Скит что это такое

О староверах на нижегородчине: комаровский скит и скит новый шарпан

скит что это такое

Впервые слово «скит» я услышал тогда, когда начал заниматься кладоискательством. Сначала я не понимал вообще, что это такое, но многие копари очень любили бродить с металлоискателями в районе скитов, поэтому у меня сразу сложилось впечатление, что это были довольно богатые поселения. Позже я, конечно, разузнал, что это такое: скит — это своеобразное поселение, как правило, уединенное и монастырского типа.

Скажу сразу, местоположения их я раскрывать не буду, найти их довольно сложно. Но можно при желании. Поэтому те, кому это надо, сами найдут, это не секретная информация. Но, ещё раз, покататься и побродить на нашим полям-лесам мне пришлось порядочно.  Причем местные жители часто и сами не знают, что живут рядом с бывшими скитами — и это понятно — часто от них остается только ветхое кладбище, а то и просто пара голбцов да прудик.

Но гуляя по таким местам невольно ощущаешь чувство какой-то запредельной древности. Знаете, у меня такого не было даже внутри пирамид, а когда гулял по комаровскому кладбищу — было. Тут ты соприкасаешься со своей родной историей, уже далекой, но все ещё доступной. 

Ну все, хватит лирики, давайте немного окунемся в историю и посмотрим, что же осталось от прошлых центров старообрядчества в России.

На нижегородской земле было очень много скитов, и все они неразлучно связаны с таким событием XVII века, как раскол Русской православной церкви.

Я не ставлю цели подробно рассказать о причинах раскола, если кто-то этим заинтересовался, можно почитать многочисленную литературу и информацию в интернете — её довольно много.

Однако про сам раскол и его последствия я немного расскажу, чтоб вы представляли себе общую картину происходящего, без этого трудно будет полностью представить жизнь скитов до их разрушения. Я не историк и не религиовед, поэтому расскажу все «на пальцах».

Как известно, XVII век в России был веком, когда начала править новая династия царей — Романовы. После польской интервенции в стране царила разруха и хаос, государство практически заново строилось. В середине XVII века оно более менее поднялось с колен, разогнав оставшихся иностранцев и лжецарей.

На этом фоне в духовенстве появилась группа так называемых «боголюбцев», которые боролись как за чистоту нравов, так и за верховную власть церкви в обществе.

Среди них было много впоследствии известных людей — Неронов, будущий патриарх Никон, главный мыслитель старообрядчества Аввакум и  некоторые другие.

 Да, начинали они вместе и идеи у них были одинаковые, но немногим позже их взгляды разошлись — Никон, со временем приблизившийся к царю Алексею Михайловичу, был довольно властолюбивым человеком, мечтавшим о воцарении  православной державы — Руси как преемницы единственно правой веры  — византийской. Царь сначала поддержал эту идею,  призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы.

Однако греки сами давно отошли от византийской веры, как утверждают многие ученые, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой. Реформа была принята. Касалась она правки книг, богослужений, церковных обрядов и прочего. Все эти  реформы были приняты в 1650-1660 годах, когда Никон был поставлен патриархом Руси.

Именно эта реформа и вызвала раскол в церкви: те, кто не принимал новые книги и богослужения, назывались раскольниками. Фактически приверженцы старой веры были объявлены вне закона. Сам же Никон из-за своего характера, желания преобладания церкви над светской жизнью в стране очень скоро лишился сана и был сослан в монастырь. При пересылке из одного монастыря в другой бывший Патриарх скончался

После этого стали образовываться всевозможные деления на толки, основными были безпоповство и поповство. На самом деле эти толки тоже делились на огромное количество более мелких (нетовцы, федосеевцы, даниловцы, спасовцы и другие).

Разница их была в том, что безпоповцы не признавали священство, которое бало рукоположено после раскола, а поповцы — принимали, причем часто «беглых» священников от новой церкви.

Основным центром поповства был нижегородский край, а безпоповцы в основном проживали в северных областях страны.

Бывшие «коллеги» Никона были также сосланы в дальнюю ссылку на север. Большинство из них держали в темных землянках, пытали, морили голодом, но все равно такие люди, как Аввакум, и оттуда рассылали свои послания по всей Руси. Кстати, большинство из них до самой смерти надеялись, что царь отменит эти нововведения и восстановит старые порядки. Царь не отменил. Аввакума, как и многих других старообрядцев, казнили

До сих пор РПЦ служит по исправленным книгам и новым канонам, правда, сейчас Русская Православная Старообрядческая церковь не находится в гонении и любой человек может стать её прихожанином.

Но не всегда было так. При Алексее Михайловиче их пытали, казнили, выдирали ноздри  При Петре, в детстве сильно напуганном стрелецким бунтом (практически все стрельцы были приверженцами старой веры), их также выслеживали, облагали огромными дополнительными налогами (на бороды, на старорусскую одежду). Многие из старообрядческих толков даже считали его антихристом.

Особенно после так называемого «питиримого разоренья», когда патриарх Питирим прошелся по скитам и многие из них разрушил, выгоняя жителей по деревням, а то и загоняя в тюрьмы. Правда позже, когда Петр понял, что большинство крупных промышленников и купцов тоже старообрядцы и приносят неплохой доход казне, немного смягчился к ним.

Но все равно, до эпохи Екатерины II они были фактически вне закона.

Екатерина официально признала старообрядчество и даже насильно переселяла многие крупные заграничные поселения старообрядцев обратно в Россию (а за время гонений их за границей образовалось очень немало).

Вторым гонителем старообрядчества стал Николай I, который также посылал «разорять» керженецкие скиты, и не кого-то, а того самого Мельникова-Печерского, так хорошо описавшего быт и нравы старообрядческой среды в своих «В лесах» и «На горах»! Да, именно он, как бы казалось, любитель всей этой старины, заправлял николаевскими гонениями старообрядцев в нижегородской крае.

Почему именно нижегородский? Потому что, как я уже сказал, у нас, на реке Керженец, был центр поповства. Скиты тут появились еще до раскола, например, Смольяны, которые прошлым летом я так и не нашел.

Карта тех мест 1735 года

Сегодня я расскажу про два скита: самый крупный, Комаровский, и поменьше, Новый Шарпан

Основан скит был в конце XVII века неким Комаром — отсюда и название. Как и многие другие керженецкие скиты, был разрушен во время питиримого разоренья, но при Екатерине вновь отстроен. До московской чумы 1771 года про него практически никто не знал, но в этом году сюда пришли люди, сделавшие его знаменитым на всю Россию: Иона Курносый и Манефа Старая.

Кстати, именно Комаровский скит — одно из главных мест, где проходят события, описанные в книге Мельникова-Печерского «В лесах».

Фотография скита конца 19 века

Видите на заднем фоне те же ворота? Только тополя ещё молоденькие

Ну на первый раз это все, в следующий раз расскажу, если интересно, ещё про три скита, которые мне удалось найти в нашем заволжье.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое промысел божий

Антон «cheger» Афанасьев

Источник: https://ruvera.ru/articles/starovery_nijegorodchiny

Что такое скит

скит что это такое

Если говорить об общем значении этого понятия, скитом принято называть поселение монахов, расположенное в значительном отдалении от поселков и городов. В Православии скитом традиционно называют общежитие иноков, расположенное в некотором отдалении от монастыря.

Первые скиты

Первые скитские поселения зародились в одно время со становлением христианства как новой религии, они были первыми поселениями монахов. Первые христианские подвижники часто выбирали для жизни глухую, пустынную местность, чтобы мирские дела и заботы не становились преградой для самоотверженного служения Богу.

Скит святой Анны на горе Афон

Первые христиане часто подвергались гонениям, поэтому богослужения приходилось проводить в тайных храмах, а сами монахи и священнослужители жили в отдаленных местах. Распространение скитского движения тесно связано с возникновением отшельничества.

Важно! Понятие «скит» происходит от названия Скитской пустыни.

Именно первые скиты стали прообразом современных монастырей. В них сформировался уклад монашеской жизни, который позже стал основой жизненного уклада любой обители. Сейчас монастыри и скиты имеют некоторые различия. Например, монахи, живущие в скиту, берут на себя дополнительные обеты. К ним можно отнести обет затворничества, строгий пост, усиленное молитвенное правило.

Афонские скиты

На Афоне скитом называют отдельный монашеский поселок, подчиняющийся какому-то монастырю. Обычно такой поселок состоит из калив.

Интересно знать! Каливой на Афоне называют хижину, в которой живут монахи. Чаще всего в ней живет от трех до шести иноков. Каждая калива считается отдельной единицей и живет по собственному распорядку. Несколько калив, расположенных вместе, образуют скит.

Кроме того, на Афоне существует такое понятие, как общежительные скиты. По сути, они абсолютно ничем не отличаются от обычных монастырей, разве что они подчиняются одной из обителей.

Православные скиты России

Когда речь заходит о скитском движении в России, чаще всего это ассоциируется с аскетизмом и старообрядчеством.

Старообрядческие скиты возникли в России после того, как определенная часть духовенства не приняли церковную реформу, принятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян.

Старообрядческий скит в Челябинской области

В старообрядчестве скит был общепринятым названием. Так называли и маленькие монастыри, и большие монастырские поселения. Классическим примером такой обители можно считать Комаровский скит. Современники первых старообрядческих скитов описывают их как солидные строения.

Монастырское подворье состояло из нескольких келий общежительного типа, храмов и добротных хозяйственных построек. Часто все здания были соединены между собой тайными ходами. Однако скитские поселения далеко не всегда следует связывать со старообрядческим движением. Скиты часто основывали отшельники, стремившиеся к аскетическому образу жизни.

Важно знать! Под словом аскетизм в Православии обычно подразумевают строгий уклад жизни, сопряженный с добровольным отказом от различных бытовых и материальных благ.

Если говорить об отшельническом образе жизни, в первую очередь вспоминаются скиты Соловецких островов и острова Валаам.

Андреевский скит

Андреевский скит считается образцом классического древнерусского зодчества севера России. Впервые церковные постройки на этом месте возникли еще в XIV веке, со временем церковное подворье увеличивалось и расширялось.

Свято-Андреевский скит Соловецкого монастыря

В определенный исторический период скит выполнял функцию таможни — иноки проверяли иностранные суда, чтобы купцы не ввозили в Россию запрещенные товары, и чтобы в страну не въезжали люди, страдающие от заразных болезней. В советскую эпоху в скиту располагался штрафной изолятор для женщин. С начала 90-х годов прошлого века монашеская жизнь в обители была возобновлена.

Никольский скит

Монастырь был построен на острове Конд по приказу императора Николая II. Всего за 4 года на пустынном острове был построен большой храм и все монастырские постройки, было обустроено подворье, проведены хорошие дороги, были созданы все условия для ведения хозяйства. В Советское время монастырь был полностью разрушен.

Свято-Вознесенский скит

Монастырь был построен на Секирной горе. Изначально на вершине горы был построен одноглавый храм, который по совместительству был и маяком, указывающим путь морякам и рыболовам. В Советские времена в здании храма был штрафной изолятор, а у подножия горы производились расстрелы.

Свято-Вознесенский скит в Архангельской области

Богослужения в храме возобновились в 1992 году, а полноценная монашеская жизнь на острове была возобновлена в 2003 году.

Свято-Троицкий скит

Монастырь был построен на острове Анзер, куда удалялись отшельники для того, чтобы получить опыт пустынножительства. Позже здесь располагались солеварни и рыболовное хозяйство. С давних времен обитель была местом массового паломничества верующих.

Свято-Троицкий Анзерский скит в Архангельской области

Сергиевский скит

Поселение было основано на острове Большая Муксалма еще в XVI веке. Проживающие там иноки преимущественно занимались сельским хозяйством. После того, как к власти пришли большевики, монастырь находился в запустении, многие постройки обветшали или были разрушены. С 2003 года в монастыре начали селиться новые насельники. Недавно там начались реставрационные работы.

Скит Всех Святых

Скит Всех Святых — самое большое монастырское подворье на Валааме. Полагают, что он был построен на том месте, где ранее стояла келья Александра Свирского — там были построены храм, трапезная и шесть келейных зданий.

Скит Всех Святых Валаамского монастыря

Женщины могли попасть сюда лишь в престольные праздники в составе крестного хода. С 40-х годов работа монастыря была прекращена. В наши дни храмовый комплекс и монастырское хозяйство были полностью восстановлены.

Не менее известен и Воскресенский скит, расположенный на берегу Никоновской бухты, в том месте, где Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.

Серафимо-Знаменский скит

Обитель, расположенная на юге Подмосковья, известна всем христианам, как место, в котором действительно царит Вера, Надежда и истинная Любовь. Монастырь пережил множество испытаний и тяжкие времена, но сейчас духовная жизнь в его стенах возрождается.

Серафимо-Знаменский скит в Домодедово

Покровский скит

Скит расположен в глухом лесу Ленинградской области. Монахини, живущие в обители, научились совмещать служение Богу и социальную деятельность — они помогают людям, страдающим от наркозависимости.

Скит в честь Рождества святого Иоанна Предчети

скит что это такое

Определить языкАзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский АзербайджанскийАлбанскийАнглийскийАрабскийАрмянскийАфрикаансБаскскийБелорусскийБенгальскийБирманскийБолгарскийБоснийскийВаллийскийВенгерскийВьетнамскийГалисийскийГреческийГрузинскийГуджаратиДатскийЗулуИвритИгбоИдишИндонезийскийИрландскийИсландскийИспанскийИтальянскийЙорубаКазахскийКаннадаКаталанскийКитайский (Упр)Китайский (Трад)КорейскийКреольский (Гаити)КхмерскийЛаосскийЛатинскийЛатышскийЛитовскийМакедонскийМалагасийскийМалайскийМалайяламМальтийскийМаориМаратхиМонгольскийНемецкийНепалиНидерландскийНорвежскийПанджабиПерсидскийПольскийПортугальскийРумынскийРусскийСебуанскийСербскийСесотоСингальскийСловацкийСловенскийСомалиСуахилиСуданскийТагальскийТаджикскийТайскийТамильскийТелугуТурецкийУзбекскийУкраинскийУрдуФинскийФранцузскийХаусаХиндиХмонгХорватскийЧеваЧешскийШведскийЭсперантоЭстонскийЯванскийЯпонский

Звуковая функция ограничена 200 символами

Мы вконтакте

В гостях нашего скита журналист Наталья Рогова

(выдержка из статьи «Время и Люди» Арзамасская Правда №12 от 16.02.2018 г., фото автора)

Здесь вечный труд, молитва и покой

День, когда я посетила скит в Новой Слободе, выдался на радость слегка морозным и солнечным. Картина, которая открылась при въезде, завораживала своей красотой: на белоснежной поляне в окружении деревьев стоял деревянный храм, который своей верхушкой тянулся прямо в безоблачное голубое небо к золотистым лучам солнца.И вокруг, казалось бы, бесконечная тишина, но прервали ее гостеприимно встречающие меня насельницы да лай собак, которые чужаков здесь видят не часто.

Скит в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, который относится к Свято-Николаевскому женскому монастырю, мало кто из туристов посещает. Возможно, из-за плохих дорог, которые ведут в Новую Слободу. Хотя эта обитель Бога известна многим: мирские люди знают, что живут здесь люди монашествующие, у которых достаточно большое хозяйство, где в помощниках трудятся братья, что это скит, где пристанище и помощь могут найти нуждающиеся.

В свободную минуту насельницы читают душеполезную литературу

ГОСПОДЬ ПРИВЕЛ

В одной из религиозных книг я прочитала: «для преуспевших в молитве полезно быть в уединении, вдали от соблазнов, где меньше всякого рода попечений и больше возможностей посвятить себя Богу». Точно сказано, ведь именно в скиту вся жизнь пронизана богообщением. А для этого нужно укрепиться в вере, преодолеть грех в самом себе с помощью молитв, постов и трудов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как вступить в брак

И для шести насельниц, которые проживают здесь, это — не самоцель, это путь к стяжанию благодати Божией.
У каждой из них своя история о том, как они сюда попали. Но каждая говорит: «Господь привел». А привел он сестер из разных уголков страны: кроме арзамасских, нижегородских, есть насельницы из Москвы, Крыма.

А еще здесь во славу Божию работают и три трудницы, а также братья — люди хоть и мирские, но в храм ходят, посты соблюдают, причащаются (некрещенным сестры помогают подготовиться к таинству крещения) и, что немаловажно, помогают братья матушкам по хозяйству. Самой младшей, находящейся в скиту, сестре — 31 год, самой старшей — 71.

На вопрос, хотели бы они вернуться в мирскую жизнь, без раздумий отвечают: «Нет».

Богослужения в скиту совершаются раз в неделю, службы здесь проводят батюшки из монастыря. Монашествующие молятся обязательно утром и вечером, а кто-то ночью, как и полагается в данном случае отшельницам. На службе только насельницы, трудницы, братья, проживающие в скиту, и жители деревни (в основном пожилые).

В хозяйстве — коровы и бычки

СЫТНО, ТЕПЛО, УЮТНО

Надо сказать, что день насельниц проходит не только в молитвенных трудах. Их послушания в скиту связаны с хозяйственной деятельностью: кто-то трудится в трапезной, кто-то коров доит, кто-то вышивает. Монашествующие обрабатывают огород, имеют теплицы, где в основном выращивают огурцы, помидоры, перец.

В скиту есть своя ферма, где сегодня четыре дойные коровы, телочки и бычки (к лету ожидается пополнение кормилиц). Насельницы сами делают сметану, творог, сыр, в их хозяйстве также куры и коза.

Так что питаются насельницы и братья всем домашним и натуральным, даже постная пища со своих угодий по-особенному вкусная.

Братья помогают сестрам по хозяйству

Живут насельницы теплых домах, у каждой своя келья. При храме есть библиотека, а такими благами цивилизации, как телевизор, интернет, они не пользуются. Но что происходит в стране и мире знают от сестер Николаевского монастыря, а потому всегда молятся и за упокоение погибших в терактах и за мир между Россией и Украиной.

Созданы хорошие условия и для братьев: помимо того, что за труды их хорошо кормят, сестры в случае необходимости оказывают медицинскую помощь (лекарства сюда доставляются сестрами Николаевского монастыря). Живут мужчины на окраине в братском кирпичном доме.
Есть в скиту еще очень важные обитатели: кошки и собаки. Первые живут в теплом сарае, у вторых — у каждой своя будка. В общем, все в тепле и сытости.

 Для нас, людей мирских, молитва — это чаще прошение. На вопрос, что насельницы просят у Бога, услышала немудреный жизненный ответ: «Чтобы здоровье было в трудах жить, чтобы коровы не болели, чтобы помощников хватало в скиту». А ведь действительно, здесь не хватает рабочих рук. Только удивляешься, как уже немолодые насельницы все успевают делать. Видимо, действительно с Божьей помощью.

Братья в основном мужской работой занимаются, а вот по хозяйству требуются женские руки. Может потому здесь рады каждому, кто ищет молитвы и трудов во славу Божию.

«СОКРУШЕННОЕ И СМИРЕННОЕ СЕРДЦЕ»

В окрестностях Арзамаса, вблизи деревни Марьевки есть родник с целебной водой. За ней сюда едут из близлежащих населенных пунктов. Территория родника обустроена, здесь всегда чистота и порядок. А обеспечивают его именно насельницы скита из Новой Слободы, которые ухаживают за священной территорией.

 Общаясь с монашествующими, понимаешь, насколько истинная и глубокая их любовь ко всему тому, что их окружает, ко всему тому, что они делают. У них свои вечные ценности, которые известны каждому из нас, только далеко не все мы ценим, что имеем. Матушки дают напутствие — все есть, только живи, молись, соблюдай Божьи заповеди, не отчаивайся и иди вперед.

 А напоследок хочется сказать в целом о впечатлении, которое на меня произвел день, проведенный в скиту. Здесь дух безмолвия — ни суеты, ни шума, все звуки приглушенные: и шелест старого леса, и речь насельниц, и собственные шаги. Испытываешь ощущение радости от присутствия на намоленном месте, от благодарности к Всевышнему, который привел меня в этот святой скит.

А еще признательность к сестрам, которые меня здесь встретили, чьи молитвы обладают особой силой — силой покаяния, силой радости христианского и монашеского жительства, к которой они стремятся. «Сокрушенное и смиренное сердце, которое не уничижит Господь».

Архив

Архив Выберите месяц Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Июль 2015 Январь 2015 Апрель 2014 Март 2014 Ноябрь 2013 Май 2013 Июнь 2012 Апрель 2012 Июнь 2010 Апрель 2009

Подать требы онлайн

Уважаемые братья и сёстры! Спешим сообщить вам, требы (церковные записки) теперь можно подать в онлайн режиме ( У кого нету возможности посетить наш монастырь). 

Православный календарь

14 марта (1 марта ст.ст.)
Суббота 2-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших.
21 марта (8 марта ст.ст.)
Суббота 3-й седмицы Великого поста. Поминовение усопших.

Источник: https://nicola-arzamas.ru/skit-v-chest-rozhdestva-svyatogo-ioanna-predcheti.html

«Монахам нужны тишина и уединение»

Митрополит Феофан благословил строительство монашеского скита

В двадцати километрах от Раифского монастыря началось строительство скита, куда будут уезжать насельники обители, чтобы помолиться и пожить в уединении. В Казанской митрополии это первый прецедент, нужный и важный для монашеской жизни. И, как всегда, Раифская обитель выступает первой. Впрочем, скит — не единственная новость в Раифе. Подробности — в материале «Реального времени».

Как пояснил наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил, скит — одна из форм монашеской жизни, существующая с древних времен. «Монашество началось в Египте с отшельничества, основателем были Павел Фивейский и Антоний Великий, это были подвижники, которые жили отдельно друг от друга в пустыне», — рассказал игумен Гавриил. Кроме отшельничества, существуют еще две формы монашеской жизни — в скиту и в монастыре.

Устройство скитов — это обычная монастырская практика, она характерна, например, для московских обителей, где многолюдно и много паломников. Люди должны приезжать в обители и как паломники, и как туристы, это нормально. Но при этом насельникам обителей нужно уединение для молитв, для этого и устраиваются скиты.

«В принципе, Раифа так и начиналась, основатель обители старец Филарет, который постригался в монахи в Чудовом монастыре Москвы, затем перешел в Спасский, тоже искал уединения.

Поэтому он и пришел в Казань, а затем на берегу Раифского озера начал искать место, где можно поселиться. Он нашел такое место для созерцательной жизни.

Сейчас, когда Раифа стала для многих любимым духовным центром, мы получили благословение от митрополита Казанского и Татарстанского Феофана на строительство скита», — рассказал игумен Гавриил.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто причислен к лику святых

В пасхальные дни раифские монахи отслужили молебен Николаю Чудотворцу и совершили крестный ход на кладбище

«Мы приобрели небольшой участок земли»

Скит строится в 23 километрах от Раифской обители, почти на границе с Марий Эл. Совсем рядом — два марийских поселка. Это село Никольское, там есть небольшая часовня и православное кладбище.

В пасхальные дни раифские монахи отслужили молебен Николаю Чудотворцу и совершили крестный ход на кладбище. В округе много православных верующих, которые тоже приняли участие в богослужении.

Так что место, где будет стоять скит, с одной стороны — тихое и уединенное, а с другой — туда будут приходить верующие.

Раифские монахи будут жить в скиту по «вахтовому методу»: находиться в Раифе, потом на некоторое время уезжать в Никольское, сменяя друг друга — пожить в тишине, поработать, помолиться, почитать. Территория скита будет поделена на две зоны. На одну смогут попадать миряне, вторая, закрытая, только для монахов.

Игумен Гавриил рассказал, что в принятом недавно Священным Синодом документе «О монастырях и монашествующих» предусмотрено несколько видов проживания. Во-первых, для желающих предоставлять возможность проживания в скиту.

Во-вторых, во всех монастырях предусмотреть так называемую «братскую территорию», которую не посещают паломники. То есть часть монастырских территорий будут открыты только для братии обители.

Но в Раифе сделать такую территорию технически невозможно — с двух сторон монастырь окружает озеро, с третьей — пстройки спецучилища. Поэтому строительство скита — вопрос насущный.

«Нам поставлена задача владыкой Феофаном налаживать монашескую жизнь, а монашеская жизнь — это жизнь внутренняя. Поэтому и нужны тишина и уединение», — говорит игумен Гавриил.

В скиту предполагается небольшое подсобное хозяйство — теплица, огород. Уже есть небольшая пасека, 10 ульев, и к осени ждут первый мед

«Все будет в древнерусском стиле»

Участок земли под скит равен 10 гектарам. В Никольском всего 17 дворов, семь принадлежат очень пожилым местным жителям, остальные дачники. Место тихое и уединенное, на несколько километров в округе нет жилья — леса и поля.

Сейчас уже построено несколько временных домиков, где живут приезжающие монахи. Скоро вырастет забор — частокол в древнерусском стиле. Часовня в скиту маленькая — 3 на 4 метра, так что вот-вот начнется строительство деревянного храма. Церковь будет освящена в честь Николая Чудотворца. Храм будет напоминать Троицкую церковь на Свияжске. Начнется и строительство деревянного братского корпуса. Сруб храма планируется сделать зимой, он должен «выстояться» и дать усадку.

«Все будет деревянным, тем более, что рядом Марий Эл, там много древесины, и многие люди уже согласились нам помогать», — рассказывает игумен Гавриил.

Кроме этого, в скиту предполагается небольшое подсобное хозяйство — теплица, огород, среди послушников Раифской обители есть выпускник сельскохозяйственного вуза, который с удовольствием начал всем этим заниматься. Уже есть небольшая пасека, 10 ульев, и к осени ждут первый мед.

Финансирует строительство скита сам монастырь, и помогают неравнодушные люди, жертвуют и деньги, и стройматериалы.

Часовня в скиту маленькая — 3 на 4 метра, так что вот-вот начнется строительство деревянного храма

«Первый зал музея откроем в начале лета»

Еще одна из новостей — в начале лета откроются первый зал музея Раифской обители и смотровая площадка. Полностью музей откроется к 4 сентября, к престольному празднику обители — дню почитания Грузинской иконы Богородицы. Музей разместится в угловой левой башне со стороны озера.

На первом этаже, помимо артефактов, можно будет увидеть большой макет обители, пол первого зала будет выполнен в виде карты Татарстанской митрополии, а на потолке будут транслировать десятиминутный фильм о Раифе. Созданием музея занимается мастерская дизайна Сергея Насекина, научное руководство осуществляет Елена Карташева.

А на берегу озера, возле Дома паломника, совсем скоро откроется монастырское кафе, где на лоне природы можно будет недорого, но вкусно пообедать. Пища будет монастырская — овощи, рыба, пирожки, блины, чай с травами из вкусной раифской воды. Кстати, кафе насельники обители строят сами.

ОбществоКультураИстория Татарстан Татарстанская митрополия Казанская и Татарстанская епархия

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/139793-v-raifskom-monastyre-naselnikam-pomogut-pozhit-v-tishine

Повседневная жизнь Иоанно-Предтеченского скита Оптиной Пустыни

Круг богослужений в скиту начинается с Полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем — утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов. Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».

После ночной молитвы братия расходится по кельям для непродолжительного отдыха. Подъем в 8 утра. В 8.30 братия собирается в храме для прочтения утренних молитв, 3-го, 6-го часов и изобразительных. После этого скитяне приступают к исполнению послушаний.

Вечернее богослужение начинается в 17.00. Служится вечерня и малое повечерие, на котором вычитывается монашеское правило: три канона и акафист. По определенным дням поочередно читаются акафисты Божией Матери, Иоанну Предтече и оптинским старцам.

На всенощные бдения братия скита ходит молиться в монастырь. Божественная литургия в скиту совершается два раза в неделю — по вторникам и субботам. Этот порядок был установлен еще оптинскими старцами и утвержден в уставе скита.

Послушания

Послушания в скиту связаны с хозяйственной деятельностью насельников — они заготавливают дрова (кельи отапливаются дровами, а храмы углем), обрабатывают небольшой огород — выращивают картошку, кабачки, помидоры, фасоль, лук, чеснок.

  В скиту имеется одна теплица. Водопровод подведен только к трапезной. Также в скиту есть сад, занимающий почти всю территорию,  в нем посажены  в основном яблони, но произрастают и плодово-ягодные кустарники: смородина, малина, крыжовник и кизил.

За садом ухаживают братия-садовники.

Каждый из насельников один раз в неделю несет послушание трапезника: готовит ужин, моет посуду (обедать братия ходит в монастырь в 12.30).

На территории скита есть гостиница для паломников-мужчин, поэтому двое из братии несут послушания гостиничных.

Распорядок дня

После обеда до вечернего богослужения братия по череде читает Псалтирь по благотворителям. После повечерия — ужин, затем свободное время, которое братия проводит в чтении духовных поучений и творений святых отцов. В 21.00 скитский колокол возвещает час безмолвия. В это время перед сном братия упражняется в делании Иисусовой молитвы. Отбой бывает в 22.00–22.30.

Таков размеренный, подчиненный ритму молитвы и богослужения, исполнению послушаний, распорядок жизни скита. Непреложным правилом для братии является повседневная исповедь духовнику — отцу скитоначальнику и молитвенное исполнение оптинской пятисотницы.

Правила посещения скита паломниками

Скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья старца Амвросия, которую паломники могут посещать в определенное время. Четыре раза в год в скиту совершаются литургии, на которых могут присутствовать паломники, как их принято называть — «открытые». Такие дни есть в течение каждого времени года, они приурочены к большим праздникам.

Зимой это 20 января — престольный праздник Скита, весной — понедельник Светлой Седмицы, летом — 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; и, наконец, осенью — 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

При старцах открытая литургия совершалась только один раз в год, в день памяти старца Макария Оптинского, 7 сентября (при старце Иосифе этот обычай был отменен).

Преподобный Никон Оптинский писал о жизни братии: «Здесь у нас в скиту — рай земной. У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: «Коль возлюблена селения Твоя, Господи», — и воистину так».

Источник: https://www.optina.ru/history/skete/modern_life/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов