Голова иоанна крестителя где находится

Глава иоанна крестителя — древо

голова иоанна крестителя где находится

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Честная глава св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Честная глава Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Святое Предание рассказывает нам о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в “безчестном месте”.

Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Благочестивой Иоанне, жене царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3) было известно, где Иродиада закопала честную главу.

И она тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Мф. 14, 2).

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Память 24 февраля.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя.

Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы.

Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Память 24 февраля.

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу.

Нам известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емесы (ныне Хомс), вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней.

А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком.

Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Однако, по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария.

Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Емесы.

А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

По прошествии многого времени милостью Божией произошло второе обретение честной главы. Об этом нам известно доподлинно по описанию как самого архимандрита Емесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память 9 ноября), написанного св. Симеоном Метафрастом.

По сказанию первого, честная глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископом эмесским Уранием было открыто ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в Емесу в новосозданную церковь во имя Иоанна Предтечи.

Все эти события сопровождались как исцелением больных, так и чудесным обличением неверия некоторых клириков.

Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (неизвестно, о каких Команах идет речь — Каппадокийских или Понтийских).

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Память 25 мая

После восстановления иконопочитания на константинопольском соборе 843 года честную главу возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы св. Иоанна Крестителя.

После 850 года часть честной главы оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре, откуда в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции.

Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц честной главы: Афонский Дионисиевский монастырь, Угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Согласно армянскому преданию, честная глава Предтечи (а вернее — её часть) во время одного из крестовых походов была принесена из Киликийской Армении в современный Нагорный Карабах, где захоронена в усыпальнице храма Гандзасарского монастыря.

Глава Иоанна Крестителя, хранящаяся в Амьене (Франция)

Студийская частица

После 850 года часть честной главы Предтечи обреталась в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний.

14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон (Wallon de Sarton) из Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо.

На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.

Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, “по горячим следам”. С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе.

В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын – Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей св. Иоанна.

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена.

По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св.

Иоанна была возвращена в собор.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в Средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Новый всплеск интереса к мощам произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно св. Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами.

По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  1. Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  2. С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает “кости Средних веков”.
  3. Лицевая часть, называемая головой св.

    Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем “кости Средних веков”. С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости Мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 1000 и 2500 лет.

  4. Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов.

    Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25-40 годами).

  5. Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный).

    Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому “средиземноморским” (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3827.html

Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предотечи

голова иоанна крестителя где находится

Память в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи совершается Церковью 9 марта (8 марта в високосный год, 24 февраля по старому стилю).
 

Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предотечи. История праздника

Существуют предания о трех обретениях главы Иоанна Предотечи, в честь каждого установлено отдельное празднование. Первое обретение состоялось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Последующая история святыни остается неясной.

Приверженцы ислама (Иоанн Предотеча почитается у них как пророк Яхья ибн Закарийя) считают, что глава Иоанна Крестителя находится в мечети Омейядов в Дамаске, а католики уверены, что честная глава пророка хранится в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Кроме этого, есть упоминания о передней части черепа, которая была привезена из четвертого крестового похода и хранится в соборе Амьена.

Иоанн Предотеча был ближайшим предшественником Исуса Христа, он предсказал пришествие Спасителя. Иоанн вел аскетическую жизнь в пустыне, а после вышел проповедовать покаяние для иудеев, крестил в водах Иорданских Исуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и ее дочери Саломеи.

Иродиада была женой царя Ирода Филиппа, но была отнята у него тетрархом Галилеи Иродом Антипой, за что Иоанн обличал последнего. Ирод Антипа заключил Иоанна в тюрьму, но казнить его не решался (Мф. 14:3-5, Мк. 6:17-20). Дочь Иродиады, Саломея, в день рождения Ирода Антипы плясала, что понравилось Ироду и гостям.

В качестве награды Ирод пообещал ей исполнить любую ее просьбу. Она же, наученная своею матерью, попросила главу Иоанна Крестителя. «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу Иоанну отсекли главу и принесли на блюде Саломее, а та отдала ее своей матери.

Тело Иоанна Предотечи было погребено его учениками, а о смерти сообщили Исусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29).

Первое обретение главы Иоанна Крестителя

Согласно преданию, Иродиада не позволила совершить погребение главы Иоанна вместе с его телом и спрятала ее в своем дворце. Но богобоязненная служанка по имени Иоанна, жена Хузы — домоправителя Ирода, вынесла главу и в глиняном кувшине захоронила на Елеонской горе.

Спустя время вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва для фундамента он обнаружил кувшин с главой Иоанна Крестителя, которая была опознана по исходившим от нее знаменьям.

После обретения главы Иннокентий ее бережно хранил, но перед смертью, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал ее в своей церкви, которая затем обветшала и разрушилась.

Обретение честной главы Иоанна Предотечи. Икона XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М.: Северный Паломник, 2007

Второе обретение главы Иоанна Крестителя

В период правления императора Константина Великого (272-337 гг.) в Иерусалиме главу Иоанна Предотечи нашли два монаха-паломника, которые пришли в город поклониться Гробу Господню. Одному из них явился Иоанн Креститель и указал местонахождения его главы.

Икона Второе обретение главы Иоанна Предотечи

Монахи-паломники взяли честную главу с собой, положив ее в мешок из верблюжей шерсти. По дороге они встретили гончара из сирийского города Емессы и по своей лености отдали ему главу Иоанна. Как сообщает церковное предание, Иоанн явился гончару и велел принять у монахов святыню и сохранить ее.

Он в течение своей жизни бережно хранил главу Иоанна Предотечи, ежедневно возжигая светильники и вознося молитвы. Перед смертью гончар по повелению Иоанна Крестителя поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Он сказал сестре, чтобы она бережно хранила святыню, а перед смертью передала ее благочестивому христианину.

Позднее глава Иоанна Крестителя оказалась у священника-арианина, который, используя исцеления, которые исходили от нее, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его коварство раскрылось, он спрятал главу Иоанна Крестителя в пещере неподалеку от города Емессы.

Спустя некоторое время над пещерой появился монастырь, и в 452 году архимандриту обители явился святой Иоанн Предотеча и указал место сокрытия своей главы. Честная глава была найдена и перенесена в Константинополь.
 

Тропарь и кондак празднику

Тропарь:

Tземли2 восіsвши п®тeчева главA, зарю2 и3спущaетъ нетлёніz, вёрнымъ и3сцэлeніе. с8 вhше собирaетъ мн0жество ѓгGлъ, д0ле созывaетъ человёческіи р0дъ, є3диноглaснw вопи1ти, слaва хrтY бGу. 
 

Кондак, глас 2

Прbр0че б7жіи, и п®тче бlгодaти, главu2 твою2 ћко дaръ њсщ7eнъ, t земли2 њбрётшіи, и3сцэлeніе всегдA пріє1млемъ. и4бо пaки, ћкw пeрвіе проповёдуеши в8 ми1рэ покаsніе.

Библиотека Русской веры
Канон обретению честныя главы Иоанна Предотечи

 →

Читать онлайн

Первое и второе обретение главы Иоанна Предотечи. Иконы

На иконах Обретения честной главы Иоанна Крестителя в центре изображается глава святого Иоанна Предотечи, которую окружают те, кто, согласно церковному преданию, ее обретал по воле Господа. Также существуют иконографические композиции, когда на одной иконе отдельными сюжетами изображаются все три Обретения честной главы пророка Иоанна.

Обретение главы Иоанна Предотечи. 1125 г. Фреска в диаконнике. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, НовгородПервое и второе обретение Честной главы Иоанна Предотечи, с Ангелом-Хранителем и мучеником Уаром на полях. Гуслицы. Последняя четверть XIX в. Музей им. Андрея Рублева

В период позднего средневековья в кратких циклах Жития Иоанна Предотечи обычно использовались собирательные образы обретений: единственное клеймо с изображением обретения, показывающее, как два монаха выкапывают главу из пещеры.

Существует ряд иконописных изображений второй половины XVI века, в частности, икона Святой Иоанн Предотеча Ангел пустыни с житием в 20 клеймах из церкви Николы Надеина в Ярославле.

На этом образе история обретения делится на три эпизода: в первом клейме в пещере спят монахи, к ним склоняется Иоанн Предотеча, указывая место хранения своей главы; во втором клейме два монаха выкапывают честную главу Иоанна Крестителя с помощью заступов; в третьем эпизоде изображены один или двое спящих, а в пещере — глава Иоанна Предотечи, окруженная нимбом, над спящими склоняется Иоанн Предотеча.

Икона Иоанна Предотечи «Ангел пустыни» с житием. Ярославль, вторая половина XVI в.
 

Храмы в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи

О храмах в честь первого и второго обретения главы Иоанна Предотечи, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет. В IV веке на Елеонской горе над местом первого обретения главы Иоанна Крестителя был построен мартириум.

К сожалению, сооружение не сохранилось. В 1910 году на месте мартирия была возведена часовня в честь обретения главы Иоанна Предотечи. Часовня относится к Елеонскому монастырю в честь Вознесения Господня. В новой постройке сохранены фрагменты оригинальных мозаичных полов мартириума.

Отдельной мозаикой отмечено место обретения главы Иоанна Предотечи.

Часовня в честь Обретения главы Иоанна Предотечи

Источник: https://ruvera.ru/obreteniya_glavy

Мощи святого Иоанна Предтечи

голова иоанна крестителя где находится

Иоанн Креститель — человек, чья роль в христианстве довольно высока. Он первым предсказал появление Спасителя, он окрестил его в водах Иордана, и принял мученическую смерть за своего Бога. Признанный одним из самых давних и самых почитаемых святых, он и сегодня для многих является проводником Господа.

Молитвы, обращенные к данному Святому, и его мощи и поныне творят чудеса и обращают через то людей к Богу.

История обретения главы Иоанна Предтечи

Многие годы, и многие люди задавались вопросом о том, на какой земле находятся мощи святого Иоанна Предтечи. Стоит сразу оговориться, что данный факт и до наших дней доподлинно неизвестен. В разное время, разные города и даже страны приписывали себе находку святых мощей Иоанна.

Икона святого Иоанна Крестителя

Больше всего историй связано с исчезнувшей головой святого.

  • Согласно первой версии голова Иоанна Крестителя была найдена в поместье Ирода после его смерти. Вельможа, получивший это поместье, решил воздвигнуть храм.
  • В других источниках сказано, что найденная в поместье Ирода голова Иоанна Крестителя вновь была предана земле во избежание надругательств.
  • Также приводились сведения, что Иоанн Предтеча многим людям приходил во сне, в котором указывал точное местонахождение своей головы. Именно тогда пошли слухи о том, что голова находится в Емессе, а после — в Константинополе.
  • Существовала также версия о том, что святыню следует искать во Франции.

Довольно долгое время поиски головы Иоанна Предтечи ни к чему не приводили, а посему ее даже признали бесследно утерянной.

Читайте об Иоанне Предтече:

  • Праздник Усекновения Головы Иоанна Крестителя
  • Акафист святому пророку Иоанну

Однако спустя некоторое время голова случайно была найдена в Цетинском монастыре. По некоторым сведениям, также в Черногории находятся подлинные частички мощей святого.

Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

О местонахождении истинной главы Иоанна предтечи также существует много версий.

  • По одной из них некоторая часть главы хранится в Риме, в монастыре Святого Сильвестра.
  • Также о нахождении и хранении главы Иоанна Предтечи существует версия относительно мечети в Дамаске, ведь этот святой почитался и почитается по всему миру, даже в мусульманстве.
  • По мнению ученых, наиболее доподлинная версия нахождения истинной головы Предтечи связана с Францией, с собором Амьенской Божией Матери.Голова Иоанна Крестителя

Кроме того, в этом соборе впервые проводилось комплексное исследование лицевой части главы Предтечи (известно, что голова святого рассечена на три части и Амьенский собор хранит лишь ее лицевую часть).

Исследование показало, что эта часть главы датируется временем, когда еще не наступила даже эпоха Средневековья. К тому же на главе ученые заметили след, который предположительно мог остаться от удара острым предметом.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что по ряду важных показателей череп может принадлежать именно Иоанну Крестителю.

Интересно! Следует заметить, что о том факте, что глава святого Иоанна пребывает в Амьене пишет и священник Димитрий Ростовский в житийной литературе. Из чего следует, что во Францию, в Амьенский собор XVII веке совершались паломничества, в том числе и из России.

Где находятся мощи Иоанна Крестителя

С обнаружениями святых мощей Иоанна Предтечи также связана неожиданная история.

Дело в том, что генуйцы некогда принимали участие в Крестовых походах, в которых освобождали христианские ценности от тюрков. Так, в одном из Крестовых походов были найдены мощи Иоанна Крестителя. Впоследствии, в 1098 году, мощи были перевезены в Геную, а в 1327 году Иоанн Предтеча был избран покровителем Генуи также, как и Георгий Победоносец.

Важно! Святые мощи Иоанна Крестителя находятся сегодня в соборе имени архидиакона Лаврентия.

Капелла Иоанна Предтечи находится рядом со входом в соборный музей, что для православных храмов довольно странно. Святыни в России обычно содержатся в храме, чтобы посетители могли прикоснуться к святыне и помолиться.

В чем помогают молитвы перед святыми мощами

В русском православии Иоанну Предтече первому возносят молитвы, после молитв обращенных к Деве Марии и Господу.

Самое известное иконописное изображение Иоанна Крестителя — образ, именуемый «Головой на блюде», на котором запечатлена отсеченная голова Святого, глаза которого закрыты, а над ним проступает нимб. Данному образу молятся в тех случаях, когда чувствуют, что необходимо покаяться в согрешениях и вернуться к вере в Господа. Дело в том, что призванием Иоанна при жизни было связано с принятием покаяний от грешников, вследствие чего Креститель отпускал им грехи.

Ковчег с чудотворными мощами Иоанна Крестителя

За помощью к святому Иоанну можно обращаться и тогда, когда требуется осознать свою жизнь и сделать правильный выбор. Молитва этому Святому помогает избежать в данном случае многих бед.

Помогает обращение к Святому тогда, когда на сердце тревога и сложно понять, какое решение лучше, как следует действовать.

Замечено многими прихожанами, что после такой молитвы, душа успокаивается и на сердце становится легко, словно кто-то принял груз твоего сердца на себя.

Читайте о православной молитве:

Стоит знать, что по причине сплетения в народе церковных и языческих традиций, к Иоанну Крестителю часто обращаются с просьбой исцеления головы, связывая сей факт с якобы магическими качествами Святого.

Отсюда же происходит суеверие, что в день, когда почитают святого Иоанна, строго запрещено есть пищу круглой формы и даже ставить тарелки на стол.

Внимание! Все эти суеверия идут вразрез с православной верой и не поддерживаются священниками.

Однако самым большим грехом для верующего считается в день его памяти отмечать языческий праздник, именуемый в народе Купаловым днем.

О чем молиться святым мощам

К святому Иоанну обращаются по разным вопросам.

  • Люди верующие молят, прежде всего, о стойкости в вере, о непреклонности взглядов.
  • Помня историю появления на свет Крестителя, часто бездетные пары просят Святого о рождении потомства.
  • Обращаются к Предтече и тогда, когда в семье происходят какие-то серьезные проблемы, касающиеся ли здоровья, либо взаимоотношений.

Святой Иоанн, при жизни помогающий людям, продолжает помогать им и после смерти.

Мощи Иоанна Крестителя

Июн 1, 2019 09:47 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/moshhi-ioanna-krestitelya.html

Праздник ирода и усекновение главы иоанна крестителя, беноццо гоццоли — Галерея

25.10.2019

Дни празднования:9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

7 июня- третье обретение главы Иоанна Предтечи

11 сентября -усекновение главы Иоанна Предтечи. Великий Церковный праздник.

Пророку Иоанну Крестителю, рождество которого Церковь отмечает 7 июля,  выпала огромная честь крестить самого Иисуса Христа. Его также называют Предтечей потому, что он стал предшественником и рождению Господа и смертью Его.
Иоанна Предтечу вспоминают в каждом богослужении. По своей святости он уступает только Пречистой Святой Деве.

История события усекновения главы КрестителяПервое обретение главы Иоанна ПредтечиВторое обретение главы Иоанна ПредтечиТретье обретение главы Иоанна ПредтечиДуховный смысл праздника. Однодневный постТропарь и кондакВеличание

История события усекновения главы иоанна предтечи 

Иоанн Креститель жил и проповедовал о Господе в Галилее, где царствовал Ирод Антипа, отец которого, Ирод Великий, когда-то устроил резню и массовое убийство младенцев в Вифлиеме в погоне за жизнью новорожденного Иисуса Христа.

Пророк Иоанн не боялся критиковать даже правителя Ирода Антипу, который бросил свою официальную жену и открыто, в грехе жил с супругой своего родного брата Иродиадой. Она была злым человеком и правда, которую она слышал из уст Иоанна о себе, безумно бесила ее.

Царствующие Ирод с Иродиадой пытались уговорить пророка замолчать и перестать упоминать их имена, они угрожали, пытались подкупить Иоанна, но Предтеча был непреклонен. На святого это все не имело никакого действия.

  Ирод уважал и побаивался силу Иоанна Крестителя, но поддавшись на уговоры Иродиады, он все же приказал схватить Иоанна и поместить его под стражу.

Однажды,  когда во дворце праздновали день рождения Ирода, царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед многочисленными приглашенными гостями. Девушка исполнила эту просьбу настолько хорошо, что потрясенный царь, находясь под впечатлением танца, прилюдно пообещал ей исполнить любое ее желание.

Саломея решила посовещаться со своей матерью, которая напомнила ей, что ее дочка живет в роскоши и не нуждается в деньгах или драгоценностях, а после ее смерти она и так будет править царством. А сейчас ей нужно избавиться от ненавистного Иоанна Пророка, после чего Саломея подошла к Ироду и, в награду за наслаждение танцем, попросила того дать голову Иоанна на блюде.

Услышав о такой страшной просьбе, царь Ирод был сильно смущен, он ведь прекрасно осознавал, что за убийством пророка последует гнев Божий. Кроме этого он опасался народного возмущения, люди почитали пророка Иоанна за святого и любили его.

  Да и сам Ирод, согласно Евангелию неоднократно приходил в темницу к Иоанну, разговаривал с ним и даже прислушивался к его советам. Но при этом царь боялся потерять свою любовницу Иродиаду, и не посмел отказаться от своего царского слова, которое было при высоких гостях. Он отдает палачам приказ отрубить голову Иоанну Крестителю.

Приказ был выполнен, голова Иоанна Предтечи была вручена в руки Саломии, которая торжественно пронесла страшное блюдо по залу, показав его гостям. Согласно преданиям, еще какое-то время голова святого пророка продолжала обличать грешного царя и его любовницу.

В бешенстве Иродиада стала колоть язык Иоанна булавкой, а потом отнесла голову к нечистому месту и лично ее закопала.
Конечно, кара Божия настигла Ирода и Иродиаду.

Когда до них дошла весть о проповедях Иисуса Христа, царь был в испуге, сказав, сказав: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».

Однажды зимой Саломия переходила речку по льду, но провалилась и острая кромка вонзилась ей прямо в шею. На месте ее гибели осталась только голова, тело ее унесло сильным течением, его так и не нашли. Также, как голову Иоанна Предтечи, ее голову принесли и показали Ироду и Иродиаде.

Кроме этого, тесть Ирода, аравийский император Арефа, стремясь отомстить Ироду за то, что он опозорил его дочь, пошел войной на своего бывшего зятя и сокрушил его войска. А великий император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) прогневавшись на Ирода, отправил его с Иродиадой в ссылку в Галлию, а затем в Испанию.

Там, во время начавшегося землетрясения, они погибли, упав в разверзшуюся землю.

Первое обретение главы иоанна предтечи

Празднуется 9 марта (24 февраля старого стиля)

После того, как был казнен Иоанн Креститель, ученики похоронили его тело в Самарии, в городе Севастии, а его голову нашли, поместили в кувшин и погребли в землю на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Через какое-то время, когда нечестивый Ирод был уничтожен, хозяином этой земли стал благочестивый Инокентий, вельможа при царском дворе.

Он решил построить церковь и, когда копали землю, строители нашли сосуд с главой святого Иоанна Крестителя. В том, что это это святыня, Иннокентий не сомневался, от нее произошло не одно благодатное знамение. Произошло это в IV веке.
Вельможа с почтением относился к находке, но умирая, снова закопал святыню в то же место, где она была найдена.

В те времена начинались гонения на христиан, и он побоялся, что святой сосуд будет уничтожен неверными. Построенный храм, после смерти Иннокентия, остался без надлежащего ухода и постепенно разрушился.

Второе обретение главы иоанна крестителя

Празднуется 9 марта (24 февраля старого стиля).

Прошло почти триста лет, когда, при равноапостольном Константине, гонения на христиан стали ослабевать. В Святой Иерусалим начали приходить паломники для поклонения святым Честному Кресту и Гробу Господню, найденным и восстановленным при помощи святой царицы Елены.

Двум инокам, проделавшим долгий путь с Востока на Святую Землю, во сне явился сам Иоанн Предтеча и объяснил, где они могут обрести его честную главу. Они выполнили его повеление, но по непонятным для нас причинам, решили взять святыню и вернуться к себе домой.

На обратном пути они встретили бедного гончара, который оставил свой город Емесы в Сирии, и отправился на поиски заработка в другую страну. Иноки дали бедняку нести мешок с сосудом и он нес этот груз до тех пор, пока ему не явился Иоанн Креститель и указал ему на то, что он должен сбежать от них вместе с данной ему по Божиему промыслу святыней.

Горшечник исполнил волю святого пророка, оставил иноков и отнес честную главу домой, где и хранил ее с почестями. За эту старательность Господь благословил бедняка и тот до конца своей жизни жил безбедно, святил Того, Кому был обязан своим благополучием, был щедр и раздавал милостыни страждущим.

Почувствовав приближение смерти, благочестивый гончар передал святую главу, запечатанную в водоносном сосуде, своей сестре. С того времени святыня переходила из рук в руки богобоязненным христианам до тех пор, пока не попала к иеромонаху Евстафию, который был почитателем арианской ереси.

   К этому священнику приходили люди и он исцелял их, пользуясь помощью спрятанной им святой главы Иоанна Предтечи. При этом он приписывал благодать себе и таким образом пытался распространять лжеучение Ария.

  Но скоро правда вышла наружу, еретик сбежал, закопав святыню в пещере возле Емессы, рассчитывая позже вернуться, достать ее и снова продолжить распространение своего лжеучения.
Но случилось не так, как рассчитывал Евстафий – именно эту пещеру для своих молитв выбрали благочестивые монахи, а позже тут образовался монастырь.

Прошло много лет. Однажды Иоанн Креститель явился в видении архимандриту Емесской обители Маркеллу и указал тому место, где находится его глава. По указаниям пророка ее нашли (согласно летописям Маркелла) 18 февраля 452 года.

24 февраля было открыто ее почитание, а через два дня сосуд с Честной Главой пророка перевезли в Емесу  в новую церковь во имя Иоанна Предтечи. При этих событиях происходили многие чудесные исцеления больных и немощных.
В этот день христиане празднуют второе обретение честной главы Иоанна Крестителя.

Праздник первого и второго чудесного обретения главы Церковь отмечает в один день- 8 марта (24 февраля по старому стилю).

Третье обретение главы иоанна крестителя

Празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю)

Позже честную главу святого Иоанна перевезли в Константинополь, где святыня  находилась до расцвета иконоборческих гонений. Когда в столице начались волнения, святой сосуд с главой увезли и спрятали в Емесе. Около 810-820 гг.

Емеса подвергалась набегам  сарацин и поэтому главу Иоанна Предтечи переправили в Команы ( Абхазия), место, куда был сослан и скончался Иоанн Златоуст. Главу сокрыли в земле, где она находилась до окончания иконоборческих гонений. Примерно в 850 году смутные времена окончились.

Патриарху Игнатию однажды во время ночных молитв было видение, в котором ему открылось место нахождения честной главы Иоанна. Святитель сообщил об этом царю, который через посольство в Команах помог в третий раз найти потерянную святыню.

Третье обретение главы св. Иоанна Предтечи празднуется 7 июня (25 мая по старому стилю), в день, когда святыня была доставлена в Константинополь и установлена в церкви при дворе.

Духовный смысл праздника усекновения. однодневный пост

Митрополит Сурожский Антоний в одной из проповедей говорил, что убийство, то есть Усекновение главы святого – это на самом деле праздник.

Предтеча Господень своим примером показал нам, как праведно необходимо жить настоящему христианину. Он, невзирая на страх смерти, говорил только правду, обличал грех не только словами, но и даже своей смертью.

Церковью в день Усекновения установлен строгий однодневный пост, проходить который нужно без мяса, рыбы и молочных продуктов.

  • Поэтому в день Усекновения предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба.
  • Рецепты блюд для прохождения поста
  • «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода», – говорит Типикон. Устав поясняет, как правильно относиться к этому празднику:

«Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского.

Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня.

Поэтому проведем этот день в посте и молитве».

Тропарь и кондак в праздник усекновения главы иоанна крестителя

Тропарь, глас 2

Источник: https://gavrilin-dshi.ru/goroda/prazdnik-iroda-i-useknovenie-glavy-ioanna-krestitelya-benotstso-gotstsoli.html

Глава Иоанна Крестителя: где находится одна из величайших святынь

МОСКВА, 8 мар —РИА Новости. Православные христиане в конце первой недели Великого поста этого года отмечают один из самых необычных праздников — Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Крестителя. История этой реликвии весьма туманна и запутанна, поэтому никто точно не знает, где именно она находится сейчас. О загадке одной из величайших святынь — в материале РИА Новости.

Страшная просьба

Тут путаница почти с самого начала. Как известно из Евангелия, Иоанна Крестителя приказал убить правитель Галилеи Ирод Антипа. Хотя он же, пожалуй, был единственным властителем, уважавшим великого пророка.

Но когда Предтеча стал изобличать его в том, что он вступил в брак с Иродиадой, женой своего брата, разгневанный царь заточил его в темницу. Супруга, как повествует евангелист Марк, «злобясь на него, желала убить его; но не могла», пока не подвернулся удобный момент.

На одном из пиров Саломея, дочь Иродиады, «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». И царь ей сказал, что та может просить у него все, что захочет.

«Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.

Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.

Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей», — свидетельствует евангелист Марк.

Тело Иоанна, согласно Евангелию, похоронили его ученики. А вот что было с головой — Писание умалчивает. Сохранилось лишь предание, по которому Иродиада спрятала ее в своем дворце. Однако жена домоправителя Ирода по имени Иоанна выкрала голову и, поместив в кувшин, захоронила на Елеонской горе напротив Иерусалима, на территории одного из поместий галилейского царя.

Спустя десятки лет эту землю выкупил некий вельможа по имени Иннокентий. Он и обнаружил кувшин с головой Предтечи. Это событие вошло в церковный календарь как Первое обретение главы Иоанна Крестителя.

Перед смертью благочестивый вельможа решил закопать голову. На месте захоронения он, как гласит предание, построил церковь. Но со временем она обветшала и разрушилась. И в христианской общине реликвию считали навеки утраченной.

Обретение и забвение

Однако случилось чудо. В IV веке, как гласит предание, Иоанн Креститель явился двум монахам, которые совершали паломничество в Иерусалим, и указал место захоронения своей головы. Те положили ее в мешок, но по дороге домой встретили горшечника из сирийского города Емесса (современный Хомс). Тому тоже явился во сне пророк и указал «забрать у нерадивых монахов» реликвию. Он так и сделал. Спустя годы, после череды различных перипетий, святыню утратили вновь.

В 452 году произошло Второе обретение главы Иоанна Предтечи. Монах Маркелл раскопал ее в Емессе. А вот что было потом — большая загадка.

Церковное предание гласит, что святыню торжественно перенесли в Константинополь, где она и хранилась многие столетия. Однако еще в XVII веке французские историки отмечали, что средневековой Европе ничего не было известно об этом событии. Напротив, считалось, что голова осталась в Емессе, где ради нее воздвигли величественную церковь.

Вот только примерно с VIII века след святыни теряется. Где она могла оказаться? На этот счет существует три версии.

«Разделили на части»

В начале VIII века к власти в Византии пришли иконоборцы. Они принялись уничтожать не только иконы, но и реликвии, считая их «пережитком язычества». Печальная участь угрожала и главе Иоанна Предтечи, однако верующим удалось ее вовремя спасти. В самый последний момент они перенесли святыню из Емесса в город Команы.

Правда, в то время было два города с таким названием. Один находился в Каппадокии, а другой — в Абхазии. Большинство ученых склоняются к тому, что речь идет все же о Причерноморье, ведь Команы Колхидские — так называли этот город — на протяжении почти тысячелетия служили пристанищем для гонимых властью христиан. Там, например, находился в ссылке знаменитый учитель Церкви Иоанн Златоуст.

В 843 году, когда режим иконоборцев свергли, реликвию доставили в Константинополь. Это событие отмечается в Церкви как Третье обретение главы Иоанна Предтечи.

«Затем глава была поделена на несколько частей (согласно различным версиям, на две или на семь частей, вероятно, во время правления императора Константина IX Мономаха), которые хранились в храмах Константинополя», — отмечают авторы «Православной энциклопедии».

А в 1204 году крестоносцы увезли части святыни в Западную Европу. Одна из них оказалась во французском Амьене. Другая — в соборе Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме. То, что завоеватели не успели захватить, эвакуировали в Великую Лавру на Афоне.

Впоследствии части главы Предтечи распространились по всей Европе. Одну из них правитель Валахии Неагул Башараба в XVI веке подарил афонскому монастырю Дионисиат.

«В эпоху Средневековья происходил постоянный обмен реликвиями. Ведь тогда они играли не только духовную, но и большую политическую роль», — отмечает в беседе с журналистами британский искусствовед Энтони Истмонд.

Кавказский след

По другой версии, святыню спрятали от иконоборцев в Команах Каппадокийских. Оттуда привезли в Иберию (Грузию), где она хранилась вплоть до XIII века, пока ею не завладел брат правителя земли Арцах (ныне — Нагорный Карабах) по имени Джалал Дола.

Согласно хроникам, он вручил реликвию своему брату, однако через некоторое время потребовал обратно. Но тот отказался.

«Тогда Джалал Дола силою отнял ее у брата и привез в края Гандзак, в гавар Арцаха, в родовую усыпальницу свою. И поместил он ее там и над ней построил удивительную и восхитительную церковь католике во славу Бога Христа и Крестителя его святого Иоанна. А день освящения церкви назвал ее именем святого Иоанна Гандзасара», — повествует армянский летописец.

Святыня ислама

Впрочем, согласно еще одному преданию, святыню вывезли из сирийского города Емесса намного раньше VIII века. По каким причинам — неизвестно. Однако глава Иоанна Предтечи оказалась в Дамаске.

По византийской традиции ее погребли в храме, который, как отмечали современники, был богато украшен. Что удивительно, стены базилики, возведенной примерно в VI веке, сохранились до сих пор. Теперь это часть четвертой по значимости мечети ислама — Омейядской.

«Строители мечети Омейядов (в VIII веке. — Прим. ред.) наткнулись на гробницу, где не было ни единого намека на то, кто в ней похоронен. И решили разрушить ее. Едва нанесли несколько ударов, как из камня пошла кровь», — рассказывает корреспонденту РИА Новости имам мечети Ахмед Букар.

Местные христиане сообщили халифу Аль-Валиду, который возводил мечеть, что в могиле покоится глава Иоанна Предтечи. Тогда правитель приказал построить над ней специальный шатер. Ныне свои молитвы перед святыней возносят тысячи мусульман, которые почитают Крестителя как одного из пророков ислама.

Однако, как уточняет Букар, достоверно не известно, погребена ли глава целиком, либо это одна из ее частей. Каких-либо серьезных исследований тут не проводилось, как и с реликвиями, хранящимися в Риме, Амьене, на Афоне и в Нагорном Карабахе.

А ученые, в свою очередь, подчеркивают, что решить проблему невозможно — слишком мало данных. Поэтому местоположение главы Иоанна Предтечи — вопрос прежде всего веры, а не науки.

Источник: https://ria.ru/20200308/1568290902.html

Обретение главы иоанна предтечи

Иоанн Предтеча закончил свою жизнь мученическою смертью.

Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен галилейским царем Иродом Антипой в темницу (Ирод Антипа, был сыном того Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев).

Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде, грубо нарушив еврейский обычай. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.

В темнице Иоанн Предтеча провел около года. В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей.

Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.

Саломия, наученная матерью, просила дать ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну.

Усекновение главы Иоанна Предтечи (Худяков В.Г.,1861)

Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.

После усекновения главы Иоанна тело его тайно было погребено учениками его в городе Севастии — городе Самарийском, а глава тайно сокрыта во дворце Ирода Иродиадой, боявшейся, что при соединении главы с телом, Иоанн может воскреснуть и снова обличить ее.

По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, ставшая потом одной из мироносиц, тайно откопала святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Церковь празднует троекратное обретение главы святого Иоанна Предтечи и Крестителя Христова. Первое обретение совершилось в IV веке, второе – в V веке, а третье – в IX веке. 

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

В IV веке Иродово поместье купил богатый христианин Иннокентий и стал строить на горе храм. Копая ров для основания, он откопал в земле сосуд с головой Иоанна Крестителя. От главы той произошли чудесные исцеления. Так произошло первое обретение честной главы святого пророка Иоанна Крестителя.

Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением. Но перед своей смертью он, боясь, чтобы святыня вновь не была поругана, сокрыл ее в том же месте, где обрел. Со временем храм Иннокентия пришел в запустение и разрушился. 

Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, во дни царствования равноапостольного царя Константина Великого, когда вера христианская воцарилась в мире и благочестивые христиане отовсюду стали ходить ко святым местам на поклонение, двое иноков пришли в Иерусалим на поклонение Животворящему Кресту и Гробу Господню.

Иоанн Предтеча явился им во сне, каждому в отдельности, и сказал: «Идите во дворец Ирода, там вы найдете мою главу, упокоившуюся в земле». На утро они отправились на Елеонскую гору и обрели в указанном месте святые мощи Иоанна Предтечи.

Возблагодарив Бога, монахи положили главу в мешок и отправились домой.

По дороге им встретился бедный горшечник из сирийского города Эмессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености, вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св.

Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Он всю жизнь почитал святую главу Иоанна Предтечи, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился. Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством.

Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню.

Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал своей сестре. При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком.

Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это. Перед своей смертью она должна была передать это сокровище какому-либо богобоязненному и добродетельному человеку.

С тех пор честная глава была преемственно хранима христианами.

Спустя много лет, обладателем честной главы стал живший недалеко от Эмессы священник Евстафий, зараженный арианством (христианской ересью IV – VI вв). Приходившие к нему больные люди получали исцеление от чудесной благодати, исходившей от главы Иоанна Предтечи, которую он держал втайне.

Но Евстафий стал, подобно вору, приписывать себе и своей ереси эту благодать, стараясь скрыть от людей истинную причину чудесных исцелений, и через это многих совратил в свою ересь. Вскоре кощунство его было раскрыто, и Евстафий был изгнан из Эмессы. Закопав святыню в пещере близ Эмессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения.

Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь.

Настоятелю этого монастыря Маркеллы в 452 году в сновидении явился сам Иоанн и указал место сокрытия своей главы. Она была перенесена в Константинополь. Так произошло второе обретение честной главы святого пророка Иоанна Крестителя. Тогда и был установлен праздник в этот день.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи

Но и в Константинополе глава находилась недолго. Наступили времена иконоборчества. Во время гонения на святые иконы в VIII веке, глава Предтечи перенесена была из Константинополя в Команы (близ Сухуми) — место ссылки и смерти Иоанна Златоуста — и там спрятана в тайном месте.

Именно в Каманах, близ Сухуми, состоялось третье обретение  честной главы Предтечи. В царствование Михаила, около 850 года, патриарху Константинопольскому Игнатию во время ночной молитвы в видение было указано место, где находится голова пророка. Император отправил в Команы посольство и в указанном патриархом месте в третий раз нашли святыню. Позже, в 857 году, главу перенесли в Константинополь и положили в придворной церкви.

Глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала была положена в царских палатах, а потом часть ее хранилась в Студийском Предтеченском монастыре. В этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 году. Другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амьен во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи.

Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости.

Сам Бог благоволит почтить и прославить мощи святых многими и разными чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании, и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру, где был похоронен пророк Елисей.

Как только мертвый коснулся костей пророка, так сразу ожил (4 Цар. 13, 20-21). В истории Церкви известно такое количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что перечислить невозможно.

Обычно, даже само открытие мощей какого-либо святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается чудесами и знамениями.

Второе основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния».  

Частицы мощей Иоанна Предтечи находятся в Храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (м.«Петровско-Разумовская», Дмитровское шоссе,170) и в Храме святителя Николая в Пыжах (м.«Третьяковская», ул. Б. Ордынка,27а/8).

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/37401

Усекновение главы Иоанна Предтечи

 
Дни празднования:9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи7 июня- третье обретение главы Иоанна Предтечи

11 сентября -усекновение главы Иоанна Предтечи. Великий Церковный праздник.

Пророку Иоанну Крестителю, рождество которого Церковь отмечает 7 июля,  выпала огромная честь крестить самого Иисуса Христа. Его также называют Предтечей потому, что он стал предшественником и рождению Господа и смертью Его.
Иоанна Предтечу вспоминают в каждом богослужении. По своей святости он уступает только Пречистой Святой Деве.

История события усекновения главы Крестителя
Первое обретение главы Иоанна Предтечи
Второе обретение главы Иоанна Предтечи
Третье обретение главы Иоанна Предтечи
Духовный смысл праздника. Однодневный пост
Тропарь и кондак
Величание

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.

ВИДЕО

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/useknovenie-glavy-ioanna-predtechi/

На Святой Земле. По следам Иоанна Крестителя

Николай Медин

Евгений Горин, Андрей Сафонов, Николай Медин, Виктория Светличная

По свидетельству Спасителя, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Предтеча крестил Иисуса Христа в водах Иордана и был свидетелем явления Пресвятой Троицы.

К сожалению, мы не всегда помним то первое Крещение Господне, и в наше время часто воспринимаем это христианское таинство буднично, как ритуал, и даже как часть русской национальной традиции. А ведь через Крещение происходит преображение или коренное изменение самой человеческой природы. Дух Святой сообщает человеку начало Божественной, христианской жизни.

Почему же в Евангелии деяния Предтечи занимают особое место? И почему Иоанн Креститель – самый почитаемый христианский святой после Девы Марии? Примерно такими вопросами задавались себе участники нашей паломнической группы во время поездки в Израиль. О некоторых местах, связанных с жизнью пророка, хочется рассказать отдельно.

Первое место, куда мы отправились из Вифлеема, был Эйн Карем – город в 8 км к юго-западу от Иерусалима, где родился и вырос Иоанн Креститель. Второе – Севастия в окрестностях Наблуса, предполагаемое место усекновения главы святого.

Горненский Монастырь

Святой Иоанн Креститель, как мы помним, предшественник Христа, а по матери он был родственником Спасителя и родился на шесть месяцев раньше.

Предание связывает Эйн Карем также с Богородицей, куда она пришла после Благовещения из Назарета, чтобы поделиться радостью с праведной Елизаветой о будущем рождении Спасителя.

По этой причине в Эйн Кареме еще во времена крестоносцев была построена церковь Посещения. А неподалеку от неё в 1871 архимандритом Антонином (Капустиным) был основан Горненский монастырь – место, теперь посещаемое всяким православным паломником.

Стоит отметить, что единственный проезд к монастырю проходит через территорию госпиталя Хадасса, поэтому нам необходимо было пройти проверку службы безопасности. Но, к счастью для нас, она не заняла много времени.

Настоятельницей монастыря с 1992 является игумения Георгия (Щукина). В прошлый наш приезд нам посчастливилось с ней увидеться. А в этот раз она пребывала в отъезде: в Санкт-Петербурге, так что нас встречала её заместитель.

История создания православной обители замечательна и детально описана в статье Павла Платонова. И любопытный читатель сможет почерпнуть там немало интересных фактов.

Первый храм был построен и освящен через 10 лет после основания обители – в 1882-1883 гг. Вначале он именовался «Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов». Но после избавления монастыря от эпидемии холеры храм именуется «Божией Матери, Казанской Ее иконы».

Церковь совсем небольшая, но вместе с тем очень светлая и уютная.

В 2007 году, тогда еще митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, был освящен главный собор монастыря «В честь Всех святых». У нового храма судьба складывалась непросто: строительство, начавшееся в 1911 году, было прервано Первой мировой войной в 1914 году. Долгие годы храм оставался незавершенным. И лишь в 2003 году возобновились строительные работы.

В обители нет больших корпусов с монашескими кельями. Сейчас насельницы монастыря, как и сто лет назад, живут в небольших домах. В 19 веке русские паломницы, желающие остаться на Святой Земле, получали свой земельный надел и должны были на свои средства построить дом и благоустроить участок. И сады, и постройки сохранились до сегодняшнего дня.

Рождество Иоанна Крестителя христиане всего мира отмечают 24 июня (в России – 7 июля, по новому стилю). Этот день памяти святого также является престольным праздником Горненского монастыря. Архимандрит Антонин (Капустин) написал особый тропарь, который поется сестрами обители до сих пор. Вот он:

Тропарь «Прихождения Божией Матери в Горний Град Иудов» Дево безневестная и Мати всечестная, Приемши от Архангела Благовещение, И целовавши южику Твою всечестную Елисавет, Материю Господа от сея наречена была если, И возвеличила возвеличившаго Тя Господа.

Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!

Наша группа пробыла в обители всего несколько часов. Безусловно, времени для спокойной, сосредоточенной молитвы очень мало. Но, несмотря на это, наверное, каждый из нас смог ощутить там какую-то особую благодать, душевный свет, идущий через века.

Монастырь Иоанна Крестителя в пустыне

Фигура Предтечи тесно связана с пустыней – местом аскетической жизни и обретения благодати Божией. По словам святого Иоанна Златоуста, «он (Предтеча) жил в пустыне, как на небе, вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом».

Кроме того, согласно пророчеству Исаии, именно из пустыни должен был явиться Предтеча Спасителя.

Источник: http://www.izmsobor.ru/ru/deyatelnost/palomnichestva/248-na-svyatoj-zemle-po-sledam-ioanna-krestitelya

Иоанно-Предтеченский монастырь — дом Иоанна Крестителя

Каждый раз, когда я бываю в Москве, стараюсь посетить один из любимых мною монастырей – это Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Он расположен в центре Москвы, недалеко от станции метро «Китай-город».
В этом монастыре я была много раз. Например, иду мимо него и вроде не собираюсь заходить, но все-таки что-то подсказывает зайти и поцеловать иконочку Иоанна Предтечи, к которому отношусь очень трепетно.

Дело в том, что Иоанн Предтеча – мой самый любимый святой. Обычно когда кого-то спрашиваешь о его любимом святом, то человек отвечает: «Я всех святых люблю», и никого не хочет обидеть. А у меня не так, я тоже люблю всех святых и почитаю, но среди них особенно выделяю Иоанна Предтечу. Такое отношение к нему появилось через тексты, молитвы и песнопения, которыми воспевает великого пророка Церковь.

А узнала я об этой удивительной обители совершенно случайно, если такие случайности вообще бывают. Однажды я шла по улице и обратила внимание на вывеску «Монастырская трапеза» – и удивилась, так как подобное название я встречала только в больших монастырях: в Дивеево, в Оптиной пустыни, в Троице-Сергиевой Лавре.

А тут центр Москвы, и подобная вывеска! Стала смотреть внимательнее, увидела часовню И вот вошла я в часовню, где находится икона Иоанна Предтечи, а рядом на подставке – металлический обруч. Меня это удивило, ведь подобных святынь я ни разу не встречала. В соборном храме я увидела древний образ святого, написанный аж в XVI веке, с частицей мощей, причем достаточно большой.

Уже позже вспомнила, что, когда в Саратов с Афона была доставлена десница Иоанна Предтечи, я думала, что это моя единственная возможность приложиться к его мощам. А оказывается, совсем недалеко, в пятнадцати часах езды на поезде, и не на Афоне, а в Москве есть частица святых мощей. Это меня очень обрадовало.

Позже возникло желание побольше узнать об этом монастыре, и его история меня удивила и восхитила.

Обитель основана в XV веке (точная дата учреждения монастыря неизвестна). Иоанно-Предтеченский монастырь первоначально был мужским и существовал на другом берегу Москва-реки — в Замоскворечье.В 1530-е годы после рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Иоанна Васильевича — был перенесен на Кулишки. Здесь, на новом месте, при сохранении старого посвящения монастырь стал женским.

Первый русский царь, венчавшийся на российское царство в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа (по ст.ст.) и носил имя Крестителя Господня Иоанна.

Из истории

Близость к Кремлю и связь с царским домом всегда определяли судьбу монастыря с момента его основания и на протяжении столетий. Иоанновская обитель была основана как ружная – построенная на государевой земле, и получала царскую ругу – содержание от владевшего землей царского дома.

Особенно часто посещали и щедро одаривали Иоанновскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых – цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович, супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева. В Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но вскоре восстановлена усердием благочестивых русских царей.

После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 году обитель была упразднена более чем на полвека. И только в 1859 году было начато возрождение обители по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой.Огромную роль в этом святом деле сыграл митрополит Филарет (Дроздов).

Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, святитель Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития.Летом 1859 года император Александр II лично утвердил проект, и в 1860 году при участии святителя Филарета были заложены новый монастырский собор и больничная церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы – небесной покровительницы Е.А.

Макаровой-Зубачевой. Обитель перестраивалась в течение двадцати лет при архипастырском попечении митрополита Филарета по проекту академика Михаила Быковского, создавшего архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей в центре старой Москвы.

Торжественное освящение Иоанно-Предтеченского монастыря состоялось в октябре 1879 года. Быстро наполнилась Иоанновская обитель и стала привлекать паломников со всех концов Российской империи. До революции в обители проживало свыше трехсот насельниц. Известно, что в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси или совершивших тяжкие преступления.

Царские особы

Монастырь был весьма почитаем царями и царицами. Многие представительницы царского рода принимали в нем постриг, а некоторые становились его насельницами. Так, в обители была пострижена вторая супруга старшего сына царя Иоанна Грозного, царевича Иоанна, Феодосия Михайловна, в монашестве Параскева.В Смутное время в монастыре была заточена и пострижена супруга царя Василия Шуйского царица Марья Петровна, в постриге Елена.

В XVIII веке в монастыре поселяется поневоле самая известная его насельница — дочь императрицы Елизаветы Петровны от брака с Алексеем Григорьевичем Разумовским княжна Августа Тараканова, в монашестве Досифея. Она была заточена в монастырь в 1785 году. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Ее время было наполнено молитвою, рукоделием и чтением духовных книг.

Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т.к. после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми наделил Господь смиренную инокиню. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 году и похоронена была в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых.

Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна часто навещала подвизавшуюся в обители блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах.

Молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства.

Около трехсот лет почивали в Иоанновской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, молитвенницы и покровительницы царствовавшей династии Романовых. В середине XIX века по благословению святителя Филарета Московского мощи блаженной при перестройке собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу.

В связи с закрытием собора в 1926 году мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным.

Годы гонений

В 1918 году монастырь был закрыт одним из первых в Москве и превращен в концлагерь «Ивановский Исправдом на Солянке», где в 20-е годы одновременно находились до четырехсот заключенных.

Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать, как приходские. Но в 1926 году храмы были отобраны.

В монастырском соборе размещалось хранилище Губернского архивного бюро, а Елизаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства. Позже здания монастыря использовались в служебных целях структурами НКВД, затем МВД.

Обитель сегодня

В 1992 году Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а в 2002 году был официально восстановлен женский монастырь.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря.

Пополнилась обитель и новыми насельницами, обрела своих прихожан. Сейчас в монастыре возобновлена монашеская жизнь, действуют иконописная, реставрационная и пошивочная мастерские, открыт музей.

Святыни

     Наиболее известной святыней монастыря является чудотворный образ Иоанна Крестителя XVI века с частицей мощей и с обручем.На рубеже XIX–XX столетий появляется новый обычай, связанный с почитанием Крестителя Господня.

Паломники начинали свое путешествие к кремлевским святыням с посещения Иоанновского женского монастыря, где в часовне обители им надевали металлический обруч на головы в память Усекновения главы Крестителя. Обруч упоминается с XIX века и является даром монастырю человека, который получил после молитвы у иконы Иоанна Предтечи исцеление от болезни головы.

Церковное почитание святого Крестителя Господня Иоанна знает его благодатную помощь и силу избавлять от болезней головы.Этот медный обруч уцелел. Он подобен таким реликвиям, как мера святого Гроба Господня, как мера стопы Пресвятой Богородицы из Почаева. Видимо, он являлся мерой Главы святого Иоанна Предтечи.

Появившись в преддверии кровавой смуты, эта реликвия стала образом мученического венца, которого сподобились многие насельницы и клирики Иоанновского монастыря во время гонений, а также многие люди, для которых закрытый богоборческой властью Иоанновский монастырь стал узилищем и местом мученической кончины.

Медный обруч присоединен к киоту иконы святого пророка справа металлической цепочкой. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас». У иконы с обручем и сейчас происходят исцеления.

Однако Иоанн Предтеча исцеляет по молитвам к нему не только телесные и душевные недуги, но также помогает покаяться – изменить образ мыслей, сознание и жизнь устремить ко Христу.

И сегодня в обители особо ощущается незримое присутствие проповедника покаяния – пророка Иоанна.

И еще одна удивительная святыня — гробница блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря, о которой говорилось выше. Сегодня возле гробницы блаженной Марфы часто можно увидеть семейные пары и беременных женщин. Супруги, мечтающие о ребенке, молитвенно просят святую о помощи, а женщины – о благополучном разрешении от бремени. Также приходят люди, у которых возникли проблемы с деторождением. Бездетные супруги приходят помолиться святыням монастыря и получают просимое по силе своей веры.

Ольга Урядова

Источник: http://trsobor.ru/ioanno-predtechenskij-monastyr-dom-i/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое прах умершего человека
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как ни в чем не бывало запятые

Закрыть