Казанская икона божией матери где находится оригинал

«Заступнице усердная»

казанская икона божией матери где находится оригинал

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, об этом можно судить по огромному количеству икон, посвященных Божией Матери, а также по тому, с какой верой и любовью молятся около них верующие люди.

Предание гласит, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни и написаны евангелистом Лукой. К 4 в. постепенно формируется канон икон Богоматери, основой которого выступали образы, написанные его рукой.

На Руси любовь и почитание Богоматери нераздельно слились с почитанием Ее икон. Образ Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории.

Удивительный Казанский образ

Яркий тому пример – Казанская икона Божией Матери. Этот образ, чудесным образом обретенный в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых Богородичных икон всего христианского мира. История чудесного явления этого образа описана в конце 16 в. участником события, Казанским митрополитом, а впоследствии патриархом и священномучеником Гермогеном.

Согласно составленной им «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани», Богоматерь трижды являлась девятилетней девочке Матроне, указывая место на пепелище сгоревшего дома, где был скрыт Ее образ.

Поставленная в церкви Николы Тульского новообретенная икона сразу прославилась чудотворениями, особенно исцелением недуга слепоты. Гермоген описывает в своей рукописи 16 чудесных исцелений.

Он же составил и службу в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь «Заступнице усердная»

С новоявленной иконы в Казани был сделан список и с описанием чудес, происходивших от нее, отправлен Ивану Грозному. Так появился на Руси первый список с чудотворной Казанской иконы. Иван Грозный прислал на нее первую золотую ризу и повелел поставить на месте явления иконы девический монастырь в честь Пресвятой Богородицы, в котором затем и хранился образ вплоть до своего исчезновения в 1904 г.

Впоследствии царь Федор Иоаннович повелел украсить икону вновь золотом, жемчугом и драгоценными камнями. В своем сказании митрополит Гермоген говорит, что, когда Иван Грозный получил список с явленной иконы, то «царь с сыновьями дивились зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша».

Явленная икона Божией Матери Казанской была необычным феноменом для московской Руси 16 в., не случайно с нее заказывали многочисленные списки. Иконография «Богоматери Казанской» близка типу Одигитрии (Путеводительницы), но имеет некоторые существенные отличия. На Руси была хорошо известна Одигитрия – список с константинопольского подлинника, перенесенная на Русь в 1046 г. и хранившаяся в Смоленске.

В классической схеме Одигитрии фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся.

Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте, в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр, держава, книга, развернутый свиток).

В жесте Богородицы, указующем на Христа, ключ к этому образу – Матерь Божия ориентирует нас духовно, направляя ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь.

На Казанской же иконе изображение Пресвятой Девы погрудное, рук Богородицы не видно, левая рука Богомладенца опущена и скрыта гимантием. Сохранилось подробное описание явленной Казанской иконы, составленное профессором Казанской Духовной академии И.М.

Покровским, который знал эту икону и в подлиннике, и по фотоснимкам: «На иконе Божия Матерь изображена с преклоненной головою к Божественному Младенцу. Изображение Богоматери так называемое грудное, а потому не изображено ни одной руки Ее.

Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и с десницею несколько отклоненной в правую сторону, благословляющим с перстосложением древним, близким к двуперстию, причем благословляющая рука перед грудью и нижней частью шеи Богоматери. Глава Богоматери с круглым ликом склонилась почти к самой главе Богомладенца с волосами без пробора.

Лик Богоматери обращен к молящимся совершенно прямо. Икона письма древнегреческого (византийского), цвета темного, величина ее в ширину 5 вершков, в длину 6 вершков (26,7 х 22,3 см)». Казань стала местом, откуда распространялись по всей русской земле списки с явленной Казанской иконы, некоторые из них также считались чудотворными.

Помощь в Смутное время

Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, когда Русь подверглась вторжению польских интервентов, вынашивающих замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца.

Список с Казанской иконы Богоматери по благословению Святейшего патриарха Гермогена был передан ополчению князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Заступничество Богоматери, явленное через Ее чудотворную икону, помогло одолеть поляков. 22 октября 1612 г.

ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. Таким образом было остановлено распространение католичества на Руси.

В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября (4 ноября), а в память чудесного обретения иконы – 8 (21 июля).

В 1630-е гг. князь Дмитрий Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на «Пожаре» (так называлась тогда Красная площадь) своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е гг. 20 в. храм был уничтожен. 4 ноября 1990 г.

Патриарх Алексий II освятил место и положил на него первый камень вновь воссоздаваемого храма, а в 1993 г. в нем начались богослужения. Воссоздать исторический облик здания стало возможным благодаря обмерам, сделанным ученым-подвижником, известным архитектором П.Д.

Барановским перед разрушением храма, а также исследованиям историка С.А. Смирнова.

Похищение чудотворного первообраза

Со времен царя Алексея Михайловича Казанская Икона Божией Матери стала считаться покровительницей дома Романовых и праздники в честь иконы из местных – московских и казанских – стали общероссийскими. Женский монастырь в Казани, где находился чудотворный образ, становился все известнее, привлекая паломников со всей страны. Иконе поклонялись не только простые миряне, но и царствующие особы: император Петр I, императрица Екатерина II.

Первый каменный собор в честь явленной иконы простоял до 1769 г. и был разобран за ветхостью. На заклад нового собора в 1798 г. в Казань специально приехал император Павел I. Иконе жертвовались богатые украшения: императрица Екатерина II, отстояв Литургию у чудотворного образа, «возложила» на нее бриллиантовую корону. Оклад и риза ее были золотые, на иконе было много жемчуга, алмазов и других драгоценных камней.

Это и предопределило ее дальнейшую судьбу. Летом 1904 г., в ночь с 28 на 29 июня, чудотворная икона была похищена из собора Богородицкого женского монастыря. Злоумышленники вскоре были пойманы, но икона, по их словам, была уничтожена. Материалы суда были опубликованы в 1905 г. в книге «Судебный процесс по делу о похищении в Казани явленной чудотворной иконы Казанской Божьей Матери».

Правосудие так и не пришло к уверенному заключению.

Дело о похищении Казанской иконы продолжалось вплоть до 1914 г. Предание о том, что на самом деле был украден не подлинный образ, а его список, продолжает жить. При закрытии Казанского Богородицкого монастыря в 1932 г. другой образ Казанской Божьей Матери, что заменил собой утраченный, был перенесен в кладбищенский храм Ярославских чудотворцев, где он находится и поныне. Искусствоведы определяют время его создания 18 в.

Избавительница от бед

После перенесения столицы Российского государства в Петербург, Казанская икона Божией Матери стала почитаться на берегах Невы как покровительница новой столицы. В самом начале 18 в. в Петербурге появился чтимый список с Казанской иконы, который также считался чудотворным. С 1811 г.

он находился в построенном для него Казанском кафедральном соборе. Известно, что перед святым образом молился Михаил Илларионович Кутузов, назначенный командующим петербургским ополчением, а затем – главнокомандующим русских войск в войне 1812 г.

Именно в Казанский собор Петербурга были принесены после изгнания Наполеона военные трофеи: ключи от французских городов и крепостей, взятых русскими войсками, неприятельские штандарты и знамена, маршальские жезлы, а также отбитое казаками серебро, награбленное французами в русских церквях.

Фельдмаршал Кутузов был погребен в этом соборе в 1813 г. Позднее над могилой его была установлена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве».

С Казанской иконой была связана и оборона Ленинграда. Жители блокадного города пронесли Казанскую икону крестным ходом по улицам города насколько хватило сил. Во время войны список Казанской иконы хранился в ставшем кафедральным Князь-Владимирском соборе. Все 900 дней блокады в соборе проходили богослужения.

В наши дни

История явленной в Казани иконы Божией Матери продолжает оставаться предметом изучения многих исследователей. В 2002 г. в Казани в рамках международной научно-практической конференции, проходившей под эгидой Московской Патриархии и ЮНЕСКО, состоялся Круглый стол «Историко-культурное значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря». Известные искусствоведы, обсуждавшие эту тему, не утверждали, что оригинал Казанской иконы исчез навеки.

В 2004 г., к празднику Успения Пресвятой Богородицы, делегация Римско-Католической Церкви привезла в Россию список Казанской иконы Божией Матери, который в течение многих лет хранился в покоях Римского Папы Иоанна Павла II. Согласно выводам проведенной экспертизы, этот список был выполнен в 18 в. «под оклад» и, судя по богато украшенной ризе, являлся достоянием зажиточной семьи.

Почитание образа Казанской Божией Матери столь велико, что почти в каждом крупном городе России, во многих деревнях и селах были и есть Казанский собор или церковь. Есть такие церкви и соборы и за рубежом – в Париже, Нью-Йорке, Иерусалиме, Праге и других городах. А в каждом православном храме обязательно есть иконы Казанской Божией Матери.

Есть такие иконы и в нашем соборе и среди них – особо чтимый образ, который находится в нижнем, Успенском, храме собора у левого клироса. Икона написана в стилистике 16 в. и отличается строгостью рисунка и гармоничной цветовой гаммой. По своим художественным достоинствам этот образ, несомненно, один из самых глубоких и значительных. Наша икона большого размера, что придает облику Богородицы особую величавость.

Образ этот более всего подходит под определение Матери – Заступницы, Ходатаицы и Утешительницы, столь удивительно проникновенны и ласковы глаза Богородицы. Многими поколениями саратовцев эта икона была особенно любима. Написана она была в 18 в., но затем неоднократно поновлялась. В 2005 г. икона была отреставрирована и по-прежнему притягивает к себе взоры всех, кто приходит в Успенский храм Свято-Троицкого собора.

Ирина Воронихина, январь 2016 год

Источник: http://trsobor.ru/zastupnitse-userdnaya/

Где находится икона Казанской Божьей Матери

казанская икона божией матери где находится оригинал

Казанская икона Божией Матери – один из самых известных образов русской православной иконографии. И несмотря на то что сегодня подлинник утерян, чудотворную силу имеют многие списки лика.

Встретить знаменитый образ можно буквально в каждом храме, при этом иконы будут завешаны украшениями и крестиками – дарами верующих за помощь Богородицы.

Казанская икона так знаменита и почитаема, что в ее честь построено более 50 храмов, причем не только на территории России, но и на Украине, в Белоруссии и других странах.

Икона в Казани

Казань – город, с которого начинается славная история образа. В 1579 году здесь произошло чудо – обретение иконы Богородицы. По преданию, девочке Матроне явилась Дева Мария и указала, где нужно искать чудотворный образ. Икона была найдена на месте сгоревшего Казанского Кремля, но сам образ не был поврежден. Тогда же приказом Ивана Грозного здесь был возведен Казанский женский монастырь, где оригинал хранился вплоть до нач. ХХ века.

В 1904 году обитель обокрали. Когда воров нашли, икон при них не оказалось. По свидетельствам преступников, они уничтожили образы, поскольку хотели продать лишь их оклады. Существуют и другие версии утраты святыни, согласно которым она не уничтожена, а просто спрятана или утеряна. Но до сегодняшнего дня серьезных подтверждений этих теорий нет.

При этом сейчас в обновленном Казанском монастыре все же можно увидеть чудотворный лик. Это так называемая «Ватиканская» икона, которая в 90-х годах ХХ века попала в Ватикан. Долгие годы шли переговоры передаче образа Русской Православной Церкви.

Некоторое время даже считалось, что речь идет о подлиннике Казанской Божьей Матери. Но экспертиза 2003 года показала, что лик является списком и датируется XVIII веком. Через год образ был возвращен России, а после передан непосредственно в Казань.

«Ватиканский» список считается чудотворным и почитается не меньше, чем другие копии. Благодаря образу, отстраивается Казанский монастырь, существенно пострадавший при советской власти. Так, 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Московские списки

Примечательно, что первое большое чудо, после которого Казанскую Божью Матерь нарекли «защитницей земель русских», связано не с оригиналом, а с ранним списком иконы. Его передали из Казани ополчению, возглавляемому Мининым и Пожарский в нач. XVII века. Тогда именно эта икона помогла отвоевать Москву у поляков, а день освобождения столицы, 22 октября, стал всероссийским праздником.

Почитаемый список попал сначала в приходскую церковь Введения. В 1636 году Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор вблизи Красной площади, куда и была перенесена святыня. Московский список ценился не меньше, чем настоящая явленная икона. С ним связано множество чудес, эта копия стала Покровительницей династии Романовых.

Казанский собор сильно пострадал за время войны с Наполеоном, а с приходом советской власти святой образ был выкраден из обители. Сейчас место его нахождения неизвестно. Храм был восстановлен уже в 1993 году, и тогда здесь появился еще один почитаемый список иконы Казанской Божьей Матери, который теперь хранится в соборе.

Это не единственная копия образа в Москве. Самые известные храмы, где есть икона Казанской Богородицы:

  • Вознесенский женский монастырь (одна из самых старых из ныне сохранившихся копий явленного образа).
  • Симонов монастырь (чудотворный список).
  • Елоховский собор (чудотворный список).
  • Храм пророка Илии в Обыденском переулке.
  • Церковь Святителя Николы на Берсеневке.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
  • Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках (есть копия, написанная не на досках, а на стекле).

Петербуржский список

Еще одним почитаемым списком оригинала иконы считался Петербуржский. В отличие от подлинника города Казань и московской копии, он сохранился до сегодняшнего дня. Это одна из старейших из дошедших до нас копий иконы. Согласно последним исследованиям, это список непосредственно с Казанской явленной иконы, датируемый кон. XVII – нач. XVIII века. В Санкт-Петербург он попал еще при Петре I, хранилась икона при церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте.

Позже икона была перенесена в Казанский собор – один из самых крупных храмов Северной столицы и всей России. Теперь Казанская икона Божией Матери является главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга.

Построена обитель была еще в 1811 году, а уже через год, во время войны с Наполеоном, находившийся здесь список прославился чудесами заступничества. Известно, что сам фельдмаршал Михаил Кутузов просил у Богоматери помощи и поддержки.

Одним из решающих боев стала битва под Вязьмой, совпавшая с днем почитания иконы. Тогда французская армия была разбита, погибло более 7000 солдат противника.

После окончания войны отнятое у французов серебро Кутузов даровал Казанскому собору, из металла был сделан оклад для чудотворной иконы Божьей Матери. Сам же образ с этого времени почитался как Покровительница Северной столицы.

В 30-х годах Казанский собор был упразднен советской властью. Восстановить обитель удалось только спустя 60 лет.

Другие известные списки

Москва и Санкт-Петербург – не единственные города, где находятся почитаемые списки иконы Казанской Божьей Матери. Многие из них чтятся как нерукотворные – предания рассказывают о чудесных появлениях таких икон по всей Руси. Среди самых известных:

  • Иркутская. Чудотворный список находится в Соборе Богоявления. Ежегодно после весенней посевной образ проносят крестным ходом по полям соседних деревень.
  • Тобольская. По преданию, это нерукотворный список, явившийся в 1661 году в Знаменском монастыре. Икона почитается как чудотворная и сейчас принадлежит Софийско-Успенскому кафедральному собору.
  • Каплуновская. Хранится в селе Каплуновке, Харьковской епархии. Согласно летописям, здешнему священнику явился старец и предупредил о скором приходе московских иконописцев. Повелел также приобрести у них икону. Священник сделал все, как и было сказано, а после к нему явилась сама Богородица с наставлениями поместить ее образ в церковь. Находящийся здесь список считается чудотворным.
  • Павловская. Образ явился жителю села Павловское Московской губерни, близ построенной в честь Казанской Божьей Матери часовни. Икона известна исцеляющей силой.
  • Ярославская. Образ хранится при Казанском женском монастыре города Ярославля.
  • Каргопольская. В 1714 году икона находилась у вдовы Марфы Пономаревой, в городе Каргополе Олонецкой епархии. Однажды молящаяся женщина увидела, как из глаз Богородицы потекла слеза. Она сообщила об этом священнику, после чего образ был перенесен в храм.
  • Суздальская. Датируется XVII веком. Согласно летописям, ее написал инок Шартомского Николаевского монастыря, после того как к нему явилась Дева Мария.
  • Тамбовская. С 1812 года была передана тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю из Москвы. Сейчас принадлежит Вышенскому Успенскому монастырю, куда была перенесена после явления Богородицы монахине Миропии.
  • Нижнеломовская. Явилась жителям города Нижнего Лома Пензенской губернии в 1643 году. После на месте обретения была построена сначала часовня, а потом монастырь.
  • Высоченская. По преданиям, явилась в нач. XVIII века, на месте, где позже было построено село Высочино. Сегодня она находится в Высочинском Казанском монастыре и славится чудотворной силой.
  • Образ из села Казанское (под Москвой). По преданию, икона явилась местным жителям во время войны с Наполеоном и помогла отбить нападение. Позже здесь была возведена Казанская церковь.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит береги честь смолоду капитанская дочка

На Руси образ Казанской Божьей Матери был одним из самых почитаемых. Поэтому начиная с XVII века было построено множество храмов, посвященных чудотворному лику. Однако за ХХ век многие из них были заброшены или разрушены. Пострадали центральные обители Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых известных храмов, посвященных образу Девы Марии, провинции является церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец (Московская область). Изначально он возводился из камня и должен был стать фамильной усыпальницей графской семьи Чернышевых. Строительство заняло больше десяти лет.

Храм уникален по архитектурному решению – он будто состоит из двух вытянутых симметрично расположенных церквей. Иконы, украшавшие стены обители, были написаны не на досках, а на полотнах и больше напоминали картины. Здание сильно пострадало за годы Великой Отечественной войны, а после здесь был открыт дом культуры.

Сейчас церковь передана РПЦ и реставрируется как важный памятник архитектуры.

О чем молиться казанской божьей матери

Иконы казанской Божьей Матери прославились своими чудесами. Прежде всего, лик почитается за помощь при защите родной земли. Однако Дева Мария помогает и при житейских трудностях. Собственно первое чудо, связанное с образом, произошло сразу после его обретения.

Находившуюся на пепелище Казанского Кремля икону переносили в церковь, а после два слепца, участвующие в работах, прозрели. Помня об этом чуде, перед иконой православные люди молятся об исцелении.

Божья Матерь помогает справиться с затяжными недугами, избавиться от хронических болезней, вернуть здоровье детям.

Также образ является самой популярной венчальной иконой. Считается, что если свадьба совпадает с днем празднования иконы Казанской Божьей Матери, пара проживет долгую и счастливую жизнь. Помогает святой лик, если между супругами есть разлад, непонимание и взаимные обиды.

Источник: http://obikonah.ru/gde-nahoditsja-ikona-kazanskoj-bozhej-materi.html

Казанская икона Божией Матери. Об иконах — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

казанская икона божией матери где находится оригинал

Почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. 

Иконография

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе.

Богоматерь Казанская. Симон Ушаков, 1658 г. Симон Фёдорович Ушаков (1626–1686), Public Domain

Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

Обретение иконы

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:

«Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона.

Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери.

И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну».

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

Предполагаемое место обретения иконы Фидель22, CC BY-SA 3.0

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

История почитания

До 1630-х годах икона почиталась местно, в казанской епархии. Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».

Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

Один из старейших существующих списков — романово-ярославский — в ризе 1881 года Shakko, CC BY-SA 3.0

В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному).

Однако её общенациональная известность и почитание связаны с событиями Смутного времени. Когда под стенами Москвы, занятой интервентами, стояло в 1611 году первое ополчение, протопоп казанского Благовещенского собора привёз список с главной святыни своего родного города. Казаки встретили образ без должного почтения, что описано в «Новом летописце» 1630-х годов. Тем не менее именно его помощи приписывалось то, что ополченцы отбили у «литвинов» Новодевичий монастырь.

Казанская икона Божией Матери, Мстёра, нач. XX в. неизвестен, GNU 1.2

Осенью того же года протопоп находился с иконой в Ярославле в ожидании возможности сплавиться вниз по Волге в Казань. Прибывшая в это время из Нижнего Новгорода рать князя Дмитрия Пожарского (второе ополчение) «пожелала иметь икону с собою, а в Казань послали список с неё».

История перемещений списков иконы в это время достаточно запутанна и не может быть восстановлена с точностью.

В описываемое время в Ярославле уже существовал женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, где имелся собственный список с чудотворной иконы, явленный ещё в 1588 году.

Современная часовня на месте, откуда ополчение Минина и Пожарского двинулось с Казанской иконой в сторону Москвы Watcher2010, Public Domain

В начале сентября 1612 года ополчение взяло в осаду польский гарнизон Московского кремля, который через два месяца капитулировал. От того времени не сохранилось «ни одной записи о реальных чудотворениях — каком-то исцелении или что икона явилась во главе какого-то отряда в дни решающих сражений с корпусом Ходкевича в конце августа».

Икона была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах и, видимо, особо почиталась именно Пожарскими, чьи хоромы стояли неподалёку. По инициативе князя в Москве было установлено местное празднование иконе.

Икона Свято-Троицкого собора – один из древних списков с чудотворного первообраза, XVIII в.   неизвестен, Public Domain

Общегосударственное почитание иконы стало вводиться в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска (чьей небесной покровительницей считалась другая икона типа «Путеводительница»).

В это время на средства князя Пожарского на Красной площади был построен новый храм в честь иконы, куда был перенесён с Лубянки её «московский» список.

После разрушения Казанского собора в 1936 году этот почитаемый список был перенесён в Богоявленский Елоховский собор.

В 1649 году по случаю рождения в 1648 году на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.

Храм в Коломенском Shakko, CC BY-SA 3.0

В продолжение последующих 150 лет десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви (см. ниже).

Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов и монастырей, разбросанных по бывшим провинциям Российской империи.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. К XIX веку казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская.

В конце XX века получили распространение городские легенды, связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илией, и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.

Кража и уничтожение

Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре.

Казанский Богородицкий монастырь Эдуард Турнерелли, Public Domain

В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков.

Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных.

Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

Московский список из Елоховского собора неизвестен, Public Domain

В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Однако искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленной.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/27174-kazanskaya-ikona-bozhiej-materi/

День Казанской иконы Божией Матери 2019: история, молитва, поздравления, приметы и запреты

В понедельник, 4 ноября, православные христиане празднуют День Казанской иконы Божией Матери — одной из самых значимых и почитаемых в России. Почему эта икона особенная и как отмечают праздник в честь нее — читайте в материале Федерального агентства новостей.

История

День Казанской иконы Божией Матери празднуется два раза в год: 21 июля — в память о нахождении этого чудотворного образа на одном из пепелищ в Казани в 1579 году, и 4 ноября — в знак благодарности Казанскому образу Богородицы за помощь в изгнании с русской земли польско-литовских захватчиков в 1612 году. Кстати, с 2005 года осеннее чествование Казанской иконы Божией Матери в России совпадает с государственным праздником — Днем народного единства.

По преданию, обретение Казанской иконы Богородицы произошло благодаря девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца царского войска. Она жила в Казани, которую за 27 лет до этого отвоевал у Казанского ханства Иван Грозный. В 1579 году город охватил страшный пожар, и преимущественно мусульманское коренное население думало, что это происки христиан.

В это неспокойное время Матроне приснилась Божья Матерь. Она призвала девочку отыскать ее образ на одном из пепелищ.

Сначала Матроне никто не поверил, но потом Богородица еще несколько раз являлась девочке во сне, и та смогла убедить взрослых начать поиски образа Пресвятой Девы Марии.

В итоге икону, завернутую в сукно, с трудом, но все-таки нашли, а на месте ее обретения построили Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала та самая Матрона. А первый список с Казанской иконы Божией Матери направили в Москву Ивану Грозному.

Свидетельства о чудесных исцелениях, произошедших благодаря Казанскому образу Богоматери, стали фиксировать с момента перенесения иконы с места ее явления в церковь.

Митрополит Казанский Ермоген, первым написавший «Сказания» о чудесах этого образа, в 1606 году стал патриархом Московскими и всея Руси, а к 1611 году возглавил патриотическое движение, сыграв важную роль в преодолении Смутного времени.

Ведь во многом благодаря святителю Ермогену народное ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина во время решающих сражений в Москве сопровождала чудотворная Казанская икона Божией Матери. И именно тогда Пресвятую Богородицу стали почитать как заступницу и духовную предводительницу русского народа.

С 1649 года день, когда русские взяли штурмом захваченный поляками Китай-город, стал праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

В 1812 году именно в этот день, помолившись перед Казанским образом Богоматери, русские войска генерала Михаила Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву в сражении под Вязьмой. Это было первое поражение армии Наполеона после ухода из Москвы.

Пропажа иконы

С момента своего явления и до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте обретения. Но в ночь на 12 июля 1904 года чудотворный образ был похищен. Вора поймали, им оказался 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин по прозвищу Стоян. Он рассказал, что драгоценности и оклад иконы продал, а сам образ сжег в печи.

Но с тех пор ходят слухи, что Чайкин уничтожил не подлинник, а список с иконы, потому что игуменья монастыря после неоднократных попыток кражи Казанской иконы Божией Матери завела привычку на ночь вместо оригинала выставлять точную копию образа. Благодаря этому икона уцелела и сегодня находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к тому, что это список с явленной иконы.

Кроме того, была версия, что Чайкин за огромные деньги украл икону и передал ее старообрядцам. В любом случае, о судьбе самого первого Казанского образа Богородицы после 1904 года доподлинно ничего не известно. Зато известно о многочисленных чудесах, которые совершаются благодаря молитвам перед списками Казанской иконы Божией Матери, находящимися в разных городах России и других стран.

Молитва перед Казанской иконой Божией Матери

«О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти.

Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.

Аминь».

Приметы и запреты дня

По народным приметам, утренний туман 4 ноября предвещает оттепель, а если день ясный, то будет похолодание. Также в народе верили, что если сегодня нет дождя, то жди неурожая в следующем году.

День Казанской иконы Божией Матери православные празднуют в церкви и с молитвами о любви, семейном благополучии, здоровье и принятии правильных решений. Но в народе существует также множество примет и запретов, связанных с этой церковной датой.

Так, например, считалось, что этот день благоприятен для заключения брака, потому что пара, 4 ноября сыгравшая свадьбу, будет жить долго и счастливо. А незамужние девушки на осеннюю Казанскую проводили специальный обряд, чтобы привлечь жениха. Рано утром они шли в березовую рощу, чтобы отыскать лист, покрытый инеем, и посмотреть в него словно в зеркало.

А работать и ругаться в этот день строго-настрого запрещалось.

Поздравления в стихах

***

День Казанской иконы Божией Матери желаем,

Пусть Господь наш всевышний всех от зла оберегает!

Мы к иконе прикоснемся чудотворной и святой,

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Фанатизм что это такое

Пусть она нам дарит счастье, мир, надежду и любовь!

День ноябрьский приносит пусть добро и радость вам,

Вверх взлетают пусть молитвы чудотворные слова!

***

Икона Божьей Матери Казанской —

Защита для заблудшего в пути.

С любой бедой, проблемой и ненастьем

К ней смело можно в церкви подойти!

Подумать о своем и помолиться,

За радости спасибо ей сказать.

И низко-низко в ноги поклониться,

Ведь есть она на то и Божья Мать!

Всех с праздником великим поздравляем,

Окутает пускай всех благодать.

И в праведность поверят снова люди,

И будут снова верить и мечтать!

***

С Днем Казанской Божьей Матери!

Пусть она тебя хранит.

Коль мы веры не утратим,

То она все победит.

Мы икону почитаем,

Память бережно храним,

Будем счастливы с тобою

Прям до самых до седин!

Источник: https://riafan.ru/1224756-den-kazanskoi-ikony-bozhiei-materi-2019-istoriya-molitva-pozdravleniya-primety-i-zaprety

Казанская икона. История. Иконография — Журнал ФОМА в Украине

ФОМА

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году.

Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан.

Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска — начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ.

Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ.

По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. День празднования явления иконы – 8 июля.

На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.

Считается, что в дальнейшем оригинал иконы постоянно хранился в Казанском Богородицком монастыре вплоть до начала ХХ века. По самой же Российской империи ходило множество чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. История почитания этого образа во многом связана именно с ними.

Казанский Богородицкий монастырь

Так, например, один из чтимых списков Казанской иконы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Димитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими интервентами в 1611–1613 годах. В память освобождения Москвы от польских войск было установлено совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Вначале празднование совершалось только в Москве, однако с 1649 года празднование стало общерусским.

Примерно в это же время был построен и первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском.

Первый храм, построенный в XVII веке, в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском

В XVIII веке свое внимание и уважение к образу Богородицы проявили и Петр I, и Екатерина Великая. Так, например, именно при Петре I, в 1721 году, один из чтимых списков Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург. А ранее, в 1709 году (накануне Полтавской битвы), вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы.

В 1768 году особо был почтен оригинал иконы, находившийся в Казани. Императрица Екатерина Великая украсила оклад образа бриллиантовой короной.

Еще одним крупным событием в истории Российской империи, где явила Свою милость Богородица, стала Отечественная война 1812 года.

Именно перед Казанским образом молилась русская армия, прежде чем ей удалось так быстро (война длилась всего один год) изгнать врага. И не кого-нибудь, а самого Наполеона, покорившего до того почти всю Европу.

Одна из крупных побед русской армией в 1812 году была одержана в ходе Вяземского сражения, как раз в день празднования Казанской иконы Божией Матери — 22 октября.

К концу XIX века этот образ Божией Матери стал одним из самых почитаемых в империи. Причем это касается всего православного населения страны. Вряд ли можно было бы найти в тот момент верующего человека, который бы не знал Казанского образа Богородицы или хотя бы одного из его многочисленных чтимых списков.

Похищение и возвращение образа

История явленного образа Казанской иконы Божией Матери полна загадок и трагизма. С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления.

Однако, когда наступили смутные революционные годы, возможно, в назидание или смирение Господь лишил ее этого чудотворного образа. Во многих людях той эпохи проявились черты отступничества от родной веры, от веры своих отцов. Скорее всего, это стало одной из ряда причин случившейся трагедии.

Сейчас, спустя много лет, те события можно проследить достаточно подробно.

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.

Считается, что момент для кражи иконы был выбран не случайно. В течение четырех дней, предшествующих краже, в монастыре находилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери. В связи с этим в обители ежедневно совершались продолжительные праздничные богослужения.

28 июня Смоленская икона была вынесена из монастыря для возвращения домой. По окончании всенощного бдения монахини разошлись по кельям. В начале третьего часа ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни.

Оказалось, что это кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

При осмотре собора было найдено место, через которое внутрь проникли воры. То, что это были именно воры, а не просто вандалы, выяснилось, когда была установлена пропажа Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в иконостасе. Иконы были украшены дорогими ризами – это, по-видимому, и привлекло грабителей. Как было отмечено позже, кроме икон также было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в свечных ящиках.

Новость о похищении чудотворного образа быстро облетела не только Казань, но и всю страну. К счастью, благодаря смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману (он дал полиции очень ценные сведения), преступников быстро нашли.

В результате слаженных, а главное, быстрых действий всех неравнодушных к этой беде людей полиция очень скоро вышла на главного подозреваемого – крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина (Стояна).

Уже 5 июля он, вместе со своей женой Прасковьей Кучеровой (официально она была его сожительницей), был задержан в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске на квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери сожительницы Чайкина, иконы были порублены и сожжены в печке. Похожие свидетельства дали еще несколько лиц, которые проходили как свидетели — в частности, это была мать Прасковьи, Елена Шиллинг.

25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба — непосредственные участники преступления), Федор Захаров, Николай Максимов (ближайшие подельники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе — скрывшие преступление).

Пойманный Варфоломей Чайкин

После продолжительных слушаний решением суда Варфоломей Чайкин (Стоян) был осужден на 12 лет каторжных работ, Анания Комов – на 10 лет. Максимов был приговорен к ссылке на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров, который подозревался в пособничестве, был оправдан.

Основная версия участи иконы сводилась к тому, что ее, как и образ Спасителя, злоумышленники сожгли. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без оклада она стоила очень дорого. Истинная ее участь так до конца и неясна.

Однако, как оказалось, совсем эта история еще не завершилась. По крайней мере, в смысле духовного попечения Божией Матери о православной Казани.

Казанская икона Божьей Матери возвращена в Казань

Новый виток история с Казанской иконой Божией Матери получила уже в наши дни. В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.

И хотя встреча патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией, которую возглавлял кардинал Вальтер Каспер. 28 августа она была передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань, а до того времени он хранился в резиденции патриарха.

В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Казанской епархии был передан принесенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, — в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.

Иконография образа

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращенному оплечному (то есть это изображение по плечи) варианту Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». В этом названии заложен определенный глубокий смысл.

Пресвятая Богородица является нашей Путеводительницей ко Христу. С одной стороны, это выражено в том, что Она является Матерью Господа по плоти, тем самым низводя на нас благодать Божию, заступаясь за нас пред Христом.

С другой же стороны, являясь человеком по природе, Матерь Божия ведет и каждого из нас ко Христу.

– Фигура Божией Матери представлена фронтально, с небольшим наклоном головы в сторону Богомладенца. Это символ милости, любви, материнской нежности и в тоже время преклонение перед Спасителем человеческого рода.

– На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.

– Младенец Иисус Христос правой рукой благословляет Матерь Божию, а в Ее лице и всех христиан. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.

– Взгляды Матери Божией и Богомладенца обращены непосредственно на молящегося. Это особо акцентирует человека на духовный диалог с Господом и Его Пречистой Матерью. Взгляды, обращенные Богородицей и Христом на молящегося, выражают собой полноту общения двух личностей — Бога и Его творения, человека.

– Богословский смысл иконы заключается в ходатайстве о нас Пречистой Богородицы перед Своим Сыном — Господом Иисусом Христом. Ведь именно Христос — это Путь, Жизнь и Истина для каждого христианина.

Являясь Матерью Господа и в тоже время человеком по природе, Матерь Божия имеет возможность наиболее сильно молить Своего Сына о каждом из нас. Этот смысл наиболее просматривается в иконах типа «Одигитрия», где Богородица указует рукой на Христа. Казанский образ — оплечный, поэтому указания рукой мы не видим.

Однако, несмотря на это, смысл остается таким же, только в Казанском образе он скрыт от поверхностного взгляда.

ФОМА

Источник: https://foma.in.ua/articles/faith/kazanskaya-ikona-istoriya

Украли или подменили: мистическая судьба Казанской иконы Богоматери

МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости, Антон Скрипунов. В День народного единства россияне вспоминают освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году. У праздника есть не только исторический, но и религиозный смысл.

Православные четвертого ноября молитвенно отмечают спасение страны благодаря помощи Божией Матери через Казанскую икону. Этот образ очень популярен у верующих, но никто не знает, где находится оригинал.

О мистическом исчезновении главной русской святыни и версиях ее местонахождения — в материале РИА Новости.

Громкое преступление

Ранним утром 29 июня 1904 года жителей Казани объял настоящий ужас. Возле местного Богородицкого монастыря, где, как считается, хранился подлинник Казанской иконы, собралась толпа горожан — одни навзрыд плакали, другие кричали что есть силы: «Украли Божью Матушку! Украли!»

«Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы похищение не раскрылось», — писал один из очевидцев.

Из уст в уста передавались свидетельства прихожан: 25, 26 и 27 июня у иконы часами стоял коренастый мужичок с черной бородой. Вел себя он странно: постоянно озирался, будто бы опасался чего-то. Но монахиням не было никакого дела до подозрительного типа, ведь в эти дни в монастырь привезли чудотворную икону Богоматери «Смоленская». Ее, как и Казанскую, выставили в центре храма. В честь святынь в монастыре совершались длительные службы, после которых насельницы обители сразу шли спать.

Первым подозреваемым стал ночной сторож монастыря Федор Захаров: именно он заявил, что четверо неизвестных схватили и заперли его в подвале под храмом.

«В момент насилия Захаров, по его словам, хотел крикнуть, но злоумышленники зажимали ему горло, угрожая револьверами и ножами, которыми они были вооружены, чем и лишили его возможности поднять тревогу в монастыре», — отмечалось в полицейском отчете.

Однако когда вместо полицейских за расследование взялись первоклассные жандармы, прекрасно знавшие, кто есть кто в криминальном мире, то выяснилось, что икону украл предводитель одной из местных шаек, которого звали то ли Стоян, то ли Варфоломей Чайкин — настоящее имя не установлено до сих пор. А его подельниками были трое известных в городе карманников.

Следователи обыскали дом Чайкина, найдя в печи остатки изрубленной ризы и несколько камушков, похожих на те, что были на окладе Казанской иконы. После этого они пустились на поиски преступника. Нашли и арестовали Чайкина с товарищами довольно быстро: расследование громкого дела взял на карандаш лично император Николай II.

«Пустим храм на воздух»

Но поимка воров не успокоила жителей Казани. Те были ошарашены не только пропажей реликвии, но и озвученной правоохранителями версией о ее дальнейшей судьбе: злоумышленники разрубили икону и сожгли.

Никто не хотел верить, что величайшую русскую святыню постигла именно такая участь. По городу поползли слухи, что икону выкрали старообрядцы, потом начали винить в пропаже евреев, потом — и вовсе говорить, что она чудесным образом была взята обратно на небо. Ведь точно так же, неизвестно откуда, икона появилась в Казани в 1579 году.

Винили в утрате святыни и Богородицкий монастырь, построенный на месте чудесного обретения образа в XVI веке. Особо отчаявшиеся угрожали его сестрам страшной расправой.

«Уведомляю вас, батюшка, что в самом непродолжительном времени ваш монастырь будет взорван, ибо все мины ужи заложены и как бы не пострадали люди, позаботьтесь (об их безопасности. — Прим. ред.), да и сами поберегитись.

Монашек же стоит пустить на воздух. Ничто и никто их не спасет, потому что проводники к минам заложены аккуратно.

Хорошо будет, если под взрыв попадет Архиерей Димитрий; но об этом мы позаботимся — и угостим его на славу», — говорилось в одном из присланных в обитель анонимных писем.

Горожане неспроста не поверили официальной версии следствия: прихожане монастыря утверждали, что каждый вечер игуменья обители прятала Казанскую икону в тайник, а на ее место клала точную копию.

«Вообще, по всей России было распространено множество точных списков этой иконы. Поэтому версии о дальнейшей судьбе подлинника могут быть совершенно разными», — отмечает в беседе с РИА Новости заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права богословского факультета ПСТГУ священник Александр Щелкачев.

«Оригинал может храниться в Москве»

А версий о судьбе иконы очень много. По одной из них, в 1904 году Чайкин украл копию, а подлинник так и хранился в Богородицком монастыре Казани вплоть до конца 1917 года. Большевики во время разграбления монастыря унесли икону с собой. Что с ней произошло дальше — неизвестно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Еврейская библия как называется

В 90-е годы XX века на основе этой версии появился миф, будто бы икону перепрятали чекисты, а во время войны с ней, по личной инициативе Сталина, совершали облет линии фронта.

По другой версии, икону спасли врангелевцы, вывезшие реликвию на Запад. В 1960-м прихожане Русской православной церкви за границей пытались купить у некоего английского коллекционера «древнюю Казанскую икону Богоматери, которая во многом походила на подлинную».

Есть еще предположение, что Казанская икона каким-то образом оказалась у католиков. В 2004 году представитель Святого Престола вручил Русской православной церкви образ Богоматери, хранившийся в личных покоях папы Иоанна Павла II.

«Ватиканская икона» хранится в казанском Богородицком монастыре и официально считается точной копией, созданной в конце XVIII века. Наряду с ней в России пребывают еще два более древних списка: в Казанском соборе Санкт-Петербурга и одноименном храме на Красной площади в Москве.

Эти два образа были созданы по приказу Иоанна Грозного сразу же после чудесного обретения оригинала. И это наводит некоторых историков на мысль: а может, один из них и есть тот самый подлинник?

«Вообще, никто не проверял, где находится подлинник, а где — его два списка», — подчеркивает отец Александр Щелкачев.

Ведь доподлинно известно, что Казанская икона была знаменем войска Дмитрия Пожарского. Перед самым штурмом захваченной поляками Москвы он приказал всем воинам постоянно молиться перед чудотворным образом. А когда столица российского государства была освобождена, горожане и все воинство прошли крестным ходом с иконой на Лобное место, благодаря Божию Матерь за помощь стране и ее народу. Возможно, оригинал так и не был возвращен в Казань.

А в 1709 году накануне Полтавской битвы перед Казанским образом молился Петр I. Именно после победы над шведами в этом сражении в Санкт-Петербург перевезли один из древних списков этой иконы. А может быть, и оригинал.

«Кроме Казани, Москвы или Петербурга, оригинальный образ нигде больше не мог находиться. Поэтому следует провести экспертизу хранящихся там икон Казанской Богоматери», — подытоживает священник.

Источник: https://ria.ru/20191104/1560490682.html

Казанский собор на Красной площади

Казанский собор на углу Красной площади в Москве имеет непростую судьбу. Он был полностью снесен в 1936 году и восстановлен спустя 57 лет. Сегодня это действующий храм, в котором проходят богослужения. Главной святыней собора, поклониться которой приезжают верующие со всей страны, является икона Божией Матери «Казанская», почитаемая чудотворной, с мощехранительницей. Настоятель храма — протоиерей Николай Иноземцев.

Туристы чаще всего посещают собор при осмотре главных достопримечательностей столицы — Красной площади, Александровского сада, Храма Василия Блаженного, Государственного исторического музея и других популярных объектов возле Московского Кремля.

Расписание богослужений Казанского собора на Красной площади

Желающие принять Таинство крещения могут обратиться к служителям для огласительной беседы каждую субботу в 15:00.

В храме ежедневно проходят религиозные мероприятия:

  • 09:00 (будни) 07:00 и 10:00 (выходные) — литургия,
  • 17:00 — вечерние богослужения (парастас, всенощное бдение).

На сайте Казанского собора можно посмотреть подробный график мероприятий на текущий месяц, а также узнать имена священнослужителей, которые будут проводить обряды, и их помощников.

Официальный сайт Московского патриархата

Икона московского Казанского собора

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь не только в Казанском соборе, но и вообще в христианстве. Стоит отметить, что в храме хранится не оригинал иконы, а список с нее, но это не умаляет ее значимости. Находится копия в Дмитровском приделе.

Официальный сайт Московского патриархата

Первое явление иконы Божией Матери случилось в 1579 году в Казани. Место ее нахождения показала девочка Матрона, которой приснился вещий сон. После обретения икона неоднократно перемещалась в другие храмы страны, с нее было написано множество копий, практически неотличимых от оригинала.

Во избежание порчи и хищения в храмах часто выставляли копии, а оригинал тщательно охранялся. Однако, в 1904 году икона была украдена, похитителем оказался крестьянин Чайкин, который сказал, что сжег реликвию. Позднее были выдвинуты версии, согласно которым уничтожение Казанской иконы Божией Матери ставилось под сомнение. До сих пор историки не могут прийти к определенному мнению, сохранился ли оригинал Казанской иконы Божией Матери и где он может находиться.

История храма

Первое здание собора, построенное в 1620-х годах, было деревянным. Возведение нового храма, посвященного войне 1612 года, в которой Россия одержала победу, спонсировал Дмитрий Пожарский. Здание пострадало при пожаре, вследствие чего в 1630-х годах было перестроено. До 1765 года, в дни празднования особо значимых событий (военных побед, обретения иконы) до Казанского собора устраивались крестные ходы.

В последующие годы храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. Последняя реставрация проводилась в 1925 году. Архитектор Петр Барановский хотел вернуть зданию первоначальный облик.

Работы продолжались 4 года, и, когда оставалось совсем немного, Московской городской совет решил снести храм. Реставрация остановилась, колокольню разрушили в том же году, а помещения собора до 1936 года использовались как склад для хранения строительных материалов для станции метро.

После сноса Казанского собора на его месте разместили павильон в честь III Интернационала.

В 1990 году власти Москвы решили заново построить собор, в связи с чем начался сбор пожертвований. Святыню восстанавливали по фотографиям и чертежам, сохранившимся в архивах. Работы по воссозданию собора Казанской иконы Божьей матери закончились в 1993 году.

Панорама храма с Красной площади:

Архитектура

Собор Казанской иконы Божьей матери представляет собой типичный образец храмового зодчества первой половины XVII века. Это однокупольный храм с двумя приделами. Северный и Южный приделы объединены галереей, которая окружает сооружение с трех сторон.

Экстерьер собора украшен мозаичными иконами в русском стиле. На них изображены Богородица, Иисус Христос, Георгий Победоносец, патриарх Московский и другие святые.

Официальный сайт Московского патриархата

Как добраться

Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.

Метро

Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).

Вид на собор с Никольской улицы:

Общественный транспорт

В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь». Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), 101, 144, 904.

Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь». От нее ходят автобусы № М5 и 158.

Автомобиль

Учитывая, что собор находится прямо в центре города, поездка на машине будет не самым удобным вариантом. Кроме того, что парковки все платные, найти свободное место очень проблематично. Поэтому, если поездка на общественном транспорте не подходит, лучше воспользоваться такси или трансфером. В столице работает множество мобильных приложений для заказа такси — Яндекс. Такси, Везет, Uber, Gett, Maxim и другие.

о Казанском соборе в Москве:

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11842

История Казанской иконы Божией Матери (Сергей Милов)

История Казанской иконы начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.

Обретение святыни

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше — со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году.

Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления — в июне 1579 года — город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан.

Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке — Матроне, дочери стрельца царского войска — начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил.

Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ.

Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона.

На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.

Казанский Богородицкий монастырь, Казань

Смутное время

История Казанского образа в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов, а в равной степени и от внутренних раздоров, которые, быть может, даже в большей мере угрожали тогда стране.

Патриарх Ермоген, кстати, стал автором «Сказания» о Казанском образе Богородицы. Это случилось, когда он был еще митрополитом Казанским в 1594 году. Полное название «Сказания» — «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Также он составил службу этой иконе.

В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела.

Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной.

Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали. Люди, называвшие себя православными, если и оставались таковыми, то лишь формально. Вели же себя многие как настоящие варвары.

Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент, окончательно осознав губительность ситуации, святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города.

В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

Первый храм, построенный в XVII веке, в честь Казанской иконы
Божией Матери в селе Коломенском

К осени 1612 года ситуация сложилась достаточно сложная.

С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в замкнутом круге — в их стане свирепствовали голод, болезни и разногласия, а посылаемые на помощь с внешней стороны обозы перехватывались русским ополчением.

С другой стороны, и в стане русского ополчения были свои нестроения. Становилось очевидным, что ждать более нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.

Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль.

25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери — главной Заступницы Русской земли.

Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.

С 1649 года этот день — 22 октября стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

Казанский образ в войне 1812 года

В Отечественной войне 1812 года снова проявилась милость Матери Божией к русскому народу, которую Она явила через Свой честной Казанский образ.

Известно, что перед отбытием в действующую русскую армию перед Казанским образом Богородицы молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день, который был днем празднования в честь Казанского образа, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.

В 1811 году в Санкт-Петербурге было завершено возведение Казанского собора, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов. Несомненно, что место для увековечивания славы русской армии было выбрано не случайно, так как в войне 1812 года Пресвятая Богородица, как и в годы Смутного времени, стала духовной водительницей русского народа.

Похищение образа

С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления.

Однако, когда для России наступили смутные революционные годы, возможно, в назидание или смирение Господь лишил ее этого чудотворного образа. Во многих людях той эпохи проявились черты отступничества от родной веры, от веры своих отцов.

Скорее всего, это стало одной из ряда причин случившейся трагедии. Сейчас, спустя много лет, те события можно проследить достаточно подробно.

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.

Считается, что момент для кражи иконы был выбран не случайно. В течение четырех дней, предшествующих краже, в монастыре находилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери. В связи с этим в обители ежедневно совершались продолжительные праздничные богослужения.

28 июня Смоленская икона была вынесена из монастыря для возвращения домой. По окончании всенощного бдения монахини разошлись по кельям. В начале третьего часа ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни.

Оказалось, что это кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

Пойманный Варфоломей Чайкин

При осмотре собора было найдено место, через которое внутрь проникли воры. То, что это были именно воры, а не просто вандалы, выяснилось, когда была установлена пропажа Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в иконостасе. Иконы были украшены дорогими ризами — это, по-видимому, и привлекло грабителей. Как было отмечено позже, кроме икон также было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в свечных ящиках.

Новость о похищении чудотворного образа быстро облетела не только Казань, но и всю Россию. К счастью, благодаря смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману (он дал полиции очень ценные сведения), преступников быстро нашли.

В результате слаженных, а главное, быстрых действий всех неравнодушных к этой беде людей полиция очень скоро вышла на главного подозреваемого — крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина (Стояна).

Уже 5 июля он, вместе со своей женой Прасковьей Кучеровой (официально она была его сожительницей), был задержан в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске на квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери сожительницы Чайкина, иконы были порублены и сожжены в печке. Похожие свидетельства дали еще несколько лиц, которые проходили как свидетели — в частности, это была мать Прасковьи, Елена Шиллинг.

25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба — непосредственные участники преступления), Федор Захаров, Николай Максимов (ближайшие подельники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе — скрывшие преступление).

После продолжительных слушаний решением суда Варфоломей Чайкин (Стоян) был осужден на 12 лет каторжных работ, Анания Комов — на 10 лет. Максимов был приговорен к ссылке на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров, который подозревался в пособничестве, был оправдан.

Основная версия участи иконы сводилась к тому, что ее, как и образ Спасителя, злоумышленники сожгли. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без оклада она стоила очень дорого. Истинная ее участь так до конца и неясна.

Списки

По самой России ходило множество чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. История почитания этого образа во многом связана именно с ними.

Список в ополчении

Так, например, один из чтимых списков Казанской иконы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Димитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими интервентами в 1611–1613 годах. В память освобождения Москвы от польских войск было установлено совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Вначале празднование совершалось только в Москве, однако с 1649 года празднование стало общероссийским.

Примерно в это же время был построен и первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском.

Петербургский список

В XVIII веке свое внимание и уважение к образу Богородицы проявили и Петр I, и Екатерина Великая. Так, например, именно при Петре I, в 1721 году, один из чтимых списков Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург.

А ранее, в 1709 году (накануне Полтавской битвы), вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы. В 1768 году особо был почтен оригинал иконы, находившийся в Казани.

Императрица Екатерина Великая украсила оклад образа бриллиантовой короной.

Святыня Санкт-Петербурга, привезена в город в первые дни его создания Петром I. Находится в Казанском соборе.

Казанская икона Божией Матери возвращена

в Казань

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4860

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как просить у бога ребенка

Закрыть