Клирик кто это в православии

Клирик кто это в православии

клирик кто это в православии

Клирик — чин в православии, который появился в иерархии церковных служителей совсем недавно. В 1885 году в России Священный Синод учредил звание псаломщика, который теперь называется клириком.

Клирик в православии не возводится в священство. Этот церковный служитель занят чтением молитв, а также текстов из Евангелия, как сопровождая службу, так и до ее начала, пока в церкви собирается народ.

Есть более широкое понятие этого слова. В самом большом смысле этого слова клириками называют всех духовных лиц в православии, которым разрешено церковное служение, кроме архиереев.

Есть еще одно понятие «клирики храма» — это все церковнослужители определенного храма.

В общем смысле все клирики подразделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

Церковнослужителями называются люди, прошедшие Хиротессию. Они имеют право служить для церкви за пределами алтаря. Они участвуют в службе, им позволено читать Священное Писание.

Слово «клирик» производное от греческого слова «клир», которое переводится как «жребий». То есть это люди, волею жребия, возложившие на себя служение Церкви. Так получилось общее понимание клириков – все служащие в православном храме. В целом подразделение клириков, на являющихся церковнослужителями и не являющимися ими, определяется только получением Хиротессии.

  Православие и христианство в чём отличие

Чем занимается православный клирик

Кроме обязанности читать псалмы, клирик может проповедовать и заниматься религиозным просвещением новообращенных членов православной паствы храма. Ему доверяют занятия в воскресных школах при церквях, клирик занимается делами благотворительности.

Одевается клирик у нас в России в подрясник с пояском. В Греции и странах Восточной Европы клирики носят рясы. В классической литературе часто встречается слово дьячок – в современном виде это клирик.

В дореволюционные времена псаломщик, так назывался тогда православный клирик, сопровождал священника во время посещения им прихожан. Сейчас это делается не всегда, но по мере необходимости, такая обязанность у клирика существует.

В царской России псаломщик был главным письмоводителем по приходу. Сейчас, в связи с очень большим увеличением бюрократических обязанностей в православной церкви, каждый клирик ведет только порученную ему часть работы по оформлению статистики храмовой деятельности и подготовке отчетной документации прихода.

Каким должен быть клирик в православии

  • Клирик- чтец может жениться, но развод ему запрещен.
  • Как любому церковнослужителю в православии, ему запрещена предпринимательская деятельность.
  • Этот чин не доступен действующим военнослужащим.
  • Православным клирикам запрещены любые виды азартных игр.
  • Даже самого маленького ранга чиновник не может получить этот чин, две службы одновременно исключены.
  • В клирики не посвящают хирургов, врачей и средний медицинский персонал, работа которых может быть связана с кровью.
  • Ветеринары, оперирующие животных, и люди, занимающиеся охотой и рыбалкой, не допускаются до служения в чине православного клирика.

  Что такое Томас в православии

Такие, необычные для не религиозного человека, запреты строго соблюдаются.

Кто может стать клириком в православии

С 1994 года в клирики–чтецы посвящаются все проучившиеся в духовных семинариях и учащиеся духовных академий. Клириками назначают только мужчин старше 15 лет.

Клириками соискателей делают старшие священники, совершая обряд Хиротессии (в переводе с греческого языка это значит – поставление). Клирик- чтец является второй ступенью сана. Самый молодой клирик – свещеносец, им становятся мальчики семилетнего возраста.

Для кандидата в православные клирики обязательно безупречное поведение и хорошее знание Священного Писания, а также строгое соблюдение всех запретов.

Большинство клириков переходят в этот чин из свещеносцев, после 8 лет первичного не сложного служения Храму. Этого времени достаточно для глубокого изучения Священного Писания и получения навыков общения с паствой. Такие возрастные категории определены в глубокой древности и соблюдаются православной Церковью без изменений.

Важность клирика в современной православной церкви

Клирики играют большую роль в религиозном воспитании детей и религиозном просвещении взрослых, обратившихся к православной вере. Ненавязчивая пропаганда религиозных ценностей нуждается в тактичных и грамотных клириках, особенно в городских вновь построенных храмах. Священники, получившие приход в виде времянки при строящемся храме нуждаются в умных расторопных и грамотных клириках, с которых начинается клир будущего храма.

  Автокефалия что это такое в церкви простым языком

Клирик во многих православных церквях читает молитвы в полупустом храме, пока собирается на службу народ. Если молитва читается с душой, воздействие ее на редких слушающих очень велико, человек подготавливается изнутри к таинству Литургии.

Во все времена от православного клирика зависело, как понимают Священное Писание прихожане его храма. Если в царской России клирику нужно было разъяснять неграмотным прихожанам значение услышанного Слова, то в наши дни ситуация усложнилась. В Церковь приходят высокообразованные люди, которым простыми словами объяснить ускользающий смысл услышанного в первый раз священного текста трудно.

Клирик, как связующее звено между людьми, еще не ставшими прихожанами Храма и священником, очень значим в наши дни.

о том, кто такой клирик в православии, его качествах и деятельности

Источник: https://vopros-o-christianstve.ru/klirik-kto-eto-v-pravoslavii.html

Рпц разорвала отношения с константинополем. это настоящий церковный раскол? прямо как в xvii веке, когда начали преследовать старообрядцев? — meduza

клирик кто это в православии

Разрыв отношений между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом сразу стали называть одним из крупнейших церковных расколов всех времен.

Вспоминают даже события XVII века, когда русские верующие разделились на старообрядцев и сторонников церковной реформы патриарха Никона.

Можно ли сегодняшний конфликт считать расколом, как разрыв отношений между патриархатами изменит жизнь простых верующих и что будет дальше — рассказывает старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Надежда Белякова.

Константинопольский патриархат признал автокефалию, то есть полную церковную независимость, новой Украинской православной церкви. РПЦ обвинила Константинополь в общении с раскольниками и посягательстве на каноническую территорию Московского патриархата. В знак протеста РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинополем.

Это значит, что духовенство РПЦ не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата. Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя, и участвовать в других таинствах.

Патриарх Кирилл не будет во время богослужения поминать предстоятеля Константинопольской церкви Варфоломея.

Разрыв отношений между РПЦ и Константинополем называют «расколом». С точки зрения истории и богословия это правильное слово?

Сейчас нельзя говорить о настоящем расколе. Раскол — это глобальное отделение, прекращение контактов и категорическое отрицание друг друга в том числе на идейной, канонической почве. Никаких догматических разногласий между Константинопольским и Московским патриархатом нет. Речь идет о трещине, возникшей в первую очередь по юрисдикционным и политическим мотивам.

Противостояние Москвы и Константинополя имеет достаточно долгую историю, последний виток обострения отношений пришелся на Холодную войну. Повод для конфликта — статус православных структур на территории новых государств, которые возникают на обломках империи.

В этих странах православные или тяготели к сохранению связей и ориентировались на российское православие или, наоборот, делали акцент на местной идентичности и оформлении поместной церкви.

Сегодня конфликт вокруг Украины развивается по , который был в Эстонии в 1996 году. Тогда тоже был разрыв евхаристического общения между двумя патриархатами, но продолжался он недолго; тем не менее в Эстонии оформились две параллельных структуры.

В итоге образовалась парадоксальная ситуация: между Москвой и Константинополем евхаристическое общение было прекрасно восстановлено, а на локальном уровне, между двумя поместными церквами на территории маленькой Эстонии — Эстонской апостольской православной церковью, входящей в юрисдикцию Константинополя, и Эстонской православной церковью Московского патриархата, — евхаристических отношений так и нету. Клирики не служат друг с другом, они не рекомендуют своим прихожанам ходить друг к другу в храмы и так далее.

РПЦ говорит об опасности раскола мирового православия. Такой риск правда есть?

Едва ли. Константинополь же не пошел на разрыв отношений.От евхаристического общения отказалась только одна сторона — Русская православная церковь. Православный мир будет продолжать отношения и с Московским патриархатом, и с Константинопольским.

Московская патриархия продолжит общение с Сербской, Болгарской, Иерусалимской, Антиохийской и другими поместными церквами, которые, в свою очередь, состоят в общении с Константинополем. И в этом плане опять же говорить о каком-то тотальном расколе трудно.

Более того, евхаристическое общение — это, конечно, важная вещь в церковном сознании, но исторически прерывание этого общения далеко не всегда означало раскол.

Конфликта вокруг предоставления автокефалии Украинской православной церкви можно было избежать?

В православном мире нет общепринятого механизма оформления автокефалии поместной церкви. Практически все автокефалии получались через конфликты. Все поместные церкви, находящиеся на территории Восточной Европы и не только, через это проходили.

Спор о том, кто может предоставлять автокефалию: церковь-мать — в данном случае РПЦ — или Вселенский — то есть Константинопольский — патриархат, не решен до сих пор. Речь о необходимости предоставления самостоятельности украинской церкви идет уже много лет и только сейчас этот вопрос вышел на новый уровень.

Когда Украина стала независимой страной, идея автокефалии для УПЦ продвигалась как государственной властью нового государства, так и ее тогдашним руководителем митрополитом Филаретом (Денисенко) под лозунгом «независимая церковь независимому государству», однако для РПЦ на тот момент оказаться без украинских структур значило бы потерять больше половины приходов и епархий.

Кроме того, тогда еще не было уверенности, что Советский Союз распался навсегда, и многие православные на территории Украины, особенно в ее восточной части, не хотели, да и сейчас не хотят, автокефалии, ассоциируя ее с угрозой украинизации, католизации и прочими фобиями.

В начале 1990-х в Украине развивался жесткий конфессиональный конфликт, и на востоке Украины был запущен лозунг «автокефалия — прямой путь к », то есть как только Украинская православная церковь станет автокефальной, она попадет в орбиту влияния Рима и станет греко-католической (униатской).

Нужно также понимать, что если бы Московский патриархат захотел дать автокефалию Украинской церкви, Константинополь не признал бы это решение, как, например, Константинополь не признает автокефального статуса Американской православной церкви. В результате политизации православия в Украине существует минимум три юрисдикции и именно там мы видим настоящий раскол, разделивший не только общество, но и многие семьи. Эта трагическая украинская повседневность тянется уже больше 25 лет.

Представьте, человек приходит в православную церковь, крестит там ребенка или отпевает кого-то, а потом приходит в соседнюю церковь, которая, как выясняется, принадлежит Московскому патриархату, и там ему говорят: таинства, которые ты совершил в соседней церкви, недействительны, и надо все делать заново: перекрещивать или отпевать, например.

Руководство Московского патриархата, которое считает Украину своей канонической территорией за эти годы не смогло предложить способы преодоления раскола. Между тем обострение российско-украинских отношений в последние годы и трансляция руководством РПЦ идей «русского мира» усложнили положение представителей УПЦ Московского патриархата в Украине, на них был повешен ярлык «агентов москальского влияния», чего в Москве просто не замечали.

В массовом сознании жителей центральной и западной Украины Московский патриархат ассоциируется с имперской и антикатолической риторикой, и обычным клирикам трудно от этих ярлыков дистанцироваться.

Что после разрыва с Константинополем изменится для прихожан Русской православной церкви?

Для обычного российского прихожанина разрыв отношений с Константинополем ничего особенно не поменяет. Он как ходил в свой храм, так и будет продолжать ходить. И даже если он не согласен с решением Синода, никаких специальных действий ему предпринимать не надо, потому что он же не зарегистрирован где-то как член РПЦ, следовательно, выйти из нее и перейти, например, в Константинопольский патриархат он не может.

Как может развиваться конфликт на уровне идей? 

Сейчас те, кто принимает решения, могли бы задаться вопросом, почему, собственно, в независимой Украине не быть собственной поместной церкви. Но понятно, что самая простая и удобная реакция для руководства РПЦ — бросать резкие обвинения в адрес Константинополя и разыгрывать карту изоляционизма.

Если эти установки начнут преобладать, то может всерьез зайти разговор о примирении со старообрядцами, вина за конфликт с которыми будет возложена на греческих патриархов. Это же лежит на поверхности: , в результате которого когда-то [в XVII веке] возникло старообрядчество, был связан с желанием части русской церкви привести свои обряды в согласие с греческими практиками.

(Правда, это не греки потом репрессировали староверов, не они сжигали их и проводили дискриминационную политику, которая разделила в российской истории «господствующую церковь» и старообрядцев). Но это с точки зрения истории. А с точки зрения идеологии этот нюанс легко упустить, сделать акцент на том, что греческий мир уже в XVII веке был неправилен, потому что уже была заключена на тот момент.

Так что теперь можно ждать новых обвинений патриарха Варфоломея в стремлении к унии с Римом. Хотя будем надеяться, что здравый смысл возобладает.

Источник: https://meduza.io/feature/2018/10/16/rpts-razorvala-otnosheniya-s-konstantinopolem-eto-nastoyaschiy-tserkovnyy-raskol-pryamo-kak-v-xvii-veke-kogda-nachali-presledovat-staroobryadtsev

Статистическая информация

клирик кто это в православии

Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году.

Созданы 3 митрополии: их число достигло 60.

Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года.

Штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства.

Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков.

https://www.youtube.com/watch?v=WERRm7qyPig

В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.

В нашей Церкви 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше чем годом ранее.

В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

Из доклада Святейшего Патриарха Кириллана Епархиальном собрании г. Москвы

(21 декабря 2018 года)

На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 179, то есть на 25 больше, чем годом ранее.

По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения. Также за пределами Москвы я совершил 9 великих и малых освящений храмов.

В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов.

Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 года мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов.

Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1035 насельниками и 980 насельницами (включая послушников и послушниц).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему внешность так важна

Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияна годичном собрании Московской епархии

(20 декабря 2017 года)

На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1 191 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1 564 клирика, из которых 1 441 священников и 123 диакона.

За прошедший год было освящено 15 храмов. Образовано 17 новых приходов и 1 монастырское подворье. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1 999 храмов и 277 часовен; 734 храма и 55 часовен восстановлены из руин, а 529 храмов и 181 часовня — новопостроенные. 138 храмов и 16 часовен находятся в стадии строительства. До сих пор не переданы Церкви 16 храмов и 1 часовня. 249 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.

В отчетном году было совершено 27 диаконских и 30 священнических хиротоний. За штат почислено 2 священнослужителя, запрещены в священнослужении 6 человек. В Московскую епархию было принято 17 священнослужителей, в другие епархии перешли 6 клириков.

На приходах действуют службы приходского консультирования. В большинстве приходов организованы церковно-приходские библиотеки. В 2017 году их было 822, а совокупный книгофонд составил 840 тысяч изданий.

В 2017 году в 812 приходах и монастырях Московской епархии действовали 767 детских и 504 взрослых воскресных школ, где обучались 29 198 человек и преподавали 3 421 учитель.

Важными центрами духовного воспитания и образования являются православные гимназии и школы. Всего в Московской епархии действует 16 православных школ, в которых обучается 2 447 человек и преподает 426 учителей.

В 2017 году в Московской области силами духовенства и православных мирян окормлялись 24 вуза, 58 учреждений средне-профессионального образования, 891 школа, 276 детских садов.

Коломенская духовная семинария готовит духовенство для Московской епархии и считается одной из лучших и по оснащению, и по качеству преподавания духовных школ Русской Православной Церкви. В семинарии ведется преподавание 46 учебных дисциплин и трудятся 56 преподавателей. 39 преподавателей являются священнослужителями Московской епархии. В настоящее время библиотека КДС насчитывает 32 633 книги, 3 850 журналов и 10 100 учебных пособий.

На сегодняшний день в Коломенской духовной семинарии обучается 328 студентов.

За 21 год существования КДС ее закончили 735 человек, из них 606 священников и 56 диаконов, то есть 90% выпускников приняли священный сан.

Структурно, в рамках дополнительного образования, в семинарию входят Епархиальные миссионерско-катехизаторские курсы, на которых в настоящее время обучается 417 человек.

Многие из выпускников уже назначены на штатные приходские должности катехизатора, миссионера, социального работника или работника с молодежью. При семинарии действуют также Епархиальные библейско-богословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского.

В 2017-2018 учебном году на 85-ти отделениях курсов обучаются 2 776 человек. Преподавание осуществляют священники и миряне Московской епархии.

В настоящее время в Московской епархии действуют 996 штатных миссионеров-катехизаторов из числа духовенства и мирян (что на 6% больше, чем в прошлом году), в том числе 250, закончивших епархиальные курсы.

В 2017 году был организовано 2 196 объектов православного отдыха, в которых приняли участие более 22 тысяч детей, более 44 тысяч молодежи и взрослых, 838 священнослужителя. Проведено 38 детских, 13 молодежных и 67 семейных лагерей, более двух тысяч паломничеств, экскурсий, походов и путешествий.

В Московской епархии ежедневно более 16,5 тысяч человек получают полноценное питание в 1 189 приходских благотворительных столовых, а около 3 тысяч имеют возможность безвозмездно получить одежду, продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости в 560-ти специальных пунктах раздачи, действующих при храмах и монастырях.

На сегодня действуют 62 детских православных учреждения и 33 богадельни. На постоянной основе духовенством епархии окормляются 340 государственных детских социальных учреждений и 172 учреждения для престарелых и инвалидов. В благотворительной работе принимают активное участие не только священнослужители, но и прихожане, особенно приходские социальные работники.

В настоящее время в Московской епархии трудится 1 128 социальных работников и около 2 000 волонтёров. 147 из них имеют специальное социальное образование.

Деятельность многих приходов и монастырей Московской епархии неразрывно связана с духовным попечением о пациентах и персонале медицинских учреждений. В отчетном году пастырская деятельность велась в 267 подмосковных и 34 московских или федеральных лечебно-профилактических учреждениях для взрослых пациентов и в 28 лечебных заведениях детского профиля.

В Московской епархии оказывается необходимая помощь людям, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. В 21 благочинии действуют 35 приходских обществ трезвости, в которых состоит более пятисот человек. Духовенством Московской епархии окормляются 67 групп трезвости анонимных алкоголиков и наркоманов.

В отчетном году епархиальное духовенство совершало свое служение в 408 подразделениях Министерства обороны и других силовых ведомств. На территории воинских частей расположены 45 храмов, 21 часовня и 24 специально оборудованных молитвенных помещения. Осуществляются работы по проектированию и строительству еще двух храмов. В 70 военных подразделениях, на территории которых расположены храмы, богослужения совершаются регулярно.

В Московской епархии сегодня имеются 12 мужских и 12 женских обителей. Общее число монашествующих — 262 человека, в мужских монастырях — 74 человека, в женских — 188 человек. В этом году было совершено три иноческих и девять монашеских постригов.

Источник: https://sinfo-mp.ru/statisticheskaya-informaciya

Рпц прекращает поминовение вселенского патриарха. что это значит?

Правообладатель иллюстрации TASS

Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) на внеочередном заседании по «украинскому вопросу» принял решение приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и прекратить свое участие в тех структурах, где председательствуют его представители.

Кроме того, глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион предупредил о возможности постановки под сомнение статуса Константинопольского патриархата как «первого среди равных» в православном мире в случае продолжения действий по предоставлению автокефалии церкви на Украине.

Также синод принял решение о том, чтобы во всех храмах Русской православной церкви отныне совершались молитвы «о преодолении раскола на Украине».

«Священный Синод Русской православной церкви на своем сегодняшнем заседании принял решение о приостановлении поминовения патриарха Константинопольского за богослужением в Русской православной церкви», — заявил на брифинге митрополит Волоколамский Иларион.

При этом он отметил, что евхаристическое общение между церквями пока не прерывается.

«Это решение пока что не лишает возможности клириков Константинопольского патриархата и Русской православной церкви совершать совместные богослужения», — пояснил агентству РИА Новости пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.

В то же время, по словам митрополита Илариона, если Вселенский патриарх продолжит курс на предоставление автокефалии Украинской церкви, РПЦ будет вынуждена полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольской церковью.

«Это будет означать, что Константинопольский патриархат и Константинопольский патриарх, который часто себя позиционирует как глава трехсотмиллионного православного населения планеты, больше не будет его главой», — приводит Интерфакс слова Илариона, сказанные журналистам после экстренного заседания синода в Москве.

Объясняя принятое решение, глава ОВЦС Московского патриархата сказал, что прекращение поминовения патриарха Варфоломея в храмах Русской церкви аналогично разрыву дипотношений.

По словам иерарха, священный синод уже сформулировал текст молитвенных возношений об «уврачевании раскола», который будет распространен по всем храмам Русской православной церкви.

Как заявил митрополит Иларион Интерфаксу, на нынешнем этапе отношений с Константинополем миряне Русской церкви по-прежнему могут причащаться на Афоне и в Греции.

«Если они доведут свое черное дело до конца, мы полностью разорвем с ними евхаристическое общение», — заключил митрополит.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Миряне Русской церкви по-прежнему могут причащаться на Афоне и в Греции, однако в дальнейшем эта возможность под вопросом, предостерегают в РПЦ

«Не встречались и встречаться не намерены»

Открывая заседание, патриарх Московский и всея Руси Кирилл обвинил Вселенский патриархат в том, что он уже не первый раз берет курс на поддержку раскола в Русской православной церкви, и заявил о намерении твердо следовать в этой ситуации наследию святого патриарха Тихона.

«То, что сейчас происходит в связи с посылкой так называемых экзархов, является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский патриарх в двадцатых годах, когда наша церковь во главе со святейшим патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях», — сказал патриарх.

Заседание синода проходило в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Глава Украинской православной церкви (Московского патриархата) митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий на нем не присутствовал. Пресс-секретарь патриарха Кирилла заявил, что тот не смог приехать по состоянию здоровья, и поэтому выступил перед участниками заседания по видеосвязи.

Правообладатель иллюстрации TASS

Диакон Андрей Кураев: «Разрывать тело Христа ради политических амбиций очень неприлично»

Если относиться к произошедшему с точки зрения церковного права, то это беззаконие, считает православный публицист и богослов, диакон Андрей Кураев.

«Ни церковное право, ни светское право не предполагают наказания за намерение. В данном случае Константинополь объявил о том, что он своих послов, наблюдателей, экспертов посылает на Украину.

Даже непонятно, приехали они туда или нет, но главное, что нет никаких сведений о том, что они делали там что-то церковно значимое — рукоположение какого-то священника или епископа, совершение литургии — ничего этого не было.

Если они туда приехали просто встречаться с людьми, какие каноны это предлагают считать преступлением? Никакие», — сказал он в интервью Би-би-си.

Поэтому, по мнению Кураева, синод РПЦ совершил предупредительный выстрел: «Это превентивное начало войны. Если еще учесть, что в интервью митрополита Илариона слово «война» прозвучало, то это совсем печально».

«Есть потрясающее различие лексикона спикеров Константинопольской патриархии и спикеров Московской патриархии, — обращает внимание богослов. — Те говорят о расколе, любви, единстве и так далее, а с нашей стороны звучат самые страшные слова: война, коварный замысел, вероломное нападение. Это делает малоканоничной, как ни странно, саму московскую патриархию».

«То есть голос нашего патриархата теперь будет гораздо менее авторитетен в православной мировой среде, вот что произошло», — считает Кураев.

«Никакое каноническое право не знает таких четырех уровней раскола. И главное, там же опять угроза, что если вы что-то еще сделаете, то будет полный разрыв общения. Но это еще и богословски малоприлично, потому что верующий человек верит в таинство причастия, а таинство причастия — это Христос. Превращать чашу причастия с кровью Христовой в боевое оружие, разрывать тело Христа ради политических амбиций — это очень неприлично», — резюмировал он.

Митрополит Онуфрий заверил, что не будет контактировать с направленными Константинополем экзархами.

«Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической церкви в Украине мы с ними общаться не будем, ну, а за тем, как развиваются события, будем следить», — сказал митрополит.

Прокомментировали заседание синода и в администрации президента России. По словам пресс-секретаря президента, в Кремле следят за этим событием.

«Безусловно, для Москвы и, собственно, для всего православного мира единственный предпочтительный сценарий — это сохранение единства этого православного мира», — добавил Дмитрий Песков.

Автокефалия Украинской православной церкви

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Вселенский патриарх Варфоломей считает, что ответственность за неспособность преодолеть многолетний раскол в украинском православии лежит на Москве

Неделю назад Константинополь издал заявление, в котором сообщил, что в рамках подготовки к предоставлению православной церкви в Украине автокефалии в Киев направляются два экзарха (представителя) Вселенского патриархата.

Приезд в Киев экзархов собеседники Би-би-си в киевских церковных и политических кругах называли свидетельством того, что процесс предоставления украинскому православию автокефалии вышел на финишную прямую.

Константинопольский патриархат, который еще называют Вселенским, исторически претендует на первенство в православном мире и считает, что может даровать церковную независимость своим единоличным решением. В Москве убеждают, что первенство Константинополя является формальностью, а решения об автокефалии должны принимать все существующие церкви сообща.

На этой неделе глава ОВЦС Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что РПЦ готова разорвать отношения с Константинопольским патриархатом в случае, если тот предоставит автокефалию части украинского православия. В Москве назвали этот шаг подлым и вероломным.

Сейчас на Украине действуют три православные церкви. Лишь одна из них — церковь Московского патриархата (УПЦ МП), входящая в структуру РПЦ — признается другими православными церквями. Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и автокефальная церковь (УАПЦ) мировым православием не признаются, а в РПЦ их называют «раскольническими группировками».

В апреле этого года непризнанные церкви направили Константинопольскому патриарху Варфоломею прошения о предоставлении им автокефалии. Эти прошения поддержали президент и Верховная рада Украины.

Правообладатель иллюстрации Vladimir Smirnov/TASS

В Константинополе говорят, что в конце XVII века передали территорию нынешней Украины Русской церкви во временное управление, а позже Москва незаконно «аннексировала» эти земли.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-45521064

Кто такой клирик в православной церкви: чины духовенства

  • Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше

      Начинающие прихожане церкви не знакомы со многими терминами и обычаями. Не все знают, кто такой клирик в православной церкви, хотя название на слуху. Происхождение слова восходит к греческому «Клир», т.е. «Жребий». В христианстве так обозначают всех служителей храма. Они делятся на два ранга, обуславливающих род занятий и статус в церкви.

      Клирик в православном храме

      Церковь почитается Телом Христовым, поэтому служители как внутренние органы выполняют назначенные функции. Каждый новичок проходит несколько ступеней, начиная с низших должностей. Существует две основных категории клириков:

      1. Церковнослужители проходят обряд хиротесии, когда епископ рукополагает их на священство. Они прислуживают во время богослужения. Данной группе клириков разрешено прочесть перед прихожанами Паремии, Псалтырь и Апостол. Их обязанности могут выполнять и миряне.
      2. Священнослужители рукополагаются епископской хиротонией, получая благодать Духа Святого. Они делятся по степени священства на три категории:
        1. епископы;
        2. пресвитеры;
        3. диаконы.

      Обязанности клириков

      Священники разных степеней придерживаются некоторых общих принципов поведения в соответствии с православными правилами. Существует ряд обязательных запретов, нарушение которых ложится несмываемым пятном на духовное лицо.

      • Христос изгонял торговцев из Храма. Священникам разных видов тоже нельзя заниматься предпринимательской деятельностью.
      • Запрещены для духовенства азартные игры.
      • Им не разрешено служить в армии.
      • Работа в государственном аппарате не пристала служителю Церкви.
      • Клирикам нельзя проливать кровь: человеческую или животную. Невозможно работать врачом, особенно хирургом, а также заниматься ветеринарией. Входит в данный запрет и охота на диких зверей, птиц.
      • Священник любого ранга должен являть пример для подражания. Хранить в чистоте тело и душу. Проявлять милосердие и стараться помогать ближним. Быть клириком – значит взять на себя тяжёлую священную ношу и стать ближе к Создателю.

      Выбирать духовное призвание необходимо, только взвесив все доводы. Не стоит становиться священником, не имея веры или не желая укрепить её в дальнейшем. Дети тоже должны знать, кто такой клирик и что он делает в православной церкви. Представляя хотя бы в общих чертах сложную структуру храма, ребёнок будет с большим интересом относиться к священникам.

      Источник: https://religiya.temaretik.com/1071049256625244549/kto-takoj-klirik-v-pravoslavnoj-tserkvi-chiny-duhovenstva/

      Клирик: кто это в православии

      Слово «клир» переводится с греческого, как «жребий». Имеет значение доли или удела, доставшегося по жребию. Таким образом клирики, в широком смысле слова, это — все духовные лица, посвятившие себя служению в православном храме.

      Каждый член Церкви, какой бы церковный чин он не имел, имеет равные возможности для вхождения Царствие Небесное, исполняя свое предназначение и совершая богослужения или помогая его свершению. Все клирики разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

      Высшие и низшие клирики

      Священнослужители — это высшие клирики, которые рукополагаются епископом в алтарной части Церкви. Посвящение в священники совершается епископом во время Божественной Литургии в алтаре. Этот обряд называется хиротония. Священнослужители относятся к высшим церковным степеням. Это:

      • епископы
      • пресвитеры
      • диаконы.

      Те церковные клирики, которые имеют права совершать таинства.

      Церковнослужители посвящаются в чин во время обряда хиротесии. Этот обряд выполняется по благословению правящего архиерея (епископа) вне Литургии в основной части храма. Во время этого обряда рукополагаются те, кто будет служить в Церкви вне алтаря. Такой клирик помогает священнику в Богослужении.

      Низшие клирики это:

      • чтецы,
      • певцы,
      • звонари,
      • пономари,
      • и т.д.

      Они проходят подготовительную ступень на пути к началу священства.

      Требования к клирику

      Мирянин, которого посвящают в клирики должен отвечать определенным требованиям:

      • Мужчина
      • Православный христианин
      • Знающий и соблюдающий церковные правила
      • Для тех, кто хочет стать высшим клириком — прошедший ранее обряд хиротесии.

      Свещеносец

      Самый молодой клирик. Свещеносецем становятся мальчики, начиная с 7-летнего возраста. После 8-и лет служения в храме мальчики свещеносцы могут быть быть посвящены в чтецов. К этому времени Свещеносцы глубоко изучают Священное Писание, утверждаются в решении посвятить жизнь служению Церкви.

      Чтец

      Им может стать мужчина с 15-и лет. С 1994-ого года в клирики-чтецы посвящаются все выпускники духовных семинарий и учащиеся духовных академий.

      Клирики проповедуют, проводят занятия в воскресных школах для детей и новообращенных членов Церкви, занимаются благотворительностью. Клирики должны являться образцом нравственности и достойного поведения.  Им запрещено:

      • играть в азартные игры
      • пьянствовать
      • вести себя непристойно

      Они также не могут быть государственными служащими и служить в армии, заниматься хирургией или как-то еще быть причастными к пролитию крови человека или животного. По этой же причине клирикам запрещена охота. Овдовев, они не могут жениться второй раз.

      Значение клирика в жизни храма трудно переоценить, так как именно они помогают священнику в деле религиозного воспитания людей, недавно обратившихся к православной вере.

      • Игумен: кто это?
      • Кто такой протоиерей в Православии

      Поскольку вы здесь

      у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

      Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

      Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

      Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

      Источник: https://www.pravmir.ru/klirik/

      Клирик: кто это в православии?

      Миряне часто слышат термин «клирик», но не все могут дать определение этому понятию. Интуитивно ясно, что это слово применяется в отношении священнослужителей церкви. Но что именно подразумевается, знает не каждый.

      Кто такой клирик в православной церкви

      Чтобы представление о том, кого же называют клириком, было более полным, следует разобраться с классификацией, которая существует в чинах церкви. Клирики бывают двух категорий — церковнослужители и священнослужители. Первые посвящаются в чин путём обряда хиротесии. Проще говоря, это действо, во время которого епископ рукополагает на священство желающего служить в церкви вне алтаря. Такой клирик имеет право участвовать в богослужении в качестве чтеца. Он помогает батюшке вести службу.

      Основная задача клирика – чтение текстов молитв и Священного Писания во время богослужений

      Священнослужители рукополагаются епископом в алтарной части церкви. Хиротония — это стяжание благодати Духа Святого. В свою очередь, клирики этой группы делятся на епископов, пресвитеров и диаконов.

      Церковь в православном толковании — это Тело Христово. Следовательно, клирики — его органы, выполняющие каждый свою функцию.

      Важно! Человек, который избирается и посвящается в чин клира, наделяется определёнными полномочиями. И в то же время существует перечень строгих запретов, за нарушение которых может быть наложена даже анафема.

      Читайте о священстве:

      Деятельность клирика

      В зависимости от присвоенного чина, клирик может читать проповеди, заниматься песнопением, прививать детям любовь к вере и церкви, изучать послушания. Многие клирики занимаются вопросами благотворительности, помогая нуждающимся материально и духовно.

      В прошлые времена, по дошедшим до нашего времени сведениям, клирики, помимо чтения церковных текстов, помогали мирянам разобраться с непонятными для них словами или фразами. Очевидно, что раньше служитель церкви обязан был иметь широкий кругозор и быть образованным человеком.

      Кто может стать святым чтецом

      Есть определённые правила, согласно которым мирянин может быть посвящён в клирики. Им может стать только мужчина, православный христианин, после обряда хиротесии. Ему должны быть знакомы церковные порядки.

      Назначение на служение клирика происходит с благословения архиерея

      Обычно в клирики посвящали выпускников духовных семинарий. Это была первая ступень на пути к более высоким званиям. Клирик имеет право сочетаться браком по христианским традициям.

      Обязанности клириков

      Говоря об обязанностях клириков, проще выделить то, чего делать нельзя. Предание гласит, что торговцы изгонялись Христом из храмов. До сегодняшнего дня церковнослужителям нельзя заниматься предпринимательством. Представители духовенства не имеют права играть в азартные игры или пьянствовать. Впрочем, и обычным людям стоит держаться подальше от подобных искушений.

      Также священнослужители не могут занимать должности в государственных структурах. Клирики не служат в армии. Для них недопустимо проливать кровь живых существ. По этой причине церковники не практикуют в медицине и ветеринарии. Охота для духовных лиц — табу.

      После посвящения в сан человек должен стать образцом для подражания. На священнослужителя смотрят прихожане.

      Это нелёгкая ноша, которая помогает приблизиться к Богу. Но, прежде чем принять такое важное решение, следует взвесить все «за» и «против». Не имея в душе рвения укреплять свою веру, не стоит идти в клирики.

      Важно! Соблюдение чистоты души и тела, преданность вере, умение проявить милосердие и доброту — это те качества, которые должны быть присущи любому, кто решил связать свою жизнь с церковью.

      Кого называют клириком

      Сегодня клириками называют по обыкновению церковных и монастырских чтецов. Под этим словом подразумевается самый низкий чин из всех существующих в церкви. Но следует принимать во внимание, что понятие «клир» в переводе с греческого языка означает «жребий».

      Читайте о Церкви:

      Посвящёнными церковными клириками могут быть лишь мужчины

      В этом контексте представители всех степеней священства в храмах являются клириками. Просто у каждого свой набор должностных обязанностей. Иерархические степени дают право совершать таинства.

      Должности более низкого разряда — это подготовительные этапы на пути к иерархическим степеням. Их представители не наделены духовной властью в храме, но могут пойти выше по карьерной лестнице духовенства.

      Впрочем, даже чтецы являются очень важным звеном в системе церковной жизни. По сути, они отвечают за восприятие Слова Божьего. Кто, как не они, могут достучаться до человеческих сердец, произнося священные слова из церковных книг и поселяя в душах любовь к Господу.

      Клирик и его деятельность

      Май 28, 2019 12:19 Администратор

      Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/klirik-kto-eto-v-pravoslavii.html

      Клирик: кто это в православии? — Молитвы

      Раньше люди чаще связывали свою жизнь с религией, а в современном обществе мало кому известно, кто такой клирик в православии. На самом деле, это один из служителей храма, на которого возложены определенные обязанности. Они отличаются от обычных мирян, выделяются по категориям, имеют разные церковные степени и принимают участие в богослужениях.

      На заметку! Если перевести слово «клир» с греческого языка на русский, оно означает «жребий». То есть, можно понимать церковный чин следующим образом: удел, который достался по жребию, волею судьбы.

      Клирик: кто это в православии?

      Под клириком понимают низкий церковный чин, зарожденный в православии еще в конце 19 века. Его до сих пор не возвели в степени священства. Основной обязанностью клирика является чтение молитв во время проведения богослужений.

      На заметку! В древности клирики не только вступали в роли чтецов, но и объясняли церковные тексты тем, кому они были не понятны. И, что самое главное, разъяснения велись на их же языке.

      Таким образом, несмотря на низкий чин, клирик обладал высоким интеллектом и был развит в разных жизненных сферах.

      Помимо стандартного чтения молитв, клирики участвовали в других видах деятельности, таких как:

      • обучение детей, которые решили посвятить себя вере;
      • пение гимнов;
      • познание различных послушаний.

      Немало времени клирки уделяли благотворительности.

      Кого допускают до чина клирика в церкви?

      Стать клириком разрешается исключительно мужчинам. Такое правило существовало еще в древности и сохранилось до сегодняшних дней.

      Особенности клириков и требования к претендентам на чин:

      • по традиции в клирики посвящают тех, кто окончил духовную семинарию (такое правило действует с 1994 года);
      • клирик не является самой низким чином, до него идет свещеносец (последнего принимают с 7 лет, а в чтецы посвящают только с 15 лет);
      • во время посвящения клирики становятся игуменами или архиереями;
      • если клирик не стоит в браке, ему дозволено жениться, но по христианским канонам;
      • для посвящения используется специальный обряд под названием хиротесия.

      Сама церковь в православии считается Телом Христовым, а чтецы и другие служители выступают в качестве его органов, выполняющих определенные функции. Так они обеспечивают слаженную работу целого организма.

      На заметку! После посвящения клирик наделяется определенными обязанностями. Если он не будет их выполнять или начнет делать это неправильно, за нарушения его наказывают. Иногда даже накладывается анафема.

      Обязанности и правила поведения чтецов

      По сути, клирик, как служитель храма, должен придерживаться определенных правил поведения, а также выполнять определенную работу, которая на него возложена в соответствии с чином.

      Чтецу положено обладать высокой степенью нравственности. Безусловно, под строжайший запрет попадают любые азартные игры, алкоголь, курение и другие атрибуты, с которыми связана жизнь мирян. Если клирик позволит себе малейшую вольность, его сразу исключат из церкви.

      Под запрет попадают разводы. Мало того, даже если жена случайно умирает, чтецу не позволено снова жениться. По законам православия, супруга должна быть одна и на всю жизнь.

      Недопустимо занимать государственную должность либо служить в военной части и одновременно иметь чин клирика.

      Заниматься торговлей категорически запрещено чтецам. Особый запрет накладывается на товары в виде спиртных напитков. Предпринимательская деятельность осуждается.

      Чтецы не должны охотиться, рыбачить или заниматься другими видами деятельности, связанными с пролитием крови. Причем, совершенно не важно, человека или животного. Эта причина указывает на то, что среди клириков не может быть хирургов и других медицинских работников в принципе.

      На заметку! Византийские чтецы, которые добровольно или принудительно лишились чина, ограничиваются в гражданских правах.

      Принадлежности клирика

      Чтец носит поясок, подрядник (длинная одежда с рукавами) и иногда скуфью (головной убор). Клирик храма во время пострига сверху на подрядник надевает малую фелонь, которая идет уже без рукавов. По завершении процедуры фелонь сменяется стихарем. Это тоже одежда служителей храма.

      Если рассмотреть традиции Греции и восточных стран, клирики в церкви там носят рясы. До сих пор там чтят законы, которые соблюдались в древности, используют атрибуты античности.

      На заметку! Некоторые путают клирика с псаломщиком, который является обычным прихожанином, назначенным временно для руководства приходским клиросом. Но у них нет ничего общего. Стоит отметить, что псаломщиком может вступать и прихожанка, в то время как чтецом женщина стать не может.

      : кто такой клирик храма в православии?

      Подробнее о клирике в православии на видео.

      Источник: https://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/klirik-kto-eto-v-pravoslavii.html

      Познакомьтесь с русским эмигрантом, который ведет борьбу против Соловьева в Италии

      Мне крайне не понравился эпизод, когда господин Соловьев во время радиоэфира [на «Вести FM»] оскорбил татарина (назвал мразью. — Прим. ред.), который написал ему. Мне прислали этот отрезок — я, конечно же, не слушаю эту программу, она мне неинтересна.

      Был шокирован, потому что непозволительно в эфире государственного радиоканала переходить на такую лексику и тон.

      Я считаю, этот человек стал много себе позволять исключительно потому, что он пользуется определенными льготами, карт-бланшем, который ему дан на то, чтобы он возбуждал агрессивные эмоции в российском обществе, чем он успешно и занимается.

      Тогда [после прослушивания радиоэфира] мне пришла мысль о петиции, обращенной именно к итальянцам, потому что российское общество никак не может разобраться с ним [Соловьевым]. Законодательная система, к которой можно было бы апеллировать, не работает, и люди это понимают.

      Но есть европейское общество, которое не зависит от российского законодательства и которое чувствительно к разного рода ксенофобии, шовинизму и националистическим высказываниям — их у Соловьева очень много.

      Также я хотел донести до итальянского общества, что этот человек — один из самых ярких представителей пропаганды — понемногу начинает входить в местную среду: он уже получил вид на жительство и купил недвижимость.

      Итальянская жизнь очень отличается от российской. Она размеренная, поэтому скорость передачи информации не такая молниеносная, как у нас. На этой неделе у меня будет разговор с одним итальянским журналистом.

      Потом мы еще предпримем ряд шагов для того, чтобы о ней узнал более широкий круг. И когда информация о Владимире Соловьеве достигнет масс, это будет резонанс. Мне важно добиться именно этого.

      А что будет после того, как определенные круги в Италии узнают о его деятельности, уже будет решать итальянское правительство и законодательство. Меня это не касается.

      Подробности по теме

      Как работает пропаганда на российском ТВ: объясняем на примерах из телешоу

      Как работает пропаганда на российском ТВ: объясняем на примерах из телешоу

      Я живу в Италии уже не первый год (отец Сергий не стал уточнять, сколько лет назад он эмигрировал. — Прим. ред.). Переехал, потому что мне очень понравились местные люди и обстановка той красоты, которую они продуцируют вокруг себя и которую умеют сохранять и преумножать.

      Сейчас я клирик, возглавляю православную общину (отец Сергий рассказывал в своем видео, что принадлежит к поместной церкви, но подробности сообщать отказался. — Прим. ред.), причем в ней состоят не только монашествующие, но и лаики (миряне, то есть люди, не принадлежащие к духовенству. — Прим. ред.

      ), многие из которых создают семьи. Все эти люди очень близки мне по духу.

      Моя церковная жизнь в России не связана с моим статусом сейчас. Там происходило мое церковное становление, отчасти вынужденное, просто потому что в то время у меня не было никакой альтернативы, и я находился в юрисдикции РПЦ.

      Конечно, сначала я был очарован какими‑то высшими идеалами, но постепенно ко мне приходило понимание того, какая обстановка царит во внутрицерковных отношениях.

      Я хотел и старался стать полезным для церкви и ее народа, но дух современной русской церкви и ее устройство не позволяет человеку оставаться личностью со своим мнением и, что самое главное, совестью. Поэтому русское церковное общество оказалось для меня чуждым, я не смог прижиться в этой среде.

      РПЦ свидетельствует не о Христе, который сидел в темнице, не о Его первоочередном взоре именно на гонимых и притесняемых. Сегодня она свидетельствует о мнимой мощи, о возможности показать кузькину мать, о желании преследовать, хотя она сама недавно была преследуемой.

      Я не могу охарактеризовать русскую церковь нынешней формации как христианскую конфессию. Речи товарища Гундяева [Патриарха Кирилла] ничем не отличаются от речей [Владимира] Соловьева, просто он оперирует узкоспециальными понятиями.

      Он точно так же говорит о патриотизме, самодержавии, народности, величии и прочих триггерах, которые воздействуют крайне манипулятивно на наших соотечественников. Там нет фигуры Христа, церковь утратила христоцентричность.

      Поэтому я считаю, что единственное спасение для церкви в России — это отделение от государства и лишение ее всех преференций. Только тогда она сможет обновиться и очиститься от явных карьеристов, которые пришли в нее только лишь за легким и незаслуженным авторитетом.

      Самое печальное, что нынешняя церковь никогда не пойдет против власти, какой бы антинародной эта власть не была.

      Есть такая банальная фраза: если ты не занимаешься политикой, она начинает заниматься тобой. Мы ведь делегировали этим людям [представителям власти] нашу свободу и волю, а это самое главное, что у нас есть.

      И я не понимаю тех, кто пускает все на самотек и не интересуется происходящим в их стране. Моя позиция [заключается] в том, что каждый сознательный гражданин должен взяться за свою жизнь и жизнь своего общества.

      Не сидеть на диване, придаваясь пустому критиканству, а посильно вкладывать свою лепту в дело какого‑то обновления и изменения.

      [Исходя из этой позиции] я решил прилететь в Москву летом и принять участие в кампании одного из кандидатов в Мосгордуму Владимира Милова. Я сделал это, чтобы, с одной стороны, не остаться наблюдателем, а с другой — мне хотелось понять, какие процессы происходят в российской оппозиции.

      Было интересно, чем живут эти люди, как друг с другом взаимодействуют и что из себя представляют. Поэтому я предложил свою помощь Владимиру, с которым я был знаком заочно по его программам и который имеет, на мой взгляд, довольно ясный и конструктивный взгляд на экономические дела в стране.

      Я участвовал в сборе подписей за его выдвижение, и это было очень сложно. Во-первых, сам процесс сбора довольно трудоемкий. Все информационное поле было против людей, которые занимались этой работой. Мы подходили к закрытым подъездам, они чаще всего охранялись консьержами, которые, мягко говоря, были нам не рады.

      И даже если мы все же заходили в подъезд, то люди, которые открывали двери, чаще всего отвечали, что они аполитичны и выборы им неинтересны.

      Также я наблюдал, как собранные подписи тщательно проверяли графологи штаба — они буквально пачками отсеивали те, которые могли бы вызвать вопросы у избиркома. Я убедился, что все было кристально честно [во время сбора подписей]. На мой взгляд, даже слишком. И, конечно же, потом мне было крайне неприятно наблюдать за тем, как бессовестно и незаконно поступала избирательная комиссия с людьми, которые так же честно вели свою предвыборную кампанию.

      Подробности по теме

      В Москве несколько дней протестуют муниципальные депутаты. Что происходит?

      В Москве несколько дней протестуют муниципальные депутаты. Что происходит?

      Я завел свой ютьюб-канал четыре месяца назад. У меня долгое время назревала такая мысль, но я никак не решался ее реализовать. А когда в Екатеринбурге случились события, связанные со строительством храма (в мае местные жители протестовали против строительства храма Святой Екатерины на месте сквера в центре города. — Прим. ред.

      ), я не смог сдержаться и высказался. Меня глубоко возмущали выпады со стороны представителей церкви в те дни. Я записал видео, чтобы люди, которые привыкли слышать только какие‑то несуразности от представителей духовенства, поняли, что не все из церковной среды придерживаются такого мнения.

      Для нас тут в Италии такая форма взаимодействия церкви и людей неприемлема.

      Сейчас канал — это мое наблюдение за тенденциями и тем, что происходит в обществе, за которое я волнуюсь. В России у меня большое количество друзей и людей, для которых я являюсь авторитетом. Но на ютьюбе я не говорю на религиозные темы, не высказываюсь о духовной жизни. Когда ты выступаешь как священник, у тебя появляется духовный авторитет, и ты ставишь собеседника в заведомо низкую позицию.

      Я не представляюсь отцом, а выражаю свое мнение исключительно как гражданин. Потому что не вижу морального права говорить современному российскому обществу, уставшему от нескромного вездеприсутствия церкви, что‑то в нравоучительном тоне.

      Я и, в принципе, в своей среде никогда ни с кем не говорю с позиции моралфага. В нашей общине мы все общаемся на равных, здесь нет отношения к клирику, как к какому‑то небожителю или сакральной фигуре, что, увы, является нормой в русском церковном обществе.

      «Я буду рад вернуться и быть полезным»

      Наша оппозиция разрознена точно так же, как и российское общество. Она очень разношерстная, и существует много предпосылок к тому, что оппозиция не может объединиться.

      Это и невежество самого общества, и непонимание первоочередных целей, и любовь к конспирологии — люди ведь постоянно друг друга подозревают.

      Невозможно в таких условиях адекватно делать свое дело и представлять свою позицию, ведь, что бы ты ни сказал, всегда найдутся те, кто тебя осудит, не поверит, обругает. И, конечно, наша правящая партия делает все, для того чтобы максимально разделить оппозиционные силы.

      Но лето этого года показало мне, что люди могут объединяться, невзирая на разные взгляды и интересы. Я участвовал практически во всех акциях — это для меня очень ценный опыт. У меня сложилось впечатление, что мои соотечественники очень законопослушные. Я бы даже сказал, что они запуганы, в них действует выученная беспомощность. Они пытаются просить справедливости от того, кто ее постоянно нарушает. И это, на мой взгляд, в высшей степени наивно.

      Россия — моя родная страна, в которой я вырос. Для меня ценны именно люди — та здоровая часть общества, которая хочет перемен. Ради таких людей и их идей хочется что‑то делать и рисковать. И если эти люди возьмут инициативу в свои руки и в стране переменится курс, то, конечно же, я буду рад вернуться и быть полезным.

      Источник: https://daily.afisha.ru/relationship/13299-poznakomtes-s-italyanskim-svyaschennikom-kotoryy-vedet-borbu-protiv-vladimira-soloveva/

      Клирик — кто это в православии?

      Миряне часто слышат термин «клирик», но не все могут дать определение этому понятию. Интуитивно ясно, что это слово применяется в отношении священнослужителей церкви. Но что именно подразумевается, знает не каждый.

      Кто такой клирик

      Клириками в православии называют людей, которые совершают богослужения в церкви. Организуют и проводят службу священники, обучавшиеся богословию в семинарии или академии. Иереям на литургии прислуживают клирики низших степеней, не получившие духовного образования в учебных заведениях.

      Происхождение слова

      В основе понятия «клирик» лежит слово греческого языка κληρος. Перевод имеет два варианта. В первом случае лексическая единица обозначала предмет, который использовался для осуществления выбора при помощи жребия. Второе значение существительного — владение наследством.

      В древнем мире к жеребьевке прибегали для избрания персоны на какую-либо должность из группы одинаково достойных кандидатов. В процедуре использовалось равное количество черных и белых бобов, помещенных в один сосуд. После объявления имени соискателя незаинтересованное лицо извлекало один боб. Белый плод означал победу на выборах.

      Значение понятия

      В смысловом значении слово κληρος определяет то, что происходит без человеческого вмешательства. Главную роль играет теория вероятности. Выбор при решении актуального вопроса происходит случайным образом, помимо воли и желания людей.

      «Клирик» также указывает на принадлежность к религиозному сословию в обществе. Быть клириком — значит подчиниться Божьей воле, избравшей человека на служение церкви. Клирики составляют духовное сообщество, которое называется клир. Служители христианства наделены полномочиями совершать церковные служения: проповедовать Слово Всевышнего и отправлять повседневные требы.

      : Катехизис в православии — вся суть

      Кто такой клирик в христианстве

      Под термином клирик в наиболее широком смысле принято понимать духовенство в целом. Все клирики посвящают себя служению Церкви и подчиняются действующим в ней законам.

      В более узком смысле клириком принято называть священнослужителей, которые непосредственно совершают богослужения в храмах. К этому разряду относят чтецов, диаконов, пономарей, звонарей, священников и певчих. Исключение из этой группы составляют архиереи и еще некоторая часть служителей Церкви.

      В самые ранние годы становления Христианской церкви наиболее авторитетными особами считали апостолов. Именно тогда начала формироваться церковная иерархия, которая существует и по сегодняшний день. Чтобы вступить в клир необходимо рукоположение. Так называется особое таинство, которое позволяет присоединиться к сообществу священнослужителей.

      В настоящее время вступить в клир могут только лица мужского пола, принявшие крещение. Однако известно несколько случаев, когда сан принимали женщины. Однако им было запрещено совершать богослужения внутри храма. Кроме того, существуют и ограничения по возрасту. Минимальный возраст для диаконов составляет 25 лет. Возраст получения сана иподиакона — 20 лет, а пресвитера — 30 лет. В чтецы и певчие могут быть приняты дети от трех лет.

      А что тогда означает слово «клир»?

      Клир составляют вообще все служители веры. То есть:

      • священники (батюшки по-народному),
      • диаконы (служители, которые помогают священнику, но пока не могут самостоятельно править службы),
      • иподиаконы (помощники диаконов),
      • чтецы (то есть, клирики),
      • пономари (официально это привратники, а также звонари — еще они прислуживают на богослужении и поют на клиросе),
      • старшие певчие (регенты, то есть руководители хоров),
      • казначеи, а также старосты (по-старому — ктиторы) храмов.

      У слова «клир» есть еще менее известный синоним: «причт».

      В старину в числе клира считались и певчие, но сегодня нет. Сейчас в клире официально состоят только люди, которые посвящены на это.

      Но что же такое клирос? В православных церквях это место, где стоят чтецы и певчие. Это воплощение той части небес, на которой ангелы воспевают славу Божью.

      А в конце традиционно предлагаем видео — короткое, но очень познавательное. Оно записано в Свято-Духовом соборе. Это проповедь, в которой рассказывается о чуде веры, а также слепом клирике:

      Чинопоследование поставления

      Порядок совершения церковного обряда поставления во чтеца находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. Поставление во чтеца обычно совершается в храме в начале Литургии либо сразу после облачения архиерея на кафедре или в алтаре (во время чтения часов), либо уже во время пения антифонов (посреди храма):

      • Ставленник (или группа ставленников) в подрясниках с поясками выходит из алтаря диаконскими дверями, в два ряда подходит к архиерею и творит ему три земных поклона.
      • Архиерей каждого три́щи зна́менает крестовидно по главе (поставление во свещеносца), и по сем, возложа́ руку на главу его, глаголет первую молитву: Иже всю тварь светом просветивый чудес Твоих Господи,..
      • Начальные молитвы, тропари апостолам, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову, «Слава.., И ныне..,» Богородичен,
      • Крестовидное пострижение волос,
      • Облачение в краткий фелонь,
      • Архиерей второй раз (начинается поставление собственно во чтеца) троекратно благословляет и возлагает руку на главу ставленника/ставленников с молитвой: Господи Боже Вседержителю, избери раба твоего сего и освяти его,..
      • Чтение посвящаемым Апостола, поклонение архиерею,
      • Снятие фелони,
      • Третье троекратное благословение архиереем поставляемого,
      • Осенение архиереем стихаря над крестом,
      • Облачение чтеца/чтецов в стихарь,
      • Назидание архиерея об обязанностях чтеца,
      • Благословение Господне, наречение во чтеца конкретного храма (обычно в котором совершалось посвящение),
      • Вручение чтецу/чтецам лампады (подсвечника со свечой),
      • Если новопоста́вленного чтеца далее не посвящают во иподиакона, то он (или группа новопоставленных чтецов) поворачивается к алтарю, крестится, кланяется, затем поворачивается к архиерею, кланяется ему, и двумя колоннами следует в алтарь диаконскими дверями,
      • Причащение новопоставленных чтецов с мирянами на ближайшей литургии,
      • Поздравление с посвящением и торжественное вручение свидетельства о хиротесии во чтеца.

      Права клириков

      Среди пресвитеров и диаконов первенство определяется саном или старшинством хиротонии, или хиротесии.

      Согласно предписанию церковных канонов и обычаев, низшие духовные особы обязаны выказывать высшим должное почтение, однако чрезмерные знаки, противоречащие духу христианства, не приветствуются. В Российской Империи духовные особы получали большие преимущества в обществе. Согласно Табели о Рангах архиереи приравнивались к высшим гражданским и военным чинам. На священнослужителей и их детей распространялись все дворянские привилегии.

      В наши дни священнослужители не имеют привилегий перед другими членами общества и могут пользоваться всеми правами и свободами, доступными любому гражданину. Священнослужители имеют право получать почетные звания и государственные награды.

      Литература

      • Церковные чтецы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
      • Васильев П. П. Дьячок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
      • Лебедев А. Нижние чины клира в древности
      • Неселовский А. З. Чины хиротесий и хиротоний
      • Прот. Геннадий Нефёдов.

        Таинства и обряды Православной церкви. Гл. VII. Таинство Священства

      • Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. — СПб., 1892.
      • Поснов М. История христианской Церкви (до 1054 г.) Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
      • Суворов Н. Курс церковного права. — Т. II. — Ярославль, 1890.

      Поделитесь в соц.

      сетях:

      Источник: https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/klirik-kto-eto-v-pravoslavii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Когда ребенок готов к школе

Закрыть