Как подготовить ребенка к исповеди

Вопросы веры / Подготовка к исповеди

«Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедаем каждый свой грех, доколе согрешивший находится еще в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом.»

Святитель Киприан Карфагенский

«Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, дабы все врачевство покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле, во аде оно бессильно.

Чтобы получить нам прощение от Бога, не довольно помолиться два или три дня; надобно произвести перемену во всей жизни и, оставив порок, постоянно пребывать в добродетели.

Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога.

Покаянием я называю не только отвращение от прежних худых дел, но еще более — намерение делать добрые дела»

Святитель Иоанн Златоуст

«Для успешного покаяния необходимы: зрение греха своего, осознание его, раскаяние в нем, исповедание его.

Нет конца покаянию до самой смерти — и для малых, и для великих.»

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Подготовка к исповеди взрослых

Приходя на исповедь надо понимать, что мы приходим каяться не перед священником, а перед Богом. Священник является здесь лишь свидетелем.

Исповедь — это не беседа с духовником о своих недостатках и сомнениях, а искреннее покаяние о содеянном грехе перед Богом, понимание, что грех губит жизнь. Богу не нужны Ваши оправдания и объяснения, важно искреннее раскаянье и желание добродетельной жизни.

Сознание своих грехов, осуждение себя в них – вот смысл таинства. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь

Приступающий к Таинству Исповеди должен знать основы православной веры. Поэтому при подготовке к исповеди, надо с пониманием прочитать Символ Веры, прочитать хотя бы одно Евангелие.

В этот день надо постараться соблюдать пост — исключить пищу животного происхождения, воздержаться от развлечений. В молитве просите Господа разума, умения и сил жить по-христиански.

Чтобы перед исповедью поглубже рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней прочитайте приведенный ниже перечень распространенных духовных болезней и грехов. Он поможет также выявить то, что было забыто или хотелось скрыть.

Празднословие:

Многословие, пустословие, празднословие. Нескромный смех, хохот. Насмешки, кощунства, издевки, пародии, анекдоты.

Ложь:

Обман, лжесвидетельства. Неискренность, двуличность. Человекоугодие, лицемерие. Нарушение клятв, обещаний, обязательств. Произнесение имени Божия всуе, божба. Неполная, неискренняя исповедь.

Осуждение и клевета:

Осуждение, злорадство, уничижение, оклеветывание ближних. Интерес к слухам, интригам, скандалам, сплетням. Пересуды и разузнавания о чужих грехах, ошибках, недостатках. Порицание властей, начальств, самонадеянное поверхностное суждение о сложных вопросах, явлениях, событиях.

Чревоугодие:

Неумеренное употребление пищи и пития. Объедение, лакомство, гурманство. Нарушение постов, ядение без молитвы. Отрицание духовного смысла православного поста и воздержания, взгляд на пост как на простое вегетарианство или диету. Чрезмерная забота о телесной красоте и здоровье вообще и о питании в частности. Пьянство, курение, наркомания.

Леность:

Непамятование о заповедях Божиих. Забвение, нечувствие, незнание грехов своих. Нерадение к молитве и посещению храма, церковным таинствам Исповеди и Причастия, чтению Священного Писания и творений святых Отцов. Недобросовестное исполнение своих дел и обязанностей, иждивенчество, тунеядство. Любовь к комфорту, неге, телесному покою, беззаботному веселью и суетному времяпровождению. Праздность, излишнее успокоение сном, рассеянность.

Сребролюбие:

Болезненное пристрастие к деньгам, вещам, роскоши. Желание и мечты обогатиться. Неверие Богу, не упование на Его Промысл. Страсть к азартным играм, легкой наживе, расточительству и растратам. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезни. Скупость, жадность. Приобретение без нужды, многостяжание. 

Воровство:

Кража, присвоение чужого, взятие без разрешения. Неуплата долгов, налогов. Даяние денег взаймы под проценты, спекуляция, жульничество. Неуплата за проезд, обвешивание, обсчитывание. Неправедное приобретение имущества. Вымогательство, взяточничество.

Тщеславие:

Искание славы человеческой. Хвастовство, желание похвал и почестей, боязнь поношений. Зависть, лесть. Любление красивых нарядов, изящных предметов. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам телесным. Стыд исповедовать свои грехи. Лукавство, самооправдание. Брезгливость.

Гордость:

Высокомерие, презрение к ближним, дерзость, наглость. Эгоизм, своеволие, своенравие. Предпочтение себя всем. Особенное и завышенное о себе мнение. Хула, непокорность закону Божию и Церкви. Неповиновение властям. Потеря простоты, любви к Богу и ближнему.

Жестокосердие:

Неоправданная жестокость в обращении с людьми и животными. Немилосердие. Брань, ругань, злословие. Насмешки над престарелыми, увечными, больными.

Гнев:

Вспыльчивость, раздражительность, принятие гневных помыслов. Ярость, злоба, вражда, ненависть. Мечтание гнева и отмщения, не прощение обид, злопамятство. Воздаяние злом за зло. Убийство. Аборт. Разбой. Рукоприкладство, заушение. Злое жестокое слово, непристойный крик. Проклятие.

Печаль, уныние:

Тоска, малодушие, ропот, нетерпеливость. Неблагодарность и не упование на Бога, сомнение в милосердии и обетованиях Божиих. Уныние, ожесточение, отчаяние.

Чародейство и волхвование:

Чтение наговоров, заклинаний. Хождение к колдунам, ворожеям, гадалкам, экстрасенсам. Занятия оккультизмом, астрологией (гороскопы), теософией, магией.

Блуд и прелюбодеяние:

Не сохранение целомудрия и чистоты до брака. Нарушение супружеской верности. Сожительство без благословения в Церкви. Нарушение обетов, данных Богу жить в чистоте. Ношение нецеломудренной одежды, а также одежды, предназначенной для другого пола. Использование косметики, макияжа, татуировок. Нескромные речь, взгляд, походка.

Услаждение нечистыми мыслями и мечтаниями. Пристрастие к зрелищам (телевизору, компьютерным играм). Просмотр блудных фильмов и фото, слушание сладострастных песен, чтение безнравственных и суетных книг. Страстные прикосновения и осязания.

Рукоблудие, содомские и противоестественные грехи и извращения (гомосексуализм, лесбиянство, растление детей, скотоложство).

Безбожие, ереси:

Ложное понятие и суждение о вере. Религиозное невежество, незнание основных догматов и истории Православия. Отрицание истинности Божественного Откровения, несогласие с церковным вероучением. Небрежное и неблагоговейное отношение к церковным святыням, правилам, преданиям и установлениям. Суеверия, предрассудки.

Маловерие, неверие, безбожие. Богохульство, богоборчество. Отречение от Христа, отступничество от Церкви. Уход в ересь или раскол, сатанизм, масонство, другие религии или культы. Чтение еретической и прочей антицерковной литературы. Посещение различных неправославных сектантских и псевдорелигиозных собраний.

Подготовка к исповеди детей

Детям таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения.

Ребенок должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Для этого ему помогут вопросы:

— Молишься ли Богу за себя, за родителей и ближних твоих, благодаришь ли Бога за все Его благодеяния и милости к тебе?

— Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим молитвенное правило? 

 — Не садился ли за стол, не помолившись, и не ложился ли спать без молитвы?

— Знаешь ли наизусть самые главные молитвы: «Отче наш», Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

— Каждое ли воскресенье ходишь в церковь?

— Не увлекался ли играми и забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

— Не вел ли себя неблагоговейно на церковной службе? Не шумел ли и не бегал по храму, не отвлекал ли сверстников разговорами, мешая им молиться и вводя тем самым в соблазн?

— Не произносил ли без надобности имя Божие, всуе?

— Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

— Умеешь ли делать поклоны? Знаешь ли, что такое исповедь, Причастие, Литургия?

— Не отвлекался ли во время молитвы на посторонние мысли? Не молился ли второпях, без внимания и благоговения?

— Читаешь ли Евангелие, Закон Божий, другие духовные книги?

— Знаешь ли Символ веры и учение Святой Православной Церкви?

— Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

— Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

— Не имеешь ли какие-либо амулеты, обереги с нехристианскими символами, например, знаки зодиака?

— Не наносил ли на свое тело татуировки, не пользуешься ли косметикой?

— Не носишь ли нецеломудренную одежду? Не смущаешь ли окружающих неопрятным видом и дерзким поведением?

— Не говорил ли неправду? Не обманывал ли других и не нарушал данные тобой обещания? Не говорил ли необдуманно лишние и пустые слова?

— Не скрывал ли на исповеди свои грехи из-за ложного стыда?

— Не гордился ли перед самим собой и перед другими, и не хвастался ли своими успехами, способностями?

— Не спорил ли с кем-нибудь — лишь бы только взять верх в споре?

— Не сплетничал ли о ком, не осуждал и не ябедничал ли на кого?

— Был ли послушен своим родителям? Не спорил ли с ними, не злословил ли их, не капризничал и не требовал ли от них дорогой покупки?

— Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромное, например, мороженое или другие непостные сладости?

— Не роптал ли, если получал плохую оценку или заслуженное наказание за совершенный тобою проступок?

— Не оправдывался ли в грехах своих, не перекладывал твою вину на других?

— Не воровал ли? Не утаивал ли деньги от родителей, например, сдачу от покупки в магазине?

— Не присваивал ли себе чужого?

— Не имеешь ли привычки брать без спроса те вещи, которые тебе не принадлежат?

— Не ездил ли без билета? Не смущал ли и не досаждал кому по телефону?

 — Не грубил ли старшим, не ругался и не оскорблял ли кого злыми словами?

— Не хулиганил ли? Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

— Не обижал ли младших?

— Не мучил ли животных?

— Не смотрел ли неприличные фильмы, не губил ли в праздности время, засиживаясь за компьютером и в интернете без разрешения родителей?

— Не читал ли вредных безнравственных не православных книг и журналов?

— Не занимался ли рукоблудием?

— Не пробовал ли курить, выпивать или употреблять наркотики?

— Не играл ли в карты или другие азартные игры, на деньги?

 — Не гадал ли, не интересовался гороскопами? Не веришь ли в приметы и прочие предрассудки?

— Прилежно ли стараешься учиться? Не опаздывал ли в школу? Не прогуливал ли занятия? Не списывал ли у своих сверстников, по шпаргалке?

— Не ленишься ли помогать родителям по дому?

— Не притворялся ли больным или усталым, чтобы увильнуть от своих обязанностей?  

— Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо увечья или телесные недостатки?

— Не завидовал ли в чем друзьям и знакомым? Не мстил ли, не радовался ли чужим бедам и неудачам? Не желал ли причинить зло или вред кому-нибудь?

Составлено на основании:

Источник: http://www.hram-ershovo.ru/podgotovka-k-ispovedi/

До скольки лет можно причащать детей без исповеди — Знахарь закона

как подготовить ребенка к исповеди

Некоторые родители считают, что у младенцев нет понятия греха, и какой смысл причащать младенца, не имеющегогрехов? Однако святительФеофан Затворникговорил, что причастие действенно и живо соединяет с Господом младенца, как нового члена Его Церкви. По учению святителя, Причастие освящает его, умиротворяет и защищает от темных сил Божией благодатью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как читается молитва отче наш

К какой части богослужения приходить с детьми

До года

С грудным младенцем можно приходить к приятию Таинства после Литургии. При этом младенцев перед причастием можно покормить. Только делать это следует хотя бы за полчаса до причащения, для того чтоб грудничок случайно не срыгнул. Мамам, которые готовились к причастию разрешается причащаться святых Таинств вместе с их детьми, даже если они пришли вместе с ними к концу или к середине Литургии.

До семи лет

С двух или трех лет надо постепенно приучать ребенка быть на службе хотя бы с молитвы, предшествующей окончанию Литургии, то есть с общецерковного пения «Отче наш».

После 3 лет ребенка можно постараться не кормить, однако строгих правил по этому поводу нет. Некоторые кормят детей пред службой до 6-7 лет. Каждые родители должны подходить к этому вопросу с разумением.

Хорошо по этому поводу посоветоваться со священником. С семи лет принято приучать детей поститься, однако не строго и постепенно.

Например, можно убедить его ради Христа отказаться от просмотра мультфильмов, или вкушения какой-то особенно вкусной для него пищи.

До десяти лет

Детей от 7 до 10 лет следует приводить в церковь к пению «Иже Херувимы».

Надо помнить, что не каждый ребенок, тем более маленький, может выдерживать всю службу и поэтому родители могут приходить в храм попозже.

С детьми, которые имеют возраст более 10 лет следует приходить на полное богослужение, однако если родители заметят, что ребенок устал, то могут выйти с ним на улицу, погулять около храма.

Следует знать, что не у всех детей хватает терпения выстоять всю службу, поэтому не заставляйте его этого делать, поскольку можете вызвать у него нелюбовь к богослужению.

Какие молитвы читать детям перед Причастием

Священники рекомендуют родителям прочитать детям вслух хотя бы одну молитву или же несколько молитв при подготовке к причастию. Мамам (в отличие от пап) вычитывать все каноны и все правила не обязательно. Достаточно прочитать молитвенное правило ко святому Причащению. При этом прочитать за ребенка каноны и правило полностью могут или папа, или крестные, или же бабушка, дедушка.

Если же кроме мамы сделать этого никто не сможет, тогда она должна молиться соответственно своим возможностям. Но даже если у мамы совершенно не находится времени для большого количества молитв, то достаточно помолиться по правилу преподобного Серафима Саровского:

«Отче наш — 3 раза», «Богородица Деворадуйся — 3 раза», «Верую — 1 раз»

Постится за ребенка не нужно. Однако перед Причастием ребенка родителям следует воздерживаться от супружеских отношений. Надо постараться сделать все возможное, чтобы приход в храм для приобщения ребенка к благодати, не оказался бесполезным. Но делать надо все в меру сил, ведь Бог силы наши знает, Он от нас не ждёт ничего невозможного.

Надо помнить, что недостаточно только привести в храм ребенка и причастить его. Родители должны постараться сохранить полученную в храме благодать. В день причащения быть умиротворенными, не раздражаться и тем более и не ссориться.

Наоборот постараться проявить особую любовь друг к другу. Дети — они чувствительны, и обязательно поймут, что день Причастия — это особый день.

Только своим примером, добросердечным отношением друг к другу и к детям родители смогут воспитывать в своих чадах благоговейное религиозное чувство.

Как научить детей молиться

Ребенка надо приучать к молитвам своими словами. Например, «Господи спаси меня, папу и маму, крестных моих (имена), бабушку и дедушку (имена)». По мере возрастания (с трех-четырех лет) можно уже обучать ребенка главной молитве «Отче наш». При этом ребенку следует объяснить каждое слово так, чтобы он конкретно понимал смысл молитвы.

Постепенно (с четырех-пяти лет) ребенку можно давать краткое правило из нескольких молитв. «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся

», «Свитый ангеле Божий моли Бога обо мне», «Господи спаси и помилуй меня, папу и маму, крестных моих, бабушку и дедушку». Правило для ребенка должно быть не трудным, и кратким (от 5 до 10 мин.

утром и вечером). Главное, чтобы он понимал, о чем молиться и молился с охотой.

Как подготовиться к исповеди

У детей о грехе другие представления, чем у взрослых. Поэтому Церковь, как правило, не исповедует детей в возрасте до 7 лет. Детей до этого возраста не исповедуют потому, что дети хотя и могут рассказать про свои грехи, но принести покаяние, чтобы полностью исправиться — не могут.

Родители детей от 7 лет должны находить время для небольшой подготовке их к первой исповеди. Если ребенок совершил неблаговидный поступок, родители должны ему объяснять, почему он поступил нехорошо и попросить его попросить прощения, сначала у Бога, а потом и у них. Так прививаются первые навыки исповеди.

Со временем родителям надо проводить с ребенком простые беседы об исповеди, о смысле Таинства причащения. Сказать в доступных словах о Боге, который всех любит. Все дела, все поступки людей и в том числе детей, все их мысли Бог видит.

И если ребенок сделал что-то нехорошее, то ожидает, когда он сам признается в этом родителям и на исповеди расскажет священнику, через которого Бог простит ему плохие поступки, то есть грехи.

Как часто можно причащать детей

На вопрос сколько раз дети могут причащаться, наверное, каждый священник ответит: «Как можно чаще». Но есть и определенные, рекомендуемые промежутки времени. Младенцев причащать можно практически каждый день, а детей от года и более 2–3 раза в неделю.

Детей после семи лет, один раз в неделю или же раз в две недели и по праздникам. Отметим, что это всего лишь рекомендации. Бывает, что по занятости родители причащают детей реже, поэтому они должны определяться с этим в соответствии со своими возможностями.

Игорь Куршак

Молитвословы для детей

Чтобы ребёнок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет

Православное воспитание и психология

Источник: https://znzakona.ru/do-skolki-let-mozhno-prichashhat-detej-bez-ispovedi.html

Подготовка детей к причащению

как подготовить ребенка к исповеди

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно.

Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли этоНа данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю — другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого.

И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет.

Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству  и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно.

Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению».

Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. Посмотрите по ссылке молитвослов издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы. 

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое страстная неделя

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение.

Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал Самые наши грехи — не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка.

Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/tainstva-tserkvi/tainstvo-evkharistii-prichashcheniya/podgotovka-k-prichashcheniyu/podgotovka-detey-k-prichashcheniyu/

Детская Исповедь. Советы священника — Православный журнал

как подготовить ребенка к исповеди

О детской исповеди, о том, какие дети приходят в храм к священнику, и чем может помочь батюшка мальчикам и девочкам от 7 до 10 лет рассказывает священник Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме.

Детская исповедь

Наверное, нет ничего более индивидуального, чем детская исповедь. Слишком сегодня разные семьи, соответственно, разные и дети в этих семьях; разное воспитание, место жительства, достаток и т.п.

Но хотя бы попробовать систематизировать опыт детской исповеди, разбить детей на несколько групп со своими ярко выраженными признаками мы можем.

Дети, у которых родители воцерковились давно.

Дети, у которых родители воцерковились недавно.

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм.

4

Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино.

Прежде чем разбирать подробно особенности этих групп, стоит отметить общие рекомендации:

Дети, у которых родители воцерковились давно

В этих случаях, если родители сами постоянно сознательно исповедуются, детям показывается с рождения пример. Дети, подражая родителям, тоже хотят быть, как взрослые. В данном случае главное для родителей не начать считать, что чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем лучше. Важно просто донести до ребенка, что Бог нас любит, что без Его помощи нам не обойтись – показать ребенку, что исповедь очень полезна, а не наказание или пытка.

При этом, по сути, главным и единственным грехом, в котором ребенок искренне может покаяться – это непослушание родителям. Ведь все остальное – это уже следствие воспитания родителей и той жизни, которую они создают своим детям.

Всегда умиляют исповеди ребенка, который кается в нарушении поста; в просмотре телевизора; в том, что маму до крика доводит А перед этим исповедуется мама ребенка и не кается в том, что нарушает пост, смотрит телевизор и кричит на ребенка.

Ну и конечно же не надо родителям устраивать соревнования: дескать, Миша уже в 7 лет исповедуется по пять минут, а мой оболтус подошел на 5 секунд и ушел. Все дети разные, в разное время доходят до понимания тех или иных проступков.

Дети, у которых родители воцерковились недавно

Неофитство – это болезнь, которая настигает подавляющее большинство людей, которые только пришли в храм. Проявлений у нее много – основные – это желание всех учить Слову Божьему, строжайший пост, длинные молитвословия и осуждение всех, кто не согласен с их святой жизнью.

Дети в этом случае, естественно, также страдают от неофитства родителей. Ребенку начинают зачитывать в 7 лет «Опыт построения исповеди» и требуют, чтобы он искренне во всех грехах каялся, иначе сгорит в аду.

В этом случае священнику надо вмешиваться, объяснять родителям их ошибки, успокаивать ребенка – одним словом, нажимать на тормоза.

Эти две первых группы объединяет одно: родители явно не против религиозного воспитания детей. Священнику остается только корректировать под характер ребенка периодичность исповеди, строгость кнута и сладость пряника.

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм

Более сложная группа, так как детям родители не показывают дома примера религиозной жизни и сами не исповедуются. В этом случае, священнику необходимо выделять чуть больше времени для ребенка и рассказывать ему самостоятельно о Боге, об Его участии в нашей жизни, о необходимости молитвы и борьбы со злом.

Об этом нужно разговаривать с родителями – просить их приводить ребенка не тогда, когда стоит большая толпа исповедников, а в будние дни, или договариваться вообще на отдельную встречу.

Проблема главная в том, что у ребенка, если есть серьезный подход к исповеди, могут (и будут) возникать вопросы, на которые родители не смогут ответить, или ответят не правильно. Что в одном случае приведет к потере авторитета родительского, а во втором к заблуждениям религиозным.

Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино

Самая простая для священника и самая грустная для детей группа.

Осознавая, что в лучшем случае ты увидишь ребенка через год, особое внимание словам уделять не стоит. Крайне маловероятно, что ребенок вот так вот сразу поймет хоть что-то из Закона Божьего.

Ребенку просто стоит сказать, чтобы он, когда будет вспоминать о Боге, обязательно молился своими словами. Потом подарить ему хорошую детскую Библию и молитвослов (для этого надо их иметь в запасе, если есть такая возможность); и сказать, что если у него будут вопросы, то пусть попросит родителей привести его еще раз на исповедь, чтобы поговорить.

Ну и записать этого отрока на годовое поминовение в храме, чтобы хоть кто-то за него молился.

Подводя итог, конечно, надо заметить, что написанное в этой статье, касается только малолетних детей 7-10 летнего возраста.

Потому что основные проблемы на исповеди начинаются как раз позже, когда начинается период юности, о котором святитель Иоанн Златоуст писал так: «Юность нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется».

И именно на этот период – на период юности – приходится самое большое количество ошибок, имеющих очень пагубные плоды, сказывающиеся иногда на всей жизни человека. Но это уже тема не детской исповеди.

Как исповедоваться детям первый раз?

Фото на заставке: Владимир Ештокин

Источник: https://foma.ru/detskaya-ispoved-sovetyi-svyashhennika.html

Молитвы перед исповедью и причастием, как подготовиться самому и ребенку — Архангел

05.02.2019

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно.

Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли этоНа данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю – другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию.

Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого.

И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете.

Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое божья благодать

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно.

Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению».

Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. Посмотрите по ссылке молитвослов издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы. 

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов.

Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Детская исповедь: в 7 лет или позже?

  • Первая исповедь ребёнка должна быть тогда, когда он созрел, и по его доброй воле
  • Чтобы подготовить ребёнка к первой исповеди, нужно доступно рассказать ему о её сути и познакомить со священником
  • Ребёнку нужно рассказать про 10 заповедей и объяснить, какие ещё бывают детские грехи
  • Дайте ребёнку увидеть исповедь со стороны, а когда он сам её пройдёт, не расспрашивайте детали
  • Дети могут понять по чувству стыда, что совершили плохой поступок, то, что мы называем детским грехом
  • Давление родителей на детей перед исповедью недопустимо
  • Дети не отвечают за грехи родителей, но страдают из-за их ошибок
  • 1 Первая исповедь ребёнка должна быть тогда, когда он созрел, и по его доброй воле
  • 2 Чтобы подготовить ребёнка к первой исповеди, нужно доступно рассказать ему о её сути и познакомить со священником
  • 3 Ребёнку нужно рассказать про 10 заповедей и объяснить, какие ещё бывают детские грехи
  • 4 Дайте ребёнку увидеть исповедь со стороны, а когда он сам её пройдёт, не расспрашивайте детали
  • 5 Дети могут понять по чувству стыда, что совершили плохой поступок, то, что мы называем детским грехом
  • 6 Давление родителей на детей перед исповедью недопустимо
  • 7 Дети не отвечают за грехи родителей, но страдают из-за их ошибок

Детская исповедь вызывает споры: с какого возраста начинать, не рано ли ребёнку, чтобы осознать свой грех? Православные сторонники детской исповеди напоминают, что человек в любом возрасте может умереть.

Тогда почему тянуть с тем, чтобы принять Христа и исполнять церковные таинства. Ведь крестят же с малых лет. Да. Но и за это православие часто критикуют.

Но на что опирается наша Церковь, когда позволяет детям исповедаться? Есть ли убедительные аргументы для того, чтобы родитель без опасений направил чадо к священнику.

Первая исповедь ребёнка должна быть тогда, когда он созрел, и по его доброй воле

Так с какого возраста ребёнок должен посещать исповедь и причастие? В Церкви есть традиция, согласно которой, детей допускают до этих таинств с семи лет.

Но допускают — это не обязывают. Никто не может попасть в веру Христову через силу. Не в том задача христианства.

Ребёнок должен быть достаточно взрослым, чтобы понимать суть исповеди

И если ребёнок ещё не дозрел, не поставил пред собой правильные вопросы и не чувствует нужды в исповеди, от участия в таком таинстве ему не будет никакой пользы.

Протоиерей Максим (Козлов) так высказывается по этому поводу:

«Для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы.

Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано.

Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи.

Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться).

Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка – нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит.

Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже.

Не вижу в этом ничего катострофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь».

Более того, протоиерей считает, что первая исповедь ребёнка в слишком раннем возрасте может ему только навредить:

«На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет.

Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге.

И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

Чтобы подготовить ребёнка к первой исповеди, нужно доступно рассказать ему о её сути и познакомить со священником

Исповедь для детей не должна быть как снег на голову. Вопрос о том, как подготовить ребёнка к первой исповеди, задаёт каждый разумный православный родитель.

Нужно доступно, простым языком объяснить ребёнку, что есть плохие поступки, но человек, который сожалеет о совершённом и никогда больше этого не повторит, заслуживает прощения.

Если у самих не находится подходящих слов, можно попросить священника объяснить чаду, в чём же состоит суть исповеди.

Самое важное при подготовке к исповеди — подобрать правильного священника.

Батюшка — тоже человек. Далеко не у каждого налаживается контакт с детьми, не всякий священник умеет подобрать нужные слова. Это тоже своего рода талант. Духовника выбирают тщательно, знакомят с ребёнком.

Нужно дать чаду постепенно влиться в христианскую жизнь. Если ребёнок сам выбрал священника, не стоит с ним спорить.

Протоиерей Максим (Козлов) советует:

«Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом.

И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом.

Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду».

Ребёнку нужно рассказать про 10 заповедей и объяснить, какие ещё бывают детские грехи

Заповеди Божии надлежит исполнять каждому человеку. Но если и взрослые не всегда понимают, что такое «не сотвори себе кумира» и «соблюдай день субботний», то что уж тут говорить о ребёнке.

Есть отличные материалы в интернете, которые в доступной форме объясняют детям, что такое 10 заповедей. Например, эта статья на нашем сайте.

Если же кратко пройтись по 10 заповедям, то донести их до детей можно так:

  • первая заповедь — верить Богу, знать, что Он заботится и любит нас;
  • вторая заповедь — не позволять чужим решать за нас, что правильно, что нет, думать своей головой. Только Бог знает, что для нас лучше;
  • третья заповедь — Бог сам поможет, когда нужно, не относись к нему как к деду Морозу, не зови Его по пустякам. Он будет рад, если ты начнёшь самостоятельно справляться со своими делами;
  • четвёртая заповедь — шесть дней работай, но всегда находи время для того, чтобы подумать о Боге, пообщаться с ним, поблагодарить. Не забывай Его;
  • пятая заповедь — с любовью относись к родным;
  • шестая заповедь — не убивай, цени жизнь во всяком её проявлении;
  • седьмая заповедь — будь предан людям, с которыми тебя связывает жизнь;
  • восьмая заповедь — не бери чужого без разрешения;
  • девятое заповедь — не лги;
  • десятая заповедь — не завидуй.

Седьмая заповедь: будь предан тем, с кем тебя связывает жизнь.

Кроме этого надо объяснить ребёнку, что правильно жить чистотой своих мыслей и желаний, намерений и поступков. Если чего-то нет в заповедях, но мы понимаем, что это плохо, может кого-то огорчить или обидеть, то это не конкретной заповедью запрещается, но тоже поступок против Бога.

Побить кого-то — грех. Унизить — грех. Заповеди показывают нам принцип, но не исчерпывают список грехов. Священник не будет выспрашивать: «Произносишь ли имени Божия всуе?», «Ломаешь ли чужие игрушки?», «Обижаешь ли животных?».

Ребёнок сам должен научиться понимать, когда в жизни поступал неправильно.

В этом очень хорошо помогут сказки. Их можно прочесть, а потом обсудить вместе с ребёнком, были ли там дурные поступки, и как их следовало избежать героям.

Но следите, чтобы ребёнка это интересовало. Напористый морализм может отпугнуть чадо и от чтения и от религии.

Дайте ребёнку увидеть исповедь со стороны, а когда он сам её пройдёт, не расспрашивайте детали

Хорошая идея — привести ребёнка в храм, чтобы он со стороны понаблюдал за тем, как люди исповедаются. Это поможет ему получить представление о том, чего ожидать и подготовиться морально.

После этого ребёнку будет проще подойти к священнику и пообщаться с ним.

Ни в коем случае не держитесь рядом. Не слушайте, о чём идёт разговор. Не расспрашивайте потом священника, иначе можете навсегда утратить доверие ребёнка.

Источник: https://hranitel.club/2560-detskaya-ispoved

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Что такое поместная церковь

Закрыть