А ларчик просто открывался из какой басни

Истина, подсвеченная малым огнем

а ларчик просто открывался из какой басни

В наше время творчество И. А. Крылова, а именно его басни, прочно ассоциируется со школьными годами. Все мы помним, как учили наизусть его известные басни «Ворона и Лисица» и «Стрекоза и Муравей».

Для многих людей Крылов так и остался где-то в прошлом, в детстве, и нам порой бывает трудно воспринимать его творчество серьезно.

Но лишь открыв томик Крылова, будучи уже взрослыми, мы по-настоящему начинаем задумываться над смысловым содержанием текстов, над их художественным своеобразием, замечать искрометный юмор, а также невероятную актуальность этих текстов.

Жизненный путь баснописца

Кем же, собственно, был сам Иван Андреевич Крылов? Несмотря на скудное образование, полученное в юности, он самостоятельно сумел добиться высоких результатов, став не просто известным писателем, журналистом, а настоящим классиком.

Он рано узнал материальные лишения, еще подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. По приезде в Санкт-Петербург поступил в казенную палату. Все это дало молодому Крылову возможность заниматься литературным трудом.

В столице он пишет драматические произведения, постепенно приобретая известность в петербургских литературных кругах.

В 1805 году Крылов перевел две басни Лафонтена, и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно мощно.

Первый сборник его басен вышел в 1809 году и имел большой успех. С этого времени Крылов написал около 200 произведений этого жанра. В течение 29 лет Иван Андреевич также работал помощником библиотекаря императорской Публичной библиотеки.

Скончался он в возрасте 75 лет и был похоронен в Петербурге.

У Крылова не было образования, но была безграничная жажда знаний и исключительные способности. Он самостоятельно овладел языками, математикой, скрипкой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Как говорил о И. А. Крылове его близкий друг, литературный критик и поэт П. А. Плетнев, «Крылову удалось проникнуть духом своим, вселиться в помышление миллионов людей, составляющих Россию, и остаться навек присутственным в их уме и памяти».

Действительно, его басни являют собой яркие, запоминающиеся произведения, а крылатые слова и выражения из басенного контекста прочно укрепились в реальной жизни: сами собой всплывают строчки: «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «А ларчик просто открывался» и т.д.

Но кроме актуальности и художественной ценности, его басни примечательны и той нравственной глубиной, которая в них хранится. Они славят труд, воспитывают скромность, чувства товарищества и другие свойства подлинно человеческого поведения. И одновременно басни Крылова обличают лживость («Лжец»), скупость («Скупой и Курица»), хвастовство («Синица»), лень («Мельник»), преследуют невежество («Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно»).

«Истина вполоткрыта»

Оптинский старец преподобный Амвросий порой вместо прямого ответа вопрошающим открывал книгу басен Крылова и читал тот или иной стихотворный рассказ баснописца. Книга эта лежала на столе в келейной.

«Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним», – писал архимандрит Агапит (Беловидов) в своем жизнеописании преподобного старца Амвросия. Вспоминает он случай, когда одну монахиню из Шамординского монастыря, нуждавшуюся в совете, отец Амвросий попросил прочесть басню «Ручей». В этой басне небольшой ручеек осуждал «несытую» реку, в которую впадал, за то, что многие тонут в ее водах:

Мне кажется, когда бы мне

Дала судьба обильные столь воды,

Я, украшеньем став природы,

Не сделал курице бы зла.

Но вот разразился ливень – и ручей разлился и затопил стада и дома. Заканчивается басня следующими строчками:

Как много ручейков текут так смирно, гладко

И так журчат для сердца сладко

Лишь только оттого, что мало в них воды!

Еще один Оптинский старец, преподобный Анатолий, также любил крыловские лаконичные произведения. В одном письме к своей духовной дочери преподобный Анатолий писал: «Вчера или третьего дня о. М. сказал, что ты там все пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова «Стрекоза и Муравей». К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста – все плясала.

Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. И Крылов, светский писатель, сказал свою «Стрекозу» не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть, кто пропляшет лето, тому худо будет зимою.

Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Басни Крылова приходили на помощь старцам. Свои действенные советы преподобные давали в легкой, окрашенной светлым юмором, иносказательной форме.

Здесь можно привести фразу архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) из статьи «Религиозное сознание в русской литературе.

Крылов»: «Крыловская истина подсвечена малым огнем, чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме и к полутьме, душевных глаз человека, не выносящих яркого света». Сам Крылов называл свое литературное служение «истиною вполоткрыта».

Читая басни Ивана Андреевича, в них мы можем порой заметить некую диалогичность, двойственность. К примеру, в басне «Слон на воеводстве» Крылов утверждает: «Кто знатен и силен, да не умен, так худо, ежели и с добрым сердцем он». Но одновременно в басне «Лань и Дервиш» защищается Лань, которая питала своим молоком волчат, несмотря на то что в будущем они могут пролить ее кровь.

В этой басне Иван Андреевич выводит такую мораль: «Кто добр, тому избытки в тяжесть, коль он их с ближним не делит». Мы видим, что отношение к доброму сердцу у Крылова многогранно. Интересно, что и в фольклоре часто наблюдается такое явление.

К примеру, тема труда, поднимаемая в басне «Стрекоза и Муравей», обыгрывалась народом так: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи» («плюс» трудолюбивому Муравью), но рядом существует и другое изречение: «От работы не будешь богат, а будешь горбат» («поклон» Стрекозе»). Всё-таки просто не бывает нигде, и однозначных ответов – тоже.

Старцы тонко понимали крыловские произведения: их мораль – не аксиома, которой надо руководствоваться во всех случаях. «Принимать» конкретную басенную мораль нужно в тот или иной этап жизни, в той или иной ситуации.

Поэт и мудрец

Но есть у Крылова басни, которые повествуют о несомненных, евангельских ценностях. Одна из таких – «Откупщик и Сапожник». Здесь Крылов рассказывает о богатом откупщике, который был доволен своей жизнью, но не имел отчего-то сна. Его сосед же был – бедняк-сапожник, но добрый и веселый малый, любивший под утро петь.

И вот богач подарил бедняку мешок с деньгами. С этого времени изменилась жизнь бедняка: беспокойство за свои сокровища ему не давали уснуть. Недолго думая, сапожник возвращает откупщику деньги: «Вот твой мешок, возьми его назад: я до него не знал, как худо спят».

Трудно не вспомнить здесь евангельские строки: Идеже бо есть сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Мф. 6, 21).

Одна из моих любимых басен, «Две Бочки», повествует о двух бочках – одна была с вином, другая – пустая. Та, что была наполнена вином, катилась к своей цели неспешно, тихо и незаметно. Пустая же гремела так, что ее было слышно издалека, а прохожие ее боялись. Но, замечает Крылов, как бы ни была громка Бочка, «А польза в ней не так, как в первой, велика». Удивительно точны последние строки басни:

Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. Кто делов истинно – тих часто на словах. Великий человек лишь громок на делах И думает свою он крепку думу

Без шуму.

О Божьем Провидении замечательно повествует басня «Крестьянин и Лошадь». В ней Лошадь была недовольна своим хозяином – зачем он сеет овес в поле? Но не знала она, что к осени крестьянин ее этим овсом и будет кормить. В заключении мы читаем восклицания автора:

Не так ли дерзко человек О воле судит Провиденья, В безумной слепоте своей

Не ведая ни цели, ни путей?

В басне «Безбожники» Крылов открыто предупреждает читателей: «плоды неверия ужасны». Не стоит забывать Бога, слушая мнимых старцев, ведь они лишь «погибельный ваш приближают час».

Н. В. Гоголь писал о Крылове: «Поэт и мудрец слились в нем воедино». Как много сторон жизни, как внешней, так и внутренней, затронул в своих коротких текстах Иван Андреевич. И как много в них говорится о вечном – христианских истинах, смысле жизни, о важности противостояния греху.

От скоротечного воспаления легких в 1844 году завершился земной путь И. А. Крылова. Близкий друг поэта, М. Е. Лобанов, в своем биографическом очерке «Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова» писал, что перед смертью великий баснописец «с истинным христианским чувством приобщился Святых Таин, произнес слабым голосом: «Господи! Прости мне прегрешения мои!» — и глубоко вздохнул. Вздох этот был последним вздохом незабвенного Крылова».

Жизнь баснописца, православное мировоззрение запечатлелось в его произведениях. Но ненавязчиво, цельно, мудро. Нам, современному поколению, остается лишь взять его волшебные и такие простые тексты – и, теперь уже осознанно, по-христиански, снова окунуться в детство.

Юлия Хитёва

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/index/952

Анализ басни а ларчик просто открывался. Басня Крылова «Ларчик» — самое загадочное произведение русского баснописца. Басня Осёл и соловей — анализ

а ларчик просто открывался из какой басни

Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой дьякон в церкви

За дело просто взяться.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Ларчик

Иногда на сложный вопрос есть простое и правильное решение.

Анализ басни Ларчик, главные герои басни

Анализируя одну из наиболее оригинальных басен Ивана Крылова «Ларчик», мы видим самоуверенного и, наверное, опытного, но совсем не сообразительного механика, который всячески старался открыть ларец, но это оказалось ему не под силу. Зрители, которые собрались посмотреть на это действие, всячески пытались помочь своими подсказками, но и это не привело к успеху.

Вся разгадка скрывается в последних строках произведения «А ларчик просто открывался», но, насколько просто известно одному автору. В жизни до воли часто случается, что люди ищут выход с простой ситуации сложными путями, чем сильно все усложняют.

Так и главному герою нужно было просто открыть ларец, а не выдумывать хитро-мудрые варианты.
Автор данного произведения своими строками хотел донести к человечеству, что не нужно выворачивать его басни наизнанку подбирая ключ к каждой строчке и слову, а стоит посмотреть на поверхности.

Так же присутствует намек на то, что не следует бросать начатое дело, на полпути столкнувшись с малейшими трудностями.

Если же разобрать произведение с обратной стороны, то мы видим что автор не дал конкретного ответа как именно открыли ларец. Тут не совсем понятно проблема в отсутствии или наличии замка или же в глупости мастера. Из этого выходит другая мораль: из любой проблемы нет единственного правильного выхода и решения нужно разбирать ситуацию и искать особенный, индивидуальный подход.

Иван Андреевич в своих баснях, в том числе и в «Ларчик», удивительным образом старается открыть людям глаза на простые, нелепые ситуации и глупые поступки. Если бы главный герой (механик) был немного умнее и не преувеличивал свои возможности, не считал себя великим мудрецом, а посмотрел на поставленную перед ним задачу, то с легкостью бы открыл прекрасный ларец.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Ларчик

  • А Ларчик просто открывался.

Смотреть басню И.А.Крылова «Ларчик»

Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются наследием российской литературы. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что многие фразы из них давно стали крылатыми. Отличным доказательством значимости произведений Ивана Крылова является знаменитая фраза «А ларчик просто открывался». Люди, которые еще не

сталкивались со стихотворными историями данного автора, успешно используют эту фразу в разных моментах жизни и даже не подозревают то, что за распространенным выражением скрывается глубочайший смысл самого загадочного стихотворения автора. Басня Крылова «Ларчик» имеет сложный моральный смысл, который мы попытаемся раскрыть в данном повествовании. Но для начала давайте ознакомимся с ее содержанием.

Сюжет произведения

Прежде чем попытаться раскрыть мораль данного стихотворения, предлагаем вам изучить «Ларчик».

В мастерскую принесли замечательный ларец ручной работы, который никто не мог открыть. Предмет был без замка, что придавало ситуации еще больше загадочности, поэтому разбираться в его недоступности взялся настоящий мудрец. Он крутил и

вертел необыкновенную шкатулку как только мог, но ничего не выходило. Даже тогда, когда в ход пошли различные инструменты, мудрецу не удалось открыть ларчик. Басня Крылова так и осталась бы незавершенной, если бы не конечные строчки произведения, которые и стали в итоге крылатой фразой.

Басня Крылова «Ларчик»: основная мораль

Крылов И. А. настолько тонко сочинял свои стихи, что на примере, казалось бы, простых ситуаций доступным для всех языком раскрывал жизненные истины. Но Басня Крылова «Ларчик» — это произведение, которое считается самым загадочным у данного автора, ведь помимо основной морали оно имеет еще и

Стихотворная история о мудреце, который не смог открыть загадочную шкатулку, в своих последних строчках раскрывает его основную мораль.

Она заключается в том, что не нужно искать неизведанного в чем-то изначально, а перво-наперво необходимо пойти самым легким путем, и только он, возможно, окажется верным.

Эту мысль можно отнести и ко взаимоотношениям между людьми: когда один считает причину непонятного поведения близкого человека какой-то тайной, то она, скорее всего, лежит на самой поверхности и не представляет собой ничего необычного.

Басня Крылова «Ларчик» не является исключением, и, подобно всем остальным стихам автора, в последнем четверостишие содержит основную мораль Но это произведение вовсе не является рядовым стихотворением, так как содержит и скрытый смысл.

Второстепенная мораль произведения

Басня Крылова «Ларчик» считается среди литераторов стихотворением, которое имеет несколько интерпретаций смысловой нагрузки. Наибольшего внимания заслуживает некая сокрытая мораль произведения. Когда автор описывает способы открытия ларчика опытным мастером, он как бы говорит нам о том, что относиться к жизни нужно значительно проще.

Старания мудреца, которые в итоге закончились неудачей, похожи на подбор путей решения какой-либо проблемы каждым из нас, а его изначальная уверенность в том, что ларец на самом деле с секретом, напоминает излишнюю мнительность и неуверенность в себе, хотя все на самом деле проще А вот как? Это автор оставил некой загадкой, хотя нетрудно догадаться, что если ларец не имел затвора, то он вообще не был закрыт.

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

Краткое содержание

Как-то раз механик оказался в мастерской. Там ему довелось увидеть красивый и искусно выполненный ларчик. На данном ларчике не было замка. Герой утверждал, что обязательно разгадает секрет механизма и откроет ларец. Механик старался различными методами открыть ларец. Однако все попытки остались безуспешными. Около него столпился народ и смеялся над ним. В итоге механик устал и отступился. А как оказалось, ларец открывался просто.

Мораль

Человек довольно часто пытается отыскать сложные способы решения проблемы, когда она на самом деле может быть решена достаточно легко.

История создания

Басня «Ларчик» была впервые прочитана И. А. Крыловым у князя Шаховского в мае 1807 года. Произведение было опубликовано в журнале «Драматический вестник» за 1808 г.

Смысл названия

Ларчик (или ларец) — устаревшее название небольшой шкатулки, сундучка, нередко имевшего какой-нибудь хитроумный замок с секретом.

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над ненужными физическими и умственными усилиями в самом простом деле.

До появления мудреца никому и в голову не приходит, что Ларец может иметь какой-то секрет. Люди просто любуются чудным произведением мастера.

Мудрец далек от понимания прекрасного, ему не терпится продемонстрировать свои глубокие познания в Механике. Отсутствие замка у Ларца только усиливают его подозрения насчет секрета. Однако все знания и умения мудреца не приносят ему никакого успеха. Вспотевший герой никак не может открыть Ларец и признает свое поражение.

В финальной, вошедшей впоследствии в поговорку, фразе («А Ларчик просто открывался») содержится едкая ирония по поводу чрезмерно хвалящих свой ум людей, попадающих в тупик в повседневных ситуациях.

Проблематика

проблема, заложенная в басне, — намеренное усложнение очевидных вещей и понятий. Автор дает самый наглядный пример, но эта проблема встречается практически во всех областях человеческой деятельности.

Проявляя свою «заумность», люди стремятся возвыситься, искусственно поднять свой авторитет и добиться уважения со стороны окружающих. Вот только часто их умственные потуги оказываются не только бесполезными, но и откровенно глупыми.

Композиция

Произведение имеет традиционную для басен Крылова структуру: краткое авторское вступление и основная часть, завершающаяся нравоучительным выводом.

Чему учит автор

Басня призвана показать, что при решении какой-либо проблемы следует прежде всего искать самое простой и доступный путь, а не углубляться в размышления и поиск секретов. Мудрец превращается в глупца, потому что Ларчик может легко открыть любой ребенок.

Басня «Ларчик» является одним из немногих оригинальных произведений известного поэта И. А. Крылова, которые имеют сразу несколько трактовок. Но прежде, чем раскрыть вам каждую из них, приглашаем лично ознакомиться с этой басней.

Басня «Ларчик»

Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: “Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: В механике и я чего-нибудь да стою”. Вот за Ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной Качает головой; Те шепчутся, а те смеются меж собой. В ушах лишь только отдается: “Не тут, не так, не там!” Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда девать огарки от церковных свечей

Мораль басни Крылова «Ларчик»

Мораль басни «Ларчик» заключена автором в первые 4 его строки и состоит в том, что, решая ту или иную задачу, не нужно спешить «мудрить», сначала следует попробовать простые и очевидные варианты, т.к. именно они нередко оказываются лучшим (а иногда и единственным) решением.

Анализ басни «Ларчик»

Простой сюжет басни «Ларчик»: «к кому-то принесли» удивительный ларец ручной работы, и в ларце в этом не было замка, что придавало ему еще большую загадочность, поэтому за раскрытие его «секрета» взялся настоящий мудрец, но только чтобы он со шкатулкой не делал, какие инструменты не использовал, открыть ее ему так и не удалось, – казалось бы, ничего поучительного, если бы не последняя строчка, в которой автор поясняет, что ларчик-то «просто открывался».

Точно так же и в жизни: очень часто люди ищут какие-то сложные решения в ситуациях, где выход из них «лежит на поверхности», как в случаях с баснями. Крылов словно объясняет своему читателю, что не нужно искать в его творениях тайный глубокий смысл, он очевиден и практически всегда прописан автором.

В то же время даже в данное произведение некоторые вкладывают дополнительный смысл: поскольку поэт так и не раскрыл нам тайну, как же все-таки открывался этот загадочный ларец, значит, у истории есть два сюжетных варианта.

  1. Ларец действительно не имел замка.
  2. Замок все же был, но мастер его просто не нашел.

Какой из них выбрать, каждый читатель решает для себя сам – нет универсального ответа, как и единственно верного решения у любой проблемы, к каждой из них нужен свой подход: где-то сложный, а где-то самый простой.

Крылатые выражения из басни «Ларчик»

«А Ларчик просто открывался» – используется для характеристики проблемы в басне «Ларчик», которая при кажущейся сложности имеет простое решение.

Как учиться с удовольствием и научиться

Источник: https://vatanym.ru/analiz-basni-a-larchik-prosto-otkryvalsya-basnya-krylova-larchik--/

Басня Крылова Ларчик читать онлайн бесплатно | Русская сказка

а ларчик просто открывался из какой басни

Каждая басня Ивана Андреевича Крылова не просто остроумное произведение, поражающее лаконичной формой и особенным литературным языком, но и очевидный морализаторский посыл, который учит, воспитывает, обличает, наставляет или предупреждает. К тому же это кладезь крылатых выражений, которые поражают своей точностью и образностью. Представленная басня также породила очень популярную словоформу – «а ларчик просто открывался», которая обозначает лишние и нецелесообразные действия.

Исторические факты

Почти все басни Крылова, прежде чем оказаться на страницах уважаемых печатных изданий, проходили проверку слушателями – баснописец читал её друзьям. «Ларчик» также не стал исключением. Впервые произведение было прочитано в мае 1807 года в гостях у князя Шаховского, а спустя год с текстом этой забавной истории смогли ознакомиться остальные любители русской поэзии – басня была опубликована в одном из номеров журнала «Драматический вестник».

Сюжет басни

Главными героями басни выступают Механик и Ларчик, то есть лицо одушевлённое и неодушевлённый предмет. Подобного типа герои встречаются в крыловских баснях достаточно редко. Под ларцом подразумевается шкатулка со сложным замком, который отрыть можно только, если знаешь секрет. То есть это такая замудрённая шкатулка с секретным замком.

И вот, однажды, «кому-то» принесли от мастера красивый ларец. Красоты эта шкатулка была такой, что каждый гость непременно восхищался и заинтересовывался этой чудесной вещью. Случилось заприметить этот ларец Механику, который сразу определил «на глаз», что ларец этот с секретом (ведь на нём нет замка), но он, как настоящий мастер, сможет отпереть красивую шкатулку, справившись с потайным засовом.

И вот стал Механик и так, и так корпеть над ларцом. Однако, сколько бы не старался, открыть его не смог. Уже и толпа зевак собралась за его спиной, чтобы посмотреть, как справиться наш герой с этим делом. Устав, Механик отступил от ларца. Но как оказалось, никакого секрета в шкатулке не было – открывался ларчик просто.

Мораль сказки

По месторасположению столбика морализаторского характера, все басни Крылова можно разделить на два типа: басни с моралью в начале, то есть с моралью-эпиграфом, и басни, где мораль озвучена в конце – с моралью-эпилогом. Наша басня относится к первому типу. Автор готовит нас с первых строчек к финалу этой истории.

Крылов предупреждает, что нередко мы думаем слишком сложно об определённых вещах, в то время как всё на самом деле гораздо проще. Не придумывайте себе проблем, там, где их нет – вот как могла бы звучать мораль этой басни на современном языке.

Также можно увидеть в этой басне и другой подтекст – порою мы искусственно наделяем мудростью то, что на деле оказывается простым и понятным.

И ещё один смысл был предложен педагогом В. Водовозовым, который считает, что здесь иллюстрируется русская пословица «догадка лучше разума». Чрезмерное мудрование только запутывает дело. Механик, как человек не глупый, скорее всего, имеет знания отвлечённые от практики, а посему его умения оказываются пустыми и бесполезными.

В басне можно разглядеть и бахвальство. Ведь Механика никто не просил открывать Ларчик, напротив, он сам вызвался это сделать, желая продемонстрировать свои знания в механике. Но эта показная бравада была обречена на неудачу, и Механика ждали насмешки публики.

Сколько скрытых подтекстов и смыслов в столь лаконичном по форме произведении?! Это и есть феномен мастера русского слова, баснописца Крылова, который и спустя почти 200 лет, вызывает восхищение и признательность.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Ларчик» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этого произведения.

Источник: https://russkaja-skazka.ru/larchik-basnya-kryilova/

Значение фразеологизма

«Ларчик» — одна из первых оригинальных басен Крылова. Басня Крылова Ларчик повествует об опытном механике, который безуспешно пытался открыть ларец. Несмотря на усилия мастера и подсказки собравшихся зрителей, ларец так и не был открыт – оказалось, что замка в нем попросту нет.

Басня Ларчик читать

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».

Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:»Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.

Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

Мораль басни Ларчик

Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

Басня Ларчик — анализ

«Ларчик» — это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик обычно начинается с конца, с фразы «А ларчик просто открывался». Этими словами Крылов говорит, что не стоит слишком усложнять поставленные задачи, не попробовав решить их самым простым способом.

Но в данном контексте немалое значение имеют и длительные потуги опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это – олицетворение попыток понимания самого Крылова. Писатель утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням – чаще всего, он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой вариант прочтения этого произведения. Писатель так и не дал читателю конкретно понять – как именно был открыт ларец? Из этого вытекает еще одна мораль басни Крылова Ларчик — единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Читатель сам должен понять – действительно ли ларчик не имел замка, или механик просто не смог его найти.

Были заимствованы из литературных произведений. Часть из них пришли к нам из известных басен Ивана Андреевича Крылова. Например, фразеологизм «а ларчик просто открывался».

В этой статье мы рассмотрим эту цитату из басни Крылова, определим ее значение и мораль.

Значение фразеологизма «а ларчик просто открывался»

Для определения выражения обратимся к различным словарям. Толковый И. С. Ожегова дает следующее толкование этой устойчивой фразе: «О том, что казалось сложным, а на деле было совершенно простым». Лингвист отметил, что выражение используется в разговорном стиле.

Рассмотрим, какое определение словарь И. А. Бунина под редакцией А. И. Васильева дает устойчивой фразе «а ларчик просто открывался». Значение фразеологизма в нем следующее. «Применяется, когда говорят о каком-либо деле, вопросе, при разрешении которого нечего было мудрить».

Фразеологический словарь Розе Т. В. содержит такое толкование: «Простой выход из, казалось бы, затруднительного положения».

Как мы видим, все определения выражены различными словами, но имеют общее значение.

История происхождения

Как уже было отмечено, пришло к нам из басни 1808 года «Ларчик» Крылова И. А. Она начинается с основной мысли автора. Далее следует история о том, как один механик пытается разгадать секрет ларца без замка: как он открывается.

https://www.youtube.com/watch?v=679GwLLNvoE

Он вертит его и так, и сяк, ломает свою голову, нажимает на разные места. Но ларчик не поддается, и зрители смеются. Механик старался, потел, устал и сдался. А ларец открывался просто, он не был заперт.

Мораль устойчивой фразы

Есть такое как «ломиться в открытую дверь». Оно прекрасно передает значение фразеологизма «а ларчик просто открывался». Автор рассматриваемой нами цитаты из басни передает читателям мысль о том, что часто сложные на взгляд ситуации имеют совершенно простой выход.

Фраза из этого произведения мгновенно стала крылатой. Она имеет популярность у писателей и журналистов. Первые часто используют его в диалогах, а вторые — в заголовках. Они применяют это выражение для того, чтобы показать, что все на самом деле проще и яснее, чем кажется.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В оный день когда над миром новым

Значение отрывка из басни актуально для всех нас. Ведь часто нам кажется сложным то, что порой на самом деле имеет простое решение. В таких случаях стоит вспомнить басню Крылова «Ларчик». Она прекрасно показывает нам, как люди осложняют то, что имеет простой выход.

Вопрос всплыл, попробую подвести итоги.

Сейчас до меня дошло, что и процитированное в одном из ответов мнение «Граммы» (нигде, кстати, в верифицируемых источниках не обнаруженное) далеко от понимания.

В басне Крылова » А ларчик просто открывался» слово «просто», по общепринятому мнению, является наречием (ларчик открывался как? — просто, легко, без труда). Однако есть и другие мнения (на наш взгляд, спекулятивные, уж простите за резкость), согласно которым слово «просто» в этой строке является частицей в значении «всего лишь».

Плюс в том, что автор признает существование проблемы, вызываемой двусмысленностью, но и только. Приводимые варианты «открывался легко, без усилий» и «всего лишь открывался» на самом деле — это одно и тоже, ничего различного здесь нет. Не понимаю вообще, как это можно противопоставлять — да еще в таких резких выражениях.

Я реально не знаю, что хотел сказать Иван Андреевич, но выбирать-то надо не из этих вариантов.Варианты здесь такие.1. Ларчик не был заперт, то есть не имел замка (ни секретного, ни какого другого) — и открывался просто: без труда, путем поднятия крышки.
2. Замок секретный был. Но очень простой.

И открывался он просто: несложно.

Весь текст басни говорит в пользу первого случая. Хотя «Грамма» (якобы) и назвала приверженцев этой версии «спекулянтами», но из текста трудно вывести иное.

Источник: https://parrents.ru/znachenie-frazeologizma-a-larchik-prosto-otkryvalsya-istoriya-ego/

А ларчик просто открывался

Пословицы Загадки
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Пословица про Крылатые выражения, чудеса:
А ларчик просто открывался.

Ключевые слова: простота,

Смысл пословицы

О простом, легко решаемом деле, вопросе, при разрешении которого нечего было мудрить.

Толкование пословицы

Из басни «Ларчик» (1808) И. А. Крылова (1769-1844). Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал — по привычке — особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе.

Похожие пословицы

Пословицы отмеченные звёздочкой   содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

В карете цугом по грибы не ездят.
По рогоже золотом не шьют.
Что хитро, то и просто: девятью десять — девяносто.
А без тернового венца Что слава русского певца?
А был ли мальчик?
А в остальном, прекрасная маркиза, Все хорошо, все хорошо.

А вас, сударь, прошу я толком Туда не жаловать ни прямо, ни проселком!
А Васька слушает, да ест.
А воз и ныне там!
А, впрочем, он дойдет до степеней известных.
А все-таки в ней кое-что было!
А все-таки она вертится!
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

А вы на земле проживете, как черви слепые живут

Смотри все пословицы про Крылатые выражения  , чудеса  

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Спасибо. Ваше сообщение отослано Администратору.

Источник: http://igra1.com/poslovica/a/a-larchik-prosto-otkryvalsya.htm

Басня Крылова Ларчик

Ларчик рисунок

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».

Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:»Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.

Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

Ларчик — Мораль басни Ивана Крылова

Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

Несколько интересных Басен

Источник: http://sochinite.ru/basni/basni-kryilova/basnya-kryilova-larchik

АиФ online

«В одном из частных писем Эйнштейн писал, что если бы не было фуг Баха, то он так и не создал бы теорию относительности», — говорит искусствовед, просветитель Михаил КАЗИНИК

Лекции Казиника собирают в Европе тысячные аудитории. Что такого уникального он делает? Берёт вещи, известные нам чуть ли не со школьной скамьи, встряхивает наши мозги, заставляя нас взглянуть на эту вещь, а через неё — на мир другими глазами.

Почему не «поэт»?

— Помню, прочитав «Ларчик», сперва обиделся на Крылова: басню не закончил, — говорит Михаил Семёнович. — Почему не рассказал, что же за секрет крылся в замке? Но потом понял — Крылов сделал всё правильно, а ошибаемся мы, читатели. Знаете, в чём ошибка? Обычно читают: «Ларчик ПРОСТО открывался», ставя ударение на «просто». А на самом-то деле ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ.

Первый — неправильный — вариант подразумевает, что у ларчика был замок и что Крылов поленился, так и не объяснив, какой ключик подобрал заморский мастер к «секрету».

Но на самом-то деле никакого замка не было — надо было всего лишь поднять крышку! А отсутствия замка не заметили! И тогда крыловская басня гениальна! Потому что Крылов показал, как смешны мы бываем, тратя все силы — вплоть до привлечения заморских мастеров к открытию ларца — на решение проблемы, которой просто не существует! Её нет! Мы её сами себе выдумали!

Таких примеров очень много. Знаете, в Интернете есть сайты типа «Люблю Пушкина — ненавижу Пушкина». Так вот, ненавистников там больше! На что они ссылаются? На пушкинское стихотворение «Памятник».

На то, что поэт — бабник, пьяница, картёжник — вдруг пишет: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»! В школе оно подаётся как завещание великого поэта. Но никому в голову не приходит, что «Памятник» — это пародия. Пародия на Державина. Ключ к этому — строчка «И не оспоривай глупца».

Под глупцом он имеет в виду Державина. Почему? Для этого нужно вспомнить одну вещь. В ту эпоху все поэты переводили Горация, его «Памятник».

Переводили его с теми географическими атрибутами, которые указал в оде древнеримский поэт. И вдруг Державин, переводя «Памятник», пишет: «Слух обо мне пройдёт от Белых вод до Чёрных» (морей). То есть получается, что речь в оде идёт не о Горации, а о нём самом, Державине. А славу бессмертную он стяжал, воспевая императрицу.

Когда Пушкин прочитал державинский перевод, он очень рассердился. Потому что Державин там сказал одну ужасную — по мнению Пушкина — вещь: поэзия, если тебя презирают, то и ты в ответ презирай: «О Муза!.. И пре?зрит кто тебя, сама тех презирай».

То есть действуй по принципу «Сам ты дурак», как говорил Остапу Бендеру отец Фёдор из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. По мнению Пушкина, всё по-другому. Пушкин говорит: «Веленью Божию, о муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли РАВНОДУШНО» И не спорь с Державиным — «и не оспОривай глупца».

То есть, если ты будешь презирать кого-то в ответ на то, что тебя презирают, ты не поэт. Ты маклер, биржевой агент — кто угодно. Не надо спорить. Просто не обращай на них внимания!

Но, написав пародию на Державина, Пушкин вставил в неё действительно важную вещь. «И славен буду я, — говорит Пушкин, — доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Почему он использовал именно это старославянское слово  «пиит», а не более привычное «поэт»? Тем более что и рифм к «поэту» больше. Нет, он пишет «пиит» — охранитель. Тот, кто возьмёт его творения, будет помнить их сам и передаст другим.

Власть охламонов

Понимаете, главная проблема и главная беда нашей современной жизни в том, что в основе всякого строительства лежит фальшивый фундамент. Почему мы сегодня не можем выкрутиться из той сложнейшей ситуации, в которой оказалась страна? Потому что если в основу заложить ложную мысль, то и вся конструкция получится нагромождением лжи. Я часто задаю вопрос своим студентам: что такое демократия? О! Всё понятно! Демос — народ, кратос — власть.

Демократия означает «народовластие»! Глупость! Кто вам это сказал?! Демос никогда не был народом. Право быть причисленным к  демосу получал лишь тот, кто изучил семь свободных искусств (риторика, музыка, математика, астрономия, логика, философия и пр.). Остальное же население называлось — напомню — охлос (отсюда в русском языке сохранилось слово «охламон»).

Так вот, если в государстве зашкаливает власть охлоса, оно уже не может называться демократическим.

Источник: http://www.kazinik.ru/documents/p2.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Какой иконе молиться чтобы забеременеть

Закрыть