Как научиться петь по нотам церковные песнопения

Школа обучения богослужебному пению в церковном хоре по нотам — Архангел

как научиться петь по нотам церковные песнопения

Здравствуйте и благоденствуйте, мои дорогие читатели и обучающиеся церковному пению на моём клиросном блоге.

Приветствует Вас Алёна Семёнова и мой сайт о клиросе и духовных песнопениях. Так как большой процент верующих людей в России принадлежит всё  таки к Православию,  стали постепенно наполняться учащимися духовные семинарии и различные регентские курсы.

Это очень хорошо. И не секрет, что всё больше и больше людей хотят овладеть искусством церковного пения и славить Бога, стоя на клиросе.

Я тоже в своё время не стала исключением и пришла к Богу именно через пение, вернее через церковное пение в храме Покрова Божией Матери, что находится в городе Прокопьевске Кемеровской области. Более подробно о моём воцерковлении и обучении пению в церкви здесь.

Создав свой блог, оформив на него рассылку, я всё больше и больше получаю подтверждений себе на почту от вас, мои родные подписчики, о том, что обучение онлайн по церковному пению, что организовано здесь у меня на блоге, очень востребовано среди вас всех. Об этом мне говорят ваши комментарии у меня на блоге и многочисленные отзывы по e – mail, которые в изобилии я получаю от вас каждый день.

Чем же оно так востребовано? Ведь не секрет, что обучаться всегда лучше в реале с живым преподавателем в классе регулярно и постоянно. Но Здесь, к сожалению, а может и к радости многих из вас, мои родные , есть много «НО».

Не все могут сегодня позволить себе такое обучение. И не только из — за того, что все услуги в нашей стране сейчас платные (в том числе и обучение церковному пению онлайн), но и потому, что многие из тех, кто мечтает освоить церковное пение, живут в отдалении от обучающих школ, семинарий, регентских или псаломщических курсов.

Обучение церковному пению

Я создала, с Божьей помощью, данное обучение церковному пению онлайн, причём оно абсолютно бесплатное для всех желающих. Уроки составлены таким образом и с учётом всех потребностей певчих разных уровней, с которыми мне приходилось служить на различных приходах.

То, чему меня обучили в духовном училище, я обобщила, приумножила, путём многолетней практики пения на клиросе и в хоре, отшлифовала и предоставила в свободное пользование вам, мои родные.

Повторюсь, но я очень хочу, чтобы церковным пением овладело как можно большее количество людей. Чтобы пение в православных храмах зазвучало очень благоговейно, степенно и достойно.

Чем ещё удобно обучение церковному пению онлайн, это то, что каждый из вас, мои усердные обучающиеся, может заниматься наедине с самим собой. Это и время можно выбрать такое, какое удобно именно вам. И совсем не нужно куда то ехать, можно заниматься, не выходя из собственной спальни.

Ну и конечно нет рядом посторонних. В классе с преподавателем я всегда очень стеснялась открыть рот, сильно «зажималась», робела, стеснялась и чувствовала себя довольно скованно.

Минусы и плюсы пения онлайн

В обучении церковному пению через интернет есть и минусы, скажете вы, и будете абсолютно правы. Минус может состоять в том, что заучивая неверно интонацию, вы можете этого не заметить, так как рядом нет этого самого преподавателя, который может вас поправить и помочь.

Но информационные технологии достигли таких высот, что благодаря общению по скайпу, к примеру, я ощущаю, что разговариваю с человеком из соседней комнаты.

И я уже много раз отвечала на ваши вопросы или давала рекомендации по скайпу, исправляя то, что не правильно спето, выучено; или давая наглядные рекомендации по вокалу или певческому дыханию.

Ведь церковное пение подчиняется тем же самым законам вокала, что и любое хоровое пение.

Обучение церковному пению через интернет позволило мне почувствовать себя нужной и приумноженный талант отдавать всем нуждающимся. А ещё я познакомилась с вами, мои дорогие, со многими замечательными людьми. Я рада помочь всем, кто этого пожелает.

Обращайтесь ко мне в Скайпе, я сейчас реже туда захожу из – за большей занятости, но мой почтовый адрес доступен всем вам. Он есть в рассылке и здесь на блоге на страничке «Обо мне».

Вот пожалуй и всё на сегодня, о чём я хотела с вами поговорить. Не бойтесь трудностей, преодолевайте их. Пишите мне на почту о своих достижениях, успехах, трудностях и неудачах и мы вместе порадуемся или решим с Божьей помощью ваши вопросы. Успехов в обучении церковному пению онлайн, родные мои читатели.

Всегда на связи, Алёна Семёнова.

Источник: https://arh-angel.ru/hramy/shkola-obucheniya-bogosluzhebnomu-peniyu-v-tserkovnom-hore-po-notam.html

Люди в храме: регент — Православный журнал

как научиться петь по нотам церковные песнопения

Регент — руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос — место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами,  что он должен уметь и где этому учат в проекте «Фомы» «Люди в храме».

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

Фото Владимира Ештокина

Я начал петь в детском саду — там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях — громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.

Мне всегда хотелось петь в мужском хоре — меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.

В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе — большая честь.

Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.

Для меня регент — это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.

Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.

Но регент не миссионер в классическом понимании — он помощник, связующее звено. Хор  — своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.

Фото Владимира Ештокина

Регент сочетает в себе множество качеств — это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки — многие песнопения этого требуют.

Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз — там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.

Иногда мне тяжело слушать критику — мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал».

А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей.

В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.

Самое приятное в моей работе — чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.

Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, — нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Татьяна Щерба

Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия

Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против — не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.

Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой. Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе. Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.

В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого — попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос.

Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу — это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. — Прим. ред.

). Так и пошло мое обучение.

Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.

Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих,  — ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, — это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.

Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.

Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.

Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.

Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь». Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться — это мотивирует лучшим образом. Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.

Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.

Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».

В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше — они и есть этот коллектив.

Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом.

Вообще, быть начальником всегда тяжело.

Источник: https://foma.ru/lyudi-v-hrame-regent.html

Как научиться петь в церковном хоре, не зная нот

как научиться петь по нотам церковные песнопения

При углублении в историю церковных песнопений, обнаруживается интересный факт. Во времена Средневековья считалось, что церковные песнопения должны не доставлять слушателям чувственное удовольствие, а помогать прихожанам произнести молитву Богу. Поэтому церковное пение до XVII века было одноголосным, ритм – дисгармоничным, похожим на ритм разговорной речи, а полутона запрещали!

Немало воды утекло с тех пор. Встречаются и роскошные хоры с профессиональными вокалистами, и народные, в которых участники учатся петь, так сказать, в процессе. Но некоторые настоятели и регенты (руководители церковного хора) придерживаются мнения, что непрофессиональные хоры для церкви подходят лучше — они не отвлекают прихожан и священника от молитвы красотой исполнения песнопений.

Как попасть в церковный хор без знания нот

В разных храмах требования к начинающим хористам различаются. Не обязательно вас примут в первый же хор, к регенту которого вы обратитесь. Возможные причины отказа:

  • регент набирает хористов только с музыкальным образованием или посещающих пение для начинающих;
  • хор укомплектован, и регент не собирается в ближайшее время менять состав;
  • регент считает голос не подходящим для этого хора по тембру (в таком случае в хор легче попасть мужчинам).

Как видно выше, поступление в церковный хор в первую очередь зависит от руководителя церковного хора. Поэтому имеется вероятность, что вам придётся обойти не один храм в поисках регента, готового обучать начинающих хористов. Если такового не найдётся, спросите, где ближайшая школа церковного пения. Возможно, она расположена как раз в вашем городе.

Как учат петь в церковном хоре

Репетиции церковного хора (спевки) – не индивидуальные занятия по вокалу. У регента не времени обучать певчих нотной грамоте и пению с листа. Задача регента – создать условия для обучения у других, более опытных участников хора.

Наверняка вас сразу поставят рядом с человеком, который уверенно держит мелодию и которого сложно сбить. Поначалу петь в ансамбле вам придётся тихо, а то и про себя, постепенно разучивая песнопения на слух. Позже вы научитесь «вплетать» свой голос в пение соседа. По этому поводу даже есть шутливое правило: пой так, чтобы слышать соседа, но не слышать самого себя. Сосед должен делать так же. Тогда хор зазвучит, как единый организм.

Таким образом, для пения в церковном хоре весомее искренняя вера в Бога и трудолюбие, чем знание нот и поставленный голос.

Источник: https://muzshok.by/blog-post/nauchitsya-pet-v-hore-bez-not

Научиться петь на клиросе правильно — это большой труд

http://anfir70.ru/

Доброго времени суток всем, кто сейчас на связи и читает этот мой пост.

Написанию данной статьи способствовало моё новое послушание регента — псаломщика по будням в седмичные дни в монастырском храме села Безруково, что неподалёку от моего любимого Атаманово.

О том, что я теперь по будничным дням служу в монастыре, я писала здесь. Помаленьку обживаюсь на новом приходе, много, конечно работы, но разве я когда — нибудь её боялась?! Тем более на клиросе.

Новое послушание

Уровень пения на клиросе в Безруково, на мой взгляд, слабоват, но тогда я понимаю зачем я там оказалась. Чтобы с Божьей помощью его (уровень) поднять. Поэтому могу теперь смело заявлять во всеуслышание, что я практикующий регент — псаломщик со стажем, и именно практикующий на клиросе обиходное пение, а не нотно — хоровое.

Нет, поём мы всё — таки по нотам, не смотря на то, что у одной из монахинь нет музыкального образования. Но в нотах она разбирается и слух у неё присутствует музыкальный, так что толк будет однозначно. Я очень постараюсь этого добиться или я не Семёнова Алёна.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ребенка рвет что делать

Вот только, сдаётся мне, матушек никто так и не научил правильно петь. Да и где им было учиться. Так, абы как на слух что уловили и ладно. А я считаю это небрежностью. Нет, не то, что уловили на слух. Это даже очень хорошо, что могут воспринимать на слух, а пение по нотам приложится. Считаю небрежностью в пении петь нотное произведение, пусть и обиходное, но абы как со своими вариациями.

Как запомнила, так и пою. А запомнила то не правильно. Матушки мои очень стараются, я провожу с ними спевку, правда один только раз в неделю, но хоть что то. У монахинь много своих послушаний, одна из матушек не присутствует некоторые вечерние службы, так как занята.

Хорошо что Литургию мы поём все вместе втроём. Чтобы научиться правильно петь, мы выбрали несколько простеньких песнопений, которые матушки пели без меня, и которые, как они сказали, им знакомы и поём пока только их. Нет смысла учить что то новое, так как в этих песнопениях, которые вроде бы знают, случается много ошибок.

Учимся петь на клиросе правильно

Я, как слышащий регент, указываю на недостатки, а ещё лучше исправляю сразу после Литургии (мы остаёмся каждый раз минут на десять). Потом берём данное песнопение, с которым не справились или пели с ошибками, и прорабатываем на спевке. То есть разучиваем заново, но уже правильно и по нотам.

А ещё я их распеваю той распевкой, что пришла по почте к вам, мои родные, в рассылке по пению и которая есть здесь у меня на блоге на страничке «Спевка». Именно здесь мы учимся правильно петь. Позицию гласных в пении можно без вреда для богослужения показать на спевке. Над дикцией тоже уместно работать на спевке.

И все замечания и пожелания к улучшению пения на клиросе, которые возникают посреди недели в процессе богослужений, так же на спевке.

И правильно петь научиться без спевки практически невозможно. Я имею ввиду правильность не только в вокально  — хоровой методике, но и благозвучие духовное. «Едиными усты и единым сердцем». Ведь можно петь вокально, но не молитвенно, не церковно.

Мои монахини мне в пении очень помогают. Помогают силою своей молитвы, как избранных невест Христовых. Нет суетного в их звуке, молитвенная отрешённость и при этом сосредоточенность на слове и на звучании. Мне и самой передаётся их спокойное благогозвучие, и я иногда уношусь на Небо и с ними.

Иногда меня «спускают на землю» тем, что кто — нибудь из моих певчих «заедет» не туда. Но это случается всё реже и реже. А Херувимскую на днях очень хорошо спели. Я даже не ругалась. Шучу. Я, вообще, перестала ругаться на певчих, потому как если хор (клирос) поёт плохо, то виноват регент. Если хор (клирос) поёт хорошо, то это заслуга самого клироса.

Это моё мнение, никому его не навязываю, поэтому можете высказать свою точку зрения на этот счёт. О том, как научиться правильно петь на клиросе, я не пишу часто. Просто стараюсь это делать, и делать наглядно. Моя распевка направлена на формирование правильного певческого звука именно на клиросе в церкви.

Это мой многолетний опыт певчей — регента, который я обобщила и даю здесь у себя на блоге в свободном доступе всем желающим. Пожалуйста, пользуйтесь и применяйте. Так как очень стыдно, порою, бывает, когда захожу в храм незнакомый, а там клирос поёт слабенько.

Источник: http://anfir70.ru/pesnopenie/nauchitsya-pet-na-klirose-pravilno-eto-bolshoj-trud/

Петь в храме должен каждый!

На епархиальном собрании святейший патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором прозвучали слова о важности народного пения на богослужении. Он вспомнил, как в одном храме раздавали всем пришедшим тексты «Милость мира». Очень скоро прихожане с большим воодушевлением пели значительную часть Литургии.

«И разве можно сравнить это народное пение, вовлекающее людей в свершение Евхаристии, с пением профессиональных платных певцов на клиросе, которые иногда даже внешним своим видом являют некий диссонанс со всеми теми, кто молится в храме? Давайте подумаем о том, как это возможно сделать», – подчеркнул Святейший.

«Православная Москва» решила узнать, как сегодня в московских храмах решается эта задача.

Из наблюдателей в участники: субботняя служба на Валаамском подворье

Одним из первых, кто откликнулся на призыв Святейшего, оказалось Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Каждую субботу перед Литургией прихожанам раздают тексты со словами молитв. Затем, при поддержке регента, эти песнопения исполняются. Поют все, кто стоит в храме.

На вопросы «ПМ» отвечает игумен Иосиф (Крюков), настоятель Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
– Как появилась идея народного хора?
– Инициатива ввести народное пение принадлежит игумену Валаамского монастыря преосвященному Панкратию (Жердеву), епископу Троицкому.

В течение длительного времени владыка прикладывал значительные усилия для того, чтобы люди, приезжающие из разных уголков страны на Валаам, стали единой семьей. Думаю, владыка хотел бы видеть то же самое и на наших подворьях.

Очень важно, чтобы прихожане ощущали себя не случайными посетителями, которых никто не ждет, но членами единой церковной семьи.

На епархиальном собрании святейший патриарх предложил ряд шагов по активизации приходской жизни. Идея народного пения была воспринята владыкой Панкратием с большой радостью. В тот же день владыка благословил нас реализовывать это предложение патриарха.

– Есть ли какие трудности в реализации?
– Поначалу у нас были некоторые сомнения. Насколько прихожане нашего подворья готовы к подобного рода инициативам? Ведь монастырская среда и люди, которых она привлекает, более консервативны и не так восприимчивы к нововведениям. Тем не менее, мы решили попробовать.

И, как оказалось, это начинание имеет множество положительных моментов. Люди, ранее привыкшие быть лишь наблюдателями, посредством народного пения становятся активными участниками. Повышается внимание к словам молитвы. Благодаря совместному пению прихожане становятся ближе друг к другу.

Я думаю, это как раз то, что необходимо любому приходу и особенно монастырской общине.

– Но ведь поется не вся служба, только некоторые песнопения?
– Да После совещания мы пришли к следующей схеме. Регенты выбирают те песнопения, которые на слуху и могут быть исполнены людьми без специального образования. Второй этап – они передают тексты в миссионерское братство, где готовят листовки: ноты и текст.

Перед каждым субботним богослужением алтарники или члены братства раздают всем молящимся в храме листовки, затем сами члены братства и певчие встают среди народа и помогают робким более смело участвовать в службе. Пока так.

Я надеюсь, что со временем, когда люди почувствуют себя более уверенно, перестанут бояться петь за богослужением, мы сможем расширить количество песнопений.

Древняя Церковь: здесь и сейчас

Представим, что количество песнопений с каждой службой все более расширяется. Наконец, всю службу поют молящиеся в храме. Нужен ли тогда профессиональный хор? И какова глубина этой традиции?

Размышляет иеродиакон Герман (Рябцев), регент Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря:
– Можно ли сказать, что народный хор – это новшество?– В храме всегда пели Символ веры и Отче наш.

Теперь к этим известным молитвам прибавилось еще несколько песнопений, наиболее употребительных. Трисвятое, Достойно есть, ектения, тропарь и кондак преподобным Сергию и Герману. При этом ключевые песнопения останутся за клиросом. Прихожанам нравится петь в храме. Это и ответственность, и приобщение к общему богослужению.

Теперь они не просто стоят и слушают, но участвуют сами. Так пели в древней Церкви.

– Возможно, традиция древней Церкви вернется? Никакого клироса и профессиональных певчих.

– Тогда прихожане должны быть музыкально образованными людьми. Либо придется упрощать песнопения до предела, до читка. Тогда это уже неуважение к той традиции, которая существовала 1000 лет на Руси. У нас же своя традиция, с 11 века знаменный распев, древнерусские песнопения, сложные мелодические узоры. Этому надо учиться, и далеко не каждый способный человек сможет их освоить.

Мужской, народный и детский хор в храме Димитрия Донского

В праздник Торжества Православия в храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове состоялась первая Литургия с участием народного хора.

Рассказывает священник Андрей Алексеев, настоятель храма.

– Такое желание возникло у прихожан. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6). Конечно, когда человек готов участвовать в богослужении – это другое состояние. Я понимаю тех людей, которые желают прославлять Господа не только сердцем, но и устами своими.

Данная традиция имеет отношение к древним векам христианства. В катакомбной церкви все люди, пришедшие на богослужение, были участниками, они пели и восхваляли Христа.
– Как проходит обучение?– Сейчас в хоре примерно 40 человек. Они занимаются несколько раз в неделю.

Изучают вокал и сольфеджио.

– Несколько раз в неделю – это очень серьезно! Возможно, в будущем народный хор и станет основным?

– Я рассматриваю сочетание хоров. У нас в храме есть мужской профессиональный хор. Певчие этого хора – верующие люди, имеющие соответствующее образование. Многие из них закончили консерваторию. Они и поют как правый хор. «Красота пения способствует молитвенному настрою», – говорил Иоанн Златоуст, и мужской хор – это особенный хор, его невозможно заменить. У нас и дети готовятся петь Литургию. Правда, пока они поют вместе с народным хором, но со временем будут петь самостоятельно.

Пение с голоса: занятия в храме святой мученицы Татьяны

Оказывается, традиция народного хора существует и в некоторых других храмах Москвы. Например, в домовом храме святой мученицы Татьяны народному хору уже три года!
Рассказывает Марина Конопова, руководитель церковно-приходского хора с 2011 года:

– Наши прихожане собрались и попросили с ними позаниматься. Отец Владимир, настоятель храма, с радостью благословил эту инициативу. Так у нас и получился народный хор. Сначала пели акафист святой Татиане. Всем, кто приходит на службу, мы раздаем книги с текстом.

С прошлого года стали петь Литургию, пока раз в месяц, поем еще и вечерню.
– Кто может участвовать в хоре, практикуется ли прослушивание?– Музыкальные способности развиваются при усердии и регулярности занятий. Даже музыкально слабо одаренные люди вырабатывают певческие навыки.

У нас нет ни прослушивания, ни отбора.

– Как проходят занятия?

– Церковное пение должно быть на должном техническом уровне. Очень важно не расстраивать прихожан и священнослужителей дурногласием.Для этого мы привлекаем разных специалистов, осваиваем навыки дыхания, звукоизвлечения. Недавно прослушали курс по литургике.

– Что делать тем, кто не знает ноты?

– Мы ориентированы на одноголосное пение и знаменный распев, проходим и обиход. Нот не учим. Обучение – с голоса. Для этого мы рассылаем аудио-файлы, которые можно слушать, подпевать и постепенно запоминать.

Также мы изучаем и поем духовные стихи. Может быть, профессионального результата не стоит ждать очень быстро, хотя он достижим. Самое главное – настрой. Люди собираются вокруг Христа, центром их жизни становится Литургия.

Народному хору в Знаменском храме – больше 20 лет!

В храме иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе (ст. м. «Рижская») по традиции поют прихожане. Уникальность этого народного хора в том, что он здесь единственный и основной.

Как рассказала регент хора, Елена Федюшина, обучение происходит преемственно.
– Когда в хор приходит кто-то новый, мы даем папку песнопений с нотами и ставим рядом со старослужащими. Пение, как и язык, учат только так – погружаясь в материал.

«В целом следует признать, что воспитание в прихожанах (да и в самих священнослужителях) чувства совместного, общего участия в богослужении «едиными усты и единым сердцем» – это большая задача, которую не решить в одночасье». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Фото Владимира Ходакова

Анастасия Чернова

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/pevchim-mozhet-stat-kazhdyj/

Храм Святой Троицы в Хохлах | Клирос

» Богослужебная жизнь » Клир » Клирос

Клирос

Земная музыка — лишь подражание небесной, а ее гармония — результат благоволения Творца и Троицы, а попала музыка на землю только в результате сошествия Христа.

Святой Иоанн Златоуст

 В нашем храме начинает складываться традиция совместного пения на литургии. Здесь вы можете познакомиться с основными песнопениями, в которых вы можете присоединиться к нашему клиросу.  

ПЕСНОПЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ>>

ХОР ХРАМА  СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ХОХЛАХ, АУДИОЗАПИСЬ

С возобновлением в 1996 году регулярных богослужений в нашем храме начал действовать

Православный хор. Начало положено благодаря братской помощи Свято-Владимирского учебного центра и духовников: прот. Алексея (Уминского) и прот. Сергия (Романова). 

Не все с самого начала было гладко: не было опытного регента, не хватало певчих. Между тем совершение регулярных богослужений в храме требовало более серьезной профессиональной подготовки.

Сложность и многоплановость музыкального материала богослужений требовали умелого организационного руководства всеми певчими. С 1999 года у нашего хора постоянный и опытный регент — Галина Безрук. Она прекрасно знает службу и церковный Устав. С ее появлением хор начал быстро прогрессировать в профессиональном отношении. В состав хора входят опытные певцы, студенты консерватории и института Ипполитова-Иванова, учащиеся церковно-певческой школы.

Все певчие не только свободно владеют музыкальным материалом (гласовое пение, обиход), но также читают за богослужениями. 

Совместно с хором Храма Св.Владимира (в Старых садех) в октябре 2001 года несколько певчих совершили успешную зарубежную поездку в Германию. Во время поездки в было реализовано множество дисков и кассет с записью хора. На Богослужениях в нашем храме используется обиходное пение с гармоничным встраиванием знаменного распева (особенно на вечерних богослужениях) Постоянно хор обогащается новыми осмогласными распевами: киевским, греческим и болгарским, сербским, соловецким и др.

В мае 2018 года наш хор совершил поездку в Черногорию >>. 

Воскликнете Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. (65 псалом)

Для клироса и для регента существует три правила: не мешать молиться верующим в храме, регенту не мешать молиться певчим, и, в свою очередь, молиться самому. Не нам судить, насколько они исполняют, но, наверное, это в основном так, потому что наш клирос дает нам возможность молиться.

Это особенно чувствуешь, когда попадаешь в некоторые другие московские храмы и мучаешься от оперного исполнения и «бесчинных воплей», то есть звуков, превышающих нормальный человеческий голос, что было запрещено на одном из вселенских соборов.

Тогда понимаешь, как это важно, и с благодарностью вспоминаешь родной храм и свой клирос.
 

К счастью у клироса нет претензий к прихожанам, кроме одной просьбы: не лазить в тумбочку, где лежат ноты и молитвословы, потому что иногда нужно что-то срочно найти, например, молитвослов, а его нет, кто-то взял, а не его месте лежит что-то совершенно постороннее.

Но в остальном, как сказал один певчий: «мы действительно, немножко отдельно от прихода существуем, не обращаем внимание на других людей, стоим отдельно и никого не видим, потому что ко все стоим спиной».

Поэтому поговорим не только о нашем клиросе, но и о месте клиросного пения в богослужении.

Раз мы ведем разговор о послушании, надо сказать, что клирос — это также послушание, которое требует постоянства, труда, ответственного подхода и поддержки друг друга, и у которого есть много невидимых искушений.

Певчий должен приходить всегда, в этом его послушание, а не в том, чтобы придти, когда нашлось время, и он решил попеть. Так каждый может понадеяться на других, и в один «прекрасный» день на клиросе могут остаться два человека.

Но даже, если певчих много, важно, чтобы был комплект, чтобы присутствовали все голоса. А обычно певчий приходит и видит, что не хватает 1-ого или 2-ого голоса, надо быстро ориентироваться — кто есть, кого нет, то тенором споет, то басом. Если певчие не будут опаздывать на службу, а что еще лучше, будут приходить на 10-15 минут раньше, каждый будет заранее знать, каким голосом он поет, и какого голоса не хватает.

Это касается не только клириков, но и всех прихожан, потому что такое собирание — тоже есть важный момент самой службы. Обычно на первый возглас священника мы договариваем наши разговоры и разбегаемся по храму. А как было бы хорошо, чтобы в этот момент все стояли на своих привычных местах уже готовые к службе. Это ожидание в молчании, когда служба еще не началась, очень хорошо настраивает на ее духовное восприятие.

Пение на клиросе — это служение не нотам, но слову. Клирос произносит основную часть доступных народу служебных молитв, является как бы вторым голосом священника, поэтому слова любого песнопения должны быть понятными и узнаваемыми.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему в реанимацию не пускают

Чем качественнее клирос будет их произносить, с сознанием присутствия Бога, с глубоким пониманием того, что он говорит, тем лучше настроение клироса и содержание молитв будет передаваться верующим, стоящим в храме. Слишком быстрый темп или нечеткое произнесение слов, заставляет напрягаться, вслушиваться, мешает молитве.

Особенно это чувствуется, когда поют неизвестные тропари или другие песнопения, а также при чтении кафизм. Мы просим помнить, что придя на службу, мы никуда не торопимся, а готовы внимать медленному молитвенному пению и чтению.

Нашему храму повезло, наш клирос поет очень стройно, сдержанно и профессионально. Это заслуга не одного хора, но, прежде всего, регента, который им управляет. Певчие, могут совершенно по-разному петь одну и ту же службу при двух разных регентах.

Один умеет настроить на теплое молитвенное настроение, передать ощущение близости Бога, а другой не может вложить это в певчих, не имеет дара раскрывать теплоту сердец, ту благодать, которую святые отцы вкладывали в свои тексты, потому что сам не имеет подобного опыта. А клирос — это показатель уже определенного духовного опыта.

Клирос незримо, незаметно передает разные молитвенные состояния и настроения, которые сопутствуют разным церковным праздникам.

Опыт духовной жизни важен не только для регента, но и для певчих. Послушание на клиросе очень приятное, говорят, что человек, который попробовал петь, и у него получилось, уже никогда от этого не откажется. Тем более, это очень привлекательное место для людей, которые недавно пришли в храм. Одна наша певчая сказала, что осталась в храме только благодаря клиросу, именно он ее удержал.

Но может быть, понимая ответственность этого послушания и зная его искушения, не стоит торопиться попасть на клирос, если есть такое желание. Лучше сначала научиться молиться дома, стоять в храме, а потом через два-три года, маленькими шажками идти на клирос с благословения духовника. И только тогда, когда певчий сам молиться, он может помочь людям молиться в храме. Клирос — это очередная ступенька лестницы, показатель культуры молитвы, сопровождаемой пением.

Это не всегда получается, и ради этого трудного послушания певчие иногда жертвуют своей молитвой. По словам одного певчего: «особо о молитве не приходится думать, нам бы спеть хорошо. Да, эта проблема есть, когда человек проводит службу, грубо говоря, в роли певца. Редко получается спеть от сердца, может быть только иногда, какое-то любимое песнопение»

А какое настроение может передать человек, который недавно пришел в храм и еще не научился молиться? Более того, человек, который был подвержен ярким переживаниям страстей, передает свои страсти через пение всему храму, переносит на молящихся, затмевая благодать, службу и слово Божие: все приходит во внутреннее расстройство, хотя внешне может казаться, что клирос очень стройно поет. Это очень важно и в равной степени относиться и к церковному чтению.

Мы благодарим наш клирос, и просим никогда не забывать, что мы стоим рядом с ними, мы молимся вместе с ним, и что клирос — это не собрание певчих, но собрание молящихся, которые совмещают с пением собственную молитву, и свое молитвенное настроение передают людям стоящим в храме.

Приходской листок №28 6/19 декабря 2004 г.

Источник: http://trinity-church.ru/bogosluzhebnaya_zhizn/clergy/kliros/

Как научиться петь тихо

Слушая певиц с мировыми именами, многие удивляются: исполнители так тонко передают тихие нюансы вокального произведения, что даже самые тихие слова без труда можно расслышать на последнем ряду в зале.

Эти певицы поют в микрофон, поэтому их так слышно, – думают некоторые любители вокала, но на самом деле это не так, и научиться тихо петь можно легко и быстро, если делать некоторые упражнения.

Поначалу мне тоже так казалось, пока на одном концерте классической музыки в ДК я не услышала одну певицу, на счету которой было несколько побед на вокальных конкурсах. Когда она запела, её голос струился на удивление мягко и тихо, хотя девушка пела классический романс Гурилёва.

Это было непривычно слушать, особенно тем, кто много лет занимался академическим пением и привык к сочному и громкому звуку, но вскоре стал понятен секрет успеха певицы. Она просто виртуозно владела вокальными нюансами, чётко произносила слова, и её голос действительно лился, словно ручей. Оказывается, и в академическом вокале можно петь тонко и филигранно, не подражая оперным певцам с форсированной манерой исполнения.

Умение владеть тихими нюансами – признак профессионализма певца любого стиля и направления. Оно позволяет играть своим голосом, делая произведение интересным и выразительным. Вот почему вокалисту любого направления просто необходимо петь тихо и тонко. И постепенно технику филигранного исполнения можно освоить, если регулярно делать упражнения, отрабатывать нюансы и петь правильно.

Немного теории

Пение на тихих нюансах достигается при твёрдой дыхательной опоре и попадании в резонаторы. Они способствуют слышимости голоса в любой аудитории.

Позиция тихого пения должна быть близкой, чтобы тембр обогатился красивыми обертонами и стал слышен даже в далёком ряду зрительного зала. Этим приёмом пользуются актёры в театральных пьесах.

Когда слова нужно произнести шёпотом, они берут низкое диафрагмальное дыхание и формируют звук как можно ближе к передним зубам. При этом очень важна и чёткость произношения слов. Чем тише звук, тем чётче слова.

В построении тихих нюансов имеет большое значение и высота формирования звука. Легче всего петь тихо низкие и средние ноты, труднее – высокие.

Многие вокалисты привыкли брать высокие ноты громко и красиво, но при этом они не могут петь на той же высоте тихие звуки. Этому можно научиться, если брать высокие ноты не открытым и громким звуком, а тихим фальцетом.

Он формируется за счёт головного резонатора на крепкой дыхательной опоре. Без неё только связками тихо спеть высокие ноты не получится.

Пение на тихих нюансах может быть очень выразительным, если максимально использовать наиболее удобный резонатор для выбранной высоты звука. Высокие ноты нужно брать тонким фальцетом, не напрягая гортань и связки, низкие – грудным звучанием, признаком которого становится вибрация в области грудной клетки. Средние ноты тоже звучат тихо за счёт грудного резонатора, который плавно соединяется с более высокими регистрами.

Итак, для правильного формирования тихого звучания, нужно соблюдать условия:

  1. Крепкая дыхательная опора (никаких пережатых связок).
  2. Чёткая артикуляция без зажимов и правильная дикция.
  3. Близкое формирование звука.
  4. Максимальное использование резонаторов.

Как научиться петь тихо – Тихие нюансы

Для начала вам нужно просто пропеть в удобной тесситуре определённую фразу средней громкости. Если вы правильно попадаете в резонаторы, она будет звучать легко и свободно. А теперь попробуйте её спеть очень тихо, сохраняя вокальную позицию. Слышно ли вам себя теперь или нет? Попросите подругу сесть в дальний угол комнаты и попробуйте тихо без микрофона спеть фразу или строчку из песни. Чётко ли были слышны слова? Не пропадал ли голос во время тихого пения?

Если у вас пропадает голос, когда вы поёте тихие ноты в высокой тесситуре, это первый признак неправильного формирования звука на связках. У таких исполнителей голос звучит очень громко и визгливо на высоких нотах или пропадает совсем. В таких случаях стоит брать высокие ноты фальцетом, чтобы звуком легко было управлять.

Можно использовать обычные вокальные упражнения, только петь их в разных нюансах. Например, одно звено распевки петь громко, другое – на средней высоте, третье – тихо. Можно использовать вокальные упражнения с постепенным восхождением на октаву и утроением верхнего звука, который нужно взять фальцетом.

Упражнения для тихого пения:

  1. Распевка на октаву (до-ми-соль-до-до-до-до-соль-ми-до). Верхний звук нужно брать как можно тише.
  2. Нисходящее распевание от квинты до примы. Нижние звуки должны быть хорошо слышны.
  3. Небольшое распевание до-ре-ми-ре-до.

    Поможет научиться чётко произносить слова в тихих нюансах и на низких звуках. Очень простое, но полезное упражнение для тренировки низкого регистра у сопрано.

Ну и, конечно, достойное вокальное тихое пение невозможно без примеров.

Одним из них может быть сцена:

Le balcon (Romeo et Juliette) на французском языке. Обратите внимание, как поёт высокие ноты Джульетта (лирическое сопрано), певица с классическим образованием и академической постановкой голоса.

В эстраде примером правильного пения верхних нот может стать певица Нюша (особенно в медленных композициях). У неё не только хорошо поставлен верх, но и она легко и тихо поёт высокие ноты. Стоит обратить внимание не на пение куплетов, а на то, как она показывает голос в проигрышах.

Певицей, которая отлично справляется с низкими нотами и может петь их тихо можно назвать Лайму Вайукле. Обратите внимание, как звучит её средний и низкий регистр. И как точно и чётко она играет нюансами на низких и средних нотах.

Автор — Аристархова Мария

Источник: https://music-education.ru/kak-nauchitsya-pet-tixo/

Как петь на клиросе

Для начала, разберем, что же такое клирос. С древнегреческого – клирос переводится, как — жребий, владение. Это места, расположенные в православном храме, на которых во время богослужения находятся певчие и чтецы. Вдоль иконостаса с двух сторон идет возвышение, которое называется солея. По краям солеи, расположены клиросы для чтецов и хоров. Основным на «Клиросе» являются ноты богослужебных песнопений.

Для того, чтобы учиться петь на клиросе, недостаточно знания молитвословия, вокально музыкальных навыков или же нотной грамоты. Необходимо выучить не только гласы церковных песнопений, но и понимать суть церковной службы.

Гласы – это православное песнопение, состоящее из восьми ладов, можно сказать «стандарт» для исполнения.

Существуют гласы нескольких типов: тропарь; стихира; прокимен.

И для каждого из них установлены разные напевы, чтобы пение было грамотным, в соответствии с произношением текстов и их музыкальным оформлением. И если вы поставили себе цель – учиться петь на клиросе, нужно знать не только гласы по счёту, но и их типы.

Учиться петь на клиросе непросто, необходимо каждый день заниматься длительными распевами. Слушая тот или иной напев гласа, петь про себя, а потом уже начинать учить свою партию. Можно использовать видео или аудио уроки, далее, уже без включенного аудио или видео материала начинать петь, читая ноты, правильно воспроизводя звуки.

Так же можно договорится об индивидуальных занятиях с опытным преподавателем, который объяснит ошибки и подскажет пути их исправления.

Для начала, используйте:

  • литературу, написанную на церковнославянском языке (Псалтырь (книга псалмов), Библия, молитвенник)
  • ноты песнопений (желательно сразу разучивать напев того храма, где вы собираетесь петь на клиросе).
  • диктофон, на который можно записать свое исполнение или общее звучание хора, позже можно воспроизвести запись, отрепетировать, и исправить возникающие огрехи.
  • компьютер, воспользуйтесь интернетом, где вы найдете множество материалов от том, как научиться петь на клиросе.

Главное желание учиться петь на клиросе, и вы можете использовать свои навыки и умения в любом православном храме.

Недавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная «элита»: ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.

Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий «вырастает» из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой «переход» совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.

Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — «правый» и «левый» (именуемый также любительским, учебным или будничным).

Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми «Верую» и «Отче наш», наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: «А можно мне в хор попробовать?».

Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: «Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?».

Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь.

Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать.

А как же «едиными усты Бога славить»? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось Вот и первое искушение новичка.

Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо

Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и «никакая-я-не-певчая!». Хорошо спели — хочется себя похвалить: «Надо же, как у меня хорошо получается!». Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — «Слава Богу!».

Плохо — все равно «Слава Богу!» На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать.

И думать: «А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?».

Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших «праздничных» хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную. Да и не каждый решится «воспитывать» нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате

О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: «Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник».

У «корыстолюбцев» из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: «Требуются певчие», указала нашу обычную ставку.

Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.

Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: «Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить». Обычно такие «бывшие певчие» в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.

Впрочем, мне кажется, «бывших певчих» вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».

Источник: https://sobor-novoros.ru/kak-pet-na-klirose/

Как научиться петь в любом возрасте

Это первое, что необходимо сделать, если хотите научиться петь. Когда вы привычно сутулитесь, происходит вот что:

  • Дыхательные пути изгибаются, и воздух не может проходить по ним свободно.
  • Внутренние органы сжимаются. Лёгкие страдают в первую очередь: им сложно расширяться и сокращаться и они способны набрать гораздо меньше воздуха, чем в свободном состоянии.

В результате во время пения вы постоянно запинаетесь, чтобы ухватить недостающего кислорода. А ваш голос звучит не так мощно и глубоко, как мог бы, — он остаётся тихим и глухим.

Правильная осанка — прямой позвоночник, раскрытые плечи, развёрнутая вперёд грудная клетка — позволяет добиться максимального объёма лёгких, облегчает прохождение воздуха и даёт вам возможность более звучно петь .

Как правильно петь стоя

  • Встаньте прямо, расположив ноги на ширине плеч и чуть выставив одну из них вперёд.
  • Представьте, будто ваш позвоночник — это струна, уходящая в небо.
  • Поднимите подбородок, чтобы его нижняя линия оказалась параллельной земле.
  • Разверните плечи.
  • Положите руку на живот в районе диафрагмы — это дисциплинирует, не давая животу выпячиваться вперёд, и дополнительно помогает контролировать дыхание (об этом позже).

Такая поза максимально облегчит ваше дыхание и даст наполниться лёгким.

Как правильно петь сидя

  • Сядьте на переднюю половину стула, не облокачивайтесь на спинку.
  • Помните: ваш позвоночник — уходящая в небо струна.
  • Поставьте обе ступни параллельно друг другу, не отрывая пятки от пола.
  • Разверните плечи.
  • Держите нижнюю линию подбородка параллельно полу.

Поначалу такая поза может показаться не слишком удобной. Но во время тренировок крайне важно сидеть именно так, чтобы приучить тело к правильной позиции.

Ну и познакомиться с собственным, не стеснённым привычной сутулостью голосом. Он может вас удивить.

2. Найдите удобную позу

Правильная осанка важна для силы и звучности голоса. А вот удобная поза — для уверенности в себе, без которой сложно выступить перед слушателями.

Постарайтесь совместить эти два фактора: поищите позицию, в которой будете чувствовать себя максимально раскованно и комфортно и которая одновременно даст свободу вашим лёгким.

Найдите позицию, в которой чувствуете себя суперзвездой.

Жоао Рибейру, преподаватель по вокалу

3. Научитесь правильно дышать

Правильное, эффективное дыхание — основа пения. Нам необходимо достаточное количество воздуха, чтобы тянуть долгие звуки. И умение быстро вдыхать, чтобы не прерывать вокал и не нарушать его мелодичность.

Как научиться правильно вдыхать

Ваша задача — быстро и по‑максимуму заполнять лёгкие воздухом. Выработать этот навык можно с помощью следующих упражнений . Их надо повторять каждый день.

  1. Представьте, что воздух, который вы вдыхаете, очень тяжёлый. Ну, например, весит 10 кг. Визуализируйте этот вес и позвольте ему буквально провалиться внутрь вашего тела, ниже уровня пупка (по ощущениям, естественно). Бум! Важный момент: когда «10 кг воздуха» падают, расширяется живот, а не грудь. Старайтесь дышать именно так — животом. В этом случае будет активно работать диафрагма — мышца, обеспечивающая максимальное расширение лёгких. Сделайте 5–10 медленных вдохов и выдохов «животом».
  2. Ускорьте дыхание «животом». Опять же представляйте, будто воздух много весит, но позвольте ему проваливаться в ваше тело максимально быстро. Сделайте 10–15 быстрых вдохов и медленных выдохов.
  3. Попробуйте заполнить свои лёгкие воздухом так, словно вы воздушный шарик. Вдыхайте с помощью диафрагмы максимально глубоко. Почувствуйте, как расширяются живот и поясница. Сделайте 3–4 подхода.

Как научиться правильно выдыхать

Выдох не менее важен. Он должен быть равномерным и плавным — это поможет вам брать и держать высокие ноты и долгие музыкальные фразы. Чтобы проработать выдох, выполните одно из следующих упражнений (или все вместе).

  1. Погоняйте по дому пёрышко. Или, если его под рукой нет, вообразите. Теперь поднимите пёрышко на ладони на уровень рта, сделайте глубокий вдох и подуйте на него — так, чтобы оно поднялось в воздух как можно выше. Далее ваша задача — максимально долго не давать ему упасть. Дуйте на перо, пока можете. В конце этого долгого выдоха вы должны почувствовать острую необходимость немедленно вдохнуть.
  2. Спойте любую ноту на относительно большой громкости. Держите этот звук так долго, как сможете. Для проверки эффективности этой тренировки вам понадобится секундомер. Засеките время, в течение которого можете петь ноту. А затем наблюдайте, как каждый день это время понемногу увеличивается.
  3. Пошипите. Медленно и глубоко вдохните, задержите дыхание на 1–2 секунды и начинайте выпускать воздух с постоянным негромким шипением: «Ш‑ш‑ш». Прислушивайтесь к этому звуку и следите, чтобы тон не понижался и не становился выше, а звук тёк без пауз и заминок. Шипите до тех пор, пока в лёгких хватает воздуха.

4. Работайте над техникой пения

Вокал можно натренировать — так же, как мышцы в спортзале. Но важно делать это правильно.

Источник: https://lifehacker.ru/kak-nauchitsya-pet/

Желание петь — блажь или призвание?

Желание петь — блажь или призвание?

4885      1

Изначально я очень сильно сомневалась в том, что мне стоит воплощать в жизнь свое желание петь в церковном хоре. Однако обстоятельства складывались таким образом, что не встать на клирос означало бы непослушание настоятелю храма, который я посещала. А на это я решиться не могла.

Окраинный храм, небольшой женский коллектив. Почти у всех была основная работа, и на клирос многие приходили при наличии свободного от нее времени. Священники и тому были рады — с певчими было не густо.

Многие из нас послушно пели стихиры, тропари и нотные песнопения, на которые указывал регент, но самостоятельно в уставе не разбирались и без регента службу спеть не могли. Однажды пришла я пораньше, время начала Литургии неумолимо приближалось, а регент и другие певчие опаздывали.

Священник выглянул из алтаря и, увидев одного певчего, удовлетворенно кивнул: ему и невдомек, что этот певчий — дуб-дерево и в одиночку даже «Господи, помилуй» в нужном месте не споет. Когда я поняла, что батюшка может начать службу, не дожидаясь прихода опаздывающего регента, — сбежала с клироса сломя голову.

Стыдно, конечно, но это лучше, нежели претерпеть позор потом, во время службы. После второго такого происшествия я начала задумываться о том, что со своим образованием в этой области надо что-то делать.

Оказалось, что учиться церковному пению в Саратове человеку, занятому на основной работе с 8 до 17 часов, особо и негде. Но мне несказанно повезло

Спасите наши уши!

Однажды мне поступило предложение петь в храме во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, что на Ново-Елшанском кладбище. Желающих быть там певчими не было: и добраться сложно, и прихожан особо нет в связи с удаленностью от города. И как-то все сходилось на мне: живу недалеко, в Жасминном, есть свой автомобиль, желание подтянуть свой уровень в области церковного пения и возможность сделать это, не травмируя слух прихожан.

Несколько вечеров перед первой Литургией, которую мне предстояло спеть самостоятельно, со мной позанималась регент Никольского храма. Она упорядочила в моей голове знания и навыки, и я стала понимать ход службы, а также вполне сносно пропевала основные песнопения. Больше времени на занятия не было — приближались выходные и мое первое «одиночное плавание».

Как только началась служба, меня парализовал страх. Отчего?! Ход Литургии я выучила, священника знала давно, свечница — добрая знакомая, а алтарник — тот вообще живет со мной по соседству. Больше в храме никого не было, кроме Сил бесплотных.

«Вот в них все и дело!» — это я потом прочувствовала душой. Впоследствии трепет перед службой возникал всегда, даже когда я уже была уверена в своих силах. Я поняла, что богослужение — самое важное, что происходит на земле.

А человек, участвующий в нем, несет колоссальную ответственность за качество и каждую секунду этого таинственного действа.

На той, первой, Литургии я читала и пела как в тумане, от страха совершенно ничего не соображая. Подошел черед чтения Апостола. На ватных ногах я вышла к центральному аналою и на возглас священника из алтаря: «Премудрость!» зачем-то вместо фразы «К Галатам послания святаго апостола Павла чтение» торжественно изрекла: «Вонмем!».

Единственное, на что в тот момент хватило моего парализованного страхом ума, — понять, что сморозила я что-то не то Повисла звенящая тишина. Мне эта минута тишины показалась вечностью, я покачивалась на ватных ногах, борясь с желанием упасть в спасительный обморок.

Священник меня из ступора вывел, ситуацию исправил, я прочла послание к Галатам и с горем пополам допела-таки Литургию.

На всенощном бдении, которое сложнее Литургии, я первое время тоже выкидывала фортели. Бедные батюшки, которые служили в Лазаревском храме посменно! Все они понимали, что деваться от меня некуда. Певчих, умеющих самостоятельно, в одиночку пропеть всю службу, в городе тогда можно было пересчитать по пальцам

И вот буквально за несколько последних лет ситуация в нашем городе переменилась. Я даже немного завидую тем, кто учится петь сейчас, потому что перед этими людьми открыты большие возможности получить глубокие знания, и ничьи уши от их ученических ошибок не пострадают!

 

Любительские хоровые коллективы сейчас есть практически во всех саратовских храмах, а в некоторых помимо любительских взрослых хоров существуют и детские.

Я пообщалась с регентами любительских церковных хоров, интересуясь у них, можно ли научиться церковному пению, не имея музыкального образования. Есть ли шансы научиться красиво петь, если ваш голос не услаждает слух собеседника? Возможно ли это, если вы немилосердно фальшивите, а петь очень хочется?

— Было бы желание, — говорит Ирина Катарьян, регент Ильинского храма поселка ВСО города Саратова. — Я никого не отсеиваю. Слух можно выработать, голос поставить. Все зависит от трудолюбия человека, и нередко приходится замечать, как люди с меньшими вокальными данными оставляют позади тех, кому дарован хороший слух и голос. Наши любители сейчас уже поют Литургию по субботам. Я считаю, что практика очень важна и именно применение знаний на богослужениях ускоряет обучение.

— С любительским хором очень приятно работать, — рассказывает Мария Никитина, преподаватель церковного пения в певческой школе Петропавловского храма Саратова. — Они как дети-отличники: их важное качество — усердие.

— В певческой школе Петропавловского храма преподается чинопоследование богослужения (устав), церковнославянский язык, вокал и непосредственно пение, — рассказывает регент любительского хора Виктория Усова. — Любители поют на вечернем богослужении по пятницам и на Литургии по субботам. В праздники выезжают на богослужения в села, где нет певчих. Сейчас у нас обучается 30 человек.

Наталья Федотова занимается с любительским хором храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

— Хор существует с июля 2015 года, — рассказывает Наталья. — Учим пока Литургию (обиход) и тропарные гласы. Результаты уже есть. Конечно, приходится много времени тратить на обучение новичков нотной грамоте, потому что основная масса учеников музыкального образования не имеет, но это преодолимое препятствие.

В бывшем здании семинарии по адресу Радищева, 24 работают курсы церковного пения, организованные миссионерским отделом Саратовской епархии. Обучение проходит также по нескольким направлениям — от постановки дыхания и голоса до изучения чинопоследования Божественной литургии, всенощного бдения, молебна и панихиды.

Петь на клиросе

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе.

Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу.

Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать.

Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло.

Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения.

Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

Как научиться петь в церковном хоре, не зная нот

При углублении в историю церковных песнопений, обнаруживается интересный факт. Во времена Средневековья считалось, что церковные песнопения должны не доставлять слушателям чувственное удовольствие, а помогать прихожанам произнести молитву Богу. Поэтому церковное пение до XVII века было одноголосным, ритм – дисгармоничным, похожим на ритм разговорной речи, а полутона запрещали!

Немало воды утекло с тех пор. Встречаются и роскошные хоры с профессиональными вокалистами, и народные, в которых участники учатся петь, так сказать, в процессе. Но некоторые настоятели и регенты (руководители церковного хора) придерживаются мнения, что непрофессиональные хоры для церкви подходят лучше — они не отвлекают прихожан и священника от молитвы красотой исполнения песнопений.

Вселенная Православия. Кто поет в храме?

Источник: https://thram-m.ru/stati/pet-na-klirose/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как бороться с бесами

Закрыть