Автокефалия что это такое

Томос без мира: что означает предоставление автокефалии Украине

автокефалия что это такое

Сегодня в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей передал предстоятелю Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополиту Епифанию (Думенко) подписанный накануне томос — документ об автокефалии. Президент страны Петр Порошенко поспешил назвать произошедшее «еще одним актом провозглашения независимости Украины».

Ранее Константинополь включил ПЦУ в диптих поместных церквей и призвал их признать новую православную структуру. Русская православная церковь (РПЦ) считает, что значение сегодняшних событий канонически ничтожно, и собирается выстраивать отношения с другими церквями в зависимости от того, какую позицию они займут.

Время выбора

Вручение томоса состоялось 6 января в соборе Святого Георгия после торжественного богослужения. Таким образом, процесс предоставления автокефалии был завершен.

Петр Порошенко, присутствовавший при передаче документа, в своем  назвал это «великим историческим делом», а сам томос — «еще одним актом провозглашения независимости Украины», который «укрепит религиозную свободу, межконфессиональный мир, усилит права и свободы граждан».

За личный вклад в развитие автокефальной поместной церкви Украины президент страны даже вручил патриарху Варфоломею орден «За заслуги» I степени.

При этом подписание томоса имеет «совершенно ничтожное значение с точки зрения канонов церкви», заявил «Известиям» глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков.

— Это просто бумага, которая была красиво написана и передана Константинопольским патриархом президенту Порошенко. Никакой духовной составляющей и реального значения для церкви в этом нет, — подчеркнул он.

— Всё это бутафория, не имеющая под собой реальной церковной основы.

Абсолютное большинство верующих на Украине причисляют себя к Украинской православной церкви и, как мы видим в последние дни, хранят верность каноническому православию и не собираются переходить ни в какие новообразованные квазицерковные структуры.

По мнению Александра Волкова, для Украинской православной церкви (УПЦ) произошедшие события не изменили ничего.

— Она (УПЦ. — «Известия») уже на протяжении долгого времени находится в осадном положении. Сколько оно продлится — зависит от степени безумия нынешних властей Украины, — отметил священник.

Что касается мирового православия, то, по его мнению, поместные церкви не поддерживают действия Константинополя. Это, в частности, подтверждается тем, что «со стороны их предстоятелей не следует никаких шагов по признанию новообразованной раскольничьей структуры». А некоторые уже сейчас с совершенной определенностью высказались против действий Константинополя — это Польская и Сербская церкви.

Сейчас каждая поместная церковь должна сделать «очень непростой выбор и определиться, кто на какой стороне», отметил Александр Волков.

— В том, как РПЦ будет выстраивать дальнейшие отношения с поместными церквями, она будет исходить из того, какие решения они примут, — добавил священник. — С учетом всей серьезности создавшейся ситуации каждая поместная церковь, я думаю, осознает свою ответственность.

Если сейчас в отколовшемся положении находится только одна Константинопольская церковь, а все остальные сохраняют внутреннее единство, то при дальнейшем негативном развитии этой ситуации Русская церковь не будет молчать и закрывать на это глаза.

Если какие-то поместные церкви будут выстраивать свою позицию вслед за Константинополем, нам придется констатировать ее ошибочность.

Русская церковь не изменит позиции, что бы ни происходило, подчеркнул Александр Волков.

Ранее председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в эфире передачи «Церковь и мир» заявил, что сейчас «в семье православных церквей наступила ситуация раскола, который может сохраниться на десятилетия или на столетия».

Границы независимости

Текст украинского томоса пока не опубликован на сайте Константинопольской церкви. Но его детали известны: по данным ТАСС, перевод документа на украинский еще вчера распространил посол Украины в Турции.

Томос ограничил ПЦУ территориально — она не должна выходить за границы государства. Церковь лишена права создавать зарубежные епархии и приходы, а уже существующие должна передать Константинополю. Как пояснил «Известиям» историк церкви, богослов, протоиерей Владислав Цыпин, такова общая позиция Константинополя по всем поместным церквям, просто считаются с этим не все.

Кроме того, документ предписал ПЦУ получать миро от Константинополя и все важные вопросы решать совместно со Вселенским патриархом.

Владислав Цыпин считает, что томос с такими ограничениями автокефалии фактически не предоставляет.

— Только одно в документе соответствует уровню автокефалии — что первый епископ ПЦУ не утверждается Константинополем. Во всех остальных отношениях эта церковь ставится в подчиненное положение, — отметил эксперт. — В декларативной форме сказано, что она во всем должна действовать по указаниям «Первой кафедры Нового Рима».

Согласно томосу, Константинополь также получает право на экзархат и ставропигии на Украине.

— Когда-то, в Средневековье, патриархи имели ставропигиальные монастыри вне своих канонических границ. Но это давно изжито. Остались только ставропигии глав церкви не в своей епархии. Раз у Константинополя на Украине будут ставропигии и экзархии, это значит, что ПЦУ конституируется как зависимая, — подчеркнул Владислав Цыпин.

Впрочем, как пояснил «Известиям» эксперт, ситуация с ПЦУ не уникальна — ограничения есть и у других поместных церквей. Например, у Греческой и Чешской — они тоже получают миро из Константинополя. Но ставропигиальных монастырей, как и экзархов, там нет.

По мнению Владислава Цыпина, с вручением томоса ПЦУ обостряется проблема, касающаяся всего вселенского православия.

— Я думаю, происходящие сейчас события на долгие десятилетия, а может быть и более, прочертили черту между Русской церковью и Константинопольским патриархатом, — сказал эксперт.

— И теперь другие поместные церкви должны будут сделать выбор, потому что в конце концов возникнет проблема сослужения. Когда Константинополь пригласит предстоятелей других поместных церквей служить с собой и представителями ПЦУ, то встанет вопрос, допустимо ли это.

Отказ сослужить будет вызовом Константинополю, а согласие — вызовом для Московского патриархата.

Кроме того, по словам Владислава Цыпина, произошедшее дает и дополнительный повод для гонений на законную церковь на Украине. По крайней мере для отнятия храмов — юридического или насильственного. В таком случае появится основание говорить о том, что Варфоломей поспособствовал дискриминации канонической церкви, считает эксперт.

Ответ Варфоломею

Ранее предстоятель Константинопольской церкви призвал патриархов и архиепископов автокефальных православных церквей поддержать предоставление независимости новосозданной церкви Украины и признать ее. Однако на сегодняшний день две поместные церкви — Польская и Сербская — осудили действия Фанара.

Митрополит Варшавский и всей Польши Савва в ответном письме Варфоломею подчеркнул, что вместо объединения православных последние события привели к еще большему их разобщению.

Патриарх Сербский Ириней в рождественском послании своей пастве выразил озабоченность в связи с трагическими последствиями вмешательства националистически настроенных политиков во внутреннюю жизнь православной церкви, в том числе на Украине.

А митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий заявил СМИ, что патриарх Константинопольский Варфоломей, вместо того чтобы сыграть роль объединителя православных, «разрушил вековое единство православных церквей».

6 января стало известно, что патриарх Антиохийский Иоанн X, отвечая на письмо Варфоломея, посвященное его намерениям предоставить автокефалию православной церкви в украинском государстве, призвал его «не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».

Источник: https://iz.ru/831317/valeriia-nodelman/tomos-bez-mira-chto-oznachaet-predostavlenie-avtokefalii-ukraine

Источник рассказал, почему Украинской церкви не дадут автокефалии

автокефалия что это такое

2018-04-22T21:51+0300

2018-04-22T23:44+0300

https://ria.ru/20180422/1519177573.html

Источник рассказал, почему Украинской церкви не дадут автокефалии

https://cdn25.img.ria.ru/images/147314/48/1473144829_0:277:3119:2047_1036x0_80_0_0_aa65da9b9f6f98799184fe0242bca66b.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

АФИНЫ, 22 апр — РИА Новости, Геннадий Мельник. Константинопольский патриархат сообщил, что вместе с другими православными церквами изучит запрос «церковных и политических деятелей» Украины о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви. Близкий ко Вселенскому патриархату источник сообщил РИА Новости, что поскольку вопрос будет обсуждаться с участием Русской церкви, а решение требует единогласия церквей, автокефалии Украина не получит.

Президент Украины Петр Порошенко ранее в воскресенье заявил, что Константинопольский патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии Украинской православной церкви.

«Вселенский патриархат, по божественным и священным канонам и многовековому церковному порядку и традиции, с учетом мировой православной церкви и ответственности за всеправославное единство, святого крещения в Константинополе православного украинского народа, подробно рассмотрел вопрос о церковной ситуации на Украине, как это было и на предыдущих синодах, принял запрос о предоставлении автокефалии от части священнослужителей и политических деятелей, представляющих несколько миллионов православных украинцев», — говорится в сообщении пресс-службы патриархии.

«(Вселенский патриархат) решил по этому запросу быть в тесном общении с другими сестринскими православными церквами для их информирования и координации», — значится в тексте.

Константинопольский патриархат добавил, что его синод обсудил этот вопрос 19 и 20 апреля.

Константинополь посоветуется с Москвой

Как пояснил РИА Новости источник, близкий к Фанару, это означает, что Константинопольский патриархат поговорит со всеми другими церквами и соберет внеочередной синод с участием всех православных церквей, который, однако, не предоставит автокефалию Украинской православной церкви — поскольку требует единогласного решения.

«У Константинопольского патриарха есть обязательства перед Русской православной церковью», — сказал собеседник.

«Сообщение Константинопольского патриархата означает, что будет созван внеочередной синод всех православных церквей. Это значит, что будет и Русская православная церковь, и другие славянские церкви, и все другие церкви и патриархии. В Фанаре соберутся 14 православных церквей с тем, чтобы обсудить запрос. Но они не примут решения о предоставлении автокефалии», — сказал собеседник агентства.

По его словам, раньше автокефалии получили многие церквы — и Болгарская, и Румынская, и Русская православная церковь несколько веков назад.

«Все они получали автокефалию от самого Константинопольского патриархата, по священным правилам и канонам он не спрашивал ни у кого (эти церкви входили в состав Константинопольского патриархата). Но в данном случае (с УПЦ) патриарх не хочет столкновений с Москвой. Он созовет внеочередной синод с участием всех представителей всех 14 церквей, и там будет все решаться», — сказал собеседник агентства.

«Понятно, что, поскольку на синоде будут и патриарх Кирилл, и другие дружески расположенные к Москве церкви, какого-либо решения о приемлемости предоставления автокефалии Украинской церкви не может быть. Поскольку там будет Москва», — сказал собеседник агентства.

Обращения Порошенко

Порошенко по время посещения Фанара 9 апреля обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею I с просьбой о предоставлении автономии или автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата, что, по мнению главы государства, позволит создать в стране единую поместную православную церковь. 17 апреля Порошенко вновь направил патриарху Варфоломею I обращение с подобной просьбой, документ поддержали Верховная рада Украины и иерархи Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Перед Всеправославным собором 2016 года на Крите украинские депутаты просили рассмотреть их обращение, но собор отказался включать вопрос в повестку дня.

Очередное обращение Порошенко появилось всего через несколько дней после телефонной беседы президента России Владимира Путина и константинопольского патриарха. Путин в этом разговоре 3 апреля выразил патриарху особую признательность за постоянно оказываемую поддержку единству православного мира. Патриарх Варфоломей I сказал, что «Вселенский патриархат будет и впредь выполнять свою координирующую роль в пользу общеправославного единства».

По мнению специалистов по церковным отношениям, патриарх Варфоломей I стремится сохранить единство всей Православной церкви и не сделает чего-то, что поставит под угрозу единство православия, тем более после таких заявлений российскому президенту. Односторонние действия без согласия Москвы (паства Русской церкви — самая многочисленная среди православных церквей, около половины всех православных планеты) означали бы схизму, считают эксперты.

Источник: https://ria.ru/20180422/1519177573.html

Томос для Украины. Все, что нужно знать о событиях в Стамбуле

автокефалия что это такое

5 и 6 января президент Украины Петр Порошенко, председатель Верховной Рады Андрей Парубий и предстоятель Православной церкви Украины Епифаний примут участие в церемонии подписания и вручения томоса в Стамбуле. Этому предшествовал Объединительный собор в Киеве, на котором украинское духовенство избрало главу новосозданной церкви. Вручение томоса должно завершить процесс обретения независимости украинским православием.

Программой визита в Турцию 5 января предусмотрена встреча президента Украины Петра Порошенко и председателя Верховной Рады Андрей Парубия с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, посещение Вселенского патриархата и встреча со Вселенским патриархом Варфоломеем.

После завершения процедуры подписания томоса прозвучат заявления Вселенского патриарха Варфоломея, митрополита Киевского и всея Украины Епифания и президента Украины Петра Порошенко.

6 января члены делегации примут участие в церемонии вручения томоса, Божественной Литургии (совместное отправление Вселенским патриархом Варфоломеем и митрополитом Епифанием) и в Церемонии освящения воды в заливе «Золотой Рог».

Начало

«Не верится, что увижу Вселенского патриарха. Но еще больше не верится, что увижу томос о признании автокефалии Украинской Православной Церкви», – написал 4 января священник, представитель пресс-службы Православной церкви Украины Иван Сидор.

Документ о независимости Украинской церкви он называет «ожидаемым тысячелетиями».

Еще в 2016 году Верховная Рада Украины приняла обращение к архиепископу Константинополя, Вселенскому патриарху Варфоломею с призывом предоставить автокефалию православной церкви в Украине.

Депутаты апеллировали к тому, что в 1686 году Вселенский патриарх Дионисий неправомерно передал Киевскую митрополию Москве. Хронологию тех событий рассказывает проект «Молодежь Плюс».

Весной 2018 года Петр Порошенко посетил Стамбул, где в районе Фанар расположена резиденция Вселенского патриарха Варфоломея.

«Я, как президент, решил обратиться к Вселенскому патриарху, его Святейшеству, с просьбой о предоставлении томоса об Украинской поместной автокефальной церкви», – сообщил он тогда на встрече с лидерами парламентских фракций.

Петр Порошенко и Вселенский патриарх Варфоломей, Стамбул, апрель 2018 года

Реакция от различных конфессий на это заявление была диаметрально разной. Если в Киевском патриархате Украинской православной церкви инициативу поддержали, то Московский патриархат в тот же день заявил, что «нет оснований ожидать признания Вселенским патриархатом какой-то другой церкви, кроме УПЦ (МП)».

Не успели к годовщине

Вопреки ожиданиям Порошенко, что Украина получит томос к 1030-й годовщине Крещения Украины-Руси, то есть до 28 июля 2018 года, этого не произошло. Впрочем, Варфоломей неоднократно заявлял, что планирует предоставить Украине автокефалию.

В августе западное информационное агентство Associated Press сообщило о попытках взлома частной переписки христианского духовенства. Среди мишеней – и Вселенский патриарх.

Летом в Стамбул съездили сначала представители УПЦ (МП), впоследствии – и глава Русской православной церкви, патриарх Кирилл (Гундяев).

Это посещение было целью остановить процесс предоставления томоса Украины, однако достичь этого представителям Московского патриархата не удалось. В частности, об этом сообщал и пресс-секретарь УПЦ (КП), архиепископ Черниговский и Нежинский Евстратий Зоря.

В сентябре стало известно, что Вселенский патриарх назначил своих представителей в Киеве – экзархов: архиепископа Даниила Памфильського из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады. Оба родились в Украине.

Экзархи Вселенского патриархата в Украине – архиепископ Памфильський и Западной епархии УПЦ в США Даниил (справа) и епископ Эдмонтона и Западной епархии УПЦ в Канаде Иларион. Киев, 5 октября 2018 года

В ответ на эти действия Фанара РПЦ заявила, что прекращает вспоминать Вселенского патриарха в своих молитвах. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин назвал это решение проявлением сепаратизма.

11 октября синод Вселенского патриархата постановил продолжить процесс предоставления автокефалии украинской церкви.

Синод также восстановил канонический иерархический и священнический сан глав УПЦ КП Филарета и УАПЦ Макария и всех их последователей, а верующих этих церквей восстановил в евхаристическом общении с каноническим мировым православием.

Объединительный собор

Через несколько дней после синода в Константинополе РПЦ созвала свой – в Минске. Украину там представляли предстоятель УЦ (МП) митрополит Онуфрий и митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука.

В знак протеста против решения Константинополя РПЦ объявила о разрыве евхаристического общения со Вселенским патриархатом.

В ноябре президент Порошенко пригласил на встречу в Украинском доме в Киеве высшее духовенство УПЦ (МП), чтобы рассказать о переговорах со Вселенским патриархатом, однако встреча не состоялась. Со своей стороны, в УПЦ (МП) заявили, что это они пригласили президента в Киево-Печерскую лавру, а он не приехал.

В конце ноября Синод Вселенского патриархата утвердил проект устава для автокефалии украинской церкви. Это было сделано «в ожидании выдачи патриаршего и синодального томоса».

Объединительный собор, на котором избирали главу новой церкви и утвердили устав, состоялся 15 декабря. На Соборе присутствовали только двое митрополитов с УПЦ (МП): митрополит Винницкий и Барский Симеон и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проходит крещение ребенка в церкви

Иерархи УПЦ (МП), митрополит Винницкий и Барский Симеон (слева) и митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр во время Объединительного собора. Киев, 15 декабря 2018 года

Главой вновь созданной Православной церкви Украины избрали 39-летнего митрополита Переяславского и Белоцерковского Епифания.

Участники Объединительного собора поздравляют новоизбранного главу Православной церкви Украины митрополита Киевского и всея Украины Епифания. Киев, 15 декабря 2018 года

Уже на следующий день Вселенский патриарх пригласил его в Стамбул на церемонию вручения томоса – документа о предоставлении Украинской церкви статуса автокефальной.

Впоследствии в УПЦ (МП) заявили об освобождении от должностей митрополитов, принявших участие в соборе.

Это, однако, не помешало митрополиту Симеону уже 17 декабря объявить о переходе Винницкой епархии до ПЦУ.

В конце декабря патриарх Кирилл обратился к Варфоломею с письмом, в котором пригрозил ему «Страшным судом» за его поддержку украинской автокефалии.

По данным исследования Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива и Центра Разумкова, Объединительный собор и создание независимой церкви считает событием года большинство опрошенных – 24%.

Церемонию подписания и вручения томоса 5 и 6 января смотрите на -канале Радіо Свобода.

Источник: https://ru.krymr.com/a/tomos-dlya-ukrainy-ceremoniya-vrucheniya-v-stambule/29692632.html

«Томос» — это должность или документ? И что такое «автокефалия»? Очень краткий словарь церковных терминов

Томос

Вид церковного документа. Своего рода указ или грамота, которая выдается исключительно предстоятелем поместной православной церкви. Изредка такой документ выдается по вопросам вероучения. Но чаще всего томос касается церковного устройства — предоставления автономии или автокефалии.

Автокефалия

Это статус поместной церкви как независимой самоуправляемой части Вселенской православной церкви, возглавляемой патриархом, или архиепископом, или митрополитом.

Это такая поместная православная церковь, к юрисдикции которой относится определенная территория, где другие поместные церкви не могут действовать без согласия предстоятеля.

Автокефальная церковь имеет более широкие права, чем автономная церковь, и не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви. Например, автономию имеет Украинская православная церковь Московского патриархата, которая является частью Русской православной церкви.

Поместная церковь

Религиозная община христиан, которая действует на определенной территории: провинции, государства, края и т. п. Поместная церковь может быть автокефальной, автономной или самоуправляющейся или полуавтономной.

Украинская православная церковь Московского патриархата

Самоуправляющаяся православная церковь с особым статусом и правами широкой автономии, является частью Русской православной церкви на территории Украины. Создана в 1990 году Архиерейским собором РПЦ.

По состоянию на начало 2018 года УПЦ МП имела в Украине более 12 тысяч религиозных общин, более 200 монастырей и более 10 тысяч священников. Предстоятель УПЦ МП избирается епископатом церкви и утверждается патриархом Московским.

С 17 августа 2014 года им является митрополит Онуфрий (Березовский).

УПЦ МП официально отказалась участвовать в Объединительном соборе по созданию автокефальной церкви в Украине и разорвала отношения со Вселенским патриархатом по примеру РПЦ. Однако, ожидается, что ряд представителей УПЦ МП все же примут участие в соборе.

Украинская православная церковь Киевского патриархата

Православная церковь в Украине с резиденцией патриарха в Киеве. Делится на 34 епархии, объединяющие более 5 тысяч приходов. Создана в июне 1992 года путем объединения части УПЦ МП и Украинской автокефальной православной церкви. Действующий предстоятель — патриарх Филарет.

УПЦ КП не признана РПЦ и остальными православными церквями, а самого Филарета Архиерейский собор РПЦ предал анафеме, то есть отлучил от церкви. Анафему отменили в октябре 2018 года решением Синода Вселенского патриархата.

Делегация архиереев УПЦ КП будет самой многочисленной на Объединительном соборе.

Украинская автокефальная православная церковь

Православная церковь в Украине, создана в 1990 году, после выхода ряда галицких приходов из-под юрисдикции РПЦ на волне автокефального движения в конце 1980-х. Общины УАПЦ действуют в основном в западных областях Украины, на начало этого года их насчитывалось более тысячи. УАПЦ также не признана РПЦ и Константинопольским патриархатом. С июня 2015 года предстоятелем УАПЦ является митрополит Макарий. УАПЦ также приобщается к Объединительному собору по созданию поместной церкви в Украине.

Константинопольская православная церковь

Также часто упоминается как Константинопольский патриархат или Вселенский патриархат. Самая высокая по статусу из всех 14-ти независимых (автокефальных) поместных православных церквей. Предстоятелем с 1991 года является патриарх Варфоломей.

Прерогативой Вселенского патриарха является координация работы мирового православия, включая созыв соборов, а также поддержка межцерковных и межконфессиональных диалогов, у него есть право арбитра в церковных делах. Он также может предоставлять томос об автокефалии той или иной церкви.

Иногда для обозначения Вселенского патриархата используется термин «Фанар» — это исторический район Стамбула, где находится резиденция Вселенского патриарха — церковь Святого Георгия.

Должности и титулы

Патриарх — титул епископа, председательствующего в патриархии, глава автокефальной церкви.

Предстоятель — название должности председательствующего епископа поместной православной церкви. Предстоятелем также иногда называют епископа, который возглавляет местную церковь (епархию, экзархат), или священника, являющегося наместником или настоятелем монастыря или храма.

Митрополит — второй после патриарха титул епископа в православной церкви, председательствующий в митрополии, также возглавляет автокефальные или автономные церкви.

Иерей — официальное название священника в православной церкви.

Архиерей — служит для обозначения высших должностей в церковной иерархии, например, архиепископ, архидиакон, архимандрит.

Архимандрит — титул управляющих крупных мужских монастырей, ректоров духовных семинарий, глав духовных миссий и монашеских орденов.

Епископ — высший духовный сан в христианской церкви.

Клирики — обобщающее название для священнослужителей как сообщества, отличного от мирян.

Миряне — последователи религиозного культа, которые живут светской жизнью, т. е. не являются священниками или монахами.

Экзарх —представитель высшей церковной власти в государстве или в отдельных крупных областях государства. Для подготовки к предоставлению томоса украинской церкви Вселенский патриархат назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады.

Другие церковные термины

Синод —высшее коллегиальное церковное собрание для решения важных дел (предоставление автономии или автокефалии, выборов патриарха и др.), состоящее из епископов под председательством иерарха вселенской, поместной, автономной или автокефальной церкви. В Украине также употребляется термин «Собор».

Епархия —церковный округ, основная церковно-административная единица в православной и греко-католической церквях во главе с епархиальным архиереем (митрополитом, архиепископом, епископом).

Лавра —этостатус, который получают монастыри, имеющие наибольшее влияние на духовную жизнь той или иной страны. В Украине соответствующий статус имеют три православных монастыря: Киево-Печерская лавра в Киеве, Почаевская лавра в Тернопольской области и Свято-Успенская Святогорская лавра в Донецкой области.

Ставропигия —православная церковная единица (приход, монастырь, братство), которая подлежит юрисдикции не местному иерарху, а непосредственно патриарху. Например, в ноябре Вселенскому патриархату передали Андреевскую церковь в Киеве. Таким образом она стала своеобразным посольством Константинопольского патриархата в Украине.

Хиротония —также известна как рукоположение, возложение рук. Это христианский обряд, во время которого происходит постановка священнослужителя в тот или иной чин. Рукоположение в дьяконы и священники может совершать один архиерей, рукоположение в архиереи совершается собором архиереев. Также используется для обозначения других христианских обрядов, содержащих (ныне или ранее) элемент возложения рук, например, миропомазание (обряд после принятия человеком крещения).

Миро — в христианстве специально приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания или при освящении вновь построенного храма.

Схизма — собственно, раскол. Отделение части церкви или разделение ее на несколько частей из-за канонических противоречий. Таким образом, например, в христианстве возникли три основных течения: православие, католицизм и протестантизм.

Евхаристическое общение (сопричастие) — возможность совместного богослужения двумя епископами или священниками. Считается, что два епископа находятся в евхаристическом общении, если каноны и догматы позволяют им служить вместе. 15 октября Синод Русской православной церкви объявил о прекращении евхаристического общения и официально разорвал отношения со Вселенским патриархатом.

Источник: https://thebabel.net/texts/23093-tomos-eto-dolzhnost-ili-dokument-i-chto-takoe-avtokefaliya-ochen-kratkiy-slovar-cerkovnyh-terminov

Просто о сложном: Что такое автокефалия?

Литургия — богослужение, во время которого совершается таинство причастия.

 В переводе с греческого автокефалия обозначает «самоуправление». Этот термин применяется к поместной церкви, которая является административно независимой от других поместных церквей, однако при этом едина с ними в литургии. Такое понятие существует только в Православной Церкви.

Русская православная церковь закрепляет за автокефалией право мироварения — то есть, изготовления освященного мира, ароматического масла, используемого в церковных таинствах. Таким образом, автокефальная церковь может сама варить для себя миро.

Но особым отличием автокефалии является территориальная автономия. Это значит, что на территории автокефальной церкви другие поместные церкви не действуют. Ни административно, ни иерархически автокефалия не является частью другой православной церкви.

Глава автокефалии тоже не назначается «сверху», а избирается епископами самой автокефальной церкви. Все вопросы внутреннего порядка церкви решаются руководством автокефальной церкви, без вмешательства «церкви-матери».

Также автокефальная церковь имеет право издавать собственные уставы.

Global Look Press

Общепризнанные автокефальные церкви

Диптих — список имен, поминаемых во время литургии.

 Константинопольская православная церковь. Она же Великая церковь Христова, по преданию, основанная Андреем Первозванным. Она считается первой по чести (то есть, первой упоминается в диптихе) среди автокефальных православных церквей. В ней более двух миллионов прихожан.

Александрийская православная церковь. Вторая в диптихе. По преданию, основана апостолом Марком. Каноническая территория — Африка.

Антиохийская православная церковь. Основана по преданию апостолами Петром и Павлом. Территория — арабский Восток

Иерусалимская православная церковь. Территория — Израиль, Иордания, Палестина.

Русская православная церковь. По численности верующих является самой крупной, в ней насчитывается до ста миллионов человек. Пятая по чести среди православных церквей. Территория — бывший СССР, исключая Грузию.

Тем не менее, исключительная юрисдикция РПЦ в Эстонии и на территории бывшей Киевской митрополии (Украина, Беларусь, Литва) оспаривается Константинопольским патриархатом, а на территории Молдавии — Румынской православной церковью.

На данный момент Украинская православная церковь Московского патриархата входит в РПЦ.

Global Look Press

  • Грузинская православная церковь. Насчитывает 4 млн чел. Одна из древнейших в мире, простирается на территории Грузии, частично Абхазии и Южной Осетии.
  • Сербская православная церковь — 10 миллионов человек.
  • Румынская православная церковь — 16 миллионов человек.
  • Болгарская православная церковь — 8 миллионов человек.
  • Кипрская православная церковь — 420 тысяч человек.
  • Элладская православная церковь — около 8 восьми миллионов человек. Действует на территории Греции вместе с Константинопольским патриархатом.
  • Албанская православная церковь — около 700 тысяч человек.
  • Польская православная церковь — 500 тысяч человек.
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии — 150 тысяч человек.
  • Православная церковь в Америке — примерно миллион человек.

Самочинные автокефалии

Существуют также самочинные, то есть, самопровозглашенные автокефальные церкви. Это Украинская православная церковь Киевского Патриархата, Македонская православная церковь и Черногорская церковь.

По сути, это означает, что эти автокефалии не признаны другими церквями и их иерархами. Здесь уместна параллель с самопровозглашенными республиками, чей суверенитет оспаривается международным правом.

Global Look Press

Автономия и самоуправление — в чем разница?

Есть автономии в рамках автокефальной церкви. Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.

И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается.

Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит.

Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.

Кто и как принимает решение об автокефалии?

Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.

Global Look Press

Условия дарования автокефалии таковы:

  • Эта церковь находится в удалении от «церкви-матери».
  • Ее регион значительно отличается от региона, где расположена материнская церковь.
  • Все население от прихожан до высшей церковной власти стремится к автокефалии.

При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.

Анна Долгарева

Источник: https://www.5-tv.ru/news/222536/cto-takoe-avtokefalia-kratkij-likbez/

«Политическая сделка»: константинопольский патриарх подписал томос об автокефалии раскольнической церкви на Украине

Константинопольская православная церковь признала Автокефальную поместную православную церковь Украины своей «духовной дочкой». Об этом говорится в томосе, который подписал патриарх Варфоломей.

В документе отмечается, что юрисдикция новой религиозной структуры ограничивается территорией страны, а все «значимые вопросы» решаются через Фанар (Стамбул). В РПЦ подчеркнули, что патриарх Варфоломей вступил в ряды раскольников.

Эксперты указывают, что решение об автокефалии исключительно политическое: на церемонии в Стамбуле присутствовали президент Украины Пётр Порошенко с супругой, глава МИД страны Павел Климкин, министр обороны Степан Полторак и председатель Рады Андрей Парубий.

В субботу, 5 января, константинопольский патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии новой религиозной структуры — так называемой Автокефальной поместной православной церкви Украины. Мероприятие прошло в храме Святого Георгия в Стамбуле, перед церемонией состоялся молебен.   

«Этим подписанным патриаршим и синодальным томосом мы признаём и провозглашаем установленную в границах территории Украины Автокефальную церковь нашей духовной дочкой и призываем все святые православные церкви признать её как сестру и вспоминать под именем «Святейшая Церковь Украины» как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или основывать парафии за границами государства», — говорится в тексте документа, опубликованного в послом Украины в Турции Андреем Сибихой.

В то же время за решением «значительных вопросов церковного, догматического или канонического характера» предстоятель православной церкви Украины митрополит Епифаний должен будет обращаться в Фанар.

Как ранее неоднократно подчёркивали в РПЦ, новая церковная структура — раскольническая. Так, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в декабре призвал Константинополь отказаться от общения с раскольниками и участия в авантюре их легализации на Украине.

«Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная православная церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит вас», — говорится в письме.

Подписание томоса стало результатом «неуёмных политических и личных амбиций», заявил в пятницу, 4 января, председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

«Как бы ни пытались некоторые украинские политики с помощью стамбульского патриарха украсть Рождество у миллионов верных на Украине, оно всё равно наступит. Рождество, а не томос — бумага, являющаяся результатом неуёмных политических и личных амбиций. Подписанная в нарушение канонов, а потому не обладающая никакой канонической силой. С наступающим Рождеством Христовым», — подчеркнул Легойда.

Как заметил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков, Украинская православная церковь существует и развивается со времён Крещения Руси, она никуда не исчезнет, в отличие от той структуры, создание которой инициировал Порошенко. По его словам, как только завершится срок его полномочий на посту президента, то вся эта затея развалится.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно ходить в церковь

«Константинопольский патриарх уже уверенно вступил на путь раскола, сегодня в очередной раз подтвердив эту линию движения. Несмотря на то что в последние дни патриарх Кирилл направлял ему письма с призывом одуматься, он по-прежнему поддерживает и даже уже возглавляет раскол, поэтому все мосты сожжены и вряд ли тут что-то можно ещё добавить», — подчеркнул Волков.

Политическая делегация 

Томос будет передан в воскресенье, 6 января, главе ПЦУ и президенту Украины Петру Порошенко, который посетил церемонию вместе с супругой Мариной.

Глава украинского государства наградил константинопольского патриарха орденом «За заслуги» I степени, в частности «за выдающийся личный вклад в развитие Автокефальной поместной ПЦУ и повышение авторитета православия в мире». Порошенко также пригласил Варфоломея посетить Украину.

«В предисловии к книге патриарха Варфоломея «Лицом к лицу с тайной» прочитал о любимом афоризме Его Святейшества: «Война во имя религии — это война против религии». Безоговорочно разделяю мнение Его Святейшества. Мы гарантируем соблюдение религиозной свободы верующих всех конфессий!» — говорится в сообщении Порошенко в .

Также на мероприятии присутствовали министр иностранных дел Павел Климкин, спикер Верховной рады Андрей Парубий, министр обороны Степан Полторак, экс-президент Виктор Ющенко и другие украинские политики.

Ранее сам Порошенко неоднократно подчёркивал, что на Украине «не было и не будет государственной церкви».

Председатель Рады Андрей Парубий выразил надежду, что на ближайшей пленарной сессии будет определена юридическая процедура перехода приходов канонической Украинской православной церкви Московского патриархата в новую религиозную структуру.

«Я надеюсь, что это удастся сделать уже в январе. Законопроект, который позволит юридически упорядочить переход в украинскую церковь», — пояснил он, добавив, что эту процедуру осуществили уже более 40 приходов.

  • Пётр Порошенко на церемонии подписания томоса в Стамбуле
  • Reuters
  • Murad Sezer

Между тем даже в Фанаре указывают, что появление новой религиозной структуры на Украине неразрывно связано с политической деятельностью Киева. По мнению одного из иерархов Константинопольского патриархата, говорившего на условиях анонимности, произошедшее является «политической сделкой».

«Это политическая сделка. На это указывает то, что сегодня в патриархате собралось большое число политиков, в том числе президент Порошенко», — приводит слова константинопольского иерарха ТАСС.

«Трагический день в истории вселенского православия»

Вселенское православие столкнулось с трагическим днём в своей истории. Таким образом прокомментировал подписание томоса замглавы отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

«Поступками патриарха Варфоломея, теперь уже на деле вступившего в молитвенное и каноническое общение с лицом, не имеющим законного рукоположения, нанесён тяжкий ущерб православному единству», — цитирует Балашова РИА Новости.

Также по теме

«Первая фаза гонений»: в РПЦ рассказали о причинах создания новой церкви и преследовании священников на Украине

Создание новой церкви на Украине отбросит украинское общество ещё дальше от мира в стране и решения религиозного вопроса. Об этом в

В свою очередь, глава пресс-службы канонической Украинской православной церкви Василий Анисимов подчеркнул, что подобные шаги принесут Украине только испытания и противостояние.

«В связи с тем что константинопольский патриарх сегодня служил молебен с раскольниками, как говорят апостольские правила, он сам стал одним из членов церковного раскола. Мы это констатируем с глубокой скорбью и сожалением. Такие действия константинопольского патриарха являются не только его глубокой личной духовной травмой, но и соблазном для многих верующих людей», — добавил архиепископ УПЦ Климент Вечеря.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/589762-ukraina-cerkov-tomos

Автокефалия в православной церкви

Вселенская Церковь — это весьма сложный организм, который за века своего существования приобрел различные правила, которые способствуют его гармоничному существованию и развитию. Любая организация должна подчиняться определенным законам и правилам, в противном случае все погружается в хаос и Церковь перестает быть Божественной.

Почему Украина хочет автокефалию и чем это грозит закончиться?

Что такое автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Автокефалия — это административная независимость поместных Церквей

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  1. Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.
  2. Определять свое устройство и управление.
  3. Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  4. Канонизировать святых.
  5. Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  6. Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.
  7. Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

Важно! РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют имеющиеся каноны к местным условиям;
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

История появления

Вселенская Церковь признает право на независимость для каждого православного народа, который способен к самоуправлению. Впервые независимая РПЦ была создана в 1448 году, когда по благословению патриарха Григория III Константинопольского был избран митрополит Руси Иона. А самостоятельность РПЦ была подтверждена в 1589 году с утверждением патриаршества.

Изначально, подобная независимость была у каждой поместной общины, которые были основаны апостолами. Они были независимы по причине отдаленности друг от друга, а сосредоточием церковной деятельности и жизни были знаковые города в Римской империи.

Отдаленные собрания чтили общины в городах и признавали их авторитет над собой по той причине, что апостолы там бывали чаще (или вовсе постоянно пребывали) и такие общины были сосредоточием христианской мудрости, поскольку ими управляли апостолы и первые епископы позже.

По существу, большинство древних митрополий были автокефалиями.

Право на автокефалию признается Вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению

Как только христианство стало официальной религией в Римской империи, начало формироваться церковное управление, чтобы упорядочить все учения внутри христианства и создать взаимосвязь поместных общин.

На Втором Соборе было принято правило, по которому епископам из областных собраний было запрещено вмешиваться в дела мелких самостоятельных общин. Чуть позже произошла консолидация поместных собраний вокруг областных городов, архиереи в областных общинах получили название патриархов. И уже в VI веке была определена формула пятивластия, т.е.

власть была в руках 5 патриархов.

Термин автокефалия, несмотря на его древнейшее использование, стал употребляться официально относительно самостоятельной административной организации только в VI веке. К XII веку сформировалось современное понимание данного термина — независимость церковной области. Впервые такими были названы общины Болгарии и Кипра.

На сегодняшний день в мире имеется 15 официальных автокефалий.

Правила предоставления

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.

Ситуация в Украине

Президент Украины 18.04.2018 года отправил запрос Патриарху Варфоломею в Константинополь на предоставление независимости УПЦ. При этом он заверил граждан, что каждый сможет самостоятельно выбирать юрисдикцию и храм. Верховная Рада Украины одобрила такое решение президента.

Также читайте:

Вопрос об автокефалии в Украине пока остается нерешенным

Сегодня в Украине существуют 3 церкви, которые именуются православными:

  • УПЦ от РПЦ (митрополит Онуфрий) — единственная, которая признана официальным православным миром;
  • Киевский патриархат (патриарх Филарет) — раскольнический с 1992 года;
  • Украинская автокефалия (митрополит Макарий) с 1917 года.

Петр Порошенко просит автокефалию о единой структуре, которой в принципе не существует.

Мировая реакция и возможный исход событий

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Важно! Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу.

Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

Церковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Что такое Автокефалия? Митрополит Иларион

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/avtokefaliya-v-pravoslavnoj-tserkvi.html

Решение Константинополя: автокефалия, Томос и что это все значит для верующих?

11 октября Синод Вселенского Патриархата признал незаконной аннексию Киевской Митрополии Российской Церковью в 1686 году. 332 года прошло с тех пор, как Киевская митрополия оказалась в Московском патриархате. Борьба длиной более чем в три столетия для Украины выиграна. Невозможно переоценить этот уникальный и драгоценный момент для нашей страны, ее истории, ее будущего, но и для всего мира.

«Господь увидел борьбу украинского народа за свою независимость. Он услышал наши молитвы. Он по достоинству оценил наши труды. Ему стало так угодно, чтобы Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей и Синод Константинопольской Церкви-Матери осуществил мечту, долгожданную и в течение длительного времени борьбе нашей «да!». Поместной, автокефальной, православной Церкви Украины — быть!», — заявил накануне заявил президент Украины Петр Порошенко.

Что означает решение Синода Вселенского Патриархата

«Синод принял надлежащие решения, о которых по его итогам было официально объявлено.» Его святость, Вселенский патриарх Варфоломей на регулярной сессии с 9 по 11 октября 2018 обсудил такие вопросы на своей повестке дня. Святой Синод обсудил вопросы поместной церкви в Украине, которую считает своей законной территорией, и заслушал отчет экзархов в Украине. Первое — восстановить решение, которое уже было сделано.

Экуменический патриархат продолжает процедуру предоставления Томоса Украинской церкви. Второе — в этот момент восстановить в Киеве одну из вещей, которые действовали в Киеве уже очень давно. Третье — Филарет, Денисенко и Макарий заслушали их апелляцию. Было определено, что анафема была им объявлена ​​не с достаточным количеством причин, а по определенным экономическим и политическим причинам.

Поэтому своим решением они были возвращены в каноническую плоскость, оба, и они возвращены в комьюнити церкви. И мы вспомнили письма 1686 о том, как Киевская митрополия была передана Московскому патриарху. И Вселенский патриарх как первый среди равных хочет вернуть свое каноническое право и вернуть церковь к ведению Константинополя. Мы хотим предостеречь от захвата и отвоевания церквей и монастырей в Украине.

И так, как это завещал Христос, сделать это с любовью и мирно», — рассказал главный секретарь Вселенского патриархата.

Полный документ:

1) Обновить уже принятое решение, чтобы Вселенский Патриархат приступил к оказанию Автокефалии Церкви Украины. 2) Восстановить на сегодняшний день Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из ее многих ставропигий в Украине, которая всегда существовала.

3) Принять и рассмотреть ходатайство об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетика и их последователей, которые оказались в схизме не из догматических причин, а в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского патриарха, которые получили такое обращение иерархов и других священнослужителей со всех автокефальных Церквей.

Таким образом, упомянутые выше канонически восстанавливались в своем иерархическом или священническом чине, и их верные были восстановлены для общения с Церковью.

4) Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686, выданного по обстоятельствам времени, которое предоставило право через оикономию Патриарху Московскому, чтобы обрядить Киевского митрополита, избранного Духовным благочинным собором его епархии, который будет уважать Вселенского Патриарха как Первого Иерарха на любом празднике, провозгласив и подтверждая свою каноническую зависимость Константинопольской Матери-Церкви.

5) обратиться ко всем вовлеченным сторонам с призывом предотвратить захват Церквей, монастырей и другого имущества, а также любых иных насильственных действий и мести, чтобы мир и любовь Христа могли победить.

Таким образом, решение Константинополя признает каноническими руководителей крупных, вместе с УПЦ (Московского патриархата), православных церквей — УПЦ КП и УАПЦ, и подчиненных им священников, а также восстанавливает каноническое евхаристическое общение верующих этих церквей с церквями мирового православия. И подтверждает каноническую принадлежность Киевской митрополии в границах 1686 года именно Вселенскому патриархату, а не Московскому.

Решение Константинополя означает ли получение томоса?

Решение Синода означает продолжение процедуры предоставления Украине томоса. Киевский Патриархат призвал иерархов УАПЦ и вовлеченных в процесс единения иерархов Московского Патриархата в Украине приступить к подготовке Чрезвычайного Объединительного Собора.

Задачей этого Собора является «принять решение о церковном единстве, выбрать Предстоятеля единой поместной автокефальной УПЦ, который от ее имени получит патриарший и синодальный Томос об автокефалии УПЦ».

А после томоса

Как рассказал сайту «Прямого» религиовед Дмитрий Горевой, каждый приход — это отдельное юридическое лицо. Что это значит? Что, чтобы присоединиться к любой церкви надо принять решение на уровне приходов.

Такое решение могут принимать в основном парафиальные советы, которые являются как общественными организациями, то есть руководящий орган. При этом навязать какие-то решения, или решить за них — юридически невозможно. Потому что все равно они должны делать сами.

Кого-то заставить перейти — очень трудное дело.

«Конфликты могут возникать, если в самой общине, в самом приходе конфликты по видению, о будущем православия. То есть если община единодушна, то конфликтов там не будет. Если в самой общине уже есть споры, и их не избежать», — отметил Горевой.

— Как решались подобные вопросы в странах, которые получили в свое время автокефалию?

— Дело в том, что в других таких странах церкви были единодушны и прихожане были единодушны в том, что нужна автокефалия. У нас такого единодушия нет. Поэтому Московский патриархат через агентов влияния проводит у нас тут ужасную информационную политику. При этом они не имеют никаких аргументов против автокефалии.

Даже в учебниках Московского патриархата, такой — Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Кирилла, то там есть исчерпывающий перечень того, что необходимо для получения автокефалии. Украина все это имеет. Но они не хотят отпускать нашу страну, потому что это влияние.

Поэтому они прибегают, с точки зрения православия, богословия, безумных аргументов, настраивают паству, которая им верит и не искушенная в вопросах веры, не имеет богословского образования, и настраивают против этого.

— Каким же образом тогда можно будет выйти из этой ситуации?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  28 июля какой праздник церковный

Решением конфликтов могло бы стать в ситуации, когда есть одно здание, одна церковь, и часть общества хочет в новую церковь, а часть хочет остаться в Московском Патриархате, то можно было бы проводить внеочередные богослужения.

Но я уверен, что Москва на это не пойдет. Они уже сказали, что автокефалию они не признают. Поэтому даже когда ее уже официально утвердят, они все равно будут считать, что это раскольники и считать их неканоническими.

Тогда этот вопрос мирного разрешения этого конфликта Москвой отвергается.

— Скажите, в ситуации, когда небольшая община по какой-то причине все же большинством решила в пользу Московского патриархата, что делать той части общества, которая желает присоединения к новой церкви?

Нужно пытаться договориться о поочередном богослужении. Если это невозможно: выбирать себе другую общину строить церковь. Если вдруг таких людей меньшинство — это действительно тяжелая ситуация. Но надо поступать по законодательству. Если таких людей половина, то есть возможность заблокировать решение о присоединении к Московскому патриархату.

Здесь общего рецепта нет, ведь все ситуации разные. Например, здание церкви в собственности общины. Где она находится в собственности местной власти, но общине дана в пользование. Поэтому и здесь есть разные варианты.

— То есть это такой решающий момент в жизни верующих, момент сознательного выбора.

Да. Это еще будет стимул, чтобы задуматься. Ведь сейчас Московский патриархат в Украине использует название Украинская православная церковь. И многих, кстати, это вводит в заблуждение. Они не понимают, что это Московский патриархат. И я исследовал специально вопросы переходов приходов в Западной Украине.

Там очень часто происходили переходы из-за, например, перерегистрацию документов, а оказывалось, что это церковь Московского патриархата. А люди ходили всю жизнь туда и думали, что это Киевский патриархат.

Как отметил президент Порошенко во время ежегодного послания к Верховной Раде вчера, что после Томоса Московский патриархат в Украине изменит название и будет называться: Московский патриархат в Украине. Это для того, чтобы не вводить людей в заблуждение.

И когда на сельских церквях появятся таблички о том, что она принадлежит к Московскому патриархату, то людей это будет стимулировать задуматься, в какую церковь они ходят.

Как же быть Московскому патриархату в Украине

Как заявлял президент Петр Порошенко, решение о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви окончательно развеяло имперские иллюзии Москвы об Украине, как о канонической территории российкой церкви.

Реакция Москвы на решение Константинополя не заставила ее ждать. РПЦ заявила, что разорвет евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом после его решения снять анафему с главы УПЦ КП Филарета (Денисенко).

«Легализация раскола () повлечет за собой следующие очень печальные шаги, которые вынуждена будет сделать российская православная церковь, связанные с разрывом евхаристического общения и другими решениями, которые будут приняты», — заявил пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.

Как говорится в обнародованном в пятницу заявлении Киевской Патриархии, Вселенский Патриархат показал, что все упомянутые решения Московского Патриархата являются не действительными, и поэтому восстановил во всеправославном уровне каноническое признание иерархического сана и Патриарха Филарета, и всего епископата и духовенства Киевского Патриархата. Так же подтверждена действительность и действенность всех совершенных ими Таинств.

Отныне не существует искусственно созданной Российской Православной Церковью изоляции Киевского Патриархата от церковного, молитвенного и евхаристического общения с полнотой Православия.

Киевский Патриархат призвал иерархов УАПЦ и вовлеченных в процесс единения иерархов Московского Патриархата в Украине приступить к подготовке Чрезвычайного Объединительного Собора. Задачей этого Собора является принять решение о церковном единстве, выбрать Предстоятеля единой поместной автокефальной УПЦ, который от ее имени получит Патриарший и Синодальный Томос об автокефалии УПЦ.

«Мы ожидаем, что принимая во внимание все обстоятельства — давность истории, плодотворную деятельность, большое число епископата, духовенства и верующих, монастырей и духовных школ, другие факторы — Патриаршим и Синодальным Томосом также будет Всеправославного утвержденное достоинство Патриарха за Предстоятелей Поместных УПЦ.

Киевский патриархат призывает епископат, духовенство и верных УАПЦ, как и епископат, духовенство и верных Московского Патриархата, поддержать процесс объединения украинского православия», — говорится в заявлении.

Как отметили в Киевском Патриархате: процесс объединения украинского православия должен происходить добровольно, мирно и без принуждения, каждый член Церкви, как и каждая община мирян или монахов должны иметь право свободно выбрать центр своего церковного подчинения — принадлежать к Украинской или к Российской Церкви.

Те иерархи, духовенство и миряне, которые захотят, несмотря на все обстоятельства, в дальнейшем подчиняться Московскому Патриархату, имеют право на это. Российская Православная Церковь в Украине будет равноправно сосуществовать со всеми другими церковями и религиозными организациями, как это гарантировано Конституцией и законами нашего государства и международным правом.

Источник: https://prm.ua/ru/reshenie-konstantinopolya-avtokefaliya-tomos-i-chto-eto-vse-znachit-dlya-veruyushhih/

Томос об автокефалии. Что это такое?

В связи с украинскими событиями слово «томос» из работ по церковному праву перекочевало в заголовки СМИ. Однако далеко не все понимают, что такое томос, какую роль он играет в церковном каноническом праве и что он в конечном итоге дает. В итоге возникает масса вопросов. Отвечаем на самые распространенные.  

Томос Церкви об автокефалии

Само слово «томос» переводится с греческого как «кусок», корень «том» означает «резать», «делить».  В нынешнем понимании томос — это официальный церковный документ, выпускаемый предстоятелями Поместных Церквей по важным вопросам.

Томос Церкви об автокефалии – это грамота, которая дает право отдельным церковным епархиям или областям (как правило, в пределах одного государства или исторической территории) стать административно независимыми от матери-Церкви, то есть той из Поместных Церквей, в рамках которой эти епархии были изначально основаны и развивались.

Обязательное условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Дать автокефалию церковной области может только материнская Церковь, в юрисдикции которой эта область находится.

Такое «деление» поместных Церквей происходило по мере распространения христианства на новые земли и продолжает происходить до сих пор. Например, в XX веке Русская Православная Церковь предоставила независимость Православной Американской Церкви, которая берет свое начало от русских общин на территории США. 

Томос Украине

5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей подписал томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием (его сан не признан другими поместными Церквями), а также президенту Украины Петру Порошенко, о чем сказано в конце документа.

Русская Православная Церковь при этом считает, что с точки зрения канонического права томос Украине является недействительным. Дело в том, что на территории Украины уже действует каноническая Украинская Православная Церковь под управлением Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия, которая не давала согласия на действия Константинопольского Патриарха на своей территории.

Также на данный момент украинский томос не признала ни одна Православная Церковь в мире. 

Томос об украинской автокефалии

Томосом об украинской автокефалии Константинополь декларирует якобы независимость не признанной остальными православными Церквями мира Православной Церкви Украины, созданной на базе двух ранее существоваших неканонических структур (так называемых Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата). Согласно данному «томосу об украинской автокефалии», ПЦУ существует в пределах государственных границ Украины.

При этом следует отметить, что еще в 1992 году Русская Православная Церковь уже предоставила Украинской Церкви статус самоуправляемой, которая фактически намного более независима от Московского Патриархата, нежели чем новосозданная структура — от Константинополя. 

Текст томоса об автокефалии

В данный момент текст томоса от Константинопольской Церкви об украинской автокефалии доступен на греческом, украинском и русском языках.

Читать русский перевод томоса.   

Что даст томос Украине

В данный момент украинский томос признан лишь одной из Поместных Православных Церквей — самим Константинополем, который его и выдал. Для других Церквей единственной легитимной структурой остается Церковь под руководством митрополита Киевского Онуфрия, сохраняющая связь с Московским Патриархатом. 

Очевидно, что томос крайне важен для президента Украины Петра Порошенко, который является одним из его адресатов и делает существенную ставку на «церковную карту» в рамках своей предвыборной кампании.

Однако что томос даст Украине как государству и нации, говорить и прогнозировать пока весьма сложно.

Его получение обосновывалось руководством страны как попытка преодолеть церковный раскол, однако на данный момент большинство духовенства и мирян Украинской Православной Церкви под руководством митрополита Онуфрия так и не признали новосозданной структуры и ни о каком объединении между ними нет и речи. Более того, угроза захвата храмов со стороны новосозданной структуры создает в данный момент существенное напряжение в украинском обществе.

Фома.Ru

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/Index/28095

Томос для Украины: что нужно знать

Процесс предоставления автокефалии украинскому православию волнует не только представителей трёх православных церквей — УПЦ (МП), УПЦ КП и УАПЦ, но также верующих других исповеданий и даже тех, кто не считает себя религиозным человеком. Что принесёт нам создание автокефальной церкви в Украине? Попробуем немного разобраться, будет ли она для нашего общества благословением или проклятием.

Зачем церкви нужна автокефалия

Важно также понимать, что религиозный фактор традиционно играл серьёзную роль в формировании украинской политической нации. В вопросе сохранения и развития нашей нации он остаётся по-прежнему актуальным. А потому внимание государства к этому вопросу — вполне естественно и объяснимо.

Основное отличие автокефальной церкви от неавтокефальной в том, что она обладает признанным другими церквями правом самостоятельно, без указаний внешних религиозных центров выстраивать отношения как внутри церкви, так и с другими религиозными организациями, государством и обществом, т. е. обладает полноценной субъектностью и может в полном объеме учитывать особенности государства и культуры, в которой она существует.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Создание автокефальной церкви в Украине нужно рассматривать как способ преодоления разделенности украинского православия, обусловленного политическими причинами, а не догматическими разногласиями.

Не стоит думать, что автокефалия нужна в первую очередь непризнанным в православном мире церквям — УПЦ КП и УАПЦ. Полноценного единства православного сообщества желает и немалая часть верующих УПЦ Московского Патриархата.

Заповедь о единстве — одна из важнейших в христианстве, а потому многие, кто искренне старается следовать заповедям Христа, стремятся к преодолению разделённости христианского мира и восстановлению церковного единства, которое выражается в возможности совместного участия в богослужениях и церковных таинствах.

Новая автокефальная церковь должна стать пространством единения украинских православных христиан, и хотя о готовности присоединиться к ней заявили члены УПЦ КП, УАПЦ и части УПЦ (МП), существует значительная часть православных в Украине, которые воспринимают создание автокефальной церкви как угрозу для себя.

Чего боятся противники автокефалии

Большую обеспокоенность украинской автокефалией проявляют в Москве, а не в Киеве. Риторика российского церковного руководства куда более эмоциональная и агрессивная, чем представителей УПЦ. Похоже, что Москву автокефалия пугает сильнее, чем их киевских собратьев по патриархии. Сам собой напрашивается вывод о нечистоте мотивов Московской Патриархии, ведь вместо радости о рождении новой церкви мы видим горечь о потере влияния на Украину.

Что касается руководства УПЦ (МП), то большей угрозой для них является потеря авторитета в обществе, в основе которого лежит не преуспевание в делах праведности, а статус единственной канонической и благодатной православной церкви в Украине. Каноничность УПЦ (МП) после образования автокефальной церкви не пострадает, а вот степень «благодатности» можно будет проверить в сравнении с новосозданной церковью.

Говоря светским языком, мы получим в Украине конкуренцию православных канонических церквей. Ужасно ли это? Ничуть! Именно в таком положении находятся православные церкви Америки, Западной Европы и других, традиционно не православных стран, законодательство которых гарантирует религиозную свободу для всех своих граждан.

Опасно ли это для православия? Вовсе нет! Наоборот, отсутствие привилегированного положения создаёт условия для развития нормальной церковной жизни, в центре которой стремление к Богу, а не желание за вознаграждение выслужиться перед правителем.

Важно понимать, что православные церкви слишком долго существовали как церкви империй и за это время слишком заразились нетерпимым имперским духом, мешающим выстраивать равноправные связи со всеми субъектами общественных отношений.

В свете этой проблемы напряжённость в православном мире, вызванная положительным разрешением вопроса об украинской автокефалии, можно рассматривать как процесс исцеления церквей православной традиции от имперских болячек.

Как бы ни пугала Москва новыми расколами, долгими и масштабными они не будут. Для этого в современном глобализированном мире просто нет соответствующих условий. Бойкоты и разрыв отношений с другими православными церквями могут привести Москву только к самоизоляции, маргинализации, а также оттоку верующих в другие православные (и не только) церкви.

В мире, стремящемуся к открытости, закрытость способствует не развитию, а деградации.

Что будет с церковным имуществом

Говоря об опасностях, связанных с автокефалией, чаще всего поднимают проблему церковной недвижимости и возможных конфликтов относительно того, какой церкви она будет принадлежать. На самом деле вопрос проще, чем может показаться. Наиболее заметная церковная недвижимость — это памятники архитектуры, находящиеся во владении государства, а не религиозных организаций.

Лавры и древние храмы та или иная религиозная община использует на основе договорённости с государственными структурами. Многочисленные храмы, построенные в последние десятилетия, зарегистрированы либо как собственность конкретной религиозной общины, либо как частная собственность. Права таких собственников защищены законом.

Конфликты могут возникнуть лишь в случае разделения общины, которая владеет церковным зданием. Эти споры также могут быть мирно разрешены на основе действующего законодательства.

Но чтобы проблем было ещё меньше, Верховной Раде необходимо принять новые законы, защищающие права как тех, кто желает оставаться в старой церковной юрисдикции, так и тех, кто желает перейти в новую. Проекты этих законов уже готовы и ожидают своего рассмотрения парламентариями.

Другими словами, споры о церковной недвижимости можно и нужно решать в правовом поле без всякого насилия.

Что дальше?

Решение о предоставлении автокефалии украинским православным уже принято Константинопольским Патриархатом. Теперь украинской стороне необходимо создать церковную структуру, которая и получит Томос — документ, признающий её церковную самостоятельность. Для этого должен быть созван собор епископов, которые изберут предстоятеля новой церкви и примут необходимые документы, позволяющие государству зарегистрировать её.

Дата созыва собора пока не известна, но его вполне реально провести до конца этого года.

Получением Томоса об автокефалии дело не завершится. Это будет лишь началом создания новой украинской православной церкви. Не ошибусь, если охарактеризую этот процесс как возрождение, обновление, модернизацию или даже реформацию украинского православия — за столетия назрело слишком много проблем, ожидающих мудрых и взвешенных решений.

Обретение украинским православием долгожданной независимости должно привести к разрешению этих проблем и оздоровлению церкви. А здоровая церковь — это всегда здорово, даже для тех, кто к ней не принадлежит.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

Источник: https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/blagoslovenie-ili-prokljatie-chem-stanet-tomos-p-347172/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как помочь ребенку с выбором профессии

Закрыть