Как называется церковная школа

Какой церковный праздник сегодня 13 марта 2020 чтят православные: Василий Капельник отмечают 13.03.2020

как называется церковная школа

День памяти Василия Исповедника отмечается тринадцатого марта, в 2020 году день выпадет на пятницу.

День называют по-разному в разных регионах и в зависимости от контекста разговора:

  • Солнечник;
  • Василий теплый, Василий Исповедник, Василия Декаполита преподобного, Васильев день;
  • Капитель, Каплюжник, Плач зимы;
  • Овечья одышка;

На Капельника плачет уходящая зима

К середине марта везде пахнет весной. Сугробы оседают, появляются проталины, по сосулькам стекает снег с крыш. Звон капель слышен отовсюду, и пик всех этих весенних перемен — Васильев день, по старому календарю он приходился на последний февральский день.

Что известно о святом Василии?

Василия Исповедника принято вспоминать у православных каждое 13-е марта. Этот человек был монахом, жил в 8-м веке. Христианский подвижник отличался очень стойкими взглядами и сильной волей.

В то время, когда правил император Лев Исавр, начали бороться с поклонением иконам, и всех защитников священных изображений преследовали. Так и Василия Исповедника с Прокопием, его другом и сподвижником, после пыток отправили в заточение на годы.

На свободу они смогли вернуться лишь после того, как Лев Исавр покинул бренный мир. Монахи немедленно вернулись в монастырь, Василий продолжал читать проповеди и помогать людям прийти в христианскую веру всю свою жизнь до глубокой старости.

Приметы на Капельника

Плачем зимы этот день зовут в народе за сосульки, которые назывались капельниками в старину. Зима плачет, уходя, сосульками подсказывает, какой урожай будет летом. Длинные сосульки обещали урожай льна и конопли, а также долгую весну.

  • стволы деревьев внизу осматривали тщательно, крутые края от проталин обещали: весна будет дружной;
  • прилет грачей означал, что снега совсем скоро не будет, а лето окажется сырым и дождливым;
  • дождь и сырость на Васильев день обещали теплое лето, дружная капель гарантировала урожайный год;
  • к нему же появлялись круги вокруг солнца;
  • если начинало капать с крыши, люди знали: оголодавшие зайцы в лесу потеряли осторожность, охота на них будет удачная. Было хорошей приметой, если получалось пойти на охоту. Добыча в такой день и вправду оказывалась богатой;

Чем занимались крестьяне на Плач зимы

Девушкам принято было печь калачи для угощения и предложить их соседям и родственникам. Калачи ели по утрам, чтобы за ними приходило счастье и достаток в доме. Пелись песни, зазывающие весну.

Жены на Капельника весь день угождали мужьям и ублажали их, довольный в этот день муж больше не смотрел на других женщин.

Отдыхать на Василия было не принято, в основном весь день занят был трудом на земле, которую готовили к хорошему урожаю. Проводили и все домашние работы. Дрова, что напилили за зиму, подвозили к реке для предстоящего сплава, в этот день по поверьям щуки разрубали хвостами ледяную корку.

В этот день ходили за хвойными ветками в лес, очищали им воздух в доме. Ветки защищали от всех болезней. Это было подходящее время для заготовки почек ели и сосны, которые весь год добавляли в отвары и чайные сборы. На Капельника они набирали особенные целительные свойства. Хвойные напитки от простуд также принято было пить в этот день.

К концу трудового дня возвращались охотники с добычей, к вечеру принято было готовить дичь и рассказывать охотничьи байки.

Источник: https://www.ptoday.ru/blog/kakoy-tserkovnyy-prazdnik-segodnya-13-marta-2020-chtyat-pravoslavnye-vasiliy-kapelnik-otmechayut-13-03-2020/

Православные воскресные школы для детей

как называется церковная школа

Помочь недавно пришедшим к Творцу людям предназначена воскресная школа при храме. Уроки в ней рассчитаны как на детей, подростков, так и взрослых. Для каждой возрастной группы разработана своя программа, помогающая вникнуть в законы и правила Православной Церкви.

Православная школа для детей не только наполнит детские души познанием Иисуса, но и отвлечет их от улицы и гаджетов.

Почему называют школу «воскресной»

Воскресными школы называют не по дню недели, они работают и в будние дни, а в память Воскресения Господнего.

Дети приходят к  Иисусу

Обучающие заведения при храмах стали массово открываться в конце XX века согласно постановлению Архиерейского Собора.

Уроки в церковных школах проходят несколько раз в неделю, время их регулируется самыми педагогами — наставниками. Воскресная школа — это церковно-приходское учебное заведение, где дети приобретали навык служения в храме на протяжении шести дней в неделю по специальной программе, в которую были включены и общеобразовательные предметы.

Православная воскресная школа для детей — идеальный помощник духовного воспитания подрастающего поколения, взрослые в школах при храме глубже познают глубину православия.

Православное обучение и воспитание детей:

В чем отличие воскресной школы для детей от обычной

Общеобразовательные заведения не защищают детей от пропаганды насилия, наркотиков, алкоголя и добрачных связей. У школьников еще не выработан иммунитет от мирской «грязи», поэтому в этом случае ответственность за воспитание каждого дитяти несут родители и церковь, если ей это доверят.

Детские служения не заменят семью и родителей, но они покажут маленькому человеку, что есть другие ценности, светлый мир добра и любви под именем «Православие». Важность церковного детского служения трудно переоценить. Основными инструментами духовного воспитания детей является Слово Библии и молитвенное служение за детей.

Православные школы принимают детей в возрасте от 6 лет. Уроки в церковных заведениях могут посещать как малыши, так и подростки до совершеннолетия.

Класс церковно-приходской школы

Основными предметами церковных занятий являются:

  • изучение Святого Писания — Библии, Закона Божьего; Катехизиса, Истории Церкви;
  • церковное пение и православный этикет;
  • вероучение по православию, изучение церковнославянского языка;
  • правила поведения на богослужениях, младшие дети приходят к началу Литургии, ибо им сложно простоять на ногах три часа.

Целью занятий при храмах является приобщение детей к познанию благодати православной жизни и подготовка к переходу во взрослую жизнь.

Внимание! Для проведения уроков в учебных заведениях при храмах составлены специальные программы. Они коренным образом отличаются от занятий в общеобразовательных школах.

В прихрамовых учебных заведениях работают специально подготовленные педагоги, которые прекрасно понимают психику детей и их отношение к обычной учебе. Основным отличием от мирских учреждений является атмосфера добра, принятия и общей радости.

Занятия в группах малышей проводятся в игровой форме или в виде сказки, а для подростков разработаны разнообразные квесты по Библии, викторины и даже КВНы.

Воспитанники старшей группы привлекаются к краеведческой работе, собирают материал, касающийся истории церкви и святых икон, жизни святых.

задача воскресной школы для детей привить своим воспитанникам любовь к Творцу и человечеству, к церкви и службам в ней через знания, творческие занятия, образовательные игры, театрализованные спектакли, путешествия по святым местам и жертвенный труд.

Воскресная школа для детей

Подростки с радостью отправляются в паломнические поездки, возвращаясь из них духовно обновленными и закаленными. Православные праздники, крестные ходы, церковные концерты — открытые площадки для развития подрастающего поколения служителей Церкви. Воскресные учреждения при храмах призваны пробудить в детях жажду к общению с Богом через рисование, пение, игры, просмотры христианских фильмов.

Воскресная школа порой может помочь изменить характер ребенка, живущего в атмосфере лжи, пьянства, лицемерия и недоверия к Богу.

Воскресное заведение для взрослых

Катаклизмы в природе, войны, неизлечимые болезни ясно показывают на пришествие последнего времени. Многие люди, считавшие себя православными только по обряду крещения в детстве, начинают задумывать о том, для чего мы живем и чем истина этой жизни.

Ответ на этот вопрос можно найти только в познании Бога. Сам Спаситель сказал, что Он пришел открыть людям истину. (Иоан.18:37)

Люди, прежде не искавшие Бога, все чаще задумываются о теории Дарвина, говорящей, что человечество произошло от обезьяны. Мало кто знает, что перед смертью великий ученный отказался от своей теории и признал существование божественной природы человека. Люди, впервые попавшие на служения в храме, чувствуют себя глухими, слышат звук, а смысла не понимают.

Самостоятельно познать тайны великого Бога, силу спасения и откровения, данные в Библии и законе Божьем практически невозможно.

задача школы для взрослых при храме состоит в том, чтобы доступными методами и способами помочь порой далеко не молодым людям ориентироваться в православной жизни, найти свою духовную тропинку, научиться читать слово Божье и «питаться» им.

В стенах храма неважен ни уровень интеллекта, ни степень образования, ни материальное положение. Здесь на уроках можно задавать самые разнообразные вопросы из церковной, так и обыденной жизни.

Воскресная школа для взрослых

Цель занятий со взрослыми состоит в том, чтобы помочь им по-настоящему почувствовать себя в Христовой Семье под опекой Святой Троицы, Богоматери, святых и всей Православной Церкви.

О духовной жизни в православии:

После получения основных знаний, обретения способности ориентироваться в традициях и поклонении Святому Творцу, понимая истинный смысл постов и молитв, люди получают возможность войти в открытые двери радости в вечности. Они по-другому видят жизнь и стараются исправить прежние жизненные ошибки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько шагов в день надо проходить

Каждый православный только тогда обретает веру, когда имеет крепкое основание учения Иисуса. (Луки 1:4)

Многие взрослые представляют православие, как мрачный мир с запретами и ограничениями. Забывая, что Бог есть любовь и в Библии 365 раз сказано «Радуйся!» Посещение воскресной школы откроет для некоторых прихожан новый увлекательный мир познания веры Христовой.

Атмосфера доверия царит на занятиях, носящих характер просвещения. Здесь нет отметок и экзаменов, а только добрая воля и желание понять и познать Тайны Церкви. В стенах храма люди обретают единомышленников и друзей, при этом их общение строится не на бизнесе, сексе или торговле, а на общих понятиях, новых ценностях, которые приобретаются во время учебы.

Именно церковные уроки помогут взрослым людям открыть свои таланты. Некоторые здесь начинают рисовать, другие петь, третьи понимают, что могут помогать бедным и больным, занимаясь благотворительностью.

Братья и сестры из церковных учебных заведений не только учатся, они вместе участвуют в паломничествах, церковных праздниках, помогают при храме. Некоторые потом сами становятся учителями в школах при церквях. Посещение церковных уроков раскроет жизнь во всей красоте, сотворенной Богом.

Воскресная школа: Выбор жизненного пути

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/voskresnye-shkoly-pri-cerkvi.html

Воскресная школа

как называется церковная школа

при храме святых апостолов Петра и Павла

приглашает детей

от 6 до 16 лет

Преподаваемые предметы:

  • Закон Божий
  • Церковно-славянский язык
  • Военно-патриотич. клуб «Суворовец»
  • Рисование
  • Английский язык
  • Ментальная арифметика
  • Творческая мастерская: театральное искусство, худож. чтение, кукольный театр
  • Школа алтарников

Занятия проходят по субботам и воскресеньям.

Записаться можно за церковной лавкой храма.

Запись в школу

Ведётся запись детей в Воскресную школу на 2019/2020 учебный год.

Задать вопросы и записать ребенка на занятия Вы можете

по телефону: 915 245 38 60 — матушка Людмила

Расписание занятий

Воскресение:

  • 10:30-11:00 Чаепитие. Духовное чтение
  • 11:00-11:40 Закон Божий
  • 11:50-12:30 Церковно-слав. язык
  • 12:40-13:20 Творческая мастерская

Суббота:

  • 13:30-14:15 Рисование
  • 14:25-15:05 «Суворовец»
  • 15:15-15:55 Английский язык
  • 16:05-16:45 Ментальная арифметика
  • Чаепитие
  • Школа алтарников на Богослужении

— Закон Божий —

Один из главных предметов Воскресной школы.

Цель занятий – духовно-нравственное православное воспитание детей, делающих свои первые шаги в храме.

В этот предмет входит изучение Святой Троицы, Священной истории, объяснение церковного богослужения, его смысл и значение, изучение Таинств. Дети получают знания о церковном искусстве, архитектуре и устройстве храмов, иконографии; знакомятся с жизнью и подвигами Святых.

Занятия помогают детям уяснить основные истины православной веры и нормы христианской жизни и нравственности, что, безусловно, поможет им обрести в жизни верные ориентиры и надежную опору.

Уроки проходят с использованием современных мультимедийных средств.

Преподаватели: Овда Ирина Владимировна, Бунеева Ирина Петровна

— Творческая мастерская —

Развиваем творческий потенциал детей путем подготовки праздничных театрализованных представлений:

— развиваем актерское мастерство,— учим художественному слову,— создаем кукольные спектакли,

— воспитываем вкус к классической музыке и поэзии.

Дети в творческой мастерской не занимаются, а играют и творят.

Преподаватель: Овда Ирина Владимировна

— Церковно-славянский язык —

Среди причин, якобы мешающих современным людям посещать Богослужение, часто называют «непонятность» богослужебного языка. Нам предстоит объяснить детям, почему Церковь до сих пор молится на этом древнем языке, и зачем его надо изучать.

Церковнославянский язык никогда не был разговорным, он был создан святыми братьями специально для общения с Богом, как язык, возвышенный над мирской суетой, язык Богослужения и Богообщения. Объясняя необходимость изучения церковнославянского языка, можно привести известный аргумент — ни у кого не вызывает возражений необходимость знания английского языка для профессионального роста.

Точно также для духовного роста требуется знание языка сакрального, языка, на котором молились святые, для того, чтобы и нам приобщиться к их духовному опыту.

Освоение нашими детьми церковнославянского языка — это их воцерковление, введение в Храм.

Преподаватели: Рыжова Любовь Алексеевна, Зубов Антон Денисович

— Рисование —

Художественное образование — один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала. Изучение программы по изобразительному искусству направлено на овладение элементарными навыками художественного письма, получение знаний о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира, что способствует не только художественно-эстетическому образованию, но и духовно-нравственному развитию ребенка.

Два раза в год к праздникам Рождества Христова и Пасхи, как итог работы за полугодие, будут проводиться выставки.

Преподаватель: Герасимова Ирина Николаевна.

— Военно-патриотический клуб «Суворовец» —

Цель программы – воспитать и сформировать активную гражданскую позицию обучающихся в процессе физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития через приобщение к военному делу в ходе изучения специальных дисциплин.

Задачи программы:— дать представление о воинском труде и его значении в жизни государства;— дать знания в области военной истории России, Уставов Вооруженных Сил, строевой, огневой и других видов военной подготовки;— дать навыки туристической подготовки, оказания первой доврачебной помощи, правилам ориентирования на местности в различных условиях;

— ознакомить с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга.

Преподаватель: Хлюстов Александр Дмитриевич

— Ментальная арифметика —

Ментальная арифметика для детей — относительно новая программа обучения счету. С ее помощью ребенок сможет:— научиться креативно мыслить;— развить память, мышление, логику и смекалку;— проявить творческие способности;— улучшить успеваемость в школе;

— вычислять в уме сложные уравнения.

Благодаря таким занятиям, школьник сможет развить логику и научиться ментальному счету. Помимо того, у ребенка появится интерес к новым знаниям и умениям. На таких занятиях всегда интересно и весело: математические примеры могут сменяться танцами, песнями и стихами. Здесь происходит работа над усидчивостью, внимательностью, коммуникацией, воображением и интуицией.

Преподаватель: Серебрякова Анастасия Васильевна

— Английский язык

Занятия английским с детьми проходят в увлекательной, интересной и непринужденной форме. Ребенку прививаются навыки общения, развивается интерес к языку, благодаря чему облегчается процесс обучения иностранного языка в школе.

Преподаватель: Серебрякова Анастасия Васильевна

— Школа алтарников (для мальчиков) —

Наш приход предоставляет возможность прикоснуться к самому высокому делу — к служению в Алтаре. Ребят, имеющих желание помогать в Алтаре, нести послушание чтеца или пономаря, приглашаем на занятия в Школу алтарников! Занятия знакомят с литургической жизнью Церкви, показывают красоту православного богослужения.

Преподаватели: священник Алексий.

— Иконописная мастерская (для старшей группы) —

Приглашаем всех желающих познакомиться с искусством иконописи и пройти курс обучения.
Обучение основано на московских традициях иконописания, творениях преподобного Андрея Рублева, Дионисия и мастеров их круга.

Учащиеся занимаются иконописанием, изучением иконографии и истории иконописи.

Преподаватель: Вареникова Людмила Николаевна

Учебный год начинается с первого воскресенья октября.

Посещать дополнительные занятия без посещения основных занятий – нельзя.

Источник: https://cerkovpetraipavla.ru/voskresnaya-shkola/

Метапредметный подход в образовании: разбираем на примере

Почему так важна метапредметность в современном образовании и как она может быть реализована в среде LEGO Education разбираемся вместе с Максимом Васильевым, президентом Российской ассоциации образовательной робототехники.

Чем предметность отличается от метапредметности?

Традиционное российское образование построено на обучении отдельным дисциплинам с преподавателями-специалистами, то есть учитель математики учит математике, а учитель музыки — соответственно, музыке. Такой подход эффективен, пока основная цель образования — передача определенных знаний или информации учащимся для общего развития. Такие знания полезны и нужны, но часто далеки от практики.

Метапредметность же нацелена на то, чтобы ребенок и учитель понимали, как все, что изучается, можно применить в реальной жизни. Это своеобразный способ мышления, который позволяет получить универсальные знания как ключ в том числе и к предметным знаниям.

Когда мы в жизни сталкиваемся с какой-то проблемой или задачей, нам же важно не просто помнить наизусть справочник или словарь, но и понимать, что из наших знаний может пригодиться.

Поэтому очень важно давать детям не только сухие факты и формулы, но и компетенции, гибкие навыки, которые помогут им справляться с задачами, применяя свой креативный потенциал.

А как отличить метапредметность от межпредметности?

Как-то пошло, что метапредметность больше относится к дополнительному образованию, а межпредметность — к «стандартному». Метапредметность прекрасно раскрывается через проектную деятельность учеников, а это чаще всего реально только на занятиях и кружках, хотя по новым стандартам проектов в школе, конечно, стало больше. 

Например, робототехника. Она соединяет в себе сразу несколько дисциплин, и одну выделить нельзя, это всегда комплекс из информатики, математики, физики, и нельзя выделить, что главнее. В межпредметном же уроке можно. Там есть основной предмет и элементы из других наук, зачастую смежных. К примеру, на уроке биологии учитель берет что-то из химии. Межпредметность делается для большего понимания детьми определенной темы, более глубокого ее изучения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа медовый спас

Получается, нам нужны не педагоги-предметники, а метапредметники? 

В западной школе нет отдельных уроков физики, химии, биологии — есть предмет «наука», и ведет его один учитель. Это конечно, пример метапредметности, но если туда еще добавить искусство и технологию, возможности урока еще больше расширятся.

 
В любом случае, останутся ли учителя предметниками или станут метапредметниками, зависит и от самого педагога, и школы, в которой он работает, и страны в целом.

Я думаю, сохранится некоторая специализация учителей в определенных предметах, но роль и принцип работы станут совсем другими. 

Благодаря интернету сейчас оставаться профессионалом даже в узкой области уже трудно — ребенок может найти в поисковой системе такие вещи, о которых ты еще просто не успел узнать, и это нормально. Задача преподавателя — сделать так, чтобы ребенок умел задавать вопрос, знал, где брать информацию и где ее использовать.

Как организована работа в метапредметности и как происходит процесс? 

Как специалист по робототехнике приведу пример из своей области. Например, изучение темы «ускорение свободного падения». Как это организовано обычно в школе? Почитали учебник, возможно, посмотрели какое-то видео в качестве домашнего задания или даже покидали предметы в виде эксперимента. Если в классе есть некая модель, обычно ее демонстрирует учитель, показывая все на рабочем столе. 

В решениях LEGO Education все наоборот — школьники начинают с того, что собирают эту самую экспериментальную установку. Дальше дети программируют ее для эксперимента — определяют место и время падения предмета с помощью робототехнических технологий. Для этого есть специальные датчики и двигатели. После эксперимента ученики считают, заполняют учебные таблицы, делают презентацию.

По сути дети сами выводят формулу ускорения свободного падения, которую Ньютон сделал веками назад. Хотя ведь есть учебная величина, готовая. Но восприятие и процесс обучения на экспериментальном метапредметном уровне не сравнить с чтением параграфа, сведения из которого выветриваются через пять минут без понимания и представления явления. 

Когда дети работали в таком метапредметном проекте, они оттачивали коммуникативные навыки, работу в команде, планирование. Вроде была только тема по школьной программе, но при этом дети научились еще многому, жизненному. Ну и, конечно, физику поняли.

Партнерский материал 

Подписаться на канал LEGO Education

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/metapredmetnyj-podhod-v-obrazovanii-razbiraem-na-primere

Правила поведения в храме и церковный этикет

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 10- 20 минут. Входя, перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой и одетыми соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной.

В храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.

Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Придя в храм с детьми, нужно стараться не позволять им бегать и шалить. Плачущего ребенка следует постараться успокоить, если это не удается, желательно выйти с ребенком из храма.

Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не допускать «бесчинных воплей».

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним. На церковной паперти нельзя курить. Нельзя входить в храм с животными. Недопустимо ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии (от Символа Веры до «Отче наш»). В это время также нежелательно ставить свечи и прикладываться к иконам.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, можно негромко и деликатно, а лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие!

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьезной необходимости.

Церковный этикет

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к священнику — «сударь», «господин», «товарищ»?

А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг Другу родные. Родным не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. «Батюшка» или «отец» — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя, например, «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.

Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать «Ваше преподобие», протоиереев ~ «Ваше Высокопреподобие», епископов — «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».

Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9).

Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим.

Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. 06 этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:

«Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа». Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни».

«Благословите, батюшка!»

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану.

И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда попадают животные после смерти

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Церковная записка

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.

2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».

3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).

4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).

5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артема, а Артемия; не Юрия, а Георгия).

6. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).

7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).

8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.

9. Допускается включение в записку слов»воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».

10. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».

11. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Свеча

Что делает сначала человек, переступивший порог храма?

В девяти случаях из десяти – подходит к свечному ящику.

С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду.

Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность
людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Источник: http://kolpino-orthodoxy.ru/id=25

Православный священник

Православный священник — в общеупотребительном (нетерминологическом) значении — служитель религиозного культа.Профессия подходит тем, кого интересует религия (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

По учению Церкви, священство – одно из семи Таинств. Это значит, что для того, чтобы стать священником, недостаточно получить диплом, и тем более, невозможно объявить себя самому священником.

Человек становится священником после того, как его рукополагает, то есть посвящает, епископ, имеющий, по церковному учению, особую власть. Эту власть епископ, в свою очередь, получил от предыдущих епископов. Цепочка рукоположений тянется вглубь веков и начинается от Христа и апостолов, поэтому называется Апостольским преемством. Оно даёт возможность получать духовные дары для совершения таинств.

Священник совершает шесть из семи церковных таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Таинство священства (рукоположение в священный сан) может совершать только епископ. Во время богослужений священник возносит молитву за весь мир.

Поскольку одной из важнейших обязанностей является совершение исповеди, священнику необходимо уметь глубоко чувствовать человека, его проблемы и особенности.

Кроме того, приходской священник призван быть организатором приходской жизни, должен быть не только наставником, но и другом своих прихожан, готовым быть рядом с ними в горе и радости.

Священство имеет три степени: епископ (патриарх и митрополит – разновидности епископского служения), священник, диакон (в просторечии дьякон). Духовенство подразделяется на чёрное (монахи) и белое.

Епископом может стать только монах, священники и диаконы могут и быть монахами (иеромонахи и иеродиаконы) и не быть. Обычно белое духовенство – семейное, но жениться можно только до рукоположения и только один раз.

Женщин в Православной Церкви не рукополагают, но женщины занимают в церковной жизни важное и заметное место.

Важные качества

Профессия священника не обычная, её надо бы назвать служением, она требует особого призвания. Как и врач, священник должен быть связан с людьми не только профессиональными знаниями, но и личными качествами: доброжелательностью, открытостью к нуждам и проблемам.

Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы сам священник имел веру: пытаться выполнять священнические функции механически, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса» не только нечестно, но и бессмысленно и несостоятельно даже с чисто профессиональной точки зрения.

Поэтому брак в работе и врача, и священника особенно недопустим: профанация в этих служениях более опасна, чем в других профессиях.

Оплата труда

Обычно священниками становятся после учёбы в духовных семинариях. Правда, одно время из-за нехватки священников приходилось рукополагать людей, не имевших специального образования, но теперь в этом нет необходимости: количество семинарий и духовных училищ за последние годы увеличилось.

Самые известные из них – Московские Духовные семинария и академия в Троице-Сергиевой Лавре и Санкт-Петербургские. Кандидат на поступление обязан, помимо сдачи экзаменов, иметь характеристику от приходского священника.

Источник: https://www.profguide.io/professions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Кто такой порфирий иванов

Закрыть