Старый и новый стиль календаря как считать

Календари: в чем разница? Инфографика — Православный журнал

старый и новый стиль календаря как считать

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.
 

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 ( 1892, 1896, 1904, 1908 ).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио.

Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю».

В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
 

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.
 

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).
 

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Фомапостер. Скачать бесплатно:

 

Источник: https://foma.ru/infografika-kalendari-v-chem-raznicza.html

Что значит старый и новый стиль календаря?

старый и новый стиль календаря как считать

Календарь

Разные способы летоисчисления календаря. Новый стиль исчисления времени был введен Советом Народных Комиссаров — правительством Советской России 24 января 1918 года «Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря».

Декрет был призван способствовать «установлению в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Ведь с 1582 года, когда во всей Европе юлианский календарь в соответствии с рекомендациями астрономов был заменен на григорианский, российский календарь оказался отличен от календарей цивилизованных государств на 13 дней.

Дело в том, что новый европейский календарь появился на свет стараниями Папы римского, но русскому православному духовенству католический Папа был не авторитет и не указ, и оно отвергло нововведение. Вот и жили более 300 лет: в Европе Новый год,в России ещё 19 декабря.

Новый стиль календаря начал в России свой отсчет с 1 февраля 1918 года.

Декретом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров) от 24.01.1918 было предписано 1 февраля 1918 года считать 14-м февраля (в скобках заметим, что по многолетним наблюдениям русский православный календарь, то есть «Старый стиль», более соответствует климату европейской части Российской Федерации. Например, 1 марта, когда по старому стилю ещё глубокий февраль, весной и не пахнет, а относительное потепление начинается с середины марта или первых его чисел по старому стилю).

Новый стиль понравился не всем

Впрочем, не только Россия упиралась в установлении католического счета дней, в Греции «Новый стиль» был легализирован в 1924 году, Турции — 1926, Египте — 1928-м. При этом что-то не слышно, чтобы греки или египтяне праздновали, как в России, два праздника: Новый год и Старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю.

Интересно, что введение Григорианского календаря без восторга приняли и в тех европейских странах, где ведущей религией было протестантство. Так в Англии на новый счет времени перешли только в 1752 году, в Швеции — спустя год, в 1753.

Юлианский календарь

Был введен Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Начинался 1 января. Год имел 365 дней. Номер года, делившийся на 4 был признан високосным. К нему добавлялся один день — 29 февраля.

Разница между календарем Юлия Цезаря и календарем папы Григория в том, что у первого каждый четвертый год без исключения високосный, а у второго високосные только те года, что делятся на четыре, но не кратные ста.

В итоге разница между юлианским и григорианским календарями постепенно возрастает и, например, в 2101 году Православное рождество будет праздноваться не 7, а 8 января.

Источник: http://chtooznachaet.ru/chto-znachit-staryj-i-novyj-stil-kalendarya.html

Юлианский календарь

старый и новый стиль календаря как считать

Юлианский календарь / Оглавление / Ваши знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы

Пересчет дат старого и нового календаря

Юлианский календарь —  старый стиль, система летоисчисления, введенная Юлием Цезарем с 1 января 45 до нашей эры.

В Юлианском календареКалендарь (от латинского calendarium, буквально — долговая книжка; в Древнем Риме должники платили проценты в день календ) — система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суткам, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года.

Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 секунды превышает тропический год.

високосным считается каждый год, номер которого делится на 4 (например, 1900, 1976, 1980 и т. д.); таким образом, средняя продолжительность года в этом календаре составляет 365,25 суток, что на 0,0078 суток длиннее тропического года. Так как ошибка этого календаря составляет около 3 суток за 400 лет, он с 1582 года стал заменяться григорианским календарём (новым стилем); в СССР[en] григорианский календарь был введён с 14 февраля (1 февраля старого стиля) 1918 года.

Разница между новым стилем и старым стилем в 18 веке составляла 11 суток, в 19 веке — 12 суток, в 20 веке составляет 13 суток. При переходе от одного стиля к другому день недели не изменяется (так, и 1 мая нового стиля и 18 апреля старого стиля 1979 — вторник).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое правда и ложь

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь.

Расхождение в сутках между «старым» и «новым» стилями

С помощью этой таблицы Вы можете пересчитать даты старого и нового стиля:

Век Годы по «старому стилю» Разница,дней
с 1 марта по 29 февраля
I 1 100 -2
II 100 200 -1
III 200 300
IV 300 400 1
V 400 500 1
VI 500 600 2
VII 600 700 3
VIII 700 800 4
IX 800 900 4
X 900 1000 5
XI 1000 1100 6
XII 1100 1200 7
XIII 1200 1300 7
XIV 1300 1400 8
XV 1400 1500 9
XVI 1500 1600 10
XVII 1600 1700 10
XVIII 1700 1800 11
XIX 1800 1900 12
XX 1900 2000 13
XXI 2000 2100 13
XXII 2100 2200 14
XXIII 2200 2300 15

Названия месяцев года в большинстве европейских языков сохранились от римского календаря, но не юлианского, а еще более раннего.

До введения Цезарем Юлианского календаря в 45 году до н.э. римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март — месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу[гор] и потому носивший его имя. Память о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» — семь), октябрь («окто» — восемь), ноябрь («новем» — девять) и декабрь («децем» — десять).

При введении Юлианского календаря, привычные уже названия месяцев изменять не стали, а просто добавили два месяца перед мартом, посвятив первый месяц Янусу, богу всякого начала.

Таким образом, первые шесть месяцев назывались по имени богов (кроме февраля), а остальные шесть обозначались по их старому порядковому номеру. Но не все месяцы, имевшие ранее числовые обозначения, сохранили свои названия.

В честь Юлия Цезаря был переименован месяц квентилий (ныне июль). Спустя некоторое время таких же почестей удостоил себя Октавиан Август, который привел в порядок пришедший в расстройство календарь Цезаря. При этом преобразовании он дал название «августу» — месяцу своего первого консульства.

11 января 1700 года (1 января по ст.ст.) было введено в Русском царстве новое летосчисление (юлианский календарь). По указу Петра I[en] следовало 1 января 1700 . После 31 декабря 7208 г. наступило 1 января 1700 г. (эта дата 31 декабря 7208 много раз встречается в сети Интернет[en]. «Россия перешла на юлианский календарь.

Глашатаи объявили об этом 25 декабря 1669 г. О реформе календаря в России предписывалось день после 31 декабря 7208 г «от сотворения мира» считать 1 января 1700 г. «от Рождества Христова», то есть по нынешнему обозначению — н. э. (нашей эры).

С 11 марта разница между юлианским календарём («по старому стилю») и григорианским календарём («по новому стилю») стала равна 11 дням.

Источник: https://to-name.ru/historical-events/julianskij-kalendar.htm

Старый и новый стиль дат, указываемых в хронологии событий истории юга России Календаря памятных и знаменательных дат «Взгляд в историю»

Начиная с периода установления в городе Екатеринодаре Советской власти (с 14 марта 1918 года) события в Календаре памятных и знаменательных дат представлены по новому стилю, введённому в Советской России с 14 (1) февраля 1918 года.

С момента занятия Екатеринодара войсками Антона Деникина (17 августа 1918 года) на Кубани был восстановлен дореволюционный стиль летоисчисления, вплоть до 17 марта 1920 года — освобождения города Красной Армией. Поэтому, события данного периода на страницах «Взгляда в историю» приводятся по старому стилю.

Декрет о введении в Российской республикезападноевропейского календаря

24 января (6 февраля) 1918 года

В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести, по истечении января месяца сего года, в гражданский обиход новый календарь. В силу этого: 1) Первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15 и т.д.

2) Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путем прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней.

10) До 1 июля с.г.

писать, после числа каждого дня по новому календарю, в скобках число по до сих действовавшему календарю.

Председатель Совета Народных Комиссаров Ульянов (Ленин) Помощник народного комиссара по иностранным делам Чичерин Народные комиссары: Шляпников, Петровский, Алгасов, Оболенский

Секретарь Совета Народных Комиссаров Горбунов

Иллюстрация: фотокопия фрагмента Декрета Совета Народных Комиссаров о введении григорианского календаря в Российской республике, опубликованного в газете «Правда» 25 января 1918 года.

Вернуться к началу страницы

Вернуться на предыдущую страницу

Источник: https://kuban.retroportal.ru/stary_i_novyj_stil_dat.shtml

История старого Нового года в России

ТАСС-ДОСЬЕ. В ночь с 13 на 14 января отмечают старый Новый год, или Новый год по юлианскому календарю — праздник, который появился в России в результате календарной реформы 1918 года. 

История возникновения праздника

В дохристианское время на Руси дата наступления нового года неоднократно менялась: начало новолетия приходилось на день зимнего солнцестояния (21 или 22 декабря), на день весеннего равноденствия (22 марта) или на день первого весеннего полнолуния.

После крещения Руси в 988 году была принята византийская система летоисчисления «от сотворения мира», или от 5508 года, и юлианский календарь. При этом традиция встречать наступление нового года в марте сохранилась и продолжала действовать до XV века.

В 1492 году (или в 7000 году от сотворения мира) указом Ивана III дата новолетия была перенесена на 1 сентября и стала совпадать с праздником сбора урожая, а также с окончанием срока выплаты оброков и податей. Такое летоисчисление применяла также Русская православная церковь.

В 1582 году Папа Римский Григорий XIII провел реформу по замене юлианского календаря григорианским, чтобы скорректировать возрастающую разницу между астрономическим и календарным годом. В результате календарь сдвинулся на 10 суток вперед. Ряд христианских церквей, в том числе и русская, продолжали использовать юлианскую систему.

29 и 30 декабря 1699 года Петр I издал два именных указа о введении нового летоисчисления и о праздновании Нового года.

Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова (текущий 7208 год от сотворения мира таким образом стал 1699 годом) и праздновать Новый год 1 января. При этом григорианский календарь царь вводить не стал.

Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, отмечая Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства. Церковная дата новолетия осталась без изменений — 1 сентября.

К ХХ веку календарь России на 13 суток «отстал» от европейского. Чтобы сократить этот разрыв, 24 января 1918 года. Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о введении в России григорианского календаря.

Документ был подписан председателем Совнаркома Владимиром Лениным 26 января 1918 году Летоисчисление по новому календарю стали называть «новым стилем», а по юлианскому — «старым».

Согласно декрету, следующий после 31 января 1918 года день предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, таким образом разница между «старым» и «новым» стилем составила 13 суток. Русская православная церковь эти новшества не признала и сохранила летоисчисление по юлианскому календарю.

С тех пор в России, как и в большинстве других стран, Новый год встречают 1 января по григорианскому стилю. Прежняя дата (1 января по юлианскому календарю) сдвинулась на 14 января. Так возник новый неофициальный праздник, получивший название «старый Новый год». Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается и в начале 2100-х гг. достигнет 14 дней. В 2101 году старый Новый год будет праздноваться в ночь с 14 на 15 января.

Традиции праздника

Новый год по новому стилю приходится на период сорокадневного поста, предшествующего Рождеству 7 января. Старый Новый год отмечают уже после Рождества, во время святок (12 дней от Рождества до Крещения). Поэтому верующие, строго придерживающиеся церковных канонов, предпочитают устраивать праздник по случаю Нового года 14 января.

14 января христианская церковь также чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В народном календаре этот день носит название Васильева дня, а вечер 13 декабря — Васильева вечера (также известен как Щедрец, Богатый вечер, Маланья и др.).

По традиции на стол полагалось ставить как можно больше праздничных угощений, а главным блюдом считался жареный поросенок. Согласно поверью, сытная и обильная еда в этот день обеспечит достаток в хозяйстве на весь год. Праздник сопровождался гуляньями, а также колядованием (пением обрядовых песен, колядок).

В южных регионах России и в Поволжье исполнялись особые предновогодние колядки (овсень, авсень или усень).

Где еще встречают праздник

Традиция встречать старый Новый год сохранилась в бывших советских республиках, ныне — странах СНГ и Прибалтики, а также в Сербии, Черногории, Македонии, Греции, Румынии. В Сербии праздник носит название «Сербский Новый год» или «Малое Рождество», в Черногории — «Правильный Новый Год», в Греции отмечается день святого Василия.

Праздник встречают и в ряде северо-восточных кантонов Швейцарии, жители которых отказались следовать папской календарной реформе 1582 г. (например, в Аппенцель празднуют день святого Сильвестра), а также в некоторых валлийских общинах Великобритании.

Новый год 12 и 13 января встречают берберы Алжира, Марокко, Туниса и других стран Северной Африки, живущие по собственному календарю (представляет собой юлианский календарь с некоторыми отличиями). Праздник у берберов носит название Еннаер (Yennayer), известен также как «марокканский Новый год», официальным он не является.

Источник: https://tass.ru/info/4871655

Старый и новый стиль календаря

Что такое старый и новый стиль календаря? Разница между Юлианским и Григорианским календарями. Когда поменяли старый стиль на новый? Почему возник Старый Новый год, а Рождество мы отмечаем 7 января, а не 25 декабря? Откуда взялась разница в 13 суток? Ответы на все эти вопросы вы найдете в этой статье.

Думаю, что каждый из нас когда-нибудь задавался подобными вопросами, но не всегда получал на них доходчивые ответы. Недавно и в нашей семье в ходе одного из разговоров поднялась эта тема. И вот моя свекровь, математик по профессии, сама решила разобраться со всеми этими вопросами, и даже сама сделала необходимые расчеты, чтобы все стало абсолютно понятно. Теперь благодаря ей в моей голове все встало на свои места. Кому эта тема тоже интересна и не совсем понятна, почитайте.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой нестор летописец

Трудность в создании идеального календаря состоит в несоизмеримости с математической точки зрения длительностей основных периодически повторяющихся небесных явлений природы – солнечный год, лунный месяц, земные сутки. Поэтому любая попытка наведения порядка в измерении времени приводила со временем к рассогласованности  времен самого  наступления того или иного небесного явления и даты в календаре, обозначающей время его наступления.

Разные народы в разные периоды создавали разные календари — солнечные, лунные, солнечно-лунные, —  и какое-то время удовлетворительно ими пользовались.

Юлианский календарь, или старый стиль

Примерно в 45 году до Рождества Христова (РХ) во времена правления древнеримского государственного и политического деятеля Юлия Цезаря очередной раз жрецы-астрономы поставили вопрос о необходимости реформы календаря. Они предложили новый для того времени календарь измерения времени, названный впоследствии Юлианский, или, как теперь его еще называют, старый стиль.

В Византии этот Юлианский календарь был официально принят на Никейском Соборе 21 марта 325 года от РХ как раз в день весеннего равноденствия, день очень важный для религий при подсчете дат церковных праздников.

По Юлианскому календарю год состоял из 12 месяцев, начинался 1 января,  в году объявлялось 365 дней с добавлением одного дня  каждый четвертый год, который объявлялся годом високосным, и длился високосный год, стало быть, 366 дней.

С тех пор этот календарь использовался в Европе в течение 16 столетий, пока ему на смену не пришел в 1582 году  новый календарь, разработанный по поручению папы Григория XIII, и получивший в честь папы название Григорианский, или новый стиль.

Почему появился Григорианский календарь, или новый стиль

Причины появления нового календаря опять были астрономические – в частности, явление весеннего равноденствия астрономы в 1582 году фиксировали уже не 21, а 11 марта. Так снова встал вопрос о рассогласованности событий астрономических и их отражений в календаре.

Для пояснения вопроса приведу немного цифр и вычислений.

Год (астрономический) – время оборота Земли вокруг солнца –  содержит 365 суток 5 часов 48 мин 46 сек .

Юлианский календарь делится на четырёхлетия: 3 года по 365 суток и четвёртый 366 суток, т.е. по Юлианскому календарю:

4 года = 3 ∙ 365сут + 366сут = 1461 сутки.

4 астрономических года составляют:

(365сут + 5ч + 48мин + 46сек) ∙ 4 = 1460сут + 23ч + 15мин + 4сек

Подсчитаем разницу: 1461сут — (1460сут + 23ч + 15мин + 4сек) = 44 мин 56 сек

Таким образом, получается, что каждые 4 года по Юлианскому календарю, на 44 мин 56 сек опережают, т.е. длятся дольше, чем 4 астрономических года.

За каждые 128 лет это опережение возрастает уже почти на сутки:

128:4 = 32

(44мин + 56сек) ∙ 32 = 23ч + 57мин + 52сек

К 1582 году в Юлианском календаре набежало уже 10 лишних суток!

И вот по решению папы Григория XIII в 1582 году  октябрь месяц укоротили сразу на 10 дней: после 4 октября следующим днем календаря стал день 15 октября. Так был введен новый календарь, получивший название Григорианский, или новый стиль.

Однако календарь этот был встречен в штыки христианской церковью, ибо вносилась путаница в последовательность церковных праздников.

Преимущества Григорианского календаря

Введение Григорианского календаря в 16 веке привело в соответствие астрономическое время с земным.

Есть и еще одно существенное отличие и преимущество Григорианского календаря: в Юлианском високосным был каждый четвертый год, номер которого был кратен 4, а в Григорианском количество високосных дней сократилось — не високосными стали все года с номерами кратными 100, но не кратными 400. Так, из близких по времени, 1600 и 2000 високосные, а 1700, 1800, 1900, 2100 не високосные. Это очень важно, и сейчас не многие об этом знают, думая, что високосным является каждый 4-й год.

Благодаря этому сокращению високосных годов в будущем опережение календаря Григорианского по отношению к астрономическим явлениям не будет столь стремительным: опережение почти на сутки произойдет не через 128 лет, а почти через 3200 (за 3200 лет по календарю пройдет 1168776 суток, а по астрономическому счету 1168775 суток + 53 м + 20сек).

Разница же в датах событий по Юлианскому и Григорианскому календарям будет расти по прежнему: так к началу 20-го века опережение календарной даты по Юлианскому календарю от астрономической даты явления составило около 13 суток (за более чем 300 лет от 1582 года к 10-ти  прибавилось еще трое суток), а с 2100 разница будет уже в 14 дней, и Рождество Христово по Юлианскому календарю нужно будет отмечать не 7 января, как сейчас, а 8 января.

Сейчас Григорианский календарь официально признан во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии, но разные страны в разное время осуществляли этот переход, последними были Греция, Турция и Китай.

Почему в России Рождество отмечается 7 января, а не 25 декабря

В России переход к более точному, Григорианскому, календарю произошел в 1918 году. 1918 год укоротили на 13 дней: после 31 января 1918 года следующим днем стал день  14 февраля 1918 года. И мы стали называть это новым стилем.

Но наша русская православная церковь не признала Григорианский календарь и продолжает жить по Юлианскому (старому стилю), как и еще три православные церкви — сербская, грузинская и иерусалимская.

Вот почему Рождество Христово мы отмечаем не 25 декабря, а через 13 суток, т.е. 7 января, и вот почему у нас появился такой необычный праздник, как Старый Новый год, который отмечается 14 января ( старый — потому что по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю).

Замечу, что когда в нашем светском (т.е. Григорианском) календаре стоит дата 7 января, в церковных богослужебных книгах стоит дата 25 декабря, поскольку наша церковь до сих пор живет по Юлианскому календарю. Таким образом, дата рождения Иисуса Христа у всех одинакова и она не меняется — это дата 25 декабря!

Надеюсь, теперь, те, у кого были вопросы по поводу старого и нового стиля календарей, почему разница между ними составляет именно 13 суток, когда в России произошел переход на новый стиль, почему Рождество Христово мы отмечаем 7 января, и почему возник Старый новый год, получили ответы на свои вопросы, и эта для многих запутанная тема, стала более понятна.

Буду рада услышать ваши комментарии.

ВСЕ СТАТЬИ САЙТА

Ксения Дружкова, автор блога «Семье на заметку»

Источник: http://7enazametku.ru/eto-interesno/staryj-i-novyj-stil-kalendarya

Календарь старый стиль

В России в начале XX века в качестве гражданского использовался старый, юлианский календарь. Прежде всего это было связано с тем, что православие на тот момент было в Российской империи государственной религией, а православная церковь отрицательно относилась к григорианскому календарю, принятому на тот момент в большинстве стран.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, поэтому и был издан настоящий декрет «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Накануне, 23 января (5 февраля), специальным декретом церковь была отделена от государства, и привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Впервые вопрос о календарной реформе был поставлен уже на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 года. На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их рассмотрения. Один из проектов предусматривал постепенный переход к григорианскому календарю, то есть предполагалось каждый год отбрасывать по 24 часа.

Поскольку к тому моменту разница между календарями составляла уже 13 дней, то полный переход на новый стиль занял бы 13 лет. Преимуществом этого варианта было то, что им могла воспользоваться и православная церковь. Второй вариант был жёстче и предусматривал одномоментный переход на новый стиль. Интересы церкви при этом не учитывались. Сторонником этого варианта был Ленин.

Текст декрета

В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь. В силу этого:

1) Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.

2) Сроки всех обязательств, как по договору, так и по закону, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 1 и 14 февраля, считать наступившими между 14 и 27 февраля, путём прибавления к каждому соответствующему сроку 13 дней.

3) Сроки всех обязательств, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, между 14 февраля и 1 июля с. г., считать по желанию обеих сторон наступившими на 13 дней позже.

4) Сроки всех обязательств, которые наступили бы, по до сих пор действовавшему календарю, начиная с 1 июля с. г., считать наступившими в те же самые числа и по вводимому новому календарю.

5) При исчислении в первый после 14 февраля по новому календарю срок процентов по всем государственным и частным займам, по всем дивидендным бумагам, по вкладам и по текущим счетам, считать истекший после последнего начисления процентов промежуток времени меньше на 13 дней.

6) Лицам, получающим жалованье или заработную плату в конце каждого месяца, выдать 28 февраля с. г. получаемую ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной.

7) Лицам, получающим жалованье или заработную плату 15 и 30 каждого месяца, уплаты 15 февраля не производить, а выдать 28 февраля с. г. получаемую ежемесячную сумму за вычетом 13/30 оной.

8) Лицам, получающим жалованье или заработную плату 20 каждого месяца, выдать 20 февраля с. г. получаемую ежемесячно сумму за вычетом 13/30 оной.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Лампада что это такое

9) Каждый из сроков выдачи пенсий и эмеритур, установленных в правилах о выдаче оных, считать после 31 января с. г. наступившим на 13 дней позже.

10) До 1 июля сего года писать после числа каждого дня по новому календарю в скобках число по до сих пор действовавшему календарю.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).Помощник Нар. Комис. по Иностранным Делам Чичерин.Народные Комиссары: Шляпников, Петровский, Амосов, Оболенский.

Секретарь Сов. Нар. Комис. Горбунов.

> См. также

  • Первые декреты Советской власти

Примечания

  1. «Известия». 6 мая 1923, № 99, стр. 3.

Часто, читая историческую статью о событиях, происходивших до 1918 года, видим такие даты: «Бородинская битва произошла 26 августа (7 сентября) 1812 года». Почему две даты? Которая из них верна? В чем разница? Зачем эти скобки? Не одна сотня, а то и тысяча людей ежегодно ломает голову над этими вопросами. А на самом деле, все просто. Избавим вас, дорогие читатели, от множества чисел и расчетов, и объясним все «на пальцах».

Будьте добры, помедленнее.

Ну помедленее, так помедленнее. Суть в календарях. Юлианский календарь — это календарь, по которому жила Россия до 1918 года. В феврале 1918 г. мы перешли на «новый» стиль — на Григорианский календарь. В Европе он начал распространяться с XVI в. и был введен по распоряжению папы Григория XIII (оттого и Григорианский).

Созиген — александрийский астроном, создатель «юлианского» календаря, принятого Юлием Цезарем в 42 г. до н.э.папа Григорий XIII — создатель «григорианского» календаря, принятого в 1582 г.

Теперь запомним несколько правил, зная которые, вы уже не будете путаться в датах:

1 правило: даты всех событий, произошедших до 1918 года, пишутся по старому стилю, а в скобках дается дата по новому — Григорианскому — календарю: 26 августа (7 сентября) 1812 года.

2 правило: если в ваши руки попал документ, написанный до 1918 года, и лишенный, соответственно, пересчета на новый стиль, не нужно лезть в интернет — можно посчитать самим. Для этого нужна вот эта табличка:

Источник: https://acoustic-fest.ru/kalendar-staryj-stil-1292/

Cтарый и новый стиль календаря, когда был введен юлианский календарь в россии, перевод дат на григорианский стиль летоисчисления в россии — Точка Веры

1001molitva.ru > Познавательные статьи > Старый и новый стиль календаря

Старый и новый стиль календаря в наше время имеет отличие в 13 дней. Такое различие произошло в 1582 году, когда цивилизованные европейцы по настоянию папы Римского сменили Юлианский календарь на Григорианский.

Вообще, вся история с календарями и летоисчислением тянется в седую древность. От времени года очень сильно зависели крестьяне, которые занимались земледелием. Вот они первыми и начали пытаться систематизировать и упорядочивать время.

Больших значений в точности календарных вычислений добилась великая цивилизация Майя. Они точно определяли дни летнего и зимнего солнцестояния и могли просчитать время на несколько тысячелетий вперёд. Но мы не приняли их достижений, а переняли Римский (Юлианский) календарь.

Когда Рим был центром цивилизации и просвещения, в период правления Юлия Цезаря, когда государство было на пике развития – римский сенат принял решение о замене старого греческого календаря, в котором насчитывалось всего десять месяцев, на Юлианский, который Цезарь, по советам Египетских звездочётов, принял за наиболее удобный вариант. Дело в том, что летоисчислением в Риме занимались жрецы.

Началом года считался месяц март, названный в честь Марса (греческого бога плодородия). И раз в четыре года добавлялся дополнительный месяц мерцедоний. Во-первых, никто не знал, когда наступит конец мерцедония, во-вторых, уплата налогов и возвращение долгов слишком затягивалась в связи с добавочным месяцем.

Есть информация, что жрецы получали солидные дары и награды за отсрочку конца года. Вот как раз из-за нестабильности пополнения государственного бюджета (казны) и произошли коренные изменения.

Когда был введен в России Юлианский календарь

Это событие случилось в 1918 году. В этом году просто не было дат: 1, 2, 3 и т. д. до 13 февраля. Было 31 января, а на следующий день наступило 14 февраля.

Это делалось для сближения с Европой. Партийное руководство надеялось на всемирный коммунизм и старалось как можно ближе слиться с западом.

Какое сегодня число по старому стилю

С каждым столетием растёт разрыв между Григорианским и Юлианским календарями, если номер предыдущего столетия не делится с целым результатом на 4.

Например, с 1700 по 1800 года для определения даты события по новому стилю следует добавлять 11 дней, с 1800 по 1900 – 12 суток, а с 1900 по 2100 – 13. После 2100 года разрыв повысится ещё на один день и будет составлять 14 суток.

Разница между Юлианским и Григорианским календарями

Особого отличия в этих системах измерения времени нет, но православные христиане напрочь отказались от применения Григорианского календаря для определения дат праздников.

В 1923 году Советская власть оказывала сильное давление на святейшего Патриарха Тихона, но так и не смогла добиться от Церкви согласия на использование Григорианского календаря (нового стиля).

Как легко осуществить перевод дат с Юлианского на Григорианский календарь

Источник: https://achair-city.ru/molebny/ctaryj-i-novyj-stil-kalendarya-kogda-byl-vveden-yulianskij-kalendar-v-rossii-perevod-dat-na-grigorianskij-stil-letoischisleniya-v-rossii.html

Старый и новый стиль

Вопрос о разнице в календарях не относится к области догматики. И поэтому нередко задается вопрос о целесообразности сохранения старого стиля большинством православных. Действительно – так ли уж важно, в какой день что праздновать? А празднование Рождества и других праздников в один день всеми христианами разрешило бы многие вопросы, связанные и с отмечанием нового года, и с междуконфессиональными отношениями. Почему все – таки старый стиль?

Для начала — немного истории:

Юлианский календарь (старый стиль)

В 46 году до Р.Х. римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь провел реформу римского календаря, который был к тому времени весьма хаотичным и сложным. Речь идет, естественно, о солнечном календаре, т.е. о распределении солнечного года по календарным дням и месяцам.

Поскольку солнечный год не делится на ровное количество дней, то была принята система високосного года, которая «догоняет» длину солнечного года.

Продолжительность юлианского года составляет 365 дней и 6 часов. Но эта величина больше солнечного (тропического года) на 11 минут и 14 секунд. Поэтому за каждые 128 лет накапливались целые сутки.

Таким образом, Юлианский календарь не отличался большой астрономической точностью, но зато, и это было достоинством этого календаря, он отличался простотой и стройностью системы.

Григорианский календарь (новый стиль).

Итак, в «старом» календаре каждые 128 лет накапливались «лишние» сутки. Следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. На I Вселенском Соборе, который состоялся в 325 году, было принято решение о том, чтобы всеми Поместными церквами день Пасхи, Воскресения Христова, праздновался в один и тот же день. День весеннего равноденствия (который играет важную роль при вычислении дня празднования Пасхи) тогда приходился на 21 марта.

Но поскольку каждые 128 лет накапливалась ошибка в одни сутки, то реальное равноденствие стало наступать раньше. В 5-м веке момент равноденствия наступил уже 20 марта, затем 19-го, 18-го, и т.д.

Ко второй половине XVI ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Вот почему папа Римский Григорий XIII предпринял в 1582 году реформу календаря.

По его указанию день после четверга 4 октября предписывалось считать не 5, а 15 октября. Таким образом, день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта, где он и был во время I Вселенского (Никейского) Собора.

Но и Григорианский календарь не мог быть абсолютно точным, поскольку в принципе невозможно точное деление солнечного года на число дней. Нужны были дополнительные меры, чтобы не дать впредь уходить календарным дням вперед, а моменту весеннего равноденствия, соответственно, назад.

Для этого были введены не только високосные годы, но и, своего рода, НЕ-високосные столетия. Было решено, что те столетия, которые не делятся на 4 без остатка будут простыми, а не високосными, как это есть в календаре Юлианском. Т.е. столетия 1700, 1800, 1900, 2100 и так далее — простые, то есть в эти годы не происходит вставка дополнительного дня в феврале. А поэтому в этих столетия Юлианский календарь уходит еще на день вперед.

Так случилось, что к нашему времени накопилась разница между двумя календарями в 13 дней, которая увеличится еще на один день в 2100 году.

Почему Русская Православная Церковь живет по «старому стилю»?

Многие хронографы, математики и богословы (проф. В.В. Болотов, проф. Глубоковский, А.Н. Зелинский) не одобряли введения нового календаря – «истинного мучения для хронографов».

Переход на григорианский календарь приведет к тому, что в некоторые года Петровский пост исчезнет из календаря полностью.

Новый стиль значительно уступает юлианскому календарю и в литургической точности: ведь именно юлианский календарь согласован с Александрийской Пасхалией. Именно поэтому в некоторых поместных церквях богослужения пасхального круга (Пасха и переходящие праздники) совершаются по старому стилю, а неподвижные праздники – по – новому. Это, так называемый, греческий стиль.

Календарный вопрос, в первую очередь, связан с празднованием Пасхи.

«Пасха вычисляется одновременно по двум циклам: солнечному и лунному. Все календари (Юлианский, Ново-юлианский, Григорианский) говорят нам только о солнечном цикле. Но день Пасхи — праздник восходящий к Ветхому Завету. А календарь Ветхого Завета — лунный. Таким образом, церковная пасхалия есть не просто календарь, каким бы он ни был, а вычисления определенного дня по правилам, которые зависят и от солнечного, и от лунного циклов».

На Московском Совещании 1948 г .

было вынесено официальное постановление, касающееся календарной проблемы, согласно которому для всего православного мира обязательно совершать праздник Святой Пасхи только по старому (Юлианскому) стилю, согласно Александрийской пасхалии, а для неподвижных праздников каждая автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем, и наконец, клирики и миряне обязательно должны следовать календарю или стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают.

Источник: http://www.iakovlevskoe.ru/lectiones/295-styles

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Что такое трудолюбие определение

Закрыть