Кто правил после андрея боголюбского

История русских царей

кто правил после андрея боголюбского

Годы жизни 1111–1174

Годы правления 1169–1174

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский – сын Юрия Долгорукого – родился в Ростовской области, которая к тому времени обособилась в отдельное княжество. Отец дал молодому княжичу в управление Владимир – тогда маленький пригород города Суздаля, основанный на реке Клязьме Владимиром Мономахом. Андрей княжил во Владимире долгие годы, и на севере Руси он прожил большую часть своей жизни – 35 лет.

В 1146 году между Юрием Долгоруким и его двоюродным братом Изяславом началась борьба за власть, которая продолжалась несколько лет. Князь Андрей участвовал в сражениях на стороне отца. Тогда обнаружилась боевая удаль князя Андрея.

Он был в самых опасных местах боя и сражался, не замечая сбитого шлема, яростно разил мечом противников. Об Андрее говорили, что его нельзя застигнуть врасплох.

В 1149 году Юрий Долгорукий вошел в Киев и занял его, но вскоре Изяслав, вернувшись со своей дружиной, вынудил его оставить город.

Когда после смерти Изяслава Юрий Долгорукий сел на киевский великокняжеский престол, он посадил Андрея рядом, в Вышгороде. Однако Андрей не хотел жить на юге Руси и тайно от отца уехал на север, в Суздальский край.

Из Вышгорода Андрей вывез во Владимир чудотворную икону Божией Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и привезенную из Греции купцом по имени Пирогощи.

Андрей Боголюбский

Предание гласит, что на пути Андрея к дому, примерно в 20 километрах от Владимира, лошади встали и никак не хотели сдвинуться с места. И после смены лошадей повозка опять не тронулась с места.

Андрею и его спутникам ничего не оставалось, как здесь заночевать. Ночью князю Андрею приснилась Божия Матерь, которая повелела на этом месте построить храм в честь Рождества Богородицы и основать здесь монастырь. Спустя время, церковь и монастырь были построены, вокруг них выросло поселение, названное Боголюбовым. Отсюда пошло и прозвище князя Андрея – Боголюбский.

Впоследствии икона, привезенная во Владимир князем Андреем, стала главной святыней Владимиро-Суздальской земли под именем Владимирской Божией Матери. Во Владимире по распоряжению набожного Андрея были построены два монастыря: Спасский и Воскресенский, а также другие православные храмы.

И вдобавок, по примеру Киева, во Владимире были поставлены Золотые и Серебряные ворота. Богатые церкви Владимира придали городу особую значимость, и он возвысился над другими городами. Население города быстро росло, из маленького пригорода Суздаля Владимир-на-Клязьме скоро превратился в большой многонаселенный город.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году ростовцы и суздальцы выбрали на княжение Андрея. Но в Киев Андрей не поехал, чтобы занять великокняжеский престол. Он остался во Владимире, уступив Киев Ростиславу Мстиславичу.

Князь Андрей решил не давать уделов своим сыновьям, тем самым укрепляя Владимирское княжество, оберегая его от раздробленности. Он продолжал расширять новую столицу и даже попытался перевести во Владимир центр русского духовенства. Но константинопольский патриарх, к которому за разрешением обратился князь Андрей, отказался посвятить в митрополиты владимирского священника.

Владимир. Золотые ворота

Князь Андрей не только строил храмы, но и боролся с иноверцами. Так, в 1164 году он со своим войском впервые напал на Болгарское царство, где проповедовалась магометанская вера (ислам).

После смерти киевского князя Ростислава Андрей Боголюбский согласился с тем, что великим князем в Киеве будет его племянник – Мстислав Изяславич.

Но вскоре вместе со своим сыном (тоже Мстиславом) Андрей Боголюбский собрал суздальское ополчение, к которому присоединились 11 князей, и пошел на Киев. Объединенное войско два дня сражалось под стенами Киева. На третий день город был взят. Воины союзных князей грабили и разрушали город, убивали жителей, забыв, что это такие же русские люди, как и они сами.

После своей победы Андрей посадил на киевский стол своего младшего брата Глеба, а сам принял титул великого князя и остался во Владимире. Это событие летописцы относят к 1169 году.

После падения Киева Андрей Боголюбский собрал под свою руку всю Русскую землю. Один только Великий Новгород не хотел подчиниться Боголюбскому. И князь Андрей решил сделать с Новгородом то же, что и с Киевом.

Зимой 1170 года войско под началом сына князя Андрея – Мстислава Андреича – отправилось подавлять бунт в Новгороде, где правил молодой князь Роман Мстиславич. Новгородцы храбро сражались за свою независимость. Они бились так неистово, что Мстиславу пришлось отступить.

Предание гласит, что в разгар битвы, когда перевес был на стороне Мстислава Андреича, горожане вынесли на крепостную стену икону Знаменской Божией Матери. Монахи и священники молились, стараясь поддержать сражавшихся.

Стрела нападавших ударила в икону, и из глаз Богородицы потекли слезы. Увидев это, новгородцы с новой силой бросились в бой.

А в стане нападавших стало твориться что-то странное: необъяснимый страх охватил всю рать, воины перестали видеть противника и стали стрелять друг в друга, и вскоре Мстислав позорно бежал вместе с войском.

Андрей Боголюбский не простил новгородцам поражения своего войска и решил действовать по-другому. Спустя год после поражения он перекрыл подвоз хлеба в Новгород, и горожане признали его власть. Князь Роман был изгнан из Новгорода, и новгородцы пришли на поклон к Боголюбскому.

В это время в Киеве скоропостижно скончался князь Глеб. Андрей Боголюбский отдал киевский стол смоленским князьям Ростиславичам. Киев потерял свое былое величие, правление в нем стало переходить из рук в руки и, в конце концов, Киев подчинился владимирскому князю.

Боголюбский пал жертвой заговора в 1174 году. Брат его жены совершил преступление и был казнен по приказу Андрея Боголюбского. Тогда второй брат жены Андрея организовал заговор. Когда Андрей Боголюбский лег спать, в его спальню ворвались заговорщики (меч князя заранее унесли из спальни).

Двадцать человек накинулись на безоружного Боголюбского, кололи его мечами и копьями. Набожный Андрей с радостью принял смерть, он давно уже раскаивался во многих своих неблаговидных делах, которые совершил во время борьбы за власть.

Летопись гласит, что последними словами Андрея Боголюбского были: «Господи! В руце твои предаю дух мой!».

Тело князя Андрея выбросили в огород. Убитого князя не отпевали по православному обычаю и не хоронили пять дней. Приближенные князя разграбили дворец. Грабежи перекинулись на весь Боголюбов и на Владимир. Бесчинства в Боголюбове и Владимире продолжались до тех пор, пока один из священников не взял чудотворную икону Владимирской Божией Матери и не стал с молитвами ходить с ней по городу.

На шестой день после убийства Андрея Боголюбского похоронили в построенной им церкви Успения Богородицы. В дальнейшем Русская православная церковь причислила Андрея к лику Святых.

Монгольская конница

Со времени княжения Андрея Боголюбского перестала существовать как государственное образование Русь Киевская и начала свою историю Владимиро-Суздальская Русь.

Монголо-татарское нашествие на Русь

Русь в начале XIII века состояла из нескольких обособленных княжеств и земель, самыми значительными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское княжества и Новгородская земля. Черниговские, Смоленские и Владимиро-Суздальские князья не ладили друг с другом. Нередки были стычки между дружинами разных княжеств. Русские княжества были раздробленными и расколотыми перед лицом страшного врага, который приближался к Руси с востока.

Первое сражение с монголами в Половецкой степи состоялось на реке Калка 31 мая 1223 года, в котором были полностью разгромлены войска нескольких русских князей. Пленных русских князей монголы положили на землю, сверху настелили доски и сели на них пировать. После битвы на реке Калка Русь впервые услышала о существовании грозного врага.

После победы на Калке монголы ушли в Среднюю Азию и вернулись на Русь лишь через 14 лет.

Когда рязанский князь узнал о приближении к границам русских княжеств монголо-татарской рати, он сразу же послал гонцов за подмогой во Владимир и Чернигов. Но другие князья не восприняли монголов как серьезного противника и отказали ему в помощи. 21 декабря 1237 года после пятидневной осады и штурма стен города с использованием таранов и металлических орудий Рязань пала. Город был сожжен, жители частью истреблены, частью уведены в полон.

Сжигая и грабя на своем пути города и селения, войска завоевателей под командованием Батыя и Субедэя приближались к Владимиру. 7 февраля 1238 года сквозь проломы в стенах монголы ворвались в город, и вскоре на его месте дымились развалины.

В истории России началась 200-летняя эпоха, которая получила название – монголо-татарское иго (ярмо). Все русские княжества должны были признать над собой тяжелое монголо-татарское иго и платить дань. Князья вынуждены были брать у завоевателей разрешение (ярлык) на свое княжение. За получением ярлыка князья ездили в столицу Золотой Орды город Сарай, который располагался на реке Волге.

Монголо-татарское иго формально началось в 1243 году, когда отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович получил от монголо-татар ярлык на Великое княжество Владимирское и был признан ими «стареи всем князем в Русском языце».

Источник: http://redstory.ru/education/istomin/14.html

Князь Андрей Боголюбский

кто правил после андрея боголюбского

Святой Благоверный князь Андрей Боголюбский (предположительно 1111 — 1174 гг.) – князь Вышгородский, Дорогобужский, великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха.

Князь Андрей Боголюбский (прозвище «Боголюбский» получил как основатель города Боголюбый на реке Нерли) является одним из самых видных политических деятелей Древней Руси.

Во времена княжения Андрея Боголюбского политический и экономический центр Руси переместился из Киева и Киевского княжества в город Владимир, который позднее официально стал новой столицей.

Благодаря деятельности князя Андрея город Владимир и Владимирское княжество начали активно развиваться экономически и достигли небывалого до этого могущества.

В 18 веке Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью в лике благоверного, мощи князя несколько раз переносились и сегодня хранятся в Успенском соборе во Владимире.

Андрей Боголюбский. Краткая биография

Точная дата рождения князя неизвестна. Первые упоминания о нем в русских летописях относятся к периоду вражды между Юрием Долгоруким (отцом Андрея) и Изяславом Мстиславовичем. Предположительно, Андрей Боголюбский родился в 1111 году, хотя встречаются и другие даты, например – 1113 год.

О ранних годах Андрея Боголюбского известно немного – он получил хорошее воспитание и образование, много внимания уделялось при этом духовности и христианству.

Более детальные сведения о жизни князя Андрея появляются уже после его совершеннолетия, когда он начинает княжить в разных городах по приказу своего отца.

В 1149 году Андрей Боголюбский отправляется княжить в Вышгород по настоянию отца, однако всего спустя год его переводят на Запад, в города Пинск, Туров и Пересопницу, где Андрей княжит еще год. В 1151 году Юрий Долгорукий снова возвращает сына в суздальские земли, где тот находится вплоть до 1155 года, а затем отправляется в Вышгород.

Несмотря на то, что Юрий Долгорукий желает видеть сына князем в Вышгороде, Андрей спустя некоторое время возвращается обратно во Владимир и, согласно легендам, привозит с собой икону Богородицы, позднее получившую название Владимирской Богоматери.

После возвращения, Андрей Боголюбский так и остается править в городе Владимире, на тот момент довольно небольшой и уступающем в экономическом развитии другим городам княжества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое покаяние в православии

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году Андрей Боголюбский наследует от отца титул Великого князя, однако переезжать на княжение в Киев отказывается и остается во Владимире. Считается, что именно этот поступок Андрея Боголюбского стал первым шагом на пути к децентрализации власти. В этом же году Андрея избирают князем Владимирским, Суздальским и Ростовским.

Отказ Владимира княжить в Киеве многими историками воспринимается, как перенос столицы во Владимир, хотя официально это произошло позже. Правомерность подобного утверждения сегодня оспаривается, однако общепринято считать, что смещение центра власти с Киева во Владимир все же произошло, пусть и неофициально, именно благодаря деятельности Андрея Боголюбского.

В 1162 году Андрей Боголюбский, опираясь на помощь своих дружинников, изгоняет из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников, а также дружинников покойного отца и становится единоличным правителем в этих землях.

За период своего правления Андрей Боголюбский значительно расширил власть Владимира, подчинив себе многие окрестные земли и завоевав огромное политическое влияние на северо-востоке Руси. В 1169 году князь Андрей и его войско совершает удачный поход на Киев, в результате которого город остается практически полностью разоренным.

Князь Андрей Боголюбский умер в 1174 году в ночь с 29 на 30 июня в городе Боголюбове (который он же и основал). Князь был убит в результате заговора бояр, недовольных его политикой и растущей властью.

Канонизирован в 1702 году.

Внешняя и внутренняя политика Андрея Боголюбского

Основная заслуга внутренней политики князя Андрея – рост благосостояния Ростово-Суздальского княжества. В первые годы правления на эти земли пребывало очень много людей из других княжеств, а также немало беженцев из Киева, которые стремились поселиться в более спокойных и безопасных городах. Приток народу дал существенный толчок к развитию экономики региона.

Ростово-Суздальское княжество, а позднее и город Владимир стремительно наращивали свое благосостояние, и вместе с этим политическое влияние, в результате чего к концу правления князя Андрея фактически стали новым политическим центром, отняв власть у Киева.

Кроме того, Андрей Боголюбский приложил немало усилий для того, чтобы отстроить город Владимир и превратить его в настоящую столицу: во времена его правления были построены Владимирская крепость, Успенский собор и многие другие сооружения, по сей день считающиеся культурными памятниками.

Андрей Боголюбский также уделял большое внимание развитию культуры и духовности на Руси, которые в тот период были неразрывно связаны друг с другом.

Князь Андрей стремился к религиозной независимости Руси от Византии, несколько раз пытался получить самостоятельность от киевской митрополии.

Он ввел несколько новых религиозных праздников, регулярно приглашал на Русь зодчих для постройки многочисленных храмов и соборов. Благодаря этому начала складываться собственная русская традиция в зодчестве.

Внешней политике Андрей Боголюбский также уделял немало внимания. Больше всего он был сосредоточен на защите русских земель от набегов кочевников, стремился к независимости Руси от других государств. Совершил ряд успешных походов на Волжскую Булгарию.

Итоги правления Андрея Боголюбского

Основной итог правления князя Андрея – появление совершенно нового политического и экономического центра в городе Владимире.

Кроме того, Андрей Боголюбский сделал немало для дальнейшего развития на Руси самодержавия (считается одним из предвестников формирования системы единоличной власти на Руси).

Источник: https://historykratko.com/knyaz-andrey-bogolyubskiy

Андрей Боголюбский (1169-1174): правление Владимирского князя

кто правил после андрея боголюбского

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород?  Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Почему получил прозвище «Боголюбский»

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы.  Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире.  Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению.

 Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы.  Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии.

Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев.  Князь не хотел здесь править, а  рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба.

В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба,  киевский трон был передан князю Роману  Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война.

 В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому  был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут  очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке.  Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Источник: https://istoriarusi.ru/udel/andrej_bogolubskij.html

История России — тема 6

Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей страны, составив основу будущей российской государственности. Вместе с тем именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные социально-политические изменения, унаследованные затем Московским государством.

1. Природные условия. Колонизация. Землевладение

Ростово-Суздальская (позднее — Владимиро-Суздальская) земля располагалась на Северо-Востоке Руси и отделялась от Приднепровья мощной полосой леса. Население Северо-Востока составляли кривичи и вятичи. Эта территория находилась вдали от традиционно важнейшего торгового пути «из Варяг в Греки» .

На большей части Северо-Востока преобладали подзолистые почвы, только в так называемом владимирском «ополье» — черноземовидные. Большая часть территории была покрыта лесом. Обилие лесов позволило долго сохранять подсечное земледелие. Поэтому частное землевладение появилось лишь на рубеже XI и XII вв. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование.

Землевладельцы русского Северо-Востока были в гораздо большей степени связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-Восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

2. Княжение Юрия Долгорукого

По разделу Руси Ярославом Мудрым Северо-Восток отошел Всеволоду, затем — Владимиру Мономаху. Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли стал сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем столицей княжества вместо древнейшего на Северо-Востоке города Ростова стал Суздаль.

Юрий упорно боролся за киевский великокняжеский престол со своим племянником Изяславом и с черниговскими князьями. Именно за стремление распространить свою власть на далекий Киев он получил прозвище «Долгорукий». С Юрием связано первое летописное упоминание о Москве (1147 г.), куда он приглашал своего союзника.

Однако ученые не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что поселение на месте Москвы существовало еще в Х в. В 1155 г. Юрий стал киевским князем и оставался им до смерти в 1157 г.

3. Княжение Андрея Боголюбского.Особенности политической жизни Северо-Восточной Руси

Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он вернулся на север еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на юге усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную по преданию Св. Лукой, автором одного из четырех Евангелий.

Впоследствии эта икона (Богоматерь Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Северо-Востока и Московской Руси. Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир. Это объяснялось тем, что в старых городах — Ростове и Суздале — власть князя ограничивало вече, а в молодом «пригороде» Владимире веча не было.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно просить матронушку о помощи

Своей резиденцией Андрей сделал укрепленный замок Боголюбово неподалеку от Владимира, по которому и получил прозвище Боголюбский.

Стремясь укрепить собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в период Киевской Руси дружинники были вассалами князя, то теперь бояре Северо-востока, получавшие от князя свои земельные владения, становятся его слугами. Так было положено начало процессу становления княжеского единовластия и деспотизма.

При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Андрей фактически самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире.

Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле находились смоленские князья, получившие великое княжение также по воле Андрея. Правда, позднее Андрей рассорился с ними и пытался изгнать их из Киева, но неудачно.

Отношения с младшими князьями Андрей также стремился строить не на основе вассалитета, а на основе подданничества (служебничества).

Пытаясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.

4. Княжение Всеволода III Большое Гнездо

В 1174 г. Андрей был убит приближенными, недовольными его деспотическим нравом. После его смерти возникли усобицы. На владимирский престол претендовали сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава (давно умершего) и младшие сыновья Юрия Долгорукого — Михаил и Всеволод.

Ростиславичам оказали поддержку старые вечевые города Ростов и Суздаль, Михаилу и Всеволоду — город Владимир. В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу. Победа князей, опиравшихся на город Владимир, не имевший своего веча, способствовала еще большему ослаблению вечевого начала на Северо-Востоке.

Всеволод, ставший после скорой смерти Михаила, единоличным правителем Владмиро-Суздальской Руси, правил до 1212 г.

Всеволод (позднее получивший прозвище «Большое Гнездо») провозгласил себя Великим князем Владимирским. Таким образом, на Руси стало два великих княжения: киевское и владимирское. Фактически Всеволод был хозяином во всей русской земле, по своей воле ставя князей на киевский престол и вмешиваясь в дела отдельных княжеств. Один из его сыновей правил Новгородом. Другие русские князья неоднократно искали его защиты и покровительства.

После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями начались усобицы. В 1217 г.

старший из Всеволодовичей — Константин — при поддержке смоленского князя Мстислава Удалого разгромил в битве при Липице младших братьев Юрия и Ярослава и стал великим князем владимирским.

Но наследовал ему Юрий, а сыновья Константина заняли второстепенные княжеские престолы на Северо-Востоке. К моменту монгольского вторжения Северо-Восточная Русь в основном преодолела усобицы и была единым княжеством, по-прежнему самым мощным в русской земле.

На что следует обратить внимание при ответе:

  • Описание любого княжества эпохи раздробленности следует начинать с характеристики природных условий и географического положения, так как с ними связаны особенности не только хозяйства, но и землевладения и политического устройства.
  • Обязательно нужно показать, как изменились отношения князя с вечем в результате переноса столицы во Владимир при Андрее и победы Всеволода при поддержке владимирцев над соперниками, которых поддерживали вечевые города.
  • Необходимо отметить смещение политического центра Руси из Приднепровья на Северо-Восток.

1 Опольем называлась местность, где оканчивались сплошные леса и начинались широкие поля, своеобразная «опушка великого леса». В районе ополья возникли древние города Суздаль и Владимир.

2 Отношения вассала и сюзерена (сеньора) характеризуются обоюдными обязательствами и договорным характером, в то время как слуга имеет односторонние обязательства, а господин не связан каким-либо договором.

3 Всеволода Большое Гнездо именуют также Всеволодом III, считая Всеволодом I отца Владимира Мономаха, а Всеволодом II — черниговского князя Всеволода Ольговича.

Источник: http://www.1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap6.htm

Андрей Юрьевич Боголюбский

Андрей Боголюбский. Реконструкция антрополога Герасимова по реальному черепу из захоронения.

Киевский исторический музей. Зал «Киевская Русь».

Андрей Боголюбский (ок. 1111 — 1174), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.

+ + +

В 1149 году, овладев Киевом, Юрий посадил Андрея на княжение в Вышгороде. В том же году, в походе против Изяслава II Мстиславича Андрей проявил удивительную доблесть, которой от него, кажется, никто не ожидал. Вместе с братьями он подступил к Луцку, где затворился брат Изяславов, Владимир.

Когда они приблизились к городу, то из ворот его выступил отряд пехоты и начал с ними перестреливаться; остальные Юрьевичи никак не думали, что Андрей захочет ударить по этой пехоте, потому что и стяг его не был поднят; не величав был Андрей на ратный чин, говорит летописец, искал он похвалы от одного Бога; и вот он въехал прежде всех в неприятельское войско, дружина его за ним, и началась жаркая схватка. Андрей преломил копье свое и подвергся величайшей опасности: неприятельские ратники окружили его со всех сторон; лошадь под ним была ранена двумя копьями, третье попало в седло, а со стен городских сыпались на лего камни, как дождь; уже один немец хотел проткнуть его рогатиной, но Бог спас его. Отец, дядя и все братья обрадовались, увидев его живым, а бояре отцовские осыпали его похвалами, потому что он дрался храбрее всех в этом бою. Конь его, сильно раненный, только успел вынести своего господина и пал; Андрей велел погрести его над рекой Стрыем. Позже, в Руцкой битве, лишь только с обоих сторон стали сходиться для битвы, Андрей, схватив копье, поехал вперед и прежде всех столкнулся с неприятелем; копье его было изломано, щит сорван, шлем спал с головы, конь, раненный в ноздри, начал метаться под ним в разные стороны.

+ + +

Андрей Юрьевич Боголюбский (около 1111 — 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию. Детей, по-видимому, не имел.

Начало княжения В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В 1155 вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери).

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 Андрей изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину.

Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию — в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище).

Отношения с церковью Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута.

В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом.

В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси.

Культура при Андрее Боголюбском В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65).

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября).

В ночь с 29 на 30 июня 1174 Андрей был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.

Другие биографические материалы:

Шикман А.П. Владимиро-суздальский князь (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Будовнуц И.У. При нём княжество было сильнейшим на Руси (Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961).

Рыжов К. Непреклонная суровость Андрея во всех вызывала трепет и ненависть (Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999).

Богуславский В. В первые 10 лет своего правления почти не вмешивался в дела других русских областей (Богуславский В. Славянская энциклопедия. XVII век. М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004).

Данилевский И.Н. Попытался разделить русскую церковь (Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015).

Иоанн (Снычев) Пытался воплотить в жизнь идеал христианской государственности (Энциклопедический словарь Русской цивилизации)

Иоанн (Снычев) Один из первых идеологов русской государственности (Большая энциклопедия русского народа).

Отдал Киев на разграбление дружине (Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013).

Далее читайте:

Любарев А.Е. О роли Андрея Боголюбского в основании Москвы.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Глава 5. Князь Андрей Боголюбский.

Рюриковичи (биографический указатель).

Боголюбово  (справочная статья).

Боголюбов Рождественский Богородицкий мужской монастырь, Владимирская еп., на р. Клязьме, при с. Боголюбове.

Боголюбская (Боголюбивая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Литература:

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987. С. 38 — 98.

Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.): Курс лекций. М., 2001. С. 65–94;

Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 324–337;

Данилевский И. Н. Андрей Боголюбский: У истоков деспотизма // Кривошеев Ю. В. Гибель Андрея Боголюбского: Историческое расследование. СПб., 2003;

Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский. М., 2007;

Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн. 1. С. 71–96;

Погодин М. Князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14.

Источник: http://hrono.ru/biograf/bio_a/andey_bogoljub.php

Исторические личности — Андрей Боголюдский

Андрей Боголюбский первый, кто снизил авторитет Киевского княжества и образовал могучее Владимиро-Суздальское государство. Князь играл ключевую роль в политике того времени, с малых лет участвовал в походах своего отца. Он запомнился храбрым воинам, а также верующим человеком.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Иерей кто это в православии

Личная жизнь

Женой Андрея была Улита Кучковна, дочка боярина, который владел Москвой до прибытия в их земли Юрия Долгорукого. Тогда князю не понравилось отношение хозяина, и он приказал убить Степана, дочку его, женил на собственном сыне, а остальных детей Кучко забрал к себе. После чего велел на этом месте строить город.

У Андрея Боголюбского было 6 детей: 4 сына и 2 дочери. Некоторые источники утверждают, что матерью пятерых из них является Улита. Даты рождения старших детей неизвестны, но если судить по дальнейшим упоминаниям в летописи, то закрадывается сомнение в справедливости данного факта. Реальнее всего, что у князя до Кучковой была другая жена, от которой и появились старшие ребята.

Ещё одним аргументом может являться то, что князь женился, когда ему было далеко за 30. Это удивительно для того времени, ведь раньше предпочитали ранние браки. Улита родила последнего сына Глеба, после чего умерла, но как это случилось неизвестно. Андрей женился во второй (или третий?) раз, имя его супруги в летописях не указана, есть лишь одна информация, что она была ясыней, т.е. осетинкой.

В этом браке появился сын Юрий, который впоследствии станет супругом известной грузинской правительницы Тамары.

Удачный конь

Андрей часто ходил в походы вместе с отцом, так придя на Волынские земли, он едва не погиб. Князь участвовал в осаде города Луцка. Он увлёкся преследованием врага и не заметил, как от его дружины осталось лишь 2 человека.

Неприятель окружил князя, со стен падали камни, коня дважды ранили копьём. Тогда Андрей призвал мученика Фёдора и стал отбиваться от врагов. Так бы и погиб Боголюбский, если не конь, который вынес хозяина из под обстрела. Верный спутник спас хозяина, но сам умер от многочисленных ран.

За это Боголюбский велел достойно похоронить лошадь над рекой Стырь.

Смерть князя

К погибели Андрея привела собственная неосторожность: он велел убить брата Улиты Кучковой, но из-за чего был вынесен столь суровый приговор, история умалчивает. Это деяния сыграло главную роль в судьбе правителя, ведь на него затаили злобу родственники умершего.

Всего в заговоре участвовало 20 человек, основными лицами были: Яким, мстивший за брата, зять Кучковых — Пётр, ключник Анбал и вторая жена князя. Заговорщики пришли к спальне Андрея Юрьевича, сначала один из них представился Прокопием, слугой князя, но его сразу раскусили. Тогда толпа ворвалась в покои, Боголюбский хотел схватить меч, принадлежавший св.

Борису, но его не было в ножнах, оружие заранее убрал Анбал. Сначала Андрею повезло: в темноте его перепутали с одним из предателей, которого убили вместо него. Но ошибку быстро распознали, князь пытался отбиться, но численный перевес был не на его стороне. Боголюбский упал и тогда решили, что он умер.

Заговорщики уже удалялись из покоев, когда услышали стоны князя, раненный, он пытался скрыться от врагов. Одним ударом меча ему отрубили руку, тем самым навеки умертвив правителя.

Интересные факты:

· Андрей был третьим сыном Юрия Долгорукого, имя его матери неизвестно, о ней говорится, что она приходилась дочерью хана Аепы. Точно не указан год его рождения, предполагают, что он появился на свет в период с 1110-1112 гг.

· Предполагают, что Степан Кучко являлся родственником Симона Варяга и Ярослава Мудрого. Это объясняет то, почему Юрий выдал дочку боярина— Улиту за своего сына, ведь обычно женились на Рюриковнах или иностранных принцессах.

· После смерти своего отца Андрей тут же захватил города, где были посажены его младшие братья и выгнал из княжества Мстислава, Всеволода и Василько, вместе со своей мачехой.

· Москва являлась собственностью Андрея, он получил город в качестве приданного от Кучко.

· Когда Андрей вступил на престол, он отказался жить в старых центрах: в Ростове и Суздале. Князь построил около Владимира собственный белокаменный дворец в селе Боголюбово, после чего его прозвали Боголюбским. Это место было выбрано неслучайно, предание гласит, что во сне к Андрею Юрьевичу пришла Пресвятая Дева и велела строить церковь. Князь выполнил наказ, так была возведён храм в честь Покрова Божией Матери на реке Нерле.

· Боголюбский является инициатором постройки Успенского Собора, надвратной церкви в честь Ризоположения Богоматери, монастыря и храма Вознесения, всего князь воздвиг около 30 церквей.

· Андрей вместе с другими соратниками штурмовал Киев, город взяли за три дня. Боголюбов получил титул киевского князя, но, ни одного дня не правил в городе, а вернулся во Владимир.

· Юрий Долгорукий, захватив киевский престол, отдал Андрею Вышгород. Но Боголюбскому не нравились те земли, и без разрешения отца он вернулся во Владимир. Уезжая, князь забрал с собой меч св.Бориса, и икону Божьей матери, которая стала самой почитаемой на территории Ростово-Суздальских княжеств.

· Был первый из князей, кто захотел разделить церковь на 2 метрополии, со вторым центром во Владимире. Это предложение отвергли, тогда Боголюбский отправил своего союзника Феодора в Киев с целью смещения местного митрополита. Но и эта затея не увенчалась успехом.

Тогда суздальский игумен решил поехать в Константинополь, чтобы там помогли сместить соперника, но и этот план не удался, его лишь назначали ростовским епископом. Спустя время между Андреем и церковником возникает конфликт.

После чего Боголюбский отправляет Феодора в Киев на суд к митрополиту, где его казнили за распространение ереси.

· После своей смерти Андрей Боголюбский был канонизирован, мощи святого хранятся в Успенском соборе.

· Мощи князя несколько раз подвергались исследованиям. По итогам установили несколько интересных фактов: скульптура Михаила Герасимова не соответствует внешности князя, на самом деле в его облике отсутствуют признаки монголоидной расы.

По описанию он больше походил на деда — Владимира Мономаха, чем на своего отца. Удивительно и то, как сохранились кости, трудно сказать, что они столь древние, это говорит о том, что они хранились в хороших условиях.

А также учёные определили, что князь был левшой, однако, это могла быть вынужденная мера в связи с травмой правой руки.

Источник: https://vk.com/@-188447558-istoricheskie-lichnosti-andrei-bogoludskii

Боголюбово

Поселок городского типа Боголюбово в Суздальском районе Владимирской области – административный центр Боголюбовского сельского поселения с населением 4 494 человек (по переписи 2010 г.). Расположен в устье реки Нерли (при впадении Нерли в Клязьму), в 2 км к северо-востоку от Владимира, на автотрассе М-7 «Волга». Боголюбово является важным центром туристического маршрута «Золотое кольцо России».

История

Боголюбово было основано в 1158 г. как резиденция Владимирского князя Андрея Боголюбского (правил в 1157-1174 гг.) – Боголюбов-город, который представлял собой княжескую крепость с большим роскошным дворцом, расположенную в стратегически важном месте недалеко от Владимира. Позднее, в 1165 г.

,  недалеко от Боголюбов-города мастерами Андрея Боголюбского был построен знаменитый храм Покрова на Нерли, считающийся одной из жемчужин русского белокаменного зодчества. Здесь же, в Боголюбов-городе, в собственном дворце князь Андрей Боголюбский был убит заговорщиками.

До наших дней дошла лестничная башня, свидетельница трагической гибели князя в ночь с 29 на 30 июня 1174 г.

После смерти Андрея Боголюбского на месте его дворца возник Свято-Боголюбский монастырь.От дворцового ансамбля очень мало сохранилось. Он был разграблен в ходе междоусобных войн рязанским князем Глебом и разрушен во время монгольского нашествия в 1238 г. В первой половине XVIII в. Рождественский собор был полностью перестроен. В начале и середине XIX в. в монастыре были построены надвратная колокольня и огромный центральный храм. 

После уничтожения Боголюбов-города вблизи монастыря, вероятно, продолжала существовать небольшая слобода, из которой и выросло село Боголюбово. Оно упоминается в источниках с 1496 г. С XVII в. село записано за Свято-Боголюбским монастырем. Организующим центром села была церковь Иоакима и Анны. В период Смутного времени село Боголюбово вместе с монастырем было разорено польско-литовскими войсками.

В первой половине XIX в. на средства жителей села был построен новый храм с престолом Рождества Христова на нижнем ярусе и Иоакима и Анны – на верхнем. Архитектурный образ храма выполнен в стиле классицизма. 

Современный облик поселка Боголюбово сформировался в XIX в., когда в нем было построено большинство зданий, в частности, каменное двухэтажное здание земского училища (1864 г.). В конце XIX в. в Боголюбове было две иконописных мастерских. Одна из них принадлежала династии художников-иконописцев Шороховых.

С 1929 г. село Боголюбово входило в состав Владимирского района Владимирского округа Ивановской Промышленной области с центром в г. Владимире. С 1936 г. – в составе Владимирского района Ивановской области, а с августа 1944 г. – в составе Владимирского района Владимирской области.

В августе 1945 г. центр Владимирского района был перенесен из Владимира в рабочий поселок Боголюбово. В 1960 г. Боголюбово получило статус поселка городского типа. С января 1965 г.

Владимирский район переименован в Суздальский, и поселок Боголюбово вошел в состав Суздальского района Владимирской области.

В 1960-е годы культурно-организующим центром поселка становится Дом культуры, перестроенный из закрытого в 1939 г. храма Иоакима и Анны. В ДК Боголюбово работали многочисленные кружки и спортивные секции, Народный театр, кинозал, библиотека и бильярдная. С 1997 г. храм был возвращен верующим.

Модельная библиотека XXI века

В конце мая 2016 г. в Боголюбово открылась первая в России модельная библиотека XXI века, ставшая площадкой пилотного проекта Министерства культуры РФ по внедрению Модельного стандарта деятельности общедоступных библиотек.

Библиотека значительно расширила свои возможности для людей: появились комфортные места для индивидуальной и групповой работы, конференц-зал и учебный класс, оборудованные современной техникой, зоны для проведения лекций, различных мероприятий, занятий с детьми, а также отдыха и общения.

Экономика

В 2016 г. в Боголюбово на базе бывшего кирпичного завода открылась компания ООО «Бергус», которая приступила к производству подгузников премиум-класса. В дальнейшем ожидается расширение ассортимента медицинской продукции (медицинские перчатки, латексные наконечники для УЗИ и др.). Завод «Бергус» создаст в посёлке до 200 рабочих мест.

Известные люди

В Боголюбове родилась Е.И. Быкова (1913-1989), чемпионка СССР по шахматам среди женщин (1947-1948,1950) и третья в истории шахмат чемпионка мира (1953-1956, 1958-1962); она вела передачу «Шахматная школа» на Центральном телевидении СССР; во Владимире до недавнего времени проводились шахматные турниры памяти Е.И. Быковой.

Боголюбово как туристический центр

В настоящее время поселок Боголюбово – обязательный этап туристического маршрута «Золотое кольцо России». Важнейшие достопримечательности Боголюбова: ансамбль Свято-Боголюбского женского монастыря с памятниками XII в.

– Лестничной башней и галереей, где погиб Андрей Боголюбский; церковь Покрова на Нерли XII в., стоящая на холме среди заповедного Боголюбского луга; остатки крепостных земляных валов и рвов Боголюбов-города XII в.

Архитектурные памятники Боголюбова находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В километре от Боголюбова (со стороны Владимира) находится необычная достопримечательность – верхнепалеолитическая стоянка древнего человека (предполагаемый возраст – 25 тысяч лет) Сунгирь. Обнаружена в 1955 г. при строительстве завода и исследована профессором О.Н. Бадером. В ходе раскопок, которые велись здесь почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

Источник: https://www.tourism33.ru/guide/cities/bogolubovo/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как причаститься в церкви взрослому

Закрыть