Что едят в монастырях

Новый год в стенах монастыря

что едят в монастырях

Жизнь монаха или монахини, затворника, накладывает ограничения на многое. Обозреватель Sputnik Молдова выяснил, как отмечают зимние праздники в монастырях страны.

КИШИНЕВ, 31 дек —Sputnik, Олег Таценко. Монастырская жизнь накладывает на человека определенные ограничения, это вполне понятно. Но от мирских традиций трудно отказываться даже монахам.

Новый год — праздник мирской

Святой Василий, он же Василий Великий, он же Василий Кесарийкий — грандиозная фигура в истории христианской церкви. Он один из трех, так называемых, каппадокийских отцов Церкви. Считается, что именно он изобрел иконостас и составил литургии Василия Великого. Он умер в первый день нового, 379 года, и в монастырях это день памяти святого, а не Новый год.

«Но елку мы все равно украшаем, — объясняет майка (матушка) Паисия из монастыря Фрумоаса, — не для себя, а для прихожан, в основном для детей. Пост, не пост, миряне ведь на новогодние праздники тоже заходят в монастырь, особенно дети».

Обычно в монастырях на Новый год скромный праздничный обед — ничего скоромного (т.е. животного происхождения) и спиртного — потому что Рождественский пост, который закончится 7 января. Обычно подают на такие обеды постный борщ, каши, много солений.

Александр Димитров

Монастырская жизнь накладывает на человека определенные ограничения, это вполне понятно. Но от мирских традиций трудно отказываться даже монахам.

Все праздники — по старому стилю

На Рождество для монахинь начинаются настоящие праздники. Продолжаются они и 13 января. Православная церковь отмечает Новый год по старому стилю, вот его монахини действительно празднуют как новогодний праздник, приглашая к столу детей и одаривая их подаркам.

Дети из соседних сел — Фрумоаса, Парканы, Скиноасы толпами ходят в монастырь колядовать и поздравлять монахинь с праздниками. Специально для них матушка-игуменья раскладывает под елкой рождественские подарки. Дети колядуют, распевают колядки.

Вообще, в селах колядки проходят намного веселее и непринужденней чем в городах. 

Специально для детей монахини выпекают сладкие плацинды с творогом и тыквой, фигурные калачи с изображением Христа, бублики, вертуты и много всяких печений. «После колядования каждому ребенку дарят по калачику», — объясняет матушка Паисия. А детям из бедных семей еще дают своеобразный продуктовый набор — плацинды и рождественские сладости. 

Фирменные монастырские блюда  

В монастырях не едят мяса, заумных, вычурных салатов и деликатесных блюд тоже нет. Праздничный обед прост и непритязателен — фирменное блюдо, которым славится монастырь Фрумоаса — жареная рыба с мамалыгой.

В других монастырях свои, фирменные блюда, но тоже простые — в монастыре Каларашовка таким блюдом является рыбное заливное или холодец.

В монастыре Садаклия — голубцы, хотя постные голубцы присутствуют в меню любого монастыря и, казалось бы ничего нового в этих блюдах не изобрести. 

Но несмотря на традиционность и кажущуюся простоту этих блюд, даже голубцы или холодец монахини умеют приготовить как-то по-особенному. Как и готовить на зиму разнообразные соленья. Корреспонденты Sputnik отведали монастырские блюда — действительно вкусно. Просто и вкусно. Готовят обычно монахини «со стажем», а молодые послушницы 16-18 лет прислуживают — режут овощи, приносят дрова и разжигают печку. 

Александр Димитров

Обычно в монастырях на Новый год скромный праздничный обед — ничего скоромного.

Все монахини — искусные поварихи

Принимая монашеский постриг, бывшие миряне, получают «пожизненное» послушание – кто занят только на кухне, кто – обеспечивает монастырь дровами, кто – ухаживает за птицей и т.д. Так у монахинь, получивших «кулинарное» послушание и проходит вся монашеская жизнь у плиты. Впрочем, у некоторых мирянок тоже. В монастыре Фрумоаса обет послушания по графику — две недели на кухне, две недели на огородах. Поэтому все монахини монастыря Фрумоаса умею хорошо готовить. 

Александр Димитров

Готовят обычно монахини «со стажем», а молодые послушницы 16-18 лет прислуживают — режут овощи, приносят дрова и разжигают печку.

Готовят на новогодние и рождественские праздники не только жареную рыбу с мамалыгой и голубцы.

«У нас лесная зона, — продолжает матушка Паисия, — поэтому много грибов и блюд их них. Много ягод, блюд из сладкого риса, в который добавляется изюм, печеные яблоки с ванилью и вареньем из красной смородины или рябины.

Популярны в монастырях праздничные сладкие блюда из запеченной тыквы. Не чужд монастырской кухне и майонез. Тертые вареные свекла и морковь под майонезом присутствуют на любом праздничном монастырском столе.

 И, конечно, кроме компота и чая, монахини позволяют себе выпить немого вина — густого, темно-красного, с монастырских виноградников».

Источник: https://ru.sputnik.md/moldova/20151231/3916358.html

О питании в великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав (игумен алипий (светличный))

что едят в монастырях

Так сложилось, что в наше время очень многие верующие ориентируются в том, как питаться в пост, на монастырский устав. Он очень строгий, и при более близком с ним знакомстве вызывает резонное недоумение: по силам ли это мне?

К примеру, в первый день поста, понедельник первой седмицы, предписывается полное воздержание от пищи. Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально выражаясь, является тяжелым днем. Ничего не есть при этом — не каждый выдержит. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии Преждеосвященных даров.

Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует мясо (в некоторых монашеских общинах — молочные и все прочие продукты животного происхождения). И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой и дети есть маленькие, и старики хворые.

Насколько оправдано соблюдение монастырского устава для мирян? В какой мере соблюдается устав в современных монастырях? Какие можно выделить главные критерии воздержания от пищи в дни Четыредесятницы?

На эти и другие вопросы отвечает игумен Алипий (СВЕТЛИЧНЫЙ) — настоятель храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, что на Нивках в Киеве.

О том, что монастырский устав — не единственный в своем роде

Монастырский устав ориентирован на монастырскую службу. Сразу оговорюсь, что так сложилось исторически, поскольку и возникнуть он мог только в монастыре, как регламент всей жизни.

Известны и другие уставы, не только монастырские. В частности, устав Великой церкви, т. е. Царьградского Софиевского собора, Латеранский устав — собора Римских пап, Влахернский устав Известны уставы Храма Воскресения Господня, что в Иерусалиме, Софиевского собора в Новгороде, Киевского Софиевского собора устав, устав Успенского собора Московского Кремля и прочие.

Однако они регламентируют, в основном, богослужебную практику этих храмов, торжественные процессии императоров, царей, князей, архиерейские встречи. А если иногда и упоминают о порядке приёма пищи, то лишь в свете дворцовых торжеств.

Таким образом, малыми намёками они регламентировали жизнь — больше для знати и высшего духовенства, и понятно, что плохо сочетались с жизнью простых людей.

Поэтому в жизнь Русской Церкви вошёл несколько искажённый устав Студийский, построенный на богослужебной практике Софиевского собора и монастырской жизни Иоанно-Студийского монастыря, а затем его потеснил более популярный устав монастыря Саввы Освященного, так называемый Иерусалимский. Но и он у нас практикуется с некоторыми дополнениями и искажениями в силу особенностей наших традиций.

Таким образом, вся жизнь Русской Православной Церкви ориентируется, как на идеал, на Иерусалимский Устав — Типикон, или Типик. Но это, повторюсь, — идеал.

Кстати, интересен факт, что Великопостное богослужение до сих пор не адаптировано под приходское служение ни в Русской Церкви, ни в Церкви греческой традиции

О том, как и почему постились в разных христианских странах

Сам же пост в разное время воспринимался христианами по-разному. И постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день, а разрешался с заходом солнца скудной пищей. Он нужен был как проявление жертвенности по отношению ко Христу, Который за род людской претерпел сорокадневный пост и искушение в пустыне, а затем прошёл путь Страстей.

Римский обычай предписывал воздерживаться от мясной, молочной пищи, но вкушение допускалось двухразовое. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть — милосердие.

В Византии пост достигает главной точки своей значимости — покаяние. Монашеская традиция здесь — довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста становятся финики и орехи.

На Руси также пост приобретал разные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень.

О нарушениях поста есть упоминания, но приписывали это диавольскому искушению, и надо полагать, что это были единичные случаи.

Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси постились даже младенцы, отлученные от материнской груди (хотя Каноны предписывают младенцам не держать пост).

О том, как изменился мир и отношение к посту

Но в современном мире всё с тех пор изменилось. Изменилось и отношение к посту. Перво-наперво, люди стали безудержными потребителями, и сама идея поста ныне им чужда.

Во-вторых, отношение к традициям претерпело изменение: они стали носить слишком поверхностный, этнический характер.

В-третьих, наблюдается огромное влияние средств массовой информации, которые ломают правильное представление о том, зачем нужен пост.

В-четвёртых, новые «открытия» в области медицины произвели в умах людей революцию, и теперь для многих традиционная аскеза выглядит не как положительное «умерщвление плоти», а как архивредное занятие, которое губит здоровье.

О том, нужен ли пост сегодня

Нужен ли пост сегодня? Нет сомнения, что нужен. Но не диета, а воздержание от страстей.

Нужен ли тогда пищевой пост по Уставу, по сути, монастырскому? На этот вопрос я бы ответил так, как отвечаю бабулечкам, которые в начале поста устремляются ко мне за благословением «на молочко»: я благословляю всем не держать вообще поста в пище. Но с одним условием: в течение Четыредесятницы никого не осуждайте. Это очень остужает пыл у большинства!

О разнице в традициях

Идея поста важнее Устава. И сама разница в Уставах говорит нам о необходимости соизмерять воздержание в пище с условиями жизни.

Так, Устав на Святой горе Афон, который во многом совпадает со Студийской традицией, позволяет по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (только не рыбой).

Кто бывал Великим постом на Кипре в монастырях, не мог не обратить внимания на то, что местные уставные особенности позволяют на монастырской трапезе, кроме среды и пятницы, вкушать вареных осьминогов с травами.

Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых.

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычного схода братии на трапезу, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезаный репчатый лук, хлеб, узвар. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кому-то необходимо подкрепить силы немедленно и не один раз в день.

Разница в уставах имеет простое объяснение: в Палестине и Египте, где весной достаточно жарко, воздержание в пище не есть проблемой, но истинным испытанием становится отсутствие воды. Потому Иерусалимский Устав предлагает быть строгим в еде и регламентирует даже овощные продукты.

Там, где скудные земли, но близко море — преимущество сохраняется за морепродуктами. Северные народы живут постное время в условиях холода, и требуются большие энергозатраты на сохранение нужной температуры тела.

А значит, было бы разумнее всё же несколько послаблять суровость пищевого поста.

О том, что нельзя упускать из виду главную идею поста

Но это допустимо с условием, что сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя, милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное — приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с лёгкостью!

Потому было бы правильным выразить пост в дни Святой Четыредесятницы словами: поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!

Материал подготовила Юлия Коминко
orthodoxy.org.ua

Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/3989

Обед в тибетском монастыре. Как кормят монахов и что они едят

что едят в монастырях

Однажды мы попали в тибетский монастырь прямо перед обедом. Сначала проникли в монастырскую кухню, потом наблюдали за тем, что и как едят монахи. Фоторезультат — перед вами.

Действующие лица: повар, его помощники, истопщик, монахи. Время: обеденное. Действие происходит в городе Байюй, в монастыре.

Монастырская кухня

Из кастрюль, чанов, котлов и сковородок раздается аппетитное шкворчание. Разносится аромат овощного рагу.

Повар и помощники ходят от котла к котлу. Они завершают приготовления к обеду. 

Повар выкладывает из гигантского чана то, что сегодня составляет обед монахов. Это пустой рис на пару (без соли и масла) и острое овощное рагу.

В сторонке лежат продукты, которые не пошли в ход.

Истопник подогревает то, что приготовлено раньше.

Выложили всю еду в специальную посуду, и помыли все чаны, в которой она готовилась.

Все работники кухни моют руки. Готовы к обеду!

Кухня остается пустой.

Большая монастырская площадь

Повара вынесли кастрюли с едой на площадь, накрыли их тряпочками, чтобы не пылились. Слева — поддоны с рисом, справа — кастрюли с овощами. Ждут. Первые пять минут никого нет.

Появляются монахи. Несут в руках свою посуду: тарелку, большую пиалу или даже кастрюльку.

Выстраиваются в очередь.

Получают солидные порции риса.

Затем в ту же тарелку (а иногда — во вторую) получают тушеные овощи.

Отходят от «раздаточного пункта».

Снова на площади

Группами или по одиночке перемещаются монахи.

Некоторые уже получил свою порцию еды, другие только идут к столам. У всех в руках, помимо тарелок, китайские палочки.

Монахи рассаживаются по своему желанию. Кто-то выбирает ступени перед храмом.

Кто-то усаживается у входа в храм.

Кто-то сидит прямо на площади.

Некоторые едят прямо на ходу.

Кто уже поел, тот может подойти за добавкой или пообщаться с товарищами.

Обед — время непринужденных разговоров.

Опоздавшие тоже получают свою порцию риса и тушеных овощей — хватает на всех.

Эпилог

Обед закончился, и началась служба: слышно, как монахи хором поют мантры.

Звук мантр становится тише.

Источник: https://gingertea.ru/tibetan-monastery-lunch/

Рацион монахов горы Афон. Еда максимально простая, но как приготовлена!

Жизнь монаха — жизнь, полная традиций, которые не менялись в течение сотен лет. И они влияют не только на быт и службу, но и трапезу. К слову, последняя длится в монастыре не дольше 15 минут, после чего монахи горы Афон идут каждый в свою келью и отдыхают два часа, а затем каждый отправляется на свое послушание. Но давайте подробнее остановимся на их рационе, который можно охарактеризовать тремя словами: простой, вкусный, здоровый.

Отец Епифаний Mилопотамский, шеф-повар Афона, рассказывает, что их рацион состоит из натуральный продуктов, которые им дарит земля Греции. Они верят, что именно такой выбор выступает защитой каждого монаха от десятка заболеваний, в особенности от рака. Никаких консервантов, специй и жиров, маленькие порции и умение воздерживаться. Так что едят монахи?

Рацион монахов Афона

Отец Епифаний Mилопотамский подчеркивает, что качество используемых продуктов — самое важное в процессе приготовления. А еще нужно готовить с молитвой на устах и любовью в сердце, тогда еда будет и вкусной, и полезной.

Монахи на горе Афон не употребляют мясо, отдавая предпочтение свежей рыбе, которую едят круглый год. В процессе приготовления шеф-повар использует оливковое масло лишь во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Любой другой жир в еде отсутствует (сливки, маргарин, масло, соусы).

Что еще едят монахи в монастыре? Чтобы укрепить организм, они пьют много молока, едят яйца и сыры, а также пироги, приготовленные на масле. Но всегда воздерживаются от подобной еды в период поста.

Омары, осьминоги и кальмары на их столах — редкость, допустимая лишь во время поста, чтобы разнообразить рыбное меню, ведь все моллюски бескровны. А вот в чём действительно нет ограничений — лесные ягоды и грибы, а также зеленые салаты.

Жизнь монахов горы Афон — рацион без сладостей и спиртного. Лишь изредка они позволяют себе халву и лукум, немного кофе и самую малость вина. При всём этом монахи Афона наслаждаются своей едой.

«Я не учился в кулинарных школах и также не обладаю каким-либо дипломом. Но, находясь рядом со старцами, я узнал, как обжаривать лук на слабом огне: чем дольше будет обжариваться лук, тем вкуснее он будет. Я также узнал, что приготовление любого блюда требует терпения» — рассказывает отец Епифаний Mилопотамский.

Правила кулинарии от отца Епифания Mилопотамского

  1. Прочтите молитву перед готовкой. Затем уделите особое внимание выбору ингредиентов: все они должны быть свежими, чистыми и натуральными.
  2. Почитайте огонь, учитесь им правильно пользоваться.
  3. Старайтесь чаще использовать в приготовлении именно простые ингредиенты (лук, чеснок, лимон, оливковое масло). Лелея их, вы получите максимум вкуса.
  4. Вода — самый простой ингредиент, но ваше отношение к ней должно быть лучшим.

    Без нее мы никто.

  5. Читайте кулинарные книги, учитесь каждый день, используйте воображение.
  6. Воспитывайте зрение, нюх, язык, чтобы с легкостью различать горькое и сладкое, соленое и острое.
  7. Помните, что хорошее сочетание вкусов и красок делает подачу более выигрышной.
  8. Держите кухню и всю утварь в чистоте, чтобы в любое время приступить к готовке без промедления.
  9. Не бойтесь совершать кулинарные ошибки.

    Те, кто вас любят, всегда будут наслаждаться приготовленной вами пищей.

  10. Чем больше любви вы вкладываете в процесс приготовления, тем вкуснее будет еда.

«Важно то, что афонские монахи даже постных продуктов не едят много. Мы едим в меру. Сколько нужно. Это потому, что обычно монахи живут просто, довольствуясь самым необходимым».

Следуете ли таким простым правилам питания вы и что готовы изменить в своем рационе прямо сейчас?

Источник: https://sovkusom.ru/chto-edyat-monahi/

Чем питаются в монастырях разных стран

О еде, которую готовят в монастырях, всегда говорили, что она «добрая». И на самом деле, у каждого монастыря есть свой, особенный рецепт, которым гордятся монахи. Неповторимый вкус еде придает, по всей видимости, любовь и божье благословение, без которого не обходится ни одно дело в монастыре. Это касается монастырей во всем мире и самых разных вероисповеданий. В нашем обзоре предлагаем познакомиться с самыми вкусными блюдами, которые готовятся в монастырях.

Кипрейный мёд

Свято-Данилов монастырь в Рязанской области

Гордостью монастыря является особенный кипрейный мёд, получаемый из нектара кипрея, который в народе именуется иван-чаем. Мёд этот не только вкусен, но ещё и полезен. На меду пекут ароматнейшие медовые коврижки и варят медоварус – фирменный безалкогольный медовый напиток.

А знаменитые пироги никогда не залеживаются на прилавке. Вся выпечка готовится по старомонастырским рецептам. Секрет таится в том, что всё готовится только вручную, никакой механизации в монастырской пекарне нет.

Тыквенный хлеб

Монастырь Ангелов, Лос-Анджелес, Калифорния

Каждый, кто когда-либо пробовал тыквенный хлеб, испечённый в Монастыре Ангелов, забыть этот поистине божественный вкус не сможет уже никогда. Плотный, слегка влажный и очень ароматный хлеб пользуется спросом у прихожан и многочисленных паломников. Многие, отведав его однажды, впоследствии приезжают сюда за этим волшебным хлебом. Помимо тыквенного хлеба здесь можно приобрести очень вкусные арахисовые конфеты и другие сладости.

Монастырские ликеры Монтсеррата

Аббатство Санта-Мария-де-Монтсеррат, Каталония, Испания

Более ста лет назад в бенедиктинском монастыре был разработан рецепт вкуснейших ликёров Aromes de Montserrat liqueur и Licor Ratafia De Montserrat. В состав этих поистине божественных напитков входят 12 видов трав, произрастающих в Каталонии. Те, кому удалось отведать этого напитка, сокрушаются о том, что купить его можно лишь в монастыре, а заказ через интернет-магазин может идти слишком долго.

Постный кулич

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов-Великий, Ярославская область

Этот необыкновенный хлеб, выпекаемый в круглых формах, действительно напоминает внешне пасхальный кулич, только без праздничной обмазки и посыпки. Внутри же хлеб белоснежный, пушистый, тающий во рту. И это при том, что его вполне можно кушать даже в пост.

Сыр, выдержанный в земле

Источник: https://topnovoje.mediasole.ru/chem_pitayutsya_v_monastyryah_raznyh_stran

Чем питаются святогорские монахи?

Монастырское питание на Афоне это не только средиземноморская диета, но, безусловно, нечто гораздо большее.

Питание в Монастыре

Питание монахов можно назвать вполне традиционным, так как в монастыре существует утренняя и вечерняя трапеза. 2 простых приема пищи в день, занимающие по 20 минут каждый, без шума и обсуждений.

Специалисты считают, что Великий Пост, в том виде, в котором его держат монахи на Афоне, — это наилучший способ защититься от сердечных заболеваний.

Традиционная диета Великого Поста на Святой Горе, благодаря большому количеству овощей и фруктов, богата витаминами А, С, Е, фолиевой кислотой, антиоксидантами и так далее. Что касается животных жиров, то их в ней почти не содержится. Бобовые и крупы играют роль постного мяса.

Особое место в монастырской святогорской диете занимает хлеб, который в большинстве монастырей готовят сами монахи из муки грубого помола.

Что едят монахи на Афоне?

Несомненный специалист афонской и не только кухни старец Епифаний из скита Милопотамос Иверского монастыря отмечает, что монахи Святой Горы употребляют сезонные овощи в свежем виде, несезонные продукты хранятся в холодильнике.

Во всех монастырях едят рыбу, обычно, по выходным и праздникам, только вот к солёной рыбе монахи не питают особой любви.

Рыба и осьминоги, которые попадают на стол монахов, в основном, замороженные. Вне поста святогорцы употребляют большое количество молочных продуктов, а также свежих фруктов, которые выращивают сами.

Афонское меню включает в себя также постные сладости, в период поста, и непостные, то есть с молоком, маслом и яйцами, в период праздников.

«Можно сказать, что сегодня монахи Святой Горы едят больше сладостей, по сравнению с предыдущими годами. Большинство сладостей изготавливается из сахара и лишь небольшое количество — из мёда. Есть также постная халва, которую делают из кунжута и сахара» — замечает монах Епифаний.

Польза монастырской диеты Святой горы Афон:

  • Снижает уровень холестерина;
  • Помогает урегулировать сахар и артериальное давление;
  • Защищает от остеопороза и различных типов рака;
  • Борется со старением
  • Улучшает работу печени
  • Продлевают жизнь: большинство монахов покидают этот мир в возрасте 85-95 лет. Существует достаточно примеров, когда монахи жили более 100 лет;
  • Хорошая физическая форма;
  • Отличное психологическое состояние.

Источник: https://athos.guide/blog/chem-pitayutsya-svyatogorskie-monakhi

О чем молчат люди, ушедшие из монастыря

data-conditions=10 data-eval=if (window.outerWidth

data-conditions=10 data-eval=if (window.outerWidth > 700) { var zid = 'admixer_197e260bd12142478e224ecc4daf3cd7_zone_25846_sect_822_site_809'; if (document.getElementById(zid)) { if (typeof window.admixInited === 'undefined') { window.admixInited = {}; } window.admixInited[zid] = '197e260b-d121-4247-8e22-4ecc4daf3cd7'; } }>

Вопрос веры и религии — та еще красная тряпка в нашем обществе. Но отрицать влияние церкви на жизнь людей даже в таком светском государстве, как Украина, глупо.

Ведь именно Совет церквей вносит свою лепту в то, что Украина до сих пор не ратифицировала Стамбульскую конвенцию, документ, направленный на борьбу с насилием над женщинами и домашним насилием.

Почему? Потому что в нем содержится термин «гендер», что, по мнению Совета, может быть истолковано «не в понимании равенства женщин и мужчин, а в интересах лиц, которые идентифицируются себя как женщины и мужчины». 5 минут на чтение, и возможно, вам станет ясно, почему лицемерие есть даже в святых местах. 

Когда с тобой случаются какие-то истории, так или иначе связанные с церковью, ты начинаешь задавать себе вопрос: «А может быть, в твоей жизни есть бог?» Ты читаешь Молитвослов, начинаешь ходить на службы, тем более, что рядом появляются люди, которые постоянно напоминают, что нужно делать.

В 15 лет тебе это кажется правильным, что это некий путь. Хочется углубиться в тему, потому что интересно, а еще любопытно познакомиться со священниками. И когда на одной из служб тебе предлагают стать пономарем, действующим лицом, это не может не льстить. А в какой-то момент ты еще решаешь прийти в монастырь, чтобы смиряться. Хоть все оказывается совсем и не так, как ты себе представляешь.

В монастыре живут монахи, у каждого из которых есть свой график служб и пр., а также труженики — люди, которым чаще всего некуда пойти. Они выполняют какую-то работу в монастыре и за это могут находиться там. Есть в монастыре определенное разделение.

Если в корпусе, где живет архимандрит, во время поста могут есть камчатских маринованных крабов, пельмени с тунцом, фрукты из Африки (которые присылают в качестве подарков люди из разных стран, для которых он является духовным наставником), то в братском корпусе едят то, что жертвуют местные. Еда там — особое дерьмо. Очень много жертвуют масла, потому все в этом масле и плавает. Желудок посадить можно с легкостью.

Перед Великим постом нужно же еще как следует заговеться. И вот, к примеру, приходишь ты на кухню, смотришь: сосиски варятся в кастрюле. Приглядываешься, а это они в масле кипят!

Обыкновенная келья в братском корпусе представляла собой маленькую узкую комнату, разделенная шторкой. У одного — кровать и стол, и другого — кровать, тумбочка, правда, еще и окно. Туалет и душ на этаже, куда лучше вообще не заглядывать.

День студента, решившего жить в монастыре, выглядел так: в 6 утра начинались утренние молитвы, затем в 7 — первые службы, а 8 — учеба. После учебы назад в монастырь, где в семь вечера начиналась вечерняя служба, затем ужин, домашние задания, общение и сон часов в десять. В Великий пост обязательны были ночные службы.

В церковной иерархии есть белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые не дают монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей. А черные — монахи — дают обет безбрачия. И в монастырях живут же как раз вторые, они-то и выстраивают большие карьеры. Удивительно, но в монастыре очень много геев.

Хотя бывают и те, кто любит женщин, но их очень мало. Но этот факт не превращает тебя в гомофоба. Нет! Ты становишься священникофобом. Ведь дело ж не в сексуальной ориентации. Дело в растлении, потому что монахи пристают к пономарям лет 17-ти, а то и младше. Например, могли спросить, можно ли потрогать «там», попытаться поцеловать.

Алкоголь, секс Никто ни от чего там не отказывается. Разве что старцы. Это дедушки, которым по 70-80 лет, и они приходят в монастырь после 60-ти, когда уже за плечами и семья, и дети, и внуки. Вот они реально ведут себя очень аскетично.

А так у многих как будто некое раздвоение. Как священники, как профессионалы они там все крутые. Нужно соблюдать строгий пост? Ок, они будут его соблюдать. Нужно 15 часов молиться? Ок, они будут 15 часов молиться.

А остальные часы — долбиться! При этом мы тут все, люди в обычной жизни, — грешники.

Но, сталкиваясь даже с таким опытом, ты не уходишь оттуда, ведь ты воспринимаешь все, что происходит, как должное. Когда живешь в таких обстоятельствах, ты видишь все по-другому. Критическое мышление еще не настолько развито, чтобы задать себе вопрос: а что вообще творится? Резкое осознание происходящего приходит, когда ты покидаешь монастырь.

Николас Дзагания, организатор клуба «Что?Где?Когда?» среди IT-компаний

В 15 лет Николас решил стать пономарем, а немного позже в 17 лет, уже будучи студентом, он пришел в монастырь в Одессе: «Все, что было нужно, я успел реализовать в первый семестр — тусовки, гулянки. Но в монастырь я решил прийти, потому что хотел пожить аскетично». Какое-то время он был одним из главных помощников архимандрита: «Но потом понял, что меня видели в качестве партнера. Когда я осознал, к чему все идет, случился конфликт и меня поселили во второй корпус — братский.

Это не уникальная история конкретного монастыря. К нам же приезжали из других мест, и так происходит везде. Знакомый пономарь рассказывал мне, как один из священников пытался к нему приставать, спрашивал размеры члена. Он был в шоке, разочаровался в монастыре, но в боге, кажется, нет». А вот Николас в бога больше не верит и считает, что опыт жизни в монастыре отразился на его восприятии в том числе: «Религии придуманы людьми. Есть ли бог? Не знаю. Я называю это жизнь».

Своей историей наш герой решил поделиться потому, что хочет, чтобы люди знали — проблема растления мальчиков есть и у нас: «Если ваши дети ходят пономарями или просто в воскресную школу, будьте внимательны ко всему происходящему. Спрашивайте их, чем они занимаются там. Потому что, по своему опыту, я понимаю, что тебе может казаться: так все и должно быть, так правильно.

И когда ты слышишь фразу «можно потрогать?», ты никак на нее не реагируешь, потому что у тебя вагон уважения к человеку, произносящему эти слова».

Словарь

Архимандрит — монашеский чин, обычно настоятель крупного монастыря.

Гендер — социально конструированные (закрепленные) роли, поведение, деятельность/активности и атрибуты (характерные признаки), которые данное общество рассматривает как приемлемые и считает надлежащими для женщин и мужчин.

Гомофобия — нетерпимость к гомосексуалам, негативное и презрительное отношение к однополым отношениям и тем, кто их практикует.

Пономарь — служитель в православной церкви.

Беседовала Таня Касьян. Иллюстрации Алины Борисовой

Источник: https://zza.delo.ua/change/o-chem-molchat-ljudi-zhivshie-v-monastyre-347460/

Спасенные из пещер в Таиланде дети постриглись в монахи. Зачем?

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Подростки проведут девять дней в различных монастырях

11 из 12 подростков, спасенных из затопленной пещеры на севере Таиланда, и их тренер проходят процесс посвящения в буддийские монахи.

Подростки проведут в монастыре девять дней. По истечении этого срока они станут послушниками, а их тренер — монахом.

Один из подростков — христианин.

Все мужчины-буддисты хотя бы один раз в жизни временно стригутся в монахи. Как это происходит и в чем разница между буддистским послушником и монахом, рассказал редактор Бирманской службы Би-би-си Со Вин Тхан, который сам был послушником в монастыре.

Как посвящают в буддистские монахи

Первое посвящение мальчиков происходит до 18 лет. Обычно они уезжают в монастырь летом во время школьных каникул. После пострижения они становятся послушниками. Это повышает уважение к ним в семье и в обществе. Они обязуются соблюдать религиозные постулаты: не употреблять алкоголь, не врать, не убивать.

Второе пострижение происходит в возрасте от 18 до 25 лет, когда молодой человек становится монахом.

Посвящение обязательно для всех молодых людей в этом возрасте. Семья должна следить, чтобы пострижение произошло вовремя.

Задача посвящения — очистить человека от прошлого негативного опыта.

Эту процедуру мужчина может повторить еще много раз. Разница только в том, что постулаты, которые монах соблюдает, с каждым пострижением ужесточаются.

После третьего и четвертого посвящения, к примеру, нельзя прикасаться к деньгам, ходить в кино и слушать музыку.

Необходимо также вести аскетичный образ жизни, не позволять себе хотя бы какую-то роскошь — большой и комфортный диван, например, будет под запретом.

Что дети делают в монастыре

Подростки приезжают в монастырь за день до пострижения и выступают с официальным обращением посвятить их в монахи.

На следующее утро им бреют головы и выдают специальную одежду. Это торжественная церемония, на которой могут присутствовать члены семьи и друзья.

Будущие послушники проводят в монастыре минимум неделю.

Они начинают каждый день в четыре часа утра с медитации и молитвы. В 5-5.30 утра они выходят в город или деревню, где располагается монастырь, и собирают пожертвования.

Послушники не вправе просить людей пожертвовать что-то определенное — нужно брать все, чем люди готовы поделиться.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Молодые люди не всегда рады первому пострижению в монахи

Чаще всего люди жертвуют еду, которую в монастыре едят на завтрак и обед в этот же день.

Иногда в монастырях готовят свою еду. Она очень простая — рис, каша, овощи. На завтрак монахи едят фрукты, чаще всего манго или бананы. На обед, как правило, рис.

Все монахи и послушники едят из одного блюда, и никто не может отказаться от той еды, которую им предлагают.

Обед проходит, как правило, в 10.40-11 утра. После полудня монахи и послушники не могут больше есть, разрешается только пить воду. До конца дня они читают молитвы и практикуют медитацию.

Зачем надо медитировать

Молодые люди не всегда рады первому пострижению в монахи.

Подросткам порой сложно отказаться от многих привычных вещей и сконцентрироваться на учебе и медитации.

Второе пострижение, как правило, более эффективно. Монахи учат послушников главным религиозным постулатам.

Однако наибольшие результаты чаще всего дает медитация. Она повышает концентрацию и укрепляет дисциплину учеников.

Монах, постоянно практикующий медитацию и осознанность, учится понимать, что происходит с его дыханием и телом.

Благодаря этому он становится менее эмоциональным и может просто наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В дальнейшем это помогает монахам переживать различные жизненные сложности.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-44926067

Тибетские монахи: может ли иностранец стать ламой

ПЕКИН, 22 сен — РИА Новости. Анастасия Егорова. Тибетский буддизм всегда вызывал интерес у западного мира, закрытость Тибета, его древние традиции и уклад жизни людей неизменно привлекают иностранцев, которые хотят больше узнать о культуре представителей этого народа. Сегодня тибетский буддизм – это важная составляющая китайского буддизма.

По всей стране насчитывается более трех тысяч тибетских монастырей и 130 тысяч тибетских монахов.

Профессор китайского научно-исследовательского института тибетологии Ван Сяобин рассказал РИА Новости, чем отличается жизнь современных тибетских монахов от жизни их предков в древности, что такое удостоверение живого Будды, и есть ли у иностранцев возможность уйти в тибетский монастырь.

Древность и современность

«В древности все было не так, как сейчас. До 1959 года тибетские монахи не могли поступать в монастырь по собственному желанию. Два мальчика из каждой семьи традиционно отправлялись в монастырь по настоянию родителей», — рассказал Ван Сяобин.

По его словам, детей принудительно отдавали в храм в возрасте 5-6 лет, в этот период ребёнок ещё не мог осознать, есть ли у него желание стать монахом. Поэтому отсутствие первоначальной мотивации лишало их деятельность истинной цели, добавил собеседник.

«Например, в семье нынешнего Далай-ламы XIV было семь детей.

Четыре брата, включая самого Далай-ламу, отправились учиться в тибетский монастырь, но по прошествии определённого времени только он один продолжил обучение, остальные его братья вернулись в мирскую жизнь, потому что не хотели становиться монахами по принуждению», — добавил Ван Сяобин.

«Сегодня в монастырь можно поступить с 18-19 лет и строго после окончания школы», — сказал профессор.

Монахам требуется примерно 25 лет, чтобы освоить все учения буддистской религии или сутры.

По словам профессора, в монастыре, помимо молитв, чтения буддистских канонов и изучения религии, монахи также обучаются иностранным языкам и различным наукам, например, правоведению или политологии, а для занятий приглашают профессоров из университетов.

«Со стороны может показаться, что все люди в храме — это монахи, однако там работают и простые люди без религиозного сана. Они носят такую же одежду, но не молятся, а просто помогают вести хозяйство», — добавил Ван Сяобин.

Он добавил, что есть два способа изучения тибетского буддизма — в храме и в специальном буддистской колледже. «В Лхасе есть специальный институт для лам. Занятия там проходят с 6 утра и до 8 часов вечера, студенты читают буддистские каноны и набираются мудрости у учителей», — сказал Ван Сяобин.

Что касается оснащения современными технологиями, по его словам, у учеников в монастырях есть смартфоны, планшеты, компьютеры и выход в интернет. «Некоторые учителя могут запрещать пользоваться смартфонами в течение дня, но вечером всегда есть время на звонки и общение», — добавил профессор.

В тибетском буддизме также существует своя иерархия — от простого монаха (или ламы), до живого воплощения Будды. Именно последний титул является самым почитаемым среди тибетских буддистов.

«На сегодняшний день в Китае живут 1700 человек, которые являются живым воплощением Будды», — сказал Ван Сяобин.

Чтобы отличить многочисленных самозванцев от настоящих воплощений Будды, последним выдают специальные удостоверения с именем и фотографией, которые так и называются «удостоверение живого Будды». Эти удостоверения чем-то напоминают водительские права.

По словам профессора, лишь в очень редких случаях монах может стать воплощением Будды, сдав специальный экзамен. Обычно живого Будду выбирают еще ребёнком, следуя определённым знамениям и религиозным традициям.

Наиболее известные и авторитетные живые воплощения Будды — это Далай-лама и Панчен-лама. Когда умирает очередной наследник этого титула, буддисты начинают молиться о новой реинкарнации.

«После смерти живого Будды монахи смотрят на священные знаки на воде, указывающие, в каком направлении искать нового живого Будду», — рассказал профессор.

Он пояснил, что перед маленьким ребенком обычно кладут специальные предметы или вещи предыдущего ламы, и, если он их узнает или ведёт себя определённым образом, то становится кандидатом на наследование титула.

За процедурой выбора Далай-ламы и Панчен-ламы тщательно следит центральное правительство, без одобрения которого кандидат не сможет принять титул. Традиция официального утверждения наследника центральными органами власти Китая уходит корнями еще во времена династии Цин, когда правительство утвердило статус Далай-ламы и Панчен-ламы в тибетском буддизме, присвоив им специальные золотые сертификаты.

Специальное разрешение для иностранцев

Профессор также подчеркнул, что иностранцу очень трудно уйти в тибетский монастырь и стать монахом из-за существующих запретов.

По его словам, в некоторых книгах описаны редкие случаи, когда иностранцам удавалось проникнуть в тибетские монастыри под видом бедняков, однако реально подтверждённых фактов и прецедентов пока не было.

Тибет был включен в состав Поднебесной в XIII веке, однако в его истории были длительные периоды независимости.

Вскоре после образования КНР в 1949 году Пекин и Лхаса подписали «Соглашение о мирном освобождении Тибета», в соответствии с которым регион вошел в состав Китая на правах автономного района.

В 1959 году в Тибете произошло восстание, которое было подавлено. Правительство Тибета было распущено, а Далай-лама XIV (Тензин Гьятсо) бежал в Индию, где возглавил «тибетское правительство в изгнании».

В марте 2008 года в Тибете вновь вспыхнули беспорядки, в организации которых власти КНР обвинили Далай-ламу. Они начались в Лхасе, а позже распространились на другие районы компактного проживания тибетцев в Китае.

В 2011 году накануне третьей годовщины антиправительственных волнений китайские власти закрыли Тибетский автономный регион для посещения иностранных туристов. Теперь для такого посещения, помимо китайской визы, необходимо получение дополнительно специального разрешения.

Источник: https://ria.ru/20170922/1505317107.html

Жизнь в монастыре Таиланда Zen Yogi в 13.11.2017

ООН при поддержки правительства Таиланда организовало празднования Дня Рождения Будды (VESAK) и конференцию представителей буддийских организаций со всего мира в Бангкоке. Мне с другом посчастливилось быть делегатами от Армении. Эта конференция — отдельная история.
Здесь расскажу о том, как после конференции мы поехали из Бангкока далеко на юг Таиланда в город Патталунг, гостить, медитировать и познавать буддийское учениепознавать жизнь в монастыре.

Восход в джунглях. Вид из окна монастыря.

Приглашавший нас тайский монах, Пра Чатри, был одним из организаторов конференции и куратором делегатов из СНГ. Нас собралась внушительная группа из России, Украины, Беларуси и Армении.
Патталунг — это небольшой провинциальный тайский город, где редко видят туристов, а сам монастырь был в одной из деревень близ города.

Буддийская конференция. Бангкок

Комфортная жизнь в монастыре Таиланда

Надо сказать, что все монастыри в Таиланде очень ухожены и богаты. И даже этот небольшой, наверно, монахов на 20-30 монастырь был аккуратно благоустроен.

Всей группе выделили большой зал на втором этаже дома для гостей, дали бамбуковые циновки и подушки. Этот зал очевидно был долго заброшен, пыльный и грязный, хотя там и стояла старая статуя Будды. Мы с другом сразу же принялись чистить эту большую территорию. Дело было не легким, почти 500 кв. метров пыли и грязи от птичек залетающих в открытые окна.

И тут началось самое интересное: во первых, к нам присоединились еще пара ребят из группы, а потом местные ребятишки начали шустро подносить воду, тряпки, мыло, швабры, стали сами помогать нам.

Хотя никто из них не понимал ни слова на английском, работа шла весело и дружно. На следующий день местные жители принесли нам вентиляторы, диван и телевизор. Вот такое тайское гостеприимство.

Возможно, люди увидели, что мы не грязнули, какие нибудь, и решили помочь или даже отблагодарить за наведение чистоты.

На следующее утро нам предстояло участвовать в пиндапад — это сбор подношений, который совершают тайские монахи каждое утро. Монахи, группой по два-три человека подходят к дому, где их, обычно, уже ждет вся семья. Подают, в основном, еду, иногда разные полезные бытовые предметы, все чем хотят поделиться миряне. Монахам нельзя иметь деньги и другие предметы роскоши, поэтому непосредственно монахам можно подавать только определенный список предметов и еду.

Тайский монах

Сам процесс пиндапада с нашим участием был очень забавным. Мы шли за монахом, он брал еду у мирян и передавал нам, а мы складывали в пакеты. Еды набиралось очень много. Жители Таиланда очень щедрые и на самом деле уважают и поддерживают монахов, получая взамен знания, мудрость и духовность.

Монахи в Таиланде едят только до полудня, потом можно пить только воду, иногда соки. На нас это правило не распространялось, но все же мы тоже старались придерживаться монастырских обычаев. Сначала монахи проводили утренний ритуал с мантрами и чтением священных текстов на языке пали, затем обедали. Гости могут есть после монахов, потом едят дети, потом кормят животных.

Еда была просто потрясающей, вкусной но для западного человека слишком острой.

Уборка территории

Каждое утро начиналось с подметания территории монастыря. В уборке участвовали все монахи и мы — гости монастыря. Нужно было видеть наше общение с тайцами на языке жестов и улыбок. Мы часто смеялись, и даже , как-то могли рассказывать друг другу анекдоты.

Учитель

На саму медитацию с учителем, в этот первый приезд, мы потратили немного времени, наверно, час или два в день. Зато, было много поездок по местным достопримечательностям и в другие монастыри. Запомнилась поездка в гости к настоятелю дзенского монастыря — очень доброму и мудрому старичку.

Новый монах и мы — его братья в дхарме

Еще нам повезло присутствовать на церемонии “пострижения” в монахи после которой, меня и моего друга из Армении пригласили в буддийскую сангху. Другими словами мы получили прибежище, по сути стали буддистами по-настоящему.

Церемонию проводил сам настоятель нашего монастыря. Читали защитные мантры, особые священные тексты. Мы повторили три раза на пали: «принимаю прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе».

С этого момента мы стали продолжателями линии передачи буддийского учения, которую можно проследить до самого Будды.

Ритуал принятия прибежища

Источник: http://meditationtour.ru/2017/11/13/buddhist_monastery/

Как живут трудники в Псково-Печерском монастыре

«Ох, и строгий отец Гавриил был! Бежишь, бывало, по двору — раз, и остановит тебя. Куда, мать? — Да вот, посмотреть, сколько коровам картошки варить. — Ладно, иди. А если кто замямлил в ответ — пиши пропало. Любил, чтоб человек был при деле».

Айтишник Саша из Москвы, Никита, питерский бизнесмен и я перебираем картошку возле монастырской кухни и слушаем рассказ бабы Лиды, чистящей тут же морковь для супа. Наше дело до обеда — тут. Ящик картошки готов — и мы, монастырские трудники, идем в пещеру за следующим, таким тяжелым. В Псково-Печерском есть и такие пещеры — в них, как в холодильнике, хранятся овощи.

Печоры, при всей своей праздничной красоте, знакомой миру по длинной «псковской звоннице», по череде синих звездных главок, шумной брусчатой площади под ними — монастырь пещерный и постоянно напоминающий нам об этом.

Успенский собор, тот, что с главками, был устроен в скале, потом обстроен и расширен, но из его внутренних помещений ощутимо тянет скальным холодком. Рядом со входом в собор — дверь в «Богом зданные (созданные. — Авт.

) пещеры», по темным коридорам которых ты идешь со свечой — мимо ковчегов с мощами святых, читая на плитах-керамидах в стенах имена старцев, о которых ты знаешь по книгам — а за плитами лежат и они сами.

Тут же, за дверью-иконой, монастырское кладбище. Стоящие друг на друге гробы с телами монахов, принесенные что неделю, что пятьдесят лет назад, истлевают тут безо всякого запаха — а вот овощи в той самой пещере-холодильнике неподалеку, говорят, хранятся как в обычном холодильнике и портятся от слишком долгого хранения.

За неделю в Печорах я побывал и в тех, и в других пещерах.

В просфорню со шпателем

Игумения Ангелина: Где начинается вера, не обесцениваются наука и культура

Девятиклассник московской спецшколы Артем первый день в монастырском коровнике дышал только ртом, боясь подойти к корове ближе чем на метр. Сейчас он вместе с братом убирает за животными свежий навоз, складывает его вилами в тележку, моет вымя перед дойкой «Смирялся, молился, боролся с собой, — говорит парень, отпросившийся у отца-священника в монастырь на все лето. — А теперь мы с бычком Боней лучшие друзья».

Без трудников монастырю трудно — тут всегда ждут лета, с которым приходит помощь в ведении сложного, многообразного монастырского хозяйства.

Александр, рыжебородый дальнобойщик из Марий Эл, приехал в Печоры еще в мае и вспоминает, как его бросали в течение дня с поля на кухню, посуду мыть, потрошить рыбу, таскать дрова к плите (еда в братском корпусе готовится на дровах) — везде нужны были руки.

В июне с людьми полегче, и, оставив Никиту на картошке, мы с Олегом, инженером из Нарвы, грузим в фургон баки с гороховым супом и гречкой и везем их в избу-столовую для неимущих, где они уже ждут нас с рюкзаками и бидончиками.

После обеда солим огурцы. Помыли их, отец Сергий принес травы на рассол, листья хрена, чеснок, черную смородину, заложили все в бочки. Вечером того же дня, сменив серый кухонный халат на белый, я расставлял тарелки с такими огурцами на белых скатертях в братской трапезной между мисками с гречкой и кувшинами с компотом.

За 500 лет монастырь не раз бомбили и пытались закрыть, но так и не закрыли и не разбомбили

Трудник — это работник, который приходит в монастырь только ради того, чтоб потрудиться на него, побыть в его стенах, внести свой вклад в укрепление этого места молитвы.

Ему не нужны деньги, ведь тут в храмах те самые иконы, у бумажных изображений которых он молится дома за тысячи километров от монастыря, тут принимают людей старцы, которые разрешают неразрешимые ситуации.

Поработать «во славу Божию» сюда едут инженеры, сисадмины, бизнесмены, айтишники и строители — а некоторые, как и я, оказываются в Псково-Печерском, чтобы отключиться от всех проблем, закрыться древними стенами от своих переживаний, поработать без рассуждений, «за послушание», там, где скажут, и попробовать, наконец, пожить по уставу. Монастырскому.

— Когда ты сам себе хозяин, ты расслабляешься, относишься к себе со снисхождением, — говорил мне Матвей, студент мехмата МГУ, только что с напарником перемывший огромные чаны из-под гречки на жаркой кухне. — А тут все по распорядку: подъем, служба, трапеза, работа, мне без разницы где. Весь день работаешь руками, в голове ничего, кроме молитвы — не то что дома.

В центре Москвы нашли ограду снесенного Златоустовского монастыря

Всю неделю я надеялся посмотреть, как в Печорах пекут просфоры, особый хлеб, идущий в алтарь для совершения таинства. Наконец, попал в просфорню — а там получил в руки шпатель с «Доместосом» и пошел отскребать ржавчину от кафельного пола в душевой. Молилось тут от души.

Трогая святость

Дорогу к монастырю ранним утром не сравнить ни с чем. Идешь по полю, слушаешь птиц, дышишь утренним воздухом, смотришь на синее небо, на появляющиеся из-за косогора синие главки и башни, слушаешь колокола, собирающие трудников и монахов, на братский молебен.

На него они идут уже больше пятисот лет. Монастырь осаждали и захватывали, переносили из государства в государство, бомбили и пытались закрыть — но так и не закрыли и не разбомбили: с момента основания монастыря тут ни на день не переставали служить и молиться. Столетия сделали из Псково-Печерской обители настоящий музей русской истории.

Поворачиваешь от ворот налево, проходишь в часовню под Никольским храмом — тут иконы Богородицы, написанные под руководством отца Алипия, фронтовика, иконописца, настоятеля монастыря в 50-70-е годы, восстановившего его, спасшего от закрытия и превращения в дом отдыха советских граждан.

Булыжная мостовая, по которой мы спускаемся к центральной площади — это Кровавая дорожка, по ней Иван Грозный нес в Успенский храм тело только что зарубленного им игумена Корнилия, оставляя за собой кровавый след. Возле дорожки стоит дорожная карета императрицы Анны Иоанновны — снегопад в октябре 1732-го заставил ее возвращаться домой в санях, оставив коляску монастырю.

По высоким ступеням взбираешься на соборную площадь, к Успенскому — и вспоминаешь снимки 42-43-го годов, где на этих самых ступеньках рядом с монахами стоят немецкие офицеры: настоятель игумен Павел Горшков терпел оккупационные порядки ради сохранения монастыря.

После братского молебна, короткой и строгой службы у большой иконы Успения, поблескивающей окладом в полутьме храма, можно еще раз удивиться иконостасу XVIII века от императрицы Елизаветы Петровны, сплошь резному и позолоченному.

Постоять над ракой с мощами преподобномученика Корнилия.

Подумать о жизни у иконы Богородицы — посмотреть на лик, ища в нем сочувствия к себе, попросить за семью, с надеждой поглядывая на гирлянды висящих на иконе серебряных колец и крестов от утешенных богомольцев — может, и меня тут утешат?

Или вот тут? В маленькой келье старца Симеона, недавно прославленного, святость совсем близко, ее можно даже потрогать — например, вот этот буфет отец Симеон, до монастыря столяр-краснодеревщик, делал своими руками. На этой дорожке, сотканной ему старушками-богомолками — а кто ж еще трудничал в Печорах в 50-х? — он стоял на коленях перед иконой Спасителя.

Постою-ка тут и я.

Трапеза

Монахи в Псково-Печерском монастыре питаются 3 раза в день. Мяса в монастырях не едят в принципе. Идущий сейчас Петров пост, заканчивающийся 11 июля, накануне дня памяти апостолов Петра и Павла, нестрог: рыба разрешается по воскресеньям и еще несколько дней в посту, судя по братскому меню.

У трудников стол попроще, но тоже три раза в день, — обильный, без ограничений. Из сладостей полагаются конфеты и варенье. Если ты не успевал на трудническую трапезу, то мог утолить голод в «Кафе паломника» под самыми стенами монастыря. Еда тут вкусная и недорогая. Стакан кваса стоит 20 рублей.

Кстати

Говорят трудники Псково-Печерского монастыря

Олег, системный администратор, Иркутск

— Мужчина всегда решает ту или иную задачу, в нашей голове постоянно идет какой-то творческий процесс. Вера катализирует, очищает ум, и тот принимает правильное решение. После монастыря вообще не понимаешь, как в городской суете жить и работать.

Виктор, преподаватель, Донецк

— Жизнь только с виду цепь случайностей. Когда ты слишком близко стоишь у картины, то видишь только отдельные мазки, но никак не красоту целого, а я ищу в церкви такую точку обзора, с которой она будет видна во всей красоте.

Александр, строитель, Йошкар-Ола

— В больницу можешь прийти просто капельницу поставить, а можно и полечиться. А в монастыре — либо поблагодарить Бога, что у тебя все хорошо, либо мозги вправить. Вот я тут со вторым. У меня все хорошо, но такое впечатление, что я с 8 до 23 каждый день стою, не двигаюсь с места. Так не спастись.

Георгий, предприниматель, Москва

— Вера часто приходит к человеку через трудности. Когда ты осознаешь, что не можешь уже без помощи Божией, тогда тебя уже не просто тянет в храм, а становится просто больше некуда идти. Главное, чтоб ты это понял, а не поймешь, так и дальше будешь крутиться в жизни, как белка в колесе.

Подвижник

Когда в монастырь в начале 60-х приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий открыто отказался подчиниться власти.

Болельщик из Франции нашел в Донском монастыре могилу прадеда

Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, а отец Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин, купленный по его просьбе несколькими днями раньше — когда он узнал о цели предстоящего визита. Как только камин разогрелся, отец Алипий порвал указ, бросил в него обрывки и сказал:

— Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня есть шестьдесят монахов, из них две трети — участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но имейте в виду: рядом Европа — узнает мировая общественность.

Неизвестно, отступило бы партийное начальство, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела в монастырских пещерах, и, очевидно, сделала монастырю рекламу — после нее сюда зачастили иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Старец

В монастыре у каждого богомольца есть возможность попросить совета у старца, схиархимандрит Никон каждый день принимает богомольцев в Сретенском храме. Дойти от келейного корпуса до храма и обратно ему всегда помогают трудники.

Источник: https://rg.ru/2018/07/04/reg-szfo/kak-zhivut-trudniki-v-pskovo-pecherskom-monastyre.html

Что едят монахи в монастырях

Бывает, накатит на человека тоска, думает: «Уйти бы в монастырь, подальше от суеты, молись себе Богу и в ус не дуй». Потом уже всплывает в памяти, что монастырь — не курорт, там нужно работать. Да и условия — далеко не гостиничные.

Жизнь монаха полна лишений. Тут уже не будет не то что вкусной, но порой и сытной еды, а только самое важное, как у Сократа: «Ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть», так что никаких деликатесов. Что же едят монахи в монастырях?

Несмотря на красивое название, трапеза в монастыре не отличается ни изобилием блюд, ни их объёмом. Здесь всё скромно, сколько нужно. Обычно монахи собираются на 10–15 минут в установленное время в помещении, которое называется трапезная.

За едой не принято общаться. Все слушают чтеца, который читает Священное Писание. Даже время приёма пищи отводится тому, чтобы приблизиться к Богу. Во главе стола сидят старшие по сану.

Помещение для приёма пищи в монастыре называется трапезная

Количество блюд и их состав меняются в зависимости от региона. Это преимущественно растительная пища (бобы, овощи, фрукты, ягоды), обязательно хлеб. В качестве напитков есть сок, чай или кофе. Вино в монастырях бывает, но его часто разрешают пить в ограниченных количествах и только разбавленное горячей водой до шести градусов.

Чего точно не найти на столах монахов — мясо, сладости, разные виды излишеств. Предпочтение отдают:

Особенно ограничение в пище чувствуется в дни поста, когда монахам строго запрещено употреблять рыбу, молоко, яйца.

Монахи уверены, что подобного рода ограничения благотворно сказываются на духовном развитии, ибо они сосредоточены не на теле, а на духе.

Смотрите также статью Как стать монахом

Монахи Афона голодают и от этого живут до глубокой старости

То, как питаются в монастыре, можно проиллюстрировать примером монахов со святой горы Афон. Люди здешней обители доживают до глубокой старости, хотя регулярно постятся.

Едят два раза в день, с восходом и закатом. Обед не предусмотрен.

  • Завтрак в 8:00;
  • Ужин в 18:00;
  • Зимой время смещается на час.

Никаких перекусов. Большую часть продуктов монахи сами выращивают на грядках, блюда выбирают самые простые, чтобы не тратить много времени на приготовление.

Из пищи исключены:

  • Растительное, сливочное, растительное масло;
  • Жиры;
  • Мясо;
  • Маргарин;
  • Сливки;
  • Специи.

Основной упор на:

  • Фрукты;
  • Грибы;
  • Травы;
  • Ягоды;
  • Бобовые;
  • Овощи.

Их можно употреблять в неограниченном количестве.

Кухня Афонского монастыря

  • Вместо мяса — сыр, яйца, морепродукты;
  • Побаловать себя можно пирогами и халвой;
  • Из напитков: чай, кофе, вино.

Особое место отведено хлебу. Он даёт энергию и насыщение.

Такая диета избавляет от жира и холестерина, лишает проблем с сахаром, благоприятно сказывается на давлении.

Монахи при этом отмечают, что дело не столько в продуктах, сколько в ограничениях и голодании, которые благоприятно сказываются на здоровье.

Продукты в монастыри могут привезти верующие, но чаще монахи сами занимаются хозяйством

Продукты в русские православные монастыри попадают разными путями. Например, в некоторые обители еду охотно поставляют местные жители. Кто что может. Несут с огородов, теплиц, или то, что приобрели сами.

Монахи эти дары принимают, но не всегда. Есть ограничения. И их требуется соблюдать. Не нужны в монастыре ни коньяк, ни конфеты. Это пытаются вежливо вернуть верующим.

Далеко не каждую еду монахи могут принять у верующих.

В пост ещё сложнее — ведь монахи должны следовать ещё более жёстким запретам в пище.

Но, конечно, на одни пожертвования жить невозможно. При монастырях, как правило, есть что-то своё. Рассказывает отец Михей, иеромонах Свято-Данилова монастыря:

«До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди — и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна — в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека.

Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды».

Суздальские монахи трудятся в монастырском огороде

Само собой, крупные монастыри могут себе позволить жить на доходы от паломников. Здесь делают и продают:

  • Книги;
  • Образки;
  • Крестики;
  • Иконы.

А также монахи проводят платные требы.

Отдалённым обителям сложнее. Приходится усердно работать в огороде или саду, содержать коров, делать закатки на зиму. Это не считая того, что значительные расходы идут на ремонт, одежду и т.д.

Для укрепления воли и из любви к Божьим творениям монахи не едят мясо

Почему монахи не едят мясо? И на то есть немало причин. Самая главная из них — это сострадание. Эта идея существует не только в русском православии, но и широко распространена во всём мире. Старые восточные традиции до сих пор требуют от своих приверженцев строгого отказа от мяса. Живи, никому не вредя, — такова их главная заповедь.

Но вернёмся к православию. Есть ряд поместных церквей, например греческая, где мясо едят. Но на Руси это неприемлемо.

Что же даёт монахам отказ от него?

  • Укрепление воли. Постоянный пост — это закаливание воли, возможность держать её в узде. Монашество — не статичное состояние, а постоянное укрепление личных качеств во славу Господа. Так что такие ограничения просто необходимы.
  • Проявление любви к Божьим творениям. Жизнь — это самое ценное, что есть в мире, это венец творения Божьего. И нужно дорасти до осознания того, что жизнь везде одинаковая — и в человеке, и в курице, и в зайце. Сострадание к ней — есть поступок из доброты и чистого разума. Монах не ставит вкусовое удовольствие выше чьей-либо жизни. Он любит всякую тварь Божию, ибо в ней видит отражение Божественного замысла.

В Библии сказано:

«Блажен, иже скоты милует»

То есть православный человек должен с любовью и милостью относиться к животному. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, стоит вспомнить отца Иеронима Санаксарского. Ещё до принятия монашества, будучи священником, он служил в Мордовии, где ночевал в отдельной комнате.

Местные церковные сторожа заметили, что там по ночам всё время горит свет. Форточка часто открывается, а в ней возникает рука. И так всю ночь, несколько дней подряд.

Схиигумен Иероним (Верендякин) не мог не только есть мясо, но даже убийство клопа считал дурным поступком

В одно утро будущего старца спросили: «Батюшка, Вы кому машете из форточки ночью?», а тот ответил, что у него в комнате полно клопов. Когда они сильно надоедали, отец Иероним выпускал их на улицу.

Истинно духовный человек милостив ко всему живому.

Местные предложили поморить насекомых, но будущий старец не позволил. Сказал, что ему на пользу: ночью не дают заснуть, как раз можно помолиться перед службой.

Это пример мировоззрения истинно духовного человека.

Кто-то, быть может, возразит — мол, пусть так, но с едой есть выход — не убивать животных самому, а покупать готовое мясо. Допустим. Но разве заказчик убийства у киллера не столь же ответственен за убийство, как и его исполнитель? Тут то же самое. Вот поэтому монахи и не едят мясо.

Монахи — не вегетарианцы

Можно было бы назвать монахов вегетарианцами, но это не совсем верное определение. Вегетарианство — это название подхода к питанию. Монашество — это подход к жизни.

Монах не ищет научного одобрения своего образа питания. Например, всегда найдутся желающие поспорить с вегетарианцем, дескать, человек хищник, а без мяса невозможно прожить. Опыт старцев, святых, монахов (из любых традиций, не только нашей), доказывает, что жизнь без употребления плоти возможна.

Но им нет нужды вступать в дискуссии о питании. Это не вопрос выбора, не вопрос принадлежности к хищникам и травоядным. Монах может даже поверить в то, что он по природе якобы хищник, либо прочесть о научных исследованиях, доказавших обратное. Это никак не повлияет на его образ питания.

Монах не пытается компенсировать недостающие питательные элементы. Многие известные спортсмены, которые живут на растительном питании (например, Майк Тайсон), умудряются ещё и стать рекордсменами, но они — другой разговор.

Их заботят вопросы сбалансированного питания и замены аминокислот. Монахи же не занимаются гастрономическими расчётами количества белка и не озабочены вопросом здоровой пищи. Им нет до этого никакого дела. Они просто отказались есть животных, вот и всё.

Монахини делают закатки (Спасо-ПреображенскийЧебоксарский женский монастырь)

Монахи едят рыбу, кроме дней поста и тех случаев, когда сами себе её запретили

В свете вышесказанного справедливо снова спросить: так едят ли монахи рыбу? Преимущественно да. Хотя история христианства знала и случаи, когда не ели. Например, о таких монастырях сообщал святой Епифаний. Но сейчас в русской православной Церкви запрет на неё, а также яйца и молоко действует только в Великий пост и другие дни воздержания.

В своё время, на Руси, когда формировали уставы монастырей, акцент сделали на запрете употребления мяса. Рыбу же выбрали в качестве замены ему. Так с той поры и продолжается.

Некоторые монахи добровольно отказались от рыбы, хотя устав этого не требует.

Но некоторые выдающиеся деятели христианства отказываются и от рыбы. Например, Серафим Саровский предпочитал употреблять толокно и рубленую капусту, а всё животное исключил.

Источник: https://hranitel.club/1038-chto-edyat-monahi-v-monastyryah

Воплощение сансары

Монастырь Трангу Таши Янгцзе более известен как Намо-Будда — по названию ступы, популярного места паломничества, одной из главных святынь непальской долины Катманду.

В ней, по преданию, хранятся останки одного из предыдущих воплощений Будды — принца, который пожертвовал свое тело умирающей от голода тигрице. Монастырь очень молод, главный храм Будды Амитабхи открыт всего девять лет назад.

Вместе с юными послушниками я провел в монастыре несколько дней, похожих один на другой, с одинаковым строгим распорядком.

05.00

Солнце вовсю светит в широкие открытые окна. На полке большого шкафа, единственного предмета мебели в комнате, раздается звучное пиликанье: электронные часы возвещают монахам, что пора вставать. Десяток мальчишек разом подскакивают и, зевая и потягиваясь, сворачивают свои тонкие матрасы и одеяла. Я тоже присоединяюсь к маленьким монахам.

Мой сосед, 16-летний Дорджи, спешит убрать постельные принадлежности в личный ящик-ячейку. Кроме них там еще помещается два комплекта монашеских одеяний — безрукавки и робы шафранового и бордового цветов. Вот и все имущество.

Есть еще мобильный телефон, но пользоваться им разрешено только по выходным. Дорджи регулярно созванивается с родными, оставшимися в отдаленной деревне в районе Горкха.

Несмотря на то что большинство жителей Горкхи исповедуют индуизм, семья мальчика — буддисты в третьем поколении. 

Буддийские монастыри не имеют ограничений по возрасту — даже глубокий старец может перешагнуть их порог и надеть знаковую бордовую робу. Детей же обычно забирают начиная с 5–6 лет, но оптимальным считается возраст 10–12 лет, когда мальчики уже более серьезно относятся к святым писаниям. 

В своей большой семье Дорджи не первый монах: старший и младший братья тоже избрали эту нелегкую стезю — один несет службу в Катманду, а другой — в Индии, в Дармсале, рядом с самой главной фигурой тибетского буддизма, Далай-ламой XIV.

«Моя деревня слишком далеко, чтобы я мог поехать туда на выходные, — говорит Дорджи. — Прошло четыре года с начала обучения, прежде чем я смог получить достаточно длинный отпуск и отправиться повидать родителей, братьев и сестер.

Сейчас я стараюсь навещать их хотя бы раз в год».

Утренние процедуры тем временем продолжаются. Учителя каждый день вбивают в ребят прописную истину, что чистота — залог здоровья. Теперь для них даже малозаметное пятно на одежде — повод для совсем не буддийского беспокойства. 

05.30

Источник: http://discovery-russia.ru/asia/nepal/voploshhenie-sansari.html

Распорядок дня буддийского монаха — как живут обитатели храмов

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, как живут загадочные обитатели восточных храмов и узнаем, каков распорядок дня буддийского монаха в монастырях разных стран Азии.

:
Жизнь монахов
Режим дня в одном из буддийских монастырей Кореи
Как живут в Монастырях Тайланда
Жизнь в тибетском храме
Распорядок дня в Шаолиньском монастыре
Заключение

Жизнь монахов

Монахи — это отшельники, которые отказались от мирских благ и ценностей для того, чтобы изучать Дхарму и стать просветленными. Они ведут аскетичный образ жизни. Монахи всегда одеты в одежды оранжевого или шафранового цвета, а волосы их полностью сбриты.

Буддийские отшельники живут согласно очень строгому режиму дня. В связи с тем, что в буддизме есть несколько направлений и множество школ внутри них, расписание и деятельность в разных обителях существенно отличаются друг от друга.

Каждое из направлений буддизма имеет свои особенности, связанные как с внутренним, так и с внешним проявлением религиозности. Например, расписание в течение дня, дела и занятия будут отличными в зависимости от направления и школы буддизма.

Каких — то конфликтов, связанных с этим, не бывает, т.к. буддизм — мирная религия. Главное — это соблюдение правил в монастыре, в котором живешь, и следование монастырским заветам данного храма.

А теперь, чтобы лучше разобраться в данной теме, давайте обратим свой взор на Восток и посмотрим, как живут монахи — отшельники в монастырях, которые относятся к различным буддийским школам. И начнем мы с буддизма в Южной Кореи.

Режим дня в одном из буддийских монастырей Кореи

Подъем в храме происходит очень рано, в 3-4 утра. Первым встает один монах, который начинает стучать в колокол. Он проходит по всей территории монастыря и читает сутры — такой ритуал символизирует пробуждение. Остальные монахи, услышав этот звук, встают и начинают подготовку к утренней церемонии песнопения.

После нее каждый занимается своим делом: одни — идут учиться, другие — готовить еду. Завтрак начинается в 6 утра и состоит он обычно из каши и овощей. После завтрака все продолжают свои занятия: например, большинство послушников в это время медитируют.

Затем наступает время обеда. Традиционный обед буддистов — это рис и овощи, т.к. большая часть монахов не ест мясо и рыбу. Монахи приходят со своей индивидуальной посудой и получают порции еды. В монастыре нет столов и стульев, поэтому во время приема пищи все размещаются, как и где им хочется, например, сидят на ступеньках.

До и после обеда проходят песнопения. После дневной трапезы все опять продолжают учебу, занятия и медитации. Послушникам также полагается работать и помогать на кухне.

После 17 часов все собираются для вечернего песнопения перед ужином, а после ужина наступает время для вечерней медитации. В некоторых храмах монахи не ужинают, а пьют только имбирный чай.

С наступлением темноты все ложатся спать. Вообще, монахи живут согласно ритмам природы: встают с первыми лучами солнца и ложатся спать, когда темнеет.

Как живут в монастырях Таиланда

А теперь мы с вами познакомимся с жизнью монастырских обителей в Таиланде. В тайских храмах подъем происходит рано: около 4 часов утра, а примерно в 5 утра монахи уже выходят для сбора подаяния от мирских жителей.

Эта церемония происходит ежедневно, и миряне считают, что таким образом они улучшают свою карму, а также получают благословение от монахов.

Монахи выходят босиком и со специальной посудой для сбора еды. Жители должны приготовить свежую пищу специально для подаяния, и чаще всего — это горячее, рис с овощами и фрукты. Отдавая подаяние, мирские жители тоже должны снять с себя обувь. После сбора монахи возвращаются в монастырь и приступают к трапезе. Затем наступает время для медитации или обучения.

В 12 часов все делают перерыв на обед. В храмах Таиланда едят два раза в день и только вегетарианскую пищу. После полудня еда запрещена: можно пить лишь воду, чай, молоко или сок. После вечерней медитиции около 21 часа монахи ложатся спать.

Жизнь в тибетском монастыре

А сейчас мы «перенесемся» в загадочный Тибет и узнаем, как происходит жизнь там.
Утро тибетских буддийских монахов начинается в 5 часов. Сразу после гигиенических процедур монахи приступают к медитации и после этого они идут завтракать. Обычный завтрак в тибетском храме состоит из овощей, риса или чечевицы.

В связи с тем, что высоко в горах овощи не произрастают, некоторые монахи употребляют в пищу мясо яков, молоко и иногда яйца. В основном же, как мы уже выяснили, большая часть буддистов придерживается вегетарианской диеты.

После завтрака монахи разных возрастов идут учиться: маленькие послушники — читают, а взрослые — изучают древние книги. После времени, отведенного на учебу, положены также часы для совершения различных гимнастических упражнений для тела. Такие ежедневные процедуры помогают держать в тонусе не только ум, но и весь организм в целом.

После гимнастики монахи собираются для обеда. Закончив дневную трапезу, все приступают к выполнению различной работы на территории монастыря.

Далее выделяется время для чтения книг или учебы. Ближе к вечеру, перед ужином, положена медитация, после чего уже можно приступать к еде. Потом наступает время для вечерней медитации, которая обязательна перед сном, и после нее монахи начинают готовиться ко сну.

Ламы тибетских храмов ежедневно проводят разнообразные ритуалы и обряды: создание и уничтожение мандалы, обходы вокруг святынь, вращение молитвенных барабанов, очищение пространства от злых духов, и это тоже важная часть монастырской жизни.

Ежедневный распорядок в Шаолиньском монастыре

Последний пункт нашего сегодняшнего путешествия по буддийским храмам состоится в монастыре Шаолинь.

Шаолиньский монастырь — это один из самых известных буддийских храмов во всем мире. Он находится в Китае на горе Суншань. А известен он тем, что монахи и послушники, живущие там, много времени посвящают изучению и тренировкам боевых искусств, поэтому очень часто жителей этого монастыря называют монахами — воинами.

Поскольку этот храм вызывает немалый интерес со стороны западных людей, давайте ознакомимся с обычаями, которые царят там.

Монахи и послушники встают рано, в 5 утра. После пробуждения они собираются, поют сутры и медитируют. В 6 часов наступает время завтрака, и пока идет завтрак, разговаривать не положено. После трапезы и монахи, и послушники идут тренироваться до наступления обеденного времени.

В 14 часов дня все делают перерыв на обед. После обеда послушники выполняют какую-либо работу в монастыре, после чего могут заняться изучением книг и уроков. Так проходит время до ужина.

Перед ужином все снова собираются вместе для вечерних песнопений, и только после этого приступают к еде. Пища в Шаолине исключительно вегетарианская. После ужина отводится личное время для тренировки или обучения. Закончив дела и процедуры, монахи начинают готовится ко сну, и в 21 час все уже ложатся спать.

Заключение

Дорогие друзья, наш рассказ подходит к концу: сегодня мы с вами побывали в восточных монастырях Тибета, Кореи, Таиланда и Китая, где живут монахи — буддисты. Мы узнали, каков их режим дня и познакомились с некоторыми особенностями их жизни.

Мы надеемся, что наш рассказ был полезен и увлекателен для вас. Возможно, в будущем, вы и сами захотите побывать в одном из таких храмов в качестве туриста или даже послушника. Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее в социальных сетях, и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать интересные статьи про буддизм и восточную культуру себе на почту.

Источник: http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/rasporyadok-dnya-monakha

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет земле по библии
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Когда у ребенка появляется душа

Закрыть