Исповедь перед причастием что говорить

Как на исповеди не прятаться от Бога?

исповедь перед причастием что говорить
Почему раз за разом исповедуясь, я остаюсь прежним? Почему не чувствую облегчения после исповеди? Как исповедаться искренне, а не формально? Как не стыдиться своих грехов перед священником? Возможно, каждый христианин задавался этими вопросами.

В новой книге игумена Нектария Морозова “Таинство исповеди” есть ответы на эти и другие вопросы.

Порой человек, завершая свою исповедь, говорит: «Я исповедовался во всем, в чем собираюсь исправиться».

Ты спрашиваешь его: «А в том, в чем не собираетесь исправиться, не исповедовались?» — «Нет» — «Почему?» — «Ну, я же не собираюсь пока эти грехи оставлять, зачем о них напрасно говорить?».

На первый взгляд, кажется, что подобный подход основывается на желании быть честным: я говорю на исповеди о том, в чем раскаиваюсь, а те грехи, с которыми не собираюсь расставаться, не называю. Но какой смысл, придя к врачу, сказать: «Я знаю, что у меня есть такие и такие болезни, но эти я сейчас буду лечить, а вот этими пока еще поболею»? Конечно, здравым такое рассуждение не назовешь.

Многие стыдятся говорить о каких-то своих грехах и утаивают их, предпочитая из раза в раз на исповеди промолчать, а потом, может быть, даже и забывают о них. Но то, о чем мы умолчали,— это неисцеленная рана. Это крючок, которым враг будет улавливать человека и тянуть его к себе, как рыбу, заглотившую наживку. Только рыба может вырваться, порвав леску, а нам враг вырваться не даст.

Я когда-то услышал мысль, которая показалась мне очень близкой: если человек не исповедует какие-то грехи из-за стыда, по самолюбию, потому что не хочет, чтобы о нем плохо думали, это его общая тайна с врагом – то, что он утаивает от Бога, от Которого, впрочем, ничего утаить невозможно.

А когда человек о постыдном, тяготящем его грехе говорит, он расторгает свой союз с врагом нашего спасения и освобождается или, по крайней мере, делает огромный шаг к освобождению.

Да, враг еще может его беспокоить, может на него нападать, но нет уже того тайного согласия, которое их — человека и врага — держит вместе.

Не случайно перед исповедью звучат слова увещания: «Аще что утаиши, сугуб грех имаши» — не просто грех, а — сугубый, двойной. Поэтому на исповеди очень важно говорить о том, о чем сказать трудно. Может быть, даже в первую очередь стоит открыть самое болезненное, не оставляя на потом.

Иногда человек откладывает «трудное» на конец исповеди (особенно если это исповедь во время литургии, когда время и у священника, и у исповедника ограничено: надо успеть до Причастия), но в какой-то момент священник говорит: «Ну все, остальное — в следующий раз, ты исповедовался, иди причащайся». И человек с «легким сердцем», не сказав самого главного, самого трудного и стыдного, идет причащаться.

А сердце-то — оно только в этот момент легкое, потому что страх отступил, потому что можно уже не произносить то, о чем говорить страшно, а потом сердце опять становится тяжелым. И снова появляется ощущение, что жизнь не в радость.

Есть еще одна причина говорить о грехах, с которыми не готов бороться. У человека, может быть, никогда и не хватит сил и решимости на эту борьбу, но когда он кается, Господь получает возможность помогать ему, поскольку человек проявляет произволение,— говорит о своем зле, не скрывает его. В этом мужестве и доверии Богу — залог освобождения.

Когда бывает особенно стыдно и трудно говорить о своих грехах — о тяжких, постыдных, неприятных,— то нужно обязательно вспоминать о том, что священник — тоже человек. Приводить себе на ум слова апостола Петра Корнилию сотнику, когда тот пал перед ним на колени, а апостол сказал ему: Встань; я тоже человек (Деян. 10, 26). Священник знает и свою немощь, и потому не должен судить немилосердно немощь чужую.

У преподобного Силуана Афонского есть такая мысль: тот, кто подвизается и узнаёт свою слабость, уже не судит другого строго, потому что видит, насколько сам немощен и насколько трудно удержаться от греха. Это знание наполняет его сердце состраданием и любовью к ближнему.

Если же мы не находим этого в священнике, которому исповедуемся, если он оказывается жестокосердным или неопытным и к нашей боли от стыда прилагает еще и боль осуждения, укоряет нас, — это нужно принять как лекарство, которое, может быть, в следующий раз удержит нас от греха. Но бояться этого не надо.

Если священник так поступил, это повод для переживания и расстройства в большей степени для него самого, чем для нас. Для нас главное другое: мы открыли перед Богом то, что тревожило нашу совесть.

Когда лучше — без деталей

К разговору о стыде: не нужно исповедовать подробно грехи против целомудрия. Рассказ о них не должен носить характер живописания, изобиловать деталями — достаточно назвать грех в общих словах.

Сегодня можно найти целый ряд «пособий» по исповеди, которые настолько подробно описывают некоторые виды плотских прегрешений, что исповедь рискует превратиться в какой-то нехороший рассказ. Этого нужно избегать, чтобы не навредить лишний раз и священнику, и себе самому.

Вспомним: преподобная Мария Египетская, повествуя о своей прежней, беззаконной жизни, не сообщала авве Зосиме ее деталей.

Плотские грехи, как говорят святые отцы, не надо вспоминать по виду. Достаточно осознать свой грех и сказать о нем по существу — так, чтобы было понятно, о чем идет речь, но без подробностей, чтобы не возобновлять в самом себе ощущения содеянного и вновь не осквернять ум и сердце.

Бывает, впрочем, что воспоминания о каких-то вещах преследуют и не отпускают человека. Тогда, по необходимости, он может рассказать о них на исповеди подробно. И священнику нужно быть готовым понести подобный труд.

Оплакать грех и идти вперед

Многие постоянно каются в старых, многократно исповедованных грехах. Скорбят об этих грехах, возвращаются к этим воспоминаниям и как бы самих себя не могут простить, но при этом забывают о дне сегодняшнем. Все их покаянное чувство обращено в прошлое. А в настоящем происходят нестроения, которых можно было бы избежать, просто повернувшись к ним лицом.

Прошлое остается в прошлом. И надо, покаявшись, жить в настоящем, избегая старых грехов и не совершая новых. Если человек идет задом наперед, он будет биться обо все, что попадается на пути, регулярно падать, рискуя свалиться в грязь Не стоит возвращаться к давно оставленному, надо каяться в том, что было совершено с момента последней исповеди.

Бывает, конечно, что в памяти неожиданно всплывает какой-то тяжкий грех, и человек остро чувствует боль от этого. Да, он уже исповедовал его раньше, но не ощущал в такой степени ужас и отвращение. Тогда действительно имеет смысл снова сказать о нем на исповеди.

Мне запомнилось одно из писем игумена Никона (Воробьева) к его духовной дочери — монахине ли, или просто женщине, подвизавшейся в миру, — которая тяжело болела и уже приблизилась к смерти.

Он советует ей: в то время, которое у тебя еще осталось, когда тебе будут вспоминаться какие-то грехи, наиболее тяжкие, вставай и молись о прощении каждого из этих грехов.

Молись до тех пор, пока ты не почувствуешь, что сердце твое умирилось, пока не ощутишь свою совершенную безответность перед Богом и одновременно Его непостижимую милость к тебе.

Может показаться, что это очень полезный и необходимый совет лишь для того, кто готовится перейти в мир иной, но на самом деле он вообще очень ценен при подготовке к исповеди. Крайне важно о наиболее тяжелых и ранящих нас прегрешениях не только сказать на исповеди, но и оплакать их прежде исповеди и помолиться об их прощении.

Молиться утром, днем, вечером, молиться в то время, когда память о них уязвляет сердце, чтобы произошло так называемое расторжение союза с грехом и с миром темных падших духов, который стоит за каждым грехом. Это и есть главная цель покаяния: расторгнуть наш союз с грехом и с врагом и возобновить союз с Богом.

Это то, что должно происходить во время исповеди.

Генеральная уборка души

Каждому, кто ходит в храм и регулярно исповедуется, известно словосочетание «генеральная исповедь», или исповедь за всю жизнь.

Откуда такая традиция? Во-первых, в древние времена человек, готовясь к принятию таинства Крещения, исповедовал все совершенные им прегрешения. Сегодня мы возобновляем эту практику. Приходящий ко Крещению должен понять, с чем он расстается в своей прежней жизни — жизни до Бога, до Церкви, до обращения ко Христу. Но, с другой стороны, новоначальный христианин далеко не все видит и не все понимает в себе, и его первая исповедь обнажает, как правило, только вершину айсберга.

В основе этой традиции — еще и та исповедь, которую приносит послушник перед монашеским постригом. На подготовку к ней дается время, чтобы припомнить всю жизнь и принести покаяние за грехи, совершенные до сего дня, причем не важно, исповеданные или нет. Генеральную исповедь приносит и ставленник — человек, рукополагаемый в священный сан.

И дело не в том, чтобы назвать каждый-каждый грех, дабы никакой из них не был нам «предъявлен» на Страшном суде. Нет, невозможно вспомнить решительно все свои слова, дела и мысли, речь идет лишь о некой «генеральной уборке» своей души (отсюда и слово — «генеральная исповедь»). Это очень серьезный и важный труд. Такая же исповедь, как постригаемому послушнику или будущему священнослужителю, по моему глубокому убеждению, необходима любому человеку, пришедшему в Церковь. Почему?

Во-первых, каких-то грехов он прежде не осознавал, какие-то грехи не замечал в себе и поэтому не мог сказать о них на исповеди или же говорил, не понимая по-настоящему того, о чем он говорит. Во-вторых, готовясь к генеральной исповеди, кающийся вдруг видит всю свою жизнь в целом.

Мне много раз приходилось наблюдать, как человек, который раньше спрашивал: «За что мне это, за что мне то?», после такой исповеди говорил: «Почему Господь меня еще терпит?». Он начинал видеть четкие закономерные связи между событиями: я сделал в жизни то-то и то-то, поэтому произошло вот это.

Это ви́дение духовных связей, открывшееся благодаря исповеди, с человеком остается.

И, конечно, если речь идет о конкретном духовнике, у которого человек исповедуется, то и он в этой исповеди узнает человека так, как не знал раньше. И, узнав его глубже, обретает понимание — как лучше ему помочь.

Генеральная исповедь может быть необходима не единожды. Иногда христианин, который исповедуется регулярно, вдруг осознаёт, что его исповедь поверхностна, он кается в одних и тех же грехах и перемен не видно.

Тогда ему также полезно предпринять генеральную уборку души и в ходе ее пересмотреть свою жизнь и увидеть не только конкретные грехи, но и действие в себе страстей, свои духовные проблемы, свою болезнь.

Время от времени это надо делать, причем лучше не спонтанно, а более или менее регулярно (ведь и уборку в доме мы должны делать не тогда, когда квартира заросла грязью и стыдно гостей позвать, а регулярно). С какой периодичностью? У всех по-разному.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проходит жизнь человека

Чем внимательнее живет человек, тем реже возникает необходимость в такой исповеди — ведь тому, кто поддерживает в доме чистоту и кладет вещи на место, не приходится много убираться.

Как-нибудь потом

Часто исповедь откладывают на неопределенное время по разным причинам: нет времени, плохо подготовился, хронически устал

Особенно часто медлит с покаянием тот, кто серьезно согрешил. Вместо того чтобы тут же прийти на исповедь, он уговаривает себя: «Потом пойду, сейчас мне очень плохо. И вообще это не к спеху!». А дальше у большинства срабатывает крайне подлый (по отношению к самому себе) механизм: я один раз согрешил, все равно мне в этом каяться, согрешу еще раз! Самое простое: съел постом скоромную пищу — так и так в этом исповедоваться, съем еще! Какое-то страшное лукавство.

Одно дело — грех, совершенный единожды, в который человек буквально сорвался, а другое дело — грехи, которые он повторяет вполне сознательно. Мы читаем о падениях подвижников, когда они тяжко согрешали, охваченные неудержимым порывом, и — тут же вставали, шли дальше, будто и не падали. А вот когда человек пал и продолжает жить в своем падении — это самое тяжелое и разрушительное положение.

Что происходит на исповеди? Мы говорим о самом страшном, самом тяжелом и темном, что есть в нашей жизни: о наших грехах и страстях, фактически о наших преступлениях. И очень важно, чтобы после этого произошел разворот от той тьмы, в которой мы пребывали и которую оплакали, к свету, к Богу. Мы должны отойти от исповеди, не глядя на свои грехи, но взирая к Богу. Радость должна войти в наше сердце.

Об особенностях таинства исповеди и о том, как подготовиться к нему, читайте в книге игумена Нектария (Морозова) «Таинство исповеди».

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/kak-na-ispovedi-ne-pryatatsya-ot-boga/

Как правильно исповедоваться в церкви: примеры первого таинства исповеди и причастия и что говорить батюшке — Архангел

исповедь перед причастием что говорить

Исповедь представляет собой таинство покаяния, когда верующий излагает совершенные грехи священнослужителю в надежде на прощение Богом. Установлен обряд самим Спасителем, который произнес ученикам слова, записанные в Евангелии от Матфея: глава 18, стих 18. Тема исповеди также освещена в Евангелии от Иоанна: глава 20, стихи 22-23.

В таинстве покаяния прихожане излагают главные страсти (смертные грехи), совершенные ими:

  • чревоугодие (чрезмерное потребление пищи);
  • гнев;
  • блуд, распутство;
  • сребролюбие (стремление к материальным ценностям);
  • уныние (депрессия, отчаяние, лень);
  • тщеславие;
  • гордость;
  • зависть.

Представитель церкви наделен правом прощать прегрешения от имени Господа.

Подготовка к исповеди

Потребность исповедаться в подавляющем большинстве случаев возникает при:

  • совершении тяжкого греха;
  • подготовке к причастию;
  • решении венчаться;
  • душевных муках от содеянных проступков;
  • серьезной или неизлечимой болезни;
  • желании изменить греховное прошлое.

Перед исповедью требуется подготовка. Необходимо узнать расписание, когда проводятся таинства и выбрать подходящую дату. Обычно исповедь совершают в выходные и праздничные дни, возможны ежедневные обряды.

Внимание! При проведении таинства присутствует значительное количество верующих. Если возникают сложности с раскрытием души перед священником и покаянием перед большим скоплением народа, желательно обратиться к служителю церкви и выбрать день, когда возможно остаться с ним наедине.

Перед исповедью рекомендуется составить список грехов, правильно их обозначив. Учитываются проступки, совершенные словом, делом, в помыслах начиная с последнего покаяния. В случае первой исповеди в зрелом возрасте вспоминают о собственных прегрешениях с 7 лет или после крещения.

Чтобы настроиться на нужный лад, желательно прочесть вечером перед таинством Покаянный канон. Важно идти на исповедь при отсутствии неблагочестивых мыслей, простить своих обидчиков и извиниться перед теми, кого обидели сами. Пост перед обрядом необязателен.

Исповедоваться следует 1 раз в месяц, при желании и возникновении потребности можно делать это чаще. Женщины во время менструации от обряда воздерживаются.

Как правильно исповедоваться

На таинство покаяния важно приходить без опоздания. Исповедь проводится в утреннее или вечернее время. Раскаивающиеся верующие читают чинопоследование. Священник опрашивает имена пришедших на исповедь, следует сообщить его спокойным голосом, не выкрикивая. Опоздавшие в таинстве не участвуют.

Рекомендуется проводить обряд покаяния у одного духовника. Нужно дождаться своей очереди, далее обратиться к людям со словами: «Простите меня, грешную (грешного)». Ответом послужит фраза: «Бог простит, и мы прощаем». После этого подходят к священнослужителю и склоняют голову перед аналоем — возвышенным столом.

Перекрестившись и поклонившись, верующий исповедуется, перечисляя грехи. Начинать фразу следует со слов: «Господи, согрешила (согрешил) перед Тобой» и раскрыть, в чем именно. Сообщают о проступке без подробностей, общей формулировкой. Если понадобится уточнение, батюшка попросит.

Однако говорить слишком кратко: «Грешен (грешна) во всем!» также не допускается. Важно перечислить все проступки, ничего не утаивая. Заканчивают исповедь, например, фразой: «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй меня грешного (грешную)!» Далее внимательно выслушивают священника, принимают к сведению его советы.

После прочтения церковнослужителем «разрешительной» молитвы крестятся и кланяются дважды, целуют Крест и книгу Евангелие.

Важно! За тяжелые прегрешения представитель церкви назначает епитимию — наказание, которое может заключаться в прочтении длинной молитвы, соблюдении поста или воздержания. Только после ее выполнения и с помощью «разрешительной» молитвы верующий считается прощенным.

В больших Храмах при значительном количестве людей применяют «общую» исповедь. В этом случае священник перечисляет главные грехи, а исповедующиеся каются. После этого каждый прихожанин подходит к представителю церкви под «разрешительную» молитву.

При первой исповеди не рекомендуется проводить общий обряд, предпочтителен частный.

Таинство покаяния

Исповедь считается вторым крещением. Если при крещении человек очищается от первородного греха, то при покаянии происходит освобождение от личных страстей.

При проведении обряда важно быть честным перед собой и Богом, осознавать совершенные проступки и искренне в них раскаиваться. Не следует стесняться или бояться осуждения священника — этого не будет, представитель церкви является лишь проводником между верующим и Господом, не нужно оправдываться перед ним, только каяться.

Нельзя продолжать терзаться грехом, в котором уже покаялись, поскольку он считается прощенным. В противном случае церковью это воспринимается проявлением маловерия.

Примеры грехов, которые перечисляют батюшке при исповеди, включают различные категории.

К распространенным женским проступкам относятся:

  • обращалась к ведуньям, гадалкам и так далее;
  • редко посещала церковь и читала молитвы;
  • имела половые отношения до брака;
  • во время молитвы размышляла о насущных проблемах;
  • боялась старости;
  • имела неблагочестивые мысли;
  • совершала аборты;
  • была суеверна;
  • чрезмерно употребляла алкоголь, сладости, наркотики;
  • носила откровенную одежду;
  • отказала в помощи нуждающимся.

Распространенными мужскими грехами считаются:

  • отсутствие веры, хула на Господа;
  • жестокость;
  • гордость;
  • лень;
  • насмешки над слабыми;
  • жадность;
  • уклонение от службы в армии;
  • оскорбления окружающих людей, применение насилия;
  • слабость при противостоянии соблазнам;
  • клевета, воровство;
  • хамство, грубость;
  • отказ в помощи нуждающимся.

В православии выделяют 3 основных группы прегрешений, которые подлежат изложению во время исповеди: по отношению к Господу, близким, самому себе.

Грехи по отношению к Богу

К этой категории относятся пороки, направленные против Господа:

  • интерес к оккультным наукам;
  • вероотступничество;
  • оскорбление Бога, неблагодарность ему;
  • нежелание носить нательный крест;
  • суеверие;
  • атеистическое воспитание;
  • упоминание Господа всуе;
  • нежелание читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм по воскресеньям и праздникам;
  • мысли о суициде;
  • увлечение азартными играми;
  • редкое чтение православной литературы;
  • несоблюдение церковных правил (поста);
  • отчаяние в трудностях и проблемах, отрицание промысла Божьего;
  • осуждение представителей церкви;
  • зависимость от земных удовольствий;
  • боязнь старости;
  • утаивание грехов при покаянии, нежелание бороться с ними;
  • самонадеянность, отрицание Божьей помощи.

Грехи по отношению к близким

Группа пороков против ближних включает:

  • неуважение к родителям, раздражение старостью;
  • осуждение, ненависть;
  • гнев;
  • вспыльчивый нрав;
  • клевету, злопамятность;
  • воспитание детей в иной вере;
  • невозврат долгов;
  • невыплату денег за работу;
  • отказ людям, нуждающимся в помощи;
  • высокомерие;
  • ссоры, ругань с близкими и соседями;
  • жадность;
  • доведение ближнего до самоубийства;
  • совершение аборта и подталкивание других на это;
  • употребление спиртного на поминках;
  • воровство;
  • леность в работе.

Грехи по отношению к душе

В эту категорию относят грехи, направленные против самого себя:

  • обман;
  • сквернословие (употребление нецензурной лексики);
  • самообольщение;
  • тщеславие;
  • зависть;
  • лень;
  • отчаяние, грусть;
  • нетерпение;
  • отсутствие веры;
  • прелюбодеяние (нарушение верности в браке);
  • смех без причины;
  • рукоблудие, противоестественный блуд (близость людей одного пола), кровосмешение;
  • любовь к материальным ценностям, стремление к обогащению;
  • чревоугодие;
  • лжесвидетельство;
  • совершение добрых дел напоказ;
  • зависимость от алкоголя, табака;
  • празднословие, многословие;
  • чтение литературы и просмотр фотографий, фильмов с эротическим содержанием;
  • внебрачная плотская близость.

Как исповедоваться детям

Церковь учит детей с раннего возраста к чувству благоговения перед Господом. Ребенок до 7 лет считается младенцем, исповедоваться ему не нужно, в том числе перед причастием.

По достижении указанного возраста дети приступают к обряду покаяния наравне со взрослыми. Перед исповедью рекомендуется настроить малыша, почитав Священное Писание, детскую православную литературу. Желательно сократить время просмотра телевизора, уделить особое внимание чтению утренних и вечерних молитв.

При плохом поведении ребенка разговаривают с ним, пробуждая чувство стыда.

Дети также составляют список совершенных прегрешений, важно, чтобы они делали это самостоятельно, без помощи взрослых. Чтобы помочь ребенку, ему предоставляют перечень возможных грехов:

  • не пропускал утренние или вечерние молитвы, перед трапезой?
  • не воровал?
  • не гадал ли?
  • не хвалишься своими умениями и навыками?
  • знаешь ли главные молитвы («Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся»)?
  • не утаиваешь грехи на исповеди?
  • не используешь амулеты, символы?
  • посещаешь церковь по воскресеньям, не балуешься на службе?
  • не увлекаешься вредными привычками, не сквернословишь?
  • не упоминал имя Господне без надобности?
  • не стесняешься нательного крестика, носишь не снимая?
  • не обманывал родителей?
  • не ябедничал, не сплетничал?
  • помогаешь близким, не ленишься?
  • не издевался над зверями земными?
  • не играл в карты?

Ребенок может назвать личные грехи, не указанные в списке. Важно, чтобы он понимал необходимость осознания собственных проступков, чистосердечного и искреннего раскаяния.

Примеры исповеди

Речь при таинстве покаяния составляют произвольно, в зависимости от перечисления грехов верующего. Несколько примеров, что говорить на исповеди, помогут составить индивидуальное обращение к батюшке и Богу.

Пример 1

Господи, согрешил (согрешила) перед Тобой прелюбодеянием, ложью, жадностью, клеветой, сквернословием, суеверием, стремлением к обогащению, внебрачной плотской близостью, ссорами с близкими, чревоугодием, совершением аборта, зависимостью от алкоголя, табака, злопамятностью, осуждением, несоблюдением церковных правил. Каюсь, Господи! Помилуй мя, грешного (грешную).

Пример 2

Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славивому, Отцу и Сыну и Святому Духу все грехи от юности до настоящего времени, совершенные делом, словом и помышлением, вольно или невольно. Возлагаю надежду на Божье милосердие и желаю исправить мою жизнь.

Согрешил (согрешила) вероотступничеством, дерзкими суждениями о церковных законах, любовью к земным благам, непочитанием старших. Прости, Господи, очисти, обнови мои душу и тело, дабы идти мне по пути спасения.

И вы, честный Отче, помолитесь обо мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находятся мощи петра и февронии

Пример 3

Приношу тебе, милостивый Господь, тяжелый груз моих согрешений с ранней юности до нынешнего дня.

Я согрешил (согрешила) перед Тобой забвением Твоих заповедей, неблагодарностью Тебе за милости, суеверием, хульными мыслями, стремлением к удовольствию, тщеславием, пустословием, чревоугодием, нарушением постов, отказом помощи нуждающимся.

Я согрешил в словах, мыслях, поступках, иногда невольно, но чаще осознанно. Я искренне раскаиваюсь в совершенных грехах, делаю все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи!

Источник: https://arh-angel.ru/molitvy/kak-pravilno-ispovedovatsya-v-tserkvi-primery-pervogo-tainstva-ispovedi-i-prichastiya-i-chto-govorit-batyushke.html

Исповедь

исповедь перед причастием что говорить

В праздничные и воскресные дни исповедоваться лучше накануне на вечернем богослужении, которое начинается в 17 часов.
По будням исповедь начинается 8 часов 30 минут утра (Воскресенский кафедральный собор) и 7 часов 30 минут (собор «Белая Троица»).
Таинство исповеди не всегда связано с Причащением. Если вы не причащаетесь, исповедоваться можно в любое время без соблюдения поста.

С какого возраста необходимо исповедоваться?

           До семилетнего возраста младенцы причащаются без приготовления и без исповеди. Согласно правилам Православной Церкви ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. С этого момента человек считается способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве исповеди.

Как проходит Таинство Исповеди?

Исповедь начинается с молитв, которые обычно совершаются одновременно для всех исповедников: «Благословен Бог наш», «Царю Небесный», Трисвятое по «Отче наш», покаянный 50-й псалом, «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», , «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго» и др. Это помогает подготовиться к личному покаянию и почувствовать свою ответственность перед Богом, свою личную связь с Ним.

После этого начинается беседа священника у аналоя с каждым исповедником отдельно. Кающийся стоит, преклонив голову перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием.
После того, как мы покаялись в своих грехах, священник читает разрешительную молитву. При этом сам Господь прощает наши грехи. Он уничтожает их власть над нами.

Таким образом, Бог очищает наши души, примиряет с Собой и укрепляет нашу связь с Ним.

Как часто надо исповедоваться?

Исповедоваться надо как можно чаще, по крайней мере в каждый из четырех постов. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями по исправлению собственной жизни.

Рекомендации священника по Таинству Исповеди

В начале церковного пути мы можем остро чувствовать потребность в исповеди, и в то же время не знаем, что же на ней говорить. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: «я не хуже других». Приходя на исповедь, очень важно видеть свой грех. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Господь, священник же является от Бога установленным совершителем Таинства и нашим помощником в этом деле.

Необходимо проанализировать всю свою жизнь, начиная с семилетнего возраста. Грехи, которые были сделаны вами, можно записать на бумажку. Необходимо помнить, что мы можем быть осуждены не за то, что грешили, а за то, что не каялись.

Прийти на исповедь и сказать священнику, что мы «ничего плохого не сделали», это то же самое, что признать — мы безгрешны, а это сродни богохульству. Если мы заглянем в собственное сердце без предвзятости, то увидим, что там гнездится множество страстей и грехов.

Хотя и желательно иметь своего духовника, но это вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Покаяние должно быть непринужденным и совершаться по собственной воле.

Опасна для духовной жизни как формальная исповедь, так и излишнее самокопание в своей душе, когда человек начинает казнить и мучить себя по пустякам. Не надо пытаться объяснить что-либо священнику, думать о том, какое мы производим на него впечатление, упоминать оправдывающие обстоятельства и подробности своих грехов. Если человек намеренно умалчивает о каком-либо своем грехе на исповеди, то делает свое духовное состояние еще более тягостным.

Некоторые говорят на исповеди, что грешны во всем. Это также не является исповедью, здесь прослеживается нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете заповедей Христовых и упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь.

Чтобы наше покаяние было угодно Богу, оно должно быть искренним, правдивым, проникнуто смирением и страхом Божьим. На исповеди мы не должны: исповедоваться в чужих грехах; говорить об уже исповеданных грехах, кроме тех случаев, когда мы их повторяем; рассказывать пространные истории, исповедоваться общими словами; что-либо утаивать.

Опыт наблюдений и борьбы со страстями и грехами позволил свести их в известные схемы.

Наиболее распространенная схема принадлежит преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, все греховные состояния человеческой души могут быть сведены к восьми главным страстям: 1) чревоугодие, 2) блуд, 3) сребролюбие, 4) гнев,5) печаль, 6) уныние,
7) тщеславие, 8) гордость.

Источник: http://sobor-tver.ru/v-nashem-sobore/ispoved

Часто исповедуюсь, на исповеди нечего сказать. Что делать? — Православный журнал

Вопрос читателя:

Батюшка, добрый день. У меня есть вопрос. Я причащаюсь и исповедуюсь по 2 раза в неделю, реже по 3 раза в неделю. И на исповеди я все грехи рассказываю, все. Но бывает так, что хочу причаститься, иду на исповедь, а грехи иногда я либо повторяю (сказанные ранее), либо «из пальца высасываю.» Потом после исповеди мне в душе неловко как-то становится. Батюшка, подскажите пожалуйста, как быть, если на исповеди не знаешь иногда, что говорить нужно, так как исповедуюсь я часто. Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Проблема Ваша, увы, встречается, и ответ на такой вопрос у нас уже есть. Могу добавить, что Ваш вопрос на сайт говорит о том, что духовная Ваша жизнь выстроена не совсем верно. Частота исповеди — это индивидуальное и личное дело.

Рекомендуется исповедоваться не реже раза в месяц, а вот насколько чаще — это нужно решать с духовником, священником которому Вы регулярно исповедуетесь.

Непременно должен быть такой батюшка, который Вас знает, знает обстоятельства Вашей жизни (и внешние, и внутренние) и, исходя из этого, может Вами руководить в духовной жизни, подсказать, как быть лично Вам, потому что единого, общего для всех ответа тут нет и быть не может.

Такие вещи нужно выяснять с духовником и тот факт, что Вы об этом спрашиваете на сайте, говорит о том, что что-то пошло не так. Поэтому с этим вот самым вопросом идите к своему батюшке и в первый же разговор с ним, на первой же исповеди выясняйте, как Вам быть. Если такового священника нет — значит, идите к тому батюшке, к кому отныне будете приходить регулярно, и с ним обговаривайте этот вопрос, равно как и все остальные вопросы Вашей духовной жизни.

Так что ответить на Ваш вопрос не представляется возможным. Это тема для личного разговора, священника нужно искать и под его руководством выстраивать свою духовную жизнь. Дерзайте!

И еще материалы по теме Вашего вопросы, в дополнение:

Что делать, если мне не в чем каяться на исповеди? И еще 10 «наивных» вопросов священнику от неофита. Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

(12

Источник: https://foma.ru/chasto-ispoveduyus-na-ispovedi-nechego-skazat-chto-delat.html

Таинство исповеди в православии: правила и важные моменты

В чем смысл христианской жизни? Ответов может быть много, но никто не будет спорить, что конечной целью земного существования православные христиане видят в вечном пребывании в раю.

Никто не знает, в какой момент может оборваться пребывание человека на земле, поэтому к переходу в другой мир следует быть готовым ежесекундно.

Что такое исповедь

Лучшим средством избавления от греха является искреннее покаяние, когда мысль о нечистой жизни становится отвратительной.

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

Тайна исповеди в православии дает христианам возможность оставить все свои прегрешения и приближает его к Познанию Бога и Царства Небесного. Смиренная молитва, частое исповедание — результаты покаяния, настоящего сокрушения духа, происходящего в постоянной борьбе со страстями.

О других Таинствах православной церкви:

  • Таинство миропомазания
  • Таинство венчания

Христос и грешница

Православные, пребывающие постоянно в молитве и раскаянии, приносящие свои плохие дела и помыслы на алтарь Божьей крови, не боятся смерти, ибо знают, что их плохие дела прощены во время исповедания.

Исповедь является Таинством, во время которого через священника, как посредника, человек общается с Творцом, отказывается от своей греховной жизни в покаянии и признании себя грешником.

Любой, самый малый грех, может стать огромным замком на двери вечности. Раскаянное сердце, положенное у алтаря Божьей любви, Создатель держит в Своих руках, прощая все прегрешения, без права их воспоминания, сокращающие земную жизнь и лишающие вечного пребывания в раю.

Плохие дела являются из ада, падший человек его проводит в существующий мир, выступая проводником.

Искреннее исповедание неправильных поступков не может быть насильственным, только по горячему покаянию, ненависти к совершенному прегрешению, умиранию для него и жизни в святости, Вседержитель открывает Свои объятия.

Прощение в христианстве

Тайна исповеди в православии гарантирует, что все было сказано при священнике, умирает и не выходит за ворота храма. Нет грехов больших и малых, есть нераскаянные прегрешения, самооправдание, отчуждающие человека от принятия прощения. Через искреннее покаяние человек постигает тайну спасения.

Важно! Святые отцы церкви запрещают вспоминать прегрешения, исповеданные перед Богом в искреннем покаянии, и навсегда оставленные человеком.

Для чего православные исповедуются

Человек состоит из духа, души и тела. Все знают, что тело превратится в прах, но забота о телесной чистоте занимает немаловажное место в жизни христиан. Душа, которой предстоит в конце жизни встретиться со Спасителем, также нуждается в очищении от грехов.

Смыть грязь с души может только исповедание греховных дел, мыслей, слов. Накопление нечистот в душе вызывает негативные эмоции:

  • раздражение;
  • гнев;
  • депрессию;
  • апатию.

Часто православные сами не могут объяснить своего поведения, даже не подозревают, что причиной всему неисповеданные прегрешения.

Духовное здоровье человека, спокойная совесть напрямую зависит от частоты исповедания своих порочных наклонностей.

Исповедь, принятая Богом, напрямую связана, вернее, является результатом искреннего покаяния. Кающийся человек искренне желает жить согласно заповедям Господним, он постоянно критически относится к своим заблуждениям и прегрешениям.

Исповедь в Православной церкви

По словам святителя Феофана Затворника, покаяние проходит четырьмя ступенями:

  • осознать грех;
  • признать свою вину в совершении проступка;
  • принять решение навсегда разорвать свои отношения с неправильными действиями или помыслами;
  • слезно молить Творца о прощении.

Важно! Исповедь должна быть проговорена вслух, ибо написанное знает Бог, а высказанное голосом слышат бесы.

В послушании идя на откровенное открытие своего сердца, которое происходит в присутствии священника, человек в первую очередь переступает через свою гордыню. Некоторые верующие утверждают, что можно исповедоваться непосредственно в присутствии Создателя, но по законам Православной Русской Церкви Таинство исповеди считается законным, если оно совершенно через ходатая, молитвенника и свидетеля в одном лице, через священнослужителя.

Главное при исповедании прегрешений не чин посредника, а состояние сердца грешника, его сердечное сокрушение и полный отказ от совершенного проступка.

Какие существуют правила исповеди

Люди, желающие совершить Таинство исповедания, подходят к священнику перед Литургией или во время ее проведения, но обязательно перед Таинством причастия. К больным людям, по предварительному соглашению, священники выезжают на дом.

Согласно церковному Уставу при очищении православной души нет никаких оговорок по поводу постов или молитвенных правил, главное, чтобы христианин верил и искренне раскаялся. Правильно делают люди, которые прежде, чем прийти в храм проводят время в осознании и записывании своих прегрешений, но эти записи следует оставить дома.

При священнике, как перед доктором, говорят о том, что болит, мучает, а для этого не нужны бумажки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему мусульманам нельзя праздновать хэллоуин

К смертным грехам относятся:

Совет! Не стоит священнику рассказывать историю совершенного проступка, обстоятельства его совершения, пытаться найти себе оправдание. Что говорить на исповеди следует обдумать дома, покаявшись в каждой мелочи, которая тревожит сердце.

Если это обида, прежде, чем идти в храм, необходимо примириться с обидчиком и простить обижающего человека.

В присутствии священника следует назвать прегрешения, сказать, что каюсь и признать его. При исповедании мы приносим раскаянный грех к подножью великого Бога и просим о прощении. Не надо путать разговор по душам с духовным наставником и Таинство исповедания.

При консультировании с душепопечителем христиане могут говорить о своих проблемах, попросить совета, а при исповедании грехов следует говорить четко, ясно и коротко. Бог видит раскаявшееся сердце, Ему многословие не нужно.

Церковь указывает на грех бесчувствия при исповеди, когда человек не имеет страха перед Творцом, маловерен, а пришел в храм, ибо все пришли, чтобы соседи видели его «набожность».

Холодное, механическое исповедание без подготовки и искреннего раскаяния считается недействительным, оно оскорбляет Творца. Можно найти несколько священников, каждому сказать по одному плохому делу, но не раскаяться ни в едином, «надев» на себя грех лицемерия и обмана.

Первая исповедь и подготовка к ней

Приняв решение исповедоваться, следует:

  • четко уяснить всю важность этого события;
  • ощутить всю ответственность перед Всевышним;
  • раскаяться в совершенном;
  • простить всем должникам;
  • наполниться верой на прощение;
  • с глубоким раскаянием изложить все грехи.

Первое предстояние в прошении и раскаянии заставит мысленно «перелопатить» свою жизнь с точки зрения покаяния, если желание покаяния искреннее. При этом следует постоянно молиться, просить Бога открыть самые темные уголки души, вынести на свет Божий все плохие дела.

Таинство покаяния

Смертный грех приходить к исповеди, а затем причащаться, имея в душе непрощение. Библия пишет о том, что люди, недостойно пришедшие к причастию, болеют и умирают. (1 Кор. 11:27-30)

Священное Писание утверждает, что любой раскаянный грех Бог прощает, кроме хулы на Духа Святого. (Мат. 12:30-32)

Если совершенное злодеяние очень велико, то после исповедания до причащения Крови Иисуса священник может назначить епитимью — наказание в виде множества поклонов, многочасовых чтений канонов, усиленного поста и паломничества по святым местам. Не исполнить епитимию невозможно, ее отменить может тот священник, который наложил наказание.

Важно! После исповедания не всегда причащаются, а принять Причастие без исповедания невозможно.

Молитвы перед исповедью и причастием:

Можно ли скрыть какой-то грех

В каждом человеке живут плотские прегрешения, и о некоторых из них стыдно говорить. Плохие воспоминания в теле православного напоминают занозу, которая все время болит, а порой и нарывает. Нет такого прегрешения, покаяние в котором не примет Бог.

Скрытый, самый маленький, с точки зрения человека, грешок закрывает двери Божьей благодати.

Есть такая картина, Иисус стоит у двери и стучит. Внимательный зритель увидит, что в двери нет ручки снаружи. Двери Иисусу открывают сами христиане, в покаянии исповедав грехи.

Христос стучится в дверь

Только гордость и ложный стыд, который также относится к гордыне, закрывают важности полного доверия Творцу в Его милости и прощении. Праведный стыд рождается совесть, он дан Творцом, искренний христианин всегда будет стремиться как можно скорее очистить свою совесть.

Что нужно говорить священнику

Идя первый раз на исповедь, следует помнить, что впереди встреча не со священнослужителем, а с Самим Создателем.

Очищая свою душу и сердце от греховного наследия, следует в сокрушении, смирении и благоговении признаться в своей вине, при этом не затрагивать прегрешения других людей. Они сами дадут ответ перед Творцом. Исповедоваться надо в твердой вере, что Иисус пришел для того, чтобы спасти и омыть Своею кровью от грешных дел и помыслов Своих детей.

Открывая свое сердце Богу, надо покаяться не только в явных прегрешениях, но в тех хороших делах, которые можно было сделать для людей, церкви, Спасителя, но не сделали.

Небрежное отношение к доверенному делу является мерзостью перед Богом.

Совет! Батюшка будет читать вопросы к каждой заповеди, данной Богом. Дух Святой будет открывать прегрешения по тем или иным вопросам. Кайтесь вслух, чтобы все темные силы услышали, что из храма выйдет свободный, божий человек.

Иисус Своей земной смертью доказал, что путь очищения открыт для всех, пообещав разбойнику, который признал Его Богом, Царство Небесное.

Бог не смотрит на количество плохих дел в день исповедания, Он видит раскаянное сердце.

Признаком прощенное греха станет особый мир в сердце, умиротворение. В это время ангелы поют на Небеса, радуясь спасению еще одной души.

Как подготовиться к исповеди? Протоиерей Иоанн Пелипенко

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tainstvo-ispovedi-v-pravoslavii.html

Исповедь в церкви: что говорить (образец) — Церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца

Исповедь – это таинство, когда верующий исповедуются в своих грехах священнику. Представитель церкви наделён правом прощать грехи от имени Господа и Иисуса Христа.

По библейским сказаниям, Христос наделил такой возможностью апостолов, что после передалось священнослужителям. Во время покаяния человек не просто рассказывает о своих прегрешениях, но и даёт слово больше не совершать их.

Что такое исповедь?

Исповедь – это не только очищение, но и испытание для души. Она помогает снять груз и очиститься перед лицом Господа, примириться с ним и преодолеть внутренние сомнения. Ходить на исповедь необходимо раз в месяц, но если вы хотите делать это чаще, стоит следовать позывам души и каяться в любое время, когда вы захотите.

За особо тяжёлые грехи представитель церкви может назначить особое наказание, которое называется епитимья. Им может стать долгая молитва, пост или же воздержание, являющиеся способами очиститься. Когда человек нарушает законы Бога, это негативно сказывается на его душевном и физическом состоянии.

Покаяние помогает набраться сил и бороться с соблазнами, толкающими людей на грех. Верующий получает возможность рассказать о своих проступках и снять груз с души.

Перед исповедью необходимо составить список грехов, с помощью которого можно правильно описать грех и подготовить правильную речь для покаяния.

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов?

Как начать исповедь перед батюшкой с каких слов? фото

Семь смертных грехов, являющиеся основными пороками выглядят так :

  • чревоугодие (обжорство, чрезмерное злоупотребление пищей)
  • блуд (распутная жизнь, неверность)
  • гнев ( вспыльчивость, мстительность, раздражённость)
  • сребролюбие (жадность, стремление к материальным ценностям)
  • уныние ( лень, депрессия, отчаяние)
  • тщеславие (эгоизм, чувство самовлюблённости)
  • зависть

Считается, что при совершении этих грехов человеческая душа может погибнуть. Совершая их, человек всё дальше отдаляется от Бога, но все они могут быть отпущены во время искреннего покаяния.

Считается, что именно мать – природа заложила их в каждого человека, и только наиболее сильные духом могут сопротивляться соблазнам и бороться со злом. Но стоит помнить, что каждый человек может совершить грех, переживая нелёгкий период в жизни.

Люди не застрахованы от несчастий и сложностей, которые могут довести до отчаяния каждого. Нужно научиться бороться со страстями и эмоциями, и тогда никакой грех не сможет одолевать вас и сломать вам жизнь.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале?

Прежде чем подойти к представителю церкви, выбросьте из головы плохие мысли и приготовьтесь раскрыть душу.

Начать исповедь можно так, как правильно исповедоваться что говорить батюшке пример : « Господи, согрешил перед тобой», и уже после этого можно перечислять свои прегрешения.

Нет никакой необходимости рассказывать священнику о грехе в мельчайших подробностях, достаточно лишь сказать « Совершил прелюбодеяние» или признаться в другом пороке.

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале? фото

Но к перечислениям прегрешений можно добавить «Согрешил завистью, постоянно завидую своему соседу.» и так далее. Выслушав вас, священник сможет дать ценный совет и помочь правильно поступить в той или иной ситуации. Подобные уточнения помогут выявить ваши наибольшие слабости и бороться с ними. Заканчивается исповедь словами «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй мя грешного!».

Многим исповедующимся очень стыдно рассказывать о чём – либо, это абсолютное нормальное ощущение. Но в момент покаяния нужно преодолеть себя и понимать, что не священник осуждает вас, а Бог, и что именно Богу вы рассказываете о своих грехах. Священник – всего лишь проводник между вами и Господом, не стоит об этом забывать.

Список грехов для женщины

Многие представительницы прекрасного пола, ознакомившись с ним, принимают решение отказаться от исповеди. Выглядит он таким образом:

  • Редко молилась и приходила в храм
  • Во время молитвы думала о насущных проблемах
  • Вступала в половые связи до замужества
  • Имела нечистые мысли
  • Обращалась за помощью к гадалкам и магам
  • Верила в суеверия
  • Боялась старости
  • Злоупотребляла спиртными напитками, наркотиками, сладостями
  • Отказывала в помощи другим людям
  • Совершала аборты
  • Надевала откровенную одежду

Список грехов для мужчины

  • Хула на Господа
  • Неверие
  • Насмешки над теми, кто слабее
  • Жестокость, гордость, лень, жадность
  • Уклонение от армейской службы
  • Оскорбления и применение физической силы против других
  • Клевета
  • Неумение противостоять соблазнам
  • Отказ в помощи родным и другим людям
  • Воровство
  • Хамство, презрение, жадность

Мужчине необходимо более ответственно подходить к данному вопросу, так как он является главой семьи. Именно с него дети будут брать пример для подражания.

Существует также список грехов для ребёнка, который можно составить после того, как он ответит на ряд определённых вопросов. Он должен понять, насколько важно говорить искренне и честно, но это уже зависит от подхода родителей и их подготовке своего чада к исповеди.

Важность исповеди в жизни верующего

Многие святые отцы называют исповедь вторым крещением. Это помогает наладить единение с Богом и очиститься от скверны. Как гласит Евангелие, покаяние – это необходимое условие для очищения души.

На протяжении всего жизненного пути человек должен стремиться побороть соблазны и не допустить порока. Во время этого таинства человек получает освобождение от оков греха, а все его прегрешения прощаются Господом Богом.

Для многих покаяние – это победа над самим собой, ведь только истинно верующий человек может признаться в том, о чём люди предпочитают молчать.

Если вы исповедовались ранее, то не стоит заново рассказывать о старых грехах. Они уже отпущены и каяться в них больше нет смысла.

Когда вы закончите исповедоваться, священник скажет свою речь, даст советы и наставления, а также произнесёт разрешительную молитву.

После этого человек должен перекреститься два раза, поклониться, приложиться к распятию и Евангелие, затем перекреститься ещё раз и получить благословление.

Как исповедоваться в первый раз — пример?

Первая исповедь может показаться таинственной и не предсказуемой. Людей пугает ожидание того, что они могут быть осуждены священником, испытать чувство стыда и неловкости. Стоит помнить, что представители церкви – это люди, живущие по законам Господа. Они не осуждают, никому не желают зла и любят своих ближних, стараясь помочь им мудрым советом.

Как исповедоваться в первый раз — пример? фото

Они никогда не выскажут личную точку зрения, поэтому не стоит бояться того, что слова батюшки могут вас каким — то образом задеть, обидеть или пристыдить. Он никогда не выявляет эмоций, говорит негромким голосом и очень мало. Перед покаянием можно подойти к нему и попросить совета, как правильно подготовиться к этому таинству.

В церковных лавках существует масса литературы, которая также может помочь и дать много важной информации.

Во время покаяния не стоит жаловаться на других и на свою жизнь, нужно говорить только о себе, перечисляя пороки, которым вы поддались.

Если вы придерживаетесь поста, то это лучший момент для исповеди, ведь ограничивая себя, люди становятся более сдержанными и совершенствуются, способствуя очищению души.

Многие прихожане заканчивают свой пост исповедью, что является логичным завершением длительного воздержания. Это таинство оставляет в душе человека самые яркие эмоции и впечатления, которые никогда не забываются. Облегчая душу от грехов и получая их прощение, человек получает шанс начать жизнь заново, противостоять соблазнам и жить в согласии с Господом и его законами.

Источник: https://hram-slava.ru/svyatye-mesta/ispoved-v-tserkvi-chto-govorit-obrazets.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Какой святой помогает в учебе

Закрыть