Рай какой он рай

Рай на земле. Где он был?

рай какой он рай

Эдемский сад. Ватиканский кодекс. XII век

Все мироздание содержит в себе многочисленные свидетельства Божественности своего происхождения. Важнейшим из них является трехсоставность (трихотомичность), отражающая Троичность Лиц Божества. Эта трехсоставность проявляется во всей Вселенной, во всей живой и неживой природе, в антропологии и, конечно же, в трихотомичности порядка, установленного Богом на земле.

В лаконичном и содержательном повествовании книги Бытие сказано, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Впоследствии слова «Едем» и «рай» стали почти тождественны. Но в первичном, библейском, значении Едем – это название местности, а рай – дивный Божественный сад на востоке Едема, в котором Господь поместил первых людей.

В этом райском саду наши прародители общались с Богом непосредственно и пребывали в полной гармонии творения и Творца – в райском блаженстве.

Существует устойчивая богословская точка зрения, согласно которой в таком мироустройстве также узнается трехсоставность: рай, Едем и весь остальной мир.

Позже, спустя почти три тысячелетия, в устройстве Иерусалимского Храма рай стал прообразом Святая Святых, Едем – святилища, а мир за пределами Едема – двора.

Эта же трехсоставность сохраняется и в устройстве нашего Новозаветного православного храма: рай – алтарь, Едем – трапеза (центральная часть храма, где и собираются молящиеся) и притвор, символизирующий внешний мир.

«Рай существует, но уже не на земле»

Лука Джордано. Изгнание из Рая

Райское блаженство прародителей длилось недолго. После грехопадения Господь изгнал их из Едема «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24) Изгнание из рая было началом тотального изменения во всей природе. Земля стала проклята и начала растить «терние и волчцы» (Быт. 3:17–18).

Можно сказать, что рай как место соединения мира видимого и невидимого, как место особого пребывания Божия, общения Господа с человеком с этого момента прекратил свое земное существование.

Таким образом, слово «рай» для православных христиан имеет два значения: метафизическое – как место блаженного пребывания праведников в Царстве Небесном и географическое, которого после изгнания Адама и Евы уже не существует. Вот и получается, что рай существует, но уже не на земле.

И сколько бы ни искал человек место бывшего географического положения рая, сколько бы ни был увлечен научным интересом, а то и простым любопытством, этот вопрос навсегда останется тайной. И если мы окажемся на месте бывшего Едема и даже рая, то никак его не сможем узнать – он ничем не отличается от окружающей территории.

Также нужно учитывать, что рай существовал на земле до Всемирного потопа. После потопа земной ландшафт существенно изменился.

За рамками компетенции науки

Источник: https://pravlife.org/ru/content/ray-na-zemle-gde-byl

Что такое рай? — Православный журнал

рай какой он рай

В Апостольском возвещении присутствует постоянная соотнесенность между настоящим и будущим, между путём и его завершением. Страшный суд Христов — событие, которое неизбежно ожидает нас с будущем, но в то же время это выбор, перед которым мы оказываемся здесь и сейчас — выбор между тьмой и светом, послушанием и противлением, выбор, которым мы становимся по ту или другую сторону.

Рай — это реальность, в которую верные войдут в будущем, но в то же время это реальность, которая уже присутствует в жизни христианина, и нам стоит подробнее рассмотреть, что это такое.

В обычном языке рай связывают с удовольствием — «райское наслаждение», как говорилось в рекламе какого-то шоколадного батончика. В раю будут удовольствия — и здоровые, естественные удовольствия нашего мира — добрая пища, тепло очага, ветер в волосах — могут указывать на рай.

Но не это главное. Люди, увы, могут получать удовольствие от гордыни и жестокости, и это уж точно не имеет ничего общего с раем. Иногда рай ассоциируется с очень красивой местностью — как иногда говорят «райский уголок» или «райская природа».

Это имеет под собой основания — и один из библейских образов рая — это образ сада. Но не это главное. Рай — это общество, семья, город; это Господь и Его святые.

Рай — это реальность в которой исцелена мучительная раздробленность падшего мира и между Богом и человеком, человеком и человеком, человеком и миром царит совершенная гармония.

Здесь мы принадлежим к падшему и разорванному миру, в котором человек человеку волк, и величайшая угроза для всякого — его ближний. К миру, где даже между членами одной семьи часто не бывает гармонии, где люди отчаянно ищут любви — и не находят её. Рай — это место совершенно любви, робкие отсветы которой иногда можно увидеть в счастливой семье или монашеской общине.

В самой могущественной из постхристианских ересей — коммунизме — была вера в светлое будущее, когда сама человеческая природа изменится, эгоизм, жадность, чёрствость и жестокость навсегда останутся в прошлом, люди будут вместе, в согласии и братской приязни трудиться над чем-то великом и прекрасным и познавать мир вокруг них. Конечно, коммунизм не выполнил своих обещаний — да и не мог, а если бы и выполнил, в этом светлом будущем люди продолжали бы умирать, и, ещё печальнее, те, кто умер до этого, никогда бы не увидели «эту пору прекрасную». Но в этом желании грядущего града ещё жил отсвет библейского обетования Небесного Иерусалима.

И вот наша вера говорит о том, что Небесный Иерусалим, город, где каждый лик сияет любовью Божией, реален — причём реален не только в будущем, но и сейчас. Если провести несколько рискованную аналогию (помня, что всякая аналогия относительна), можно обратиться к образу огромного корабля на орбите — через какое-то время он опустится на поверхность планеты, но он уже рядом, часть космонавтов уже находится на поверхности и за ними напряжённо следят их товарищи с орбиты.

Христиане, как говорит Господь, «не от мира сего», мы принадлежим миру грядущему, мы, в самом прямом смысле слова, пришельцы. Когда мы были, через Крещение, восприняты в Церковь, мы сделались гражданами Небесного Града.

У нас есть Отечество на небесах; там наш народ, нам наши родные, там наш Царь. Почитание святых в Православной Церкви подчёркивает эту реальность пребывающего над нами Града.

Как говорит святой Апостол Павел, «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19)

Пребывая на земле, странствуя по этой местности, поражённой катастрофой греха, мы принадлежим другому измерению реальности — раю. Мы граждане того города, где нет вражды, ненависти, злобы и лжи. Где все встречают друг друга с бесконечным ликованием.

В каком-то смысле мы чужие в этом мире. Но мы посланы именно в этот мир — быть свидетелями Господа, и жить в веке сем как граждане века грядущего, светить светом, исходящим оттуда, разговаривать на языке нашей Родины, держаться ее обычаев.

Это будет нелегко — между миром сим и миром грядущим есть конфликт. Господь предупреждает нас, что мы столкнёмся непониманием, насмешками, враждебностью, даже преследованиями. Ложь и злоба мира сего будут постоянно заявлять на нас свои претензии и приходить в ярость, когда мы будем их отклонять.

Но если мы Его, наша подлинная идентичность — там, в раю, в нашем небесном граде. Входя под своды храма, мы оказываемся в раю.

Рай

На анонсе фрагмент картины Микалюса Чюрлёниса «Рай»

Источник: https://foma.ru/chto-takoy-ray.html

«Раю мой, Раю!»

рай какой он рай

В последнее воскресенье перед началом Великого поста Православная Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая за непослушание и невоздержание. Это событие святые отцы установили, «чтобы на деле показать, сколь полезно человеческой природе лекарство поста и сколь велик, напротив, пресыщения и ослушания позор».

За дверьми Рая

Сегодня это событие, произошедшее на заре человеческой истории, кажется настолько далеким, что воспринимается некоторыми людьми как мифологическое или сказочное. Однако изгнание наших прародителей из Рая стало событием вселенского масштаба, полностью изменившим ход мировой истории.

Из Книги Бытия нам известно, что Эдемский змей соблазнил Еву вкусить плод с дерева познания добра и зла, откуда Бог запрещал им есть плоды: И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт.

3, 4–5).

Поддавшись соблазну, Ева сорвала с дерева плод, откусила сама и дала Адаму. Так первые люди узнали о добре и зле, увидели себя нагими и познали стыд.

Всем известны те страшные слова, которые сказал Господь тогда Адаму: За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей .

В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 17, 19).

Как следствие нарушения заповеди Божией, женщина была обречена рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица. Господь изгнал из Эдема Адама и Еву, а чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

Но Бог не оставил свое создание — сразу после грехопадения первых людей Он прикровенно сообщает им радостную весть о том, что в мир, испорченный человеком, придет Спаситель.

Последствия грехопадения

«У преддверия светлого, животворящего поста мы вспоминаем изгнание Адамово из рая, трагический момент, когда человек разобщился с Богом, потерял животворящее единство с Ним и остался один на земле повернувшись спиной к Богу, человек оказался без Бога, и ничего не осталось ему, как только умереть, потому что только в Боге, только в живом общении с Ним — та жизнь, которой ничто не может отнять, Божественная жизнь, бьющая ключом в человеке. Мы вспоминаем этот день, и как бы глубоко мы ни вдумывались в это страшное событие, когда в лице Адама всё человечество осиротело страшным, смертоносным сиротством, мы всё же не можем так его пережить, как пережил человек, который до того всецело жил с Богом, всецело с Ним общался, для которого Бог был жизнью, и радостью, и Раем», — пишет митрополит Антоний Сурожский.

«Мы, как чада Адама, его потомки, вместе с ним разделяем то бедствие, которое претерпел он. Будучи создан по образу Божию и помещенный в Рай сладости, он утратил этот образ.

Не совсем, но образ этот затмился из-за того, что он нарушил волю Божию, то есть совершил преступление против Бога, и вместо Рая обрел вот ту землю, на которой мы теперь вынуждены жить. Земля, которая полна немилосердия, злобы, непрощения — всяческого зла.

И каждый из нас это испытывает на собственной жизни ежедневно, ежечасно, если не ежесекундно», — говорил в своих проповедях архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

Размышляя о первородном грехе, преподобный Иустин (Попович) замечает: «Происхождение зла и греха сокрыто в диаволе; поэтому не только первый, но и, в сущности, всякий человеческий грех ведет начало от диавола как творца всех зол; между грешниками и диаволом существует некое таинственное „генетическое” родство, поэтому богодухновенный апостол и говорит: Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3, 8)». Согласившись на диалог с врагом рода человеческого, Ева делает возможным и само падение. Вот почему многие святые отцы подчеркивают, что нельзя обдумывать и даже обращать внимания на злые помыслы.

Каждое грехопадение потенциально содержит в себе наказание. Не Бог наказывает человека, в самом грехе заложено страдание и семя нравственной и физической гибели. Это также хорошо видно из 3 главы Книги Бытия. Прежде чем Господь выносит суд за грехопадение, уже вступает в действие его первое последствие: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт.

3, 7). «Обыкновенное действие стыда есть желание скрываться, но сие желание свойственно делам тьмы, а не делам света.

Из сего видно, что нагота первых человеков есть такое состояние, в котором они, ходя во свете и истине, ничего не имели скрывать от Бога и своей совести; что наша одежда есть памятник грехопадения; стыдливость — род покаяния, а бесстыдство — нераскаянности и закоснения», — рассуждает об этом святитель Филарет Московский.

Далее мы читаем: И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт. 3, 21).

В этом и указание на необходимость для падшего человека прикрывать свою наготу от других людей, и констатация того факта, что человек лишился покрова Божественной благодати, которая есть следствие соединенности со Творцом.

Кожаные одежды также духовно толкуются как дебелость плоти и неспособность человека общаться с духовным миром. Эта огражденность его от общения с духовным миром на самом деле благодетельна для человека, потому что открытое столкновение человека с миром духовным для него бывает труднопереносимо.

Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что прежде люди не были наги в нашем смысле, они были одеты, но одеты не вещественной одеждой, а благодатью. От них исходили лучи света, которые являлись самым дивным и прекрасным одеянием.

Он говорит, что нельзя сказать, будто солнце голое, солнце нагое. Солнце одето нимбом своих лучей. Так люди, имея в себе благодать Духа Святаго, были окружены ею не только невидимо, но и видимо. Их тела светились, подобно солнцу.

И вот этот свет погас, и увидел Адам наготу свою и своей жены.

Почему же пребывание в Раю становилось для первых людей далее невозможным? На этот вопрос отвечает преподобный Иустин (Попович): «Человеколюбивый Господь изгнал наших прародителей из Рая, чтобы они, вкушая плоды с дерева жизни, не пребыли бессмертными в грехах и скорбях».

«Изгнание из Рая» в искусстве

Изображения Адама и Евы встречаются в раннехристианском искусстве — фрески катакомб, рельефы саркофагов, в Средневековье — книжная миниатюра, пластика, рельефы бронзовой двери храма святого Михаила в Хильдесхайме, скульптурный декор соборов — портал «Врата Адама» в Бамбергском соборе.

Этот сюжет можно найти в клеймах икон на ветхозаветные сюжеты, например, иконе Архангела Михаила и Троицы Ветхозаветной, а также во фресковых циклах соборов.

Первое произведение средневековой европейской драматургии, действие которого посвящено жизни Адама и Евы, — англо-нормандское «Действо об Адаме» (середина XII века). Эта тема входила во многие средневековые мистерии.

Среди драматических произведений XVI века — «Трагедия о сотворении Адама и изгнании его из Рая» Г. Сакса, «Адам и Ева» Я. Руофа. Наиболее значительные произведения XVII века — трагедии «Адам» Джорджа Андреини и «Адам в изгнании» И. Ван ден Вондела, особенно поэма Джона Мильтона «Потерянный рай» и драма И. Я. Бодмера «Смерть первого человека».

Время обновления

Мы видим, что вновь и вновь с человеком происходит то, что произошло с Адамом, — он оказывается за дверьми Рая.

Но если мы приносим покаяние и пересматриваем свою жизнь, Господь возвращает нам Рай — через Божественную литургию, через Церковь и через весь окружающий нас мир. Именно поэтому на пороге Святой Четыредесятницы Православная Церковь вспоминает плач Адамов.

Это плач того, кто лишен самого главного своего сокровища — быть похожим на Бога. И предлагает нам это сокровище вернуть — пойти путем поста и покаяния.

Подготовила Наталия Комиссарова

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/916

Рай — Ган Эден

Эдемский сад

Рай — место духовного наслаждения, куда человеческая душа попадает после смерти человека или в конце дней. Это — награда за исполнение заповедей и совершение правильных действий.

Рай — место реализации главного Б-жественного замысла — даровать вечное благо Своим творениям. Согласно этому замыслу, добро не должно достаться человеку даром, оно должно быть наградой за исполнение воли Творца с помощью подчинения своего дурного начала. Инструментом же для достижения духовной награды является изучение Торы, исполнение заповедей и добрые дела.

Согласно Традиции, существует несколько «пространств» или «миров», предназначенных для получения награды, — это Ган-Эден, Мир душ и Будущий мир. Но функции их различны.

Согласно большинству мнений, в Ган-Эдене и Мире душ человек получает не «окончательную» награду, а только «промежуточную». Свою полную награду он получает лишь в Будущем мире.

Название []

На иврите Рай называют «Ган-Эден»(«Сад Эдемский»), так он назван в книге Берешит (2:8-3:24). Существуют также такие названия, как «Олам а-Ба» (ивр. «Будущий мир», «Грядущий мир») и «Олам а-Нэшамот» («Мир душ»).

Различными названиями обозначены различные духовные явления.

Мудрецы Талмуда образно называют Рай «Трапезой», иногда — «Высотами» («Маром», см. Сукка 45 б), а иногда — «Небесной Ешивой» (см. Бава Меция 85 б). Наиболее употребительное название — «Будущий мир».

Какая награда ожидает человека в Раю? []

Награда за исполнение заповедей — это духовное наслаждение: постижение Творца и присоединение («приклеивание») к Его мудрости. Все описания, приводимые мудрецами Талмуда (их слова о роскошных пирах и т. п.), являются лишь образными иносказаниями.

Максимально доступно представление иудаизма о награде изложил Рамбам в своем труде «Мишне Тора»:

«Сказали наши Мудрецы: “Нет в Будущем мире ни еды, ни питья, ни супружеских отношений, а только праведники сидят, венцы их — на головах их, и наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия”.

“Праведники сидят” — это образное выражение, показывающее, что их души пребывают там, не утруждаясь и не испытывая усталости А слова “наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия” означают, что они знают и постигают сущность Святого, благословен Он, так, как не могли бы постичь, находясь в теле, презренном и бренном».

И еще пишет Рамбам («Ильхот Тшува» 8:7): «Мудрецы древности уже дали нам понять, что человек (при жизни) неспособен ясно постичь благо Будущего мира и никто не ведает его величия и великолепия, кроме Святого, благословен Он».

Рай в Торе, в книгах Пророков и Писаний []

В Танахе и в Тегилим (Псалмах) Раю дано множество разных названий

О существовании высшей награды после смерти мы знаем из книг Пророков и Устной Традиции. Мудрецы также указывают несколько стихов в Пятикнижии, содержащих намек на высшую награду после смерти. Один из этих стихов — «чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои» (Дварим 22:7).

Мудрецы обратили внимание на слова, кажущиеся «лишними»: ведь «хорошо» подразумевает и долголетие? Надо знать, что язык Торы краток и точен, там не может быть повторений просто «ради красоты стиля», не несущих специального смысла.

Мудрецы истолковали эти «лишние» слова так: «“Чтобы было тебе хорошо” — в этом мире, “и продлились дни твои” — в будущем мире» (Кидушин 39 б).

В Танахе, и, в особенности, в Тэилим (Псалмах), Раю дано множество иносказательных названий, например: «Ар а-Шем» («Гора Б-га», см. Тэилим 24:3), «Мэком Кодшо» («Место святости Его», см. там же), «Дэрэх а-Кодэш» («Святой путь», см.

Тэилим 77:14), «Хацерот а-Шем» («Дворы Б-га», см. Тэилим 84:3), «Оэль а-Шем» («Шатер Б-га», см. Тэилим 15:1), «Бейт а-Шем» («Дом Б-га»), «Шаар а-Шем» («Врата Б-га»), «Эрэц» («Земля», см. Йешая 60:21) и др. (см.

Рамбам, «Ильхот Тшува» 8:4).

А еще он называется «Црор а-Хаим» («узел жизни», «связка жизни»), как сказано: «да будет душа господина моего завязана в узле жизни у Господа» (Шмуэлъ I 25:29). (Поэтому на надгробиях пишут буквы ת.נ.צ.ב.

ה — аббревиатуру слов «Да будет душа его/её завязана в узле жизни», т. е. пожелание, чтобы душа умершего оказалась в Раю). Рамбан поясняет, что «Црор а-Хаим» — наивысший духовный уровень, которого может достичь душа в Мире душ (см.

такжеРабейну Бахье к Берешит 1:14).

Что такое Ган-Эден? []

Согласно мнению Рамбама, Ган-Эден — плодородное место на земле, изобилующее прекрасными водными источниками и растительностью. Где находится этот Сад, нам будет открыто после прихода Машиаха.

Рамбан же считает, что существует два Ган-Эдена, духовный и физический. Физический — это реальное место на Земле, о нем идет речь в главе Берешит (см. «Врата воздаяния. О Рае», п. 80). Кроме материальной красоты, земной Ган-Эден обладает особым духовным свойством: в нём возможно созерцать Б-жественные видения и постичь Творца в большей мере, чем в любой другой части мира.

Но есть и духовный Ган-Эден, который именуется также Миром душ. Душа попадает туда после смерти человека и пребывает там до наступления Грядущего мира — мира после прихода Машиаха.

На языке каббалистов физический, земной Ган-Эден называется «нижним», а духовный — «высшим».

Приводят слова Аризаля («Рав Поалим» 2, 1; см. также «Эц а-Хаим», «Шаар Циюр а-Оламот» 3) о том, что даже нижний Ган-Эден не является полностью физическим. Согласно Аризалю, нижний Ган-Эден сотворен из тонкой материи и «практически не касается земли». Праведники пребывают в нем, облаченные в идеальные тела из такой же тонкой материи.

Назначение нижнего Ган-Эдена []

Согласно мнению Рамбана, земной Ган-Эден служит местом постижения Творца в первый год после смерти человека, поскольку в этот период душа еще склонна к земному восприятию и не достигает уровня, на котором можно полностью переключиться на духовное восприятие Творца.

Так Рамбан объясняет высказывание мудрецов (Шабат 152 б): «До двенадцати месяцев (после смерти) тело продолжает существовать, а душа поднимается и опускается. Через двенадцать месяцев тело перестает существовать, а душа поднимается — и больше не опускается».

Согласно Рамбану, «поднимается» означает «переходит к чисто духовному постижению Творца», а «опускается» — постигает Творца на уровне земного восприятия — как тогда, когда душа была облачена в тело. Через год душа окончательно отходит от связи с физическим миром и перемещается в духовный Ган-Эден.

Земной Ган-Эден также будет местом материальной наградой людям после воскрешения мертвых.

Назначение высшего Ган-Эдена []

Как ясно из слов Рамбана, в высший Ган-Эден душа попадает через двенадцать месяцев после смерти человека и после очищения в Геиноме (Аду). Высший Ган-Эден — место предварительной награды, где душа пребывает до наступления Грядущего мира, который ознаменуется воскрешением мертвых и воссоединением души с новым, перерождённым телом.

Что такое Будущий мир? (Мнения Рамбама и Рамбана) []

По Рамбану после смерти душа получает
«промежуточную» награду, место которой — Ган-Эден

Согласно всем мнениям, местом окончательной награды за исполнение заповедей станет Будущий мир, на языке мудрецов «Олам а-Ба». Однако мнения Рамбама и Рамбана о том, что представляет собой этот мир и на каком этапе душа туда попадает, расходятся.

По мнению Рамбама, Будущий мир является абсолютно духовным, он существует параллельно нашему физическому миру. В этот мир душа попадает сразу после смерти и получает награду только в духовном «облачении». В дни Машиаха, когда будут воскрешены мертвые, душа вновь соединится с телом и, прожив новую жизнь, вернется в духовный мир, где будет награждена и за заслуги второй жизни.

А по Рамбану, Будущий мир — это перерожденный физический мир, время которого наступит после воскрешения мертвых. В этом мире люди будут вечно наслаждаться постижением Создателя, но в телесном «облачении».

Согласно Рамбану, вновь соединившись с телом, душа сможет достичь гораздо более высокого уровня постижения, чем в нематериальном состоянии. А после смерти душа получает «промежуточную» награду, место которой — Мир Душ или Ган-Эден.

Там она пребывает, пока не наступит время абсолютной награды — после воскрешения мертвых в Будущем мире.

Каббалистическая традиция подтверждает мнение Рамбана (см., например:а-Шла а-Кадош, «Бейт Давид» 16:2;Рамхаль, «Дерех а-Шем» 1, 3:11).

Где находится Рай? []

Из-за распространенных представлений часто возникает ошибочное впечатление, что Рай находится где-то «у» или «на Небе». Так многие «автоматически» и ощущали: Рай — он где-то в облаках. И Ад автоматически представляли внизу, в недрах земли.

На самом деле, познакомившись ближе с понятиями, которыми оперировали мудрецы и Писание, легко понять, что «Небеса» — образное иносказание, обозначающее высшую духовную сферу, недоступную человеческому постижению. Подобно этому, в Торе деяния Создателя описываются с помощью слов и образов, которые «применимы» только к человеку.

Это необходимо для того, чтобы передать определенное трансцендентное содержание человеческим языком, дать нам представление о нем.

По сути, как ясно из труда Рамбана, высший Ган-Эден — это не место и не духовное пространство, куда «помещают» и откуда «изгоняют». Ган Эден — это определенные уровни постижения Творца, и такое постижение приносит душе наслаждение. Но чтобы облегчить нам восприятие, мудрецы говорили о нем как об определенном месте, придавая ему «физические характеристики».

Нижний Ган-Эден, как нам известно из главы Берешит, закрыт от нас, его местоположении никому неизвестно. От имени Аризаля приводят следующее («Рав Поалим» 2:1): «Нижний Ган-Эден — это центральная точка на экваторе, южнее Эрэц-Исраэль, и земля Ган-Эдена — не как наша земля, а очень тонкая материя. И он отделен от нашей земли, практически ее не касается»

Кому полагается место в Раю? []

Пишет Рамбам («Ильхот Тшува» 3:13): «У всех евреев есть доля в Будущем мире, хотя они грешат, как сказано: “А народ твой — все праведники, навсегда унаследуют землю” (Йешая 60:21); “земля” в данном случае — иносказание, подразумевается “земля вечной жизни”, то есть Будущий мир».

Прежде, чем попасть в рай, душа человека должна пройти духовное очищение в Геиноме (Аду).

Рамбам пишет (там же): «И у благочестивых людей из других народов есть доля в Будущем мире».

У кого нет доли в будущем мире? []

Рамбам («Ильхот Тшува» 3) перечисляет 24 категории людей, у которых нет доли в Будущем мире.

Вот некоторые из них: атеисты; язычники, отрицающие Тору; отрицающие воскрешение мертвых; отрицающие приход Машиаха; вероотступники; грешащие нагло на виду у всех; наводящие ужас на общество не ради Небес; убийцы; злоязычники и т. д. (см. там 3:13).

Как удостоиться награды в Раю? []

Главным инструментом для достижения райской награды является исполнение заповедей и совершение правильных действий, как сказано: «чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои» (Дварим 22:7) — «“Чтобы было тебе хорошо” — в этом мире, “и продлились дни твои” — в будущем мире» (Кидушин 39 б).

Ни один поступок человека не скрыт от
Всевышнего и за все есть награда или наказание

Неевреи получают эту награду за выполнение семи заповедей потомков Ноаха и нравственный образ жизни.

Награда за исполнение заповеди прямо пропорциональна физическим и моральным усилиям, приложенным к ее выполнению, а также страданиям, если человеку пришлось перенести их, чтобы выполнить эту заповедь.

Один из основополагающих принципов иудаизма гласит: ни один поступок человека, как правильный, так и неправильный, не скрыт от Всевышнего. И за каждое доброе дело, даже самое малое, полагается бесконечная награда в духовном мире.

Полезные материалы:

Cтатьи о Рае (Ган Эдене) и Аде (Геиноме) на нашем сайте:

Река, текущая из Эдена

О Рае (Ган Эдене)

О Геиноме

Рамбам о Геиноме

Иудаизм и Ислам. Свобода воли, Воздаяние Б-жье, Рай и Ад

Грядущий Великий суд

Рай и ад

Рамбам о Будущем мире

Источник: https://toldot.ru/raj.html

Рай

Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки.

Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей.

Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь.

Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.

Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.

Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании.

И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются.

Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.

Итак, для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно иметь веру и быть готовым ко встрече именно с тем Богом, который в этом Царствии является Царем. Чтобы ты Его узнал и Он узнал тебя, чтобы ты был готов ко встрече именно с Ним.

Далее. Для спасения важно внутреннее нравственное состояние человека. Понимание «этики», как исключительно сферы межчеловеческих отношений, особенно ─ в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнеса, политики, семейных, корпоративных отношений ─ это очень усеченное понимание этики. Нравственность имеет прямое отношение к тому, что происходит внутри тебя, и именно такое измерение нравственности задает Нагорная проповедь Христа Спасителя.

Господь говорит не только о тех внешних нормах, формальных нормах ветхозаветного закона, которые были даны древним. Он говорит о состоянии человеческой души. «Блаженны чистые сердцем» ─ блаженны именно те, кто внутри себя не имеют грязи, не имеют побуждений к пороку, не имеют стремления творить грех.

И это состояние души Он оценивает так же строго, не менее строго, как и внешние поступки человека. Богочеловек Господь Иисус Христос дает новые заповеди, никак не вместимые в рамки житейской морали. Он дает их как совершенно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, то есть объявлению их относительными.

Это безусловный императив, из которого следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство.

Спаситель однозначно, решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятву небом или землею, противление злу, совершенному против тебя самого, показное творение милостыни, молитвы и поста, получение соответствующей моральной награды от людей ─ все те вещи, которые с точки зрения светской этики нормальны и естественны.

Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами. Очевидно, что такие нравственные мерки не применимы для обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. Ни с какой мерой зла не может смириться истинный христианин, и Господь запрещает это делать. Он говорит о том, что любое греховное движение души ─ это путь в сторону от Царства Небесного.

Господь говорит и о том, что вера, нравственное состояние человека не может не выражаться в том, что он делает. Мы знаем слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Точно так же и порочное состояние человека выражается в злых делах. Мы не приобретаем себе неотменимых заслуг своими добрыми делами, как об этом говорит католический юридизм.

Формально сделанное доброе дело, имеющее выражение в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и так далее, не обеспечивает человеку спасение само по себе. Важно, с каким намерением ты делаешь это дело. Но человек, по-настоящему верующий, не может отказываться от помощи ближнему, не может пройти мимо страданий человека, нуждающегося в помощи.

И Господь говорит о том, что стандарты, заданные Им в области, в том числе, добрых дел, должны многократно превосходить стандарты, данные для ветхозаветного мира. Вот Его слова: «Говорю вам, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное».

Что такое праведность книжников и фарисеев? Это праведность лучших людей общества, живущего без Божией благодати, общества, живущего по житейским законам, по законам компромисса со злом, по законам падшего человеческого естества. Книжники и фарисеи ─ это не исчадия ада, это нравственные авторитеты общества, жившего по законам ветхозаветной морали.

Это люди умные, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам, считающие себя вправе обличать отступников от той самой житейской морали народа или семьи. Это не мытари, которые собирали оккупационный налог, это не блудницы ─ проститутки, не пьяницы, не бродяги. Это, говоря современным языком, классические «приличные люди». Фарисеи ─ это те моральные авторитеты мира сего, которые на нашем телеэкране подаются как самые достойные люди. Именно их праведность должен превзойти христианин, потому что эта праведность недостаточна для спасения.

Очевидно, что Господь не считает большинством людей, входящих в Божие царство. Он говорит: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Мы веруем и всегда будем веровать в милосердие Божие к каждому человеку, даже к грешнику, даже к преступнику, даже к не раскаивающемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал о том, что мы будем обсуждать в Церкви возможные формы молитв о самоубийцах.

Это не будут те самые формулы молитв, которые идут при обычном отпевании или при обычной панихиде, когда мы поем: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». Это будет особая молитва. Может быть, мы будем просить о том, чтобы Господь принял душу человека, проявил к нему милосердие. И мы веруем в милость Божию к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение в Его Царство ─ это особый дар, который, как совершенно ясно говорит Господь, не принадлежит большинству людей.

Господь Иисус Христос предостерегает людей от увлечения обывательским образом жизни, Он предлагает Своим апостолам, Своим последователям образ жизни иной, говоря при этом, что не всякий может его вместить, но об опасности обывательского существования Он явно предостерегает.

Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой общественной или моральной элитой. Царствие Божие открыто любому человеку, вне зависимости от образовательного или интеллектуального уровня.

Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от праведности книжников и фарисеев, почитавшейся в мирской среде или в ветхозаветной среде как наивысшее достижение.

Нравственный идеал, который дан нам Господом Иисусом Христом, очень радикален. Он не исполним человеческими силами. После того, как Господь отвечает человеку, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие, апостолы Его спрашивают: «Кто же может спастись?».

Он отвечает, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Высокая нравственная планка, заданная в Нагорной проповеди, недостижима человеческими силами. Нравственные требования в Евангелии представляют собой не просто систему запретов, исполнить которые может человеческая воля.

Они настолько высоки, что никакая воля не способна их исполнить.

Да, воспитание и внешние ограничения важны, но они одни не способны привести человека к достижению нравственного идеала, а, значит, и к спасению. Скорее, важен свободный выбор личности, позволяющей Богу действовать в ней, в душе, в сердце человека.

Христианская этика говорит, прежде всего, не об укреплении воли, не о самосовершенствовании, не о принуждении к деланию добра, а о действии на человека благодати Божией, преображающей человека настолько, что сами мысли о грехе становятся невозможны. Без действия Божия, без Таинств Церкви человек не может стать нравственным в том смысле, который заложен в Нагорной проповеди.

Да, мы должны в синергии с Богом трудиться над собой, делать добрые дела, противостоять греху. Но решающим в нравственном совершенствовании личности является действие не человека, но Бога. И понимание этого радикально отличает христианскую этику от других этических систем.

Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Описание Рая

Рай в Шариатской терминологии  – это Вечная обитель, которую Аллах приготовил для праведных рабов.

Прежде чем мы начнем описание Рая, приведём некоторые аяты и хадисы о том,  для кого уготован Рай, и что вообще говорится о Рае в Книге Аллаха и сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал:

 وَقُلْنَا يَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ

Смысл: «Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой» (аль-Бакара, аят 35). А другом аяте сказано:

وَالَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ أُولَئِكَ أَصْحَابُ الْجَنَّةِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

Смысл: «А те, которые уверовали и совершали благие деяния будут из обитателей Рая.  Они вечно пребудут там» (аль-Бакара, аят 82). Также сказано:

وَاللَّهُ يَدْعُوَ إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ

Смысл: «Аллах зовет вас в рай и к прощению со Своего соизволения и разъясняет Свои аяты людям, — может быть, они поразмыслят» (аль-Бакара, аят 221). В этих и многих других аятах упоминается о Рае, что является неопровержимым фактом для людей.

Самое большое счастье верующего и предел его мечтаний – достичь довольства Аллаха, всю жизнь мусульманин обязан соблюдать предписания Всевышнего  и Его Посланника. Итогом же праведного пути верующего будет достижение блаженного Рая, который Аллах уготовил за старание своих рабам, как в Коране сказано:

 أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

Смысл: «Аллах приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это- великое преуспеяние» (сура ат-Тавба, аят 89). Этот аят обещает Рай тем, кто был покорен Аллаху и Его Посланнику.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаха) сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах говорит:

أعددت لعبادي الصالحين ما لا عين رأت، ولا أذن سمعت، ولا خطر على قلب

Смысл: «Я приготовил для Моих праведных рабов то, что никогда они не видели и никогда не слышали, и даже в мыслях не могли представить (из благ)» (Имам Ахмад, аль-Бухари, Муслим).

Самый бедный человек в Раю будет иметь в десять раз больше, чем самый богатый человек этого мира, как говорится в хадисе, который передал имам Муслим от аль-Мугыра ибн  Шуба (да будет доволен им Аллах).

В рай можно достичь только по милости Аллаха, однако милость Аллаха нужно заработать подчинением Аллаху и Его Посланнику, как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение):

 لَنْ يُدْخِلَ أَحَدًا عَمَلُهُ الْجَنَّةَ قَالُوا : وَلاَ أَنْتَ يَا رَسُولَ اللَّهِ ؟ قَالَ : لاَ ، وَلاَ أَنَا ، إِلاَّ أَنْ يَتَغَمَّدَنِي اللهُ بِفَضْلٍ وَرَحْمَةٍ

Смысл: «Ни один из вас не войдет в рай из-за благих деяний» Его спросили: «Даже ты, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Да, даже я, кроме как по милости и щедрости  Аллаха ко мне» (имам Муслим). Конечно, это не говорит о том, что не нужно совершать благих дел, ведь милость Аллаха  достигается благими делами и выполнением возложенного Аллахом. В Коране сказано:

 وَنُودُواْ أَن تِلْكُمُ الْجَنَّةُ أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ

Смысл: «Им будет возвещено: «Вот вам Рай, который вы унаследовали за то, что совершили»» (аль-Араф, аят 43).

Как описал Пророк (мир ему и благословение) Рай.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллаха) рассказал, что однажды спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение):

 قلت يا رسول الله ممّ الله خلق ؟ قال من الماء , قلت الجنة ما بناؤها ؟ قال لبنة من فضة ولبنة من ذهب وملاطها المسك الأذفر وحصباؤها اللؤلؤ والياقوت وتربتها الزعفران من يدخلها ينعم ولا ييأس ويخلد ولا يموت ولا تبلى ثيابهم ولا يفنى شبابهم

Смысл: ««Из чего Аллах сотворил Рай?»  Он ответил: «Из воды», далее я спросил: «Из чего его построение?» Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Его постройка из золота и серебра, штукатурка его из миска (благовоние), камешки его из жемчужин и рубинов, его земля из шафрана, вошедший в него (Рай) будет наслаждаться, не умрёт, и будет вечно пребывать там, его одежда не истлеет и молодость не исчезнет»» (ат-Тирмизи).

В этих хадисах  Посланник Аллаха  (мир ему и благословение) рассказал о  некоторых  фрагментах Рая,о  полном описании есть очень много хадисов и аятов, которых мы приведём далее.

Уровни Рая

У рая есть восемь уровней, восемь степеней, на который вознесутся люди в соответствии с их благими деяниями:

Аль-Джанна

Аллах в Коране про эту степень сказал:  

والذين ءامنوا وعملوا الصالحات سندخلهم جنات تجرى من تحتها الأنهار

Смысл: «А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады (аль-Джаннат), в которых текут реки» (ан-Ниса, аят 57).

Аль-Аднан

Аллах в Коране сказал:

 وَعَدَ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَمَسَاكِنَ طَيِّبَةً فِي جَنَّاتِ عَدْنٍ

Смысл: «Аллах обещал им, верующим мужчинам и женщинам, рай, где текут реки и где они вечно пребывать будут в райском блаженстве. Он обещал им благие жилища в садах Вечности» (ат-Тавба, аят 72).

Ан-Наим

В Коране сказано:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ يَهْدِيهِمْ رَبُّهُمْ بِإِيمَانِهِمْ تَجْرِي مِن تَحْتِهِمُ الأَنْهَارُ فِي جَنَّاتِ النَّعِيمِ

Смысл: «Поистине, тех, которые истинно уверовали и творили благие деяния в этой жизни, Аллах поведёт по прямому пути в воздаяние за их веру, а в Судный день введёт их в райские сады (ан-Наим), в которых текут реки, где будут они вечно пребывать и наслаждаться» (Юнус, аят 9).

Дар ас-Салям

Всевышний сказал:

لَهُمْ دَارُ السَّلاَمِ عِندَ رَبِّهِمْ وَهُوَ وَلِيُّهُمْ بِمَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

Смысл: «Для верных, поминающих Аллаха  уготована мирная обитель безопасности и благополучия – рай у Аллаха (дар ас-Салям). Он – их покровитель и помощник за те добродеяния, которые они совершили в ближайшей жизни!» («аль-Анам, аят 127).

Дар аль-Мукам

Милостивый Аллах сказал:

الذي أحلنا دار المقامة من فضله لا يمسنا فيها نصب ولا يمسنا فيها لغوب

Смысл: «Он поселил нас  по Своей милости в Вечную обитель (Дар аль-Мукам), где нас не коснется ни усталость, не изнеможение» (Фатыр, аят 35).

Аль-Мава

أَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ جَنَّاتُ الْمَأْوَى نُزُلاً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

Смысл: «Для тех, кто уверовали и совершали праведные деяния, Сады пристанища станут угощением за то, что они совершали» (ас-Саджда, аят 19).

Аль-Фирдавс

 إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَانَتْ لَهُمْ جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلاً

Смысл: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут Сады Фирдавс» (аль-Кахф, аят 107).

Каждый  праведный мусульманин, которые совершает праведные деяния, получит соответствующую степень,  а самая высокая и лучшая степень – аль-Фирдавс. Каждому мусульманину желательно просить Аллаха именно эту степень, как говорится в хадисе, переданном ат-Тирмизи.

Ключ от Рая

Сколько бы человек не совершал деяний, как бы он не просил, никогда в Рай не попадёт, если он не является мусульманином.  Для этого нужно уверовать в Единого Аллаха и Его Пророка Мухаммада, произнести свидетельство, которое является ключом от Рая.

Например, ключ к молитве – это омовение, ключ хаджа – это аль-ихрам (вступление с намерением), ключ к добру – правдивость, ключ к победе и достижениям  – терпение, ключ к счастью и успеху –  богобоязненность, ключ к ответу от Аллаха – мольба, ключ  к приобретению  аль-Ахира (вечное счастье) — проявление аскетизма(отречённости) в этом мире, ключ к уделу– постоянно просить прощения у Аллаха и богобоязненность.

Ключ же от Рая – это единобожие (тавхид), а слова единобожия – это «Ля иляха илляЛлах», по этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

مفتاح الجنة شهادة أن لا إله إلا الله

Смысл: «Ключ от рая – свидетельство  «Ля иляха илляЛлах» (Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха)»» (аль-Баззар, Исхак ибн Рухавия).

Конечно, просто произнести эти слова и не совершать предписания не достаточно, ведь у  каждого ключа есть зубчики, без которого он не открывает дверь. Сказано в преданиях:

 وهب بن منبه سئله أليس مفتاح الجنة لا إله إلا الله ؟ قال : نعم  ولكن ليس  مفتاح إلا له أسنان  فمن جاء به بأسنانه فتح  وإلا لم يفتح

Спросили Вахба ибн Мунаббаха (да будет доволен им Аллаха): «Не являются ли слова «Ля иляха илляЛлах» ключом от Рая?» Он ответил: «Да, являются, однако нет ключа, у которого нет зубчиков, без которых ключ не может открывать» (имам аль-Бухари).

Так вот, ключ–это слова тавхида, а зубчиками  этого ключа являются благие деяния, соблюдение предписаний и оставление запретного Аллахом.

В Раю есть всё, что пожелает мусульманин, даже представить невозможно, какая благодать ожидает праведника в Райской обители! Как сказал Аллах в хадисе аль-Кудсий: «если бы Рай был из глины и камней, но вечным, а бренный  мир из золота и серебра, но исчезающим, то ты должен выбрать вечное, а не исчезающее (временное)».

Да наделит Аллах всех нас Раем и соберёт в лучшей степени его в–аль-Фирдавс. Амин.

Источник: http://www.islam.ru/content/veroeshenie/43563

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Монах кто это такой
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как умирают дети от рака

Закрыть