Как читать пятничный намаз

Пятничный намаз. Порядок выполнения

как читать пятничный намаз

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить  слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны  пятничной  молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

Второй азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

как читать пятничный намаз

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха , и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов.

Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне).

Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

 8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

 2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

 4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

 6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

 7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

 Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия.

Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой вопрос у причастия

Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть.

Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр).

В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот».

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним.

Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл.

Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

  1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».

6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам».

С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую».

«Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы».

Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43117

Джума-намаз: правила совершения пятничной молитвы в исламе

как читать пятничный намаз

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России и других стран СНГ.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада.

Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.

), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему распяли иисуса христа

Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/pyatnichnaya-molitva-i-eye-nyuansy/

Пятничный намаз в Кул-Шарифе — Обряды в Кул Шарифе

«О те, которые уверовали! Если призовут в пятницу к молитве, устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (Священный Коран, 62:9).

Последний Посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре следующими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам)» (хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. аль-Байхакы) [1]. Также необходимо помнить слова Посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею [2], сердце того будет запечатано Господом» (хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада и Муслима) [3].

Кул Шариф. Мусульмане после пятничного намаза Надпись на арабском. Внутреннее убранство мечети Кул Шариф

Время совершения – это время полуденной молитвы («Зухр»). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны [4].

Порядок совершения пятничного намаза

Четыре ракяата сунны

  1. Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят «Салават» и обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана (см. «Азан и икамат»).
  2. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы «Зухр». Выполняется как все молитвы-сунны каждым самостоятельно.

Первая проповедь

  1. Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан [5] словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматулла». Поприветствовав верующих, имам садится [6].
  2. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его, произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются к Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
  3. Проповедь. Начинается словами восхваления Всевышнего и прошением благословения для Пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.
  4. По завершении первой проповеди, имам-хатыб садится на минбар и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Два ракяата фарда

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего Аллаха». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

Сажда во время пятничного намаза Мечеть Кул-Шариф работает в пятницу

После четырех ракяатов сунны

По завершении четырех ракяатов сунны, и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно [8], вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее вышло, то совершается полуденная молитва «Зухр» [9].

Примечания по пятничному намазу (джума)

1. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1278.
2. Т.е. не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
3. Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Дома они совершают в обычном порядке полуденную молитву «Зухр». Если все же они пришли в мечеть, то совершают пятничную молитву («Джум‘а»), которая будет им засчитана вместо полуденной («Зухр»). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1285. По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать и более дней. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится в пути или на новом месте пребывания менее указанных сроков.
4. Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1291, 1326.
5. Богословы-ханафиты считают, что минимальное количество прихожан для проведения пятничной молитвы – трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман. Ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что минимальный кворум – это сорок (вместе с имамом) совершеннолетних и разумных, соблюдающих религиозную практику и не являющихся путниками мусульман-мужчин. Оба эти мнения являются каноническими предположениями (иджтихадом) и не имеют прямых обоснований в Сунне Пророка. Интересно мнение современного богослова Вахбы аз-Зухайли: «Слово «джум‘а» происходит от слова «иджтима‘ «, что означает «общность», «община». И то количество людей, которое на данной территории считается общиной, может быть основой для проведения самодостаточной пятничной молитвы». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1287, 1297. По нашему мнению (только Аллаху ведома истина!), там, где большая часть прихожан являются шафиитами, и в мечети нет сорока мужчин, соответствующих упомянутым требованиям, все же лучше будет провести пятничную проповедь и молитву, важность которых в условиях России невозможно переоценить, а затем прочитать полуденную («Зухр»). См. далее вопрос о совершении полуденной молитвы «Зухр» по завершении пятничной.
6. С момента восхождения имама на минбар и до призыва на два ракяата фарда (икамат) все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему: «Замолчи», — то твой приход [в мечеть на пятничную проповедь] будет впустую»; «Кто во время пятничной проповеди скажет другому [всего лишь] «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы». Ученые-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будетполным. Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, (то есть она канонически действительна и перечитывать ее не надо)». «Строгие слова Пророка не означают полную запретность (харам) произнесения каких-либо слов во время проповеди, так как был случай, когда неграмотный бедуин, сославшись на крайне безвыходное положение, обратился к Пророку с прошением о молитве ду‘а за него во время пятничной проповеди. Посланник Господа исполнил просьбу и не сделал ему замечания», – аргументируют свое мнение ученые. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка, при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1287, 1297. В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо строго сохранять молчание. В противном случае, мы уходим с пятничной проповеди и молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.
7. Кроме этого, имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
8. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.
9. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2, с. 1335.

Этот текст взят с сайта Умма

Рассказать друзьям

Источник: http://www.kul-sharif.com/index/pjatnichnyj_namaz_v_kul_sharife/0-13

244. Кому вменяется пятничная молитва, и с кого он спадает?

1. Муслим. 

2. Разумный. Т.е обладающий разумом, не умалишенный.

3. Совершеннолетний.  Где-то 14-15, учитывая разногласия.

4. Свободный. Здесь речь не идет о заключенных под стражу, речь идет о рабах.

5. Мужчина. Женщина не обязана делать аль-Джуму’а, но если женщина совершила пятничную молитву, то с нее, по единогласному мнению, спадает обеденная молитва. Единогласие передал Ибн аль-Мунзир.

6. Местный житель. Т.е. чтобы он не был путником.

7. Имеющий возможность. Т.е он не должен быть больным, или дряхлым стариком. Иди человеком, опасающийся реального зульма правителя, которые разыскивает его, или слепой, у которого нет поводыря.

С кого спадает джуму’а (пятничный) джама’ат намаз (в мечети)

1. Болезнь. Температура, или отравления, или он под капельницей или что-то еще, из-за чего он не может выйти, или может, но это очень сложно удается.

2. Резкое и сильное желание в туалет непосредственно прямо перед аль-Джуму’а и аль-Джама’а. Как к примеру отравление или слабительное, и это при том, что он позаботился об за ранее.

3. Положили на стол еду. Этот пункт касается только аль-Джама’а. Т.е так получилось, что положили на стол, как это бывает в гостях или где-то еще. Сюда можно отнести полой акт тоже, который попал в тот момент, когда дали азана, как сказал имам ан-Науауи, так как тяга к этому сильнее, чем тяге к еде, положенной на стол.

4. Страх потери имущества. Как это бывает при охране имущества, оставив охрану которого есть вероятность потеря имущество, как страх ограбления и т.д.

5. Плохая погода. Как сильный дождь, ураган, град и т.д.

6. Угроза жизни. Он не может пойти в мечеть, так как в селе появились какие-то звери, или же его разыскивают бандиты и хотят расправиться с ним, или нечто подобное.

7. Имам читает слишком долго. Данный пункт касается аль-Джама’а. Если в этой мечети имам читает слишком долго, то пусть идет  в другую мечеть, где имам не читает слишком долго.

8. Проспал или забыл. Кто проспал или забыл аль-Джуму’а и аль-Джама’а, после того, как он сделал все причины, то на нем нет греха иншаАлла.

9. Если поел лук или чеснок. Данный пункт касается аль-Джама’а. От кого сильно пахнет, пусть не приближается к мечетям. Это также касается общества, пусть тот, от кого сильный запах, не появляется в обществе. Но запрещено употреблять лук или чеснок специально, чтобы не явится на джамаат. Но если запах исходит по причин болезни, то должен ли такой тоже остерегаться мечетей? Это вопрос разногласия.

10. Если он далеко за городом. Данный пункт в большей мере касается аль-Джуму’а. Т.е он где-то в горах, в пустыне или в лесу, где но не слышит призыв, и это при том, что он еще не мусафир (путник). Но а если он в своем населенном пункте или находится там, где есть мечеть, то он обязан явиться на аль-Джуму’а. Это передается от Са’ида ибн аль-Мусайиба, Малика и Ал-Лейса бин Са’да.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой церковный праздник 4

11. Должность. Пример: Ребенок истекает кровью, здесь он должен быстро среагировать и провести операцию. Или человек попал в аварию, требуется срочная госпитализация, а машины скорой помощи именно в этот раз закончились, тут он вынужден отправиться на помощь. Или он пограничник, охраняет свою родину, и сегодня именно его смена. Если он оставит пост, то возможны проникновения террористов и бандитов.

Или он работает в службе спасения, тонет корабль, сегодня пятницы, замены нет, здесь придется ему отлучится на помощь! Или он в такой работе, в которой сильно нуждается, уволившись с которой он просо пропадет, так как находится в чужой стране и их могут депортировать по причине безработицы. И тому подобные примеры.
См.

Фетва имама Мухаммада бин Салиха Ибн ‘Усеймина и «Марказу аль-Фатауа» во главе с ‘АбдуЛлой аш-Шанкъити.

≡ По поводу тюрьмы есть разногласие. Сказал аль-Хафиз Ибн Раджаб: 

ولهذا لا تقام الجمعة في السجن ، وإن كان فيه أربعون ، ولا يعلم في ذلك خلافٌ بين العلماء ، وممن قاله : الحسن ، وابن سيرين ، والنخعي ، والثوري ، ومالك ، وأحمد  وإسحاق وغيرهم

«И по этому пятничную молитву не выполняют в тюрьме, даже если их сорок человек, и не известно в этом вопросе разногласия среди ученых. Об этом говорил аль-Хасан, Ибн Сирин, ан-Наха’и, ас-Саури, Малик, Ахмад, Исхакъ и другие».
См. «Аль-Фатх» 6/145.

Источник: https://ar-rad.ru/244-komu-vmenyaetsya-pyatnichnaya-molitva-i-s-kogo-on-spadaet/html

Как делать пятничный намаз в мечети

Пятничный коллективный намаз способствует единству и объединению мусуль­ман, укреплению уз братства. Он также служит искуплением грехов мусульманина, совершенных им в течение недели/5(20). Как правильно совершать пятничный намаз? Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом.

Как читать пятничный намаз молитва должна возноситься в мечети, в населенном пункте, во время полуденного намаза;. «Кто верит в Аллаха и Судный день, для того пятничный намаз (аль-джум‘а) является обязательным (фард), кроме путников, рабов, детей, женщин и больных» [2]. Пятничный намаз.

Посланник Мухаммед (саллалаху алейхи вассалам) придавал особое значение пятнице.

Часто приходится встречать, что братья и сёстры в Исламе задаются вопросом о правильности, условиях, правилах совершения пятничной молитвы.

Довольно ясный по содержанию хадис. Не установлено, чтобы на мусульманина ложилось совершение и пятничной и полуденной молитвы в один день. Поэтому нельзя этого делать. Обычное время пятничной молитвы — время захода времени полуденного зухр намаза в пятницу до времени асра.

Были случаи, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал пятничную молитву и раньше этого времени. Хутба в пятницу заменяет 2 ракаата молитвы. Намаза после хутбы дополняет пятничную молитву до 4-х. Успевший на последний ракаат пятничной молитвы, считается посетившим пятничную молитву. После азана имам встаёт на минбаре и начинает читать хутбу увещевание.

Разговаривать и даже перебирать что-то камушки, отвлекаться запрещено. Затем я снова спросил его, и он снова не ответил мне. Если ты услышишь, что имам твой говорит, то молчи, пока он не закончит!

Хутба сама разделяется на две части, между которыми имам замолкает и садится на несколько секунд. После завершение хутбы, даётся призыв на построение игама для совершения пятничного намаза под руководством имама.

Совершается он внешне также, как и коллективная молитва фаджра рассветный намаз из 2-х ракаатов. Безусловно, у вас намерение в сердце должно быть, что вы совершаете пятничный намаз за имамом ради Аллаха, Свят Он и Велик. После таслима завершение намаза саламом вправо и влево пятничная молитва считается оконченной.

Желательно совершить зикры после молитвы, суннат намазы, если пожелаете. Для более подробного изучения вопроса настоятельно рекомендую ознакомиться со статьями по теме:. Пятничная молитва.

Как совершать пятничный намаз

Различные темы и ответы на вопросы по пятничной молитве. Прежде чем задать вопросы, ознакомьтесь с приведенными выше ссылками, там ответы с доказательствами из Корана и Достоверной Сунны.

Если же что-то всё же непонятно, то спросите, и я постараюсь ответить с доказательством. А помощь только от Аллаха.

Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети

Всё что тут истина, то она от Аллаха. Да простит нас Пречистый Аллах. Муслим, И были некоторые люди, которые игрались с этими камешками, перебирали их, и так далее. Ведь, перебирание камешков отвлекает человека от прослушивания проповеди, в результате чего он лишается награды за пятничную молитву. Некоторые люди спрашивали нас о том, можно ли записывать в тетрадь проповедь, произносимую имамом, чтобы не забывать то, что он говорил.

Скорее всего, это недозволенно, так как, записывая, человек отвлекается и не успевает услышать все, что говорит имам.

Седло на трубу металлическую шаблон сделать своими руками

Но, хвала Аллаху, в наши дни есть диктофоны, и ты можешь, присутствуя на проповеди, еще и записать ее. Салам алейкум,А что если помолился в пятницу, не кому салам не кинул и ушёл, что будет? Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. Поэтому давайте будем богобоязненны и не будем считать и говорить, что Салам — кидают!

И зарабатываем награду, ин ша Аллах. Хукм Салама такой — Поприветствовать брата — сунна, ответить на Салам — ваджиб. Но если не ответил на Салам, то берёт грех.

  • Как сделать бабочку из шоколада на торт
  • Однако, надо знать просто напомню , что ответ на приветствие — это фард-уль кифая, то есть обязательность в целом для общины. И если кто-то зашёл в помещение или прошёл мимо группы людей и поприветствовал их, и получил ответный Салам от одного человека так, как велено в Аллахом в Его Книге отвечать лучшим или таким же , то с других снимается обязанность отвечать на Салам и становится желательным.

    Я не знаю про какие мечети идёт речь и относятся ли магазины к территории мечети, а не просто торгуют рядом с мечетью.

    Можно ли подмываться с содой

    Как бы то не было, найдите довод на запрет и с ним подойдите к имаму мечети и объясните ему, если вы способны. И ещё, начните с себя. Если вы мусульманин. Уа алейкум асСалам уа рахьматуЛлахи уа баракатух.

    Пятничный намаз

    Или поднять и опустить или поднять и сложить на груди как было до поясного поклона. Я придерживаюсь второго, так как на первый вариант нет довода. А стоять с поднятыми руками до земного поклона — такого вообще не знаю, не слышал и, даже, не видел.

    Ассаламу алайкум Ва Рахматуллах Ва барякятух такой вопрос например я намереваюсь следовать мазхабу Аш Шафии а в Казахстане следуют в основном Ханифе и как быть есле приду в мечеть к ним мне как делать намаз все будут делать одинаково а я буду по своему подскажеш? И ещё вопрос про поднятие рук после поясного поклона их просто поднять и опустить или держать до земного поклона? Уа алейкум асСалам уа рахматуЛлахи уа баракатух.

    Да укрепит вас и ваших близких Аллах на Своей религии.

    Как совершать джума/жума/пятничный намаз

    Если под 29 ракатами подразумеваете 17 обязательных и 12 дополнительных в день, то это правильно и замечательно. Да воздаст вам Аллах за ваше усердие.

    Хотелось бы добавить, что на женщин не ложится обязательность пятничной молитвы и она может остаться дома и совершить обычный зухр полуденный намаз. А вот праздничные намазы совершать в мечети рамадан и курбан. И очень рекомендую, если еще не совершаете, уитр намаз. Это намаз из нечетного кол-ва ракаатов последний ночной.

    Можно доже в один ракаат совершать. Исходя из хадиса со смыслом, что уитр — долг каждого мусульманина. Молю Аллаха, чтобы Он облегчил вам, принял от вас и ввел вас и ваших близких в высшие сады Фирдауса. Нужно ли слушать хутбу нововведенца, если он рассказывает ересь, пророчит ученых сунны и распространяет свои заблуждения акиду и манхадж?

    Можно ли приучить собаку 2года приучить к лотку

    А то, что сейчас распространилось — это нечто новое. А про нововедения, которые не имеют основы в Исламе наш любимый Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил, что это будет отвергнуто хадис достоверный, если не ошибаюсь, в Сахихе Бухари приводится. Если надо, могу найти. Поэтому не подобает тому, кто утверждает, что желает крепко держаться за Сунну, делать такие поздравления, а по возможности, пусть старается объяснить несостоятельность этого поздравления.

    Например, спросив: — А есть у тебя хадис, чтобы сподвижники поздравляли друг друга? Вот здесь можете почитать об этом подробнее. Можно ли мне не брать гусль но пойти в мечеть???

    Во-первых, как видно из хадиса, приведенного в статье — больной имеет право не пойти на джуму. Поищу позже. Однако это чище и лучше для того, кто искупается. Но тот, кто не искупается, то он не обязан этим.

  • Минимойка для автомобиля своими руками
  • И я расскажу вам, как возникло правомочность гъусля в пятницу. В то время люди трудились, одевались в одежду из шерсти и работали в поте лица. Их мечеть была тесной и с низким потолком. И однажды днем, когда стояла жара, посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха вышел, а люди так вспотели в этой шерстяной одежде, что от них исходил запах, которым они причиняли неудобство друг другу. Абу Дауд Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

    Уа алейкум асСалам уа рахматуЛлахи уа баракатух, брат. АльхамдулиЛлах, что это приносит пользу верующим!

  • Можно ли перекись водорода держать вне холодильника
  • Источник: https://bdxrfh.xn--80akacjlkywhh.xn--p1ai/article-8365.php

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Молитослов
    Как избавиться от зависимости от социальных сетей

    Закрыть