Каждение в храме что означает

Храм — древо

каждение в храме что означает

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Устройство храма

Православный храм

По святоотеческому учению, православный храм — Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния Завета) разделялся на три части: святая святых, святилище и двор, — так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор. Как святая святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное. В Ветхом Завете во святая святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью очистительной жертвы.

Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей Крови, страданиями на Кресте, откроет Царство Небесное для всех.

Вот почему, когда Христос умер на Кресте, завеса в храме, закрывавшая святая святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме трапезная или притвор, третья часть храма, пристроенная к нему, в отличие от алтаря, не с востока, а с запада. Раньше предназначался для лиц, не имевших права входить в храм. Здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения.

Затем, иногда, тяжело согрешившие и отступившие от Церкви. Их временно посылали стоять в притворе для исправления. Теперь в этом отношении притвор существенного значения не имеет.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол).

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви — Иисуса Христа.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св.

Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда ставят и большее количество глав.

«Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера, — поведи его в церковь и покажи иконы», — говорит преп. Иоанн Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и нераздельно связаны с Божественной литургией. Потому Отцами Церкви установлено определенное размещение священных изображений, и это установление является каноничным для православного Востока.

Входящий в церковь видит в притворе изображение пророков, предвозвестивших Воплощение Христа, ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа Эммануила в лоне Богоматери. На западной стене притвора помещается изображение Страшного Суда с тем, чтобы выходящие из церкви могли унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е.

в самой церкви, находятся образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, святых и ангелов. В куполе возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с Евангелием, открытым на словах: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос сказал: «Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец Одно».

Под куполом, в четырех углах, называемых «парусами», изображены евангелисты, распространяющие учение Христа по всему миру.

«Корабль», где стоят прихожане отделен от алтаря иконостасом. Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, а также располагаются на аналоях.

В самом алтаре, высоко в углублении свода, находится образ Богоматери, Которая неотделима через Воплощение от Искупительной Жертвы. Над жертвенником, где приготовляются Святые Дары, располагаются иконы: «Распятие», «Положение во Гроб» или «Снятие с Креста».

Размещение святых изображений, будьте иконы или росписи, отражает в гармоничной неразрывности догматы Православия: нераздельность и единосущность Св. Троицы, Воплощение и Искупительную Жертву Христа.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме — Святой Престол, на котором совершается таинство Жертвы Тела и Крови Христовой. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Святым Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней — белой, из полотна, и верхней из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, Св. крест, дарохранительница и дароносица.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним — запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом, оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит жертвенник

В алтаре хранятся также кадильницы, или кадило, употребляемые для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к Небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие отвечают поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

С правой стороны от алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т.е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма и называется солеёй.

Середина солеи, возвышение перед Царскими вратами, называется амвоном, т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит от лица молящихся ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и св. причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви — изображения Лика Спасителя или Пресвятой Богородицы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется еще «канунник», так именуется низенький столик, на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т.е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т.е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Храмовый (престольный) праздник отмечается в день памяти святого или события, в ознаменование которых был освящен престол.

Слово «храм» в церковнославянском языке

В церковнославянском языке слово «храм» имеет несколько значений:

  1. дом (греч.

    οικία):

    • «а́ще бы ве́дал до́му влады́ка, в ку́ю стра́жу тать прии́дет, бдел у́бо бы и не бы дал подкопа́ти хра́ма своего́» — если бы знал хозяин дома, в какое время (букв, в какую стражу) придет грабитель, он не спал бы и не дал сделать подкоп под свой дом (Мф. 24, 43);
  2. храм (греч. ναός):
    • «о святе́м хра́ме сем, и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щим вонь» — о святом этом храме и о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входят в него (ектения великая);

Храм набдя́щий име́ния (греч. γαζοφυλάκιον) — сокровищница, хранилище сокровищ:

  • «ви́де вмета́ющия в храм набдя́щий име́ния да́ры своя́ бога́тыя» — Он увидел, как богатые кладут дары свои в сокровищницу (Лк. 21, 1).

Использованные материалы

  • Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 387-388

Источник: https://drevo-info.ru/articles/138.html

Кадило

каждение в храме что означает

Во время православного богослужения совершается каждение всего храма и молящихся. На горящие угли, лежащие в кадиле, священнослужители кладут ладан, который при сгорании дает фимиам, благовонный дым. Издавна во время домашней молитвы использовались кацеи — ручные кадильницы. В настоящее время их используют преимущественно безпоповцы.

Не следует путать кадило с паникадилом — светильником в храме, на котором в определенные моменты службы возжигают свечи или лампады.

История появления христианского кадила

Присутствие кадила в числе церковной утвари и аромат благовонного фимиама во время службы стали для нас привычным и традиционным. Кажется, что всё это существовало в Церкви всегда. Однако каждение не сразу стало частью христианского богослужения. Первоначально христиане не видели необходимости в каждениях, используя самые простые обряды, а воскурение благовоний ассоциировалось с иудейскими и языческими традициями.

Иудеи совершали каждение только в Иерусалимском храме: золотым совком они сыпали ладан на горящие угли в большом каменном жертвеннике перед святилищем. В дни Ирода совок для каждения был заменен на подобие сковороды.

Для воскурения благовоний язычники использовали каменные жертвенники, на которые клали горящие угли. В помещениях и на кладбищах пользовались бронзовыми или глиняными емкостями с полой ручкой в виде трубки, через которую раздували угли. Традиция иметь в богатых домах курильницы для благовоний, представляющие из себя бронзовые неглубокие чаши на высоких ножках, распространилась из Египта. В домах римской знати имелись подвесные переносные курильницы на цепочках.

Жития святых свидетельствуют о том, что христиане терпели любые мучения, но не соглашались принести ладан в жертву языческим божествам. В Римской империи христиан преследовали за отказ возжигать ладан перед изображением императора, ведь тем самым они отрицали его божественность.

Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века, когда стали проводиться торжественные шествия, которые можно сравнить с современными Крестными ходами. Первые христианские кадильницы выглядели скромно.

Это были бронзовые чаши с плоскими, длинными ручками или невысокие цилиндры с ручками. Появились также золотые и серебряные стационарные кадильницы в виде различных архитектурных сооружений с окошками, через которые можно было дуть на уголь, чтобы он не потух.

Такие стационарные кадильницы устанавливали на невысоких постаментах у алтаря.

Первые кадильницы на цепочках появились с VI века. Церковное богослужение развивалось, и каждение стало важной его частью. С этого времени кадильнице придают особое значение, оно уже представляет собой серебряные глубокие чашки с медальонами, на которых рельефно изображены святые.

В современном христианском понимании кадило символизирует вместилище Невместимого — Пресвятую Богородицу, от которой вознеслось миру Христово благоухание. Именно поэтому во многих молитвословиях Богоматерь именуют благоуханным кадилом: «О, Пресвятая Госпоже Богородице, девственная похвало, цвете прекрасныи, благоуханное кадило, рождьшая нам Христа Бога нашего, пресветлое Солнце» (из молитвы к Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы).

Возносящийся фимиам символизирует молитвы христиан, восходящие на Небеса, напоминает о древней праведной жертве Авеля и ассоциируется с присутствием Бога в виде огненного дымного столба, который сопровождал Ковчег Завета днём и ночью. Ладан, среди прочих других даров, принесли Богомладенцу и волхвы, которые пришли поклониться Христу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14).

О каждении пишет апостол и евангелист  Иоанн Богослов в 21 главе Апокалипсиса:

И другии Ангел прииде, и ста пред олтарем имеяи кадильницу злату.

Ангелу было дано множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который был перед престолом, и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела перед Богом.

О кадиле читаем в 140 псалме Давыда:

Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

На Руси кадильницы на цепочках были известны уже в ΧΙ веке, о чем свидетельствуют источники — Устав Софийского Новгородского собора, а также другие уставы древних монастырей.

С XV века кадило приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.

Самые дорогие кадильницы в виде моделей храмов из серебра и золота изготавливали в дар монастырям и соборам в царских мастерских, начиная с XVII века. Это были настоящие произведения ювелирного искусства, украшенные драгоценными камнями, чернью, эмалями.

Изображения кадила в иконографии

В иконографии с кадилом изображаются святой архидиакон первомученик Стефан, побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года, а также святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году.

С кадилом изображался и первый библейский первосвященник Аарон.

Святой  мученик Закхей, диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284–305), на иконах также изображается с кадилом.

Кацея

При богослужении мирянским чином у поповцев, а также повсеместно у безпоповцев каждение производится только ручной кадильницей — кацеей. В обоих случаях молитвы, которые по Уставу должен произносить священник, опускаются. Кацеи существовали в древности на востоке и на Руси ещё до появления кадил на цепочках и представляли собой ковши с длинными рукоятками. Каждение икон мирянами с помощью ручных кадильниц было широко распространено в греческой церкви еще в первые века христианства.

Однако кацея  не только мирянская кадильница. В келье ею пользовались даже патриархи. В дораскольном чине святительской хиротонии, изданном при патриархе Филарете, указано, что патриарх кадит в своей крестовой палате иконы и собравшихся его поздравлять царя и архиереев именно кацеей.

Кацеями пользовались во время келейной молитвы инокини-схимницы Русской Православной старообрядческой Церкви еще во второй половине XX века. Однако традиция пришла в забвение, и многие староверы стали думать, что домашнее каждение кацеей — обычай безпоповский.

Существование обычая мирянского каждения кацеей подтверждается также многочисленными находками домашних кадильниц в традиционных поселениях поповцев, в частности, в Гуслице.

За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона. («Златоструй», 1912, № 7).

«Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей крест и затем поклоняясь. Самое лучшее — поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности. («Церковь», 1912, № 35).

ИСТОЧНИК http://dishupravoslaviem.ru/chto-simvoliziruet-kadilo-i-kazhdenie/

Что символизирует кадило и каждение?

Источник: http://www.devotion.1gb.ru/index.php/read/314-kadil

Каждение ладаном: что оно символизирует — Русь Матушка

каждение в храме что означает

  • И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему;и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
  • (Матф.2:11)
  • И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
  • (Исх.30:34-38)

Что такое ладан? Как он появился? Почему его используют в Церкви? Правда ли, что аромат ладана отпугивает злых духов? Мы собрали интересные факты о ладане, сведения о его истории и применении, постарались ответить на все распространенные вопросы о нем и рассказать о том, как применять ладан дома. С использованием ладана связано много мифов и суеверий. Большинство из них не оправданы. Народная медицина полна рецептов с ладаном. Считается, что кусочек ладана может исцелить от целого ряда болезней. Насколько оправдано применение ладана в медицинских целях?

Что такое ладан

О ладане мы знаем еще с библейских времен. Дары, которые получил от волхвов Младенец Иисус — это золото, ладан и смирна. Что же такое ладан? Ладан — это ароматическая смола, полученная из специального рода деревьев — Босвеллия.

Одно из них так и называют — ладанное дерево, и растут они на Аравийском полуострове, а также в Восточной Африке. Эфирное масло ладана получают путем перегонки смолы. Это масло имеет более яркий свежий и чистый запах, чем смола ладана.

Поэтому люди, наделяющие ладан лечебными свойствами, чаще используют именно эфирное масло ладана. Для человеческого носа его запах приятнее.

Химический состав ладана достаточно сложен. Он имеет ароматические вещества, благодаря которому у ладана такой насыщенный запах. Более половины состава (56%) — это смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Около 30% ладана — камедь.

Остальной состав — различные эфирные масла (терпены, цимен, фелландрен и другие). Ученые утверждают, что в составе дыма от ладана присутствует ацетат инценсола, который способен оказывать психоактивное действие и привести человека в состояние эйфории.

Но для этого концентрация ладана должна быть очень высокой, при обычном богослужении в храме этого никогда не происходит.

Что Тебе принесем, Христе?

История появления ладана

Ладаном торговали еще древние финикийцы. Караваны следовали за ценной смолой по приказам фараонов. Ладан у египтян использовался в языческих обрядах.

Смола ладана добывается в отдаленных регионах Аравийского полуострова, Африки и Индии. На Аравийском полуострове и в Северной Африке ладан ценился на вес золота, поэтому дары волхвов были достаточно ценными.

Сбор смолы ладана был и остается по сей день очень трудоемким процессом, поэтому ароматная субстанция ценится так высоко. Человек, добывающий смолу, делает в феврале или в марте надрез на коре дерева, которое произрастает на известняковых скалах в пустыне.

Пройдет два или три месяца, пока из разреза будет вытекать сок, а потом затвердевать в виде белых капель, похожих на слезы. Тогда добытчик смолы возвращается к этому же дереву, чтобы собрать кристаллы смолы ладанного дерева. Он также собирает смолу, которая стекала на специально сложенные внизу листья.

Затвердевшую смолу можно обрабатывать, чтобы получить эфирное масло ладана. Ее также можно дробить, чтобы использовать в качестве благовония.

В Европе ладан появился в качестве франкского благовония, так как считалось, что его привезли туда франки (союз древнегерманских племен). Он был незаменим в косметических целях и многие натуральные духи до сих пор производят с использованием ладана. Качество ладана можно оценить по его аромату. Знатоки могут определить отборный или обыкновенный ладан перед ними, послушав его аромат.

С одного дерева можно собрать лишь 400 грамм смолы. При этом в год производится несколько тысяч тонн ладана.

Сорта и разновидности ладана

Ладан делят на обыкновенный и отборный. Смолу, которую собрали с дерева и с листьев распределяют на более чистые куски, которые похожи на капли, имеют светло-желтый или розоватый оттенок и при растирании становятся белым порошком. Не такие чистые, крупные и темные куски — обыкновенный ладан.

Ладан применяется не только в Церкви. Его используют в ароматерапии, изготовлении косметики и парфюмерии.

  Благодаря удивительным свойствам ладана, его использовали в Египте для бальзамирования умерших, так появились мумии. Египтяне часто использовали ладан в своих религиозных церемониях.

Некоторые историки считают, что иудеи научились использованию ладана именно во времена египетского рабства, переняв эту традицию у египтян.

Церковный ладан

Ладан имеет специфический запах. Человек, который впервые приходит в православный храм может ощутить яркий аромат, который надолго запоминается. Именно так пахнет ладан.
При богослужении ладан возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда, подвешенного на нескольких цепочках. При сгорании ладана образуется благовонный дым – фимиам.

Благовония из ладана всегда использовались в православной и римско-католической Церкви. Дым ладана, стремящийся вверх, символизирует молитвы верующих, возносящиеся к Небесам. Ветхий Завет содержит подробнейшую инструкцию о том, как использовать ладан. Упоминается ладан и в Песне песней. Там он называется левона и входит в составную часть фимиама, одного из 11 благовоний в храме.

При большом скоплении людей ладан полезен как обеззараживающее средство.

Ладан готовится в некоторых монастырях. Раньше существовал Софринский ладан. После войны его производили в мастерских Московского Патриархата. Он состоял из смеси сосновой живицы и обыкновенного мела. Сейчас ладан производят в мастерских Свято-Даниловского мужского монастыря. Завозят в Россию и Иерусалимский ладан. Его часто используют на праздничных богослужениях.

Многие верующие задаются вопросом о знаменитом поверье, которое гласит, что запах ладана не нравится злым духам. В Библии нет никаких указаний на то, что у падших духов есть какие-то предпочтения в запахах или органы восприятия, позволяющие им улавливать ароматы. Физический мир не имеет на них воздействия.

Если что-то бесам точно не нравится, так это духовные делания, в том числе, молитва. В храме, помимо аромата ладана, существует и искренняя вера людей, их обращение к Богу, все это действительно имеет власть над злыми духами. Сатана пал через гордыню, смирение молящихся отпугивает зло. Не стоит приписывать духовные свойства ладану.

Он относится к материальному миру.

Как использовать ладан в домашних условиях

Все хорошо знают, что в храме ладан используют во время богослужений. Можно ли использовать ладан дома? Многие считают, что дом нельзя уподоблять храму и ладан, с правом использовать его — прерогатива Церкви.

На самом деле, не будет грехом использовать ладан и дома. Воцерковленному христианину очевидна разница между домом и церковью, между богослужением в храме и келейной молитвой. Ладан — это просто приятный запах.

Мифы о том, что в церкви его используют, чтобы отгонять злых духов — не более, чем суеверие.

Поэтому, если человеку для молитвы хочется жечь ладан дома, в этом нет ничего плохого. Если ладан служит молитве, помогает человеку молиться и сосредоточиться на общении с Богом, его можно использовать и дома.

Многие также применяют ладан в медицинских целях. Для этого надо заручиться поддержкой врача.

Эфирное масло ладана хорошо сочетается с апельсиновым, лимонным и другими цитрусовыми маслами. Также оно подходит к маслу бергамота, сосны и сандала. Эфирное масло ладана имеет древесный, сладкий, теплый аромат. Страна происхождения и качество ладана играют большую роль в том, насколько приятным будет аромат ладана и, обладает ли он целебными свойствами.

Ладан не растворяют в эфире, воде и спирте. Такая эмульсия теряет свои полезные свойства.

Чтобы зажечь ладан дома понадобятся кадило или жаровня, угли, свеча и спички. Ладан не горит, поэтому без специального устройства, которое поддерживает достаточно высокую температуру, ничего не получится. В церкви это — кадило, но дома подойдет и обычная жаровня, металлическая пластина или чаша из огнеупорного материала. Под емкостью размещают свечу или лампаду.

В емкость помещают раскаленный уголь. Подойдет даже тот уголь, который продают для кальянов. Смола ладана начинает плавиться и источать аромат. Чем меньше температура плавления, тем тоньше и приятнее будет аромат ладана. Перебарщивать с окуриванием помещения ладаном не стоит. Это может оказать не самое лучшее воздействие на организм человека и вызвать головные боли.

Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну?

Целебные свойства ладана

Масло ладана может применяться и в медицинских целях. Прежде чем рассказать о том, при каких недомоганиях может быть полезен ладан, мы хотели бы отметить, что любые медицинские манипуляции с ладаном следует проводить только с разрешения лечащего врача.

Кроме того, важно помнить, что молитва о здравии не заменяет посещения врача. И, если вы чувствуете недомогание, не стоит надеяться исключительно на целебные свойства ладана. Молитва в храме важно, Церковь знает множество случаев, когда люди исцелялись по молитве даже в самых непростых ситуациях.

Тем не менее, обязательно нужно обратиться в медицинское учреждение.

До появления современных лекарственных средств ладан часто использовался врачами прошлого. Сложно сказать, насколько эффективны его целебные свойства в каждом отдельном случае, но считается, что:

  • Эфирное масло ладана обладает антисептическими, тонизирующими и обеззараживающими действиями.
  • Масло ладана имеет и седативный эффект. Эфирное масло ладана может быть полезным в стрессовой ситуации.
  • Оно также может иметь мочегонный эффект.
  • Его принимают как отхаркивающее и вяжущее средство.
  • Считается также, что ладан укрепляет десна и корни волос.
  • Масло ладана помогает сокращению мышц и кровеносных сосудов.
  • Нормализует работу кишечника. Ускоряет работу желудочного сока и перистальтику.
  • Эфирное масло ладана заживляет раны на коже, растяжки и подтягивает кожу лица.
  • Оказывает положительное влияние на женские репродуктивные органы.
  • В Китае ладан применяется при воспалении суставов.
  • Ароматерапия с ладаном помогает побороть тягу к курению.

Для массажных смесей ладан тоже используют: 5 капель на 20 граммов основного масла или крема. Для принятия ароматической ванны достаточно одной пипетки масла.

Если планируется добавить его в уже готовый шампунь, сыворотку или крем, то пропорции обычно таковы: 4 капли эфирного средства на 15-20 граммов базы.

Пару капель добавляют в чай или травяной отвар для внутреннего лечения: при астматическом кашле, цистите, гинекологических воспалениях.

Важно: перед тем, как использовать ладан в качестве медицинского средства, следует проконсультироваться с врачом и при серьезных заболеваниях рассчитывать только на ладан не стоит. Эфирное масло ладана не используют во время беременности, не рекомендуют его маленьким детям и людям, склонным к аллергическим реакциям.

Интересные факты о ладане

  1. В 1922 году вскрыли гробницу Тутанхамона. В запечатанных там сосудах с благовониями хранился ладан. Спустя тысячи лет, он все еще сохранил свой аромат, что поразило археологов, сделавших это удивительное открытие.
  2. Ладан упоминается в исторических документах, относящихся к 2500 году до н.э.
  3. Если долго вдыхать пары ладана в закрытом помещении, может заболеть голова.
  4. Ладан упоминается в фольклоре всех славянских народов.
  5. Знаменитый врач далекого прошлого Абу Али Ибн Сина (Авиценна) писал о целебных свойствах ладана.
  6. Злоупотребление вдыханием паров ладана может вызвать зависимость аналогичную наркотической.
  7. Ладан способен вызывать галлюцинации.
  8. У людей бывает аллергия на ладан.
  9. На Святой горе Афон тоже занимаются изготовлением ладана. Ладан делают в монастыре Ватопед, он так и называется «Ватопедский» ладан.
  10. Ладан может быть разных цветов — черным, желтым, фиолетовым в зависимости от химического состава и использованных при его приготовлении ароматических масел.

Источник: https://eparhia-birsk.ru/istoriya/kazhdenie-ladanom-chto-ono-simvoliziruet.html

Смысл каждения в храме

Давайте выделим некоторые смысловые значений каждения. Дым кадильный  символизирует Божию благодать, которая подобно дыму окутывает верующих в храме.

Есть молитва на благословение кадила, в которой священник просит Господа, чтобы он ниспослал верующим благодать Духа Святаго. Непередаваемое благоухание фимиама призвано возвышать и окрылять чувства верующих, отрывая их от обыденности и земной суеты.

Ладан, благолепие иконописи и архитектуры, красота церковного пения являют образ Неба на земле. 

Фимиам также символизирует молитву. В молитве поется: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс.140:2). Во время каждения густые клубы  благоухающего фимиама медленно и плавно поднимаются вверх, вот так и  ум наш должен в мире и тишине восходить к Господу Богу.

На совершение дел благих

У святителя Иннокентия Херсонского есть такие слова:

«Да будет хладное и бесчувственное сердце мое, по крайней мере, подобно кадилу, на которое зрю я во время богослужения! Как в кадиле, по наполнении его огнем, фимиам неудержимо стремится вверх, к сводам храма, так да парят мысли и чувства мои к престолу благодати Твоей, когда Святая Церковь возжигает их огнем своих молитв и песнопений! Как кадильница становится легче, когда улетает из нее фимиам, так да соделываюсь после молитвы и я легчайшим в духе и сердце, бодрейшим на совершение дел благих!».

В священном писании есть множество примеров воскурения фимиама, приношения его в жертву Богу. Например волхвы принесли Младенцу Христу золото, ладан и смирну. В Ветхом Завете приносили в жертву Богу благоухающий фимиам. Каждение, как прообразовавшее собой благоухание подвига Христова, настолько приятно Богу, что Моисей в Ветхом Завете, каждением ладана остановил  Божий гнев на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21).

Есть еще одна символика: как кадильница вмещает в себе горящий уголь, так Богородица  смогла вместить в себя Самого Господа, Иисуса Христа.

В честь богу

Архиепископ Фессалоникийский Блаженный Симеон, разъясняет о каждении так: “Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь, как служебный Ему: ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, как то: хлеб и вино, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе, и прочее.

Огонь, как вещество сожигающее, освещающее и согревающее одушевленных, изображает также Божество Кадило и огонь служат еще для принесения фимиама, который приносится нами в честь Богу и как дар благословенный в честь Его упокоения, и ради нашего освящения.

Ибо как, погружаясь в крещении, мы очищаемся всем телом будучи помазываемы миром, освещаемся и возвеселяемся, и благовонием возгреваем и освящаем обоняние и сердце: так фимиамом очищаем наше обоняние и дыхание точно так же, как Божественным хлебом и чашею питаем и укрепляем душу, и видением и красотою святых, и светом божественных светов свято просветляем и просвещаем зрение.

Для нашего посвящения и освящения

Посему и предано Церкви делать это как во славу Создателя (ибо все от Него), для прославления Виновника, так и для нашего просвещения и освящения. Фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание: потому что сообщает благоухание, от одного какого-либо вещества разливая благовоние на все при помощи огня. Посему он также изображает Святаго Духа: ибо и Он — один Сам в Себе, по всем разделяет дары, и все чрез Него получают благодать”.

Источник: https://liveinorthodoxy.com/chto-oznachaet-kazhdenie-v-xrame/

Кадило: что означает каждение в храме, что кладут в кадило, чем размахивает священник во время службы

Каждый человек , присутствовавший на христианском богослужении , видел металлический сосуд на цепях и задумывался, а чем размахивает священник во время службы . Это и есть кадило, или кадильница , — один из неотъемлемых атрибутов церковных обрядов. Он служит для курения ладаном .

Происхождение слова

Слова «кадило», «кадить» являются общеславянскими и происходят от одной основы кад, что означает «чад, дым».

Значение понятия

Изначально кадило использовалось в иудаизме как храмовая утварь для курения фимиама . Кадильный дым символизирует сожжение жертвы Богу. По сути кадильник — жертвенник для приношения бескровных жертв (курений из благовоний).

Святой патриарх Константинопольский Герман (VIII век) считал, что кадильница означает благоуханнейшее веселие.

Символическое толкование

Есть четкие толкования святых отцов относительно того, что означает каждение в храме и кадило. Так, кадило является образом Богородицы, что вместила в себе невместимое — Христа. Огонь кадила воспринимается в образе Бога, раскаленные угли — его человеческая природа. Ладан же — это молитвы людей, приносимые Богу.

Сам процесс окуривания священных предметов означает воздаяние Богу хвалы и чести в виде молитв людских, которые символизирует возносящийся дым. Когда же совершается окуривание человека, — это является формой благословения и снисхождения Святого Духа.

Для чего нужно

В христианстве кадило используется во многих обрядах для каждения на богослужениях и требах. Машет б атюшка в церкви кадильницей, в которой на древесном угле сгорает ладан, — душистая смола деревьев, выделяя через воздушные отверстия благовонный дым — фимиам . Кадильный дым — это благоуханная жертва Богу.

Первое использование

История воскурения дыма в жертву богам очень древняя, назвать точную дату появления кадильниц не представляется возможным. Дым в своих богослужениях использовали еще язычники и древние иудеи (каждение упоминается в Ветхом Завете). В христианских обрядах кадильницы фигурируют со второй половины V века нашей эры.

Первоначально кадильник имел отличную форму от того, чем машет батюшка в церкви в наши дни. Они были стационарные, и их устройство больше походило на большую жаровню. В это же время стали появляться переносные кадильницы, похожие на чашу с ручками. Смесь из горючего материала и благовоний помещались в эти сосуды.

Распространение в церкви

Христианство развивалось, и кадильница стала одной из важных частей культа. В VI веке нашей эры появился прообраз современного кадила — кадило на цепочках. Изначально кадило не имело крышки. Постепенно кадильницы стали изготавливать из серебра и золота с использованием драгоценных камней и в форме храма, что имеет значение прообраза небесного Иерусалима.

На Руси кадильницы широко известны с XI века, попали они к нам, как водится, из Византии, имели форму чашки с крышкой, подвешенных на трех цепочках.

Современное положение

Нынешние богослужения и требы не обходятся без кадильниц. Запах, источаемый ладаном, который кладут в кадило в церкви , прочно ассоциируется с религиозным культом.

Современная кадильница — это сосуд с крышкой в форме храма на четырех цепях (на трех крепится непосредственно чашка, четвертая служит для поднятия крышки).

Традиция каждения настолько прочна, что скончавшийся диакон по православным канонам погребается с кадилом в руках.

Разновидности кадил

На сегодняшний день распространены кадила двух видов: на цепочках и кадильницы с ручкой (кацея, кация или кацья).

Кацея является разновидностью домашнего или келейного кадила и известно еще со времен Древнего Египта. По форме кация представляет собой ковш с ручкой.

Широкое распространение кацея имеет у старообрядцев и в Греческой церкви, используют ее и миряне во время домашних молитв .

Как правильно разжигать

Как правило, современные кадильницы представляют собой сосуды с двойными стенками (порой в целях пожарной безопасности) со встроенным электронагревательным элементом . Размещение в сосуде электронагревательного элемента обеспечивает получение тепловой энергии для нагрева ладана без применения открытого огня.

Классический же вариант розжига кадила выглядит так:

  1. Нагреть до красна древесный уголь на электрической или газовой плите с двух сторон.
  2. Поместить разогретый уголь в кадильницу (лучше использовать щипцы или большой пинцет).
  3. Разложить вокруг угля кусочки ладана.
  4. Закрыть крышкой.
  5. Размахивать кадилом.

Не следует класть ладан на раскаленные угли, потому что он будет сильно гореть и выделять резкий запах. Нужно подождать, пока угли остынут.

В качестве альтернативы газовой и электроплите можно использовать лампаду со специальным приспособлением «паучок». На металлическую подставку («паучок») помещается уголь, который разжигается от жара пламени лампады. При таком способе розжига угля нужно быть предельно внимательным, так как перемещение фитиля лампады могут привести к ее затуханию.

К слову сказать, воскуривать ладан можно и без кадила, а устраивать его прямо на «паучке».

Каждение в храме (как, кому заниматься и когда)

Каждение совершается в храме в наиболее торжественные моменты.

Выделяют два вида каждения:

  • полное. При этом виде каждения священник обходит с молитвой и окуривает кадильником весь храм (иконы и росписи стен). Полное каждение возможно только на Вечерни, Утрени и на 6-часе. Сначала полностью кадится алтарь, после — храм;
  • малое. Только на Божественной Литургии. Во время малого каждения кадятся Престол, жертвенник, иконы в алтаре, иконы на иконостасе, затем братия и люди в храме.

Непосредственно перед каждением святой отец благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Совершать каждения — одна из главных обязанностей дьякона, наряду с чтением специальных молитв (ектений). При служении без дьякона каждение священник совершает сам.

В ответ на каждение принято кланяться. В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной.

Польза и значение каждения

Каждение имеет силу, отгоняющую злых духов (неспроста существуют пословицы: «Боится, как черт ладана», «Ладан на чертей, а тюрьма на татей»), оно означает славу Божию и возношение молитв к Богу. Именно Господь повелел Моисею сделать особый жертвенник для священного воскурения благовоний.

Благодаря каждению молящиеся очищаются от суетных помыслов, настраиваются на благочестивое слушание и созерцание богослужения. Дым кадильницы возносит христианские молитвы к престолу Божию. Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати Всевышнего.

Издревле считается, что благоухание ладана способно наполнить помещение положительной энергетикой, освободить человека от влияния нечисти, исцелить болезни, восстановить духовные физические силы человека. Можно сказать, что ладан исцеляет тело, сердце и душу.

Группой биологов из современного американского университета имени Джона Гопкинса (США) и Иерусалимского молодежного университета (Израиль) было установлено, что дым ладана содержит вещества, которые способны отгонят эмоцию страха. Это возможно в силу того, что запах ладана активирует тонкие ионные каналы в клетках главного мозга человека и заметно снижает уровень внутренней тревожности.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/obryady/kadilo.html

Кадило – что оно значит и при чем тут бесы и Тургенев

Время чтения: 4 мин

С этим материалом сегодня читают:

Кадило и фимиам

Один из символов православного богослужения — кадило. Это металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленный древесный уголь кладут ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам. Во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, чтобы распространилось благовоние.

Процесс каждения было установлено еще в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению. Об этом мы читаем в книге Исход, глава 30. Он и стал прообразом современного кадила.

Времена Ветхого Завета

Каждение настолько приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиль за непослушание.

После рождения Иисуса Христа волхвы, пришедшие поклониться, принесли в дар золото, ладан и смирну. Ладан был преподнесен Спасителю, символизируя Его как Первосвященника и Бога.

Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

Как объясняет толковый словарь Ожегова: раздуть кадило» в переносном значении обозначает — развернуть какую-либо деятельность, развернуться.

  • Филарет: «Мне обещали, что церковью буду управлять я»

Кадило — история и факты

Образ Богородицы, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.

«О, Пресвятая Госпоже Богородице, девственная похвало, цвете прекрасныи, благоуханное кадило, рождьшая нам Христа Бога нашего, пресветлое Солнце» (из молитвы к Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы)

«Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою. Воздеяние руку моею, жертва вечерняя» (140 псалом Давида)

Каждение

В самые торжественные моменты богослужения совершается каждение. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм. И малым — совершается в алтаре и перед иконостасом. Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Из этой молитвы понятно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Если священник служит вместе с дьяконом, то дьякон совершает почти все каждения — это одна из главных его обязанностей вместе с чтением специальных молитв (ектений). Поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

  • Как вести себя в храме — 5 правил православного христианина

Символы

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Господу подобающую честь и хвалу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов, славу Божию.

Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Кадило в иконографии

Святой архидиакон первомученик Стефан, побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года;

Святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году;

Первый библейский первосвященник Аарон;

Святой мученик Закхей, диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284—305).

  • Редкие иконы Богородицы, которые вы никогда не видели

Кадило и паникадило. Как не перепутать

Кадило и паникадило часто путают, тогда как это разные предметы! Даже великий классик Иван Тургенев оставил ляп в своей повести «Степной король Лир»:

«Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался».

Казус фразы в том, что паникадило — это церковная большая люстра или канделябр в храме.

Паникадило — церковная люстра

Кадило. Трансформация

Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века. Выглядели они скромно. Первые кадильницы на цепочках появились с VI века, а на Русь попали из Византии лишь в XI веке. С XV века кадило приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.

Ручное кадило в форме ковша именуется кацеей. Такими они были древности на Востоке и на Руси до появления кадил на цепочках.

Так выглядит кацея — «предок» кадила на цепочке

С этим материалом читают:

Количество просмотров: 128

Источник: https://lifegid.media/special-projects/kadilo.html

Правила поведения в храме и церковный этикет

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев ~ «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9).

Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим.

Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.

И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Источник: http://kolpino-orthodoxy.ru/id=25

Что такое кадило?

Что такое кадило, используемое во время богослужений в церкви, каково его назначение и история появления, устройство и разновидности — ответы на такие вопросы заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Описание и назначение

Церковное кадило является неотъемлемым атрибутом богослужения, проходящего в православном храме. Многие прихожане видят его во время церковной церемонии, однако не знают точно, что такое кадило, каково его предназначение и символическое значение.

Кадило в христианстве является важным элементом церковной утвари, который применяется во время совершения молитв еще с древних времен.

Состоит кадильница из 2 половинок: в нижнюю чашу кладутся угли и ладан, а верхняя является крышкой, по форме она делается похожей на купол церкви с христианским крестом. С обеих сторон к кадилу крепятся цепочки, за которые оно может подвешиваться в храме.

Достаточно часто на них есть и звонцы в виде шариков, внутри которых размещены металлические ядра. Во время прохода священника и раскачивания кадила они издают мелодичный звон.

В христианстве принято считать, что раскуривание ладана и фимиама в нем обозначает приношение Богу бескровной жертвы.

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.

Символическое значение

Сожжение жертв существовало еще в древние времени, начиная с языческих ритуалов. В православии сам Господь Бог, как описывается в Ветхом Завете, велел Моисею провести особый жертвенный обряд, состоящий из священного окуривания ароматическими веществами. Придя на поклонение к Христу, волхвы принесли дары, среди которых был и ладан.

Евангелист Иоанн Богослов увидел в Откровении в Небесном Храме маленького ангела, несущего золотую кадильницу. Огонь, по толкованию святых отцов, выполняет роль согревающего и сожигающего вещества, которое символизирует Божество.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

В некоторых молитвах Пречистая Дева именуется Кадилом благовонным. Само кадило олицетворяет образ Богородицы, которая вмещает внутри себя Христа, с ее помощью Христово благоухание вознеслось ко всему православному миру. Ритуал каждения обозначает силу, разгоняющую злых духов и воздающую славу Божию.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:

И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

Современный вид

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Кацея

Кацея — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы

Интересный факт

Самое большое в мире церковное кадило называется «Ботафумейро», что в переводе с испанского означает «испускающее дым». Находится оно в соборе Св. Иакова в г. Галисия (Испания), весит около 80 кг, подвешивается канатами к потолку. В него помещается 40 кг углей и ладана. Чтобы начался процесс воскурения фимиама, его необходимо привести в движение и раскачать до скорости 60 км/ч, для чего нужна сила 8 людей.

Источник: https://vk.com/@ladanafonaspb-chto-takoe-kadilo

Кадило. Что есть что — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Кади́ло, кади́льница

NB Не следует путать с паникадилом.

В ветхом и новом заветах

Кадило — изначально в иудаизме один из священных сосудов скинии и храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ.

Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

Каждение означало силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

Толковый типикон

«Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб).

И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение.

С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

— Михаил Скабалланович

Интересные факты

Ботафумейро — самое большое в мире кадило, крепится канатами к потолку Компостельского собора в Галисии. Оно весит 80 кг и приводится в действие путём раскачки восемью служителями в багрянице. Для наполнения этого кадила, при движении развивающего скорость 60 км в час, требуется 40 кг угля и ладана.

  • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И.С. Тургенев).
  • «Раздуть кадило» в переносном значении обозначает — развернуть какую-либо деятельность, развернуться.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/10702-kadilo/

Кадило — Православный журнал

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.

Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.

Фото Владимира Ештокина

Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:

Святая Святых в Храме царя Соломона, 1995. Художник Зелий Смехов

И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).

Источник: https://foma.ru/kadilo.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Киево печерская лавра где
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Цикорий что это такое

Закрыть