пятничной молитвы – время захода времени полуденного (зухр) намаза в пятницу до времени асра. Были случаи, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал пятничную молитву и раньше этого времени.

Что относится к пятничной молитве?

Пятничная молитва состоит из хутбы и намаза в 2 ракаата.

Хутба в пятницу заменяет 2 ракаата молитвы. Намаза после хутбы дополняет пятничную молитву до 4-х.

Успевший на последний ракаат пятничной молитвы, считается посетившим пятничную молитву. Ему надо лишь встать и дополнить упущенный ракаат после того, как имам даст “салам” (т.е. завершит намаз).

1. После азана имам встаёт на минбаре и начинает читать хутбу (увещевание). Разговаривать и даже перебирать что-то (камушки, отвлекаться) запрещено.

Абу ад-Дарда рассказывал: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), сидя на минбаре читал людям хутбу (проповедь) и прочитал один аят. Рядом со мной сидел Убай ибн Ка’б и я сказал ему: “О Убай, когда был ниспослан этот аят?” Однако он не ответил мне. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне.

Когда же посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) закончил хутбу, Убай сказал мне: “Нет тебе ничего от твоей пятничной молитвы!” Затем я подошел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сообщил ему об этом, а он сказал: «Убай прав! Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!» Ахмад 5/274, Ибн Маджах 1111, ат-Таялиси 2365.

Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири, аль-Бусайри, имам ас-Синди, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб” 1/257, “Тамамуль-минна” 338.

Хутба сама разделяется на две части, между которыми имам замолкает и садится на несколько секунд.

После завершение хутбы, даётся призыв на построение (игама) для совершения пятничного намаза под руководством имама.

2. Пятничный намаз состоит из 2 ракаатов.

Совершается он внешне также, как и коллективная молитва фаджра (рассветный намаз из 2-х ракаатов).

Безусловно, у вас намерение в сердце должно быть, что вы совершаете пятничный намаз за имамом ради Аллаха, Свят Он и Велик.

Имам читает суры в обоих ракатах вслух, как в фаджр намазе, что упомянул ранее.

После таслима (завершение намаза саламом вправо и влево) пятничная молитва считается оконченной. Желательно совершить зикры после молитвы, суннат намазы, если пожелаете.

Обязательные и желательные действия для мусульманина(-нки), которые собрались совершить пятничную молитву в мечети

  • перед тем, как пойти на пятничную молитву в мечеть следует взять гусль (полное омовение) с намерением для пятничного намаза, а после него взять малое омовение, т.к. учёные считают, что малое омовение не требуется только в том случае, когда гусль стал обязательным, т.е. нарушился. В остальных случаях говорят, что следует, взяв гусль, взять потом и вуду.  «Гусль в день джум’а является обязанностью каждого, кто достиг зрелости». Муслим, 1954.
  • Если же нет возможности взять гусль, то можно обойтись и малым омовением. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Тому, кто должным образом совершит (малое) омовение, а потом явится на пятничную молитву и станет слушать, храня молчание, простятся его прегрешения, совершённые им между этой и (предыдущей) пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней, что же касается перебирающего камешки, то он занимается пустым». Муслим, 857.
  • почистить зубы и надушиться благовониями (последнее касается только мужчин)
  • в мечеть явится пораньше, чтобы занять место в первых рядах, не беспокоя других. посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Человек, который в пятницу совершит такой же гъусль, какой следует совершать после большого “осквернения” (джанаба), а затем пораньше отправится на молитву, подобен принесшему в жертву Аллаху верблюда; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву корову; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву рогатого барана; отправляющийся на молитву позднее подобен принесшему в жертву курицу; а отправляющийся еще позднее – пожертвовавшему яйцо. Когда же выходит имам, ангелы являются, чтобы послушать слова поминания Аллаха». аль-Бухари 881, Муслим 850.
  • стараться не вести в мечети разговоров на бытовые темы и тем более вопросы, связанные с торговлей. Также не собираться в кружки, а лучше сидеть на своём месте в ряду и поминать Аллаха. Доводы: “Если вы ведите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!” ат-Тирмизий, 1321, так же аль-Хаким, 2/56. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность. / “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал торговлю в мечети, возвещение о пропаже, и чтение стихов (нашидов), и запрещал собираться в кружки перед молитвой джум’а”. абу Дауд, 1081, и шейх Альбаний назвал его хасан.

Это краткое изложение. Как видите, всё просто, Хвала Аллаху!

Для более подробного изучения вопроса настоятельно рекомендую ознакомиться со статьями по теме:

Пятничная молитва

Различные темы и ответы на вопросы по пятничной молитве

Прежде чем задать вопросы, ознакомьтесь с приведенными выше ссылками, там ответы с доказательствами из Корана и Достоверной Сунны. Если же что-то всё же непонятно, то спросите, и я постараюсь ответить с доказательством. А помощь только от Аллаха.

Всё что тут истина, то она от Аллаха. А где неправда/ошибка, то от меня и шейтана. Да простит нас Пречистый Аллах.

И Аллаху известно всё лучше всех.

В коце воздаю Хвалу Аллаху,  наилучшие приветствия и благословения последнему из череды Посланников Аллаха Мухаммаду ибн Абдуллаху, а также его роду, семье, сподвижникам и тем, кого Аллах повёл Прямым Путём, да будем мы причислены Им к их числу. Амин!

Вам также может понравиться

Источник: https://www.helpinislam.com/kak-sovershat-dzhumazhumapyatnichnyj-namaz/

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить  слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны  пятничной  молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

Второй азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Отвар овса как приготовить и как пить

Закрыть