Празднословие что это за грех

Празднословие — что это за грех

празднословие что это за грех

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На сегодняшний день не многие знают, что такое празднословие, что это за грех и как с ним бороться, поэтому в нижеприведенной статье можно узнать обо всех интересующих вас вопросах, ведь сама тема станет весьма полезной не только верующих людям, но и тем, кто желает свою жизнь изменить к лучшему.

Что значит празднословие в православии

Такого рода греховное деяние являет собой различные слова, которые не диктуются благочестием, то бишь не соответствуют воле Всевышнего и из-за чего это может стать причиной появления физических, материальных, моральных и душевных проблем.

Значение этого греховного деяния трактуется как изречение пустых слов, которые не содержат в себе положительной информации, то есть это могут быть треп, пересказы жизни чужого человека, пересуды и злословия. В таком одном слове кроется огромный набор деяний и отнюдь не добродетельных.

Какие же именно поступки можно отнести к этому согрешению:

  • напевание нехорошие песни с частушками;
  • разговор с кем-либо в грубой форме;
  • высмеивание нелепости другого человека;
  • произнесение критики за глаза;
  • долгое обсуждение бессмысленных вещей, и не только.

В нынешнее время священнослужители говорят, что празднословию можно также отнести и телевизионные или радио передачи, не несущие в себе никакого смысла. Это же касается спортивных игр и состязаний, где комментатор без умолку говорит не только о спортсменах и происходящих событиях на поле. Из этого следует, что такое прегрешение имеется практически у каждого православного человека.

Святые отцы о празднословии 

Авва Иперхий: «Тот монах, который не способен будет удержать своего языка, ни в жизнь не сможет усмирить сладострастие. Не придержавший в гневе языка, не горазд сдержать пристрастья»;

Авва Виссарион: «Брат, живущий вместе с другими братьями, просил у аввы Виссариона получения наставления. И тогда Старец произнес:
Сохраняй молчание и никогда не сопоставляй себя с другими»;

Авва Лонгин: «Хранение молчания может привести к плачу, который способен сделать ум безгрешным, а также очистить его»;

Святой Исаак Сирин: «Если человек любит безгрешность и в ней видит Владыку всех, то не следует позволять самому себе совершать злоречий или каких-либо предрассудков и позволять слушать того, кто осуждает или же судит братий своих»;

Как избавиться от греха

Вполне ясно, что это пристрастие является греховным, но  как бороться с празднословием и его избежать? В первую очередь не следует заводить разговор с людьми, когда речь пойдет не о каких-либо полезных вещах. Само Священное писание проповедует дабы православные верующие отвечали на вопросы лишь по существу и кратко.

Не даром существует всеми известная мудрость «Молчание-золото», которая появилась не спроста, а дабы следовать ей чтобы не совершить греховных деяний.

Однако, если все же человек согрешил каким-то бессмысленным словом, то ему необходимо исповедаться священнослужителю и воззвать к Всевышнему в просьбе получить прощение.

Празднословие в православии согласно наставлениям священнослужителя, лучше всего исповедовать кратко рассказывая о своих совершенных прегрешения и затем прочесть следующую молитву:

«О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу! Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих.

Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителя, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

(Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но) святая твоя душа со Ангельскими воинствами, со Безплотными лики, с Небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Богу нашему Иисусу Христу; Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Пусть хранит Вас Господь!

Лучшая статья для Вас, переходите:  Душа и дух в чем разница православие

Вам будет интересно посмотреть еще и видео из готорого Вы узнаете вчем суть греха:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/prazdnoslovie-chto-eto-za-grex/

К чему приводит празднословие?

празднословие что это за грех

В причинах и последствиях празднословия разбирался Сергей Комаров.

Почему мы говорим, говорим, говорим?

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36), – сказал Спаситель. А пробовал ли кто из нас посчитать, сколько вообще слов мы говорим, например, за час или за день? Вы не пытались? Я, признаться, тоже. Как-то неохота тратить время на такие пустяки, правда? А вот святые люди, оказывается, занимались этим. Такую священную арифметику я нашел в записках известного старца, духовника Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы (Остапенко).

«Попробуем произвести небольшой математический подсчет, — предлагает старец. — Для того, чтобы трижды прочитать молитву «Отче наш», причем не спеша, требуется всего-навсего одна минута, то есть за одну минуту мы произносим полторы сотни слов. Значит, за один час мы произносим девять тысяч слов. Но кто из нас такой подвижник, разговор которого за двадцать четыре часа в сутки исчислялся бы одним часом?

Если мы в сутки разговариваем в общей сложности по десять часов, то значит, что за день мы произносим девяносто тысяч слов; за неделю — шестьсот тридцать тысяч; за месяц — два миллиона семьсот тысяч, а за год — тридцать два миллиона с лишним.

Если каждое слово сравним с песчинкой, то за один год нашей жизни на чашу весов будет положено более тридцати миллионов песчинок. Представляешь себе? Это целый мешок! И, конечно, чаша весов сразу опустит нас на дно ада за один только грех празднословия».

1)

«А поговорить?..», или О «благом» празднословии

Вот так арифметика, не правда ли? Но кто-то возмутится: ничего себе! Считали-считали — и досчитались до ада. Да неужели все так сурово – не убил, не украл, а тебя в ад? И за что, подумать только. За то, что поговорить любил?

В том-то и дело, что чрезмерная говорливость у нас и грехом не считается. Мы ее просто не замечаем. Тут сказал, там сказал, здесь на шутку ответил, с тем разговор поддержал Вот и выходит — празднословие.

Кстати, что это такое? Схиигумен Савва отвечает: «это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего не значащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так говорим, лишь бы что-нибудь сказать».2)

Интересно, что праздные слова могут произноситься под самым благим видом. Например, как вы считаете, осведомиться о здоровье – это грех, или нет? Постойте, не спешите отвечать. Давайте снова послушаем отца Савву.

«Вот возьми и даже тот случай, когда мы друг друга спрашиваем: «Как здоровье?» — ну, как по-твоему: хорошо это или плохо? На пользу души такой вопрос или во вред? Чтобы правильно ответить на эти вопросы, надо знать намерение вопрошающего. Если человек спрашивает с намерением помочь болящему: принести лекарство, купить необходимые продукты и вещи, сделать уборку в помещении и т. д.

, то это хорошо; а если спрашивают только с тем намерением, чтобы показать свою любовь и заботу о ближнем, но кроме ахов, охов и покачивания головой ничем не помогает болящему, то это очень плохо. Такое лицемерие противно и Богу, и людям. Сам грешит празднословием и других наводит на грех. А самое главное то, что он, как разбойник, обкрадывает болящего, похищает ту награду, которую Господь приготовил болящему за его терпение. Пороптал на свою болезнь — лишился награды.

А кто навел на это горе, тот и в ус не дует. Он весел, радуется: «Вот какой я внимательный!».3)

Празднословие: причины и следствия

Удивительны рассуждения святых людей, не правда ли? Отец Савва заметил такое, о чем мы просто и не задумываемся. Брякнем что-то — и дальше побежим, а через час уже не помним, что сказали. И в такой атмосфере у нас проходит вся жизнь.

«Попробуй обычный разговор свой проанализировать, как говорится, разобрать по косточкам, и ты убедишься, что чуть ли не каждое слово — грех: то жалоба, то упрек, то ропот, то спор, а то и вовсе брань или осуждение и клевета»4), — советует схиигумен Савва. Спросим себя, друзья.

Мы, мотающиеся по монастырям, бегающие за старцами, собирающие дома всякие святыньки; мы, рассуждающие об Афоне и Валааме, – делаем когда-либо такую простую вещь, как этот анализ? А ведь празднословие — это, прямо скажем, грех явный, лежащий на поверхности. Да, не самый страшный. Но — в ад привести может.

Как и любой другой грех.

Недуг празднословия стар, как мир. «Не знаю, откуда вошла в людей эта болезнь: мы стали болтливы; в нашей душе не держится ничего, — говорил Златоуст. — Послушай одного мудреца, который, увещевая, говорит: «Выслушал ты слово, пусть умрет оно с тобою: не бойся, не расторгнет оно тебя» (Сир. 19:10); и ещё: «услышал слово безумно, и поболел, — как рождающая — от младенца (Сир. 19:11)».5)

Ах, какое сравнение! Действительно, «в нашей душе не держится ничего». Причем, в отличии от  людей древности, сегодняшний день ставит перед нами важную задачу переработки огромного количества информации: что нужно бы обдумать, что пересказать другому, в чем нас наверняка обманывают Но мы большей частью беззащитны перед таким вызовом времени.

Даже выкладывать спичечные пирамидки, как Штирлиц, вместе с соответствующей мысленной работой (помните рассуждающий голос за кадром?) мы не сможем, ибо воспитаны совсем другой культурой. Это культура фаст-фуда: съел информацию, толком не пережевав и не дав организму ни грамма витаминов, извергнул (простите).

Такие извергнутые из ума, непереваренные мысли облекаются  в соответствующий словесный мусор и заполняют эфир нашего общения.

Неуемная болтливость и культура речи

Наша неуемная говорливость есть прежде всего диагноз состояния ума. Поврежденная мыслительная деятельность выдает ущербный результат. Мы просто-напросто отвыкли думать и не очищаем свой ум, поэтому и не пользуемся даром слова, как должно. Вот что пишет о предназначении и о реальном состоянии нашего ума свт.

Феофан Затворник: «обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою мыслительной силе. она всегда должна быть занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей. Между тем, что видим в нашей мысленной области? Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка.

не рассуждение, а блуждание и рассеяние мыслей праздномыслие и пустомыслие. Пристало ли так действовать разумной твари?»6)

Сказанное относится и к культуре речи: как мы говорим, сколько и о чем. Какие мы мыслители, такие и собеседники. Одно бездумное существо встречается с другим, начинается производство словесного навоза, и – нет такого Геракла, какой бы очистил эти Авгиевы конюшни. Миллионы, биллионы предложений, сказанных впустую, постоянно пополняют безразмерные кладбища мертворожденных слов. Уста продолжают молоть, не останавливаясь, высыпая наружу бесчисленные смысловые плевелы.

Дар слова: зачем дан

А ведь священный дар слова не для того дан. Счастливая возможность облекать мысль в слова подарена нам для общения с Богом и с другим человеком, а также для самопознания: заговорив, человек может услышать и понять самого себя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что делать при отравлении пищей

Для чего человек словесен? Для молитвы и поэзии, для богословия и пения. Для того, чтобы постигнуть все в мире и, назвав, владеть им. Для того, чтобы сказать Богу: «Ты Отец мой»; а человеку: «Ты брат мой».

Для того, чтобы уподобиться самому Богу, произносящему слово

Слово – небесный дар, который нужно беречь, понимая его предназначение. Золотым «паркером», подаренным королем или президентом, никто не будет рисовать рожицы на газете.

Так же преступно и подарок Божий использовать как футбольный мяч, гоняемый мальчишками по полю.

Понять цену нашей словесности и использовать по назначению – вот мысль, открывающая пространство для огромного труда, без которого невозможна православная аскеза. Священного труда, необходимого всякому человеку, называющему себя христианином.

Быть внимательным к каждому слову. Не сказать, пока не обдумал. Подумать, после того как сказал. Словам тесно, а мыслям просторно – этот писательский принцип хорошо помнить всякий раз, когда мы открываем уста, чтобы произнести слово. Слово, которое должно быть приправлено солью (см. Кол. 4,6) и не вызовет гнева Божьего в день Страшного суда.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/k-chemu-privodit-prazdnoslovie

Молитва Ефрема Сирина – главная молитва Великого Поста | Милосердие.ru

празднословие что это за грех

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитву Ефрема Сирина начинают читать во вторник и четверг (вечера) Масляной недели — подготовительной недели перед Великим постом, — Пост уже частично начался, мы не едим мяса, а в среду и пятницу этой недели не служат Литургию. Далее молитва читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается утром в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены грехи, которые нам мешают каяться, и добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу.

Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается.

Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/molitva-efrema-sirina-glavnaya-molitva-velikogo-posta/

Грех празднословия

Если сегодня подойти к любому прохожему на улице и спросить, что такое празднословие, то далеко не каждый даст верный ответ. Еще меньше людей с уверенностью скажут, что это, на самом деле, грех. Так подробно стоит поговорить о самом понятии «празднословие», узнать его сущность, понять, как от него избавиться и не поддаться.

Что такое «празднословие»

Празднословие — это та речь, которая пуста. Это слова, которые не несут верной информации. Чтобы лучше понять смысл слова достаточно просто разобрать его или разбить на две части. «Праздно» и «словие», то есть несение народу праздных слов или ненужных речей. Этот грех появился тогда, когда человек научился говорить.

Читайте о грехах:

  • Грех злословия
  • Грех любостяжания
  • Грех лихоимства и мздоимства

Празднословие — изречение пустых слов, которые не содержат положительной информацииПо мнению схиигумена Саввы: «Это такие слова, которые мы произносим, как говорится, от нечего делать; слова пустые, без всякого внутреннего достоинства и смысла; слова, ничего незначащие и бесцельные, которые не вызывают никакой необходимости, не имеют никакого полезного употребления. Так говорим, лишь бы что-нибудь сказать»

Что значит празднословие в православии

В православии этот термин имеет похожее значение. Это слова, которые не благочестивы. Они не способствуют исполнению воли Всевышнего. Если слова эти неверные и пустые, если приносят вред другим людям, духовный или физический, то это грех.

Лучше понять суть этого понятия в православии поможет история о блаженной Феодоре.

Блаженная Феодора — жена византийского императора-иконоборца, мать-регент императора Михаила. Она почитается в христианской, а именно православной церкви, за защиту иконопочитания. Кроме того, женщину восхваляли и за непосредственное восстановление истинной религии. Именно она вернула иконы в Византию в обход убеждений мужа.

Важно! В православной церкви днем почитания блаженной Феодоры является 24 февраля по новому стилю.

Женщина умерла, как и все она отправилась по дороге через мытарства к Богу.

Перед тем как попасть в Рай, душа проходит через бесов, которые говорят о грехах человека, совершенных за его жизнь. Всего их 20, а первым является как раз празднословие. Феодора приблизилась к бесам. Там она слышала ужасный шум, гул и смех. Наконец, и сама блаженная предстала перед бесом.

Он взял лист и стал громко читать грех празднословия женщины. Бес читал о частушках, беседах, пениях, глупом смехе.

Так можно легко понять, что же такое празднословие. Вообще одним из самых ценных качеств в истинном христианине считается именно умение молчать. Есть люди, которые имеют такую черту характера по своей природе. Есть же и те, кто специально молчат, чтобы не брать греха на душу. Здесь могут быть разные мотивы и разные цели, не стоит их путать.

В православии празднословие относится к грехам языка

Что же можно отнести к празднословию?

  • злые и глупые песни;
  • анекдоты;
  • высмеивание чужих пороков;
  • унижение и обсуждение человека у него за спиной;
  • обсуждение и разговор о глупостях;
  • сплетни.

Все это религиозные специалисты называют пустословием. Также священнослужители относят к этому греху разного рода телевизионные программы. Те, в которых обсуждается то, что не существенно и не важно. Так, сюда можно отнести и программы, обличающие или открывающие личную жизнь человека. Священнослужители относят к этому греху и радиопередачи, слова комментатора во время спортивных игр или соревнований.

Важно! Грех празднословие присутствует в каждом православном человеке. Он же и вокруг нас.

Причины появления

Святые отцы говорят, что источник этого греха таится в самом человеке. А именно в его гордыне, тщеславии, бесстрашии перед Господом, в злой привычке. Наше желание соответствовать нынешнему обществу переступает границы дозволенного. Так, человек ради успеха в той или иной компании может наговорить на другого.

Простое дело — ради поддержания беседы, согласиться с неверными слухами, передать их дальше. А ведь никто и не задумывался, что так можно сломать кому-то жизнь. Человеческая гордыня, неспособность хранить молчание, все это приводит к греху празднословия.

К чему приводит празднословие?

Каждый может заметить, что все грехи цепляются друг за друга. Они связаны и неразрывны. Это можно легко доказать на примере празднословия и лжи. Одно вытекает из другого. Сегодня человек в невинной беседе передал слух, что слышал от знакомого. Он не знает, верна ли эта информация, но все же передает ее. Завтра же, этот человек создаст свой слух. Это уже станет настоящей ложью. А ведь вранье уже является смертным грехом. Оно противно Господу.

Празднословие имеет и другие последствия. Этот грех отравляет человеческую речь, а значит и культуру. То, что говорит человек — это то, о чем он думает. Именно речь отражает внутреннее состояние души, даже когда кажется, что это обман. Бесполезные разговоры уничтожают разум. Если встретятся два мыслителя, то их беседа будет полезной для ума и человечества, а значит и всеобщей культуры. Если же встретятся два глупца, то они только потеряют остатки разума.

Святые отцы учат, что празднословие порождает множество страстей

Стоит сказать, что празднословие — это грех, который пронизывает все наше общество, все человечество. Порой люди даже не замечают того, что говорят. В беседе друг может легко обидеть друга словами, которые не имеют ничего общего с реальностью. В придачу к этому еще и покрыть ложью, нелепыми слухами другого, а через несколько секунд просто забыть.

С каждым днем, годом, десятилетием все ниже падает цена слова. Разве же это правильно? Всего несколько столетий назад, когда человек произносил фразу: «Я даю тебе честное слово», никто не сомневался в его чести и верности обещанию. Даже самым честным людям никто сейчас не верит. «Что мне твои клятвы и твои слова?» — с каждым днем все чаще звучит именно эта фраза. Вот к чему приводит празднословие — к разложению общества, в котором и без того, не так много верности и чести.

Важно! Священнослужители говорят, что слово было дано человеку не для того, чтобы он нес глупость народу, а чтобы нес волю Божию.

Как избавиться от греха

Если человек признает свой грех, то это уже пройдена половина пути к избавлению. Встает логичный вопрос. Как же избавиться от празднословия, ведь его порождает наш разговор? Приведем ниже несколько советов:

  1. Не стоит начинать пустых разговоров или принимать в них участия.
  2. Не растягивайте беседу на несколько часов. Говорить нужно кратко, а главное, информативно и о важных вещах и делах. Однако стоит сказать, что и здесь есть свои нюансы. Так долгий разговор, который ведет учитель в школе можно считать благочестивым. Конечно, если он поучительный.
  3. Не передавайте слухов и не становитесь их создателем.
  4. Не говорите о том, чего не знаете.
  5. Не обсуждайте человека за его спиной.
  6. Старайтесь больше молчать. Недаром говорят люди, что молчание — золото.
  7. Ведите себя сдержанней. Помните, что глупый смех, пустые, насмешливые песни и анекдоты — тоже порождение празднословия.

    В празднословии всегда будет осуждение, пересуды, клевета, хвастовство

  8. Не грубите и не оскорбляйте других людей.
  9. Не стоит жаловаться о своих бедах или неудачах.
  10. Если вы все же заметили, что грех празднословия с вами, то стоит обратиться к священнослужителю. Примите Таинство Причастия, исповедуйтесь, попросите совета у батюшки и благословения.
  11. Легко можно найти молитву для избавления от празднословия.

Святые отцы о празднословии

О грехе празднословия говорили священники во все времена и во всех народах. Именно этому греху посвящен отдельный псалом из Псалтыря.

! Псалтырь — книга из Ветхого Завета. Она состоит из 150 псалмов или песен. Каждая из них несет в себе обращение к богу в разных формах. Есть жалобные, хвалебные, предсказывающие и другие. Псалтырь был переведен с еврейского языка. Самым известным писателем псалмов считается царь Иерусалима Давид.

Приведем несколько известных изречений известных людей о грехе празднословия:

  • Святой Исаак Сирин: «Если человек любит безгрешность и в ней видит Владыку всех, то не следует позволять самому себе совершать злоречий или каких-либо предрассудков и позволять слушать того, кто осуждает или же судит братий своих»;
  • Авва Иперхий: «Тот монах, который не способен будет удержать своего языка, ни в жизнь не сможет усмирить сладострастие. Не придержавший в гневе языка, не горазд сдержать пристрастья»;
  • Феофан Затворник: «обсуждать окружающие нас вещи, чтоб добыть определенные о них понятия, всем и можно, и должно. Вот этим и следовало быть у всех занятою мыслительной силе. она всегда должна быть занята серьезным делом обдумывания и обсуждения действительностей. Между тем, что видим в нашей мысленной области? Непрерывное движение образов и представлений без всякой определенной цели и порядка. не рассуждение, а блуждание и рассеяние мыслей праздномыслие и пустомыслие. Пристало ли так действовать разумной твари?».

Грех есть в каждом человеке. Не бывает безгрешных, об этом нам говорил еще сам Иисус. Святым же долгом человека является следование Божьим законам и заповедям. Людям нужно стремиться к избавлению от греха, а в первую очередь именно от празднословия. Не зря именно оно стоит первым в числе всех мытарств. Именно празднословие порождает другие, более тяжкие, а затем и смертные грехи.

В чем суть греха празднословия

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-prazdnosloviya.html

Схиигумен САВВА. ПЛОДЫ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ. Душеполезные наставления ищущим спасения

Мы, христиане, должны соблюдать святую непорочность во всем: делах, словах, по­мыслах — и тело свое должны сохранять в чистоте и непорочности. Душа наша предназ­начена быть невестою Христовою и жилищем Божиим, поэтому ее нам нужно содержать в чи­стоте. Надо как можно скорее очистить ее от страстей, от грехов, чтобы достичь цели и назна­чения христианина — стяжания Духа Святого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сбросить лишние килограммы

Пока душа наша грязная, она не может быть невестой Христовой и храмом Духа Святого. Это ясно, как солнечный день.

Какое может быть общение у тьмы со светом? А чтобы просветиться и встать на путь добродетели, нужен резкий тол­чок Нужен как бы взрыв атомной бомбы в ду­ше! Ты ведь знаешь, какое действие производит атомная бомба? Она все вокруг испепеляет, ниче­го не остается, никаких следов даже от камней и металла Вот такое же действие в душе должно произвести и наше покаяние.

Оно должно быть настолько искренним, настолько горячим, долж­но приноситься с таким сокрушением сердечным, с таким страхом Божиим и воплем к Богу о поми­ловании, что в душе не должно остаться ничего грязного, недостойного, греховного, чтобы по­явилось только единственно горячее стремление к Богу.

Надо крепко-крепко задуматься над собой Враг души нашей ничего так не опасается, как нашего размышления о себе, потому что это при­водит к исправлению жизни. Надо с особой отчет­ливостью представить себе, что всякий день мы подходим все ближе и ближе к смерти, к суду и вечности. Никто не знает дня своей кончины. Смерть может сразить нас внезапно, сегодня же, вот сейчас же, сию минуту Что тогда? Ах, друг мой Д., страшно бывает, когда подумаешь, когда хорошо размыслишь об этом

Жизнь ведь не игрушка! Игрушку можно заме­нить, а жизнь дается нам один раз. Каждое мгно­вение день за днем уносится в вечность, и про­шлое для нас невозвратно. С какой же осторож­ностью надо прожить век свой, чтобы потом не пришлось сожалеть о прожитом, чтобы не при­шлось раскаиваться в своих делах за гробом Такое позднее раскаяние только увеличивает страдание и муку.

Одеяние души

Все православные христиане при крещении обле­каются в новую, чистую, светлую, святую и не­порочную Божественную ризу. Но беда в том, что своими страстями и пороками мы загрязняем, оскверняем одежду души своей и тем самым лишаем себя права не вечное блаженство.

Мы много согреша­ем пред Господом.

Каких только нет у нас скверн греховных! И внешне грешим, и внутренне грешим: ленивы; сластолюбивы; капризны; кокетливы; любим негу и роскошь — вино, греховное увеселение; празд­нословим; злословим; осуждаем; лжем, клевещем, а иногда и ругаемся нецензурными словами.

Душа и сердце наше заражены самолюбием, често­любием, корыстолюбием, завистью, ненавистью, злорадством и другими бесчисленными грехами и по­роками.

Как же мы явимся к Господу в Царство Небесное в такой грязной, зловонной, отвратительной одежде? Как же мы такие грязные явимся туда, где только святыня, свет, слава, красота, веселие и вечное торже­ство празднующих? Никто нас таких не пустит ту­да, пока мы не очистимся Таинством покаяния и не оденемся в самые наилучшие одежды христианских добродетелей — в одежды святости, чистоты и невин­ности.

Долготерпение божие

Если бы Господь был только правосудным, то он казнил бы грешника немедленно, во время самого греха, но Господь любвео­бильный, по Своему человеколюбию и милосер­дию Он милует грешника, долго терпит и ждет его обращения, ждет покаяния, ждет исправления. Долго-долго терпит Господь, но если закорене­лый грешник упорно не хочет раскаяться и ис­правиться, то его ожидает страшная казнь Божия. Есть много таких грешников, которых Он навек отвергает.

Живут эти люди часто в полном благополучии, радуются, веселятся и не подозревают, а чаще и не хотят знать, что их благополучие — это знак вечного отвержения. Нет ничего страшнее, как благополучие грешных. Самый несчастный чело­век, кто не чувствует, как опасно ходит он над пропастью, и кто отвергает или откладывает свое покаяние.

Многие думают, а некоторые и откры­то говорят: «Когда состаримся, тогда и покаемся, а пока молодые, до того ли нам?» Но кто может быть уверен, что он доживет до старости? К тому же, кто может утвердить, что в старости он будет более мудрым, чем теперь? Не будет ли он и тогда по привычке отвергать покаяние? Опыт пока­зывает нам, что преклонный возраст делает нас только более опытными в жизни, а не мудрыми.

Приятно ли будет Господу такое покаяние, ког­да грешник своими делами и всею жизнью как бы говорит: «На Тебе, Боже, что мне негоже. Теперь я стар и слаб, и поневоле обращаюсь к Тебе».

Но примет ли Господь такую жертву, если человек сознательно всю свою жизнь отдалялся от Него и пришел к покаянию только тогда, когда уже не имеет ни сил, ни способов служить Богу, когда не может уже принести Ему плоды покая­ния? Господь милосерд, но Он и правосуден.

Кто пребывает неисправным, того Он наказывает вне­запной смертью, так что в вечную жизнь грешник переходит неподготовленным и неочищенным. Загробная участь такого нераскаянного грешника неизобразима, страшна и безотрадна.

Он вечно будет мучиться с прочими грешниками, и дым мучения их будет восходить до небес.

Терпит Господь долго терпит и ожидает, когда грешник обратится к покаянию или же наполнит меру беззаконий и грехов своих, как Святой Ангел сказал апостолу Иоанну Богосло­ву: «Время близь есть: обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще» (Апок. 22, 10—11), и тогда уже отраднее будет язычникам, «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день судный» (Мф. 10, 15), нежели нераскаян­ным грешникам.

Святому апостолу Павлу было видение, как на грешных людей жаловались Господу и небесные светила, и океан, и земля, готовая заживо погло­тить грешников: он слышал их стоны и просьбу, чтобы Господь повелел им уничтожить грешни­ков, но Господь им отвечал: покаяния жду!

Видение апостола павла

Солнце склонилось к поверхности вод, День угасает и ночь настает. Дух мои тревогою тяжкой смущен:

В общей гармонии слышится стон

Солнце, златистым багрящем горя, Молит с тоскою, Творцу говоря: «Зреть не могу человеческих дел,

Дай положить беззаконьям предел;

О, повели, и зажгу я эфир, Сгинет в нем тварь, осквернившая мир». Был к нему глас: «Покаяния жду!

Кто нераскаян — повинен суду!» 

Звезды с царицей луной вопиют: «Боже, яви Твой всеправедный суд: Люди Тебя оскверняют грехом

О! Повели нам, и тьму наведем!

Глас отвечал: «Покаяния жду! Кто не раскаян — повинен суду». Трепетным светом зари осиян,

Ропщет суровый гигант океан:

«Люди унизили славу Твою, Боже Превечный, и землю сию, Казни достойны они — повели —

Смою презренных навеки с земли!»

Источник: http://www.holytrinityorthodox.com/ru/sabbas/sabbas2.htm

Празднословие

Празднословие в православии называется грехом. Что за новости такие? С чего вдруг? Ну, умеет человек говорить, что же ему теперь молчать? Зачем нам тогда речь — только молитвы читать? Это справедливые возражения. И тут важно разобраться, что такое празднословие и чем оно вредно для верующего человека. Тогда все вопросы отпадут.

Празднословие — это обесценивание дара Божьего

Человек — создание уникальное, ведь правда? Много ли мы знаем животных, которые обладают речью? Да, наверняка кому-то из читателей приходилось слышать про разумное общение дельфинов или способности кошек к телепатии. Но это всё пока находится в области теорий, да и мало похоже на человеческую речь.

Цицерон — пример правильно использованного дара речи

Речь — это тонкий и очень возвышенный инструмент. Им можно создавать одухотворённые произведения искусства: романы, стихи, пьесы. Выступления Цицерона, ораторство Цезаря, книги Набокова, ставшие классикой двух языков, проповеди христианских подвижников — всё это настоящая сокровищница человеческой культуры. У Бога есть причины гордиться нами.

Устное и письменное творчество — это отражение в нас качества Творца. Общение — это проявление любви — ещё одного свойства Божественной природы, которая заключена в человеке. И всё это до безобразия обесценивается, когда превращается в пустой трёп — пустословие.

Празднословие впускает в жизнь множество других грехов

Есть ли смысл забивать гвозди микроскопом? Нет, конечно. Так почему люди позволяют себе тратить дар речи на беседу ради беседы. Это бесцельное времяпрепровождения, которое не только пусто само по себе. Оно ещё и вредно.

Пустая речь — это трата времени ни на что. А ведь можно было бы потратить его на нечто полезное. Вот нет у человека дара писателя, но почему бы в свободное время не позаботиться о ком-то, не совершить доброе дело? Да хотя бы заняться оздоровительными процедурами для себя и то уже хорошо!

Разговор не о том, чтобы не общаться с близкими и друзьями, а о том, чтобы не общаться ни о чём: сплетнях, слухах, ерунде. Одно дело — поинтересоваться здоровьем, обсудить кинокартину, рассказать о своих переживаниях, и совсем другое — пошептаться о том, как кто-то из знакомых попал в неприглядную ситуацию.

Человек тратит на празднословие то время, за которое мог бы сделать нечто хорошее.

А валяться с мобильным телефоном, ожидая, когда наступит завтра, и снова придётся идти на работу, — это грустная участь. Будто бы и жить больше незачем.

А ещё бывает речь не просто пустая, но и вредная. Она несёт в себе нотки осуждения, злобы. Мы тогда говорим не просто для того, чтобы убить время, а чтобы возвыситься, испытать гордость. Это уже совсем плохо.

Так что празднословие — это врата для множества грехов:

  • бездействия;
  • лени;
  • равнодушия;
  • зависти;
  • гордости;
  • осуждения.

Празднословие имеет разные формы: смехотворство, сплетни, злословие, клевета

Смехотворство. Довольно сложно нашему человеку понять, о чём речь. Это что, получается, шутить нельзя? Отыне сидим с постными лицами? Нет. Стоит заглянуть в греческий источник, где апостол Павел использует слово ευτραπελια (возвращать благо). Здесь не идёт речь о смехе, а потому приходится признать неточность синодального перевода.

Обычно это слово переводчики предлагают заменять словом «шутовство». То есть это не столько стремление посмеяться, сколько намеренная попытка выглядеть посмешищем. Есть такая категория людей — несут чушь, лишь бы в чьих-то глазах казатся лучше. Здесь замешаны:

  • горделивость;
  • неискренность.

От такого поведения стоит воздержаться.

Что же касается просто юмора, то он в православии уместен. Например, у патриарха Тихона на двери весела табличка: ««По вопросам контрреволюции не беспокоить»», а один архимандрит так описал их встречу: «Все хи-хи да ха-ха и гладит кота». А мученик Лаврентий во время казни на костре шутил: «Вы испекли уже одну сторону мне, поверните на другую. Ту уже можно есть».

1 глава «Премудростей»: «Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись»

Сплетни. Очень вредное занятие. Во-первых, это пустое занятие, которое ни к чему не приведёт. Сегодняшние сплетни завтра будут уже бесполезны, а время, которое можно было бы потратить с пользой, уже не вернуть.

Во-вторых, что-то плохое обязательно осядет где-то в мире, в душе у человека, и потом имеет шанс вылиться в нечто плохое. Так говорил об этом старец Клеопа из монастыря Сихастрия:

«Слова наши — это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись” (Прем. 1: 11)».

Злословие. О нём хорошо сказал священник Димитрий Шишкин:

«Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы».

К тому же злословие — это нарушение заповеди «Не судите, да не судимы будете».

А как же быть руководителям? Как не критиковать плохо сделанную работу?

Это уже другой вопрос. Христианство — это о человеческих, а не о профессиональных отношениях. Но критику тоже надо правильно преподносить:

  1. Правильная критика не содержит злобы, это лишь конструктивный разбор недостатков и озвучивание рекомендаций.
  2. Критика должна быть направлена не на человека, а на его ошибки.

Клевета. Это тоже празднословие, потому что это пустая, несправедливая информация. Можно ли вообще её как-то оправдать? Ведь даже «дьявол» значит «клеветник»! Пожалуй, нет ни одной достойной для православного христианина причины, по которой можно было бы опуститься до такого поступка. Собственно, тот, кто его допустит, не имеет права называть себя верующим, пока не покается.

По словам аввы Исайи, празднословие уводит с пути мудрости и духовности

Многие святые отцы говорили про праздное слово. Например, преподобный авва Исаия отмечал, что вред от такой деятельности хотя бы в том, что она отвлекает нас от Бога и настраивает совсем на нужную волну:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Типикон что это такое

«Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности».

Сдержанность в речах он считал признаком мудрости:

«Воздержание языка показывает человека мудрого».

Но это не пустое занятие, дабы продемонстрировать интеллектуальное превосходство. Человек, который бережёт слово, духовно развивается:

«Храни язык твой, да просветится сердце твое».

Святитель Тихон Задонский призывал победить грех празднословия с помощью Божией

Тихон Задонский учил, что язык без контроля склоняет к греху

Святитель Тихон Задонский смотрел на грех празднословия с ещё одно стороны — с эстетической. Можно сказать, что он был идеологом «гигиены» речи, точнее, её чистоты. Он недоумевал, как человек позволяет себе произносить одними устами скверные слова и имя Божие:

«Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие.

Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин».

Но вопрос не только в красоте речи, а именно в грехе. Тихон Задонский отдельно подчёркивал это:

«Ничем так не грешит человек, как языком, когда не управляет им как должно. Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде.

Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который ‘не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (Ис.

53, 9), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом».

Нужно держать язык в узде, чтобы справиться с празднословием

Единственный выход, по мнению, Тихона Задонского, — это контроль над языком, развитие навыка «держать его в узде» с Божией помощью:

«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, “язык –неудержимое зло” (Иак. 3, 8), — говорит апостол. И хотя имеет две ограды — зубы и губы, однако прорывается.

Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. б, 45). Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс.

140, 3), чтобы исправил как сердце, так и язык – орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять»

От чужого празднословия тоже стоит держаться в стороне

Преподобный Исаак Сирин обращал внимание, что слушание чужих негативных речей не менее вредно для христианина, чем их произнесение:

«Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий».

Преподобный Иссак Сирин учил не слушать празднословных речей

Почему это так? Дело в том, что в таких разговорах приходится из вежливости соглашаться, поддакивать. А это делает человека уже соучастником осуждения и постепенно «остужает» его сердце.

От всего негативного лучше держаться в стороне, если мы реально не можем помочь.

Например, как-то преподобному Пимену Великому задают такой вопрос: «Если мы увидим согрешающего брата, должны ли сказать ему об этом?», и что же тот отвечает:

«Что касается меня, то если мне нужно будет идти мимо совершающего грех — пройду, ничего не сказав».

Это верно, потому что для грешника чужие поучения — пустой звук. А со стороны старца это было бы просто пустословие.

Но не стоит путать бесполезное пустословие с реальной помощью. Если христианин может вмешаться и принести добро, скажем, защитить того, кто слаб и беззащитен, то грехом будет пройти мимо.

Просто молчать — это ещё не победа над празднословием, оно может быть и в душе

Но не нужно думать, что молчание — это великая заслуга. Само по себе молчание ничего ещё не гарантирует человеку. Преподобный Пимен Великий отмечал, что дело не в том, говорит человек или нет, а в том, каково его внутреннее настроение при этом:

«Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души».

Так что молчание — это не просто формальное соблюдение тишины или немногословности. Христинину нужно следить за своими мыслями, направлять их в духовное русло и преодолевать недостойные мысли.

От празднословия помогает молитва Ефрема Сирина

Для тех, кто хочет справиться с празднословием, существует молитва Ефрема Сирина:

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Преподобный Ефрем Сирин написал молитву от празднословия

Она позволяет преодолеть страсти и пороки на духовном пути. Правила чтения молитвы следующие:

  • Земной поклон после каждого из трёх прошений;
  • Затем двенадцать раз про себя читают молитву: «Боже, очисти мя, грешнаго» и делают поясные молитвы»;
  • В конце снова читают молитву и делают земной поклон.

Источник: https://hranitel.club/1102-prazdnoslovie

Пустословие и празднословие: как удержаться?

Святые отцы указывают несколько причин многословия и неразрывно связанного с ним празднословия: гордость, самомнение, тщеславие, многоядение, неимение страха Божия, злая привычка (навык), происходящая от невнимания к собственным согрешениям.

Борьба с празднословием, злословием

Как победить склонность к многословию, празднословию и рождаемому ими злословию? Святые отцы наставляют, что с этими страстями борются и побеждают добродетели: самоосуждение, память смерти, милосердие, благоговение, сострадание и любовь к ближнему, трезвение, постоянное бодрствование над собой, молитва.

Как избежать грешного разговора?

Есть несколько вариантов поведения, которые можно выбрать в зависимости от обстоятельств.

Самое первое и главное – видя осуждение, самим не впасть в тот же грех. Святые отцы учат, что мы не можем не отличать доброго от злого, если сами хотим избежать греха, но при этом, видя грех, надо не осуждать самого человека, а – ненавидеть лишь сам грех и диавола, вовлекающего нас всех в него.

Второе – можно постараться ненавязчиво переменить тему беседы на ту, что интересна всем присутствующим. Хорошо продумать заранее, кого что интересует среди наших знакомых. Если читать побольше духовных книг, это поможет внести в разговор что-то интересное и полезное.

Святые отцы, в числе прочего, советуют в ответ на осуждение других перевести разговор на себя, осудить себя: мол, мне и самому случалось делать то же, что и осуждаемому. Обычно ответом бывает растерянность и угасание осуждения.

Тут и можно перевести разговор на позитивную тему.

Третье – если поменять тему беседы не получается, можно просто молчать и молиться, взращивая в себе добрые помыслы о собеседниках, оправдывая их и познавая свою собственную немощь в противостоянии страстям.

Советы святых отцов, как противостоять празднословию

1. «Нужно избегать общения с людьми празднословными»
Для того, чтобы избегать празднословия, во-первых, надо самому учиться молчанию и не празднословить, и, во-вторых, надо стараться избегать общения с празднословящими людьми.

Авва Исаия (Духовно-нравственные слова, Сл. 3): «Если будешь хранить уши твои, то не согрешишь языком твоим».

Т.е. чем меньше ты будешь слушать праздных речей или осуждений, тем меньше ты сам будешь согрешать. Следует избегать встреч с людьми, если видишь, что ты согрешаешь или соблазняешься разговорами других людей.

Лука Крымский (Объяснение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, гл. 5): «Нужно избегать общения с людьми празднословными, искать общества немногих мудрых, которые отверзают уста свои, чтобы сказать что-либо полезное».

2. Если нет возможности избежать празднословящего – сам не поддерживай разговор.

А теперь рассмотрим советы на случай, когда нет возможности уйти от празднословящего. Тогда, во-первых, следует не вслушиваться в его слова, не проявлять к ним интереса и не поддерживать беседу какими-то своими вопросами из любопытства или уточнениями и ответными рассказами о своих делах, т.е. сам храни молчание, когда другой празднословит.

Нил Синайский (Разные мысли и главы): «Если хочешь быть выше всякого греха, то не старайся дознавать чужие дела; и в тебе много того же, в чем подозреваешь другого».

Во-вторых, чтобы избегать разговоров, которые происходят по инициативе другого человека, можно кротко попросить его не рассказывать тебе какие-то события или информацию, особенно, если этот человек христианин и тем более, если эти разговоры происходят или во время богослужения или после него.

Георгий Затворник (Письма, п. 2. 253): «Просите NN, чтобы она ни о чем не спрашивала вас в церкви, пока не окончится святая служба, да и тогда блюдите себя от легкомысленных отзывов и пустых слов».

Варсанофий Великий (Руководство к духовной жизни, в. 774): «постарайся с кротостью упросить его, чтобы он прекратил беседу и переменить ее на другую, более полезную».

В-третьих, когда кто-то празднословит, и нет возможности его остановить, то старайтесь мысленно повторять слова коротких молитв.

Варсанофий Великий (Руководство к духовной жизни, в. 774): «(Вопрос) Отец мой по плоти часто беседует со мною о телесных вещах, которые не приносят душевной пользы; и когда я слушаю его, то беспокоюсь этим, а удержать его не смею – что мне делать? Ответ. Если можешь перенестись умом от рассказываемого им или к молитве, или к воспоминанию слов Божиих и учению святых отцов, это хорошо будет; а ему предоставь говорить, что он хочет».

3. Христианину следует самому учиться молчанию и воздержанию языка. Приведем только несколько поучений об этом.

Никон Воробьев (Письма, п. 302): «Делай свое дело, которое тебе поручено, не входи в чужие дела, по возможности, всегда молчи, никогда не переноси ничего другим, как камень в море пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь».

Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл. 89): «Остерегайся бесед, потому что не во всякое время они полезны. В собраниях предпочитай молчание, потому что удерживает оно от многого вреда».

Авва Исаия (Духовно-нравственные слова, сл. 17): «Воздержание языка означает человека мудрого. Ослабляющий бразды языка показывает, что он далеко отстоит от добродетели».

4. Следует внимательно следить за тем, что говорить, как, когда и ради чего.

Дмитрий Ростовский (Алфавит духовный, ч. 2, гл. 7): «Разговоры требуют большого опасения: в каком духе и направлении имеешь говорить, в какое время, и что именно, и с какой целью Любящий говорить все это должен помнить, а молчаливый все это уже совершил и исполнил».

5. После случаев своего празднословия следует анализировать, в чем ты допустил ошибку и сокрушаться.

Христианину нужно иметь решительность учиться молчанию, и если не получилось сдержаться, то следует сокрушаться после празднословия и проанализировать, что привело к этому.

Феофан Затворник (Письма, п. 557): «Попробуйте так делать, когда согрешите осуждением и совесть вас мучит, посмотрите, как дошли до этого и вперед старайтесь не ходить тою стезею. Если опять этот грех прорвется, опять то же сделайте и всегда, определяя в себе так и так себя держать, чтоб не дойти до пересудов. Стоит вам однажды, дважды удержаться, потом пойдет уже легко.

Обыкновенно случается это, когда посещаете тараторок. Попавши к ним, и сами делаетесь тараторкою. Но вы, как только приближаетесь к ним, заготовляйте не поддаваться влиянию их злоречия, а для того страх Божий оживите в себе и память о присутствии Господа, Коему угождать ревность имеете.

Во время течения реки злоречия подмечайте удобное слово говорящей и поскорее переведите речь на другое».

6. Молитва.

Лука Крымский (Объяснение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина, Гл. 5): «Чем больше человек сосредоточен на главном, внутреннем, на истинном, чем больше времени полагает на чтение Евангелия, Святого Писания, творений святых отцов, тем более проникается их мудростью и неохотой праздно болтать. Приобрести власть над языком – дело великое!»

Источник: http://hramblag.spb.ru/pustoslovie-i-prazdnoslovie-kak-uderzhatsya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Что такое вербное воскресенье

Закрыть