Типикон что это такое

Монастыри и Храмы Киева

типикон что это такое

04 Декабрь 2010

Киево-Печерская Лавра — знаменитая православная обитель, один из наиболее древних и значимых русских монастырей, главное в старой России место религиозного поклонения, уникальный архитектурный ансамбль (ул. Лаврская, 11-15).

Как следует из названия, монастырь начинался от пещер. Летопись сообщает, что первую «пещерку малую» выкопал на днепровском склоне приближенный к Ярославу Мудрому священник Иларион, чтобы уединяться в ней для молитв. Став митрополитом, свт.

Иларион прекратил посещать пещеру, и в ней между 1051—54 гг. поселился отшельник преподобный Антоний.

Выдубицкий монастырь

11 Октябрь 2010

Один из древнейших киевских монастырей, сохранившийся до нашего времени. Выдающийся архитектурный ансамбль украинского барокко (ул. Выдубицкая, 40).

Основан около 1070 г. Всеволодом Ярославичем (в то время еще не киевским, а переяславским князем) в урочище Выдубичи, вблизи днепровской переправы и личной резиденции-замка — Красного двора. Главным храмом монастыря была церковь св.Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 г. мастер Милонег-Петр  соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену.

Гнилецкие пещеры

05 Октябрь 2010

Подземные лабиринты Гнилецкого монастыря, которые использовались как некрополь и жилье. Состоят из двух отдельных комплексов, расположенных возле хутора Вольного.

Спасо-Преображенский собор на Теремках 2

15 Август 2011

Спасо-Преображенский собор расположен в живописном уголке массива Теремки–2, на берегу небольшого пруда. Его строительство началось по инициативе народного депутата Украины Игоря Лисова. Собор был выполнен в неовизантийськом стиле. Алтарная абсида  храма украшена мозаикой. Сейчас проводятся работы по отделке других стен храма.

Другие статьи

Источник: http://churchs.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=830:2011-02-09-17-04-01&catid=65:2011-02-09-14-34-55&Itemid=112

12 фактов о посте «по Типикону»

типикон что это такое

Почему в разных календарях правила о постах отличаются? Почему разные священники советуют разное? Может каждый сам может выбрать степень поста?

1

Пост имеет важное значение в духовной жизни христианина. Сам Господь Иисус Христос благословил постное делание своих учеников, сказав: «Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). О необходимости поста говорили все святые отцы – от преподобных из древних монашеских патериков до старцев ХХ века.

2

При этом в православии пост никогда не рассматривался как самоцель. По мысли святых отцов, это всего лишь действенное подспорье в борьбе со страстями на пути к Богообщению. Поэтому телесный пост всегда должен сочетаться с духовным самоограничением, прежде всего, в греховных желаниях и привычках, воздержанием от злых помыслов, дел и слов. По слову святителя Тихона Задонского, пост телесный без поста душевного — ничто.

3

В течение многих веков Православная Церковь выработала достаточно четкие правила и рекомендации в отношении порядка приема пищи и ее качества с тем, чтобы помочь своим чадам достойно пройти подвиг телесного воздержания. Эти установления обозначены, главным образом, в двух книгах: Типиконе (богослужебный устав Церкви, главы 32, 33, 35, 38) и Триоди (богослужебный сборник Церкви, используемый в период от подготовительных недель к посту до Недели всех святых).

4

Правила Типикона и Триоди ограничивают количество трапез в день, время первого вкушения пищи, и, наконец, ее качество. В отдельных случаях полностью прописан весь объем и состав трапезы.

5

Православный устав о посте не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Церкви: общие сроки и правила объединяют верующих, утверждают их в православии, сохраняют от совращения в сектантство.

При этом нужно учитывать, что этот общий для всех устав поста (по Типикону) формировался в общежительных монастырях и ориентировался на страны с жарким климатом. Еще в IV в. святитель Иоанн Златоуст, находясь в ссылке на дальнем севере Римской Империи, отмечал, что для основанных им северных монастырей устав о посте требуется корректировать – с учетом более сурового климата и тяжелого физического труда, который приходится нести братии.

6

Идея поста важнее Устава. Различия, которые мы находим в уставах разных монастыря, в первую очередь свидетельствуют о необходимости соизмерять воздержание в пище с конкретными условиями жизни.

Устав Святой горы Афон позволяет монашествующим по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (не рыбой): в этом регионе Греции не развито сельское хозяйство, доступная растительная пища (овощи, пшеница) очень скудна, зато море рядом.

Соловецкий устав допускает вкушение рыбы Великим постом каждое воскресенье и в дни памяти почитаемых святых: на севере России постное время приходится на конец зимы и на сохранение нужной температуры тела требуются большие энергозатраты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Продуло шею как лечить

7

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычной братской трапезы, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезанный лук, хлеб. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кто-то подкрепляет силы по мере необходимости.

8

Сегодня о правилах поста верующие узнают через православные календари. В них указаны сроки и даты постов, а также общие правила их проведения. Более детальные правила прихожанам сообщает священник храма, в который они ходят – с учетом особенностей и традиций конкретной местности, указаний правящего архиерея, индивидуальных обстоятельств жизни человека, который обращается к нему за советом.

9

Варианты поста, которые приводятся в календарях и в личных рекомендациях священников, часто отличаются и друг от друга, и от Типикона. И авторы календарей, и духовенство в своих рекомендациях ориентируются на общепринятный Устав, но при этом делают поправку на то, что современные люди живут в условиях, очень далеких от условий жизни палестинских монахов, для которых этот Устав писался. Для подавляющего большинства мирян точное соблюдение уставных указаний о посте непосильно.

10

Такая «многоголосица» о правилах поста порою сбивает верующих с толку. Некоторые решают, что в современных условиях пост вовсе не нужен или невозможен для них лично и отказываются от этого важнейшего средства духовного самосовершенствования.

Другие, наоборот, стремятся во что бы то ни стало соблюсти «букву» Закона и постятся строго по правилам Типикона – точнее, по своему собственному пониманию этих правил, которые, в силу особенностей языка древнего текста и иных жизненных реалий, нуждаются в интерпретации специалистов.

11

Большинство верующих, впрочем, вспоминают о необходимости рассуждения и следования срединному царскому пути.

Они изучают уставные указания и их современные толкованиях, соотносят уясненные правила со своими жизненными обстоятельствами (состоянием здоровья, рабочей нагрузкой, наличием дополнительных попечений о близких и т.д.

), анализируют свои повседневные пристрастия, которые формально не подпадают под действие постовых правил (например, чрезмерная любовь к сладкому, к алкоголю) и делают собственные выводы о том, какой пост будет им посилен и полезен.

12

Выбранную меру поста благочестивые христиане обязательно обсуждают со своим духовником или опытным в постовом делании священником с тем, чтобы через него получить благословение Церкви на свой телесный подвиг.

Источник: http://blaginform.ru/15-faktov-o-poste-po-tipikonu/

Типикон — древо

типикон что это такое

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Типико́н (греч.: образ, тип)

Типикон содержащит в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб.

Заключает в себе, после полного описания воскресных всенощных бдений, сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года, указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения, в разные дни года, службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце Типикона помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник.

В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввой Освященным в IV в. и получил название Палестинского, или Иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хосрова на Палестину. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил Иерусалимский ycтав дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского.

В таком виде устав скоро вошел в употребление в греческих церквах и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита, брата его Иосифа Солунского, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и митрополита Георгия Никомидийского.

Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в X в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и X вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников.

В последующее время над обработкой церковного устава трудились преподобный Никон Черногорец (XI в.) и святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский (XIV в.). Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики.

Кроме Иерусалимского устава, на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой устав — Студийский. В XV в. Иерусалимский устав окончательно вытеснил Студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южнославянских и на Руси.

Для России Устав иерусалимский был переведен под названием «Око Церковное» преподобным Афанасием, основателем Высоцкого монастыря, жившим в Константинополе в конце XIV — начале XV веков. Списки Уставов в России видоизменялись и дополнялись службами русским святым; были составлены храмовые главы на основании греческих статей; греческие обряды были приноровляемы к условиям русской жизни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое юродивый человек

Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное, относится к 1610. Из последующих изданий важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 при патриархе Иоакиме.

Последнее издание Типикона сделано в 1695, при патриархе Адриане; оно отличается от издания 1682 пересмотром месяцесловной части и соглашением ее с исправленными Минеями.

Все, что было сделано позднее, вплоть до издания 1877, ограничивается незначительными изменениями в тексте и корректурными поправками. На этом так и не доведённая до конца работа по редактированию русского Типикона была прервана.

1 декабря 2015 года на итоговом пленарном заседании Синодальной богослужебной комиссии под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина обсуждался вопрос о новой редакции Типикона. Комиссия посчитала нецелесообразным редактировать Типикон как исторический документ, решив, что для церковного обихода достаточно ежегодно издаваемых Богослужебных указаний. Таким образом этот вопрос был объявлен закрытым [1].

Литература

  • Мансветов И. Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. — М., 1885;
  • Лебедев П. Наука о богослужении православной церкви. Ч. 1. — М., 1890, с. 148-150;
  • Нестеровский Епиф. Литургика или наука о богослужении православной церкви. Ч. 1. — Курск, 1895, с. 238-246.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995

[1]  «Состоялось итоговое пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии» / Официальный сайт Московского Патриархата (2 декабря 2015 г.), http://www.patriarchia.ru/db/text/4284311.html.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1291.html

«Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста»

Мера поста – индивидуальна, или устав один для всех? Что говорится в Типиконе о социальных сетях, как и в чем ограничивать себя, что делать школьникам и студентам, и как быть, если на рыбу аллергия – отвечают священники.

Мы должны смотреть на меру поста здраво

Протоиерей Александр Ильяшенко:

Мне кажется, что постовые правила существенны для тех, кто является прихожанином конкретного храма, членом общины этого храма. Во главе общины стоит священник, и такие вопросы, наверное, надо согласовывать с ним. В одном приходе такие традиции, а в другом другие.

Кроме того, мера определения поста индивидуальна. Для маленьких детей пост максимально ослаблен, разве что в мясной котлете ограничить, да и то по средам и пятницам.

Молодым юношам и девушкам тоже не обязательно очень строго поститься, ведь в переходный возраст, когда формируется организм, сажать молодых людей на строгий пост – неправильно. Мы должны смотреть здраво на вещи.

Пожилому больному человеку зачем строгий пост? Ему требуется какая-то диетическая питательная пища. Если же ты молодой и здоровый, энергичный, чувствуешь запас сил и энтузиазма, значит, старайся поститься строже.

Меру самоограничения каждый должен избрать для себя сам, причем желательно получить благословение священника, чтобы это не было каким-то самочином.

Кому-то легко отказаться от мяса, но сложно от сладкого, значит, по средам и пятницам можно еще усилить пост в этом смысле.

Приносишь посильную жертву – очень хорошо, значит, получишь особую праздничную радость. Здоровье не позволяет – смирись и вкушай скоромное как лекарство, да и ради того, чтобы были у тебя силы встретить праздник. Вот в приобретении смирения и будет твоя постовая работа и награда, ведь Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.

Устав – материал для творчества

Протоиерей Феодор Бородин:

Взрослые христиане (речь не только о возрасте, но и об опыте церковной жизни) должны ставить перед собой конкретные задачи на пост двух видов – созидать в себе что-то добродетельное, хорошее и усиленно бороться с каким-то грехом – «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15).

Вот я, например, вижу, что во мне, как и в большинстве современных христиан, вообще нет кротости. Мы практически незнакомы с этой добродетелью, не понимаем ее и не ценим. Мы поем: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5) на каждой литургии, но что такое быть кроткими – совсем не понимаем и боимся.

Давайте попробуем постом почитать наставления святых об этой добродетели и попытаемся хоть как-то немного укоренить это в себе.

Что касается еды, пост – это инструмент, и каждый должен подбирать его так, чтобы действительно это было временем созидательного напряжения.

Устав – это огромный опыт тысяч людей, которые прошли этим путем успешно. Поэтому пренебрегать уставом и говорить, что все будет, как я хочу – безумие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отличить грипп от орви

Устав – это материал для творчества. В уставе, например, ничего не говорится о социальных сетях. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Попробуйте у современного подростка, да и у взрослого, отнять доступ в социальные сети, отнять экраны, и вы увидите нередко настоящие ломки, агрессию.

Так что понятно, что нужно и самоограничение – в среду, пятницу строже, в конце поста еще строже.

Здесь нет общих советов. Вот у меня, например, есть крестник, который из семьи, где пытаются строго соблюдать устав. Но у него всю жизнь аллергия на рыбу, а это молодой студент, который учится и которому нужно очень много сил. Так что, ему, получается, поститься в Рождественский пост по уставу Великого? Он не выдержит.

Когда я учился в семинарии, то был удивлен, что Великим постом, кроме сред и пятниц первой и последней седмиц, на столах семинаристов всегда лежала рыба. На мое удивление мне ответили, что это – благословение еще Патриарха Алексия I, который говорил, что ему нужны хорошо обученные будущие священники, а если семинаристы будут думать лишь о еде, то о какой учебе речь?

Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков):

Типикон придуман не только для того, чтобы лишь монахи ему следовали, он вообще для всех. Другой разговор, что Типикон – это не просто образец, это идеал, а среди нас мало идеальных христиан, поэтому мы в тех или иных ситуациях от Типикона отступаем.

Например, мы же практически не служим по Типикону. В книге «Толковый Типикон» М. Скабаллановича есть воспоминания, как в Киевской духовной академии монахи служили идеальную всенощную и всенощная вместе с литургией занимала 17 часов.

В реальности даже на Афонском подворье богослужение занимает меньше 12 часов.

Точно так же мы пост не всегда соблюдаем по Типикону. А уж насколько мы его не соблюдаем, – зависит от наших сил, возможностей, и от нашего благочестия, и от нашего здоровья. Нельзя сказать, что для мирян какой-то иной пост. Точно такой же, просто по силам. Богу не надо, чтобы мы умирали во время поста.

Пищевые ограничения необходимы в том числе для того, чтобы мы больше времени уделяли молитве. Именно поэтому рыба постнее мяса. Казалось бы, в чем разница.

А разница только в одном – в рыбе нет белка эластина, поэтому переваривается она гораздо быстрее, меньше крови уходит на работу пищеварительного процесса, больше крови приходит к сердцу и голове.

И постольку, поскольку это переваривается быстрее, соответственно, больше времени остается на молитву. Просто древние люди про эластин не знали, они на практике все это видели.

По уставу в среду и пятницу у нас соблюдается строгий пост, то есть без вина и елея. Еще есть строгий пост в понедельник, но в нашей культуре он считается либо чисто монашеским, либо обетным. Причем даже не во всех монастырях соблюдается пост в понедельник.

Вообще, пожалуй, это самый мягкий пост. Но всегда нужно понимать, зачем тебе нужен этот пост, почему ты себе делаешь послабления, если делаешь. Потому что если это просто от пищевой невоздержанности, от пищевого разврата – это одно дело. Если по болезни – совершенно другое.

Потому что если ты больной, то у тебя и пост вообще совершенно другой. Духовник может благословить по твоему здоровью и молочные продукты есть. Только не устраивай гортанобесия, а ешь ровно, что тебе нужно – творог, например.

Если ты себе установил какое-то послабление поста, в силу своей немощи, слабости, значит, ты от этого уже никуда не отступаешь. То есть если ты себе установил, что ешь масло каждый день, то не надо придумывать какие-то дополнительные послабления на рыбу.

https://www.youtube.com/watch?v=UxhF9Pu0Jeo

В других случаях, наверное, все-таки надо стремиться к тому, чтобы соблюдать пост если не по уставу, то хотя бы приближенно к нему.

Надо помнить о том, что по благословению Патриарха Алексия II у нас все учащиеся, то есть школьники и студенты, имеют послабление – в любой пост есть молочные продукты.

Опять же, в некоторых храмах принято, например, епархиальных святых приравнивать к храмовым, и в дни их воспоминания разрешается рыба.

Оксана Головко

Правмир.Ru

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/27818

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Что такое гордыня в православии

Закрыть