Киево печерская лавра где

МОСКВА, 12 окт – РИА Новости, Алексей Михеев. Русская православная церковь вспоминает в субботу легендарных подвижников Киево-Печерской лавры, в их числе и основателя русского монашества преподобного Антония.

Угрозы украинских националистов захватить обитель с мощами святых при новом президенте Владимире Зеленском внезапно прекратились.

Сохраняется ли опасность для монастыря, по мнению духовенства и верующих, и чему сегодня могут научить людей киевские преподобные – в материале РИА Новости.

Пасха мертвых

Временем основания Киево-Печерского монастыря принято называть 1051 год, когда, по мнению большинства исследователей, преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер на берегу Днепра. Позднее к преподобному Антонию примкнул монах Феодосий. Оба святых считаются родоначальниками всего русского монашеского подвижничества. В Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры почивают мощи 73 православных подвижников, а в Дальних (Феодосиевых) – 48 святых.

Вся Русская православная церковь, включая самоуправляемую в ее составе Украинскую церковь, празднует Собор преподобных отцов Киево-Печерских в Дальних пещерах 12 октября. Это угодники Божии, подвизавшиеся, в основном, в XIII–ХV веках. Их мощи пребывают в деревянных или металлических раках, а также «затворах» – древних погребальных нишах. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук святых, наглядно свидетельствующие о нетлении.

Согласно церковному преданию, однажды некий инок Дионисий, зайдя на Пасху в пещеры, возгласил: «Христос воскресе!» — И услышал в ответ из подземных закутков, где покоились святые мощи: «Воистину воскресе!» Позже и сам Дионисий упокоился в Ближних пещерах.

С тех пор Лавра пережила много. Одни из самых тяжелых испытаний выпали на конец XX века.

«Лихие девяностые»

Сразу после провозглашения Украиной независимости столкновения у лавры становятся обычным делом. Вооруженные прутьями и дубинками националисты с криками «Бей москалей!» кидаются на богомольных старушек и худощавых послушников в рясах.

За верующих вступаются бойцы ОМОНа. Десятки раненых и только чудом ни одного погибшего. Но общими силами православную святыню все же удается отстоять. Однако конфликт переходит в «замороженную стадию».

И в очередной раз он обостряется после прихода к власти президента Петра Порошенко в 2014 году.

В 2018 году наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел записывает обращение на , сообщая об угрозах захвата киевских святынь. «Сейчас звучат угрозы, что будут вновь захваты святынь, так называемых московских центров. Почему московских, а не Христовых? Разве у нас здесь Москва?» — говорит он, обращаясь к верующим.

На сайте Кабмина Украины появляются петиции с требованием отобрать лавру у канонической Украинской православной церкви (УПЦ). А вокруг монастыря все чаще дежурят вооруженные силовики.

Однако уже через год власть в стране меняется. На нового президента Владимира Зеленского возлагают много надежд: долгожданное перемирие на востоке Украины, выполнение «минских соглашений» и прекращение гонений на верующих канонической Церкви. Одновременно стихают и постоянные призывы «защитить колыбель русского христианства» в православных пабликах и группах в социальных сетях.

Что это – краткая передышка или начало «новых времен»?

Идеал святости

«Начнем с того, что украсть или куда-то еще деть Киево-Печерских святых нельзя. Это нелепость, поскольку для всех конфессий и религиозных структур в стране этот монастырь — святыня. Идут споры за владение лаврой, но украинские правовые органы стоят все же на стороне канонической Церкви.

Вообще, ситуация такая: в один момент угроз стало больше, или они стали более агрессивными, а конкретных действий как раз меньше. Когда был Порошенко, который поддерживал создание ПЦУ, они могли рассчитывать на поддержку государства.

А сейчас правительство Зеленского как минимум индифферентно к церковным спорам», — рассказывает клирик Могилев-Подольской епархии канонической Украинской церкви иеромонах Феодорит (Сеньчуков). Сегодня отец Феодорит живет в Москве, но часто бывает на Украине..

По его словам, какой-то катастрофы с «захватом лавры» сегодня ждать не стоит.

«Но если даже теоретически предположить подобное — ну, была же Почаевская лавра в руках у греко-католиков (второй по значимости после Киево-Печерского монастырь в стране с 1713 по 1831 год находился в руках у польских униатов – ред.)! И ничего, святость свою не потеряла», — отметил священнослужитель.

С Киевской лаврой иеромонаха связывает особая история – именно здесь он принял решение о своем постриге. И именно здесь подвизался преподобный Меркурий Постник, в день памяти которого родился отец Феодорит.

«Это мой самый любимый святой. Про него практически ничего не известно кроме того, что он был свят, всю жизнь прожил в одной келье с другим собратом, ни разу с ним не поссорился и даже лежат они вместе в одной раке. Дай Бог, чтобы мы все достигли такой святости, когда бы никто не сидел и не читал, что мы там сделали, а просто знали , что мы стали святыми», — улыбается батюшка.

Прогноз — положительный

В том, что с лаврой уже не случится ничего плохого, уверен и автор научных трудов о раскольнических движениях в украинском православии и.о. настоятеля храма Живоначальной Троицы на Алексеевской протоиерей Ростислав Ярема. «Сомневаюсь, что это произойдет.

Надеюсь, что пресвятая Богородица, угодники Божии основатели обители преподобные Антоний и Феодосий не допустят поругания.

Если они не допустили захвата лавры, когда у власти были Порошенко и его окружение, то сейчас этого тем более, надеюсь, не произойдет», — рассуждает священник.

Он верит, что рано или поздно для прихожан канонической Украинской церкви наступит «спокойная жизнь». И тоже вспоминает исторический период, когда греко-католикам удалось овладеть Почаевской лаврой. «Все прошло. Мы должны пережить этот период, и настанут спокойные времена, когда каждый сможет, как и раньше, приехать в Киев помолиться. Все наладится, и Киевская Русь будет процветать», — убежден отец Ростислав.

Источник: https://ria.ru/20191012/1559703926.html

Можно ли отнять Киево-Печерскую лавру у УПЦ (МП)?

киево печерская лавра где

Артем Данильченко BBC News Украина

Копірайт зображення UNIAN

В Украине обсуждают вопрос создания единой поместной православной церкви и передачи права пользования зданиями Киево-Печерской лавры от одной религиозной общины другой.

Сейчас часть лавры использует Украинская православная церковь (Московского патриархата). Киевский патриархат говорит, что она мирным путем непременно станет «украинской» после создания единой поместной Православной церкви в Украине.

BBC News Украина решила разобраться в том, насколько вообще возможна передача права пользования одним из старейших монастырей Украины и как это сделать.

Территория лавры — собственность государства и принадлежит Национальному Киево-Печерскому заповеднику.

Правительство в июле 2013 года передало Украинской православной церкви (Московского патриархата) в пользование 79 помещений лавры, остальные продолжает занимать заповедник.

В перечне религиозных организаций под названием «Украинская православная церковь» зарегистрирована именно Киевская митрополия Московского патриархата. Такое название не может иметь ни одна другая религиозная организация.

По словам директора департамента по делам религий и национальностей Минкультуры Андрея Юраша, решение правительство тогда принимало очень быстро, «буквально за 7 дней».

Причина спешки — стремление успеть до 1025 годовщины Крещения Руси, сказал он BBC News Украина.

Юрист компании Investment Service Ukraine Владимир Пищида отметил, что, исходя из действующего законодательства лавру передали УПЦ безвозмездно и бессрочно.

Поскольку правительство предоставило помещения лавры в пользование УПЦ (МП), то правительство может само свое решение и отменить, подчеркнул юрист в комментарии BBC News Украина.

Однако такое решение можно будет обжаловать через суд, добавляет он.

Роль ЮНЕСКО

Копірайт зображення Getty Images

В 1990 году ансамбль Киево-Печерской лавры внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

С тех пор государство взяло на себя международные обязательства по охране этого памятника.

Начальник управления исторического наследия Минкультуры Александр Епифанов рассказал, что заповедник каждый год отчитывается о состоянии сохранности памятника.

В прошлом же году в лавру приезжали независимые эксперты от ЮНЕСКО. После проверки они не обнаружили нарушений со стороны УПЦ (МП), сказал он BBC News Украина.

В то же время, Украина не должна получать разрешение от ЮНЕСКО на передачу лавры в пользование, отметил Епифанов.

«Разрешение не нужно. Сообщить же о том, что она (лавра) меняет своего пользователя мы должны», — сказал он.

Роль монастыря

Копірайт зображення Getty Images

На территории Киево-Печерской лавры действует мужской монастырь. Его основателеь — Киевская митрополия Московского патриархата.

Согласно украинскому законодательству, для перехода монастыря под другую юрисдикцию необходимо согласие учредителя.

Таким образом, монастырь не может сам решать вопрос своей подчиненности.

«Этот факт создает дополнительные осложнения в свободном изъявлении воли монахов относительно своей подчиненности: здесь должно быть совпадение и их желания, и воли руководящего центра», — сказал представитель Минкультуры Андрей Юраш.

Юраш говорит, что в украинской истории были примеры, когда монастыри самостоятельно принимали решение об изменении своей юрисдикции.

Впрочем, заведующая отделом истории религии и практического религиоведения Института философии им. Сковороды Людмила Филипович считает, что братия монастыря вряд ли выступит за отход от УПЦ (МП).

Важно, что монастырь занимает не все выделенные УПЦ (МП) помещения.

Кроме него, там расположены храмы, резиденция Киевского митрополита и Духовная академия, рассказал BBC News Украина руководитель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ (МП) архиепископ Нежинский и Прилуцкий Климент.

Таким образом, если бы монастырь и перешел из одной церкви в другую, то с ним не перешли бы все помещения лавры.

Решение политиков

Копірайт зображення UNIAN

Очевидно, что решение об изменениях в лавре будет иметь большой политический резонанс, поскольку влияет на государственно-церковные отношения.

Сейчас государство активно приобщается к религиозным делам.

Весной Верховная Рада поддержала обращение президента к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии православной церкви в Украине.

В День Крещения Руси президент Петр Порошенко встречался с делегацией от патриарха и обсуждал вопрос предоставления томоса.

Впрочем, о возможности переподчинения лавры никаких официальных заявлений от украинских властей не прозвучало.

Копірайт зображення UNIAN

Директор департамента Минкультуры считает, что принятие такого решения чрезвычайно чувствительно и потребует проведения многосторонних консультаций.

Пока же оснований для передачи кому-либо территории лавры представитель Минкультуры не видит.

УПЦ (МП) однозначно заявляет, что оснований для обсуждения изменения подчинения лавры нет.

УПЦ Киевского патриархата говорит о том, что лавра «должна быть украинской», однако произойти это должно «мирно и добровольно, без всякого насилия».

Людмила Филипович же считает, что вопрос передачи религиозных зданий вообще должен быть заморожен государством, чтобы избежать конфликтных ситуаций.

Следите за нашими новостями в и Telegram

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/news-russian-45140954

Кому перейдут украинские лавры после Томоса

киево печерская лавра где

В октябре Синод Вселенской православной церкви принял решение предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Таким образом, процесс получения Томоса вышел на финишную прямую, и уже в ближайшее время ожидается проведение Собора, на котором будет создана поместная УПЦ. Delo.UA решило узнать, что будет с церквями — историческими памятниками, которые сейчас находятся в пользовании религиозных конфессий, а в частности с лаврами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему к богу обращаются на ты

Открытый вопрос

Вначале следует отметить, что в управлении Московского патриархата сейчас находятся пять Лавр, и три из них на территории Украины. Эти лавры входят в список 11 главнейших православных монастырей в мире. Кроме Украины, большие православные монастыри находятся в России, Греции, Палестине, Румынии, Польше и Грузии.

Потому очень важно, кому будут принадлежать три украинские лавры. В Министерстве культуры Украины сообщили, что лавры (речь идет о Почаевской и Печерской) находятся в государственной собственности, и такие объекты национального значения никому в собственность не передаются.

Кратко и по делу в Telegram

Нижняя часть Киево-Печерской и Почаевская лавра переданы на 50 лет в аренду УПЦ МП, подтвердили в ведомстве. 

Предстоятель УПЦ КП Филарет уже заявил, что Киево-Печерская и Почаевская лавры должны перейти Украинской поместной церкви: «Это украинские святыни, и они не могут принадлежать Русской Церкви. Если в Украине будет одна Поместная Православная Церковь, а вторая будет российская, то неестественно, чтобы украинские святыни принадлежали российской церкви».

В прошлом месяце Министерство культуры Украины инициировало перепись имущества, которое находится в пользовании у религиозных организаций. Тогда и пошли разговоры о том, что Украину может ожидать передел церковного имущества.

В самом Министерстве поспешили заверить, что речь идет всего лишь о 160 предметах национального наследия, которые находятся в церкви на временном хранении.

«По законодательству мы должны иногда проводить инвентаризацию предметов. Они находятся в церквях на правах аренды, у нас с ними подписаны все договоры. Проверка показала, что все предметы на месте», — заверила заместитель министра Тамара Мазур.

Что же касается культовых сооружений, то на сегодня часть Киево-Печерской лавры и Почаевской лавры находятся в управлении Минкульта. Однако что будет с ними после Томоса, в Министерстве пока не знают.

Сегодня в Минкульте не ведут какого-то отдельного списка религиозных сооружений, находящихся в их управлении.

«По идее, конфессиональную принадлежность каждого отдельного объекта должна решать община. Однако на сегодня этот вопрос не урегулирован государством на законодательном уровне. Что будет с этими зданиями после Томоса — сказать пока сложно», — сообщили в комментарии Delo.UA в Минкульте.

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра является одним из старейших монастырей на территории Украины. Основанная в 1051 году монахом Антонием, она в 1582 году получила ставропигию и напрямую подчинялась Константинопольскому патриарху. В 1688 году монастырь получил статус лавры.

Лавру два раза закрывали — в 1930 году и в начале 1960-х годов. В конце 1980-х годов монахам передали Дальние пещеры, после чего там находились священники УПЦ МП. В 1992 году, когда была создана УПЦ Киевского патриархата, Печерскую лавру решили оставить за Московским патриархатом.

Как вспоминает экс-глава КГГА Иван Салий, в 1992 году городские власти долго советовались и приняли решение Владимирский собор, апартаменты митрополита на Пушкинской, Андреевскую церковь оставить за Филаретом (УПЦ КП), София не должна была принадлежать никакой конфессии, а лавру отдали митрополиту Владимиру из РПЦ.

Томос для Украины: что нужно знать

На сегодня же Киево-Печерская лавра поделена на две — на Верхнюю лавру и Нижнюю лавру. Верхняя лавра — это преимущественно ансамбль Успенского собора, он вместе с Софией и входит в состав заповедника, который находится в управлении Минкульта. Однако это только малая часть Киево-Печерской Лавры.  

Большая часть зданий, а именно так называемая Нижняя лавра уже 5 лет находится в пользовании юридического лица «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь)». Всего же распоряжением Кабинета Министров от 11 июля 2013 года этому юридическому лицу было передано 79 зданий в Нижней лавре, на улицах Лаврская 11 и Лаврская 15.

Почаевская лавра

Вместе с Киево-Печерской Почаевская лавра является важнейшим монастырем в Украине. Первое упоминание о Лавре в Почаеве относится к 1527 году. Статус лавры монастырь получил в 1833 году.

В ответ на запрос в Министерстве культуры ответили, что сегодня Почаевская лавра находится на балансе Кременецкого-Почаевского государственного историко-архитектурного заповедника.

Однако еще в 2003 году Кабинет министров распорядился исключить лавру из состава заповедника и передать ее в управление юридическому лицу «Почаевской Свято-Успенской Лавре». Но тем не менее распорядителем этого имущества все же является государство.

Уже ставился вопрос через суд прервать эту аренду, если будет доказано, что Почаевская лавра передавалась в аренду с нарушениями законодательства. Но директор департамента по делам религий и национальностей Минкульта Андрей Юраш заявил, что «здесь нет оснований для суда».

Свято-Успенская Святогорская лавра

Самой «молодой» из трех украинских лавр является Святогорская лавра в Донецкой области — статус лавры она получила только в 2004 году. Хотя по пересказам первые монахи поселились тут в XIV или XV веках.

В 1922 году монастырь был ликвидирован, снова свою деятельность святыня возобновила только через 70 лет — в 1992 году. Через 12 лет после этого монастырь получил статус лавры от российского патриарха Алексия.

При этом Филарет не признает за Святогорской лаврой статус лавры. «Это лавра Януковича. Она лаврой никогда не была», — считает он.

В Минкульте на запрос Delo.UA ответили, что в отличие от первых двух лавр, Святогорская лавра не находится на балансе учреждений, находящихся в управлении Минкульта.

Кому будут принадлежать лавры

Получение автокефалии Украинской церковью снова подняло дискуссию вокруг принадлежности святынь.

Например, бывший председатель Государственного комитета по делам национальностей и религий Юрий Решетников считает, что все лавры находятся в законном пользовании Украинской православной церкви Московского патриархата.

«Сейчас эта церковь владеет Лаврами на законных основаниях. Я пока не вижу причин отбирать святыни в УПЦ МП, иначе это может привести к громкому международному скандалу», — отмечает он.

Религиовед Юрий Черноморец отмечает, что судя по развитию событий, надеяться на быстрый переход лавр в пользование поместной церкви нереалистично, поскольку монахи этих лавр критически настроены относительно фигуры патриарха Филарета.

«Думаю, со временем, когда авторитет объединенной церкви в обществе будет расти, а авторитет РПЦ и ее руководства в Украине и мире — падать, появятся условия для участия сегодняшней УПЦ МП в поместной церкви. Однако этого стоит ожидать только через несколько лет», — считает он.

Как считает религиовед, за эти несколько лет единая поместная церковь сможет получить в пользование только те сооружения, которые остаются на территории лавр в безусловной государственной собственности (например, такие храмы и корпуса есть на территории Верхней лавры).

«Однако в целом этот вопрос не следует форсировать, поскольку «защита святынь» может лишь мобилизировать сторонников УПЦ МП, для которых мир будет делиться на «злых украинцев» и «хороших русских» при таком развитии событий», — отмечает Черноморец.

Как с помощью государства вернуть святыни законным путем

Даже находясь во владении различных юридических лиц, культовые сооружения, здания на территории Киево-Печерской и Почаевской лавр являются собственностью государства, отмечает адвокат Юрий Бауман.

Он рассматривает два варианта возвращения имущества, переданного в безвозмездное пользование:

  1. принятие специального закона, которым будет урегулирован вопрос использования культовых сооружений. Принят такой закон может быть после создания Украинской поместной церкви. В этом контексте стоит вспомнить Закон Украины «Об особенностях пользования Андреевской церковью Национального заповедника «София Киевская». В нем определено, что объект культурного наследия Андреевская церковь переходит в постоянное пользование Вселенскому Патриархату для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. При этом здание продолжает оставаться в государственной собственности.
  2. реорганизация религиозных организаций, а также отмена нормативно-правовых актов, которыми имущество было передано религиозным организациям в безвозмездное пользование. Вместо них могут быть приняты новые нормативно-правовые акты (распоряжения, решения, постановления), которыми будет передано имущество в пользование Украинской поместной православной церкви.

Всего же, по данным Министерства культуры, в Украине насчитывается 18261 православных парафий, из них больше всего парафий насчитывает УПЦ МП — 12348, УПЦ КП — 5167, УАПЦ — 1167.

Большинство храмов было построено уже за последние 27 лет независимости и зарегистрированы на частные организации.

После Томоса общины могут самостоятельно решать, какую парафию избрать, отмечает Андрей Юраш.

Он напомнил, что еще в 2016 году в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона №4128. Законопроект предусматривает, что община свободно может поменять свою подчиненность тому или иному патриархату простым большинством присутствующих на собрании прихожан. Принадлежность к общине определяется самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины.

После того как община проголосует за переход в другой патриархат, она должна зарегистрировать новую редакцию устава в местном органе власти.

«Владельцем церковного имущества является каждая конкретная религиозная община, она и будет решать его судьбу», — отметил Юраш.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

Источник: https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/komu-perejdut-ukrainskie-lavry-posle-tomosa-347596/

Киево-Печерская Лавра и ее святые — Православный журнал

киево печерская лавра где

В самом центре Киева находится большой монастырь — Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется под землей.

Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, — пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий.

Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи — это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. — Ред.) киевских святых — от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы — служители древнерусских богов — Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома — Тур — сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов — суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя Против богов!

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира — княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда тоска на душе

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги — Тор и Один — воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести — принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:

— Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг — христианин? Конечно, он долгое время прожил
в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя — Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Толпа идет на штурм. Раз, другой Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство — вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов — отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его  верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв.

Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр.

На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной

В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел — со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна

Святой равноапостольный князь Владимир

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!

Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный  монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра Вот только уединения не получилось.

https://www.youtube.com/watch?v=wEUvaR3nFrE

Преподобный Антоний Печерский

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.

Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община.
— Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий.

Источник: https://foma.ru/kievo-pecherskaya-lavra-i-ee-svyatyie.html

Незнакомая Киево-Печерская лавра

Если следовать хронологии, то Христианский Киев начинается с Десятинной церкви и Софийского собора. Однако, сегодня очень многие начинают знакомство с христианскими святынями Киева в Лавре. Сердце Лавры — ее пещеры с мощами более 125 святых. Вместе с тем, Лавра — это город в городе, около 100 сооружений XI-XXI веков на площади около 28 га. В этой связи про Лавру иногда говорят: «Православный Ватикан»

Вопреки легенде, лаврские пещеры не уходят под Днепр, но то, что лаврские подземелья далеко не исчерпываются пещерами — правда.

Какие открытия сделаны археологами ХХ века в здешних пещерах? Как, выйдя из пещер на поверхность, загородный пустынный монастырь стал «южным полюсом» исторического центра Киева? Чем Большая Лаврская колокольня похожа на знаменитую Пизанскую башню? Что привнесли в облик Лавры последние 30 лет? И что, вернувшись из прошлых эпох, обрело новую жизнь? Об этом — в экскурсии по Нижней территории Лавры (с осмотром панорамы Верхней территории от балюстрады на Дальних пещерах — первичной усадьбы монастыря): в пещеры и храмы, к памятникам и могилам, колокольням и крепостным стенам, видовым площадкам и живописным улицам.

Киево-Печерская Лавра – известная достопримечательность в Киеве. Христианский Киев желательно начать узнавать с помощью Лавры, ведь она считается важной и ценной святыней. Сердце объекта – это пещеры, в которых хранятся мощи более 125 святых.

Особенности достопримечательности

Если планируется экскурсия в Киево-Печерскую лавру, удастся узнать все особенности достопримечательности. На территории религиозного комплекса находится приблизительно 100 сооружений, построенных в 11-19 столетиях. Площадь комплекса составляет около 28 гектар.

Лаврские подземелья включают в себя не только пещеры. Здесь скрыты многочисленные потайные ходы, каждый из которых оказывается особенным. В некоторых пещерах удастся побывать во время проведения экскурсионного мероприятия.

Во время экскурсии можно увидеть многочисленные религиозные объекты и даже прогуляться по улицам. В последние 30 лет Лавра стремительно развивалась, но она сумела сохранить дух религии и старины. Путешественники узнают интересные факты о религиозной достопримечательности, поняв, почему она является одной из особенных.

Экскурсии по Киево-Печерской Лавре – продолжительные, поэтому можно побывать в лучших уголках религиозного комплекса и узнать много интересной, актуальной информации. За 2,5 часа туристы узнают ответы на многочисленные вопросы.

Интересные сведения о Киево-Печерской Лавре

Киево-Печерская Лавра существует с 1051 года, причем она была создана в качестве пещерного монастыря за границами Киева. В средневековье объект был основой греческого православия на Руси, а затем даже центром оппозиции светской власти. В 1994 году Киево-Печерскую Лавру внести во Всемирный список наследия ЮНЕСКО. Теперь по экскурсии по Лавре становятся все более востребованными не только у жителей Киева, но и у гостей из разных украинских городов и даже зарубежья.

Помещения строились в разное время. Например, Трапезная палата и церковь были построены только в конце 19 столетия. Для их строительства использовался проект архитектора В. Николаева. В то же время была создана уникальная роспись интерьеров, но уже под руководством архитектора О. Щусева.

К сожалению, в советское время Лавра была закрыта. Богослужения удалось возобновить только в 1988 году. Теперь туристы понимают, насколько значительным является сохранение религиозной достопримечательности, которая выстояла на протяжении многих столетий и почему экскурсия в Лавру будет способом открыть светлые стороны своей души.

Что можно увидеть

Архитектурный ансамбль создавался на протяжении 900 лет, поэтому он является отображением культуры и духовности, изменений стилистических направлений и усложнений инженерных конструкций. Современный ансамбль включает в себя Гостевой двор, Верхнюю и Нижнюю лавру, пещеры. Большинство сохранившихся зданий обладают уникальными формами украинского барокко, которое было особенно популярным в 18 веке.

К тому же, на территории религиозного комплекса работает музейный комплекс, где можно увидеть многочисленные религиозные ценности. Музей ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

Экскурсия Киево-Печерская Лавра – это возможность увидеть важный религиозный объект не только Киева, но и всей Украины.

Источник: https://www.interesniy.kiev.ua/excursion/lavra-ot-zagorodnogo-podzemelya-k-gorodu-v-tsentre-goroda/

Архитектура Киево-Печерской лавры

Определение 1

Киево-Печерская лавра – это самый крупный монастырь Восточной Европы, колыбель русского православия и один из древнейших мужских монастырей в Киевской Руси.

Лавра расположилась у берегов Днепра, ее сверкающие золотые купола виднеются с другого края столицы. Под монастырем скрыты глубокие пещеры, в которых в древние времена родилась идея о формировании православной святыни. Равной этой святыни нет в целом мире.

Рисунок 1. Киево-Печерский монастырь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

История и архитектура Киево-Печерского монастыря

Архитектура Киева во второй половине XI столетия характеризовалась группами каменных сооружений, формы которых отличались от зданий прошлых времен. Эти постройки связаны со строительством монастырей и в большинстве случаев являются соборами «вотчих», иными словами, основанными князьями, и в будущем служившие для удовлетворения интересов князя и его династии.

Храмовая монастырская архитектура значительно отличалась от городской. Монастырю не требовались огромное количество зданий, поскольку количество присутствующих на службе было гораздо меньше. Во второй половине XI столетия Печерский собор приобретает огромное значение в экономической и политической жизни Руси. Архитектура монастыря, которая создавалась не князем, а православной общиной, отражала новое поколение, что теперь занимает собор.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему рюрика призвали княжить

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Строительство Успенского монастыря начиналось в 1073 году, а закончилось в 1078 году. Внутренняя отделка, которая включала мозаику и фресковую роспись, завершилась уже к 1090 году. Если верить сведениям «Киево-Печерскою патерика», то руководили строительством греки, которые пришли в Киев по веления Богородицы. «Мастери церковник 4 мужи», которые прибыли из Константинополя, возглавили местную артель по строительству.

Рисунок 2. Киево-Печерская лавра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Успенский монастырь считается шестистолпным крестовокупольным храмом, который имеет нартекс, но не имеет галерей. Архитектурный стиль собора более простой и строгий, нежели имеют сооружения предыдущего времени. Конструкция монастыря четко выявляется в его художественном оформлении и архитектуре.

Шесть крещатых столбов несут систему коробовых сводов, а собор увенчан одним. Над Успенским храмом возвышается главный купол – полусферический купол, что расположен на цилиндрическом барабане. С одной стороны под ним расположен меньший купол лестничной башни, а с другой стороны – купол небольшой крещальни.

Рисунок 3. Вход в монастырь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Архитектурно-пространственный крест четко выражается в объемах сооружения. В западной части расположен нартекс, над ним находятся хоры. Восточная часть завершается апсидами, которые внутри имеют полукруглое оформление, а снаружи – трехгранное. Плоские пилястры на фасаде отвечают членениям плана. Фасады завершаются полукруглыми закомарами.

Кладка стен имеет смешанную фактуру, которая имеет типичные архитектурные элементы, что присущи художественному оформлению второй половины XI столетия. Каменные ряды несколько уже, нежели в Софии Киевской. В кладке присутствует гораздо меньше камня, также отсутствует декоративное разделение на квадры, что характерно для архитектурного оформления Софийского монастыря.

Рисунок 4. Украшения монастыря внутри. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основное декоративное оформление фасадов Киево-Печерского монастыря – это двухуступчатые ниши и окна, а также полосы кирпичного меандрового орнамента.

В проектировании плана Успенского собора Печерского монастыря определяется пропорциональная зависимость: 30 мер в длину и 20 мер в ширину. Соотношение сторон 3:2 получается в результате разбивки сооружения на местности с применением системы пропорциональной зависимости.

Интерьер монастыря украшен многочисленными мозаиками, барельефами, фресками. Также внутри можно встретить мраморную алтарную преграду и наборные полы. В ходе проведения раскопок было выявлено, что в XI—XII столетии монастырь имел собственные мастерские, в которых изготавливалась смальта для мозаик.

В монастыре работали и жили художники, среди которых также был известный русский художник-мозаичист Алипий.

Рисунок 5. Алтарь Киево-Печерского монастыря. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Во время Второй мировой войны в августе 1941 года Успенский собор был разрушен. До нашего времени сохранились лишь его законсервированные руины Иоанно-Богословский придел. Однако собор был реставрирован в 2000-летие Рождества Христова и в день Независимости Украины, что отмечался 24 августа 2000 года.

В конце XI столетия к собору пристраиваются притворы и другие сооружения. Ивановская крещальня представляет наибольший интерес. Это миниатюрная церквушка с размера 5 на 6 метров в плане четырехстолпного крестовокупольного типа. Восточный фасад данного сооружения завершают три апсиды, которые украшены полуколоннами из лекального кирпича.

Крещальня примыкает к северному фасаду Успенского собора. Немного позже при достройке и реконструкции собора она входит в его объем. Предположительно, что после раскопок, такими же были крещальни Спасского собора в Чернигове и собора Михайловского Златоверхого монастыря.

В начале XII столетия Печерский монастырь представлен в виде масштабного архитектурного ансамбля с множеством каменных построек. В 1108 году была сооружена каменная Трапезная палата на средства князя Глеба Всеволодовича. В этом же году были построены каменные ворота с Троицкой надвратной церковью над ними на средства черниговского князя Николая Святоши.

До наших дней хорошо сохранилась каменная надвратная церковь. Если говорить об ее архитектуре, то это четырехстолпный крестовокупольный храм-башня, который возведен в два яруса. На нижнем ярусе расположены ворота в монастырь. Церковные апсиды не выступают наружу, она врезаны в толщу восточной стены. Церковь имеет одну главу, членения ее фасадов завершены закомарами. Киево-Печерская лавра входит в перечень культурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности Киево-Печерской лавры

Самым большим музейным комплексом Украины является Национальный Киево-Печерский культурный заповедник. Еще с древних времен сохранилось разделение пещер на Дальние и Ближние. В них расположены мощи угодников. В ближних пещерах находятся мощи преподобного Николы Святоши.

В лавру входят 4 ворот, главный вход осуществляется через Святые врата. В них во все времена входили только пешком. Над вратами расположена церковь Святой Живоначальной Троицы. Она является самой древней из всех тех, что сохранились в лавре. Именно эта церковь есть символом небесного заступничества обители. После разорения монастыря монголо-татарами она чудом уцелела в 1240 году.

Рисунок 6. Каменная колокольня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Главной вертикалью лавры является каменная колокольня, что состоит из четырех ярусов. Она объединяет архитектурный ансамбль монастыря в единую художественную и пространственную композицию. Колокольня сооружена по проекту российского архитектора Готфрида Иоганна Ше-деля. Финансировал строительство Иван Мазепа.

Успенский собор по праву мог считаться самым древним, однако в 1941 году он был взорван немецкими оккупантами. До сегодняшнего времени сохранился только угол собора. Долгое время тут располагались только руины, однако, в 1991 году после образования независимой республики Украины тут начались реставрационные и восстановительные работы, и уже в 2000 году был отстроен и освящен.

Во время взрыва Успенского собора значительно пострадала и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая была выполнена в стиле рококо. После этого ее купола никогда не реставрировались и не были восстановлены.

Тут же расположена церковь Николая Святителя, которая украшена уникальным фасадом в стиле «мазепинского барокко». С церковью всех Святых также связано имя Ивана Мазепы. Она располагается над Экономическими воротами.

Рисунок 7. Киево-Печерская лавра в ночное время. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

До наших дней уцелело несколько чугунных плит, одна из которых располагается на могиле Ивана Искры и Кочубея, что были убиты Мазепой в 1708 году. Здесь же располагается восстановленная могила политического деятеля Петра Столыпина.

Что касается построек гражданского назначения, то наиболее известной считается типография Киево-Печерской лавры. В этом сооружении печатались книги для всего православного мира. Она была основана в 1615 году, а теперь в этом здании расположен музей книгопечатания Украины.

Архитектурные и культовые достопримечательности лавры

К культовым достопримечательностям Киево-Печерской лавры можно отнести:

  1. Успенский собор, который возводился в период с 1073 по 1078 год. Реставрация была проведена в 2000 году.
  2. Церковь, что возведена во имя Святой Живоначальной Троицы. Строительство было начато в XII столетии.
  3. Церковь во имя Николая Святителя.
  4. Церковь, что возведена во имя Зачатия Праведной Анны. Также она называется Аннозачатиевская. Церковь была построена в 1679 году.
  5. Церковь Всех Святых, что расположена над Экономическими воротами. Строительство храма осуществлялось в период с 1696 по 1698 года.
  6. Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы.
  7. Церковь, что названа в честь Всех Преподобных Печерских отцов. Возведение церкви было в 1839 году.
  8. Церковь Преподобных Феодосия и Антония. Период возведения церкви с 1983 года по 1895 год.
  9. Храм во имя Иконы Божьей матери «Живоносный источник».

К архитектурным достопримечательностям Киево-Печерской лавры можно отнести:

  1. Каменные оборонительные стены, которые возводились в период с 1073 по 1078 год. Реставрация была проведена в 2000 году.
  2. Ворота (Святы или Западные врата; Экономические или Северные врата; Южные и Пещерные, а также Пещерные врата, что были построены в 1795 году).
  3. Великая лаврская колокольня. Период ее возведения: 1731-1745 года.
  4. Колокольня Дальних пещер. Она строилась в период с 1754 по 1761 год.
  5. Колокольня Ближних пещер строилась в период с 1759 по 1763 год.
  6. Ковнировский корпус. Период его возведения: 1746-1772 годы.
  7. Сад при монастыре.
  8. Дом, который принадлежал блюстителю Ближних пещер. Также его можно встретить под названием «резиденция наместника Киево-Печерской лавры». Дом строился в 1787 году.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/arhitektura_kievo-pecherskoy_lavry/

Киево-Печерская лавра

Киев, Лаврская 15, корп. 42, станция метро Арсенальная

#храм христианский #собор #монастырь #церковь #колокольня #кирха #святыня

Киево-Печерская лавра, одна из главный достопримечательностей Киева и Украины в целом, раскинулась на почти 30 гектаров. На этой громадной территории нашлось место и 16 церквям, и множеству жилых и хозяйственных построек, и нескольким музеям, и, конечно, разветвленной системе пещер, за которые лавра и получила свое название (по-украински печера – пещера). Впрочем, туристов пускают не во все все помещения и уголки — значительная часть лавры открыта только для паломников и духовенства.

Падения и возвышения лавры

В 1051 благочестивый монах Антоний, пришедший с Афона, поселился в пещере в холмах над Днепром, чтобы вести жизнь, свободную от мирской суеты. Святость Антония привлекла в его жилище последователей, среди которых был и Феодосий, будущий Феодосий Печерский.

Вместе монахи расширяли здешние катакомбы и копали новые пещеры, в которых и вели свою суровую жизнь, полную постов и молитв. Сухой и холодный климат пещер хранил тела монахов и после смерти — нетленные и по сей день мощи подвижников — лишнее доказательство их святости для православных паломников.

В 1096 году обитель, превратившаяся к этому времени в крупный монастырь с несколькими постройками, пережила нашествие половцев, однако, буквально за 10 лет была восстановлена, благодаря усилиям монахов.

Самое ужасное разорение лавры произошло в 1240 году, когда все киевские земли были захвачены и разграблены ордами татаро-монгольского хана Батыя. Об этих темных годах в истории монастыря известно не так уж много — храмы были сожжены, а монахи убиты. Но уже в XIV веке слава Киево-Печерской лавры, превратившейся в усыпальницу княжеских родов, снова гремит по всей Руси.

В последующие века монастырь рос и расширялся: здесь появилась одна из первых в Восточной Европе типографий, монастырские территории были обнесены валами, превратившись в серьезную крепость, старые церкви сменялись пышными барочными храмами, а построенная тут 95-метровая Большая Лаврская колокольня на протяжении полутора веков оставалась самым высоким зданием Украины. Прекратившиеся на время советской власти богослужения возобновились в 1988 году.

Верхняя и Нижняя лавры

Киево-Печерская лавра разделяется на Верхнюю и Нижнюю лавры.

На территории Верхней лавры стоят Троицкая надвратная церковь 12-го века — старейшая из сохранившихся здесь, Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия с трапезной, украшенной великолепными фресками, Успенский собор — недавняя копия с оригинала, взорванного в годы Великой Отечественной войны то ли немецкими войсками, то ли советскими партизанами, колокольня и много иных строений. Пещеры с нетленными мощами находятся в Нижней лавре.

Посещать лавру лучше в будни, когда поток туристов слегка мелеет, — отсутствие людей помогает в полной мере ощутить непередаваемую атмосферу древних стен и узких коридоров. Для посещения монастыря женщин просят надевать платок и юбку, закрывающую колени, а мужчин воздержаться от шорт и футболок.

Популярные направления перелетов в Киев:

Борисполь — 32 кмЧернигов — 130 кмВинница — 194 км

Источник: https://www.ozon.travel/guides/Kiev-Pechersk-Lavra--aTTU8DS/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Какого числа чистый четверг

Закрыть