Как приучить ребенка к порядку

365 порядков: как научить ребенка получать удовольствие от уборки | Милосердие.ru

как приучить ребенка к порядку

Фото с сайта krass.ee

Мама приходит ко мне и жалуется: ребенок разбрасывает по комнате свои игрушки. Спрашиваю: что он делает при этом? Ответ: «Он разбрасывает свои игрушки!». Я набираюсь терпения и прошу рассказать подробнее: какие игрушки он бросает первыми? Какие – вторыми? Что он бормочет при этом? Каким образом он разбрасывал свои игрушки вчера вечером и позавчера?.. Сначала на меня смотрят, как на идиота. И только потом мама начинает понимать, что она ничего не помнит!

Один из глобальных, мучительных вопросов, которые не могут разрешить родители, – как приучить ребенка к порядку. На первый взгляд, их стремление заслуживает всяческих похвал. Родительская логика выглядит железной: если дети с детсадовского возраста не приучатся класть вещи на свои места, как они будут жить дальше?

Однако беседа с родителями, озабоченными такой проблемой, чаще всего сворачивает в другое русло.

Значит, все это время, выясняя отношения со своим ребенком, мама его не видела и не слышала. Она держала в уме только воображаемую идею идеального порядка, установленного ею самою. Ей не приходило в голову задуматься, почему ее ребенок разрушает этот порядок с такой настойчивостью. А между тем, разбрасывая свои игрушки, пренебрегая грозными окриками: «Положи на место!» – дети манифестируют свою глубокую душевную боль, свое несовпадение с миром.

Дайте рецепт: как приучить ребенка к моим правилам?

Задавая вопрос: «как приучить сына или дочь к порядку?», такие родители хотят получить совсем другой совет: как заставить ребенка соблюдать такой порядок, который был бы нужен им самим? Подчеркиваю: им самим, а не их детям.

Таким родителям я говорю: я не могу вам помочь самоутверждаться за счет детей. Я не знаю, зачем нужно приучать их к порядку, который возник в вашей голове.

Я предлагаю перевести этот вопрос в другую плоскость, Давайте подумаем, сможете ли вы сделать так, чтобы ваш ребенок получал кайф, удовлетворение, удовольствие от создания порядка.

«Равняйтесь на древних греков: создавайте порядок»

— Разве навести порядок и создать порядок – это не одно и то же?  

— Создавать порядок – это совершенно иная культурная функция. Над этим начали размышлять еще древние греки. На моих консультациях и семинарах я объясняю родителям, как помочь детям и взрослым создавать 365 новых порядков в год

Но это невозможно!

– А мы сейчас попробуем! И ты убедишься, что это – реально.

Итак, перед нами – стол. На нем лежат разные вещи: книги, блокнот, ручка, диктофон, кофейные чашки, чайные ложечки Попробуй упорядочить эти предметы. Но – при одном условии: ни один из них  не должен быть убран со стола.

Мне кажется, что ничего не надо менять: на нашем столеполный порядок

– Постарайся сделать так, чтобы у меня, у постороннего наблюдателя, возникло ощущение иного порядка. Это и значит – создать новый порядок Готово? Ты поменяла вещи местами. Все вещи разложены по разным углам стола. Чашки – к чашкам, книги – к книгам. Упорядоченности стало больше.

Если бы представитель инопланетных цивилизаций появился в этой комнате, он сказал бы: пожалуй, такой порядок не мог возникнуть сам собой, он был искусственно сформирован

Хорошо! Попробуй создать из этих предметов совершенно иной порядок! Правило осталось прежним: ни один предмет не должен быть убран со стола.

Но тогда мне придется раскладывать вещи нерационально!

– Стоп! Мы подходим к главному. Я не произносил слово «рациональный». Я произнес слово «порядок». Порядок – это то, что не может возникнуть естественным путем. Порядок – это то, что, по убеждению древних греков, противоположно хаосу. Сейчас надо попытаться построить именно противоположность хаосу.

Сделай над собой усилие и попробуй создать на столе совершенно иной порядок. Это – задача на воображение. Создать порядок – вовсе не значит разложить вещи по местам, откуда их удобнее всего было бы взять. Наводя порядок, я занимаюсь тем, что определенным образом гармонизирую пространство

Готово? Вещи переместились в другие зоны, поменялись местами и теперь лежат параллельно краю стола. Выглядит странно, но ни один дворник на свете не скажет, что порядка здесь нет!

Теперь вопрос: могла бы ты каждый день делать новую концепцию порядка в течение года?

Нет, конечно!

«365 новых порядков в год»

– Могла бы. Это – домашнее задание: каждый день делать новую концепцию порядка и более того: каждый день ее фотографировать. Чтобы я увидел, что это – абсолютно разные порядки. 365 порядков? Да ты тысячу сделаешь!..

Теперь, в этот момент, ты наконец начинаешь понимать, что такое порядок? Порядок – это не рутинное раскладывание, день за днем, вещей по тем местам, которые ты сама для них придумала.

Почему эта ручка, эта книга, этот блокнот должны лежать именно здесь? Кто это сказал? Почему они должны лежать параллельно друг другу, а не крест-накрест? Почему нельзя сделать из них звезду или цветок?

Для меня слово «порядок» тождественен слову «эстетика». В этом и состояла древнегреческая идея порядка. Древние греки очень точны в этом вопросе. Ни один человек не свете не скажет, что параллельные линии возможны в природе. Когда я выстраиваю их из разных предметов на столе, я уже создаю новый порядок. Например, сейчас я сделал его таким образом.

Когда ребенок начинает понимать, что порядок – это не раскладывание вещей по определенным местам (чисто механическое действие), а – создание новой эстетики комнаты, то есть – креативная задача, он начинает с азартом в это играть.

Но для этого надо, чтобы в сознании родителей тоже кое-что  поменялось. Если мама говорит: «Слушай, наведи-ка на своем столе порядок» – и ребенок делает вот такую звезду из разных подвернувшихся под руку вещейКак должна отреагировать нормальная мама?

Если честно, даже не рискую вообразить

– Она должна прийти в восторг. Скажет: круто, здорово, давай сфотографируем! А завтра ты сделаешь другой порядок, и мы снова сфотографируем его.

Это обязательноих фотографировать?

– С фотоальбома начинается составление летописи порядка. Ребенок захочет сам создавать коллекцию своих порядков. Потом он сможет их просматривать, оценивать, выбирать одно или другое. Родители, которые схватывают эту идею и начинают работать в этом направлении, мне благодарны. Говорят: у меня ребенок приходит из школы и начинает первым делом строить порядок.

В школе его учат общему, казарменному порядку – одинаковому для всех и придуманному наперед. Всякая вещь должна находиться там-то и там-то. Точка.

Вопрос вот в чем: дом – это наше личное пространство? Это – пространство, где нам все же позволено экспериментировать? Или дом – это тоже казарма, где все должно находиться на заранее определенных местах?

Ребенок начинает с увлечением строить порядки, когда он понимает, что его дом – это пространство, которым он может овладеть. Какой-то из созданных им порядков может оказывается более, какой-то – менее изысканным. Но он должен иметь право на упорядочивание собственного пространства у себя дома. А если у него отнимают это право

Дом, который создали не мы

Фото с сайта pix11.com

Поэтому столько благополучных детей мечтают уйти из дому?

– Конечно! И потом взрослые удивляются: почему детям было неуютно в таком хорошем, таком красивом доме? А это был дом, в котором порядок создавался и поддерживался его родителями. Дети – и это закон – должны заниматься созданием собственных порядков. Когда перед ребенком день ото дня ставится задача: «убери все на свои места», это просто отравляет ему жизнь.

Почему подростку так важна своя комната, которую он устраивает по-своему? Он должен выстроить свой мир по своим правилам. В хаосе подросткового возраста он должен проводить эксперименты по упорядочиванию пространства.

Родители иногда оказываются в растерянности. Тогда я спрашиваю их: вы хотели, чтобы у ребенка в комнате был порядок? А это порядок! Если мы берем базовые категории – порядок и хаос, никто не скажет, что это хаос! Начиная с древних греков!

Пусть родители зададут себе вопрос: а им-то кто сказал, что места вещей – такие? Почему одну вещь надо класть именно туда, а другую – сюда? Пусть попробуют все время изобретать новые места для вещей в доме. Слово «порядок» на первом этапе нас оглушает: экспериментируя с ним, мы некоторое время чувствуем себя очень скованными. Но потом дело идет на лад. Особенно когда родители видят, с каким азартом начнет откликаться на это ребенок!

Построение порядка становится образовательным процессом. Происходит образовывание новых сущностей. В том числе – создание моего «я». Это – другая философия. Ребенок вдруг делает открытие: он способен стать демиургом пространства, которое его окружает.

Чем порядок отличается от хаоса?

— Кто-то скажет: у меня в комнате – художественный беспорядок, а вы, взрослые, этого не понимаете!

– Дизайн помещения может быть парадоксальным. Но все равно мы можем отличить дизайн помещения от не-дизайна. Мы отличаем организованное пространство от неорганизованного, даже если типов его организации – бесконечное множество.

Иногда порядок, который нам предлагают, нас отпугивает. Но мы можем о нем сказать: это все-таки порядок! Начиная с античности, мы знаем: хаос виден невооруженным глазом, а порядок – это присутствие определенной эстетики.

Пусть даже это будет эстетика Кандинского или Малевича.

И поэтому, когда кто-то криво и косо разбросал вещи по комнате и доказывает: «Это мой порядок», я так вижу!», я возражаю: «Неправда!» Порядок – это всегда гармонизация пространства. У этой гармонизации должны быть ясно улавливаемые энергетические линии. Я должен их считывать. Если я не могу их обнаружить, это все-таки не порядок. Это – хаос.  

Но родители могут возразить: как мы сможем оценить то, что сделал ребенок? Мы ничего не понимаем в дизайне.

– Этому надо учиться. Где учиться – вопрос, открытый для   обсуждения. Возможность для этого дают родительские клубы, когда группа родителей в он-лайн режиме может обсуждать с психологом ту или иную конкретную ситуацию.

Можно сделать интернет-ресурс, на котором в числе прочих глобальные, философские проблемы воспитания обсуждалась бы с родителями на примере конкретных, индивидуальных ситуаций – например, я и мой ребенок учимся создавать порядок в наших комнатах.

Но главное: ребенок не только должен построить свой новый порядок. Он должен РАЗЪЯСНИТЬ, в чем этот порядок заключается. Почему он разложил эти вещи именно так? Почему эту вещь я положил сюда, а эту – туда? Это – одно из главных условий эксперимента.

Второе условие – делать новый порядок каждый день. Экспериментируйте!

И третье: мама тоже может учиться создавать новый порядок в своей комнате. Она может включиться эту в игру. И тогда маму посетит озарение: она перестала быть уборщицей детских носков, тапочек и игрушек. Она стала дизайнером!

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/365-poryadkov-kak-nauchit-rebenka-poluchat-udovolstvie-ot-uborki/

Как приучить малыша к порядку: 10 лайфхаков, которые вам пригодятся

как приучить ребенка к порядку

Это вы понимаете, почему игрушки должны быть в контейнерах, ящиках и шкафах, а не у вас под пятками. Ребенок пока не дошел до такого уровня осознанности, его бардак не смущает. Объясните ему очевидные минусы хаоса: конструктор под ногами – это больно, мелкие детали могут потеряться, ты не можешь найти собачку, потому что ее завалили машинки и пазлы. Конечно, не сразу, но ребенок оценит, что порядок в вещах может стать залогом интересной игры.

Покажите пример

Понятное дело, что вы его регулярно показываете, ежедневно убирая игрушки. Но не забывайте и про свои вещи. Конечно, нет ничего приятней, чем кинуть после работы одежду на стул, пакеты с продуктами на пол, переодеться в удобное домашнее и пойти ужинать, но будьте готовы, что ваш малыш вам это припомнит. Мол, а почему папе можно носки раскидывать, а мне фломастеры нельзя?

Помогайте

Иногда дети просят помочь не только потому, что не хотят делать что-то сами, им просто нравится проводить время с вами. Тем более в процессе уборки вы можете многое узнать о собственном ребенке: какие цвета он любит, как зовут его плюшевых зверей или какой из динозавров самый страшный.

Сортируйте игрушки

Огромная корзина для всех игрушек подряд – соблазнительно. Места займет немного, скорость уборки уменьшится, да и недорого.

Но, к сожалению, пока ребенок в этой черной дыре будет искать своего желтого мишку, чтобы лечь с ним спать, все остальные игрушки, книжки, карандаши снова окажутся на полу, стенах и потолке и все придется начинать заново. Удобнее будут интересные и оригинальные ящики для разных типов игрушек.

Например, в магазине детских товаров Fun For Mum есть сундуки и коробки для крупногабаритных игрушек, сумочки для мелочей (таких понадобится несколько) и органайзеры на стену (они еще подойдут на дверку в шкафчик в детский сад, ведь там тоже вечный хаос).

Сделайте из уборки игру

Вариантов множество: ставим таймер и собираем игрушки на скорость, раскладываем игрушки по цветам (заодно учим цвета), придумываем веселые песенки по ходу уборки (в Малышариках, кстати, есть неплохая). Даже сами контейнеры и органайзеры можно включить в игру. Например, медведя из Fun For Mum можно накормить, сложив в него игрушки после купания. Он, кстати, благодаря отличному материалу, защитит игрушки, шампуни и мочалки от плесени.

Введите штрафной ящик

Ящик, в который складываем все то, что ребенок не убрал, и не достаем два/пять/семь дней. Самое сложное здесь: быть непоколебимым. Ведь он все помнит и будет просить именно эти игрушки из «запрещенной секции». С ее ролью отлично справится вот эта сова: только гляньте, как сурово она смотрит! Возвращать игрушки можно постепенно, а можно сразу, как только малыш выполнит некое общение, которое вы с него взяли.

Придумайте ритуал

Уборка не должна быть неожиданностью и прерывать игру, потому что соседка сейчас придет, а дома беспорядок. Малыш должен понимать, что он складывает игрушки, например, перед сном. Или после разных видов деятельности: порисовал – сложил карандаши, наигрался с железной дорогой – убрал на место.

Отходите от правил

Разрешите ему не убирать крутой замок из конструктора или куклу в кроватке, потому что она приболела и должна полежать. Можно выделить специальное место в комнате, где ребенок не убирается. Например, на этом коврике из Fun For Mum можно оставить игрушки и при необходимости за секунду их собрать и убрать в шкаф.

Хвалите

Любому человеку приятно, когда его усилия заметили. Моешь вот посуду каждый день, а потом кто-то приходит и говорит: «Вау, круто! Ты помыла посуду!» Приятно. И ребенку будет приятно, если вы его похвалите и скажите, какой он помощник и как классно убрался. Отличный способ — шкала достижений. Сегодня убрал за собой игрушки, застелил постель и сам поставил книги на полку — закрашиваем или клеим наклейки на выполненные пункты.

Не мешайте

Здесь все понятно — не убивайте интерес. Хочет протереть пол от сока — дайте тряпку, подмести крошки — вручаем веник и совок. И не говорим: да ты все равно сделаешь хуже. Да, хуже, но только пока. Вскоре он освоится с домашней утварью и если уж не всю квартиру, то свою комнату сможет убрать самостоятельно. А у вас будет 10 минут тишины и хоть одна чистая комната в квартире.

Магазин Fun For Mum дарит читателям НЭН скидку 10 процентов на покупку товаров в разделе «Дом-хранение», а также на все игрушки, одежду и книги. Чтобы воспользоваться скидкой, при оформлении заказа введите промокод: friends_10.

Источник: https://n-e-n.ru/ffmorder/

Как приучить ребенка к порядку

как приучить ребенка к порядку

Только как убедить в этом своего ребенка?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Разбилось зеркало что делать молитва

Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности. Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью свалит дела сначала на вас, а потом на жену или мужа. Напротив, давая ему обязательства по дому, вы помогаете ребенку стать более самостоятельными и уверенными в себе. К тому же обретаете старательного помощника. А раз уж так, то объявим войну детской лени!

Как приучить ребенка от 2 до 5 лет к порядку

Приучать ребенка к домашнему труду надо с 2-3 лет, когда малыши сами рвутся помогать взрослым, и ваша задача — поддержать их желание. Трехлетки чувствительны к окружающему их беспорядку, и если в доме вечный кавардак, они вряд ли вырастут аккуратными.

ПРАВИЛО ДОВЕРИЯ. Всячески поощряйте стремление чада вам помочь. Дайте тряпку в руки — пусть протрет пыль. Кроха выполнит поручения с радостью, дети этого возраста с удовольствие подражают маме и папе. Очень полезная вещь — игрушечная бытовая техника. И годовалый малыш будет увлеченно пылесосить комнату игрушечным пылесосом, к которому прилагается специальный «мусор»!

ПРАВИЛО ПОСТЕПЕННОСТИ. Давайте задания по принципу: от простого к сложному. Сначала попросите малыша убрать игрушки в комнате. Он обязательно справится, если вы превратите процесс уборки в увлекательную игру. Предложите: «Давай построим большой гараж, где твои машинки будут спать ночью».

Чадо с энтузиазмом займется строительством гаража! Пусть поначалу он уберет одну вещь, а вы — десять, со временем вы поменяетесь местами.

Малыш упрямится? Расскажите ему о том, как один ребенок не захотел складывать игрушки, и те ушли от него ночью, и только когда мальчик пообещал исправиться, вернулись

ПРАВИЛО СКЛАДИРОВАНИЯ. Чтобы ребенок знал, что и куда складывать, в детской комнате все должно быть функционально: домик для кукол, коробка для конструктора, полки для книг. Для этого вам придется оборудовать детскую стеллажами и открытыми полками, а без этого о порядке в комнате можно будет только мечтать.

Как приучить ребенка от 6 до 9 лет к порядку

Если малыши воспринимают работу по дому как игру, то дети постарше отлично понимают, что веселого тут мало. Поэтому многие из них отказываются выполнять самое элементарное: убирать постель, наводить порядок на письменном столе, мыть посуду. Как найти общий язык с ребенком? Вообще-то, если вы с малолетства приучали его к аккуратности, он и дальше будет выполнять домашние обязанности, воспринимая их как должное.

Если же поначалу вы жалели маленького, запрещая мыть тарелки: «Не трогай средство для мытья посуды — кожу испортишь!» — то теперь внушить ему, что трудиться необходимо, вам будет непросто.

ПРАВИЛО ДРУЖЕЛЮБИЯ.

Старайтесь не злиться, не кричать и не угрожать чаду: «Немедленно убери в детской комнате, иначе все выкину в окно!» Объясните, что по мере взросления обязанностей по хозяйству у каждого становится все больше, а поскольку он уже почти взрослый (поверьте, ребенку наверняка польстит такое признание), то отсиживаться на диване, пока мама ползает по полу с тряпкой, вытирая пол, не благородно. Продумайте список дел, которые по силам ребенку. Предложите обязанности на выбор: «Ты что сегодня будешь делать — чистить кошачий лоток или мыть ботинки?» Иногда можно меняться ролями: «Давай сегодня ты помоешь посуду после ужина, а я разберу твой одежный шкаф».

ПРАВИЛО ПЛАНИРОВАНИЯ. Поскольку главная обязанность вашего сына или дочери — это все-таки учеба, а в дополнение к ней наверняка еще есть и спорт, музыка или художественная школа, ваша задача — организовать помощь по хозяйству так, чтобы она не мешала главному. Составьте вместе расписание полезных дел.

Допустим, в пятницу ребенок может делать уборку в своей комнате, в субботу — помогать вам лепить пельмени, в воскресенье — поливать цветы.
И не забудьте о посильных ежедневных обязанностях: ваш наследник уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, давать корм рыбкам или другим домашним питомцам.

Все эти обязанности не отнимут у ребенка слишком много сил и времени, зато научат главному — дисциплинированности, аккуратности, ответственности и трудолюбию.

Как приучить ребенка от 10 до 14 лет к порядку

С подростками, увы, гораздо сложнее. Некоторые из них, правда, сами рвутся выполнять часть домашних поручений: например, хотят гулять с собакой, особенно если пес экзотической породы — это повышает авторитет подростка среди сверстников. Другие предпочитают самостоятельно наводить порядок в комнате, дабы взрослые не выкинули случайно чего-то важного и не обнаружили секретных вещей: личного дневника, пачки сигарет или эротического журнала.

Большинство же подростков и не собираются помогать родителям! Более того, как установили ученые, многие взрослые дети не нуждаются в порядке: они и не замечают давно протухший за шкафом огрызок, грязные носки на столе и заляпанную кетчупом клавиатуру.

А все потому, что у подростков часть мозга, отвечающая за внимание, организованность, пока еще окончательно не сформировалась, это происходит приблизительно к 18 годам, а у некоторых и позже.

А пока они искренне не понимают, какого-такого порядка требуют «предки» Что же надо учитывать мамам и папам, общаясь с тинейджерами?

ПРАВИЛО ОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Всегда четко формулируйте, что именно хотите от чада. Если с точки зрения мамы вываливающаяся из раковины грязная посуда — сущий кошмар, то с точки зрения подростка это просто пустяк («Завтра помою, какая разница?»).

Вместо того чтобы кричать: «Это ужас!» просто скажите: «Немытой посуды в раковине быть не должно». Или если, например, вы мечтаете освободить комнату сына от залежей компьютерных дисков, часть из которых давно не используется, попросите его пересмотреть все, отложив лишь те, что еще могут пригодиться.

Для ненужных сразу дайте мусорный пакет, иначе он может задвинуть старые диски под диван.

ПРАВИЛО КОМФОРТА. Домашняя работа не должна быть в тягость. Пусть чадо моет посуду в наушниках, наслаждаясь любимым хип-хопом или рэпом — главное, чтобы помыл. Если объем поручении слишком велик, предложите свою помощь, и тогда ваше чадо не будет чувствовать себя одиноко.

Да-да, пусть даже сыночек выше вас ростом на голову, в глубине души он так же остро нуждается в родительской любви, как и 10 лет назад. Не высмеивайте юношу, обнаружив в его комнате плюшевого медведя, с которым он спал в детстве, солдатиков или старую детскую машинку.

Психологи утверждают, что многие тинейджеры, особенно мальчики, любят хранить старые вещи.

ПРАВИЛО ОБЩЕЖИТИЯ. Договоритесь с ребенком, что помимо уборки своей комнаты он будет отвечать и за места общего пользования. Допустим, он должен чистить ванную или мыть пол в коридоре. Поручите ему и другие обязанности: например, ходить в магазин, платить за телефон и квартиру. Ребенок такого возраста уже понимает, что он — член семейного коллектива и потому тоже должен что-то делать по хозяйству ради общей пользы.

Исключите типичные родительские ошибки:

Не критикуйте сына или дочь, если с вашей точки зрения, они сделали что-то не так. Лучше похвалите за то, что им удалось. Не бросайтесь сразу же перемывать пол: «Смотри, какие ты пятна оставил!» или жаловаться его отцу или бабушке на «безрукого» и беспомощного ребенка.

Не давайте обещаний типа: «Ты погладишь белье, а я тебе за это куплю что-нибудь вкусное». Иначе ребенок перестанет помогать вам «за так» и всегда будет пытаться извлечь выгоду из ваших поручений.

Не перегружайте ребенка домашней работой, особенно если он болен или переутомлен учебой и тренировками. Неуверенные в себе дети, опасаясь гнева родителей, могут весь день убирать на кухне, не успев выполнить уроки.

Не приучайте ребенка к труду от случая к случаю — это должно стать постоянным и непрерывным процессом.

Источник: https://www.caravan.kz/art/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-93831/

Как приучить ребенка к порядку: 9 действенных советов

Если в доме есть дети, значит, о порядке можно забыть — в квартире будет сплошной хаос.

Однако так ли это? Можно ли приучить ребенка к порядку и как это проще сделать?

Важно сразу отметить, что, как говорят психологи, навык убирать формируется у детей только после 6 и вплоть до 18 лет.

 Раньше этого времени еще не созрели части мозга, отвечающие за умение сосредотачиваться  и систематизировать предметы и пространство. Поэтому не стоит требовать от 3-4 летнего малыша генеральной уборки в его комнате.

Однако этот факт не означает, что дети  не любят порядок или не умеют убирать. Самое главное, им помочь в этом.

Вот несколько советов, которые помогут научить малыша не разбрасывать свои вещи.

1 Убирайте играя

  • Это может быть ролевая игра о кукле Маше или о ниндзяго, которым не нравиться жить в грязной комнате и которые просят малыша им помочь.
  • Можно убирать на перегонки с родителями или же под музыку «а успеешь ли ты сделать чистый пол, пока играет мелодия?». Конечно, качество уборки может значительно отличатся от желаемой родителями, однако цель будет достигнута. Кроме того, это весело.
  • Можно убирать как головоломку: вначале собираем все игрушки круглые, потом красного цвета, потом все квадратные. Так уборка превратится на развивающую игру, полезную для логики ребенка.

В ТЕМУ: Что будет, если оставить папу одного с ребенком: веселый фотопроект

2.Помогай

Ребенку будет проще навести порядок, если кто-то из взрослых ему поможет. Кроме того, совместная деятельность укрепляет доверительные отношения между взрослыми и маленьким членами семьи.

3. Покажи пример

Маленькие дети с удовольствием копируют взрослых. Поэтому не отбирай у ребенка веник или пылесос, даже если он убирает не очень умело и не спеши переделывать все в его присутствии. Похвали его, что он тебе помогает.

4. Дай ребенку время

Детям сложно убирать быстро – они, найдя какую-то игрушку, могут начать ею играть. Оговори, сколько времени ты даешь ребенку выполнить это задание и через половину отрезка посмотри, как продвигается дело.

5. Договаривайся

Объясни распорядок дня и включи в него уборку — «Мы посмотрим мультик после того, как в комнате будет чисто» или «Мы моем руки и идем обедать, после того, как игрушки будут в коробке». Важно: взрослым самим не отступать от своих инструкций и соблюдать обещания. Не стоит включать мультфильм, если ребенок не выполнил свою часть условий.

6. Избегай прямых команд и требований

Акцентируй внимание не на действиях малыша, а на желаемом результате. Вместо того чтобы говорить «убери, сделай»,  лучше скажи «я в комнате вижу разбросанные вещи – книжки на полу, игрушки на диване, мне не нравится такой беспорядок, я хочу, чтобы в комнате было чисто»  (так снижается конфликтность требования, ребенок охотно порадует взрослых, если нет прямой команды).

7. Оставь территорию ребенка, на которой он может не убирать

Выдели пространтво, где ребенок может какое-то время не убирать. Дети очень часто ассоциируют себя со своими любимыми вещами. Поэтому для них спрятанные и идеально разложенные по местам вещи могут означать, что «меня нет, если нет следов моей деятельности». Еще, чтобы ребенку было легче убрать все по местам, предложи ему замену – к примеру, пусть выберет сам  место в доме, куда повесить его рисунок или поделку.

8. Разреши ему «свой порядок»

Часто сопротивление детей уборке возникает и потому, что родители предлагают ему убрать именно так, как хочет взрослый («я  лучше знаю, как  должно быть»). Особенно это  касается детей постарше и подростков.

Пусть ребенок убирает по-своему.. Возможно, неожиданно для тебя карандаши будут храниться с машинками, а книжки с одежкой —  но это для ребенка добавит  ощущение того, что он сам может принимать решения.

9. Поиграй в  «365 порядков»

Как упражнение, предложи ребенку ежедневную игру-задание: каждый день убрать в комнате каким-то новым способом, не так, как прежде. Можешь даже фотографировать получившийся результат. Покажи ему, что привычние вещи можно делать по-разному. Это будет стимулировать ребенка к креативности.

В ТЕМУ:Эти дети всего 5 минут посидели тихо: чем это обернулось для родителей

Источник: https://edinstvennaya.ua/psychology/relationship/8833-kak-priuchit-rebenka-ne-razbrasyvat-veshti-9-deystvennyh-sovetov

Как приучить к порядку: советы психолога о том, можно ли научить ребенка чистоте дома или в комнате с утра в 7 лет и консультация об этом

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся.

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства.

Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 — 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно.

Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планетуЭто очень скучная работа, но совсем не трудная».

Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность — когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое пасха кратко

Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла.

Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки.

Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты.

Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное — научите хорошо.

Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?

Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.

Родители платят.

Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел.

Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.

Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.

Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.

Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите:

  • «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,
  • «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,
  • «Твои игрушки лежат на полу».

Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь — это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

Источник: https://ds10-lazorik.ru/sovety-psihologa/sovety-psihologa-o-tom-kak-priuchit-k-poryadku.html

Как приучить детей к порядку, чтобы это не привело к конфликту в семье

Просторный светлый дом, в котором звенят детские голоса – хрестоматийная картина, иллюстрирующая жизнь идеальной счастливой семьи. Но все очарование пропадает, когда приходит время уборки. Особенно если наведением порядка занимается один человек.

Чтобы бытовые вопросы не нарушали гармонию жизни, стоит приучить к порядку всех домочадцев. Даже одна вовремя вымытая чашка и убранный после игры конструктор значительно сократят время работы по дому. Важно знать, как приучить ребенка убираться, чтобы этот процесс не был похож на дрессировку или ломку характера и индивидуальности.

Личный пример или всему свое время

С появление в доме малыша уклад жизни меняется до неузнаваемости. Ночные бдения, стирка, приготовление отдельных блюд для каждого члена семьи, времени на наведение привычного порядка практически не остается. Именно в этот период следует напрячься, ведь любовь к чистоте закладывается в нежном возрасте.

Чтобы не пришлось просить совет, как приучить детей к порядку, когда градус напряженности в семье уже возрос, заняться решением проблемы нужно как можно раньше. Малыши с удовольствием копируют поведение родителей, перенимают их привычки. Если сын или дочь с первых лет жизни будет видеть порядок или стремление к нему, он также будет любить чистоту.

Важно не перестараться. Привлекать к уборке детей до 1,5 лет не стоит, у них еще недостаточно развита координация движений. По этой же причине не стоит ругать малышей за пролитые напитки. Всему свое время.

Беспорядок в доме, где живут дети – это нормальное явление, не стоит делать из него трагедию. Вместо этого лучше небольшими шажками терпеливо двигаться к цели.

Подводные камни нежного возраста

Каждый возраст малыша прекрасен по-своему. Нежные объятия и взгляды, первые слова и шаги и, увы, первые конфликты на фоне непонимания. Ребенок, который с ранних лет видит вокруг себя чистоту и красоту, будет к ней стремиться:

  1. Приучение к порядку можно начинать с 2 лет. Именно в этом возрасте навыки и привычки можно сформировать с наименьшим ущербом для характера. Стоит запомнить простые правила и рекомендации детских психологов. Не запрещать ребенку помогать, даже если результат его труда больше напоминает ущерб. В нежном возрасте сыновья и дочери любят «помогать» мамам, вытирать пыли, подметать. Важно помнить, что для них важен процесс и контакт с родителем, а не результат. Лучше повторно вытереть пыль, но не забирать тряпку, отбивая желание помогать.
  2. Не придираться к результату. Со многими задачами малыши не могут справиться в силу возраста. Они могут банально не понимать, как это сделать и может потребоваться помощь родителя. Если ребенок упорно не хочет убирать на место конструктор, стоит поинтересоваться, может у него просто не получается?
  3. Не реагировать на провокации. В возрасте около 3 лет каждый малыш проходит период проверок, он опытным путем выясняет, как далеко можно зайти в манипуляциях родителем. Такие проверки могут заключаться в беспричинных капризах или намеренном разбрасывании игрушек. Если отмечено, что беспорядок намеренный, лучше не ругаться и не кричать, это спровоцирует новый виток проверок. Все объяснять мягко, а лучше стоически пережить период.
  4. И не стоит сравнивать детей. Стремление к чистоте и желание наводить порядок может зависеть от особенностей психики. У одного все будет «гореть в руках», а другой даже свои игрушки убирает медленно и сосредоточено. Дети разные, и они не обязаны быть похожими друг на друга.

Но если заторможенность и неаккуратность настораживает, стоит обратиться к невропатологу, чтобы исключить вероятность патологий.

Порядок – это удобно

Когда каждая вещь лежит на своем месте, убираться гораздо проще. Как и собираться на прогулку, а позднее – в школу. Чтобы у ребенка было стремление к порядку, он должен понимать, зачем ему это.

  1. Прежде чем задаваться вопросом, как сделать, чтобы ребенок сам убирал комнату, стоит подумать, как заинтересовать малыша. Ему можно объяснить и показать на примере, что найти любимую игрушку, тетрадь или вещь проще, если она лежит на своем месте.
  2. Возможно, стоит изменить интерьер, отвести место для хранения нужных предметов. Систематизировать хранение, сделав удобные яркие корзины, полки для книг или нанести на ящики комода очертание вещей, которые в нем хранятся.
  3. Ребенку будет интересно поучаствовать и в процессе изменения комнаты. Наносить пометки можно ярким маркером, комментируя свои действия. Или же дать сыну или дочери в руки кисти или карандаши.

У каждого действия должна быть цель. Если в процессе такой работы ребенку станет скучно, можно прерваться и вернуться к пометкам после игры или отдыха.

Систематизация уборки

Психологи рекомендуют начинать решать проблему с обнаружения ее причины. Этот метод можно применить и при приучении ребенка к порядку. Чтобы все сделать правильно, нужно запомнить и постараться понять, что все дети индивидуальны и их видение мира отличается от взрослого.

Приучить к порядку ребенка младшего школьного возраста помогут следующие шаги:

  1. Совместная уборка. Помогать по хозяйству маме или папе гораздо интереснее, чем выполнять рутинные действия. Начинать всегда следует с совместного труда.
  2. Деление работы. Причиной нежелания наводить порядок может быть банальная усталость. Выходом станет деление комнаты на квадраты или зоны, каждую из которых следует убрать в определенный день.
  3. Уменьшение количества игрушек. Обилие кукол, машинок или конструкторов уже само по себе производит впечатление хаоса. Игрушки можно разделить на 2-3 группы и разложить в коробки. И разрешать брать новые только при условии, что остальные вещи уложены в соответствующую коробку.
  4. Систематизация вещей. Убрать брюки будет проще, если малыш будет знать, что они должны лежать на определенной полке.
  5. Конкретизация ежедневных задач. Чтобы ребенок сам без напоминаний наводил порядок, он должен к этому привыкнуть. Если у него будет возможность выбора, то, безусловно, он выберет игру. А если будет знать, что ко времени отхода ко сну все игрушки должны лежать на своих местах, вскоре он будет относить их туда сразу, как только потеряет к ним интерес.

Приучать к порядку малышей лучше в игровой форме. Пусть легкая и 
быстрая уборка станет ритуалом, во время которого можно пообщаться с родителями. Дети перенимают привычки взрослых, и если будут видеть, что папа всегда ставить обувь на полку, через некоторое время и они будут относить свои кроссовки туда.

Трудный возраст

Подростки в своем стремлении к бунтарству и индивидуальности часто воспринимают указания родителей за попытку подавления. Приучать к порядку их нужно с учетом особенностей, в противном случае можно получить противоположный результат:

  1. Не превращать уборку в наказание. Пусть задание будет просто заданием, а не карой за проступки. Важно попытаться сохранить легкость восприятия, родитель не должен быть для подростка мечом карающим.
  2. Определиться с видением. Часто бунтующая молодежь воспринимает мир в иных красках, нежели взрослые. Сын или дочь искренне может считать комнату чистой, если на столе лежат стопки книг, а на полу набор для творчества. Чтобы проблемы не возникали, следует обозначить критерии оценки уборки, например, убранная постель, нет предметов гардероба на стульях, а грязных чашек на столе. Остальное лучше оставить на усмотрение подростка, его характер формируется и не нужно его подавлять.
  3. Не стоит искать ответ на вопрос, как мотивировать ребенка на уборку в системе поощрений. Обещанный дополнительный час с друзьями или новая вещь – плохой стимул. В следующий раз ребенок может взбунтоваться, требуя поощрение.
  4. Сложность приучения подростка к порядку заключается в том, что прививать полезные привычки следовало раньше. В трудном возрасте характер формируется под действием гормонов, а они – не лучший советчик в вопросах решения конфликтов.

В любом воспитательном моменте главное – не перестараться. Прививая привычки, не нужно стараться сломать характер или подстроить сына или дочь под себя. Ребенок должен быть в первую очередь счастливым, а все остальное вторично.

Источник: https://moemchistim.com/komnaty/kak-priuchit-detey-k-poryadku-chtoby-eto-ne-privelo-k-konfliktu-v-sem-e.html

ВашГород.ру: Как приучить ребёнка к порядку — лайфхаки для родителей

Играть любят все дети, убирать за собой разбросанные вещи или игрушки — никто.

Часто уборка после бурной игры ложится на плечи родителей, но после трудового дня бывает совсем не до этого. Да и приучать ребёнка к самостоятельности надо чем раньше, тем лучше.

Несколько лайфхаков от опытных родителей тем, кто хочет научить ребёнка убираться самого.

Лайфхак первый «Четкие правила»

Правила должны быть во всём, ну или почти во всём. Если говорить о порядке, то тут уж точно.

Приучать ребёнка убирать за собой нужно к двум годам. Раньше — смысла нет.

«И к семи годам ребёнок уже должен знать чёткие правила того, что он может и должен делать относительно себя. К примеру, в таком возрасте ребёнок может проверять свою одежду на чистоту, смотреть за порядком в своём шкафу (чтобы было всё чисто и разложено), может готовить простые блюда, покормить себя и младшего ребенка», — рассказывает опытная мама.

Важно не перегибать палку, чтобы не вызвать у ребёнка отвращение к процессу уборки.

Обычно есть три сферы, которые ребёнок должен уметь регулировать лет к семи-девяти годам:

  • Собственная гигиена и одежда;
  • Еда;
  • Собственная комната (этот пункт можно переместить на старший возраст, потому что следить полностью за порядком в комнате даже семилетке ещё сложно).

Важно, чтобы ребёнок сам понимал, зачем нужно убираться и знал, когда это нужно сделать.

Прививайте любовь к порядку, тогда у ребенка будет внутренняя мотивация.

Лайфхак второй «Дробление»

Этот метод полезен не только для уборки, он пригодится во многих сферах.

В чем его суть: если перед ребёнком стоит какое-то задание, помогите ему раздробить это дело на маленькие составляющие части. Причём, чем меньше ребёнок, тем это актуальнее.

Другими словами, разбейте большую задачу — уборку на маленькие кусочки. Например, сначала ребёнок собирает игрушки в одну кучу. Затем раскладывает их по местам, затем убирает вещи и так далее.

«Когда вы помогаете ребёнку разбить больше дело на маленькие кусочки, не все кусочки могут быть ему доступны для выполнения. В большом деле часто бывает такое, что часть дела ребёнок может сделать сам, а часть — нет. И поэтому эти части, которые ребёнок делать не может, вы должны делать сами или помогать ему», — рекомендуют родители.

Лайфхак третий «Объяснения»

Обязательно объясняйте ребенку, зачем нужно быть организованным. Зачем нужен порядок. Конечно, если вы сами это знаете. Эта работа должна быть постоянной и регулярной. А не должна быть похожей на нотации.

Важно объяснить, что вещи нужно беречь и заботиться о них, также важен момент гигиены. И не забывайте о собственном опыте.

Порядка в вашем доме и взаимопонимания с детьми!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему новый год начинается с 1 января

Источник: https://vashgorod.ru/news/105755

Как научить ребёнка убирать за собой

Вряд ли у кого-то из взрослых возникает вопрос, нужно ли учить ребёнка убирать за собой. Чистота и аккуратность — это то, к чему родители всегда стремятся, но не всегда достигают. Так что задача скорее в том, как приучить ребёнка к порядку. Советы специалистов, которые мы собрали ниже, в этом помогут.

Шарлотта Крёгер, Монтессори-педагог из США, рассказывает о том, как приучить ребёнка к порядку, на примере одного успешного опыта. Трёхлетнему Джиму никогда не нравилось убирать за собой. Вместо требований, которые всегда вызывали у мальчика протест, гид предложила сотрудничество. Оказалось, ребёнок вполне способен принять обязанности по поддержанию чистоты.

Советы психолога Юлии Гусевой дополняют рассказ педагога, обращая внимание на то, что стремление к заранее установленному порядку является естественным даже для маленьких детей.

Я здесь, чтобы помочь

Кисть начинает стучать по банке с краской всё чаще и чаще — первый признак того, что скоро помещение наполнится пустой болтовнёй и шумом. «Когда же мы войдём в ритм?» — думает про себя педагог Монтессори.

Этот трёхлетний ребёнок любит рисовать на мольберте, закрашивая все углы кистью, с которой капает краска, попадающая на него и пачкающая всё вокруг. Но мальчику не нравится убираться. Гид тихонько восхищается упорством ребёнка, который снова выберет занятие, которое приносит ему большое удовольствие, при этом продолжая игнорировать уборку.

Встав с кресла, гид медленно, уверенной и полной достоинства походкой пересекает комнату и оказывается рядом с мальчиком у мольберта. Взгляд ребёнка становится диким, он готов к борьбе или бегству. Она останавливается и терпеливо ждёт, когда её безмятежная сосредоточенность успокоит взволнованного ребёнка.

Опираясь на свой опыт общения с теми детьми, которые любят выполнять какое-то занятие, но не доводят его до конца, гид решает сменить тактику.

В отличие от большинства детей, которые охотно отвечают ей и быстро принимают правила и обычаи, присущие свободе, закреплённой в данном окружении, она осознаёт, что в этом мальчике растёт сопротивление: он не будет делать то, что не хочет.

«Ты нарисовал картину, Джим! — говорит она с теплотой и восхищённым блеском в глазах. — Она полна приятного красного цвета и на ней изображена милая белая точка». Она описывает его творение, старательно избегая каких-либо признаков недовольства тем, что мальчик снова не выполнил последнюю часть упражнения — не убрал за собой. «Давай повесим её вместе!»

Отсоединив насквозь мокрое изображение от мольберта, она думает о том, чтобы не забыть упомянуть о Ротко (Марк Ротко — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля. — Прим. пер.

), когда на следующем родительском собрании будет говорить о страсти Джима к рисованию, и просит ребёнка взять картинку за другой уголок.

Выбрав прищепку, она ловко прикрепляет свой конец к проволоке и, повернувшись к мальчику, замечает, что он пытается быстро сделать то же самое перевёрнутой прищепкой.

«Ой! — восклицает она. — Так это сделать трудно!» И тогда педагог берёт другую прищепку и медленно показывает, как её нужно правильно держать и за какие концы сжимать. Педагог спокойно и терпеливо ждёт, пока настойчивые усилия ребёнка не приведут его к победе над прищепкой.

Помощь с уборкой

«Я могу помочь тебе с уборкой, когда ты будешь готов», — предлагает она. Гид старается контролировать себя, прекрасно помня, как бурно Джим обычно сопротивляется, когда от него требуют, чтобы он сделал уборку — кричит, дерётся и пинается. Педагог предпочитает сосредоточиться на своём новом плане, специально не торопя мальчика с ответом, чтобы дать ему время обдумать предложение. «Я принесу губки, когда ты будешь готов».

Она присаживается рядом с ребёнком, достаточно близко для доверительного общения, но при этом сохраняя его личное пространство, и ожидает его решения.

Её опыт подсказывает, что всё зависит от её способности донести до ребёнка своё желание помочь и вместе с ним изменить то, что вызывало стресс, и преобразовать это в радостное партнёрство.

Она осознаёт важность этого момента в развитии его самостоятельности и надеется, что заманчивые перспективы взаимодействия станут мостом, который будет поддерживать его свободную волю, — ещё один шаг на пути к превращению в человека, который наслаждается каждой деталью работы, которую он выбирает.

Привлекая ребёнка к уборке, она спрашивает: «Мне принести ведро воды или ты справишься сам?» Во время уборки педагог предлагает различные варианты совместной деятельности: «Мы начнём мыть мольберт сверху или снизу? Может, я помою верхнюю часть, а ты нижнюю? Теперь давай я покажу, как помыть голубую кисточку, а ты потом выберешь, какую кисточку помоешь ты».

Они продолжают отмывать мольберт и наводить порядок вокруг него. Когда уборка близится к завершению, педагог тихо, с заговорщическим видом говорит: «Мы с тобой отличная команда, Джим. Какой чистый и красивый теперь этот мольберт! И теперь следующий ребёнок может работать за ним!» «И это могу быть я! — восклицает Джим. — Я могу быть следующим ребёнком!»

Она внутренне улыбается тому факту, что он стал на шаг ближе к принятию всех обязанностей, связанных с его любимым занятием, а она стала на шаг ближе к тому, чтобы по-настоящему оценить Джима, несмотря ни на что. Её опыт подсказывает ей, что скоро он будет готов сделать уборку сам.

Оригинал: mariamontessori.com

Комментарий психолога Юлии Гусевой

Одна из особенностей среды Монтессори — это порядок. Поработав с пособием, ребёнок убирает его на место. Каждое пособие имеет своё постоянное место, поэтому найти его ребёнок может без труда даже с закрытыми глазами. Порядок имеет место не только в содержании деятельности, но и в последовательности: начинается занятие с дидактического круга, а заканчивается рефлексивным.

Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине? Нужен ли ребёнку такой порядок? Что он ему даёт? 

Нередко в детский сад приходит трёх- или четырёхлетний ребёнок, который пока ещё не приучен к порядку. Он разбрасывает и теряет свои вещи, не убирает пособия на место, не складывает свои вещи в свой шкафчик. Просто домашняя среда была недостаточно упорядочена, и ребёнок не научился убирать вещи на свои места. Но в детском саду, где среда упорядочена, ребёнок достаточно быстро начинает вешать куртку на крючок, а не бросать на пол, убирать пособие на полку и т. д.

Вопрос о том, как приучить детей к порядку и чистоте, на самом деле имеет очень простой ответ. Дети интуитивно стремятся к предсказуемости. Это залог их безопасности, залог спокойствия и уверенности. Когда ребёнок знает, что за чем следует во времени, какое событие сменяет предыдущее, где он может взять конкретную вещь, то он чувствует себя в большей безопасности, нежели тогда, когда не имеет определённости.

Среда Монтессори — это среда естественного, но при этом специально организованного порядка. Даже те дети, которых родители называют неорганизованными, в среде Монтессори достаточно быстро, легко и естественно приучаются к порядку. Отчасти потому, что наблюдают за другими детьми, отчасти потому, что чувствуют себя комфортно там, где всё всегда лежит на установленном месте.

В этом случае становится ясно, как детей приучить к порядку дома — вначале его нужно создать. Там, где порядок не организован, где каждая вещь не имеет своего места, ребёнок не может придерживаться порядка, потому что не знает, как это сделать. Он кидает игрушки, если не знает, куда их нужно убирать, особенно в том случае, если каждый раз родители убирают игрушки в разные места.

А там, где каждая вещь имеет собственное постоянное место, ребёнку достаточно просто вернуть её туда, откуда взял.

Иллюстрации — Международный Монтессори-центр «Отрада», mariamontessori.com

Источник: https://mchildren.ru/i-am-here-to-help/

Режим дня

Борьба за Ребенка Прекрасного начинается, как правило, с самого раннего утра. Вся семья уже собрана, а дитя и не думает отрывать голову от подушки. Несоблюдение режима касается не только сна, но и, например, прогулки.

Ребенка невозможно заставить выйти на улицу «подышать воздухом», но при этом забрать его обратно с гулянья можно, только выкопав качели, с которых он не желает слезать.

А сколько раз наследник болтал ложкой в тарелке супом, всем своим видом демонстрируя абсолютную сытость, чтобы ровно через 20 минут вражеским лазутчиком красться к холодильнику?

Тактика борьбы.

Маленькому человеку трудно программировать свои действия. К тому же у малышей совсем иное, по сравнению со взрослыми, ощущение времени. Способность соотносить события своей жизни с часами и минутами появляется у ребенка лишь в 7−8 лет, а до тех пор в роли хронометра приходится выступать родителям.

С раннего возраста малыша следует приучать к тому, что распорядок дня может корректироваться лишь в самых крайних случаях. Например, лечь спать позже обычного можно в выходные или когда к вам в дом пришли гости. В другие дни 21:00 — это время, когда телевизор выключается, игрушки убираются и даже печенье, пожелав всем спокойной ночи, отправляется спать в буфет.

Безусловно, нельзя требовать от сына или дочери безоговорочного подчинения. Но если после двух-трех напоминаний наследник не выполняет просьбу родителей, нужно просто взять его на руки и отнести в кровать. Чем более непреклонным будет взрослый, тем скорее карапуз поймет, что сопротивление бесполезно.

За столом

Мытье рук в супе, разлитый по только что постеленной скатерти компот, консервированный горошек, разлетающийся, как искры фейерверка, — вот она, ваша ежедневная жизнь. Когда терпение лопается и вы решаете покормить своего «аккуратиста» самостоятельно, к его грязной одежде добавляется еще и ваша. Продолжать не будем: к чему?

Тактика борьбы.

Наблюдая за тем, как малыш ест, старайтесь отличать те ситуации, когда он шалит, от несформированности навыка, а чтобы ускорить процесс обучения, предлагайте чаду игры, в которых нужно покормить мишек или кукол. Научиться правильно пользоваться столовыми приборами достаточно сложно.

Не спешите обвинять ребенка в неряшливости, если он вытирает руки о футболку. На самом деле маленькие дети очень чистоплотны! Малыши стремятся поскорее избавиться от дискомфорта, который причиняет им налипшая на руки еда, и делают это самым доступным для них способом. Поэтому не ругайтесь, а просто подведите чадо к зеркалу, чтобы он сам увидел, как некрасиво смотрятся пятна на одежде. И конечно, во время еды детям надо регулярно напоминать о том, чтобы они пользовались салфеткой.

Как соблюдать порядок в детской комнате

Детская комната

Детская комната обычно выглядит так, словно в ней триста лет подряд без единого выходного топтались татаро-монголы. Когда же от вас поступает настойчивое предложение убрать за собой, у ребенка сразу начинают болеть голова, живот, ноги и сердце одновременно. И даже если — о чудо! — отрок внемлет вашим мольбам, вы прекрасно знаете, что обольщаться не стоит. Достаточно открыть ящик стола или комода, как поощрительная улыбка тут же уплывет с лица.

Водные процедуры

Дни, в которые ребенок добровольно и без 150 напоминаний умылся и почистил зубы, можно отмечать в календаре красными кружочками, чтобы потом в течение последующих лет отмечать эти памятные даты за семейным столом.

Одежда

Всего каких-то 10 минут на улице — и чистенькая и красивая детская одежда превращается в спецовку шахтера, только что вышедшего из забоя. Иногда, правда, такого разнообразия удается избежать. Но это в том случае, когда вся одежда представляет собой одно сплошное пятно. Ребенок, кстати, демонстрирует философский взгляд на проблему и на все ваши упреки спокойно отвечает: «Да ладно, мам, постираем или купим новое».

Исчезающие вещи

Не менее остро, чем порча одежды, у детей стоит проблема ее частичной утери. Пропажи новых игрушек так велики, что можно не сомневаться — где-то во Вселенной есть целый игрушечный город, почетным спонсором которого является ваша семья.

Как приучить детей к порядку

В решении этого нелегкого вопроса может помочь мотивация. Попробуйте объяснить малышу, что порядок — это удобно. И удобство это заключается в следующем:

Если вещи будут находиться в порядке, все необходимое, например для любимой игры, будет всегда под рукой.

Аккуратность важна для учебы. Например, когда ребенок пишет прописью без помарок, учитель его похвалит. 

Если малыш пригласит в гости своих друзей, а в комнате будет бардак, ему будет стыдно. И наоборот, если друзья придут, а в комнате чистота и вещи на своих местах, то ребенку будет приятно.

Обычно, представление о том, что такое порядок у родителей и детей диаметрально противоположное. Ребенок уверен, что сделал все, чтобы навести порядок, а вошедшая в комнату мама шокирована вопиющим беспорядком. 

Как же приучить ребенка к чистоте и правильно донести ему о сути порядка. Хотим предложить несколько способов.

Постепенная уборка

Вы можете разделить комнату малыша на условные квадраты. Выбрать с какого начать и убирать по одному квадрату в день. Такой подход превратит объемную задачу в список шагов. Начните убирать вместе с малышом. Покажите куда сложить солдатиков и где лучшее место для пластмассового автопарка. Потом оставьте малыша закончить работу самостоятельно. Процесс сортировки своих игрушек увлечет ребенка и это ему непременно понравится. 

Пространство для творчества

Предложите ребенку украсить комнату на свой вкус и организовать пространство так, как он считает удобным. Таким образом ребенок сам установит правила хранения вещей, будут чувствовать, что детская — их территория и с удовольствием будут соблюдать свои же законы. Ведь они сами так решил.

Установите ориентир

Покажите малышу условно правильное место для каждой вещи и игрушки. Сфотографируйте комнату и разместите фото на видном месте. Так малыш будет четко понимать что такое порядок и как это, убрать свою комнату. 

Система хранения

Также неплохо работает идея с прозрачными пластиковыми контейнерами или контейнерами с наклеенными названиями вещей. 

Важная миссия

Объясните ребенку, что уборка — важный вклад в общий семейный порядок. 

Уборка для детей — 5 работающих приемов

Убирай по пути. Идешь по комнате, видишь что что-то лежит не на своем месте, положи сразу. Так в день уборки у ребенка будет меньше работы, что несомненно его порадует. 

Вечерняя пятиминутка. Введите традицию каждый вечер 5 минут выделять на легкую уборку.

Закончил играть — положи на место. Путь ребенок, перед тем как начать новую игру, уберет на место ту, с которой закончил.

Начни с того, что нравится. Пусть малыш начинает домашние дела сначала с того, что ему нравится больше всего.

Интересная игра. Превратите процесс уборки в увлекательную игру. Так ребенку будет интересно и он максимально вовлекается в процесс.

Стратегия для детей 8-11 лет немного отличается от той, которую можно применять с младшими. Но и здесь есть несколько хитростей.

Хитрость №1 — Порядок — часть обычной семейной жизни. 

Вы ведь помните, что дети берут пример с родителей и с возрастом это никуда не девается. Так что не стоит долго и мучительно собираться с духом перед тем, как начать уборку. Так ребенок не будет воспринимать уборку как что-то неприятное. Наоборот, если вы будете наводить порядок с удовольствием, то и ребенок будет воспринимать этот процесс позитивно.

Хитрость №2 — Порядок по списку

Вместе с ребенком, составьте список как в вашем общем представлении выглядит хорошо убранная комната. Идеально сделать это на доске, чтобы ребенок мог проставлять галочки или клеить стикеры на уже выполненные задачи.

Хитрость №3 — Не обязанность, а помощь

Когда вы предъявляете ребенку претензии и вещаете об обязанностях — он, скорее всего воспримет это как очередное нравоучение. Будьте хитрее и просите не о выполнении домашних обязанностей, а о помощи. Так уборка приобретает совсем другую тональность и смысл

Как не отбить желание быть аккуратным у ребенка раз и навсегда

Если в доме есть убежденный педант — перфекционист, для остальных домочадцев это превращается в проблему. 

Когда родители в приказном порядке заставляют детей сдувать каждую пылинку ежеминутно, то как только ребенок остается наедине с собой, он превратит комнату в место боевых действий. 

Золотая середина — отличный выход и компромисс. Не проверяйте с лупой каждую полку, но и не позволяйте явных пренебрежений порядком.

Чек-лист для родителей: Как приучить ребенка к порядку

  • Объясните смысл процесса. Спокойно и по полочкам разложите все причины, почему ребенку нужно держать себя и свою комнату в чистоте.
  • Сортировка. Превратите уборку в игру и попросите ребенка разложить игрушки по типу или цвету, размеру и пр.
  • Мотивируйте. Начертите или распечатайте таблицу в которой будут написаны обязанности и поля, которые должен заполнить ребенок.
  • Помогайте ребенку убирать и просите помогать вам.
  • Ни в коем случае не превращайте уборку в наказание. Это раз и навсегда отобьет у ребенка желание поддерживать порядок.
  • Хвалите и отмечайте плюсы. После уборки похвалите малыша и отметьте то, что получилось особенно хорошо.
  • Будьте примером!

Источник: https://theoleo.com.ua/blog/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как забрать тело из морга

Закрыть