Камилавка что это такое

Камилавка: это что такое?

камилавка что это такое

Что такое камилавка? Как правило, на этот вопрос большинство людей ответить не могут. Между тем это старинный головной убор, который в наши дни можно увидеть на церковнослужителях при посещении храма. Однако камилавка – это не только часть церковного облачения. Появился головной убор тысячелетия назад на Ближнем Востоке, он не имел никакого отношения к священникам.

Что это такое?

Изначально камилавка – это плотная шапочка, изготовленная из шерсти верблюдов, которая служила для защиты от палящих солнечных лучей днем и от холода по ночам. Носили их на Ближнем Востоке. Головной убор во многом схож с турецкими фесками.

Камилавки были чрезвычайно популярны в Византии, где носили название «скиадий» и красовались на голове императора, придворных и государственных служащих. И именно в Византии камилавки впервые начали носить священнослужители. К XV столетию форма шапочки окончательно приняла тот вид, который имеет сейчас.

В наши дни камилавка – это головной убор цилиндрической формы с характерным расширением в верхней части, лишенный полей.

Камилавка в церкви

В греческой ортодоксальной церкви шапочка является неотъемлемой частью одеяния священнослужителя и выдается при принятии им сана. Как часть церковного облачения русская камилавка появилась в конце XVII столетия. В облачении служителей русской православной церкви этот головной убор заменил собой скуфью. Нововведение, изменившее привычный внешний вид священника, не было воспринято духовенством. Ношению камилавок долгое время сопротивлялись.

Сегодня камилавка – это составной элемент одеяния священнослужителей, имеющий специфические отличия в зависимости от того, в каком сане находится священник.

Какими бывают камилавки?

Прихожане, которые посещают церковные богослужения (хотя бы праздничные), не могли не заметить, что головные уборы духовенства различаются. Разумеется, первым, бросающимся в глаза отличием, является цвет головных уборов.

Так повелось, что в повседневности духовенством носятся черные и фиолетовые камилавки. Любой православный монах облачается в клобук. Это тоже камилавка, но максимально упрощенного фасона. Такой головной убор символизирует собой терновый венец. В праздничные и воскресные дни цвет облачения церковнослужителей меняется на золотой, белый, красный. Старообрядцы не носят камилавок, им в качестве головного убора служит скуфья.

Единого фасона у элемента облачения духовных лиц нет. Камилавки, которые носят в Греции и странах Балканского полуострова, отличаются от головных уборов русских священников. Греческий фасон достаточно своеобразен – в верхней, расширенной части, есть небольшие узкие поля. Благодаря столь специфической форме камилавки священника из этой страны всегда можно отличить от прочих.

Головные уборы, которые носит духовенство в Сербии и Болгарии, тоже отличаются от русских. Камилавки священников в этих странах не такие высокие, как в России, и имеют меньший диаметр. Нижний край головного убора церковнослужителей в этих государствах расположен гораздо выше линии ушей, чем обод камилавки у русских священников.

Источник: https://labuda.blog/192927

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Набедренник. Скуфья. Камилавка

камилавка что это такое

Набедренник есть четырехугольный продолговатый плат, который привешивается двумя краями на бедра священника. Он знаменует собою броню, щит духовный, духовное оружие, которое есть Слово Божие и которым должен священник вооружаться против безбожия, ереси, против всего греховного и порочного. До Октябрьской революции и после нее набедренником награждал епархиальный архиерей, и, как правило, со временем его получал почти каждый священник.

Как награду его ввел в середине XVIII века архиепископ Московский Платон (Малиновский).

Набедренник носится на правой стороне тела, но в случае получения еще одной награды – палицы – перевешивается на левую. Его (как палицу и митру) надевают только во время Божественной литургии и при совершении некоторых особенно торжественных обрядов.

Наши архиереи, особенно в послевоенный период, часто совмещали вручение набедренника с другими знаками отличия. Так, в праздник Преображения Господня 19 августа 1976 года Святейший патриарх Пимен во время богослужения в Успенском соборе Одессы во время поставления во священники одного инока Троице-Сергиевой лавры сразу возложил на него и набедренник, и наперсный крест.

Годом ранее архиепископ Мукачевский Григорий наградил сразу набедренником, скуфьей и камилавкой сослужащих ему священников. И в это же примерно время митрополит Одесский и Херсонский Сергий ввел в повседневную практику пожалование набедренником выпускников Одесской духовной семинарии. То же, но не столь часто, происходило и в Ленинградской духовной академии и семинарии.

Скуфья

Следующая по значению награда скуфья – фиолетовая шапочка, которая надевается как во время богослужения, так и вне его. Награждают ею епархиальные архиереи, причем по преимуществу в западно-украинских землях, где была почти неизвестна следующая награда, выдаваемая священникам, – камилавка.

Камилавка

Камилавка – это головной убор цилиндрической формы, слегка расширяющийся вверх, фиолетового цвет. Слово это в основе своей греческое (или арабо-сирийское) и сразу же вспоминается его перевод – верблюд (camel).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда девушка становится невестой

Камилавку мы заимствовали из епархий православного Востока, где она была отнюдь не наградой, а повседневным вне– и богослужебным головным убором и в древности изготовлялась из верблюжьей шерсти, дабы предохранять голову от палящих солнечных лучей.

До революции ее жаловали Святейший Синод или государь, в наше время ее выдает епархиальный архиерей.

Источник: http://oldhat.ru/symbol_1/84.htm

Литургические награды

камилавка что это такое

Скуфья, скуфия (от греческого «чаша») — повседневный головной убор православных духовных лиц всех степеней и званий. Представляет собой небольшую круглую чёрную, мягко складывающуюся шапочку; складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста.

В древнерусской церкви скуфью носили, по древнему обычаю греческой церкви, не только священники, но и диаконы для прикрытия головы, на маковке которой выстригался небольшой круг (гуменцо).

Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда — вторая после набедренника.

Значение награды скуфья получила с 1797 года.

Митра

Первый случай награждения митрой представителя белого духовенства — пожалование ее духовнику Екатерины II протоиерею Иоанну Памфилову в 1786 г. Характерно, что эта награда вызвала в то время существенное неудовольствие среди иерархов.

Узаконенный характер награждение митрой приобрело с вышецитированным указом Павла I. До 1917 г. митра оставалась наградой, требовавшей непременного соизволения императора. Высочайшим повелением от 6 марта 1859 г.

Синоду было разрешено лишь ходатайствовать о награждении митрой заслуживающих данной награды настоятелей Петербургского Исаакиевского собора.

В настоящее время архиерейская митра отличается от протоиерейской наличием креста. До недавнего времени митру с крестом наверху имели право носить Патриарх и митрополиты. Архиепископы и епископы носили митру без креста. Теперь же митра с крестом — отличительная особенность всех иерархов.

Палица

Еще один отличительный элемент архиерейского богослужебного убора — епшонатий, по-русски — полица (т.е. «малая пола») или, в просторечии, палица.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Саддукеи и фарисеи кто такие

Палица представляет собой квадратный (точнее, ромбовидный) плат, который привешивается на поясе за один конец на длинной ленте, так что висит на бедре ромбом, действительно напоминая по виду оружие — меч или палицу.

При облачении архиерея, когда привешивается палица, произносится та же молитва, что и при облачении иерея набедренником: «Препояши меч Твой на бедре Твоей» (Пс. 44, 4-5).

Палица — обязательная принадлежность богослужебного одеяния епископа, а архимандритам и протоиереям дается лишь как награда. Архимандриты издавна (а теперь и протоиереи) одевают обычно и набедренник, и палицу.

При этом архиерею палицу возлагают сверху на саккос. Архимандриты и протоиереи надевают и палицу, и набедренник под фелонь на ленте через плечо. Священник носит набедренник на правом боку.

Если протоиерей (или архимандрит) награждается потом и палицей, она помещается справа, а набедренник — слева.

В императорской России, как и в настоящее время, палица являлась наградой для архимандритов и протоиереев, присвоение которой зависело от решения Святейшего Синода. Духовные лица могли также награждаться благословением Святейшего Синода — с выдачей соответствующей грамоты (либо без оной). В ведении Святейшего Синода находилось также и награждение священнослужителей саном протоиерея, игумена и архимандрита.

Набедренник

Набедренник относится к числу принадлежностей иерейского служения. Набедренник — это четырехугольный продолговатый плат, который привешивается на лентах к поясу за два верхних угла. Набедренник — чисто русское явление, на православном Востоке его нет в числе богослужебных одежд.
По символическому значению набедренник знаменует «меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 17).

Этим мечом иерей вооружается против неверия, ереси, нечестия. Облачаясь на литургии набедренником, он произносит строки псалма: «Препояши меч Твои на бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею. И успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя» (Пс. 44, 4-5). Протоиерей и архимандрит может, кроме набедренника, иметь также палицу.

Она, как и набедренник, для иерейского сана является духовной наградой

Источник: http://stal-nevsky.ru/?page_id=1614

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов